Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-фз

Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ

Содержание

  • 1. Условия одностороннего отказа от исполнения контракта поставщиком 
  • 2. Порядок одностороннего отказа от исполнения контракта поставщиком
  • 3. Пакет документов для одностороннего расторжения контракта
  •   Возможность отказа от исполнения контракта является законным правом поставщика, когда, как и почему он может этим правом воспользоваться?
  • Об этом читайте в нашем материале.

1. Условия одностороннего отказа от исполнения контракта поставщиком

В случае, если в тексте контракта содержится условие, при котором заказчик может расторгнуть контракт в одностороннем порядке, закон автоматически присваивает такое же право и поставщику (ч. 19 ст. 95 44-ФЗ).

  1. Гражданский кодекс считает существенными нарушениями контрактных обязательств заказчиком следующие:
  2. 1) срыв сроков оплаты (2 раза и более);
  3. 2) необоснованный отказ от приемки поставленной продукции (2 раза и чаще);

3) умышленное создание заказчиком препятствий для исполнения условий сделки: отказ в предоставлении материалов, оборудования и т. д. (ч. 1 ст. 719);

4) отказ принять увеличение цены контракта при форс-мажорных обстоятельствах (ч. 6 ст. 709 ГК РФ). Однако, если речь идет о поставке услуг, исполнитель должен полностью компенсировать заказчику понесенный фактический ущерб (ч. 2 ст. 782 ГК РФ).

  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

2. Порядок одностороннего отказа от исполнения контракта поставщиком

Если решение о расторжении контракта принято окончательно, исполнитель обязан в срок, равный трем рабочим дням, оповестить о своем решении заказчика, любым удобным способом: заказным письмом, через электронную почту, телеграммой и т. д. (ч. 20 ст. 95 № 44-ФЗ).

  • Датой вручения уведомления будет считаться день, когда поставщик получит уведомление о вручении письма получателю.
  • Если заказчик за 10 дней после вручения уведомления устранит конфликтогенные факторы, поставщик должен отменить свое решение до вступления его в силу.
  • У заказчика есть право потребовать от бывшего партнера компенсации фактического ущерба, нанесенного разрывом контрактных отношений.
  • Когда заказчик опубликует в ЕИС сведения о расторжении контракта, сделка считается окончательно расторгнутой.

3. Пакет документов для одностороннего расторжения контракта

Практически поставщику для разрыва контракта нужно два документа: уведомление и решение об отказе от расторжения контракта (в случае исправления партнером нарушений).

Законодательство не дает регламента таких документов, но в них следует указать такую информацию.

1)    Полное наименование поставщика, его адрес, ИНН, Ф.И.О. руководителя.

  1. 2)    Полное наименование заказчика, его адрес, ИНН.
  2. 3)    Реквизиты контракта (номер, дата заключения, общая цена).
  3. 4)    Основание для отказа с подтверждением (ссылка на документ).
  4. 5)    Ссылки на пункты договора, где предусмотрено право одностороннего разрыва.
  5. 6)    Сообщение о расторжении.
  6. В качестве приложения можно добавить список исправленных недочетов с констатацией отмены предыдущего решения.
  7. Скачать уведомление о расторжении
  8. Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ

Скачать решение об отмене одностороннего отказа

Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Расторжение контракта по 44-ФЗ в одностороннем порядке заказчиком или поставщиком

  • Одностороннее расторжение контракта 44-ФЗ: допустимо ли?
  • Расторжение контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика
  • Размещение решения об отказе заказчика в ЕИС
  • Отказ поставщика от контракта по ФЗ-44
  • Одностороннее расторжение контракта: последствия для сторон
  • Как оспорить расторжение контракта в одностороннем порядке?

Одностороннее расторжение контракта 44-ФЗ: допустимо ли?

Государственный или муниципальный контракт может быть расторгнут:

  • по соглашению сторон;
  • судебному предписанию;
  • в случае одностороннего отказа стороны такого контракта от его исполнения. (п. 8 ст. 95 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 №44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ)

Совершить расторжение госконтракта можно в соответствии с гражданским законодательством, однако нужно соблюсти условия ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Риск! В ряде случаев заказчик обязан отказаться от контракта (п. 15 ст. 95 Закона №44-ФЗ):

  • поставляемый товар/ услуга не отвечает определенным условиям закупки критериям;
  • поставщиком были представлены не соответствующие действительности сведения о соответствии товара/ услуги требованиям закупки, что дало ему возможность  победить при определении поставщика;
  • в процессе реализации контракта был расторгнут инвестиционный контракт/ иной госконтракт, в целях исполнения которого и была объявлена закупка.

Расторжение контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика

Важно! Заказчик может отказаться от контракта в рамках 44-ФЗ лишь в том случае, если такая возможность закреплена непосредственно в самом контракте (п. 9 т. 95 Закона № 44-ФЗ).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня. Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ

Порядок расторжения контракта в этом случае имеет особенности:

  1. Требуется надлежащее извещение исполнителя. В продолжение 3 дней с момента принятия заказчиком решения об отказе от контракта сведения об этом размещаются в Единой информационной системе (далее — ЕИС). В этот же срок уведомляют поставщика заказными письмом с уведомлением о вручении (по адресу, указанному в контракте). Одновременно необходимо использовать и средства связи, позволяющие незамедлительно известить поставщика.
  2. Контракт считается расторгнутым в связи с отказом заказчика от его исполнения через 10 дней с момента надлежащего уведомления поставщика  (это день возврата почтового уведомления о вручении заказчику).

Первым днем 10-дневного срока считается следующий день после надлежащего уведомления поставщика, т.е. контракт признается расторгнутым на 11-й день  после возврата заказчику уведомления (см. письмо ФАС РФ от 14.03.2018 №РП/16764/18, а также наш материал «Разъяснен порядок одностороннего отказа от исполнения госконтракта заказчиком»).

Обратите внимание! Заказчик вправе привлечь эксперта/экспертную организацию для проверки поставленного товара/ услуги. В этом случае односторонний отказ допустим, если в заключении эксперта/ экспертной организации будет указано на наличие оснований к отказу (п. 10-11 ст. 95 Закона №44-ФЗ).

Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ

Важно! В случае нарушения контракта заказчик может взыскать неустойку с исполнителя. Размер неустойки по 44-ФЗ определен законом.

Об ответственности за нарушение контракта по 44-ФЗ мы подробно рассказали здесь.

Размещение решения об отказе заказчика в ЕИС

Одним из обязательных мероприятий является размещение решения об отказе от контракта на официальном ресурсе Единой информационной системе в сфере закупок.

Как отразить в ЕГАИС такие сведения? Уведомление, подписанное уполномоченным представителем со стороны заказчика, в отсканированном варианте размещается в карточке контракта во вкладке «Документы». Далее, в общем реестре контрактов отображается со статусом «Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта».

Унифицированной формы такого уведомления нет (хотя она может быть утверждена, например, положением о закупках или самим госконтрактом).

Обычно уведомление оформляется на фирменном бланке организации, отказывающейся от контракта, и содержит следующие сведения:

  • наименование, адрес, ф. и. о. и должность руководителя организации-поставщика;
  • сведения о заключенном госконтракте (наименование, реквизиты);
  • указание на основание для одностороннего отказа от контракта — ссылка на соответствующий пункт в контракте и/или в законе;
  • собственно уведомление о принятом заказчиком решении.

Отказ поставщика от контракта по ФЗ-44

Если в госконтракте закреплено условие о том, что заказчик правомочен на односторонний отказ от контракта, то автоматически такое право получает и поставщик — при наличии оснований досрочного расторжения, установленных ГК РФ (п. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Для подрядчика и поставщика расторжение контракта в одностороннем порядке происходит аналогичным образом, поэтому далее будем говорить только о поставщике. Поставщик должен уведомить в течение 3-х дней с момента принятия решения об отказе госзаказчика сразу двумя способами:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес заказчика, указанный в контракте;
  • с помощью средств оперативного уведомления заказчика: по электронной почте, по факсимильной связи, путем направления телеграммы и т.д.

Контракт считается расторгнутым по истечении 10 дней с момента надлежащего уведомления заказчика.

Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ

Обратите внимание! В отличие от заказчика, поставщик не вносит в ЕИС сведения о своем решении отказаться в одностороннем порядке от контракта.

Одностороннее расторжение контракта: последствия для сторон

В случае если расторжение произведено заказчиком, для сторон это обернется в т.ч. следующими последствиями:

  1. Соответствующий поставщик будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков (п. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Более подробно об этом своде данных можно прочитать в нашей статье «Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ»;
  2. Заказчик сможет объявить закупку того же товара/услуги и заключить новый контракт. (п. 17-18 ст. 95 упомянутого закона).

Нюансы одностороннего расторжения государственных контрактов

10.10.2018 «Regforum», октябрь 2018

Читайте также:  Статья 14 44-фз: какие документы прикреплять участнику

Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ Аделина Мельк руководитель отдела юридического консалтинга

«Regforum», октябрь 2018

На сегодняшний день, участились случае злоупотребления государственными заказчиками, предоставленной им Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), возможности одностороннего расторжения контрактов с подрядчиками.

Односторонне расторжение контракта влечет для подрядчика – включение в РНП (реестр недобросовестных поставщиков), т.е.

потерю репутации компании и как следствие потерю возможности участия в государственных торгах, проводимых по нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ, сроком на срок 2 года, а также несет для подрядчика финансовые потери в виде наложенных заказчиком штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контракта.

С целью повышения правовой грамотности подрядчиков, считаю весьма полезным обозначить основные нюансы порядка расторжения контракта, которые чаще всего нарушаются стороной заказчика и как следствие, дают грамотным, с правовой точки зрения, подрядчикам возможность оспорить расторжение контракта в судебном порядке.

Правовые основания для расторжения контракта стороной заказчика

В соответствии с п. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В рамках контрактов, заключаемых по итогам проведения торгов по Закону о контрактной системе, чаще всего устанавливаются следующие основания для расторжения контракта в одностороннем порядке:

  • выполнение работ ненадлежащего качества, если недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
  • неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков и объемов выполнения работ, предусмотренных контрактом, включая график выполнения работ (календарный план);
  • подрядчик не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом, или нарушает график выполнения работ, предусмотренный контрактом, или выполняет работы так, что окончание их выполнения к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом в установленный срок;
  • если отступления в выполнении работ от условия контракта или иные результаты выполненных работ в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
  • в случае, если по результатам экспертизы выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта;
  • если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам данной закупки, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем по результатам проведения данной закупки;
  • в случае если подрядчик отказывается от согласования новых условий контракта при наступлении обстоятельств, установленных законодательством или контрактом.

Нюансы порядка расторжения контракта

Расторжение контракта в одностороннем порядке должно осуществляться с обязательным и четким соблюдением заказчиком, требований частей 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе.

На протяжении нескольких лет, суды и антимонопольные органы придерживались мнения о том, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, как это и требуется  в соответствии с ч. 12  и ч. 13 ст.

95 44-ФЗ, не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.

При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

При этом, согласно ч. 26 ст. 95 44-ФЗ информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

Суды и антимонопольные органы, при проверки соблюдения заказчиком процедуры расторжения контракта, всегда в первую очередь проверяли направление копии решения в адрес подрядчика именно по почте заказным письмом и уже потом проверяли отправку решения иными способами связи (телеграммой, по электронной почте и т.п.).

Вместе с тем, АС Северо-Западного округа в постановлении от 20.02.2018 по делу № А56-23404/2017, высказал иное мнение, которое вероятно изменит правоприменительную практику по данному вопросу.

Теперь позиция суда с сводится к тому, что из положений норм Закона № 44-ФЗ следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта нужно разместить в ЕИС и направить контрагенту наиболее оперативным способом (заказным письмом, курьерской службой, электронной почтой, телеграммой, факсом или нарочным способом).

Невыполнение заказчиком всех действий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что исполнителю доставлено решение об одностороннем отказе. Сходное мнение высказывал Верховный суд в рамках п.

16 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года.

Возможность оспаривания факта одностороннего расторжения контракта

Согласно ст. 715 ГК РФ что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняют работу настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков.

Согласно п. 3 ст. 715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда, либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика.

Вместе с тем, в случае если, на момент одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта Подрядчиком не было фактически допущено нарушений условий заключенного контракта, что подтверждается тем фактом, что Заказчиком за весь период с начала производства работ по контракту не предъявлялись никакие претензии к качеству, срокам и объемам работ, выполняемых подрядчиком по контракту, то у Подрядчика есть все законные основания для оспаривания факта расторжения контракта в следующем порядке.

В соответствии с п.13 ст.95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно п.14 ст.

95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

В случае, если Заказчик, в нарушение положений ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе оспариваемое Решение в добровольном порядке не отменит, что чаще всего и происходит на практике, то целесообразно обратиться с иском в арбитражный суд о признании решения об одностороннем расторжении контракта незаконным.

  • Так, в силу статей 153 и 154 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об одностороннем расторжении Контракта являются односторонней сделкой, поскольку оно направлено Подрядчику с целью прекращения прав и обязанностей сторон по заключенному Контракту.
  • Ввиду отсутствия правовых оснований для одностороннего отказа от исполнения Контракта, вышеуказанное решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта является недействительным на основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  • Вышеуказанная позиция Подрядчика о недействительности сделки об одностороннем отказе от исполнения контракта, подтверждается в том числе и сложившейся судебной практикой. 
  • В частности:
  • Решение Арбитражного суда Московской области от 02.09.2015 года по делу № А41-19584/15,
Читайте также:  Инструкции по участию в госзакупках: тендерах, аукционах, запросах котировок

Односторонний отказ от исполнения контракта в практике Верховного суда РФ

Верховный суд РФ 28.06.2017г. утвердил «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Обзор) в которой весьма интересную позицию занял по вопросам одностороннего отказа от исполнения контракта.

Согласно п.

14 Обзора отсутствие в государственном (муниципальном) контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ. Данный вывод противоречит позиции Министерства экономического развития и Федеральной антимонопольной службы высказанной в письме N 324-ЕЕ/Д28и N АЦ/9777/16 от 18 февраля 2016 года

Так они указали, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только в случае, если контракт содержит положение, предусматривающее такую возможность.

При этом с целью надлежащей защиты прав и законных интересов заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае установления заказчиком в проекте контракта права на односторонний отказ от исполнения контракта, в проект контракта полагаем целесообразным включить перечень случаев такого отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

В последующем письме Минэкономразвития от 30 ноября 2016 г. N Д28и-2951высказана позиция о том, что если в проекте контракта предусмотрена возможность принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 14 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, то заказчик указывает в контракте перечень случаев для принятия такого решения.

Стремление указанных ведомств к полному копированию положений законодательства не нашло подкрепления в Обзоре Верховного суда РФ. Где четко указано, что Закон о контрактной системе указывает лишь на необходимость закрепить в контракте саму возможность его расторжения в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства.

При этом основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от договора установлены в ГК РФ и подлежат применению.

Неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в ГК РФ.

Другой вывод Верховного суда относительно процедуры одностороннего отказа не менее интересен.

Так по мнению высказанному в обзоре не совершение заказчиком всех действий, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю. По смыслу Закона о контрактной системе заказчик должен уведомить поставщика (исполнителя, подрядчика) о своем решении посредством извещения непосредственно исполнителя наиболее оперативным образом (почтой заказным письмом с уведомлением, а также с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающими оперативность уведомления), так и посредством размещения решения в единой информационной системе.

При этом для расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение

соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок. Поэтому не размещение уведомления в единой информационной системе не влияет на саму возможность расторжения контракта, если удалось надлежащим образом уведомить поставщика (исполнителя, подрядчика).

  • Кроме того, в соответствии с абзацем шестым пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» адресат юридически
  • значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме.
  • Таким образом, общество, которому было доставлено от заказчика уведомление об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по почте, не вправе в последующем заявлять о несовершении заказчиком всех действий, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе. Государственный (муниципальный) контракт
  • считается расторгнутым по смыслу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе по истечении десяти дней с момента, когда считается доставленным первое из юридически значимых сообщений.

На этом фоне весьма интересна позиция Минэкономразвития из письма от 28 марта 2016 г.

N Д28и-886 о том, что возможность одностороннего расторжения контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44 и 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в настоящее время отсутствует.

Объясняя это тем, что такие контракты не включаются в реестр контрактов, и по этой причине заказчики не могут разместить в единой информационной системе решение об одностороннем отказе.

Тут надо отметить, что в ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе не сказано, что заказчик не может включить в контракт по п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.

Отсутствие реальной возможности использовать право на односторонний отказ нарушает права заказчиков. Если следовать Обзору, то заказчикам не обязательно размещать в единой информационной системе свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и можно реализовать свое право.

Но хотелось бы предостеречь, от поспешных действий, поскольку ч. 6. ст. 7.32 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.

Указанное нарушение наказывается штрафом на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

Какие последствия может повлечь односторонний отказ от исполнения контракта со стороны заказчика (44-ФЗ)?

Часть 14 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ содержит положение, в соответствии с которым в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Заказчик вправе также провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Обращаем внимание, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Необходимо отметить, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с гражданским законодательством, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.

Часть 14 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ содержит положение, в соответствии с которым в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Читайте также:  Расчет пени (неустойки) по контракту 44-фз. пример на 2019 год

Обращаем внимание, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Необходимо отметить, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Вместе с тем заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые, в соответствии с гражданским законодательством, являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Также заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следует отметить, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом № 44-ФЗ порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями п. 6 ч. 2 ст. 83 № 44-ФЗ.

Важно обратить внимание, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

Право государственного заказчика на односторонний отказ от исполнения государственного контракта

Измоденова, О. Е. Право государственного заказчика на односторонний отказ от исполнения государственного контракта / О. Е. Измоденова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 258-261. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55648/ (дата обращения: 12.05.2020).



В статье рассматривается возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта, основания отказа, приводятся примеры судебной практики.

Ключевые слова: государственные контракты, закупки, расторжение контракта, односторонний отказ от исполнения контракта.

Повышенное внимание к государственным закупкам в России обусловлено значительным количеством заинтересованных лиц, а также не менее значительными объемами привлекаемых денежных средств. Совершенствование системы государственных закупок определено стремлением к повышению их эффективности и открытости.

Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) с 01 января 2014 года в Российский Федерации введена контрактная система. Данный нормативно-правовой акт регламентирует все стороны государственных закупок, начиная с определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заканчивая исполнением либо расторжением государственного (муниципального) контракта.

Возможность расторжения государственного контракта существовала и до принятия Закона № 44-ФЗ, однако до 07 июня 2013 года расторгнуть государственный контракт можно было лишь по соглашению сторон и в судебном порядке, что приводило к затягиванию процедуры расторжения и нарушению сроков выполнения работ.

В связи с возникшими проблемами расторжения государственных контрактов на практике законодатель дополнил действующий на тот момент Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» статьей 19.

2, которая предусматривала возможность расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта.

Действующий в настоящее время Закон № 44-ФЗ закрепляет возможность расторжения государственного контракта в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения, а также саму процедуру расторжения.

Согласно п. 8 ст. 95 рассматриваемого закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Положения данной статьи также определяют порядок действий при одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.

  • В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и Закона № 44-ФЗ государственный заказчик вправе отказаться от исполнения государственного контракта в одностороннем порядке с учетом следующего:
  • 1) основание для такого отказа должно быть предусмотрено ГК РФ;
  • 2) право одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта должно быть предусмотрено государственным контрактом.

Следует отметить, что по данному вопросу высказана правовая позиция Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы в письме от 18 февраля 2016 г.

№ 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об установлении в проекте контракта оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно данной позиции ведомства предлагают включать в проект государственного контракта перечень случаев одностороннего отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:

1) поставщик отказывается передать заказчику товар и/или принадлежности к нему (положения ст.ст. 463, 464 ГК РФ);

2) поставщиком допущены существенные нарушения требований к качеству товара, в том числе если заказчиком обнаружены неустранимые недостатки, а также недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 ГК РФ);

3) поставщик не выполнил в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара (п. 1 ст. 480 ГК РФ);

4) поставщик допустил неоднократное нарушение сроков поставки товаров (п. 2 ст. 523 ГК РФ);

5) подрядчик (исполнитель) отступил в работе (услуге) от условий договора либо имеют место иные недостатки результата работы, не устраненные в установленный заказчиком разумный срок, или являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ).

Следует отметить, что возможность одностороннего отказа от исполнения государственного контракта, как было указано ранее, повышает эффективность государственных закупок, так как позволяет быстро реагировать на недобросовестное исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязанностей. Но в то же время, следует отметить и определенные недостатки в существующей процедуре одностороннего отказа. Так, согласно мнению некоторых авторов механизм одностороннего отказа, закрепленный Законом № 44-ФЗ, может привести к тому, что контракты будут расторгаться по самым незначительным причинам [Чваненко, с. 20]. Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе дает возможность государственным заказчикам отказываться в одностороннем порядке от исполнения контракта «неудобными» поставщиками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *