Максим Спиридонов — сооснователь и генеральный директор «Нетология-групп», которую российский Forbes дважды включил в список «20 самых дорогих компаний рунета».
Все началось в 2011 году с образовательного проекта «Нетология», созданного Максимом Спиридоновым и Юлией Спиридоновой-Микедой.
Сегодня в группу входят также проекты «Фоксфорд» — онлайн-школа для учеников 1−11 классов и EdMarket — университет профессий сферы онлайн-образования.
В отличие от многих глав образовательных компаний, у Максима Спиридонова нет экономического, математического или техничего образования.
В его дипломе написано «Актер театра и кино», что не мешает ему создавать успешные интернет-проекты и вести популярный YouTube-канал «Заметки предпринимателя». Для нашей новой рубрики CEO, которую мы для себя расшифровываем как Chief Educational Officer, мы поговорили с Максимом о том, как «Нетологии-групп» удалось стать одним из крупнейших игроков на рынке, что нужно, чтобы быть хорошим управленцем и почему сфера образования начала так стремительно развиваться.
Я окончил актерский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.
Изначально я поступал на режиссуру: меня больше интересовало творчество в контексте управления, чем представления, но на этот факультет меня не взяли — сказали, что в 16 лет еще рано, в чем были правы, как я теперь понимаю.
За 5 лет я добросовестно прошел весь путь, получил красный диплом, сдал все госэкзамены и честно признался себе, что актерство — не мое. Мне больше нравилось писать музыку, пока я учился в театре поставили два спектакля с моими композициями.
Вуз я окончил в 1998 году, тогда ударил кризис, а у меня родилась первая дочь. Нужно было кормить семью и я начал думать, чем можно заняться. Работал диджеем на радио и ведущим в ночном клубе. Второе было прибыльнее, но хлопотнее, особенно в конце 1990-х в Петербурге.
На радио я некоторое время руководил информационной редакцией и понял, что мне нравится управлять, налаживать процессы. Вскоре приятель предложил вместе сделать ивент-агентство. Переход из актерства в организаторы праздников и шоу довольно логичен.
За несколько лет в компании я научился базовым вещам, связанным с бизнесом, онлайн-маркетингом. Например, сделал сайт главным источником заказов, что в начале 2000-х было довольно экзотично.
Это позволило мне набить руку в продакт-менеджменте и интернет-маркетинге.
Через некоторое время я понял, что мне наскучило этим заниматься, продал свою долю в агентстве и стал просто делать сайты — снова вполне логичный переход. Постепенно у проектов, которые я делал, стали покупать рекламу и в то же время к ним начали проявлять интерес, как к бизнесам, которые можно купить.
Сначала я продал РБК проект Memori.ru, после — свои ранние контентные проекты, например, PodFm.ru и «ШколаЖизни.ру». Это были сделки на много сотен тысяч долларов, что позволяло, с одной стороны, укрепить свой материальный статус, с другой `— реинвестировать полученные средства в развитие и новый бизнес.
Как появилась «Нетология»
Создание «Нетологии» было, скорее, случайностью: я ухаживал за Юлей (Юлия Спиридонова-Микеда — управляющий партнер «Нетология-групп» — Прим. «Цеха») и решил ей помочь построить бизнес. Изначально это была образовательная оффлайн-компания в области обучения диджитал-профессиям.
В какой-то момент Юля решила закрыть бизнес, а я отказался и сделал полный пивот. Я вырезал всю продуктовую линейку — несколько десятков семинаров, и вместо них собрал две большие онлайн-программы — Интернет-маркетолог и СММ.
Это был момент, когда я зашел в этот бизнес как полноценный руководитель, а не консультант или директор по развитию, каким был до этого.
Постепенно «Нетология» разрасталась, возникла идея слияния с коллегами по школьному образованию. Так появилась «Нетология-групп», которая сегодня осознала себя как образовательный холдинг, который растет вширь, увеличивает количество бизнес-юнитов и направлений, плюс у нас есть EdMarket.
В этом году масштабирование — наш главный фокус, мы планируем построить семь новых направлений. Кроме этого, дополнительно монетизировать существующие продукты.
При выборе преподавателей, тренеров, менторов в «Нетологию» мы ориентировались на то, с кем из них можно выстроить лучший образовательный продукт и качественный образовательный сервис. Первое — этим людям должно быть интересно преподавание.
Второе — в «Нетологии» работают только практики.
Учитывая скорость изменений в диджитал-профессиях, если ты не работаешь в сфере, становишься просто теоретиком, который рассказывает, как устроена контекстная реклама в Яндексе или Гугле, то через три месяца твои данные будут не очень точны, а через полгода-год — просто ложные.
Об индустрии образования
Сегодня многие пошли в образование. Большинство просто из-за хайпа: все побежали и я побежал. Вероятно, это быстро пройдет. В то же время есть набор фундаментальных факторов, способствующих такой активности в отрасли. Первое: самые большие рынки в мире — питание, медицина, транспорт и образование.
Если ты себя эффективно апгрейдишь, то вложенные силы и деньги возвращаются в виде материальных или карьерных дивидендов. Это некая базовая история, которая работает, как минимум, последние лет 100. Сейчас она стремительно усиливается под воздействием дигитализации, автоматизации, монетизации и форматизации.
Рынок труда лихорадит: одни профессии появляются, другие — исчезают. Есть и те специальности, которые требуют постоянного апгрейда. Все перечисленные факторы задают контекст для образования, создают боли клиентов. А задача хорошего бизнеса — решать боли.
Образовательный бизнес сегодня — возможность и мир лучше сделать, и денег заработать. В идеале совмещать эти вещи.
Инвестиции в образование — это и дань моде, и желание инвесторов участвовать в позитивных изменениях
Я 20 лет занимаюсь предпринимательством в очень разных сферах. Мощный инструмент — наличие у бизнеса реальной, а не заявляемой миссии. В образовании это легко сделать, гораздо сложнее ребятам из алкопромышленности, например.
В образовании все очень линейно — мы меняем жизни людей.
Именно это становится источником энергии и вдохновения для основателей, позволяет дешевле притягивать сильных людей, которым такая миссия близка, помогает легче привлекать инвестиции, чем, скажем, в алкоголь или недвижимость.
Инвестиции в образование — это и дань моде, и желание инвесторов как-то поучаствовать в позитивных изменениях. Классический инвестор — это человек, которые удовлетворил свои базовые потребности и часто пришел к тому, что хочет не только зарабатывать, но и менять мир, а таких благородных тем, как образование — раз два и обчелся.
В современной индустрии образования надо смотреть и на Запад, и на Восток. Последние два года Китай и Индия по объему инвестиций превышают все другие рынки. Там проходят мега-раунды на сотни миллионов долларов. Их рынки бурлят сильнее наших.
Не могу сказать, что мы находим там то, что хотелось бы заимствовать, но анализировать и наблюдать все равно стоит. Сейчас главный вопрос — когда массовый пользователь дозреет до того, что онлайн-образование станет для него естественной средой обучения. Пока это не так.
В этом плане наша главная задача — провести правильный пиар, настроить коммуникацию с пользователем, донести, что учиться онлайн — это нормально.
В EdMarket мы сделали программу, где обучаем всем бизнес-дисциплинам, но с уклоном в образование. Можно обучать просто маркетингу, а можно — в контексте образования, ведь тут есть своя специфика. То же самое касается остальных дисциплин.
После этого курса люди выходят более подготовленными для создания онлайн-школы. Также есть программы, которые воспитывают участников команды этого образовательного проекта.
Например, методолог — очень важная позиция, которой до недавнего времени почти не уделяли внимание многие школы.
О том, как стать управленцем и начать свой бизнес
Есть разные подходы к развитию бизнеса. Тот, что был у «Нетологии», — не самый лучший, так делать не нужно. Правильно заходить в бизнес, проанализировав рынок, его тенденции, конкурентный ряд, спланировав стратегию и поставив относительно высокие цели.
Мы это сделали уже в процессе реализации. Моя главная функция сегодня — воспитание бизнес-лидеров внутри компании, которые руководят направлениями. Именно это я им и повторяю всё время: целеполагание и четкая карта местности перед отправлением в путь.
Есть уровень чемпиона мира, а есть — спортсмена-разрядника. Получить разряд может каждый в любом виде спорта, в том числе в управлении и предпринимательстве
Возможно, есть исключения — ребята с глубокой психической травмой и проблемой в коммуникации. Управление — про сотрудничество, взаимодействие. В остальном, и разрядником, и даже мастером спорта может стать любой. А вот для уровня чемпиона нужна генетика, талант, удача и прочее.
В современной образовательной среде накопилось такое количество информации, что можно узнать всё обо всем — даже прогуглить, как построить космический корабль.
Но вот беда: непонятно, как мне, с учетом моих знаний, моего характера, моей специфики познания мира построить космический корабль.
Именно поэтому я не люблю давать общие советы по созданию компании.
Иногда я консультирую начинающие стартапы, но стараюсь это не пиарить. Консультации для меня — упражнение. Мне нравится погружаться в кейс и использовать то, что накопилось в многолетней управленческой практике, для решения конкретной проблемы.
Приходит человек с задачей и за час-полтора мы со всем разбираемся. Иногда проблема в недосчитанности рынка или нетрезвом взгляде на него. Случается так, что загвоздка в самом продукте или его основателе, его психологической неготовности.
В итоге на таких консультациях у нас всегда получается разговор и про жизнь, и про бизнес.
О самобразовании, планировании и выгорании
Если изъясняться терминами классического образования, я постоянно повышаю квалификацию в управлении бизнесом и людьми, в HR, стратегическом планировании, психологии. Для этого я прохожу небольшие курсы, читаю книги и слушаю лекции.
Мой хозяин — это гугл-календарь, у меня всё расписано по слотам. Задачи я записываю в Trello, заметки — в Evernote. Важная часть моей работы — регулярные встречи с ключевыми управленцами компаний.
О каждом из них у меня есть заметка, где я веду хронику наших встреч, прописываю вопросы, которые необходимо обсудить. Каждый раз за несколько минут до встречи я перечитываю эту заметку, дополняю вопросы и прихожу подготовленный.
В целом, мой день — это набор тайм-слотов по 25-50 минут. Добивки по 5-10 минут — чтобы ответить на текущие оперативные вопросы или отдохнуть.
Когда работаешь постоянно в напряженном ритме, все время переключаешься между разными задачами, понимаешь, что отдых — важная часть работы. Остановиться и три минуты помедитировать между встречами необходимо, иначе ты заходишь на встречу неэффективный.
Работа в бурно развивающемся стартапе, который дорос до размера среднего бизнеса с миллиардными оборотами, — это горячий цех. Иногда мне бывает очень тяжело. У меня есть свой лайфхак как с этим справиться.
Каждое утро я начинаю с того, что отвечаю себе на несколько вопросов: «Кто я? Зачем я там?» Возможно, это не делает жизнь легче, но помогает не выгорать. Да, бывает тяжело, но это трудности на пути, который я сам выбрал.
О будущем высшего образования
Пока не каждую профессию можно получить в рамках таких компактных решений, которые дает «Нетология», например. В то же время очевидно, что высшее образование будет меняться под воздействием ряда трендов, изменения рынка труда и его запросов.
Проблема вузов — в огромном наследии, что не всегда хорошо: иногда наследие становится балластом и тормозит развитие. Возникнет огромная диспропорция с запросами рынка, на котором начнет появляться все больше шустрых игроков, скорее всего, коммерческих как мы.
Ты можешь учиться на программиста 5 лет и выйти неквалифицированным, а можешь — полгода и после работать нормальным джуниором. Постепенно будет теряться сакральная важность диплома. Начнется отток людей из слабых вузов, они закроются. Параллельно сильные вузы будут трансформироваться, что некоторые уже и делают.
Скорее всего, они сделают ставку на фундаментальное образование: фундаментальная математика, фундаментальная мировая культура.
Наша сила — не в том, что мы эффективно используем инструменты онлайн-образования, а в том, что мы методологически другие. Мы шустрее и больше ориентированы на результат, на выработку навыка, а не на знания. Вузам придется адаптироваться и защищаться.
Дисциплина, мотивация, экспертиза
Компания «Нетология-групп» объединяет три проекта в сфере онлайн-образования, которые помогают человеку осваивать новые знания на протяжении всей жизни: «Фоксфорд» для школьников и учителей, «Нетология» для взрослых и EdMarket для профессионалов рынка онлайн-образования. Попутно основатель компании Максим Спиридонов и сам активно рассказывает предпринимателям, как выстроить успешный бизнес, не боясь взрастить конкурентов.
— Насколько тернист был путь от «Нетологии» к «Нетология-групп»?
— «Нетология-групп» за время построения прошла, наверное, через всё, что могло случиться, включая кассовые разрывы в десятки миллионов рублей и продажи основателями машин и квартир, чтобы эти самые разрывы закрыть.
Ну, и многократные пивоты — классика стартапостроения. Пивот (буквально — «разворот») — это трансформация бизнеса, порой со значительной коррекцией бизнес-модели и продуктов компании.
Так вот, «Нетология» «пивотилась» раз пять.
Но другого пути управленческого роста, кроме как прохождение сложных этапов, не существует. Потому что в таких ситуациях предприниматель либо ломается, либо выходит на следующий уровень. Это больно, но неизбежно.
— А ваша стратегия ведения бизнеса за это время как-то менялась?
— Как и у любого предпринимателя, моя стратегия эволюционировала.
Моя компания выросла в многопрофильный образовательный холдинг, и сегодня наша стратегия состоит в том, чтобы искать ниши образовательного рынка с максимальной динамикой развития на ранней фазе формирования и с максимальными перспективами, заходить на эти рынки активно, даже агрессивно, делать ставку на экспансию. Мне импонирует мысль, что бизнес в каком-то смысле альтернатива завоеваниям. Мне нравится строить компании и проекты, которые имеют большие перспективы.
— С чего начиналась история «Нетологии»?
— Как это часто бывает, с увлечения. Моя будущая жена Юлия работала интернет-маркетологом и любила учиться. Потом она решила самостоятельно проводить семинары по интернет-маркетингу.
А я подключился, помогая ей из этого построить что-то, что было бы не просто самозанятостью, а ликвидным бизнесом.
И так шаг за шагом из семинаров в Москве, которые шли строго в офлайне, родилась образовательная онлайн-компания.
— Сегодня «Нетология-групп» — одна из самых дорогих компаний Рунета. Какая следующая планка?
— Сегодня моя цель — построить ведущую образовательную компанию мира. Я сознательно ставлю цель, вероятность достижения которой в пределах моей жизни почти нулевая. Потому что если я буду тянуться к такому далекому и масштабному ориентиру, то попутно достигну массы других, тоже амбициозных целей.
На Максиме: пиджак, джинсы, жилет, рубашка, ботинки, портфель — всё HENDERSON.
© Алексей Константинов
— Рынок онлайн-образования развивается какими-то невероятными темпами. Сможет ли он полностью вытеснить или поглотить систему офлайн-образования?
— Когда появилось кино, сначала оно полностью копировало театр, потом превратилось в отдельный вид искусства. И всё это время многие ждали, когда же умрет театр. А он до сих пор живет и, видимо, никуда не исчезнет. По крайней мере, в ближайшие полвека.
В образовании то же самое. Это будет конвергенция. Инструменты онлайн-образования уже сейчас дают очень большие преимущества с точки зрения географической общедоступности.
Они снимают барьеры доступа к знаниям, к сильным экспертам и позволяют гораздо лучше считать результаты обучения и всю сопутствующую статистику. Я повторю банальность о том, что данные сегодня — это фундамент любого процесса.
Офлайн-образование невозможно или почти невозможно поставить на метрики так, как можно поставить онлайн. В онлайне всё просчитывается на уровне человека, мини-группы, группы, региона.
Всё это позволяет делать более конструктивные выводы и гипотезы о том, как образовательный процесс улучшать и развивать. Поэтому инструменты онлайн-образования будут и дальше проникать в офлайн, заменять его, где это целесообразно, или дополнять. Это будут некие составные конструкции.
— Онлайн-образование действительно более гибкое и быстрее адаптируется к меняющейся ситуации. А как в этом отношении обстоят дела с традиционной системой образования?
— В том, что касается среднего и высшего образования, образовательная система устарела и требует модернизации. Высшее образование, скорее всего, в течение пятнадцать-двадцать лет в принципе отомрет, и нужно будет понимать, как под это всё подстраиваться.
Учиться пять лет или даже три года профессии, которую ты сменишь через пять-десять лет, бессмысленно. Поэтому всё активнее будет развиваться образование для взрослых, да и образование детей радикально изменится.
Надеюсь, что акцент с лекций по фундаментальным наукам сместится на развитие soft skills: умения учиться, работать в команде, прислушиваться к себе. А взрослые будут учиться итерационно. Уже многие приняли тот факт, что lifelong learning — это неизбежная реальность.
Если ты хочешь играть в высшей лиге, а не выпасть куда-нибудь в класс ненужных людей, как говорит Харари, ты вынужден будешь учиться постоянно.
— Вы сами чему-то учитесь?
— Конечно. Но не так, что я сажусь и прохожу какой-нибудь курс. Мое обучение проходит непрерывно: читаю статьи по теме управления и предпринимательства, смотрю видео, общаюсь с коллегами. Это практико-ориентированное обучение. Сейчас, к примеру, думаю о том, чтобы пойти учиться на экспресс-курс по построению эффективной системы корпоративного управления компанией.
На Максиме: пиджак, джинсы, жилет, рубашка, ботинки, портфель — всё HENDERSON.
© Алексей Константинов
— А чему-то менее утилитарному?
— Иногда прохожу онлайн-курсы по фотографии. Это мое хобби.
Ясное дело, что за этим должна следовать практика, и после прохождения онлайн-курса я стараюсь ходить на какие-то живые мастер-классы. Это всё к тому, что я не являюсь слепым апологетом того, чем занимаюсь.
Я понимаю, что онлайн-образование со всеми плюсами имеет огромные минусы: меньшую увлекающую способность, большие требования к самодисциплине обучающегося, усложненную передачу знаний от мастера к подмастерью.
Поэтому в «Нетология-групп» там, где обучение нельзя полностью перевести в онлайн, мы дополняем его какими-то офлайн-активностями.
— Вы часто выступаете публично на различных конференциях, активно ведете свой инстаграм-аккаунт и ютьюб-канал. Вам нравится открыто говорить о своих достижениях? Деньги уже не «любят тишину»?
— Таким образом я развиваю личный бренд руководителя. Я понял, что опыт руководителя сегодня — это инструмент конкурентной борьбы, борьбы за клиента, но прежде всего борьбы за квалифицированных людей в менеджменте компании, которой я руковожу.
Рассказывая о своих представлениях о бизнесе, о вызовах, которые принимает компания, о личных целях, я могу найти единомышленников и привлечь их.
Ко мне всё чаще приходят работать люди, которые смотрели мои видео на ютьюбе, читали меня в инстаграме или телеграме, и они уже «калиброваны» со мной.
Кроме того, внимание — новая валюта будущего. Поскольку по образу мыслей я прежде всего продуктолог, мне интересно изучать, как работают социальные сети, как они влияют на тебя, на твое окружение, на компанию.
— Но способны ли эти люди, которые к вам приходят, привнести в компанию что-либо новое, есть ли у них критическое мышление?
— Конечно. Самое страшное — это набрать бездумных последователей. В социальных сетях я обращаюсь к тем, кто умеет думать. В том числе критически мыслить.
— Вы часто проводите лекции, участвуете в конференциях. В чём, по вашему мнению, заключается секрет успешного публичного выступления?
— Главное — это наличие понятной, прозрачной, увлекающей целевую аудиторию мысли, желательно простой. Скажем, лекция, которая довольно много набрала просмотров на ютьюбе, называлась «Базовые компетенции предпринимателя».
Это лекция в формате TED с рассказом о том, что создание успешного бизнеса обеспечивает выполнение простых, общеизвестных, базовых правил, о которых мы забываем и глубины которых порой не понимаем.
Или ленимся понять во всей их полноте.
— А внешний вид для спикера имеет значение?
— Думаю, да. Слышал, что даже есть исследования о том, что хорошо выглядящих и стильно одетых людей слушают гораздо охотнее и внимательнее.
— Что лично вы выбираете в таких случаях?
— То, что как-то отражает меня самого. Вообще в моём гардеробе преобладают джинсы, футболки или рубашки в стиле кэжуал. Очень редко я надеваю костюм, на какие-то официальные мероприятия.
На Максиме: пиджак, джинсы, жилет, рубашка, ботинки, портфель — всё HENDERSON.
© Алексей Константинов
— Вы сказали, что бизнес строится согласно базовым истинам. Значит ли это, что предпринимателем может стать каждый?
— Есть хороший ответ, который я слышал от одного из моих коллег на этот счет. В предпринимательстве, как в спорте, чемпионом мира может стать только талантливый человек, это бесспорно. Однако спортсменом-разрядником и даже мастером спорта может стать любой, у кого есть желание, кто дисциплинирован, целеустремлен и настойчив.
Предпринимательство — это, кроме всего, физиологическая и психологическая готовность быть лидером в любой ситуации, в том числе в ситуации шторма, форс-мажора.
— Вы недавно написали книгу «Стартап на миллиард. Пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса». Чем она отличается от другой бизнес-литературы?
— Мне нравится, что получился очень сжатый материал. В большинстве книг про построение бизнеса много внимания уделяют мотивационной компоненте: сожми зубы и паши.
Это важно, но, кроме этого, есть практические моменты: как выстраивать и формировать бизнес на разных этапах, как работать со стартапом на стадии зарождения проекта, как работать, когда он стал микробизнесом, малым бизнесом, средним бизнесом или стремится в крупный бизнес. Как в технологическом бизнесе выстраивать команды разработки, включающие в себя программистов, дизайнеров, тестировщиков. Как управлять командой продукт-менеджеров, которые играют очень важную роль в современном бизнесе. Как выстраивать работу с инвесторами, на каких этапах привлекать деньги, как проводить фандрайзинг, как оформить отношения с инвестором.
В этой книге мы с моим соавтором отжали максимум пользы, убрав всю воду. Это буквально пошаговое руководство, как строить бизнес.
При этом мы старались сделать его нескучным, снабдили цитатами десятков известнейших предпринимателей страны.
Кажется, получился хороший микс из отжатой, четкой, структурированной, строго полезной информации, дополненный эмоциональными, яркими историями из жизни предпринимателей.
— Вы не боитесь таким образом вырастить своих конкурентов?
— Нет, конечно. Кто-то из моих учеников вполне может прийти ко мне работать. Кроме того, мне нравится мысль о том, что воспитание предпринимателя — это воспитание сознательного гражданского общества.
Мне кажется, что России не хватает этой сознательности, людей самостоятельных, у которых есть своя точка зрения, которые критически мыслят, не боятся об этом заявить.
Думаю, экономически сознательное и, как следствие, граждански сознательное общество для современного государства имеет очень высокую важность.
К тому же мне интересно находить тех, кто будет бросать мне вызов, потому что это подталкивает к развитию. Сильные конкуренты стимулируют продолжать развитие.
«Нетология» попрощается с сооснователем
2 млрд руб. может получить сооснователь «Нетологии-групп» за выход из проекта. О том, что Максим Спиридонов покидает компанию, сообщил “Ъ”.
По данным газеты, предприниматель разошелся во взглядах на дальнейшее развитие бизнеса с ключевым акционером — холдингом TalentTech миллиардера Алексея Мордашова. В результате доля Спиридонова в активе будет выкуплена. Сумму сделки стороны не раскрывают.
Но, по оценкам аналитиков, IT-предприниматель сможет заработать более 2 млрд руб. Из чего складывается такая цифра? И что будет с проектом дальше? Разбирался Григорий Колганов.
За 10 лет «Нетология-групп» прошла путь от курсов по интернет-маркетингу до одного из лидеров рынка онлайн-обучения. Сейчас у некогда стартапа 3 млн пользователей с лишним и больше тысячи сотрудников.
Компания непубличная, поэтому о финансовых показателях говорить сложно, а сам Максим Спиридонов и главный акционер — TalentTech Алексея Мордашова — оказались недоступны для комментариев. Но, судя по прежним заявлениям сооснователя проекта, впервые прибыль удалось получить в 2016 году.
А уже два года спустя «Нетология-групп» замыкала двадцатку самых дорогих компаний рунета по версии Forbes. Издание оценивало ее стоимость в $72 млн — примерно в 4,5 млрд руб. по курсу того времени.
В 2020 году выручка образовательного холдинга, по его собственным данным, составила 2 млрд. Значит, цена «Нетологии-групп» сейчас примерно в 4 раза больше этой цифры, подсчитал управляющий партнер проекта Skyeng Александр Ларьяновский. И дело не в том, что пандемия подхлестнула рынок онлайн-обучения. Для оптимизма есть куда более фундаментальные причины.
«Три-четыре годовых выручки компания стоит, с учетом тех темпов роста, которые сейчас есть у “Нетологии-групп”. Оценка эта замешана на вере инвесторов, что рынок еще большой, спокойно еще можно вырасти в 50 раз. Пандемия на деньгах сказалась, но не сильно.
Что касается частного образования, пока я не вижу хоть каких-то предпосылок, что рынок уменьшится»,— отмечает Ларьяновский.
По данным “Ъ”, Максиму Спиридонову до последнего момента принадлежало 28% «Нетологии-групп». То есть сооснователь проекта мог выручить за свою долю около 2,25 млрд руб. — неплохой бонус за работу в стартапе, куда бизнесмен, по его собственному признанию, изначально пришел ухаживать за девушкой, которая ему нравилась.
Но доход Спиридонова может оказаться гораздо выше. Российский рынок онлайн-обучения аналитики оценивают в 40-60 млрд руб., а перспективы его роста кратные, говорит управляющий партнер венчурного фонда LETA Capital Александр Чачава. Так что «Нетология-групп» стоит от $100 млн до $200 млн или до 14,5 млрд руб.
по нынешнему курсу. «Оценка снизу — это ожидание дивидендной доходности. Для инвестиций в бизнес хорошая доходность — 17% годовых. Соответственно, если прикинуть оценки выручки “Нетологии”, то как раз это дает нижнюю границу порядка $100 млн.
Верхняя граница — ожидания инвестора, что через два-три года “Нетология” вырастет кратно»,— пояснил Чачава.
Стратегический инвестор пришел в «Нетологию-групп» в 2017 году. Неожиданно для рынка им оказалась «Севергрупп» Алексея Мордашова, специалиста по металлургии и золотодобыче. Теперь актив практически полностью в руках подразделения группы — компании TalentTech.
Ее гендиректор Евгений Барулин, по данным “Ъ”, встанет у руля образовательной площадки, а ее саму планируется объединить с HR-проектом Мордашова.
«Нетология-групп» и прежде стоила значительно меньше, чем говорят конкуренты и инвесторы, а с уходом Максима Спиридонова и грядущими преобразованиями есть риск дальнейшего снижения привлекательности актива, не исключает сооснователь платформы Tokenbox Владимир Смеркис, недавно запустивший собственный образовательный проект. «Коэффициенты три-четыре к годовой выручке, наверное, могут быть слегка завышены, я думаю, что в две годовые выручки вполне можно оценивать такой проект. Роль Максима была колоссальна.
Digital-образование, онлайн-образование — такие сферы, в которых одну из ключевых ролей играет не столько, наверное, стратегия, сколько умелое обращение с маркетингом.
Максим был хорошим маркетологом, он вел за собой людей при помощи своего контента, который размещал в социальных сетях. Здесь будет очень важно, кто этими ключевыми вещами в виде маркетинга займется»,— уверен Смеркис.
Два года назад Максим Спиридонов делился планами за пять-семь лет сделать «Нетологию-групп» мощным образовательным холдингом, включающим 30 брендов и 120 направлений бизнеса. Но если этим мечтам теперь и суждено сбыться, то, видимо, без его участия.
Интервью с сооснователем холдинга «Нетология-групп» Максимом Спиридоновым о личной траектории развития и критериях образования будущего
Максим Спиридонов, выпускник актерского факультета Санкт-Петербургской академии театрального искусства, стал сооснователем одного из крупнейших образовательных проектов в России и успешным стартап-менеджером.
О том, как помогает актерский талант в бизнесе, почему традиционные ВУЗы катастрофически устарели и какие навыки необходимо развивать современному человеку узнала СEO «Теории и практики» Надя Макова.
.
marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }
Сооснователь и генеральный директор «Нетология-групп» (15 направлений бизнеса, более 2000 сотрудников, более 6 миллионов зарегистрированных пользователей), которую российский Forbes дважды включил в список «20 самых дорогих компаний рунета».
CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»
— Перед нашей встречей смотрела выпуск про финансы на твоем канале. У меня возник вопрос: YouTube-канал, телеграм-канал — это для тебя соцнагрузка или бизнес? Для души или для промо?
— Мне публичность интересна, это закрывает гештальт театрального образования, и это, безусловно, инструмент продвижения продуктов нашей компании. Начал привычным для себя путем «разведки боем». Первые наивные эксперименты с годами трансформировались в нечто более-менее приличное. Далеко от совершенства, но уже большая эволюция.
Метафора, которую я часто использую в общении с моими бизнес-лидерами: утверждение 2×2 = 5 категорически неверно, но если прийти к нему от утверждения 2×2 = 8, это уже значительный прогресс. Вот я примерно где-то там сейчас нахожусь.
Моя работа с соцсетями — попытка отрефлексировать то, чем я занимаюсь, поделиться этим, задать вопросы, увидеть ответы — такое философствование вслух.
Второй важный фактор — это HR-бренд. Я веду свои соцсети для текущих и потенциальных сотрудников «Нетология-групп».
Создаю широкую воронку, разговаривая с людьми, которые могут со мной калиброваться по ценностям, по представлениям о бизнесе и, если увидят целесообразным, прийти к нам.
Прийти более готовыми к работе со мной, в нашей культурной парадигме, с нашими задачами и целями. Это экономит время и деньги на работу по привлечению талантов.
— Твои площадки, кроме просвещения и практических инструментов, дают большому количеству людей вдохновение. «У меня получилось — у вас получится». А кто тебя вдохновляет?
— Вдохновляют меня люди, которые не ведут телеграм-каналы. Величайшие предприниматели прошлого и настоящего: Форд, Джобс и Маск. Я в этом смысле довольно банальный. Не каждый объект вдохновения является источником информации, это разное. Для информации я читаю несколько каналов про инвестиции в широком смысле этого слова, читаю про экономику очень много, мне это интересно. Прохожу курс «История экономической мысли» в ВШЭ.
— Ты легко инвестируешь в стартапы. Что должно быть в проекте, чтобы тебя зацепить?
— Я очень внимательно стараюсь относиться к этому, держать фокус. Для того чтобы меня убедить, необходимо что-то экстраординарное. Необходима невероятно сильная команда и понимание, что я могу эту команду заметно усилить своим предпринимательским и управленческим опытом. Крутая команда и готовый продукт, который на уровне первых экспериментов доказал свою востребованность.
— Как актерское образование помогает в бизнесе? Или мешает?
— Не мешает точно, все-таки оно на достаточно большом расстоянии, покрыто густым слоем новых, других знаний и навыков. Помогает определенно. Прежде всего это умение быть публичным, не бояться выступлений, переговоров, общения с большими командами.
В моей истории первая точка и последняя действительно выглядят странно: от актера и музыканта к руководителю образовательного холдинга и стартап-менеджера
Никакой логики. Но в приближении все очень логично. Я окончил театральный институт, поработал немного на радио диджеем, где начал руководить первой творческой группой как управленец.
Параллельно встретил однокурсника, который предложил основать ивент-агентство, что было логично: мы умели делать шоу, мы понимали, как оно строится, и просто начали делать на этом бизнес. Как и многие, предпринимателем я стал «по залету». Начал разбираться в маркетинге, еще не зная этого слова.
И как элемент маркетинга возник интернет — я чувствовал, что там можно что-то большое найти, стал пробовать. К 2004 году я навострился в digital-маркетинге и почти 100% заказов шли через интернет, у нас были хорошие заработки, хороший клиентский портфель, но разные взгляды на дальнейшее развитие.
В итоге я продал свою долю и уехал в Германию, где жила на тот момент моя мама.
— Как ты стал развиваться в Германии? Как пришел к «Нетологии»?
— У меня были некоторые деньги и необходимость придумать бизнес. И естественным образом в незнакомой стране я пришел к выводу, что надо пробовать развиваться в интернете, где нет географических барьеров.
Сделал несколько проектов, существующих до сих пор.
В итоге перешел из актеров в предпринимательство вокруг актерства, потом к этому добавился скилл работы с интернетом, и потом просто отключился офлайн и остался только интернет и умение делать веб-сайты, которые приносят деньги. Начал делать сервисы.
«Нетология» изначально не была технологическим бизнесом, я ее такой сделал. Просто стал помогать будущей жене, которая проводила семинары. Задача была максимально быстро это пересобрать во что-то масштабируемое и устойчивое, я возглавил проект и перевел его полностью в онлайн — так началась новейшая история «Нетологии».
— Получается, что хоть ты и не стал работать по специальности, но высшее образование тебе помогло и помогает. В связи с этим вопрос, который я задаю всем героям. В последнее время довольно громко начинают говорить о ненужности высшего образования. Что ты об этом думаешь и почему?
— Я не просто думаю, я действую. Для нас высшее образование последние полгода-год стало практическим вопросом. Мы научились понимать тенденции и веяния рынка труда, его меняющуюся структуру, потребность в специалистах по новой экономике и готовить этих людей «под ключ».
Обучать не абстракции, а готовить конкретных специалистов, которые будут получать конкретный оклад в конкретной организации с конкретными перспективами на рынке. Это очень прагматический шаг для обучающегося в апгрейде карьеры. Ну и инвестиция в будущее.
Мы подхватываем тех, кто окончил вуз, понял, что этого было либо недостаточно, либо не то, и переобучаем их.
— Такое образование может стать заменой вузов?
— Важно в принципе облегчить этот выбор: идти или нет в вуз. Сейчас этот выбор очень отягощен необходимостью закрыть гештальт с дипломом о высшем образовании государственного образца.
Это сидит в головах родителей, это вбивается в головы детей, и так получается, что сейчас барьер — это инерция мышления молодого поколения и их родителей о том, как именно нужно заходить во взрослую жизнь.
Это наш главный конкурент
— Прости, я перебью. Я правильно понимаю, что ты с этим подходом к обязательному высшему не согласен и считаешь, что не так надо входить во взрослую жизнь?
— То, что происходит в моменте с высшим образованием, исключая пару десятков топовых вузов, — это такая взрослая продленка, это буферная зона между детством и профессиональной жизнью, способ пересидеть
Пересидеть время, которое, первое: может быть использовано полезно. Второе: способ пересидеть — это довольно безответственная позиция, которая никуда тебя не двигает. То, что нам кажется контрпродуктивным.
Наша задача — сдвинуть эту парадигму в головах людей и объяснить им, что вуз — это буферная зона, что эти 4–5 лет, как правило, тратятся впустую. Здесь есть один важный момент, который ты упоминала, — фундаментальность образования.
Мировая художественная культура, история, философия, математика, доказательные науки, которые расширяют картину мира и учат думать.
Кажется, действительно, что с этим нужно соприкасаться, другой вопрос — всем ли нужно соприкасаться? В какой форме соприкасаться? Нужно ли это делать буферной зоной, или это можно вести в формате трека просвещения, который сопровождает человека, а не останавливает?
Садись и учи античный театр, Софокла, Аристотеля и Еврипида, и пока не выучишь, дальше не сдвинешься. Это, кажется, устаревший подход к образованию. Образование требует переизобретения. Я недавно в телеграм-канале выкладывал развернутый рассказ о характеристиках образования будущего, каким мы его видим.
Но это прежде всего требует пересборки сознания людей — это самый мощный тормоз. Многие современные образовательные деятели не способны создать образование «нового времени», потому что у них тоже велика инерция, порой даже больше, чем у родителей, которые считают, что ребенку нужен диплом. Это нужно преодолевать.
— Можно ли всему обучиться онлайн? Ты считаешь, что любой навык, любую специальность можно получить онлайн?
— Сейчас огромное количество того, что нельзя. Чем проще тема, тем больше она подходит под онлайн. Чем сложнее, тем меньше, потому что там требуется все больше вовлечения.
— Это потому что технологии не дошли — или потому что это в принципе только про живую историю?
— Технологии вторичны. Первична мысль. Всегда первична методика. Сначала надо придумать, как именно использовать технологии, потом их использовать. Уже придуманы достаточно простые инструменты, я это называю «онлайн-образование 1.0», которые, по сути, оцифровывают офлайн. Далее идет переизобретение методик преподавания, поиск решений, которые составят «онлайн-образование 2.0».
Аналогия простая: сначала в наборе цифровых офисных приложений возникла буквальная оцифровка офлайна — и из флип-чартов возник PowerPoint, на месте бумажного блокнота возник текстовый редактор. А потом появились CRM или таск-менеджер — «офисные приложения 2.0», которые не существовали в офлайне, они именно digital native, возникли эволюционно.
Нечто подобное должно прорасти в образовании.
Мы ожидаем техническую революцию в образовании, революцию, связанную с VR
VR позволяет учить в том числе и хирургии и даже операции проводить удаленно. VR, стабильность и скорость интернета-5G, который точно стабилизируется в течение 20 лет. Вот тогда случится какой-то большой взрыв и образование снова заметно изменится.
— Ты сам несколько раз уже подтвердил, что самое сложное в онлайн-образовании — это мотивация. Есть исследования, подтверждающие, что процент завершения онлайн-курсов — не более 5%. Как у вас с этим? Какими инструментами вы удерживаете мотивацию?
— Не сопровождаемое онлайн-обучение действительно имеет 3–5% завершенности, у нас сопровождаемое обучение, поэтому процент в разы больше — 60–70%. Это радикальное отличие, потому что мы «доталкиваем» до завершения.
— Но оно значительно дороже в себестоимости.
— Это философская позиция: шашечки или ехать? По мне, нужно ехать, а чтобы ехать, нужно добиваться образовательной цели, а чтобы добиваться образовательной цели студента, нужно его сопровождать. Приходится поднимать себестоимость и искать компромиссы.
С точки зрения прагматики, как я это объяснил совету директоров, который тоже говорит: «Почему маржинальность у конкурентов такая, а у вас — ниже?» Объясняется очень просто: я верю в то, что вдолгую выиграют те, кто дает действительно законченный результат, кто заботится о студенте.
Поскольку у нас очень много в live происходит (что сильно увеличивает себестоимость), это позволяет делать более актуальный, клиентоориентированный и устойчивый продукт, дающий больше завершения.
— Как взрослому человеку определиться с кардинальной сменой карьерной траектории? Допустим, есть бухгалтер 45 лет, его все устраивало, и все было стабильно, но из-за пандемии он попал под сокращение и понял, что нужно что-то новое, востребованное. Как решиться? Как сделать правильный выбор? Куда вообще бежать?
— Первое — пойти на бесплатный курс в новой сфере. Чтобы понять, насколько это твоя — не твоя история, погрузиться. Второе — важно посмотреть, что происходит в экономике в целом.
Почему, если ты водитель, твое время ограничено четким промежутком, примерно 15 лет, скорее даже меньше. Или что будет происходить с профессией банковских клерков, с бухгалтерами. У нас это все объясняется коротко, на простых примерах, понятным каждому языком.
Далее уже нужно определяться с узким направлением внутри выбранной сферы. В «Нетологии» собраны в формате направлений обучения все столпы современной новой экономики. Мы всегда поможем выбрать. Пробные уроки — это самый простой и понятный шлюз, бесплатный и удобный.
Мы уделяем этому очень много сил и времени, чтобы дать как можно большему числу людей представление о новом завтра.
— Какие качества важно развивать сейчас в детях, чтобы обеспечить им некое конкурентное преимущество в будущем?
— Важно укреплять физическое и духовное здоровье. Физическое здоровье — спорт для умения работать в команде, шахматы или го для умения мыслить, для мальчика еще любое единоборство, по возможности не травматичное, для соревновательности.
Духовное здоровье создается на уровне хорошей атмосферы в семье, беспричинной любви родителей, стимуляции любопытства во всем, в чем можно. Пусть пробует что хочет.
А дальше — мягкие навыки 4К: креативность, командность, коммуникативность и критическое мышление.
Если укрупнять, то умение учиться — главное, что надо развивать в детях
— Если бы нужно было оставить в мире только три книги, которые должен прочитать каждый человек, какие бы ты выбрал?
— «Краткая история почти всего на свете», забавная популярная книжка, рассказывающая очень коротко и популярно историю цивилизации, Вселенной. «Искусство войны» с очень нужными и правильными принципами управления. А из художественного — «Вечность» Милана Кундеры.
— Спасибо большое, до встречи!
Критерии образования будущего по мнению Максима Спиридонова
1. Индивидуальная образовательная траектория
Траектория, построенная с учетом имеющихся знаний, умений, особенностей восприятия, скорости мышления и времени, которое человек способен выделить для обучения в имеющихся жизненных обстоятельствах.
2. Лаконичность и максимальная самодостаточность каждой образовательной итерации
Каждая итерация — это не лекция, вебинар или домашка, это элемент сложного пазла, который хорошо стыкуется со множеством других пазлов образовательной траектории. Например, обучение диджитал-маркетингу. Одно дело — учить диджитал-маркетингу программиста, другое — офлайн-маркетолога.
Это принципиально разные траектории, потому что программисту необходимо про фундаментальный маркетинг рассказать, а офлайн-маркетолог прекрасно знает основы, ему нужно просто рассказать про цифровые инструменты. Лаконичность траектории крайне важна, потому что все спешат, мы все учимся на бегу, на ходу.
Есть конкретная рекомендация — это 8–10 минут на одну образовательную итерацию. Причем она должна быть не просто краткой, но законченной.
3. Эмоциональность, интерактивность
Учиться больно, учиться люди не любят, и необходимо эмоциональное вторжение в учащегося. Включение не только рационального, но и надрационального и подрационального: это добавляет эффективности обучению.
4. Управление мотивацией учащегося
Оно может выражаться в интерактивности образовательного процесса, в выдаче обратной связи, в помощи в проявлении личностных сложностей, в социализации внутри образовательной группы.
Главная проблема в обучении всегда была в неспособности учащегося удерживать мотивацию на пути к образовательной цели. Поэтому очень важно ее квалифицировать, бросать вызов, мотивировать.
Коучинговые практики должны присутствовать в образовании будущего.
Все еще по инерции онлайн-образование ориентируется на десктоп, в то время как весь мир уже в мобилке, в маленьком экране. Мы у себя проводим сейчас продуктовую перестройку: Mobile first, который в социальных сетях как тренд возник еще лет 8–10 назад, мы двигаем в образовании.