Аукцион и конкурс по 44-фз: отличия и сходство

Аукцион и конкурс по 44-ФЗ: отличия и сходство

Говоря о государственных закупках, мы употребляем такие слова, как конкурсы, тендеры и аукционы. Для многих из нас данные понятия будут синонимами, однако, на деле это совсем не так. Давайте разберемся с тем, как данные понятия пересекаются и чем отличаются друг дот друга. Это поможет внести ясность в очень важный вопрос, связанный с государственными закупками и сферой действия федеральных законов №44 и №223.

Конкурсы, тендеры и аукционы: отличия

Единственная связь, которая заключается между этими тремя понятиями – их цель. Целью конкурса, тендера и аукциона является заключение контракта с победителем «соревнования» на право заключить данный контракт. Во всем остальном понятия имеют между собой коренные отличия.

Итак, давайте начнем с тендера. На сегодняшний день понятие «тендер» используется практически всегда, когда речь идет о государственных заказах или государственных закупках.

На самом же деле в нашем государстве это чисто разговорный термин, который никогда не используется в юридической документации. Вместо него законодателем было принято использовать слово «торги».

И здесь становится примечательным, что торги под собой и подразумевают – аукционы и конкурсы.

Тендер в виде аукциона: что требуется знать?

Аукцион и конкурс по 44-ФЗ: отличия и сходство

Какие виды аукционов существуют?

На сегодняшний день, в мире существует, как минимум, четыре формы, или проще говоря, вида аукционов, которые могут быть:

  • Прямыми;
  • Обратными;
  • Аукционами первой или второй цены;
  • Аукцион по принципу оплачиваю все и т.д.

Тендер в виде конкурса: что требуется знать?

Аукцион и конкурс по 44-ФЗ: отличия и сходство

Какие виды конкурсов существуют?

Виды конкурса достаточно разнообразны. Можно выделить:

  • Открытые и закрытые конкурсы;
  • Конкурсы с ограниченным количеством претендентов;
  • Конкурсы, проходящие в несколько этапов.

При всем при этом, чаще всего, претенденты совсем не знают друг о друге. Интерес в том, что отсутствует коррупция и царит полная анонимность участников конкурса. Заявка на конкурс имеет очень сложную документарную форму.

Потребуется масса корректной и правдивой информации, а также потребуется обеспечение заявки, как правило, хватает полученной в банке банковской гарантии на определенную сумму.

Также для многих конкурсов требуется допуск саморегулирующихся организаций и т.д.

Статья размещена на сайте «Банковская гарантия».

Поделиться в социальных сетях

В чем отличие конкурсов от торгов и от тендеров?

Аукцион и конкурс по 44-ФЗ: отличия и сходство

Часто ли Вам приходилось сталкиваться с вопросом о том, чем же отличаются конкурсы от торгов и от тендеров? Нет, не приходилось? Тогда Вам повезло больше чем мне. А мне достаточно часто на электронную почту приходят подобные вопросы, точной статистики я не веду, но с десяток таких писем точно было. Поэтому я решил уделить час свободного времени, чтобы написать эту статью.

И так давайте перейдем к рассмотрению нашего вопроса. Скажу что конкурсы и тендеры по сути одно и то же. Т.е.

они отличаются друг от друга также, как «топ менеджер» от «директора» или «клининг» от «уборки», думаю, суть Вы уловили. Слово «тендер» (tender) пришло к нам из английского языка и обозначает торги.

В российском законодательстве данный термин не употребляется, однако повсеместно используется в бизнес среде, да и в повседневной жизни тоже.

А вот отличие конкурсов от торгов это уже более деликатный момент. Как гласит часть 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) «торги проводятся в форме аукциона или конкурса». Из этого следует, что конкурсы это разновидность торгов, также как и аукционы, запросы котировок и т.д.

Аукцион и конкурс по 44-ФЗ: отличия и сходство

В Указе Президента РФ № 305 от 08.04.1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращении бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» был использован такой термин как «торги (конкурсы)», который подразумевал обозначение всех возможных процедур размещения госзаказа.

Поэтому, чтобы в дальнейшей работе Вам избежать путаницы в данных понятиях, следует приравнять понятия «торги» и «тендеры», а конкурсы, аукционы, запросы котировок и т.д. считать разновидностью торгов.

Даже в газетных статьях авторы, описывая процедуру проведения электронного аукциона, могут использовать такие термины, как тендер, конкурс и аукцион, что может окончательно сбить столку начинающего специалиста по госзакупкам.

Надеюсь, моя небольшая статья внесла ясность, и теперь Вы сможете свободно ориентироваться в данных понятиях.

Желаю Вам успехов и новых побед!

Аукцион и конкурс по 44-ФЗ: отличия и сходство

Разница между аукционом и конкурсом

Для наиболее эффективной реализации и приобретения товаров и услуг компании и частные лица принимают участие в различных конкурсах и аукционах. В каждом конкретном случае  более выгодна та или иная форма проведения торгов. Чтобы не ошибиться с выбором, следует хорошо понимать различия между аукционами и конкурсами, и их особенности.

  • Содержание статьи
  • Аукцион – это «распродажа» предметов, имеющих какую-либо ценность, по максимально возможной цене.

Изначально аукционы были предназначены для продажи долгового имущества. Сегодня на аукционы чаще всего выставляют антиквариат, предметы искусства, народного творчества; они распространены в качестве инструмента внешней торговли для реализации единичных товаров.

Кроме товаров, на аукционы могут быть выставлены и права на заключения договоров.

Существует  множество различных видов аукционов, самыми распространенными из которых являются:

  • английский (прямой);
  • аукцион первой цены;
  • аукцион второй цены;
  • обратный аукцион (редукционный);
  • аукцион «платят все» и др.
  1. Набирающий популярность в использовании тендер – также является одним из видов аукциона, называемый «аукционом своей цены».
  2. Конкурсом называют состязание нескольких претендентов, цель которого —  выбор более достойного  варианта, который обеспечит наилучшие условия исполнения контракта.
  3. Конкурсы бывают:
  • открытые (любой может принять участие);
  • селективные ( подавать заявку могут все, но непосредственно участвуют в конкурсе только отобранные заказчиком претенденты);
  • закрытые (участники приглашаются организаторами).

Конфиденциальность

Конкурс предполагает конфиденциальность всех сведений, содержащихся в заявке.  Заявка имеет довольно сложную структуру, неверное оформление ее является одной из самых частых причин отказа в участии в конкурсе.

Заявка на участие в аукционе отражает личную информацию об участнике, запрашиваемую организаторами, иногда копии некоторых документов, но  цену, которую участник готов заплатить за данный лот, не содержит, а соответственно не нуждается в конфиденциальности.

Аукцион и конкурс по 44-ФЗ: отличия и сходство

Условие победы

Чтобы определить победителя конкурса, рассматривают условия исполнения работы всеми участниками, их рейтинг, анализируют предполагаемое качество работы, и, исходя из этого, делают вывод.

Аукцион – это состязание предложений по цене: кто готов оплатить больше либо предложит самую низкую стоимость за выполнение им каких-либо услуг, тот и получит выставленный лот.

Аукцион считается более прозрачной  формой торгов.  У конкурентов имеется больше шансов получить желаемый лот, чем при участии в конкурсе, где субъективное мнение организаторов решает судьбу участников. К тому же, часто  случается так, что конкурс проводится лишь для  проформы, в то время как исполнитель изначально определен.

Материальные затраты на участие

Для участия в конкурсе необходимо качественно разработать предложение. При этом возникают материальные и временные издержки, порой даже очень значительные. Однако только один конкурсант выигрывает лот, остальным их затраты никак не компенсируются.

Для участия в аукционе, как правило, материальных затрат не требуется. Однако иногда организаторы собирают некоторый невозвратный взнос в качестве подтверждения серьезности намерений. Также существует такой вид аукциона, где каждый заявитель оплачивает названную им сумму, хотя лот достается лишь участнику, оценившему его максимально дорого.

Кроме всего прочего, итоговая цена приобретения лота на аукционе, как правило, процентов на 20-30 меньше, чем при приобретении аналогичного товара посредством конкурса.

Выводы TheDifference.ru

  1. Участник аукциона имеет больше шансов выиграть лот, чем  участник конкурса.
  2. Участие в конкурсе требует больших материальных затрат, чем участие в аукционе.
  3. Конкурс – это демонстрация  возможностей участников, их условий и качества работы. Обладателем лота аукциона становится участник,  предложивший большую цену, не зависимо от его личностных качеств и умений.

Аукцион и конкурс

Конкурсы и аукционы являются самыми распространенными видами конкурентных процедур закупок, которые заказчики, финансируемые из бюджетов государственного, регионального или муниципального уровней проводят по Закону о контрактной системе (ФЗ-44). Они не имеют ограничения по цене, в отличие от закупок у единственного поставщика или при проведении запроса котировок, позволяют принять участие в процедуре большому количеству претендентов на исполнение контракта.

Отличия конкурсов от аукционов

Согласно ФЗ-44 конкурс — способ определения исполнителя контракта (поставщика или подрядчика), при проведении которого побеждает участник, давший лучшее для заказчика предложение по условиям исполнения контракта, а аукцион — способ, при котором побеждает тот, кто предложил самую меньшую цену контракта.

И хотя конкурсы могут быть открытыми, закрытыми, с ограниченным участием или двухэтапными, а среди аукционов подразделяются электронные и закрытые процедуры, главное отличие между рассматриваемыми способами закупок — критерий выбора победителя (цена в случае аукциона, или лучшие в совокупности условия выполнения контракта в случае конкурса).

Кроме того, имеются еще ряд существенных отличий процедур конкурса и аукциона:

  • Порядок проведения. Аукцион целиком и полностью проводится электронно — извещение и документация публикуются в ЕИС, сами торги и подведение итогов происходят на одной из электронных торговых площадок, предназначенных для госзакупок, подписание контракта и информация о его изменении или прекращении — все отслеживается электронно. Информация о конкурсах (не являющихся закрытыми) также публикуется в ЕИС, однако заявки подаются в бумажном виде, а рассмотрение и оценка, принятие решения о победителе, осуществляется комиссией.
  • При аукционе возможно постепенное снижение цены (НМЦК), путем «шагов» участников, которые они делают на электронной площадке, при конкурсе участник закупки устанавливает цену и все другие условия, на которых готов выполнить контракт в своей заявке, которую при начале процедуры открытия может изменить (в плане цены) или вовсе отозвать.
  • Форма контракта. По итогам электронного аукциона контракт подписывается сторонами в безбумажной форме, электронно, и только по соглашению сторон может быть изготовлен на бумаге (после заключения на ЭТП). Контракт по итогам конкурса подписывается сторонами в обычной форме, на бумаге.

Несмотря на отличия в процедурах, для участия и в конкурсе, и в аукционе участникам закупки необходимо предоставить обеспечение заявки на участие (при аукционе такое обеспечение вносят на ЭТП, при конкурсе — на счет, указанный в документации), при заключении контракта — обеспечение его исполнения в виде внесения денежных средств на специальный счет заказчика или в виде банковской гарантии.

Ограничения при проведении конкурсов и аукционов

В целом, поскольку подведение итогов конкурса зависит от решения членов комиссии, заявки претендентов, этот способ закупки считается более коррупционным, чем аукцион. Поэтому согласно ч. 2 ст. 59 ФЗ-44 Правительством РФ разрабатывается перечень товаров, работ и услуг, которые можно закупать только путем аукциона (так называемый аукционный перечень).

Таким образом, если ТРУ внесены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, заказчик обязан провести закупку-аукцион. В субъектах Российской Федерации могут приниматься дополнительные перечни ТРУ, которые следует приобретать на аукционах.

Проведение конкурсов возможно на закупку сложных товаров, специфических работ или услуг, для которых важна не только цена, но и другие показатели (технические, научные, и др.).

Читайте также:  Увеличение количества поставляемого товара по 44-фз

Определения

Аукцион – это «распродажа» предметов, имеющих какую-либо ценность, по максимально возможной цене.

Изначально аукционы были предназначены для продажи долгового имущества. Сегодня на аукционы чаще всего выставляют антиквариат, предметы искусства, народного творчества; они распространены в качестве инструмента внешней торговли для реализации единичных товаров.

  • Кроме товаров, на аукционы могут быть выставлены и права на заключения договоров.
  • Существует множество различных видов аукционов, самыми распространенными из которых являются:
  • Реклама
  • английский (прямой);
  • аукцион первой цены;
  • аукцион второй цены;
  • обратный аукцион (редукционный);
  • аукцион «платят все» и др.
  1. Набирающий популярность в использовании тендер – также является одним из видов аукциона, называемый «аукционом своей цены».
  2. Конкурсом называют состязание нескольких претендентов, цель которого — выбор более достойного варианта, который обеспечит наилучшие условия исполнения контракта.
  3. Конкурсы бывают:
  • открытые (любой может принять участие);
  • селективные ( подавать заявку могут все, но непосредственно участвуют в конкурсе только отобранные заказчиком претенденты);
  • закрытые (участники приглашаются организаторами).

Особенности законодательного регулирования

Начиная с 2011 г. государственное регулирование взаимоотношений по закупкам у организаций с государственным участием, а также естественных монополий с коммерческими организациями регулируются законом: ФЗ-223 от 08.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Формализуется порядок конкурентной закупки. Вводятся основные понятия форм взаимоотношений заказчика и исполнителя. Из статьи 3.

2 указанного закона следуют основные понятия о том, чем отличается «конкурс» от «аукциона», что такое «запрос котировок», чем он отличается от «запроса предложений».

Регламентируется деятельность электронных площадок, которые работают в Интернете и предоставляют услуги по осуществлению конкурентных закупок.

В 2013 году принят соответствующий закон — ФЗ-44 от 22.03.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Он регламентирует закупки, если заказчиками выступают органы государственной или муниципальной власти. Вводятся понятия «открытый конкурс», а также «конкурс с ограниченным участием». Получило дальнейшую формализацию разъяснение того, чем отличается электронный аукцион от открытого конкурса.

Используя понятия двух основополагающих законов, электронные площадки разрабатывают собственные регламенты, где подробно описывают технологию взаимодействия заказчика с исполнителем.

Электронные торговые площадки

Действующим законодательством предусматривается постепенный переход в сфере государственных закупок от бумажного документооборота к электронным процедурам, которые осуществляются посредством специализированных площадок, разработанных для Интернета.

По сути, любой ресурс, осуществляющий посреднические услуги по документообороту между заказчиком и исполнителем, можно определить как электронную площадку. Все документы заверяют, используя электронную подпись. При этом можно выделить два класса площадок:

  • B2G, когда заказчиком могут выступать государственные структуры.
  • B2B, регулирующие взаимодействие коммерческих организаций.

Некоторые крупные заказчики имеют собственные специализированные торговые площадки. К ним можно отнести «Газпром» или ОАО «РЖД».

В настоящее время функционирует 5 таких интернет-ресурсов:

  1. ЗАО «Сбербанк», дочка Сбербанка России.
  2. АО «ЕЭТП», крупнейшая торговая площадка, учрежденная Правительством г. Москвы.
  3. ФГУП «СЭТ», начинала в качестве оператора, обслуживающего правительственные структуры республики Татарстан.
  4. ООО «РТС – Тендер», кроме всего прочего, работает по обслуживанию имущественных торгов.
  5. ЭТП «ММВБ-ИТ», специализирующаяся на работе с Федеральным казначейством и оборонными заказами.

Регламенты всех площадок содержат аналогичные понятия, описывающие общие закупочные процедуры и формализующие то, чем отличается аукцион от конкурса.

Типы процедур

Все типы закупочных процедур формально описываются понятиями:

  • Запрос котировок, когда заказчик полностью формализует требования к условиям договора, а исполнитель выбирается только по критерию предложенной цены. Возможность предложить цену исполнителю предоставляется только один раз.
  • Запрос предложений.
  • Конкурс предусматривает несколько критериев для выбора победителя. При этом по критерию цены заказчик может проходить многоэтапную процедуру. Множественность критериев — это основное, чем отличается конкурс от аукциона.
  • Аукцион (для целей ФЗ-44) — под этим понятием осуществляется процедура понижения цены, что несколько отличается от общепринятой торговой практики. Как правило, аукционы коммерческими структурами проводились для повышения предложения по ценам. Для процедуры понижения цен использовалось понятие редукционов. И чем отличаются аукционы от конкурсов, хорошо прописано в самом законе. Для аукциона за основу берется только один показатель – цена.
  • Конкурентные переговоры применяются, когда требуется срочное исполнение заказа или проведение конкурса не привело к заключению контракта.
  • Закупка у единственного источника.
  • Предварительный отбор.
  • Комплексная закупка.
  • Сбор коммерческих предложений.
  • Конкурентный отбор.

Готовим извещение и документацию

В такой конкурсной процедуре сведения о госзакупке сообщаются неограниченному кругу лиц, и для всех участников устанавливаются единые требования.

Проведение открытого конкурса в электронной форме обеспечивается действующим законодательством в области госзакупок, а также различными подзаконными актами и Постановлениями Правительства.

Главный из них — 44-ФЗ, он регулирует электронный конкурс 44-ФЗ статьей 54.1–54.7.

Для того чтобы конкурсная закупка состоялась, специалисту заказчика необходимо подготовить и утвердить конкурсную документацию.

При этом заказчик имеет право привлекать сторонние специализированные организации для формирования документов для конкурса (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ).

Экспертная компания может разработать документацию для организации-заказчика, но принимать участие в закупочной процедуре она не имеет права (ч. 1, 5 ст. 40 44-ФЗ).

Помимо документации, необходимо также подготовить и разместить в ЕИС извещение и проект контракта (ч. 1, 2 ст. 54.1, ч. 3 ст. 54.3). Без этих трех документов невозможно провести электронный конкурс по 44-ФЗ, сроки, в которые их нужно разместить в ЕИС, — не позднее 15 рабочих дней до истечения периода подачи заявок на электронную госзакупку.

Порядок составления извещения прописан в ст. 54.2 44-ФЗ. При необходимости заказчик может разместить извещение в любых открытых источниках информации. Допускается также внесение изменений в извещение при условии, что коррективы производятся не позже 5 дней до момента окончания срока подачи заявок. Организации-заказчику запрещено менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявок.

В статье вы сможете скачать и изучить документы, которые оформляются на каждом этапе закупки. Вот так выглядит документация открытого конкурса в электронной форме 2019 года.

Аукцион и конкурс по 44-ФЗ: отличия и сходство

Определение участников

Потенциальные поставщики одновременно направляют три документа — две части заявок на участие в торгах, а также предложение о цене (ч. 2, 3 ст. 54.4 44-ФЗ). Срок подачи заявок в электронном конкурсе составляет 15 рабочих дней с момента размещения извещения о процедуре.

После того как завершится период, отведенный на подачу заявок, оператор электронной площадки направляет заказчику их первые части. Далее начинает свою работу закупочная комиссия.

Члены комиссии организации-заказчика рассматривают и оценивают первые части запросов от участников торгов. Итоги проведенного анализа протоколируются.

Данный протокол необходимо передать оператору ЭП в положенный срок — в течение дня, отведенного на рассмотрение и оценку первых частей заявок (ч. 13 ст. 54.4, ч. 6,7 ст. 54.5 44-ФЗ).

Особенности проведения открытого конкурса в электронной форме состоят в том, что вторые части предложений участников, а также всю необходимую документацию (ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ) оператор направляет заказчику по истечении периода, предусмотренного на подачу окончательных ценовых предложений, после формирования соответствующего протокола (ч. 7 ст. 54.6, ч. 1 ст. 54.7 44-ФЗ).

Аукцион и конкурс по 44-ФЗ: отличия и сходство

Конкурсы и аукционы являются самыми распространенными видами конкурентных процедур закупок, которые заказчики, финансируемые из бюджетов государственного, регионального или муниципального уровней проводят по Закону о контрактной системе (ФЗ-44). Они не имеют ограничения по цене, в отличие от закупок у единственного поставщика или при проведении запроса котировок, позволяют принять участие в процедуре большому количеству претендентов на исполнение контракта.

Отличия конкурсов от аукционов

Согласно ФЗ-44 конкурс — способ определения исполнителя контракта (поставщика или подрядчика), при проведении которого побеждает участник, давший лучшее для заказчика предложение по условиям исполнения контракта, а аукцион — способ, при котором побеждает тот, кто предложил самую меньшую цену контракта.

И хотя конкурсы могут быть открытыми, закрытыми, с ограниченным участием или двухэтапными, а среди аукционов подразделяются электронные и закрытые процедуры, главное отличие между рассматриваемыми способами закупок — критерий выбора победителя (цена в случае аукциона, или лучшие в совокупности условия выполнения контракта  в случае конкурса). 

Кроме того, имеются еще ряд существенных отличий процедур конкурса и аукциона:

  • Порядок проведения. Аукцион целиком и полностью проводится электронно — извещение и документация публикуются в ЕИС, сами торги и подведение итогов происходят на одной из   электронных торговых площадок, предназначенных для госзакупок, подписание контракта и информация о его изменении или прекращении — все отслеживается электронно. Информация о конкурсах (не являющихся закрытыми) также публикуется в ЕИС, однако заявки подаются в бумажном виде, а рассмотрение и оценка, принятие решения о победителе,  осуществляется комиссией. 
  • При аукционе возможно постепенное снижение цены (НМЦК), путем «шагов» участников, которые они делают на электронной площадке, при конкурсе участник закупки устанавливает цену и все другие условия, на которых готов выполнить контракт в своей заявке, которую при начале процедуры открытия может изменить (в плане цены) или вовсе отозвать.
  • Форма контракта. По итогам электронного аукциона контракт подписывается сторонами в безбумажной форме, электронно, и только по соглашению сторон может быть изготовлен на бумаге (после заключения на ЭТП). Контракт по итогам конкурса  подписывается сторонами в обычной форме, на бумаге.

Несмотря на отличия в процедурах, для участия и в конкурсе, и в аукционе участникам закупки необходимо предоставить обеспечение заявки на участие (при аукционе такое обеспечение вносят на ЭТП, при конкурсе — на счет, указанный в документации), при заключении контракта — обеспечение его исполнения в виде внесения денежных средств на специальный счет заказчика или в виде банковской гарантии. 

Ограничения при проведении конкурсов и аукционов

В целом, поскольку подведение итогов конкурса зависит от решения членов комиссии, заявки претендентов, этот способ закупки считается более коррупционным, чем аукцион. Поэтому согласно ч. 2 ст. 59 ФЗ-44 Правительством РФ разрабатывается перечень товаров, работ и услуг, которые можно закупать только путем аукциона (так называемый аукционный перечень). 

Таким образом, если ТРУ внесены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, заказчик обязан провести закупку-аукцион. В субъектах Российской Федерации могут приниматься дополнительные перечни ТРУ, которые следует приобретать на аукционах. 

Проведение конкурсов возможно на закупку сложных товаров, специфических работ или услуг, для которых важна не только цена, но и другие показатели (технические, научные, и др.).

Читайте также:  Инструкции по участию в госзакупках: тендерах, аукционах, запросах котировок

Тендер, аукцион, конкурс, торги: общее и особенное

   В российской деловой практике и в  российском законодательстве понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» не совпадают и несут различную смысловую нагрузку. Для того, чтобы разобраться в терминологии, в этой статье мы поведем «разговор по понятиям».

  • Общим во всех представленных терминах является то, что все они:
  • –являются формами конкурентного, рыночного состязания между участниками  за право заключения договора;
  • –осуществляются после сбора пакета документов, поступающих от потенциальных участников по заранее объявленным в документации условиям; в сроки, установленные комиссией; на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

   Тендер – это синоним слов «торги», «конкурс». Определение этого термина было заимствовано из английского языка. Термин используется в  России с 90-х годов XX века. В 1994 г. на международном уровне был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг.

Типовой закон обобщил опыт в сфере государственных закупок за рубежом и предложил модель организации закупочной деятельности для национальных законодательств.

В российской деловой практике, наряду с международными тендерами, в которых участвуют российские компании, выделяют государственные и коммерческие тендеры.

   Тендер — это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Понятие «тендер» применяют и по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким  как запросы котировок, запросы цен, запросы предложений.

Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

   В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует. Вместо него используются понятия «торги», «конкурс». Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов. В ст.

447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449.

«Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Чем тендер отличается от аукциона?

   Аукцион — состязание участников торгов осуществляется только по одному критерию – цене. В аукционе доступны цены и предложения для всех участников. Отличается от тендера возможностью участников изменять поданное предложение.

Каждый участник аукциона может изменять свои предложения, предлагая более выгодные условия, чем его конкуренты. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона».

Шаг аукциона жестко задан и составляет 0,5% от максимальной цены контракта, указанной заказчиком. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену.

   Тендеры проводятся по обратному принципу. Каждый участник подает предложение в «закрытом конверте».  Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь тендерной комиссии. Цель кандидатов – предоставить тендерной комиссии выгодные условия поставки. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое предложило лучшие условия исполнения контракта.

Лучшими условиями являются несколько критериев: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Немаловажную роль играет представленная предприятием тендерная документация.

Она должна отвечать всем требованиям тендерной документации, то есть содержать техническую и коммерческую часть. В технической части нужно привести описание и общую информацию об объекте торгов, изложить инструкцию для поставщиков, предоставить информационную карту.

В коммерческой части должны быть указаны цены, условия, графики платежа, источники финансирования контракта. Конкретное содержание тендерной документации определяет тендерный комитет. 

Чем тендер отличается от конкурса?

   По сути – это слова-синонимы. В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России  — Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве.

  1.    Обобщая наш анализ, можно сделать следующие выводы:
  2. –понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» широко применяются в деловой практике как формы конкурентного состязания между участниками  за право заключения договора;
  3. – понятие «торги» применяется в российском законодательстве и подразделяется на два вида: аукцион и конкурс;
  4. – понятие «аукцион» означает вид торгов, которые проводятся аукционистом, организующим непосредственное состязание участников торгов только по одному критерию – цене; отличаются возможностью участников изменять поданное предложение;
  5. – понятие «конкурс» означает вид торгов, в котором состязание участников осуществляется по нескольким критериям: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь конкурсной комиссии, которая на закрытом заседании оценивает пакеты конкурсной документации участников торгов;
  6. – понятие «тендер» означает  конкурсную форму торгов и широко применяется в международном и российском деловом обороте.

Тендер и аукцион: в чем разница? Основные отличия по целям, предмету торгов, форме и порядке проведения

При организации закупок в рамках контрактной системы по 44-ФЗ и закупок отдельными юрлицами по 223-ФЗ заказчики часто сталкиваются с такими терминами, как «тендер» и «аукцион».

Понятие тендера и аукциона

Действующее законодательство не содержит понятия «тендер», хотя оно широко употребляется на практике. С учетом контекста, где используется понятие тендера, под ним можно понять любую конкурентную процедуру, которая проводится государственными заказчиками и частными организациями.

Также под тендером понимается конкурентная процедура. Победителем в закупке становится лицо, которое соответствовало всем требованиям заказчика и смогло предложить наилучшие условия исполнения обязательств. Данное понятие очень близко по значению термину «конкурс» по 44-ФЗ. Понятие тендера применяют и по отношению к неконкурсным процедурам: таким, как запросы цен, предложений и котировок.

Понятие аукциона содержится в Гражданском кодексе и 44-ФЗ. На основании положений Гражданского кодекса под аукционом понимается форма торгов по реализации имущества, в котором побеждает лицо, предложившее наибольшую цену. Применительно к контрактной системе в аукционе выигрывает лицо, которое смогло предложить наименьшую цену.

Основные различия между тендером и аукционом

Общей чертой тендера и аукциона является то, что они выступают формой конкурентного или рыночного состязания между участниками за право подписать договор с заказчиком.

Победитель закупки определяется по результатам сбора комплекта документов, которые поступают от потенциальных участников с учетом требований закупочной документации.

Форма проведения закупки выбирается заказчиком с учетом принципа наибольшей эффективности.

Целью проведения тендера и аукциона является определение поставщика, который сможет предложить наиболее выгодные условия заказчику. Применительно к 44-ФЗ немаловажное значение придается фактору бюджетной экономии.

Сведения обо всех проводимых тендерах и аукционах в обязательном порядке публикуются в ЕИС.

Но при закупках через тендер и аукцион фигурируют разные предметы закупок.

При тендерах стандартно закупается сложный предмет (например, технологически сложные товары или работы либо эксклюзивная и инновационная продукция). Его сложно оценить в рублевом эквиваленте, в штуках или в весовых параметрах.

Например, через тендер могут закупаться работы по созданию крупного промышленного объекта. Очевидно, что такие работы может выполнить только компания с уникальным опытом и крупными мощностями, поэтому выбор подрядчика с опорой только на ценовые параметры в этом случае не представляется возможным.

Отличительной особенностью аукциона является то, что его предмет поддается четкому количественному измерению и денежной оценке. При этом цена в рамках аукциона является единственным критерием, который позволяет выбрать победителя.

Форма и порядок проведения торгов

При проведении торгов через тендер каждая заявка оценивается одновременно по нескольким критериям. Например:

  1. Опыт выполнения участников аналогичных работ (иногда указывается точное количество аналогичных успешно завершенных проектов).
  2. Финансовая устойчивость компании (приводятся конкретные финансовые показатели, которые должны свидетельствовать о стабильности компании и ее способности исполнить крупный контракт).
  3. Деловая репутация компании.
  4. Производственные мощности. Наличие необходимой техники, приборов и инструментов.
  5. Наличие квалифицированного персонала.
  6. Цена, по которой участник может исполнить контракт.

Каждому критерию придается определенный удельный вес в зависимости от специфики закупки. В ходе заседания комиссии по закупкам она суммирует оценки участников по всем критериям и определяет победителя.

Обычно проведение тендера предполагает разработку масштабной тендерной документации, в которой регламентируются требования к участникам и перечень предоставляемых документов. От участника запрашивают внушительный комплект сведений, включая свидетельства СРО, бухгалтерские и финансовые документы, справки об отсутствии задолженности и пр.

Аукционы проводятся на специализированных электронных площадках. Для участия в аукционе не нужно внушительного комплекта документов: обычно достаточно предоставить согласие исполнить конкретную работу или оказать услугу, а также сведения по предмету закупки.

Сущность аукциона состоит в том, что участники, допущенные до торгов, делают свои предложения по цене в размере «шага аукциона» (обычно 0,5% от цены контракта). Если в течение 10 минут не поступит нового предложения, то торги завершаются и определяется победитель.

Аукцион отличается от тендера тем, что у участника есть возможность в ходе закупки изменять ценовое предложение и сделать его более выгодным для заказчика. В рамках тендера участники подают заявки в закрытых конвертах и их предложения скрыты от других.

Если в тендере или аукционе принял участие только единственный участник, то они признаются несостоявшимися.

Таким образом, понятие аукциона официально используется в практике государственных закупок и регламентируется законодательно. Понятие тендера законодательно не регулируется.

Но данный термин обычно употребляется в значении, близком к закупкам через конкурс.

Загрузка…

Конкурс и аукцион отличия по 44 фз

  • Нормативный метод. При этом цену определяют путем расчета и она, как правило, превышает рыночную из-за специфических условий закупки.
  • Тарифный метод применяется, когда ценообразование на необходимый вид товара регулируется государством.
  • Проектно-сметный метод используется при обосновании строительных работ.
  • Затратный метод используется в крайнем случае, при этом цена складывается из средней по отрасли прибыли и планируемых затрат на осуществление заказа.
  • Метод определения поставщика Торги могут быть закрытыми (участники приглашаются в частном порядке) или открытыми (участвуют все аккредитованные на ЭТП пользователи). К открытым способам определения поставщика относятся: открытый конкурс, электронный аукцион.
Читайте также:  Срок рассмотрения 2 частей заявок на участие в аукционе 44-фз

Проведение торгов предполагает объявление закупочной процедуры с публикацией параметров и требований к поставщикам и их продукции, сбор заявок участников, их анализ, выбор победителя и заключение контракта.

Распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. N 2020-р утвержден Переченьтоваров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

2 ст. 48 Закона 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.

Аукцион и конкурс по 44-ФЗ: отличия и сходство

Согласно ФЗ-44 конкурс — способ определения исполнителя контракта (поставщика или подрядчика), при проведении которого побеждает участник, давший лучшее для заказчика предложение по условиям исполнения контракта, а аукцион — способ, при котором побеждает тот, кто предложил самую меньшую цену контракта.

И хотя конкурсы могут быть открытыми, закрытыми, с ограниченным участием или двухэтапными, а среди аукционов подразделяются электронные и закрытые процедуры, главное отличие между рассматриваемыми способами закупок — критерий выбора победителя (цена в случае аукциона, или лучшие в совокупности условия выполнения контракта в случае конкурса).

Несмотря на отличия в процедурах, для участия и в конкурсе, и в аукционе участникам закупки необходимо предоставить обеспечение заявки на участие (при аукционе такое обеспечение вносят на ЭТП, при конкурсе — на счет, указанный в документации), при заключении контракта — обеспечение его исполнения в виде внесения денежных средств на специальный счет заказчика или в виде банковской гарантии.

  1. Аукцион инициируется продавцом, конкурс – покупателем.
  2. Критерий выбора победителя аукциона – максимальная цена, победитель конкурса может обладать другими конкурентными качествами, например, большим положительным опытом выполнения сходных работ.

Поэтому участникам следует проявить к документации закупки максимальное внимание — именно понимание нужд заказчика и его требований к товару, услугах, работе, даст наибольший результат и приведет к победе в открытом конкурсе.

Отличие открытого конкурса от аукциона по 44 фз

Причинами отказа могут быть: Непредоставление или предоставление недостоверных сведений, необходимых для участия в конкурсной процедуре на основании положений закона о Федеральной контрактной системе п. Несоответствие предоставленного запроса условиям и требованиям, предъявляемым организацией-заказчиком к первым частям предложений пп.

Плюсы и минусы открытого конкурса В рамках госзаказа конкурс — это способ определения победителя закупки исходя из лучших условий исполнения контракта.

В отличие, например, от электронного аукциона, в конкурсе имеют значение не только предложенные участниками цены, но и прочие условия. Это такой тип процедуры, о котором сообщается неограниченному кругу лиц через ЕИС.

При этом заказчик предъявляет к участникам единые требования — устанавливать какие-либо дополнительные критерии законом запрещено.

Чем отличается конкурс от аукциона фз 44

В российской деловой практике, наряду с международными тендерами, в которых участвуют российские компании, выделяют государственные и коммерческие тендеры.

Тендер — это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Термин используется в России с 90-х годов XX века. В 1994 г. на международном уровне был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Типовой закон обобщил опыт в сфере государственных закупок за рубежом и предложил модель организации закупочной деятельности для национальных законодательств.

Чем отличаются друг от друга аукцион, конкурс и запрос котировок

Главным критерием в состязании между поставщиками во время торгов является цена. Предложения участников доступны каждому, поэтому они могут оперативно изменить свою стоимость, чтобы «перебить» конкурента.

Перед стартом аукциона устанавливается начальная максимальная цена, которая указывается в извещении. Стоимость снижается на шаг аукциона, который составляет 0,5 % от цены заказчика.

Победителем аукциона является тот, кто предлагает наименьшую стоимость.

Аукцион, конкурс и запрос котировок являются неотъемлемыми понятиями современной российской деловой практики. Они закреплены законодательно, понятия несут разную смысловую нагрузку.

Данные термины объединяет тот факт, что это формы конкурентного состязания между поставщиками. Участники подают свои предложения и пакеты документов по заранее оговоренным условиям. Деятельность в рамках этих понятий базируется на справедливости и эффективности.

Однако необходимо понимать, в чем различия между аукционом, конкурсом и запросом котировок.

Что проводить конкурс или аукцион по 44-ФЗ? Как регулируется вопрос о преимущественном проведении конкурса

В силу ч. 2 ст.

48 Закона 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 2 ст.

59 Закона 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

  • Участвовать могут все аккредитованные на ЭТП пользователи, удовлетворяющие требованиям к поставщику по Закону № 44-ФЗ.
  • Аналогичные этапы проведения процедуры.
  • Инициатором торгов является заказчик.
  • Различия конкурса и аукциона с государственным заказчиком:
  1. Критерий выбора победителя аукциона – минимальная цена, победитель конкурса может обладать другими конкурентными преимуществами (собственное производство, высокое качество кадрового состава, наличие патентов и известных торговых марок, срок существования организации и др.), выигрывает тот, кто предложил наилучшие условия выполнения контракта.
  2. При проведении конкурса заказчик предъявляет дополнительные требования к исполнителю с расстановкой их приоритета.
  3. Конкурсная заявка и обеспечивается внесением денежных средств или предоставлением банковской гарантии.
  • Нормативный метод. При этом цену определяют путем расчета и она, как правило, превышает рыночную из-за специфических условий закупки.
  • Тарифный метод применяется, когда ценообразование на необходимый вид товара регулируется государством.
  • Проектно-сметный метод используется при обосновании строительных работ.
  • Затратный метод используется в крайнем случае, при этом цена складывается из средней по отрасли прибыли и планируемых затрат на осуществление заказа.
  • Метод определения поставщика Торги могут быть закрытыми (участники приглашаются в частном порядке) или открытыми (участвуют все аккредитованные на ЭТП пользователи).

Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь тендерной комиссии. Цель кандидатов – предоставить тендерной комиссии выгодные условия поставки. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое предложило лучшие условия исполнения контракта.

  • Выбрать самый подходящий банк из перечня Минфина РФ;
  • Ускорить процесс рассмотрения и одобрения вашей заявки;
  • Получить банковскую гарантию на длительный срок;
  • Воспользоваться спецпредложениями со сниженными ставками;
  • Предоставить обеспечение точно в срок и не допустить ошибок!

Отличие открытого конкурса от аукциона по фз

  • Проведение торгов. Здесь имеет место аукцион на повышение в этом случае выигрывает, предложивший максимальную цену.
  • Обозначение начальной цены и сроков проведения. При этом от поставщика не требуется никаких обоснований.
  • Формирование лота (то есть выбор товара на продажу, предоставление описания лота, достаточного для однозначного понимания вида и качества товара или услуги).
  • Подведение итогов и продажа товара или услуги по выигравшей цене.
    Формирование лота (то есть выбор товара на продажу, предоставление описания лота, достаточного для однозначного понимания вида и качества товара или услуги). Обозначение начальной цены и сроков проведения. При этом от поставщика не требуется никаких обоснований. Проведение торгов. Здесь имеет место аукцион на повышение в этом случае выигрывает, предложивший максимальную цену. Подведение итогов и продажа товара или услуги по выигравшей цене.

Цена постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант. Таким образом, начальная цена является предельной ценой, она обязательно должна быть снижена участниками торгов.

  • открытые: заказчик приглашает к участию всех желающих;
  • селективные: после подачи заявок на участие заказчик самостоятельно отбирает претендентов, которые будут продолжать борьбу;
  • закрытые: заказчик рассылает приглашения ограниченному числу лиц.

Отличие открытого конкурса от аукциона по фз

Предложения участников доступны каждому, поэтому они могут оперативно изменить свою стоимость, чтобы «перебить» конкурента. Перед стартом аукциона устанавливается начальная максимальная цена, которая указывается в извещении. В конце концов, в конкурсе побеждает тот, кто будет сочтен наиболее оптимальным подрядчиком для выполнения именно этого контракта.

Одним из них является онлайн-калькулятор Единого центра консультаций по госзакупкам, расположенный по адресу http://ecgz.ru/calc_d.htm. Порядок проведения Алгоритм действий Заказчика при организации открытого конкурса по 44-ФЗ можно представить следующим образом:

Различия конкурса и аукциона по фз

Оценка предложений в конкурсе куда более сложная, для чего и требуется тендерная комиссия. Она оценивает не только цену контракта, но и репутацию фирмы, предлагаемые материалы и проекты, опыт работников и другие факторы.

Вся эта информация является конфиденциальной. Финансовое обеспечение Обеспечить заявку на аукцион можно только внесением финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию.

Коллеги!Подскажите пожалуйста в чем принципиальное отличие процедур 94-фз от 223-фз если это вообще возможно сделать кратко? вот такой вот, возможно не очень корректный вопрос)

правильнее сказать в каких случаях надо обязательно размещать извещение, документацию, проект и протокола:при проведении процедуры торгов, запроса предложений, котировок и т.п., а так же при заключении договора с ЕП свыше 100000руб., или если выручка свыше 5млрдруб в год, то свыше 500000руб.

все остальные закупки вы вправе не размещать на ООС, если размещаете, то на сайт вывешивается все тоже самое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *