У каждой закупки должно быть свое наименование, которое должно давать краткое представление о том, что именно приобретается и для каких целей. В статье мы расскажем о ряде требований, которые предъявляются к наименованиям объектов закупки, а эксперт Оксана Шипунова даст рекомендации, как правильно назвать нашу потребность.
Рекомендуем дистанционный онлайн-курс «Участие в государственных, корпоративных и регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Профпереподготовка, 256 ак.часов
Как составляется наименование объекта закупки
Ранее заказчики могли по своему усмотрению составлять наименования объектов закупок. Никаких требований не предъявлялось. С 1 января 2017 года в силу вступили поправки в Закон № 44-ФЗ.
С этого момента, наименование закупаемого объекта должно выбираться в соответствии с каталогом товаров и услуг (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).
Обязанности по составлению такого каталога и актуализации информации в нем возложены на федеральный орган исполнительной власти.
Каталог товаров работ и услуг представляет собой хранилище шаблонов, которые помогут заказчику составить наименование приобретаемого объекта. Каждый шаблон содержит код каталога, наименование объекта, перечень характеристик, а также иную сопутствующую информацию.
Комментирует Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ведущая вебинара «Описание объекта закупки по 44-ФЗ: что нужно знать с учетом последних изменений»:
«Каталог, как бы хорош не был, на сегодняшний день — инструмент половинчатый. К сожалению, в него включена очень маленькая часть потенциальных потребностей заказчика. Но нужно понимать, что полноценно каталог заработал с января 2017 года, поэтому еще будет пополняться.
Если ваша потребность уже включена в каталог товаров, работ, услуг, то нужно взять наименование из каталога товаров, работ, услуг. Это ваша обязанность. Если наименования там нет, то можно прибегнуть к помощи разнообразных классификаторов, стандартов, справочников.
Каталог базируется на ОКПД 2, там мы можем найти важную информацию, которая поможет назвать наш объект закупки. Любые другие классификаторы, в том числе, международные, стандарты, справочники — тоже могут помочь.
Если вы нигде не нашли информации, не забывайте о принципе разумности и понятности. Наименование объекта закупки не должно быть слишком общим, например, наименование «оборудование». Но в то же время наименование объекта не может быть слишком длинным, слишком детальным.
Не надо пытаться половину ТЗ пытаться впихнуть в описание объекта закупки.
Если приобретается сразу несколько товаров, то целесообразно в наименовании указывать группу, а не расписывать все изделия, например, «Поставка канцелярских принадлежностей и офисной бумаги».
Для монозакупки, наоборот, предпочтительным оказывается указание конкретной продукции, например, «Поставка легкового автомобиля».
Это позволит потенциальным поставщикам быстрее отыскать необходимые ему тендеры, что обеспечит полноценную конкуренцию и заключение контракта на выгодных для заказчика условиях.
Если мы называем свою потребность так, что поставщику не понятно, что же мы покупаем, мы существенно снижаем привлекательность своей закупки.
Когда мы придумываем каверзное наименование объекта закупки, мы рискуем: запутаться в наименованиях и использовать в разных документах разные наименования, либо в одном документе.
Кроме того, разумное наименование нам необходимо для того, чтобы мы могли помочь заказчикам формировать НМЦ (мы можем пользоваться реестром контрактов как источником ценовой информации).
И, зачастую, разумное наименование предопределяет параметры, которые мы будем использовать при описании потребности, например, к какому коду классификатора мы отнесем, как назовем, так и будем закупать: и с точки зрения способов, и с точки зрения требований к участникам процедуры, и с точки зрения применения национального режима».
Наименование закупаемого объекта должно быть указано во всех основных документах:
- План-график. Прописывается не только само наименование, но и описание закупаемого объекта (ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). При этом сокращать информацию запрещено. Она должна быть указана в полном объеме.
- Извещение. Наименование прописывается в шапке извещения и в его тексте. Это позволит быстро находить необходимую процедуру.
- Документация о закупке. Прописывается независимо от типа закупочной процедуры, в том числе и закрытого типа.
В последствии наименование приобретаемого объекта должно быть указано и в заключаемом контракте.
На что обратить внимание
Запомните, запрещено размещать в ЕИС извещения, наименование приобретаемого объекта в которых не совпадает с планом-графиком (ст. 21 ч. 12 Закона № 44-ФЗ).
Сначала необходимо внести корректировки в план-график, указав соответствующий ОКПД2, и только спустя 10 десять дней после этого можно будет проводить закупку.
Если заказчик провел закупку, наименование которой не совпадает со сведениями из план-графика, то последует штраф: для должностного лица он составит 15 тысяч рублей, а для юридического — 50 тысяч рублей.
Иногда недобросовестные заказчики пытаются исказить наименование закупаемых объектов, чтобы потенциальные поставщики не смогли отыскать в ЕИС закупку. Делать это категорически запрещено, так как это явное ограничение конкуренции. За это заказчик тоже будет привлечен к ответственности. Поэтому необходимо быть предельно внимательными при составлении наименований.
Обоснование закупок по 44-ФЗ — что это, примеры и образцы, критерии оценки
Время чтения: 5 минут(ы)
Согласно действующему федеральному законодательству о контрактной системе заказчики обязаны при планировании собственных закупок осуществлять их документальное обоснование.
Соответствующее Постановление Правительства регламентирует порядок обоснования приобретения товаров и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд и форм такого обоснования.
О том, как именно должно осуществляться обоснование закупок по 44-ФЗ, мы сегодня и поговорим.
Что такое обоснование закупки по 44-ФЗ и зачем это нужно?
- Обоснование закупки – это официальный документ, являющийся неотъемлемым приложением к плану и плану-графику закупок.
- Осуществляется обоснование закупки Заказчиком на этапе планирования и представляет собой установление соответствия планируемой закупки действительным целям осуществления закупок.
- Внимание: При внесении изменений в план или план-график закупок соответствующие изменения должны вноситься и в соответствующие формы обоснования закупок.
Какие существенные условия закупки подлежат обоснованию?
При составлении и формировании плана предполагаемых закупок обоснованию подлежит непосредственно объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели данной закупки.
В таблице самого плана содержится колонка под названием «Цель осуществления закупки», в которой и должно указываться мероприятие муниципальной или государственной программы, в рамках которое учреждение делает закупку, а также предполагаемый результат проведения данного мероприятия.
При формировании плана графику обосновывать необходимо начальную стоимость контракта и метод определения поставщика/исполнителя/подрядчика.
Сроки подготовки
Сроки подготовки обоснования закупок устанавливаются следующим образом:
- Правительством Российской Федерации — для федеральных Заказчиков;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта — для Заказчиков субъекта Российской Федерации;
- местной администрацией — для муниципальных Заказчиков .
Как написать обоснование закупки по 44-ФЗ: примеры и образцы
Соответствие объекта закупки — что писать?
- Графы форм обоснования планов и планов-графиков закупок заполняются заказчиком в свободной форме, но в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ.
- При этом в качестве обязательного приложения к плану закупок будет выступать отдельный документ-обоснование в отношении каждого объекта закупок.
- Обоснование закупок представляет собой таблицу, в которую по каждой отдельной закупке вносят:
- идентификационный номер/код;
- наименование объекта закупки;
- наименование программы (государственное/субъекта РФ/муниципальной);
- наименование мероприятия программы;
- обоснование соответствия объекта закупки мероприятию, полномочиям, функциям и международному договору РФ;
- полное наименование, дату принятия и номер утвержденных нормативно-правовых актов.
При составлении плана-графика необходимо внести данные по каждому объекту закупки в отдельное приложение к данному документу:
- идентификационный номер/код;
- наименование и описание конкретного объекта закупки;
- дополнительные требования (и их обоснование) к участникам закупки;
- метод определения подрядчика/исполнителя/поставщика и обоснование выбора;
- дату начала закупки;
- сведения о размере предоставляемого обеспечения заявки участника и обеспечения исполнения контракта;
- информацию о банковском сопровождении контракта.
Дата утверждения обоснования закупок — какую дату ставить?
Дату утверждения обоснования закупок необходимо ставить ту же, что и дату утверждения плана закупок.
Важно: Утверждается план закупок в течение десяти рабочих дней с момента доведения до муниципального/государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие/исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
При формировании плана закупок
При формировании плана закупок обосновывать необходимо каждый объект закупки, включенный в план. В обосновании Заказчику следует указать цель осуществления закупки: наименование мероприятия, функции, полномочия и реквизиты акта о нормировании или указание на его отсутствие.
Согласно Закону №44-ФЗ цели осуществления закупок могут заключаться в:
- обеспечении реализации мероприятий муниципальных и государственных программ;
- обеспечении исполнения международных обязательств и реализации межгосударственных программ;
- обеспечении выполнения иных функций и полномочий органов власти/местного самоуправления.
Скачать форму обоснования закупок при формировании плана можно по ссылке: https://yadi.sk/i/jeX6FNBd3KmfZZ.
Примеры обоснования закупок при формировании плана закупок размещены здесь https://yadi.sk/i/1VymNR9I3KmfeE и здесь https://yadi.sk/i/GW-fTfD03KmffK.
При формировании плана-графика
Согласно действующему законодательству при создании плана-графика обоснованию подлежит начальная/максимальная стоимость контракта, способ определения поставщика и дополнительные требования к участникам закупки.
Скачать форму обоснования для плана-графика можно по адресу https://yadi.sk/i/gUpe7Uc-3KmfjT.
Пример обоснования закупки у единственного поставщика
В случае осуществления закупки у единственного поставщика заказчику необходимо в соответствующем отчете объяснить причину, по которой конкурентные способы закупки не использовались, например:
- срочность закупки (необходимо подтверждение нецелесообразности торгов из-за ограниченного количества времени);
- отсутствие конкуренции (если поставщик является монополистом в данном регионе, а привлечение поставщиков из других регионов нецелесообразно или невозможно);
- нерентабельность доставки из другого региона (при отсутствии других поставщиков в регионе);
- отсутствие заинтересованности участников рынка (необходимо документальное подтверждение);
- распродажа (цены данного поставщика существенно ниже рыночных в течение ограниченного промежутка времени);
- дополнительная закупка (при необходимости обеспечения полной совместимости ранее купленных товаров с товарами из новой закупки).
Отчет необходимо составить и утвердить до заключения контракта. Форма отчета не регламентирована, однако обоснование закупки у единственного поставщика должно включать следующие сведения:
- цель и необходимость закупки;
- описание товара и преимуществ поставщика;
- объяснение причин невозможности или нецелесообразности использования конкурентных способов закупки;
- вывод о необходимости закупки у данного поставщика.
При необходимости следует указать ссылки на нормы, установленные на законодательном уровне.
Пример обоснования закупки у единственного поставщика можно скачать по ссылке: https://yadi.sk/i/s99XVqj83Kmfpk.
Обоснование годового объема
При составлении обоснования закупок у единственного поставщика необходимо помнить о том, что закон разрешает приобретать у единственного поставщика товары на сумму не более ста тысяч рублей, однако совокупный годовой объем таких покупок (кроме закупок для нужд сельского поселения) не должен превышать 5 процентов от всех закупок и 50 миллионов рублей.
При этом для закупок в сфере науки, культуры, спорта и образования действует ограничение в 50% и 20 миллионов рублей соответственно.
Для закупки лабораторного оборудования
С примером обоснования для закупки лабораторного оборудования можно ознакомиться здесь https://yadi.sk/i/mcWePlsk3Kmftv.
Иностранного программного обеспечения
С начала прошлого года в России введены определенные ограничения на закупку иностранного ПО (Постановление Правительства №1236 от 16.11.2015). Иными словами, муниципальные и государственные заказчики должны ограничить закупки программного обеспечения утвержденным перечнем. Приобретение иностранного софта допускается только в случае веского обоснования необходимости его закупки.
Важно: Перед принятием окончательного решения о приобретении иностранного ПО Заказчик должен провести работу с реестром российского программного обеспечения.
Таким образом, Заказчик обязан сначала:
- изучить реестр и определить к какому классу относится нужное ему ПО;
- найти на официальном сайте госреестра сведения об имеющемся софте данного класса;
- при наличии подходящего ПО сверить продукт с требуемыми характеристиками.
Если имеющийся продукт по каким-то причинам не подходит, Заказчику предстоит составить обоснование необходимости приобретения иностранного софта, в котором необходимо указать:
- причины невозможности соблюдения запрета;
- класс необходимого программного обеспечения;
- требования к характеристикам закупаемого ПО, которым не соответствует российский продукт.
Пример обоснования закупки иностранного ПО размещен по ссылке https://yadi.sk/i/BJSspLNT3KmfxX.
По microsoft office
Пример обоснования закупки Microsoft Office можно найти в этом документе: https://yadi.sk/i/NTWEiiGb3Kmfz4.
Обоснование закупки компьютерной техники
Согласно действующему законодательству, в государственных закупках установлены запреты и ограничения на приобретения иностранных товаров. Иными словами, если товар зарубежного производства не входит в ограничительный или запретный перечень, то заказчик имеет право на его приобретение.
Необходимо отметить, что в отношении компьютерной и организационной техники участникам не запрещено в своих заявках предлагать к закупкам товары зарубежного производства, однако имеется ряд условий, при которых они могут быть допущены к процедуре.
К примеру, продукции из стран Евросоюза предусмотрена пятнадцатипроцентная преференция в отношении стоимости контракта.
В прошлом году было введено новое ограничение на приобретение отдельных видов радиоэлектронной техники иностранного происхождения, согласно которому заказчик обязан отклонить заявки по радиоэлектронике зарубежного производства, если на конкурс поступило хотя бы две заявки с предложением российских товаров разных производителей. Однако данного рода ограничения не распространяются на товары производства стран ЕАЭС (Евразийского экономического союза).
Важный момент заключается в том, что в один и тот же контракт заказчик не имеет права включать продукцию, входящую и не входящую в перечень, прилагаемый к постановлению. Также в ходе исполнения контракта заменить товары российского производства и производства Евразийского экономического союза на импортные аналоги нельзя.
Как производится оценка обоснованности осуществления закупок: критерии
- Согласно Закону №44-ФЗ оценка обоснованности закупок производится в ходе мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок.
- Важно: По результатам контроля и аудита закупка может быть признана необоснованной.
- В такой ситуации органы внутреннего муниципального/государственного финансового контроля выдают соответствующие предписания о ликвидации выявленных нарушений законодательства и привлекают виновных лиц к соответствующей административной ответственности.
Таким образом, обоснование закупок не обычная формальность, а полноценный документ, которой дает возможность приобрести товары, работы или услуги в необходимом качестве и количестве.
Именно поэтому к составлению обоснования необходимо подойти со всей внимательностью и ответственностью.
Описание объекта закупки. как правильно прописать товарные знаки в документации о закупке 44 фз треб
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Можно ли указывать цвет автомобиля в описании объекта закупки, которая заключается по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ?
- Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Само по себе установление в документации о закупке требования к цвету автомобиля не является нарушением требований Закона N 44-ФЗ, если такие действия заказчика не ограничивают количество участников закупки.
- Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
- Барсегян Артем
- 20 февраля 2017 г.
- Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]
8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Как описать объект закупки
Объект закупки — это, по 44-ФЗ, товары, работы, услуги (ТРУ), поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта.
Описание объекта закупки — это фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), позволяющая идентифицировать то, что нужно госзаказчику.
Как описывать
Одно из основных правил, установленных ст 33 ФЗ 44: описание объекта закупки должно носить объективный характер. Закупочная документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых ТРУ установленным требованиям. При этом указываются как фиксированные показатели, так и допустимый диапазон.
При описании объекта закупки заказчик обязан использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, предусмотренные действующими техническими регламентами и стандартами, либо обосновать в документации необходимость использования других показателей и терминологии.
Нельзя описывать, используя:
- указание на конкретные товарные знаки, фирменные наименования, патенты, полезные модели, знаки обслуживания, промышленные образцы;
- наименование места происхождения или наименование производителя;
- требования, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников.
Пример описания объекта закупки
- Описание объекта закупки по 44-ФЗ, пример для заказа компьютерного стола, составлено в соответствии с правилами ст.
33 44-ФЗ:
- Как писать заказчику
- Как писать поставщику
- МДФ, облицованный пленкой
- Показатель остается неизменным, указать конкретное значение в том виде, в котором оно установлено заказчиком: «МДФ, облицованный пленкой»
- Указать одно конкретное значение, равное или превышающее установленное минимальное значение. Например, «15 мм»
- Показатель остается неизменным, указать так же, как у заказчика: «1400×755×900/720 мм»
Исключения из правил
Документация о госзакупке может содержать указание на товарные знаки в следующих случаях:
- нет другого способа более точно описать характеристики объекта закупки;
- при выполнении закупаемых работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в документацию слов «или эквивалент», кроме случаев:
Пример описания с исключением из правил
Допустим, необходимо заказать расходные материалы для принтера — картридж. В этом случае следует указать:
- Товар — Картридж Canon PGI – 450XL (6434B001) для принтера Canon PIXMA MG-6640 черный пигмент.
- Ресурс печати — не менее 500 страниц.
- Гарантийный срок — не менее 12 мес.
При такой закупке можно не сопровождать указание на товарные знаки словами «или эквивалент», поскольку недопустима поставка других расходных материалов: поставляться могут только оригинальные расходные материалы (картриджи, контейнеры с тонером), которые изготовлены производителем оборудования, для которых они предназначены (принтеры находятся на гарантийном обслуживании).
Составляем обоснование соответствия объекта закупки
Что такое объект закупки и как его описать
Объект закупки — в своем роде аналог техническому заданию, от его правильного описания зависит эффективность проведения закупочных процедур. Объект закупки — это по 44-ФЗ фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), которые позволяют идентифицировать его.
Описание объекта госзакупки должно быть предельно объективным и конкретным, чтобы заказчик получил максимальное количество соответствующих предложений и выбрал победителя.
В описание необходимо включать все имеющиеся характеристики: функциональные, качественные и технические, а также его эксплуатационные свойства.
Запрещено ссылаться на товарные знаки или фирменные наименования и указывать другие требования, которые ограничат количество участников.
Источниками для формирования описания могут быть:
- Ранее исполненные контракты.
- Официальные сайты (или иные источники информации) государственных и муниципальных органов.
- Нормативные документы, технические нормы, стандарты, регламенты и другие своды правил.
- Информация из опубликованных научных статей в журналах и других источниках информации.
- Другие источники.
Существуют рекомендации к описанию предмета госзакупки. Они касаются технических и физических показателей, терминологии и условных обозначений, которые используются при описании закупаемых товаров, работ и услуг. Они установлены:
- Стандартами, принятыми в соответствии с 162-ФЗ от 29.06.2015 «О стандартизации в Российской Федерации».
Правила описания объекта закупки по ФЗ №44 в 2020 году
Описание объекта – это важный элемент любой закупочной процедуры, от которого напрямую зависит результат торгов. Под объектом или предметом понимается товар, работа или услуга, которая необходима заказчику и под которую создается закупка. Само описание – это перечень качественных и количественных характеристик.
Описание должно быть составлено таким образом, чтобы участники смогли понять потребности заказчика. Рассмотрим требования к составлению согласно ФЗ №44 и ФЗ №223, а также исключения из правил.
Нюансы регламентации
Согласно нормативной регламентации статьи 33 Федерального закона №44, описание закупки должно быть объективным. Закупочная документация должна составляться таким образом, чтобы можно было определить соответствие описания объекта установленным заказчиком требованиям.
При составлении описания закупки заказчик должен использовать как постоянные составляющие, так и допустимые вариации: показатели и условные обозначения согласно стандартам и техническим регламентам либо иные другие, имеющие обоснования.
Нельзя использовать конкретные товарные знаки, фирменные наименования и другие уникальные обозначения, устанавливать требования к производителю и репутации, наличию ресурсов для реализации закупки, использовать требования, ограничивающие конкуренцию. Но ФЗ №44 предусмотрены исключения:
- Отсутствие возможности использования другой терминологии и обозначений.
- Предусмотрена поставка или реализация товаров, которые не являются предметом контракта.
Правила грамотного описания
Для достижения желаемого результата, соблюдая все требования законодательства РФ, заказчик при составлении описания объекта закупки должен придерживаться следующих правил:
- Учет всех особенностей товара, работы или услуги.
- Обратить внимание на маркировку товара и характеристики, которые могут быть в ней зашифрованы.
- Как минимум две разные модели товара из линейки, представленной на рынке, должны соответствовать требованиям заказчика. Зачастую в описании товара указано слишком много требований и характеристик, из-за чего поиск исполнителей невозможен.
- При необходимости соблюдения ГОСТ достаточно указать только его номер. Перечисленные характеристики должны в обязательном порядке ему соответствовать.
- Отказ от субъективных формулировок.
- Правильные единицы измерения.
- При указании товарных знаков отметить ссылки на аналоги.
- Отсутствие копипаста.
- Конкретные требования технического задания.
- Информация по формированию заявки.
Чтобы облегчить заказчикам процесс сбора и анализа информации для размещения конкретной закупки, на Главном портале http://zakupki.gov.ru/ в свободном доступе представлен каталог товаров, работ и услуг (КТРУ) с подробным описанием объектов. По состоянию на 2020 год в каталоге находится свыше 25 000 наименований продуктов и услуг, реестр постоянно пополняется.
Заказчики имеют право использовать информацию по объектам закупок из КТРУ только по истечении 30 дней с момента ее публикации в ЕИС.
При составлении описания заказчики могут допустить следующие ошибки:
- Указать товарный знак без эквивалента. Суд принимает позицию заказчика только в том случае, если им были представлены доказательства невозможности и недопустимости поставки аналога.
- Отсутствие конкретных характеристик товара, нарушение норм статьи 33 ФЗ №44.
- Противоречивые требования к товарам, которые нарушают КоАП РФ и ФЗ №44.
- Лишние требования.
Ниже представлена подробная информация о том, как правильно описать объект закупки согласно Федеральному закону №44.
Возможные исключения
Заказчик, согласно требованиям законодательства РФ в контрактной сфере, должен соблюдать ряд правил к информации в описании. В нем не должно быть указания на товарные знаки. Но из правила существуют исключения:
- Наличие фразы «или эквивалент».
- Необходимость в лекарственных средствах соответствии с их торговыми наименованиями.
- Проведение закупки по лекарствам в соответствии с назначениями врачебной комиссии.
- Важная информация: в случае медикаментов описательная часть должна содержать международное незапатентованное наименование или название по химическому признаку и группировке.
- Заказчик имеет право указать, что поставляемый товар может быть только новым, он не ремонтировался и не эксплуатировался.
- Техническое задание на выполнение заказа может быть включено в описание в следующих случаях:
- Несовместимость продукции производителя и заказчика.
- Закупка расходных материалов и запасных частей конкретных марок к производственному оборудованию, которым пользуется заказчик согласно технической документации.
Важно знать, что при необходимости описательная часть объекта может быть дополнена чертежами, спецификацией, планами, информацией по сроку обслуживания и предоставления гарантии, обучению определенного круга лиц, занимающихся обслуживанием оборудования.
Количество требований не должно быть избыточным, так как в противном случае закупку будет невозможно реализовать.
Можно ли изменять характеристики объекта закупки
Согласно регламентации ФЗ №44, закупочная документа может быть изменена заказчиком заблаговременно. В случае внесения изменений в извещение и другую сопутствующую документацию нельзя менять объект закупок и размер обеспечения исполнения.
Зачастую заказчики полагают, что не является нарушением законодательства уточнение количественных, функциональных, качественных и эксплуатационных характеристик объекта после того, как описание уже сформулировано. Но, согласно м от Минэкономразвития России, заказчику запрещено вносить какие-либо изменения в уже утвержденную закупочную документацию.
Обоснование следующее: каждая процедура вносится в план закупок и план-график в обязательном порядке. Если руководствоваться частью 3 статьи 21 ФЗ №44, то при планировании указывают описание каждого объекта конкретной закупки. Таким образом, если указанные сведения меняются, то закупка не будет соответствовать план-графику.
Дополнительно о правилах описания объекта закупок можно узнать ниже на видео.
Рекомендуем другие статьи по теме
Как назвать объект закупки по 44-ФЗ? | Контур.Закупки
Подыскивая тендеры, сначала поставщики обращают внимание на наименование закупки. Именно от него будет зависеть, захочет ли потенциальный исполнитель получить более подробную информацию о процедуре, чтобы решить вопрос своего участия. В статье дадим ключевую информацию о формировании наименования объекта закупки по 44-ФЗ.
Каталог товаров, работ и услуг в ЕИС
До 2017 года как заказчики были вольны называть объекты закупки на свое усмотрение. Зачастую это приводило к недопониманию со стороны поставщиков, а иной раз играло на руку недобросовестным заказчикам. В итоге все пришло к тому, что наименование объекта закупки было решено стандартизировать.
В связи с этим с 1 января 2017 года в ЕИС появился Каталог товаров, работ и услуг (КТРУ) со стандартными наименованиями и описаниями объектов закупки. За его ведение отвечает орган исполнительной власти, на который возложен контроль в сфере закупок. Сейчас таким органом является Министерство финансов.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Если объект внесен в Каталог
В закон 44-ФЗ было внесено изменение, которое обязало заказчиков при подготовке закупки использовать КТРУ. Казалось бы, проблема решена — нужно просто взять название из Каталога.
Однако работа по его наполнению очень трудоемкая и движется медленно. В перспективе в него попадут абсолютно все товары, работы и услуги, которые могут закупаться в рамках госзаказа. Но пока до этого еще далеко.
В первую очередь, в КТРУ вносят лекарственные препараты и медицинские изделия.
Для объектов закупки, которые уже внесены в Каталог, наименование и описание необходимо брать из него.
Если объект в Каталоге отсутствует
Как мы упоминали выше, большинство объектов закупки в Каталог пока не включено. Чтобы составить их наименования, целесообразно обратиться к различным классификаторам и стандартам. В частности, к ОКПД 2, который и лежит в основе КТРУ. Также можно воспользоваться другими классификаторами, в том числе международными.
Если информация об объекте закупки в стандартах не найдена, на помощь заказчику приходит принцип разумности и понятности.
Не стоит делать название слишком общим и коротким, но в то же время не нужно в нем расписывать детали и ключевые моменты технического задания.
Из описания поставщик должен сразу понять, какой товар или группа интересует заказчика, однако без лишних подробностей, которые могут сбить его с толку.
Если заказчик испытывает потребность в каком-то единственном предмете, то его следует указать в названии. Например, если нужно приобрести транспортное средство, такую закупку целесообразно озаглавить «Поставка легкового автомобиля».
Нередко заказчик закупает в рамках одной закупки целую товарную группу. В таком случае в названии лучше упомянуть ее наименование.
Например, закупку предметов для обеспечения работы офиса можно озаглавить «Поставка канцелярских товаров». Из этого названия сразу понятно, о какой группе идет речь.
А вот о том, что именно из канцелярских принадлежностей и в каком количестве необходимо заказчику, поставщик сможет узнать из описания.
Почему важно сформировать правильное наименование
Из-за некорректного наименования сложности могут быть и у заказчика, и у поставщика. Вот основные причины того, почему объект закупки важно назвать правильно и понятно:
- Удобно искать. Поставщик попросту не сможет найти закупку, если название указано неточно. Значит, конкуренция и шанс получить лучшую цену снижается.
- Легко понять потребность заказчика. Если название объекта будет слишком заковыристым, это может оттолкнуть поставщика, даже если он обнаружит закупку. У него сложится впечатление, что разобраться в ТЗ он тем более не сможет.
- Проще предложить цену. Четкое и ясное наименование объекта закупки поможет при формировании ценового предложения.Например, можно отыскать в реестре контрактов закупки с таким же объектом и оценить уровень цен.
- Проще определить параметры закупки. Правильно сформированное название объекта поможет определиться со способом проведения, с требованиями к участникам, с необходимостью применять национальный режим.
- Меньше вопросов от ФАС. Запутанное название может стать причиной жалобы на заказчика. Дело в том, что в своих попытках ограничить конкуренцию недобросовестные заказчики иногда специально вносят путаницу в документацию и наименование объекта. Поставщик может расценить, что заказчик ставил перед собой именно такую цель, и пожаловаться в ФАС.
О важности придерживаться сформированного наименования
Во всех документах закупки следует указать одинаковое наименование объекта, а именно:
- В плане-графике, помимо наименования, следует указать описание объекта. Информация должна быть представлена в полном объеме.
- В извещении необходимо прописать наименование объекта закупки в шапке и в тексте. При этом оно должно совпадать с тем, что указано в плане -графике.
- В документации о закупке также должно быть наименование объекта и его детальное описание.
- В контракте, когда он будет заключен, необходимо указать название закупаемого объекта.
Важно! Нельзя указать в плане-графике одно наименование, а затем «немного изменить» его для извещения. Прежде придется внести изменение в план-график.
Если этого не сделать, должностное лицо может быть оштрафовано на 15000 рублей, а юридическое — на 50000 рублей.
Проводить процедуру можно будет только спустя 10 дней после того, как внесены изменения в план-график.
Спецификация к контракту по 44-ФЗ: правила и сроки составления
Из этой статьи вы узнаете:
- Для чего составляется спецификация к контракту по 44-ФЗ
- Когда нужно составлять спецификацию к контракту по 44-ФЗ
- Правила заполнения спецификации к контракту по 44-ФЗ
- Что можно, а что нельзя указывать в спецификации к контракту по 44-ФЗ
- Предусмотрено ли в 44-ФЗ изменение спецификации к контракту
Спецификация к контракту по 44-ФЗ в обязательном порядке составляется при проведении закупок. Без грамотно составленной спецификации и в случае подтверждения поставки товаров/услуг одним из участников торгов закупщик рискует получить совсем не то, на что рассчитывал изначально.
При составлении спецификации необходимо придерживаться ряда правил и правильно оформлять документацию. В противном случае не избежать претензий со стороны ФАС. Как правильно оформляется этот важный документ и какие нюансы необходимо учитывать при его составлении, вы узнаете из нашего материала.
Для чего составляется спецификация к контракту по 44-ФЗ
В 44-ФЗ установлено, что спецификация – это обязательная составляющая госконтракта. Разработка ее должна осуществляться параллельно с подготовкой остальной документации по закупке.
В спецификации прописываются основные существенные условия – наименование товара, закупаемый объем, стоимость контракта и цена отдельной единицы. То есть в этом документе раскрываются детали соглашения о предмете и цене, заключенного между сторонами сделки.
Важно! 44-ФЗ не разъясняет, что такое спецификация к госзаказу. Однако, ч. 4 ст. 93 требует, чтобы в контракте была рассчитана и обоснована его стоимость, если продукция закупается у единственного поставщика.
У термина «спецификация» есть несколько синонимов («техническая часть», «техническое задание», «проектно-сметная документация» и т. п.), но именно «спецификация» используется чаще всего. А в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ раздел документации о закупке, характеризующий закупаемый объект, определяется как «описание объекта закупки».
Не важно, какой термин используется, главное, чтобы в документах были четко обозначены требования к закупаемой продукции. Они должны быть понятными и отвечать всем требованиям законодательства – 44-ФЗ, 223-ФЗ и 135-ФЗ.
Ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ требует указания в описании показателей, по которым возможно определить, соответствует ли объект закупки предъявляемым заказчиком требованиям.
При этом необходимо указывать диапазон значений (если допускается их варьирование) либо конкретные значения для тех показателей, которые должны быть неизменны.
Это условие обеспечивает здоровую конкуренцию среди участников тендера.
Нельзя устанавливать точный вес, размер, габариты, мощность закупаемого объекта. В спецификации требуется обозначать минимальный и максимальный порог.
Задача потенциальных исполнителей – произвести и поставить товар, который будет соответствовать по показателям заданному диапазону значений. Также в ст.
33 говорится о том, что для ряда показателей может быть определено одно конкретное значение.
Заказчик, готовящийся провести закупку, должен приложить к проекту контракта бланк, который может на первом этапе представлять пустую таблицу либо перечень товаров и услуг, планируемых к закупке. Эти бумаги, а также тендерную документацию и извещение о закупке нужно разместить в Единой информационной системе.
В ходе процедуры устанавливается окончательная стоимость госзаказа.
Если проводится аукцион на электронной площадке, то максимум через 5 дней после того, как будет опубликован протокол его проведения, заказчик должен отправить победителю еще неподписанный контракт, указав в нем конкретные значения показателей товара, обозначенные в заявке выигравшего участника (ч. 2 ст. 83.2 № 44-ФЗ). Поставщику дается 5 дней на подписание договора, предоставление обеспечения и других бумаг при необходимости (ч. 3 ст. 83.2 № 44-ФЗ).
Заказчик имеет право прописать в контракте условие об обязательном предоставлении поставщиком разбивки по стоимости каждого закупаемого объекта после подписания контракта. Затем организатор закупки в течение 3 рабочих дней публикует информацию о сделке в реестре контрактов, указывая стоимость каждой единицы товара.
В первом случае составление спецификации к контракту по 44-ФЗ ложится на закупщика, а во втором – на поставщика. Однако закон не вменяет эту обязанность ни одной из сторон. На практике спецификацию чаще составляет победитель торгов независимо от того, каким способом они были проведены.
Правила заполнения спецификации к контракту по 44-ФЗ
Закон не устанавливает конкретных требований к заполнению спецификации к госконтракту. При самостоятельной разработке этого документа нужно обязательно включить в него таблицу со следующими полями:
- Порядковый помер.
- Наименование закупаемого объекта.
- Технические характеристики.
- Объем закупки (количество продукции или объем услуг/работ).
- Единица измерения.
- Цена каждой единицы.
- Общая стоимость каждого наименования, определяется как произведение стоимости единицы на количество товара этого наименования.
- Общая сумма контракта.
Дополнительно можно составить график исполнения контракта в том же количестве экземпляров, что и само соглашение. Под ним должны поставить подпись обе стороны.
Образец спецификации к контракту по 44-ФЗ вы можете скачать здесь.
Что можно, а что нельзя указывать в спецификации к контракту по 44-ФЗ
Указывая необходимые характеристики закупаемого товара в описании, нельзя устанавливать требования к следующим параметрам:
- товарные знаки;
- знаки обслуживания;
- фирменные наименования;
- патенты;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- наименование места происхождения товара или производитель.
Описание объекта закупки не должно содержать требований к нему, ограничивающих количество потенциальных поставщиков.
В законе не указано, какие это конкретно требования, однако четко прописано, что они не должны быть причиной нарушения конкуренции из-за ограничения количества участников.
В исключительных случаях, однако, допускается ужесточать требования к закупаемой продукции. К примеру, если не представляется возможным по-другому точно и четко описать ее.
Закон 44-ФЗ разрешает указывать в конкурсной документации определенные товарные знаки, если планируется выполнять работы/оказывать услуги с использованием товаров, которые не будут являться объектом закупки. В таком случае необходимо обязательно включать в спецификацию к контракту слова «или эквивалент».
Например, заключается госконтракт на строительные работы. Безусловно, для проведения работ требуются стройматериалы – цемент, клей, кирпич определенных марок. При этом они не являются предметами госконтракта.
Поэтому заказчик, проводя тендер на строительство, вправе обозначить требуемые характеристики материалов и даже указать конкретные торговые марки. Но тогда обязательно нужно будет добавить «или эквивалент».
В некоторых ситуациях добавление слов «или эквивалент» не требуется:
- Если в ходе работ необходимо обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с теми, которые уже используются заказчиком, и продукция с другими товарными знаками несовместима с ними. К примеру, организатор закупки владеет сетью, работающей только с определенным оборудованием, и интеграция в нее другого оборудования невозможна.
- Если приобретаются запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, которое используется организатором закупки, в соответствии с техдокументацией на эти машины и оборудование. Но только в том случае, если в документации содержатся четкие требования к использованию запасных частей конкретного производителя.
В спецификацию к контракту по 44-ФЗ необходимо при наличии такой возможности включать стандартные показатели, требования, условные обозначения, термины, касающиеся технических и качественных характеристик закупаемых товаров, установленные в технических регламентах, ГОСТах и других нормативных документах.
В соответствии со ст. 33 44-ФЗ описание объекта закупки может содержать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работ, тестирования, требования к проведению испытаний, методам испытаний, упаковке в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, маркировке, этикеткам, форме подтверждения соответствия (ГОСТу, ТУ или др.), процессам и методам производства и др.
Необходимо включать в описание изображение закупаемого товара (если требуется, чтобы он соответствовал этому изображению).
Также в документации должно быть прописано, где, когда и в каком порядке потенциальные поставщики могут осмотреть образец или макет объекта закупки, который планирует приобрести заказчик (если требуется, чтобы товар соответствовал конкретному образцу или макету). К примеру, если организатор тендера указывает в документации, что обязательно соответствие продукции определенному макету, он обязан обозначить, где находится этот макет, чтобы все участники могли ознакомиться с ним в специально отведенное время.
К поставкам допускается только новый товар. То есть не бывший в употреблении, не ремонтированный, не восстановленный, не после восстановления потребительских свойств и без замены составных частей.
Отметим, что Федеральный закон № 44-ФЗ содержит оговорку: «в случае если иное не предусмотрено описанием объекта закупки».
То есть в спецификации к контракту вполне можно указать, что товар не должен быть новым, и тогда возможна закупка б/у продукции.
В спецификации должны быть обозначены показатели, по которым можно определить, соответствует объект закупки установленным заказчиком требованиям или нет.
При этом прописывается допустимый диапазон значений нормируемых показателей (нижняя и верхняя граница) либо их конкретное значение, если они должны быть неизменны.
Стоит отметить, что при установлении показателя, соответствие которому может обеспечить только одна фирма, расценивается как нарушение конкуренции.
Если необходимо, в спецификацию к контракту можно включить требования к срокам, на которые распространяется гарантия на товар, работы или услуги, и объему предоставления гарантий качества; к гарантийному обслуживанию товара; к эксплуатационным расходам; к обязательности проведения монтажных и пуско-наладочных работ; к обучению персонала, который будет пользоваться товаром и обслуживать его.
Если проводится тендер на поставку новых машин и оборудования, заказчик должен прописать в закупочной документации требования к гарантийным обязательствам производителя и/или поставщика данного товара и сроку действия гарантии. Она должна предоставляться вместе с объектом закупки.
Запрещается включение в спецификацию к контракту по 44-ФЗ следующих требований:
- к производителю продукции (к примеру, нельзя выставлять требования к мощности производства и длительности нахождения компании на рынке);
- к участнику тендера (в том числе к квалификации и опыту работы);
- к деловой репутации;
- к наличию производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых и финансовых ресурсов.
Однако в исключительных случаях законодательство предусматривает установление таких требований к потенциальным поставщикам.
Предусмотрено ли в 44-ФЗ изменение спецификации к контракту
jpg»>
Дополнительное соглашение имеет не меньшую значимость, чем государственный контракт. Этот документ составляется, если нужно изменить или дополнить действующий договор.
44-ФЗ разрешает уже после проведения закупки заключать дополнительное соглашение, если стороны считают это необходимым.
Дополнительное соглашение – это неотъемлемая составляющая госконтракта. После того как обе стороны подписывают его, оно немедленно вступает в силу.
При этом вступают в силу и изменения, внесенные в заключенный ранее заказчиком и победителем договор. Надо понимать, что государственный контракт – это не дополнительная документация, необходимая для исполнения работ (к ней относится, например, техническое задание на выполнение работ и т. д.).
Право сторон госзакупок заключать дополнительное соглашение прописано не только в Федеральном законе 44-ФЗ, но и в Гражданском кодексе РФ (ст. 451).
Изменение спецификации возможно только в случае замены требований к объекту закупки на улучшенные по сравнению с установленными ранее. В противном случае должны быть закуплены товары с характеристиками, которые указал выигравший тендер участник в первой части заявки.