Как гений-самоучка создал легендарный бренд. история энцо феррари

Энцо Ансельмо Феррари (Enzo Anselmo Ferrari) появился на свет при довольно загадочных обстоятельствах, поскольку никто точно не знает, когда он появился на белый свет.

Официально, дата рождения Энцо Феррари считается 20 февраля 1898 года, хотя со слов самого Энцо родился он в Модене на два дня раньше, то есть 18-го, причиной такого несовпадения якобы является сильный снегопад, который не позволил родителям своевременно прийти в мэрию дабы записать новорожденного младенца.

Как гений-самоучка создал легендарный бренд. История Энцо Феррари

Энцо Ансельмо Феррари

Отец Феррари в те времена владел мастерской, занимающейся ремонтом паровозов, которая, к слову, служила также и жильем для семьи Феррари, поскольку Энцо с его родителями и братом Альфредино обитал прямо над ремонтной мастерской.

В автобиографической книге, которую написал Феррари — «Мои жуткие радости» он пишет о том, что вся его юность проходила под стук молотков, под которые он со своей семьей просыпался и засыпал.

Именно там Энцо и познакомился с металлом и научился с ним работать, однако не смотря на это юный Энцо не мечтал о карьера паровозного мастера. Ему хотелось красивой жизни, полной ярких красок, возможно поэтому он видел себя оперным тенором, или каким-нибудь популярным журналистом с ориентировкой на спорт.

Касательно первой мечты, то с ней Феррари пришлось сразу распрощаться ввиду полного отсутствия слуха и голоса: пение Энцо было громким, но очень фальшивым.

Что до второй мечты и самореализации, то здесь юнцу повезло больше, наиболее выдающимся событием в его журналистской карьере является публикация отчета об одном футбольном матче, который был опубликован в главном спортивном издании Италии. Возможно это событие и подтолкнуло Энцо к появлению и реализации его третей мечты — стать автомобильным гонщиком.

Как гений-самоучка создал легендарный бренд. История Энцо Феррари

Феличе Назаро

Впервые гонки на автомобилях маленький мальчик Феррари увидел в 10-летнем возрасте в Болонье, после чего он просто был одержим ими.

Скоростные болиды и признание зрителей и волнующий запах бензина вперемешку со вкусом победы пьянили Энцо и он по-настоящему влюбляется в автоспорт, а его кумирами стали: Феличе Назаро и Винченцо Лянча.

Однако воплотить в жизнь такую мечту мальчику из простой итальянской семьи, не отличающейся богатством было очень не просто.

Отец Феррари хоть и разделял увлечение сына, все же хотел для своего чада другой судьбы, он считал, что Энцо рожден чтобы стать инженером.

Учиться Энцо не любил, да и зачем будущему гонщику академическое образование, кстати уже очень скоро юношу избавят от скучной науки в школе по причине гибели отца от пневмонии и ухода из жизни его брата.

В те времена уже полным ходом шла Первая мировая, поэтому достигнув призывного возраста, Энцо Феррари был призван в армейские ряды, где ему судилось стать горным стрелком, что в будущем стало первым шагом на пути к его будущей славе и большой карьере.

Мечта солдата Феррари частично реализовалась, поскольку в армии ему поручают следить и ухаживать за транспортом: подковывать мулов и содержать в надлежащем состоянии полковые повозки. После демобилизации молодой Феррари уже четко знал, чем будет заниматься в будущем и, что главное в его жизни — автомобили.

Как гений-самоучка создал легендарный бренд. История Энцо Феррари

Не имея никакого образования, с одним лишь рекомендательным письмом с подписью командира части, зимой 1918 года Энцо Феррари отправляется в Турин устраиваться на работу на завод FIAT.

Однако по прибытию на место, мечта молодого человека была разбита, после посещения кабинета инженера Диего Сориа, занимающегося в то время кадровыми вопросами. Ответ был хоть и вежливый, но весьма обидный для Феррари.

Диего сказал примерно следующее: «Компания FIAT — это не место для «дембелей», мы не можем брать на работу кого попало…»

Подобно брошенному псу Энцо вышел на улицу, где стояла холодная зима, и присев на лавку в парке Валентино, он почувствовал себя одиноким и никому не нужным. На этом свете не было того, кто бы мог его поддержать и помочь советом, брат и отец к сожалению покинули этот мир.

Однако молодому бывшему солдату хватило сил собраться и найти для себя занятие, он устраивается тест-шофером в Турине, после чего устроился на аналогичную должность уже в Милане, в никому неизвестной компании CMN (Costruzioni Meccaniche Nazionali).

Энцо Феррари проявил себя с позитивной стороны, что позволило ему избавиться от приставки «тест» в названии его должности, то есть он занял место полноправного гонщика, о котором столько мечтал.

Спортивный дебют Энцо Феррари состоялся в 1919 году на трассе Parma-Berceto, после чего на Targa Florio, сумел занять свое первое хоть и не призовое, но все же «почетное» 9-е место. Сам Феррари вспоминает об этом так: «После того, как мой автомобиль на хвосте с еще двумя приблизился к Кампофеличе, дорогу перекрыли три карабинера.

На вопрос в чем дело, они ответили, что нам необходимо дождаться пока господин президент закончит свою речь. За углом уже виднелась масса народа, которая слушала выступление Витторио Эммануила Орландо, мы тщетно пытались протестовать, а речь все никак не заканчивалась.

По окончанию мы все же получили разрешение на продолжение гонки и заняли место в хвосте президентского кортежа, тащась за ним несколько миль. На финише к нашему удивлению нас никто не ждал, все зрители и хронометристы уехали в Палермо последним поездом. Записывал время карабинер, вооруженный будильником, округлив его до минут! «.

Как гений-самоучка создал легендарный бренд. История Энцо Феррари

Энцо в команде Alfa Romeo

В 1920 году Феррари покидает CMN и переходит в Alfa Romeo. Мечта стать настоящим гонщиком — осуществилась, однако ей на смену пришла другая, теперь Энцо мечтал о своей команде, состоящей исключительно из итальянских гонщиков.

Как и все мечты Энцо, эта мечта тоже сбылась и уже в 1929 году в Модене появляется новая команда — «Scuderia Ferrari», что в переводе с итальянского звучит как «Конюшня Феррари».

Конюшня — дань уважения об армейских «скакунах», которыми некогда опекался успешный автогонщик Энцо Феррари.

Новая команда все еще работает под опекой Alfa Romeo, а сам ее основатель занимает пост «играющего тренера». Причиной прекращения гоночной карьеры Энцо Феррари становятся, как он сам заявил — семейные обстоятельства, гонщик женился и через два года после этого стал отцом сына Альфредо.

Феррари выступал на соревнованиях до 1932 года и 47 раз выходил на старт, одержав при этом 13 побед, исходя из статистики, Энцо трудно назвать легендарным гонщиком с выдающимся послужным списком. По большому счету страстью гонщика были не столько гонки, сколько сами автомобили, которые Феррари мечтает строить сам.

Стать конструктором с незаконченным средним образованием было невозможно, однако нехватка знаний компенсировалась ораторскими способностями и умением собирать возле себя выдающихся инженеров.

Первый, кто стал в строй Энцо Феррари стал ФИАТовский конструктор Витторио Яно, который создал всемирно известную гоночную модель Alfa Romeo P2, которая не раз занимала призовые места на Европейских трассах.

История возникновения знаменитой эмблемы Феррари до конца не известна, как и многое в жизни Энцо.

Сам создатель «Конюшни» говорил об этом следующее: «Гарцующего жеребца на эмблему компании Феррари позаимствовал у Франческо Баракка (героически погибший итальянский пилот) на фюзеляже истребителя, которого он и был изображен.

После нескольких лет существования «Скудерии» мне довелось познакомить с отцом погибшего летчика — Энрико Баракком.

Спустя некоторое время я познакомился также и с матерью Франческо Баракка, и как-то раз беседуя с ней, она спросила у меня: есть ли у меня автомобиль, а также почему на нем нет какого-нибудь запоминающегося знака. Именно тогда мне и было предложено украсить свой автомобиль эмблемой с гарцующим жеребцом. Он принесет вам удачу! — сказала она — и я согласился.

Как гений-самоучка создал легендарный бренд. История Энцо Феррари

Эмблема была немного изменена: Энцо Феррари разместил гарцующую лошадь на золотой щит треугольной формы (цвет герба Модены), на котором в нижней части были буквы SF, а в верхней флаг Италии.

Первая машина с лошадью появилась в 1932 году, после войны она стала прямоугольной, а под ней красовалась стилизованная надпись — Ferrari.

За многие десятки лет фирменный знак Феррари стал хорошо известен всему миру и внешне практически не изменился.

В 1939 г. после покупки земли возле Маранелло, Энцо начинает стройку собственного завод Auto-avia Construzione, который будет специализироваться не только на выпуске автомобилей, но и авиамоторов.

В 1940 году Феррари регистрирует свою компанию, однако в то время уже шла война и спортивные автомобили меньше всего интересовали человечество. В 1944 году произошло несчастье, завод был подвержен бомбежке и разгромлен практически полностью.

Два года ушло на восстановление предприятия и уже в 1946 году производство было полностью восстановлено.

Как гений-самоучка создал легендарный бренд. История Энцо Феррари

Как уже говорилось ранее, большим плюсом и «козырем в рукаве» Энцо было то, что он умел заинтересовать и притягивал к себе интересных людей. По окончанию войны в «отряд» Феррари переходит Джокино Коломбо из компании Alfa Romeo, который в то время считался одним из талантливейших инженеров.

Читайте также:  Как пережить внедрение erp: «ЮрСпектр» рассказывает, чему они научились

Первый автомобиль сошедший с конвейера покинул территорию завода в 1947 году. Это была первая Ferrari в мире, ее название было Ferrari-125. В этом же году Энцо, несмотря на недостаточное тестирование и несовершенство своего творения, заявляет два автомобиля на гонку в Пьяченце.

Пилотировать новые автомобили должны были гонщики: Фарино и Франко Кортезе, их кандидатуры были подобраны самим Феррари. Однако задуманному не судилось сбыться и Фарино попал в аварию еще на тестовых заездах, а Франко не уехал от старта далеко, это не могло не повергнуть в ярость Энцо.

После неудачи, босс решает сменить гонщиков и 16 мая 1948 года за руль спорткара садится русский эмигрант Игорь Трубецкой и тоже разбивает автомобиль на Гран-при Монако, после чего он тоже покидает команду.

Как гений-самоучка создал легендарный бренд. История Энцо Феррари

Ferrari-125

Феррари был довольно жестоким руководителем и прощание с каждым из пилотов, которые приносили ему славу, сопровождалось громким скандалом. Ники Лауда, Фил Хилл и Джоди Шектер — все они некогда работали на Феррари и в один день уходили с большими ссорами.

Все потому, что Энцо не мог простить людям их ошибок, и терпеть не мог понятия «человеческий фактор», а также любил свои автомобили, как родных детей. Он говорил: «Мои друзья — автомобили, только им я могу доверять».

Джекки Икс известный гонщик, которому также приходилось выступать под брендом Феррари, говорил о комендаторе (именно так все называли своего босса): «Самое главное для Энцо — победа одного из его автомобилей, а то, кто сидит за рулем, и как он себя чувствует, его практически не интересовало».

Главной целью Феррари было — во чтобы то не стало создать самый быстрый автомобиль во всем мире. Этот лозунг подтверждают смерть двоих гонщиков, в 1958 г. в Реймсе погиб Муссо, а после него в Нюрбургринге — Коллинз. Однако Феррари даже не думал останавливаться и был готов пойти по головам.

Энцо Феррари был несговорчивым и упрямым, и нанимал на работу таких же как и сам. Он искал людей, которые были бы патриотами своей компании, на предприятии и сегодня работают целые династии, передающие опыт из поколения в поколение.

В 1956 году президент Италии Джованни Гронки спросил у Энцо: «Правда ли то, что вы проводите в своих «конюшнях» дни и ночи?» на что Феррари ответил: «Когда работаешь без отдыха — не думаешь о смерти.»

Однако это совсем не означало, что смерть не думает о тебе, хотелось бы ответить, но время не вернуть вспять и через некоторое время из жизни уходит любимый сын — Альфредо, причиной стал хронический нефрит. Потеряв своего сына Дино, Феррари стал нелюдим, редко появлялся на мероприятиях, а гонки смотрел только по ТВ.

Как гений-самоучка создал легендарный бренд. История Энцо Феррари

Ферруччо Ламборгини

Однажды Ферруччо Ламборгини пришел в компанию Феррари и хотел поговорить о недостатках автомобилей Энцо, однако секретарша не впустила его ответив, что комендаторе некогда беседовать с каждым встречным.

После этого Ламборгини решил утереть нос Феррари и сконструировать более совершенный и быстрый суперкар, однако подошел к этому в стиле Энцо, он переманил самых выдающихся квалифицированных специалистов из компании Ferrari, однако удачу переманить ему так и не удалось.

История Феррари полна загадок и мифов, взлетов и падений, однако то, что название этой фирмы стало эмблемой Италии и прежде всего города Маранелло — это неоспоримы факт. Ferrari — часть великой истории Италии равно как: высокая мода, спагетти, и карнавал.

Как гений-самоучка создал легендарный бренд. История Энцо Феррари

Герхард Бергер

Несмотря на суперскоростные авто, которые создавала команда под руководством Энцо Феррари, он не смог уйти от смерти, и на 90-м году жизни, 14 августа 1988 года она отняла у человечества великого комендаторе — Энцо Феррари. В день смерти Энцо, завод не остановился, а продолжил работать — это была воля Энцо. Спустя несколько недель после смерти Феррари — Герхард Бергер одержал победу в Монце Гран-при Италии на автомобиле Ferrari.

В честь памяти великого создателя компании Ferrari в 2002 году его завод выпустил модель под названием Ferrari Enzo.

Энцо Феррари

Как гений-самоучка создал легендарный бренд. История Энцо Феррари

Одна из самых запоминающихся машин XX века – непревзойденно женственная Berlinetta Lusso GT – способна была развивать скорость до 225 км/ч. Несмотря на то, что знаменитая Berlinetta была выпущена под эгидой марки «Феррари», для 1962 года это была космическая скорость: автомобиль не позиционировался как гоночный. Согласно аббревиатуре GT (gran turismo) – это роскошное мощное двухдверное купе обеспечивало своему владельцу быстрое и очень комфортное многокилометровое путешествие из точки А в точку Б. «Берлинетта» заняла нишу между спортивным и роскошным автомобилем, несмотря на это, энтузиасты и поклонники бренда «Феррари» использовали её в нескольких спортивных состязаниях, в частности в гонках Targa Fiorino и Tour de France.

То, что Энцо Феррари, «самоучка, сделавший себя сам», наряду с легендарными гоночными болидами, сможет представить миру одну из самых элегантных машин столетия, не мог предугадать никто из вереницы работодателей, сорок лет назад отказавших ему в работе. Великий автомеханик, грезивший скоростью с юных лет, к счастью, не воплотил свою мечту и не стал оперным певцом: исполнять арии он мечтал с шести лет, когда вместе с отцом увидел выступление тенора.

Как гений-самоучка создал легендарный бренд. История Энцо ФеррариДатчик давления в шинах: как работает и зачем нужен

«Легендарная личность», «великий волшебник», «кардинал Ришелье и Миттерних автоспорта» – вот некоторые из характеристик Энцо Феррари. Но бравые сравнения уравновешивались более сдержанными. Официальный орган Ватикана, газета «Оссерваторе Романо», называла его «…современным Люцифером, приносящим в жертву своих детей».

Как гений-самоучка создал легендарный бренд. История Энцо Феррари

Скорость и автоспорт, которыми грезил Энцо Феррари, оказались не только чередой успехов и побед. В разное время на гоночных машинах этой марки разбились 12 гонщиков. Вылетевшый с трассы автомобиль в 1961 году убил 14 зрителей, сидевших на трибунах. Но это нисколько не останавливало гения скорости.

Не прощая ни малейшей слабости ни себе, ни другим, Энцо после одной из страшных аварий, в которой чудом остался жив его пилот, заявлял журналистам: «Когда Дидье (пилот) выйдет из больницы и сможет сесть за руль, он будет ездить только за «Феррари», даже если нам придется специально для него готовить третий автомобиль!».

Но когда через три года покалеченный пилот вышел из больницы, команда «Феррари» отказалась от услуг француза: вызывала сомнения его спортивная форма после долгого периода лечения. Энцо Феррари всегда был жёстким человеком с тяжелым характером.

Он не был ни великим гонщиком, ни великим конструктором, он был, по словам английского гонщика Стирлинга Мосса, «необычайно трудолюбивым и настойчивым самоучкой, который создал себя сам». И в этом секрет уникальной личности, человека, отдавшего всего себя своему делу.

Во время Второй мировой войны Феррари напряженно воплощал в жизнь проект гоночного автомобиля с 12-цилиндровым двигателем. Первая настоящая Ferrari увидела свет в 1947 году – это была спортивная двухместная модель «125».

Ввод этой машины в эксплуатацию дал команде Феррари своеобразную отмашку: начались многочисленные заезды в автомобильных гонках по всему миру. Девять титулов чемпиона мира в Формуле 1, восемь побед в Кубке конструкторов этой формулы.

14 раз Ferrari становилась чемпионом мира в гонках спортивных автомобилей, девять раз побеждала в знаменитом 24-часовом марафоне в Ле-Мане. У легковых машин Ferrari на мировом рынке не было конкуренции.

Даже американцы, скептически относившиеся к европейским автомобилям, были согласны ждать несколько месяцев и платить бешеные деньги, чтобы стать обладателями красной спортивной машины с кузовом «от лучших европейских маэстро».

Как гений-самоучка создал легендарный бренд. История Энцо Феррари

После войны заскучавший по зрелищам Старый Свет приходил в себя, и Энцо Феррари, обладая коммерческой жилкой, предложил развлечение в виде гонок самых быстрых и мощных авто.

Он сосредоточил силы на производстве машин для Формулы i, а также для таких популярных гонок, как «24 часа Ле-Мана» и «Тысяча миль». Пилоты команды «Феррари» выигрывали соревнования одно за другим.

В начале 50-х город Маранелло стал неофициальной столицей мирового автоспорта, а марка «Феррари» – одной из самых дорогих и престижных. Ведь в сознании людей со знаменитым брендом напрямую связывались победы в гонках.

Как гений-самоучка создал легендарный бренд. История Энцо ФеррариКак и где хранить шины: советы по храрению шин дома, в гараже, автомобиле

Но такой успех не вскружил голову Энцо Феррари – «старый хозяин», как называли его сотрудники компании, оставался замкнутым, язвительным человеком, поглощенным идеей скорости и создания сверхскоростных гоночных автомобилей.

Окончательный занавес от внешнего мира и затворнический образ жизни окружили Энцо после того, как от тяжелой болезни в 1957 году скончался его 24-летний сын Дино, талантливый молодой инженер и конструктор. Единственный наследник и любимый сын умер от почечной недостаточности.

Гоночный болид, который он начал конструировать, завершали совсем другие люди, но отец назвал его именем сына. В1958 году, управляя этой машиной, Майкл Хоторн стал чемпионом мира. Но это не утешило Энцо Феррари, который стал нелюдимым и всецело ушел в работу.

Читайте также:  Чтобы новый проект стал успешнее предыдущего, нужно обязательно делать это

Как гений-самоучка создал легендарный бренд. История Энцо Феррари

«Затворник из Маранелло» очень редко появляется на людях, гонки преимущественно смотрит по телевизору в своей штаб-квартире, в окружении ближайших друзей. Все, кто сталкивался с ним в жизни, не могли остаться равнодушными: его или не принимали, или влюблялись в его идеи.

Внушительный, неторопливый, сумрачный, неизменно в тёмных очках, которые он не снимал даже в помещении, глухим замогильным голосом рассуждал о машинах, как о смысле жизни. Главным смыслом его жизни после смерти сына стала работа.

Один из лучших автогонщиков 70 – 80 годов, бельгиец Жаки Икс, проработавший у Феррари семь лет, отмечал, что важным для Энцо было только одно – чтобы один из его гоночных автомобилей победил, а кто сидит за рулем, его почти не интересовало.

«Старый хозяин» не скрывал этого и часто твердил, что единственные друзья, которым он верил до конца, – его гоночные автомобили.

Энцо Феррари умер в августе 1988 года в возрасте 90 лет. До самой смерти он продолжал возглавлять свою компанию: его здоровье и разум были крепки, а способность мыслить сохраняла ясность до самой смерти.

За год до 90-летнеш юбилея компания представила легендарный Ferrari F40, который и сегодня считается одним из лучших суперкаров в мире. К тому же это был последний автомобиль, созданный под личным контролем Энцо Феррари.

Примечательно, что одна из самых знаменитых гоночных машин Ferrari F40 увидела свет ровно через 40 лет после того, как был выпущен первый автомобиль под эмблемой «чёрного жеребца».

Не пропусти самое интересное! Подписывайтесь на нас в

Энцо Ансельмо Феррари — биография итальянского гонщика и конструктора, создателя марки Ferrari

После ухода из Alfa Romeo в 1939 г. Энцо Феррари открыл собственную компанию Auto-Avio Costruzioni и занимался модернизацией запчастей для гоночных авто.

Одновременно он создавал свои первые машины под именем Ferrari, предназначенные для автодрома. Но долго работать над гоночными моделями Феррари не смог.

Помешала Вторая мировая война, во время которой он был вынужден сотрудничать с фашистами, наладив для них производство станков.

Завод был полностью разрушен во время авианалёта, и восстановить его глава компании смог только в 1947 г. Этот же год считается началом компании Ferrari S. p. A., которая и по сей день располагается в Маранелло.

После войны Энцо Феррари в рекордные сроки представил свой первый автомобиль Ferrari 125S, над чертежами которого он продолжал трудиться несмотря ни на что.

Он искал и привлекал к работе лучших конструкторов, выпускал новые гоночные и спортивные машины, команда Ferrari участвовала в соревнованиях и занимала призовые места.

Компания получила общественное признание, а её глава неустанно трудился над воплощением мечты — созданием дорожного авто, в котором бы сочетались гоночная мощь и комфорт.

50-е годы стали для Энцо Феррари настоящим испытанием. Сначала в 1956 г. от болезни скончался его старший сын Альфредо; в память о нём впоследствии будет названа линейка авто Dino. А в 1957 г. на ралли случилась трагедия.

Автомобиль Ferrari 335S развил немыслимую тогда скорость 250 км/ч, но лопнуло колесо, в результате гоночную машину понесло в толпу. Это привело к гибели девяти человек, в том числе пятерых детей.

Главу компании Ferrari обвинили в непредумышленном убийстве; уголовное дело было закрыто только в 1961 г.

В 60-е годы финансовые трудности вынудили Энцо Феррари приступить к созданию авто для продажи. Хотя самого конструктора это направление мало интересовало, модели, представленные широкой публике, имели успех. В 1969 г. часть акций Ferrari приобрёл Fiat SpA и впоследствии увеличил свою долю с 50 до 90%.

Приток капитала позволил Феррари сконцентрироваться на том, что он считал действительно важным — разработке новых двигателей. Основную прибыль компания получала не от продажи автомобилей, а от участия в гонках.

Политика руководства почти не изменилась по сей день: ставка делается на спонсорство и получение многомиллионных бонусов за победы в «Формуле-1».

Энцо Феррари уловил главное условие выживания на автомобильном рынке — чтобы быть успешным, нужно вкладываться в развитие новых технологий.

Компания Fiat контролировала только выпуск автомобилей на продажу, гоночными машинами по-прежнему занимался сам Энцо. Автомобили с эмблемой чёрной лошади продолжали участвовать в гонках и имели немалый успех.

В «Формуле-1» команда Ferrari становилась 15 раз чемпионом мира и 16 раз получала Кубок конструкторов. В 2015 г.

, уже после смерти Феррари, произошло разделение, в результате которого бренд вышел из корпорации и вновь стал самостоятельным.

Энцо Феррари скончался 14 августа 1988 г. в возрасте 90 лет. После его смерти компания продолжает производить элитные дорожные и гоночные автомобили. Сегодня 10% акций Ferrari принадлежат второму сыну Пьеро, рождённому в 1945 г. вне брака. В память о создателе компании в 2002 г. выпущен двухместный суперкар Ferrari Enzo с мощным двигателем 660 л. с. и максимальной скоростью 370 км/ч.

«Крестный отец» автоспорта

В воскресенье, 18 февраля, исполняется 120 лет со дня рождения бизнесмена, конструктора и легендарного менеджера автогонок Энцо Феррари. Портал iz.ru вспомнил о его удивительной жизни и судьбе.

Вопреки существующему мнению Феррари не был великим гонщиком. Участвовал примерно в пятидесяти заездах, из которых выиграл лишь тринадцать. И это были не самые престижные соревнования. Не был он и конструктором, даже не имел технического образования. Впрочем, как и никакого другого. Тем не менее имя его стало синонимом автомобильных гонок и гордостью Италии.

Под стук молотков

Энцо родился в Модене в регионе Эмилия-Романия, в стране веселого ламбруско, пармской ветчины, сыра пармиджано и знаменитого бальзамического уксуса.

Сам он утверждал, что это произошло 18 февраля, хотя в документах значится 20-е. Дело в том, что в те дни город был завален снегом, и отец новорожденного два дня не мог дойти до муниципалитета и зарегистрировать сына.

А может быть, счастливый папаша просто слишком увлекся отмечанием столь выдающегося события?

Семья Феррари была самого простого происхождения, однако не бедная. Отец был механиком, но постепенно развернулся и стал владельцем небольшой слесарной мастерской, у него трудились около двадцати рабочих. Мастерская располагалась на первом этаже дома, а семья хозяина жила на втором.

В автобиографической книге, которую позже написал Феррари, «Мои жуткие радости» (в другом переводе «Мои дьявольские забавы») он вспоминал, что вся его юность проходила под стук молотков, под которые он со своей семьей просыпался и засыпал.

В мастерской отца Энцо познакомился с металлом и научился с ним работать, однако это вовсе не означало, что он мечтал о продолжении семейного дела. К счастью, у него был старший брат Дино, которому отец и собирался передать мастерскую.

Энцо же мечтал совсем о другом. Сначала он хотел стать оперным певцом, но оказалось, что природа напрочь лишила его слуха. Затем решил пробовать себя в журналистике. Но всё изменилось, когда он впервые попал на автогонки, — теперь он точно знал, что его жизнь будет связана с автомобилями. Его кумирами стали знаменитые пилоты Феличе Назаро и Винченцо Лянча.

Война буквально «катком» прошлась по семье Феррари. Отец скончался от воспаления легких, старший брат Дино умер в госпитале от тифа. Энцо, который так и не закончил школу, призвали в армию. Он сказал, что умеет чинить автомобили, и его отправили в транспортную часть, где он целый год… подковывал мулов. Потом он тяжело заболел, можно сказать, чудом выжил.

Энцо демобилизовали, он вернулся домой. Мастерская без хозяина развалилась, заказов не было. Найти работу тоже оказалось невозможно — Италия была разорена, экономика лежала в руинах, тысячи безработных солдат бродили по городам и селам.

У Феррари была рекомендация его полкового командира к владельцу FIAT Аньелли, и он уехал в Турин в надежде устроиться на его завод.

Если бы ситуация сложилась иначе, Энцо мог бы всю жизнь простоять у станка и мир так и не узнал бы именно Феррари.

Конюшня Феррари

Но его не взяли. В отделе кадров ему завили, что «компания FIAT — это не место для «дембелей», мы не можем брать на работу кого попало…». Энцо оказался в тяжелейшем положении — ослабевший после болезни, без работы, денег и образования. «Зимой 1918 года я сидел на скамейке в туринском парке Валентино и плакал от безысходности», — вспоминал Феррари годы спустя.

Но рук он не опускал. Перебиваясь случайными заработками, Энцо постепенно стал входить в круг, близкий к автомобильным гонкам. Через некоторое время устроился испытателем машин в небольшую туринскую компанию, потом уехал на ту же должность тест-пилота в Милан в гоночную команду CMN (Costruzioni Meccaniche Nazionali).

Набрался опыта, хорошо себя проявил, и ему предложили попробовать себя в качестве гонщика. 5 октября 1919 года на трассе Парма — Берчето состоялся спортивный дебют Энцо Феррари. Он занял девятое место. Не прошло и года, как Феррари оказался в команде «Альфа-Ромео», правда, только четвертым пилотом.

Заметим также, что «Альфа-Ромео» была одним из лидеров автоспорта тех лет.

Феррари побеждал не слишком часто. Из престижных призов на его счету только Кубок Ацербо, завоеванный в 1924 году, да второе место на сицилийском «Тарга Флорио» в 1920-м. Другие гонщики команды, например, Джузеппе Кампари, Уго Сивоччи и Антонио Аскари ,побеждали чаще.

Но Энцо всегда выигрывал в презентабельности, он умел выгодно преподнести публике свои достижения.

Так, в 1923 году после победы на кольцевых гонках в Равенне молодой гонщик познакомился с семьей знаменитого летчика Франческо Баракки, который в годы мировой войны сбил несколько десятков австрийских самолетов и геройски погиб в бою.

Самолет итальянского пилота украшал черный жеребец, поднявшийся на дыбы. Феррари договорился с семьей героя и в память о нем эта эмблема перекочевала на гоночную машину Энцо. Поменял он только одну деталь: поместил вздыбленного жеребца на ярко-желтый фон, напоминающий о гербе его родной Модены.

В 1929 году мир погрузился в пучину экономического кризиса. Только-только поднявшее голову итальянское автомобилестроение вынуждено было затягивать пояса. Небольшая компания «Альфа-Ромео» приняла решение сократить финансирование гоночных программ, что могло грозить спортсменам увольнением и безработицей.

Тогда Феррари решил взять ситуацию в свои руки и зарегистрировал собственную фирму, назвав ее вполне недвусмысленно — Scuderia Ferrari («Конюшня Феррари»). Он предложил боссам «Альфа-Ромео» продолжать сотрудничать на договорных началах, и они с удовольствием согласились — Энцо умел убеждать людей.

Читайте также:  Как падает производство сегодня и что с ним будет завтра

Собственных денег ему не хватило, но начинающий бизнесмен сумел занять необходимую сумму у друзей.

«Конюшня Феррари» стала как бы дочерним предприятием «Альфа-Ромео». Серийные заводские автомобили в мастерских команды превращались в спортивные машины благодаря форсированным двигателям, особо прочным аэродинамическим кузовам и специальным гоночным шинам.

Энцо привлек лучших инженеров и механиков, заключил выгодные контракты с производителем покрышек «Пирелли» и топливным гигантом «Шелл». Довольно скоро обнаружилось, что благодаря отличному знанию предмета Энцо Феррари начал теснить конкурентов.

Он полностью сосредоточился на работе директора, постепенно отказавшись от места пилота.

Одной из составляющих успеха Феррари была его поразительная работоспособность: он трудился по 16 часов в сутки. Плюс всё та же врожденная интуиция, которая помогала ему выбирать верные управленческие решения.

Уже в дебютном сезоне «Феррари» в 22 гонках одержала восемь побед. За нее согласились выступать самые знаменитые пилоты Италии, а Феррари сделал всё, чтобы гонорары гонщиков и премиальные за победы выросли в разы.

Для этого он не брезговал и контактами с фашистским правительством — а куда ему, собственно, было деваться?

Последний раз за руль гоночной машины он садился в 1932 году, но когда у него родился долгожданный сын Дино, пообещал больше не выходить на трассу. Интересно, что он и бывать на гонках перестал — узнавал итоги по радио или от коллег. Это был своего рода концептуальный выбор: гонка заканчивается триумфом пилота, а Феррари считал, что побеждает машина.

Он был создателем и владельцем «железных жеребцов», успех же наездников его интересовал мало.

Известный бельгийский гонщик Жаки Икс, который не один год был основным пилотом команды «Феррари», говорил о Комендаторе (диктатор — так все в команде называли своего босса): «Самое главное для Энцо — победа одного из его автомобилей, а то, кто сидит за рулем и как он себя чувствует, его практически не интересовало».

Великий Комендаторе

К концу 1930-х компания «Феррари» превратилась в серьезное предприятие, и Энцо стал задумываться о строительстве своего завода для серийного производства автомобилей. Помешала война.

Зато ему удалось заключить с правительством контракт на поставку сложных станков военного предназначения. Неподалеку от Модены в небольшом местечке Маранелло была приобретена земля, построен завод.

В конце войны его разбомбили, и восстановлен он был уже как исключительно автомобильное производство.

После войны Феррари вернулся к идее выпуска «уличных» автомобилей, хотя воспринимал это исключительно как средство получения денег для содержания гоночной команды. Автоспорт был его страстью, он жил ради гонок. Тем не менее уже первая городская машина «Феррари-166 Интер» стала весьма популярной.

В ней уже были заложены те черты фирменного стиля, которые по сей день сохраняются за этой маркой, — изысканность формы, богатство отделки, техническое совершенство и спортивный характер, подчеркивающий гоночное происхождение.

И, конечно, заоблачная цена, соответствующая собранному вручную автомобилю класса люкс.

К 1954 году было выпущено всего около двух сотен городских машин и 250 гоночных, для различных соревнований. Каждая был шедевром инженерной мысли и качества исполнения. Само имя Феррари постепенно становилось нарицательным. В 1956 году Энцо постиг тяжелый удар — умер его сын Дино. Он с рождения страдал миопатией (мышечной дистрофией), фактически был обречен.

Но отец делал всё, чтобы поддержать мальчика и продлить его жизнь, — покупал самые дорогие лекарства, нанимал лучших врачей, подбирал специальные диеты. Дино выучился, стал талантливым инженером, участвовал в создании новых автомобилей. Но прожил лишь 24 года.

В память о нем компания выпустила серию марок, которые так и назывались «Дино», а в 1958 году Майкл Хоторн на автомобиле Ferrari-246 Dino стал чемпионом мира.

С начала 1950-х еще одной страстью Энцо стала «Формула-1». Он стоял у истоков этих соревнований, многое сделал для их становления как главной гоночной серии в мире, а его команда и по сей день остается самой успешной в истории «Формулы» — у нее 16 побед в Кубке конструкторов.

Энцо до последних дней продолжал создавать машины, других увлечений у него не было: «Я никогда не бываю ни в кино, ни в театре, никогда не отдыхаю. Лучший свой отпуск я провожу в мастерских, работая над лучшими в мире автомобилями.

А если кто-то не согласен с тем, что они лучшие, то они ничего не смыслят в технике».

Феррари сознательно создавал свой имидж, можно сказать, работал на него. Он почти никогда не снимал темных очков, очень редко появлялся на публичных мероприятиях. Зато каждый его выход был значительным, а произнесенным им словам внимала вся Италия. Все знали, что его мнение в мире автоспорта и связанного с ним бизнеса решающее, он всё равно добьется своего.

Он легко менял гонщиков своей команды, запросто расставаясь с людьми, которые не готовы были жертвовать всем ради победы. Он стал закулисным королем, серым кардиналом и мафиозным боссом автоспорта, самым уважаемым человеком, который внушал окружающим страх и трепет. Он не останавливался ни перед чем, идя к цели, невзирая на средства и приличия.

И требовал такого отношения от других.

Характерный эпизод. В 1976 году «Феррари», выйдя из кризиса (о нем чуть ниже), после долгого перерыва уверенно шла ко второму подряд Кубку конструкторов и чемпионскому титулу Ники Лауды.

Однако ужасная авария на немецком Нюрбургринге, казалось, вывела первого пилота скудерии из борьбы — Лауда почти минуту просидел зажатым в пылающем болиде и страшно обгорел.

Газеты уже готовили некрологи, однако несгибаемый австриец не только выжил, но, пропустив лишь два Гран-при, уже через шесть недель вернулся в гонки. Лауда оставался главным претендентом на титул до последней гонки, которая проходила в Японии. Неожиданно пошел дождь, а у Ники после ожогов не закрывались веки.

Опасаясь потерять контроль над болидом, гонщик отказался от борьбы за титул, до которого оставался один шаг, и вернулся в боксы. Комендаторе не простил этого австрийцу, и их отношения были испорчены. В следующем сезоне Лауда был без объяснения причин заменен на Жиля Вильнева.

Кстати, Вильнев был любимым пилотом Камендаторе, Энцо испытывал к нему прямо-таки отеческие чувства. Видимо, в память о сыне, на которого канадец был похож.

А еще Феррари нравилась его безумная смелость и самоотверженность — Вильнев всегда шел на риск, принимал самые отчаянные решения. Как и Энцо, он готов был жертвовать всем ради победы.

В 1982 году Жиль погиб во время квалификации бельгийского этапа.

«Национальное достояние»

В конце 1960-х производство дорогих спортивных авто освоили компании «Ламборджини», «Мазератти», «Лотус» и «Порше». Конкуренция в этом сегменте рынка резко выросла, и «Феррари» стало нелегко удерживать позиции. Но изменять концепцию Энцо не желал, он по-прежнему хотел делать лишь самые совершенные машины.

И тогда гениальный менеджер нанес конкурентам неожиданный удар — он публично предложил рассматривать марку «Феррари» как национальное достояние и заявил, что готов продать 40% акций своего предприятия любому «достойному представителю итальянского народа», который возьмется поддерживать уровень производства «Феррари» и его концепцию. За собой он оставлял пожизненное руководство компанией, после чего еще 40% его акций перейдут новому владельцу. Семье он оставлял лишь 10%. В итоге акции Феррари купил… глава концерна «Фиат» Джанни Аньелли. Интересно, вспоминали ли они те дни, когда «дембель» Энцо был с позором изгнан с завода?

Объединение принесло успех обеим сторонам. «Фиат» получил раскрученный премиальный бренд и отличную рекламу через автогонки, а Феррари — средства на финансирование команды и разработку новых моделей. Конкуренты остались позади, а скудерия Феррари стала доминировать в гонках.

С середины 1970-х дело Комендаторе подхватил его второй сын Пьеро. Еще до войны у Энцо начался роман с Линой Ларди, которая и родила ему сына. Феррари заботился о «второй» семье, но так и не развелся с законной женой. Как истинный католик и итальянец, он считал институт брака священным.

Тем не менее он признал Пьеро, дал ему свою фамилию и сделал его наследником своего дела. Он получил те самые десять «семейных» процентов и по сей день является вице-президентом «Феррари», входящей в группу компаний «Фиат». Когда умерла супруга Энцо, семья сына переехала в его родовой дом в Модене.

А через три дня после того, как Комендаторе отметил свое девяностолетие, у Пьеро и его супруги родился мальчик. Вопросов с выбором имени ни у кого не возникло.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *