Что изменится с отменой обязательной продажи валютной выручки — мнение

Что изменится с отменой обязательной продажи валютной выручки — мнение

Эльвира Набиуллина больше не видит опасности в смягчении валютного законодательства для экспортеров /Андрей Гордеев / Ведомости

Банк России готов к дальнейшей либерализации валютного законодательства. Регулятор предлагает поэтапно отменить репатриацию экспортной выручки в иностранной валюте и снять ограничения на ее зачисление на зарубежные счета экспортеров.

Помимо этого предлагается упростить порядок взаимодействия бизнеса с уполномоченными банками при совершении валютных операций. «Эти меры позволят снизить административную нагрузку на бизнес и банки, расширить возможности для экспортеров, в том числе малого и среднего бизнеса.

Предложения направлены в правительство РФ», – говорится в сообщении ЦБ.

Сейчас экспортеры обязаны перечислять валютную выручку на свои счета в российских банках. Это касается расчетов и в иностранной валюте, и в рублях. Компания должна сообщать своему банку о сроках расчетов по сделкам, прописанных в ее внешнеторговых контрактах с контрагентами.

«Если выручка пришла в банк с опозданием хотя бы на один день, компанию штрафуют. За каждый день просрочки нужно заплатить 1/150 ключевой ставки ЦБ, – объясняет адвокат, партнер международного центра защиты прав Globallaw Антон Задоркин.

– А штрафы за невозврат валютной выручки составляют 75–100% от суммы сделки».

Еще три года назад министр финансов Антон Силуанов называл такое наказание «сумасшествием». «Еще с советских времен сохранились нормы, в том числе в части репатриации валютной выручки.

О чем сейчас можно говорить, какая это репатриация валютной выручки, если половину этой выручки можно сразу там оставить или репатриировать в Россию и обратно вывезти за границу, какой смысл?» – задавался вопросом Силуанов в декабре 2017 г. Но Центробанк тогда придерживался иной позиции.

Как говорил замдиректора департамента денежно-кредитной политики ЦБ Андрей Липин, ослабление валютного контроля сказывается на волатильности и устойчивости финансового рынка. В начале 2018 г.

глава ЦБ Эльвира Набиуллина уточняла, что Банк России «ни в коем случае» не является противником либерализации валютного режима, однако делать это надо осторожно, поскольку у регулятора не будет инструментов для контроля валютных операций в случае отмены действующей системы.

Верные признаки того, что власти будут вносить очередные послабления в валютный контроль, появились в июне 2020 г., когда правительство включило меры по либерализации валютного регулирования в национальный план восстановления экономики.

Тогда же Минфин представил в Госдуму законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта».

В нем предлагается разрешить не репатриировать с 1 января 2021 г. до 10%, потом – до 30%, а с 2025 г. – все 100% стоимости контракта.

В финансовом ведомстве подчеркивали, что требование репатриации иностранной валюты «в настоящее время не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала из России и стабильности валютного курса».

Эксперты с этой оценкой согласны: жизнь бизнеса после либерализации валютного законодательства упростится, а это важно в нынешних кризисных условиях.

Основной плюс такого послабления в том, что именно небольшие и средние экспортеры почувствуют больше свободы в своих операциях, поскольку у них издержки на репатриацию достигали 5–7% от суммы самого контракта, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин.

По его словам, «на практике это приведет к снижению количества проверок бизнеса и случаев, когда любая нестандартная бизнес-ситуация влечет за собой штраф, хотя никакой вины компании не было».

По мнению генерального директора «Нью Рига финанс клаб» Василия Коновалова, от либерализации валютного регулирования выиграют прежде всего крупные компании – экспортеры. Они же, по его мнению, и лоббировали данную законодательную инициативу.

«Принятие такого решения максимально выгодно нефтегазовой индустрии и металлургам, так как позволит оптимизировать бизнес-процессы по импорту товаров и услуг, в том числе оборудования, а также упростит участие российского частного капитала в зарубежных проектах», – считает он.

В оценке макроэкономических эффектов этой меры мнения экспертов существенно расходятся.

Клеточкин считает, что «либерализация валютного законодательства позволит больше использовать рубль во внешнеторговых расчетах, что в конечном счете усилит эффект дедолларизации».

Коновалов утверждает, что «обратной стороной медали, напротив, может стать усиление оттока капитала из России, а это окажет дополнительное давление на национальную валюту».

«Попытки либерализовать рынок валютной выручки экспортеров в России предпринимаются давно. Однако любые устремления окончательно уйти от жесткого контроля со стороны государства терпят крах в условиях валютного кризиса, – отмечает эксперт.

– Например, в конце 2014 г. ЦБ под давлением правительства был вынужден обязать продажу валютной выручки экспортерами в течение месяца на внутреннем валютном рынке, чтобы снять излишнее давление на курс рубля в условиях паники.

Позже данные ограничения медленно и постепенно убирались».

Обязательная продажа валютной выручки по новым законам в 2021 году

Что изменится с отменой обязательной продажи валютной выручки — мнениеНа очередном заседании Госдумы было выдвинуто предложении о введении обязательной продажи валютной выручки.

Обязательная продажа валютной выручки

Депутаты внесли в Думу проект закона об обязательной продаже валютной выручки физическими и юридическими лицами. В проекте рассматривается обязательная продажа валютной выручки в размере 50 процентов, кроме случаев установленных Центробанком РФ.

Такой закон, на данный момент не действующий, предусматривал подобные меры для предпринимателей всех рангов.

О каком законе идет речь

Название статьи, отмененной в 2007 году, звучит как «обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».

На его основании экспортеры в обязательном порядке реализовывали часть полученной в результате предпринимательской деятельности валюты на специальных торгах и валютной бирже.

Некоторое время нормы продажи даже были повышены до 75 процентов от суммы заработанного дохода. Выход из кризиса ознаменовал снижение норм в пределах 25 процентов.

Чем обосновано предложение депутатов

В декабре 2014 года депутатами от фракции «Справедливая Россия» был внесен на рассмотрение законопроект. Согласно ему рассматривается процедура введения обязательной продажи валютного дохода в размере 50 процентов.

Такая статья законопроекта действовала на территории РФ с 2004 и была отменена. Предлагаемые меры направлены на укрепление и поддержку национальной валюты, за счет ее увеличения на внутреннем рынке.

Рассматривается возможность производить продажу выручки в семидневный срок с того момента, когда она поступила на банковский счет резидента.

Контроль за сроками и точные нормативы предполагали отдать под контроль Центробанка.

Чем обосновано отклонение проекта в 2021 году

Проект отклонили, более того, в правительстве и Центробанке считают, что возвращение к системе обязательной продажи в таком объеме могут существенно снизить возможные перспективы вложения иностранного капитала в российскую экономику. А также приведут к снижению курса внутренней валюты, так как резидентов РФ будут пугать возможные меры по усилению контроля за капиталовложениями.

По мнению депутатов Госдумы, введение подобных мер простимулирует инфляцию, затруднит для субъектов предпринимательской деятельности доступность денежных средств, дестабилизирует инвестиционную политику страны. Все это приведет к дестабилизации экономического положения в стране, тогда как стабильность рынка должна обеспечиваться адекватными поступками, в том числе в сфере экономики и денежной политики.

Кроме того, как отмечают эксперты, курс внутригосударственной валюты уже прошел критическую точку нижней стоимости. Теперь маловероятно, что цены на нефтепродукты сильно упадут, в связи с чем ясно, что рубль не будет падать ниже. Обеспечивать этим законопроектом борьбу с инфляцией и ростом цен нецелесообразно, в экономике наметилась стабилизация и курс на рост рубля.

На данный момент

На данный момент Центробанк РФ утвердил нормы обязательной продажи валютной выручки, в которых говорится о снижении до нулевого значения норматива обязательной продажи части валютной выручки.

Принятое Центробанком решение обусловлено состоянием российской экономики, которая характеризуется ростом и позитивной динамикой, профицитом госбюджета, систематическим превышением предложений валюты над спросом внутри страны.

Мнение экспертов

Некоторое время назад руководство страны убедило предпринимателей не затягивать продажу своей валютной выручки, что стабилизировало курс рубля. При этом такие меры не предусмотрены законодательно.

Решение обязать в законодательном порядке продавать валюту может сильно ударить по производителю. Крупным предпринимателям для сохранения и наращивания оборотов производства необходим этот ресурс. Если и применять подобные меры, то в обязательном порядке к госкомпаниям через советы директоров.

Эксперты считают, что такое решение уменьшит инвестиционную привлекательность российской экономики. Кроме того, возникает еще одна сторона вопроса – бюрократическая. Если такой законопроект будет принят, он вызовет увеличение валютных контролеров во всех банках РФ, соответственно, разрастание бюрократического аппарата. Нужно будет контролировать каждую сделку, а есть ли на это средства?

Уведомление о приеме на работу иностранного гражданина: куда высылать

Процедура получения валютной выручки

Когда резидент РФ заключает договор с экспортной компанией, на оказание услуг, продажу товаров, услуг и т. д. оплатой в результате вашей деятельности будет определенная сумма. Это и называется валютная выручка.

Читайте также:  Документы подтверждающие качество товара по 44-фз, 223-фз

Для ее получения необходимо узаконить деятельность и правильно оформить документацию: открыть валютный счет в банке. В свою очередь, банк на основании договора откроет для вас:

  • текущий валютный счет;
  • транзитный валютный счет;
  • специальный транзитный валютный счет.

Дальнейшая процедура осуществляется так:

  1. Вы уведомляете налоговую службу, о том, что открыли валютный счет. Если не сделать этого вовремя, налоговая имеет право оштрафовать вашу организацию. Кроме того, не забывайте, что о каждом счете вы должны сообщить отдельно. Это требование оговаривается отдельно.
  2. О счетах филиалов сообщается дополнительно; если вы не сделаете этого, налоговая имеет право оштрафовать вас
  3. Подписанный контракт и нотариально заверенную копию нужно представить в банк, где вы открыли счета.
  4. Банк оформляет паспорт сделки, документ валютного контроля, содержащий все сведения о движении валютных средств.

Возможные причины отказа

На основании некоторых причин банк может отказать в оформлении паспорта сделки, а это делает все предыдущие мероприятия недействительными:

  1. Несоответствие данных, которые содержатся в контракте, сведениям, содержащимся в паспорте сделки.
  2. Непредусмотренные требованиями закона РФ валютные операции, содержащиеся в контракте.
  3. Оформление ПС с нарушением установленных норм и правил.
  4. Отсутствие в контракте условий, которые предусматривают поступление средств на счет экспортера в банке.
  5. Предоставление контракта и иных документов без сопроводительного документа на русском языке.
  6. Отсутствие копий специального разрешения.

Досье резидента

  • После оформления паспорта сделки на его основании составляется досье резидента, которое представляет собой основной документ, служащий для учета операций, связанных с поступлением денежных средств в иностранной валюте на счет резидента.
  • Осуществляя таможенное декларирование товаров, обязан предоставить в таможенный орган грузовую таможенную декларацию и оригинал паспорта клиента.
  • Таможенный орган формирует учетные карточки движения товаров.
  • В банковском досье резидента должны быть документы:
  • оригинал паспорта сделки;
  • копия контракта;
  • учетные карточки;
  • копия грузовой таможенной декларации;
  • иные документы.

Итог

Как мы видим, правительство Российской Федерации считает введение законопроекта об обязательной продаже валютной выручки нецелесообразным, ведущим в тупик. Это хороший знак для экономики – благосостояние и стабильность достигается адекватными методами.

На нашем сайте вы можете получить совершенно бесплатно консультацию профессионального юриста!

Смягчение валютного законодательства в России с 1 января 2021 года

C 1 января 2021 года начинается следующий этап частичной отмены требования о репатриации, установленного ст. 19 Закона о валютном регулировании. С начала следующего года доля рублевой выручки по сырьевым контрактам, которую российские экспортеры больше не обязаны зачислять на свои российские счета, будет увеличена до 30 % (с текущих 10 %).

Кроме того, список исключений из требования о репатриации будет пополнен случаем зачета по некоторым категориям договоров об оказании услуг с нерезидентами.

Что меняется: новый этап отмены репатриации в отношении сырьевых контрактов

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании резиденты обязаны обеспечить зачисление средств, причитающихся им от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, на свои банковские счета в российских банках.

Поправки в Законе о валютном регулировании, закрепленные в Федеральном законе № 265-ФЗ от 2 августа 2019 года (далее – «Закон № 265-ФЗ»), предусматривают поэтапную отмену этой обязанности в отношении некоторых категорий внешнеторговых сырьевых контрактов при соблюдении определенных требований:

  • Во-первых, отмена репатриации касается только контрактов, расчеты по которым осуществляются в российских рублях (сумма контракта указана в рублях и оплата осуществляется в рублях).
  • Во-вторых, поэтапная отмена репатриации предусмотрена только в отношении внешнеторговых контрактов по экспорту определенных сырьевых товаров (списки товаров установлены п. 4 ст. 2 Закона № 265-ФЗ). Такие товары включают некоторые минеральные продукты (например, руды и минеральное топливо), органические химические соединения, драгоценные и недрагоценные металлы и пр.
  • В-третьих, резидент (экспортер) может не возвращать в Россию не более определенного процента от суммы внешнеторгового контракта. В настоящее время экспортер может оставить за границей до 10 % от суммы выручки по сырьевому контракту (за исключением некоторых категорий товаров). С 1 января 2021 года этот порог будет увеличен до 30 %, а в 2022 и 2023 годах – до 50 % и 70 % соответственно. С 1 января 2024 года планируется разрешить экспортерам не возвращать в Россию до 100 % от всей суммы выручки по внешнеторговому сырьевому контракту, соответствующему описанным выше требованиям.

Что не изменилось: репатриация в отношении иных видов внешнеторговых контрактов

Напомним, что в отношении внешнеторговых контрактов, предусматривающих выполнение работ, оказание услуг, передачу несырьевых товаров (с некоторыми исключениями) или интеллектуальной собственности, обязанность резидента по репатриации российских рублей полностью отменена 1 января 2020 года. При этом требование о полной репатриации средств, полученных в иностранной валюте, продолжает действовать.

  • Отдельно обращаем внимание, что постепенная отмена репатриации не означает отмену требования о возврате в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
  • Кроме того, резиденты по-прежнему обязаны обеспечить возврат денежных средств на свои счета по займам, выданным нерезидентам, независимо от валюты займа.
  • Отмена репатриации при проведении зачета по некоторым внешнеторговым контрактам

С 1 января 2021 года также станет необязательной репатриация валютной выручки (как иностранной валюты, так и рублей) на российские счета резидентов при зачете встречных требований по обязательствам из внешнеторговых контрактов, предусматривающих оказание некоторых услуг. Перечень таких услуг будет утвержден Правительством РФ (на настоящий момент перечень находится на стадии обсуждения). Предполагается, что в перечень войдут следующие категории услуг:

  • образовательные услуги по программам высшего образования;
  • издание программного обеспечения и производство компьютерного оборудования, а также услуги по предоставлению соответствующих лицензий; и
  • услуги по обработке данных и размещению информации.

Заключение

В России наблюдается устойчивая тенденция ослабления валютного регулирования и либерализации валютного контроля.

В настоящее время изменения уже коснулись репатриации валютной выручки по некоторым внешнеторговым контрактам. Также рассматривается законопроект о поэтапной отмене репатриации в отношении несырьевых неэнергетических товаров и обсуждается отмена репатриации при проведении зачета некоторых подлежащих возврату авансовых платежей.

В связи с этим мы не исключаем принятия дальнейших мер по ослаблению валютного регулирования и смягчению валютного контроля в отношении внешнеторговых контрактов.

Для получения дополнительной информации свяжитесь, пожалуйста, с экспертами CMS Russia Константином БарановымДарьей ЛукояновойЕлизаветой Волкодав или вашим постоянным контактом в CMS Russia.

Цб согласился на постепенную отмену репатриации валютной выручки :: экономика :: рбк

Основным инициатором либерализации валютного контроля является Минфин. ЦБ же обычно выступал за более осторожный подход к ослаблению регулирования.

В конце июня Минфин опубликовал законопроект о поэтапной — с 2021 по 2025 год — отмене обязательной репатриации валютной выручки для несырьевых неэнергетических экспортеров.

Минфин предлагает план по аналогии с отменой репатриации в рублях для сырьевых экспортеров, которая была принята ранее.

Так, с 2021 года будет отменена репатриация средств до 30% суммы внешнеторгового договора между резидентом и нерезидентом, с 2022 года — не более 50%, с 2023 года — не более 70%, с 2024 года — в отношении всей суммы.

В национальном плане правительства по восстановлению экономики либерализации валютного контроля посвящен отдельный раздел. Среди мер — переход от тотального контроля к проверке только сомнительных операций, отмена на год штрафов за невозврат валютной выручки, разрешение экспортерам осуществлять зачеты встречных требований.

Но отменить репатриацию валютной выручки в плане предложено только по несырьевым неэнергетическим товарам. В то время как опрошенные ранее РБК эксперты уверены, что отменить ограничения по валютному контролю нужно для всех компаний.

Заместитель главы Федеральной налоговой службы (ФНС) Дмитрий Вольвач высказывал мнение, что радикально ослабить контроль во время экономического кризиса было бы опасно из-за рисков утечки капитала.

 При этом замглавы ФНС согласился, что следующим этапом либерализации должно стать смягчение контроля за зарубежными счетами компаний.

«Ограничений по зарубежным счетам быть не должно при условии, что эти счета прозрачны для ФНС», — уверен Вольвач.

Несмотря на внушительные штрафы, самый большой риск при несоблюдении требования о репатриации — уголовная ответственность, в том числе по ст. 193.1 УК (валютные операции по подложным документам).

«Эта статья может быть интерпретирована самым широким образом», — отмечала ранее в беседе с РБК директор EY Law Анна Назарчук.

По этой статье, в частности, расследуется уголовное дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова.

Высокий риск необоснованного привлечения к ответственности, вплоть до уголовной, за валютные нарушения иной раз удерживает компании от принятия решений о выходе на экспорт, отмечала ранее директор по совершенствованию регулирования экспортной деятельности РЭЦ Екатерина Барвалина. Многие компании отказываются выходить на экспорт, потому что боятся связываться с валютным контролем, подчеркивала профессор РЭШ Наталья Волчкова.

За последний год в России были предприняты шаги по смягчению валютного законодательства. В основном изменения коснулись граждан со счетами за рубежом.

Так, с 1 января физлица могут без ограничений зачислять средства от нерезидентов на счета в странах — участницах Евразийского экономического союза или участницах автообмена финансовой информацией.

Читайте также:  Как за час найти «правильного» сотрудника

Условия распространились на валютные операции после 1 января 2018 года.

В беларуси отменено требование об обязательной продаже части валютной выручки субъектами хозяйствования

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ от 31 июля 2018 г. № 301 «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты».

Решение принято в рамках проводимой работы по либерализации валютных отношений и стимулирования деловой активности. Указом отменяется требование об обязательной продаже юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами Республики Беларусь, части выручки в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке.

Использование данного инструмента было обоснованным в период становления белорусского рынка и способствовало формированию предложения иностранной валюты на валютной бирже; вместе с тем он являлся и сдерживающим фактором для инвесторов как признак административного регулирования и ограничений.

По информации Национального банка, поэтапное снижение размера обязательной продажи валютной выручки в сентябре 2016 года и в октябре 2017 года не оказало какого-либо негативного влияния на объем предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке со стороны субъектов хозяйствования. При действовавшем до последнего времени нормативе обязательной продажи на уровне 10 процентов субъекты хозяйствования фактически продавали более 47 процентов своей валютной выручки.

Объем продаваемой субъектами хозяйствования иностранной валюты диктуется главным образом их потребностями в белорусских рублях для обеспечения хозяйственной деятельности (выплата зарплат, уплата налогов, покупка комплектующих и материалов и др.), а эти потребности, в свою очередь, зависят от уровня деловой активности в экономике и динамики масштабов хозяйственной деятельности.

Таким образом, в условиях сохранения сложившихся позитивных тенденций в экономике и финансовой сфере принятое решение о полной отмене обязательной продажи валютной выручки будет способствовать улучшению условий ведения бизнеса, стимулированию деловой активности и созданию равных условий хозяйствования для организаций всех форм собственности. Кроме того, отмена обязательной продажи позволит повысить эффективность механизмов функционирования внутреннего валютного рынка, что в конечном счете будет содействовать укреплению доверия к национальной валюте и расширению ее использования в расчетах на территории Республики Беларусь.

Отмена обязательной продажи части валютной выручки также станет еще одним шагом Республики Беларусь в направлении гармонизации валютного законодательства в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Документ вступает в силу после его официального опубликования. Таким образом, начиная со дня, следующего за датой официального опубликования, субъекты хозяйствования не осуществляют обязательную продажу валютной выручки, в том числе поступившей им до вступления в силу Указа «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты».

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Новый закон № 36-З о валюте с 9 июля 2021

20 апреля 2021 г. опубликован Указ № 154, который отменяет действовавшие ранее указы и приводит законодательство в соответствие с новым Законом № 36-З от 30 июня 2020 года «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля», вступающим в силу 9 июля 2021 года. Рассказываем, как понимать эти изменения.

Указ №154 отменяет указы:

  • № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» от 12 мая 2009 года
  • № 301 «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты» от 31 июля 2018 года.

Этими указами ранее вводились и отменялись различные валютные ограничения.

Новый Закон № 36-З, вступающий в силу с 9 июля:

  1. отменяет валютные ограничения (которые уже были отменены до этого)
  2. разрешает гражданам РБ открывать счета за границей, покупать акции (здесь мы писали, как это сделать белорусу) и недвижимость, но свыше 2000 базовых надо регистрировать валютный договор
  3. позволяет вводить новые ограничения (статья 7):
    1. запрет на проведение валютных и валютно-обменных операций;
    2. введение лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютно-обменных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;
    3. получение спецразрешения у Нацбанка на валютные операции;
    4. обязательная продажа полученной юрлицами-резидентами иностранной валюты (которую отменили с 2018 года);
    5. ограничение по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках (этот же закон разрешает открытие счетов).

Новый закон не вводит новых ограничений, но позволяет Нацбанку совместно с Советом Министров вводить их на срок до одного года.

Простыми словами, Нацбанк может ввести ограничения, из-за которых: из обменников могут пропасть доллары/евро либо обменные операции вообще приостановят, юрлица будут обязаны продавать поступившую валюту, открывать счета в иностранных банках снова запретят.

Причиной для ввода ограничений считается угроза экономической безопасности Республики Беларусь:

  • возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер, направленных на ослабление или отмену валютных ограничений, может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации в Республике Беларусь либо нанести ущерб
    интересам безопасности Республики Беларусь и препятствовать поддержанию общественного порядка;
  • снижение золотовалютных резервов ниже допустимого уровня;
  • резкие колебания курса белорусского рубля.

Обнаружили ошибку или устаревшую информацию? Пожалуйста, напишите на почту finbelarus@yandex.by или в комментарии.

О порядке обязательной продажи экспортной валютной выручки

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

Департамент внешних и общественных связей

103016, Москва, ул. Неглинная, 12, тел.: (095)771-4417, 771-4669; факс: (095)771-4932; http://www.cbr.ru

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что 31 июля 2002 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассмотрел протест Первого Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.И.

Радченко на решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2002 года и определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2002 года о признании недействительными абзаца 3 пункта 2 и абзаца 2 пункта 12 Инструкции Банка России от 29 июня 1992 года № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» в части, ограничивающей возможность обязательной продажи экспортной валютной выручки через уполномоченные банки непосредственно другим уполномоченным банкам.

  • Решение и определение, которые послужили поводом принесения протеста, состоялись по результатам рассмотрения заявления Некоммерческого партнерства «Московская фондовая биржа», просившего Верховный Суд Российской Федерации признать несоответствующими законодательству указанные нормы Инструкции Банка России от 29 июня 2002 года № 7.
  • Президиум Верховного Суда Российской Федерации отменил указанное решение и определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вынес по указанному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Некоммерческого партнерства «Московская фондовая биржа».
  • В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации решения Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения дела в порядке надзора, вступают в силу немедленно после вынесения.
  • Таким образом, с момента вынесения указанного решения Президиума Верховного Суда Российской Федерации Инструкция Банка России от 29 июня 2002 года № 7 действует в полном объеме, то есть с указанной даты возобновляется действие абзаца 3 пункта 2 Инструкции № 7, в соответствии с которым обязательная продажа части экспортной валютной выручки юридического лица осуществляется по поручению последнего через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах, действующих на основании соответствующих лицензий Банка России, либо непосредственно Центральному банку Российской Федерации — по согласованию с Департаментом иностранных операций Банка России, если иное не установлено Банком России, а также действие абзаца 2 пункта 12 указанной Инструкции, в соответствии с которым в течение трех рабочих дней от даты зачисления на указанный в настоящем пункте лицевой счет иностранной валюты (включая день зачисления) уполномоченный банк обязан продать иностранную валюту на межбанковских валютных биржах, действующих на основании соответствующих лицензий Банка России.

Вынесению указанного решения Президиума Верховного Суда Российской Федерации предшествовало направление Банком России заявления о принесении протеста на отмененное решение и определение Кассационной коллегии.

При этом Банк России действовал в целях защиты своих установленных законом полномочий по изданию нормативных правовых актов, регулирующих порядок обязательной продажи части экспортной валютной выручки, реализация которых является одной из форм выполнения Банком России своих конституционно закрепленных целей деятельности по обеспечению устойчивости рубля.

В то же время Банк России, являясь органом валютного регулирования, в соответствии с реально складывающейся экономической ситуацией в стране продолжает работу по либерализации внутреннего валютного рынка Российской Федерации.

Так, в настоящее время Банком России завершается работа по подготовке нового порядка обязательной продажи части экспортной валютной выручки, который предполагает существенное смягчение правил продажи экспортной валютной выручки по сравнению с ныне действующим порядком.

  1. 31 июля 2002 года
  2. При использовании материала ссылка на Департамент внешних и общественных связей Банка России обязательна.
  3. При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

С 31 июля 2020 года штрафы за невозврат валютной выручки для экспортеров существенно снизятся

20 июля 2020 года принят ФЗ N 218, предусматривающий поправки в КоАП РФ, направленные, в том числе, на смягчение административной нагрузки на российских экспортеров при осуществлении ими внешнеторговой деятельности

Читайте также:  Как бизнесу оставаться социально ответственным после выборов: 10 принципов Глобального договора ООН

Действующее российское валютное законодательство предусматривает жесткие санкции за нарушения требований валютного контроля. Экспортеры согласно положениям статьи 19 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ обязаны получать валютную выручку на свои российские счета строго в сроки, предусмотренные контрактами.

Нарушение этого порядка может повлечь претензии со стороны контролирующих органов, за которыми может последовать привлечение нарушителя к административной ответственности по п.4 ст. 15.25 КоАП РФ, а в случаях совершения нарушения в крупном размере – к уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Российские предприниматели получают штрафы даже за незначительные нарушения сроков возврата выручки, при этом во многих случаях задержки происходят из-за контрагентов, на которых экспортер не может повлиять. Из-за указанного требования законодателя экспортеры находятся в зависимости от своих контрагентов и несут дополнительную финансовую нагрузку.

В целях снижения избыточного административного давления на российских экспортеров был принят ФЗ N 218, которым вносятся изменения в статьи 3.5 и 15.25 КоАП РФ, вступающие в силу с 31.07.2020 г.

В действующей сегодня редакции статьи 15.25 КоАП РФ за невыполнение в срок обязанности по получению на свои счета средств за выполненные для нерезидентов работы, оказанные им услуги, переданные им товары (а также результаты интеллектуальной деятельности, информацию) предусмотрено предупреждение, а также штраф для ИП и компаний в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы зачисленных с просрочкой денежных средств за каждый день просрочки в размере от 3/4 до одного размера не зачисленных на счета средств. Штраф для должностных лиц составляет от 20.000 до 30.000 рублей.

С 31.07.

2020 будут действовать новые правила, согласно которым за указанные нарушения предусматривается предупреждение или штраф для компаний и ИП в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы зачисленных с просрочкой денежных средств, за каждый день просрочки зачисления, и (или) в размере от 3 до 10 % суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета по рублевым контрактам, и (или) в размере от 5 до 30 %, по контрактам в иностранной валюте, или в размере от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен договор займа. Сумма штрафа для должностных лиц не изменилась.

2. Отмена ответственности

С 31.07.2020 г. в статью 15.25 КоАП РФ включены п. 7-9., устанавливающим обстоятельства, при наличии которых административная ответственность по указанной статье не наступает:
• Согласно п. 8 ст. 15.25 КоАП РФ: к резидентам, заключившим с нерезидентом внешнеторговый договор, сумма обязательств по которому равна или не превышает 200.

000 рублей (или эквивалентную сумму в иностранной валюте);
• Согласно п. 7 ст. 15.25 КоАП РФ: к резидентам по правонарушениям, связанным с валютными операциями по внешнеторговым договорам, расчеты по которым производились минуя счета в уполномоченных банках.

В установленном примечанием случае ответственность не применяется в отношении суммы частично зачисленных денежных средств.

Также в статью 15.

25 КоАП РФ вносится дополнение в пункте 9, согласно которому ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк отчетности по валютным операциям наступает только по истечении 45 дней после окончания установленного срока. Следовательно, если задержка составила менее 45 дней, к ответственности компанию или ИП не привлекут.

Введена ответственность за невыполнение обязательств по внешнеторговым договорам между резидентом и нерезидентом. За такие нарушения предусмотрены предупреждения или штрафы для ИП и компаний в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента. Штраф для должностных лиц составит от 20.000 до 30.000 рублей. Установлена ответственность для профессиональных участников внешнеэкономической деятельности за следующие нарушения:
• незачисление на счета денежных средств. Предусмотрены предупреждения или штрафы в размере от 3 до 5% размера суммы не зачисленных средств (п. 4.2 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции ФЗ-218);
• невыполнение в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому контракту, заключенному между резидентом и нерезидентом. В качестве санкций за такие нарушения предусмотрены предупреждение или штрафы для ИП и компаний в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента. Штраф для должностных лиц варьируется в пределах от 20.000 до 30.000 рублей (п. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции ФЗ-218). Резюмируя сказанное можно сделать вывод: несмотря на установление новых мер ответственности, положения ФЗ № 218 направлены на улучшение положения экспортеров. Особенно важно значение для предпринимателей имеет существенное снижение административных штрафов за незачисление на счета в уполномоченных банках денежных средств. Вместе с тем, вносимые изменения направлены на повышенние административной ответственности резидентов, включённых в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, за невыполнение обязанности по репатриации выручки по внешнеторговому договору (контракту) и по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезённые в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Одновременно в части 1 и 3 статьи 3.5 Кодекса вносятся корреспондирующие изменения, направленные на уточнение механизма исчисления административного штрафа, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента.

Одновременно в части 1 и 3 статьи 3.5 Кодекса вносятся корреспондирующие изменения, направленные на уточнение механизма исчисления административного штрафа, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента.

Таким образом, резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод:

1. Вносятся изменения, смягчающие ответственность в части установления обстоятельств, позволяющих избежать назначения административного наказания. Также смягчаются санкции, предусмотренные за неисполнение обязанности репатриации.
2. Ряд изменений, наоборот, предполагают установление административной ответственности по новым составам.

В целом, стремление к смягчению ответственности за совершение валютных нарушений, можно рассматривать как положительную тенденцию. Вместе с тем, растет сложность и запутанность конструкций норм, устанавливающих ответственность.

Необходимо помнить и тот важный факт, что, согласно п. 2 ст. 1.

7 КоАП РФ закон, улучшающий положение нарушителя, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Следовательно, данные положения ФЗ-218 позволят многим резидентами уменьшить назначенное административное наказание, или отменить ответственность за его нарушение вовсе.

Россия отменяет обязательную продажу части валютной выручки

Центральный банк России вчера заявил, что принято решение об отмене обязательной продажи части валютной выручки «в порядке, установленном законодательством России».

ЦБ поясняет, что указанная мера осуществляется в целях перехода российской экономики к валютному режиму, предусматривающему осуществление с 1 января 2007 года валютных операций без ограничений, и выполнения мероприятий по достижению полной конвертируемости российской валюты.

Сейчас российские экспортеры обязаны продавать на внутреннем рынке 10% своей валютной выручки. В ЦБ считают, что экономических предпосылок для сохранения таких ограничений, как обязательная продажа валюты экспортерами, теперь нет.

После регистрации соответствующих изменений в инструкции ЦБ в Минюсте новая версия будет опубликована в «Вестнике Банка России» и через 10 дней после этого новые положения вступят в силу.

С отменой обязательной продажи экспортерам и инвесторам больше не придется тратиться на ведение специальных счетов, упростится документооборот, высвободятся кадры.

Министр финансов России Алексей Кудрин еще в середине прошлого года говорил о предполагаемой конвертируемости рубля с 2007 года.

Глава попечительского совета института проблем глобализации Михаил Делягин заявил, что «наблюдается колоссальный приток нефтедолларов в Россию и Центральный банк борется не с девальвацией, а с ревальвацией рубля». «Обязательная продажа валюты в этих условиях анахронизм и ее отмена ничего по большому счету не изменит на валютном рынке», — считает он.

Однако в нынешних условиях экспортерам приходится продавать валюты существенно больше, чем 10%, ибо «держать ее нерентабельно», — отмечает Делягин.

По его словам, решение об отмене обязательной продажи валютной выручки неслучайно, оно полностью соответствует новому закону о валютной регулировании и общему направлению на максимальную либерализацию валютного рынка.

«Отмена обязательной продажи валютной выручки ослабит давление валюты на российский валютный рынок, хотя и незначительно и несколько ослабит тенденцию к укреплению рубля».

Вместе с тем, меры, принятые ЦБ, рассчитаны на ситуацию высоких цен на нефть. Однако «если произойдет снижение мировых цен на нефть или осложнение экономической ситуации внутри России, положение может измениться», — отмечает Делягин. «Но в этом случае всегда можно будет изменить инструкцию ЦБ и даже сам закон о валютном регулировании», — добавил он. Об этом сообщает BBC.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *