Преференции по 44-фз что это такое

Преференции по 44-ФЗ что это такое

Закон №44-ФЗ регулирует следующие виды сделок:

  • планирование муниципальных и государственных закупок, предметом которых могут выступать товары, работы или услуги;
  • порядок определения поставщиков (исполнителей);
  • процедуру заключения контрактов по итогам проведенных закупок;
  • порядок контроля выполнения договорных условий;
  • порядок контроля соблюдения действующего законодательства в сфере осуществления закупок.

Кроме этого, закон закрепил определенные преференции, согласно которым отдельным участникам закупок может отдаваться предпочтение при заключении договоров.

К таким участникам относятся поставщики, предлагающие для обеспечения государственных заказов товары российского производства или товары, производящиеся в странах ЕАЭС.

Это могут быть как физические, так и юридические лица.

Кроме того, законом предусмотрены преференции для следующих участников процедур:

Преференции по 44-ФЗ что это такое

  • для организаций и предприятий уголовно-исполнительной системы – УИС (перечень таких организаций утвержден правительственным постановлением №89);
  • для организаций инвалидов, в которых не менее 80% участников – люди с ограниченными физическими возможностями или их представители;
  • для некоммерческих объединений, подпадающих под действие закона «О некоммерческих организациях», основателями которых не являются органы власти;
  • для малых предприятий, подпадающих под действие закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Согласно статьям 28-30 44-го закона, любая преференция означает, что среди всех равных предложений, сделанных участниками конкурсов или аукционов, победителей нужно выбирать из числа тех, которые подпадают под данные законодательные нормы.

Порядок предоставления преференций

Кроме самого Закона №44-ФЗ, предоставление льгот осуществляется в соответствии с определенными нормативными документами.

В частности:

  • с правительственным постановлением №649, содержащим перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать у УИС;
  • с правительственным постановлением №341, содержащим перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать у организаций инвалидов;
  • с приказом МЭР РФ №155, устанавливающим условия допуска товаров из-за границы;
  • с правительственным постановлением №925 о приоритете товаров отечественного производства.

Каждая преференция имеет свой механизм исполнения:

Преференции по 44-ФЗ что это такое

  • для организаций УИС и организаций инвалидов, победивших в торгах, предоставляется возможность увеличения цены закупки на 15% (но при этом сумма не должна быть выше начальной стоимости);
  • размещение закупок у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций должно производиться в объеме не менее 15% от всех закупок, которые выставляются на торги. Суммы закупок не должны превышать 20 миллионов рублей (ранее максимальный порог составлял 15 миллионов).

Для того, чтобы воспользоваться преференциями, участники закупок, которые предлагают товары отечественного производства, должны предоставлять информацию, подтверждающую преобладание таких товаров в заявке (более 50%). Если местные и зарубежные производители предлагают равные заявки, преимущество будет отдано первым из них.

Как воспользоваться льготами

Инициаторы закупок должны размещать в своих объявлениях сведения о преференциях и перечне документов, которые нужны для использования льгот, а также формы, по которым их следует подавать.

Использование льгот невозможно в тех случаях, в которых контракты заключаются с единственным поставщиком.

Участники закупок должны включать в свои заявки следующую документацию:

  • организации УИС должны предоставлять справки о предоставлении преимущества в закупках (составляются в свободной форме);
  • организации инвалидов должны подавать заявления об их соответствии нормам части 2 статьи 29 ФЗ №44;
  • представители малого бизнеса и НКО должны включать в перечень документов декларации о принадлежности к соответствующей категории.

Преференции по 44-ФЗ что это такое

Таким образом, Федеральный Закон №44 предоставил новые возможности для субъектов хозяйствования, нуждающихся в государственной поддержке. В свою очередь, на заказчиков документ возложил дополнительные обязанности.

Преимущества и преференции по 44-ФЗ

На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях?

В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.

Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.

В ст. 14 Закона о контрактной системе (N 44-ФЗ) введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказМинэкономразвития от 25.03.2014.

На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:

  • конкурсе;
  • аукционе;
  • запросе котировок;
  • запросе предложений.

На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:

  • конкурсных заявок;
  • заявок на запрос котировок;
  • окончательных решений при запросе предложений.

Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.

Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.

При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.

Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.

Статьи ЗКС о преимуществах

Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28–30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

  • уголовно-исполнительной системы (УИС).
  • инвалидов (ОИ).
  • малого предпринимательства (СМП).
  • социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).

За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.

Преференции по 44-ФЗ: что это такое? Перечень льготных категорий и условия предоставления преимуществ при осуществлении закупок

Преференции по нормам 44-ФЗ – это определенные льготы в отношении цены или иных условий подписания государственного или муниципального контракта. Такие преференции по нормам 44-ФЗ полагаются отдельным категориям организаций.

Правовое регулирование

Предоставление преференций и преимуществ для отдельных категорий участников опирается на положения 44-ФЗ и специальные нормативно-правовые акты.

Преимущества для отдельных категорий участников закупки прописаны:

  1. В ст. 28 44-ФЗ – для представителей УИС.
  2. В ст. 29 44-ФЗ – для  организаций инвалидов.
  3. В ст. 30 44-ФЗ – для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО.

Предоставление преференций для организаций УИС должно опираться на Постановление Правительства №649 от 2014 г. Данный документ содержит перечень товаров (работ, услуг), которые должны закупаться у УИС.

Аналогичный перечень для общества инвалидов содержится в Постановлении Правительства №341 от 2014 года.

Для субъектов малого бизнеса и СОНКО список товаров, работ и услуг, которые могут закупаться только среди них, отсутствует. Но в 44-ФЗ в ст. 30 указана обязанность заказчиков приобретать товары, работы и услуги у таких компаний в объеме не менее 15% от СГОЗ.

Определенные преимущества для поставщиков товаров российского производства и товаров из ЕАЭС устанавливаются по ст. 14 44-ФЗ. Условия допуска иностранных товаров к закупкам регулируется Приказом Минфина от 2018 года №126н.

Понятие преференции в рамках 44-ФЗ

Под преференциями в рамках 44-ФЗ понимаются определенные преимущества для отдельных категорий участников и групп товаров (в самом тексте закона не указано определение преференций и нет отдельной статьи, которая бы регулировала их предоставление).

В некоторых случаях под преференциями понимается приоритетный статус отечественных товаров в рамках программы по импортозамещению.

Чаще всего между ценовыми преференциями для товаров российского происхождения и  преимуществами отдельных категорий участников не делается никаких различий.

Кому положены преимущества в закупках

Преимущества при закупках в контрактной системе предоставляют для следующих категорий организаций:

  1. Представителей учреждений и предприятий, которые входят в УИС (уголовно-исправительную систему).
  2. Союзов инвалидов.
  3. Субъектов малого предпринимательства СМП и социально ориентированные НКО.

Также преимуществами обладают компании, которые поставляют российские товары и услуги.

Какие организации относятся к УИС

К учреждениям уголовно-исправительной системы относят организации, которые прописаны в перечне по Постановлению Правительства №89 от 2000 года «Об утверждении перечня видов…».

К ним, в частности, относят: базы материально-технического снабжения, образовательные и научно-исследовательские учреждения, уголовно-исполнительные инспекции, исправительные колонии общего и особого режима, колонии особого режима, лечебно-исправительные учреждения и пр.

К организациям инвалидов, которые могут рассчитывать на преимущества, по нормам 44-ФЗ относят:

  • общероссийские общественные организации инвалидов, союзы, если в их составе инвалиды составляют не менее 80%;
  • организации, чей уставной капитал полностью состоит из вложений организаций инвалидов, и в которых численность лиц с ограниченными возможностями находится на уровне 50% от среднесписочной численности, а доля инвалидов в оплате труда – не менее 25%.

Критерии отнесения к СМП

Компания относится к СМП, или субъекту малого предпринимательства, при условии ее соответствия требованиям ч. 1.1 ст. 4 ФЗ-209 от 2007 года.

Доля РФ в уставном капитале СМП не может быть более 25%, а доля иностранных юрлиц – более 49%. Также к СМП предъявляют отдельные требования по численности и выручке.

Компания из числа представителей малого бизнеса должна быть включена в реестр СМП от ФНС.

В круг социально ориентированных НКО входят юридические лица, которые решают социальные проблемы, содействуют развитию гражданского общества и задействованы в иных видах деятельности, которые указаны в п. 1 ст. 31.

1 ФЗ-7 от 1996 года: охрана окружающей среды, защита животных, благотворительность и пр. (всего здесь указано 18 направлений деятельности).

Для отнесения организации к СОНКО среди ее учредителей не должно быть РФ или муниципального образования.

Можно ли устанавливать преимущества для УИС и СМП одновременно

Заказчику не стоит одновременно устанавливать преимущества для УИС и субъектов малого предпринимательства, так как учреждения УИС, по сути, не могут быть отнесены к СМП. При установлении подобных условий заказчик ограничивает конкуренцию. При проверке ФАС может найти в таких действиях заказчика признаки нарушения по п. 2 ч. 1 ст. 17 135-ФЗ.

Состав участников закупок в рамках национального режима по ст. 14 44-ФЗ законодательно не ограничивается. В таких закупках могут принять участие все компании, в том числе поставщики иностранных товаров.

Преимущества для учреждений УИС и общества инвалидов

Преимущества для УИС и общества инвалидов заказчики предоставляют по схожей схеме, хотя преимущества для них регулируются разными статьями и предоставляются в разных закупках. Представители указанных учреждений могут рассчитывать на увеличение цены контракта на 15%, но не более НМЦК. Такое преимущество предоставляется им в случае победы на торгах.

Если заказчик проводит торги в отношении товара из перечня по Постановлению Правительства №341, то он обязан установить преимущества организациям инвалидов в закупочной документации и предоставить их при необходимости. Например, заказчик проводит закупку товара из перечня по Постановлению Правительства №341. НМЦК контракта составила 125 тыс. р. На участие поступило две заявки:

  1. От участника №1, который не относится к организациям инвалидов, на сумму 95 тыс. р.
  2. От участника №2, который является организацией инвалидов на сумму 90 тыс. р.

Победителем становится участник из числа организации инвалидов. Победитель может воспользоваться своим правом и направить заказчику требование об увеличении цены подписываемого контракта на 15%. Контракт с победителем будет подписан по цене 103500 р. (900000+15%), так как это менее НМЦК.

Если заказчик закупает товары и услуги из перечня по Постановлению Правительства №649 от 2014 года, то он предоставляет преимущества для УИС. Принцип предоставление преференций тот же, что и для организаций инвалидов, разница состоит в перечне товаров.

Рассмотрим на примере.

Учреждение уголовно-исправительной системы победило на торгах с НМЦК 1 млн р. с ценой 950 тыс. р. По закону ему положены преимущества по 44-ФЗ в виде надбавки к цене контракта в 15%. Но с учетом применения надбавки цена контракта превысит НМЦК (1,093 млн р.

), поэтому государственный контракт с УИС будет подписан по цене 1 млн р.

Если победитель закупки признан уклонившимся от подписания госконтракта, то правило о праве на увеличение цены на 15% распространяется и на участника закупки, ставшего вторым.

Учреждениям УИС и организациям инвалидов предоставляется еще одна преференция. Размер обеспечения заявки для них не должен превышать 2% от НМЦК (если цена превышает 20 млн р.), тогда как для всех остальных участников величина обеспечения заявки устанавливается, как 0,5-5% от НМЦК.

При нарушении требований законодательства о контрактной системе в части предоставления преимуществ для организаций инвалидов и учреждений УИС заказчику грозит административная ответственность.

Если заказчик разместил не предусмотренные для УИС и ОИ преимущества в закупочной документации или не предусмотрел обязательные преимущества для них, то заказчику грозит наказание по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.

За размещение закупочной документации без указания преимуществ ответственность наступает по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП. Если же заказчик заключит контракт без учета обязательных льгот или при ненадлежащем учете преференций, то ему грозит ответственность по ч. 2 ст. 7.32 КоАП.

Помимо этого, высоки риски того, что ФАС проведет внеплановую проверку в отношении заказчика.

Преимущества для СОНКО и СМП

Заказчик обязан закупать у СОНКО или СМП товары и услуги в размере не менее 15% от СГОЗ. В противном случае, заказчику грозит административная ответственность. Для того чтобы набрать положенный по закону объем закупок, заказчиками по 44-ФЗ проводятся специальные торги с преимуществами для СМП и СОНКО. В их числе:

  1. Закупки, которые проводятся исключительно среди субъектов малого бизнеса и НКО. Компании, не относящиеся к малому бизнесу, не вправе участвовать в таких закупках. Такие закупки могут проводиться в формате открытого или двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием, электронных аукционов, запросов предложений и котировок. При этом по вопросу НМЦК устанавливается определенное ограничение: минимальная цена не может быть более 20 млн р.
  2. Закупки, в которых организатор торгов может потребовать от победителя привлечения соисполнителей и субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (на основании ч. 5 ст. 30 44-ФЗ). При такой форме закупок заказчик может не учитывать лимит по закупкам среди СМП в 20 млн р.

Заказчик может распределить закупки среди СМП и СОНКО в произвольном порядке. Он также вправе обеспечить весь объем закупок за счет СМП и ничего не закупить у СОНКО. Главное, чтобы он соблюдал лимит по объему закупок в размере 15% от СГОЗ.

При закупках среди СМП и СОНКО данным участникам предоставляются и другие дополнительные преимущества:

  1. Более сжатые сроки для оплаты заказчиком поставленных товаров, проведенных работ и оказанных услуг (на основании ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Они должны получить денежные средства не позднее 15 рабочих дней после подписания приемочного акта с организатором торгов. В стандартной закупке (не среди СМП или СОНКО) эти сроки составляют 30 календарных дней. По таким контрактам не должны быть начислены штрафы и пени, а суммарная стоимость таких контрактов не может быть менее НМЦК по закупочному извещению (на основании ст. 96 44-ФЗ).
  2. Льготы при внесении обеспечения исполнения контракта. Такие компании вносят обеспечение исполнения контракта, которое рассчитывается на основании цены контракта, а не НМЦК. Они могут получить право на невнесение суммы обеспечения, если подтвердят свою добросовестность документально. В этих целях компании из числа СМП должны предъявить выписку из реестра контрактов, которая указывает на их опыт в реализации как минимум 3 подобных договоров за последние 3 года.
  3. Льготный размер платы за победу в электронной закупке в пользу ЭТП (не более 2000 р.).
  4. Сниженный размер штрафных санкций. Величина штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по контракту устанавливается, как 1% от цены контракта или этапа, но в пределах 5 тыс. р. и не менее 1 тыс. р. (на основании Постановления Правительства №1042 от 2017 года). При проведении закупок на общих основаниях размер штрафных санкций значительно больше.

Заказчикам по ст. 7.30 КоАП грозит административная ответственность за несоблюдение положенных нормативов по объему закупок у СМП. На основании ч. 11 указанной статьи такое нарушение предусматривает штраф для должностных лиц в размере 50 тыс. р.

Преференции для отечественных товаров

В рамках контрактной системы приоритет имеют участники, поставляющие товары, сделанные в РФ или странах-участницах ЕАЭС. Преференции в рамках 44-ФЗ есть не у всех поставщиков, которые поставляют товары российского производства, а только при закупках товаров из определенного перечня.

Он утвержден Приказом Минфина №126н от 2018 года. При закупках товаров с учетом положений Приказа для некоторой иностранной продукции действуют специальные правила допуска. Ранее преференции российским товарам регулировались по Приказу Минфина №155, который утратил силу с ноября 2018 года.

При проведении закупки в форме электронного конкурса, запроса предложений и котировок участники, которые предложили отечественные товары, сделанные в ЕАЭС, получают преимущества в части цены контракта. Для этого ценовое предложение участников с российскими товарами учитывается с преимуществом 15%.

Например, участник с товаром, произведенным в ЕС, предложил цену в 800 тыс. р. Поставщик российского товара сделал предложение в 900 тыс. р. При оценке предложений участников цена отечественного поставщика будет учитываться как 765 тыс. р. (900 тыс. р. – 15%).

Именно он и станет победителем закупки, хотя цена контракта, который подписывается с ним, составит 900 тыс. р.

При проведении закупки в форме аукциона победитель будет определяться в несколько ином формате.

Если участником-победителем предлагается товар иностранного производства, то при наличии предложений от поставщика с российскими товарами контракт будет подписан с ним на условиях сниженной цены на 15%, тогда как государственный контракт с российским производителем подписывается на условиях предложенной им цены без снижения.

Когда преимущества не предоставляются

Преимущества для участников УИС и общества инвалидов предоставляются заказчиком в обязательном порядке, если закупаются товары, входящие в утвержденный Правительством перечень.

Преимущества не предоставляются участникам УИС и обществу инвалидов только при закупках неконкурентным способом у единственного поставщика.

При закупках у единственного поставщика и с начальной ценой контракта более 20 млн р. не могут предоставляться преимущества для СМП.

Какие документы требуется приложить к заявке

Сведения о предоставляемых преимуществах и документах, которые нужно приложить к заявке, прописываются заказчиком в документации о закупках. Участники обязаны подтвердить свое право на льготы документально и приложить в составе заявок:

  1. Письменное требование о предоставлении преимуществ по Постановлению №649, составленное в свободном формате.
  2. Декларация о принадлежности учреждения к УИС по ст. 28 44-ФЗ.
  3. Декларация о соответствии организации требованиям ч. 2 ст. 29 44-ФЗ для организаций инвалидов.
  4. Декларация о принадлежности субъекта к малому бизнесу и НКО при закупках по нормам ст. 30 44-ФЗ.
  5. Для участников, закупающих товары, работы и услуги в рамках национального режима: декларация соответствия СТ-1 или акт экспертизы ТПП.

Заказчик не вправе запрашивать от участника документы, не соответствующие требованиям 44-ФЗ. За достоверность сведений в декларациях отвечает сам участник. При выявлении несоответствующих действительности данных в декларации сведения об участнике могут быть переданы в РНП.

Таким образом, целями ФЗ-44 являются не только создание открытой конкурентной среды для повышения эффективности расходования бюджетных денег, но и поддержка определенных участников.

По нормам 44-ФЗ льготы предусмотрены для трех категорий участников: субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов и учреждений УИС. Такие преимущества предоставляются на основании ст. 28-30 44-ФЗ.

Также контрактная система предусматривает преимущества для поставщиков российских товаров.

Загрузка…

Проверьте, имеете ли вы право на преференции по 44-ФЗ

По закону о контрактной системе в сфере закупок ряду организаций предоставляются определенные льготы. Если обратиться к толковому словарю, то преференция определяется как предпочтение или особые условия пользования чем-либо.

В то же время, преимущество можно обозначить как выгоду либо превосходство, исключительное право на что-нибудь. Это и есть ничто иное, как преимущества определенным участникам, обозначенные Законом.

Таким образом, оба понятия являются аналогичными.

Итак, в отношении каких категорий организаций 44-ФЗ предусмотрел льготы:

  • организации уголовно-исполнительной системы РФ (необходимо в заявке указать требование о предоставлении привилегий на основании Постановления Правительства);
  • организациям инвалидов (нужно направить декларацию в произвольной форме);
  • малые предприятия или, так называемые, субъекты малого предпринимательства (также необходимо декларирование);
  • некоммерческие организации — СОНКО (требуется направить декларацию о принадлежности к данной категории).

Преференции организациям инвалидов

Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.

Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы.

К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера.

Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества.

Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.

Налоговые льготы

Помимо обозначенных выше моментов применения преимуществ, необходимо отметить также налоговые преференции — это определенного рода преимущества, которые применяются при выполнении указанных условий (ст. 395 Налогового кодекса РФ). К таковым, например, можно отнести упрощенную систему налогообложения или всевозможные отраслевые льготы (в сферах сельского хозяйства, здравоохранения либо промышленности).

Преференции поставщикам товаров отечественного производства

Также, необходимо обратить внимание и на такую форму преимущества, как льготы участникам закупки, которые предлагают товары отечественного производства.

Подробнее раскрывает вопрос о преференции 155 Приказ от 25.03.2014, изданный Министерством экономического развития.

Он закрепляет условия допуска товаров иностранного происхождения с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Преференции для организаций уголовно-исправительной системы

Если победителем признается организация уголовно-исправительной системы, она имеет право на льготу — увеличение цены контракта не более чем на 15%, но не более первоначальной стоимости договора.

Приведем пример. Предположим, начальная максимальная цена контракта была равна 3 млн. руб.. Предприятие уголовно-исправительной системы признано победителем с ценой договора 2,7 млн. руб. Воспользовавшись данной привилегией, победитель вправе заключить контракт стоимостью в 3 млн. руб.

Как предоставляются преимущества

Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.

Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.

Некоторые из них нужно прописать в документах планирования. К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.

Ст. 30 Закона закрепляет обязанность заказчика проводить торги с участием только СМП и СОНКО с объемом, равным 15% от общего годового объема закупок.

Преференция по 44-ФЗ что это значит в 2020 году

Некоторые категории предприятий вправе рассчитывать на получение льгот. Регламентом по данному вопросу является ФЗ№44 от 05.05.2013 г. Эти преференции распространяются не только на налоговые платежи, но и на закупки. Что включает в себя данный термин, и кто может воспользоваться специальными предложениями, будет рассмотрено в статье.

Правое регулирование и понятие преференций по 44-ФЗ

В ФЗ №44 собран перечень преференций, рассчитывать на которые имеют право отдельные участники государственного заказа (ст. 28-30). Привилегии полагаются и некоторым поставщикам (ст. 14). Это говорит о том, что в момент оформления государственного контракта заказчик может получить льготы. Они предоставляются не только по ФЗ№44, но и по прочим нормативно-правовым актам:

  • Постановление №649 (2014 г.), содержащее перечень товаров, приобретаемых у организаций уголовно-исполнительной системы;
  • Постановление №341 (2014), включающее список работ/услуг, а также товарных позиций, получаемых от организаций инвалидов;
  • Приказ Министерства экономического развития №155 (2014), в котором прописаны условия допуска иностранных продуктов (замена ему – Приказ Министерства финансов №126н от 2018 г.);
  • Постановление №925 о приоритетных льготах в отношении позиций, изготовленных на территории РФ.

Основная цель ФЗ№44 состоит в создании благоприятных конкурентных условий в ходе осуществления государственных закупок, а также в поддержке определенных групп поставщиков, принимающих в них участие. В соответствии с требованиями ФЗ№44 рассчитывать на льготные условия могут определенные категории лиц. Все преференции в отношении каждой группы участников будут рассмотрены более подробно.

Кто имеет право на преимущества в закупках

Есть несколько категорий лиц, принимающих участие в закупках, в отношении которых правительством устанавливается перечень льгот:

  • организации, в составе которых присутствуют инвалиды в количестве более 80% (ст. 29);
  • учреждения, относящиеся к УИС, а также предприятия, действующие в рамках данной системы (ст. 28);
  • некоммерческие структуры, имеющие социальную ориентированность, если они учреждены фондами негосударственного и муниципального типа (ст. 29);
  • представители малого предпринимательства, роль играет среднесписочная численность персонала, а также размер полученных за год доходов (ст. 30).

Чтобы воспользоваться выгодными условиями, рассмотренные субъекты должны отвечать определенному набору требований. Также есть перечень преференций, имеющих отношение к национальному режиму.

В этом случае потенциальный список лиц, принимающих участие в закупках, не ограничивается.

К ним могут относиться физические и юридические лица, реализующие товары российского или импортного производства.

Схема предоставления преференций

Схемы реализации рассмотренных преференций многочисленны.

  1. Если речь идет об учреждениях УИС, стоимость может быть повышена на 15% при поступлении соответствующего требования от победителя торговых сделок.
  2. Организации инвалидов получают свои преимущества в соответствии с аналогичным режимом. Они могут рассчитывать на повышение стоимости государственного контракта, максимальная сумма увеличения равна 15%.
  3. Представители малого бизнеса, а также некоммерческие организации вправе принимать участие в отдельных закупках, которые недоступны субъектам крупного бизнеса. Лимит составляет 20 млн. рублей. Также эти категории лиц имеют некоторые привилегии в плане оплаты: оплата государственных контрактов происходит на протяжении 15 дней, в то время как в общем случае на это отводится 30 дней.
  4. Если говорить о национальном режиме, участник государственных закупок, желающий воспользоваться льготами, предоставляет сертификат или декларацию. Приобретение иностранных товаров в этом случае может быть запрещено.

Какие документы требуется представить в заявке

Перечень подаваемых бумаг зависит от конкретного субъекта.

  1. От УИС требуется письменное требование.
  2. От организаций инвалидов – декларация, подтверждающая факт соответствия базовым условиям.
  3. От НКО – декларация, свидетельствующая о принадлежности к определенной категории.
  4. От тех, кто реализует отечественную продукцию, документ СТ-1, а также акт проведения экспертизы.

Если участнику довелось столкнуться с требованием о предоставлении документов, которые отсутствуют в ФЗ№44, он может написать на заказчика жалобу  в адрес антимонопольной службы, что грозит привлечением к административной ответственности. Если же в заявке будут предъявлены неправдивые сведения, заказчик может расторгнуть контракт самостоятельно без пояснения причин.

Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

В отношении субъектов малого предпринимательства требования прописаны в ФЗ№209 от 24.07.2007 г. (ст. 4). Их доля в УК не должна превышать 25%, а среднее количество работников – 100 человек. Годовая выручка не должна составлять свыше 800 млн. р.

Преимущества в закупках по статьям 28 и 29 44-ФЗ

Главной целью формирования системы государственного регулирования закупочных процедур было создание равных условий для всех участников тендера. Однако ст. 28 и 29 44-ФЗ вносит оговорки и выделяет ряд привилегий определенным компаниям. Так, преференции получают общероссийские организации инвалидов и уголовно-исполнительные предприятия.

Получение такого преимущества предполагает заключать контракты с вышеуказанными категориями на условиях увеличения цены контракта на 15 %, но не превышая при этом начальную максимальную цену.

Возможны варианты увеличения единичной стоимости товаров в том же базовом эквиваленте. Это позволяет мотивировать организации инвалидов и уголовно-исполнительные предприятия на участие в закупочных процедурах, а также предоставляет им право конкурировать с представителями среднего и крупного бизнеса.

Преимущества, предусмотренные статьями 28 и 29 федерального закона 44-ФЗ, не затрагивают неконкурентные способы процедур. Например, закупки у единственного поставщика.

Привилегии, указанные в 44-ФЗ являются не просто правами, а обязанностями заказчика и подлежат обязательному включению в закупочную документацию и публикации на ЕИС.

В случае, если победителем в тендере признается уголовно-исполнительное предприятие или общероссийская организация инвалидов, будущий контракт заключается на преимущественных условиях, предложенных на момент публикации закупки.

Для подтверждения этого права статьей 28 и 29 федерального закона 44-ФЗ предусмотрена обязанность льготной категории участников закупки прикладывать подтверждающие документы.

Преимущества уголовно-исполнительных учреждений

Для начала определим, кто может быть претендентом на получение привилегий.

Российское законодательство регулирует перечень учреждений, которые относятся к уголовно-исполнительной системе, статьей 16 УИК РФ. Также ряд разъяснений предоставлен в Постановлении Правительства № 89 от 01.02 2000 года.

Согласно нормативным документам к ним относят:

  • уголовно-исполнительные инспекции;
  • исправительные центры;
  • арестные дома;
  • колонии-поселения, воспитательные колонии;
  • лечебные исправительные учреждения;
  • тюрьмы;
  • колонии общего и строгого режима;
  • следственные изоляторы;
  • военные представительства;
  • исследовательские, медицинские, проектно-образовательные организации, которые отвечают за осуществление деятельности уголовных предприятий.

Государственные и муниципальные заказчики должны предоставлять преимущества предприятиям уголовно-исполнительной в тех случаях, когда объектом закупки является следующий перечень товаров:

  • кормовые и растительные культуры;
  • любая молочная продукция;
  • водоросли;
  • уголь;
  • колбасные изделия;
  • мука и хлебная продукция;
  • консервированные продукты;
  • сахар, яйца, дрожжи;
  • столовые приборы и принадлежности;
  • холодильники и другие электроприборы;
  • кровати и тумбы.

Региональные власти вправе увеличить перечень продукции, ориентируюсь при этом на местные представительства уголовно-исполнительной системы.

Порядок, определяющий процедуру подачи заявки на участие в открытом конкурсе, определяется ст. 51 44-ФЗ. Потенциальный участник предъявляет стандартный комплект документов на закупку и обязательно прилагает документы, подтверждающие его право на получение преимущества.

Для получения преференции при проведении госзакупок уголовно-исполнительные учреждения предоставляют декларации о своей принадлежности к льготным категориям.

Такой документ составляется на фирменном бланке организации и допускает произвольное заполнение. Декларация размещается на торговой площадке и подписывается ЭЦП.

Подтверждением принадлежности компании к льготной категории служат прикрепленные в личном кабинете Устав и выписка из ЕГРН. Никаких других документов заказчики не вправе требовать.

Если документация направляется в конверте на бумажном носителе, право на льготу подтверждается предоставлением такого же перечня, но с заверением живой печатью и подписью уполномоченного лица.

Учреждения уголовно-исполнительной системы, в случае победы в тендере, получают преференции по нормам статьи ст. 28 44-ФЗ. Контракт с ними заключается по цене, которая выше предложенной на величину до 15%.

Преимущества организаций инвалидов

Общественные организации инвалидов согласно ст. 29 44-ФЗ должны отвечать определенным требованиям для возможности получения преференции при закупочных процедурах:

  • для всероссийских организаций и союзов численность лиц, имеющих инвалидность, должна составлять не менее 80 %;
  • в случае, если уставный капитал предприятия сформирован ассоциацией инвалидов, их число должно равняться не менее 50 % от общего количества участников. Фонд оплаты труда людей с ограниченными возможностями в таком случае должен составлять не менее 25 % от суммарного показателя.

Число инвалидов определяется как отношение к общему числу участников, которые имеют право голоса на совещаниях и собраниях.

Постановление Правительства № 341 четко определяет перечень товаров, закупки которых проводятся с предоставлением преференциям организациям инвалидов:

  • мясные полуфабрикаты;
  • сокосодержащая продукция;
  • овощные консервы;
  • бутилированная вода;
  • текстильная и трикотажная продукция;
  • металлические изделия;
  • мебель;
  • средства личной гигиены;
  • полиграфическая продукция.

Ниже представим алгоритм проведения закупки при участии претендентов на получение преференции:

  • на конкурентных условиях проводится закупка и определяется победитель;
  • победитель подает заказчику заявление в свободной форме о наличии преимуществ согласно ст. 29 44-ФЗ;
  • заказчик проверяет организацию на соответствие признаков, указанных в законе;
  • проект контракта изменяют и корректируют стоимость цены в сторону увеличения.

При проведении тендеров с несколькими лотами цена за единицу товара увеличивается на 15 % по каждому из них.

Ответственность

Если государственным заказчиком были допущены нарушения и не предоставлены преимущества победителю закупки в рамках статей 28 и 29 44 Федерального закона, к нему применимы следующие виды ответственности:

  1. Административная — наступает при отказе в преференциях лицу, имеющему на это право согласно закона. Ответственность предполагает наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей согласно составленного акта. Если в ЕИС не была опубликована информация о проведении закупки льготной категории товаров, штраф на должностное лицо равен 15 000 рублей, а для организации заказчика — 50 000 рублей.
  2. Уголовная — предусматривается в тех случаях, когда в результате непредоставления преференции общероссийской организации инвалидов, та понесла существенные убытки либо был установлен факт получения незаконной выгоды.
  3. Гражданско-правовая — применима в тех ситуациях, когда победителем закупки был предъявлен иск с целью возмещения ущерба. Это актуально в случаях, когда госзаказчик не предоставил преференцию полностью либо частично. В таких случаях размер возмещения определяется исключительно в арбитражном суде.

44-ФЗ предлагает ряд преимуществ при закупках определенных товаров и услуг организациям инвалидов и участникам уголовно-исполнительной системы. В случае нарушения прав льготной категории государственные заказчики и должностные лица будут нести ответственность, включая уголовную.

( 1 оценка, среднее 5 из 5

Как предоставить преференции участникам закупки по 44-ФЗ

Преимущества по Закону N 44-ФЗ предоставляют организациям инвалидов, учреждениям уголовно-исполнительной системы (УИС), субъектам малого предпринимательства (СМП), социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО), а также участникам, предложившим товары из ЕАЭС. Преимущества нужно предоставить только при конкурентных закупках. Если покупаете у единственного поставщика, их устанавливать не надо. Чтобы предоставить преференции, увеличьте цену участника при заключении контракта или уменьшите ее для оценки заявок.

При закупках у СМП и СОНКО нужно ограничить участие в этой закупке или обязать привлечь СМП и СОНКО на субподряд. Все преференции вы обязаны указать в плане-графике, извещении и документации о закупке. В противном случае вас оштрафуют на 3 тыс. руб.

Преференции зависят от того, каким участникам они предоставляются.

Так, если вы заключаете контракт с организацией инвалидов или учреждением (предприятиям) УИС, нужно увеличить предложенную ими цену на величину до 15% (ч. 4 ст. 27, ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ).

На закупки у СМП и СОНКО вы должны потратить минимум 15% своего СГОЗ (ч. 4 ст. 27, ч. 1, 3, 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).

А при закупке товаров из России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии вы должны снизить цену товара на 15%, чтобы повысить рейтинг заявки участника на конкурс, котировку или запрос предложений.

Если вы закупаете эти же товары путем электронного аукциона и они не из ЕАЭС, то вам нужно снизить цену победителя на 15%.

На это указано в ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, п. п. 4 — 7 Приказа N 155.

Преимущества организациям инвалидов вы обязаны предоставить, если закупаете товар из Перечня N 341. Это относится только к конкурентным закупкам. Если покупаете у единственного поставщика, преимуществ устанавливать не нужно.

Особо обратите внимание на то, как формировать объект закупки. Включать в один лот можно только товар из Перечня N 341 (п. 5(1) Правил предоставления преимуществ организациям инвалидов).

Чтобы предоставить преимущества, укажите информацию о них в плане-графике, извещении и документации. Оцените заявку организации, которая претендует на преференции, и заключите контракт.

Как указать информацию о преимуществах в плане-графике

Укажите в столбце 25 плана-графика, что при закупке вы предоставляете преимущества инвалидам. Достаточно просто указать «да».

В электронной версии плана-графика в ЕИС нужно поставить отметку в подблоке «Преимущества, предоставляемые участникам закупки в соответствии со ст. ст. 28 и 29 Федерального закона N 44-ФЗ».

Обратите внимание, что если НМЦК конкурса или аукциона более 20 млн руб., то в плане-графике (графа 20) установите обеспечение заявки не более 2% (ч. 17 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

Как включить сведения о преимуществах в извещение и документацию

Вам нужно указать в извещении и (или) документации (ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ):

  • на сколько процентов вы поднимете цену, если победит организация инвалидов.

Рекомендуем указать: 15%, но не более чем НМЦК.

Такой позиции придерживаются Минэкономразвития России и Минфин России. Вы можете установить меньше 15%, но приготовьтесь отстаивать это в контрольном органе или судах по жалобам участников, хотя ФАС России такое и поддерживает. Например, заказчик установил 1%, и контрольный орган признал это допустимым (Решение Краснодарского УФАС России от 31.07.2018 по делу N ЭА-1245/2018);

Пример формулировки преимуществ для инвалидов в документации

Преимущества предоставляются организациям инвалидов в размере 15% от предложенной цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта. Преимущества предоставляются следующим организациям (ч. 2 ст. 29 Федерального закона N 44-ФЗ):

  • общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданным как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
  • организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25%.
  • требование о том, что участник должен предоставить в заявке заявление в свободной форме о его соответствии ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ (п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 4 ч. 6 ст. 54.4, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 5 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).

Пример формулировки требования и формы заявления

Для подтверждения права на преимущества в соответствии со ст. 29 Закона N 44-ФЗ участник должен представить заявление в произвольной форме о своем соответствии критериям, установленным в ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ. Заявление можно предоставить по форме:

  • Рекомендуемая форма
  • (для организаций инвалидов)
  • Заявление
  • о соответствии критериям, установленным

ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ

___________________________________________________________________ (полное наименование участника закупки)

в лице

__________________________________________________________должность, Ф.И.О. руководителя, уполномоченного лица)

Заявляем о нашем соответствии критериям, установленным ч. 2 ст. 29 Закона N 44-ФЗ, а именно (выбрать п. 1 или п. 2) о том, что являемся:

  • общероссийской общественной организацией инвалидов, состоящей не менее чем на 80% из инвалидов и (или) их законных представителей;
  • организацией, уставный (складочный) капитал которой полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. Среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25%.

Если вы не укажете информацию в извещении и документации о закупках, вам грозит штраф 3 тыс. руб. (Решение Краснодарского УФАС России от 22.11.2016 по делу N ЭА-1793/2016).

  1. Как рассмотреть заявки организаций инвалидов
  2. Прежде всего убедитесь, что организация общероссийская.
  3. Проверьте регионы ее деятельности и ее учредителей по выписке из ЕГРЮЛ или уставным документам.

Если вам предоставила заявку региональная (местная) организация, то не спешите ее отклонять. Она может оказаться структурным подразделением всероссийской организации инвалидов.

Чтобы это проверить, посмотрите в уставе или выписке из ЕГРЮЛ, кто учредитель. Это должна быть всероссийская организация инвалидов. Также посмотрите устав всероссийской организации — учредителя. В нем должно быть установлено право создавать свои региональные (местные) отделения или представительства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *