Деловая репутация и критерии её оценки по 44-фз и 223-фз

Окажем услуги по прохождению оценки ООДР

Проконсультируем Ответим на вопросы, расскажем о процедуре прохождения ООДР для Вашей организации Поможем подготовиться С нашей помощью Вы потратите на подготовку и сбор документов минимум времени Обеспечим сопровождение Благодаря нам, риск не пройти ООДР сведется к нулю

Наши показатели и мнение экспертов

Оперативную и качественную работу обеспечивают более 85 квалифицированных сотрудников нашего органа: аттестованных экспертов, обученных специалистов и менеджеров.

87

сотрудников в компании

  • 9 выпускников МВА
  • 40 экспертов в СРО
  • 38 опытных юристов

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

  • Сергей Кузьмин
  • Руководитель отдела сертификации
  • После того как предприятие получает сертификат российского или международного образца, масштабы его деятельности могут увеличиться на порядок, ведь правовых препятствий для этого нет.

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Екатерина Браневич

Менеджер по продажам

«Единый СРО Центр» строит отношения со своими клиентами по взаимовыгодной схеме. Нам важно, чтобы Вы остались довольны результатами, которых достигнет Ваш бизнес.

Показать всех экспертов «Единого СРО Центра» Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Марина Давыдова

Менеджер по продажам

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Елена Черткова

Руководитель отдела продаж

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Иоанн Щемелев

Менеджер по продажам

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Улугбек Нурымбетов

Менеджер по продажам

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Екатерина Вершинина

Менеджер по продажам

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Анна Апанасевич

Менеджер по продажам

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Эльвира Марченко

Менеджер по продажам

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Артем Полозов

Менеджер по продажам

Алена Окрепилова

Менеджер по работе с представителями

Татьяна Веселова

Менеджер по работе с представителями

Дмитрий Плиска

Руководитель отдела по работе с представителями

Альбина Миннуллина

Специалист отдела документооборота

Грета Вердян

Ведущий специалист отдела документооборота

Любовь Кузьмина

Специалист по кадровому делопроизводству

Вера Самбур

Специалист отдела документооборота

Анна Соколова

Специалист по работе с СРО

Ольга Сабанцева

Специалист отдела документооборота

Александр Тимофеев

Заместитель руководителя отдела лицензирования

Андрей Волчков

Руководитель отдела банковской гарантии

Максим Семенов

Директор по развитию

Деловая репутация участника закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: что это такое и как ее подтвердить?

При участии в госзакупках цена контракта не всегда оказывается решающей для заказчика. Чтобы повысить шансы на победу, важно иметь хорошую деловую репутацию. Она подтверждается соответствующим пакетом документов, причем по 223-ФЗ он намного больше, чем по 44-ФЗ. В статье мы разберем нюансы подтверждения деловой благонадежности согласно действующему законодательству.

Что такое деловая репутация?

Деловая репутация (сокращенно ДР) – это набор определенных факторов, на основании которых оценивается благонадежность и стабильность предприятия.

Это является особым нематериальным активом организации. Спросом на услуги пользуются компании с положительной репутацией.

Ее известность и хорошие отзывы в определенных кругах придают заказчикам уверенность в добросовестном сотрудничестве.

Организация с хорошей историей должна соответствовать следующим общепринятым требованиям:

  1. Предоставлять услуги и/или товары высокого качества;
  2. Иметь в штате квалифицированных сотрудников;
  3. Обладать хорошей кредитной историей;
  4. Иметь опыт добросовестного сотрудничества с контрагентами;
  5. Отличаться высокой корпоративной культурой.

На рынке госзакупок намного сложнее предлагать свою продукцию фирмам с плохой деловой репутацией.

ДР по 44-ФЗ

Данного понятия на законодательном уровне не существует. Но согласно Постановлению Правительства №1085 от 28.11.2013 г. при оценке заявок одним из критериев может выступать деловая репутация. Заказчик вправе требовать у будущих исполнителей следующие сведения:

  1. Наличие положительных отзывов об их работе;
  2. Опыт проведения работ (предоставления услуг);
  3. Количество сотрудников в штате и подтверждение их квалификации;
  4. Наличие достаточного денежного ресурса для выполнения обязательств по контракту.

Также для оценки квалификации поставщиков используются критерии, опубликованные 19 января 2017 г. в письме Министерства экономики и развития № ОГ-Д28-761.

Согласно нему заказчик вправе сам составлять закупочную документацию для открытых конкурсов и указывать в ней такой критерий оценки заявок, как наличие положительной ДР.

При этом основанием для отклонения заявки не будет считаться непредставление участником документов, подтверждающих репутацию.

ДР по 223-ФЗ

В рамках 223-ФЗ заказчики также вправе устанавливать требования к наличию у исполнителя деловой репутации. На практике этот вопрос вызывает много споров. В ФАС направляется немало обращений от поставщиков, чьи заявки отклонялись из-за непредставления информации о репутации.

Контролирующие органы считают установление подобных требований избыточным. Деловая репутация никак не может влиять на добросовестную работу поставщика. Поэтому действия заказчика в ряде случаев являются неправомерными.

Какие документы подтверждают деловую репутацию?

При указании в закупочной документации требования о предоставлении доказательств деловой репутации, заказчик обязан указать список необходимых для этого документов. Таким образом обеспечивается принцип честности и прозрачности при выборе поставщика. Это могут быть:

  1. Благодарственные письма за ранее выполненные контракты;
  2. Грамоты и дипломы;
  3. Дипломы сотрудников организации;
  4. Сертификат на право оказания услуг.

Указанные документы подаются участником в составе заявки. Наличие сертификата не является для организации обязательным условием. Чтобы его получить, уйдет немало времени и финансов.

Положительный имидж – важная составляющая любого бизнеса. Он повышает возможности для участников закупок. Для его наработки и сохранения требуется приложить немало усилий.

Как и где найти требования к квалификации участника закупки?

Для того, чтобы узнать, какие требования установил заказчик к квалификации будущего поставщика, необходимо зайти на сайт Единой информационной системы (ЕИС). Рассмотрим на примере закупки по реконструкции моста в г. Курильске (дата размещения 26.12.2019 г.)

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В разделе «Общая информация» прокрутим страницу вниз до интересующих нас требований. В п.4 указано, что подтверждение квалификации (в т.ч. наличие достаточных финансов для выполнения работ, оборудования, опыта аналогичных работ, деловой репутации, квалифицированных специалистов) предоставляется при наличии.

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Еще ниже мы найдем «Критерии оценки заявок участников». В графе «Значимость критерия» указано, что квалификация составляет 40% при оценке, а цена контракта – 60%.

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Критерии оценки заявки можно скачать отдельным документом в формате Word. Для этого необходимо вернуться выше и рядом с разделом «Общая информация» открыть раздел «Вложения», затем скачать интересующий файл.

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Сертификат, как подтверждение деловой репутации

Недобросовестные участники научились подделывать благодарственные письма, поэтому куда более весомым критерием является известность поставщика в профессиональных кругах и признание его добропорядочной работы. Поэтому заказчик вправе указать в документации требование о наличии сертификата.

Сертификат получают в зарегистрированной Росстандартом системе добровольной сертификации (СДС) с зарегистрированным номером. Чтобы его получить участник должен обратиться в организацию по сертификации с определенным пакетом документов (учредительные, сведения о сотрудниках, копии выполненных контрактов и др.).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет мониторинг зарегистрированных предприятий.

Каждая организация имеет внутренний порядок и свод правил по предоставлению и цене услуги (в среднем от 10 рабочих дней с ценой более 100 тысяч руб.).

Сертификация предполагает выезд специалистов на место, проведение экспертизы данных на полноту и достоверность, а также расчет итоговой оценки.

Опыт и деловая репутация определяются на основании утвержденных на сегодняшний день национальных стандартов для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных областях:

  • общие положения (ГОСТ Р 66.0.01-2015);
  • архитектурно-строительное проектирование (ГОСТ Р 66.1.01-2015);
  • инженерные изыскания (ГОСТ Р 66.1.02-2015);
  • стаж и репутация строительных предприятий и фирм проектирования (ГОСТ Р 66.1.03-2016;
  • производство и продажа пожарно-технической продукции (ГОСТ Р 66.9.01-2015);
  • предоставление услуг по пожарной безопасности объектов (ГОСТ Р 66.9.02-2015);
  • услуги по перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов (ГОСТ Р 66.9.03-2016).

Важный момент! Эти нормативные акты устанавливают порядок оценки опыта и деловой репутации. С их помощью определяется цифровое значение квалификации организации – индекс деловой репутации. В ходе рассмотрения заявок участник может получить максимум 100 баллов, это будет показатель его квалификации.

Мнения о предоставлении сертификатов в составе заявки разделилось:

  1. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 г. № 13АП-31280/15 требование о наличии сертификатов признано правомерным.

Куперс

При выборе поставщика предлагаемая им цена контракта не всегда оказывается решающей. Важную роль играет и деловая репутация компании.

При участии в тендерах, реализуемых в рамках 223-ФЗ, может понадобиться пакет документов, которые подтверждают надежность компании. 44-ФЗ с этой точки зрения оказывается мягче.

В данной статье мы попробуем разобраться в основных особенностях подтверждения деловой репутации в соответствии с действующим законодательством.

Что входит в понятие «Деловая репутация»

Деловая репутация – это совокупность факторов, которые позволяют оценить добропорядочность и стабильность организации. Она становится своеобразным нематериальным активом компании. Положительная репутация приводит к повышению спроса на услуги фирмы, так как она позволит контрагенту быть уверенным в положительном результате сотрудничества.

Чтобы иметь хорошую репутацию компания должна отвечать следующим общепринятым требованиям:

  1. Оказывать услуги или реализовывать товары высокого качества;
  2. Иметь профессиональный штат сотрудников;
  3. Обладать хорошими кредитными показателями;
  4. Иметь добросовестные отношения со всеми контрагентами;
  5. Отличаться высокой корпоративной культурой.

При наличии одинаковых материальных ресурсов фирмам с плохой деловой репутацией продать товар значительно сложнее.

Оценка деловой репутации по 44-ФЗ

Какого-либо нормативно-правового акта, который бы четко устанавливал понятие «деловая репутация» не существует. При этом согласно постановлению Правительства №1085 от 28.11.2013 г. Одним из критериев оценки заявок может выступать деловая репутация. Заказчик вправе запрашивать у потенциальных поставщиков следующую информацию:

  1. Наличие положительных отзывов о деятельности компании;
  2. Стаж работы;
  3. Количество и квалификацию кадров, которые будут принимать участие в исполнении контракта;
  4. Достаточность основных средств для исполнения взятых на себя обязательств.

В середине января 2017 года было опубликовано письмо Министерства экономики и развития № ОГ-Д28-761.

Согласно нему заказчик может самостоятельно разрабатывать закупочную документацию для открытых конкурсов и указывать в ней такой критерий оценки заявок, как наличие положительной деловой репутации.

При этом непредставление участником документов, подтверждающих репутацию, не является основанием для отклонения заявки.

Деловая репутация в рамках 223-ФЗ

В 223-ФЗ нет прямого запрета на установление заказчиками требований о наличии у поставщика хорошей деловой репутации. Поэтому этот вопрос вызывает немало споров. В ФАС поступает немало жалоб от поставщиков, заявки которых были отклонены по причине непредставления документов, подтверждающих деловую репутацию.

Из практики ФАС становится понятно, что контролирующие органы считают установление подобных требований избыточными. Деловая репутация никак не может отразиться на исполнении поставщиком своих обязательств по контракту. Следовательно, действия заказчика должны быть признаны неправомерными.

Читайте также:  Идентификатор государственного контракта, договора, соглашения - что это

Какие документы подтверждают деловую репутацию

Если заказчик устанавливает в документации требование о подтверждении участником своей деловой репутации, то он обязан указать и перечень прилагаемых для этого документов. Это позволит обеспечить объективный подход при выборе поставщика. Документами, которые могли бы подтвердить репутацию, могут стать:

  1. Благодарственные письма от контрагентов.
  2. Грамоты и дипломы, полученные компанией.
  3. Дипломы сотрудников организации.
  4. Сертификат на право оказания услуг.

Такие документы предоставляются участником в составе заявки. Наличие сертификатов не является для компании обязательным, так как их получение требует немалых затрат как временных, так и финансовых.

Хорошая деловая репутация – важная часть любого бизнеса. Ее наличие расширяет возможности для участников госзакупок. Поэтому всем фирмам следует прикладывать усилия для сохранения положительного имиджа.

Как подтвердить деловую репутацию

Суть критерия «опыт и деловая репутация»

Выбор контрагента, способного качественно и оперативно выполнить условия договора, всегда подразумевает для заказчика определенный риск. Уровень доверия к определенной организации складывается из набора определенных критериев, таких как:

  • история организации: продолжительность присутствия субъекта предпринимательской деятельности на рынке по своему профилю экономической деятельности, опыт и объем поставленных товаров, выполненных работ, услуг;
  • средства: обеспеченность поставщика материальными ресурсами, необходимыми для производства и поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг;
  • кадры:наличие у участника торгов квалифицированных специалистов и руководителей;
  • имидж: восприятие организации клиентами и обществом в целом;
  • достоверность: полнота и достоверность сведений, предоставленных организацией.

Большая вероятность плодотворного сотрудничества возможна с компанией, которая обладает наибольшим количеством вышеперечисленных положительных параметров.

В связи с этим законодатель и предусмотрел такой инструмент прогнозирования успешных отношений, как оценка опыта и репутационного потенциала. Подтверждает его сертификат оценки опыта и деловой репутации.

Критерии оценки

Постановление от 28.11.2013 № 1085 раскрывает показатели нестоимостных критериев оценки, но не дает определение понятия «деловая репутация». Заказчику же необходимо обеспечить единый и объективный подход при ранжировании и выборе поставщика при проведении различных видов закупок.

В качестве документов, подтверждающих наличие положительной репутации, используют, например, благодарственные письма, грамоты, дипломы как самой организации, так и ее сотрудников.

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Также распространен сертификат оценки опыта и репутации.

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Как правильно установить требование о наличии сертификатов

Этот вопрос вызывает наибольшее затруднение. На сегодняшний день разработан и утвержден ряд национальных стандартов оценки опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в разных областях:

  • общие положения, ГОСТ Р 66.0.01-2015;
  • архитектурно-строительное проектирование, ГОСТ Р 66.1.01-2015;
  • инженерные изыскания, ГОСТ Р 66.1.02-2015;
  • оценка опыта и деловой репутации строительных организаций и учреждений проектирования, ГОСТ Р 66.1.03-2016;
  • производство и продажа пожарно-технической продукции, ГОСТ Р 66.9.01-2015;
  • предоставление услуг, обеспечивающих пожарную безопасность объектов, ГОСТ Р 66.9.02-2015;
  • услуги по перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов, ГОСТ Р 66.9.03-2016.

Требование о наличии сертификатов в составе заявки имеет две точки зрения. К примеру, Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 № 13АП-31280/15 требование о наличии сертификатов признано правомерным.

А, к примеру, Минэкономразвития пояснило, что госзаказчик не вправе требовать от участников наличия индекса деловой репутации, рассчитанного организацией, аккредитованной в системе добровольной сертификации. Ведомство отмечает, что согласно 44-ФЗ, оценка опыта и репутации сертификат получать не обязывает.

Получение документа требует значительных временных и финансовых затрат и является административным барьером для участия в закупке (письмо Минэкономразвития России от 19.01.2017 № ОГ-Д28-761).

Как проверить сертификат

Принимая во внимание, что куда более весомым критерием является признание поставщика со стороны профессионального сообщества, а благодарственные письма легко подлежат фальсификации, заказчик может установить в документации требование о наличии сертификата.

В таком случае участнику требуется обратиться в орган по сертификации с определенным пакетом документов (учредительные, сведения о работниках, копии договоров, подтверждающих опыт аналогичных работ, отзывы о деятельности и др.). Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет перечень зарегистрированных компаний.

Каждая организация имеет внутренний регламент по сроку оказания и стоимости услуги (в среднем от 10 рабочих дней с ценой более 100 000 руб.). Сертификация подразумевает выездную проверку аудиторами сертифицирующей организации, экспертизу данных на предмет полноты и достоверности и расчет итоговой оценки на основании полученных данных.

Вот пример оценки деловой репутации организации из конкурсной документации

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Деловая репутация участника закупки чем подтверждается

При выборе поставщика предлагаемая им цена контракта не всегда оказывается решающей. Важную роль играет и деловая репутация компании.

При участии в тендерах, реализуемых в рамках 223-ФЗ, может понадобиться пакет документов, которые подтверждают надежность компании. 44-ФЗ с этой точки зрения оказывается мягче.

В данной статье мы попробуем разобраться в основных особенностях подтверждения деловой репутации в соответствии с действующим законодательством.

Что входит в понятие «Деловая репутация»

Деловая репутация – это совокупность факторов, которые позволяют оценить добропорядочность и стабильность организации. Она становится своеобразным нематериальным активом компании. Положительная репутация приводит к повышению спроса на услуги фирмы, так как она позволит контрагенту быть уверенным в положительном результате сотрудничества.

Чтобы иметь хорошую репутацию компания должна отвечать следующим общепринятым требованиям:

  1. Оказывать услуги или реализовывать товары высокого качества;
  2. Иметь профессиональный штат сотрудников;
  3. Обладать хорошими кредитными показателями;
  4. Иметь добросовестные отношения со всеми контрагентами;
  5. Отличаться высокой корпоративной культурой.

При наличии одинаковых материальных ресурсов фирмам с плохой деловой репутацией продать товар значительно сложнее.

Оценка деловой репутации по 44-ФЗ

Какого-либо нормативно-правового акта, который бы четко устанавливал понятие «деловая репутация» не существует. При этом согласно постановлению Правительства №1085 от 28.11.2013 г. Одним из критериев оценки заявок может выступать деловая репутация. Заказчик вправе запрашивать у потенциальных поставщиков следующую информацию:

  1. Наличие положительных отзывов о деятельности компании;
  2. Стаж работы;
  3. Количество и квалификацию кадров, которые будут принимать участие в исполнении контракта;
  4. Достаточность основных средств для исполнения взятых на себя обязательств.

В середине января 2017 года было опубликовано письмо Министерства экономики и развития № ОГ-Д28-761.

Согласно нему заказчик может самостоятельно разрабатывать закупочную документацию для открытых конкурсов и указывать в ней такой критерий оценки заявок, как наличие положительной деловой репутации.

При этом непредставление участником документов, подтверждающих репутацию, не является основанием для отклонения заявки.

Деловая репутация в рамках 223-ФЗ

В 223-ФЗ нет прямого запрета на установление заказчиками требований о наличии у поставщика хорошей деловой репутации. Поэтому этот вопрос вызывает немало споров. В ФАС поступает немало жалоб от поставщиков, заявки которых были отклонены по причине непредставления документов, подтверждающих деловую репутацию.

Из практики ФАС становится понятно, что контролирующие органы считают установление подобных требований избыточными. Деловая репутация никак не может отразиться на исполнении поставщиком своих обязательств по контракту. Следовательно, действия заказчика должны быть признаны неправомерными.

Какие документы подтверждают деловую репутацию

Если заказчик устанавливает в документации требование о подтверждении участником своей деловой репутации, то он обязан указать и перечень прилагаемых для этого документов. Это позволит обеспечить объективный подход при выборе поставщика. Документами, которые могли бы подтвердить репутацию, могут стать:

  1. Благодарственные письма от контрагентов.
  2. Грамоты и дипломы, полученные компанией.
  3. Дипломы сотрудников организации.
  4. Сертификат на право оказания услуг.

Такие документы предоставляются участником в составе заявки. Наличие сертификатов не является для компании обязательным, так как их получение требует немалых затрат как временных, так и финансовых.

Читать дальше:  Какую группу инвалидности дают при болезни паркинсона

Хорошая деловая репутация – важная часть любого бизнеса. Ее наличие расширяет возможности для участников госзакупок. Поэтому всем фирмам следует прикладывать усилия для сохранения положительного имиджа.

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Суть критерия «опыт и деловая репутация»

Выбор контрагента, способного качественно и оперативно выполнить условия договора, всегда подразумевает для заказчика определенный риск. Уровень доверия к определенной организации складывается из набора определенных критериев, таких как:

  • история организации: продолжительность присутствия субъекта предпринимательской деятельности на рынке по своему профилю экономической деятельности, опыт и объем поставленных товаров, выполненных работ, услуг;
  • средства: обеспеченность поставщика материальными ресурсами, необходимыми для производства и поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг;
  • кадры:наличие у участника торгов квалифицированных специалистов и руководителей;
  • имидж: восприятие организации клиентами и обществом в целом;
  • достоверность: полнота и достоверность сведений, предоставленных организацией.

Большая вероятность плодотворного сотрудничества возможна с компанией, которая обладает наибольшим количеством вышеперечисленных положительных параметров.

В связи с этим законодатель и предусмотрел такой инструмент прогнозирования успешных отношений, как оценка опыта и репутационного потенциала.

Критерии оценки

Постановление от 28.11.2013 № 1085 раскрывает показатели нестоимостных критериев оценки, но не дает определение понятия «деловая репутация». Заказчику же необходимо обеспечить единый и объективный подход при ранжировании и выборе поставщика при проведении различных видов закупок.

В качестве документов, подтверждающих наличие положительной репутации, могут являться, например, благодарственные письма, грамоты, дипломы как самой организации, так и ее сотрудников.

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Также распространен сертификат оценки опыта и деловой репутации.

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Как правильно установить требование о наличии сертификатов

Этот вопрос вызывает наибольшее затруднение. На сегодняшний день разработан и утвержден ряд национальных стандартов оценки опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в разных областях:

  • общие положения, ГОСТ Р 66.0.01-2015;
  • архитектурно-строительное проектирование, ГОСТ Р 66.1.01-2015;
  • инженерные изыскания, ГОСТ Р 66.1.02-2015;
  • оценка опыта и деловой репутации строительных организаций и учреждений проектирования, ГОСТ Р 66.1.03-2016;
  • производство и продажа пожарно-технической продукции, ГОСТ Р 66.9.01-2015;
  • предоставление услуг, обеспечивающих пожарную безопасность объектов, ГОСТ Р 66.9.02-2015;
  • услуги по перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов, ГОСТ Р 66.9.03-2016.

Требование о наличии сертификатов в составе заявки имеет две точки зрения. К примеру, Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 № 13АП-31280/15 требование о наличии сертификатов признано правомерным.

А, к примеру, Минэкономразвития пояснило, что госзаказчик не вправе требовать от участников наличия индекса деловой репутации, рассчитанного организацией, аккредитованной в системе добровольной сертификации. Ведомство отмечает, что согласно 44-ФЗ, оценка опыта и деловой репутации сертификат получать не обязывает.

Получение документа требует значительных временных и финансовых затрат и является административным барьером для участия в закупке (письмо Минэкономразвития России от 19.01.2017 № ОГ-Д28-761).

Читайте также:  Закупки до 100 тысяч по 44-фз и отражение в плане-графике 2018

Как проверить сертификат оценки опыта и деловой репутации

Принимая во внимание, что куда более весомым критерием является признание поставщика со стороны профессионального сообщества, а благодарственные письма легко подлежат фальсификации, заказчик может установить в документации требование о наличии сертификата.

В таком случае участнику требуется обратиться в орган по сертификации с определенным пакетом документов (учредительные, сведения о работниках, копии договоров, подтверждающих опыт аналогичных работ, отзывы о деятельности и др.). Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет перечень зарегистрированных компаний.

Каждая организация имеет внутренний регламент по сроку оказания и стоимости услуги (в среднем от 10 рабочих дней с ценой более 100 000 руб.). Сертификация подразумевает выездную проверку аудиторами сертифицирующей организации, экспертизу данных на предмет полноты и достоверности и расчет итоговой оценки на основании полученных данных.

Для показателя «опыт и деловая репутация» при оценке конкурсных заявок в прошлом году появились стандарты. Расскажем, как применять этот показатель как критерий оценки.

Читать дальше:  Заполнение заявления о регистрации по месту жительства

З аказчики уже более полугода должны описывать объект закупки по стандартам. Такое правило ввел Федеральный закон от 05.04.2016 № 104-ФЗ. Это коснулось и критерия конкурса «Квалификация участников закупки».

При оценке конкурсных заявок заказчики могут учитывать показатель «опыт и деловая репутация» участника закупки по специальным стандартам. Стандарты дают возможность заказчику из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать его потребностям.

В статье разъясним:

  • как оценивать опыт и деловую репутацию;
  • как получить сертификат соответствия ГОСТ;
  • как сформулировать требование о сертификате в документации;
  • как контрольные органы понимают индекс деловой репутации.

Как оценивать опыт и деловую репутацию

Основной документ по оценке деловой репутации – это ГОСТ Р 66.0.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы».

Одновременно с ним применяют профильные стандарты. Они существуют для компаний, ведущих строительные работы, архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания. Их применяют и те, кто производит и реализует пожарно-техническую продукцию, а также выполняет работы по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты.

Эти стандарты устанавливают общие критерии оценки опыта и деловой репутации предпринимателей. Они позволяют определить числовое значение оценки опыта и деловой репутации организаций – индекс деловой репутации.

Максимальное значение, которое способен получить участник, составляет 100 баллов.

Такой индекс будет в конкурсной процедуре показателем критерия «Квалификация участников закупки».

Что применяли для оценки конкурсных заявок ранее

Раньше единственным нормативным актом по порядку оценки конкурсных заявок, были правила постановления Правительства от 28.11.2013 № 1085.

Как поставщику получить сертификат соответствия ГОСТу

Что предусматривает сертификация. Подтверждает соответствие госстандарту сертификат по требованиям ГОСТа. Его получают в зарегистрированной Росстандартом системе добровольной сертификации (СДС). С момента, когда компания подает заявку, до получения сертификата проходит не более двух недель. Сертификация предусматривает:

  • подачу заявки на проведение оценки опыта и деловой репутации по конкретному виду деятельности (группе видов деятельности), обработку заявки, определение стоимости услуг, заключение договора возмездного оказания услуг с сертифицирующей организацией;
  • сбор документов в соответствии с запросом сертифицирующей организации;
  • выездную проверку, которую проводят эксперты и аудиторы сертифицирующей организации;
  • экспертизу данных на предмет полноты и достоверности;
  • расчет итоговой оценки на основании полученных данных.

Какими должны быть сертифицирующие организации. Организации, проводящие аудит, жестко конкурируют между собой. Рекомендуем поставщикам быть бдительными при выборе сертифицирующей организации.

Сертификацию вправе вести специально аккредитованные организации, уполномоченные на проведение работ по оценке опыта и деловой репутации в системе добровольной сертификации. Такая система должна быть зарегистрирована в Росстандарте с присвоением регистрационного номера.

В реестре должна быть отметка о праве проведения работ именно по оценке опыта и деловой репутации.

Почему комиссия может поставить «0» участнику даже за сертификат

Иногда получивший сертификат сталкивается с тем, что заказчик присваивает конкурсной заявке «0» баллов. Пример – судебное дело № А56-79686/2015, которое рассмотрел Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Участник закупки, заявке которого по критерию «опыт и деловая репутация» было присвоено «0» баллов, потребовал отменить результаты открытого конкурса. Суд установил, что к заявке истец приложил сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 66.1.01-2015, который выдал орган СДС «Технологии нового качества». По сертификату индекс деловой репутации истца составил 94%.

В реестре зарегистрированных систем на сайте Росстандарта среди объектов сертификации отсутствовала оценка опыта и деловой репутации по требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2015. А значит, сертификат соответствия не соответствовал требованиям, предъявленным в конкурсной документации.

Читать дальше:  Как получить налоговый вычет после покупки квартиры

Кроме того, в сертификате индекс деловой репутации указан 94%, а согласно требованиям стандарта индекс деловой репутации не может оцениваться в процентах. А значит, конкурсная комиссия не имела возможности правильно оценить предложение участника конкурса. Суд посчитал, что индекс 94% не идентичен 94 баллам по ГОСТ Р 66.1.01-2015.

Помимо этого, Росстандарт подтвердил, что область распространения СДС «Технологии нового качества» не включает оценку опыта и деловой репутации субъектов предпринимательства. Суд установил, что в правилах функционирования СДС не предусмотрены полномочия в качестве органа по сертификации.

А значит, поставщик обратился в СДС, которая не имела компетенции для выполнения работ по сертификации опыта и деловой репутации.

Как сформулировать требование о сертификате в документации

Участникам закупки стоит помнить, что регистрация системы добровольной сертификации по закону о техническом регулировании это одно, а аккредитация – это другое. Ее регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Обратите внимание!

Если в конкурсной документации показатель критерия «деловая репутация» заказчик определяется индексом деловой репутации по ГОСТ Р 66.1.01-2015, представлять копию сертификата не обязательно. За отсутствие сертификата нельзя отклонять заявку.

Рекомендуем участникам конкурсов обращать внимание, как в документации сформулировано требование о сертификате соответствия.

Например, это может звучать так: «сертификат должен выдать орган по сертификации, аккредитованный в национальной системе аккредитации и допущенный в СДС, которая зарегистрирована в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ “О техническом регулировании”». В этом случае заказчик подразумевает единовременное выполнение требований. И за отсутствие аккредитации органа по сертификации заказчик вправе выставить «0» баллов по критерию «Квалификация участника».

Что говорят ФАС и суды об оценке деловой репутации как критерии конкурса

Оценка и сопоставление заявок по 223 фз

Деловая репутация и критерии её оценки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Содержание

  • 1 Критерии оценки заявок по 223-ФЗ
  • 2 Как оцениваются участники открытого конкурса в электронной форме
  • 3 Критерии оценки заявок «опыт участника» и «квалификация персонала», не противоречащие Закону № 223-ФЗ и Закону № 135-ФЗ, дискриминационными не являются
  • 4 Статья на тему «Критерии и порядок оценки заявок при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ»
  • 5 Дискриминационные требования к участникам закупок по 223-ФЗ
  • 6 Конкурс по 223-ФЗ по новым правилам: пошаговая инструкция
  • 7 Как запросить коммерческие предложения для обоснования НМЦК
  • 8 Как грамотно рассмотреть заявки на запросе котировок
  • 9 Как проверяют закупки по 223-ФЗ на соответствие законодательству
  • 10 Вопрос: Как должен поступить заказчик, осуществляющий закупки по Закону N 223-ФЗ, при оценке и сопоставлении заявок на участие в запросе котировок, если они поданы от участников, один из которых является плательщиком НДС, а другой нет? Правомерно ли указать, что оценка заявок по критерию «цена договора» производится без учета НДС? При этом в положении о закупке заказчика данный вопрос не регулируется (журнал «Вестник Института госзакупок», N 6, июнь 2015 г.)

В соответствии с п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки заявок на участие в закупке.

Исходя из буквального толкования положений вышеприведенной статьи следует, что, во-первых, критерии и порядок оценки указываются при проведении всех возможных способов закупки из числа предусмотренных Положением о закупке, и, во-вторых, критерии и порядок оценки должны быть определены Положением о закупке.

Закон № 223-ФЗ не содержит ограничений в отношении перечня критериев, которые могут использоваться при проведении закупки, а также не регламентирует порядок оценки заявок по критериям.

Более того, в отличие от аналогичных норм законодательства о контрактной системе, а также от ранее действовавших норм о размещении заказов, Закон № 223-ФЗ не устанавливает ценовой критерий оценки заявок в качестве обязательного.

В то же время, для целей проведения закупок в рамках Закона № 223-ФЗ необходимо руководствоваться складывающейся административной практикой ФАС России, общими положениями и принципами антимонопольного законодательства, ориентируясь по возможности на положения законодательства о контрактной системе (постановление Правительства Российской Федерации № 1085 от 28.11.2013 г.), а также учитывать имеющуюся судебную практику.

Квалификация участников закупки по 44 фз

2ООО «АудитФинанс Консалт»376

  • имеется — 3 голоса
  • не имеется — 2 голоса
  • Судя по предложению участников, у первого поставщика в штате больше людей, у второго больше опыта работы, а свою деловую репутацию они оценивали субъективно (есть она или нет, на их взгляд). Несмотря на различия в предложениях, заказчик дал одинаковые оценки обоим:
Участник закупки Оценка, Квалификация Оценка, Опыт Оценка, Трудовые ресурсы Оценка, Деловая репутация Оценка в баллах Рейтинг
1 ООО «Аудитфинанс сервис» 15 15 15 15 60 12
2 ООО «АудитФинанс Консалт» 15 15 15 15 60 12

Решающим критерием оказалась цена, и по сумме очков в рейтинге победил заказчик № 2 (60+20+12 = 92). Количество баллов зависит от полноты документов, которые прикладывают поставщики к заявке. Они подтверждают тот или иной критерий. Например, в этом случае «опыт» оценивался по количеству исполненных контрактов.

Читайте также:  Безотзывная банковская гарантия что это такое и для чего она нужна

Что поможет вам выиграть закупку?

Оценивайте уже состоявшиеся закупки конкретного заказчика

Например, в протоколе этой закупки видно, что заказчик оценивает заявки по субъективным параметрам. У критерия «качество услуг» самый большой вес — 60%. Это дает возможность делать выбор в пользу нужного поставщика, даже если другой предложил меньшую цену и ненамного проигрывает в опыте или количестве специалистов в штате.

Лучше не тратить силы на закупки, где объективные параметры (цена, опыт работы) имеют гораздо меньшее значение, чем субъективные.

Анализируйте требования заказчиков

Чтобы принять участие в закупках некоторых заказчиков, нужно проходить предквалификацию. Кто-то устанавливает специфические требования: членство в региональных союзах предпринимателей, наличие конкретных сертификатов качества.

Какие-то из них действительно помогают отсечь недобросовестных поставщиков, какие-то искусственно ограничивают круг участников.

Понять мотивы заказчика можно, например, из того, насколько охотно и внятно он отвечает на запросы о требованиях к поставщикам.

Подавайте заявку как можно раньше

Если в нескольких заявках одинаковые условия, то более высокое место в рейтинге получает заявка, которая поступила раньше других.

Не забывайте про аутсорсинг и аренду

Необязательно иметь в штате специалистов узкой квалификации или специфическое оборудование. Можно указать в заявке, что они будут, а после выигрыша арендовать технику или привлекать специалистов по срочным договорам. Если заказчик в документации не запретил так делать. Например, здесь в проекте договора заказчик сам пишет, что исполнитель имеет право привлекать третьих лиц.

источник: zakupki.kontur.ru

Вам нужно установить критерии оценки заявок, если вы проводите конкурс или запрос предложений. Это позволит выявить лучшее предложение участников. Оценить нужно прежде всего стоимостное предложение участника.

Также оцениваться могут опыт, кадры, качество товара или другие критерии в зависимости от предмета вашей закупки. В большинстве случаев вы свободны в выборе критериев, однако с одной оговоркой: критериев должно быть два, и один из них — цена контракта.

При описании порядка оценки в документации важно четко определить, что оценивается и как комиссия будет присуждать баллы. Если этого не сделать, вам грозит штраф до 3 000 руб.

Какие критерии оценки предусмотрены законом

Критерии оценки делятся на стоимостные и нестоимостные. Нестоимостные критерии, в свою очередь, делятся на показатели.

Стоимостные критерии — это:

  • цена контракта (п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ );
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ ( п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ );
  • стоимость жизненного цикла товара или созданного объекта (п. 5 Правил оценки заявок N 1085);
  • расходы по энергосервисному контракту (ч. 9 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).
  1. Нестоимостные критерии — это:
  2. Этот критерий имеет показатели (п. 27 Правил оценки заявок N 1085):
  3. — квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов);
  4. — опыт по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
  5. — обеспеченность материально-техническими ресурсами (наличие производственных мощностей, техоборудования);
  6. — обеспеченность трудовыми ресурсами;
  • качественные, функциональные, экологические характеристики товара ( п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ ).
  • Этот критерий имеет показатели (п. 25 Правил оценки заявок N 1085):
  • — качество товаров (работ, услуг);
  • — функциональные, потребительские свойства товара;
  • — соответствие экологическим нормам.

Закон № 223-ФЗ: Как выбрать победителя закупки

14.07.17

Как выбрать победителя закупки? Кого считать лучшим поставщиком? Чем отличаются требования к будущему победителю от критериев оценки его заявки? На эти и другие вопросы отвечают эксперты B2B-Center в сфере регулируемых закупок.

Мария Мдинарадзе, старший юрист отдела правовой экспертизы B2B-Center:

— Цель каждой отдельно взятой закупки – выбор победителя. Причём победителем хочется видеть лучшего поставщика.

Кого же считать лучшим в вопросе поставки данной конкретной продукции? За пределами контрактной системы заказчик имеет возможность задуматься об этом ещё на стадии формирования закупочной документации.

Вся документация закупки – это по большому счёту описание лучшего поставщика и того, что от него ожидают.

Елена Ветрова, старший юрист отдела правовой экспертизы B2B-Center:

— Первый уровень такого описания заключается в формулировке требований к продукции. Эти требования должны быть одновременно и точны, и не «заточены» под конкретную марку.

Чтобы добиться этого, лучше отталкиваться в описании не от вожделенной продукции, а от потребностей заказчика.

И уж если получиться наглядно показать, что это необходимо для удовлетворения потребностей, то и конкретную марку назвать не будет нарушением.

Мария Мдинарадзе:

— Итак, первое требование к будущему победителю – гарантировать поставку именно той продукции, которая нужна поставщику. Что дальше?

Дальше необходимо обезопасить себя от тех поставщиков, которые при всём желании не смогут надлежащим образом осуществить поставку. Например, просто не успеют, потому что находятся в состоянии банкротства.

Для этого в закупочную документацию включается перечень требований уже не поставляемой продукции, а к самому поставщику. За основу можно взять те базовые требования, которые указаны в Законе «О контрактной системе».

Но за пределами контрактной системы заказчик имеет право дополнить этот перечень и дополнительными требованиями, соблюдение которых важно именно для данной поставки.

  • При этом в любом случае каждое требование к участнику закупки должно:
  • Во-первых, быть предусмотрено положением о закупках,
  • Во-вторых, быть связанным с предметом закупки,
  • В-третьих, иметь оцифрованное выражение,
  • В-четвёртых, содержать указание на тот документ, которым участник закупки подтвердит своё соответствие этому требованию.

Например, включить в документацию излюбленную формулировку о «наличии положительной деловой репутации» недостаточно.

Нужно указать, какими документами подтверждается эта репутация и сколько именно таких документов должно быть либо какой объём успешно выполненных поставок там должен быть указан.

Кроме того, заказчику нужно быть готовым к ответу на вопрос от том, почему именно деловая репутация так важна для данной конкретной поставки.

Елена Ветрова:

— Не стоит чрезмерно увлекаться требованиями. Ведь если даже самый хороший поставщик не соответствует хотя бы одному из них, то заказчик при всём желании не имеет права принять его заявку к стадии сопоставления.

Мария Мдинарадзе:

— Сопоставление заявок – это финал борьбы за победу. В финал проходят заявки тех, кто подтвердил свою возможность надлежащим образом поставить продукцию, необходимую заказчику.

Елена Ветрова:

— Сопоставление заявок может быть ценовым или многокритериальным.

По цене сравниваются заявки при проведении аукциона или запроса котировок. Победителем становится тот, кто запросил наименьшую цену.

Это кажется самым простым и понятным, однако существенно сужает выбор заказчика: ведь даже самое симпатичное предложение будет ему недоступно только потому, что конкурент такого поставщика немного сбил цену.

А при проведении аукциона или запроса котировок кроме цены заказчик не имеет права учитывать ни один показатель, выбирая лучшего.

Сопоставление по нескольким критериям используется в конкурсе и запросе предложений. Для этого заказчик, ещё только составляя закупочную документацию, просчитывает для себя оптимальный баланс разных критериев. Проще говоря, то, за что он готов доплатить.

Что включить в закупочную документацию?

  • В закупочную документацию необходимо включить критерии сравнения заявок и порядок такого сравнения. Прежде всего, сформулируйте исчерпывающий перечень критериев сравнения. При выборе лучшего предложения заказчик не может учитывать тот показатель, который нет в этом перечне.
  • При этом не нужно путать критерии сравнения с требованиями к поставщику или продукции. Требования подобны зачёту: если заявка поставщика не соответствует хотя бы одному из них, то он лишается шансов на победу. Критерии подобны экзамену: низкое значение по какому-нибудь критерию снижает общий балл, но не лишает поставщика шансов на победу.
  • Для каждого критерия необходимо указать порядок присвоения баллов. Это может быть формула или другой удобный заказчику способ. Главное, чтобы каждому возможному значению данного критерия соответствовало только одно однозначно определяемое количество баллов.
  • Наконец, для каждого критерия указывается его удельный вес. Удельный вес принято указывать в процентах, а сумма удельных весов, соответственно, должна составлять 100%.

Елена Ветрова:

— Если в конкурсной документации нет хотя бы одного из этих трёх показателей – перечня критериев, порядка присвоения баллов или удельного веса – то у заказчика остаётся неограниченный простор для манипуляции результатами закупки. Если же все показатели на месте, то по итогам работы конкурсной комиссии каждой заявке на основании этих показателей присваивается определённое количество баллов.

Мария Мдинарадзе:

— Для этого в составе каждой заявки необходимо выделить данные по каждому из критериев сравнения. Если заказчик заранее включил в документацию форму заявки и инструкцию по её заполнению, то выделить необходимые данные будет проще.

  • На основе этих данных конкурсная комиссия подсчитывает, сколько баллов необходимо выставить по каждому критерию.
  • Каждый выставленный балл умножается на удельный вес соответствующего критерия.
  • Полученные результаты суммируются.
  • Именно эта итоговая сумма и будет учитываться при выборе победителя.

Елена Ветрова:

— На аукционе побеждает тот, кто запросил наименьшую цену. На конкурсе побеждает тот, кто получил наибольшее количество баллов.

Эти же подходы используются, соответственно, при выборе победителя запроса котировок и запроса предложений.

Однако в рамках неторговых процедур до объявления победителя у заказчика остаётся возможность отказаться от закупки и завершить её без выбора победителя с публикацией соответствующего итогового протокола.

Мария Мдинарадзе:

— Как только победитель объявлен, между заказчиком и поставщиком возникают отношения, которые могут быть пересмотрены лишь по взаимному согласию.

С юридической точки зрения обусловлено это тем, что выбор победителя имеет статус акцепта оферты в гражданско-правовом смысле. Офертой же является предложение поставщика.

А значит после объявления победителя ни поставщик не может отказаться от предложенных им условий поставки, ни заказчик не может в одностороннем порядке отозвать своего согласия на эти условия.

По любым вопросам, связанным с проведением закупок или участием в них, вы можете обратиться к специалистам по сопровождению торгов.  

 www.shutterstock.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *