В преддверии 2019 года в Контур.Школе прошла онлайн-конференция об электронных закупках.
В ее рамках об изменениях закона 44-ФЗ и прочих важных проблемах рассказала Юлия Львовна Межникова, преподаватель-практик, адвокат, практикующий в госзакупках со стороны заказчиков и поставщиков, член Национальной ассоциации института закупок. Мы подготовили обзор основных тезисов ее выступления.
Новое в госзакупках
С начала 2019 года в контрактной системе будет много нового. Изменения были приняты в самом конце 2017 года, но действие их началось не сразу. Во второй половине 2018 года они постепенно начали внедряться.
Сейчас почти все новшества уже работают, но многие из них пока применяются добровольно.
А вот в 2019 году выбора у заказчиков и поставщиков не будет — переходный период заканчивается, и закупки станут полностью электронными за редким исключением.
Электронный формат процедур
Все процедуры — аукционы, конкурсы и запросы — будут проводиться на ЭТП. Как известно, аукционы проводятся в электронной форме с 2014 года. Процедура стала привычна и для поставщиков, и для заказчиков. Вместе с тем надо понимать, что электронные конкурсы и запросы будут проводиться иначе, то есть регламентированы отдельные процедуры для каждого типа торгов.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Список новых ЭТП для госзаказа
В частности, конкурс предполагает проведение переторжки, причем это обязательный этап. Проводиться он будет электронной площадкой без участия заказчика после сбора и оценки первых частей заявок.
Суть в том, что ЭТП оповестит всех участников о минимальной цене, и они смогут сделать новые ценовые предложения. Впрочем, снижать цену они не обязаны — это можно сделать по желанию.
Переторжка дает преимущества обеим сторонам конкурса:
- У поставщиков есть второй шанс побороться за контракт, снизив цену.
- Заказчику выгодно конкурентная борьба, поскольку позволит получить контракт по более низкой цене.
Отдельные процедуры можно будет проводить и в бумажном виде. Это запросы котировок, которые проводятся при чрезвычайных ситуациях и в рамках ликвидации их последствий. А также закупки за границей — их осуществляют официальные и торговые представительства, консульские учреждения РФ, базирующиеся за рубежом.
Регистрация участников в ЕИС
Заказчики были обязаны регистрироваться в ЕИС с 2014 года — в системе ведется Реестр, в котором содержится ключевая информация о каждом из них. Что же касается поставщиков, то подобные сведения хранились только о тех, кто аккредитован на ЭТП для участия в электронных аукционах.
Сведения о тех организациях и ИП, кто изъявил желание участвовать в конкурсах и запросах, появлялась у заказчиков только вместе с заявкой. Теперь же это неравенство сторон будет устранено — в следующем году Казначейство должно сформировать в ЕИС Реестр участников закупок.
Пока точно неясно, какие именно сведения будут запрашиваться у компаний и ИП для указания в реестре. Предполагается, что об этом станет известно уже в начале 2019 года.
Поставщики, кто зарегистрирован на площадках, смогут продолжить участие в закупках в 2019 году.
Однако до его окончания они должны представить все необходимые документы, зарегистрироваться в ЕИС и быть включены в реестр поставщиков.
Спецсчета
В настоящее время есть список из 18 банков, которые уполномочены для ведения счетов поставщиков системы госзакупок. Участники могут открывать в них специальные счета, на которых будет удерживаться обеспечение заявок. В 2019 году иметь такие счета придется всем поставщикам, кто захочет принять участие в закупках, в которых установлено обеспечение.
Список банков для открытия спецсчетов
Взаимодействие между сторонами будет организовано так:
- Участник переводит денежные средства на специальный счет.
- При подаче заявки ЭТП запрашивает в банке информацию о том, достаточное ли количество денежных средств на спецсчете поставщика.
- Если их достаточно, заявка принимается и передается заказчику. Если денежных средств не хватает, заявка не пройдет.
- Разблокировка средств на счете произойдет в течение 1 рабочего дня после определения победителя.
Специальный счет является, по сути, обычным счетом с точки зрения пользования поставщиком. То есть его можно пополнять и снимать с него при необходимости денежные средства. Также банки предлагают процент на остаток денег на счете, правда, он совсем небольшой.
Все процедурные моменты и условия прописываются в договоре спецсчета — с ним поставщикам следует ознакомиться очень внимательно.
Отмена обеспечения заявки в недорогих закупках
По новым правилам, в закупках дешевле 1 млн рублей устанавливать обеспечение заявки заказчики не обязаны. Изначально в законе сказано о пороге в 5 млн рублей, однако пока Правительство решило ограничить этот предел меньшей суммой.
Не исключено, что впоследствии НМЦК закупок, которые можно проводить без обеспечения, поднимется до 5 млн рублей.
Отмена обеспечения в недорогих закупках — шаг навстречу субъектам малого бизнеса, которые преимущественно принимают в них участие.
Им и без этого приходится непросто, поскольку они вынуждены соблюдать требования закона — изучать документацию, подавая свои ценовые предложения, соблюдать регламент проведения процедур и так далее.
Поэтому отмена дополнительной финансовой нагрузки сыграет им на руку.
Кратко о других изменениях
Среди прочих изменений контрактной системы стоит отметить следующие:
- Сведения об участнике из Реестра недобросовестных поставщиков заказчикам запрашивать не придется. Если такое требование есть в закупке, и участник находится в РНП, то его заявка будет отклонена ЭТП еще до того, как попадет к заказчику.
- Субъектам малого бизнеса станет проще подтверждать свою принадлежность к этой категории. Теперь это можно будет сделать через функционал площадки.
- Поставщикам придется указывать страну происхождения товара только в тех закупках, которые попадают под национальный режим. Во всех прочих закупках этого делать не нужно. Раньше участники должны были указывать страну происхождения любого товара.
- Появилось новое единое требование к поставщикам — подтвердить, что в их отношении не действуют ограничения, запрещающие участвовать в госзакупках.
Последнее правило вводит задел на будущее, который может быть актуален, если законодательно будут введены запреты для участия в госзакупках определенным группам поставщиков.
Например, лицам из недружественных стран, как это уже было раньше с Турцией.
Заявляя о соответствии единым требованиям, поставщик будет подтверждать, что в его отношении такие ограничения (если подобные законы будут приняты) не действуют.
Что сделать заказчику, готовясь к новому порядку
В преддверии полного перехода к электронным закупкам, заказчикам нужно в обязательном порядке сделать следующее:
- Расписать подробно алгоритмы всех электронных процедур — конкурсов, запросов, а также новый регламент электронного аукциона, поскольку он тоже изменился.
- Привести в соответствие с действующим законодательством свои регламенты — Положения о контрактных службах и о закупочных комиссиях. Убрать из них неактуальные формулировки, связанные с бумажными закупками, а также прописать новые функции и требования.
- Следить за изменениями законодательства и деятельностью регулятора, поскольку не исключено, что нормы закона будут меняться или конкретизироваться соответствующими подзаконными актами.
Тенденции в практике контролирующих органов
Многие ошибки в закупках, в отношении которых подаются жалобы и иски, по-прежнему связаны с нарушением норм антимонопольного законодательства:
- Заказчики публикуют документацию, положения которой нарушают права участников.
- Заказчики в документации запрещают поставку эквивалентных товаров, хотя никаких законных оснований для этого нет.
- Закупочная комиссия безосновательно отклоняет заявки либо, наоборот, допускает такие, которые не должны быть допущены (например, в них не хватает необходимых сведений).
Подобные нарушения приводят к тому, что процедура закупки затягивается или вовсе отменяется по предписанию контролирующих органов. В итоге ни заказчик, ни поставщик не получают положительного результата.
Весьма часто практика ФАС и судов в разных регионах по одним и тем же вопросам отличается. Поэтому целесообразно всегда ориентироваться на решения контролирующих органов своего региона.
Свежий пример — вопрос с обеспечением недорогих заявок. Выше упоминалось о том, что заказчики сейчас обязаны устанавливать обеспечение заявки, если НМЦК более 1 млн рублей. А могут ли они установить обеспечение заявки по своему желанию в более дешевых закупках? Ни в законе, ни в постановлении Правительства прямого запрета на это нет.
Между тем практика уже показала, что к этому вопросу в разных субъектах РФ подходят по-разному. Где-то контролирующие органы и суды признают право заказчика установить обеспечение заявки в недорогих контрактах. Тогда как в других регионах позиция противоположная — раз в актах прямо не указано, что заказчик может устанавливать такое обеспечение, значит, это запрещено.
Проблемы исполнения контрактов
Еще один болезненный вопрос — большое количество контрактов, расторгнутых в одностороннем порядке. Причиной обычно выступает ненадлежащее исполнение работ или поставка не соответствующего требованиям товара.
Участники же на этапе подачи заявки обычно уверены, что смогут исполнить контракт качественно. Однако в процессе его исполнения выясняется, что для этого недостаточно ресурсов, квалифицированных кадров или финансовых средств. В итоге обязательства не исполняются, и заказчик, видя это, разрывает контракт. Для поставщиков это влечет несколько неприятных последствий:
- отсутствие оплаты;
- потеря обеспечения контракта;
- попадание в РНП.
Иногда то, что контракт исполнен некачественно, выясняется уже на этапе приемки. С услугами такие ситуации происходят реже.
Дело усугубилось тем, что сейчас введена ответственность для членов закупочных комиссий. Поэтому заказчики еще строже подходят к вопросу приемки вплоть до ведения фиксации процесса на видео.
Такая щепетильность понятна, ведь заказчики сами становятся объектами проверки со стороны контролирующих органов.
Всего этого можно избежать, если тщательно изучить контракт еще до подачи заявки, ведь его проект публикуется в ЕИС вместе с извещением. Также поставщикам следует внимательно относиться к соблюдению условий контракта, взаимодействовать с заказчиком в части исполнения всех технических и технологических норм и требований.
Стоит ли участвовать в закупках и с чего начать
Начинающим поставщикам рекомендуется пробовать себя в запросах котировок. У этих процедур есть ряд преимуществ для новичков:
- невысокая НМЦК — до 500 тыс. рублей;
- отсутствие требования по обеспечению заявки;
- понятные требования заказчика к объекту закупки, поскольку таким методом могут закупаться простые товары, работы и услуги;
- довольно простая и быстрая процедура торгов.
Сегодня контрагент в лице государства, кем, по сути, является государственный или муниципальный заказчик, можно считать большим преимуществом для поставщика.
Во-первых, это служит некой гарантией платежеспособности заказчика, во-вторых, потребности у таких организаций, предприятий и учреждений есть всегда, и они всегда должны удовлетворяться.
Поэтому удачное вхождение в сферу госзаказа может сулить в будущем дополнительные контракты, и очень часто весьма неплохие.
Вступают в силу "антикризисные" изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ
В прошедшую пятницу 24 апреля Президент РФ подписал закон о внесении поправок в законодательство о контрактной системе (законопроект № 711277-7). Автором законопроекта выступило Министерство финансов.
Когда могут вступить в законную силу указанные изменения и чего ждать участникам и заказчикам закупок. Рассказывают эксперты Кредитно-Страхового агентства.
Изменения в 44-ФЗ со дня официального опубликования закона:
- по п.4 ч.1 ст.93 44-ФЗ при закупке с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) появится возможность заключать контракты на сумму до 600 000 рублей по одному такому контракту (предмет закупки не имеет значения). Общий годовой объем таких закупок увеличится до 10% от совокупного объема всех закупок заказчика;
- в рамках статьи 45 44-ФЗ при указании на требования к банкам в целях их отбора для выдачи банковских гарантий по 44-ФЗ будет заменен термин «российская кредитная организация» на термин «банк»;
- срок вступления в силу изменений по осуществлению запроса котировок в электронной форме планируется перенести на 1 октября 2020 года;
- вносятся изменения в порядок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на сумму до 3 млн рублей с переносом сроков возможности осуществления таких закупок на 01.10.2020. При этом интеграционное взаимодействие с ЕИС в рамках таких закупок откладывается на более поздний срок — до 1 июля 2021 г.
Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2020 года:
- установление требования обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 44-ФЗ теперь не обязанность заказчика, а его право. Размер обеспечения гарантийных обязательств по-прежнему не может превышать 10% от начальной (максимальной) цены контракта;
- обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере от 0,5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта. Однако есть исключения:
- — при закупках для СМП и СОНКО размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от 0,5% до 30% от цены контракта;
- — если контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса. Это положение не распространяется на ситуацию, если расчеты по выплате аванса подлежат казначейскому сопровождению,- размер обеспечения исполнения контракта в таком случае устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта при закупках для СМП и СОНКо), уменьшенной на размер такого аванса;
- — если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
— если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до 10% от начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта при закупках для СМП и СОНКО).
Изменения, связанные с обеспечением исполнения контракта, обеспечением гарантийных обязательств могут по соглашению сторон распространяться и на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до дня вступления в силу поправок в 44-ФЗ, или контракта, заключенного по результатам размещения извещения о закупке (приглашения принять участие) до дня вступления в силу поправок в 44-ФЗ
- установление возможности в рамках дополнительного соглашения сторон по ч. 65 ст.112 44-ФЗ помимо сроков, цены контракта, цены единицы товаров, работ, услуг изменять и(или) размер аванса ( если контрактом предусмотрена выплата аванса ). При этом обоснование со ссылкой на решение Правительства РФ, высшего органа исполнительной власти и местной администрации не требуется.
Изменения 44-ФЗ с 1 января 2021 года:
- у комиссии по осуществлению закупок возникает обязанность (а не право) проверять заявки на соответствии п.7.1 ч.1 ст.31 (о непривлечении участника закупки – юридического лица в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за правонарушение по статье 19.28 КоАП РФ);
- поправки в 44-ФЗ, касающиеся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контроля в сфере закупок, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, вступают в силу с 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия, за исключением случаев их принятия после 1 октября текущего календарного года, при которых такие федеральные законы вступают в силу с 1 января года, следующего за очередным календарным годом.
Изменения в 223-ФЗ со дня официального опубликования закона:
- расчёт сроков становится таким же, как и в 44-ФЗ. Сроки, исчисляемые в рабочих днях, исчисляются в календарных, но суббота и воскресенье не учитываются. еЕсли последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается такой нерабочий день (кроме случаев, если последний день — суббота, воскресенье или праздничный день (тогда днем окончания срока считается ближайший следующий нерабочий день, не являющийся субботой, воскресеньем или праздничным днем));
- появится новое основание для закрытой конкурентной закупки — закупка в рамках гособоронзаказа в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры (сведения о таких закупках не подлежат размещению в ЕИС).
Необходимо отметить, что на этом изменения в закупочное законодательство не заканчиваются. Также в прошедшую пятницу Минфин сообщил о намерении внести очередной пакет антикризисных изменений в госзакупки. Предложения должны быть представлены на рассмотрение до 1 мая текущего года.
Подробнее о готовящихся изменениях в законодательство и о многом другом Вы можете узнать из материалов в нашем сообществе «ВКонтакте». Присоединяйтесь, будьте всегда в курсе !
Изменения в госзакупках
Новый год принес много изменений в сфере нормативного регулирования госзакупок по Закону 44-ФЗ. Одни поправки можно условно назвать старыми – они давно предусмотрены в законе, но вступили в силу только сейчас, другие – это совершенно новые изменения, причем некоторые из них даже неожиданные
Читайте новый материал: «Что изменилось в сфере закупок в условиях пандемии»
1. Отложенные изменения
С 1 января 2017 года вступают в силу следующие положения Закона № 44-ФЗ, введение в силу которых было отсрочено.
ЕИС контролирует достоверность информации о закупках
Единая информационная система путем взаимодействия с иными информационными системами обеспечивает контроль за соответствием:
- информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, — информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
- информации, включенной в планы-графики закупок, — информации, содержащейся в планах закупок;
- информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, — информации, содержащейся в планах-графиках;
- информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), – информации, содержащейся в документации о закупках;
- условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, — информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, — условиям контракта.
Основание: п. 2 ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ.
Требования к обязательному общественному обсуждению закупок
Начинают действовать требования Закона № 44-ФЗ к обязательному общественному обсуждению закупок, согласно которым Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок.
Кабинет министров, в свою очередь, установил это Постановлением от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Оно гласит, что обязательному общественному обсуждению подлежат закупки при начальной цене более 1 млрд. рублей.
До 2017 года этот вопрос регулировал Приказ Минэкономразвития России от 30.10.
2015 № 795 «Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей» (теперь утратил силу).
Основание: ст. 20 Закона № 44-ФЗ.
Запрещается проводить закупки, отсутствующие в плане-графике
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
До 2017 года государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок и оплачиваются в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств на основании п. 2 ст. 72 БК РФ.
Основание: ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ.
Название закупки должно выбираться по специальному каталогу
Наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Законом № 44-ФЗ, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Каталог должен быть размещен в ЕИС.
Основание: ч. 4, 5 ст. 23 Закона № 44-ФЗ.
В документации о закупке нужно указывать ее идентификационный код
Идентификационный код закупки должен быть указан:
- в извещении об осуществлении закупки;
- в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
- в реестре недобросовестных поставщиков;
- при формировании информации и документов для включения в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний.
Основание: п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148.
В этом видеосовете эксперт по торгам Грузин С.В., автор вебинара «Все изменения в 44-ФЗ с 2017 года», расскажет как с 2017 года формируется идентификационный код закупок:
2. Совершенно новые изменения
С 1 января 2017 года вступают в силу следующие изменения в сфере закупок, внесенные как в сам Закон № 44-ФЗ, так и введенные постановлениями и распоряжениями кабинета министров.
Унитарные предприятия переводятся на Закон № 44-ФЗ
С 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия проводят закупки на основании требованиями Закона № 44-ФЗ, а не 223-ФЗ. Но есть 3 исключения.
Первыми двумя исключениями являются закупки на основании Положения о закупке по Закону № 223-ФЗ, принятым унитарным предприятием и размещенным до начала года в ЕИС:
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юрлицами, в том числе иностранными, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории России в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия (за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного с единственным поставщиком, который определен Президентом РФ или Правительством РФ).
Кроме того, на Закон № 44-ФЗ не переходят ФГУП, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ.
Основание: ч. 2.1. ст. 15 Закона № 44-ФЗ.
Расширен перечень товаров, работ и услуг, подлежащих нормированию
Правительство внесло изменения в свое постановление от 02.09.2015 № 927, в котором во исполнение ст.
19 Закона № 44-ФЗ («Нормирование в сфере закупок») содержатся требования к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).
Во-первых, согласно поправкам, требования распространяются также на ФГУПы.
Во-вторых, сам обязательный перечень нормируемых требований изложен в новой редакции, в которой, например, появились требования к услугам такси, аренде и лизингу легковых автомобилей.
Основание: Постановление Правительства РФ от 30.11.2016 № 1270.
Вводится ряд типовых условий для госконтрактов с малым бизнесом
- Разработаны типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого бизнеса и социально ориентированных НКО.
- В документе 2 раздела:
- 1) условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя).
- В частности, он обязан:
- привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого бизнеса, социально ориентированных НКО в объеме не менее 5% от цены контракта;
- в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику: декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к указанным субъектам, а также копию договора, заключенного с субподрядчиком, соисполнителем;
- оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы, оказанные услуги, отдельные этапы в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, работы, услуги, отдельного этапа.
2) условие о правах поставщика (подрядчика, исполнителя). Оно всего одно, но жесткое: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, соисполнителем обязательств по договору с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заменить субподрядчика, соисполнителя на другого.
Основание: Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466.
Мониторинг в сфере закупок проводится по правительственным правилам
Начинают действовать утвержденные правительством:
- правила осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
- требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления такого мониторинга.
В правилах сказано, что мониторинг обеспечивается Минэкономразвития РФ, осуществляется с использованием ЕИС и проводится на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации:
- об осуществлении закупок, в т.ч., о реализации планов закупок и планов-графиков, содержащейся в ЕИС;
- поступающей в Минэкономразвития РФ от федеральных органов исполнительной власти;
- содержащейся в письмах и обращениях, поступающих в Минэкономразвития РФ от федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления, граждан, организаций, в том числе общественных объединений, объединений юрлиц, включая результаты общественного контроля;
- о вступивших в законную силу судебных решениях и судебных актах, касающихся осуществления закупок;
- содержащейся в иных открытых источниках.
Основание: Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193.
Подробнее о целях мониторинга в закупках смотрите в видеосовете нашего эксперта Грузина С.В., автора вебинара «Все изменения в 44-ФЗ с 2017 года».
Граждане направляются на лечение за рубеж заключением прямого контракта с иностранной клиникой
Закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами территории РФ в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.
Названные правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.11.2013 № 1011 «Об утверждении Правил заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».
Основание: п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Введена значимость критериев оценки заявок по строительству особо опасных и сложных объектов
Правила оценки заявок (Постановление Правительства РФ от 28.11.
2013 № 1085), а именно, позиция 3 (Отдельные виды товаров, работ, услуг) дополнена субпозицией следующего содержания: выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения:
- минимальная значимость стоимостных критериев – 80%;
- максимальная значимость нестоимостных критериев — 20%.
Основание: Постановление Правительства РФ от 14.11.2016 № 1184 (действует с 25.11.2016).
Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов
Посмотреть расписание
Появилась шестая электронная площадка
Российский аукционный дом (www.auction-house.ru) стал шестой электронной площадкой, на которой возможно проведение аукционов в электронной форме по Закону № 44-ФЗ.
Основание: Распоряжения Правительства РФ от 31.12.2016 № 2933-р, от 04.12.2015 № 2488-р.
Обзор изменений в 44-ФЗ и 223-ФЗ, принятых Госдумой 17.04.2020 г. (законопроект № 711277-7)
- 17 апреля 2020 года Государственной Думой РФ был принят в третьем чтении законопроект № 711277-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» с изменениями в Федеральный закон № 223-ФЗ, а также в Федеральный закон № 44-ФЗ и Федеральный закон № 449-ФЗ, которым поэтапно вносится ряд поправок в 44-ФЗ, в том числе в части регламентации новой закупки у единственного поставщика в электронной форме до 3 млн рублей.
- Так, согласно изменениям, внесенным в процедуру проведения такой закупки у единственного поставщика, участники закупок при формировании предварительного предложения на электронной площадке, должны будут помимо уже зафиксированного в тексте закона перечня информации дополнительно указывать:
- • количество товара, предлагаемого к поставкам, в разбивке по возможным территориям поставки;
• минимальное и (или) максимальное число товара, предлагаемого к поставке, в том числе в разрезе территорий поставки;
• минимальные и (или) максимальные сроки поставки в календарных днях с учетом территориальных возможностей поставок. При этом неуказание срока в предварительном предложении будет означать согласие со сроком поставки, указанным заказчиком в извещении.
Участники закупок смогут вносить изменения в свои предварительные предложения, эти изменения будут применяться к закупкам, извещения о проведении которых размещены после размещения на ЭТП изменений такого предварительного предложения.
На оператора электронной площадки возлагается дополнительная обязанность по проверке предварительных предложений при отборе 5 заявок после получения извещения о закупке от заказчика на предмет наличия незаблокированного количества товара в размере, указанном в извещении. Заявки, у которых будет отсутствовать незаблокированное количество товара в размере, необходимом для заказчика по извещению, не будут учитываться при отборе.
Оператор электронной площадки должен будет осуществлять блокировку количество товара в размере, указанном в извещении, в отобранных и направленных заказчику заявках в случае, если участник в своем предварительном предложении указал максимальное количество товара, возможное к поставке.
Также оператор должен будет в течение 1 часа с размещения протокола подведения итогов прекращать блокировку товара всем участникам, за исключением того, с которым заключается контракт. При этом участнику, с которым заключается контракт, оператор электронной площадки будет автоматически уменьшать количество товара, указанное в предложении, на количество товара, закупаемого по извещению.
Вступление в силу положений, регламентирующих закупки у единственного поставщика в электронной форме, переносится на 1 октября 2020 г. При этом интеграционное взаимодействие с ЕИС в рамках таких закупок в части размещения всех предварительных предложений со всех электронных площадок откладывается на более поздний срок — до 1 июля 2021 г.
В связи с корректировкой порядка проведения запроса котировок в электронной форме, в том числе в части срока заключения контракта по результатам его проведения, редактируются положения о заключении контрактов по результатам проведения электронных процедур в части срока заключения контракта по итогам проведения запроса котировок. При этом предлагается перенести срок вступления в силу изменений, касающихся проведения электронного запроса котировок, на 1 октября 2020 года.
Кроме того, в Федеральный закон № 44-ФЗ вносятся следующие поправки:
• регламентируются сроки вступления в силу изменений, вносимых в 44-ФЗ.
Так, федеральные законы, которыми будут предусмотрены поправки в части планирования закупок, порядка и способов определения поставщиков, контроля, мониторинга и аудита в сфере закупок, должны будут вступать в силу с 1 января очередного календарного года, за исключением случаев принятия таких законов после 1 октября текущего года, в этом случае поправки вступят в силу только в с 1 января года, следующего за очередным календарным годом. Данная норма вступит в силу с 1 января 2021 года;
• проверка участника закупки комиссией заказчика по осуществлению закупок на соответствие требованию о непривлечении участника закупки – юридического лица в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за получение незаконного вознаграждения (статья 19.28 КоАП РФ) с 1 января 2021 года будет переведена из разряда права комиссии в разряд ее обязанностей;
• с 1 июля 2020 года будет скорректирован порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств. Требование о предоставлении такого обеспечения также станет правом заказчика, а не его обязанностью, для этого данное требование надо будет зафиксировать в извещении, документации о закупке, проекте контракта при условии установления требований к таким обязательствам при описании объекта закупки. Размер такого обеспечения не будет превышать 10 % НМЦК;
• с 1 июля 2020 года будет снижено с 5% до 0,5% минимальное предельное значение размера обеспечения исполнения контракта. Также уточняется, что если расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от размера НМЦК либо от цены контракта, заключенного по результатам процедуры среди СМП, СОНКО, за вычетом размера аванса. Если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, то заказчик будет вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, но если такое требование будет установлено, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть не более 10% НМЦК или цены контракта, заключенного по результатам процедуры среди СМП, СОНКО. Также устанавливается необходимость выполнения условия о приемке результатов исполнения контракта или его этапа в объеме, превышающем выплаченный аванс, в целях применения положений об уменьшении размера обеспечения исполнения контракта, расчеты по которому в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению;
• все указанные изменения в части обеспечения исполнения контракта могут быть распространены по соглашению сторон на отношения, связанные с исполнением контрактов, заключенных до вступления в силу данного федерального закона, либо контрактов, заключенных по результатам закупок, извещения о проведении которых были размещены до вступления в силу этого федерального закона;
• в части установленной в связи с распространением коронавирусной инфекции возможности изменения в 2020 году отдельных условий контракта с 1 июля 2020 года также будет возможно изменение размера аванса, причем для этого не потребуется отдельное решение органа власти соответствующего уровня, как в случае изменения срока исполнения контракта, цены контракта или цены единицы товара, работы, услуги;
• со дня вступления в силу федерального закона:
увеличится с 300 до 600 тыс. рублей цена одной малой закупки у единственного поставщика по пункту 4 части 1 статьи 93 44-ФЗ, а также с 5 до 10 процентов от совокупного годового объема закупок увеличится годовая квота таких закупок;
• будет уточнена формулировка требования в отношении уровня кредитного рейтинга, устанавливаемого Правительством РФ к банкам в целях их отбора для выдачи банковских гарантий в рамках Федерального закона № 44-ФЗ: более широкое понятие «российская кредитная организация» заменяется понятием «банк», поскольку к кредитным организациям относятся также небанковские кредитные организации.
Поправки в Федеральный закон № 223-ФЗ предусматривают перевод в закрытый режим закупок в рамках гособоронзаказа в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры. Сведения о таких закупках не должны будут размещаться в ЕИС. Данные поправки вступят в силу с момента опубликования подписанного закона в официальных источниках.
Поправками предусмотрен порядок исчисления сроков при проведении закупок в рамках Федерального закона № 223-ФЗ в случае введения Президентом России нерабочих дней в 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Так, сроки, предусмотренные 223-ФЗ и подзаконными актами, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях, суббота и воскресенье не будут учитываться при исчислении таких сроков.
Если последний день исчисляемого срока придется на нерабочий день, за исключением случая, если он приходится на субботу, воскресенье или нерабочий праздничный день, поскольку в этих случаях днем окончания будет являться ближайший нерабочий день, который не является ни субботой, ни воскресеньем, ни иным нерабочим праздничным днем.
Обзор изменений законодательства о контрактной системе
19.01.2018 13:26
Информационный портал www.zakupki-portal.ru (журнал «Государственные и муниципальные закупки») подготовил настоящий обзор основных изменений и дополнений, внесённых в законодательство РФ о контрактной системе в конце декабря 2017 г.- начале января 2018 г.
1-й БЛОК ИЗМЕНЕНИЙ: ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
1-Е ИЗМЕНЕНИЕ:Возобновлено действие «блокирующего» контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения федеральных нужд.
С 01 января 2018 года возобновлено действие положений абзаца второго пункта 14, абзаца второго пункта 15 (в части неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок объектов контроля до устранения выявленных нарушений) Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1367, в отношении федеральных заказчиков.
Данная категория заказчиков – заказчики, осуществляющие закупки для обеспечения федеральных нужд, не смогут размещать в единой информационной системе в сфере закупок информацию и документы, являющиеся объектом контроля, до устранения выявленных нарушений субъектами контроля – Федеральным казначейством, органами управления государственными внебюджетными фондами.
При этом «блокирующий» контроль в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения государственных нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, ранее был приостановлен до 01 января 2019 года (см.
постановление Правительства РФ от 20.03.
2017 № 315 «О внесении изменений в Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
2-Е ИЗМЕНЕНИЕ:Приостановление проверки органами Федерального казначейства сведений, направляемых заказчиками в Реестр контрактов, продлено до 01 января 2019 года.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2017 г. № 1689 продлено до 01 января 2019 года приостановление действия подпункта «в» пункта 14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1084 от 28 ноября 2013 г.
в части проверки непротиворечивости содержащихся в представленных заказчиком информации и документах данных о сроке исполнения контракта, количестве товара, объеме работ и услуг (при наличии) и единицах измерения, а также непротиворечивости содержащихся в представленных информации и документах данных об исполнении и расторжении контракта друг другу, а также условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета.
Кроме того, этим же постановлением Правительства РФ до 01 января 2019 года продлено приостановление действия пунктов 2, 10, 18 и 22 Правил ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084.
- Эти пункты предусматривают ведение Реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, исключительно органами Федерального казначейства.
- До 01 января 2019 года допускается ведение такого Реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие гостайну, Федеральным казначейством, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и уполномоченным органом местного самоуправления.
- 3-Е ИЗМЕНЕНИЕ: Изменён порядок рассмотрения контрольными органами обращений физических лиц, в том числе жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, комиссии по осуществлению закупок, контрактной службы, контрактного управляющего.
С 11.01.2018 г.