В 2019 году многие действующие правовые нормы
в сфере закупок изменяться. Поправки внесены как в ФЗ №44-ФЗ, так и в Закон №223-ФЗ. Новая редакция
последнего вводит ряд изменений, которые обязательно необходимо учитывать
участникам корпоративных закупок.
Порядок проведения закупок
изменится
Если закупку планируется производить на
основании положений ФЗ №223, то заказчики должны в первую очередь позаботиться,
чтобы Положения о закупках
соответствовали новым стандартам.
Обновить информация заказчику нужно
было еще в 2018 году, а направить для регистрации в ЕИС в области закупок — до
1 января 2019 года.
Правила устанавливает 4 статья ФЗ №505-ФЗ, утвержденного 31
декабря 2017 года.
Если в составленных заказчикам Положениях имеются
несоответствия с нормами, установленными ФЗ
№223, последняя редакция которого уже вступила в силу с 1 января 2019 года,
то они считаются неопубликованными, даже если размещены в Единой информационной
системе своевременно.
Соответственно, произвести закупки, которые
предусматривает Федеральный закон №223-ФЗ по ним не выйдет, о чем сообщает 8
статья 223 ФЗ в пункте 5.1.
Процедуры, относящиеся к закупкам, в случае
признания недействительным Положений заказчики обязаны проводить в
предусмотренном Федеральным Законом
№44-ФЗ порядке.
Постараемся подробно объяснить, что нужно
изменить в Положении о закупке в соответствии с поправками к Закону 223-ФЗ “О
закупках”
Обеспечение заявки
Далеко не все заказчики вправе требовать от
исполнителя обеспечение заявки.
Новая редакция ФЗ №223 сообщает, что подобная
возможность есть только у выставляющих заявку, стоимость которой превышает 5
млн. При этом определена и верхняя граница величины обеспечения.
Она установлена
в 5 статье Закона №505-ФЗ и составляет 5% от изначальной стоимости. Заказчики
вправе требовать и меньшую сумму.
В качестве обеспечения могут выступать:
- собственные средства исполнителя;
- банковская гарантия.
При формировании заявки заказчик вправе указать
и иной способ обеспечения.
Закупки: конкурентные и
неконкурентные
В Положениях обязательно отображается перечень
подходящих заказчику способов закупки. Они могут быть как неконкурентными, так
и конкурентными. К последним относят:
- запросы предложений;
- конкурсы, либо аукционы следующих
видов: - запрос котировок.
Необходимость отражения в Положении видов
закупок вводит 3 статья Закона №505-ФЗ в пункте 3. Федеральный закон 223 по умолчанию устанавливает электронную форму
для подобных закупок. Однако за заказчиком остается право устанавливать
некоторые процедуры в бумажном формате.
Особое внимание стоит уделить предназначенным
для малого и среднего бизнеса (МСП) конкурентным
закупкам. Проводить их в бумажном формате нельзя, единственный возможный
вариант организации, как сообщает 2 пункт статьи 3 ФЗ №223-ФЗ, — электронный.
Заказчик может самостоятельно расширить
перечень предусмотренных для закупки процедур и отобразить его в составленном
Положений. Все обозначенные в нормативном акте мероприятия являются торгами. А
значит именно победивший исполнитель будет выполнять контракт — отказаться от
сотрудничества заказчик не может.
Что касается неконкурентных закупок, в
отношении них также устанавливаются определенные правила проведения. Но самое
главное, что заказчик вправе самостоятельно определить способ проведения
аукциона, в том числе если он подразумевает, что закупка будет произведена у
единственного поставщика, исполнителя или подрядчика.
Правильное описание объекта
закупки
Чтобы исключить вероятность снижения
конкуренции, ФЗ №223 устанавливает новые правила, касающиеся обозначения
объекта закупок в сопровождающей документации. Заказчик больше не может вносить
сведения о стране производства, а также использовать товарный знак. В последнем
случае есть и исключение.
При размещении товарного знака можно использовать
словосочетание “или эквивалент”. Но при этом закон также требует прописать
некоторые параметры, которые описывают необходимые требование к товарам или
работам, требующимся заказчику — своеобразные параметры эквивалентности.
Тогда
считается, что заказчик исполнил требования закона.
Разрешается использовать товарный знак без
указанного уточнения в следующих случаях:
- если предоставляемая заказчиком
продукция не может использоваться с товарами иных производителей; - если предметом сделки являются
запасные части или детали комплектации техники определенной марки; - приобретаемая продукция необходима
для выполнения государственного заказа; - если регулирование закупки
производится международным соглашением, предписывающем обязательное
использование товарного знака.
Правила составления извещения
223 ФЗ
“О закупках” в новой редакции четко устанавливает,
какие сведения обязательно требуется отображать в тексте извещения. При
составлении следует внести информацию о:
- начальная стоимость контракта;
- цена единицы товара, работы или услуги (ТРУ), в отношении которого
заключается договор, либо формула стоимости; - максимальная стоимость контракта.
Дополнительно следует указать предписанную 9 частью
4 статьи ФЗ №223-ФЗ. Она касается места, где планируется производить закупку. В
извещении отображается адрес электронной
площадки, на которой будет фиксироваться сделка.
Сопровождающая закупку документация
Оформляющий закупку заказчик в обязательном
порядке составляет сопроводительную документацию. Это касается любой закупки,
проводящей в рамках конкурса, аукциона, в том числе электронного. Освобождаются
от обязанности только заказчик, который делает запрос на котировки. Об этом
сообщает 9 часть 32 статьи ФЗ №233.
При составлении документации следует учитывать
новые требования, выдвигаемые Законом №233-ФЗ:
- Обязательно указывается цена контракта. Допускается прописывать формулу стоимости.
- Выставляются условия для исполнителей, собирающихся принять участие в закупках. Применяются они и к субподрядчикам, привлекаемым для выполнения условий контракта. А также прописываются требования к документации, которую нужно сформировать для участия.
Если участие в закупке подразумевает, что
исполнитель, либо соисполнитель будет проводить работы на опасных объектах,
выставляемым требованиям следует уделить особое внимание.
Это же правило
используется, если закупка касается работ, при которых используется атомная
энергия, либо задействовано сложное высокотехничное оборудование.
Условия,
которые надлежит соблюдать исполнителю, также прописывается в сопроводительной
документации.
Время, выделенное для размещения
положения закупки в ЕИС
Типовое Положение, касающееся планируемой
закупки, обязательно публикуется в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.
Если Положение изменяется, на размещение выделяется также 15 дней. Об этом
сообщает 3 статья ФЗ №505-ФЗ в пункте 12.2.
При этом ряд сведений разрешается не
обнародовать путем размещения в ЕИС. Полный список информации, не подлежащей
разглашению, освещен в Законе №223-ФЗ. В него попали данные, касающиеся
договоров:
- о закупке ряда финуслуг, например:
- услуг по привлечению во вклады;
- доверительному управлению
средствами;
- о переходе прав на объекты
недвижимости; - купли-продажи;
- нескольких типов аренды;
- об услугах брокеров;
- содержащих сведения о закупках,
относящихся к государственной тайне; - если описанные процедуры
определены Правительством РФ; - о закупках на суммы до 100 или 500
тысяч рублей.
Нововведения в сфере составления
отчетности
При составлении отчетов обязательно следует
учитывать новые требования законодательства. В документы обязательно
включается:
- количество договоров, цена, которая
установлена на каждый договор по 223 ФЗ,
даже если сведения о нем не размещались в Единой информационной системе; - число соглашений с привлечением
одного исполнителя и их цена; - количество контрактов, которые
заключались с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся процедуры, а
также их общая стоимость.
Жалоба в ФАС
Исполнитель может подать содержащее жалобу на
заказчика ходатайство в Антимонопольную Службу, используя утвержденные
законодательством основания. В 2019 году перечень пополнился. Теперь обратиться
в ФАС можно, если:
- зафиксированы нарушения в процессе
подготовки к закупке; - нарушены процедуры, проведение
которых предусмотрено в Положении о закупке.
Жалоба рассматривается в ФАС. Однако Закон
№223-ФЗ указывает, что принимать во внимание необходимо только обозначенные в
ходатайстве доводы. Положение закрепляет 10 часть статьи 3 обозначенного
нормативного акта.
Оспорить действия заказчика можно не только в
ФАС, но и в Корпорации МСП. Причины также определены в 223 ФЗ.
Ставка НДС возросла: как изменится
цена контракта
Повышение НДС до 20% установлено в ФЗ №303-ФЗ.
Нормы, принятые 3 августа 2018 года, начинают действовать с 1 января 2019. И в
связи с их принятием у заказчиков и участников закупок возник ряд вопросов,
касающихся определения стоимости контрактов после увеличения налогов. На них
постаралось ответить Министерство финансов, опубликовав 28 ноября 2018 года
Письмо №24-01-07/86352.
В опубликованном документе поясняется, что
положения Закона №223-ФЗ не устанавливают запрет на изменение стоимости
контрактов, даже если подрядчик уже приступил к его выполнению. Главное, чтобы
Положение о закупке предусматривало возможность изменения ценового показателя.
В указанном Письме МинФина особо указывается на тот факт, что процедуру можно
совершить только по соглашению сторон.
Закрытые электронные закупки:
нюансы документооборота
Правительство РФ постаралось также
урегулировать вопросы, связанные с проведением закрытых аукционов, в том числе
организуемых в электронной форме. Изменения коснулись особенностей
документооборота.
Пересмотрен был и порядок аккредитации, предусмотренный при
конкурентных конкурсах закрытого типа с применением электронной подписи (ЭП).
Рассматривающее указанные
особенности Положение утверждено вышедшим 25 декабря 2018 года Постановлением
Правительства РФ №1663.
Главное изменение касается возможности участия
в закрытых аукционах электронного типа. Необходимо пройти специальную
аккредитацию на площадке, подключившись предварительно к шифровальной сети
связи.
Подобные условия применимы к закупкам, осуществление которых возможно
только при раскрытии участникам информации, приравненной к государственной
тайне.
Если исполнитель не проходит аккредитацию, то он не может стать
участником аукциона.
На оператора ЭП в связи с изменениями возлагается
новая обязанность. Он должен вести специальный реестр, куда вносятся все
прошедшие аккредитацию участники. Помимо этого, устанавливается особый порядок
для:
- приглашения на электронный
конкурс, применяемый к прошедшим аккредитацию исполнителям; - предоставления формируемой в
рамках электронной закупки документации; - подачи аккредитованными
участниками заявки о желании принять участие в аукционе; - ведения документооборота в ходе
закупки. А также особенностей составления оформляемой при закрытии документации.
Реестр заказчиков
В ЕИС теперь будет внедрен специальный реестр,
отображающий сведения обо всех заказчиках, подающих заявки в рамка 223 ФЗ. Он
будет вестись в соответствии с особенными правилами, которые закреплены в ПП
№1711, выпущенного 28 декабря 2018 года.
Доступен реестр станет с 1 марта 2019 года. К
этому сроку Федеральное Казначейство уже должно подготовить его и внедрить в
ЕИС. А до 15 марта обязательно включить в список всех зарегистрированных в ЕИС
заказчиков-юрлиц, которые обозначены в ФЗ №223, а именно — во 2 пункте 1
статьи. Причем о каждом необходимо сообщить следующую информацию:
- наименование организации, полная
форма и сокращенная — при наличии; - установленная для предприятия
организационно-правовая форма; - адрес фирмы;
- ИНН, в том числе дата регистрации
в налоговой и код причины постановки на учет.
Предусмотрено и включение некоторых видов
документов в ЕИС при внесении заказчика в реестр. Перечень отдельно обозначен в
выпущенном 10 августа 2012 года Приказе Казначейства России №13н, а также
Приказе Минэкономразвития №506.
Далее на внесение изменений у ответственного
ведомства будет не более одного. Сроком исчисления является дата регистрации
заказчика в ЕИС, либо внесения новых сведений в информационные документы. Если
заказчик лишается права доступа в ЕИС, Казначейство должно убрать его
реестровую запись из общего доступа в течение 3 дней.
Информацию по всем проводимым закупкам можно
посмотреть на сайте «ТАСС-Бизнес» (tassbiz.ru).
Госзакупки по 223-ФЗ: какие новшества для малого и среднего бизнеса действуют с 2019 года
Госзакупки по 223-ФЗ: какие новшества для малого и среднего бизнеса действуют с 2019 года
15 марта 2019 Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем
С этого года для поставщиков из числа средних и малых предприятий торги в рамках Закона № 223-ФЗ проводятся по тем же правилам, что и торги в рамках Закона № 44-ФЗ. Новшества значительно упрощают процедуру госзакупки и делают ее более прозрачной. Предполагается, что это позволит малому и среднему бизнесу получить еще больше заказов и увеличить объем выручки.
Бюджетные учреждения, которые закупают товар (работу, услугу) за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, обязаны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ). Данный закон обязателен также для следующих категорий заказчиков:
- организаций с долей участия государства выше 50%, их «дочек» и «внучек»;
- субъектов естественных монополий (нефтегазовых компаний, РЖД и проч.);
- компаний, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетикой, водоснабжением).
Для сравнения отметим: государственные или муниципальные учреждения, закупающие что-либо за счет средств бюджета, руководствуются другим законом. Это Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ).
Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час
Какие поставщики и подрядчики относятся к малому и среднему бизнесу
При проведении госзакупок, в том числе в рамках Закона № 223-ФЗ, для субъектов малого и среднего предпринимательства (сокращенно СМиСП) действуют особые правила.
Напомним, что к данным субъектам относятся компании и предприниматели, которые соответствуют определенным критериям (см. «Минэкономразвития разъяснило, кто относится к субъектам малого предпринимательства»).
Эти критерии приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (см. таблицу ниже).
Критерии, по которым компанию или ИП относят к субъектам малого или среднего предпринимательства
Средняя численность работников за предшествующий год | до 100 человек | 101-250 человек |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС | не более 800 млн. руб. | не более 2 000 млн. руб. |
Суммарная доля сторонних организаций, не являющихся малыми и средними предприятиями, в уставном капитале | не более 49% | не более 49% |
Все организации и предприниматели, отнесенные к СМиСП, поименованы в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Чтобы подтвердить свою принадлежность к указанной категории, участнику торгов достаточно предоставить выписку из данного реестра. Получить ее можно бесплатно на сайте rmsp.nalog.ru.
Квоты для СМиСП
При закупках, проводимых в рамках Закона № 223-ФЗ, для субъектов малого и среднего предпринимательства установлены квоты. Так, госзаказчики обязаны закупать у СМиСП товары и услуги в объеме не менее 18 процентов от общего объема закупок.
При этом 15 процентов закупок необходимо производить строго среди представителей малого и среднего бизнеса. Такое правило закреплено в пункте 5 положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках (утв.
постановлением Правительства РФ от 11.12.14 № 1352).
Получается, что средние и малые предприятия могут принимать участие в любых закупках наравне с крупным бизнесом. Но у СМиСП есть и другая возможность — участвовать в тендерах, организованных исключительно для малого и среднего бизнеса. В таких закупках конкуренция меньше, поэтому шансы на победу выше.
Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса
Новые правила для СМиСП
Начиная с 2019 года, в закупках по Закону № 223-ФЗ, проводимых для субъектов малого и среднего бизнеса, действуют новые правила. Перечислим самые важные из них.
Торги проходят на тех же площадках, что и закупки по Закону № 44-ФЗ
Прежде для закупок в рамках Закона № 223-ФЗ не существовало перечня электронных торговых площадок (ЭТП), где разрешено проводить торги. Госзаказчик мог выбрать любую площадку со своим собственным порядком регистрации и работы. Для сравнения отметим, что тендеры по Закону № 44-ФЗ проходили только на восьми площадках, специально для этого отобранных.
С этого года закупки для СМиСП в рамках Закона № 223-ФЗ проводятся на тех же восьми площадках, что и торги по Закону № 44-ФЗ. Вот эти площадки:
- Сбербанк-АСТ;
- АГЗРТ;
- ЕЭТП;
- РТС-Тендер;
- Национальная электронная площадка;
- Российский аукционный дом;
- ЭТП ГПБ;
- ТЭК-Торг
Порядок регистрации и работы на указанных ЭТП строго регламентирован. Если тендер организован для представителей малого и среднего бизнеса, то площадка не вправе брать комиссию с участников. Исключение составляет только плата с победителя. Она равна 1% от начальной максимальной цены закупки, но не более 2 000 руб.
Для закупок у СМиСП используется один из четырех разрешенных способов
Раньше госзаказчики могли провести каждую закупку в рамках Закона № 223-ФЗ любым способом по своему выбору. Причем, конкурентные способы (например, конкурсы и аукционы) использовались крайне редко.
С 2019 года торги для СМиСП разрешено проводить при помощи четырех видов электронных процедур: аукциона, конкурса, запроса котировок и запроса предложений. Никакие иные виды торгов не допускаются.
Торги для малого и среднего бизнеса проходят строго в электронном формате
По устаревшим правилам госзаказчик, проводивший торги по Закону № 223-ФЗ, сам решал, в каком виде собирать предложения от поставщиков. Иногда он делал это по электронной почте, иногда в бумажных конвертах, а иногда при помощи ЭТП.
С этого года закупки по Закону № 223-ФЗ, организованные только для малых и средних предприятий, проходят исключительно в электронном виде. Это снизило риск поставщика ошибиться при подаче заявки, ведь все разрешенные ЭТП контролируют заявки в автоматическом режиме.
Правила проведения госзакупок строго регламентированы
В 2018 году и раньше правила торгов, проводимых в рамках Закона № 223-ФЗ, устанавливал сам заказчик. К примеру, он мог отменить результаты запроса котировок из-за того, что передумал закупать товар.
С 2019 года госзаказчик, который организовал торги для малого и среднего бизнеса, обязан придерживаться правил, установленных законом.
В частности, он вправе отменять закупку, только если не истек срок приема заявок, либо при форс-мажоре.
Есть и другие правила: необходимо продлевать срок подачи заявок, если что-то изменилось в закупочной документации, отвечать на запрос предложений в течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса и проч.
Что теперь должны сделать поставщики и подрядчики
Субъектам МиСП, которые ранее участвовали в тендерах в рамках Закона № 44-ФЗ, новые правила уже знакомы. А вот тем, кто прежде принимал участие только в торгах по Закону № 223-ФЗ, предстоит совершить ряд действий.
Во-первых, зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС). После регистрации поставщик попадет в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), и затем получит аккредитацию сразу на восьми торговых площадках (см. «С 2019 года вводятся новые правила регистрации для участия в госзакупках»). Получать доступ к каждой площадке по отдельности не требуется.
Во-вторых, открыть спецсчет. Это расчетный счет, который открыт в одном из банков, утвержденных правительством. На нем поставщик хранит деньги для обеспечения заявки. По запросу ЭТП банк будет блокировать и разблокировать нужное количество денег (см. «Спецсчета в системе госзакупок с октября 2018 года: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»).
В-третьих, в случае победы заплатить площадке комиссию. Для СМиСП ее размер составляет 1% от начальной цены, но не более 2 000 руб. Некоторые площадки добавляют к этой сумме НДС. Обратите внимание: плата берется с победителя процедуры, даже если он уклонился от заключения договора (см. «Госзакупки: как изменились обеспечение заявки и комиссия для победителя торгов»).
Важно: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).
После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.
Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.
Подключиться к сервису «Контур.Закупки»
Положение о закупках по 223-фз с 1 января 2019 года: основные изменения
В новой редакции Закона № 223-ФЗ повсеместно фигурирует термин «конкурентная закупка», и его необходимо грамотно отразить в новой редакции положения. Для этого нужно понимать суть термина.
В смысле Закона № 223-ФЗ конкурентная закупка значит не то же самое, что в привычном нам понимании. Прежде всего, к реальной конкуренции этот термин никакого отношения не имеет.
Допустим, в одну закупку пробились всего два поставщика, а в другой участвуют десять — и всё в терминах обновлённого закона, только первая будет называться «конкурентной». При этом сам Закон № 223-ФЗ проводит однозначное разграничение между неконкурентной закупкой и закупкой у единственного поставщика.
А значит, соревнование между потенциальными поставщиками подразумевается и в «конкурентной», и в «неконкурентной» закупке.
Рекомендуем дистанционный онлайн-курс «Участие в государственных, корпоративных и регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Профпереподготовка, 256 ак.
часовЧто же отличает конкурентную закупку от всех остальных? Для того, чтобы назваться таковой по правилам Закона № 223-ФЗ, закупка должна отвечать одновременно всем требованиям ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
В частности, в закупочной документации нельзя указывать товарный знак без оговорки об эквиваленте, кроме закрытого перечня случаев, прямо указанных в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
При этом Закон № 223-ФЗ не указывает на то, какой объём закупок заказчик обязан проводить с использованием способов, именованных как «конкурентные». А значит, что даже при условии проведения лишь пресловутых 15% закупок с участием МСП конкурентными способами (в этом случае у заказчика выбора нет), требования закона не будут нарушенными.
Как использовать неторговые способы закупки в 2019 году
Никто не запрещает заказчику проводить т.н. «неконкурентные» закупки в электронной форме. Как же сохранить возможность использовать привычные неторговые способы закупки после 1 января 2019 года? Радикально переписывать соответствующие главы положения о закупках для этого не придётся — но только при условии, что заказчик внимательно отнесётся к обновлению их терминологии.
Во-первых, из названия неторговых способов закупки, которые с 1 января 2019 года буду именоваться «неконкурентными», необходимо исключить те термины, которые новой редакцией Закона № 223-ФЗ зарезервированы для конкурентных закупок. Это «запрос предложений», «запрос котировок», «конкурс» и «аукцион». Речь идёт именно про термины.
Большинство заказчиков пользуются как раз запросом предложений и запросом котировок.
И если они желают сохранить их в своей закупочной работе, то запрос котировок придётся переименовать в «запрос цен» (что, кстати, является более корректным термином с содержательной точки зрения), а запрос предложений — в «многокритериальное сопоставление» или «сопоставление предложений».
Во-вторых, из тех глав положения о закупках, в которых описываются эти способы, необходимо исключить упоминания о конкуренции. И здесь тоже речь идёт только о терминах.
Разумеется, фактическая конкуренция при проведении таких закупок сохраняется, вот только в официальных документах заказчика для её обозначения теперь придётся использовать термин «соревнование» или «состязание».
Собственно, переименованные закупки теперь и будут именоваться не неторговыми конкурентными, а неторговыми состязательными.
В-третьих, желательно исключить из тех глав, которые посвящены неконкурентным закупкам, требования, установленные Законом № 223-ФЗ исключительно для конкурентных закупок:
- запрет на ценовое и неценовое соревнование в режиме реального времени (в рамках конкурентных закупок оно допустимо лишь для аукциона);
- запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге;
- обязательное выделение первой и второй частей заявок с запретом на указание сведений об участнике закупки в первой части заявки;
- обязательное составление протокола по итогам каждого этапа закупки.
Кстати, некорректное именование каждого элемента закупки «этапом» также является отличительным признаком конкурентной закупки, а потому при регламентации неконкурентных способов предпочтительно пользоваться классическими терминами «элемент» или «стадия», если только речь не идёт собственно о первом этапе двухэтапной закупки.
Наконец, необходимо обратить внимание на то, что новеллами Закона № 223-ФЗ именно для целей этого закона запрос котировок и запрос предложений были отнесены к торгам.
Соответственно, заказчик не имеет права отказываться от их проведения после завершения приёма заявок и обязан признать несостоявшейся закупку, в «финале» которой осталась лишь одна заявка. Оба эти ограничения прямо прописаны в Законе № 223-ФЗ.
И обоих следует избегать при описании неконкурентных состязательных закупок.
«Конкурентные» закупки в новом смысле этого слова
Выше мы говорили по большей части о терминах. Содержательная часть норм, посвящённых классическим неторговым закупкам (теперь именуемым неконкурентными состязательными), остаётся неизменной, поскольку базируется не на изменённых частях Закона № 223-ФЗ, а прежде всего на требованиях Гражданского кодекса РФ и Закона «О защите конкуренции».
Но к 1 января 2019 года заказчику необходимо дополнить своё положение о закупках и нормами о тех способах, которые теперь именуются «конкретными» — даже если на практике он ими пользоваться не собирается. Главы «Конкурс», «Аукцион», «Запрос котировок» и «Запрос предложений» в положении о закупках появиться обязаны.
Юридико-технически можно с равным успехом избрать один из двух следующих методов: копировать требования Закона № 223-ФЗ в каждую из этих глав или же объединить все четыре главы в раздел «Конкурентные способы закупки», в общей части которой и будут один раз указаны все эти требования. Во втором случае каждая из глав будет содержать по две-три небольших статьи с указанием минимальных сроков на сбор заявок и принцип выбора победителя (их нужно перекопировать из пунктов 16–23 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).
Какие общие требования к конкурентным закупкам необходимо включить в положение о закупке?
- Запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге (ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
- Обязанность заказчика дать ответ на запрос разъяснений в течение трёх рабочих дней (части 2–4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
- Требование о предельном размере обеспечения заявки (ч. 27 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
- Запрет на отказ от проведения конкурентной закупки после окончания срока подачи заявок (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
- Требование об обязательном использовании только усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении конкурентной закупки в электронной форме (ч. 5 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ).
- Требование к участнику конкурентной закупки в электронной форме направлять разными файлами первую и вторую части своей заявки, а цену указывать отдельно в интерфейсе электронной площадки (части 10 и 12 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ).
При этом в первой части запрещено указывать сведения об участнике закупке, во второй — сведения об условиях поставки, а цену запрещено указывать в обоих частях.
Рассмотрение частей заявки при проведении конкурентной закупки в электронной форме происходит по схеме электронного аукциона из Закона № 44-ФЗ: сперва заказчик знакомится с условиями поставки, указанными в первой части заявки, затем узнаёт цену и только после этого — имя потенциального победителя.
Этот порядок тоже лучше закрепить в положении о закупках. Там же стоит ввести запрет на использование таких критериев сопоставления заявок, как, например, опыт работы: ведь сопоставлять заявки закупочная комиссия имеет право лишь при рассмотрении первых частей заявок, а сведения об опыте работы имеет право получить только при рассмотрении вторых частей.
На самом деле, если заказчик назвал свою закупку конкурентной, то все эти ограничения будут действовать для заказчика автоматически в силу прямого указания Закона № 223-ФЗ.
И в этом смысле копирование их в положение о закупках является бессмысленным.
Но если этого не сделать, то после 1 января 2019 года можно получить обвинение в том, что корпоративное положение о закупках не приведено в соответствие с новеллами Закона № 223-ФЗ — а значит и обязанность проводить все закупки по Закону № 44-ФЗ.
Логично прописать случаи проведения каждого из способов закупки. Эти случаи можно указать как в главах, посвящённых каждому отдельному способу, так и в общей части положения о закупках.
Например, «все закупки на сумму свыше 100 млн рублей проводятся с использованием конкурентных способов закупки, а в том случае, если начальная (максимальная) цена закупки превышает 500 млн рублей, то заказчик проводит такую закупку посредством конкурса или аукциона».
Раз основной формой проведения конкурентных закупок в Законе № 223-ФЗ названа электронная форма, то в новом разделе стоит прописать ситуации, при наличии которых конкурентная закупка проходит в «бумажной» форме. Это может быть список, аналогичный списку оснований для проведения закупки у единственного поставщика.
Кроме того, в разделе «Конкурентные закупки» необходимо прописать состав информации, включаемой заказчиком в следующие протоколы:
- Протокол предварительного этапа многоэтапной закупки.
- Протокол предварительного квалификационного отбора.
- Протокол вскрытия конвертов.
- Протокол оценки и сопоставления заявок.
- Протокол переторжки.
- Протокол сопоставления окончательных предложений об условиях поставки.
- Итоговый протокол закупок.
По Закону № 223-ФЗ заказчик обязан составлять протоколы во всех перечисленных выше случаях. Однако требования к содержанию нормами самого Закона предусмотрены лишь для последнего вида в ч. 14 ст. 3.2.
Закупки с участием малого бизнеса
Если заказчик обязан оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на основании Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то в его положении о закупках, скорее всего, есть отдельная глава о таких закупках.
Не отменяя всех тех норм, которые включены в эту главу на основании указанного Постановления — например, нормы об ограничении предельных размеров обеспечения заявки или обеспечения контракта, нормы о сроках расчётов по договору и т.п.
— заказчику необходимо в 2018 году пересмотреть регламентацию алгоритма тех закупок, которые проводятся с участием исключительно СМПС. И сделать это необходимо не 31 декабря, а к 1 октября.
Учтите, конкурентные закупки с участием исключительно МСП проводятся теперь только в электронной форме и только на площадках, указанных Правительством РФ.
При регламентации способов конкурентных закупок с участием исключительно МСП заказчик не имеет право на нормотворчество и фактически обязан просто скопировать ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Однако и это копирование нужно проводить с осмотрительностью.
Например, заказчик не может изменить порядок проведения закупки, предписанного ему этой статьёй, однако может отказаться от тех её фрагментов, которые указаны в качестве факультативных.
Особенно это важно при решении вопроса об использовании двухэтапных конкурсов, предусмотренных ст. 3.4: например, невозможно при проведении такого двухэтапного конкурса в порядке п. 2 ч. 4 ст. 3.4 не нарушить требования ч. 22 той же статьи.
В разделе, касающемся закупок у МСП, стоит упомянуть и о спецсчетах, которые участники таких закупок обязаны использовать для обеспечения своих заявок посредством резервирования денежных средств.
Однако куда важнее указать то, что при использовании такого критерия, как отсрочка платежа, не учитывается значение более 30 дней: ведь согласно Постановлению № 1352, заказчик в любом случае обязан будет рассчитаться с поставщиком из числа МСП именно за 30 календарных дней.
Вообще, чем меньше критериев оценки заказчик будет использовать при проведении такой закупки, тем лучше. Идеальный способ закупки у МСП согласно новой редакции Закона № 223-ФЗ — это простейший одноэтапный аукцион, максимально приближенный к алгоритму Закона № 44-ФЗ.
Новости
Изменения в 223-ФЗ с 1 января 2019 27.11.2018 15:08
Положение о закупках.
Заказчикам должны привести свои положения о закупках в соответствие с новыми требованиями. Срок истекает 1 января 2019 года. Если до этого заказчик не исправит положение, будет считаться, что оно не размещено в ЕИС, а следовательно не существует.
Все опубликованные в ЕИС положения, не соответствующие новым требованиям, будут считаться не размещенными. До размещения новой редакции компании придется проводить закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, руководствуясь им в части, указанной в ч. 5.1 ст. 8 Закона № 223-ФЗ.
Неконкурентные и конкурентные закупки
В положении должен содержаться перечень способов закупок — конкурентных и неконкурентных.
Официально в список конкурентных процедур вошли открытые, закрытые и электронные конкурсы, аукционы, запросы котировок, а также запрос предложений (п. 8 ст. 3 Закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ).
Все они проводятся в электронной форме по умолчанию. Однако в положении заказчик вправе указать, какие процедуры останутся бумажными.
Что касается конкурентных закупок среди МСП, они в обязательном порядке проводятся в электронном виде. Об этом сказано в ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в новой редакции.
Обратите внимание, что перечень конкурентных закупок каждый заказчик может расширить, вписав их в свое положение. Все указанные в законе виды процедур являются торгами.
Это значит, что заказчик не вправе отказаться от заключения договора с победителем.
Описание объекта закупки
В 223-ФЗ о закупках с изменениями сказано о новых требованиях к описанию предмета контракта в документации.
Указывать товарный знак и страну производства заказчикам запретили (п. 3 и 4 ст. 3 Закона № 505-ФЗ). Считается, что это ограничивает конкуренцию. Указывать товарный знак можно с фразой «или эквивалент». Ее можно не писать в следующих случаях:
- товар другой марки не совместим с продукцией заказчика;
- закупаются запасные части и расходные материалы к оборудованию определенной марки;
- закупаются товары для исполнения госконтракта;
- условие о товарном знаке предусмотрено международным договором, в рамках которого проводится закупка.
Извещение
В 223-ФЗ с последними изменениями установлены новые требования к содержанию извещения. Оно должно включать:
- сведения о начальной цене договора,
- формулу цены или стоимость единицы товара, работы, услуги
- и максимальное значение стоимости договора.
- нужно прописывать адрес ЭТП, где проводится закупка (ч. 9 ст. 4 № 223-ФЗ).
Документация о закупке
Заказчик обязан разрабатывать документацию ко всем закупкам за исключением запроса котировок (ч. 9 ст. 32 № 223-ФЗ). В числе новых требований к документации — указание цены договора или ее формулы, а также требований к участникам закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, необходимых для участия документов.
Отдельно в документации должны быть прописаны требования к исполнителям и соисполнителям при закупках проектных, подрядных работ на особо опасных, технически сложных объектах и закупках, связанных с использованием атомной энергии.
Что можно не публиковать в ЕИС
Закон о закупках 223-ФЗ с изменениями содержит уточненный список сведений, которые можно не публиковать в ЕИС.
В него вошли данные о заключенных договорах на закупку некоторых финансовых услуг (закупки услуг по привлечению во вклады, доверительному управлению денежными средствами) и договорах, в которых прописаны права перехода недвижимости. Также в перечень добавили закупки услуг брокеров, договоры купли-продажи, некоторых видов аренды.
По-прежнему в перечень входят: закупки, составляющие гостайну; процедуры, определенные Правительством; закупки до 100 (или 500) тыс. руб.
Сроки размещения положения о закупке
Учредители автономных и бюджетных учреждений, а также собственники унитарных предприятий должны разместить утвержденное типовое положение о закупках в течение 15 дней. Такой же срок дается на публикацию измененного положения в ЕИС (п. 2, 12 ст. 3 Закона № 505-ФЗ).
Ежемесячная отчетность В 223-ФЗ с учетом последних изменений содержатся новые требования к предоставлению отчетности.
Они касаются содержания отчетов. В них должна содержаться информация о:
- количестве и общей цене договоров, в том числе тех, данные о которых не размещались в ЕИС;
- числе и цене договоров, заключенных с едпоставщиком;
- количестве и общей цене договоров, которые заключены с едпоставщиком по итогам несостоявшейся процедуры.
Обжалование в ФАС
Изменились основания для обжалования действия заказчика в ФАС.
Среди них — нарушение порядка подготовки к закупке или проведения процедуры, содержащегося в положении. Также определены причины для оспаривания действий заказчиков Корпорацией МСП. Также в законе сказано, что антимонопольная служба должна рассматривать жалобу только в рамках содержащихся в ней доводов (ч.10 ст. 3 № 223-ФЗ).
Источник: www.pro-goszakaz.ru
Обзор изменений законодательства в сфере закупок по закону № 223-ФЗ и практики его применения
30.07.2019
В 2019 году принято несколько законов и подзаконных актов, вносящих изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ.
Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новое содержание понятий инновационной продукции и высокотехнологичной продукции, особенности документооборота при осуществлении конкурентных закупок закрытым способом в электронной форме, изменение правил приоритета в отношении радиоэлектронной продукции, успешная защита в суде прав заказчиков на формирование собственных требований и критериев оценки по отношению к участникам закупки и составу заявки и многое другое.
1. Федеральным законом от 01.05.
2019 № 70-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено право проведения закупок в соответствии с требованиями закона № 223-ФЗ для бюджетных учреждений и унитарных предприятий:
- в случае оплаты закупки за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования) и по завещанию.
Для использования этой возможности в 2019 году заказчики вправе до 1 октября 2019 года изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки на 2019 год.
Закон вступит в силу 31 июля 2019 года.
2. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2019 № 773 «О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции» определены принципиально новые подходы к планированию и осуществлению закупок инновационной продукции и высокотехнологичной продукции.
- Правительством установлено, что инновационной и (или) высокотехнологичной продукция может называться только при соблюдении совокупности условий, одним из которых является учет экономической эффективности применения этой продукции.
- Под понятием экономической эффективности применения продукции предполагается прогнозируемое снижение затрат на решение задач (достижение целей) заказчика за счет применения этой продукции, или прогнозируемая приемлемость затрат на решение задач (достижение целей), если потребность в решении задач (достижении цели) возникла у заказчика впервые.
- Кроме того, для того, чтобы продукция считалась инновационной, она должна также соответствовать одному из следующих признаков новизны:
- потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики (в отсутствие прямых аналогов);
- выполнение работ, оказание услуг связаны с существенными изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и (или) программного обеспечения, новых технологий, которые позволяют улучшить технико-экономические, эргономические, потребительские и иные значимые для заказчика показатели выполнения работ, оказания услуг;
- продукция является принципиально новой.
Для того, чтобы продукция считалась высокотехнологичной, она должна кроме экономической эффективности соответствовать следующим признакам:
- товар изготавливается, работа выполняется, услуга оказывается с использованием технологий и (или) техники, соответствующих утвержденным Президентом приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и (или) перечню критических технологий Российской Федерации;
- товар изготавливается, работа выполняется, услуга оказывается организациями высокотехнологичных и наукоемких отраслей;
- товар изготавливается, работа выполняется, услуга оказывается с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий;
- товар изготавливается, работа выполняется, услуга оказывается с участием высококвалифицированного персонала.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» должны в срок до 1 декабря 2019 г.
привести в соответствие ранее установленные критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки продукции, в соответствие с новыми требованиями Правительства.
Заказчикам необходимо учитывать требования Постановления № 773 при подготовке плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на 2020 – 2024 гг.
3. Постановлением Правительства РФ от 10.07.
2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» внесены изменения в правила предоставления приоритета при закупке радиоэлектронной продукции.
Если заказчик закупает радиоэлектронную продукцию способами конкурса, запроса предложений или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
Если заказчик осуществляет закупку радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.
Таким образом, вопрос о предоставлении приоритета должен решаться теперь исключительно на основании информации о том, что радиоэлектронная продукция включена в единый реестр, ведение которого осуществляется Минпромторгом.
Такой реестр должен быть размещен на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Постановлением № 878 определены Правила формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции». Сведения реестра будут общедоступными.
Изменения вступили в силу с 27 июля 2019 года, однако по состоянию на 29.07.2019 г. сам единый реестр российской радиоэлектронной продукции на сайте Минпромторга отсутствует.