Национальный режим в госзакупках по 44-фз

Национальный режим в госзакупках – что это такое? К чему национальный режим закупок обязывает заказчика, и какие последствия он будет иметь для участника закупок? На эти вопросы отвечают эксперты Кредитно-Страхового агентства.

Обратимся сначала к статье 14 закона № 44-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», раскрывающей понятие национального режима и порядок его применения. Итак, в законе говорится следующее:

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

2. В целях защиты внутреннего рынка, развития экономики, поддержки отечественных товаропроизводителей, обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительство России устанавливает запреты и ограничения на поставку импортных товаров, выполнение работ и оказание услуг иностранными лицами.

3. Перечень товаров, работ или услуг, для которых устанавливается национальный режим, определяется Правительством.

4. Нормативными актами Правительства могут быть предусмотрены обстоятельства, допускающие неприменение предусмотренных законом ограничений или запретов. В этом случае заказчик обязан разместить в ЕИС обоснование невозможности их соблюдения.

Более подробно, порядок применения национального режима в госзакупках раскрывается в Приказе Министерства экономического развития от 25 марта 2014г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Приказом Минэкономразвития, в частности, предусмотрено введение преференций для продукции, произведенной в России или странах Евразийского экономического союза, в размере 15 процентов от цены контракта. Это означает, что при определении победителя, к предложенной в заявках цене применяется 15-процентный понижающий коэффициент.

Как это будет применено на практике? Предположим, что в закупке принимают участие два поставщика. При этом один из поставщиков предлагает товар, произведенный за пределами ЕАЭС, но не подпадающий под запрет.

Для победы в закупке этому поставщику придется предложить цену, на 15 процентов ниже, чем у второго поставщика, предлагающего продукцию отечественного производства.

Такие правила действуют для процедур, не предполагающих проведение торгов.

Если же закупка осуществляется путем проведения торгов, то в этом случае действует правило, по которому контракт с победителем, предложившим товары иностранного производства, заключается по цене, сниженной на 15 процентов от цены, предложенной в ходе торгов.

Аналогичный порядок предоставления преференций для отечественной продукции предусмотрен и в закупках госкомпаний, проводимых в соответствии с законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В этом случае закупки проводятся в соответствии с Постановлением Правительства от 16 сентября 2016 г.

№ 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

Так что же такое национальный режим в закупках? Теперь мы можем ответить на этот вопрос.

Национальный режим – это комплекс мер, устанавливаемых Правительством во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти (Министерство финансов, ранее Министерство экономического развития), направленный на поддержание интересов государства, мотивацию внутреннего рынка и предоставление преимуществ отечественным производителем. Национальный режим реализуется путем введения запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров и создания благоприятных условий для допуска на рынок российских аналогов.

Все сказанное выше можно описать одним термином – импортозамещение. Он имеет ту же смысловую нагрузку, как и термин «национальный режим».

  • Рассмотрим кратко, на какие товары, работы и услуги действуют запреты и ограничения в рамках национального режима закупок.
  • Запреты на закупки иностранных товаров
  • В настоящее время установлены запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

При закупке некоторых медицинских изделий — например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов, действует запрет на закупку, если из стран ЕАЭС поступили, по крайней мере, два предложения о поставке такой продукции.

Полный перечень такой продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 05.02.

2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  1. Таким образом, получается, что заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
  2. • содержат предложения о поставке медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Россия или другие государства ЕАЭС;
  3. • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
  4. 2. Запрет на закупки товаров легкой промышленности

Постановлением Правительства РФ от 11.08.

2014 № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд» установлен полный запрет на закупки товаров легкой промышленности из стран, не входящих в ЕАЭС. В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим постановлением, попали:

— ткани, изделия текстильные, полотна трикотажные или вязаные;

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

  • — канаты, веревки, шпагат и сети;
  • — кожа и изделия из неё, меха;
  • — любая одежда, спецодежда, бельё, аксессуары;
  • — изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные;
  • — чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь;
  • — обувь;
  • — изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки;
  • — твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины;
  • — изделия пластмассовые прочие;
  • — услуги по прокату бытовых бельевых изделий;
  • — услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви;
  • Необходимо учитывать, что указанный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует.

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

Запрет распространяется на импортные бульдозеры, автобусы, троллейбусы, вагоны, грузовики, экскаваторы, тракторы, снегоочистители и другие машины, включенные в перечень Постановления Правительства РФ от 14.07.

2014г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Подтверждением страны происхождения продукции в данном случае является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013г.

№ 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» запрещён допуск произведенной за рубежом продукции для целей национальной обороны. Это требование не распространяется на оборудование и товары, которые не производятся на территории РФ.

Для поставщиков из стран ЕАЭС существует исключение, но лишь в отношении некоторых категорий продукции.

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

Аналогичный всеобъемлющий запрет на закупки программного обеспечения установлен Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  1. Исключение из этого запрета возможно лишь в следующих случаях:
  2. • в реестре российского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
  3. • программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому программному обеспечению.

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

Запрет на поставку мебели и отдельных изделий деревообрабатывающей промышленности устанавливается Постановление Правительства РФ от 05.09.2017г.

№ 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закупать продукцию, о которой идет речь в постановлении, можно только, если:

• она произведена на территории России или стран ЕАЭС;

• товары изготавливаются в рамках специального инвестиционного контракта;

• продукция соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 17.07.2015г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ».

Запрет распространяется на различные виды мебели, в том числе металлическую и пластмассовую, матрасные основы, матрасы, диваны, древесно-волокнистые плиты.

Ограничения на закупки иностранных товаров

На отдельные виды товаров Правительством РФ установлены ограничения.

На практике это означает, что заявки, содержащие предложения на поставку изделий иностранного производства, допускаются к участию в процедуре только в том случае, если отсутствуют предложения с продукцией отечественного происхождения, соответствующей установленным характеристикам. При проведении таких закупок участники, предложившие продукцию отечественного производства, получают ценовые преференции в размере 15 процентов.

1. Ограничения на поставку радиоэлектронной продукции

Ограничения на закупку товаров радиоэлектроники установлены Постановлением Правительства РФ от 29.09.2016г. № 968 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В список изделий, попавших под ограничения, включены:

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

  • — светодиодные изделия;
  • — интегральные электронные схемы;
  • — вычислительны машины;
  • — электронные книги;
  • — запоминающие устройства;
  • — радиоэлектронные средства связи;
  • — антенны;
  • — видеокамеры.
  • 2. Ограничения на закупку медицинских изделий

Ограничения установлены и при закупке ряда медицинских изделий, приведенных в Постановлении Правительства РФ от 05.02.1015г.

№ 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В этот список попали:Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

  1. — медицинская одежда;
  2. — санитарно-гигиеническое белье;
  3. — реагенты;
  4. — салфетки;
  5. — тампоны;
  6. — повязки.
  7. 3. Ограничения на закупку лекарственных препаратов

Введение ограничений на закупку лекарственных препаратов устанавливается Постановлением Правительства РФ от 13.11.2015г.

№ 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Национальный режим в госзакупках: практика применения | Контур.Закупки

Закон 44-ФЗ не слишком подробно поясняет вопросы национального режима. Вместе с тем для заказчиков существует много правил, установленных подзаконными нормативными актами. Сегодня рассмотрим, как работать с требования нацрежима.

Суть национального режима

Национальный режим в закупках представляет собой набор мер:

  • заперт на закупку отдельных товаров производства зарубежных стран;
  • ограничение на закупку иностранных товаров;
  • условия их допуска на рынок госзакупок.

Правительство РФ утвердило перечни объектов иностранного производства, которым запрещено участвовать в закупках. А также списки объектов, которые могут участвовать при определенных ограничениях. Что касается условий допуска на рынок госзакупок, то они устанавливаются регулятором.

На следующей схеме показано, как работают меры нацрежима.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Схема 1. Действие разных мер национального режима в закупках

Запрет Ограничение Условия допуска
Если участник предложил иностранный товар, закачк его заявку отклоняет.Исключение: в РФ или странах Таможенного союза объект закупки не производится Правило «Третий лишний»: заказчик должен отклонить иностранную заявку, если поданы 2 заявки из РФ или ЕАЭС с товаром от разных производителей.Есть исключения, например, закупка по постановлению № 1469 (стены) – достаточно одной заявки с российским товаром Заявка с иностранным товарам не отклоняется, но предложение с российским товарам имеет 15%-ную ценовую преференцию.Особенности: при реализации каждого метода закупки преференция предоставляется по-своему (См. Схема 2)
Примеры: иностранное ПО, товары машиностроения Примеры: медизделия и препараты, радиоэлектроника Самые разные товарные группы

Правовое регулирование

Нормативная база по нацрежиму обширна. Мы собрали все НПА в одной таблице. Заказчику следует изучить все нормативные акты, поскольку в каждом из них установлены собственные правила применения. Ну и, конечно, перечни товаров, на которые сей нормативный акт распространяет.

Читайте также:  Аванс по 44-фз в 2019 году: размер выплат в таблице

Таблица. Список нормативных актов, регулирующих национальный режим в госзакупках

Название (ПП — постановление Правительства) Сфера регулирования
Запрет на допуск к закупкам
1 ПП от 14.01.2017 № 9 Общее
2 ПП от 14.07.2014 № 656 Отдельные виды товаров машиностроения
3 ПП от 16.11.2015 № 1236 Программное обеспечение
4 ПП от 11.08.2014 № 791 Товары легкой промышленности и услуги по их прокату
5 ПП от 05.09.2017 № 1072 Отдельные виды товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности
Ограничения на допуск к закупкам
1 ПП от 26.09.2016 № 968 Отдельные виды радиоэлектронной продукции
2 ПП от 04.12.2017 № 1469 Медицинские изделия — стенаты для коронарных артерий, катетеры для ангиопластики и эмболэктомии
3 ПП от 05.02.2015 № 102 Отдельные виды медицинских изделий
4 ПП от 30.11.2015 № 1289 Лекарственные препараты из списка жизненно важных
5 ПП от 22.08.2016 № 832 Отдельные виды пищевых продуктов
Условия допуска
1 Приказ Минэкономразвития 25.03.2014 № 155. Общее

При планировании закупок заказчик должен знать, какими из вышеупомянутых актов регулируются правила нацрежима для того либо иного объекта.

Информацию об этом необходимо указать в плане-графике в столбце 27.

Чтобы ссылки на нормативные акты там отразились, в ЕИС нужно перейти во вкладку «Условия закупки» и прописать НПА в разделе «Преимущества и требования к участникам закупки»:

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

Нужно прописать регулирующие НПА в этом разделе, и тогда они отразятся в плане-графике

Нацрежим на практике

Применение запрета

Допустим, заказчику нужно закупить автотранспортные средства — автобусы (ОКПД 29.10.30.111). Они входят в перечень из постановления № 656. В этом документе объекты закупки разделены на две группы. И для каждой из них установлены перечни документов, при предоставлении которых запрет применяться не будет.

Предмет закупки заказчика входит в группу № 1. Действие запрета не будет распространяться, если участник приложит к заявке один из трех документов:

  1. Копию специнвестконтракта, которую заверил руководитель организации — участницы такого контракта.
  2. Акт экспертизы, подтверждающий, что предложенный товар удовлетворяет требованиям из постановления № 719 от 17 июля 2015 года (выдается Торгово-промышленной палатой).
  3. Сертификат по форме СТ-1, подтверждающий российское или приравненное к нему происхождении товара.

Заказчик получил 3 заявки. Вторые их части содержались следующие документы:

  1. Участник 1. Копия специнвестконтракта.
  2. Участник 2. Сертификат СТ-1.
  3. Участник 3. Сертификат СТ-1, не удостоверяющий требованиям постановления 14.07.2014 № 656. Заявка отклонена.

Таким образом, к участию в закупке допущены два участника – № 1 и № 2.

Применение ограничения

Выше мы упоминали о том, что ограничение — это правило «Третий лишний».

Суть в том, что все заявки с иностранными товарами отклоняются в том случае, если есть как минимум две заявки (в отдельных случаях — одна заявка) с товаром из РФ или ЕАЭС (в некоторых случаях допускаются только товары из России). Причем эти заявки должны содержать предложения разных производителей.

Допустим, заказчику нужно закупить лекарственный препарат из списка жизненно важных (распоряжение Правительства от 23.10.2017 № 2323-р). Здесь вступает в работу постановление № 1289. Оно требует, чтобы поставщики подтвердили происхождение препарата, приложив ко второй части заявки сертификата СТ-1.

Заявки подали 4 участника:

  1. Участник 1. Предложил препарат, произведенный в России, приложил сертификат СТ-1.
  2. Участник 2. Предложил препарат, произведенные в Европе.
  3. Участник 3. Предложил препарат, произведенный в России, приложил сертификат СТ-1.
  4. Участник 4. Предложил препарат, произведенный в России, не приложил сертификат СТ-1.

В этом случае заказчик должен «включить» ограничение из постановления № 1289. Ему следует отклонить заявку участника № 2, поскольку она содержит препарат иностранного производства. Заявку участника № 4 также нужно отклонить, поскольку он не приложил сертификат. Таким образом, к участию допущены два поставщика.

Применение условий допуска

С условиями допуска из приказа Минэкономразвития № 155 все не так просто. Во-первых, приказ распространяется на самые разные товары, начиная с овощей и заканчивая мебелью.

Тогда как «запретные» и «ограничительные» постановления имеют узкую направленность. Во-вторых, для каждого вида процедуры правила предоставление ценовой преференции работают по-своему.

Это видно из Схемы 2.

Схема 2. Предоставление ценовой преференции в связи с национальным режимом

Виды закупок
Конкурс, Запрос котировок Запрос предложений Аукцион
Заявка участника Окончательное предложение Победитель
Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ
Заявка (окончательное предложение) содержит иностранный товар Заявка (окончательное предложение) содержит товар из РФ или ЕАЭС Заявка содержит предложение иностранного товара Заявка содержит предложение товара из РФ или ЕАЭС
Преференции нет При оценке контракта учитывается цена на 15% ниже С победителем заключается контракт по цене на 15% ниже предложенной Преференции нет
Преференции нет
Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ
Конкурс, Запрос котировок, Запрос предложений Аукцион
В закупки только часть товара включена в перечень из приказа № 155 Закупка признана несостоявшейся Все заявки содержат предложения поставки иностранного товара
Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке составляет менее 50% Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке победителя составляет более 50%

В частности, если заказчик проводит запрос котировок или конкурс, то оценивает заявки с российским товаром по критерию «цена контракта», как будто они содержат цену на 15% дешевле. Если же проводится аукцион, то в случае победы заявки с иностранным товаром контракт будет заключаться по цене, на 15% ниже предложения поставщика.

Также существуют случаи, когда преференции из приказа № 155 не предоставляются (см. Схему 2).

Рассмотрим закупку госмедучреждением медицинских изделий, попадающих под приказ № 155. Закупка проводится через аукцион, начальная цена — 98 000 рублей. Поставщики в качестве подтверждения происхождения изделий должны приложить декларацию.

Пример 1. Были поданы 5 заявок, все они допущены к аукциону. По итогам аукциона получилось вот что:

  1. Участник 1. Продукция китайского происхождения. Цена — 97 500 рублей.
  2. Участник 2. Продукция китайского происхождения. Цена — 81 350 рублей.
  3. Участник 3. Продукция российского происхождения. Ценового предложения не подано.
  4. Участник 4. Продукция китайского происхождения. Цена — 76 000 рублей.
  5. Участник 5. Продукция китайского происхождения. Ценового предложения не подано.

Итак, участники № 3 и № 5 не стали участвовать в торгах. Таким образом, единственное предложение российского товара из аукционного выбрало. Следовательно, 15%-ное снижение цены контракта не применяется. Заказчик заключил контракт по цене 76 000 рублей.

Пример 2. На аукцион были поданы следующие заявки:

  1. Участник 1. Продукция китайского происхождения. Цена — 97 500 рублей.
  2. Участник 2. Продукция китайского происхождения. Ценового предложения не подано.
  3. Участник 3. Продукция российского происхождения. Цена — 81 350 рублей.
  4. Участник 4. Продукция российского и китайского происхождения. Цена — 76 000 рублей.
  5. Участник 5. Продукция китайского происхождения. Ценового предложения не подано.

Как видно, участник № 4 предложил товары, смешанные по происхождению. Однако он не продекларировал соотношение долей изделий китайского и российского производства.

В процессе расчета доли по цене единицы за товар при обосновании НМЦК вышло, что товара российского происхождения менее половины. Это значит, что включается правило 15%-ного снижения цены.

Заказчик заключил контракт с участником № 4 по цене 64 600 рублей.

Новости

10.01.2018

Законодателями предусмотрено три основных механизма, которые позволят соблюсти требования национального режима. Так, для отечественных производителей необходимо предусмотреть преференции.

Для участников с иностранными товарами – ограничить или запретить доступ к закупке, как и для подрядчиков или исполнителей из-за рубежа.

Читайте, когда, для каких закупок, при каких обстоятельствах и по какому основанию применять правила национального режима сейчас.

Требование соблюдать национальный режим и способствовать импортозамещению прописано в статье 14 Закона № 44-ФЗ.

Механизмы импортозамещения

Всего можно выделить три основных механизма импортозамещения и отдельно выделить точечную поддержку для отдельных видов отечественной продукции и производителей.

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

Ситуация: нужно ли бюджетному учреждению, которое проводит электронный аукцион, применять национальный режим и следовать правилам статьи 14 Закона № 44-ФЗ.

Да, нужно. Исключений в отношении бюджетных учреждений статья 14 Закона № 44-ФЗ не содержит.

По Закону № 44-ФЗ работают государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, которые проводят закупки с учетом особенностей частей 1 и 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Преференции: особые условия допуска

Какие преференции и особые условия применять при закупках иностранных товаров по 44-ФЗ

Если закупаете объекты из перечня, то обязаны поддержать поставщиков продукции из ЕАЭС и соблюсти правила допуска к закупке заявок с импортными товарами. Порядок допуска зависит от способа закупки, а условия пропишите в извещении. Таково требование приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155.

Национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ

Для целей приказа № 155 заявка с иностранной продукцией – предложение участника, в котором по стоимости иностранной продукции не меньше 50 процентов. При этом допустимы «смешанные лоты», когда в закупке и продукция из перечня, и не включенная в него. Требуйте в составе заявки декларацию о стране происхождения.

  • Подробнее читайте в рекомендации «Когда предоставлять преференции участникам».
  • Также важно:
  • Какие условия допуска действуют для конкурса, запроса котировок и запроса предложений.
  • Какие условия допуска действуют для аукциона.
  • Когда применять преференции не нужно.
  • Что указать в документации.

Ограничения допуска 

  1. Какие ограничения допуска установить для иностранных товаров по 44-ФЗ
  2. Ограничения допуска применяйте при закупке:
  3. · медицинских изделий;
  4. · лекарств;
  5. · пищевых продуктов;
  6. · радиоэлектроники.

Закупки медизделий

Заказчики, которые закупают медицинские изделия, должны ограничить допуск таких товаров из иностранных государств. Правительство установило разные ограничения для закупок медизделий – в зависимости от вида товара. Кроме ограничений допуска, предоставьте преференции поставщикам товаров из ЕАЭС. Страну происхождения товаров заказчик определяет по сертификату СТ-1.

  • Применяйте национальный режим при закупке медизделий, которые определило Правительство. Установите ограничения, когда закупаете:
  • · изделия из перечня № 1;
  • · изделия из ПВХ-пластиков из перечня № 2;
  • · коронарные стенты и катетеры.
  • Правила установлены постановлениями Правительства от 5 февраля 2015 года № 102, от 14 августа 2017 года № 967 и от 4 декабря 2017 года.
  • Основные правила:
Правила Перечень 1 Перечень 2 Коронарные стенты и катетеры
Механизм «Третий лишний» – отклоните заявку с иностранным товаром при двух заявках с товарами только из ЕАЭС Если хотя бы одна заявка от поставщика из спецреестра, то отклоняйте все заявки от участников, которых нет в реестре При наличии хотя бы одной заявки с российскими товарами, заявки с иностранной продукцией отклоняйте (до 1 июля 2018 г.)
Смешанный лот Объединять в одной закупке продукцию из перечней и не из них запрещено
  1. Чем подтвердить страну
  2. происхождения
Сертификатом СТ-1 Не установлено Сертификатом СТ-1. Подтверждением от Минпромторга – до 30 ноября 2017 года.Заключением Минпромторга – с 1 декабря 2017 года

 

Закупка лекарства из перечня ЖНВЛП 

Правительство РФ ограничило закупки импортных лекарств постановлением от 30 ноября 2015 г. № 1289. Ограничения установлены для жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Нормы постановления № 1289 не распространяются на товары, которые произвели в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Основной механизм – «Третий лишний». Заявку с иностранным ЖНВЛП отклоняйте при наличии двух предложений от участников с ЖНВЛП только из ЕАЭС. Участники, которые предлагают лекарства из стран ЕАЭС, должны подтвердить страну происхождения сертификатом формы СТ-1. Механизм «включается» при любых конкурентных процедурах, когда одновременно:

  • · помимо заявки с иностранным товаром подано не менее двух заявок с товарами только из ЕАЭС;
  • · заявки с товарами из ЕАЭС полностью соответствуют требованиям документации о закупке, в том числе в них есть СТ-1;
  • · в заявках с предложением товаров из ЕАЭС указаны товары разных производителей и не входящие в одну группу.

Смешанный лот допускается. Однако лучше избегать смешанной закупки – ФАС принимает противоречивые решения, в ряде случаев указывает на ограничение допуска для продукции, не входящей в постановление от 30 ноября 2015 г. № 1289.

 Закупка пищевых продуктов

Правительство РФ определило пищевые продукты и установило ограничения допуска для произведенных за рубежом постановлением от 22 августа 2016 г. № 832. Ограничения не действуют для пищевых продуктов из государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Отклоняйте заявки с иностранными продуктами, если получили пр

едложения с продукцией из ЕАЭС хотя бы от двух участников. Страну происхождения участнику подтверждают двумя декларациями – о стране происхождения товара по ОКСМ и о производителе товара (в свободной форме).

  1. Механизм «включается» при проведении любых открытых конкурентных процедур, когда одновременно:
  2. · помимо заявки с иностранным товаром подано не менее двух заявок с товарами только из ЕАЭС;
  3. · заявки с товарами из ЕАЭС полностью отвечают требованиям документации о закупке;
  4. · в заявках с предложением товаров из ЕАЭС – товары разных производителей.
  5. Смешанные закупки прямо не запрещены, однако ФАС требует подтверждение технологической и функциональной взаимосвязи продуктов из постановления 832 и не из него.
Читайте также:  Единые требования к участникам закупки по 44-фз с 01.07.2018

 Закупка радиоэлектронной продукции

Правительство РФ утвердило перечень и ограничило закупку иностранной радиоэлектроники постановлением от 26 сентября 2016 г. № 968.

Если заказчику поступило более двух заявок с российской продукцией, то он обязан отклонить все предложения с продукцией иностранного происхождения.

Правило не работает, если российский товар в разных заявках совпадает по виду – наименованию и модели от одного производителя. Изменение затронет закупку компьютеров, телефонов, принтеров, сканеров, телевизоров и другой радиоэлектроники.

  • Механизм нужно применять при проведении любых конкурентных процедур, если одновременно:
  • · участники подали не менее двух заявок с товарами только из РФ;
  • · заявки с товарами из РФ полностью отвечают требованиям документации о закупке, в том числе содержат документ, подтверждающий страну происхождения РФ;
  • · в заявках с предложением товаров из РФ указаны товары разных производителей.
  • Подтвердить страну происхождения продукции участники вправе любым документом:
  • · СПИК;
  • · подтверждением Минпромторгом России производства предложенных в заявке товаров на территории РФ;
  • · уведомлением Минпромторга России о присвоении (подтверждении) статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения;
  • · сертификатом СТ-1.
  • Смешанные закупки запрещены.
  • Ситуация: отклонять ли заявку участника, который не предоставил сертификат СТ-1, если запрет на допуск иностранных товаров установлен неправомерно

Нет, заявку допустите. Так как запрет установили неправомерно, при рассмотрении заявок не учитывайте требования национального режима. За то, что утвердили документацию с нарушением требований Закона № 44-ФЗ, заплатите штраф в 3000 руб.

Если неправомерно отклоните заявку, контролер добавит еще один штраф – от 5000 до 30 000 руб. Вывод следует из частей 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, частей 2 и 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Позицию подтвердило УФАС Омской области в решении от 11 ноября 2016 года № 03-10.1/280-2016.

Запрет на допуск

  1. Какие запреты на допуск установить для иностранных товаров, работ и услуг по 44-ФЗ
  2. Запрет на допуск необходимо установить при закупке:
  3. · товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности;
  4. · товаров машиностроения;
  5. · товаров легкой промышленности;
  6. · программного обеспечения;
  7. · для нужд обороны страны и безопасности государства.

Товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности

При закупке мебели с 1 декабря 2017 года сверяйтесь с перечнем. Если код товара есть в списке – покупайте российскую мебель или продукцию предприятий Армении, Киргизии, Белоруссии, Казахстана. Если участник закупки предложит мебель из другой страны – отклоняйте заявку.

Потенциальный поставщик должен подтвердить, российское происхождение товаров, для этого с заявкой на участие в закупке подает один из документов:

· сертификат СТ-1, которым удостоверит, что товар произвели предприятия в странах ЕАЭС;

· копию специального инвестконтракта, если мебель произвели по такому контракту. Копию подписывает руководитель организации-инвестора. Вместе с копией участник подает заключение Минпромторга о том, что инвестор выполняет обязательства по контракту. Заключение не нужно, если выполняется хотя бы одно из требований из постановления № 719;

· акт экспертизы Торгово-промышленной палаты о том, что товар отвечает требованиям к продукции, произведенной в ЕАЭС.

Смешанный лот не запрещен. Однако будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь объектов закупки.

Закупка товаров машиностроения

Заказчикам запрещено закупать иностранные товары машиностроения, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ постановлением от 14 июля 2014 г. № 656. Запрет распространяется, например, на автомобили, автобусы, троллейбусы, автокраны.

  • Запрет необходимо соблюдать при любых конкурентных процедурах, а также при закупках у единственного поставщика или исполнителя. Запрет не действует для закупок:
  • · диппредставительств;
  • · консульских учреждений;
  • · представительств РФ при международных, межгосударственных, межправительственных организациях, которые проводят закупки на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности.
  • Страну происхождения товаров машиностроения участник может подтвердить одним из документов:
  • · СПИК;
  • · актом экспертизы, выданным ТПП;
  • · разовым сертификатом СТ-1.

Смешанный лот не запрещен. Однако будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь объектов закупки.

Закупка товаров легкой промышленности

Правительство РФ утвердило два перечня товаров легкой промышленности из иностранных государств, которые запрещено закупать, постановлением от 11 августа 2014 г. № 791. Один перечень предназначен для федеральных заказчиков, второй – для заказчиков субъектов РФ и муниципалов. Перечни содержат еще и услуги по прокату таких товаров. На них тоже установлен запрет.

Запрет на закупку иностранных товаров по перечню при проведении любых конкурентных процедур, а также закупок у единственного поставщика или исполнителя. Исключение – НПА не применяйте, если получите заключение Минпромторга об отсутствии на территории РФ производства товаров из перечня.

Подтвердить происхождение товара участник должен декларацией страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых изготовлен товар (в свободной форме).

Смешанный лот не запрещен. Однако будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь объектов закупки.

Закупка программного обеспечения

С 1 января 2016 года заказчики устанавливают запрет на допуск иностранного программного обеспечения и прав на него. Такие правила установлены постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236. ПО считают отечественным, если сведения о нем включены в Единый реестр российских программ.

Запрет на закупку иностранного ПО действует при любых конкурентных процедурах, а также закупках у единственного поставщика или исполнителя, кроме случаев, когда заказчиком подготовлено и включено в документацию о закупке обоснование невозможности соблюдения запрета. Запрет не действует для ПО из ЕАЭС.

Подтвердить страну происхождения участник должен декларацией. Смешанный лот не запрещен. Однако будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь объектов в закупке.

 Закупки для нужд обороны страны и безопасности государств

Правительство запретило закупать иностранные товары, а также работы и услуги, которые выполняют, оказывают иностранные лица, для нужд обороны страны и безопасности государства. Об этом сказано в постановлении Правительства от 14 января 2017 года № 9.

Ситуация: какие заказчики вправе не применять требования постановлений № 791 и № 656

Запреты постановлений № 791, № 656 распространяются на всех заказчиков по Закону № 44-ФЗ без исключения. В данных документах речь идет о заказчиках, которые перечислены в пункте 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ. В частности, это государственные или муниципальные заказчики, бюджетные учреждения.

Так, постановление № 791 распространяется на товары и услуги, которые закупают для федеральных и муниципальных нужд, а также для нужд субъектов РФ. В постановлении № 656 прямо не указано, на каких заказчиков оно распространяется.

В то же время Закон № 44-ФЗ под закупкой для государственных или муниципальных нужд понимает совокупность действий заказчика (п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). А термин «заказчик» включает все учреждения без исключения (п. 7 ст.

 3 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: обязан ли поставщик указывать страну происхождения товара при участии в запросе котировок

Обязан, если в извещении о закупке заказчик установил условия допуска, запреты на допуск, ограничения допуска в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ.

Какие ограничения и преференции вводит в закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ национальный режим

Раскроем тему национального режима в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответим на вопросы: что такое национальный режим, в каких случаях, в каких формах и для чего он применяется, покажем разницу между таким режимом в 44-ФЗ и 223-ФЗ, приведем примеры.

Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства.

Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:

  • поддержка российских производителей;
  • поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
  • развитие российской экономики в целом;
  • поддержание обороноспособности страны;
  • обеспечение национальной безопасности.

Национальный режим (44-ФЗ) действует в трех основных формах:

  • запреты;
  • ограничения;
  • условия допуска (преференции).

Запрет иностранных товаров по 44-ФЗ

  • По отношению к товарам, которые произведены на территории иностранного государства, действует запрет на допуск продукции:
  • а также:
  • Запрет не применяется в том случае, если производство необходимых товаров отсутствует на территории РФ или стран — членов ЕАЭС.

Ограничения иностранных товаров по 44-ФЗ

Ограничения устанавливаются на допуск:

При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран — членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%.

Пример.

В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта — 800 тыс. руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс. рублей – 15% = 68 тыс. рублей.

Условия допуска (преференции) по 44-ФЗ

Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС.

Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования(льготы) заключаются в том, что в случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений для поставщика изделий из стран ЕАЭС применяется понижающий коэффициент 15%, а в случае его победы договор заключается по полной цене, предложенной поставщиком.

Пример.

Поданы две заявки на участие в конкурсе: один участник предлагает тракторы, произведенные в Киргизии (страна — член ЕАЭС), другой — тракторы из Германии. Цена, предложенная первым поставщиком, — 1 млн. рублей, вторым — 900 тыс. рублей.

В условиях нацрежима цена первого участника рассматривается как 1 млн. руб. – 15% = 850 тыс. руб. То есть победителем становится участник, предложивший тракторы из Киргизии, при этом контракт с ним заключается по предложенной им цене в 1 млн.

рублей.

Национальный режим по 223-ФЗ

Применение национального режима при закупке услуг и работ

Сегодня в очередной раз рассуждали с коллегами о том, нужно или нет применять национальный режим при осуществлении закупок (статья 14 Закона 44-ФЗ), если осуществляется закупка не на поставку товаров, попадающих под действие национального режима, а на оказание услуг и выполнение работ, при оказании и выполнении которых такие товары используются.

Поводом для этого стало Определение Верховного Суда Российской Федерации № 309-КГ18-16754 от 13.03.2019г.

Суть дела простая. Лечебное учреждение опубликовало аукцион на оказание услуг по слухопротезированию, для этого естественно используются слуховые аппараты, которые попадают под действие Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г.

N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Однако, так как производилась не прямая закупка товара, а оказание услуг, то ограничение в соответствии с Постановлением №102 установлено не было.

Коммерческая структура по этому поводу подала жалобу в ФАС, где жалоба была признана НЕОБОСНОВАННОЙ. Но заявитель не успокоился и дошел до Верховного Суда РФ.

Верховный Суд отменил все предыдущие судебные решения!!!

Определение ВС РФ № 309-КГ18-16754Скачать

С одной стороны кажется все просто. Ну хорошо, раз так решил Верховный Суд, то при осуществлении подобных закупок будем применять национальный режим.

Однако, здесь начинается самое интересное.

Например, нам нужно провести закупку на выполнение работ по монтажу сложной коммуникационной системы. При выполнении таких работ будет использовано множество различных товаров. Причем часть товаров будет попадать под действие Приказа Минфина России от 4 июня 2018 г.

№ 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, часть по действие Постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, а часть вообще не будет иметь ограничений.

Как быть в таком случае???

Ведь, к примеру, в Приказе № 126н указано, что предметом одной закупки не могут быть товары, попадающие под его действие и не попадающие. Не дробить же закупку на несколько более мелких. Даже при желании это не получится сделать практически, так как такие работы представляют собой один большой проект, где все взаимосвязано.

То же самое можно сказать и о ремонтных работах, где используется огромное количество различного товара.

В общем с выходом этого определения ВС РФ мы получили очередную порцию неопределенности.

Новые ограничения и запреты по 44-ФЗ

1 мая на официальном сайте опубликованы постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020г.

№ 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» и постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020г. № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Читайте также:  Что такое редукцион по 223-фз и его отличие от аукциона

Указанные нормативные акты изданы в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ.

  • Ограничение допуска товаров.
  • Механизм ограничения допуска остался прежним, а в случае если заявка не отклоняется в соответствии с установленными ограничениями, применяются условия допуска.
  • Ограничения распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Для подтверждения соответствия предлагаемого товара участнику закупки необходимо представить в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.

  1. Помимо этого участнику закупки на этапе исполнения контракта необходимо представить выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности, или копию сертификата.
  2. Запрет на допуск товаров.
  3. Запрет устанавливается:
  • на допуск товаров, установленных перечнем, иностранного происхождения (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд;
  • на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
  • Правительство установило ряд случаев, при которых запрет не применяется:
  • а) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
  • в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, — наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
  • в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, — заказчиком самостоятельно;

б) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 124 и 125 перечня);

  1. в) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 — 71 перечня);
  2. г) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 47 — 51 перечня);
  3. д) закупки, осуществляемые Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Управлением делами Президента Российской Федерации и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 52 — 57, 73 — 75, 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 — 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей);
  4. е) закупки товаров Федеральной службой охраны Российской Федерации, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств Министерством внутренних дел Российской Федерации для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
  5. Так же как и при ограничении допуска товаров иностранного происхождения запрет распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.

Участнику закупки для подтверждения соответствия предлагаемых промышленных товаров требованиям, установленным постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.

Правительство воплощает высказанную представителям Федерального казначейства и Министерства финансов ранее идею об объединении нормативных актов, разработанных в соответствии со ст.14 Федерального закона №44-ФЗ, для упрощения правоприменения Закона о контрактной системе.

На сайте специализированной организации по тендерному и юридическому сопровождению «Развитие» Вы можете узнать распространяются ли нормативные акты национального режима на закупаемый товар или нет.

14 статья 44 ФЗ о госзакупках

Для регулирования и контроля проведения закупок для учреждений гос. и муниц. уровня был принят соответствующий Федеральный закон номер 44. Для роста экономики страны и развития внутреннего рынка, в законе существуют определенные положения. Эти положения описаны в 14 статье, которая обязывает сотрудников и должностных лиц осуществлять закупку у российских производителей.

Содержание 14 статьи 44 ФЗ

Последние изменения в статью 14 о применении национального режима при осуществлении закупок ФЗ 44 были внесены 13 июля 2015 года. В этой статье оформлены процессы принятия нац. режима при обеспечении гос. и муниц. учреждений закупками. Положения статьи настоящего закона регулируют поддержку и защиту национальных производителей и поставщиков при закупках. Ст. 14 содержит 6 пунктов.

Краткое содержание 14 статьи Федерального закона 44 о контрактной системе закупок для государственных учреждений:

  • В первом пункте написано, что если заказчик обращается к поставщикам из иностранных компаний или к иностранным исполнителям, предоставляющим услуги или работы или привозящим товары из-за границы, применяется национальный режим. Этот режим означает, что российские производители имеют равные права с иностранными поставщиками;
  • В пункте втором оформлена информация о размещении сведений в гос. реестр. Все страны, с которым Российская Федерация заключила международные договоры, включены в соответствующий список и описана система применения к ним национального режима;
  • В пункте номер три написано, что для обороны и защиты государства, а также для сохранения безопасности экономики и внутреннего рынка России, защиты и поддержки российских поставщиков и производителей, вносятся запреты и ограничения на сотрудничество с иностранными лицами, организациями и компаниями. Но если сотрудничество и заказы осуществляются в порядке исключений или по условиям, допустимым законодательством, заказчик обязан разместить в реестре информацию о иностранном лице, организации или компании с обоснованием причин невозможности сотрудничества с российским производителем. Система и порядок внесения такого рода сведений в реестр устанавливаются Правительством РФ;
  • В п. четыре оформлена информация о том, что допуск к сотрудничеству с иностранными лицами, выполняющими услуги или работы или с иностранными организациями и компаниями, осуществляющими перевозку и продажу товаров, разрешается или запрещается сотрудниками фед. органа исполнительной власти в сфере надзора и контроля за закупками. Надзор и контроль органом осуществляется по поручению Правительства России;
  • В пятом п. описано, что запреты и ограничения, система и процесс применения запретов на иностранные товары, работы или услуги, а также ограничения допуска работ или товаров должны быть подробно описаны и перечислены в открытом доступе, публично, на официальных сайтах в сети Интернет или через СМИ. После предоставления сведений публично, они в течение трех дней должны быть опубликованы в гос. реестре;
  • В шестом пункте оформлена информация об ограничениях доступа к иностранным товарам или услугам, но при этом существуют определенные положения, запрещающие замену уже выбранного поставщика. Поэтому если заказчиком уже был определен иностранный поставщик или производитель и такой выбор допускается условиями законодательства, он уже не сможет изменить своего решения в пользу российских поставщиков.

Последние изменения в законе, произошедшие 13 июля 2015 года, изменили в статье пункты четыре и шесть.

Статья 66 ФЗ 44 в последней редакции подробнее по ссылке:

Документы, подтверждающие соответствие участника конкурса

Во время проведения закупок при национальном режиме действуют определенные требования, условия, ограничения и положения, оформленные в статье 14.

Учитываются перечисленные аспекты деятельности:

  • Во время осуществления выбора поставщика закупки, заказчик обязан проинформировать поставщиков об ответственности за достоверную информацию. Сведения о предоставляемых товарах должны быть верными, должна быть передана информация о происхождении товара;
  • В случае, если у поставщика отсутствуют документы, во-первых, о владении товаром, во-вторых, о его качестве, а в третьих, если отсутствуют сопроводительные к товару документы, то заявка поставщика отклоняется комиссией с указанием причин отказа;
  • Также согласно положениям 14 статьи настоящего ФЗ, у поставщика требуется декларация или свидетельство о российском происхождении товара.

Таким образом, основным и главным документом считается особая бумага, называемая декларацией. В этой бумаге должны быть оформлены сведения о том, что производился товар или продукция на территории России.

Такие же условия действуют с заказами услуг или работ. В случае, если муниц. или гос. учреждение заказывают услуги или работы какой-либо компании, фирмы или организации, она должна быть зарегистрирована в России.

Также компания, организация или фирма должна обладать российским капиталом.

Ограничения, предусмотренные статьей 14 44 ФЗ

В статье 14 о применении национального режима при осуществлении закупки 44 ФЗ оформлена общая информация для всех заказчиков. В отдельных случаях, при исключениях или дополнениях Правительство России выпускает дополнительные акты, нормативы или издает определенные указы.

Правительство и органы исполн. власти регулируют и оформляют следующие категории госзакупок:

  • Полный и окончательный запрет на проведение учреждением закупки в связи с условиями национального режима;
  • Ограниченный допуск только определенного вида товара или временное осуществление услуг или работ;
  • Определение причин и условий, по которым допуск товара, услуг или работ иностранного происхождения обязателен, а значит, разрешен.

Согласно 14 статье настоящего закона, полный и окончательный запрет на продукцию иностранного происхождения и на предоставление услуг или работ от иностранных компаний осуществляется при:

  • Закупках для обороны, защиты и безопасности страны;
  • Закупках для улучшения, развития или просто осуществления машиностроения;
  • Покупках в области легкой промышленности;
  • Покупках для обеспечения или улучшения программного обеспечения в гос. или муниц. учреждениях.

В таких случаях, заказчик обязан посмотреть страну производителя и принять заявку только если поставщик предлагает товар российского или евразийского происхождения.

Существуют определенные, Федеральным законом, исключения. Если при поданной информации в заказе были высланы заявки только иностранных компаний или поставщиков, заказчик вправе рассматривать их предложения.

Заказчик может рассмотреть заявки не российских или евразийских поставщиков только при следующих требованиях:

  • Заказ был на поставку жизненно важных лекарств, которые необходимы в кратчайшие сроки;
  • В заказе присутствуют радиоэлектронные товары;
  • В заказе присутствуют медицинские изделия.

Если подвести итоги, то заказчик имеет право принять заявку иностранного поставщика, если соблюдены перечисленные условия, а также рассмотрены другие варианты российского происхождения.

Скачать текст закона о госзакупках

Федеральный закон 44 имеет большое количество условий и положений, которые определяют требования покупок для гос. учреждений и муниц. организаций.

Не только сотрудники, исполнительные обязанности которых связаны с осуществлением покупок для учреждений, должны знать о нюансах и основах настоящего закона.

Другим работникам также рекомендуется изучить его, чтобы понимать в каких случаях каким образом стоит действовать.

Скачать Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно по ссылке.

Скачать статью 14 ФЗ 44 о применении нац. режима и условий поставок при осуществлении гос. закупок можно по ссылке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *