| | | Про бизнес
Татьяна Фесенко. Фото из личного архива
Выход в онлайн многим представляется сложным и непонятным процессом со множеством подводных камней. Эти предприниматели поделились своим опытом, который можно взять на вооружение.
Если вас еще нет в онлайне — срочно бросайте усилия на это направление. Потому что завтра может быть поздно. Опыт других компаний вам в помощь.
1. Как мы запустили онлайн-курс: опыт студии преображения «Инверсия»
Еще будучи студенткой, Татьяна планировала начать свой бизнес сразу по окончании обучения. Почти так и получилось: поработав после института какое-то время на позиции маркетолога, в 23 года она начала свое дело. А идея проекта родилась из собственной потребности измениться.
«Очевидно, что выход в онлайн упростил бы возможность попасть на курс. Но я не понимала, как сохранить концепцию „Инверсии“ в индивидуальной проработке запроса. Никак не могла придумать, как быть с эффектом личного присутствия специалиста. Поэтому какое-то время решение этого вопроса просто откладывала на потом».
«Начала я с проработки идеи. Для меня было важно, чтобы в онлайн-школе были сохранены основные принципы студии:
- Работа под запрос клиента
- Индивидуальный график занятий
- Личное присутствие специалиста».
Что еще придумала Татьяна, чтобы успешно запустить онлайн-школу своей студии преображения, можно узнать здесь.
2. Почему у меня не сложилось с торговыми центрами и я ушла в онлайн — откровенный рассказ
Чуть более года назад Ольга Гринева рассказывала «Про бизнес» про открытие магазина израильской косметики в одном из торговых центров Минска. Героиня была воодушевлена бизнесом и строила большие планы. Но в офлайне у нее не сложилось, и сейчас она продает косметику только через интернет-магазин.
«На создание сайта у меня ушел месяц. Больше всего времени потянул копирайт. Надо было подготовить описание каждого товара. Причем не просто его действие, но и способ применения, состав. Пока шли технические работы, параллельно готовила описательную часть».
Ольга Гринева. Фото предоставлено автором
«Возникало много вопросов, с которыми раньше не сталкивалась. Самый главный из них — доставка. Здесь я снова обратилась за помощью к бывалым. Но какого-то единого рецепта ни у кого не было.
По Минску доставка на данном этапе у меня осуществляется собственными силами, а по регионам — почтой. Но, конечно, несмотря ни на что, дышать мне стало значительно легче.
Исчезли затраты на аренду, зарплату консультантам».
Подробнее о том, как действовала Ольга и какие выводы она сделала, можно узнать здесь.
3. «Год согласовывали бизнес-план с Америкой»: как New Balance запускал в Беларуси интернет-магазин
С мая 2017 знаменитые кроссовки New Balance, которые так любил Стив Джобс, можно купить у официального представителя в Минске.
Проектом решили заняться два уже состоявшихся бизнесмена — Светлана Авраменко и Николай Каминский. Светлана ради нового бизнеса даже продала свою долю в прежней компании.
А недавно она запустила в Беларуси интернет-магазин по продаже одежды и обуви бренда. Вот что бизнес-леди советует теперь предпринимателям:
«Подтягивайте свои знания по созданию и продвижению сайтов хотя бы до базового уровня. Так вы защититесь от красивых обещаний маркетологов и разработчиков, за которыми, к сожалению, результата не последует».
Фото из архива компании
Как предпринимателю запустить интернет-магазин, если знаний и практики в сфере e-commerce нет? О личном опыте Светланы можно прочесть в статье.
4. Что нужно знать, запуская онлайн-курсы — опыт школы красоты
Клиенты минской Школы красоты Натальи Дичковской давно просили онлайн-направление — и команда его запустила. Но все «просящие» исчерпали себя за пару потоков. Тут-то и началась настоящая работа.
Фото из личного архива
- Почему недостаточно переписать ваши офлайн-уроки для онлайн-слушателей
- Какие бывают форматы онлайн-курсов
- Что узнать у юриста перед запуском
- Какие подготовить документы и многое другое.
Выводы по запуску онлайн-школы основателя Школы красоты Натальи Дичковской и руководителя ее онлайн-направления Дарьи Арабок можно посмотреть в этом видео.
смотрите также: 11 Telegram-каналов о финансах и инвестициях
5. Как «Волшебный пендель» выводили в онлайн — кейс школы личного брендинга
Более двух лет Наталья Легкая развивает Центр личного брендинга и мотивации «Волшебный пендель». С выходом школы в интернет аудитория курса расширилась: добавились люди из Украины, России, стран Европы и США.
«Нашему проекту недавно исполнилось 2 года. Я горжусь проделанной работой, но сейчас четко понимаю, что пришло время „качать“ онлайн-направление. Если вас нет в мобильном мире — вас нет в принципе».
Наталья Легкая. Фото из личного архива
«Основным лид-магнитом мы сделали бесплатный вебинар и специальное предложение — скидка от 20 до 30% на покупку курса для участников вебинара.
Людей на вебинары мы собираем с помощью таргетированной рекламы, которая ведет на лендинг вебинара; активно пиарим его в личных аккаунтах в соцсетях и аккаунтах „Волшебного пенделя“, коллаборируемся с лидерами мнений и выставляемся на рекламных биржах».
Подробнее о том, как Наталье удалось развить онлайн-направление, о сложностях и планах выхода на международный рынок можно прочитать в статье.
(Про бизнес)
Как бьюти-мастеру создать собственные онлайн-курсы?
В период карантина дистанционное онлайн-обучение набирает обороты. Скорее всего, такая тенденция продолжится и после карантина. Поэтому если давно планировали запустить свой онлайн-курс, но не хватало времени, – сейчас тот самый момент. Мы сделали чек-лист по созданию онлайн-курса для бьюти-мастеров и отразили в нем основные этапы. Поехали!
Правильно сформулировать цель – это понять, что ваши ученики должны уметь делать на финише. Чем они будут заниматься после прохождения курса? Ответы вроде «что-то узнать» не подходят. Если вы поставите правильную цель, это поможет определить и структуру курса, и его формат.
Задачи курса – это путь из пункта А в пункт Б. Зафиксируйте для себя, с каким уровнем знаний и потребностью к вам придет студент – это исходная позиция, или точка А. Точка Б – это то, каким он должен стать и что должен уметь после прохождения курса. Промежуток между точками А и Б будет теми самыми задачами, которые ваш студент должен решить, а значит, освоить в процессе обучения.
Изучите целевую аудиторию
Здесь главное понять – кого именно и в каких условиях вы будете обучать. Обратите внимание на следующие параметры: средний возраст, глубина знаний по теме, уровень владения ПК.
Например, если вы будете обучать бровистов с нуля, то программа будет простой, базовой.
Если у вас будут курсы для повышения квалификации уже действующих специалистов, то нужно делиться неочевидными вещами и собственными наработками из опыта, которые в интернете не найдешь.
Попробуйте поставить себя на место будущих студентов. Почему они должны прийти к вам учиться? Что для них важно? Где им удобнее проходить обучение – на компьютере или на смартфоне?
Учитывайте эти потребности и особенности, чтобы сделать качественный и востребованный продукт.
Напишите сценарий курса
В рамках разработки сценария вы создаете концепцию курса, а затем делите его на модули для удобства. Фактически у вас должен получиться развернутый план всего обучения.
Самое главное – в процессе написания программы уже понимать и представлять, какой объем информации и в каком формате необходим, чтобы раскрыть тему урока.
Подготовка материала
Теперь можно приступать к съемке видеоуроков и подготовке презентаций. Продумайте после каждого модуля тестирование, чтобы контролировать, насколько ваши студенты усвоили материал.
Выбор платформы
После того, как видео, презентации и тесты собраны, можно приступать к выбору платформы для онлайн-обучения и загрузке в нее материалов. Мы рекомендуем пользоваться специальными онлайн-платформами для обучения. На рынке их более чем достаточно.
Есть платные и бесплатные ресурсы. Подробный обзор со всеми плюсами и минусами можно прочитать здесь. На старте лучше не брать слишком дорогой продукт. Одна из бесплатных платформ, которая позволяет запустить онлайн-курс, – http://eduardo.studio/.
Еще один бюджетный вариант – загрузить все видеоуроки на «Яндекс.Диск» и предоставлять ссылку на обучение тем, кто заплатит. Но много за такой курс не возьмешь, да и выглядит это непрофессионально.
Запустите пилотный проект
Пилотный запуск проекта — это тест-драйв, который позволит найти слабые места и неточности до массового запуска обучения.
В процессе проверки курса он по-прежнему должен отвечать целям и задачам обучения, быть комфортным для учеников. Пробный запуск помогает найти фактические неточности, опечатки, устаревшую информацию, собрать мнения об удобстве платформы и формата курса на основе обратной связи.
На этапе пилотного запуска проекта обучение, как правило, проходит фокус-группа из друзей. Еще один вариант – продать курс с очень большой скидкой, чтобы его протестировать. Если будете делать так, то обязательно скажите аудитории честно, что это пилотная версия. Не пытайтесь продать такой продукт как что-то самое лучшее и эксклюзивное.
После пробного запуска курс следует доработать на основе полученных данных от «тестировщиков».
Приглашайте аудиторию на курс
Когда курс протестирован, все ошибки исправлены, а программа готова и загружена на платформу онлайн-обучения, можете начинать продажи. Разместите пост в соцсетях о том, что запускаете обучение. Расскажите, что будет в программе курса, почему он будет полезен, сколько будет идти, стоить и когда начнется.
Чтобы подогреть интерес аудитории, можно применить маркетинговый прием: продавать первым десяти студентам курс со скидкой 30 %, следующим десяти – со скидкой 10 % и одно место на курсе разыграть в конкурсе.
Резюме
- Определитесь с целью курса и сформулируйте задачи, которые должны быть решены в процессе обучения.
- Изучите целевую аудиторию, поймите ее потребности.
- Разработайте программу курса и его структуру.
- Подготовьте материал – видео, фото и тесты для проверки знаний.
- Выберите платформу для онлайн-обучения и загрузите туда все материалы.
- Протестируйте проект на своих друзьях или небольшой фокус-группе.
- Сообщите о том, что запускаете курс в соцсетях, прорекламируйте его.
Как запустить собственный онлайн-курс и сколько это стоит — личный опыт
Татьяна Толок, продюсер образовательного проекта «Психология для жизни» и выпускница проекта Нетологии-Групп EdMarket, поделилась опытом запуска онлайн-курса: рассказала, во сколько такой запуск обойдется и есть ли шанс на старте выйти в плюс.
Обучение в онлайн-университете: курс «Руководитель проекта»
Привет, меня зовут Татьяна Толок, онлайн-курсами я занимаюсь совсем недолго и начиналось всё как хобби. Но это хобби начало приносить деньги — онлайн-курсы оказались успешными. Мне помог 15-летний опыт работы в крупных рекламных агентствах. В этой статье расскажу, как запускали первый курс и во сколько это обошлось.
Татьяна Толок
Идея запустить проект пришла к моей однокурснице по Институту Прикладной Психологии. Она занималась онлайн-образованием профессионально и захотела скрестить психологическое образование и онлайн-опыт, а я помогла докрутить идею до конкретного плана и реального воплощения.
Поскольку для нас обеих это был «проект свободного времени», мы двигались не спеша, с той скоростью, с которой позволяли ресурсы. От идеи до первого запуска прошло около полугода.
Сразу скажу: если вы не ограничены в средствах, эта статья не для вас. Мой опыт о том, как запустить образовательный проект, располагая для этого минимальными ресурсами.
Расскажу, какой путь прошла я, запуская проект «Психология для жизни».
Важно понимать, есть ли у вас для старта еще что-то, кроме собственного страстного желания, а именно: ценное экспертное знание, финансовые накопления (о них поговорим дальше), а также некоторое количество друзей, готовых помочь за «спасибо» или чашку кофе.
Если среди ваших друзей и знакомых есть те, кто готов написать маркетинговые тексты, сделать грамотный лендинг, посоветовать платформу для онлайн-курса и настроить первоначальное продвижение — это очень ценно. Если нет — всё обойдется намного дороже.
В нашем случае у нас были только личные финансы — зарплаты на основной работе. Зато была куча опыта: управленческих, маркетинговых и онлайн-образовательных знаний, почерпнутых на основном месте работы.
Забегая вперед, скажу, что за деньги мы в итоге привлекли только видеооператора. Хотя и это я могла сделать сама, — у меня есть камера и я умею нажимать на ней кнопку.
Но тут моя квалификация уже не сильно высока, а продукт хотелось иметь качественный, так что нашли профессионала.
В нашем проекте ресурсами занимались все: благодаря общим знакомым набралась хорошая база консультантов по всем актуальным вопросам, а вот финансовый вопрос сразу упал на меня. Видимо, потому, что у меня уже был готовый ИП. Да и вообще, у меня с цифрами все довольно неплохо.
В итоге каждый занимался тем, что умел; а тем, что не умел никто или все умели одинаково плохо, — занимался тот, кто в нужный момент был более свободен. Это можно назвать неорганизованностью, но я предпочла бы назвать Agile-подходом. Результат тот же, а звучит солиднее.
Два правила, которые помогут стартовать с минимальными затратами: не раздувайте штат и не берите сотрудников на оклад, если этот оклад не можете пока обеспечить. Хороший вариант на старте: найти соучредителей, которые, как и вы, будут работать не за зарплату, а за процент от будущей прибыли.
Второе правило: договоритесь обо всем на берегу. Соберите стартовую команду и решите вместе, на каких условиях сотрудничаете. Мотивация работать за идею пропадает довольно быстро, и полезно понимать, хотя бы приблизительно, через какое время вы и команда можете рассчитывать на прибыль.
Наша проектная команда состояла из трех человек — мы с кофаундером и наш эксперт. Четвертый более или менее постоянный участник, наша «помощница за все», которая получала что-то типа зарплаты, появилась уже позже.
Мы же втроем работали за долю в прибыли, доли были закреплены договором, в котором также определялись права на интеллектуальную собственность, мы работали по неисключительной лицензии — наш эксперт отдавал нам свои материалы в аренду на оговоренное количество лет.
Прежде чем разворачиваться в боевом режиме, потренируйтесь на кошках. Проверьте ваши гипотезы — по возможности бесплатно.
Соберите слушателей на ваш первый бесплатный вебинар, а лучше несколько — так вы убедитесь, что выбранная тема актуальна и люди хотят учиться у вас и вашего эксперта.
Узнайте, сколько людей вы можете собрать с помощью разных каналов и постов в соцсетях: на своей странице, страницах эксперта, друзей, тематических групп, которые публикуют анонсы открытых мероприятий бесплатно. Убедитесь, что эксперт умеет работать в онлайне.
Вебинар можно провести как в виде онлайн-трансляции в соцсетях, так и пройдя тестовую регистрацию на какой-либо платформе. И то, и другое будет бесплатно.
Если вебинары — не тот формат, который вы будете использовать в онлайн-курсе, можно пойти другим путем.
Создайте лендинг (это можно сделать бесплатно на Tilda), направьте на него трафик из соцсетей из организуйте «ранние списки»: опишите продукт и пообещайте специальную скидку тем, кто запишется на онлайн-курс заранее. Так вы проанализируете спрос и соберете первые лиды для запуска образовательного продукта.
Мы делали платные вебинары с нашим спикером — серия из трех, с домашними заданиями после первого и второго.
Таким образом мы смогли протестировать тему (она нужна людям, ура!), работу над домашками (делают, интересуются, ура!) и заработали немного денег на запуск.
Вложений было крайне мало, что-то типа пары тысяч рублей на продвижение поста о вебинарах в фейсбуке, а заработали порядка ста тысяч. Это был полезный и прибыльный опыт. Очень рекомендуем.
Итог. Вы собрали стартовую команду, проверили боем идею онлайн-курса, собрали первые лиды (из которых начала складываться ваша база для email-рассылки). И пока ничего не заплатили. Пора запускаться.
Если планируете стабильно зарабатывать на своем проекте, делайте всё по закону. Для этого вам понадобится юридическое лицо. У нас было ИП. Если вы пойдете по тому же пути, то подумайте, как вы будете делиться прибылью с другими участниками концессии, потому что с их стороны тоже возникают налоги.
- Минимум головной боли: оформление бумаг через госуслуги плюс один визит в налоговую по месту жительства, и у вас есть официальные название, банковский счет и уверенность перед будущими проверками.
- Регистрируя ИП, выбирайте банк с развитой системой онлайн-банкинга и сразу заводите онлайн-бухгалтерию.
- Открыть ИП
- 0 ₽ — при подаче документов в электронном виде через МФЦ или нотариуса;
- 800 ₽ — при личной подаче;
- 1000–1500 ₽ — при подаче через представителя
- 800 ₽ — стоимость госпошлины.
В нашем случае, так как документы мы подавали через МФЦ, пришлось заплатить только госпошлину.
Остальные траты
- 499 ₽ ежемесячно — обслуживание счета в Тинькофф-банке (первые несколько месяцев были в подарок). Кроме Тинькофф, есть Точка или Модуль с похожим перечнем услуг.
- 2500 ₽ в год — обслуживание онлайн-бухгалтерии (в моем случае это Эльба, еще есть Тинькофф, Точка и другие облачные сервисы).
- 2000 ₽ — электронная подпись (у меня от Эльбы). Нужна чтобы не ездить каждый квартал в налоговую, а сдавать документы удаленно.
Итого: 5800 ₽ — наши первые реальные траты на проект.
Внимание! Неважно, получаете вы доход или пока нет. Как ИП вы обязаны платить за себя страховые взносы (сюда входят взносы на пенсионное и медицинское страхование). Это около 9000 ₽ в квартал, ваша онлайн-бухгалтерия вам насчитает точную сумму.
Правда, получая доход, вы перезачтете свой налог в страховые взносы.В 2019 году расходы ИП на общее пенсионное страхование составляют фиксированную сумму — 29 354 ₽ за год (при условии, что доходы ИП не превысили 300 тыс. ₽).
Страховые взносы ИП на ОМС в 2019 году составляют 6884 ₽.
В 2019 году расходы ИП на общее пенсионное страхование составляют фиксированную сумму — 29 354 ₽ за год (при условии, что доходы ИП не превысили 300 тыс. ₽). Страховые взносы ИП на ОМС в 2019 году составляют 6884 ₽.
Пока выходили из тени и оформляли документы в налоговой, эксперт подготовил первые материалы для обучения будущих студентов. Теперь нужно разместить их на платформе, на которой будет жить проект.
Расходы на платформу составят заметную часть затрат. Кроме этого, чем удобнее платформа, тем охотнее студенты будут проходить курс до конца, поэтому не спешите. Лучше протестировать несколько вариантов, чтобы убедиться, что сделали лучший выбор.
При выборе обратите внимание на такие моменты:
- сколько придется платить за использование — некоторые платформ берут ежемесячную плату; другие рассчитывают цену исходя из количества ваших учеников;
- какие дополнительные функции предлагает платформа. Это может быть CRM, редактор для лендингов, системы автоматических рассылок;
- как действует эквайринг и какой процент от платежей пользователя заберет система.
Наш выбор платформы был прост — мы пошли туда, где работает мой кофаундер. Все хорошо знакомо и известно изнутри. Заплатили сразу за год, потому что верили в наше дело. Я могла бы сказать, что вот выбрали таким образом, а теперь мучаемся, но нет, не мучаемся, а вполне себе довольны.
Я продолжаю находить новые функции и в принципе очень довольна — может быть, для студентов интерфейс мог бы быть более симпатичным, а вот для администратора там все хорошо придумано. Платежи, CRM, партнерка, ROI по каналам — всё удобно.
Новые курсы делаю на той же платформе, потому что всё работает, не вижу смысла искать что-то другое.
- 28 000 ₽ — годовая оплата платформы, в нашем случае GetCourse. Если не хотите рисковать деньгами, можно оплатить 4 тыс. ₽ за первый месяц и убедиться в своих силах;
- 199 ₽ — регистрация собственного доменного имени и почты. В зависимости от востребованности, цена домена может доходить до 3000 ₽ и дороже.
Если не планируете проводить живые вебинары (вести прямые эфиры), а будете создавать видеоуроки, самое время начать их производство. Стоимость видеосъемки очень разная, поэтому на этом этапе важно задушить внутреннего перфекциониста и сделать просто хорошо.
Мы выбрали видеоуроки, потому что мы пришли в этот проект из вебинаров, и хотелось делать что-то качественно другое. Мы хотели делать микроформат, большое значение придавали домашним заданиям, которых планировалось сделать много и хотели сделать более или менее свободное посещение уроков учениками, так что съемка уроков была каким-то очень естественным выбором.
И тут я должна сказать, что нам очень повезло с нашим экспертом (ну, окей, похвалим себя — мы очень правильно выбрали эксперта), она сама написала все скрипты для съемок, очень быстро и хорошо снялась, и вообще этот этап у нас прошел гладко и безболезненно. Готовые записи у нас были уже через два месяца после первой установочной встречи (это при том, что мы работали в режиме «только после работы»).
С тех пор я уже имела опыт работы с разными экспертами и съемочными командами, и тот, самый первый, до сих пор остается для меня эталоном. Главный совет всем снимающим — планируйте больше времени на съемку.
С нашим прекрасным экспертом у нас получалось снять примерно час чистой записи за примерно полтора часа работы.
Но это крайне редкое явление, обычно, с учетом дублей и переписывания, уходит в два-три раза больше времени.
- 22 000 ₽ — во столько нам обошлась съемка базового курса: работа оператора, съемка с двух камер, первичный монтаж, аренда студии, наложение титров и картинок;
- 5 700 ₽ — годовой аккаунт на Vimeo: нужен, чтобы залить видео и выгрузить его на платформу без рекламы.
Пора разобраться с системой, благодаря которой плата за обучение будет оказываться на ваших счетах. Есть платформы, которые берут на себя все вопросы денежного оборота и выдают вам деньги ваших пользователей за вычетом комиссии. Так работает, например, Webinar.ru.
Есть и те, где вам придется завести собственный шлюз в банке, а также эквайринг, кассу и договор с ОФД. Так работает GetCourse. Мы выбрали Тинькофф, потому что он был первым в списке подключенных на Геткурсе. Я спросила всемирный разум в ФБ про эквайринг, правды не добилась, пошла изучать сама и остановилась вот прямо на первом.
Пока ни разу не пожалела. Процесс подключения занял дня три, был безболезненным, приятным и не утомительным. Может, у других так же, но сравнить, увы, не с чем. Я потом перевела в Тинькофф и бизнес, и личный счет, и до сих пор всем довольна. Шесть тысяч рублей только вот недавно потеряли. Но обещали найти. И найдут, я им верю.
- 2727 ₽ — ключ в ОФД;
- 6200 ₽ — фискальный накопитель;
- 3000 ₽ в месяц — онлайн-касса.
Эквайринг, в нашем случае Тинькофф, подключили бесплатно.
Чтобы представить товар лицом и стартовать продажи, понадобится лендинг и реклама.
Первый и бесплатный вариант лендинга, вы, скорее всего, сможете создать на выбранной платформе — как это сделали мы. Так мы продали первый поток, но дальше захотелось чего-то получше, поэтому нынешний лендинг я заказала у профессионалов.
- 25 000 ₽ — подрядчику за 3 месяца работы и лендинг на Tilda, который удовлетворил всем нашим требованиям;
- 6000 ₽ — Tilda за возможность кастомизации;
- 644 ₽ — стоковые фотографии.
В разработку лендинга мы вкладывали уже заработанные, а не стартовые деньги. Рекомендую вам поступить так же.
К моменту, когда готовы обучающие материалы и лендинг, неплохо иметь свои группы в социальных сетях, где вы размещали бы полезный контент и грели аудиторию.
Если успели развить собственное комьюнити-сообщество, для старта первого курса вы сможете собрать бесплатные лиды. В ход идут бесплатные посты, открытые вебинары с экспертом.
Если с помощью бесплатного трафика не получается набрать нужное количество студентов, подключайте платный. Бюджет — на таргетинг, контекстную рекламу и другие каналы — может быть самый разный, но на старте я предлагаю потратить 10–15 тыс. ₽. Этого хватит, чтобы оценить силы и спланировать траты на следующий запуск.
Итак, вы привлекли на курс первых студентов и запустили обучение. Последние расходы на этом пути — оплата услуг тьюторов. То есть экспертов, которые будут проверять домашние задания у ваших студентов (вряд ли вы это успеете делать сами).
Пора оценить расходы. Итак, на запуск онлайн-курса у нас ушло:
- обслуживание счета в банке — 500 ₽ x 3 месяца, которые прошли от оформления ИП до старта обучения = 1500 ₽
- онлайн-бухгалтерия — 2500 ₽
- электронная подпись — 2000 ₽
- взносы в пенсионный и медицинский фонды — 9000 ₽
- платформа 4000 x 2 = 8000 ₽
- доменное имя — 200 ₽
- съемка видеоуроков — 22 000 ₽
- хостинг видео — 5700 ₽
- ключ ОФД — 2727 ₽
- фискальный накопитель — 6200 ₽
- онлайн-касса — 3000 x 2 = 6000 ₽
- сайт (дизайн + Tilda + картинки) — 31 644 ₽
- реклама в соцсетях — 15 000 ₽
- тьютор — 20 000 ₽
Итого: 127 000 рублей.
Можно ли запуститься дешевле? Конечно.
Можно сэкономить, отложив съемку видео и заменив их живыми вебинарами, можно сделать лендинг самостоятельно, можно на первых порах обойтись без платформы и проводить обучение в закрытой группе соцсетях. Но мы выбрали именно тот путь, который я описала.
Продали мы на том курсе на сумму около 350 тыс рублей, то есть даже немного вышли в плюс — чего и вам желаю.
Читать еще: «5 полезных книг для управленцев и бизнесменов»
Как открыть онлайн–школу – личный опыт и 55 рекомендаций
Published by Анастасия Запорожец on 30.03.2020
Скажу сразу, что это не просто информационная статья, это пошаговое руководство к действию по самостоятельному запуску онлайн-школы с минимальными вложениями. Скорее всего, эту статью придётся перечитывать несколько раз, поэтому сохраняйте её в закладки, чтобы не потерять.
Вводные данные
Алгоритм, описанный в статье, подходит только для опытных экспертов, которые хотят самостоятельно запустить онлайн-школу, не прибегая к помощи продюсеров. Я расскажу, по какому принципу мы запускаем проекты в Getproff и как вы можете повторить наш опыт.
Вариантов организации онлайн-школы великое множество. Кто-то проводит вебинары, кто-то марафоны, кто-то продаёт через личный блог в Instagram или ВКонтакте, кто-то создаёт множество лид-магнитов и “греет” до оплаты с помощью серии писем.
У каждого из этих способов организации онлайн-школы есть свои плюсы и минусы, но в чистом виде мы не используем ни один из них. Наша система построена на симбиозе этих подходов и, что главное, отвечает основным (по нашему мнению) критериям системного и масштабируемого бизнеса.
- Простота сборки – нашу систему нельзя назвать самой простой в реализации, но она построена таким образом, чтобы эксперт мог самостоятельно, не привлекая внешних специалистов запустить свой проект за 6-8 недель .
- Минимальные расходы на запуск – я не знаю, как открыть онлайн-школу с тысячей рублей в кармане, да и по большому счёту, с таким капиталом ещё рановато что-то запускать, но как запуститься не переплачивая сотни тысяч рублей на лишние действия с удовольствием расскажу.
- Автоматизация продаж – всё, что касается продаж мы стараемся автоматизировать по максимуму. Для этого создаются автовебинары, мини-курсы, автоматические серии писем и “умная” постановка задач менеджерам. Эксперт должен заниматься продуктом, а всё что касается продаж и рутины – делегировать сотрудникам и онлайн-сервисам.
- Только один сервис – мы не храним базу в разных сервисах, не настраиваем сложные интеграции из конструкторов лендингов, рассыльщиков и CRM-систем. Вместо этого используем GetCourse, который позволяет решать все задачи образовательного проекта и делать это эффективнее любой другой связки.
- Нет привязки к одной соцсети – мы строим универсальные системы, которые не зависят от одной соцсети и могут перерабатывать любой трафик. ВКонтакте показал плохой результат? Протестируйте Instagram! Не работает Инста, протестируйте контекстную рекламу или рекламу у блогеров. Ограничений нет.
- Мультиканальность
Как организовать курсы для мастеров красоты
Свои курсы или школа может стать дополнительным или основным источником дохода для салона красоты или опытного мастера. Разбираемся, как начать обучать мастеров, как оформить эту деятельность.
Виды обучения
Все организации, которые проводят курсы, семинары, мастер классы и уроки делятся на 2 вида:
- с лицензией;
- без лицензии.
И тот и другой вариант законный, если соблюдать ряд требований к этим видам деятельности.
Школы с лицензией
Такие заведения предоставляют образовательные услуги. Образование, согласно закону, это передача преподавателем и усвоение учеником знаний, подразумевающее итоговую аттестацию или экзамен. По результатам проверки ученику выдается документ государственного образца.
Это может быть:
- диплом;
- сертификат;
- свидетельство.
Документ государственного образца – это документ, подтверждающий получение знаний, освоение профессии, присвоение квалификации. Диплом или сертификат подтверждают наличие у ученика образования по выбранному направлению.
В рамках обучения в школе, занятия проводятся по заранее составленной программе, прошедшей проверку в Департаменте Министерства образования.
Без лицензии
Организации, которые проводят курсы, семинары и мастер-классы, но при этом не имеют лицензии, занимаются не образовательной деятельностью, а предоставляют услуги.
Такие учреждения не присваивают квалификацию, не проводят экзамены и аттестации по итогам занятий, не выдают документы государственного образца. В данном случае происходит оказание услуг в сфере обучения, образования.
Наличие или отсутствие образовательной лицензии само по себе не говорит о низком или высоком качестве школы или курсов. По сути, в обоих случаях происходит платное оказание услуг.
На примере мастера маникюра мы рассматривали процесс обучения, все то же самое распространяется и на других мастеров красоты:
Обучение мастера маникюра — как выбрать школу
Как преподавать: с лицензией или без
Ограниченный список прав организаций без лицензии заставляет преподавателей задуматься о ее получении. На самом же деле, дипломы государственного образца, аттестации и прочие образовательные критерии сегодня не являются решающими для учеников.
При устройстве мастера на работу, работодатель смотрит на:
- количество пройденных курсов, без акцента на характер обучения – образование или услуга;
- качество работы мастера.
Иными словами, диплом или свидетельство государственного образца необязательный для мастера и будущего работодателя документ, в случае, если базовое образование у них уже есть. Учитывая, что получение разрешения на образовательную деятельность, процесс трудоемкий и требующий вложений, школы отказываются от лицензий и решают преподавать без нее.
Как получить лицензию
Получение лицензии на образование – процесс трудоемкий и достаточно долгий. Если ты все же решилась, первым делом изучи федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании».
В статье 91 закона N273-ФЗ указано, на каких условиях лицензируется деятельность:
- помещение. Это может быть собственность или аренда, главное, чтобы был документ, подтверждающий право на пользование;
- образовательные программы. Программы разрабатываются организацией самостоятельно и подаются вместе с остальным пакетом документов;
- педагоги, имеющие профильное образование. У них должны быть навыки, которые прописаны в ГОСТ для этого вида услуг. Для ногтевого сервиса — ГОСТ Р 58091-2018, для парикмахеров — ГОСТ Р 51142-98;
- наличие СЭЗ, санитарно-эпидемиологического заключения. Получать СЭЗ нужно в Роспотребнадзоре. Для получения необходимо подготовить заявление о выдаче СЭЗ, результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз и исследований.
- заключение МЧС о соответствии здания и помещения противопожарной безопасности.
Документы вместе с заявлением на получение лицензии и квитанцией об оплате госпошлины подаются в территориальный Департамент Министерства образования. Срок рассмотрения заявки – 30-40 рабочих дней.Что регламентирует ГОСТ Р на услуги ногтевого сервиса
Как преподавать без лицензии
Для того, чтобы преподавать и при этом не получать лицензию:
- Зарегистрируйся в качестве индивидуального предпринимателя. В заявлении указывай код ОКВЭД 85.41. В качестве дополнительных можно указать 96.02 и 47.75.
- Выбери форму налогообложения;
- Найди и оборудуй помещение согласно СанПиН для организаций, предоставляющих бытовые услуги.
В своей работе избегай любых критериев, которые могут отнести твою деятельность к образовательной:
- не используй сочетания «получил профессию», «присвоена квалификация». Курсы не являются образовательной деятельностью и не могут присваивать ученику профессию;
- не проводи аттестации и экзамены – это один из главных признаков образования;
- не обещай выдавать сертификаты государственного образца;
- не позиционируй свою деятельность, как образовательную. Это касается и рекламы, и договоров и самой подачи информации в рамках курса.
При заключении договора с ученицами, акцентируй внимание на том, что ты предоставляешь консультационную услугу – рассказываешь о техниках, методах работы. Если у ученицы сложится неверное представление о процессе, она вполне может обратиться в Роспотребнадзор с заявлением по статье 14.17 «Обман потребителя».
Что нужно знать о проверках салона или кабинета
Выдача сертификатов и дипломов
Сертификат, который выдают на курсах организации без лицензии на образование – это не документ, он не имеет юридической силы и не подтверждает ничего, кроме того, что человек услышал данную информацию.
Дипломы, свидетельства и сертификаты государственного образца выдаются только образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию. Этот документ подтверждает, что ученик не только прослушал курс, но и усвоил информацию, что доказал экзаменационной или аттестационной работой.
Сертификат внутреннего образца
Сертификат внутреннего образца, то есть установленного организацией самостоятельно – это, как справка. Выдавать ее может любая организация, никаких согласований с надзорными организациями не требуется.
В сертификате указывается:
- что ученик «прошел курс», «прошел мастер класс», «посетил семинар» на заданную тему;
- ФИО ученика;
- дата прохождения;
- название организации.
Подпись в сертификате ставит индивидуальный предприниматель, то есть владелец студии и салона, или лицо, уполномоченное им. Если у предпринимателя нет возможности постоянно находиться на месте и подписывать сертификаты, можно сделать факсимиле – печать с имитацией подписи. Заказать факсимиле можно у организаций, которые занимают изготовлением печатей.
Документы государственного образца
Чтобы выдавать документы об образовании государственного образца, нужна лицензия на образование. Есть два варианта, по которым преподаватель может оказывать образовательные услуги с последующей выдачей диплома:
- Получить лицензию на свою деятельность;
- Стать представителем организации, имеющей лицензию в своем городе. То есть, ты договариваешься с организацией, что будешь представителями их школы в своем городе. Они вносят изменения в лицензию, добавив туда твой адрес, и ты спокойно преподаешь. В этом случае договор ученицы будут подписывать с московской организацией, а ты будешь директором филиала.
Других законных схем по работе с документами гос. образца нет.
В дипломе указывается:
- наименование учреждения образования;
- уникальный номер диплома, свидетельства или сертификата;
- ФИО ученика;
- направление, по которому была проведена переквалификация, повышение или обучение;
- дата;
- подпись руководителя и печать организации.
Дипломы также включают приложение, где указываются прослушанные темы, а также итоги экзаменационной работы.
Договоры
В организации, где проводятся курсы, существует два вида договорных отношений:
- с преподавателями;
- с учениками.
Договор с преподавателем
Если ты не планируешь преподавать в школе сама или планируешь уйти с этой должности, тебе необходимо заключить договор с педагогом.
Варианта договора два:
- трудовой. Классический трудовой договор, как со штатным сотрудником. С педагога придется отчислять налоги, страховые взносы, а еще – начислять ему зарплату, даже когда обучающая студия набирает группы или простаивает без учеников;
- гражданско-правовой. Договор подряда подразумевает кратковременное оказание услуг, в нашем случае – проведение курсов. Гражданско-правовой договор с физическим лицом также обязывает работодателя делать налоговые отчисления. Если педагог оформлен в качестве ИП, то отчисления он делает сам.
С финансовой точки зрения, заключать гражданско-правовой договор выгоднее, так как оплачивается только фактически предоставленная услуга.
Если есть лицензия, то преподаватели устраиваются только официально по трудовому договору.
Договор с ученицами
С ученицами заключается договор оказания услуг.
В договоре прописывай:
- паспортные данные ученика, а также данные организации – ИНН, ОГРНИП;
- название курсов и сроки их проведения;
- сумма оказания услуг;
- обстоятельства при которых возвращается оплата полностью или частично;
- сроки предъявления претензий, например 1 день со дня окончания курсов.
Чтобы обезопасить себя от возможных жалоб потребителей, в конце курсов, после вручения сертификата, обязательно подписывай акт выполненных работ. Его форму необходимо включить в приложение к договору.
Акт подтверждает, что у потребителя нет претензий к качеству услуги. После подписания акта претензии не принимаются.
Договоры с сотрудниками салона — составляем правильно
Ответы на вопросы
Видела рекламу, что одна местная школа проводит курсы с правом преподавательской деятельности. Скажите, это действительно так.
Формулировка «право преподавательской деятельности» — это просто маркетинговый ход. Право преподавания есть у каждого человека, имеющего профильное образование и желание. Им наделяет законодательство РФ, а не курсы, пройденные в школе или центре.
Не будет ли нарушением называть свою организацию «школа» или «институт», если лицензии на образование нет.
Организация, которая в названии называет себя школой, академией, институтом, косвенно указывает на наличие у нее образовательной деятельности и отсутствие лицензии на образование в этом случае может вызвать вопросы у надзорных организаций.
Нельзя сказать, что это грубейшее нарушение, но при проверке на это могут обратить внимание.
Рекомендуется избегать «образовательных» слов в названиях, так как это определенный риск – сотрудники Антимонопольной службы могут не заметить этого, а могут нагрянуть с проверкой.
Мне, как ИП, предложили заключить договор с организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность. По условиям договора, я буду обучать людей и выдавать диплом гос.образца той организации, с которой у меня договор. Насколько это законно.
Лицензия на образовательную деятельность выдается организации, размещенной по конкретному адресу. Только там она может оказывать образовательные услуги. Поэтому, использовать свою лицензию в другом месте, в данном случае в твоей студии, они не могут. Такая схема является незаконной.
Как заключать с преподавателем гражданско-правовой договор, если курсы у нас проходят каждую неделю? Каждый раз подписывать новые документы.
Можно подписывать договор сразу на месяц. По истечении срока, ты и преподаватель подписываете акт и заключаете новый, еще на месяц.
Нужны ли медицинские книжки ученицам, которые проходят у меня курсы маникюра.
Если практика будет на живых моделях – наличие медицинской книжки у ученика необходимо. Этим правилом часто пренебрегают, так как не хотят заставлять ученика бегать по мед. центрам и СЭС, но это риск. Если во время курсов произойдет инфицирование, к ответственности привлекут в первую очередь организатора.
Оформление медицинской книжки
Какие требования выдвигаются к помещению, где будут проводиться курсы.
Те же самые, что и организациям, оказывающим услуги маникюра, педикюра, стрижки, наращивание ресниц. При выборе помещения и его оборудовании руководствуйся СанПиН 2.1.2.2631-10.
Все об обучении и образовании в бьюти бизнесе >>