Увеличение количества поставляемого товара по 44-фз

Цену состоявшейся закупки менять нельзя — это одна из аксиом 44-ФЗ. Но все же есть ситуации, когда контракт подписывают не по той цене, которую предложил победитель, или цену меняют во время исполнения контракта. Посмотрим, когда это возможно.

Увеличение количества поставляемого товара по 44-ФЗ

При заключении контракта

Заказчик хочет закупить больше товара на сумму экономии

Если заказчик провел конкурс или аукцион на покупку товара и сэкономил, то по ч.18 ст.34 44-ФЗ он имеет право увеличить объем поставки на сумму экономии, соблюдая эти условия:

  1. Заказчик увеличивает только объем товара (не услуги и работы)
  2. Итоговая цена закупки должна остаться в рамках НМЦ.
  3. Эта возможность должна быть заранее прописана в документах закупки.
  4. Цену за единицу товара рассчитывают, разделив итоговую цену контракта на количество изначально купленного товара.

Если эти условия соблюдены, заказчик отправляет победителю аукциона официальное письмо с просьбой увеличить объем поставляемого товара, не выходя за рамки НМЦ.

Победитель может согласиться или отказаться увеличивать объем поставляемого товара:

  • Если он отказывается, контракт заключают на условиях, определенных результатами торгов и документацией. 
  • Если соглашается, стороны подписывают контракт на новых условиях без допсоглашения. Заказчик публикует в ЕИС контракт, приложив документы, подтверждающие согласование новой цены с победителем.

В этой закупке можно посмотреть, что победитель снизил цену закупки почти на 60% процентов, и в итоге заказчик купил на сумму экономии тринадцать сплит-систем одного из видов вместо запланированных четырех.

Еще раз об НДС

Может ли заказчик снизить цену контракта на сумму НДС, если в закупке победил поставщик на упрощенке? Однозначного правила, которого должен придерживаться заказчик, нет. Подписание контракта часто заканчивается спором, который ФАС в разных регионах может решить и в пользу заказчика, и в пользу победителя на УСН.

Министерство финансов, которое регулирует рынок госзакупок, выпустило 2 ноября 2017 письмо № 03-07-11-72354, где сказано: «Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается».

Оптимально, когда заказчик заранее в документах закупки прописывает условия, на которых будет заключать контракт с победителем, применяющим УСН. Если такого условия нет, рекомендуем уточнить это в запросе на разъяснения.

После заключения контракта

Заказчик увеличивает или уменьшает количество товара

Такое право предусмотрено пп. б п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. Правила изменения цены мы оформили в таблицу:

Уменьшить на 10% Увеличить на 10%
Возможно в закупках у единственного поставщика и во всех конкурентных закупках, кроме запрос котировок
Заказчик предусматривает возможность в документации о закупке, а при закупке у единственного поставщика — в контракте с ним
Только на этапе исполнения контракта по соглашению сторон
Если НМЦ закупки неделима, то изменить можно только все позиции закупки: например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно, то можно изменить объем отдельных позиций, например: 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей.
Заказчик обязательно пропорционально снижает цену Стороны могут увеличить цену, о чем договариваются дополнительно. Цену единицы товара рассчитывают делением цены всего контракта или отдельной позиции на количество товара

Например, в закупке лечебной грязи видно, что заказчик изменил объем и цену товара на 10%. В карточке контракта есть соглашение об этом с победителем.

Заказчику урезали бюджет

Это условие распространяется только на казенные учреждения. Например, объявляя закупку, заказчик ориентировался на утвержденный бюджет, но на практике ему перечислили меньше денег. В этом случае он согласует с исполнителем уменьшение цены контракта или количества товара (постановление правительства № 1090 от 28.11.2013):

  • Если поставщик согласен, то снижает цену контракта до суммы доведенных на закупку денег.
  • Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

Изменение долгосрочных контрактов

Если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, их условия можно менять. Эти виды контрактов перечислены в постановлении правительства № 1186:

  • федеральные контракты от 10 млрд рублей (кроме клинических исследований лекарственных препаратов),
  • региональные контракты 1 млрд рублей,
  • муниципальные контракты 500 млн рублей,
  • федеральные контракты на 40 млн рублей на выполнение клинических исследований лекарственных препаратов.

Изменились тарифы

Если изменились цены на товары, работы, услуги в соответствии с законодательством России. По этому основанию, например, могут изменить цену контракта у единственного поставщика на коммунальные услуги или обслуживание многоквартирного дома (пп. 8 и 22 части 1 статьи 93 44-ФЗ).

Лечение за рубежом

Можно поменять цену контракта на лечение граждан РФ в иностранной организации, если по каким-то причинам меняется объем услуг или их стоимость.

Можно ли применять положения части 18 статьи 34 и подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона 44-ФЗ одновременно? Иными словами, до подписания контракта на поставку товара увеличить цену до значения НМЦК, а после его подписания увеличить еще и на 10%?

Компания «Консультант Самара» » Вопрос эксперту » Часто задаваемые вопросы » Можно ли применять положения части 18 статьи 34 и подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона 44-ФЗ одновременно? Иными словами, до подписания контракта на поставку товара увеличить цену до значения НМЦК, а после его подписания увеличить еще и на 10%?

Ответ: В действительности своей такое увеличение цены контракта допустимо. Об этом расскажем более подробно.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.

Таким образом, контракт заключается по цене, предложенной участником закупки в его заявке (окончательном предложении), при этом изменение условий контракта до его заключения в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона о контрактной системе, возможно по соглашению сторон, если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе, а после его заключения в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе, допускается по соглашению сторон, если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Так, в соответствии с частью 18 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

При этом нужно отметить, что положения вышеуказанной статьи распространяются исключительно на те случаи, когда предметом контракта является поставка товара, но не оказание услуги или выполнение работы.

Также, частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.

Так, согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.

Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

На основании вышеизложенного, положения подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ применяются независимо от положений части 18 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.

В случае если стороны договорились при заключении контракта увеличить количество поставляемого товара, а вместе с ним и цену контракта до значения НМЦК, то они также вправе после заключения контракта воспользоваться увеличением количества поставляемого товара таким образом, чтобы цена заключенного контракта увеличилась не более, чем на 10%.

Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс.

Порядок увеличения заказчиком количества поставляемого товара, после заключения контракта — Правовед.RU

124 юриста сейчас на сайте

«При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.»

Читайте также:  Как не дать «троллю» испортить ваше выступление — проверено на практике

Могу ли я указать эту норму при заключении контракта на оказание услуги. Например, объект закупки: изготовление и печать поздравительных открыток. Могу ли я в данной ситуации увеличить количество товара (поздравительных открыток)?

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (2)

Здравствуйте! Спасибо за Ваш вопрос!

В данной ситуации приведенная Вами норма (ч. 18 ст. 34 ФЗ 44) прямо указывает на то, что увеличение количества поставляемого товара является правом Заказчика. И только в том случае, если это предусмотрено конкурсной или аукционной документацией.

  • Таким образом, заказчик самостоятельно определяет какое количество товаров или какой объем услуг подлежат закупке.
  • Такой порядок установлен при заключении контракта.
  • Если Вы заключите контракт, то изменение его существенных условий( Цена контракта, предмет, в том числе количество оказываемых услуг) в момент исполнения допускается, принимая во внимание, указанную в Вашем вопрос ситуацию, в следующем случае

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.

Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара; (ст. 95 ФЗ 44)

По вопросу изменения объемов оказываемых услуг со стороны Поставщика позиция законодателя является единой, как в момент заключения контракта, так и в момент его исполнения, что отражается в приведенных выше положениях.

С уважением.

Согласен с коллегой. если контракт не заключен, то не сможете. для этого нужно два условия. 1. указание на возможность увеличения количества товара 2. все-таки контракт должен быть на поставку, а не на оказание услуг.

44-фз разделяет такие понятия как поставка, оказание услуги (выполнение работ) с использованием товара. в данном случае у вас будет не количество товара увеличиваться (хотя по факту это так), а количество услуг (объем).

а про изменение уже заключенного контракта, то да, на 10 % в любую сторону

Правила увеличения количества товара согласно положениям части 18 статьи 34 Закона № 44-ФЗ

В соответствии с частью 18 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

В указанной норме предусмотрено право заказчика (если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе) по итогам осуществленной закупки путем проведения электронного аукциона или конкурса при заключении контракта на поставку товара увеличить количество поставляемого такого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота). При этом цена единицы товара должна быть определена как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

При этом следует отметить, что заказчик не вправе увеличить цену контракта в соответствии с частью 18 статьи 34 Закона № 44-ФЗ , если в соответствии с условиями осуществления закупки (одним лотом) предусмотрена закупка разноименных товаров, работ, услуг (т. е. содержится несколько позиций товара).

Порядок определения цены единицы товара при увеличении количества поставляемого товара не предусматривает увеличение количества товара по отдельным (нескольким) позициям (товаров с разными наименованиями). Увеличивать количество (и, соответственно, цену) товара можно только при целевой закупке конкретного товара.

То есть если поделить цену контракта на количество товара по всем позициям (разноименного товара), то получится, что у всех позиций товара одна цена. В то время как на самом деле у одного товара цена может быть выше, а у другого – ниже цены, полученной при таком делении.

Порядок определения цены единицы товара при увеличении количества поставляемого товара не предусматривает увеличение количества товара по отдельным позициям (разноименного товара, т. е. товаров с разными наименованиями) в случае закупки товара с разными ценами и разного количества по перечням, и, соответственно, законодатель предоставил право увеличивать количество товара только при целевой закупке конкретного товара.
Аналогичная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 3 февраля 2015 г. № Д28и-246.

Пример:

Цена контракта составляет 1 млн руб. В ходе проведения электронного аукциона цена была снижена на 20 процентов – до 800 000 руб. Заказчик планирует увеличить объем поставляемого товара на 20 процентов.
В данном случае заказчик вправе увеличить количество товара на сумму, не превышающую 200 000 руб. (1 000 000 руб. – 800 000 руб. = 200 000 руб.).
Если предположить, что количество товара – 1000 шт., то цена единицы товара будет равна 800 руб. за 1 единицу товара (800 000 руб. : 1000 шт.).
Так как в рассматриваемом случае заказчик вправе увеличить количество товара на сумму, не превышающую 200 000 руб., то максимальное количество товара, на которое заказчик вправе его увеличить, будет равняться 250 шт. (200 000 руб. : 800 руб.).
Следовательно, при заключении контракта заказчику необходимо указать в проекте контракта в информации о количестве товара – 1250 шт. (1000 шт. + 250 шт.), в свою очередь цена контракта – 1 млн руб.

Изменение контракта. Увеличение или уменьшение объема работ

Доброе время суток уважаемые коллеги и интересующиеся!

Давайте разберем вопрос применения положений п.п. «б», п.1, ч.1 ст.

95 Закона 44-ФЗ, а именно изменение существенных условий контракта при его исполнении в случае «если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара».

В контексте указанного вопроса интересным является случай, касающийся изменения условий контракта, при выполнении работ, поскольку применение п.п. «б», п.1, ч.1 ст.95 Закона 44-ФЗ имеет ряд особенностей.

Вопрос: Как поступить когда необходимо изменить одну или несколько из перечисленных в смете позиций работы и (или) товара при исполнении контракта на выполнение работ?

Здесь, просто изменить общий объем работ или товара не более чем на 10% при соблюдении правила о пропорциональном изменении цены, в соответствии с п.п. «б», п.1, ч.1 ст.95 Закона 44-ФЗ – не подходит, поскольку по каждой позиции у нас свой конкретный объем, со своей конкретной стоимостью единицы работы и (или) товара.

Обратимся к разъяснениям уполномоченных органов.

Письмо от 22.02.2017 г.

№ Д28и-1227 Министерства экономического развития РФ: «в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на десять процентов исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на десять процентов».

Читайте также:  Специализированная организация по 44-фз/223-фз: что это?

Такую же позицию Министерство экономического развития РФ излагало и в предыдущих разъяснениях (Письмо от 10.09.2015 г. № ОГ-Д28-11913)

  • Другими словами, изменять объем работ, товаров на 10% можно только от конкретной позиции локального сметного расчета, а не от общего объема работ, товаров.
  • Афоризм в тему: «Всякие изменения связаны с неудобствами, даже если это изменения к лучшему». Сэмюэл Джонсон
  • Всем приятных закупок
  • От «А»

Увеличение стоимости контракта по 44-ФЗ

Закон №44-ФЗ предполагает увеличение цены контракта на 10% (не более) только в том случае, если это предусмотрено условиями контракта (закреплены в договоре), согласно пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95.

Стороны оформляют увеличение контракта путем заключения дополнительного соглашения, прилагаемого к основному договору.

То есть если Заказчик решил увеличить объемы работ или поставку товаров, то он согласует это с Поставщиком, и на увеличенный объем пропорционально поднимается стоимость контракта.

Важно: стоимость контракта относится к существенным условиям, и, согласно законодательству, изменению не подлежит, если это не оговорено предварительно. Так что если изначально в договоре нет пункта о возможности повышения цены контракта, любые изменения, даже с обоюдного согласия сторон, будут признаны незаконными.

Увеличение цены контракта на 10 % — тонкости и подводные камни  

Стоит помнить, что все расчеты делаются пропорционально, так что: При невозможности поставить оговоренный вид продукции по прежней цене (допустимый аналог обходится дороже) госконтракт расторгается по обоюдному соглашению сторон и заключается новый.

Тут нет признаков объективного подорожания услуги, как это было бы в случае регулируемых тарифов, невозможность поставки именно прописанного в договоре вида продукции (существенное условие) вменяется в вину исполнителю.
Увеличение стоимости контракта возможно только при повышении количества поставляемых товаров и услуг.

Стоимость единицы товара не может быть изменена без объективных причин (в контрактах, заключенных на срок не более, чем 3 года).

Период оказания услуги не относится к объему предоставляемой услуги, его увеличение не приводит к автоматическому повышению стоимости работ. Расчет идет по человеко- или машино-часам, дням.

Иные случаи увеличения суммы контракта 44-ФЗ?  

Статья 95 ФЗ №44 предусматривает ряд случаев, при котором допускается изменение стоимости контракта:

  1. На основании решения Правительства Российской Федерации или органа власти субъекта Российской Федерации изменение цены может быть произведено, если длительность контракта составляет три года и более, а из-за изменения стоимости работ-услуг по объективным причинам выполнение контракта по прежней стоимости невозможно.
  2. Местная администрация может изменить стоимость контракта, если исполнение его на прежних условиях объективно невозможно, при этом срок заключенного контракта составляет не менее 1 года.
  3. Цена контракта может быть изменена (увеличена или уменьшена) при условии изменения цен (тарифов) на услуги и товары, регулируемых Правительством РФ.
  4. Изменится стоимость договора и в том случае, если поменяются лимиты бюджетных средств, отпускаемые на нужды Заказчика. Как правило, бюджетное финансирование сокращается, и объемы закупок товаров/услуг уменьшаются, о чем составляется дополнительное соглашение с исполнителем, но возможно и увеличение стоимости контракта по ФЗ 44. Регулируется эта процедура пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
  5. Для иностранных компаний увеличение стоимости возможно при заключении госконтракта на лечение гражданина РФ за рубежом, при необходимости проведения дополнительных диагностических и лечебных процедур, расширения списка лекарственных препаратов и т.д., но только в том случае, если такая возможность документально закреплена в контракте.

Что делать, если изменения превышают 10 % от стоимости контракта?  

В этом случае придется расторгнуть договор, и заключить новый, на измененных условиях.
Если же Заказчика или Поставщика новые условия не устраивают, они могут расторгнуть договоры в одностороннем порядке, предусмотренном контрактом, либо опираясь на положения Гражданского Кодекса Российской Федерации.

  • Резюмируя сказанное, отметим, что изменения в краткосрочных контрактах обычно регулируются дополнительными соглашениями, и лимит на повышение стоимости работ/товаров/услуг не должен превышать 10%.
  • Однако, если товары или услуги идут в комплексе, не обязательно повышать объемы поставок всего предлагаемого ассортимента, можно поднять поставки свыше 10% одной группы товаров, но так, чтобы новая цена договора не превышала 10% от старой.
  •  tk-tender.ru 

От перестановки слагаемых сумма не меняется

Можно ли, заключив в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт на предоставление права пользования справочно-правовой системой, внести изменения в объем предоставляемой в соответствии с контрактом информации (заменить один информационный блок другим), не меняя цены контракта?

Еще раз повторимся, что, согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34, 95 данного закона.

При этом в соответствии с ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, перечисленных в этой части.

Для должного понимания данной нормы следует принять во внимание нормы Гражданского кодекса РФ, на которых основан Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого закона). Согласно п. 1 ст.

432 ГК РФ, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В отношении договора купли-продажи, видами которого являются договоры поставки и поставки для государственных или муниципальных нужд, п. 3 ст. 455 ГК РФ установлено, что условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

В этой связи следует учитывать, что, согласно ч. 1 ст.

34 Закона № 44-ФЗ, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. С учетом вышеприведенных норм следует сделать вывод, что условия контракта, которые должны содержаться в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и заявке на участие в закупке, в силу закона должны считаться существенными условиями контракта.

В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ извещение о проведении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее помимо прочего наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта.

Это согласуется с указанием п. 3 ст. 455 ГК РФ, согласно которому условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Также следует учитывать, что, согласно п. 1 ст.

702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а согласно п. 1 ст.

779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги — совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность.

Наконец, следует учесть, что случаи, когда допускается изменение существенных условий контракта, перечисленные в п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, говорят о возможности изменения количества товаров, объема работ или услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что количество товаров, объем работ или услуг является существенным условием контракта, которое может быть изменено только в случаях, установленных законом.

Такого случая, как увеличение количества товаров, объема работ или услуг без изменения цены контракта ст. 95 Закона № 44-ФЗ не предусматривает. Можно сказать, что это фактически аналогично случаю, описанному в подп. «а» п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ, — снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.

Однако такая аналогия достаточно рискованна, поскольку, исходя из буквального прочтения вышеприведенных норм, изменение существенных условий контракта допустимо только в случаях, прямо описанных в законе.

В то же время необходимо учитывать следующее.

Справочная правовая система является базой данных — результатом интеллектуальной деятельности, объектом интеллектуальной собственности, представленной в объективной форме совокупностью самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ) (п. 1 ст. 1225, п. 2 ст. 1260 ГК РФ). По сути, база данных является программой для ЭВМ — объектом интеллектуальной собственности, охраняемым так же, как литературные произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), позволяющей удобно пользоваться информацией, содержащейся в отдельных материалах, включенных в ее состав, как составного произведения (что следует из включения ее определения в п. 2 ст. 1260 ГК РФ). При этом сами по себе такие материалы могут и не являться объектами авторского права и интеллектуальной собственности, например нормативные акты (подп. 1 п. 6 ст. 1259 ГК РФ). Хотя, безусловно, без того или иного наполнения базы данных материалами — тематического, временного, иного — сама по себе программа их обработки фактически бесполезна, что и делает их сочетание отдельным составным произведением. Следовательно, база данных с той же программой обработки материалов, но с иным наполнением должна считаться отдельным объектом интеллектуальной собственности, отдельной базой данных.

Читайте также:  Как диджитализация меняет отношения между бизнесом и клиентами. Мнение МТБанка

Соответственно, приравнивать количество материалов в базе данных к количеству товаров, объему работ или услуг по контракту представляется, как минимум, не совсем корректным.

Применительно к договору об использовании базы данных вышеприведенные нормы Закона № 44-ФЗ должны применяться, скорее, к таким показателям, как количество устанавливаемых экземпляров (материальных носителей, результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материальной форме (см. ст. 1227, п. 1 ст. 1268 ГК РФ), или количество возможных подключений (пользователей).

В этой связи можно обратить внимание на ч. 7 ст.

95 Закона № 44-ФЗ, согласно которой при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком. Полагаем, что замена одной базы данных (информационного блока) на другую в принципе может быть приравнена к замене товара и, соответственно, возможна, если новая база данных обладает лучшими для заказчика характеристиками.

Должны подчеркнуть, что это только наше экспертное мнение. Каких-либо официальных разъяснений или правоприменительной практики, подтверждающих сделанные выводы, нам обнаружить не удалось.

В любом случае при внесении описанных изменений в контракт возможны претензии как со стороны других участников закупки, так и со стороны контролирующих органов, что в описанной ситуации имеет место не замена «товара» на лучший, а просто изменение объекта закупки, что, как видно из вышеприведенных норм, недопустимо.

Обосновать же то, что новый информационный блок имеет лучшие для заказчика характеристики, чем тот, что был изначально указан в контракте, в каждом отдельном случае можно, только исходя из конкретных обстоятельств.

При этом в случае возникновения спора по данному вопросу окончательно разрешить его может только суд, который будет оценивать все представленные сторонами доказательства, ни одно из которых не имеет для него заранее установленной силы, по своему внутреннему убеждению (ст. 71 АПК РФ).

Аркадий Серков,

эксперт службы правового консалтинга компании «ГАРАНТ»

Про изменение цены контракта на 10% по Закону № 44-ФЗ

Какой-то ну очень устойчивый миф, что, мол, заказчик вправе увеличить цену контракта на 10%. 

Откуда ноги растут — понятно, это п.п. б) п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Однако! Если внимательно прочитать указанную норму, то откроется страшное.

Она не позволяет заказчику увеличить только цену! Более того, она говорит о том, что заказчик вправе увеличить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% и при этом допускается увеличение цены контракта. Естественно, только в пределах выделенных лимитов.

То есть приоритет — изменение объёма контракта, а изменение цены следует этому объёму. То есть при увеличении объема цену можно и не увеличивать. Правда, это касается только увеличения объёма, при уменьшении объема заказчик обязан уменьшить цену.

Кроме того, для применения этой нормы есть условие — данная возможность должна быть прописана в документации и в контракте. Здесь есть проблема с запросом котировок, так как там нет документации. Отсюда есть мнение регулятора и многих контролёров, что применение данной нормы в котировке недопускается (впрочем, есть контролёры, которые допускают).

Ещё одна проблема — возможность увеличения только одной позиции контракта на 10%. Мнения регуляторов тут разнятся. Минэкономразвития первоначально написал, что, мол, можно увеличивать только все позиции пропорционально.

Например:100 кубиков + 10% (от объема) = 110 кубиков100 шариков + 10% (от объема) = 110 шариков Затем МЭР изменил свою позицию (под давлением обстоятельств, в т.ч. судебной практики) и писал, что можно менять отдельные позиции, главное, чтобы цена контракта изменялась не более, чем на 10%.

Например: 100 кубиков + 10% (от цены) = 120 кубиков100 шариков = 100 шариковЗатем Минфин опять вернулся к первой позиции, мол, только пропорционально. Как правильно? ????♀ Увы, но всё зависит от позиции исключительно вашего контролёра.

Также необходимо учитывать, что заказчику позволительно увеличивать объём на 10% только от первоначальной цены контракта, зато можно несколько раз, главное, чтобы в сумме не превышало 10% (например: на 2%, затем на 3%, затем ещё на 5%).И ещё не забывайте пропорционально изменять сумму штрафа! Так как она считается от цены контракта и многие контролёры расценивают изменение цены без изменения штрафа как нарушение.

Пример дополнительного соглашения на увеличение объема и цены контракта в пределах 10% процентов.

Когда невозможно определить количество закупаемых товаров или объем закупаемых работ, услуг, заказчик вправе определить не НМЦК, а начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта

Обзор основных изменений в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ, вступающих в силу с 1 июля 2019 года (подготовлено экспертами компании «Гарант», май 2019 г.)

Когда невозможно определить количество закупаемых товаров или объем закупаемых работ, услуг, заказчик вправе определить не НМЦК, а начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта. При этом контракт должен содержать цены единиц товара, работы, услуги, максимальное значение цены контракта, а также порядок определения количества товара, объема работы, услуги на основании заявок заказчика.

Следует учитывать, что в силу ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ до 1 октября 2019 года осуществление закупок лекарственных средств с указанием цены единицы товара, а также начальной суммы цен единиц товара и максимального значения цены контракта не допускается.

Для всех остальных случаев с 1 июля начнет действовать ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, которая предусматривает такие нововведения.

В силу этой нормы указанные цены определяются заказчиком с учетом установленных в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ требований к закупаемым товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В этом случае обоснованию в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ подлежит цена единицы товара, работы, услуги.

Также в ч. 24 ст. 22 Закона N 44-фЗ установлено, что положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся применения НМЦК, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом N 44-ФЗ не установлено иное.

В извещении и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении и документации о закупке (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

Участники закупок будут предлагать сумму цен единиц товаров, работ, услуг (см., например, ч. 4 ст. 24, п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 2 ст. 54.4, ч. 5 ст. 68, ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

Критерием оценки заявок, окончательных предложений вместо цены контракта будет сумма цен единиц товара, работы, услуги (п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 32 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

Контракт должен будет содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

Кроме того, в контракте будет указываться не твердая цена контракта, а цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта (ч. 2 ст. 34, ч. 10 ст. 83.2, п.п. 24 — 25.3 ч. 1 ст.

93 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

Пройдите дистанционную профпереподготовку по госзакупкам и получите бесплатную юридическую защиту от штрафов. Подробности по телефону 8 (800) 333-26-44, или оставьте заявку на сайте обучение-44-фз.рф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *