С 2012 года регулировать налоговые проверки цен вместо ст. 40 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) стал новый раздел – Раздел V.1 НК РФ. Данное изменение налогового законодательства стало кардинальным. Ранее, если цена отклонялась более чем на 20% от рыночной, территориальный налоговый орган в рамках выездной налоговой проверки имел право доначислить налог на прибыль. Теперь появилось разграничение по типам сделок на контролируемые и неконтролируемые. Так как проверка обоснованности цены требовала значительных временных и материальных затрат, необходимо было сократить круг сделок, в отношении которых мог бы осуществляться такой контроль. С этой целью и было установлено понятие «контролируемые сделки»1 . Контролируемыми сделки признаются, чаще всего, по следующим критериям:
|
![]() |
В случае совершения контролируемых сделок организация обязана подать соответствующее Уведомление в налоговые органы в срок не позднее 20 мая года следующего за отчетным. Налоговый контроль цен имеет право осуществлять только Центральный аппарат ФНС России и только в отношении контролируемых сделок.
Данное нововведение повлекло большое количество споров о разграничении полномочий территориальных УФНС и Центрального аппарата ФНС России, а также о самой возможности проводить налоговые проверки цен в отношении неконтролируемых сделок. Судебная практика долгое время складывалась неоднозначно. Эта неопределенность существовала до тех пор, пока Верховный суд не обозначил следующее:
- Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок2;
- Цены в контролируемых сделках проверяет Центральный аппарат ФНС России. Наличие необоснованной налоговой выгоды в неконтролируемых сделках проверяют территориальные налоговые органы в рамках выездных и камеральных налоговых проверок3;
- Территориальный налоговый орган ОБЯЗАН проверять своевременность представления Уведомления о контролируемых сделках и достоверность указанных в нем сведений4.
Помимо указанных нововведений, в настоящее время значительно изменился подход налоговых органов к проведению налоговых проверок. Так, если ранее выездные налоговые проверки проходили спустя несколько лет после завершения отчетного года, то в настоящий момент налоговый контроль преимущественно осуществляется в режиме online, о чем свидетельствуют следующие факты:
- С введением в эксплуатацию автоматизированной системы контроля НДС значительно увеличилась прозрачность НДС и теперь налоговому органу намного проще отслеживать всю цепочку от производителя до конечного потребителя;
- Интеграция баз данных таможенных органов в информационные системы ФНС России позволили повысить качество предпроверочного анализа;
- Появилась новая форма налогового контроля – Налоговый мониторинг (предоставление доступа сотрудникам ФНС в учетную систему компании взамен на отмену выездных налоговых проверок);
- Практикуется новый порядок применения контрольно-кассовой техники: передача данных о реализованных товарах, работах и услугах в налоговый орган в режиме реального времени;
- Увлечение прозрачности в той или иной отрасли стало возможным за счёт маркировки отдельных категорий товаров;
- Осуществляется постоянный анализ движений по расчетным счетам компаний.
Кроме того, налоговые проверки стали более «прицельными», «адресными».
Для обеспечения эффективности различных форм налогового контроля Центральный аппарат ФНС России провел маркетинговые исследования всех основных отраслей, в результате чего налоговый орган владеет информацией о порядке ценообразования, всех рыночных индикаторах, о ключевых игроках и структуре рынка.
Также при проведении налоговых проверок в отношении контролируемых сделок Центральный аппарат ФНС России активно использует информацию, полученную территориальным налоговым органом в рамках выездных и камеральных налоговых проверок.
Центральный аппарат проводит очень глубокий предпроверочный анализ, запрашивает и получает большой массив данных, причём компания даже не подозревает о том, что ее проверяют.
Если по результатам проведенного анализа будет выявлено, что компания использует нерыночные цены во внутригрупповых сделках, налоговый орган вызовет главного бухгалтера для предоставления пояснений.
Поскольку доказательная база формируется налоговым органом достаточно основательно, компании в большинстве случаев соглашаются с налоговым органом и самостоятельно корректируют свои налоговые обязательства. При этом необходимо отметить, что налоговая проверка не инициировалась.
В случае если компания отказывается провести самостоятельную корректировку, налоговый орган открывает налоговую проверку, получает дополнительную информацию о сделках налогоплательщика, за счет чего усиливает свою позицию. В итоге компании, как правило, соглашаются с ФНС и самостоятельно корректируют налоговые обязательства.
Прецедентов судебных разбирательств по налоговым проверкам контролируемых сделок в связи с описанным выше подходом налогового органа — единицы.
Первое дело связано с нефтяной компанией «Дулисьма». Данная организация подписала мировое соглашение с налоговыми органами еще до начала судебного процесса.
Второе дело — с участием «Уралкалия» – в первой инстанции налогоплательщику удалось отстоять свою позицию, но Девятый арбитражный апелляционный суд был на стороне ФНС. Сумма доначислений составила 1 млрд. руб.
В следствии того, что налоговые проверки контролируемых сделок были организованы описанным выше образом, статистика стала совершенно непоказательной.
Налоговые проверки не инициируются, компании проводят самостоятельные корректировки своих налоговых обязательств, задача налогового органа по доначислениям выполняется.
Какое количество «принудительных» корректировок компании осуществили «самостоятельно» — неизвестно…
Проводимый глубокий и всеобъемлющий предпроверочный анализ позволяет добиться практически стопроцентного доначисления и, если компания не анализировала собственные сделки самостоятельно, шансов отстоять свою позицию практически нет.
Здесь важно обратить внимание, что в результате разнонаправленной судебной практики и отсутствия прозрачности налоговых проверок в восприятии некоторых руководителей сформировались некоторые ложные представления о возможностях избежания либо «смягчения» тех или иных составляющих налогового контроля, имеющие своим следствием некорректную оценку собственных рисков и степени собственной ответственности:
Ожидание компаний | Обоснование несостоятельности ожидания компаний |
Миф 1. Компания представляет в налоговые органы Уведомление о контролируемых сделках в срок. И, в связи с тем, что налоговые проверки цен не проводились, никакая дополнительная информация ЦА ФНС России не запрашивалась, готовить документацию считаем не целесообразным. | Компания обязана представить документацию в налоговые органы в течение 30 дней. Этого не достаточно для проведения глубокого анализа сделок, даже с привлечением аудиторов. Только предварительный анализ сделок позволяет снизить вероятность налоговых доначислении, минимизировать их размер, а также освободить от штрафа. |
Миф 2. Компания относится к категории малых в связи с чем, вероятность того, что она вызовет интерес у Центрального аппарата, невысока | Масштаб бизнеса не является критерием для проведения налоговых проверок. |
Миф 3. За подготовку документации в Группе отвечает головная компания | Головная компания может взять на себя подготовку документации, при этом ответственность за налогообложение остается на Главном бухгалтере и Генеральном директоре данного юридического лица. |
Миф 4. Компания или Головная компания Группы привлекает аудиторов для подготовки документации в связи с чем, налоговые риски отсутствуют. | Аудитор готовит обоснование цен по итогам года. И, если сделки совершались по нерыночным ценам, обосновать это будет невозможно, либо сформировать сильную позицию будет крайне сложно. |
Миф 5. Налоговый орган проверяет только сырьевые рынки и / или сделки с оффшорными юрисдикциями. | Налоговые проверки нефти и нефтепродуктов были инициированы только по итогам 2012 года. По итогам этих проверок были выработаны подходы и методики проверки. В настоящий момент фокус налоговых проверок с «биржевых» отраслей смещается. Особое внимание вызывают сделки с независимыми компаниями, зарегистрированными в оффшорах (оборот от 60 млн. руб. в год) и сделки с взаимозависимыми компаниями нерезидентами (независимо от суммы оборота контролируются все сделки). |
Таким образом, с одной стороны, Центральный аппарат ФНС России анализирует контролируемые сделки, с другой стороны, неконтролируемые сделки проходят налоговый контроль в рамках выездных и камеральных налоговых проверок территориальным налоговым органом.
Так, если территориальный налоговый орган выявляет нерыночное ценообразование с вытекающим отсюда получением необоснованной налоговой выгоды, УФНС применяет правила трансфертного ценообразования для определения размера этой выгоды, что тоже приводит к налоговым доначислениям.
Описанная «схема налоговых проверок» обеспечивает тотальный налоговый контроль всех сделок, совершаемых между взаимозависимыми компаниями.
Согласно информации, раскрываемой на сайте ФНС России, сумма налоговых доначислений по неконтролируемым сделкам значительно превышает сумму доначислений по контролируемым сделкам (3,1 млрд. руб. и 2,1 млрд. руб. соответственно), а величина самостоятельно корректировки налоговой базы составила около 70 млрд. руб.
Сравнивая последствия, с которыми сталкиваются компании в ходе проверок контролируемых и неконтролируемых сделок, можно отметить следующее:
Параметр сравнения | Контролируемые сделки | Неконтролируемые сделки |
Налог на прибыль | 20% По внутрироссийским сделкам возможно проведение самостоятельной корректировки и уменьшение налоговых обязательств другой стороны сделки | 20% Самостоятельная корректировка невозможна |
Штраф | с 01.01.2017 года 40% Наличие подготовленной документации с обоснованием рыночности цен освобождает компанию от штрафа (даже в том случае если суд не поддержит позицию компанию) | 20% |
Пеня | 1/300 ключевой ставки за каждый день | 1/300 ключевой ставки за каждый день |
ИТОГО | Налоговый риск группы заключается:
|
Налоговый риск группы заключается = налог + штраф + пеня |
На основании представленного сопоставления можно сделать вывод, что налоговые риски компаний в части проверок неконтролируемых сделок существенно выше, чем в контролируемых сделках. В этой связи в целях обеспечения эффективного управления налоговыми рисками и их минимизации представляется целесообразной реализация следующих мер, которые уже практикуют многие крупные и средние компании:
- Рентабельность всех сделок с взаимозависимыми лицами необходимо тестировать на соответствие рыночному интервалу в процессе бюджетирования;
- При совершении сделок в течение года все сделки с взаимозависимыми лицами должны проходить проверку на рыночность;
- В качестве целевого значения рентабельности при планировании следует использовать медиану рыночного интервала — это значительно снижает вероятность того, что фактическая рентабельность сделки окажется за пределами рыночного коридора;
- По всем контролируемым сделкам необходимо формировать документацию, что позволяет освободить компанию от штрафа;
- По всем неконтролируемым сделкам с взаимозависимыми лицами в момент совершения сделок и по итогам года нужно проводить тестирование рентабельности на вхождение в рыночный интервал для минимизации риска необоснованной налоговой выгоды;
- Обосновывать цены сделок следует в момент их совершения, а не в конце года, поскольку сформированный факт, который не проходил проверку, обосновать крайне сложно;
- Для достижения наибольшей эффективности управления налоговыми рисками важно обеспечить вовлечение всех ключевых подразделений в трансфертное ценообразование.
Трансфертное ценообразование в 2021 году. Методы, правила, примеры
Цена на товары и услуги может определяться различными способами. Один из этих способов – трансфертное ценообразование (ТЦ). Рассмотрим все его особенности.
Как происходит сопоставление трансфертных цен с рыночными?
Что собой представляет трансфертное ценообразование?
Трансфертное ценообразование – это установление стоимости на основании внутрифирменных цен. Они могут отличаться от рыночных. Главное преимущество этого способа – максимальное уменьшение налогов компании.
Суть его заключается в том, что происходит трансфер общей прибыли в пользу фирм, располагающихся в странах с минимальной налоговой нагрузкой.
Установление трансфертных цен отличается следующими преимуществами:
- Распределением сфер влияния между разными филиалами компаниями.
- Выводом средств, заработанных дочерними фирмами, из государств с ограничениями на вывод капитала.
- Захватом большей части рынка посредством искусственного уменьшения стоимости продукции.
Трансфертное ценообразование актуально не только для крупных холдингов, но и представителей малого и среднего бизнеса. Уменьшение налогообложения и, как следствие, увеличение прибыли достигается совершенно законными путями. Конечная стоимость образуется на основании субъективных свойств объекта.
Как контролируют трансфертное ценообразование налоговые органы?
Регулирование трансфертных цен
Первые законы, касающиеся трансфертного ценообразования, были приняты в США более полувека назад. В 90-х годах появились соответствующие международные нормы. В России законы были приняты только в 2012 году.
Трансфертное ценообразование регулируется главой 6.1 НК РФ, а также статьями 20 и 40 НК РФ. В нормативных актах перечислены ситуации, при которых налоговые службы имеют право проверять установленные компанией цены.
Рассмотрим цели регулирования ценообразования:
- Создание препятствий по искусственному занижению прибыли, получаемой компанией.
- Исключение преград для фирм, которые являются добросовестными налогоплательщиками.
Законы РФ основаны на международном опыте. В частности, действует важный принцип: сравнение стоимости, установленной взаимозависимыми фирмами, с ценами, которые были бы сформированы независимыми компаниями.
Как применяется метод распределения прибыли в трансфертном ценообразовании?
В каком случае трансфертное ценообразование будет контролироваться?
Дополнительный контроль вводится относительно сделок, отличающихся следующими характеристиками:
- Операции между сторонами, которые зависят друг от друга (в том числе с участием сторонника).
- Операции между российскими фирмами и представительствами других стран.
- Сделки, совершаемые на внешнем рынке с биржевой продукцией (к ней относятся, к примеру, металлы). Дополнительная проверка осуществляется только тогда, когда годовая выручка фирмы превышает 60 млн рублей.
- Один из контрагентов находится в зоне со льготным налогообложением.
- Для одного из контрагентов действует налоговая ставка 0%.
- Сделка осуществляется с участием субъекта, который добывает природные ресурсы и перечисляет средства в казну НДПИ.
- Операции между сестринскими фирмами, если доля их участия в головной фирме равна 25% и более.
- Сделки между субъектом и его гендиректором.
- Операции между предприятиями, гендиректор в которых – это один и тот же человек.
Могут существовать и другие основания для проверок. Однако все они должны подтверждаться законом. Контроль осуществляется только тогда, когда сумма сделки превышает определенный уровень. Как правило, это 60-100 млн рублей.
В каких случаях контроля не будет?
Перечень сделок, в отношении которых не выполняется дополнительный контроль, определен статьей 104.4 НК РФ:
- Операции, выполненные представителями консолидированной группы, которые соответствуют законам РФ.
- Сделки, совершаемые между лицами с юридическими адресами в рамках одного региона.
- Операции между предприятиями, у которых нет обособленных подразделений в иных субъектах страны или других государствах.
- Операции между сторонами, которые уплачивают налог в бюджет одного и того же региона.
- У одной из сторон отсутствуют убытки за предыдущий период, которые сокращают налоговую нагрузку.
- Ни один из участников не перешел на специальный режим налогообложения.
Нормативными актами предполагается, что стоимость сделок между независимыми фирмами является априори рыночной.
Кто является взаимосвязанными лицами в рамках трансфертного ценообразования?
ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами.
Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга.
На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.
Взаимосвязанные лица могут воздействовать на следующие показатели друг друга:
- Стоимость сделок.
- Размеры дохода и прибыли.
- Иные экономические параметры.
Взаимосвязанность лиц определяется по следующим принципам:
- Прямое или косвенное участие ФЛ или ЮЛ в капитале компании, составляющее не меньше 25%.
- Родственная связь между ФЛ.
- Наличие должностной подчиненности.
Если присутствуют прочие признаки взаимосвязанности, налоговый органы вправе обратиться в суд и установить их. Признаки могут быть признаны компаниями в добровольном порядке.
Обязанности участников трансфертного ценообразования
На компании, формирующие трансфертные цены, возлагаются следующие обязанности:
- Ежегодное направление в ФНС о сделках, подлежащих дополнительному контролю. Уведомление нужно направить до 20 мая следующего периода.
- По запросу налоговых органов компания должна предоставить все документы по совершаемой сделке.
Компанию могут в любой момент проверить на предмет объективности ценообразования.
Методы трансфертного ценообразования
Перечень методов ТЦ и рекомендации к выбору конкретного способа содержатся в главе 14.3 НК РФ.
Метод сопоставимых рыночных цен
Метод сопоставимых рыночных цен считается приоритетным. То есть он может использоваться во всех случаях, исключая ситуации с наличием законных ограничений.
Суть его состоит в установлении стоимости на основании цен на аналогичные объекты. Актуален этот метод только в том случае, если есть информация из открытых источников о ценах на идентичную продукцию.
Рассмотрим ситуации, в которых метод СРЦ использовать необходимо:
- Сделка с контрагентом, условия которой идентичны условиям внутренних сделок, производимых субъектом.
- Выдача займа.
- Разработка товарного знака.
- Операции с продукцией, по которой есть биржевые котировки или прочие статистические данные.
Во всех этих случаях можно найти сведения о ценах на объекты, которые сопоставимы с реализуемым объектом.
Метод цены последующей продажи и затратный метод
Принцип применения способа цены последующей продажи и затратного метода кроется в том, что в этом случае происходит сопоставление рыночного интервала рентабельности независимых лиц с валовой рентабельностью, приобретенной вследствие сделки с лицом, которое зависит от компании.
К примеру, компания закупает продукцию у взаимозависимого лица и продает ее в дальнейшем независимому лицу. В этой ситуации актуален метод цены последующей реализации.
В его рамках проверяется получение дистрибьютором валовой рентабельности (ВР), объективность закупочных цен. Полученное значение нужно сравнить с ВР независимых дистрибьюторов.
Если ВР в рамках сделки находится внутри рыночного интервала, закупочная стоимость признается рыночной.
Затратный метод подразумевает анализ не закупочных цен, а стоимостей при продаже. Нужно сравнить ВР трат с рыночным интервалом независимых лиц.
Перечисленные методы применяются достаточно редко. Связано это с тем, что компании достаточно сложно отыскать данные о ВР независимых лиц. Кроме того, сравниваемые сделки должны быть сопоставимыми.
Метод сопоставимой рентабельности
Метод сопоставимой рентабельности является довольно популярным. В его рамках во внимание принимаются параметры операционной рентабельности. Рассмотрим этапы применения метода:
- Проведение функционального анализа.
- Выбор участника, который будет тестироваться.
- Подбор финансового показателя.
- Поиск источника получения данных.
- Поиск компаний, показатели которых являются сопоставимыми.
- Определение рыночного интервала рентабельности.
- Сравнение рентабельности тестируемого участника с рыночным интервалом.
Рассмотрим пример. Компания занимается оптовыми закупками. То есть нужно отыскать организации, которые также специализируются на оптовых закупках.
Затем из полученного перечня исключаются компании, информации о которых нет в открытом доступе. После этого определяется рыночный интервал.
После этого сравнивается рентабельность субъекта с рентабельностью сопоставимых организаций.
ВАЖНО! Метод будет актуальным в том случае, если отсутствует вся полнота данных для применения вышеприведенных методов.
Метод распределения прибыли
Данный способ применяется крайне редко. Связано это с тем, что он очень сложен. Суть его заключается в перераспределении прибыли всех участников операции пропорционально функциям, которые ими исполнялись. При распределении можно ориентироваться на особенности распределения между независимыми участниками в рамках сопоставимой сделки.
Источники получения сведений
ТЦ предполагает использование определенного перечня данных. Нужные сведения можно брать из таких источников, как:
- Данные о ценах фондовых и товарных бирж.
- Таможенная статистика.
- Информация, размещенная на государственных ресурсах.
- Сведения, полученные информационно-ценовыми организациями.
- Данные о сопоставимых операциях, уже проведенных субъектами.
- Финансовая и статистическая отчетность.
- Заключение, полученное от независимых оценщиков.
Также предприятие имеет право использовать прочую информацию, которая нужна для адекватного ценообразования.
ВНИМАНИЕ! Используемые источники должны быть проверяемыми. Требуется это для обеспечения возможности проверки адекватности ТЦ.
Основные задачи управления трансфертным ценообразованием
Управлением ТЦ занимается налоговая служба. Управление необходимо для решения следующих задач:
- Обеспечение работы по проверке установленных цен со стороны местных налоговых органов.
- Анализ и оценка процессов, происходящих на рынке.
- Контроль над соблюдением закона страны.
- Рассмотрение заявлений, касающихся соглашений о ценообразовании.
- Формирование предложений по улучшению законодательства в рассмотренной области.
- Информирование предприятий о нововведениях.
- Обеспечение стабильной работы контролирующих органов.
Налоговые органы вправе совершать проверку компаний, запрашивать необходимые документы. На основании совершенной проверки выписываются штрафы.
Необходимые документы
Предприятие должно вести документацию по ТЦ тогда, когда сумма ее доходов от сделок с одним и тем же участником составляет более 100 млн рублей. Форма документов законом не установлена, однако бумаги обязательно должны содержать следующие сведения:
- Деятельность участников сделок, которые контролируются.
- Перечень участников операций.
- Сведения об операции: условия, выбранный метод ценообразования, сроки поступления платежей.
- Информация об участниках сделки: их функции, имеющиеся риски.
- Разъяснение выбора способа формирования цены.
- Ссылки на источники данных, примененные при ценообразовании.
- Данные о доходах и расходах по операции.
- Данные о проведенных корректировках размера налога.
Документы должны содержать информацию, которая могла повлиять на ценообразование в рамках сделки.
ВНИМАНИЕ! Налоговая служба имеет право затребовать у компании документацию по трансфертному ценообразованию. Документы нужно подать в службу в течение месяца с момента запроса.
Отчетность
Новые правила обязывают компанию сдавать отчетность по осуществленным операциям в налоговую службу только в том случае, если доход по операции составил более 100 миллионов рублей. Сдавать документацию нужно не позже 20 мая последующего года. В документе нужно обязательно указать следующие сведения:
- Предмет операции.
- Информацию об участниках сделки.
- Данные о доходах, возникших в результате операции.
Налоговые службы вправе проверять верность ТЦ. Нужно это для контроля оплаты налога в полном размере.
ВНИМАНИЕ! Бремя доказательства адекватности трансфертных цен несут налоговые органы, а не компания. То есть налоговая служба не может обязать предприятие доказывать обоснованность ТЦ.
Юридическая ответственность компании
Если в рамках проверки обнаружится несоответствие установленных цен рыночным, налоговые службы могут обязать компанию доплатить налог с учетом исполненной сделки. На фирму также может быть наложен определенный штраф.
Если несоответствие обнаружено за 2014-2016 год, штраф составит 20% от суммы невыплаченного налога, за 2017 год – до 40%. Для установления штрафа правонарушение предприятия должно быть доказано.
Для этого могут использоваться документы организации и прочие источники.
Будь в тренде! Или все, что важно знать о трансфертном ценообразовании и налоговом контроле | «Правовест Аудит»
Мария СотниковаРуководитель направления по ТЦО компании «Правовест Аудит», аттестованный аудитор и налоговый консультант | |
Наталья НаталюкВедущий практикующий юрист по налоговым и гражданским спорам компании «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга |
В настоящее время бизнес-сообщество отмечает стремительные и кардинальные изменения в фискальной сфере.
В результате колоссальной трансформации налоговый контроль сегодня — это мощный современный механизм, позволяющий налоговому органу максимально эффективно контролировать деятельность компаний и исполнение ими налоговых обязательств в полном объеме. При этом налоговая система России активно стремиться стать неотъемлемой частью глобальных налоговых взаимоотношений.
В условиях всеобъемлющих изменений очень важно быть в курсе основных трендов налогового контроля для сохранения и развития бизнеса в столь непростое время.
Следует отметить, что сейчас на пике особой популярности у налоговых органов — тема трансфертного ценообразования (ТЦО)!
Об основных тенденциях налогового контроля, о зонах особого риска и тонкостях ТЦО Вы узнаете, посетив 18 июля 2017 года наш семинар «Тренды в налоговом контроле и ТЦО. Под прицелом контролируемые сделки и необоснованная выгода».
Наши эксперты-практики готовы поделиться ценным опытом и предложить практические рекомендации именно по Вашей ситуации.Семинар состоится в июле, но поскольку вопросов очень много, мы решили уже сегодня, задать несколько актуальных вопросов спикерам.
Мария Михайловна и Наталья Вячеславовна, добрый день!
Многие наслышаны о серьезной реформе налоговой системы, так за счет чего именно она происходит?
В первую очередь следует отметить, что современные информационные технологии очень повлияли на эффективность контрольной работы. Так, благодаря АИС «Налог» налоговые органы могут принимать и формировать информацию о налогоплательщиках по всей территории РФ в автоматическом режиме.
Введение в эксплуатацию АСК «НДС» существенно повысила эффективность проверок возмещения налога. Активно идет объединение информсистем ФНС и таможенных органов для отслеживания импорта и экспорта товаров.
Внедряются функции централизованного администрирования информации в отношении физлиц (Реестр населения), в том числе для сбора информации в отношении бенефициаров. Налоговый кодекс пополняется нормами, расширяющими полномочия инспекций.
На данный момент, налоговый контроль строится на мощной законодательной и технологической платформе в виде автоматизированных систем, позволяющих в считанные минуты получить ценную информацию о физических лицах, о компаниях и их контрагентах, о движении финансовых и товарных потоков не только внутри страны, но и за ее пределами. Весь бизнес становится прозрачным! Поэтому сегодня особо важно знать зоны возможного налогового риска, чтобы не попасть в них! Попав в эту зону высок риск после мероприятий налогового контроля, остаться не только потерять бизнес, но и расстаться с собственным имуществом!
Получается, что сегодня надо идти в ногу с налоговым органом, а лучше — на шаг вперед! Сейчас особо обсуждаема тема взыскания налоговых долгов компании с ее собственников и руководителей. Что можно отметить в этой части?
Столь бурно обсуждаемая тема связана с правками, внесенными в ст. 45 НК РФ. На данный момент инспекция через суд может взыскать недоимку не только с аффилированных компаний должника-налогоплательщика, но и с аффилированных физических лиц, с которыми неплательщик тесно связан и кому компания переводила выручку, денежные средства, активы и т.д.
Как показывает практика, взыскать налоговые долги компании можно практически с кого угодно — это не только первые лица компании, но и фактически любые физические лица, признанными судом иным образом зависимыми с компанией-должником.
Количество исков о признании компании-налогоплательщика и физического лица зависимыми лицами для целей применения положений п. 2 ст. 45 НК РФ и взыскании с последнего налоговой задолженности, продолжает расти.
То есть у налогового органа появился законный и весьма эффективный инструмент для принудительного погашения недоимки по налогам!
На практике возникает много вопросов о возможности контроля инспекцией уровня цен по сделкам между взаимозависимыми лицами в рамках выездной проверки. Что важно отметить в этой части налогового контроля?
Действительно, вопрос об осуществлении налогового контроля за сделками, заключенными между взаимозависимыми лицами на сегодняшний день является предметом многочисленных споров и дискуссий. Особо обсуждаема возможность проверки цен по таким сделкам.
НК РФ такое право предоставлено исключительно ФНС России и только в отношении контролируемых сделок с взаимозависимыми лицами. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок. Это прямо указано в ст. 105.17 НК РФ.
Исходя из этих положений НК РФ, многие надеялись, что будут проверять только узкий круг сделок взаимозависимых компаний. И заниматься этим будет только центральный аппарат налоговой службы, но не инспекции на местах.
Эти надежды, увы, не оправдались, поскольку инспекции часто считают возможным проведение проверок уровня цен по сделкам взаимозависимых лиц в рамках выездной проверки, мотивируя это направленностью действий сторон на получение необоснованной налоговой выгоды.
Судебная практика пестрит позициями, что инспекции в рамках выездной проверки вправе проверять соответствие цен по сделкам уровню рыночных цен, если имеет место не контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а оценка сделки, как направленной на получение необоснованной налоговой выгоды, выявлен факт уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках между взаимозависимыми лицами, не признаваемых контролируемыми.
Февральский Обзор Верховного суда также не внес долгожданной конкретики в полномочиях нижестоящих инспекций при проверке уровня цен и мнения юристов разделились. Одни считают, что суд фактически позволил без ограничений проверять цены сделок, используя перечисленные в НК РФ методы, другие считают это недопустимым и противоречащим нормам НК РФ.
Как видим, споры не угасают! При этом нужно отметить, что инспекции на практике фактически пересматривают цены под видом проверки налоговой выгоды, а суды часто поддерживают их.
То есть, на данный момент высок риск проверки инспекцией уровня цен по сделкам между взаимозависимыми лицами и при наличии многократного превышения рыночной цены в совокупности с другими факторами, подтверждающими получение необоснованной налоговой выгоды, у инспекции есть хорошие шансы отстоять свою позицию в суде.
Какие можно назвать факты, которые могут свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды в рассматриваемых сделках?
О наличии признаков получения необоснованной налоговой выгоды могут свидетельствовать совокупность таких факторов, как, например:
- умышленное заключение сделок между взаимозависимыми лицами, способность таких лиц оказывать влияние на условия и результаты совершаемых ими сделок;
- многократное отклонение договорных цен от рыночного уровня цен;
- отсутствие разумных экономических причин к установлению цены в размере, отличающемся от рыночного уровня.
Получается, что сделки между взаимозависимыми лицами очень рискованны в налоговом плане, инспекция сразу видит необоснованную выгоду? И все ли такие сделки будут проверяться?
Не совсем так. Конечно, налоговым органом уделяется особое внимание таким сделкам.
Но взаимозависимость участников сделок сама по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Налоговым органом должны быть установлены условия, которые бы свидетельствовали, что взаимозависимые лица совершили ряд действий, намереваясь получить необоснованную налоговую выгоду.
Налоговым органом не будут проверять поголовно все сделки.
Как было уже отмечено, отличие цены сделки от рыночной не может служить самостоятельным основанием для вывода о неисполнении участником сделки обязанности по уплате налогов.
Но наличие многократного превышения рыночной цены в совокупности с другими факторами может привести к налоговому спору, в котором у инспекции есть неплохой шанс доказать свою правоту.
Еже несколько лет подряд у всех на слуху такое понятие, как «необоснованная налоговая выгода». Есть ли свежие разъяснения о ней со стороны ФНС?
В марте текущего года ФНС России дало интересное разъяснение, касающееся необоснованной налоговой выгоды, в котором налоговым органам поручено исключить формальные подходы при выявлении необоснованной налоговой выгоды в ходе налоговых проверок.
ФНС было отмечено, что для доказывания необоснованной налоговой выгоды, необходимо подтверждать факты согласованности действий налогоплательщика и подконтрольных ему контрагентов, а также нереальности операций по поставке товаров (работ, услуг).
При отсутствии доказательств подконтрольности контрагентов налоговый орган обязан доказать, что налогоплательщик недобросовестно подошел к выбору контрагента, и указать на обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении операций контрагентом.
Кроме того ФНС России обратила внимание, что налоговые органы должны исследовать: отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота, как производилась оценка условий сделки, риска неисполнения обязательств, деловой репутации контрагента, наличия у него производственных мощностей, персонала и т.п., так как недобросовестные действия по выбору контрагента, повлекшие невыполнение операций контрагентом, могут свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Сейчас под особым вниманием налогового органа трансфертные цены. Как можно кратко охарактеризовать такие цены?
Это внутрифирменные цены, отличные от рыночных, по которым происходит реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования.
Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО?
Этот вопрос на практике пользуется особой популярностью! НК РФ содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:
- налог на прибыль организаций;
- НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики;
- НДПИ ,если одна из сторон сделки — плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
- НДС, если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.
В феврале текущего года Верховный суд утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с трансфертным ценообразованием. На какие моменты компаниям следует обратить особое внимание?
Надо отметить, что Обзор получился интересным и насыщенным! Безусловно, наиболее актуальным является вопрос разграничения полномочий при налоговом контроле цен. Здесь следует выделить следующие ключевые моменты:
- налоговый контроль цен осуществляется ФНС России и не может являться предметом камеральной/выездной налоговой проверки
- налоговый орган вправе применить методы главы 14.3 НК РФ в случаях, когда применение рыночных цен при исчислении налогов предусмотрено ч. II НК РФ
- необоснованная налоговая выгода (презумпция рыночности цен между взаимозависимыми лицами, многократное отклонение цены сделки)
Не утихают споры, и многочисленные суды тому подтверждение, вокруг темы о признании лиц взаимозависимыми. На данный момент, какие лица могут быть признаны таковыми?
Действительно, по данному вопросу споры были бурными. Однако, ВС РФ в упомянутом Вами Обзоре дал ответ и на этот вопрос. Так, лица могут быть признаны взаимозависимыми, если:
- контрагент имел возможность влиять на условия совершаемых сделок;
- налогоплательщик действовал в общих экономических интересах группы;
- налогоплательщик не был свободен при принятии решений в сфере деятельности, что сказалось на условиях и результатах.
Также следует отметить, что, все эти примеры свидетельствуют о наличии возможности вести согласованную деятельность, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды!
Немало вопросов накопилось в отношении контролируемых сделок. Подскажите, какова ответственность за несоблюдение требований, предъявляемых НК РФ к контролируемым сделкам?
По контролируемым сделкам предусмотрены следующие штрафные санкции:
- в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года — в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.;
- за непредставление в установленный срок уведомления о контролируемой сделке налогоплательщика ждет штраф в размере 5 000 руб.
Спасибо большое!
К сожалению, в рамках интервью задать все вопросы по налоговому контролю и трансфертному ценообразованию не представляется возможным. Но не стоит расстраиваться!
Мы предлагаем Вам живое общение со спикерами мероприятия, а также коллегами-участниками семинара, это позволит не только понять текущие тенденции налогового контроля, но получить исчерпывающие ответы на интересующие Вас вопросы.
Ждем Вас 18 июля 2017 года на семинаре «Тренды в налоговом контроле и ТЦО. Под прицелом контролируемые сделки и необоснованная выгода».
Компания «Правовест Аудит», WiseAdvice Consulting Group 8 (495) 231-23- 21 (многоканальный), эл. почта: info@pravovest-audit.ru