Как застарелые проблемы промышленности позволяют делать бизнес в e-commerce

Снижение покупательной способности замедлило развитие интернет-торговли. В ближайшем будущем драйвером рынка может стать b2b-сегмент — онлайн-магазинами уже обзавелись крупные промышленные предприятия.

Как застарелые проблемы промышленности позволяют делать бизнес в e-commerce

Lori

E-commerce остается самым быстро развивающимся рынком в России, показывая рост более 10% в год. По итогам прошлого года динамика рынка составила 13%, в оценках сходятся эксперты Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и Data Insight.

Объем рынка в 2017 году, по данным АКИТ, составил 1,04 трлн руб. По подсчетам Data Insight, продажи материальных товаров в интернете достигли объема 945 млрд руб. и преодолеют планку 1 трлн руб. уже в этом году.

Однако темпы роста e-commerce несколько снизились. В 2016 году рынок рос на 25%, по данным АКИТ. А если говорить о материальных товарах без музыки, ПО и так далее, то, по данным Data Insight, темпы замедлились с 23 до 18% соответственно.

Одна из основных причин — снижение покупательной способности россиян. В прошлом году, по данным НИУ ВШЭ, она упала на 9%.

Основная доля интернет-продаж приходится на Москву и Санкт-Петербург: более 31 и 11% рынка в денежном выражении соответственно.

База для роста

До сих пор темпы развития рынка электронной коммерции в России опережали мировые. Безусловно, сказывается эффект низкой базы, поясняет директор РАЭК Сергей Плуготаренко: доля онлайн-ретейла в общем объеме розничной торговли в России достаточно низка — около 4%, а в развитых странах — порядка 12%.

По его мнению, потенциал для роста для е-commerce сохраняется.

Причин несколько: продолжающаяся «мобилизация» населения, рост трансграничной торговли, увеличение числа способов платежа, повышение качества и расширение географии доставки, восстановление покупательной способности населения, развитие маркетплейсов.

Мировой опыт также свидетельствует об опережающем темпе роста онлайн-торговли над офлайн и внушает оптимизм участникам российского интернет-ретейла, отмечает председатель комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты Александр Борисов.

Все ведущие розничные сети, по его словам, убедились, что открытие нового магазина не дает автоматического роста продаж в отличие от запуска онлайн-сегмента. Компания «М.

Видео», например, уже сейчас называет себя онлайн-компанией, так как 70% ее клиентов начинают покупку с захода на сайт, говорит Александр Борисов.

В первом квартале 2018 года интернет-продажи установили очередной рекорд, показав рост на 82%, заявили РБК+ в «М.Видео». Порядка 20% общих продаж компании в магазинах сети приходится на онлайн, а три из четырех покупателей, сделавших покупку в интернете, предпочитают забрать заказ в магазине.

Драйвер — логистика

За последние несколько лет российским онлайн-ретейлерам удалось оптимизировать доставку товаров, говорит Александр Борисов: «Сроки доставки покупок из интернет-магазинов сократились в два-три раза».

Во-первых, покупатели стали чаще выбирать формат «закажи и забери» — в магазине или пункте выдачи заказов, — когда нет необходимости ждать курьера, рассказывают в «М.Видео». А второй тренд — в логистике доставки интернет-покупок появились крупные частные игроки, которые считают этот рынок перспективным и инвестируют в этот сегмент.

Группа компаний «Деловые линии» в прошлом году объявила о расширении сети малоформатных подразделений — прием и выдача грузов массой до 50 кг — в городах-миллионниках и намерении увеличить долю в сегменте e-commerce. По подсчетам «Коммерсанта», инвестиции в проект могут составить порядка 700 млн руб.

Самая главная проблема интернет-магазинов — это организация качественной доставки заказа до клиента, так называемой последней мили, говорит генеральный директор ГК «Деловые линии» Фарид Мадани. Вопрос, по его словам, решается передачей логистики на аутсорсинг.

«Если посчитать, то такой подход даже на небольшом промежутке времени получается выгоднее, нежели содержание собственной курьерской службы.

Как минимум за счет расходов на зарплаты сотрудников, ремонт и страховку машин, на хеджирование рисков от поломок на линии», — говорит он.

Сдерживающие запреты

Однако есть несколько проблем, которые делают будущее е-commerce не таким уж безоблачным. Покупатели продолжают аккуратничать в расходах. В 2018 году онлайн-ретейлы столкнулись с отсутствием потребности покупателя совершать покупки онлайн, если это не товар первой необходимости, отмечает партнер Data Insight Федор Вирин.

В интернете как раз продается то, что мы покупаем редко, и очень мало — то, что мы покупаем часто. Потому что это либо сложно (продукты), либо запрещено (алкоголь), говорит он. «Люди вообще не очень часто ходят в магазины, если это не продукты, алкоголь, сигареты, аптеки или детская гигиена», — отмечает Федор Вирин.

  • Запрет на продажу онлайн отдельных видов товаров — лекарственных средств или алкогольных напитков, например, а также правовые ограничения на онлайн-торговлю ювелирными изделиями сдерживает рынок, отмечает Сергей Плуготаренко.
  • С ними соглашается и Александр Борисов, называя среди главных проблем еще и нормативно-правовое регулирование интернет-торговли, а также повышение безопасности интернет-платежей.
  • Искусство продаж
  • Интернет-ретейл совершенствует работу с покупателями и развивает дополнительные сервисы онлайн-магазинов.

Все больше внимания игроки e-commerce уделяют контенту, говорит руководитель направления электронной торговли Avito Эрик Финнас. По его словам, прежде чем принять решение о покупке, пользователи подробно изучают вопрос.

Если онлайн-площадка предоставляет потенциальному покупателю максимум информации, позволяет сравнить предмет покупки по ряду параметров, дает советы и рекомендации и тем самым помогает принять решение, шансы на совершение покупки именно на этом сайте гораздо выше, уверен Эрик Финнас.

Кроме того, продолжается переход в мобильные устройства и активное использование данных пользователей. Приложения в смартфонах экономят время: искать необходимый товар можно без очередей и на ходу.

«Сейчас клиент готов покупать, если быстро находит на сайте товар в точности тот, что он хочет.

Интернет-магазину в этом помогает big data: анализируя информацию о своих клиентах, их потребностях и интересах, мы понимаем, что необходимо предложить потребителю именно здесь и сейчас», — рассказывает представитель Ozon.ru Дарья Негреско.

Что такое e-commerce

Как застарелые проблемы промышленности позволяют делать бизнес в e-commerce shoes-report.ru

В представлении подавляющего большинства людей понятие e-commerce ассоциируется исключительно с торговлей онлайн, в то время как люди, способные углубиться в структуру электронной коммерции, скажут, что в данный процесс входят не только электронные транзакции, но и цепочки бизнес-процессов, непосредственно связанных с проведением финансовых операций.

e-commerce – это процесс, в который входят не только электронные транзакции, но и цепочки бизнес-процессов, непосредственно связанных с проведением финансовых операций.

Темпы роста, показанные цифровой экономикой, говорят о том, что e-commerce является своеобразным ядром экономики нового типа, став результатом развития IT-технологий, носящего взрывной характер, равно как и многократного увеличения мощности телекоммуникаций, причем буквально за десять лет. В настоящее время получить доступ к e-commerce можно при помощи любого смарт-устройства.

Согласно статистическим данным, предоставленным Juniper Research, на данный момент к Сети подключено примерно семь миллиардов устройств, в то время как к 2022 году данный показатель может достигнуть отметки в 50 миллиардов, в то время как население планеты составляет примерно восемь миллиардов человек.

Таким образом, глобализация интернета, десять лет назад доступ к которому имело буквально 20% жителей Земли, равно как и возрастание коммуникационных мощностей, приводят к появлению новых бизнес-моделей и переоценке принципов работы уже существующих отраслей. Можно сказать, что в Индустрии 4.0 цифровизация является единственным способом, позволяющим оставаться конкурентоспособным на рынке, что заставляет компании, относящиеся к категории традиционных, придерживаться цифровой направленности.

Мировой рынок электронной коммерции в 2017 году, по оценке немецкого портала Statista, оценивался в 1,5 триллиона долларов, достигнув к 2019 году отметки в два триллиона, в то время как к 2022 году прогнозируется рост данного показателя до уровня в 2,5 триллиона долларов. В настоящее время к e-commerce принято относить электронную покупку или продажу товаров, осуществляемую с применением онлайн-сервисов, мобильную коммерцию, интернет-маркетинг, электронные переводы денежных средств, а также автоматизированные системы сбора данных.

e-commerce в России и мире

Основываясь на технологических инновациях полупроводниковой промышленности, электронная коммерция, что вполне очевидно, стала крупнейшим сегментом электронной промышленности.

Как показывают многочисленные профильные исследования, проводимые Российским экспортным центром, объем продаж в сфере электронной торговли в России, по данным на 2018 год, составил 35 миллиардов долларов, что позволило стране занять девятое место в мире по объему e-commerce.

Абсолютным лидером сегмента электронной коммерции является Китай, объемы продаж которого за аналогичный период составили 1,5 триллиона долларов. Портал Statista отмечает, что рынок электронной коммерции США и Европы принес в 2017 году доходы в размере 421 и 330 миллиардов долларов соответственно.

Как отмечает вице-президент РЭЦ Александр Кожевников, в настоящее время ведется активное изучение китайского опыта работы в e-commerce, причем выбор именно Китая не случаен, так как только за 11 ноября 2019 года, когда в Китае отмечался «день холостяков», маркетплейсы зафиксировали продажи на сорок миллиардов долларов, что на пять миллиардов превысило результат России по итогам 2018 года. В 2019 году, с целью оказания поддержки развитию e-commerce в РФ, был осуществлен запуск нацпроекта «Цифровая экономика».

В качестве основных задач проекта, рассчитанного до 2024 года, отмечаются увеличение внутренних затрат, предусмотренных на развитие цифровой экономики, практически в три раза, по сравнению с 2017 годом, а также создание безопасной и доступной инфраструктуры высокоскоростной передачи данных, уделив особое внимание хранению и обработке данных. Центры поддержки экспорта РЭЦ, расположенные в регионах, выделяют субсидии предпринимателям, с целью продвижения собственной продукции на маркетплейсах.

К числу наиболее актуальных задач РЭЦ можно отнести интеграцию РФ в цифровизацию торговли, носящую форсированный характер, равно как и постепенный переход от массового производства непосредственно к таргетированному клиенту.

Развитие e-commerce

О перспективах и новинках в e-commerce рассказывает Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega.

В электронной коммерции огромное значение имеет вопрос доставки, и крупные торговые площадки проблемами доставки занимаются самостоятельно. Именно автоматизация логистики обеспечивает саму возможность бурного роста e-commerce, и именно в ней, в новых технологиях логистики и работы складов необходимо искать перспективы роста индустрии.

COVID-19 и карантинные меры естественным образом увеличили долю электронной коммерции. Это дало толчок к созданию развитой логистической и терминально-складской инфраструктуры, а также к изменениям на рынке складской недвижимости в сторону увеличения спроса на складские помещения.

Проблемы и пути решения

Среди основных барьеров развития электронной коммерции онлайн-ритейла можно отметить несовершенство логистического процесса на складе, ошибки и низкую скорость обработки заказов. Поэтому в складской логистике для e-commerce получили развитие новые технологические тренды, среди них:

Роботизация

С помощью складских роботов (роботов-манипуляторов, роботов-паллетизаторов, сортировочных роботов, мобильных роботизированных тележек и др.) осуществляется автоматизация складских операций.

Роботы позволяют устранять ошибки, сводить к минимуму несчастные случаи и риски для людей, ускоряют эффективность складских операций, повышают производительность труда и снижают затраты, но стандартная проблема роботов при внедрении – навигация внутри складов.

Big Data

С цифровизацией склад сталкивается с проблемой больших объемов данных, справится с которой помогают алгоритмы Big Data.

Их преимуществами являются минимизация участия человека при принятии решений, непрерывный процесс самообучения программы, анализ результатов и внедрение необходимых изменений (например, прогноз колебаний спроса, выявление сезонности, корректировка процессов на складе и др.).

  • RFID-метки
  • Эта технология уже широко используется в e-commerce, но игроки рынка продолжают оттачивать применение, поскольку она показала свою высокую эффективность.
  • Дроны
Читайте также:  Как «АЛЮТЕХ» выходил на рынки ЕС. Откровенный рассказ Владимира Рыбакова

Вспомним роботов-курьеров «Яндекса». Пока технология оттачивается, вот-вот в России настанет время доставки по воздуху. Но это применимо и в условиях склада – автоматизированные беспилотные летательные аппараты, которые можно использовать на складе для получения доступа к товарам на больших высотах, куда другие виды транспорта попасть не смогут.

Это особенно актуально при постройке многоэтажных складов, которые требуют максимальной автоматизации. Вполне реальная сфера применения дронов – это инвентаризация запасов.

Пока есть несколько проблем: ограниченная безопасность при движении, несовершенство источников энергии, недостаточная мощность и автономность, ограничение ориентации в пространстве с помощью GPS в помещении, отсутствие нормативно-правовой базы.

Интернет вещей

Технология интернета вещей дает возможность поддерживать связь между площадками или помещениями и контролировать бизнес-процессы складского комплекса в режиме реального времени. В итоге склад повышает качество обслуживания клиентов.

Аддитивные технологии

Это технологии ближайшего будущего, и они напрямую коснуться складской логистики. Например, ожидается, что вскоре новым трендом в одежде станет пошив с помощью 3D-модели клиента в строгом соответствии с параметрами тела.

Аддитивные технологии позволяют создавать изделия и компоненты из металлов, пластмасс, смешанных материалов и даже тканей человека послойно на основе компьютерной 3D-модели с использованием технологии 3D-печати по желанию заказчика, что позволит сократить цепочку поставок, исключив необходимость хранения больших объемов готовой продукции на складах.

С технологией электронная коммерция будет ещё сильнее ориентироваться на потребителя: без затрат материальных ресурсов потребитель сможет вносить индивидуальные изменения в продукт. А пока применение технологии ограничено высокой стоимостью некоторых материалов, используемых для печати, высокой энергоемкостью производства и относительно узким выбором материалов.

Кросс-докинг

Речь идёт о приемке и отгрузке товара через склад без помещения в зону длительного хранения. Например, технологию активно применяет Ozon.

Действительно, с её помощью снижается стоимость обработки товара, минимизируется срок пребывания товара на складе, растет оборот складских площадей и снижаются затраты на складирование.

Но здесь важен постоянный анализ запросов потребителей и отличная организация транспортных потоков.

Объединенная электронная платформа

Она позволяет автоматизировать создание, отправку, прием и обработку любых электронных документов и интегрировать их с существующими бизнес-приложениями между компьютерными системами заказчика и исполнителя в структурированном цифровом виде на основе стандартных форматов. Кроме этого, к платформе могут подключаться другие сервисы и приложения, которые направлены на взаимодействие с конечными потребителями.

Например, IT-компанией Omega разработано приложение для сотрудников сети SPAR, которое подключается к бэкенду магазина с помощью REST API. Система позволяет оператору просматривать список заказанных товаров, собирать товары со склада магазина, сканировать штрих-коды из него и подтверждать, что заказ готов к доставке.

Справка о компании: Компания Omega разрабатывает мобильные и веб-приложения на международном IT-рынке.

С 2011 года реализовала более 300 проектов по всему миру и зарекомендовала себя надежным технологическим партнером для Быстроденьги, Spar, Сбербанк, Росавтодор, Магнит, Volkswagen, Disney, Mattel, Hasbro, СompTIA, Kedoo, ITProTV. На базе офисов в России и США Omega обеспечивает полный цикл разработки от аналитики до тестирования и релиза.

Примеры успешных e-commerce проектов

Перед тем, как обозначить наиболее успешные кейсы e-commerce, стоит напомнить, что в 2008 году, согласно данным РЭЦ, только одна компания, входящая в число самых дорогих корпораций мира, относилась к IT-сфере.

Какие проблемы тормозят развитие e-commerce?

В последнее время очень много говорится о необходимости развивать электронную коммерцию. Успешные проекты со сцен конференций и тренингов доносят цифры ударного роста, интенсивного развития и удовлетворенности клиентов. Однако, кардинальных перемен в эволюции e-commerce нет уже несколько лет. Причем не только в Беларуси, но и России, которая является для нашей республики законодателем торговой моды в интернете. Проект “Слово делу» решил задать вопрос экспертам, что же тормозит e-commerce, почему среди успешных проектов — одни и те же лица.

Александр Дужников, Co-Founder A3F Group, Marketcall и Move.ru.

Рынок e-commerce в России значительно отстает от зарубежного по охвату, обороту и уровню организации. Большинство проблем связано именно с бизнес-процессами, нежели сложностью вывода продаж в интернет.

Ключевой является проблема с логистикой. Доставка товара – важнейший этап взаимодействия с интернет-магазином, это связь продавца и покупателя. Конечно, организовать доставку возможно несколькими способами, и каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Организация собственного склада и курьерской службы позволяет решить проблему скорости доставки, но сопряжена с огромными издержками в виде затрат на аренду и заработную плату.

Кроме того, аудитория интернет-магазинов редко ограничивается одним регионом, и при достаточном охвате аудитории вам все-таки придется воспользоваться другими методами доставки.

Государственная почта слишком медлительна и непредсказуема, а стоимость использования частных курьерских служб достаточно высока. Таким образом, при выборе способов доставки необходимо руководствоваться аналитическими данными и верно определить, какой вариант потерь окажется минимальным.

Не менее актуальна и проблема организации. Одновременно управлять множеством товаров в каталоге действительно непросто. Специфика электронной коммерции, к сожалению, заточена в первую очередь на получение заказов клиентов.

Товаров в наличии при этом может и не быть, однако если представлять на сайте только находящиеся на складе товары, то количество предложений резко сократится.

Усугубляет ситуацию и большое количество недобросовестных поставщиков, которые могут задержать сроки поставки магазину, а магазин, соответственно, не сможет доставить товар клиенту вовремя. Спасти ситуацию сможет только тщательный выбор поставщиков.

Другая проблема, мешающая устойчивому развитию e-commerce – система платежей. Даже сейчас, в 2019 году, большинство заказов оплачиваются при получении.

Для продавца это означает практически полное отсутствие предоплаты и необходимость инвестиций в товар, который будет продан не со 100% вероятностью.

Все еще большое количество людей в России боятся “засветить” данные своей банковской карты и обладают крайне посредственными знаниями в области платежных систем. Этим покупателям потребуется еще немало времени, чтобы окончательно поверить в безопасность безналичного расчета.

Несмотря на возникающие проблемы, рынок e-commerce продолжит активно развиваться, а маркетплейсы еще сильнее войдут в нашу повседневную жизнь.

Кроме того, в ближайшие годы мы увидим массовый запуск монобрендовых интернет-площадок, где крупные бренды пытаются строить прямую маркетинговую коммуникацию с клиентом, предоставляя качественно другой сервис, недоступным мультибрендовым решениям.

И это вовсе не означает, что офлайн-ритейл канет в лету – просто приоритеты крупных игроков несколько изменятся.

Но во всеобщей цифровизации останутся и виды товаров, которые еще долго не перейдут в онлайн. Речь идет о крупных покупках (авто, недвижимость) и люксовых брендах. Время принятия решения здесь больше в сотни раз, если сравнивать с повседневными покупками, и специфика все же обязывает увидеть товар вживую.

Артем Матвеев, руководитель Интернет-магазина enkor24.ru

Во-первых, не развита информационная логистика. Мастер-данные применяются очень слабо. Данные об одном и том же товаре вносятся вручную на тысячах площадок, что создаёт огромные и абсолютно бесполезные трудозатраты, а также порождает множество ошибок.

Отсутствуют общепринятые требования к производителям (импортёрам) по предоставлению информации о товаре, и поэтому каждый старается выделиться, представить такие характеристики своего товара, чтобы его невозможно было сравнить с конкурентами: кто-то указывает «Мощность», кто-то – «Потребляемая мощность», кто-то – «Максимальная потребляемая мощность», «Номинальная потребляемая мощность», «Отдаваемая мощность», «Полезная мощность» и т.д. И ведь это не синонимы, а действительно разные характеристики. Многие площадки в погоне за пресловутой уникальностью рерайтят описания (иногда и характеристики), зачастую искажая их смысл. В целом ситуация такая, как если бы нефть не качали по трубопроводу, а возили в глиняных горшках на собачьих упряжках.

Во-вторых, корыстные и никем не ограниченные амбиции фигурантов рынка монополизировать отрасль.

Представим, что представление информации о товаре регулируется монопольной организацией, и она безжалостно борется с лишними характеристиками и «принимает иные меры по обеспечению возможности рационального выбора товара». Всё вроде бы правильно, так и надо. Но какой будет результат? – Вот именно: новые товары на рынок не попадут.

В-третьих, не развита инфраструктура для работы независимых продавцов-консультантов. Сейчас стоимость услуги по подбору товара прячется где-то в наценке интернет-магазина, услугу по подбору товара «оплачивает» совсем не тот, кто её получает.

Отсюда низкое качество консультации, нехватка кадров и т.д.

В целом ситуация такая, как если бы Вы платили в парикмахерской не за стрижку как таковую, а за киловатт-часы затраченной в процессе стрижки электроэнергии и даже не давали бы парикмахеру на чай.

К тому, чтобы все товары продавались только через интернет, нет ни логистических, ни экономических, ни ментальных предпосылок. К последнему фактору относятся наши привычки, наша потребность в демонстративном потреблении и т.д.

Сейчас много говорят о смене парадигмы – потребление товаров вытесняется потреблением впечатлений. И тут, разумеется, ни в какое сравнение не идёт посещение энотеки с дегустацией, разговорами и покупка вина онлайн в два клика.

Ненужные и скучные магазины умрут не только в оффлайне, но и в онлайне. В офлайне, возможно, многие магазины, особенно в удалённых населённых пунктах, перейдут в формат потребкооперации (коллективных закупок). Если, разумеется, и этот формат не задушат какими-нибудь очередными онлайн-кассами.

В онлайне, видимо, существенно сократится количество интернет-магазинов.

Их вытесняют крупные операторы (маркетплейсы), предоставляющие услуги информационной и товарной логистики, причем информационная логистика обязательно должна сочетаться с работой независимых консультантов (фрилансеров), получающих деньги непосредственно от покупателей и, возможно, делающих платежи в пользу оператора (маркетплейса).

Александр Тарасов, управляющий партнёр DIS Group

Развитие электронной коммерции затрудняют три основные проблемы. Первая проблема – низкий уровень персонализации предложения. До сих пор в рассылке от некоторых компаний можно встретить формулировку «Уважаемый господин (жа)». Если компания не знает, какого клиент пола, вряд ли она сможет предложить купить ему что-то, что ему действительно нужно.

Читайте также:  Как продать слона и еще 5 цитат о менеджменте Александра Мошенского

Эту проблему можно решить с помощью эффективного управления клиентскими данными (в том числе, за счёт CRM и MDM-систем). Вторая проблема – специфика ведения бизнеса онлайн с точки зрения законодательства. На данный момент не все отношения купли-продажи в интернете хорошо зарегулированы. Третья проблема – недостаточное развитие логистики.

Быстрая и удобная доставка – важная составляющая электронной торговли.

В будущем товары масс-маркета будут продаваться только через e-commerce. Но сегмент люкс скорее всего остается оффлайн. Когда речь идёт об очень дорогих товарах, для покупателя всегда будет важно иметь возможность ощутить его фактуру, аромат и так далее.

Розничные точки станут своеобразными бутиками. Похожие процессы сейчас прослеживаются во многих областях. От виниловых пластинок мы перешли к компакт-дискам, от них – в музыку в телефонах. Сейчас виниловые пластинки переживают второе рождение, но уже в эксклюзивном формате, не масс-маркета. То же самое случилось и с фотографиями.

При этом офлайн-магазины будущего будут значительно отличаться от тех, к которым мы привыкли. Кроме того, они, как и онлайн-ритейлеры, будут использовать современные технологии, в частности для персонализации предложения, улучшения клиентского опыта и прочее.

«В e-commerce, если не возвращаются покупатели, бизнес не строится» | Rusbase

Владимир: Павел добрый день. Давай поговорим о e-commerce, про его развитие, что с ним происходит, насколько он вытесняет классический ритейл — то есть, оффлайн-магазины — насколько они сейчас страдают или, наоборот, получают некоторые преимущества при внедрении e-commerce к ним? Что сейчас с e-commerce индустрией происходит — растет, падает по отношению к классике?

Павел: Сейчас e-commerce растет, растет его процент в общих ритейл-продажах, это происходит последний десяток лет.

Когда мы говорим о том, что e-commerce полностью выживет оффлайн-торговлю — это неправильно, потому что в любом случае в большинстве секторов оффлайн-торговля занимает 80% объема, это существенная часть.

Даже в самых развитых странах, где e-commerce составляет 30%, оффлайн-торговля — все равно существенная часть продаж.

Владимир: Я понимаю, что бутылку воды или банку напитка ты не купишь в онлайн-магазине, потому что он тебе нужен здесь и сейчас. За счет чего растет электронная торговля? За счет чего приходят новые покупатели, за счет чего они меньше ходят в магазины? Что является драйвером роста e-commerce?

Павел: Драйверов несколько. Один из них — ассортимент, все больше и больше товаров, доступных в онлайн. То, что продается онлайн, просто нереально с точки зрения экономики продавать в отдаленных городах, соответственно, это не окупает вложения в аренду и персонал.

Второй большой драйвер — развитие логистики, она становится лучше, быстрее, дешевле, заходит в более отдаленные уголки страны.

В принципе, «Почта России» зашла во все уголки, но надо отметить, что улучшение ее работы в последние три года также явилось драйвером развития е-комма.

Владимир: Недавно я смотрел выступление моего знакомого, его зовут Павел Рублевский. Он говорил о том, что в e-commerce платежи в основном небольшие. Больших платежей и дорогих покупок очень мало. Так ли это? Поскольку я несколько лет жил в США, видел, что и драгоценности там очень часто заказывают онлайн, никто этого не боится. Как дела обстоят на твой взгляд?

Павел: Безусловно, средний чек напрямую зависит от сектора, от того, какой это продукт. В любом случае, какой-то процент e-commerce есть в каждой из отраслей. Вплоть до машин.

Владимир: Средний чек сейчас растет или нет?

Павел: Средний чек не растет в силу того, что появляются новые категории товаров, которые дешевле. У нас не было раньше в продаже платьев за 200 рублей.

Владимир: Павел, насколько те люди, которые находились в классическом ритейле, в оффлайн-ритейле, хотят выходить в онлайн? Многие ли из них дают себе отчет, какие компетенции, которых у них не было, необходимо развивать? Если я большая оффлайн-сеть с магазинами, каких компетенций мне будет не хватать, с какими сложностями я столкнусь, что мне необходимо развить в своей компании? Может, взять партнера какого-то, чтобы он эти ценности и компетенции привнес?

Павел: Как мы видим по своим партнерам, е-комм сильно отличается от классической структуры оффлайн-продаж, то есть маркетинг направлен напрямую на результат, который очень сложно измерить в оффлайне. Есть технические составляющие.

Это другие технологии, они быстрее развиваются, больше появляется новых сервисов, это другое программирование. Третья часть — это все, что связано с логистикой, хранением.

Если в ритейл, в основном, все отгружается паллетами, коробками и прочим, то здесь речь идет о частных заказах, конкретных товарах. К примеру, покупатели в интернет-магазинах гораздо более придирчивы к внешнему виду.

Если в магазине у тебя небольшая царапина на каком-то изделии, ты вроде готов его купить, то в е-комме, получив товар с царапиной, ты будешь считать, что тебя обманули, подсунули брак.

Владимир: Понятно. Наверняка ты встречаешься с предпринимателями, которые самостоятельно решают выйти в онлайн.

Какая самая большая проблема, с которой они не могут справиться? Они ведь думают, что все просто, что достаточно сделать сайт чуть симпатичнее, добавить кнопку «купить», прикрутить какую-нибудь платежную систему, заключить договор с одной курьерской службой и можно называться онлайн-магазином с покрытием по всей России.

Павел: За последние три года практически у каждой сети есть свой интернет-магазин. Но в итоге они не работают. Почему? Потому что е-комм связан с большим количеством составных частей.

Это и логистика, и сайты, и маркетинг, и общая стратегия — как, какими инструментами пользоваться, куда идти, как это должно быть связано с оффлайном.

Наше видение заключается в следующем: есть большой тренд на омни-ченнел, то есть люди должны везде, в любых каналах, получать единое предложение, сервис, использовать единые преимущества, которые им дает система.

Владимир: Не даром говорят — когда мы едины, мы непобедимы. Человек хочет выйти в оффлайн со своей большой сеткой. Какая главная его проблема?

Павел: Ключевая проблема заключается в том, что все составляющие — от логистики, маркетинга и прочего — он пытается совместить, приведя это к какому-то потоку выручки. Это приводит к тому, что или внутренняя команда сильно растет, а это коммерчески неэффективно, или же это не получается.

Владимир: То есть можно сделать это неэффективно, если делает это основатель без компетенции, не привлекая какие-то силы, специалистов и так далее. А можно было сделать гораздо больше. Так?

Павел: Да. В основном, это доступно большим компаниям, а средние и малые магазины, как правило, не дают того эффекта, которого от них ожидают.

«В маркетплейсе покупатели остаются не твоими»

Владимир: Смотри. И электронная коммерция, и блокчейн имеют одно схожее свойство — это трансграничность, которая практически уничтожает границы для транспортировки товаров. Например, если ты находишься в Нижневартовске, ты можешь поставлять товары в Москву при помощи логистических служб.

И блокчейн — если ты находишься, например, в Австрии, ты можешь переслать ценность в виде биткоина человеку в Москву. Это достаточно быстро и сейчас уже не так дорого, как было раньше.

Е-commerce и расширение, развитие территории — насколько эта тема актуальна, насколько это действительно воплотимо в жизнь? Если я вхожу в онлайн, я теперь могу покрыть гораздо большую территорию. Насколько это правда?

Павел: Мы видим следующий большой тренд. Это когда компания с помощью своего брендового канала выходит на продажи по миру.

Да, есть много вариантов, есть кроссбордер, есть возможность перемещать товары в локальные склады, использовать наличие там, можно продавать через свою площадку для лояльной аудитории.

Нужно понимать, что маркетплейсы не являются решением всех проблем для брендов, потому что покупатели остаются на маркетплейсе, потому что там — все.

Владимир: Но все-таки борьба в основном идет за лояльную аудиторию, которая потом является таким бесплатным трафиком, который ты потом можешь возвращать и возвращать. Да?

Павел: Это основа бизнеса. В e-commerce, если не возвращаются покупатели, бизнес не строится.

Владимир: Понятно. Павел, мы говорили про международность, о том, что онлайн и блокчейн позволяют выходить на мир, и это действительно круто.

Тем не менее, когда ты российский производитель и выходишь на рынок Индии, наверное, тебе нужны будут индийские партнеры. И логистика, и маркетплейсы там другие, и система лояльности, которую они используют — возможно, там все будет другое.

Насколько это является проблемой — именно адаптация, локальные рынки, когда выходишь на мир. Как с ней бороться?

Павел: Владимир, да, вы совершенно правы касательно проблем, которые возникают, если есть цель расти на международных рынках.

Как правило, в странах есть свои способы доставки, свои предпочтительные способы оплаты, свои системы лояльности, с которыми можно партнерствовать, свое ожидание сервиса, ожидание поддержки, в том числе мультиязычной, которой хочется покупателям.

Проблема состоит в том, что условные локальные игроки работают лучше, чем их международные коллеги работают удаленно. Мы видим целью решить эту проблему, создав экосистему из партнеров в разных странах, которых можно было бы легко через платформу подключать для того, чтоб ваш международный проект рос.

Владимир: Хорошо, но есть же международные маркетплейсы. Думаю, даже с гордостью можно назвать их, например, Alibaba.

Понятно, что, в основном, продавцы из азиатских рынков, но тем не менее, ты можешь добавить из любой страны товары, они тоже работают с разными службами доставки.

Это огромный маркетплейс, который имеет огромную выручку, развивается, делает какие-то локальные, маленькие предложения, имеет присутствие и в России, и в куче стран мира. Они не решают данные проблемы?

Читайте также:  Документы подтверждающие качество товара по 44-фз, 223-фз

Павел: Как правило, подключение не является такой легкой задачей, если это международная компания. И нужно понимать отличие собственного канала продаж от маркетплейса.

На маркетплейсе покупатели остаются не твоими, и ты не можешь создать тот экспириенс, который ты продаешь. Основную цену бренды берут именно за те ощущения, ту упаковку, которые они могут давать, например, в брендированных магазинах в оффлайне.

Оформление магазина является большой долей в успехе продаж в оффлайне.

Владимир: Павел, мы поговорили о проблемах, о росте e-commerce в сегодняшних реалиях. Расскажи, пожалуйста, о чем ваша платформа, при чем здесь блокчейн, и как она поможет решить те проблемы, о которых мы говорили ранее?

Павел: Сама наша платформа, в принципе, уже имеет реальное воплощение в России, у нас уже есть первые клиенты из разных областей, получили десятого клиента.

Сейчас открывается еще несколько больших сетей на нашей платформе, и следующим этапом развития как раз является возможность делать доступную международную торговлю, локальных игроков сделать глобальными. Следующее видение — развитие блокчейн-технологии.

В частности, это смарт-контракт. Мы верим в то, что они могут быть максимально полезным и доверительным инструментом для совершения сделок в разных областях — и в товарах, и в оплатах.

Сейчас это во многом зависит от регулирования в разных странах, но мы верим, что в ближайший год-два это отрегулируется, и можно уже будет проводить сделки через смарт-контракты, это будет понятно и удобно всем.

Владимир: Давай сейчас посмотрим в иллюминатор будущего. Я российская сеть, которая делает деревянные ложки, например.

У меня достаточное количество магазинов по России, товар хорошо покупается, и я хочу выйти на международную арену. Как будет выглядеть мой юзер-экспериенс как компании на платформе Retail.

Global? Я прихожу к вам, подключаюсь, что я получаю, как я начну получать заказы из Нидерландов, например?

Павел: С ложками хороший пример. Сейчас мы больше фокусируемся на больших сетях, но в целом процесс выглядит следующим образом.

Создается сайт, интернет-магазин, он локализуется под разные страны, подключаются локальные службы доставки, все действие с товарами происходит в рамках платформы, есть возможность подключить все магазины, все оптовые склады в разных точках страны и других стран.

При том, вся доступность будет видна и управляема через платформу. Тем самым решается вопрос ассортимента, покупателем становится доступным максимально широкий ассортимент.

Решается вопрос процессов других в других странах, так как это будет идти через операционные компании, которые будут находиться непосредственно там, брать на себя все процессы, связанные с работой с партнерами, складами, с товарами, с прочим.

Владимир: То есть всю инфраструктуру и все сложности перевода закрывает собой платформа, которая берет определенное с продажи брендов, так?

Павел: Да. Совершенно верно. И плюсом дает уникальные возможности — это одна из наших целей, которые недоступны были бы вне платформы. У нас есть возможности подключения и посторонних поставщиков для расширения ассортимента, из монобренда можно стать мультибрендом, добавив категории и, в том числе, товары, которые делаются just in time, персонизированные сувениры, например.

«В будущем не будет понятия e-commerce как такового»

Владимир: К чему должен прийти e-commerce в обозримом или необозримом будущем? Чего сейчас не хватает? Понимаем сейчас, в принципе, какие тренды, куда движется этот рынок. Что он из себя будет представлять на твой взгляд?

Павел: Я думаю, что в будущем не будет понятия e-commerce как такового. Все будут развивать омни-ченнел — все каналы, через которые ты коммуницируешь с покупателем, продаешь ему. Второй большой тренд — доставка, логистика — это все должно уйти.

В нашем понимании производители, бренды должны сконцентрироваться именно на продукте, делая его более качественным. Такие платформы, как наша, дадут возможность получать продажи в большем объеме, распространять на другие рынки и получать обратную связь.

Это крайне необходимо производителям для улучшения.

Владимир: То есть фактически талант снова победит? Потому что если я маленький производитель соломенных шляп в Грузии, и у меня нет денег для того, чтобы развиться и получить много трафика, которым я не умею управлять, у меня сегодня нет шансов стать большим производителем и соревноваться с крупными брендами, у которых есть бюджет и есть большая доля рынка в онлайне. Так?

Павел: Да, совершенно верно. Предприниматели, которые сейчас обрабатывают частные заказы, полностью, на 100%, сконцентрированы на своем продукте, у них нет времени на развитие этой системы.

Владимир: Как я часто люблю говорить, жизнь — она как колесо велосипеда. Есть разное количество спиц. Для того чтобы колесо ехало ровно, все спицы должны быть натянуты максимально четко. Если ты, условно говоря, занимаешься пошивом одежды, и у тебя хромает логистика, то у тебя в онлайне, наверное, колесо ровно не поедет.

Павел: Совершенно верно, это все одна воронка.

Владимир: Человек сам по себе — существо неэффективное. Люди болеют, умирают, плохо себя чувствуют, ленятся, влюбляются, их производительность нельзя сравнить с машиной. Ты согласен с таким постулатом? И что вообще людям делать, когда эффективные способы их сместят? Опять-таки, самый простой пример: в метро автоматы заменяют женщин-продавщиц.

Павел: Безусловно, к этому все будет идти.

И роботизация, и автоматизация, находится все больше вариантов автоматической агрегации, как это было с такси — никто уже не думает о том, что надо звонить в диспетчерскую и ожидать больше двух минут.

Мы также видим и е-комм в будущем — производители будут подключаться и получать заказы. В эту сторону будут идти все — такие платформы, как мы, маркетплейсы, в которые, в том числе, будем и мы подключать своих партнеров, и рекламные сети.

Владимир: Ну что ж, Павел, желаю твоей платформе большого успеха. Спасибо за то, что немного рассказал про e-commerce и блокчейн, как это все связано, а также о проблемах современного рынка.

Будущее ecommerce: 10 современных тенденций развития рынка электронной коммерции в мире — Торговля на vc.ru

Сфера электронной коммерции терпит постоянные изменения. Это, безусловно, привносит определенный страх и неопределенность, но в то же время заставляет разбираться и интересоваться сферой еще больше.

Каждый год: неожиданные изменения, повороты, вызовы, которые способны вывести бизнес на новый уровень или, наоборот, стать критической точкой вашего e-commerce проекта.

С какими бы взлетами и падениями вы ни столкнулись в этом году, помните, что сейчас рынок электронной коммерции активно развивается, становится крупнее и разнообразнее, как никогда раньше. Именно поэтому мы хотим представить эксклюзивный обзор тенденций роста электронной коммерции в 2020 году.

Мы составили список из десяти самых горячих трендов сферы e-commerce, который, возможно, подтолкнет вас к новым идеям, даст ответы на насущные вопросы и поможет со временем сделать ваш бизнес еще успешнее.

Новые исследования показали, что мировые розничные продажи электронной коммерции достигнут нового максимума к 2021 году. Компании, занимающиеся электронной торговлей, могут вырасти на 265% — с 1,3 триллиона долларов в 2014 году до 4,9 триллиона долларов в 2021 году. Это свидетельствует о будущей устойчивой тенденции к росту без видимых признаков спада.

Но что еще более интересно, объем продаж в электронной торговле неуклонно поглощает мировой розничный рынок. Фактически, к 2021 году на e-commerce будет приходиться 17,5% от общего объема розничных продаж в мире.

Конечно, эта доля все еще является небольшой частью мировых розничных продаж, но в то же время открывает больше возможностей для роста в будущем.

Чтобы извлечь выгоду из этой тенденции, физическим магазинам следует начинать формировать инфраструктуру для перевода своего бизнеса из офлайн в онлайн, а компании, уже работающие в интернете, должны искать новые способы дальнейшего развития своих брендов.

По мере того, как стираются границы между физической и цифровой средой, использование нескольких каналов станет более распространенным среди покупателей. Об этом свидетельствуют 73% покупателей, пользующихся несколькими каналами для осуществления покупок.

Использование многоканального продвижения товаров и услуг компаниями, работающими в сфере электронной коммерции, дает возможность определить, что, где, когда, как и почему люди покупают.

Существует множество примеров того, как работает многоканальный шопинг. Например, люди могут найти всю информацию о продукте в интернете, а затем купить в физическом магазине, или купить товары в интернете и забрать в офлайн-магазине.

Чем больше каналов используют ваши покупатели, тем больше вероятность увеличения средней стоимости заказа.

Например, покупатели, которые использовали более 4 торговых каналов, тратили в магазине в среднем на 9% больше, чем те, кто использовал только один канал.

Каждая точка соприкосновения с клиентом важна, потому что она собирает каждый кусочек информации в целую историю о покупателе. Отслеживание всех точек соприкосновения ваших клиентов с товаром или услугой перед покупкой позволит лучше проинформировать вас о том, как правильно продвигать продукты и распределять рекламный бюджет.

Убедитесь, что в 2020 году вы интегрируете свои офлайн и онлайн-площадки в единый маркетинговый канал. Создавайте удобные офлайн точки для клиентов, которые знакомятся с товаром в интернете и совершают покупки в офлайн режиме.

Необходимо разработать удобный механизм, благодаря которому покупатели смогут совершать покупки в интернете и забирать их в точке рядом с ними.

Это также означает, что ваши офлайн и онлайн данные всегда должны быть синхронизированы, чтобы принимать бизнес-решения быстрее и эффективнее.

Все больше и больше людей делают покупки через социальные сети благодаря их стремительному развитию. Сейчас социальные сети стали больше, чем просто рекламными каналами, и теперь люди могут удобно и быстро приобретать товары на самых популярных платформах, которым они пользуются ежедневно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *