С 2011 года отдельные юридические лица обязаны реализовать проведение закупок в соответствие с правилами 223-ФЗ.
Изначально никакой ответственности за нарушение этого законодательства не предусматривалось, так как соответствующие статьи отсутствовали в КоАП.
Указом президента в 2014 году были внесены поправки в законодательство. Теперь за отклонение от норм 223-ФЗ назначаются штрафные санкции.
Ответственность заказчиков
Контролирующие органы при выявлении нарушений могут привлечь заказчика к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное производство в такой ситуации не предусматривается. Заказчики привлекаются не только за неправильное поведение, но и за бездействия, повлекшее за собой отклонение от требований 223-ФЗ.
К дисциплинарной ответственности привлекаются также должностные лица заказчика, по вине которых произошло нарушение закона. Их ошибки нередко приводят к тому, что поставщики недополучают выгоду. При возникновении такой ситуации участники закупки подают жалобу в ФАС, которая и инициирует соответствующую проверку. На 2018 год объемы штрафов установлены в размере, прописанном в таблице.
Вид нарушения | Сумма взыскания | Основание по КоАП | ||
с должностного лица | с юридического лица | часть | статья | |
Неверная форма определения методики закупки | ||||
Проведение закупки в форме отличной от электронной в ситуациях, когда это запрещено | 10 тыс. – 30 тыс. рублей | 100 тыс. – 300 тыс. рублей | 1 | 7.32.3 |
Второе нарушение в вопросе выбора способа проведения закупки | 40 тыс. – 50 тыс. рублей (должное лицо отстраняется от должности на срок до года) | 2 | 7.32.3 | |
Проведение закупки, которая должна проводиться по нормам законодательства, иным способом | 20 тысяч – 30 тыс. рублей | от 50 до 100 тыс. рублей | 3 | 7.32.3 |
Отклонение от установленных сроков и порядка публикации положения о закупке | ||||
Отклонение от сроков публикации информации и приобретении МТР в ЕИС | 2 тыс. – 5 тыс. рублей | 10 тыс. – 30 тысяч рублей | 4 | 7.32.3 |
Отклонение от сроков публикации в сети изменений, внесенных в положение о закупках | от 5 до 10 тыс. рублей | от 10 000 до 30 000 рублей | 6 | 7.32.3 |
Неправильное составление извещения о проведении процедуры приобретения МТР | 2 000 – 3 000 рублей | 5 тыс. – 10 тыс. рублей | 7 | 7.32.3 |
Не предоставление сведений на всеобщее обозрение | ||||
Уклонение от публикации в сети информации, обнародование которой предусмотрено законодательством | 30 тыс. – 50 тыс. рублей | 100 – 300 тыс. рублей | 5 | 7.32.3 |
Попытки ограничения здоровой конкуренции | ||||
Предъявление к потенциальным постащикам закупки требований, которые напрямую не прописаны в положении о приобретении товаров или услуг | 2 000 – 3 000 рублей | 5 000 – 10 000 рублей | 8 | 7.32.3 |
Не своевременная передача сведений о недобросовестных поставщиках в РНП или не передача такой информации вовсе. | 10 000 – 15 000 рублей | 30 000 – 50 000 рублей | – | 19.7.2-1 |
Не соблюдение предписаний контролирующих органов | 30 тысяч – 50 тыс. рублей | От 300 до 500 тыс. рублей | 7.2 | 19.5 |
Обязанность по рассмотрению конкретных ситуаций нарушения законодательства в сфере закупок отдельными юридическими лицами возложена на органы исполнительной власти федерального значения. Согласно постановлению Правительства за номером 189 от 07 апреля 2004 в роли такого органа выступает представительство ФАС.
От чего будет зависеть размер штрафа
В КоАПе прописаны диапазоны штрафов. Конкретная сумма будет определяться, исходя из обстоятельств дела. Если комиссия примет решение о том, что нарушение оказалось незначительным и не повлекло за собой негативных последствий, то будет вынесено предписание о назначение штрафа в минимальном размере. Допустимо и вовсе ограничиться замечанием, вынесенным в устной форме.
При определении размера штрафа для должностного лица учитывается его личная характеристика. Если нарушения происходили неоднократно, то санкции могут быть ужесточены.
Комиссия должна учесть и материальное положение человека, наличие смягчающих факторов.
Если несмотря на предписания ФАС должностное лицо продолжает нарушать законодательство, то этот факт признается отягчающим обстоятельством. Штраф насчитывается в максимальном размере.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/167-shtrafy-po-223-fz
Штрафы по 223 ФЗ
ШТРАФЫ ПО 223-ФЗ
16.05.2014 вступил в силу Федеральный закон №122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий административную ответственность за невыполнение норм 223-ФЗ при осуществлении закупочной деятельности заказчиков, попадающих под действие 223-ФЗ. Закон был разработан Федеральной антимонопольной службой.
В зависимости от нарушения штраф для должностных лиц составит от 2 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 5 до 500 тысяч рублей.
Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляется в электронной форме, должностное лицо, ответственное за проведение закупки, может быть оштрафовано либо дисквалифицировано на срок до 1 года.
Под должностными лицами, подлежащими привлечению к ответственности, понимаются лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок, в т.ч. члены комиссии по осуществлению закупок.
Поможем избежать штрафов и ответственности!
НарушениеПояснениеШтраф для должностного лицаШтраф для юридического лицаНорма КоАП РФ
Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка должна осуществляться в электронной форме, в иной форме | Нарушение Постановления Правительства №616 | 10 – 30 т.р. | 100 – 300 т.р. | Часть 1 ст. 7.32.3 |
Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка должна осуществляться в электронной форме, в иной форме, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз | Многократное нарушение Постановления Правительства №616 | 40 – 50 т.р. или дисквалификация от 6 мес. до 1 года | Часть 2 ст. 7.32.3 | |
Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке | Непроведение закупки в порядке, предусмотренном Законом о КС, когда закупка должна проводиться в таком порядке согласно Закону № 223-ФЗ | 20 – 30 т.р. | 50 – 100 т.р. | Часть 3 ст. 7.32.3 |
Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц | Нарушение сроков публикации информации в ЕИС (кроме изменений в положение о закупке) | 2 – 5 т.р. | 10 – 30 т.р. | Часть 4 ст. 7.32.3 |
Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц | Неразмещение информации в ЕИС | 30 – 50 т.р. | 100 – 300 т.р. | Часть 5 ст. 7.32.3 |
Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц | Нарушение сроков публикации информации в ЕИС об изменении положения о закупке | 5 – 10 т.р. | 10 – 30 т.р. | Часть 6 ст. 7.32.3 |
Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг | Нарушение ч. 9-10 ст.4 223-ФЗ (требования извещения и документации) | 2 – 3 т.р. | 5 – 10 т.р | Часть 7 ст. 7.32.3 |
Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг | Предъявление требований, не указанных в документации | 2 – 3 т.р. | 5 – 10 т.р | Часть 8 ст. 7.32.3 |
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок | Невыполнение предписания или требования | 50 т.р. | 500 т.р. | Часть 7 ст. 19.5 |
Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц | Невыполнение решения или предписания об устранении нарушений | 30 – 50 т.р. | 300 – 500 т.р. | Часть 7.2 ст. 19.5 |
Непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц | Ненаправление сведений об участнике для включения в РНП | 10 – 15 т.р. | 30 – 50 т.р. | Статья 19.7.2-1 |
© Все права защищены.“Международный консалтинг в сфере закупок”, 2018 – 2019 г.
Источник: https://zakupki223.net/223-fz/
Штрафы по 223-ФЗ в 2020 году: таблица, размеры, ответственность
- Ответственность сторон при закупках по закону № 223-ФЗ
- Административная ответственность
- Несоблюдение электронной формы закупки
- Несоблюдение предусмотренного законом порядка проведения закупки
- Нарушения, связанные со сроками размещения обязательной информации
- Ненадлежащее составление извещения
- Предъявление требований, не соответствующих документации
- Информирование о недобросовестных участниках закупки
- Невыполнение в срок законных предписаний и решений контролирующих органов
- Гражданско-правовая ответственность
- Уголовная ответственность
Ответственность сторон при закупках по закону № 223-ФЗ
Организациям, работающим по закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ), необходимо иметь в виду, что данный нормативный акт содержит только общие принципы закупочной деятельности.
Основным документом, регламентирующим все этапы работы по закупке товаров (работ, услуг), является положение о закупке, разработанное заказчиком самостоятельно (чч. 2–2.7 ст. 2 закона № 223-ФЗ).
Этот локальный правовой акт содержит требования к участникам закупки, порядок проведения процедуры, а также порядок заключения и исполнения договоров.
Кроме того, заказчики каждый раз разрабатывают пакет документации, сопровождающей определенную закупку (извещение, проект договора, протоколы).
Необходимо, чтобы все перечисленные документы соответствовали действующему законодательству РФ и учитывали интересы сторон.
Ответственность за нарушения, допущенные в ходе закупочной деятельности, несут все ее участники и определенные сотрудники компаний (ст. 7 закона № 223-ФЗ), а в некоторых случаях и третьи лица (например, оператор электронной площадки).
Виды ответственности:
- Административная. Штрафы для заказчиков по закону № 223-ФЗ назначаются контролирующими органами в сфере закупок либо по решению суда.
- Гражданско-правовая — для заказчиков и их контрагентов согласно общим началам законодательства, регулирующего гражданско-правовую ответственность.
- Дисциплинарная. Находится в сфере трудовых отношений и применяется к сотрудникам, допустившим нарушение требований внутренних документов компании (ст. 192 ТК РФ).
Административная ответственность
В Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) нарушениям при закупках по закону № 223-ФЗ посвящена отдельная ст. 7.32.3. В ней предусмотрены наказания за 8 видов нарушений. Следует отметить, что административные взыскания предусмотрены в основном для заказчиков и их должностных лиц.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Обратите внимание! Должностные лица — это специалисты организации, назначенные ответственными за осуществление закупок приказом руководителя этой организации. В случае если таких лиц в компании нет, должностным лицом, привлекаемым к административной ответственности, будет сам руководитель компании.
Возможно также возложение административной ответственности на оператора электронной площадки в случае неисполнения последним обязанностей по полному и своевременному размещению информации о закупке и ее участниках (см. решение ФАС России № 223ФЗ-53/19).
Срок давности в отношении подобных правонарушений составляет 1 год со дня совершения деяния (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При этом привлечение к ответственности не зависит от того, продолжает должностное лицо работать на прежнем месте или нет.
Рассмотрение административных дел осуществляется территориальными органами ФАС России (ст. 6 закона № 223-ФЗ, ч. 1 ст. 18.1 закона № 135-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 07.04.2004 № 189).
Далее рассмотрим каждое правонарушение отдельно, для этого разобьем таблицу штрафов по закону № 223-ФЗ на части.
Несоблюдение электронной формы закупки
Исходя из требований законодательства, определенные виды закупок должны осуществляться заказчиками в электронной форме через функционал электронных площадок. Это относится:
- К конкурентным закупкам, участниками которых являются субъекты МСП (п. 2 ст. 3 закона № 223-ФЗ). Перечень площадок, которыми заказчик может воспользоваться для проведения закупок среди субъектов МСП, определен Правительством РФ (см. распоряжение от 12.07.2018 № 1447-р). То есть проведение таких закупок на площадках, не входящих в список, образует состав административного правонарушения.
Штрафы за нарушения закона 223-ФЗ | Южная столица
Главная > Статьи > Административная ответственность в сфере закупок по 223-ФЗ Административная ответственность в сфере закупок по 223-ФЗ
Вид нарушения | Размер штрафа, руб. | Статья КоАП | Штрафуют |
Осуществление закупки ТРУ не в электронной форме | 10 000 — 30 000 | Часть 1. ст. 7.32.3 | должностное лицо |
Осуществление закупки ТРУ не в электронной форме | 100 000 — 300 000 | Часть 1. ст. 7.32.3 | юридическое лицо |
Проведение закупки ТРУ не в электронной форме более 2-х раз | 40 000 — 50 000 | Часть 2. ст. 7.32.3 | должностное лицо |
Осуществление закупки ТРУ по 223-ФЗ вместо 44-ФЗ | 20 000 — 30 000 | Часть 3. ст. 7.32.3 | должностное лицо |
Осуществление закупки ТРУ по 223-ФЗ вместо 44-ФЗ | 50 000 — 100 000 | Часть 3. ст. 7.32.3 | юридическое лицо |
Нарушение сроков размещения закупки в ЕИС | 2 000 — 5 000 | Часть 4. ст. 7.32.3 | должностное лицо |
Нарушение сроков размещения закупки в ЕИС | 10 000 — 30 000 | Часть 4. ст. 7.32.3 | юридическое лицо |
Неразмещение в ЕИС информации о закупке, предусмотренной законодательством | 30 000 — 50 000 | Часть 5. ст. 7.32.3 | должностное лицо |
Неразмещение в ЕИС информации о закупке, предусмотренной законодательством | 100 000 — 300 000 | Часть 5. ст. 7.32.3 | юридическое лицо |
Нарушение установленных сроков размещения в ЕИС изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки | 5 000 — 10 00 | Часть 6. ст. 7.32.3 | должностное лицо |
Нарушение установленных сроков размещения в ЕИС изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки | 10 000 — 30 000 | Часть 6. ст. 7.32.3 | юридическое лицо |
Несоблюдение требований к содержанию извещений и документации о закупке ТРУ | 2 000 — 3 000 | Часть 7. ст. 7.32.3 | должностное лицо |
Несоблюдение требований к содержанию извещений и документации о закупке ТРУ | 5 000 — 10 000 | Часть 7. ст. 7.32.3 | юридическое лицо |
Предъявление требований к участникам закупок по критериям и в порядке, которые не указаны в документации | 2 000 — 3 000 | Часть 8. ст. 7.32.3 | должностное лицо |
Предъявление требований к участникам закупок по критериям и в порядке, которые не указаны в документации | 5 000 — 10 000 | Часть 8. ст. 7.32.3 | юридическое лицо |
Непредставление или несвоевременное представление сведений в ФАС о недобросовестных участниках закупки и поставщиках | 10 000 — 15 000 | Ст. 19.7.2-1 | должностное лицо |
Непредставление или несвоевременное представление сведений в ФАС о недобросовестных участниках закупки и поставщиках | 30 000 — 50 000 | Ст. 19.7.2-1 | юридическое лицо |
Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти | 30 000 — 50 000 | Часть 7.2 ст. 19.5 | должностное лицо |
Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти | 300 000 — 500 000 | Часть 7.2 ст. 19.5 | юридическое лицо |
Усовершенствовать свои знания в сфере госзакупок можно на нашем курсе повышения квалификации «Контрактная система российской федерации в сфере госзакупок. Управление государственными и муниципальными закупками»
Вас может заинтересовать:
Закупка строительных работ. Когда подрядчику необходимо членство в СРО?
- Контроль исполнения строительных контрактов по 44-ФЗ
- Ответы на вопросы при закупке строительных работ по 44-ФЗ
- Административная ответственность в сфере закупок по 44-ФЗ
- Изменения по 223-ФЗ в 2019 году
- Таблица изменений 44-ФЗ с 1 января 2019 года
- Требования национального режима при закупках по 44-ФЗ. Запреты, ограничения и условия допуска в таблице
Вы всегда можете связаться с нами
350015 г. Краснодар, ул. Северная, 303, оф. 406
с 09:00 до 18:00 перерыв с 13:00 до 14:00
задать вопрос
Подать заявку
Пожалуй, лучшие курсы в Краснодаре!
Подать заявку Звонок Вверх Разработка сайтов: Вебстудия ЮГ-Вебдизайн Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использованиеОкЧитать полностью
Новости
В этом выпуске читайте: правительство установило, как будут проводить контрольные закупки в сфере обслуживания потребителей; президент подписал закон о процессуальной реформе.
1. Определен порядок выплат по госконтрактам для федеральных нужд
Правительство утвердило порядок расчета сумм, которые госзаказчики выплачивают после аванса. Порядок начнет действовать с 1 января 2019 года.
Если в госконтракте нет этапов исполнения или они выполняются последовательно, оставшиеся после аванса выплаты будут определять как разницу между стоимостью поставленных товаров, выполненных работ или услуг и суммой выплаченного аванса.
Для контрактов, в которых сроки выполнения этапов полностью или частично совпадают, выплаты после аванса будут рассчитывать иначе.
Они не должны будут превышать разницу между стоимостью поставленных товаров, выполненных работ или услуг и произведением этой суммы и размера аванса в процентном выражении. В 2018 году такой порядок предусмотрен только для госконтрактов с казначейским сопровождением авансовых платежей.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1430
2. Крайний срок на получение энергосбытовыми компаниями лицензии предложили перенести на полтора года
Разрешение нужно будет получить не позднее 30 июня 2020 года. Со следующего дня энергосбытовая компания не сможет вести деятельность без лицензии. Такой проект правительство внесло в Госдуму.
Напомним, тех, кто не выполнит указанное требование, оштрафуют. Размер санкции для должностных лиц составит от 200 тыс. до 250 тыс. руб., а для юрлиц — от 500 тыс. до 1 млн руб.
В качестве альтернативного наказания к должностным лицам смогут применить дисквалификацию до 3 лет.
Проект Федерального закона N 597865-7 (внесен в Госдуму 29 ноября 2018 года)
3. Торговым сетям и поставщикам продуктов: два условия, которых не должно быть в договорах
Новый закон ограничивает возможности сетей перекладывать на поставщиков потери из-за вовремя непроданных товаров. Во-первых, нельзя договариваться о возмещении стоимости, возврате или замене качественных продтоваров, срок годности которых составляет не более 30 дней.
Подобные условия допустимы для товаров с большим сроком годности, но только в том случае, если эти условия не были навязаны поставщику. Обратите внимание: описанные требования распространили на все торговые сети независимо от объема выручки.
Во-вторых, нельзя включать в договор условие о возмещении расходов на утилизацию или уничтожение непроданных товаров. Запрещенных условий не должно быть в договорах, заключаемых с 9 декабря.
Договоры, которые действуют сейчас или будут заключены до этой даты, нужно привести в соответствие новым правилам не позже 6 июня 2019 года.
Федеральный закон от 28.11.2018 N 446-ФЗ (вступает в силу 9 декабря 2018 года)
4. С 9 декабря ретейл и поставщики не смогут договариваться о возврате непроданных продуктов
Торговые сети и поставщики не смогут заключать договоры с условием о возврате непроданных скоропортящихся товаров. Нельзя будет договариваться о возмещении их стоимости или замене. Помимо этого будет запрещено возмещать расходы на утилизацию или уничтожение непроданных продуктов. Подробнее о новых требованиях и о том, как они применяются к действующим договорам, читайте в нашем материале.
Федеральный закон от 28.11.2018 N 446-ФЗ (вступает в силу 9 декабря 2018 года)
5. Больше штрафов для заказчиков по Закону N 223-ФЗ: ФАС уже подготовила законопроект
Проект разработан для того, чтобы заказчиков можно было привлечь к административной ответственности за нарушения правил, которые введены Законом N 505-ФЗ.Скорректируют существующие нормы и добавят еще 14 специальных штрафов, например за нарушения при заключении и оплате договора. Рассмотрим основные поправки.
Старые штрафы за новые нарушения
- Неправильно выбрали способ закупки (ч. 1 ст. 7.32.3КоАП РФ) — Для заказчика — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.; для должностного лица — от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
- Поздно направили информацию оператору ЭП (ч. 4 ст. 7.32.3КоАП РФ) — Для заказчика — от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; для должностного лица — от 2 тыс. до 5 тыс. руб.
- Не направили информацию оператору ЭП (ч. 5 ст. 7.32.3КоАП РФ) — Для заказчика — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.; для должностного лица — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
- Неправомерно отказали участнику в допуске или допустили его к участию (ч. 8 ст. 7.32.3КоАП РФ) — Для заказчика — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.; для должностного лица — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.
Новые штрафы
Назовем нарушения, за которые будут наказывать строже всего.
- Сократили сроки подачи заявок или нарушили срок отмены закупки — Для заказчика — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.; для должностного лица — от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
- Не провели закупки у СМСП в нужном объеме — Для заказчика — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.; для должностного лица — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
- Заключили договор на условиях, которые отличаются от объявленных при проведении закупки и предложенных победителем — Для заказчика — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; для должностного лица — от 5 тыс. до 30 тыс. руб.
- Нарушили срок и порядок оплаты — Для заказчика — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.;
- для должностного лица — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
- Нарушили сроки, порядок заключения договора или необоснованно отказались от его заключения — Для заказчика — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; для должностного лица — от 20 тыс. до 30 тыс. руб.
- Нарушили срок заключения договора — Для заказчика — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; для должностного лица — от 5 тыс. до 30 тыс. руб.
Два последних состава сформулированы в проекте так, что перекрывают друг друга в части сроков заключения договора. Полагаем, что в первом случае речь идет о сроках совершения отдельных действий в процессе оформления договора, например передачи проекта победителю, во втором — о предельном сроке заключения договора.
Контроль за заказчиками могут усилить
Планируют расширить перечень лиц, которые вправе выносить постановления о привлечении к административной ответственности за нарушения в сфере закупок. В него войдут начальники отделов ФАС и УФАСов. В пояснительной записке в качестве одной из целей нововведения названо увеличение количества рассматриваемых дел.
Проект федерального закона (обсуждение завершится 5 декабря 2018 года)
6. Правительство установило, как будут проводить контрольные закупки в сфере обслуживания потребителей
С 1 декабря начнут действовать правила организации и проведения контрольных закупок при проверках в рамках Закона о защите прав юрлиц и ИП. Их будут проводить сотрудники Роспотребнадзора и органы контроля за алкогольным рынком. О закупке предупреждать не будут, документы перед ее началом не предъявят.
Читайте в нашем обзоре:
- в чем суть новых проверок;
- кого будут проверять;
- как оформят закупку;
- на что обратить внимание при обжаловании закупки.
Постановление Правительства РФ от 21.11.2018 N 1398
7. Президент подписал закон о процессуальной реформе
Закон вступит в силу со дня начала работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Решение о начале их деятельности примет Пленум ВС РФ. Он объявит об этом не позже 1 октября 2019 года.
Представителями в суде будут только профессионалы
Как в арбитражном, так и в гражданском процессе представителями в суде смогут быть лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью по юридической специальности.
Требование не коснется, например, патентных поверенных по спорам об охране результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих в делах о банкротстве. В гражданском процессе профессиональный ценз обойдет стороной дела, которые рассматривают мировые судьи и районные суды.
Кроме того, правило не затронет законных представителей. Например, гендиректору общества не потребуется специально получать юробразование или степень, чтобы представлять интересы своей компании в суде.
- В иске нужно будет указывать больше информации об ответчике
- Новое правило касается подачи иска в арбитражном и гражданском процессе.
- Ответчик-гражданин:
- Ф.И.О. (отчество — при наличии);
- место жительства
- дата и место рождения, место работы (если известны)
Один из следующих идентификаторов: СНИЛС; ИНН; серия и номер документа, удостоверяющего личность; регистрационный номер ИП; серия и номер водительского удостоверения; серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства
Ответчик-юрлицо:
- Наименование и адрес
- Если они известны: ИНН; ОГРН
- Если по ошибке подать иск в арбитражный суд, а не в СОЮ, то его перенаправят
В случае если при рассмотрении дела выяснится, что его должен рассматривать суд общей юрисдикции, арбитражный суд передаст дело в областной или равный ему суд того же субъекта РФ. Затем дело направят в СОЮ по подсудности.
При ошибочной подаче иска в СОЮ дело передадут сразу в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено. Отметим, что понятия подведомственности дел арбитражным судам и СОЮ больше не будет.
Останется лишь термин «подсудность».
Арбитражные суды будут рассматривать больше дел в упрощенном и приказном производстве
Чтобы суд рассмотрел в порядке упрощенного производства дело о взыскании денег, цена иска не должна будет превышать:
- 800 тыс. руб. — для юрлиц;
- 400 тыс. руб. — для ИП.
- Сейчас для юрлиц пороговая сумма составляет 500 тыс. руб., а для ИП — 250 тыс. руб.
В гражданском процессе максимальные цены исков для рассмотрения дел в упрощенном порядке не изменятся.
Судебный приказ арбитражные суды будут выдавать по требованиям, цена которых не превысит 500 тыс. руб. Речь идет о требованиях, которые основаны:
- на неисполнении или ненадлежащем исполнении договора, которые должник признает;
- на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.
Сейчас ограничение установлено на уровне 400 тыс. руб.
Выдавать взыскателям исполнительные листы будут в заявительном порядке
Такое правило установят в АПК РФ и ГПК РФ по аналогии с действующимположением КАС РФ. Ходатайство (в арбитражном процессе) или заявление (в гражданском процессе) не потребуется, если исполнительный лист нужен для взыскания денег в доход бюджета.
Изменится ряд процессуальных сроков
- Сроки на подачу заявления о взыскании судебных расходов
- Новый срок — три месяца со дня вступления в силу последнего судебного акта по итогам рассмотрения дела по существу
- Общий срок на рассмотрение дела арбитражным судом первой инстанции
- Новый срок — Не больше шести месяцев с того же дня (поступления заявления в суд), можно продлить до девяти месяцев
- Срок на подачу замечаний по составлению, например, протокола арбитражного судебного заседания
- Новый срок — Пять дней с того же момента (подписания протокола
- Срок на то, чтобы арбитражный суд направил участникам дела копии определения о принятии апелляционной жалобы
- Новый срок — Не позднее следующего дня после даты вынесения указанного определения
- В ГПК РФ и КАС РФ появятся правила о новых апелляционных и кассационных судах
Это связано с созданием новых звеньев в судебной системе общей юрисдикции — самостоятельных пяти апелляционных и девяти кассационных судов. Подробнее об особенностях работы данных судов мы расскажем в отдельном материале.
Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ (вступает в силу со дня начала деятельности апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции)
8. Появилась новая версия проекта закона о прямых смешанных перевозках: обзор основных положений
Минтранс с 2013 года пытается урегулировать прямые смешанные (комбинированные) перевозки отдельным законом. Однако ни один из проектов законом так и не стал. Рассмотрим основные моменты новой версии документа, которая появилась на сайте проектов НПА.
Как заключить соглашение об организации прямого смешанного сообщения
Прямая смешанная перевозка — это перевозка грузов, пассажиров разным транспортом по единому документу, который оформлен на весь путь следования.
По проекту заинтересованная транспортная компания направляет предложение о присоединении всем участникам предполагаемого соглашения не меньше чем за месяц до планируемой даты присоединения.
Информация об этом размещается на сайте транспортной компании. Порядок присоединения к соглашению должен быть прописан в нем самом.
Какие существенные условия должны быть в соглашении
В зависимости от вида перевозок (грузовые, пассажирские) в соглашении нужно будет указать следующие существенные условия:
- пункты прямого смешанного сообщения, в том числе для перевалочных, передаточных операций, а также операций по пересадке пассажиров;
- условия работы пунктов перевалки, пересадки;
- порядок согласования заявок на перевозку;
- условия обмена информацией о перемещении пассажиров, багажа, грузов;
- порядок розыска груза, багажа;
- порядок рассмотрения претензий пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей;
- правила взаимодействия по изготовлению, хранению, использованию и учету бланков единых транспортных документов;
- порядок расчетов между транспортными компаниями;
- срок действия соглашения и основания его изменения.
Помимо этого в проекте есть и открытый перечень условий, которые должны быть прописаны в соглашении для перевозки грузов по каждому пункту перевалки. Например, места и сроки перевалки.
Как расторгнуть соглашение
Тот, кто захочет разорвать соглашение, должен будет уведомить другие транспортные организации за три месяца до предполагаемой даты выхода из соглашения. В течение этого времени компания должна работать с грузами и пассажирами, пока не выполнит обязательства по договорам, которые были заключены до прекращения соглашения. От ответственности проект ее тоже не освобождает.
Какая ответственность предусмотрена проектом
Кратко можно выделить следующие основные моменты, касающиеся ответственности:
- ущерб, который причинен при перевозке пассажиров, возмещается перевозчиком того вида транспорта, на котором причинен ущерб;
- ущерб при грузоперевозке возместит тот перевозчик, в обязанности которого входит выдача груза в пункте назначения;
- перевозчики несут субсидиарную ответственность, если законом или договором не предусмотрена солидарная;
- если перевозчик выплатил возмещение в полном объеме, то остальные перевозчики освобождены от исполнения данного обязательства. Первый может предъявить регрессное требование к тем, кто нарушил права пассажира, грузоотправителя (получателя);
- риск банкротства транспортной компании, которая участвует в смешанной перевозке, возлагается на стороны соглашения.
Конечно, в проекте перечислены и обстоятельства, которые освобождают перевозчика от ответственности. Они довольно стандартны. Например, придется доказать, что ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей произошло из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранить.
У юристов транспортных компаний будет больше работы
Проект выглядит довольно общим. В связи с этим основным негативным моментом представляется то, что транспортным организациям нужно будет разрабатывать и заключать объемные соглашения. В них придется включать много детальных положений, за которые сейчас, в частности, отвечает гл. XIV Кодекса внутреннего водного транспорта и гл.
V Закона об Уставе железнодорожного транспорта, и которые утратят силу, если проект станет законом. Например, это правила передачи груза с одного вида транспорта на другой, порядок перевалки грузов и прочее. Другими словами, многое из того, что сейчас закреплено в указанных документах, нужно будет оговаривать соглашением.
В представленном виде проект выглядит скорее формальным выполнением требования ГК РФ о том, что такой закон должен быть.
Проект федерального закона (публичное обсуждение завершается 14 декабря 2018 года)
Обзор нарушений при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ. — Статьи — Консалтинговая группа "Аюдар"
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) имеет одну специфическую черту – его нормы носят диспозитивный характер, то есть разрешено все, что не запрещено. И перечень оснований для обжалования, установленный ч.
10 ст. 3 данного закона, короткий и является закрытым. Несмотря на это количество жалоб на действия (бездействие) заказчиков растет год от года, так что в настоящее время достаточно административной и судебной практики, чтобы проанализировать и выявить наиболее распространенные нарушения.
О них мы и расскажем сегодня.
По сравнению с Законом № 44-ФЗ[1], Закон № 223-ФЗ не такой уж и большой. Он устанавливает лишь общие правила закупок товаров, работ и услуг:
- принципы закупок;
- требования к правовому документу заказчика о закупках товаров, работ и услуг (положение о закупке);
- отдельные процедурные сроки;
- требования к содержанию извещения и документации о закупке;
- отчетность; и др.
А вот способы закупок, порядок их проведения, требования к участникам, составу заявок, процедуре исполнения договора и иные моменты закупок в учреждении заказчик устанавливает самостоятельно в положении о закупке.
Из анализа практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчиков следует, что все нарушения Закона № 223-ФЗ можно условно поделить на несколько групп:
- Противоречие положений о закупке нормам Закона № 223-ФЗ.
- Несоблюдение принципов закупок.
- Нарушение порядка осуществления закупок.
Положения о закупке
Поскольку «правила игры» устанавливаются заказчиком в положении о закупке, при рассмотрении жалоб или проведении проверки контролирующий орган вынужден изучать этот документ – ведь в каждом конкретном учреждении один и тот же вид закупки может быть регламентирован по-разному.
В настоящее время достаточно распространенным нарушением является установление сроков заключения контракта по итогам закупочных процедур в нарушение норм Закона № 223-ФЗ. Приведем примеры.
Решение Татарстанского УФАС от 05.05.2016 № ИП-04/6334 по жалобе № Т04-145/2016.
В положении о закупке МУП установлено, что срок подписания договора победителем, участником, с которым заключается договор, не должен превышать пять дней либо срок, указанный в документации о закупке.