Они — как желтые такси в Нью-Йорке, трамваи в Лиссабоне или паромы в Стамбуле — настоящий символ Азии. Их изображения печатают на футболках и магнитах, они стали частью городского фольклора и шуток, а фраза «tuktuk, mister» — мемом у бэкпекеров.
Путешественники в блогах дают «десять советов, как торговаться с водителями моторикш». А Lonely Planet, Bradt и National Geographic советуют читателям прокатиться по городу на тук-туке, чтобы «лучше прочувствовать ритм азиатских городов».
Рассказываем о том, как появились тук-туки, вело- и моторикши и что ждет их в будущем.
По-научному трехколесные транспортные средства называют авторикша или моторикша. Слово «riksha» произошло от японских слов «riki» («сила») и «sha» («груз»). «Авто-» и «мото-», думаю, пояснений не требуют.
«Тук-тук» — лишь одно из десятка прозвищ, которое пришло из тайского языка (ตุ๊ก ๆ,dtóok-dtóok) и больше других распространилось по миру. Оно происходит не от тайского слова «thook» («дешевый»), как иногда думают. Это банальная имитация звука двухтактного двигателя: «тук-тук, тук-тук».
Уже с 1960-х годов встречается упоминание этого слова для обозначения моторикш.
Некоторые обозначения моторикш произошли от названия компаний, которые их производят (то же самое случилось со словами «ксерокс» или «памперсы»). В Эфиопии, Танзании, Мадагаскаре и индонезийской Джакарте моторикши называют bajaj, по марке главного производителя — индийской фирмы Bajaj.
В Пакистане это chingchi, по имени китайского производителя Jinan Qingqi Motorcycle. В Бангладеш используют аббревиатуру CNGs (compressed natural gas), из-за того что большинство моторикш ездят на газу. На Филиппинах, как в главной англоязычной стране Азии, называют tricycles.
Короткое слово «moto» используют на Американском континенте: в Сальвадоре, Перу и на Кубе. В Индии это autos. В Индонезии не определились с названием — и к джакартскому «bajaj» добавляются «bemo» на Бали и «bentor» на Яве, Медане и Сулавеси.
В Китае это san lun che или san beng zi, в Нигерии и Либерии — keke, а в Судане — raksha.
Самое же популярное название моторикш — «tuktuk» или «toktok». Эти слова используют в Таиланде, Лаосе, Вьетнаме, Камбодже, Мьянме и на Шри-Ланке. Тайское слово добралось до далеких африканских и американских стран: Египта, западной части Мадагаскара, Гватемалы и Гондураса.
В западном мире тоже закрепилось для обозначения моторикш именно слово «тук-тук». Скорее всего, потому что Таиланд и другие страны Юго-Восточной Азии — наиболее популярное туристическое направление, откуда туристы привезли слово в европейские языки.
В 1947 году итальянская компания Piaggio, дочка главных стиляг в мире мотороллеров — Vespa, выпустила свой первый тук-тук. Он получил итальянское имя Ape, что переводится как «пчела» в противовес Vespa (wasp — «оса»).
На изобретение тук-тука итальянских дизайнеров натолкнули крестьяне, которые приделывали самодельные тележки к мотороллерам Vespa.
Целевой аудиторией тук-туков стал малый бизнес и крестьяне, которые вытягивали итальянскую экономику и помогали преодолевать послевоенный кризис.
Piaggio Ape
Тук-туки появились вследствие естественного развития перевозок: пешеходные извозчики — велорикши — тук-туки. С массовым появлением велосипедов они заменили пешеходных рикш. Велики в наше время вытесняет бензиновый мототранспорт, а после них будет, например, что-то электрическое.
Пешие рикши — уже экзотика, которая сохранилась в нескольких местах в мире: в мадагаскарских городах (например, в Анцирабе) и индийской Калькутте.
Велорикши как общественный транспорт, а не развлечение для туристов представлены шире, но лет через 10–20 и они станут анахронизмом. Так что спешите в Индию, Непал, Филиппины, Индонезию и Мадагаскар, чтобы застать уходящую эпоху. Или в мировую столицу велорикш Бангладеш — там только официально зарегистрировано 400 тысяч велоповозок.
Непал
В Мьянме велорикши — это транспорт «последней мили» и транспорт для развоза покупок с рынков. Особенно они популярны в Янгоне, где запретили мототранспорт, а автомобильное такси дорогое.
Велорикш в Янгоне называют сай-каа с протяжным на бирманский манер «каа». Слово произошло от колониального английского «side car» и характеризует конструкцию велосипеда, в которой пассажир сидит сбоку, а не сзади.
В Мьянме и моторикши часто встречаются именно такой конструкции.
Велорикши для туристов намного более распространены, и их легко найти в популярных городах Вьетнама, Камбоджи и даже европейских столицах.
Опыт: Чтобы прочувствовать, каково это — работать велоизвозчиком, а также поднять настроение водителю и его авторитет в глазах коллег, поменяйтесь с ним местами. Оба получите крутые впечатления.
Мьянма
Тук-туки — полноправные участники дорожного движения в азиатских странах. Хотя иногда кажется, что это самодельный транспорт, который официальные власти не контролируют. Но нет — у них есть номера, специальные дорожные знаки и ассоциации. Так же как и на привычном общественном транспорте, водители моторикш размещают рекламу.
Интересный факт: В некоторых странах на дорожных знаках схематично изображают именно тот вид тук-туков, который распространен в этой стране.
С появлением Uber похожие приложения появились и для заказа тук-туков. В Египте и на Шри-Ланке это UberTuk, в Индии — Jugnoo. Эстонский Taxify запускает в 2019 году тук-тук-шеринг в Кении, Танзании и Нигерии.
В ЮАР уверены, что тук-туки составят серьезную конкуренцию таксистам и в конечном итоге заберут большую часть рынка пассажирских перевозок себе. Причина банальна: тук-туки на 15–25 % дешевле такси.
Хотя в Камбодже тук-тукеры, которые входят в ассоциацию тук-тукеров Keo Peourn of the Independent Democracy of Informal Economy Association (IDEA), переживают из-за серьезной конкуренции, появившейся с приходом на местный рынок автомобильного Uber, который серьезно демпингует.
Печальная правда Водители тук-туков принадлежат к беднейшим слоям населения: в столицах это часто приезжие из провинции, а в провинции — приезжие из деревень. Поэтому на ночных улицах Пномпеня натыкаешься на припаркованные тук-туки, в которых развешаны гамаки и спят водители. Им не хватает денег даже на самое дешевое жилье, даже в складчину с коллегами.
Их зарплаты едва хватает, чтобы пару раз в день поесть в самом дешевом кафе и раз в неделю бахнуть банку «Ангкора». А те 2–3 доллара, что могли бы отдавать за дешевую койку, они пересылают своим семьям. Приблизительно такую бухгалтерию описывал мне водитель тук-тука в Пномпене. Сейчас, с приходом дешевых «Уберов» и конкуренции, зарабатывать стало еще тяжелее.
Последние несколько лет тук-туки завоевывают Африканский континент: появляются поставщики, открываются магазины запчастей. В Либерии запретили мототакси в пользу моторикш:
- они безопаснее, чем мотоциклы, которые более распространены в африканских странах;
- они прочнее: защищены металлической рамой и стенками от несмертельных повреждений;
- на них меньше возможностей лихачить на дорогах из-за меньшей скорости.
После запрета мототакси в Либерии аварии с участием мототранспорта снизились на 90 %.
Но в конечном итоге африканские города столкнутся с теми же проблемами, которые свалились на руководителей азиатских миллионников: перенасыщение транспорта, шум и выхлопы. Некоторые страны решили эту проблему радикально — просто запретили тук-туки: например, в Непале, в мьянманском мегаполисе Янгон и пакистанском Исламабаде. В китайских городах на тук-туках запрещено перевозить людей.
Так же как и с названиями, по функционалу и внешнему виду моторикши отличаются от страны к стране, а часто и от города к городу.
Единственная страна, где тук-тук — четырехколесный транспорт. Тележку для перевозки пассажиров крепят к мотоциклу на жесткую сцепку. Это удобно, потому что водитель может использовать транспорт как мотоцикл или как тук-тук. Но в роли тук-тука камбоджийский вариант из-за громоздкой конструкции менее быстрый и маневренный, чем его коллеги в других странах.
Столичных жителей возят вот такие агрегаты.
Недалеко от Бангкока можно посетить транспортный музей, в котором выставлены десятки моделей тук-туков и велорикш.
Самые же необычные тук-туки ездят по Аюттхае — древнему городу в 80 километрах к северу от Бангкока.
Туристы приезжают смотреть столетние пагоды, остатки древнейшей цивилизации, а на самом деле уникальное в Аюттхае — это тук-туки.
Откуда пошла такая мода, кто первым начал их тюнинговать — неизвестно, но конструкция совершенно удивительная. Сравнивая с остальными моторикшами, аюттхайские выглядят как концепт-кары из будущего.
В Янгоне запрещен мототранспорт, но в соседнем городе Баго тук-туки — официальный общественный транспорт с конечными остановками, маршрутом движения и номерами. Это маршрут номер 12 — да, в Мьянме используют свои цифры.
Тот самый сай-каа, только с мотором — конструкция напоминает знакомые с детства «ижаки» с люлькой.
В Лаосе самые массивные агрегаты, которые способны с комфортом (в азиатском понимании этого слова) перевозить до десяти пассажиров.
Во Вьетнаме тук-туки в основном используют для перевозки грузов и редко для перевозки пассажиров — у них больше в ходу личный мототранспорт.
Грузовые тук-туки популярны и встречаются постоянно даже в крупных городах, не говоря уже о небольших селениях. В роли мусоровозов используются огромные тук-туки, на которых в Лаосе перевозят людей.
Китай — первопроходец в области электрического транспорта: скутеры, самокаты, моноколеса и гироскутеры. К этому разнообразию добавился и электрический тук-тук.
С появлением электрических версий тук-туков и новых, более чистых бензиновых моторов правительства разных стран начали запрещать тук-туки со старыми двухтактными моторами. С 2008 года на Шри-Ланке разрешен импорт тук-туков только с четырехтактными двигателями, которые не так шумят и меньше загрязняют окружающую среду.
В филиппинской столице Маниле на моторикши приходится 45 % загрязнения воздуха. Поэтому правительство стимулирует покупать транспорт с электрическим мотором.
Электро-тук-туки набирают популярность в Индии, Китае, Бангладеш и в некоторых европейских странах как транспорт для туристов на узких улицах Старого города.
Лиссабон — главный по тук-тукам в Европе: город закупил 90 штук для туристических прогулок.
Несколько компаний соревнуются за звание Tesla в мире моторикш. Голландцы Tuk Tuk Factory основали производство в Бангкоке, чтобы быть ближе к потребителю. Батарея на их тук-туках заряжается за восемь часов, и ее хватает на 300 километров. Максимальная скорость — 60 км/ч, а грузоподъемность — 400 килограммов.
Японская компания Terra Motors пытается не отставать от голландцев в Азиатском регионе и уже продала пять тысяч электро-тук-туков на Филиппины и пять тысяч — в Индию.
Tuk Tuk Factory
Главная проблема, которая тормозит развитие электромоторикш, — отсутствие зарядных станций. Если маленький мопед легко затащить в подъезд и заряжать хоть в квартире, то с тук-туком такое не прокатит.
Вторая проблема — перебои с электричеством в странах, где тук-туки используются повсеместно. Поэтому ездить на привычном бензине пока проще и надежнее.
Хотя спрос рождает предложение: в Бангладеш уже появился новый вид бизнеса — частные стоянки для электротранспорта с возможностью подзарядки.
Но производители электрических тук-туков, так же как и автомобилей, позитивно смотрят на будущее экотранспорта. Ежегодное удорожание бензина добавляет уверенности, что в итоге электротранспорт победит бензиновый.
На Филиппинах пытались максимально быстро сломать систему и объявляли, что к 2016 году закупят для Манилы 100 тысяч штук электрических тук-туков. Наступил уже 2019 год, а тук-тук-революции на улицах Манилы не произошло.
Terra Motors
Автолюбители катаются по маршруту Москва — Владивосток, байкеры на эндуро зарубаются по грунтовкам и лесовозным дорогам, джиперы штурмуют зимники Якутии и Чукотки.
Конюхов летает на воздушных шарах, редкие безумцы отправляются в путешествия, как Ходжа Насреддин, на ослах или верблюдах; каяки, плоты и яхты, велокругосветчики и автостопщики.
Конечно же, путешественники не могли обойти стороной такой колоритный транспорт, как тук-тук.
Многие иностранцы влюбляются в моторикши в столице Таиланда. В 2016 году три товарища из Германии и Франции, которые закончили учебу в Университете Бангкока, решили возвращаться домой в Европу не банально на самолете, а проехав 20 тысяч километров на тук-туке (при этом электрическом) — у них получилось, подробности на сайте The Pilgreens..
История «Вокруг света на тук-туке», еще более эпичная, закончилась попаданием в книгу рекордов Гиннесса.
Два лондонских учителя проехали за 16 месяцев через 39 стран: стартовали в Лондоне, через Европу и Турцию перебрались в Африку, оттуда в Индию, Юго-Восточную Азию, Америку и закончили свое путешествие в Аргентине. Обязательно загляните на их сайт tuktuktravels.com и прочитайте статью на CNN.
Mongol Rally, ралли Париж — Дакар… А почему бы не ралли Rickshaw Run? Оно проходит в Индии c 2007 года, иногда один-два раза в год , и в нем участвуют 30–40 экипажей.
Маршрут начинается в южном городе Кочине, а заканчивается в разных местах через две-три тысячи километров на севере Индии или даже Непале.
Также проводили гонку между, возможно, самыми тук-туковыми городами мира — Джакартой и Бангкоком.
Теперь вы знаете, как путешествовать нетривиально: собираете компанию друзей и отправляетесь в Азию за тук-туком, а потом и на тук-туке.
Энди Шеф: «Мне нравится называть себя любителем – ему позволительно все» — Westwing Интерьер & Дизайн
Да, каждый год я придумываю тему, вокруг которой будет создаваться материал в блоге в течение года. Это были муссовые десерты, шоколад, путешествия. В этом году мы возвращаемся к истокам – натуральные и интересные ингредиенты, мягкие цвета декора и большое количество историй о простых десертах всего мира.
Кондитерское сообщество – это маги, которые каждый день творят волшебство. Мне нравится именно этот мир
WW. Вас многие знают как Энди Шефа, а не было никогда желания взять и стать шеф-поваром своего ресторана или кафе?
Повар и кондитер – это две разные жизни. И если хороший повар может делать интересные десерты, то, как правило, хороший кондитер остается кондитером.
Я создал блог, чтобы научиться готовить, и первые пару лет выкладывал рецепты не только сладких блюд. Но потом понял, что десерты увлекают меня сильнее, их интереснее выдумывать, украшать.
Кондитерское сообщество – это маги, которые каждый день творят волшебство. Мне нравится именно этот мир.
WW. В одном из интервью вы говорили, что кулинария – лишь часть ваших увлечений, в 2020 году что-то изменилось? Вы стали больше времени уделять этому хобби?
Я бы сказал, что кулинария – это ядро, и все новые увлечения так или иначе соприкасаются с ним. Например, сейчас я уделяю больше внимания более натуральным и менее сладким десертам. Интерес к ним все больше возрастает, потому что не противоречит занятиям спортом, и, в целом, мы наелись сладкого и хотим чего-то более легкого.
WW. После всех наград, полученных за последние три года, лекций, мастер-классов, участия в жюри престижных конкурсов вы все еще считаете себя в большей степени любителем или можно говорить о чем-то большем?
Мне нравится называть себя любителем. С одной стороны, это подстегивает на новые эксперименты, получение знаний и знакомства с великими шефами. С другой, в нашей стране люди плохо реагируют на профессионалов, завышают свои ожидания и требования, придираются. Любителю позволительно все. Поэтому, мне комфортно в этом статусе.
Я бы не хотел быть популярным ведущим развлекательного шоу, которому пишут тексты строгие копирайтеры
WW. Вы бы хотели попробовать себя на телевидении, если вам предложат такую возможность? Например, вести на телеканале свое шоу как Гордон Рамзи или путешествовать по миру и в формате ТВ рассказывать зрителям о кухнях разных стран мира?
Если честно, нет. Считаю это более развлекательным форматов, нежели полезным. Чаще всего такие передачи смотрят фоном, занимаясь домашними делами. Другой момент – телевидение – это сценарий и часто запреты на свое мнение, порой жесткое. Я бы не хотел быть популярным ведущим развлекательного шоу, которому пишут тексты строгие копирайтеры.
О кулинарном блоге
WW. На момент написания статьи в вашем блоге в Инстаграм уже больше 600 000 подписчиков, и цифры растут. Что вдохновляет людей подписаться на вас?
У меня хороший, ценный и уникальный продукт. Блог дает красочные фотографии, которые подстегивают интерес и желание попробовать что-то приготовить. Есть много пошаговых фото, видео, отсылок к другим материалам по теме.
Это похоже на экосистему, организм, который развивается и развивает вас. Мы можете начать с простого кекса и незаметно для себя подняться до уровня сложных шоколадных изделий.
При этом я все еще стараюсь писать для новичков – понятным языком с разбором возможных промахов.
Каждый может готовить. Хорошо готовить дано не всем
WW. Важно ли в Instagram не только красиво снимать контент, но и правильно его презентовать?
На самом деле форматы всегда разные. Иногда я смотрю на коллег и поражаюсь, почему люди подписаны на них.
Это мне кажется, что красивое фото вызывает интерес, а есть аудитория, которую такие фото пугают своей идеальностью, и они пойдут искать рецепт, где не так красиво, а значит (в их мыслях) более жизнеспособно.
Я делаю все это для себя. Меня привлекали бы эти фото, эти тексты и это внимание к деталям.
WW. Насколько важна хорошая техника для готовки?
Хороший инвентарь экономит время, нервы и порой упрощает все процессы. Десерт можно сделать, если у вас в руке ложка и чашка. Даже торт вы сможете собрать подручными средствами. Недавно я снимал видео уроки для одной школы, где задача была – использовать то, что есть под рукой у каждой хозяйки. Признаюсь, это было сложно.
Кулинарные победы начинаются с правильно подобранных аксессуаров для кухни
WW. Вы публикуете в блоге рецепты шеф-поваров без изменений рецепта, а также делитесь блюдами, которые адаптируете сами. Не возникает желания придумать свой уникальный десерт от Энди Шефа?
Все придумано давно до нас. Веками кондитеры использовали одни и те же техники, инструменты, ингредиенты. Они эволюционируют, но революций почти не происходит. Конечно, мечта придумать что-то новое и уникальное есть, но она просто идет фоном. Я не расстроюсь, если так и не придумаю новую Павлову или Макарон.
WW. В мультфильме Рататуй один из героев выдвигает теорию, что «готовить может каждый». Вы согласны с ним?
Каждый может готовить. Хорошо готовить дано не всем. Со временем я понял, что готовить – это как образование. Кто-то не поднимается выше 11 класса, а у кого-то за спиной два высших образования. Так же и здесь. Мышление, ум, мудрость, смекалка, внимательность, чувство вкуса, стиля – все это кардинально влияет на результат.
Фудблогер Андрей Рудьков: «Если мне вкусно, больше ничего не имеет значения»
WW. Какой бы совет вы могли дать людям, которые боятся начать заниматься тем, что им нравится?
Всегда советую быть очень любопытными, задавать миллион вопросов себе и профессионалам, уделять внимание деталям, сравнивать, анализировать и главное, никогда не останавливаться.
Любите готовить?
Мы собрали коллекцию гаджетов, чтобы реализовать ваши кулинарные шедевры
Перейти
Основатели эколавки «Тук-тук. Латук!»: «Мечтаем, чтобы все питались здорОво!»
Эта история о том, как два совершенно городских жителя — Андрей Маранов и Вера Костин — купили маленький домик на хуторе, чтобы кормить свою семью свежими и натуральными овощами, фруктами, зеленью. А потом основали лавку фермерских органических продуктов «Тук-тук. Латук!», чтобы и другие белорусы могли питаться здорОво.
15.01.2016 Жыццё ў стылі «эка» Крыніца: журнал «Алеся» Фота: журнал «Алеся»
А ещё это история о том, как услышать голос своей души, перестать жить в «дне сурка» и сделать шаг навстречу себе. Обо всём этом корреспондент журнала «Алеся» поговорила с успешной многодетной мамой Верой Костин.
Бизнес — это большое творчество
— Вера, расскажи немного о себе.
— Родилась в Молдове, в Кишинёве. По образованию — менеджер-экономист, окончила Экономическую академию. Потом влюбилась в беларуса, вышла замуж и переехала в Минск. У нас две дочки — Юлиания (15 лет) и Александра (9 лет), а ещё сын Матвей (2,5 годика).
— Как пришла идея открыть лавку фермерских и органических продуктов?
— Из собственной жизни. Мы с мужем ждали третьего ребёнка, моя беременность протекала тяжело. И вот тут мы серьёзно задумались о здоровье, о роли и важности питания. Старались употреблять в пищу свежие продукты, вчитывались в этикетки в поисках максимально безвредного состава. И каждый поход в магазин нас сильно расстраивал.
Потому что найти не то что здоровую, а хотя бы безвредную еду оказалось нелегко среди засилья всевозможных «Е», загустителей, стабилизаторов, антиокислителей, противослеживателей… Вот поэтому мы твёрдо решили обзавестись собственной дачей, чтобы иметь свои овощи-фрукты и быть уверенными в их качестве.
Долго искали подходящий дом и, наконец, нашли в небольшой деревушке в Вилейском районе, у речушки, без соседства с колхозами и цивилизацией. Там же познакомились с семьёй фермеров, у которых стали покупать свежее молоко, масло, творог, сыр, яйца.
На этой маленькой семейной ферме (как и в личных хозяйствах многих сельчан) люди тоже думают о здоровье, не злоупотребляют химикатами и ведут натуральное хозяйство.
Вскоре наши минские друзья и соседи стали просить нас привезти им тоже качественные зелень, овощи, творог, сыр. Оказалось, сегодня тех, кто осознанно относится к жизни и своему здоровью, задумывается о том, что есть и чем кормить свою семью, становится всё больше. Вот так и родилась идея предложить натуральные, экологически чистые и вкусные продукты всем беларусам.
Органическое фермерское хозяйство в Беларуси: как начать и остаться с прибылью?
— Потом вы попали в проект ОНТ «Мой бизнес». Что оказалось самым сложным? Что осталось за кадром?
— Мы проделали огромный объём работы в сжатые сроки. Это титанический труд.
Спали по 4 часа в сутки, но в итоге за четыре месяца разработали название, фирменный стиль, сайт, открыли лавку, расширили ассортимент, провели большой экофестиваль «Клевер».
Большое спасибо нашему ментору, или, точнее сказать, бизнес-ангелу, Александру Кныровичу за то, что делился опытом, знаниями, оценивал первые шаги нашего бизнеса.
Осенью прошлого года состоялось первое оригинальное беларусское реалити-шоу о предпринимательстве «Мой бизнес». Его участники его прошли большой и сложный путь от презентации до реализации своей идеи.
Благодаря помощи менторов проекта в финал попали самые перспективные и смелые идеи, которые развивались при финансовой поддержке и под руководством опытных бизнесменов на глазах у миллионной аудитории телеканала ОНТ. Главной целью было показать, что каждый человек может заняться воплощением своей мечты, создавать собственный бизнес.
На реальных примерах рассказывалось о том, как грамотно поступать в той или иной ситуации, были разобраны типичные ошибки и даны конкретные советы.
Среди самых успешных проектов оказалась «Эколавка «Тук-тук. Латук!» Веры Костин и Андрея Маранова, которые стали финалистами.
— Что давало силы продержаться в таком бешеном ритме?
— Отзывы клиентов. Понимание того, что наше дело нужно и нам, и другим людям. Что самое важное для человека? Быть здоровым и счастливым! Хочется, чтобы наши продукты были в каждой семье, особенно там, где есть маленькие дети.
— А вообще, ради чего стоит начинать свой бизнес?
— Ради самореализации. Бизнес — это большое творчество, где ты можешь воплотить свои мечты, идеи, планы.
Органическое сельское хозяйство в Беларуси: далеко ли до Европы?
Многодетная мама и бизнес-леди
— Сейчас модно демонстрировать успешность, этакие глянцевые картинки: красивая ухоженная мама, всё успевает, дом, дети досмотрены, бизнес развивается… Так ли это в реальности?
— У меня всегда была дилемма — реализоваться как мама или как бизнесмен. Совмещать это тяжело. Но быть мамой для меня очень ценно. Ищу баланс.
Очень помогают старшие дети.
У нас у каждого есть свои обязанности: кто-то отвечает за кухню, кто-то — за уборку комнат, игры с малышом. В семье каждый подставляет плечо друг другу. Например, мои девочки помогают упаковывать зелень. И даже малыш раскладывает что-то по коробочкам.
Дети видят, как зарабатываются деньги, что они не падают с неба. Есть осознание ценности того, что получаешь за свой труд.
Няни у нас нет. На время проекта, когда наш с мужем рабочий день составлял 18-20 часов, приезжала моя мама. Но даже в таком ритме важно не терять ниточку связи с детьми: обнять, поцеловать, почитать сказку на ночь — это святое.
Небольшие личные хозяйства — залог экологической и семейной устойчивости
— Что для тебя показатель успеха?
— Это когда ставишь амбициозные цели и достигаешь их. В последние годы я многое переосмыслила и решила выйти из «дня сурка», то есть «дом-работа-дом». Бизнес помогает ставить цели, понимать, для чего ты это делаешь и ради кого.
— Чем ты можешь пожертвовать, чтобы добиться успеха?
— Временем «на себя», на хобби. Но не временем и благополучием семьи и близких.
— Бизнес — не самое лёгкое занятие, все решения, ответственность, риски — на тебе. Не страшно было сделать этот выбор?
— Страшно! Я большая трусиха. Ночами не сплю, переживаю. Но я читала книгу «10 заповедей успеха» Ицхака Пинтосевича, и там есть слова о том, что все 7 миллиардов людей на планете боятся.
Боятся всегда и многого, и это нормально. Нужно спрашивать себя: «Что будет, если я это сделаю? И что, если не сделаю?» Выходить из зоны комфорта, расти, становиться профессиональнее.
Эти вопросы помогают мне идти через страх.
— Делать бизнес вместе с мужем — это плюс или минус?
— Минус один: нет разделения на дом и работу. Зато плюсов! Поддержка, доверие, подстраховка друг друга, понимание, общие цели.
Фермерское хозяйство «ДАК» превратило сельский труд в объект экскурсионного показа
«Не молчать»
— Как жить дружно в семье?
— Говорить. Слушать. Слышать друг друга. Мудрость приходит с годами. У нас в семье сейчас основной закон: «не молчать»! Мы все садимся, дети — наравне с взрослым, обсуждаем разные вопросы и реагируем на них. Ещё важно учиться говорить на том языке любви, который понятен и близок другому человеку. Рекомендую книгу Гэри Чепмена «Пять языков любви».
— Что главное в воспитании детей?
— Пример. И ещё раз личный пример родителей.
— В вашей семье есть традиции?
— Да. 31 декабря мы все вместе пишем в специальной тетради свои мечты и желания, а также сверяем списки за прошедший год, вычёркиваем то, что сбылось. Ещё по традиции в субботу у нас всегда готовит папа. В воскресенье мы ходим в церковь, а потом идём в какое-то интересное для нас всех место.
— Как бы ты определила основные составляющие счастливой семьи?
— Многие в семье заняты тем, что стараются переделывать близких. А мудрость в том, чтобы принимать другого таким, каков он есть. И быть терпимее.
— Что делаешь, когда у тебя плохое настроение?
— Меня мотивируют примеры других людей, чтение. Я раз пять перечитывала книгу «Отец Арсений» — сборник свидетельств о жизни священника, который находился в лагере усиленного режима. Поражалась, сколько любви может быть в человеке. Как достойно он находил выход даже в самых тяжёлых ситуациях.
Сейчас читаю деловую, но очень жизнерадостную книгу «Доставляя счастья». Тони Шейн.
— Как восстанавливаешь силы?
— На природе. На даче. Это моя отдушина. Работаю на земле (очень нравится этот процесс: посадил зёрнышко — получил результат), обнимаюсь с деревьями.
Мне кажется, только на природе у человека есть чудесная возможность получить энергию, силы, чтобы двигаться дальше.
— Как выглядит дом, в котором ты хотела бы жить?
— Пока мы проводим лето на нашем хуторе. Избушка там маленькая, одна комната, даже кровати пришлось двухъярусные ставить. Но мы уже созрели к жизни на земле. Мечтаем о просторном доме: деревянный, с большими окнами, натуральные материалы — это тепло, уют. И земля рядом, природа.
— Как бы ты сформулировала свой основной жизненный принцип?
— Относиться к людям так, как ты хотел, чтобы люди относились к тебе. И после тебя должно остаться что-то доброе, позитивное.
— Как собираетесь развиваться, куда двигаться дальше?
— Наша большая мечта — чтобы белорусы стали самой здоровой нацией. Хотелось бы открыть сеть эколавок, сделать натуральные продукты доступными.
Реализовывать образовательные проекты, чтобы женщины, особенно молодые мамы, умели вкусно готовить, знали, как выбирать продукты, как их обрабатывать, как кулинарить, сохраняя полезное в пище.
Хотелось бы открыть семейную школу, центры досуга, где было бы интересно для всех поколений семьи. Планов много, вплоть до создания своего большого фермерского хозяйства.
- Беседовала Наталья Хамутовская, фото из личного архива Веры и Андрея
- Устойчивость земледелия и пограничное состояние природы и человека — чем ещё запомнился Агрокультурный фестиваль?
Падзяліцца: 15.01.2016
Перадрук матэрыялаў магчымы пры абавязковай наяўнасці зваротнай і актыўнай гіперспасылкі.
Не социально ответственный экостритфуд в парке Челюскинцев от фермеров «Тук-тук. Латук!»
Есть такая известная в богатых кругах лавка с фермерскими продуктами, а теперь ещё и новая, но слегка подозрительная будка в парке. Их магазин с типа смешным названием «Тук-тук. Латук!» доставляет яйца домашних кур, творог, сало, гусей, овощи и прочие продукты земледелия. Только разменяв четвертый десяток лет, понимаешь, насколько всё это круто и бессмысленно дорого!
Находится кафе в парке Челюскинцев, под колесом обозрения, как выходить из парка. Небольшой такой вагончик с двумя столиками. Обещают свежую, полезную, домашнюю еду без ГМО, добавок и без красителей. Для современного мира, где все привыкли питаться всякими полуфабрикатами из холодильников гипера, звучит очень даже хорошо. Ну, или всегда можно переехать обратно к родителям.
Где-то в закромах щёлкнула экомикроволновка, еда готова. Собственно, именно так её и представлял. Выглядит крайне сомнительно, а мини-экопицца ещё и пугает. Цены практически как и везде в парке, а выбор слишком большой, кому, зачем? Фермерское дешёвым не бывает, подумал про себя.
ЕДА
Первым на стол вынесли пельмени с фермерской курицей и сметаной за 6р, выглядят максимально стрёмно. А вот на вкус очень даже, реально домашние. Позже слово «Фермерское» звучало очень часто.
В экокафе вилки завернуты в пакет, а пакет — в другой пакет. Сметану порционно накладывают в пластиковые коробочки, хотя могли прямо на блюдо. В этом вижу косяк, зачем столько пластика?
Получилось, как в кулинарии гипера, ведь многие дома греют еду в микроволновке и это уже норма для современного человека. Точно можно брать пельмени с курицей в сметане, драники с грибами за 4р. Сырники из фермерского творога — гуд, хотя выглядят варенными, блинчики с курицей и шампиньонами за 6р по маминому рецепту. Ручки соединил в сердечко, как Виктор Бабарико — стальные яйца!
Сухую, едва тёплую фермерскую пиццу за 6,50р даже не думайте брать, она как та, что в холодильниках лежит, а после разогревается в духовке. Орешки со сгущенкой — 4р за 10 штук — топ!
Честно, истории не понял.
Почему 200г сморщенных пельменей должны стоить 6р или три невзрачных сырника — 7,50р? Возможно, я придираюсь, но с такой концепцией и ценообразованием им будет сложно выжить среди горячих собак, разливного пива и шашлындоса.
На днях закажу из их магазина, тогда и посмотрим. Присмотрел фермерского гуся на 3 — 5 кг за 20р и грудинку от бабушки за 6,30р за 300г. Идея с доставкой фермерских продуктов на 8 кокобаев, а реализация кафе на 6 кокобаев, увы!
Тезисами и по делу: с кафе не доиграли! Пускай ассортимент был бы меньше, но всё из-под ножа, чтобы выглядело красиво, а не как драники с пиццей в местной рюмочной. Залезьте к ним на сайт в разделы с мясом, сыром и полуфабрикатами, вам точно зайдёт. Удачной охоты и будьте здоровы!
Оценка кафе «Тук-тук. Латук!»: 6 кокобаев
Адрес: г. Минск, парк ЧелюскинцевТелефон: +375(29) 245-65-55
Время работы: 10:00 — 21:00