Что происходит с налогами в Беларуси — риски и ожидания на 2020

  • 33466
  • 13 марта 2021, 06:05
  • Беларусьаналитикамнениеэкономика

Что происходит с налогами в Беларуси — риски и ожидания на 2020

В Беларуси возник «феномен новой стабильности», заметно отличающийся от той, которая заявлена в белорусской модели. Телеграм-канал «Кастрычніцкі эканамічны форум» рассказывает, в чем она проявляется.

Во-первых, это стабильно высокие инфляционные ожидания

В ближайшие дни Нацбанк опубликует очередной экспресс-обзор «Экономическая конъюнктура», и мы увидим, что уже 7 месяцев подряд интенсивность инфляционных ожиданий бизнеса стабильно превышает 4 по пятибалльной шкале (1 — в ближайшие 3 месяца цены снизятся, 2 — не изменятся, 3 — будут расти медленнее, чем сейчас, 4 — будут расти так же, как сейчас, 5 — будут расти быстрее, чем сейчас).

Это означает, что компании ожидают, что в ближайшие месяцы цены будут расти, вероятно, несколько быстрее, чем сейчас. Учитывая, что «сейчас» инфляция ускоряется, это означает, что бизнес ожидает ее дальнейшего ускорения.

Конечно, бывали времена и постабильнее — в конце 2010−2011 гг., когда интенсивность ожиданий превышала 4 на протяжении 14 месяцев, но мы уже прошли половину пути к этому историческому рекорду (Нацбанк мониторит настроения бизнеса с мая 2005 года).

Во-вторых, это стабильно высокие риски ведения бизнеса в Беларуси по восприятию частных компаний

С момента начала измерений (октябрь 2020 года) воспринимаемый уровень риска не опускался (с учетом доверительных интервалов) ниже 4 по пятибалльной шкале, где 1 — очень низкие риски, 2 — низкие, 3 — средние, 4 — высокие и 5 — очень высокие.

В ближайшую неделю Исследовательский центр ИПМ опубликует IPM индекс за февраль, и мы опять увидим, что больше половины опрошенных компаний выбрали вариант «очень высокие риски», варианты «низкие» и «очень низкие» не выбрал никто, а средний балл снова значимо превысил четверку.

В-третьих, это стабильная пятерка основных препятствий для расширения экономической активности, по оценкам частных компаний

В том же выпуске IPM индекса мы увидим, что на первом месте окажется высокая неопределенность экономической среды, на втором — макроэкономическая нестабильность (простите, это такая формулировка), на третьем — недоверие к правовой системе. Четвертое и пятое места стабильно достаются низкому спросу и финансовым проблемам в разных комбинациях. Но тройка лидеров особенно вдохновляет.

Уже пять месяцев подряд плюс-минус 40% респондентов включают в свой личный топ-5 недоверие к правовой системе, плюс-минус 60% — макроэкономическую нестабильность, плюс-минус 70% — неопределенность.

Не это ли стабильность, которая лежит в основе развития бизнеса и экономического развития вообще?

ФЕВРАЛЬ

Что происходит с налогами в Беларуси — риски и ожидания на 2020

ЯНВАРЬ

Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении»

  • —    проиндексированы ставки земельного и экологического налогов, акцизов, размеры «освобождений» и налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц;
  • введены новые и уточнены условия для применения некоторых «точечных» налоговых льгот: отдельные единовременные выплаты и доходы – по подоходному налогу; недвижимость и земельные участки научных организаций – по имущественным налогам; критерии для льготирования организаций, использующих труд инвалидов;
  • изменены правила перечисления подоходного налога иностранными организациями, осуществляющими деятельность через постоянное представительство.
  • Важно:
  • — возможность отнесения в состав
    затрат, учитываемых при налогообложении, расходов по страхованию:
  • при осуществлении торговой деятельности,
  • при сдаче имущества в аренду.

Указ Президента Республики Беларусь от 10.01.2020 № 9 «О налогообложении»

  1. —   устанавливается ставка налога на прибыль в размере 50% — для организаций, осуществляющих транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом,
  2. вводится объект налогообложения экологическим налогом транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (далее — экологический налог):
  3. плательщики — организации, осуществляющие транспортировку нефти и (или) нефтепродуктов магистральными трубопроводами транзитом;
  4. налоговая база экологического налога — произведение фактического количества нефти и (или) нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами транзитом, в тоннах и расстояния транспортировки в километрах.

Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 504 «О курсовых разницах»

—    организациям (кроме банков) разрешено курсовые разницы, возникающие в течение календарного года, организации включать в состав внереализационных доходов и (или) расходов для налога на прибыль и единого налога для производителей сельхозпродукции:

  • в течение налогового периода
  • либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года.

Указ Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (вступил в силу с 1 июля 2020 г.)

—   производители и поставщики обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и упаковки одним из следующих способов или их совокупностью по своему выбору:

— применение в течение календарного квартала (далее — отчетный период) собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее — собственная система сбора отходов) с представлением государственному учреждению «Оператор вторичных материальных ресурсов» информации о выполнении в отчетный период обязанности по обеспечению сбора отходов;

— заключение с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки и внесение на текущий (расчетный) банковский счет оператора со специальным режимом функционирования (далее — специальный счет оператора) платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки. Обязательным условием договора является представление оператору информации о выполнении обязанности.

Производители и поставщики определенных видов товаров и упаковки обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование их отходов (далее — обязанность по обеспечению сбора отходов). Для этого они (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 Указа № 313):

— либо организуют собственную систему сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее — собственная система сбора отходов);

— либо заключают с госучреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее — оператор) соответствующий договор. В последнем случае за организацию сбора отходов оператору вносится плата.

С принятием нового Указа названный порядок обращения с отходами товаров и упаковки не изменится (ч. 1 подп. 1.1 п. 1 Указа № 16).

—   перечень случаев, когда субъекты освобождаются от обязанности по обеспечению сбора отходов, расширится. Он будет включать 16 оснований и станет закрытым. В настоящее время соответствующий перечень содержит 13 оснований и является открытым (ч. 1 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313, п. 1 приложения 1 к Указу № 16);

собственную систему сбора отходов можно будет применять и в отношении бумажной (картонной) упаковки. Сейчас это запрещено. Для исполнения обязанности по обеспечению сбора таких отходов субъекты должны будут заключить договор с оператором (п. 2 приложения 2 к Указу № 313, подп. 1.2 п. 1 Указа № 16);

будут применяться новые виды компенсации расходов. В частности, на компенсацию смогут рассчитывать юрлица и ИП, использующие в производстве продукции, предназначенной для реализации в Беларуси, экоупаковку. Это упаковка, которая производится в республике с использованием не менее 30% собранных здесь вторматресурсов (абз. 5 п. 4, ч. 4 п. 5 приложения 2 к Указу № 16).

Особенности налоговой оптимизации 2020 года — Белрынок

Наступивший 2020 год без преувеличения можно назвать революционным годом в налоговом законодательстве. При этом указанная революционность для белорусского бизнеса однозначно со знаком плюс.

Пожалуй, впервые за последние два десятилетия, государство обошлось без существенных изменений и корректировок налогового законодательства.

Соответственно, белорусский бизнес сможет спокойно работать в текущем году по сформированным еще в 2019 году и хорошо знакомым налоговым правилам и ограничениям, закрепленным в Налоговом кодексе.

Разумность налоговой оптимизации

Стабильность налогового законодательства в совокупности с наметившейся в последние годы тенденцией по сокращению количества выборочных проверок изменяет подходы к налоговой оптимизации 2020 года.

Основой целью налоговой оптимизации 2020 года можно назвать не столько попытку изобретения новых схем и способов минимизации сумм налоговых обязательств, сколько разумное и экономически обоснованное использование уже существующих и хорошо знакомых способов налогового планирования.

При этом разумность и экономическая обоснованность налоговой оптимизации заключается не столько в суммах налоговой экономии, так как налоги платить все равно нужно, сколько в организации такой работы бизнеса, при которой деятельность конкретного белорусского субъекта предпринимательства не привлекает внимание контролирующих органов. Последнее проявляется в частности в том, что данное конкретное предприятие или индивидуальный предприниматель не включаются в план выборочных проверок на очередное полугодие.

Как известно, любая выборочная проверка в белорусской действительности всегда приводит к выявлению нарушений и дополнительным доначислениям налогов и штрафных санкций.

По своей экономической сути любая проверка в Беларуси уже давно является дополнительным налогом на бизнес.

В этой связи невключение в план выборочной проверки позволяет избежать этого дополнительного налога, то есть налоговая оптимизация становиться действительно эффективной и разумной.

Законодательством установлен максимальный 5- летний период налоговой проверки. При этом на практике, как правило, проверяется не более 3-х последних календарных лет. В этой связи, чем реже проверяется предприятие, тем больший период выпадает из-под контроля налоговых органов, а значит, тем больше налогов сможет сэкономить предприятия при разумной организации процесса налоговой оптимизации.

Критерии выборочной проверки

Для того, чтобы минимизировать вероятность включения предприятия или индивидуального предпринимателя в план выборочных проверок, необходимо знать критерии оценки степени риска, разработанные государственными контролирующими органами.

Так, например, приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 февраля 2018 года № 20 (с учетом изменений и дополнений), утверждены критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки.

Знание и применение данных критериев существенно минимизирует вероятность включения предприятия в план выборочных проверок налоговых органов.

  • Среди наиболее существенных критериев следует выделить следующие:
  •  — отсутствие начисления налогов при наличии сведений о приобретении и реализации организацией товаров, работ, услуг;
  • — непредставление налоговых деклараций;
  • — несоответствие заявленной в налоговой декларации выручки фактически имеющимся в налоговых органах сведениям о движении денежных средств по счетам предприятия;
  • — наличие задолженности по платежам в бюджет;
  • — учредитель, руководитель или главный бухгалтер являлись учредителем, руководителем или главным бухгалтером организации, которая ранее была признана лжепредпринимательской;
  • — выручка организации более 80 000 тысяч базовых величин и количество работающих 3 или менее человек;
  • — наличие существенных сумм возврата НДС;
  • — использование налоговых льгот;
  • — сумма расходов предприятия составляет более 95% от суммы доходов предприятия.
  • Помимо «отягощающих» критериев существуют и критерии риска, которые снижают вероятность включения предприятия в план выборочных проверок. К таковым критериям относятся:
  • — отсутствие задолженности по налогам и сборам;
  • — реализация инвестиционного проекта;
  • — использование социальных налоговых льгот.
Читайте также:  Инструкция по аккредитации на этп ммвб

Разумное использование критериев

Столь подробный анализ критериев риска необходим для того, чтобы определить основные рекомендации по налоговой оптимизации в 2020 году.

Во-первых, целесообразно своевременно подавать налоговые декларации, а также своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и обязательные платежи в бюджет. Последнее не только является показателем финансовой и платежной дисциплины на предприятии, но и существенно минимизирует риск назначения выборочной налоговой проверки.

Во-вторых, при использовании налоговых льгот целесообразно использовать социальные льготы.

Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам социальными льгота являются льготы, которые направлены, например, на удешевление социально значимых товаров.

Необходимо помнить, что любая налоговая льгота является фактором дополнительного налогового контроля, а значит, применение любых налоговых льгот на предприятии, за исключением социальных, должно быть экономически обоснованным.

В-третьих, не стоит заниматься серой налоговой оптимизацией, а именно сокрытием объектов налогообложения при реализации товаров, работ, услуг или не отражать в налоговых декларациях всю сумму полученной выручки.

В условиях усиления государственного электронного контроля за движением наличных и безналичных денежных средств, а также товаров, такие серые схемы налоговой оптимизации являются неэффективными и легко раскрываемыми.

При этом экономические последствия такой серой налоговой оптимизации для бизнеса всегда будут отрицательными и превысят возможные выгоды.

В-четвертых, любые мероприятия налоговой оптимизации должны учитывать особенности и масштабы бизнеса.

Каждая схема налоговой оптимизации имеет свои плюсы и минусы, а также степень уместности в использовании в зависимости от особенностей работы предприятия или индивидуального предпринимателя.

Попытка любыми способами минимизировать сумму начисленного налога на практике приводит к дополнительному вниманию со стороны контролирующих органов, которое, как правило, выражается в назначении выборочной проверки, а значит и начислению дополнительных налогов и штрафов для бизнеса.

В-пятых,  любое налоговое планирования только тогда является эффективным, когда не имеет долгосрочных или отложенных отрицательных последствий для его учредителей, руководителей или сотрудников.

В этой связи важным является правильное завершение любого бизнес-проекта, а именно ликвидация предприятия или индивидуального предпринимателя в рамках действующего законодательства. Только в этом случае учредители, руководители или сотрудники предприятия избегают возможных дальнейших претензий и экономических штрафов и санкций со стороны контролирующих органов.

В противном случае предприятие рискует попасть в перечень лжепредпринимательских структур со всеми отрицательными долгосрочными последствиями для его учредителей и руководства.

Особенностью налоговой оптимизации 2020 года является возможность для бизнеса работать в условиях стабильного налогового законодательства с минимально возможным количеством выборочных плановых проверок.

Эти обстоятельства минимизируют риск возможных нарушений налогового законодательства и позволяют бизнесу направить свои усилия на организацию экономически разумной и эффективной налоговой оптимизации своей деятельности.

Главным критерием разумности налоговой оптимизации является организация такой работы бизнеса, при которой внимание контролирующих органов к данному предприятию будет минимальным исходя из  критериев оценки степени рисков.

Какие налоговые изменения планируются на 2020 год – ilex

Предполагается, что в 2020 году будут действовать нормы НК в редакции 2019 года. Вместе с тем при исчислении налогов придется учитывать изменения и дополнения, обозначенные в Указе о налогообложении, принятие которого планируется. Рассмотрим основные из них.

Подоходный налог

​В отношении подоходного налога предполагаются следующие изменения:

​1) индексация размеров стандартных налоговых вычетов, а также увеличение предельного размера доходов, при котором ИП, нотариусы, адвокаты, не имеющие места основной работы (службы, учебы), вправе применить стандартный вычет, предусмотренный подп. 1.1 ст. 209 НК;

​2) увеличение предельных годовых размеров освобождаемых от налогообложения доходов;

​3) освобождение от налогообложения:

​- единовременной выплаты на оздоровление работникам бюджетных организаций, установленной п. 4 Указа N 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» с 01.01.2020;

​- компенсации расходов по найму жилья работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу не по месту жительства;

​4) продление на 2020 год действия льготы, предусмотренной п. 63 ст. 208 НК, а именно освобождение от налогообложения доходов, полученных по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, срок действия которой ограничен 31.12.2019;

  • ​5) возврат налоговым органом физлицу излишне удержанного подоходного налога в случае, если налоговый агент не может его вернуть в течение 3 месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания;
  • ​6) увеличение размера доходов физлиц за реализацию продукции растениеводства, при превышении которого заготовительные организации потребительской кооперации, другие организации, ИП, покупающие такую продукцию, подают в налоговые органы сведения об этом;
  • ​7) установление срока перечисления в бюджет подоходного налога налоговыми агентами — иностранными организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.
  • Налог на прибыль
  • Ставка налога на прибыль для участников внебиржевого рынка Форекс

​До 1 марта 2019 года для форекс-компанийНационального форекс-центра (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа») в отношении прибыли от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (далее — деятельность на внебиржевом рынке Форекс) действовала льготная ставка 9% . В настоящее время данная категория плательщиков исчисляет налог на прибыль по деятельности на внебиржевом рынке Форекс по общеустановленной ставке 18% .

​Помимо форекс-компаний и Национального форекс-центра указанную деятельность вправе осуществлять еще и банки, небанковские кредитно-финансовые организации . На них льготная ставка 9% не распространялась. Их прибыль, в т.ч. по указанной деятельности, облагается по ставке 25% .

  1. ​С 2020 года прибыль, полученная форекс-компаниями, Национальным форекс-центром от деятельности на внебиржевом рынке Форекс, планируется облагать по ставке 25%.
  2. Льгота для организаций, использующих труд инвалидов
  3. ​В настоящее время организации, использующие труд инвалидов, освобождают от налогообложения налогом на прибыль свою валовую прибыль (кроме прибыли, полученной от торгово-закупочной и посреднической деятельности, а также доходов от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом), если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 50% численности работников в среднем за этот же период .
  4. ​С 2020 года планируется распространить данную льготу на организации, у которых данный показатель численности инвалидов составляет не менее 30% численности работников.
  5. Нормирование топлива для целей налогообложения

​С 2019 года затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов для целей налогообложения прибыли включаются в нормируемые затраты в порядке, установленном в подп. 1.2 ст. 171 НК.

  • ​В будущем году затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования планируется включать в состав нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, в пределах норм, установленных руководителем организации. Такие нормы руководитель вправе установить:
  • ​- самостоятельно;
  • ​- путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.
  • Расходы на страхование товаров и имущества в аренде (лизинге)

​Предусмотрено внесение изменений в подп. 1.2 Указа от 19.05.2008 N 280. В нем определено, по каким видам добровольного страхования организации-страхователи вправе включить страховые взносы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

  1. ​По сравнению с действующим в настоящее время порядком возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы страховых взносов по добровольному страхованию предоставляется также и организациям, которые застраховали:
  2. ​- товары, предназначенные для реализации;
  3. ​- имущество, сданное в аренду (лизинг).
  4. НДС

​1. На 2019 год законодательно закреплено освобождение от НДС оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг) плательщиками, использующими труд инвалидов. Причем такая льгота применяется, если численность инвалидов составляет не менее 50% численности работников .

​В 2020 году планируется снизить вышеуказанный критерий. Предусматривается, что льготу смогут применять организации, использующие труд инвалидов, если их численность в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период.

​2. В 2019 году ИП признаются плательщиками НДС . Однако это происходит с учетом установленных особенностей (они содержатся в ст. 113 НК).

В частности, предусмотрен критерий по величине выручки и других доходов для признания ИП плательщиком НДС. В 2019 году его величина определена на уровне 420000 руб.

То есть, если при реализации объектов ИП превысит указанный порог, он становится плательщиком НДС.

​На следующий год ожидается индексация различных критериев на прогнозный показатель инфляции. Коснется это и описываемого случая. Планируется, что величина указанного критерия составит 441000 руб.

​3. На 2020 год отсрочку вычета «таможенного» НДС продлевать не собираются.

​Напомним, что отсрочка вычета в 30 календарных дней применяется в отношении импортированных товаров, которые ввезены из стран, не входящих в ЕАЭС, т.е. выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой с 24 апреля 2019 года по 31 декабря 2019 года (включительно). Дата выпуска товаров указывается в графе «С» декларации на товары .

​4. Для целей налогообложения предлагается не признавать реализацией безвозмездную передачу имущества, работ, услуг Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц, переданных (принятых) в соответствии с законодательством о распоряжении государственным имуществом.

​В редакции НК имеется схожая норма — подп. 2.7.3 ст. 31. Однако в ней содержатся не все предусмотренные законодательством основания для такой передачи/принятия.

Акцизы

​1. На 2020 год планируется поднятие ставок акцизов. Их рост предусмотрен посредством увеличения или индексации.

Читайте также:  Что будет с российским рублем – комментирует Валерий Полховский

​Ожидается, что ставки ощутимо вырастут на крепкий алкоголь — плюс 6% и табачные изделия (за исключением предназначенных для потребления путем нагревания) — плюс 15%.

​На иные виды подакцизной продукции (за исключением автомобильного топлива) предусмотрена индексация ставок в пределах прогнозируемого параметра инфляции.

​2. Предлагается освободить от акцизов дизельное топливо, реализуемое (передаваемое) организациям, входящим в состав ГПО «Белоруснефть», в количестве, не превышающем 505 тыс. тонн в год, для дальнейшей поставки сельхозорганизациям и льнозаводам.

​Примечательно, что такая льгота предусмотрена при поставках дизельного топлива не всем сельхозорганизациям и льнозаводам, а только по перечням, формируемым облисполкомами и согласованным с Минсельхозпродом и Белнефтехимом.

Налог при УСН

​Традиционно на 2020 год предполагается увеличение стоимостных критериев УСН на прогнозный уровень инфляции. Отметим, что инфляция в следующем году планируется на уровне 5% .

  • ​Соответственно предусмотрена индексация порогового значения валовой выручки для:
  • ​- применения УСН организациями и ИП;
  • ​- применения организациями УСН без НДС;
  • ​- ведения организациями учета в книге учета доходов и расходов;
  • ​- перехода организациями и ИП на УСН с 1 января 2021 года.
  • ​Аналогично предполагается увеличение критерия выручки и доходов ИП на общем порядке налогообложения для целей признания их в 2020 году плательщиками НДС.
  • ​Напомним, в 2019 году вышеуказанные критерии имеют следующие значения:

​- для применения УСН организациями и ИП — 1949208 руб. и 420000 руб. соответственно ;

​- для применения организациями УСН без НДС — 1337415 руб. ;

​- для ведения организациями книги учета доходов и расходов — 738000 руб. ;

​- для перехода организациями и ИП на УСН с 2020 года — 1465565 руб. и 315000 руб. соответственно ;

​- для признания ИП на общей системе плательщиком НДС — 420000 руб. .

Земельный налог

​Планируется увеличение порога кадастровой стоимости земельных участков по всем видам оценочных зон. Размер увеличения при этом не составит более 5%. Это прогнозный уровень инфляции на 2020 год.

​Напомним, что в зависимости от установленного порога определяется, какая налоговая база (площадь или кадастровая стоимость предоставленного земельного участка) будет использоваться при исчислении земельного налога.

​Например, предполагается, что для земельных участков общественно-деловой зоны для размещения иных объектов (кроме автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений) такой порог в 2020 году составит 29666 руб. за гектар вместо 28253 руб. . Если земля относится к производственной зоне, то порог составит 14832 руб. за гектар вместо 14126 руб. .

​Также на прогнозный уровень инфляции предусматривается увеличение ставок налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы применяется их площадь. В частности, для земельных участков общественно-деловой и производственной зон земельный налог планируется исчислять в 2020 году по ставке 163,16 руб. за гектар. В настоящее время ставка для таких зон — 155,39 руб. за гектар .

  1. ​Кроме того, по традиции проиндексируют ставки земельного налога на сельхозземли сельхозназначения (в том числе на такие земли, занятые капстроениями) и средние ставки земельного налога по районам республики.
  2. ​Предполагается продлить на 2020 год действие льготы по налогу за земельные участки научных организаций и научно-технологических парков (НТП) , а также за земельные участки, на которых расположены капстроения, переданные организациями в аренду научным организациям и НТП .
  3. Налог на недвижимость

​Предусматривается, что и в 2020 году в отношении капстроений (зданий, сооружений) (далее — капстроений) научных организаций и НТП, а также капстроений, переданных организациями в аренду (иное пользование) научным организациям и НТП, может применяться освобождение от налога на недвижимость. Сейчас такие льготы организации используют на основании подп. 1.17 и 1.20 ст. 228 НК.

​В настоящее время капстроения организаций, использующих труд инвалидов, освобождаются от налога на недвижимость. В частности, это капстроения организаций (их обособленных подразделений) общественных объединений «Белорусское общество инвалидов», «Белорусское общество глухих», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению».

  • ​При этом льгота применяется при условии, что численность инвалидов в этих организациях или их обособленных подразделениях составляет не менее 50% от списочной численности в среднем за период .
  • ​Предполагается, что в 2020 году данную льготу вправе применять указанные организации, если численность инвалидов у них в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период.
  • Экологический налог

​В 2020 году расчет экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сбросы сточных вод, а также за захоронение, хранение отходов производства будет производиться по новым ставкам. А именно предполагается, что по ставкам-2019, проиндексированным на прогнозный уровень инфляции.

Налоги, отчетность, ВЭД, контроль: риски и возможности для бизнеса в 2020 году | «Правовест Аудит»

Скачать программу

Новый 2020 год не стал исключением и принёс нам не только изменения в налогах, но и новые тревожные тренды правоприменительной практики для бизнеса и должностных лиц. Поэтому делимся с Вами ключевой информацией во избежание сложностей в новом году.

3 темы:

1. Изменения по налогам 2020 и отчетность 2019:

  • НДС
  • налог на прибыль и имущество

2. Риски и возможности бизнеса в кейсах:

  • налоговый ЗОЖ и контроль
  • уголовная и субсидиарная ответственность
  • медиация в спорах
  • кейсы по финансовому, валютному и таможенному контролю

Советник налоговой службы II ранга, гл. эксперт-практик компании «Правовест Аудит», эксперт при палате общественных Уполномоченных по защите прав предпринимателей в г. Москва

  • Изменения с 1 января 2020 г. (уточнен порядок вычетов по НМА, введены новые особенности подтверждения нулевой ставки НДС, новые основания для восстановления НДС и др.).
  • Другие актуальные вопросы (новый порядок вычетов и раздельного учета при выполнении работ и услуг, местом реализации которых территория РФ не является с 01.07.2019 и др.)
  • Изменения с 1 января 2020 г. и особенности декларации за 2019 год
  • Последняя судебная практика и официальные разъяснения.
  • Новая форма декларации за 2019 год — особенности заполнения
  • Изменения-2020 (новые виды недвижимости, облагаемые по кадастровой стоимости, упрощение отчетности и др.).
  • Движимое и недвижимое имущество: разбираемся на примерах

адвокат, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации и общественный деятель. адвокат, председатель Комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов в «Деловой России», Общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей в уголовном процессе, эксперт в Совете Федерации. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в г. Москве (Правительство Москвы) председатель Комитета по защите в судебных спорах и процедурах банкротства МГО «Опора России», упр. партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» юрист, эксперт по предупреждению рисков бизнеса, общественный деятель, упр. партнёр «Кучерена Групп» Советник налоговой службы РФ II ранга, практикующий налоговый юрист, эксперт при палате общественных Уполномоченных по защите прав предпринимателей адвокат, доктор юрид. наук, консультант Совета Европы по правовым вопросам, член Экспертного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

  • Планы ФНС на 2020 год с учетом «дорожной карты» и практики прошлого года
  • Налоговые преступления: основные риски и тенденции правоприменительной практики в сфере налоговых преступлений.
  • Практика применения ст. 54.1 НК РФ: деловая цель и реальность сделок, сторона договора. «Налоговая реконструкция»: что ждет бизнес с учетом судебной практики и писем Минфина с грифом ДСП?
  • Дробление бизнеса: зоны риска для торговли, аренды имущества, общепита, гостиниц
  • Типичные претензии по контрагентам: осмотрительность, доказательства, налоговая оговорка
  • Важные акценты «субсидиарки»: примеры из практики
  • Налоговые преступления: что надо знать бизнесу?! Как предприниматель без вины превращается в преступника? Проблемы разграничения возмещения налогов и хищения (налоговые составы или мошенничество)
  • Споры: медиация, как способ сохранить лицо и избежать потери бизнеса
  • Помощь в решении налоговых проблем — «Горячая линия: дежурный по Москве»
  • Диагностика налоговых рисков и комплексный аудит
  • Изменения законодательства для защиты бизнеса: НК РФ, налоговые составы в УК РФ

Модератор дискуссии Юлия Зуйкова руководитель по развитию продуктов ОАО «Альфа-Банк» первый заместитель генерального директора Автономной некоммерческой организации «Московский экспортный центр». генеральный директор «Делокейтс», практикующий юрист в области таможенного права, сопровождения международных сделок и проектов. Директор по стратегическому развитию ТРАНССЕРТИКО, услуги логистики, таможенного оформления руководитель отдела Управления глобальных рынков Московского банка ПАО Сбербанк

В формате панельной дискуссии эксперты обсудят с аудиторией финансовые и правовые риски при осуществлении ВЭД, поделятся трендами судебной практики и новостями законодательства 2020. Предложат пути минимизации рисков, комплексные меры защиты и инструменты для развития бизнеса, разберут практические кейсы.

    • Актуальные тренды судебной практики для участников ВЭД.
    • Внешние угрозы участников ВЭД и возможности управления риском.
    • Как и для чего оценивать сомнительность сделок?
    • Таможенный аудит как инструмент защиты бизнеса.
    • Либерализация и особенности применения валютного законодательства на практике.
    • Новый взгляд на процесс маркировки и сертификации. Новшества и ужесточения.
    • Неопределенность в курсах валют, ценах товаров, процентных ставках по кредитам — как получить устойчивый бизнес?

Москва,Цифровое деловое пространство (ул. Покровка, д. 47, большой зал)

Могут ли повториться девяностые? Что происходит в белорусской экономике сейчас и как события будут развиваться дальше

После того как у нас стали расти доллар и евро, многие заволновались. Когда отечественные банки начали приостанавливать выдачу кредитов, волнений стало еще больше. Что вообще происходит сейчас в белорусской экономике и каков прогноз на будущее? Как влияют на ситуацию забастовки на предприятиях и что будет, если мы не сможем ни у кого занять денег?

Мы возобновляем выпуск подкаста «Про деньги». Сегодня обсуждаем текущую ситуацию с руководителем проекта «Кошт урада» Владимиром Ковалкиным. Часть разговора мы публикуем в текстовом варианте, полную версию можно послушать в плеере или скачать по ссылке.

«Мы можем говорить о кризисе доверия к белорусской экономической политике»

— Владимир, к чему пришла белорусская экономика к началу сентября?

— Сейчас происходит падение ВВП, которое вызвано далеко не только COVID-19. В стране развертывается и расширяется банковский кризис, продиктованный нехваткой ликвидности у банков. Также мы видим, что растет курс. Это означает, что спрос на валюту превышает предложение.

Кроме того, мы можем говорить о кризисе доверия к белорусской экономической политике, проводимой государством.

Он выражается в том, что люди «потрошат» банки, доставая свои кровные депозиты, пытаясь спасти рублевые вклады, переведя их в свободно конвертируемую валюту, такую как евро или доллар, возможно, даже российские рубли. Правда, я бы не рекомендовал сейчас переводить сбережения в российские рубли.

Читайте также:  Как белорусский язык помогает продвигаться продуктам и брендам

— То есть там тоже нестабильная ситуация?

— Что касается российского рубля, насколько мне известно, в России идут обсуждения, девальвировать его или нет. Я бы дождался окончания этих обсуждений, какой-то более твердой позиции и после этого присматривался бы к российскому рублю.

— Банковская сфера первой попала под удар? Мы видим, что закрываются депозиты, увеличились сроки снятия наличности и так далее. Чем это грозит и что будет дальше?

— Безусловно, монетарная политика — одна из основополагающих государствообразующих политик, которая в первую очередь страдает ввиду кризиса доверия к власти.

Лучший способ понять, насколько люди доверяют власти и проводимой ею политике, — это посмотреть, как они обращаются с деньгами: вкладывают они деньги в депозиты либо снимают деньги с депозитов.

Это самый лучший показатель рейтинга доверия.

У банков сейчас есть одна большая проблема — это отсутствие ликвидности, или, по-бытовому, нехватка денег. Почему очень многие банки прекратили выдачу кредитов физлицам, а многие — и юрлицам? Просто потому, что у них нет ликвидности, что равно нет денег. По-простому все выглядит так: представьте себе МТЗ, который закупает сырье и делает из него трактор.

В каком случае МТЗ потихоньку останавливает производство? В том случае, если у него недостаточно денег, чтобы купить материалы для производства трактора. Так вот, когда банк не выдает кредит и физическим, и юридическим лицам, это значит, что он не выпускает «тракторы». Почему? Потому что у него недостаточно оборотных денег, чтобы купить «комплектующие».

Сейчас банки столкнулись с ситуацией: им негде взять ликвидность, так как Нацбанк ее сильно ограничивает — из-за того, что не хочет разгонять инфляцию и не хочет дальнейшей девальвации рубля, с одной стороны. С другой стороны, из-за этого у банков нет возможности выпускать свой кредитный продукт, так как нет доступа к «комплектующим» — деньгам.

«Следом за банками, которые не смогут получать прибыль, то же самое произойдет и у коммерческих компаний»

— Выходит, дальше предприятия будут сталкиваться с тем, что не смогут прокредитоваться?

— Безусловно, дальше эта ситуация будет развиваться по цепочке. Поскольку у банка нет денег, он не выдает кредиты физическим и юридическим лицам. Соответственно, люди не пойдут в магазин и не будут что-то покупать в кредит. Это может коснуться, в первую очередь, строительного рынка. У людей не будет возможности купить или построить квартиру в кредит.

Аналогично люди не смогут купить в кредит автомобиль, точно так же не смогут и обслужить свои потребительские нужды. Соответственно, все те бизнесы, которые держались на кредитах для физлиц, будут терпеть крах и убытки. Это одна сторона вопроса.

Вторая сторона — это юридические лица, которые расширяют производство, модернизирует производство или куда-то инвестируют, да даже просто поддерживают его с помощью кредитных денег.

Так вот, эти бизнесы тоже будут лишены кредитных денег, что приведет по цепочке к кризису ликвидности уже в реальном секторе и в торговле, что будет означать, что коммерческие компании не будут обладать достаточным количеством денег, чтобы запускать свои циклы производства или торговли. У них не будет достаточно оборотки, чтобы работать.

Дальше по цепочке будет развиваться ситуация неплатежей и долгов всех всем. Следом за банками, которые не смогут получать прибыль, то же самое произойдет и у коммерческих компаний. Это приведет к кризису неплатежей между юридическими лицами — и в итоге все может вылиться в задержку зарплаты, так как не будет оборотки, чтобы ее платить.

Если ситуация будет развиваться в эту сторону достаточно динамично и тренд на недостаток ликвидности сохранится, то финансовый кризис перетечет в общеэкономический и коснется абсолютно всех.

Затем этот маховик начнет раскручиваться в отношении бюджета, который и так дефицитный. Люди, которые не получили зарплату, компании, которые не заработали, — они все не заплатили налоги, в бюджете не хватает денег. Каждый следующий цикл этой спирали будет усиливать сам себя с каждым витком.

«Сейчас все больше становится понятно, что „как было“ уже не будет»

— Что нужно сделать, чтобы ситуация с развертыванием спирали не случилась?

— Для этого нужен доступ к ликвидности и кредитным ресурсам. На сегодня это политический вопрос, а не экономический.

Кто наши основные кредиторы сейчас и кто ими может быть? Это Россия и фонды ЕАЭС, западные страны и различные институции (МВФ и так далее), а также Китай. Давайте посмотрим, у кого мы можем взять денег.

На Западе мы точно не возьмем — по понятным политическим причинам, да и экономическим в том числе. По этой же причине не стоит рассчитывать на кредиты от Китая. Китай дает всегда связанные и очень прагматичные кредиты.

Более того, Китай не дает кредиты лидерам, скажем так, которые в данный момент не очень крепко стоят на ногах. Остается только Россия. Сможем ли мы получить какие-то кредиты от России — вопрос переговоров между Путиным и Лукашенко. Пока идут переговоры и ситуация неясная.

Руководство России пытается понять, готово ли оно инвестировать в Лукашенко в сложившейся политической ситуации. Все понимают, что деньги можно будет и не вернуть.

А всем, кто вкладывает, хотелось бы их вернуть, в том числе и россиянам, которые по идеологическим причинам могут выдать деньги, но они хотели бы выдать их разово, чтобы продолжилось все как было.

Однако сейчас все больше становится понятно, что «как было» уже не будет, причем понятно абсолютно всем, даже самым маргинальным политологам и политикам России: в март 2020 года вернуться будет невозможно. Это абсолютно новая политическая ситуация, и здесь нужны новые инструменты и понимание, как с этим работать жить и выходить из этого кризиса.

— Предположим, Россия не дает нам финансирование и выплата кредитов идет на прежних условиях. Что произойдет в таком случае?

— В таком случае мы будем уверенно и быстро двигаться к дефолту и девальвации. Нам будет достаточно сложно обслуживать внешний кредит, так как курс будет расти.

На сегодня у нас уже бюджет дефицитный, у нас есть кое-какие резервы, которые позволят нам продержаться, условно говоря, несколько месяцев.

Как дальше выходить из этой ситуации, непонятно, потому что дальше начнет работать маховик снижения ВВП.

Он будет снижаться на фоне девальвации. А я напомню, что у нас более 97% госдолга номинировано в долларах. Соответственно, при девальвации будет увеличиваться количество рублей, которые нам нужно заработать, взять из бюджета, чтобы купить на них доллары и вернуть долги. Соответственно, мы столкнемся с огромным бюджетным дефицитом.

«Ситуация развивается похожим образом, как в России 1998 года»

— У нас по итогам года был запланирован дефицит в 6 млрд рублей. Будет больше?

— Во-первых, эта цифра очень динамичная и зависит от курса. Когда курс «поедет», то «поедут» и эти 6 млрд. Насколько вырастет курс, настолько увеличится и дефицит.

Во-вторых, этот дефицит в 6 млрд был рассчитан до августа. Что-то мне подсказывает, что произошедшие в августе события сыграют негативную роль и увеличат дефицит. Почему? Потому что налогов будут платить меньше.

Не секрет, что на сегодня многие граждане крайне недовольны политической ситуацией и не оплачивают услуги ЖКХ, налоги, а также переезжают в другие страны.

Это значит, что они не будут платить налоги здесь — прямые с собственных доходов, а также взносы в ФСЗН и косвенные, например НДС. Поэтому, мне кажется, это еще не финал.

— То есть развитие ситуации похоже на дефолт 1998 года, который был в России?

— Да, ситуация развивается похожим образом. В России на межбанке резко возросла процентная ставка, то есть банкам не хватало ликвидности, и они были готовы брать ее под любой процент. Тогда взлетели ставки по российским краткосрочным облигациям, на межбанке и так далее. Но тем не менее в течение полугода произошел дефолт, так как не было чем платить по долгам.

— Могут ли повториться девяностые, которых все так боятся?

— Невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Невозможно вернуться в девяностые в том понимании, в котором они были. Они были такими во многом потому, что происходила трансформация экономики от командно-административной к рыночной.

На сегодня у нас почти 50% ВВП создается коммерческими, негосударственными предприятиями. Поэтому кризиса девяностых в том виде не будет. Но будут очень похожие вещи. В девяностые был кризис неплатежей, потому что не хватало ликвидности.

С нехваткой боролись, включая печатный станок и инфляцию, что запускало следующий раунд событий.

Напомню, тогда средняя зарплата была около $30. И конечно, мне бы очень не хотелось, чтобы в пересчете на покупательную способность зарплата была бы $30. Но такая тяжелая ситуация потенциально возможна в том случае, если не решить проблему с ликвидностью, не разрешить все те проблемы политического характера, которые приводят к экономическим проблемам.

Подписаться на подкаст можно через сервис «Яндекс.Музыка». Также его можно слушать на устройствах Apple или других «подкастоприемниках». Ссылка на скачивание самого файла в формате MP3 находится тут.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *