Обеспечение заявки по 44-ФЗ налагает ответственность на того, кто предлагает свои услуги и, как следствие, побуждает к исполнению своих обязательств.
Поможем получить тендерный займ на обеспечение заявки ОБУЧЕНИЕ И ПОМОЩЬ ПО 44-ФЗ
Обеспечение заявки по 44-ФЗ налагает ответственность на того, кто предлагает свои услуги и, как следствие, побуждает к исполнению своих обязательств.
Отклонение от норм, указанных в договоре, который заключается между двумя сторонами, влечет за собой штрафы, предписания и другого рода последствия.
В этом случае невиновная сторона может потребовать возмещение убытков. Поэтому обеспечение заявки по 44-ФЗ защищает и дает возможность многим крупным учреждениям продолжать свою работу в привычном режиме.
Школы, больницы, детские сады и многие другие организации проводят закупки за счет бюджетных средств, им необходимы поставщики, которые предоставляют гарантии своих предложений.
Обеспечение заявки по 44-ФЗ имеет преимущества:
-
По данным участника закупки, заказчик может видеть устойчивость бизнеса, что поможет быть более уверенным при подписании контрактов и договоров.
-
К моменту подачи документов участник уже ознакомлен с условиями заказчика, поэтому четко понимает свою ответственность и что от него ожидается в результате победы.
Обеспечение заявки по 44-ФЗ как и дальнейшее обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ помогает гарантировать исполнение поставщиками взятых на себя обязательств в процессе участия в государственных закупках.
Заказчик устанавливает размер обеспечения заявки, и каждый потенциальный участник должен внести ее в срок. Действия, совершенные участником закупок по перечислению задатка заказчику, и являются обеспечением заявки по-44 ФЗ.
Вносятся эти средства одновременно с подачей документов. Если это участие в конкурсе, то подтверждение обеспечения заявки должно быть приложено к самой заявке и входить в ее состав. В случае электронного аукциона страховая сумма может быть зачислена на виртуальный счет участника и списана в момент подачи заявки через электронную площадку.
При подаче заявки важно:
- Убедиться в наличии на вашем счету на эл.площадке достаточного количества средств для внесения обеспечения заявки. Лучше, чтобы на счету была сумма, равная запрашиваемой, либо превышающая её размер. Если не будет хватать хотя бы 1 копейки, то площадка не даст технически подать заявку.
- Учитывать сроки зачисления денежных средств на площадке, перед тем как готовить заявку. Помните, что для зачисления денег порой требуется до 3-х банковских дней, поэтому необходимо учитывать эти сроки, перед тем как принимать решение о подаче заявки.
Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ составляет от 0,5-5% от суммы контракта, но также есть ряд исключений. Например, для закупок, где могут участвовать только небольшие коммерческие организации и индивидуальные предприниматели размер обеспечения заявки не может превышать 2%.
При этом в случае с диапазоном от 0,5-5% конкретно размер устанавливает сам заказчик. Сумма указана в виде конкретной цены, либо как процент от начальной (максимальной) стоимости контракта.
При участии в конкурсе форма обеспечения заявки может быть двух видов:
- Денежная
- Гарантийная (банковская гарантия)
В электронном аукционе обеспечением заявки могут служить только денежные средства, которые зачисляются на виртуальный счет электронной площадки и замораживаются на момент участия в закупке. Денежные средства могут быть как собственные, так и заемные. Зачастую выгоднее использовать заемные средства, чтобы сохранить оборотный капитал.
Заемные средства можно получить в виде тендерного кредита. Такого вида кредит оформляется без посещения банка, через интернет в режиме онлайн. Деньги зачисляются на виртуальный счет электронной площадки сразу, как только получено одобрение банка.
Банковской гарантией считается документ, содержание которого указывает на то, что банк обязуется выплатить заказчику фиксированную сумму в случае, если тот на кого оформлена эта гарантия не выполнит своих обязательств.
Не одержав победу, участники имеют право вернуть средства, затраченные на обеспечение заявки. В течении 5-ти рабочих дней участник может ожидать возврата своих средств. Что же касается победителя закупки, то ему обеспечение заявки по 44-ФЗ возвращается также в течении 5-ти рабочих дней, но только после подписания контракта.
Условия возврата обеспечения заявки
- Известны результаты и подведены итоги торгов;
- Заявка участника не поступила в установленные сроки;
- Заказчик отменил закупку;
- Участник передумал участвовать и отозвал заявку;
- Участник не оказался победителем.
- С нашей помощью Вы получить качественно выполненную услугу в России.
- Эталон Гарант входит в Единый Реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий. Является аккредитованным представителем
- Открыть все аккредитации
Победитель закупки уклонился от заключения сделки, т.е. или напрямую отказался будучи обязанным заключить контракт, либо не предоставил в срок исполнение контракта.
- Деловая репутация такого поставщика будет влиять на его историю и средства могут не вернуть.
- Участника электронного аукциона 3 раза отклонили по вторым частям заявок в течение 1 квартала на 1 электронной площадке.
- По итогам закупки один из участников оказывается победителем, и он переходит к следующему этапу — обеспечение контракта.
Мы создали удобные условия для наших клиентов, чтобы работа протекала гладко.
Безналичный расчет
Банковские карты
Электронные деньги
Интернет-банкинг
Курьерская служба СДЭК, PonyExpress
Подробнее о способах оплаты и доставки
Мы уверены в выполнении своих обязанностей перед клиентом. И все же мы застраховали свою ответственность.
Мы ценим своих клиентов и готовы всегда их поддержать. Если у Вас есть вопросы или пожелания, то перейдите и воспользуйтесь формой
Обеспечение заявки по 44 ФЗ на участие в аукционе
Обеспечение заявки — это установленное в закупке количество денежных средств, которое участник вносит в качестве гарантии его участия и достоверности предоставляемой информации.
Обеспечение заявки на участие в торгах необходимо заказчику, как гарантия того, что участник является благонадежным и не отзовет свое предложение в процессе проведения закупки, а также не откажется от подписания контракта в случае победы.
Согласно 44-ФЗ внесение обеспечения заявки на участие является обязательным только в таких видах закупки, как аукцион и конкурс.
Также, данное требование может быть выставлено при проведении запроса предложений, но только в случае, когда данный метод закупки применяется после несостоявшегося аукциона или конкурса.
Наши специалисты помогут Вам получить обеспечение в форме тендерного займа или банковской гарантии.
Всю информацию о предстоящей закупке заказчик публикует в тендерной документации:
- НМЦК;
- срок приема заявок участников;
- дата и время проведения закупки;
- размер обеспечения заявки, соответственно законодательству.
Существует несколько вариантов обеспечения заявки по 44-ФЗ, это:
- денежные средства, которые могут быть собственными средствами подрядчика, тендерный займ или тендерный кредит;
- банковская гарантия.
Но в отличие от денежных средств, банковскую гарантию можно применять не всегда, а только в отдельных видах тендера. Рассмотрим подробнее, какие они бывают и какое обеспечение заявки требуется в каждом случае.
Важно: согласно новым правкам 44 Федерального Закона, с 1 июля 2019 года участник закупки сможет по собственному желанию вносить обеспечение участия банковской гарантией или денежными средствами, не зависимо от вида закупочной процедуры.
Обеспечение заявки на участие в аукционе
Внесение обеспечения заявки на участие в электронном аукционе регламентируется ч. 2, ст. 44 ФЗ-44.
Данный вид закупок является самым распространенным и имеет свои особенности, что касается обеспечения, то оно может быть только в денежной форме и должно вноситься на специальный счет в банке, который открывает участник закупок. Денежные средства должны находиться на этом счете на момент подачи заявки, затем они будут заблокированы в размере, установленном тендерной документацией.
Обеспечение заявки в конкурсе
Обеспечение заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ или закрытом аукционе предусматривается как в виде денежных средств, так и в виде банковской гарантии — ч.2, ст. 44 ФЗ-44.
Финансовые средства переводятся на специальный счет, а банковская гарантия предоставляется непосредственно ему. Какой из способов выбрать — определяет сам подрядчик.
Размер обеспечения заявки
Он зависит от начальной максимальной цены контракта, а именно процентная ставка, которая применяется для расчета — ч.14, ст.44 ФЗ-44
- В случае, если НМЦК составляет от 5 до 20 млн руб., то ставка составляет от 0,5% до 1% от стоимости контракта.
-
Если начальная цена более 20 млн руб., то заказчик в праве установить обеспечение конкурсной заявки от 0,5% до 5% от стоимости.
Примечание:
Обеспечение заявок по 44-ФЗ
Для участия в торгах необходимо обеспечение заявки (залог), которое подтверждает платежеспособность и служит гарантией покрытия возможных рисков заказчика.
44-ФЗ обязывает заказчиков требовать от участников внесение обеспечения их заявок. Также в федеральном законе о контрактной системе говорится и об обеспечении исполнения контракта (это требование не обязательное, заказчик может его и не устанавливать).
- Порядок предоставления обеспечения, процесс возврата денег, условия, при которых обеспечение не возвращают, рассматривает 44 статья Федерального закона о закупках.
- Если поставщик не предоставил обеспечение заявки, его не допустят к торгам.
- Согласно закону о контрактной системе обеспечение заявки можно вносить двумя способами:
- Перечислить деньги на счет заказчика;
- Предъявить банковскую гарантию.
44-ФЗ устанавливает, что выдавать гарантии могут не все банки, а только те, что прошли аккредитацию Минфином. При этом порядок выдачи банковской гарантии устанавливает каждый конкретный банк. Он оставляет за собой право досконально проверить участника закупки. Гарантия служит подтверждением того, что в случае неисполнения участником определенных условий банк возместит заказчику все потери.
Бывает, что участник перечисляет деньги и передает заказчику подтверждающие документы. Но если по факту средства на счет не поступили, то обеспечение заявки считается не внесенным.
Определяемся с размером обеспечения заявки
Величина обеспечения привязана к цене контракта, поэтому чем больше начальная цена контракта, тем большую сумму нужно будет внести. Размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% от начальной цены контракта.
Если поставщик является малым предприятием, организацией уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов, социально ориентированной некоммерческой организацией, обеспечение заявки не должно превышать 2% от начальной цены контракта.
Важно! Выданная банковская гарантия может быть признана недействительной. Основные причины:
- Отсутствие нужных данных;
- Просрочка банковской гарантии (срок должен на 2 месяца превышать время окончания подачи заявок);
- Сведений о гарантии может не быть в реестре.
Размер обеспечения заявки привязан только к цене контракта и не зависит от типа проводимой процедуры.
Информацию по банковским гарантиям, за которыми обращалась та или иная организация, вы сможете найти в разделе Проверка контрагентов. К каждой записи прилагается ссылка на гарантию, связанную с ней закупку и документацию, данные о заказчике и банке-гаранте, сумма, статус, причина отказа (для соответствующих случаев) и другая важная информация.
Обеспечение заявки электронного аукциона
Если речь идет об электронном аукционе, и начальная цена контракта меньше трех миллионов рублей, то размер обеспечения заявки должен составлять 1% от цены контракта. Точную сумму устанавливает заказчик. Эти сведения содержатся в документации о закупке.
Порядок внесения обеспечения при проведении ЭА прописан в п. 8 статьи 44 федерального закона №44. В статье говорится о том, что деньги перечисляются на счет электронной торговой площадки (ЭТП), на которой будет проходить закупка.
На счете ЭТП открываются отдельные счета для каждого участника. Оператор ЭТП блокирует сумму, после чего с этим деньгами нельзя производить никаких операций. Поставщика не допустят к торгам, если у него на счету нет необходимой суммы.
Возврат денег за обеспечение заявки
Существует несколько случаев, при которых поставщику могут вернуть обеспечение заявки:
- Рассмотрение и оценка заявок завершилась. Подписан протокол. При этом победителю обеспечение возвращается позже;
- Отклонение заявки участника;
- Отмена процедуры определения поставщика;
- Отзыв заявки самим поставщиком;
- Отстранение участника от процедуры определения поставщика;
- Заказчик не получил согласование органа власти на заключение контракта с единственным поставщиком.
Когда деньги не возвращаются поставщику:
- Участник самостоятельно уклонился от заключения контракта;
- Поставщик не произвел в указанные сроки обеспечение контракта.
Обеспечение заявок по 44-ФЗ: когда устанавливать, а когда нет?
Прошло больше полугода с тех пор, как Законом о контрактной системе был установлен предел Н(М)ЦК, при котором установление обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах становится обязательным.
Закон гласит, что обязанность устанавливать обеспечение заявок появляется у заказчиков только в случае если Н(М)ЦК превышает 5 млн. руб.
Но как всегда, чтобы жизнь заказчикам не казалась «малиной», законотворцы внесли оговорку о том, что Правительство Российской Федерации может установить «иной» лимит.
И Правительство РФ, конечно, не удержалось и опустило планку до 1 млн. руб., тем самым вызвав у заказчиков ряд вопросов…
Какой размер обеспечения заявок устанавливать при Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб., но ниже 5?
Вопрос, кстати, резонный, потому что в ч. 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ совершенно однозначно сказано:
- при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 5 млн. руб. до 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 1 %;
- при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 5 %;
- при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. с предоставлением преимуществ учреждениям УИС и ОИ размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 2 %.
Правительство РФ, утвердив в постановлении от 12.04.2018 г. № 439 новый порог Н(М)ЦК, при превышении которого у заказчика появляется ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявки, совершенно забыло сообщить, в каком же размере его устанавливать.
После того, как Минфин России «завалило» обращениями с просьбой разъяснить этот вопрос, Минфин отталкиваясь от Гражданского кодекса РФ и возможностью использования аналогии права РЕКОМЕНДОВАЛО устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 1 млн. руб. до 5 млн. руб. в размере от 0,5 до 1 %.
На этом вопросы у заказчиков не только не кончились, а наоборот было спровоцировало появление новых.
ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…
Обеспечение заявок в закупках до 1 млн. руб
Следует ли устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК до 1 млн. руб.? А если следует, то какой устанавливать размер?
Вопрос на первый взгляд выглядит абсурдным: ведь сказано же, что ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявок возникает у заказчика при конкурсах и аукционах с Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб…
Например, на официальных сайтах администраций некоторых муниципальных районов можно увидеть информацию о том, что если Н(М)ЦК не превышает 1 млн. руб. требовать обеспечение заявок нельзя (якобы такого права заказчику не предоставлено).
Но тут сработал либо «горький» опыт многих заказчиков, либо отсутствие уверенности в здравомыслии законотворцев, но заказчики решили этот вопрос уточнить. И Минфин, как всегда, не «упал в грязь лицом», ответив следующее (выдержка из письма о рассмотрении обращения):
«…редакция Закона о контрактной системе, вступившая в силу с 1 июля 2018 года, не содержит ограничений в отношении установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн. рублей. В случае установления вышеуказанного требования полагаем необходимым руководствоваться порядком … установленным для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей».
Отсюда следующий вопрос…
Устанавливать ли требование об обеспечении заявок при проведении конкурсов и аукционов при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. или нет?
Ответ на этот вопрос каждый из заказчиков будет отвечать себе сам, руководствуясь принципом целесообразности.
С одной стороны, отсутствие требования о предоставлении обеспечения заявок на участие в аукционах и конкурсах привлечет большее количество участников, тем самым обеспечив максимальную конкуренцию и «экономию» бюджетных средств.
С другой стороны, все мы знаем, что «много» – это не всегда хорошо. Хотелось бы надеяться, что все участники являются ответственными и добросовестными, но как показывает практика, это не всегда так. И установление требования об обеспечении заявок является для заказчиков своеобразной защитой их интересов.
P.S. Практика антимонопольных органов пока, увы, тоже неоднозначна. Есть случаи, когда установление требования об обеспечении заявок при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. признано неправомерным.
Важно! В конце декабря 2018 года Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ в ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ была внесена поправка, освободившая от предоставления обеспечения подаваемых ими заявок не только казенные учреждения, но и любые государственные (муниципальные) учреждения, не зависимо от их типа (бюджетные, автономные или казенные).
Обеспечение тендера
Что такое обеспечение тендера?
Обеспечение заявки поставщика на участие в закупке представляет собой «страховку» для заказчика: если победитель закупки уклоняется от подписания контракта или предлагает поставить продукцию на худших условиях по сравнению с требованиями закупочной документации и своим собственным предложением, то заказчик удерживает с такого поставщика определённую сумму.
Обеспечение участия в тендере активно используют коммерческие поставщики, а для государственных заказчиков при проведении конкурса или аукциона установление требования об обеспечении заявки является обязательным (ч. 1 ст. 44 Закона «О контрактной системе»).
Размер обеспечения заявки должен составлять 0,5% — 5% начальной (максимальной) цены контракта или, если начальная цена контракта не превышает 3 000 000 рублей, 1% начальной цены (ч. 14 ст. 44 Закона «О контрактной системе»).
Для предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций максимальный размер обеспечения заявки снижен до 2% от начальной цены
контракта.
Обеспечение заявки на участие в тендере является поручением участника закупки оператору электронной площадки блокировать на его лицевом счёте средства в размере обеспечения исполнения заявки (ч. 17 ст.
44 Закона «О контрактной системе»). Если денег на счёте участника нет, то его участие в электронном аукционе невозможно, а оператор электронной площадки автоматически возвращает ему его аукционную заявку (ч. 16 и ч. 18 ст.
44 Закона «О контрактной системе»).
Деньги на счёте по общему правилу блокируются до тех пор, пока у участника аукциона сохраняется возможность стать его победителем, дабы внесённые средства служили гарантией заключения им договора, если он будет объявлен победителем. Когда участник аукциона выбывает из дальнейшей борьбы или победитель аукциона подписывает контракт, то его деньги на счёте разблокируются и он может снять их со счёта.
Аналогичные правила установлены и для других способов закупки, только в этом случае средства не разблокируются, а возвращаются на счёт поставщика, и не со счёта ЭТП, а со счёта заказчика. Если способом обеспечения была банковская гарантия, то она не возвращается, но и взыскание по ней не производится (ч. 7 ст. 44 Закона «О контрактной ситсеме»).
Деньги не возвращаются участнику аукциона, а перечисляются на счёт заказчика, в следующих случаях:
- уклонение или отказ участника аукциона заключить контракт;
- изменение или отзыв аукционной заявки после истечения срока окончания подачи таких заявок;
- непредоставление или предоставление с нарушением обеспечения исполнения контракта.
Обеспечение контракта в тендерах должно служить гарантией надлежащего обеспечения поставщиком своих договорных обязательств по уже подписанному контракту. Как и требование об обеспечении заявки, требование об обеспечении контракта отражается в закупочной документации.
Если требование об обеспечении заявки является обязательным лишь для конкурсов и аукционов, то условие об обеспечении исполнения контракта по общему правилу заказчик обязан включить в закупочную документацию
независимо от способа закупки (ч. 1 ст. 96 Закона «О контрактной системе»).
Исключения из этого требования допустимы лишь в прямо предусмотренных законодательством случаях — например, при закупке у единственного поставщика на сумму до 100 000 рублей, при проведении запроса котировок на сумму до 500 000 рублей, при проведении запроса предложений для закупки изделий народных художественных промыслов или спортивного инвентаря для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, в некоторых других случаях проведения запроса предложений или закупки у единственного поставщика. Не требуется обеспечения контракта и от казённого предприятия — это касается ситуаций, когда оно является не госзаказчиком, а, наоборот, участником закупки.
В отличие от обеспечения заявки, способ которого определяется заказчиком, способ обеспечения контракта выбирается поставщиком.
Госконтракт заключается только после предоставления победителем закупки обеспечения его исполнения (ч. 4 ст. 96 Закона «О контрактной системе»).
Согласно позиции Минфина России, сформулированной в письме от 02.07.2014 № 02-02-07/32132, госзаказчик вправе предусмотреть в проекте контракта обеспечение гарантийного обязательства. Способ обеспечения такого обязательства определяется в соответствии с гл. 23 ГК РФ.
Вместе с тем, по мнению Минфина России, заказчик не вправе отказаться от заключения контракта, если указанное обеспечение не было предоставлено. Это обусловлено тем, что в соответствии с буквальным толкованием ст.
96 Закона «О контрактной системе» её требованиями подразумевается необходимость обеспечивать исполнение только основного обязательства по контракту.
Повышенное обеспечение исполнение контракта установлено в ст.
37 Закона «О контрактной системе» в качестве базовой меры по борьбе с демпингом, который считается одним из наиболее распространённых злоупотреблений со стороны поставщика при проведении аукциона. Не застрахованы от демпинга и другие способы закупки.
Очевидно, что как завышение цены не способствует рациональному расходованию бюджетных средств, так и её неоправданное снижение не позволяет закупить продукцию надлежащего качества.
Закупка с обеспечительным платежом. Как поставщику принять участие?
Для того, чтобы принять участие в такой закупке, поставщик должен перевести платеж на указанный организатором счет и только после этого подать свою заявку. Проигравшие участники получают свои средства обратно. Победитель получает их только после успешного подписания договора. Если он отказывается подписывать контракт на озвученных ранее условиях, то заказчик оставляет деньги себе.
Обеспечение может перечисляться на счет заказчика, но это влечет за собой значительные трудозатраты на учет и возврат денежных средств.
Если торговая процедура проходит на электронной площадке, то ее организатор может воспользоваться онлайн-сервисом.
Например, на площадке B2B-Center это реализовано так: средства поставщика поступают на специальный счет в системе, и вся работа с ними проходит автоматически.
Перечислением денежных средств поставщик гарантирует свои намерения исполнить обязательства в рамках своей заявки.
Если он указывает недостоверные сведения о себе, отзывает предложение в процессе подведения итогов торговой процедуры или отказывается заключать договор на условиях, указанных в заявке, то деньги автоматически перечисляются организатору.
Использование такого инструмента минимизирует возможные риски и мотивирует участников торгов выполнять заявленные обязательства.
При создании некоторых типов закупочных процедур на площадке B2B-Center требование по обеспечению заявки в виде платежа установлено по умолчанию. Организатору остается только указать параметры обеспечительного платежа: фиксированная сумма или процент от стоимости контракта, срок блокировки/разблокировки средств. Система позволяет выбрать из трех вариантов – 30, 60 или 90 дней.
Перед подачей предложения установленная сумма блокируется на счете поставщика в системе, после этого он может подать заявку на участие в процедуре.
При подведении итогов процедуры средства всех участников, кроме победителя, будут автоматически разблокированы и сразу могут быть использованы для других платежей.
Деньги победителя будут заблокированы до подписания договора с заказчиком, но не более срока, который организатор указывал при создании извещения. Если победитель уклоняется от исполнения обязательств, то денежные средства перечисляются на счет организатора.
Резервирование средств на площадке выгодно обеим сторонам. Организатору процедуры не надо учитывать эти платежи, а также тратить ресурсы на их возврат, как это происходит в случае перечисления денежных средств на счет организатора.
Участники же могут заранее пополнять счета своих компаний в системе и не тратить время на оформление банковской гарантии. Сервис работает автоматически в рамках площадки, поэтому снижает трудозатраты и заказчиков, и поставщиков.
Сейчас он доступен для аукционов, объявлений о продаже, запросов цен и запросов предложений, в будущем аналогичный функционал появится в других видах процедур.
Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путём внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 Закона «О контрактной системе»).
Для остальных способов закупки в качестве альтернативного способа обеспечения заявки предусмотрена банковская гарантия.
На B2B-Center вы можете получить банковскую гаранртию, не выходя из системы. Смотрите пошаговую видеоинструкцию.
Согласно ч. 2 ст. 45 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе», банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
- сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;
- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
- условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счёт, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
- срок действия банковской гарантии;
- отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
- установленный Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 № 1005 перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии:
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Выдача банковской гарантии является односторонней сделкой, совершаемой гарантом, то есть банком (ст. 154 ГК РФ). По этой причине бенефициар (государственный заказчик), не являясь стороной сделки, не имеет возможности предлагать и влиять на условия банковской гарантии.
- Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.
- Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС.
- Банковская гарантия: банки, которые имеют право выдавать БГ
Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: размеры и способы внесения обеспечения, сроки возврата
Обеспечение заявки – это способ подтверждения претендентом в торгах серьезности своих намерений принять участие в тендере и один из инструментов показывающих его благонадежность.
Размер обеспечения устанавливается Заказчиком или организатором торгов, в пределах установленных законодательством. В государственных закупках такой предел составляет от половины процента до пяти процентов начальной стоимости контракта.
Суть обеспечения заявки сводится к тому, что если участник торгов предпримет действия, которые содержат в себе признаки его недобросовестности и (или) нарушения положений документации закупки или законодательства, то Заказчик удержит сумму обеспечения заявки для восстановления своих нарушенных прав, а участник лишится собственных средств.
Но это только общее описание принципа действия рассматриваемого механизма, который содержит в себе множество условий, нюансов и условностей, которые мы подробно рассмотрим в настоящей статье.
Обеспечение заявки по 44-ФЗ
Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.
При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки при осуществлении конкурса или аукциона закрытого типа. Это либо внесение денег на счет Заказчика, либо банковская гарантия на участие в торгах. Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.
С аукционами в электронной форме ситуация несколько иная, поскольку форма обеспечения в аукционе может быть только в виде внесения денег на счет, но не на счет Заказчика, как в конкурсе и закрытом аукционе, а на счет оператора торговой площадки.
Эти деньги и позволяют оператору торговой площадки осуществлять свои функции без взимания платы с Заказчиков или участников, поскольку, по сути, участники предоставляют оператору беспроцентное кредитование.
При аккредитации участника оператор площадки открывает ему индивидуальный лицевой счет, на котором участник должен обеспечивать нахождение достаточного количества средств на момент подачи заявки на участие в аукционе.
Таким образом, рекомендуется в случае участия в большом количестве аукционов заранее перевести на данный счет достаточное количество средств, поскольку зачисление на лицевой счет лица осуществляется не одномоментно, потому что платежи обрабатываются оператором вручную по наименованию платежа.
Очень важно помнить, что при участии в аукционе подтверждение заявки не предоставляется Заказчику! Только оператору, Заказчик никоим образом не участвует в данном процессе. При всех остальных способах закупок это правило не действует.
Отдельно стоит отметить ситуацию с подтверждением документа на участие в торгах при проведении запроса предложений.
Дело в том, что по общему правилу подтверждение заявки при проведении закупки в такой форме не требуется, за исключением такой ситуации, когда запрос предложений проводится в случае признания повторного конкурса, аукциона в электронной форме несостоявшимся. Тогда документ, подтверждающий предоставленное обеспечение на участие в торгах оформляется по правилам открытого конкурса.
Отдельного упоминания требует довольно распространенная ситуация среди участников закупок, когда участник предоставляет в составе заявки документ, подтверждающий перечисление денежных средств, но сами денежные средства на момент рассмотрения документа на участие в торгах по каким-либо причинам не поступили на счет Заказчика. Несмотря на то, что в такой ситуации абсолютно нет вины участника, при условии, что документы подлинные, Заказчиками такая ситуация вполне обоснованно трактуется как не предоставление обеспечения с последующим отклонением заявки участника.
Виды обеспечения заявки
От способа осуществления закупки зависит вид обеспечения документа на участие в торгах. Для запроса котировок подтверждение заявки не требуется никогда. Для запроса предложений также, но с единственным исключением из этого правила, которое указано выше. Основной интерес в этом вопросе представляют все разновидности конкурсов, а также электронный и закрытый аукцион.
В случае с конкурсами и электронными аукционами существует два основных вида обеспечения заявок – денежные средства, внесенные на счет, или банковская гарантия.
Денежные средства могут быть собственными или заемными. В свою очередь заемные средства можно получить в виде тендерного займа на подтверждение документа на участие в торгах или в виде кредита на подтверждение тендерной заявки.
Между этими вариантами существует несколько различий.
Основное отличие заключается в том, что тендерный займ может быть выдан любой микрофинансовой организацией, которая обладает необходимой лицензией, а кредит можно получить только в кредитной организации, то есть в банке.
Микрофинансовая организация предоставляет займ на условиях договора займа, без учета кредитной истории заемщика, в то время как банк полностью изучает заемщика, и при наличии вывода о неблагонадежности заемщика банк может отказать в заключении договора на получение кредита.
Естественно, что действия предпринимаемые банком занимают некоторое время, которого в условиях сжатых сроков подготовки документов может не хватить для подачи заявки в срок. Таким образом, возможность получения быстрого и самое главное гарантированного займа выгодно отличают его от кредита.
Так же, при получении кредита может потребоваться внесение залога, в то время как займ не требует таких действий заемщика.
В свою очередь тендерный кредит бывает двух видов: разовый или с возобновляемой кредитной линией. Разовый тендерный кредит позволяет предоставить подтверждение документа на участие в торгах только на одну конкретную закупку, условия которой сообщены банку.
При получении кредита в форме возобновляемой кредитной линии у участника закупки появляется возможность подавать заявки на участие в нескольких закупках в течение определённого периода времени.
После закрытия обязательств по выданным кредитам в рамках кредитной линии, участник может претендовать на новое кредитование.
Как правило, банк принимает решение в течение 3 дней, но здесь все индивидуально, решение может быть принято и в течение суток, и в течение 15 минут.
Ставки также во многом индивидуальны, искать на рынке лучшее предложение стоит из своих собственных предпочтений и условий.
Для получения кредита, как правило, требуется подготовить финансовую отчётность, справку об отсутствии задолженностей и анкету (заявление).
Таким образом, если участник закупки участвует в тендерах и закупках на постоянной основе или торги идут со значительной начальной ценой, более удобным будет использовать механизмы привлечения заемных средств для внесения денежных средств в качестве обеспечения документа на участие в торгах. В случае если у участника закупки имеется возможность использовать собственные средства, то такой вариант конечно для него будет более предпочтительным.
Не стоит также забывать и про возможность предоставления банковской гарантии, которая позволяет участнику заплатить гораздо меньшую сумму, чем требуется для обеспечения заявки. Но в таком случае, он эту сумму перечислит безвозвратно, тогда как сумма денежных средств, перечисленная на счет, подлежит возврату в сроки установленные законодательством.
Контрактным законом установлены особые требования к сроку действия именно банковской гарантии предоставляемой для обеспечения заявок, что отличает ее от обеспечения исполнения контракта. Такой срок должен составлять минимум 2 месяца с даты окончания подачи заявок.
Конкретные требования к содержанию банковской гарантии установлены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе. Основным новшеством, привнесенным контрактным законом в систему обеспечения в отношении банковских гарантий, является внедрение механизма реестра банковских гарантий, который был призван обеспечить прозрачность и достоверность этого рынка.
Ни для кого не секрет, что в период действия 94-ФЗ было большой проблемой наличие на рынке огромного количества так называемых «серых» гарантий. Поэтому была установлена обязанность Заказчика сверяться с данным реестром при принятии банковской гарантии, а банки стали обязаны размещать соответствующие сведения в реестре в течение одного рабочего дня со дня выдачи такой банковской гарантии.
Получение банковской гарантии связано с наличием некоторых особенностей и нюансов. В первую очередь это связано с тем, что не все банки имеют право выдавать такие банковские гарантии, а только включенные в так называемый «налоговый» перечень, установленный частью 1 статьи 45 НК РФ.
Поэтому прежде, чем обратиться в банк его стоит проверить по этому перечню.
Существенно сэкономить время и силы могут банки, которые предлагают сервисы для оформления банковской гарантии в электронном виде, что является вполне логичным шагом в системе государственных закупок, где полностью электронные аукционы давно уже заняли лидирующие позиции среди остальных способов закупок.
Размеры обеспечения заявки
Размер обеспечения заявки является величиной не постоянной, устанавливается по желанию и на усмотрение Заказчика, но с учетом условий и пределов законодательства. К таким условиям относится способ определения поставщика, величина начальной цены контракта, а также преференции и ограничения, установленные Заказчиком.
По общему правилу размер обеспечения документа на участие в торгах должен быть установлен в пределах от половины процента до пяти процентов от НМЦК.
Но для аукционов это правило действует только при условии, если начальная стоимость контракта составляет больше трех миллионов. Если же начальная стоимость контракта меньше или равна трем миллионам, то в таком случае размер обеспечения фиксирован Законом о контрактной системе в размере одного процента от НМЦК.
В случае установления преференций для организаций инвалидов или учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также ограничений для малого бизнеса и некоммерческих организаций, меняется только верхний предел из общего правила, вместо пяти процентов, размер обеспечения документа на участие в торгах не может быть более двух процентов.
Если тщательно проанализировать вышеуказанные условия, можно проследить одну закономерность, которая заключается в том, что наиболее оптимальным размером обеспечения заявки, отвечающим одновременно всем условиям, является один процент от начальной цены контракта.
И, как показывает практика, Заказчики пользуются этой возможностью, поскольку это позволяет для них избежать лишних ошибок, при проведении большего количества закупок, условия которых отличаются.
Поэтому если Заказчик установил иной размер, хотя до этого использовал один процент, это может свидетельствовать о желании Заказчика законными способами ограничить количество участников и отсеять недобросовестных контрагентов.
Сроки возврата обеспечения заявки
Возврат обеспечения документа на участие в торгах по 44-ФЗ является необходимым условием данного механизма, поскольку при исчезновении условий, способствующих предоставлению обеспечения, Заказчик теряет основания для удержания денег перечисленных ему участником. Но при определенных условиях Заказчик имеет право удержать их и не возвращать участнику. В свою очередь участник торгов во избежание подобной ситуации стремится не допускать наступления таких условий.
Опять же в зависимости от формы торгов, зависит порядок и сроки возврата обеспечения. Причем стоит отметить, что возврату подлежат только деньги, внесенные на счет. По гарантии никаких действий после наступления окончания срока действия контракта не предпринимается.
- Для конкурсов и аукционов закрытого типа установлен срок по 44-ФЗ в пять рабочих дней с даты наступления определенного случая. Всего таких случаев несколько, в частности:
- — для участников, кроме победителя, это подписание итогового протокола;
— для победителя это подписание государственного или муниципального контракта;
— отмена торгов;
— отстранение участника от торгов;
— отзыв документа на участие в торгах участником;
— направление заявки после окончания срока подачи заявок;
— отказ от подписания контракта; - — не согласование контракта с единственным поставщиком (если в соответствии с законом требуется согласие контрольного органа).
Новые правила в обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах
Когда устанавливается |
Только в конкурсах и аукционах при Н(М)ЦК свыше 5 млн. рублей, если Правительство не установит иное Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 №439 При Н(М)ЦК более 1 млн рублей заказчик будет обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсе и аукционе |
Размер Н(М)ЦК и обеспечение заявок |
|
Форма обеспечения заявок | В виде денежных средств или банковская гарантия. При проведении электронных закупок. При проведении электронных закупок банковскую гарантию в составе заявок предоставлять не нужно. Оператор проверяет самостоятельно ее наличие в реестре банковских гарантий |
Кто предоставляет | Любые участники закупок (в том числе бюджетные учреждения и унитарные предприятия), кроме казенных учреждений |
Куда перечисляются денежные средства |
— Денежные средства вносятся участниками закупок на СПЕЦИАЛЬНЫЕ счета, открытые ими в Банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ — Требования к договору специального счета, к порядку его использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливается Правительством РФ — Каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона № 44-ФЗ. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком осуществляется в электронной форме |
Когда обеспечение НЕ возвращается | При включении информации об участнике закупки (победителе) в РНП |
Чтобы получить полезную информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.
А прямо сейчас Вы можете бесплатно и без регистрации воспользоваться сервисом расчета ОКПД2/КТРУ и НМЦК
Банковская гарантия на обеспечение заявки на участие в закупках по 44 ФЗ
Банковская гарантия или БГ может потребоваться на этапе подачи заявки на участие в процедуре в целях ее обеспечения. Обеспечение заявки это своего рода гарантия перед заказчиком, что участие в закупках будет принимать добросовестный поставщик — не откажется от заключения контракта и не отзовет свое предложение в случае победы.
С 1 июля 2019 года в соответствии с ч. 52 ст. 112 44-ФЗ участники могут обеспечить заявку, предоставив и банковскую гарантию. Согласно ч. 2 ст. 44 44-ФЗ участник закупки сам выбирает, как ему обеспечивать заявку – деньгами или банковской гарантией.
Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются добросовестному участнику закупки. При нарушении участником закупки требований 44-ФЗ он включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) и денежные средства переводятся заказчику.
В документации о закупке указывается размер обеспечения заявки по 44-ФЗ, который составляет:
- от 0,5% до 1% если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) до 20 млн рублей;
- и от 0,5% до 5 %, если НМЦК более 20 млн рублей.
Если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и НМЦК превышает 20 млн рублей, размер обеспечения заявки не может превышать 2% НМЦК.
Учитывая, что НМЦК закупки, проведенной только среди субъектов малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированных некоммерческих предприятий (СОНКО) ограничена 20 млн рублей (ч.1 ст. 3 44-ФЗ), а значит, размер обеспечения заявки на участие в такой закупке также не превышает 1 %.
Гарантия должна быть выдана банком из утвержденного перечня Министерством финансов РФ. Такой перечень ведется Минфином России и публикуется на официальном сайте министерства (https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/).
Еще одно из требований к БГ – она должна быть безотзывной. Банк не может ее отозвать до конца срока действия гарантии, ни при каких обстоятельствах и обязуется выполнить условия, прописанные в БГ.
Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (ст. 45 44-ФЗ). Банковская гарантия в соответствии с ч. 8 ст.
45 44-ФЗ должна быть включена банком в реестр банковских гарантий, который размещен в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
В БГ в обязательном порядке должны быть указаны следующие условия (п. 2 ст. 45 44-ФЗ):
- сумма, которую банк выплатит заказчику при неисполнении обязательств;
- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- срок действия банковской гарантии;
- отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
- условие о том, что исполнение обязательств банка-гаранта подтверждается фактическим поступлением денежных средств на счет заказчика;
- условие о выплате неустойки за каждый день просрочки – 0,1% от суммы гарантии;
- перечень документов, установленный Правительством РФ, которые заказчик должен предоставить банку вместе с запросом уплатить денежную сумму по банковской гарантии.
Финансовый сервис компании «Росэлторг» поможет вам получить банковскую гарантию:
- Решение об одобрении от банков за 1 час;
- Минимальная комиссия за выпуск гарантии от 2,5%;
- Все услуги оформляются дистанционно без посещения банка;
- Достаточно один раз загрузить документы в личный кабинет;
- Банковская гарантия выдается для любых электронных площадок;
- Подготовленная заявка рассматривается сразу в 20 банках – партнерах.