Сфера обеспечения государственных и муниципальных нужд постоянно требует пристального внимания и тщательной регулировки с законотворческой точки зрения в силу своей специфичности.
Но прежде напомним, что основными участниками рассматриваемых правоотношений являются:
- заказчик, представляющий федеральные, региональные или муниципальные интересы;
- исполнитель – компания, победившая в торгах.
Основным средством, регулирующим хозяйственные отношения указанных сторон, выступает договор. При разработке условий договора участники, в свою очередь, обязаны опираться на актуальную нормативно-правовую базу, которую на сегодняшний день составляют:
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный Закон № 44 РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Оба нормативных актов предусматривают вынужденную меру защиты управомоченных сторон договора против контрагентов, не исполняющих условия контракта. В их числе:
- прекращение договора по взаимному соглашению сторон;
- прекращение сделки в судебном порядке;
- расторжение договора в одностороннем порядке одним из участников сделки.
И если подход к средствам борьбы с недобросовестным подрядчиком можно счесть надлежащим, то единоличное прекращение договорных обязательств заказчиком нуждается в более взвешенном подходе со стороны законотворцев в связи с недостаточной проработанностью современных правовых механизмов.
Причины расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком
Вышеуказанные законодательные акты и, в частности Закон № 44-ФЗ презентован в качестве способа устранения коррупционной составляющей из сферы государственных закупок.
Так, в целях предотвращения злоупотреблений со стороны заказчика на законодательном уровне предустановлены основания для единоличного досрочного расторжения договора.
Часть из них зависит от компетентности и добросовестности поставщика:
- существенные нарушения исполнения взятых на себя поставщиком обязательств;
- исполнитель предоставил ложную информацию о своей деятельности и не соответствует уровню, предъявляемому к участникам государственных торгов.
Кроме того, некоторые основания для одностороннего расторжения контракта заказчиком проистекают из самого документа:
- право сторон на однонаправленное расторжение контракта должно быть указано в самом контракте;
- в иных случаях указанное право неразрывно связано с юридической конструкцией самого договора.
Методы регулирования рассматриваемого вопроса проистекают из буквального понимания термина «одностороннее расторжение». Это означает следующее:
- сделка окончательно прекращена с того момента, когда противоположная сторона получила надлежащее уведомление о решении по расторжению договора;
- для применения своих прав сторона, решившая прекратить договорные отношения, не нуждается в обращении в суд, равно как не требуется согласие «отказного» контрагента.
При этом нельзя не заметить, что нормы Закона № 44-ФЗ содержат возможность для реализации легальных схем, способных полностью устранить законную конкуренцию. В частности, этому способствует право заказчика на одностороннее расторжение контракта, в ряде случаев практически ничем не ограниченное.
Расторжение контракта заказчиком по 44 ФЗ и ГК РФ
Так, буквальное понимание некоторых статей Закона № 44-ФЗ позволяет клиенту пользоваться основаниями для одностороннего отказа, предусмотренными Гражданским кодексом и в частности статьей 717. При этом реализация этого права сопровождается следующими особенностями:
- не требуется наличие вины со стороны исполнителя.
- расторжение же контракта заказчиком допускается на любом этапе исполнения договора до сдачи окончательного результата работ.
Как подтвердило Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ, Гражданский кодекс императивно установил право сторон на однонаправленный отказ от исполнения договора, и это право не может быть ограничено соглашением участников договора.
Это означает, что если стороны заключили договор, отвечающий следующим условиям:
- указано право заказчика на единоличное прекращение контракта;
- но не содержится никаких ограничений этого права,
заказчик может в свободном порядке расторгнуть заключенный договор с подрядчиком, выигравшим аукцион на оказание услуг для государственных нужд. В этом случае даже санкции, применяемые к заказчику в других ситуациях, могут оказаться неэффективными. Рассмотрим их подробнее, это:
- право поставщика на отзыв решения заказчика в случае устранения поставщиком ошибок, повлекших за собой расторжение контракта.
Очевидно, что воспользоваться этим правом не удастся, поскольку заказчик может не предъявлять к подрядчику никаких требований и не называть причин расторжения договора.
- право поставщика на возмещение убытков, причиненных подобным решением.
Сложность в применении этого права заключается в следующем:
- убытки — достаточно труднодоказуемая правовая категория;
- в случае удовлетворения иска убытки оплачиваются из соответствующего бюджета, а не лично заказчиком;
- разработана оптимальная схема минимизации этих расходов за счет расторжения контракта в самом начале реализации сделки.
Иными словами, несмотря на то, что законодатель лишил заказчика возможность самому выбирать подрядчика, он все же оставил представителям государственной власти методы манипулирования рынком исполнения заказов для государственных нужд.
Обжалование одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ
Поскольку одностороннее расторжение контракта в юридической практике рассматривается как сделка, то, как любую другую сделку, его можно оспорить в судебном порядке. Обжалованию чаще всего подвергаются следующие действия госзаказчика:
- нежелание заказчика забрать решение об отказе в случае устранения выявленных нарушений по исполнению контракта в установленные законом сроки.
В этом случае следует помнить, что удовлетворение иска по данному поводу само по себе еще не означает восстановления договорных отношений.
- обязательное внесение «отказника» в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Этот факт не может не сказаться на карьере поставщика в сфере государственных закупок.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контрактных обязательств влечет за собой не только материальный ущерб, но и наносит вред деловой репутации исполнительного подрядчика.
Главная трудность может заключаться в определении предмета оспаривания, в случае если заказчик воспользовался правом расторжения договора без указания причин.
Кроме того, решение о включении компании в РНП выносит антимонопольная служба, а значит, существует необходимость в обжаловании не только действий заказчика, но и приговора ФАС.
При этом правовая практика свидетельствует о необходимости выполнять все обязательства по расторгаемому договору и устранению недочетов, на которые указывает заказчик, вплоть до возбуждения производства по иску.
Это связано с проверочными действиями представителей антимонопольной службы на предмет:
- надлежащего исполнения работ по спорному контракту,
- мер, которые предпринимались для ликвидации причин расторжения договора.
Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта: правовая помощь
Как видно, оспаривание неправомерных действий представителей государственного заказа возмездного оказания услуг достаточно трудоемко и требует привлечения значительных отраслевых знаний, обширного опыта, навыков и деловых связей.
Учитывая заведомое неравенство переговорных возможностей поставщика и заказчика, имеет смысл говорить об актуальности квалифицированной юридической помощи для более слабой стороны, т.е. подрядчика.
МЮЦ «Адвокат Дигин, Воротников и партнеры» несколько лет оказывает стабильную юридическую поддержку в ситуациях злоупотреблений со стороны заказчика, противоречащих самой идее законодательства о государственных закупках – создание стимула для участия в них.
Сайт компании по оказанию юридических услуг юридическим лицам: advokat-digin.ru.
Расторжение заказчиком контракта по ФЗ № 44 в одностороннем порядке
Можно ли расторгнуть контракт в одностороннем порядке без веских причин?
ФЗ № 44 не связывает право Заказчика на отказ от контракта с конкретными нарушениями со стороны Исполнителя, в законе указано, что право на отказ должно быть закреплено в контракте, а основание для отказа должно быть предусмотрено гражданским законодательством.
Вместе с тем, некоторые положения ГК РФ позволяют Заказчику отказаться от договора без каких-либо причин.
Так, в статье 717 ГК определено, что Заказчик вправе в любой момент до сдачи ему результата отказаться от исполнения договора.
При этом он должен уплатить подрядчику часть цены пропорционально выполненной работы, а также возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда в установленных пределах.
Учитывая тот факт, что при определении оснований для одностороннего отказа от контракта ФЗ № 44 делает отсылку к ГК РФ, формально для недобросовестных Заказчиков появляются правовые возможности для немотивированных односторонних отказов от исполнения контрактов.
На практике сложились разные подходы относительно того, может ли Заказчик отказаться от контракта по правилам статьи 717 ГК РФ, или лишен такой возможности.
Согласно позиции, высказанной Министерством экономического развития РФ, односторонний отказ Заказчика допускается только при нарушении Исполнителем условий контракта. К такому выводу приводит системный анализ частей 8, 9 и 11 статьи 95 ФЗ № 44 [1].
Кроме того, в письмах разъясняется, что ФЗ № 44 предусматривает обязанность Заказчика отменить решение об отказе, если Исполнитель устранил те нарушения, которые привели к указанному решению.
Следовательно, именно нарушения, допущенные Исполнителем, могут являться основанием к принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе.
Указанная позиция нашла отражение и в судебной практике.
Так, Арбитражный суд Северо-Западного округа в своих решениях указал, что признание за Заказчиком безусловного права на отказ от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, позволяет немотивированно отказаться от исполнения контракта в любой момент, что влечет злоупотребления со стороны недобросовестных Заказчиков. Односторонний отказ не может быть произвольным, и допустим только в случае нарушения условий контракта.[2]
Однако в судебной практике встречался и прямо противоположный подход к рассматриваемому вопросу.
Так, в некоторых случаях, оценивая законность отказа Заказчика от исполнения контракта, суды исходили из того, что статья 717 ГК РФ не обязывает Заказчика указывать мотивы отказа от исполнения договора, при этом законом предусмотрено право заказчика по своей инициативе отказаться от контракта.
Гражданское законодательство не ставит право Заказчика на отказ от исполнения контракта в зависимость от факта надлежащего исполнения второй стороной контракта своих обязательств.[3]
Исходя из разъяснений гос.органов и сложившейся судебной практики, в настоящий момент право Заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта находится во взаимосвязи с фактом допущенных Исполнителем нарушений условий контракта. При этом уточняется, что такие нарушения должны быть существенными.
Кроме того, если Заказчик безосновательно отказался от контракта, его могут привлечь к административной ответственности по статье 7.32 КоАП (нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта).
Штрафы в этом случае достигают 50 000 рублей для должностных лиц и 200 000 рублей для юридических лиц.
По нашему мнению, указанная позиция справедлива, ведь только в случае отказа от контракта по причине допущенных контрагентом нарушений можно говорить о равноправии сторон в отношениях, связанных с исполнением гос.контракта.
Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ и ГК РФ
Одностороннее расторжение контракта – почти всегда конфликт. У заказчика есть право расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Возможно ли злоупотребление со стороны заказчика?
Согласно ч. 8 ст.
95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).
- Обязательное уведомление второй стороны;
- Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение 10 (десяти) дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.
Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?
Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.
При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч.23, ст.95 № 44-ФЗ).
Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?
Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.
Подобные ситуации нередко встречаются на пути наших клиентов по комплексному тендерному сопровождению, но мы всегда решаем их, как рядовые задачи.
Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия
- Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч.2, ст.
450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
- В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч.4, ст.34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч.5, ст.34 № 44-ФЗ).
В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.
И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?
№ 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.
Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы, в той части, в какой они не противоречат №44-ФЗ.
«Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч.1, ст.2, № 44-ФЗ).
Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?
Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).
В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Возможны и другие способы уведомления поставщика, например, через электронную почту.
Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).
Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95).
Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95).
Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.
Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95).
Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт — аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше.
Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.
Не устроило качество услуг — заказчик расторгает контракт? Не всегда
- По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).
- Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.
- На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.
Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.
3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.
Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).
Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?
Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.
При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст.
715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В связи с тем, что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.
В соответствии с частью 14 статьи 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.
Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).
Подрядчик нарушил сроки
Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание — не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе, подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.
Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство; согласовать ее с заказчиком и компетентными органами, и передать заказчику.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки, истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.
Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.
При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).
Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок — ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.
Отказ от приемки
Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).
Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.
Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора. То есть в срок до 11.04.2014.
Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.
В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.
Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.
- Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.
- Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.
- Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта и тем более, основанием для одностороннего расторжения контракта.
Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок.
Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014).
Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.
Вывод
Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.
Одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком: основания и алгоритм действий
Из этой статьи вы узнаете:
- Об одностороннем расторжении контракта по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком
- Законные основания одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком
- Алгоритм действий при одностороннем расторжении контракта по 44-ФЗ заказчиком
- Ответственность за необоснованное одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком
- Одностороннее расторжение контракта заказчиком на основании ГК РФ
- Возможна ли отмена одностороннего расторжения контракта заказчиком
Одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком возможно. Это предусмотрено положениями ст. 95 закона 44-ФЗ. Также и поставщик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Могут ли стороны злоупотреблять этим правом? Подобные процедуры жестко регулируются, их нарушение грозит жесткими штрафными санкциями.
Для расторжения контракта в одностороннем порядке заказчик должен действовать в определенном порядке и не забывать, что существует возможность отмены подобного решения.
Одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком
Договор расторгается в нескольких случаях, зафиксированных в ч.
8 ст. 95 закона о госзакупках, а именно: если его стороны смогли договориться; после соответствующего требования суда; если один из участников отказывается выполнять работы по договору согласно ГК РФ.
Одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком осуществляется на базе положений гражданского законодательства. Однако для этого договор должен содержать в себе соответствующую возможность, о чем говорится в ч. 9 ст. 95 интересующего нас закона.
Закон 44-ФЗ (а именно части 12–22 ст. 95) фиксирует такие правила отказа от работы по договору одной из сторон:
- вторая сторона должна получить уведомление от инициатора расторжения;
- решение отменяется, если за десять дней после уведомления были устранены нарушения, допущенные одним из участников соглашения.
Если стороны заранее прописали в контракте возможность его расторжения в одностороннем порядке, инициатором может выступать не только заказчик, но и исполнитель.
Когда соглашение разрывается по причине отказа одной из сторон от работы по договору согласно ч. 23 ст. 95 44-ФЗ, другой стороне по ее требованию возмещается только фактически причиненный такими действиями ущерб.
Возможна ли ситуация, в которой исполнитель качественно завершил все работы в срок, а покупатель не подписывает формы КС, оплаты, хочет разорвать соглашение, чтобы сэкономить? У такого хитрого заказчика ничего не выйдет, ведь ему придется указать весомую причину для подобных действий. Кроме того, даже если ему удастся расторгнуть договор, он должен оплатить выполненные работы.
Законные основания одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком
jpg»>
Оба участника соглашения имеют право на односторонний отказ от работы по договору, если в закупочной документации, проекте контракта предусмотрены необходимые для этого положения. Если последние отсутствуют, придется направить обращение в суд.
Нужно понимать, что инициатор должен предоставить существенные основания, чтобы договор утратил свою юридическую силу.
Исполнитель может прибегнуть к одностороннему расторжению контракта по 44-ФЗ, если заказчик:
- Без оснований отказывается принимать поставленные ему по условиям договора ТРУ.
- Не соблюдает существенные положения соглашения. В том числе, он может срывать сроки перечисления аванса либо оплаты за все работы.
- Делает невозможным исполнение обязательств поставщиком, что зафиксировано сторонними экспертами.
- Отказывается от пересмотра цены после ее существенного повышения, которое не имеет отношения к действиям поставщика. К этому нередко приводит рост стоимости как самих ТРУ, так и материалов, необходимых для осуществления работ. Отметим, что о данной норме нужно помнить поставщикам, работающих по контракту, рассчитанному не менее чем на три года и на сумму от 500 миллионов рублей.
Если одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ инициирует заказчик, он может воспользоваться такими основаниями:
- Предоставленные ТРУ не отвечают условиям, зафиксированным в соглашении.
- Поставщик недобросовестно выполняет условия контракта, в том числе не соблюдает сроки.
- Исполнитель не начинает работы, обозначенные сторонами в тексте договора.
- По действиям поставщика понятно, что он не сможет уложиться в изначально зафиксированный в соглашении срок.
В контракте обязательно должно содержаться условие, допускающее разрыв договора одним из участников соглашения, а инициатору придется предоставить серьезные основания для этого. Если оба условия соблюдаются, нужно четко представлять себе, какие именно действия должны далее выполняться сторонами.
Алгоритм действий при одностороннем расторжении контракта по 44-ФЗ заказчиком
Чтобы отказаться от работ, покупателю придется:
- Провести экспертизу ТРУ, то есть выявить, зафиксировать несоблюдение условий соглашения.
- Принять решение об отказе от выполнения условий договора. Факт должен быть зафиксирован в письменном виде, также указывается, кто его принял и каковы основания.
- Разместить указанный выше документ на портале ЕИС не позже, чем через три рабочих дня. Срок установлен в соответствии с ч. 12 ст. 95 закона о госзакупках.
- Сообщить второй стороне о намерении расторгнуть договор в течение трех рабочих дней. Считается, что поставщик получил уведомление в день вручения ему документа либо получения подтверждения вручения. В другом случае такая дата устанавливается через 30 дней после размещения данных в ЕИС, если заказчику становится известно об отсутствии исполнителя по внесенному в договор адресу. Для уведомления закон дает возможность использовать любой из приведенных далее способов: телеграмму, факс, электронную почту, иные варианты, позволяющие получить письменное свидетельство вручения.
- Решить, расторгать контракт либо отменить данную процедуру через 10 дней после получения поставщиком уведомления. За эти десять дней проблема может быть устранена, а расходы покупателя компенсированы.
- В течение рабочего дня опубликовать информацию о расторжении в ЕИС, о чем говорится в п. 26 ст. 95 закона 44-ФЗ. Отметим, что данная норма не затрагивает договоры, предполагающие работу с государственной тайной.
- Передать сведения в ФАС, чтобы поставщик был занесен в РНП. На эти действия дается три дня после вступления решения в силу. Нужно понимать, что речь идет не о праве заказчика, а об установленной законом обязанности. Если заказчик решит скрыть либо предоставить недостоверную информацию, его ждет штраф размером 20 тысяч рублей.
После того как исполнитель внесен в РНП, он не утрачивает своих прав, обязанностей по заключенным ранее соглашениям. Иными словами, данный факт не может стать причиной для одностороннего расторжения всех остальных контрактов по 44-ФЗ заказчиками.
Если исполнитель хочет избежать занесения в РНП, он либо изначально добросовестно выполняет условия соглашения, либо оспаривает в суде решение покупателя.
Если суд прислушается к его доводам, исполнитель восстановит репутацию и сможет дальше участвовать в госзакупках по 44-ФЗ.
Далее заказчик может повторно организовать торги, то есть закон не дает ему права подписать договор с исполнителем, который во время первых торгов занял второе место.
Важно! Только ФАС решает, будет ли исполнитель внесен в РНП. Данные санкции могут не последовать за односторонним отказом организатора торгов, если у ведомства не будет для этого оснований.
Иногда поставщик уверен, что односторонний разрыв соглашения был инициирован без существенного повода, либо считает, что заказчик в своих действиях отказался от зафиксированного законодательством алгоритма. Тогда он должен направить заявление в ФАС. Если эта служба установит, что заказчик принял незаконное решение, оно утрачивает свою силу.
Исполнитель может сам составить и направить жалобу в ФАС или, что более рационально, воспользоваться услугами профессионалов. Дело в том, что тогда сотрудники ведомства не смогут отклонить документ по формальным признакам.
Ответственность за необоснованное одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком
jpg»>
Если заказчик не соблюдает зафиксированный законом порядок расторжения госконтракта, его ждет административная ответственность в соответствии с ч. 6 ст. 7.32 КоАП.
Для должностных лиц штрафные санкции находятся на уровне 50 тысяч рублей, для юридических лиц сумма гораздо выше – 200 тысяч рублей.
Заказчик может быть привлечен к ответственности по результатам проверки ФАС. Поводом для ее осуществления нередко становится жалоба поставщика.
Одностороннее расторжение контракта заказчиком на основании ГК РФ
Существует ряд положений ГК РФ, благодаря которым заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке, не имея на то каких-либо причин. Согласно ст.
717 ГК, он обладает правом в любой момент до сдачи результата поставщиком отказаться от работы по условиям соглашения.
В таком случае ему придется уплатить продавцу сумму, соответствующую выполненной работе, и возместить убытки, связанные с прекращением договора подряда.
Закон 44-ФЗ устанавливает основания для одностороннего отказа, ссылаясь на ГК РФ. Это приводит к тому, что формально недобросовестные заказчики получают законную возможность без объяснения причин расторгать договоры в одностороннем порядке.
Однако практика показывает, что мнения разных ведомств по вопросу о том, может ли заказчик отказаться от контракта в соответствии со ст. 717 ГК РФ, сильно отличаются.
Министерство экономического развития РФ, опираясь на части 8, 9 и 11 ст. 95 44-ФЗ, придерживается позиции, что такой односторонний отказ возможен, лишь когда исполнитель пренебрег условиями договора.
Также отметим, что в письмах ведомства дается пояснение: решение о расторжении отменяется, если продавец устранил допущенные ранее нарушения, ставшие причиной недовольства заказчика.
Иными словами, именно нарушения поставщика играют роль основания для одностороннего отказа от работ по контракту.
Именно данной позиции придерживаются суды.
Например, Арбитражный суд Северо-Западного округа указал, что признание за заказчиком безусловного права на отказ от контракта по ГК РФ дает возможность в любой момент немотивированно отказаться от работ по договору.
А это может стать причиной для злоупотребления недобросовестными покупателями. Произвольный односторонний отказ невозможен, для расторжения необходимы веские причины, к примеру, нарушение положений контракта.
Но нужно понимать, что прямо противоположный подход к рассматриваемому вопросу также встречается в судебной практике. Иногда суды при установлении права заказчика на отказ от работ по договору опираются на тот факт, что по ст.
717 ГК РФ этот участник контракта не обязан указывать мотивы своего решения. Кроме того, закон фиксирует его право инициировать расторжение контракта.
ГК РФ дает заказчику право отказаться от контракта вне зависимости от качества работ второй стороны.
Опираясь на разъяснения, полученные от государственных органов, сведения, касающиеся судебной практики, можно прийти к такому выводу: покупатель получает право отказаться от работ после установления факта существенных нарушений, допущенных второй стороной.
Безосновательный отказ от соглашения со стороны заказчика может привести к привлечению последнего к административной ответственности. При этом действует статья 7.32 КоАП, применяемая при нарушении порядка одностороннего расторжения договоров.
Для должностных лиц предусмотрен штраф размером 50 000 рублей, а для юридических лиц – 200 000 рублей.
Данная позиция справедлива, поскольку расторжение контракта только при наличии веских оснований устанавливает равноправные отношения между участниками договора.
Возможна ли отмена одностороннего расторжения контракта заказчиком
По закону, решение отменяется один раз.
Исполнителю дается десять дней после получения упомянутого выше уведомления на устранение нарушений.
Если он уложился в данный временной отрезок, возместил покупателю затраты на экспертную оценку, процедура разрыва соглашения останавливается, а стороны продолжают совместную работу.
В такой ситуации необходимо подготовить решение об отмене в письменном виде, после чего опубликовать его в ЕИС.
Одностороннее расторжение является оперативным способом отказа от работ по контракту. С его помощью оба участника соглашения могут защитить свои интересы, законные права, если в процессе работ допускаются серьезные нарушения. Участнику договора, потерпевшему от нарушений, допущенных партнером, закон дает право на получение компенсации, возмещение потерянных средств.
В процессе одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ заказчик должен четко следовать установленному алгоритму действий.
В первую очередь, ему необходимо сообщить исполнителю о таких намерениях, после чего начинается отсчет десяти дней, за которые продавец может исправить недостатки, предотвратив таким образом разрыв контракта.
Несоблюдение заказчиком установленного порядка влечет за собой административную ответственность и штрафные санкции.
Расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ — Бухонлайн
В 44-ФЗ подробно расписаны все правила расторжения контракта в одностороннем порядке. По поводу обоюдного согласия поставщика и заказчика особого порядка нет. Законодатель предусмотрел только такую возможность и не более. Поэтому сторонам придется ориентироваться на нормы Гражданского Кодекса.
Соглашение о прекращении договорных обязательств заключается в той же форме, что и исходный контракт. Оно оформляется в письменном виде и заверяется подписями и печатями обеих сторон. Если на момент расторжения какие-либо обязательства по договору уже были исполнены, то требовать возврата своих затрат стороны не вправе.
https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru
Немаловажным вопросом становится порядок возврата обеспечения контракта. Законодательно предусмотрено, что оно возвращается после полного исполнения поставщиком своих обязательств. В случае расторжения контракта заказчик иногда пытается оставить залоговую сумму себе.
При этом он основывается на правилах ГК РФ и расценивает обеспечение контракта, как компенсацию понесенных убытков в результате неисполнения поставщиком обязательств.
Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44. Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ.
В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке.
Существенность обстоятельств — довольно субъективный критерий.
Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию — это о том, чтобы оно было оформлено документально.
Согласно нормам статьи 453 ГК РФ единственное последствие для сторон, наступающее после того как контракт расторгнут — это прекращение взаимных обязательств. Заказчик не вправе внести информацию о бывшем партнере в реестр недобросовестных поставщиков.
Во-первых, нужно известить партнера о намерении разорвать контракт. Делается это любым способом, главное — чтобы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о вручении телеграммы или отчет о прочтении по электронном почте).
С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого «провинившаяся» сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).
Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг.
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
- В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.
- Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте здесь.
- По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия
И, конечно же, если заказчик расторгнул контракт без вашего желания и без веских причин, определенных законом, то не стоит отчаиваться. Свои права всегда можно отстоять в суде.
Прекращение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: порядок действий Сначала нужно разобраться, стоит ли вносить в контракт возможность его расторжения по соглашению сторон. Как правило, это не обязательно.
Оно оформляется аналогично контракту. Получив подписанный документ, скрепить его своей подписью. Контракт считается расторгнутым с момента его подписания обеими сторонами или же с той даты, которая в нем указана.
Последний этап – это внесение сведений о расторжении документа в реестр контрактов. Это требуется сделать в течение 3 дней.
Вносят дату прекращения, основание, а также наименование, дату и номер соглашения. Детально описывать причину не нужно – лишь указать код «01».
Заказчик не вправе внести информацию о бывшем партнере в реестр недобросовестных поставщиков.
По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия № Причина Чем регламентируется 1 Несвоевременная оплата заказчиком оказанных услуг/поставленного товара/выполненных работ.
По общему правилу, сумма обеспечения возвращается после окончательного исполнения всех условий контракта. Но иногда заказчики поступают неправильно и пытаются оставить всю сумму обеспечительных мер себе, в качестве компенсации понесенных убытков за несвоевременное прекращение действия договора.
В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения.
https://www.youtube.com/watch?v=upload
- Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
- Отметим, что в случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчиком не направляются в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральная антимонопольная служба), сведения и информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков.
- СОГЛАШЕНИЕ
- О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.
г. _______________ «__» __________ 20 __ г.
(Полное наименование государственного (муниципального) заказчика) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.
- Взаиморасчёты между Сторонами по контракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме. На момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы) на сумму _____ (______) рублей ____ копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы)Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.
Стороны претензий друг к другу не имеют.
В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы), а Заказчик обязан принять и оплатить фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы).
Предлагаем ознакомиться: Можно ли оспорить дарственную на комнату
В законе № 44-ФЗ нет перечня ситуаций, в которых госконтракт можно расторгнуть по обоюдному согласию сторон. Обычно такая процедура применяется, если:
- поставщик не может выполнить свои обязательства вследствие форс-мажорных обстоятельств (наводнение, войны, забастовки, санкции и т.д.);
- истек срок контракта, а заказчик не выкупил весь заявленный объем товара;
- у заказчика пропала необходимость в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт без возмещения ущерба;
- заказчик не получил из бюджета необходимое финансирование;
- поставщик не может исполнить свои обязательства, а заказчик согласен отказаться от госконтракта.
Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков
Закон № 44-ФЗ о госзакупках предусматривает возможность расторжения контракта по соглашению сторон, но никак не регламентирует данную процедуру. Поэтому в данном вопросе следует опираться на нормы главы 29 Гражданского кодекса, которая устанавливает общий порядок изменения и расторжения договоров.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
В статье 452 ГК РФ сказано, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. То есть на бумаге или в электронной форме.
Текст соглашения может составить либо заказчик, либо поставщик. В документе следует указать:
- реквизиты сторон,
- причины расторжения госконтракта,
- количество уже поставленного и оплаченного товара,
- сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
- отсутствие взаимных претензий.
Составитель соглашения подписывает его, ставит печать (при ее наличии) и направляет документ на подпись контрагенту. Контракт считается расторгнутым с момента его подписания обеими сторонами.
Сведения о расторжении контракта заказчик направляет в Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). В систему заносятся сведения о дате прекращения государственного контракта, основания для его расторжения, а также реквизиты соответствующего соглашения сторон.
Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме
Причина № 3. Чем регламентируется. Преднамеренное создание заказчиком обстоятельств, препятствующих исполнению контакта (например, не предоставление материалов) Пункт 1 статья 719 ГК РФ
Обоюдный отказ сторон от исполнения ранее взятых на себя обязательств возможен в следующих ситуациях:
- У заказчика пропадает необходимость в закупке оговоренных товаров или услуг.
- Исполнение контракта не представляется возможным из-за действия сторонних факторов.
- До заказчика не были доведены соответствующие финансовые средства со стороны государственного бюджета, вследствие чего оплата поставленных товаров или услуг невозможна.
- Если срок контракта истек, но заказчик не выбрал весь заявленный объем товара.
- Поставщик утратил возможность своевременно выполнить свои обязанности, а заказчик согласен отказаться от контракта.
Такое правило предусмотрено статьей 451 Гражданского Кодекса. Существенными признаются только те ситуации, при наступлении которых раньше контракт вовсе не был бы заключен.
Последствия расторжения контракта по согласию обеих сторон регламентированы 453 статьей ГК России. Главным результатом такой процедуры становится отсутствие взаимных претензий друг к другу.
Все обязательства аннулируются.
Единственным требованием, которое может предъявить заказчик поставщику, становится исполнение гарантийных обязательств на товары или услуги, которые были ранее поставлены в рамках заключенного контракта.
Причина № 4. Чем регламентируется. Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам. Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке. Пункт 6 статья 709 ГК РФ.
Повод №7 Чем регламентируется: Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Пункт 15 статья 95 Федерального закона №44 7 Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Поставщик должен помнить, что заказчик не имеет права заносить его имя в РНП и применять санкции, если контракт был расторгнут по взаимному письменному соглашению сторон.
Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию — на официальном сайте. в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее — Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.
Согласно ч.
3 названного Положения отчет размещается заказчиком в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Если нет доказательств надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, значит нет причин для включения в РНП. Дело № А51-25356/2015
Федеральный закон № 44-ФЗ о госзакупках предусматривает несколько способов расторжения госконтракта:
- по соглашению сторон;
- по решению суда;
- по инициативе заказчика;
- по инициативе поставщика.
Чаще всего контракты прекращаются по обоюдному согласию сторон. Это самая простая процедура, которая не влечет за собой рисков ни для госзаказчика, ни для поставщика. По данным Минфина в 2018 году по такой схеме было расторгнуто более 441 тыс. заключенных государственных контрактов. Это почти 98% от числа всех расторгнутых договоров.
Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час
Последствия расторжения контракта по согласию сторон регламентированы статьей 453 Гражданского кодекса. Главное последствие — отсутствие взаимных обязательств. А единственное требование, которое заказчик может предъявить поставщику, это исполнение гарантийных обязательств.
Отметим, что госконтракт нельзя расторгнуть частично. Об этом сообщало Минэкономразвития России в письме от 16.01.17 № Д28и-130. Поясним на примере. Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов. В определенный момент заказчик отказался принимать товар. Он сослался на переизбыток товара на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.