Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня речь пойдет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Это один из излюбленных способов проведения закупок среди заказчиков, работающих, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ.
Об этом также свидетельствуют и статистические данные с официального сайта zakupki.gov.ru. По общему количеству закупок, проведенных в рамках 44-ФЗ за 2019 год, закупки у единственного поставщика находятся на почетном 2 месте, уступив лишь электронным аукционам. А вот в 223-ФЗ пальма первенства принадлежит закупкам у ЕП.
Поэтому нам, как поставщикам, необходимо детально разобраться в этом вопросе и понять, как стать для заказчика тем самым единственным поставщиком, с которым впоследствии и будет заключен контракт. Тема это достаточно большая, поэтому в этой статье мы рассмотрим лишь ключевые моменты.
И так, давайте приступим… (Примечание: настоящая статья актуализирована 18.11.2019 г.).
1. Что значит закупка у единственного поставщика?
2. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ
2.1 Случаи закупки у единственного поставщика
2.
2 Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком
2.3 Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика
2.4 Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика
3.
Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ
4. Выводы и рекомендации
1. Что значит закупка у единственного поставщика?
Прежде чем детально разбираться в теме нашей сегодняшней статьи, предлагаю начать с определения.
Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.
Стоит отметить, что закупка у ЕП является правом, а не обязанностью заказчика (исключение составляют лишь закупки у ЕП при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).
Закупки у ЕП привлекают заказчиков своей относительной простотой и небольшими временными затратами.
Закупка у ЕП используется во всех случаях, когда сумма контракта является незначительной и не установлены какие-либо дополнительные ограничения.
2. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” регламентированы статьей 93.
За время существования 44-ФЗ эта статья неоднократно подвергалась различным изменениям и дополнениям. Уверен, что она и дальше будет подвергаться правкам и корректировкам со стороны наших законотворцев. В связи с этим я буду периодически обновлять эту статью, чтобы она не теряла своей актуальности и несла пользу посетителям моего сайта.
2.1 Случаи закупки у единственного поставщика
Закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика нельзя, если такая закупка не указана в перечне случаев, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у ЕП, установлен в ч.
1 ст. 93 44-ФЗ. В этом перечне в настоящий момент предусмотрено 55 случаев закупки у единственного поставщика. Перечислять их все в данной статье нет абсолютно никакого смысла, можете перейти по этой ссылке и самостоятельно с ними ознакомиться.
Скажу лишь, что условно все эти случаи можно разделить на следующие группы:
- Закупки в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися;
- Закупки, связанные со строительством (приобретением, арендой), а также ремонтом и содержанием имущества;
- Закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования;
- Закупки в сфере медицины и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- Закупки коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
- Закупки у субъектов естественных монополий;
- Закупки в сфере государственного управления и обороны;
- и иные случаи, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика.
Отдельно можно выделить разовые закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика по выбору заказчика на сумму не более 300 тыс. руб.
Годовой объем таких закупок (за исключением закупок для нужд сельских поселений) не должен превышать 2 млн.
рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Также интерес представляют закупки у ЕП на сумму не более 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Это закупки, проводимые государственными или муниципальными учреждениями культуры, а также иными государственными или муниципальными учреждениями (зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, музеи, библиотеки, архивы, цирки и т.д.).
Здесь также установлены свои ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 5 ч. 1 ст. 93, не должен превышать 5 млн. рублей или не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 30 млн. рублей.
Также стоит отметить, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 824-р с 1 июля 2018 г. заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст.
93 44-ФЗ на сайте Единого агрегатора торговли «Березка». Об этой площадке более подробно я рассказал в этой статье. Помимо этого сайта существуют и другие «электронные магазины малых закупок», на которых Заказчики проводят закупки до 300 (600) тыс. рублей.
Например, это Портал поставщиков Москвы, ОТС-Маркет, РТС-тендер и другие.
Мини-курс для поставщиков «Как стать единственным поставщиком и забыть про конкуренцию?». Настоящий курс состоит из 9-ти видео уроков, в которых рассказано о том, как стать ЕП и увеличить портфель заказов без участия в конкурентных закупках. Приобрести курс можно здесь.
2.2 Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком
В большинстве установленных 44-ФЗ случаев решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает самостоятельно без каких-либо согласований и уведомлений контрольного органа. Но в некоторых случаях такие согласования и уведомления необходимы. Ниже на схеме представлена информация о том, в каких случаях требуются согласования и уведомления, а в каких нет.
2.3 Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика
Ниже я привел пошаговую инструкцию для заказчиков по осуществлению закупки у ЕП. Поставщикам она, скорее всего, будет не нужна, но для полного представления о данной процедуре рекомендую все-таки с ней ознакомиться.
Этап 1. Подготовка к проведению закупки у ЕП
Шаг №1. Подготовка Приказа (или иного документа) об осуществлении закупки у единственного поставщика.
Шаг №2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям закона и документации о закупке.
Шаг №3. Подготовка обращения о согласовании заключения (возможности заключения) контракта с ЕП.
Этап 2. Подготовка документов для проведения закупки у ЕП
Шаг №4. Разработка и утверждение проекта контракта.
Шаг №5. Выполнение расчета и обоснования цены контракта.
Примечание: Согласно ч. 4 ст. 93 44-ФЗ при осуществлении закупки у ЕП в случаях, предусмотренных п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
Шаг №6. Подготовка отчета с обоснованием заключения контракта с ЕП и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки.
Примечание: Согласно ч.3 ст. 93 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.
Этап 3. Заключение контракта с ЕП
Шаг №8. Обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с ЕП (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).
Т.е., когда не состоится процедура конкурентных способов закупки, поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник.
Примечание: Порядок согласования возможности заключения контракта с ЕП утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2015 г.
№ 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.
Шаг №9. Подписание контракта после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа по обеспечению исполнения контракта.
Примечание: Согласно ч. 2 ст. 96 44-ФЗ заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях осуществления закупки у ЕП, предусмотренных пунктами 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 ч. 1 ст. 93.
Этап 4. Уведомление контролирующего органа о заключении контракта с ЕП
Шаг №10. Направление уведомления (с копией заключенного контракта и обоснованием его заключения) в контрольный орган (в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта).
Примечание: В качестве контрольного органа при закупках для федеральных нужд и в рамках государственного оборонного заказа выступает ФАС России, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.
Этап 5. Приемка товаров (работ, услуг)
Шаг №11. Проведение экспертизы товаров (работ, услуг).
2.4 Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика
- Давайте для начала рассмотрим плюсы закупки у ЕП:
- 1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
- 2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);
- 3) минимальные трудовые издержки на проведение процедуры;
- 4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
- Минусы закупки у ЕП:
- 1) недостаточная экономия бюджетных средств и не всегда высокое качество исполнения контракта;
- 2) высокий риск возникновения претензий со стороны контрольных органов в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).
- Для того чтобы лучше закрепить выше изложенный материал, предлагаю вам посмотреть небольшое видео.
3. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ
Закупку у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ также иногда называют прямой закупкой.
В зависимости от инициативной стороны закупка у ЕП может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.
Случаи осуществления прямой закупки (закупки у ЕП), порядок проведения такой закупки, а также порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке (ст.3.6 223-ФЗ). Положение о закупке — документ, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика.
Согласно ч. 15 ст. 4 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей.
В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.
Из вышесказанного следует, что большая часть закупок, проводимых заказчиками и не превышающих 100 (500) тыс. рублей, является именно закупками у единственного поставщика.
В таких случаях заказчики также имеют право не размещать в ЕИС сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки, что значительно облегчает жизнь заказчикам.
В том случае, если закупка у ЕП превышает 100 (500) тыс. рублей, заказчик обязан разместить информацию о такой закупке в ЕИС (zakupki.gov.ru).
Перечень необходимых сведений, размещаемых заказчиком в ЕИС (на официальном сайте) установлен в ст. 3 и 4 223-ФЗ.
Порядок публикации документации о проводимой закупке на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908.
Самые распространенные случаи осуществления закупки у ЕП в рамках 223-ФЗ:
- Незначительная стоимость приобретаемой продукции (работ, услуг), когда применение конкурентных способов закупки нецелесообразно;
Совет Федерации одобрил поправки к Закону N 44-ФЗ и сроки для закупок по Закону N 223-ФЗ
Изменения предусматривают снижение нагрузки по обеспечению исполнения контракта, больше возможностей провести малую закупку, единые правила вступления в силу поправок к Закону N 44-ФЗ и другие новшества. Расскажем об основных положениях.
Больше возможностей провести малую закупку
Заключить контракт с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ можно будет на сумму до 600 тыс. руб., а не до 300 тыс. руб. как сейчас. Увеличится и процентный годовой лимит таких закупок: он составит 10% вместо 5% от СГОЗ (п. 5 ст. 2 проекта). В денежном выражении лимит останется прежним — 50 млн руб.
Будут в меньшем размере обеспечивать обязательства по контракту
Требование обеспечения гарантийных обязательств будет правом заказчика, а не обязанностью, как сейчас (пп. «а», «б» п. 6 ст. 2 проекта).
Заказчик сможет установить обеспечение исполнения контракта в размере от 0,5 % до 30 % НМЦК (пп. «в» п. 6 ст. 2 проекта). Сейчас допустимый минимум составляет 5 % НМЦК.
При казначейском сопровождении расчетов по контракту обеспечение исполнения контракта можно будет и вовсе не устанавливать. Если его все же нужно предусмотреть, его размер должен составлять от 0,5 % до 10 % от НМЦК, а для закупок по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ от цены контракта.
При казначейском сопровождении аванса по закупкам по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта будут считать от НМЦК, уменьшенной на размер аванса.
Больше возможностей изменить контракт в связи с коронавирусом
В 2020 году изменить существенные условия контракта можно будет не только в части цены и срока исполнения контракта, но и в части авансирования, если оно было предусмотрено контрактом (п. 7 ст. 2 проекта). В отличие от остальных случаев, для такого изменения не понадобится решение органа местного самоуправления, правительства РФ или региона.
Участников закупок будут проверять тщательнее
Комиссия будет обязана проверять юрлицо на то, привлекалось ли оно к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП в течение двух лет до подачи заявки (п. 2 ст. 2 проекта). Сейчас это ее право.
Перенесут на 1 октября часть «летних» новшеств
Это коснется изменений, которые должны были заработать летом, а именно (п. 2 ст. 3 проекта):
нового порядка проведения электронного запроса котировок;
начала работы электронных малых закупок. Также доработан порядок их проведения.
- Закрепят единый срок вступления в силу поправок к Закону N44-ФЗ в зависимости от даты их принятия
- Участники контрактной системы получили гарантированный срок на подготовку к новшествам в тех случаях, когда поправки вносят в части:
- планирования;
- способов закупок, в том числе введения новых;
- контроля, мониторинга и аудита закупок.
Если акт принимают до 1 октября текущего года, он вступает в силу 1 января очередного года. Если после — 1 января года, следующего за очередным (п. 1 ст. 2 проекта).
Определят, как считать сроки проведения закупок по Закону N223-ФЗ
Проект предусматривает правила исчисления сроков для проведения закупок по Закону N 223-ФЗ в дни, объявленные в 2020 году нерабочими в связи с коронавирусом (ст. 4 проекта). По этим правилам:
- сроки, которые по Закону N 223-ФЗ и подзаконным актам исчисляются исключительно в рабочих днях, следует считать в календарных. В этих расчетах не нужно учитывать субботу и воскресенье;
- последний день срока, который приходится на указанный период, нужно переносить только в том случае, если он выпадает на субботу или воскресенье.
- Ранее подобные правила правительство установило для проведения госзакупок в период с 4 по 30 апреля 2020 года.
- Вступление в силу
Большинство положений заработает с даты опубликования закона с поправками (п. 1 ст. 5 проекта). Полагаем, что это произойдет в ближайшие дни.
Новые правила обеспечения обязательств по контракту вступят в силу 1 июля 2020 года (п. 2 ст. 5 проекта). По соглашению сторон их можно будет распространить на закупки, объявленные до этой даты (п. 4 ст. 5 проекта).
С 1 января 2021 года начнут действовать единые правила вступления в силу поправок к Закону N 44-ФЗ и положение об обязанности комиссии тщательнее проверять юрлица (п. 3 ст. 5 проекта).
ссылка на Документ:
Проект Федерального закона N 711277-7 Подробнее >>>
Ндс в закупках по 44-фз и 223-фз: как быть, если вы находитесь на усн?
Что делать в ситуации, когда вы нашли интересную для себя закупку, а заказчик работает с НДС, а вы на УСН? Кто из участников в результате окажется в более выгодных условиях: «упрощенец» или тот, кто работает на общей системе налогообложения? Практически все поставщики задаются этими болезненными вопросами и не понимают, как правильно поступить. В статье мы собрали материал, который поможет поставщикам сориентироваться еще до участия в закупке и не допустить ошибок.
«НДС» — что это такое?
НДС — это 20%-ный налог (в большинстве случаев) на добавленную стоимость. Им облагаются организации, работающие по общей системе налогообложения (ОСНО) и создающие дополнительную рыночную стоимость.
Проще говоря, это когда организации добавляют к себестоимости дополнительную сумму, а потом часть от этой суммы возвращают в бюджет.
Организации предлагают товар, выполняют работы, оказывают услуги по более высокой цене, чем их себестоимость.
С 2020 г. для общих случаев ставка составляет 20% (0% — для международных перевозок, 10% — при продаже продовольствия, газет, журналов, медизделий и др., об этом говорится в ст.164 НК РФ).
Разница между себестоимостью продукции и ценой, по которой она реализовывается, и будет считаться таким налогом.
В нашей стране НДС применяется с 01.01.1992 г. Изначально он исчислялся в порядке, утвержденном законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 г. подчиняется гл.21 Налогового кодекса России.
Рассчитать НДС можно на сайте http://www.ndscalc.ru/, воспользовавшись онлайн калькулятором. Расчет НДС является ключевым критерием бухгалтерии любой организации, работающей с ОСНО. Начинающие бизнесмены и руководители недостаточно разбираются в процедуре выделения НДС. Однако ошибки здесь недопустимы, плата может оказаться очень высокой. Онлайн калькулятор поможет выделить и начислить налог на добавленную стоимость, не углубляясь в математические сложности.
НДС при заключении госконтракта
Если контракт заключается по 44-ФЗ, то в роли заказчика выступает наше государство.
Условия, по которым заключается контракт, определены ч.1 ст.34 44-ФЗ.
Они предусмотрены извещением о проведении закупки или приглашением принять участие в процедуре определения исполнителя, закупочной документацией, заявкой, окончательным предложением участника, с которым подписывается договор, кроме случаев, в которых согласно с 44-ФЗ извещение или приглашение, закупочная документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В ч.2 ст.34 44-ФЗ говорится, что при заключении контракта, его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения обязательств.
При этом в извещении о проведении закупки обязательно должна указываться начальная максимальная цена контракта (НМЦК).
При составлении обоснования цены организатор вправе устанавливать условия формирования цены договора (лота), например, с учетом или без учета затрат на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей. Такого мнения придерживается Минфин в своем Письме от 29.08.2014 г. № 02‑02‑09/43300.
Принимать участие в закупке может любое юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала) или любое физлицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, применяемый налоговый режим не влияет на количество участников. Участвовать могут наравне организации и ИП, работающие по спецрежимам налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН) и участники на ОСНО.
44-ФЗ в этом отношении никого не ограничивает. Следовательно, заказчик не вправе требовать пересчета предложенной потенциальным исполнителем цены. В ч.1 ст.
95 44-ФЗ говорится, что цена может быть уменьшена заказчиком только с согласия исполнителя.
Если заказчик устанавливает запреты и ограничения, это может быть поводом для привлечения его к административной ответственности на основании ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Только договорившись с участником, заказчик может составить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сэкономив средства в бюджете.
Госконтракт с поставщиком на УСН
Применение налога происходит на 2-х этапах:
- Формирование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).
- Цена заключения контракта.
Если обратимся к Приказу Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 г., в котором определены способы формирования НМЦК, то увидим, что министерство не дает рекомендаций по включению НДС в НМЦК.
Но сообщает, что стоимость должна соответствовать условиям предстоящей закупки.
То есть, если предмет заказа входит в перечень объектов налогообложения, организатору торгов надлежит учесть данный взнос в НМЦК (операции, не признаваемые объектом налогообложения, перечислены в ч.2 ст.146 НК РФ).
Фактически, когда заказчик указывает НМЦК, он уже должен учитывать налог на добавленную стоимость.
Если исполнитель, например, работает на «упрощенке» (УСН), то в контракте в графе указания цены ставится прочерк, либо прописывается формулировка «НДС не облагается».
Согласно общему правилу организации и ИП, работающие по упрощенной системе налогообложения, не являются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).
В этом случае сумма налога на добавленную стоимость, которая учтена заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом участника закупки. Этой позиции придерживаются:
- Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 06.10.2011 г. №АЦ/39173;
Объемы госзакупок официальная статистика 2020 г
Минфин РФ опубликовал статистику Закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ за 2017 года. В этой статье будут представлены самые интересные и лучшие показатели, которые могут помочь в формировании выводов о развитии сферы государственных закупок.
Содержание
1. Закупки по 44-ФЗ
- Основные цифры в рамках 44-ФЗ
На сайте ЕИС в 2017 году прошли регистрацию 289 833 Заказчика. За предыдущий года эти Заказчики опубликовали ~ 3,16 млн извещений (что составило на 2,44% больше, чем было опубликовано в 2016 году).
В структурированных план-графиках к закупкам было 9,2 трлн р., а опубликовано на сумму в 7,1 трлн.р.
Было заключено 3,52 млн договоров на общую сумму в 6,31 трлн.р., что составило на 2,6% меньше, и на 16,85% больше показателей, которые были зарегистрированы в 2016 году.
- В 2017 году как и в предшествующие годы самым популярным остался аукцион в электронном формате — извещение на который составило в 59,64% в сумме от всех опубликованных извещений.
- А вот в меньшей степени по сравнению с показателями за 16 год стали проводить:
- А предпочтение в большем соотношении стали отдавать:
- Деление по виду закупок в 44-ФЗ
Ниже мы приводим данные о способах закупок, которые используются Заказчиками и сколько денежных знаков тратится на каждый из них.
* Данные сведения представлены без данных, которые являются государственной тайной и не подлежат публикации в открытом доступе.
- Цены закупок и договоров по 44-ФЗ
Если рассматривать среднюю цену 1 из Закупок, которые были опубликованы в ЕИС — то она составляла 2,24 млн.р., что на 8,2% больше, чем средняя цена в 2016 году:
- Самую высокую среднюю цену зарегистрировали в закрытых конкурса, она составила 489 млн.р.
- Среднюю цену закрытого двухэтапного конкурса зарегистрировали в 61,9 млн.р.
- А в закрытом аукциона 42,6 млн.р.
За отчетный период средняя цена договора составила 1,78 млн.р, что на 14,1% выше, чем за 2016 год.
- Электронные закупки в рамках 44-ФЗ.
На ЭТП было размещено на 4,6 трлн.р при объеме заключенных договоров общей суммой на 3,9 трлн.р. Объем Закупок в электронном формате был распределен вот так:
- Экономия в закупках по 44-ФЗ
Общие данные по объему экономии за 20176 год составляют — 398,6 млрд.р. Экономия по итогам аукционов в электронном формате в общей сложности составила 14%. А также было достаточно сильно снижены цены в котировочных запросах — экономия заказчиков в данной сфере составила аж 23%.
- Закупки для субъектов СМП по 44-ФЗ
С субъектами малого и среднего предпринимательства, а также с СОНКО было заключено 1,3 млн договоров на общую сумму в 974,5 млрд р., что на 11,5% и 29,9% что выше, чем в аналогичных показателях за 2016 год.
Средняя цена договора, который был заключен с субъектами малого и среднего предпринимательства, а также СОНКО была увеличена на 28,2% в сравнении с 2016 годом и составила около 740,5 тыс.р.
- Жалобы в ФАС по закупкам 44-ФЗ
По результатам 2017 года Исполнители направили 89 333 жалоб в отношении Заказчиков и электронных торговых площадок:
- 14 854 жалоб было возвращено обратно заявителям, при том без вынесения решения по ним;
- 7 094 жалоб было отозвано своими же заявителями;
- 31 719 жалоб было рассмотрено с признанием претензий обоснованными (в том числе частично);
- 53 667 жалоб признали необоснованными.
2. Закупки по 223-ФЗ
- Основные цифры в рамках 223-ФЗ
На портале ЕИС произвели регистрацию 90 650 организаций, в том числе 4 233 были добавлены в 2017 году.
По итогам предшествующего года, на портале ЕИС было размещено 1 379 040 извещений о Закупках, общий объем которых составил 27,2 трлн.р., что составило на 5% больше, чем стоимость за 2016 год.
Заказчики применили больше, чем 5 080 видов выявления Исполнителя. Лишь 3,6% Закупок проводили в виде конкурсов и аукционов. Больше, чем 96% Закупок проводили на не конкурентной основе:
- Электронные закупки по 223-ФЗ
На сайте ЕИС было интегрировано 188 ЭТП, на которых проводятся закупки в рамках 223-ФЗ. Всего за 2017 год на этих ЭТП было проведено Закупок на общую сумму в 7,2 трлн.р., что составляет 27% от числа всего объема извещений. При этом сумма всех Закупок в электронном формате увеличилась на 420 млрд.р в сравнении с 2016 г.
53% от суммы всех Закупок в электронном формате приходится на три крупнейшие ЭТП:
Вообще, начиная с 2011 года 99% всех Закупок в электронном формате в рамках 223-ФЗ приходятся на 49 известных ЭТП.
- Закупки для субъектов СМП по 223-ФЗ
В отчетности содержатся исключительно сведения о Закупках у крупнейших Заказчиков которым относятся 420 учреждений:
- годовой объем закупок у субъектов МСП составил 2,08 трлн рублей.
- С 47 794 субъектами МСП заключено 159 885 договоров
- Средняя стоимость договора с субъектом МСП составила около 8,3 млн рублей.
- Жалобы в ФАС по закупкам 223-ФЗ
По итогам 2017 года, ФАС РФ было рассмотрено 7 621 жалоба:
- 3 463 признали обоснованными;
- 3 387 признали необоснованными;
- 771 жалоба осталась без рассмотрения.
3. Видео-инструкция отчет статистики закупок
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Новости в системе госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ на 04.07.2017
Redone Новости 04 июля 2017 04 июля 2017
С начала 2017 года в силу вступили изменения, которые касаются системы государственных закупок. Корректировки коснулись как действий заказчика, так и порядка работы ЕИС.
Изменения, касающиеся закупок у СМП
В декабре 2016 года Правительство опубликовало постановление за номером 1466, согласно которому с 2017 год вводятся типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к выполнению договорных обязательств субподрядчиков, относящихся к СМП или СО НКО. Предусмотрены следующие правила:
- Поставщики обязаны привлекать к исполнению контрактов соисполнителей, которые относятся к группе СМП или СО НКО. Объем их работ не должен быть меньше 5% от стоимости всего договора.
- После заключения договора с субподрядчиком поставщик обязан передать заказчику следующие документы:
- декларацию о принадлежности соисполнителя к СМП;
- копию договора с соисполнителем.
Указанные документы должны быть переданы в срок не более пяти дней с момента заключения договора.
- Если субподрядчик не выполняет надлежащим образом свои обязательства, то поставщик вправе заменить его на другого.
- При заключении контракта с субъектом малого предпринимательства или СО НКО заказчик обязан исполнить свои обязательства по оплате в течение 15 рабочих дней.
Такие изменения призваны привлечь большее количество субъектов малого бизнеса в государственные закупки. Это должно положительно сказаться на развитии российской экономики.
Изменения в действиях заказчиков
С начала 2017 года введены поправки, которые корректируют поведение заказчика при планировании и проведении закупок. Самыми значимыми из них становятся:
- Согласно части 11 статьи 21 44-ФЗ запрещено проводить закупки, сведения о которых не были внесены в план-график.
- При составлении описания объекта закупки разрешено использовать только те наименования, которые значатся в каталоге товаров, услуг и работ для муниципальных и государственных нужд.
- В документации должен быть прописан идентификационный код закупки. Он указывается в извещении, включается в реестр контрактов и недобросовестных поставщиков.
- Скорректированы правила оценки предложений поставщиков при закупке работ по реконструкции, строительству и ремонту опасных, технически сложных, уникальных объектов, а также дорог, имеющих федеральное значение. Отныне 80% значимости присуждается стоимостным критериям, а 20% нестоимостным критериям оценки.
- Заказчикам запрещено устанавливать срок оплаты поставленных товаров или услуг выше 30 суток.
Заказчикам рекомендовано внимательно изучить все нововведения. Несоблюдение норм законодательства наказывается штрафами в установленном порядке.
Нововведения, касающиеся ЕИС
Изменения в законодательстве, которые касаются ЕИС, планировались уже давно. С 2017 года они вступили в законную силу. Среди самых значимых новшеств выделяют:
- На ЕИС возложены обязанности по контролю за соответствием следующей информации:
- совпадение данных из план-графика со сведениями из плана закупок;
- данные, содержащиеся в план-графике должны совпадать со сведениями в извещении о закупке;
- соответствие информации в опубликованных заказчиками протоколах сведениям из закупочной документации;
- совпадение условий заключаемого контракта с информацией, содержащейся в протоколе определения победителя;
- соответствие сведений из реестра контрактов с непосредственными условиями заключенного договора.
- Обязанность ЕИС организовать подачу заявок в форме электронных документов отложена до 2018 года. Ранее говорилось, что такой функционал будет реализован уже в 2017 году, но по техническим причинам эта дата перенесена в очередной раз.
- В список ЭТП, аккредитованных для проведения государственных закупок, добавлен Российский аукционный дом.
Такие изменения позволят усилить контроль за правильностью выложенных на всеобщее обозрение документов.
Что еще изменилось с 2017 года
Можно выделить и ряд других значимых изменений законодательства 2017 года, которые коснулись государственных закупок:
- Снимается запрет на участие в закупках организаций, находящихся в ведомстве Турецкой Республики. Разрешено также привлекать к исполнению работ людей, являющихся гражданами Турции.
- Правительством определен перечень закупок, которые подлежат обязательному общественному обсуждению.
- Муниципальные унитарные предприятия должны проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ.
- Пересмотрен перечень работ, услуг и товаров, которые подлежат обязательному нормированию. Добавлены требования к услугам лизинга легковых автомобилей, аренде автотранспорта и так далее.
- Вступают в силу новые правила мониторинга закупок, а также требования к содержанию сводного отчета, который формируется посредством такого мониторинга.
- Если необходимо организовать лечение российского гражданина за рубежом, то разрешено проводить закупку у единственного поставщика.
Заказчик не освобождается от ответственности за нарушение обновленных норм законодательства. Поэтому всем государственным организациям и потенциальным поставщикам необходимо постоянно отслеживать все нововведения.
Изменения 44-ФЗ и 223-ФЗ из-за пандемии коронавируса | Контур.Закупки
С марта 2020 года появилось много законодательных нововведений из-за пандемии коронавируса. Рассмотрим, какие изменения в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Изменения в закупках по 44-ФЗ
Можно поменять цену и срок выполнения работ
До конца 2020 года срок и цену контракта допускается менять по соглашению сторон, когда коронавирусная пандемия препятствует выполнению обязательств (ст. 65 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).
Для получения отсрочки поставщик должен обосновать задержку письменно.
Обосновать её можно, к примеру решением правительства России или местной администрации, которое вводит режим повышенной готовности в стране или регионе либо официально объявляет распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы.
Однако, менять условия контракта допускается только вместе с пропорциональным изменением его обеспечения:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- когда цена контракта снижается, заказчик обязан вернуть исполнителю часть средств
- если выросли срок или цена контракта, то уже исполнитель должен выплатить заказчику разницу
- если обеспечением служила банковская гарантия, исполнителю потребуется отозвать старую гарантию и запросить новую
Малому бизнесу разрешили не обеспечивать контракт и гарантийные обязательства
Данное правило действует до конца 2020 года (ст. 64 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ). Теперь заказчик сам определяет, нужно ли обеспечивать контракт и гарантийные обязательства по закупке, если она отвечает двум требованиям:
- участвуют исключительно малые предприятия (ст. 30 44-ФЗ)
- закупка не предполагает аванс
Пени будут рассчитываться от цены каждого отдельного этапа контракта
Данное изменение также оказалось в числе срочных поправок из 98-ФЗ, однако, крайнего срока оно не имеет, то есть, сохранится и после 2020 года.
Доступно больше закупок у единственного поставщика
У заказчиков появилось право покупать товары, услуги или работы у единственного поставщика, чтобы:
- предотвратить заражение коронавирусом
- ликвидировать последствия его распространения
223 ФЗ о закупках — актуальная редакция. Последние изменения
Главная
Федеральный Закон 223 о закупках вышел в далеком 2011 году, а функционировать стал в 2012. К данному моменту далеко не все разобрались с тем, что он из себя представляет и чем отличается от предыдущей версии. Подробнее все детали и особенность функционирования данного нормативного акта можно узнать в данной статье.
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Согласно 223 ФЗ о закупках заказчиками госзакупок могут считаться только определенные лица. К ним относятся:
- Крупные корпорации, компании, монополисты, возникшие естественным путем из-за отсутствия конкуренции на рынке. Важным условием является доля государства в уставном капитале. Закон ставит границу не менее 50% от уставного капитала.
- Дочерние предприятия крупных компаний. Для участия в госзакупках им нужно соблюсти конкретные требования. Это может быть 50% капитала материнской компании, либо 10 млрд. рублей, выраженных в стоимости общих инвестиционных проектов, поддерживаемых государством.
- Бюджетные учреждения, либо унитарные предприятия. Важно, что данные лица становятся закупщиками только за счет собственных средств, либо грантов.
Подготовка к закупочной деятельности
Для желающих участвовать в госзакупках существуют следующие необходимые этапы:
- Цифровая подпись должна быть зарегистрирована в любом удостоверяющем центре.
- На портале государственных услуг необходимо зарегистрироваться.
- На сайте, регулирующем вопросы госзакупок, также следует зарегистрироваться.
- Формулирование положений.
- Создание и последующее размещение на сайте документации, включающей план проведения мероприятий по закупкам.
- Необходимо завершить настройку профиля на государственном сайте закупок.
- Предоставление полной и конкретной документации лицам, задействованным в данном процессе.
После осуществления всех вышеперечисленных мероприятий, лицо становится непосредственным участником конкурса. По его итогам с одним из конкурсантов и заключается контракт.
Публикация сведений в ЕИС
В Единую Информационную Систему в обязательном порядке вносятся следующие данные:
- Способы осуществления закупок, необходимые для проведения мероприятий.
- Порядок проведения торгов, который предполагает заказчик.
- Отбор предположительных поставщиков, способы его проведения.
- Сроки выполнения проекта и период перечисления финансовых средств согласно расчетам.
- Порядок заключения договора между сторонами.
- Порядок и проведение оплаты за выполненные работы.
- Порядок наложения штрафов и их объем.
- Алгоритмы решения возможных конфликтных ситуаций.
Также в обязательном порядке загружаются остальные документы, связанные с закупочной деятельностью. К ним можно отнести планы и извещения по закупкам, непосредственно проект договора и протоколы, составленные в ходе закупок.
Нет нужды публиковать все данные о предстоящих закупках, если их сумма не превышает 100000 рублей. К запрету подлежит любая информация, касающаяся государственной тайны.
Самое важное для заказчика- таблица сроков
Согласно 223-ФЗ сроки, установленные законом нужно соблюсти в обязательном порядке. К ним относятся:
- Размещение в ЕИС Положения о закупках, а также всех связанных с ним изменений в течение 15 суток.
- Размещение извещения о закупках в течение 20 суток или изменений в нем в течение трех суток.
- Ответы на запросы участников до тех суток с момента их поступления.
- Протоколы по закупкам и публикация подписанного сторонами договора, на которые также дается 3 дня.
- Изменения по договору в течение 10 дней с момента их внесения.
- Ежемесячный отчет по закупкам, подаваемый 10 числа каждого месяца.
- Ежегодный отчет, подаваемый в течении января года, следующего за отчетным.
Помимо представленных выше существуют дополнительные сроки, касающиеся приема заявок участников. Они зависят от размера поставщика, порядка процедуры отбора и финансовых объемов проекта. В целом это диапазон в 5-7 дней.
Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223
Основным отличием ФЗ 223 является то, что он более прост для участников закупок и предъявляет менее строгие требования. К примеру, согласно ему, участники самостоятельно формулируют правила проведения закупок, любой специалист компании может осуществлять закупки, торги могут быть организованы на любой из 150 электронных площадок. Помимо этого у 44 ФЗ можно найти ряд отличий:
- Объемы данного закона больше в 10 раз, что упрощает работу новичкам, но совершенно не нужно профессионалам.
- Нарушения любого пункта регламента чревато крупным штрафом и внесением организации в черный список.
- Ограничены объемы закупок у одного поставщика.
- Доступны только 5 платформ для электронных торгов.
- Строгие сроки соблюдения каждого этапа.
- Победитель аукциона должен предоставить гарантии договора в размере 5-10% от общей суммы в зависимости от пожеланий заказчика.
- Заказчик не может самостоятельно вносить изменения в договор или расторгнуть его.
Эти пункты нельзя назвать недостатками, так как они вносят более конкретный характер в процедуру госзакупок, что помогает не потеряться при самостоятельном регулировании, так как все этапы заранее расписаны. ФЗ 223 позволяет самостоятельно формулировать сроки выполнения этапов.
Последняя редакция 223-ФЗ
В январе 2019 Государственная Дума рассмотрела и приняла ряд изменений. Последняя редакция 223 ФЗ имеет поправки касательно электронных торгов и поставщиков. Наиболее важными можно считать следующие поправки:
- Автоматический перенос данных с внутренней системы компании в ЕИС за счет синхронизации перемещения информации, что должно сэкономить время и облегчить работу крупных компаний.
- Обеспечение заявки осуществляется только при общей стоимости свыше 5000000 рублей и составляет 5%.
- Изменение ключевых сроков, касающихся подачи извещений.
- Создание заказчиками специальной комиссии, занимающейся проверкой конкурентности закупки.
- Запрет покупки продуктов определенного товарного знака, использование при закупке слов или их эквивалентов.
- Возможность присоединения дочерних компаний к закупке, осуществляемой материнской компанией.
- Возможность производить закупки у одного конкретного поставщика.
- Создание специальных счетов для обеспечения заявки в конкретных банках, перечисленных в законе.
- Переход практически всех заявок в электронный формат.
Это далеко не весь перечень изменений последней редакции 223 ФЗ. Для полного ознакомления с остальными поправками необходимо обратиться к самому документу.
223 фз последняя редакция – Посмотреть и скачать