Чтобы снизить уровень коррупции в государственном секторе, правительство приняло ряд законов, которые касаются в том числе и госзакупок.
Эта сфера напрямую связана с коррупционными рисками, поскольку цены могут завышаться, заказы — предоставляться заинтересованным лицам.
Чтобы исключить это, для государственных корпораций был создан закон 223 ФЗ, оговаривающий порядок госзакупок, обеспечения контрактов и прочие нюансы.
Основные принципы
Участников тендеров, претендующих на заказ от госкорпорации и имеющих все возможности для его выполнения, закон 223 фз о закупках последняя редакция 2019 года не ущемляет. Вместе с тем существуют основные нормы проведения процедуры закупки, но победитель тендера вправе отказаться от заключения контракта до момента его подписания.
Важно! Заказчиком в этом случае выступает компания с большой долей государственного участия либо же госкорпорация, которой предоставлена самостоятельность.
При этом действия заказчика не должны противоречить принципам закона о закупках товаров и услуг. В их перечне следующие постулаты:
- Информационная открытость — каждый, кто заинтересован в прозрачности процедуры, может ознакомиться со списком закупаемого и получить объяснения касательно него. Это означает, что любой гражданин, деньги которого как налогоплательщика, тратятся на закупки, имеет право получать достоверную и полную информацию.
- Целевые траты — каждая закупка должна быть обоснованной, а цена на нее адекватной. Закон призван не позволить госкорпорациям приобретать товар у одного закупщика по завышенной цене, так как подобные траты не являются целевыми.
- Открытость — участвовать в тендерах могут компании любого масштаба, равно как и предприниматели. Правовой акт устраняет сложности, которые не позволяли небольшим организациям получить госзаказ.
- Справедливость — участники не могут быть дискриминированы, если их предложение соответствует законодательным нормам. Заказчики не могут ограничивать конкуренцию и должны выбирать наиболее выгодный вариант.
В реальности принципы позволяют участникам процедуры закупки отстоять свои права. К примеру, если заказчик объявляет ограничения на участника тендера по минимальному годовому обороту, это не запрещено. Закон позволяет это делать, но в то же время нарушается норма о равноправии участников. Если сторона считает, что в отношении нее наблюдается дискриминация, она имеет право обратиться в суд.
Преимущества 223-ФЗ
При изучении закона 223-ФЗ у этого правового акта виден ряд преимуществ, особенно при сравнении с законом 44-ФЗ, также оговаривающим закупки, но с целью непосредственного обеспечения нужд муниципалитета и государства.
В сравнении с 44-ФЗ закон 223-ФЗ дает больше свободы, но не отменяет ответственность за нарушение процедуры торгов
Закон 223 ФЗ о государственных закупках имеет следующие отличия:
- расширенный перечень способов закупок — по 44-ФЗ доступны открытые и ограниченные конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, а также немногие другие варианты. Торги 223 ФЗ позволяет проводить в формате конкурса, аукциона и любом другом, который есть в Положении о закупках;
- защищенность — для участия в закупках по 223-ФЗ должна быть усиленная квалифицированная ЭЦП;
- выбор площадки — для проведения торгов подойдут любые электронные площадки, в то время как по 44-ФЗ для этого разрешено использовать только пять аккредитованных площадок;
- отсутствие комиссии — по 223-ФЗ комиссия нужна только в случае, если проводится конкурс либо это требуется Постановлением. Это упрощает задачу, ведь для закупок, проводимых по 44-ФЗ, комиссия нужна практически всегда (кроме приобретения у единственного поставщика).
На кого распространяется закон
Правовой акт под номером 223-ФЗ рассчитан на применение государственными конторами и их разновидностями. Частные фирмы по-прежнему не ограничены в закупках и могут делать их в простом формате, закон касается только ситуаций, когда расходуются госсредства. Таким образом, с 1 января 2019 года по нему должны работать:
- государственные корпорации и компании;
- естественные монополии;
- организации с долей участия государства более 50%;
- дочерние организации всех перечисленных выше юридических лиц;
- бюджетные учреждения, которые производят закупки за гранты или заработанные ими деньги. Также это возможно, если бюджетники сами исполняют контракт и привлекают других лиц для его исполнения, то есть становятся субподрядчиками.
Кто может участвовать в закупках
Потенциально любая компания или индивидуальный предприниматель могут подать заявку на тендер, об этом говорит 223 ФЗ с внесенными в 2019 году изменениями и официальными ми. Кроме того, не запрещено участвовать в закупках и физическим лицам, они не могут быть только организатором конкурса и быть с ним связаны.
Недобросовестные исполнители могут не рассчитывать на подписание контракта
Кроме того, участником закупки не может стать лицо, которое:
- не имеет полномочий на подписание договора (если от лица участника выступает не его руководитель, а другой человек без доверенности);
- официально не зарегистрировано — действует для юридических лиц;
- не имеющее лицензию для поставок определенной продукции или услуг;
- пребывает в ходе ликвидации или начало процедуру банкротства;
- является должником по бюджетным платежам (налогам и прочим сборам);
- имеет регистрацию в оффшорной зоне.
Важно! Если руководитель или главбух потенциального участника имеет судимость за преступления, связанные с экономикой, такой компании откажут. Так обеспечивается благонадежность и минимизируется коррупционный риск.
Заказчики по 223-ФЗ
Все перечисленные выше организации, на какие распространяется закон 223-ФЗ, могут быть заказчиками. Кроме госкорпораций и компаний, созданных и управляемых государством, а также естественных монополий, также заказчиками могут стать:
- предприятия комплекса жилищно-коммунального обеспечения;
- автономные учреждения, действующие на бюджетной основе.
Обратите внимание! Заказчиком может быть только предприятие, которое разместило в Единой информационной системе Положение о закупке. В нем должны указываться обязательные данные, в том числе порядок подготовки и проведения процедур, способы формирования заказов, порядок заключения договоров и их исполнения.
Для заказчика также желательно сформировать отдел закупок, который будет заниматься подготовкой и проведением тендеров. Для этого нужно предоставить эти полномочия определенному списку сотрудников. Именно они будут нести ответственность за неисполнение служебных обязанностей и нарушение отдельных норм закона, а также выполнят роль консультантов при наличии вопросов.
Порядок организации закупочных мероприятий
Чтобы закупки проходили с минимумом коррупционных проявлений, заказчикам нужно организовать на этп торги по процедуре 223 закона. Перечень ситуаций, когда это нужно, указан в 223 фз с изменениями от 2019 года и ми. Сформировав Положение о закупке и разместив его в ЕИС, можно создавать предложение для потенциальных партнеров.
ЕИС это единая система, содержащая информацию о бюджетных закупках
Информация о закупке размещается с помощью:
- Единой информационной системы путем создания извещения о торгах, доступного всем желающим. К извещению должны прилагаться документы закупки.
- Рассылки приглашений по участию в закрытой конкурентной процедуре не менее, чем двум потенциальным участникам, способным обеспечить выполнение контрактного сотрудничества. Обычно это применяется при наличии государственной тайны.
Для исполнения требования о конкуренции участники должны подать заявки с указанием окончательных ценовых предложений и условий сотрудничества. Из них заказчик должен выбрать предложение с наименьшей ценой, а после проверки документации и способности выполнения подписывается контракт. Несогласные с решением участники могут оспорить его в суде, если при этом были нарушены их законные права.
Способы закупок по закону
В Положении о закупках, которое размещается в ЕИС, должны быть предусмотрены конкретные способы проведения торгов. Среди конкурентных методов выделяются:
- конкурс — может быть открытым, электронным или закрытым;
- аукцион — также подразделяется на открытый, доступный всем желающим, электронный — проводимый на цифровой площадке, закрытый — доступный ограниченному числу участников;
- запрос котировок — может быть электронным и закрытым;
- запрос предложений.
Неконкурентные способы закупок также допустимы, при этом обращаясь к единственному поставщику, заказчик должен обосновать выбор. Причиной этому может быть наличие естественной монополии в требуемой сфере, отсутствие конкурентов или их незаинтересованность в участии.
Важно! Закон о закупках 223 ФЗ не устанавливает конкретных способов торгов. Это означает, что заказчик вправе выбирать исполнителя любым способом, если при этом выполняются принципы закона о закупках.
Электронный аукцион по 223-ФЗ
Торги по 223 закону на электронной торговой площадке являются одним из методов выбора исполнителя для компаний с госучастием. Заказчик должен опубликовать предложение на площадке не позже, чем за 15 дней до даты принятия решения, при этом опубликовав:
- требования к качеству, характеристикам товара или услуги;
- нормы заполнения заявки;
- требования к описанию предлагаемого товара и его свойств;
- сроки и место поставок товара;
- начальную и/или максимальную цену договора;
- расчеты цены лота;
- порядок подачи заявок и сроки их приема;
- требования к участникам;
- критерии и порядок оценки заявок.
Электронный аукцион позволяет заключить контракт быстрее и найти выгодное предложение
Далее организатор принимает заявки и может требовать дополнительные документы, если сведения нечитаемы или признаны неполными. Победитель должен предоставить заявку, в которой укажет сколько он потребует за работу (не ниже минимального порога), а также доказательства обеспечения контракта.
Важно! При выборе нескольких претендентов и наличии в Положении этого права заказчик может провести переторжку. Она заключается в том, что потенциальные партнеры должны предложить выгодные условия, из которых выбираются оптимальные.
223-ФЗ: электронная подпись
Для любого участника, будь-то заказчик или поставщик — потребуется электронная цифровая подпись. Она должна быть квалифицированной, что обеспечивает большую безопасность, но при этом площадку, на которой она будет использоваться, выбирает сам заказчик.
На данный момент оформление ЭЦП производится несколькими десятками организаций. Из документов потребуется только заявление, перечень личных документов должностного лица, оформляющего ЭЦП, а также правоустанавливающие бумаги организации, в том числе приказ о назначении руководителя.
ЭЦП используется при действиях заказчика на электронной торговой площадке, минимизируя риск вмешательства в процедуру и принятия неверных решений.
Обеспечение контракта согласно закону
В рамках содержания фз 223 о госзакупках, его последняя редакция от 2019 года, установлено, что заказчик сам может решать, как потенциальный участник обеспечит контракт. Это нужно, чтобы гарантировать исполнение контракта на высоком уровне, согласно с требованиями организатора торгов. Если в Положении не указан конкретный метод обеспечения, участник может выбрать его самостоятельно.
Гарантировать исполнение контракта можно в виде авансирования наличными средствами либо взяв банковскую гарантию. При выборе наличных деньги размещаются на счете заказчика и переходят ему при неисполнении условий. Если же контракт удачно закрыт и это отображено в акте приема-передачи — сумма возвращается исполнителю.
Наличие обеспечения позволяет отсеивать участников с несерьезными намерениями
Интересно! Банковская гарантия как один из методов обеспечения контракта может быть взята в большинстве финансовых учреждений. Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк и другие предоставляют такую услугу. Она представляет собой кредитные деньги, перечисляемые заказчику при невыполнении контракта по вине исполнителя.
Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков
Для заказчиков, которые не выполняют требования законодательства и допускают закупки без проведения тендера либо нарушают порядок выбора, предусмотрены штрафные санкции. Если говорить о денежном взыскании — это административная ответственность, хотя для должностных лиц предусмотрена и уголовная. 223 ФЗ и его действующая редакция устанавливает следующие штрафы.
Перечень профессий | Нормативный порядок выдачи |
Строители | сигнальная форма; перчатки; СИЗ лица и ушей; средства для сокращения воздействия вибраций |
Водители | рукавицы; теплый костюм; спецобувь |
Грузчики | комбинезоны; перчатки; куртки; брюки. |
Торговые сотрудники | косынки; перчатки; халаты |
Сельскохозяйственные сотрудники | перчатки; обувь; рукавицы. |
Электротехнические работники | диэлектрические спецперчатки; спецобувь; головной убор; верхняя спецодежда; термобелье для диэлектрики. |
Существуют и другие штрафы, в том числе за неразмещение сведений о договорах, направление недостоверной информации в орган исполнительной власти и размещение сведений о договорах с нарушением сроков.
Внимание! Максимальная сумма штрафа для заказчика не превышает 500 000 рублей, в большинстве случаев она находится на уровне 100 тысяч рублей.
Нормы федерального закона 223-ФЗ устанавливают проведение торгов для госкорпораций и компаний с долей участия государства в уставном капитале более 50%. Правила, описанные в нем, предлагают более демократичные условия тендеров, чем в случае с госконтрактами по закону 44-ФЗ.
Штрафные санкции могут быть назначены только после проверки
Заказчики имеют право самостоятельно устанавливать условия, но при этом должны обеспечивать равенство для всех участников и выбирать самые выгодные предложения. В целом 223 фз, действующая редакция которого вполне демократична к участникам тендеров, предполагает и ответственность за его нарушение, поэтому процедура должна быть соблюдена.
Перечень услуг по сопровождению закупочной деятельности Заказчика в рамках 223-ФЗ
Комплексная услуга «Открытый конкурс» Представляет собой полное сопровождение одной закупки «под ключ» при осуществлении закупок способом открытого конкурса Включает следующие виды услуг :
|
20000 |
Комплексная услуга «Запрос предложений» Представляет собой полное сопровождение одной закупки «под ключ» при осуществлении закупок способом открытого конкурса Включает следующие виды услуг :
|
20000 |
Комплексная услуга «Электронный аукцион» Представляет собой полное сопровождение одной закупки «под ключ» при осуществлении закупок способом открытого конкурса Включает следующие виды услуг :
|
18000 |
Комплексная услуга «Запрос котировок» Представляет собой полное сопровождение одной закупки «под ключ» при осуществлении закупок способом открытого конкурса Включает следующие виды услуг :
|
10000 |
Услуга по полному сопровождению закупочной деятельности Заказчика в рамках 223-ФЗ | Устанавливается индивидуально после изучения объёма и структуры закупок Заказчика |
Анализ конкурсных заявок на соответствие требованиям конкурсной документации Заказчика в рамках одной закупки | 4000 |
Анализ заявок на участие в запросе предложений на соответствие требованиям документации Заказчика в рамках одной закупки | 4000 |
Анализ аукционных заявок на соответствие требованиям аукционной документации Заказчика в рамках одной закупки | 3000 |
Анализ котировочных заявок на соответствие требованиям извещения о проведении запроса котировок в рамках одной закупки | 1500 |
Анализ конкурсной документации, подготовленной заказчиком на соответствие требованиям законодательства о закупках | 4000 |
Анализ документации запроса предложений, подготовленной заказчиком на соответствие требованиям законодательства о закупках | 4000 |
Анализ аукционной документации, подготовленной заказчиком на соответствие требованиям законодательства о закупках | 3000 |
Анализ извещения о запросе котировок, подготовленного заказчиком на соответствие требованиям законодательства о закупках | 1000 |
Размещение в единой информационной системе извещения об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов Договоров, протоколов, предусмотренных законодательством о закупках в рамках одной закупки | 1000 |
Размещение пакета документов в рамках одной закупки на электронной площадке | 1000 |
Размещение разъяснений положений документации о закупке на электронной площадке или ЕИС | 500 |
Подготовка технического задания на поставку оборудования | от 15000 |
Подготовка технического задания на поставку расходных материалов, товаров | 4000 |
Подготовка технического задания на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту, реконструкции | от 15000 |
Подготовка технического задания на оказание услуг, выполнение работ | от 5000 |
Разработка конкурсной документации с нуля | от 15000 |
Разработка документации запроса предложений с нуля | от 15000 |
Разработка аукционной документации с нуля | от 10000 |
Разработка извещения о запросе котировок с нуля | от 3500 |
Анализ проекта договора, заключаемого с единственным поставщиком | 500 |
Обоснование начальной максимальной цены договора | от 2500 |
Консультационные услуги по работе в рамках 223-ФЗ в течение 1 месяца | от 5000 |
Консультационные услуги по работе в рамках 223-ФЗ в течение 2 месяца | от 7000 |
Консультационные услуги по работе в рамках 223-ФЗ в течение 3 месяца | от 10000 |
Консультационные услуги по работе в рамках 223-ФЗ в течение 6 месяцев, 1 года | По согласованию |
Формирование плана закупок | от 5000 |
Заключение договора, протокола разногласий по итогам проведенной процедуры | 1000 |
Внесение информации в реестр договоров | 2000 |
Внесение информации о соглашении о расторжении договора и дополнительном соглашении в реестр договоров | 1000 |
Внесение информации об исполнении договора | 2000 |
Разработка Положения о закупках | 5000 |
Размещение Положения о закупках в ЕИС | 1000 |
Размещение отчетов в рамках исполнения положений 223-ФЗ | от 1000 |
Узнать подробнее об услуге
Прайс-лист на услуги по сопровождению заказчиков 44-ФЗ
Что такое специализированная организация по 44-ФЗ: нюансы сотрудничества
Из этой статьи вы узнаете:
- Что такое специализированная организация по 44-ФЗ
- Когда нужны услуги специализированной организации в рамках 44-ФЗ
- Перечень услуг специализированной организации по 44-ФЗ
- Как привлечь специализированную организацию для закупок по 44-ФЗ
- Что указывать в контракте со специализированной организацией согласно 44-ФЗ
- Ответственность заказчика и специализированной организации по 44-ФЗ
Что такое специализированная организация по 44-ФЗ, знают не все заказчики. Многие слышали этот термин, но имеют смутное представление о назначении и функциях данного исполнителя. Такая компания в рамках проведения закупочных процедур по 44-ФЗ оказывает заказчику услуги по определению поставщика.
Заказ услуг подобной организации также должен осуществляться через электронные торги, по результатам которых заказчик заключает контракт с победителем. Как в целом происходит взаимодействие двух структур, вы узнаете из этого материала.
Что такое специализированная организация по 44-ФЗ
Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ дают заказчикам право пользоваться услугами специализированных организаций во время подготовки и проведения торгов.
Благодаря данному подходу удается значительно упростить все процессы, связанные с тендером, не допустить ошибок.
Если заказчик смог найти надежного помощника, выстроить с ним грамотные и выгодные для обеих сторон отношения, он может быть уверен, что такое сотрудничество в течение продолжительного срока будет приносить свои плоды.
Что же тогда представляет собой специализированная организация по 44-ФЗ? Данный термин используется при обозначении юридического лица, предоставляющего услуги по созданию, проведению торгов.
Чтобы осуществление таких работ стало возможным, между заказчиком и подобной компанией заключается контракт, после чего вторая может действовать от имени первого, на нее ложится полная юридическая ответственность.
Пока нет единой системы инструментов, которая позволяла бы заказчикам быть уверенным в надежности и высоком уровне профессионализма подрядных организаций.
Такую роль могла бы играть единая база тендеров, организованных с помощью специализированных компаний, однако ее существует.
Еще один вариант проверки фирм – поиск сведений о наложенных на них штрафах за недобросовестное исполнение своих обязательств. Но на данный момент получить подобную информацию очень сложно.
Когда нужны услуги специализированной организации в рамках закона 44-ФЗ
Торги по закону 44-ФЗ могут проводить самые разные заказчики. Нередко встречаются случаи, когда функции закупщика лежат на одном человеке.
Такой подход обычно выбирают небольшие организации с маленьким совокупным годовым объемом закупок. Для такой фирмы наиболее рациональным решением является закупка ТРУ согласно п. 4 ст. 93. Согласно данному акту не предполагается использования этапа торгов, а с поставщиками заключаются прямые договоры.
Однако бывают случаи, когда нужно провести, допустим, электронный аукцион, а у человека недостаточно знаний по данной теме. Безусловно, можно взять пример с более крупных компаний, изучить документацию и все сделать самостоятельно.
Однако вы не можете быть уверены, что собранные документы полностью отвечают требованиям актуального законодательства.
Не стоит забывать, что закон часто претерпевает изменения, при этом вносятся локальные и даже значительные поправки, которые будут учитываться контрольными органами во время проверок.
В подобную ситуацию может попасть и опытный заказчик, если он всегда работает с форматом аукциона, а теперь ему нужно организовать, допустим, конкурс.
Чтобы не тратить время, не погружаться в изучение нюансов новой процедуры, стоит на практике узнать, что такое специализированная организация по 44-ФЗ.
Ее специалист возьмет на себя всю рутину, освободит время заказчика на решение других задач, ускорит проведение торгов.
Перечень услуг специализированной организации по 44-ФЗ
Специализация таких компаний состоит в комплексном сопровождении сделок. Они предоставляют следующие услуги:
- помощь в подготовке план-графика;
- сбор всех документов, необходимых для проведения конкурса, запроса котировок или аукциона, разработка технического задания;
- публикация в ЕИС извещения о проведении закупки и всей документации;
- направление приглашений на участие в торгах потенциальным исполнителям;
- составление дополнительных соглашений к контрактам;
- подготовка исковых заявлений для передачи в суд;
- представление интересов заказчика в ФАС и иных инстанциях, контролирующих сферу государственных закупок.
Также отметим, что такая специализированная организация по 44-ФЗ может консультировать заказчиков по проведению торгов и проводить обучение его специалистов.
Перечисленные действия заказчик должен выполнить своими силами в соответствии с ч. 1 ст. 40 44-ФЗ. Отметим, что закон 223-ФЗ устанавливает аналогичные правила.
Как привлечь специализированную организацию для закупок по 44-ФЗ
Если госучреждение запланировало проведение открытых, закрытых конкурсов, в том числе двухэтапных и с ограниченным участием, аукционов, оно имеет право прибегнуть к помощи специализированной организации.
В таком случае нужно заранее оплатить работу посредника. Решаясь на данный шаг, заказчик должен понимать: при нанесении кому-либо вреда в процессе исполнения условий сделки, на него ложится не меньшая ответственность, чем на специализированную организацию.
Значит, стоит воспользоваться услугами проверенных специалистов, у которых есть хорошие рекомендации и большой опыт подобной деятельности.
Работа с помощником допускается при разных видах закупок: как при проведении конкурентных торгов, так и при сотрудничестве с одним исполнителем. Информация о таких процедурах должна быть обязательно включена в план-график.
Рекомендуется заранее заключать контракт со специализированной организацией, поскольку выбор партнера и подписание соглашения требуют времени. Как показывает практика, на это уходит минимум две недели. Будьте готовы к тому, что процедура затянется до трех месяцев.
Что указывать в контракте со специализированной организацией согласно 44-ФЗ
jpg»>
Для приобретения услуг специализированной организации важно учитывать зафиксированные в законе 44-ФЗ способы закупок и ограничения по каждому из них.
Речь идет о таких методах, как открытый конкурс, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика, пр.
При подписании контракта со специализированной организацией разрешается использовать произвольную форму. Если соглашение заключается по итогам конкурса, аукциона, запроса котировок, форма данного документа должна соответствовать проекту, изначально утвержденному вместе с остальной документацией о закупке.
Заказчик прописывает в контракте функции и полномочия, передаваемые специализированной организации. Последняя может оказывать услуги по проведению определенной закупки либо работать с заказчиком в течение какого-либо периода. Допустим, контракт может быть заключен на календарный год.
Чтобы разграничить функции и сферы ответственности заказчика и такого исполнителя, в контракте прописывают торги, в организации которых должен быть задействован посредник.
Если услуги требуются для проведения закупок одного вида либо работы в течение определенного периода, рекомендуется включить в текст соглашения порядок привлечения организации к каждой закупке.
Это может делаться по заявке заказчика, после получения уведомления, пр.
Вы сможете избежать проблем с контролирующими инстанциями, дополнив контракт такими обязательными пунктами:
- полномочия спецорганизации;
- сведения о закупке/ряде закупок;
- стоимость услуг, порядок расчетов;
- права, обязанности сторон;
- материальная ответственность посредника в случае выявления нарушений;
- ведение претензионной работы организацией;
- порядок решения споров между участниками соглашения.
Если для заключения контракта на оказание подобных услуг проводился конкурс, аукцион, запрос котировок, то используется форма документа, соответствующая проекту контракта, который был утвержден вместе с остальной документацией по торгам.
Если заказчик принимает решение заключить договор со специализированной организацией как с единственным исполнителем на сумму до 100 тысяч рублей, это делается в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Часть 15 ст. 34 44-ФЗ допускает заключение такого соглашения в устной форме, если такой формат предпочтителен для заказчика.
В договоре указывают:
- Условия, включение которых является обязательными по 44-ФЗ.
- Функции и полномочия, передаваемые посреднику.
Заказчик отвечает за вред, ставший результатом незаконных действий/бездействия специализированной организации, которые осуществлялись в пределах полученных по контракту полномочий (ч. 4 ст. 40 44-ФЗ). Поэтому в тексте договора должны быть указаны сведения о конкретных функциях и полномочиях, которые передает заказчик.
- Сведения о закупках, которыми должны заниматься привлекаемые специалисты.
Конкретные закупки указываются в договоре, чтобы разграничить функции и сферы, за которые отвечают заказчик и организация-исполнитель.
Немного иная ситуация складывается, если ее услуги необходимы не для отдельной закупки, а для проведения торгов определенного вида или работы на протяжении конкретного срока.
Тогда в договоре прописывают, что такая специализированная организация привлекается к закупке по 44-ФЗ по заявке заказчика или после получения уведомления.
- Ответственность посредника.
Заказчик должен четко понимать, в каких случаях можно справиться самостоятельно, а когда лучше обратиться за помощью к сторонним специалистам.
Ответственность заказчика и специализированной организации по 44-ФЗ
При определении поставщика, подрядчика, исполнителя в процессе торгов посредник действует от имени заказчика. Но нужно понимать, что такие права и обязанности в закупках, которые обеспечивает специализированная организация по 44-ФЗ, имеют непосредственное отношение к заказчику.
Заказчик выбирает компанию, отвечающую за проведение торгов, конкурсов и аукционов на конкурентных условиях. Для этого используются правила проведения закупки, установленные законом 44-ФЗ. В соглашении со специализированной организацией закон требует прописать ее функции во время госзакупок и предоставляемые ею услуги.
В случае, когда приглашенная для проведения торгов организация своими действиями нанесла вред юридическому лицу, ИП, физическому лицу, ответственность распространяется и на заказчика.
Чтобы не допустить конфликта интересов, п.5 ст. 40 44-ФЗ запрещает специализированной организации участие в закупках в качестве потенциального исполнителя, если она помогает их организовать.
Специализированные организации часто задействуются в проведении торгов, однако этот факт никак не сказывается на стоимости их услуг – она достаточно высока. Если не принимать во внимание расценки в столице, то по стране цена одной процедуры находится в пределах 40 000 рублей.
Отметим, что можно разово прибегнуть к помощи такой компании, после чего продолжить самостоятельно использовать полученную от нее документацию. При этом не забывайте отслеживать, какие изменения происходят в законодательстве.
Еще один возможный вариант – вы можете заказать у специализированной организации только подготовку документации.
Что такое закупочная деятельность?
Многие начинающие участвовать в электронных торгах путаются в понятиях — что такое закупки по 223-ФЗ, что такое закупки по 44-ФЗ, чем они отключаются от коммерческих закупок? Давайте прежде всего разберемся, что такое закупочная деятельность. Закупка — это процесс приобретения товаров, работ и услуг, состоящий из выявления потребности в товаре, работе или услуге, поиска и выбора поставщика, заключения и исполнения договора о поставке товара (выполнения работ, оказания услуг).
Закупочная деятельность — процесс, целью которого является получение товаров, работ, услуг определенного качества в необходимом количестве в требуемое время и по минимальной цене.
Проведение закупок является необходимой составляющей деятельности каждой организации. Эта деятельность должна быть целостным, системным процессом, цель которого — с минимальными затратами сил и средств своевременно получить все те товары, работы и услуги, которые необходимы организации.
- Законодательное регулирование закупочной деятельности необходимо в первую очередь для того, чтобы упорядочить эту деятельность, установить единые и прозрачные правила её проведения и условия для открытой конкуренции за право заключить договор с заказчиком.
- Всё это в совокупности должно обеспечивать минимизацию риска злоупотреблений при проведении закупок и повышать их эффективность.
- В обобщённом виде иерархию нормативных правовых и локальных актов, посвящённых закупкам, можно представить в следующем виде:
- Гражданский кодекс и Закон «О защите конкуренции».
- Закон № 223-ФЗ и Закон № 44-ФЗ.
- Федеральные подзаконные нормативные акты.
- Региональные нормативные правовые акты.
- Корпоративный закупочный стандарт.
- Корпоративные регламенты работы структурных подразделений при проведении закупок и регламенты отдельных элементов закупочной работы.
- План закупок.
- Извещение о закупках.
- Закупочная документация, в том числе техническое задание и проект контракта.
- Итоговой протокол закупки.
Все причисленные выше документы являются юридически значимыми, то есть влияющими на установление правоотношений между заказчиком и поставщиком либо прямо определяющими содержание этих правоотношений.
В России закупочная деятельность разных организаций регулируется законодательством не одинаково. Это обусловлено различными уровнями рисков при проведении закупок разными категориями заказчиков.
Наиболее детально урегулированы закупки государственных и муниципальных заказчиков: строгость требований законодательства о госзакупках обусловлена, во-первых, тем, что эти закупки призваны обеспечивать оказание гражданам государственных и муниципальных услуг на высоком уровне, а во-вторых, тем, что эти закупки финансируются за счёт бюджетных средств.
Расходование бюджетных средств имеет следствием то, что без жёстких и детализированных требований, контроля и неотвратимости наказания для нарушителя риск злоупотреблений существенно повышается.
Если государственные и муниципальные закупки проводятся ненадлежащим образом, не приходится надеяться на предоставление государственных и муниципальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, негативные последствия от злоупотреблений при проведении госзакупок для государства выше, чем от нарушений при проведении коммерческих закупок.
Для закупок естественных монополий, госкомпаний, организаций коммунального хозяйства и иных субъектов Закона №223-ФЗ законодательством предусмотрены определённые рамки, устанавливающие пределы усмотрения компании в организации собственной закупочной деятельности, поскольку, с одной стороны, эти компании не расходуют бюджетные средства и имеют внутреннюю экономическую мотивацию к рациональному использованию собственных средств, но, с другой стороны, эффективность их закупок влияет в том числе на уровень тарифов, а следовательно имеет социальную значимость.
Иными словами, если субъект Закона №223-ФЗ провёл закупку неэффективно или потратил на неё лишние деньги, то это может ударить по кошельку конечного потребителя, хотя связь между этими закупками и качеством оказания услуг не столь непосредственная, как в ситуации с госзаказом. Наконец, для коммерческих организаций гражданским и антимонопольным законодательством установлены обязательные, но вместе с тем общие требования, поскольку у таких компаний, рискующих при осуществлении своей хозяйственной деятельности собственными деньгами, существует наибольший внутренний стимул к эффективному расходованию этих средств при проведении закупок. Социальный эффект от деятельности большинства коммерческих организаций не такой значительный, чтобы устанавливать жёсткие законодательные требования к их закупкам.
Общие гражданско-правовые и антимонопольные требования, установленные в гл. 28 ГК РФ и ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции» обязательны для всех.
При этом субъектами Закона № 223-ФЗ, а также государственными и муниципальными заказчиками эти требования применяются с учётом особенностей, установленных отраслевым законодательством, а также с учётом дополнительных требований, установленных этим законодательством.
Заказчик может проводить в электронной форме закупки всеми способами — в том числе с помощью электронного конкурса, электронного аукциона, электронного запроса предложений, электронного запроса цен, электронных конкурентных переговоров и т.п.
Постановлением Правительства РФ № 616 утверждён перечень продукции, которую заказчик обязан закупать только в электронной форме. При этом, даже закупая продукцию из этого перечня, заказчик вправе использовать любой электронный способ размещения заказа, а не только аукцион. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 616 исключительно в электронной форме закупаются:
- Природная вода и лед.
- Целлюлоза, бумага, картон и изделия из них.
- Полиграфическая и печатная продукция.
- Канцелярские принадлежности.
- Оргтехника.
- Аппаратура радио, телевидения и связи.
- Фото- и киноаппаратура.
- Медицинская аппаратура.
- Средства измерения.
- Часы.
- Автомобили, их детали и принадлежности.
- Транспортные средства.
- Услуги по торговле, ТО и ремонту автомобилей.
- Услуги по ремонту оргтехники для офисов.
- Услуги по уборке зданий.
Закупка товаров, работ и услуг, включённых в этот перечень, не осуществляется в электронной форме:
- если информация о закупке содержит сведения, составляющие государаственную тайну;
- если Правительством РФ принято решение проводить данную закупку в закрытом режиме;
- если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
- если закупка осуществляется у единственного поставщика в соответствии с Положением о закупке самой регулируемой организации. При этом регулируемая организация имеет право закупать в электронной форме и продукцию, не входящую в перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616.
«В чём отличие 44 ФЗ от 223 ФЗ?» – Яндекс.Кью
В требованиях к торгам, если говорить по-простому. В 44-ФЗ жесткие правила для каждой закупки. Шаг влево, шаг вправо — расстрел 🙂 А в 223-ФЗ не так строго. По сути заказчики сами определяют правила и прописывают в Положении о закупках (этот документ нужен, чтобы проводить закупки).
Ну и заказчиками могут быть разные организации.
Здесь подробно сравнивали в таблице, прям по пунктам. Очень наглядно, посмотрите: https://gozakaz.ru/chem-44-fz-otlichaetsya-ot-223-fz-naglyadnoe-sravnenie-v-tablitse/
- Оба закона регулируют отношения в сфере госзакупок. То есть они регулируют схожие правоотношения, но между данными законами существуют различия:
- 1) разные заказчики (то есть у организаций заказчиков по 44-ФЗ и по 223-ФЗ разные организационно-правовые формы);
- 2) 44-ФЗ предусматривает большее количество способов закупок по сравнению с 223-ФЗ;
- 3) разные сроки на размещение информации о закупке;
- 4) разные требования к содержанию документации о закупке;
- 5) в законе 223-ФЗ нет детального описания всех действий при проведении закупки, он носит более общий характер, определяет принципы, в отличие от 44-ФЗ, который четко регулирует все действия заказчика и участника закупки.
1) Один заказчик может покупать по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
2) Все зависит от положения о закупках по 223-ФЗ, поэтому по… Читать дальшеЗаполнение Формы 2, Жалобы в ФАС, Консультации. Госзакупки 44 фз, 223 фз…
Можно сформулировать для Поставщика в двух словах:
Проще начинать с 44 фз, набираться опыта и постепенно переходить к 223 фз. 223 сложнее, в нём больше подводных камней, обязательно потребуется НДС и прочие атрибуты больших компаний, но больше перспектив для роста.
С уважением, специалист СВ Тендер
Это два федеральных закона — № 44-ФЗ «О контрактной системе» и № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» — которые регулируют разные сегменты закупок. Основные отличия: 1. Законы контролируют закупки разных заказчиков 44-ФЗ — государственных и муниципальных органов и предприятий.
223-ФЗ — коммерческих компаний с государственным… Читать далееМеня интересует другое… Какого лешего это прям нужно знать для участия в тендерах? Если есть нужный товар и устраивает цена — то продавай хоть куда… Хоть 223, хоть 44 закон — по фигу вообще. Исполняешь свои обязательства и заказчик платит тебе деньги — ВСЁ.
К чему эти разговоры — непонятно. А ещё бесит указание в вакансиях — обязательно знание 44 и 223. Зачем? Как… Читать далееЗаказчики — это первая и главная разделительная линия. Она прослеживается уже в названии Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
По 44-ФЗ работают большинство государственных и муниципальных заказчиков, а по 223-ФЗ — только некоторые из них.
Заказчики по 223-ФЗ:
— госкорпорации;
— госкомпании;
— публично-правовые… Читать далееЕсли простым языком, то отличаются кругом заказчиков. Закон 44-ФЗ более объемный по исполнению функционала при закупке.
Административной ответственности больше по 44-ФЗ, чем по 223-ФЗ.
223-ФЗ является рамочным законом, который делает отсылку к создаваемому положению заказчика о закупках.
По 223-ФЗ работать намного проще. Он не так перегружен, как 44-ФЗ и заказчик может…
Читать далееКак представитель заказчика, работающего и по 44-ФЗ и по 223-ФЗ могу сказать, что при объявлении закупки по 44-ФЗ участвуют дотационные денежные средства (те, что выделены субъектом заказчику), а в 223-ФЗ участвуют деньги заработанные самим заказчиком.
Например, школа по хоккею может объявить тендер на приобретение электроэнергии по 44-ФЗ, в данном случае деньги на… Читать далееЮридическая помощь 44-ФЗ и 223-ФЗ. Сопровождение участника, жалобы в ФАС…По 44-ФЗ закупки осуществляют государственные, субъектовые, муниципальные органы власти и пр. службы.
По 223-ФЗ закупают ГУПы, МУПы, автономные организации и прочие подобные заказчики.
Заказчики по 223-ФЗ осуществляют закупки в соответствии Положением о закупках, а заказчики по 44-ФЗ в соответствии с положениями закона.
Заказчики по 223-ФЗ могут закупать по 44-ФЗ в… Читать далее
ФЗ от 05.04.
2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» касается всех участников правотношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Это заказчики, участники закупок (поставщики, исполнители, подрядчики), регулирующие и контролирующие органы.
Прочитать ещё 1 ответВосточные практики, хинди, Индия. Политика, юриспруденция, право. Книги…
Напрашивается встречный вопрос: каким образом осуществлялся отбор поставщика и заключение с ним договора? Если это единственный заказчик и информация о закупке не публиковалась (сумма вашей закупки не противоречит № 44-ФЗ), вполне ожидаемо, что данного товарища могло и не быть на Портале Поставщиков. Изучите №223 – ФЗ (https://ru.wikipedia.org/wiki/Федеральный_закон_Российской_Федерации_от_20_июля_2011_года_№_223-ФЗ), если захотите сменить поставщика. А лучше обратиться к консультанту по юридическим вопросам, так как лучше «перебдеть». Поскольку предоставленной Вами информации недостаточно для ответа, ищите ответа у специалистов.
Прочитать ещё 1 ответХожу-брожу, где-то что-то пишу.
В отличии от совершения сделки по 44-ФЗ, по 223-ФЗ не существует прописанных ситуаций, при которых заказчик заключает контракт с поставщиком.
С другой стороны, есть ещё требования закона 275-ФЗ о гособоронзаказе. Закон о государственном оборонном заказе регулирует условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и реализацию военно-технической продукции на международные рынки.Там сказано, что поставщиком может быть только юридическое лицо с определённым рядом требований, подробнее здесь.
Подробнее о закупках у единственного поставщика по 223-ФЗ здесь.
Для того, чтобы открыть Совместную закупку, нужно стать ее организатором — это можно сделать на действующей площадке СП, либо в одной из соцсетей.
Проще всего обратиться на уже существующую площадку Совместных покупок. У каждой площадки Совместных покупок свои требования к потенциальным организаторам — иногда есть даже специальное обучение, как на 63pokupki.ru
В соцсетях открыть свою закупку проще, но в этом случае вы не можете дать никаких гарантий тем, кто у вас заказывает. Да и без официального оформления своей деятельности у вас могут возникнуть проблемы с проверяющими органами.
Supl.biz— электронная торговая площадка для малого и среднего бизнеса, которая…
Добрый день! Все зависит от того, для каких целей Вы закупаете продукты и в каком объеме. Если закупка связана с приобретением продуктов для государственных учреждений (школы, больницы, детские сады и т.д), то закупки производятся на государственных площадках, тендерах и конкурсах.
Если вы приобретаете продукты для коммерческих целей, то есть несколько вариантов:
- Покупать напрямую у производителей (крупные агрохолдинги, местные фермерские хозяйства и т.д);
- Воспользоваться услугами торговых интернет площадок, на которых можно в короткие сроки получить выгодные предложения и узнать цены поставщиков. Для заказчиков это бесплатно и не займет много времени. Посмотреть поставщиков и оставить свой заказ можно здесь.
Специализированная организация по 44-ФЗ | Спец организация для госзакупок по 44-ФЗ
Главная » Федеральный закон 44-ФЗ » Специализированная организация по 44-ФЗ
Спецорганизация выполняет отдельные функции по определению поставщика (подрядчика, исполнителя):
- Разработка конкурсной документации
- Разработка документации об аукционе
- Размещение в единой информационной системе извещений о проведении закупок
- Направление приглашений принять участие в закупках
- Закрытый аукцион
- Закрытый конкурс
- Закрытый конкурс с ограниченным участием
- Закрытый двуэтапный конкурс
- Иные функции, связанные с определением поставщика, подрядчика, исполнителя
Другие виды закупок по 44-ФЗ, в частности – запрос котировок и запрос предложений, не могут быть переданы спецорганизации.
Услуги специализированной организации по 44-ФЗ не включают:
- Создание закупочной комиссии
- Определение начальной максимальной цены контракта (НМЦК)
- Определение предмета и существенных условий контракта
- Утверждение проекта контракта
- Уверждение документации об аукционе
- Утверждение конкурсной документации
- Подписание контракта
Государственный заказчик по 44-ФЗ выполняет эти функции самостоятельно.
Привлечение специализированной организации в сфере закупок по 44-ФЗ возможно как единовременно, так и на постоянной основе, когда передается максимально возможный объем функций по всей закупочной деятельности.
Ответственность заказчика и спецорганизации по 44-ФЗ
Функции специализированной организации в сфере закупок поопределению поставщика, подрядчика, исполнителя осуществляются от имени заказчика. Однако права и обязанности в закупках, которые обеспечивает специализированная организация по 44-ФЗ возникают у заказчика.
Специализированная организация по проведению торгов, конкурсов и аукционов выбирается заказчиком на конкурентных условиях в рамках проведения закупки по 44-ФЗ. В контракте на привлечение специализированной организации по 44-ФЗ указываются услуги и функции, которые будет выполнять спец организация в госзакупках.
Если действиями специализированной организации причинен вред юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу, то заказчик несет солидарную ответственность.
Квалифицирующими признаками солидарной ответственности являются:
- Незаконные действия (бездействие) специализированной организации
- Совершение деяния в пределах полномочий спецорганизации
- Переданные заказчиком полномочия должны быть указаны в контракте
- Действия связаны с определением поставщика при осуществлении функций от имени заказчика
Как избежать конфликта интересов. Статья 40 федерального закона 44-ФЗ устанавливает запрет на участие специализированной организации в закупках заказчика, в отношении которых она выполняет свои функции.
Если вы государственный заказчик по 44-ФЗ и вам нужны услуги специализированной организации – оставьте заявку и получите консультацию специалиста.
; Открытые торги «Открытые торги» — одна из ведущих компаний России, специализирующихся на тендерном сопровождении. Мы открываем новые возможности для реализации товаров, работ и услуг для российских и международных компаний. К нам обращаются компании, как без опыта участия в тендерах, так и имеющие развитые тендерные отделы. Мы помогаем решить конкретные задачи здесь и сейчас, а также сформировать видение на будущее, сэкономить время и ресурсы. Контакты:
; Адрес: ул.Стромынка, д.13а 107014 Москва,
Телефон:+74952680544,
Телефон:88005556649,
E-mail: mail@open-torg.ru
Бюджетные учреждения получают возможность работать по 223-ФЗ при наличии разработанного положения о закупка, и размещении его до начала года в единой информационной системе.
Закупки в соответствии с 223-ФЗ могут осуществляется только за счет средств полученных:
- в качестве грантов;
- в качестве исполнителя по контракту;
- при осуществлении бюджетным учреждением иной приносящей доход деятельности.
- Для этого необходимо просто зарегистрироваться в качестве заказчика по 223 ФЗ, разместить план закупок и положение о закупках.
- Федеральный закон N 223-ФЗ, который носит название «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», фактически обязал многие компании к переводу традиционных закупок в электронные торги.
- Для крупных и средних компаний, привыкших работать с бумажными документами на сотни (а то и тысячи) ежемесячных закупок, достаточно сложно перевести все планы, статистику и другую требуемую законом информацию в электронный вид, после чего публиковать на специальном ресурсе.
Не знаете с чего начать? Обратитесь к профессионалам
Наша компания решит вопросы проведения закупок в рамках закона N 223-ФЗ наиболее эффективным и экономным способом.
- Вы получите исчерпывающие сведения по всем вопросам: какие изменения потребуется внести в процедуры, принятые на вашем предприятии; какие подводные камни (организационные, технический и др.) подстерегают вас при работе по этому закону; как пользоваться электронными торговыми площадками и т. п.
- Будет проведено предпроектное обследование и выданы необходимые рекомендации. Мы окажем помощь в подготовке техзадания и подскажем, какие функции электронной торговой площадки необходимо задействовать, как все эти нововведения грамотно вписать в налаженные бизнес-процессы вашего предприятия.
- Получение электронной подписи для каждого ответственного сотрудника, который будет задействован в процессе электронных торгов, перестанет быть для вас проблемой.
- Мы поможем вам подготовить Положение о закупках, в котором будут отражены все элементы и особенности процесса, а также наладим контакт с одним из разработчиков электронных площадок, на которых проводятся торги.
- Один из самых сложных этапов – формирование плана закупок, его оперативные изменения и передача данных на официальный сайт. Мы решим вопросы автоматизации, сбора и обработки данных, и закупки через электронные торги станут для вас обычной процедурой.
Считайте свои преимущества
Наша компания работает для того, чтобы вам было комфортно действовать в законодательном поле. Для автоматизации деятельности в сфере закупок мы создаем все условия:
- серьезная консультативная поддержка;
- сопровождение проекта от анализа стартовой ситуации до внесения необходимы изменений в процессе работы;
- подбор наиболее оптимального способа закупки;
- весь комплекс необходимых вам услуг по проведению торгов;
- создание для заказчика сайта или доработка существующего ресурса под новые потребности;
- разработка необходимой документации;
- другие услуги для участников закупочных процедур в рамках закона 223-ФЗ.
Надежный партнер – лучшая инвестиция
Безусловно, проведение закупок по новым требованиям вызывает массу вопросов. Но своевременное обращение к специалистам позволит в кратчайшие сроки выйти на новый уровень ведения бизнеса. Более того, компании, которые уже воспользовались нашими услугами, обнаружили увеличение эффективности процедуры закупок, экономию средств, времени и человеческих ресурсов.
Мы поможем вам создать соответствующую закону систему закупок, которая при этом будет удобна в работе и ориентирована на решение поставленных вами задач.