Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс

Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс

14 января автомобильная ассоциация БАА провела традиционную пресс-конференцию, посвященную итогам 2020 автомобильного года в Беларуси. Белорусский рынок новых автомобилей составил всего 52768 новых авто и упал — по сравнению с 2019 годом — на 18,2%. Главная новость: белорусские Geely вышли на второе место по продажам и подобрались вплотную к лидеру LADA. Какие модели продавались хорошо, а какие — не очень? Какие классы «выстрелили», а какие теряют клиентов? Отвечаем на эти и многие другие вопросы.

Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс

К сожалению, чуда не случилось. Представители БАА не первый раз говорят, что потенциал рынка новых авто в Беларуси — около 100 тысяч штук в год. И правда, преодолев очередной валютный шок 2014-2015 годов, мы начали хорошо прибавлять.

Если в 2016 году было продано 26,5 тысячи новых авто, то в 2019 — целых 64,5 тысячи! В 2020 году мы должны были поставить новый рекорд — но всё пошло не так. Очередная девальвация белорусского рубля, затем коронавирус, затем политический и экономический кризис…

Прогнозы БАА на 2021 год неутешительны: в оптимистичном сценарии сохраним примерно такой же объем продаж, в пессимистичном — будем проваливаться дальше вниз.

Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс

Теперь — к хорошим новостям. Завод «БЕЛДЖИ» можно смело называть не только надеждой, но уже и гордостью отечественного легкового автопрома. На фоне так и не взлетевшего «Юнисона» марка Geely идет вперед семимильными шагами: второе место по продажам в 2020 году (9200 новых авто)! Для сравнения, лидирующая LADA продала в прошлом году 10342 новых автомобиля.

Обратите внимание — на фоне падения продаж практически у всех брендов, включая ключевых игроков (LADA, Renault, Volkswagen), у Geely — рост продаж на 33%! Да, не без помощи льготного кредитования. Но и сами модели ведь хороши! Если не брать в расчет устаревший седан Emgrand 7, который расходится по госзакупкам, остальные модели — вполне отличный вариант за свои деньги.

А новые Coolray и Tugella — вообще огонь!

Не удивлюсь, если в 2021 году у нас будет новый лидер на рынке новых авто. Все предпосылки для этого есть. Во-первых, гендиректор «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский рассказал на пресс-конференции, что уже есть договоренности на 2021 год с «Беларусбанком» и «БПС-Сбербанком». Так что, если не случится форс-мажора, клиенты по-прежнему смогут купить новый «Джили» в кредит на очень выгодных условиях.

Во-вторых, «БЕЛДЖИ» продолжает обновлять и расширять модельный ряд. Помимо Coolray и Tugella, которые дебютировали в прошлом году и еще не раскрыли полностью свой рыночный потенциал, совсем скоро (конец января 2021 года) ожидается премьера еще одной новой модели.

Скорее всего это будет бюджетный кроссовер Geely GS, который уже не раз засветился на белорусских дорогах.

Кстати, в России уже объявили цены на Geely GS — от 1,1 миллиона российских рублей (примерно 38,5 тысячи белорусских рублей или 15 тысяч долларов по текущему курсу).

Кроме того, что этой весной завершаются испытания и техническая адаптация электрической модели Geometry A — так что через несколько месяцев может быть выпущена пилотная партия на продажу.

Свидерский намекнул, что окончательное решение пол модели лежит в плоскости финансов.

Вероятно, речь идет о том, удастся ли в Беларуси запустить программу субсидирования покупки электромобилей (по схеме, которая давно действует во многих цивилизованных странах мира).

Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс

Вернемся к обзору рынка. На верхнем слайде — динамика по продажам новых авто (в штуках) в 2020 году в разрезе брендов (по сравнению с 2019 годом). И снова обращает на себя внимание заметное падение продаж у LADA, Renault и Volkswagen. Это лакмусовая бумажка, которая лучше всяких слов говорит о финансовой ситуации в среднестатистической белорусской семье.

Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс

В премиальном сегменте тоже нет повода для радости. Продажи падают, а доля премиальных автомобилей в общем зачете составляет мизерные 3,5%…

Марку BMW можно поздравить — в 2020 году она окончательно закрепила свое превосходство в Беларуси, продав 411 новых легковых авто. Да, Mercedes-Benz продал 420 новых автомобилей, но 118 из них — коммерческие бусы Sprinter.

Если их отнять — «трехлучевой звезде» достается только второе место. Audi удалось реализовать всего 290 автомобилей — марка продолжает терять свои позиции, хотя несколько лет назад являлась безоговорочным лидером белорусского «премиума».

Неплохо стартовали официальные продажи Lexus — 205 новых авто за 2020 год.

Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс

В какую сторону повернется белорусский рынок новых автомобилей в 2021 году? Очевидно, что в нынешней ситуации делать какие-то прогнозы — дело совершенно бесполезное. Надеюсь, что прорвемся!

Статистика по классам

Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс

БАА в своих презентациях иногда путается в классификации и дает мало конкретики по продажам моделей в каждом классе. Domkrat.by исправляет ситуацию и представляет данные в более развернутом виде. Далее — продажи новых авто в Беларуси за 2020 год в разрезе моделей и классов.

NB. Не удивляйтесь отсутствию моделей Renault (Sandero и Logan) в классе «В» — теперь они кроссоверы с приставкой Stepway и переехали в класс «SUV-B».

  • Класс «В» (малый класс)
  • Класс «C» (гольф-класс)
  • Класс «D» (средний класс)
  • Класс «E» (бизнес-класс)
  • Класс «F» (представительский класс)
  • Класс «SUV-A»
  • Класс «SUV-В»
  • Класс «SUV-C»
  • Класс «SUV-D»
  • Класс «SUV-E»
  • Класс «SUV-F»

Выбираете себе новый автомобиль? Вся информация о ценах, комплектациях и технических характеристиках новых моделей, предлагаемых официальными дилерами в Беларуси, а также удобный поиск по многим параметрам и не менее удобная система сравнения интересующих моделей — в каталоге новых автомобилей Domkrat.by!

"Этот год войдет в историю". Как белорусский авторынок пережил 2020-й

COVID-19 и выборы серьезно повлияли на все сферы жизни белорусов. Как этот год пережил рынок «бэушки»? Автобизнес поговорил с представителями различных компаний, которые так или иначе занимаются подержанными автомобилями.

Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс

«В 2020 году рынок подержанных авто в РБ встретился с очередными трудностями, – рассказывает Надежда Чухольская, ведущий специалист по маркетингу «Атлант-М Авто с пробегом».

–Значительное удорожание кредитных ресурсов и существенные изменения в модели потребления, обусловленные COVID-19, сказались не только на количестве продаваемых авто, но также и на критериях, которыми руководствуются покупатели машин с пробегом.

Предпочтение стало отдаваться экономичным автомобилям, возраст которых в среднем составляет 3-5 лет. Дизельные универсалы и премиум-сегмент старше 10 лет уже не так популярны, как пару лет назад, хотя спрос на них остается. Рынок «бэушки» в Беларуси значительно «помолодел» за последние годы и стал более цивилизованным: всё больше дилерских площадок, всё меньше рынков и «серых» посредников».

Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс

«По сравнению с показателями за аналогичные месяцы прошлых лет сложившаяся в 2020 году ситуация сократила объемы продаж на 60 процентов, – рассказывает Игорь Пирович, руководитель отдела продаж автосалона «Автодом».

– Но машины продаются. Комитенты готовы торговаться, что также увеличивает количество совершаемых сделок.

Мы убеждены, что покупка автомобиля в нестабильной ситуации оказывается весьма выгодной, так как любой кризис заканчивается, любые проблемы решаются.

Кредит и лизинг – финансовые инструменты, которые по-прежнему имеются в наличии в нашем автосалоне. Поскольку несколько крупных банков приостановили прием заявок на кредиты для физических лиц, это негативно отразилось и на работе нашего кредитного отдела.

Но с нами остался крупный партнер ВТБ-банк, который первые три месяца финансирует под 26,9 процента, с четвертого – 29,9 процента до 5 лет.

Процентное соотношение машин, реализованных с помощью кредита и лизинга, к общему количеству фактически не меняется, это всегда большая часть всех сделок, что еще раз доказывает, что с помощью автосалона машины продаются лучше.

Ситуация существенно поменялась в целом, уменьшилось общее количество продаж автомобилей, но дело вовсе не в ухудшении кредитования. Машин стало продаваться меньше – это факт. Но мы работаем, сделки совершаются, смотрим в будущее с уверенностью».

«Год действительно крайне необычный, но мы просто приняли его «новые условия» и завершаем с исключительными показателями, – рассказывает Дмитрий Больдюсов, руководитель AutoGroup. – Для нас 2020-й стал прорывным годом.

Мы серьезно развились в регионах: Гродно, Брест и перезапуск Гомеля. Успешно проработали европейское направление. Стали признанным официальным партнером крупнейшего аукциона аварийных авто IAA.

Мы привлекли новых партнеров и заметно выросли в объемах продаж.

Мы видим, что в Беларуси интерес к авто из США по сравнению с 2019 годом вырос практически вдвое (аналитика показывает рост на 94 процента) – это видно с точки зрения как самой емкости рынка, так и роста количества новых игроков.

Что не может не радовать! Рынок Европы наравне с рынком США тоже показал темп роста, который незначительно снизился только к концу года, – курсовые разницы сейчас играют важную роль в принятии решения. Приобретение авто с аукционов для белорусов становится еще более привычным делом.

Появляется все больше свежих моделей, ярких и даже эксклюзивных экземпляров. Еще никогда на белорусских дорогах не было столько «Мустангов».

Читайте также:  Как стать умным и богатым: какую роль в успехе играет образование

Прогнозировать что-либо на 2021 год сейчас хлопотное дельце, слишком много неизвестных. Но автомобили как импортировались, так и дальше будут импортироваться».

Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс

«Формирование белорусского рынка электрокаров в 2020 году можно назвать прорывом, – говорит Алексей Цвирко, соучредитель компании по пригону авто из США WestMotors. – Интерес к сегменту был и до этого, но после обнуления пошлины и НДС на электротранспорт спрос стал расти лавинообразно.

 Что интересно, документ еще не был принят, а белорусы уже стали заказывать электрокары из США, некоторым даже пришлось хранить свои авто на таможенном складе в Минске, чтобы «растаможиться» уже по нулевым ставкам. В итоге весной и летом спрос на заказ электрокаров постоянно рос.

Осенью был небольшой спад, но сейчас мы снова видим тенденцию к постоянному увеличению этого сегмента рынка. 

Откуда такой интерес? Первой причиной явилось вышеупомянутое обнуление ставок. Вторая – снижение цен в США на электрокары, которые ранее считались очень дорогими. Те же Tesla уже можно купить от 25 тысяч долларов, появилось очень много Chevrolet Bolt, которые еще дешевле.

Обе модели могут проезжать более 300 километров на одной зарядке, а значит, являются полноценными конкурентами авто с ДВС. Прогнозы на 2021 год? Весьма оптимистичные. Сложно указать, на сколько процентов вырастет рынок, но он точно вырастет.

Мы видим, что спрос растет не только на внутреннем рынке, но и на внешних. Уже появилась тенденция, когда к нам за электрокарами приезжают россияне. На соседнем рынке они дороже, поскольку необходимо уплачивать НДС.

Кстати, многие белорусы этим пользуются: продают свои “электрички” и заказывают из США ту же модель, но уже по более низкой цене. То есть рост спроса идет в том числе и за счет обновления электрокаров».

Наш вердикт

Как видим, 2020 год был непростым для авторынка, но подержанные машины все равно продавались и покупались, а также ввозились из-за рубежа. Значительно увеличилось количество электротранспорта из-за отмены пошлин, в основном благодаря электромобилям из США. Особенно популярным был импорт авто из Америки в целом.

Рынок падал и поднимался снова в связи с событиями в стране и мире. Что будет в 2021-м? Эксперты пока не берутся прогнозировать. На авторынок может повлиять введение налога на авто, который приведет к тому, что от автопарков со старыми машинами владельцы будут избавляться. Это может снизить стоимость дешевых авто.

Но как оно будет на самом деле, покажет только время. Надеемся, 2021 год будет лучше 2020-го. 

И все равно при этом рынок жил, жив и будет жить.

«Зарплаты повышать не будем» — что происходит на автомобильном рынке и как av.by удается работать в плюс

Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс probusiness.io

«Несмотря на падение спроса на новые автомобили, а вместе с ним и наших доходов от размещения рекламных объявлений дилеров, — мы полностью покрываем свои расходы», — рассказывает Дмитрий Геранин, CEO крупнейшего автоклассифайда в Беларуси av.by. В нашем проекте «Рабочая группа» Дмитрий рассказал о ситуации на автомобильном рынке, структуре выручки и команде.

Генеральный партнер проекта «Рабочая группа» — провайдер телекоммуникационных, ИКТ- и контент-услуг «A1». Запись прямых эфиров проводится в Data-центре компании, который является крупнейшим в Беларуси.

— Понятно, что сейчас все сценарии кризисные, и мы уже не дотянем до плана по выручке, который составили в ноябре на год, но пока мы фиксируем рост. А расти нам позволяет следующая ситуация.

В марте из-за того, что подскочил курс доллара и некоторые дилеры фиксировали цены в белорусских рублях (например, тот же Geely), люди купили очень много машин и сделали это раньше, чем хотели.

Поэтому после роста спроса была огромная просадка. Если сравнивать апрель 2020 с мартом, то падение спроса откинуло нас больше чем на 2 года. А в мае продажи новых авто упали еще на 25% по сравнению с апрелем.

Соответственно, упали и наши доходы по размещению рекламы от дилеров.

Мы живем сейчас на свои деньги и нам хватает оборота, чтобы покрывать текущие расходы благодаря тому, что структура выручки av.by сильно диверсифицирована.

Раньше (пару лет назад) выручка от работы с компаниями из автомобильной отрасли была у нас основной. Около 80% всех компаний, которые платили нам за присутствие в выдаче, занимались автомобилями. Сейчас это меньше трети.

Сегодня больше половины в структуре выручки — это доходы от мелких автохаусов, автоплощадок, которые продают машины в том числе с пробегом. А также — от компаний, которые занимаются, например, водным транспортом, мототехникой, спецтехникой, сельхозтехникой, автобусами, прицепами, запчастями, шинами и т.д. Это огромный «кусок пирога».

Еще одна большая часть выручки — это микроплатежи от пользователей, которые хотят, например, поднять свои объявления повыше.

Конкуренция сейчас большая, продаж нет — люди вынуждены продвигать свои объявления. Таким образом, направление по микроплатежам сейчас, если сравнивать апрель к апрелю, подросло на 10% в долларах.

И это был самый плохой месяц. Сравнение май к маю показало цифры больше, чем апрельские.

Как будет меняться ситуация на автомобильном рынке и в других категориях товаров, которые размещены на av.by, а также подробности о работе компании — смотрите в видео:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс

Итоги 2020 года на автомобильном рынке Беларуси

Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс

Наш традиционный январский обзор авторынков мы начинаем с материалов, которые были недавно предоставлены автомобильной ассоциацией БАА. Посмотрим, что изменилось на авторынке РБ в сравнении с 2019 годом.

Объем продаж в 2020 году вернулся к уровню 2018 года

За весь 2020 год участниками БАА было продано 52 тысячи 768 новых автомобилей. Падение авторынка по сравнению с показателями 2019 года составило 18.2%.

Отметим, что стабильная вторая половина 2020 года дала большее сокращение, чем кризисная первая половина 2020 года, когда падение авторынка составило всего около 13%.

А по динамике второй половины 2020 года мы ожидали падение рынка на 20%, т.е. в ноябре-декабре авторынок часть падения отыграл.

Для сравнения — российский рынок снизился на 9.1%, немецкий, наименее кризисный в Западной Европе — на 19.1%, мировой авторынок — на 14%. Так что показатели Беларуси находятся вполне в общем тренде. В 2020 году авторынок РБ снизился до уровня 2018 года, когда на нем произошел взрывной полуторный рост.

Топ-10О брендов на авторынке РБ 2020 года

2020 год вывел в топ авторынка Беларуси два самых популярных бренда.

Это Lada — 10342 автомобиля, падение на 36% и Geely — 9200 автомобилей, рост 33%! Кроссоверы местной сборки стремительно движутся к первому месту по популярности, догоняя бюджетные российские автомобили.

А с учетом намерений Groupe Renault сделать «Ладу» 100% иномаркой вполне понятно, где будут автомобили Lada в 20-е годы XXI века — среди остальных иномарок.

Заметим, что «остальные иномарки» на рынке РБ выглядят депрессивно. Renault (всего 6892 автомобиля, падение на 42%), Volkswagen (5538 автомобилей, падение на 30%), Kia (3742 автомобиля, падение на 7%), Skoda (3682 автомобиля, падение на 4%). Чешский бренд в 2020 году обновил Рапид и выпустил новую Октавию, что помогло ему удержать продажи почти на прежнем уровне.

На фоне общего унылого падения ведущих европейских брендов вновь вырос ГАЗ — 3397 единиц коммерческой техники при росте 29%. Hyundai на нулях — 3172 штуки, почти как год назад. В топ-10 вернулась Toyota — 1090 штук при росте 31%. А также в статистике БАА появился УАЗ, которого там раньше не было — 1053 автомобиля.

Вот и все топ-10 брендов на авторынке Беларуси 2020 года. А теперь посмотрим на популярные модели автомобилей.

Первые 12 моделей на авторынке РБ 2020 года

Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс Кроссовер Geely Coolray

Три самых популярных автомобиля, как и в прошлом году: стильная Lada Vesta — 4632, скромный Volkswagen Polo — 4214 и классический кроссовер Geely Atlas — 3236.

Мы надеемся, что хотя бы «Ладу Весту», которая производится в Ижевске, французы оставят роccиским автомобилем, потому их собственная автотехника утрачивает свою популярность.

Вторая тройка рейтинга — хэтчбек Kia Rio — 2964, кросс-седан Renault Logan Stepway — 2506 и кроссовер Geely Emgrand X7 — 2220.

Наконец, бюджетный лифтбек Skoda Rapid — 2069, бюджетный седан Lada Granta — 1969 и современный кроссовер Geely Coolray — 1901. Этот выскотехнологичный автомобиль в России стал бестселлером марки — он раскупается там в 7 раз быстрее, чем в Беларуси! Замыкают дюжину универсал-трудяга Lada Largus — 1734, седан Geely Emgrand 7 — 1683 и кросс-хэтчбек Renault Sandero Stepway — 1443.

Таковы итоги 2020 года на авторынке Беларуси. Мы не ожидаем рост рынка уже в 2021 году, для чего пока нет предпосылок — но на нем будет происходить важные структурные изменения. Это, прежде всего продвижение бренда Geelу, который становится лидером локального рынка.

И становление рынка электромобилей, которые с будущем станут драйверами роста автомобильного рынка.

Залогом тому экономические и энергетические преференции, о которых написано в нашем аналитическом материале: В странах Таможенного союза отменены пошлины на ввоз электромобилей

Но пока авторынок РБ словно потешается над попытками властей его электрифицировать… до поры до времени. «Хитом года» стали 9 электромобильчиков Zotye E200, которые этой весной выставили на аукцион после ареста за долги предприятия. Плюс к этому 4 электрохэтчбека BMW i3 и 3 премиальных электрокроссовера Jaguar I-Pace, которые в 2021 году проходят обновление.

Отметим, что в России рынок новых электромобилей тоже не назовешь массовым — хотя он постепенно уходит от элитарности. В 2021 году рынки электромобилей должны пойти в рост.

Читайте также:  Как не автоматизировать проблемы. С чего бизнесу начинать подготовку к автоматизации

sergio99

19.01.2021 21:51

Источник информации: auto-baa.by

Что происходит на авторынке Беларуси?

Что происходит на автомобильном рынке в Беларуси и как av.by удается работать в плюс

Интервью с управляющей эксклюзивным дистрибьютором марки KIA в Беларуси Татьяной Агзамовой.

Автомобильный рынок Беларуси в августе 2020-го, как и многие другие, встал перед неприятным фактом – банки закрыли программы кредитования. Как рынок смог пережить этот удар, как быстро он будет расти в 2021-м и почему российский рынок оживает быстрее белорусского, в интервью Myfin.by рассказала управляющий эксклюзивного дистрибьютора марки KIA в Беларуси Татьяна Агзамова.

– Самая главная проблема, с которой столкнулся автомобильный рынок в Беларуси – это закрытие программ кредитования в 2020.

В нашей стране примерно 40% покупок авто происходит с использованием кредитов или других финансовых инструментов. В августе из-за того, что банки закрыли автокредиты, резко уменьшился и объем продаж.

На данный момент осталось порядка 20-25% сделок, в которых используется стороннее финансирование.

В цифрах получаем следующую ситуацию. Весь белорусский рынок продаж за год – порядка 45 тыс. автомобилей. Потери в 20% – это примерно 8 тыс. некупленных авто за год.

БАА (Белорусская ассоциация автомобилистов) прогнозирует, и я с ними согласна, что рынок 2021-го года сохранится примерно на уровне 2020-го.

Начало прошлого было очень оптимистичным в плане продаж, плюс его подстегнула мартовская девальвация белорусского рубля. Но вторая половина года оказалась полной противоположностью.

Поэтому задача на 2021-й у автодилеров – сохранить уровень прошлого года.

Интересной тенденцией стало то, что после ухода с рынка банков, на их место пришли лизинговые компании с довольно интересными предложениями для физлиц. Из оставшихся 20% сделок с привлечением финансирования примерно 60% приходится на лизинговые сделки.

Полностью интервью читайте на сайте источника…

Источник:
https://myfin.by/stati/view/rynok-avto-ozivet-kogda-vernetsa-kreditovanie-intervu-s-upravlausim-kia-v-belarusi

Download WordPress Themes FreeDownload Best WordPress Themes Free DownloadFree Download WordPress ThemesFree Download WordPress Themesfree download udemy coursePremium WordPress Themes Downloadlynda course free download

Директор av.by: «Авто 2-3-летней давности из России могут обвалить цены на белорусском рынке»

15:22 29.01.2018

Почему цены на авто в течение полугода могут упасть, когда лучше продавать машину, о перспективах развития авторынка Беларуси, угрозах городских сумасшедших, а также, какое отношение к этому имеет сервис Umer – второй Uber, но для организации похорон, megapolis-real.by узнал у генерального директора av.by Дмитрия Геранина.

Дмитрий Геранин родился в Таллине, в 1991 году вместе с родителями переехал в Нефтегорск в Самарскую область. В 2003-м поступил в Самарский Государственный Университет на специальность «Компьютерная Безопасность» и параллельно учился на переводчика. С 2008 года начал работать с интернет-проектами.

С 2011 года больше трех лет руководил проектом Zarplata.ru. Работал в компании Rambler&Co над продуктом «Афиша-Рестораны». В 2016 году возглавил сервис «Яндекс.Погода», а в феврале 2017 года после слияния на единой платформе av.by и A.TUT.BY, когда проект попал в портфель фонда Zubr Capital Fund I, переехал в Минск и был назначен на пост директора av.by.

— На данный момент вы рассматриваете партнерство, либо очередное слияние av.by с другими игроками рынка?

— Примерно раз в месяц к нам поступают такие предложения, мы их рассматриваем, но соглашаться не спешим. Чтобы инвестировать в совместный проект, нужно четко понимать, зачем это нужно нам, партнерам, и какие цели мы преследуем. На данный момент уже три игрока получили отказ, так как не было синергии, хотя переговоры по сотрудничеству ведутся. Больше сказать не могу.

— Планируется ли внедрение новых сервисов, функционала на av.by?

— Наш продуктовый план на 2 года – это более 300 задач. Но опять-таки, ничего конкретного говорить не буду, чтобы не давать конкурентам преимуществ.

— Прошел почти год, как вы в Минске. Что можете сказать о людях, городе, бизнесе?

— Переезд в Минск – одно из лучших решений в моей жизни, мне очень нравится этот город. После Москвы я даже немного расслабился и выдохнул. Сейчас живу на проспекте Победителей и до офиса гуляю пешком. Это занимает около трех минут времени. В Москве до работы я добирался 3 часа в одну сторону.

Конечно, меня расстраивают некоторые моменты, например, отсутствие у белорусских операторов сотовой связи нормального роуминга с безлимитным интернетом. Также у вас довольно слабый финтех в плане банковских продуктов.

Например, чтобы перевести деньги с карты на карту или с карты на счет, нужно прямо заморочиться, поэтому я просто снимаю деньги с белорусских карт и перекладываю на российские «тинькоффки». Но это все мелочи.

В целом в Минске мне очень комфортно.

— У вас не было ощущения некой захолустности после работы в Яндексе и на Rambler?

— Абсолютно нет, в Беларуси IT-сфера развивается семимильными шагами, есть много перспективных и талантливых специалистов.

— Что изменилось с вашим приходом на av.by, выросла ли посещаемость?

Купить новое авто или подождать? Что происходит на авторынке Беларуси

Падение реальных доходов населения, обострение социально-политической ситуации в стране и изменение потребительских настроений отразились на ситуации, которая сложилась на белорусском автомобильном рынке осенью.

Текущий год на автомобильном рынке Беларуси начался бодро: потребительский спрос особенно заметно вырос в марте за счет роста курса валют. В апреле ситуация кардинально поменялась из-за пандемии коронавируса, продажи упали на несколько месяцев. В конце лета снова наблюдался кратковременный всплеск спроса, связанный с курсом валют и обострением политической обстановки в республике.

Корреспондент Sputnik поговорила с заместителем председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергеем Вариводой и выяснила, что происходит на авторынке Беларуси сейчас и чего ждать в ближайшем будущем.

Затяжное падение

По словам Вариводы, происходит достаточно быстрая ажитация спроса в сегменте новых легковых автомобилей.

«В первую очередь, спрос мы отслеживаем по статистике Белорусской автомобильной ассоциации, которая объединяет всех автомобильных дилеров. Падение сентябрьских продаж – примерно 10% к уровню августа, в августе было падение 10% к уровню июля», – озвучил цифры он.

Эксперт отметил, что, по предварительным подсчетам, продажи в сентябре текущего года упали на треть по сравнению с тем же периодом 2019 года. При этом разные автомобильные бренды по-разному реагируют на кризис.

«У отечественного производителя, у марки Geely наблюдается рост продаж к соответствующему периоду прошлого года более 40%. Эта марка сейчас занимает уверенное второе место в рейтинге продаж БАА, дышит в спину лидеру – марке Lada. Я думаю, это вопрос непродолжительного времени, когда Geely станет доминировать на белорусском автомобильном рынке», – констатировал Сергей Варивода.

Что влияет на продажи авто

Есть несколько факторов, влияющих на продажи автомобилей.

«В первую очередь, это падение реальных доходов населения. Автомобиль – это товар импортный: даже если он собирается в Беларуси или России, он изготовлен из импортных комплектующих. Естественно, любое ослабление национальной валюты белорусской и российской сказывается на ценах.

И когда мы говорим о падении доходов населения относительно уровня цен на автомобили, оно существенно выше, чем потребительская инфляция в целом.

Поскольку у нас около 80% рынка новых авто формируется ввозом из России, уровень цен формируется во многом с оглядкой на цены в РФ, а цены в РФ зависят от курса российского рубля», – объяснил представитель Белорусской автомобильной ассоциации.

Еще один фактор – это отсутствие адекватных предложений по кредитованию.

© Sputnik / Виталий Тимкив

На покупку автомобилей влияют несколько факторов

«В тех немногочисленных банках, которые продолжают кредитовать покупку авто, ставки запредельные – больше 30%. Лизинговые компании, как правило, фондируются в национальной валюте у коммерческих банков, а банки ограничивают кредитование лизинговых компаний. Те, в свою очередь, прекращают финансирование сделок с физическими и юридическими лицами», – рассказал Варивода.

Также напрямую влияют на продажи автомобилей потребительские настроения, которые сейчас далеки от оптимальных.

«Они спровоцированы общественно-политическим кризисом и углубляющимся экономическим кризисом. У меня конкретных цифр нет, но если в целом говорить о потребительских настроениях людей, они сейчас скорее негативные. Это очень индивидуально. Все это в совокупности давит на продажи», – резюмировал собеседник.

Читайте также:  Что будет, когда закончится нефть и газ — финская wärtsilä о «зеленой» энергетике

Тенденции и прогнозы

Белорусская автомобильная ассоциация не отслеживает, что происходит на рынке бывших в употреблении автомобилей.

«Но если говорить о ценовых тенденциях, то всегда рынок новых и б/у авто связаны между собой. Если растут цены на новые автомобили, будут расти цены и на б/у автомобили. Я не думаю, что там какие-то особенности будут», – поделился наблюдением Сергей Варивода.

© Sputnik / Алексей Филиппов

Специалисты прогнозируют, что имеющиеся на авторынке тенденции сохранятся до конца года

По его словам, в целом картина ясна – продажи упали.

«Если говорить о совокупном рынке новых, бэушных, ввозимых и производимых авто, в этом году уровень продаж будет ниже уровня 2019 года. В лучшем случае, нам по итогам года удастся закрепиться на уровне показателей 2018 году, при пессимистическом варианте развития событий мы опустимся на уровень 2017 года», – отметил эксперт.

Он подчеркнул, что сейчас какие-либо прогнозы делать сложно.

«Но если говорить о тенденциях и моих оценках этих тенденций, они сохранятся до конца года. Будет продолжаться спад. Рынку удастся удержаться на уровне 2018 года, если к концу года что-то поднимет потребительские настроения.

Например, те же праздники. Относительно уровня прошлого года ожидается спад процентов на 20. Хочу обратить внимание, что спад был бы гораздо больше, если бы не две девальвации в этом году в марте и августе», – подчеркнул Варивода.

© Sputnik / Александр Кряжев

Если нет острой необходимости, торопиться с покупкой сейчас нет смысла

Он напомнил, что девальвация всегда провоцирует моментальный всплеск продаж импортных товаров, в том числе автомобилей.

«Мартовские продажи новых авто здорово поддержали рынок, как, впрочем, и весь первый квартал – тогда мы жили в совершенно другой реальности. Не было пандемии и политических потрясений. Если не учитывать итоги первого квартала текущего года, спад продаж по итогам года будет в районе трети», – обозначил зампредседателя правления БАА.

Купить авто сейчас или подождать?

Сергей Варивода отметил, что автодилеры, как и все продавцы, всегда пытаются мотивировать покупателей принципом «покупай сейчас или проиграешь».

«В данной ситуации, на мой взгляд, если быть объективным, надо очень аккуратно относиться к приобретению дорогостоящих товаров, в том числе автомобилей. Это не должна быть инвестиционная идея с расчетом на выигрыш», – пояснил он.

Если автомобиль объективно необходим и если есть достаточный объем сбережений и стабильный уровень доходов, можно рассмотреть покупку.

© Pixabay

«Если вы сейчас хотите приобрести автомобиль в кредит, в лизинг или псевдовалютный лизинг, это явно может быть не по силам. Человек даже если не лишится своих доходов, будет отдавать значительную их часть на выплату за автомобиль.

Не стоит лезть в кабалу на три, пять и даже десять лет, нужно немножечко притормозить. Я бы рекомендовал вернуться к идее покупки автомобиля в долг только в случае начала восстановительного роста экономики.

Я уже не говорю о каких-то кардинальных изменениях, потому что их сложно предсказать», – объяснил свою точку зрения собеседник.

По его словам, если говорить о ценах и желании купить новый автомобиль выгодно, то поезд уже ушел.

«Те колебания курсов, которые возникали и давали возможность немного сэкономить, уже прошли. Рынок сбалансировался. Цены рыночные, ставки высокие, ожидания неопределенные. Сейчас нет смысла торопиться с покупкой, если нет острой необходимости. Времена спекуляций на рынке автомобилей давным-давно ушли», – заключил Сергей Варивода.

Что ждет белорусский авторынок в 2021 году

2020 год для белорусского автомобильного рынка стал настоящим испытанием — пандемия, выборы, рост курса доллара, резко возросшие ставки по кредитам, а иногда и их полное отсутствие.

При этом продажи новых авто нельзя назвать провальными, а ввоз подержанной техники исправно поддерживает указ о льготной растаможке. Чего ожидают игроки рынка в следующем году?

Рынок новых авто: в лучшем случае повторим результат этого года

Председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич кратко подвел итоги уходящего года. Он был не самым удачным для рынка новых авто, но все же не провальным.

— Год заканчиваем со снижением рынка примерно на 20% по отношению к 2019-му. В течение года были скачки — продажи то падали, то немного восстанавливались. Когда пришла первая волна пандемии, мы боялись, что рынок упадет на 30−50%.

Но потом произошла небольшая перестройка и дилеров, и клиентов — и по итогу года выходим на объем порядка 52−53 тысяч новых авто, включая коммерческие.

Это негативный результат в целом, но мы понимаем, что он мог быть и гораздо хуже на фоне всех событий этого года.

Эксперт говорит, что основной причиной падения продаж было ужесточение кредитования, которое коренным образом повлияло на рынок. Если бы банки и лизинговые компании имели достаточно ликвидности для кредитования, то падение было бы не таким заметным.

— В рамках сдержанного оптимизма наши прогнозы на следующий год — сохранить результат этого года. Негативный сценарий — это дальнейшее падение рынка на 10%.

Причем в этом сценарии возможны какие-то осложнения в экономическом плане, но не глобальные. Мы сейчас не рассматриваем какой-нибудь шок, который может привести к еще большему падению рынка.

В случае падения прогнозируем объем продаж новых авто на уровне 45−46 тысяч штук.

Пока нет предпосылок для отмены пресловутого 140-го указа, который позволяет некоторым категориям граждан уплачивать лишь половину таможенных пошлин. А это значит, что ввоз «бэушки» будет по-прежнему оказывать влияние на рынок новых автомобилей. Еще один негативный фактор — повышение ставок утильсбора с 1 января. Он окажет влияние на продажи авто из-за пределов Таможенного союза.

«БЕЛДЖИ»: в планах произвести 30 тысяч машин

— В этом году мы выполнили и даже перевыполнили все свои планы и задачи. Было произведено около 20 тысяч машин, а всего с момента открытия завода выпущено без малого 50 тысяч авто. Растет реализация на российском рынке, — рассказали на заводе.

План завода на 2021 год — 30 тысяч авто, большая часть из которых пойдет на рынок РФ. Кроме этого, завод обещает порадовать новинками. В начале 2021 года состоится вывод на рынок кросс-хэтчбека Geely GS, к концу года на конвейер встанет новый Atlas Pro. По электромобилю прогнозы пока осторожные.

— По Geely Geometry сложно назвать сроки запуска. Есть некоторые технические моменты, которые необходимо решить. Можно точно сказать, что модельный ряд изменится — с производства будет сняты седан Emgrand 7 и кроссовер Emgrand X7.

Финансовая программа для покупки Geely пока остается в том виде, что есть. Возможно, что она может быть изменена в течение следующего года — это зависит от многих факторов, но пока предпосылок для пересмотра нет.

Подержанные авто: есть надежда на отложенный спрос

Директор автосалона «Автодом» Кирилл Шех рассказал, что продажи в этом году скакали от месяца к месяцу, но в итоге падение составило около 30% по сравнению с прошлым годом.

— Январь и февраль у нас были стандартными для любого года как по продажам, так и по заключению новых договоров — то есть машины сдавались на комиссию и продавались. В марте продажи упали на 35% по сравнению с февралем — это был результат первой волны коронавируса.

Дальше настал апрель, и продажи еще упали. Но при этом отмечу, что количество заключенных договоров комиссии не упало — то есть желающих продать авто было больше, чем покупателей. В мае продажи резко выросли — всем надоело ждать и терпеть, люди ринулись покупать.

Июль стал для продаж комиссионных авто рекордным. А дальше — сплошное падение вплоть до декабря. Особенно заметное снижение спроса произошло в начале сентября, когда банки резко прекратили выдачу кредитов. По словам Кирилла Шеха, продажи в кредит составляют 40% от общего числа сделок. Ядро продаж в 2020 году составляли автомобили средней ценой 7500 долларов.

— Предсказывать в данной ситуации что-то очень сложно. Главное, чтобы снова начали давать кредиты. Пока они не вернутся — о каком-то росте сложно говорить. Новая волна коронавируса, кризис — произойти может все, что угодно.

Но все равно надеемся, что ситуация отложенного спроса сыграет свою роль. По факту люди не докупили тех машин, которые хотели купить, чего-то выжидают.

Поэтому, несмотря на негативные факторы, мы планируем расширяться, открывать новые площадки в районах Минска и регионах.

Электромобили

По данным сети ЭЗС Malanka, в Беларуси на конец года насчитывается 1600 электромобилей. В компании «WestMotors» убеждены, что их продажи в следующем году будут только расти.

— Белорусский рынок электромобилей сформировался внезапно, после обнуления пошлины и НДС. Если до этого момента интерес лишь теплился, то потом спрос взлетел лавинообразно. С весны продажи постоянно росли, и лишь осенью можно было наблюдать небольшой спад.

Кроме обнуления пошлины и НДС катализатором спроса стало снижение цен на электромобили в США, откуда приезжает львиная доля подержанных электрокаров. Те же Tesla уже можно купить от 25 тысяч долларов, появилось очень много Chevrolet Bolt, которые стоят еще дешевле. Обе модели могут проезжать более 300 км на одной заправке, а значит, являются полноценными конкурентами авто с ДВС.

— Планы на 2021 год у нас оптимистичные. Вряд ли можно спрогнозировать в процентах рост продаж, но то, что покупать электромобили будут еще больше — это однозначно. Причем мы наблюдаем, что спрос растет не только на внутреннем рынке, но и на внешних. Покупатели из России активно едут к нам за «электричками» — там они дороже из-за необходимости уплачивать НДС.

Напомним, что нулевые ставки пошлины и НДС для электромобилей действуют до конца 2021 года. Но чтобы добиться дальнейшего развития рынка электромобилей — придется их продлевать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *