Для выполнения различных проектов, удовлетворения потребностей в товарах или услугах государственные или местные органы власти в 2020 году проводят так называемые госзакупки. Основные 2 нормативных документа, регулирующие эту сферу – это федеральные законы 44 и 223.
Принципиально они отличаются тем, что в первом случае закупки осуществляются государственными учреждениями, а во втором – организациями, которые принадлежат государству частично (но не менее чем на 50%). Другие отличия, этапы процедуры закупок подробно рассматриваются далее.
Фз 44 и 222: таблица отличий
При участии в конкурсе компании обращают внимание на различные нормативные документы, но в первую очередь – именно на эти федеральные законы. Отличия между ними описаны в таблице.
критерий сравнения | ФЗ 44 | ФЗ 223 |
сфера регулирования | любые закупки со стороны госзаказчиков федерального и регионального уровня; полное описание процедуры торгов, нарушение которой может привести к занесению компании в РНП * | только общие особенности процедуры; при использовании этого закона заказчик обязан самостоятельно разработать внутренний регламент (Положение), на основе которого будут проводиться госзакупки |
заказчики | бюджетные учреждения (федеральный и муниципальный уровень) | разные:
|
поставщики | любые лица – частные граждане, ИП и компании любых форм собственности | |
виды торгов (процедур)** | разные:
|
|
торговые площадки | перечень ограничен 6 электронными сервисами (регистрация бесплатная):
|
довольно большой перечень – около 170 сервисов (как бесплатные, так и платные); при этом участники свободны в выборе площадки – они могут действовать по своему усмотрению |
сроки подачи заявки | аукцион объявляется минимум за 7 дней до того момента, как предполагается прекратить прием заявок; если же цена контракта более 3 млн рублей – то минимум за 15 дней |
заказчик сам вправе выбирать сроки, причем они должны быть прописаны в соответствующем Положении – с этим документом участникам следует ознакомиться заблаговременно |
виды отчетов заказчика | только об исполнении самого договора, общей сумме закупок | разные:
|
обеспечение обязательств по договору*** | государственное учреждение может установить стоимость обеспечения от 0% до 30% (если общая сумма не более 50 млн р) и от 5% до 30% при превышении этого значения | обеспечение необязательно – в каждом случае заказчик может действовать по собственному усмотрению |
изменение и расторжение договоров | детально прописываются в самом договоре; при этом существенные условия не подлежат изменению | стороны также прописывают условия расторжения/изменения в тексте документа; при этом они могут самостоятельно определять их в соответствии с Положением заказчика |
подача жалобы на действия со стороны заказчика | подаются в местное отделение антимонопольной службы; рассматриваются на общих основаниях в течение 5 рабочих дней | также подаются в местное отделение антимонопольной службы, однако сроки рассмотрения прописываются в договоре отдельно; также при определении сроков и порядка рассмотрения ФАС руководствуется действующим гражданским законодательством |
- * Реестр недобросовестных поставщиков
- ** Согласно ФЗ 44 можно совершать закупки еще одним способом – приобретая товары/услуги у единственного поставщика (ФЗ 223 такой возможности не предусматривает).
- *** Участники могут выбирать разные виды обеспечения по своему усмотрению – внесение предоплаты, гарантия со стороны банковского учреждения и др.
Ранее мы приводили образец составления закупочного акта, рекомендуем вам ознакомиться с правилами его оформления, подробная информация находиться тут.
Видео комментарий по теме (отличия простыми словами):
Виды торгов
Как тот, так и другой федеральный закон предлагает одинаковые виды (способы) торгов для всех участников. И еще один вид предусмотрен только ФЗ 44 – это закупка у единственной компании (с обоснованием такого решения в специальном отчете). К единым видам торгов по обоим законам относятся:
- Аукцион – победитель определяется по простому принципу: кто предложит наименьшую цену, тому и достанется контракт. Однако бывают и редкие исключения, когда победитель определяется по наибольшей цене.
- Конкурс чаще всего используется для сложных объектов закупки. Победитель определяется по комплексу критериев, а не только по цене (во внимание принимаются квалификация участника, его опыт, деловая репутация и т.п.).
- Запрос котировок совмещает критерии аукциона и конкурса.
- Запрос предложений – участники сами выдвигаются собственные предложения, причем они видят и варианты конкурентов, в связи с чем могут корректировать свои варианты.
Среди описанных способов выделяют и другие разновидности – открытые и закрытые аукционы, запросы предложений/котировок в бумажном и электронном виде и др.
Что касается покупки у единственной компании, это особый случай, который допустимо применять только при наличии обстоятельств, четко прописанных в законе 44. Речь идет о естественных монополиях, проведение закупок по специальным Указам Президента, а также для специальных задач (мобилизационная подготовка) и в пределах небольшой суммы – до 100 тысяч рублей и многие другие
7 этапов проведения конкурса
Согласно 44 федеральному закону существует 7 этапов процедуры:
- Заказчик анализирует потребности и принимает решение о проведении закупок, об их общем объеме и форме. На этом этапе он организует работу комиссии и принимает соответствующее Положение.
- Далее происходит подготовка конкурсной документации. К ней относятся различные документы – это Положение, образцы всех форм документов, обоснование проекта, подробное техническое задание, сам проект и т.п.
- Публикуется извещение с точным указанием сроков подачи заявок, на которые и ориентируются участники процедуры. Извещение и сопутствующая документация в настоящий момент размещается в Единой информационной системе.
- Затем происходит регистрация заявок от всех заинтересованных лиц.
- Информация о заявках анализируется (вскрываются бумажные конверты или открываются электронные файлы).
- Заявки рассматриваются, после чего принимается решение о дальнейшем сотрудничестве с конкретной компанией.
- Называется победитель; далее с ним подписывается договор, после чего компания приступает к работе.
Таким образом, при использовании ФЗ 44 стороны четко руководствуются только его нормами, применение других регламентов не допускается. Что касается случаев, попадающих под действие ФЗ 223, стороны действуют не только по этому закону, но и согласно Положениям о закупках. Поэтому такие ситуации более гибкие с точки зрения регулирования (сроки, отчетность, электронные площадки и т.п.).
Поделиться ссылкой:
(2
Чем отличаются закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ?
27.01.20
Начинающие поставщики часто путают правила, по которым проходят разные виды закупок. А ведь от них зависит буквально все: как заказчик выбирает победителя и как участники подают свои предложения.
Руководитель образовательных программ B2B-Center Наталья Патрунина рассказывает, чем отличаются закупки по закону № 44-ФЗ «О контрактной системе» от закупок по закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Кто проводит закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ?
Первое отличие — это заказчики, которые подпадают под действие законов.
По 44-ФЗ закупаются государственные и муниципальные органы и предприятия. Например, различные министерства, службы, школы, больницы, исправительные учреждения и т. д. Все они тратят деньги из бюджетов разных уровней.
223-ФЗ контролирует закупки коммерческих компаний с государственным участием, субъектов естественных монополий, предприятий в сфере ЖКХ. Например, «Газпром», «Аэрофлот», «РЖД», «Россети», городские водоканалы и т. д. Эти компании тратят не бюджетные деньги, а те, что заработали самостоятельно, однако их деятельность имеет существенное значение для общества и государства.
Почему государство приняло два разных закона?
Задачи у государства в обоих случаях похожи — это обеспечение прозрачности, эффективности закупок и честной конкуренции поставщиков. Но есть нюансы.
Закон 44-ФЗ — это инструмент для контроля расходования государственных денег.
Государству важно, чтобы руководители государственных и муниципальных заказчиков тратили средства честно и рационально, а не с выгодой для себя и своих партнеров.
Закупки госкомпаний государство контролирует, чтобы повысить их эффективность, а естественных монополий и предприятий ЖКХ – чтобы неэффективные закупки не сказывались на тарифах и не били по кошельку конечного пользователя.
Чем отличаются правила проведения закупок?
В законе 44-ФЗ «О контрактной системе» все, что не разрешено, то запрещено. Заказчик не имеет право проводить закупки по собственным правилам. В законе и подзаконных актах подробно прописан каждый шаг заказчика и поставщика.
В 223-ФЗ ситуация другая. Изначально 223-ФЗ был рамочным законом: заказчик мог прописать собственные правила закупок в положении о закупках, которые должны соответствовать общим принципам конкуренции и прозрачности.
Сейчас законодательная регламентация закупочных процессов усилилась: в тексте закона определен порядок проведения конкурентных закупок, но заказчик по-прежнему может установить недостающие нормы самостоятельно, например, требования к участникам, основания для прямой закупки, дополнительные элементы закупок.
Именно эти подробности заказчик прописывает в положении о закупках. Поэтому кроме самого закона поставщику полезно изучить и положение каждого заказчика, с которым он планирует работать.
Где искать закупки, которые проходят по этим законам?
Всю информацию о заказчиках, деятельность которых регулируется специальными законами, а также об их закупочных процедурах можно найти в Единой информационной системе в сфере закупок. Но сами закупки в ЕИС не проходят.
И здесь мы видим определенные отличия. Заказчики по 44-ФЗ могут проводить закупки только на 8 торговых площадках, которые выбраны Правительством РФ.
Заказчики по 223-ФЗ могут проводить основной объем закупок на любой торговой площадке, а преференционные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства только на ЭТП для госзакупок.
Как принять участие в закупках по этим законам?
В закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут участвовать любые российские компании. Никаких особых ограничений нет.
Для участия в закупках по 44-ФЗ надо зарегистрироваться в ЕИС и попасть в Единый реестр участников закупок. После этого компания получит аккредитацию на всех площадках для госзакупок. Такой же порядок надо выполнить, чтобы принять участие в преференциальных закупках у МСП.
Для участия в закупках по 223-ФЗ нужно просто найти подходящую процедуру, зарегистрироваться на конкретной ЭТП и подать свое предложение.
Если вы хотите разобраться в тонкостях законодательства о закупках, то рекомендуем пройти наш дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”. Закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ посвящено два отдельных модуля программы.
Разница законов о закупках 223-ФЗ и 44-ФЗ для чайников простыми словами + таблица сравнения
Федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ регламентируют вопросы, касающиеся государственных закупок. Но первый правовой акт более подробно описывает все нюансы сделок, а второй затрагивает лишь общие положения. Поэтому 44-ФЗ ориентирован на опытных участников рынка, а 223-ФЗ – на начинающие организации и предпринимателей.
В чем принципиальная разница?
Федеральный закон №44-ФЗ действует в отношении всех государственных заказчиков, он детально регулирует все стадии совершения сделок. Несоблюдение указанных в нем правил влечет применение штрафных санкций, грозит отменой заключенных договоров. Предприниматели также рискуют попасть в список недобросовестных поставщиков.
Федеральный закон 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы проведения государственных закупок для заказчиков. При сделках по этому правовому акту организация обязана создать свое положение, в котором описать требования ко второй стороне.
Плюсы 223 фз в сравнении с 44 фз
Кто заказчик?
Круг субъектов, которые могут участвовать в госзакупках, отличается в зависимости от используемого закона. По ФЗ №44 принимать участие вправе все федеральные и муниципальные учреждения. По 223-ФЗ перечень участников конкретизирован:
- государственные организации, доля участия государства в которых составляет более 50%;
- компании, относящиеся к естественной монополии, к примеру, фирмы, работающие в области нефти и газа;
- учреждения, занимающиеся такими типами деятельности, которые регулируются государством, к примеру, в сфере энергетики, водоснабжения.
Также участвовать вправе бюджетные организации, но при условии, что осуществляют закупки с помощью личных средств, грантов или денег субподряда.
Поставщиками по обоим законам выступают любые компании, индивидуальные предприниматели или граждане.
У каких участников приоритет?
У кого из участников приоритет также зависит от используемого Федерального закона. По ФЗ № 44 к ним относят:
- представителей малого бизнеса;
- учреждения инвалидов;
- социальные фирмы, не ведущие коммерческую деятельность;
- организации, работающие в сфере уголовно-исполнительной системы;
- компании, поставляющие товары, произведенные в России или странах СНГ.
Государственные заказчики должны передавать 15% от всех проектов малому предпринимательству и некоммерческим социальным учреждениям.
По закону 223-ФЗ в приоритете находятся следующие субъекты:
- представители малого и среднего бизнеса;
- поставщики продукции из России и стран СНГ.
На малое и среднее предпринимательство приходится свыше 18% от общей совокупности проектов за год.
Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица и видео-пояснения
Закон полностью регулирует порядок проведения государственных закупок. Никаких пробелов и недомолвок не допускается. | Предназначен лишь для общего определения принципов заключения государственных контрактов. Большинство условий устанавливается заказчиками самостоятельно. Для этого они разрабатывают специальное Положение о закупках. |
Бюджетные учреждения федерального или муниципального назначения. |
|
Любые физические лица, индивидуальные предприниматели или организации. | Также любые граждане, ИП или ЮЛ. |
|
Есть два основных способа закупок – конкурентный и неконкурентный.
|
Закупки проводят на нескольких федеральных площадках:
Чтобы получить аккредитацию на всех указанных ЭТП, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок. Плату за данную операцию не взимают. |
Участники имеют возможность проводить закупки на более чем 150 площадках. Они вправе выбирать любые места на свое усмотрение, закон в этом не ограничивает. Некоторые ЭТП берут разовую комиссию за регистрацию на площадке или же устанавливают абонентную плату, которую нужно вносить раз в месяц. Представители малого и среднего бизнеса имеют право заключать сделки только на определенных ЭТП. |
Уведомление о назначении аукциона заказчик обязан разместить в ЕИС:
|
Сроки заказчик устанавливает самостоятельно, указывая их в своем Положении о закупках. |
Заказчик представляет следующие отчеты:
|
Заказчик представляет отчеты, отражающие общую стоимость по всем заключенным соглашениям, а также по тем, которые были оформлены с единственным поставщиком или содержат данные, составляющие государственную тайну. Указанные бумаги требуется разместить на zakupki.gov.ru в срок до 10 числа того месяца, который следует за отчетным месяцем. До февраля года, который следует за отчетным, заказчик обязан разместить годовые отчеты закупок у МСП. |
Заказчик должен в обязательном порядке выдвигать требование о предоставлении материального обеспечения. При этом стоимость сделки не играет никакой роли. Величина оплаты варьируется в пределах 5-30% от максимальной стоимости договора. Каким способом обеспечивать контракт, решает поставщик. Он вправе передать определенную сумму или предоставить банковскую гарантию от уполномоченного на это банка. Размер обеспечения для малого предпринимательства определяется в зависимости от итоговой стоимости сделки. Вовсе не нужно обеспечивать договор СМП, которые обладают опытом исполнения закупок. |
Заказчик самостоятельно принимает решение о том, в каких закупках требовать обеспечение и в каком размере. Это обязательно указывают в Положении о закупке. |
Участники соглашения вправе расторгнуть сделку следующими способами:
При возникновении споров между сторонами вопрос решается в судебном порядке. |
Все условия заказчик устанавливает самостоятельно, указывая их в своем Положении о закупке. |
Подать жалобу можно в ФАС. Порядок процедуры четко регламентирован данным законом. Заявление пишут в письменной форме и передают в отделение организации или же отправляют в электронном виде. Жалоба подлежит опубликованию на сайте zakupki.gov.ru не позднее 2 рабочих дней со дня ее поступления. Рассмотрение заявления и принятие решения по нему занимает не более 5 суток. |
Обжаловать допускается также в ФАС, но при условии, если вторая сторона нарушила нормы Федерального закона №223 или Положение о закупках. Время рассмотрения жалобы за нарушения ФЗ – 7 дней, антимонопольного законодательства – 1 месяц. |
Документы для скачивания (бесплатно)
- Отличия 44 фз от 223 фз таблица
Таким образом, закупочная деятельность регулируется двумя основными Федеральными законами – 44-ФЗ и 223-ФЗ. Несмотря на то, что они затрагивают одну и ту же сферу, у них есть много существенных отличий по кругу заказчиков, способам подачи заявок, количеству доступных площадок и прочим факторам.
Рекомендуем другие статьи по теме
Таблица отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ
В России есть два федеральных закона, регулирующих отношения в сфере государственных закупок: 44-ФЗ и 223-ФЗ. В чём-то они схожи, но во многом отличаются.
По ним работает каждый, кто так или иначе имеет дело с поставкой товаров, оказанием услуг, проведением каких-либо работ для нужд государства или муниципалитета.
Что общего у 44-го и 223-го Федеральных законов
Оба закона призваны регулировать деятельность организаций и учреждений в сфере государственных закупок. Они дают понимание того, что относится к закупкам для государственных и муниципальных нужд, кто является участником взаимоотношений, какие у них права и обязанности.
- В обоих случаях подрядчиками могут выступать любые физические или юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей.
- Перечень заказчиков по 223-му закону гораздо шире, чем по 44-му.
Так как при осуществлении государственных закупок используются бюджетные средства, то необходим строгий контроль за этими тратами. Поэтому:
- В обоих случаях предусмотрена строгая отчетность по проведенным торгам.
- Форма и количество отчетов заметно отличаются.
- Заказчики обязаны их разместить на портале zakupki.gov.ru.
В том и другом случае проведение торгов планируется заранее, но срок планирования разный.
Обязательной процедурой является создание конкурсной комиссии для обоих законов.
44-й Федеральный закон и его особенности
- Закупочную деятельность на основании этого закона осуществляют государственные и муниципальные бюджетные учреждения.
- Проводить торги по этому закону можно только на 6 федеральных площадках.
- Он жестко регулирует все процедуры, в том числе сроки каждого этапа.
- Любые нарушения данного закона ведут к отмене проведенных торгов, наложению штрафных санкций на заказчиков и внесению подрядчиков в Реестр недобросовестных поставщиков, если нарушения были с их стороны.
Вместе с тем, закон гарантирует, что с победившим на торгах поставщиком будет заключен контракт, который оплатят.
Условия контракта изменять запрещено.
223-й Федеральный закон и его особенности
- Так как данным законодательным актом для проведения госзакупок пользуются организации, имеющие частичное участие государства (более 50% акций), естественные монополии, а также компании занимающиеся видами деятельности, подлежащими госрегулированию, этот закон не так жестко ограничивает их свободу.
- Например, порядок проведения торгов прописывается в положении о закупках, которое разрабатывает сама организация-заказчик.
- Размещать заказы можно на любой электронной торговой площадке, которых более 170.
- В целом закон устанавливает только общие правила, а конкретные процедуры полностью закреплены в положении о закупках.
Сравнительная характеристика основных принципов законов
Для удобства основные принципы обоих законов расположены в сравнительной таблице:
Параметр | 44-ФЗ | 223-ФЗ |
Заказчики | Государственные и муниципальные бюджетные организации |
|
Процедуры по закупке проходят в виде |
|
|
Разрешенные электронные торговые площадки | Только 5 бесплатных площадок | Любые площадки на усмотрение заказчика |
Обеспечение, изменение и расторжение контракта | Условия установлены законом | Условия прописываются в положении о закупках |
Сроки процедуры | Установлены законом | Устанавливаются заказчиком |
Оба рассмотренных закона имеют, как преимущества, так и недостатки, но соблюдать их обязаны все организации, работающие с бюджетными деньгами.
Отличия 44-фз от 223-фз
Основное отличие и назначение | |
Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры. Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков) Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен. |
Данный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Работая по 223-ФЗ заказчики должны сами разработать Положение о закупках для своей организации. В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок. |
|
|
Юридические и физические лица, в том числе ИП | Юридические и физические лица, в том числе ИП |
|
|
5 площадок с бесплатной регистрацией и участием:
|
Более 170 торговых площадок. Закон не ограничивает заказчиков в выборе ЭТП. Площадки могут иметь платный и/или бесплатный доступ на своё усмотрение с различными условиями участия. |
Все этапы проведения торговой процедуры имеют установленные Федеральным законом сроки, которые обязаны соблюдать, как участники, так и заказчики. | Заказчик самостоятельно устанавливает и прописывает сроки в своём Положении о закупках, которым в дальнейшем руководствуются участники и сам заказчик. Участвуя в процедурах по 223-ФЗ нужно обязательно ознакомиться с Положением о закупках конкретного заказчика. |
Отчетность заказчика | |
На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают:
|
На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают отчеты об общей стоимости:
|
Обеспечение контракта | |
Госзаказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта в размере от 0 до 30%, если сумма контракта не превышает 50 млн. руб и закупается не медицинское оборудование. На контракты на закупку мед. оборудования, или если сумма свыше 50 млн. руб, заказчики обязаны устанавливать обеспечение контракта от 5 до 30% от НМЦК. Способ обеспечения контракта поставщик выбирает на свое усмотрение, это может быть банковская гарантия, или внесение денежных средств на счет заказчика. |
Обеспечение контракта устанавливается на усмотрение заказчика. |
Существенные условия контракта не могут быть изменены. Условия расторжения контракта прописываются заказчиком в проекте контракта согласно 44-ФЗ. | Возможности изменения условий договора прописываются в Положении заказчиков. Изменения существенных условий договора согласуются с поставщиком. |
Жалобы на действия заказчика подаются в территориальное отделение ФАС. Все жалобы публикуются на сайте zakupki.gov.ru в течение двух рабочих дней со дня ее принятия. На рассмотрение жалобы отводится пять рабочих дней. | Жалобы на действия заказчика подаются также в территориальное отделение ФАС. Сроки подачи жалоб прописываются в Положении о закупках заказчика. Рассмотрение жалобы проходит также руководствуясь Положением и ГК РФ. |
Отличия законов о закупках 223 ФЗ и 44 ФЗ в Российской Федерации
Содержание
- 1 Общие сведения ФЗ 44
- 2 Суть ФЗ 223
- 3 Отличия ФЗ 44 и ФЗ 223
Согласно законодательству Российской Федерации, осуществление закупок регулируется Федеральными законами 223 и 44. У них есть общие черты, но они отличаются друг от друга. Во избежание ошибок и путаницы в этих двух актах, рекомендуется изучить сравнение и выявление их отличий.
Общие сведения ФЗ 44
ФЗ 44 был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года, а одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Федеральный закон о закупках номер 44 имеет 8 глав и 114 статей.
Он регулирует закупку товаров, услуг и работ муниципальными и государственными учреждениями, контролирует законность, повышает эффективность, результативность, обеспечивает гласность и прозрачность закупок учреждениями, предотвращает коррупцию.
Закон распределяется на область планирования, аудита, мониторинга покупок товаров, услуг и работ, на сферу определения поставщиков, заключение договоров и исполнения обязанностей по контрактам.
Содержание Федерального закона 44:
- В первой главе описаны сферы и области, на которые настоящий закон распределяется. Даны другие нормативы, акты и законы, регулирующие закупку товаров, работ и услуг. Описана электронная закупка и принципы работы в этой области, включая принципы открытости и прозрачности информации, единства системы, ответственности лиц за результат и т. д. Оформлены цели осуществления покупок и система закупок для бюджетных, государственных и муниципальных учреждений;
- В главе номер два оформлено составление плана закупки, подготовка к ней. Учреждение обязано составить подробный план, обосновать цели и задачи действий, провести совещание с обсуждением, составить график, договориться с поставщиком о ценах. Все товары, услуги и работы должны быть распределены по каталогам;
- Третья глава разделена на 7 параграфов. В ней описан сам процесс осуществления закупки. В первом параграфе описаны категории учреждений, имеющих право осуществлять покупки, даны требования и правила, форма контракта, описаны комиссии, специалисты и оценщики, их полномочия и обязанности. Дана информация о конкурсах и аукционах. Во втором параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения конкурсов и аукционов для определения поставщика. В третьем параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения запроса котировок для определения поставщика. В четвертом и пятом параграфах определение поставщиков при помощи запроса предложений и других, закрытых способов. Далее информация о выборе единственного поставщика и о изменениях в контракте;
- В четвертой гл. описан мониторинг и аудит в области закупок;
- Согласно гл. пять за закупками ведется контроль. В ней описаны категории и виды контроля, ведомственный, самостоятельно заказчиком, общественный. Даны сведения о государственных реестрах и учетах, реестрах и учетах отдельно для компаний и т. д.;
- В шестой даны формы жалоб и письменных заявлений, описаны процессы и особенности подачи этих заявлений в случае, если одна из сторон хочет пожаловаться на некачественное выполнение обязанностей, нарушения, несоблюдение условий или требований и т. д. Описана ответственность за выявленные и доказанные нарушения. Статья 66 подробнее здесь:;
- В главе семь описаны разные категории отдельных видов закупок, их особенности и нюансы;
- В восьмой описаны заключительные и дополнительные положения закона.
Закон регулирует и регламентирует правоотношения сторон заказчика (бюджетное, государственное или муниципальное учреждение) и поставщика. Подробнее о статье 94 по ссылке:
Скачать Федеральный закон номер 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в последней редакции можно по ссылке.
Суть ФЗ 223
ФЗ 223 был принят Государственной Думой 8 июля 2011 года, а одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года. Последние изменения в него были внесены 7 июня 2017 года. Федеральный закон РФ о закупках номер 223 имеет 8 статей.
Этот закон устанавливает и контролирует общие, единые принципы осуществления закупок на территории Российской Федерации.
Согласно описываемому закону создается единое экономическое пространство, удовлетворяющее потребностям юридических лиц в сфере покупки товаров, услуг и работ.
Содержание Федерального закона 223:
- 1 ст. — устанавливаются цели и задачи принятия закона в силу для всех корпораций, компаний и организаций;
- 2 ст. — кроме настоящего Федерального закона, эта сфера регулируется еще другими ФЗ, Конституцией Российской Федерации и Гражданским Кодексом РФ;
- 3 ст. — принципы и условия осуществления закупок определяются Правительством Российской Федерации и включают открытость и прозрачность сведений и информации, равноправие, толерантность и справедливость сторон по отношению друг к другу, эффективное расходование денежных средств, запрет на установку неизмеримых требований к заказчикам или поставщикам;
- 4 ст. — вся информация о системе закупок, сведения о товаре, услугах или работах должны быть внесены в единую информационную систему;
- 5 ст. — ведение реестра недобросовестных поставщиков и их ответственность за нарушения;
- 6 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, над сферой закупок ведется контроль;
- 7 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, лица, нарушившие положения или условия описываемого закона, несут ответственность;
- 8 ст. — закон вступил в силу 1 января 2012 года.
В отличие от ФЗ 44, 223 Федеральный закон имеет другие цели и задачи и более узкую специализацию.
Скачать Федеральный закон номер 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в последней редакции можно по ссылке.
Отличия ФЗ 44 и ФЗ 223
Ниже подробнее рассматриваются отличия ФЗ 223 и ФЗ 44 с перечислением отдельно пунктов для наглядности.
ФЗ 223 | ФЗ 44 |
Цели законов. | Цели законов. |
Целью Федерального закона 223 является установление общего экономического пространства. Его задача также — своевременное исполнение потребностей юридических лиц в товарах, услугах или работах, в нужной ценовой категории и необходимого качества. | Целью Федерального закона 44 является повышение эффективности закупок для государственных, бюджетных и муниципальных учреждений. Его задача также — результативность таких закупок, предотвращение коррупции в этой области. |
По закону заказчиками являются: | По закону заказчиками являются: |
|
|
Составление плана. | Составление плана. |
Каждый год составляется документ с подробным описанием планов закупок и графиком. В случаях покупки лекарств или высокотехнологических товаров, документ составляется минимум на 5, а максимум на 7 лет. | Составляется два документа. Каждый год оформляется план с графиками покупок. Но один раз в три года оформляется бумага с подробным планом закупки. |
Типы закупки. | Типы закупки. |
По ФЗ 223 существуют только торги и конкурсы. |
|
Главными отличиями двух описываемых законов являются цели и задачи, стороны договоров, графики, планы, категории и виды закупок.
В чем разница между 44-фз и 223-фз — инитпро | тендеры инитпро тендеры
08-11-2017 12:40
Федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ оба разъясняют процесс закупок, поэтому между ними может возникать путаница.
Принципиальное отличие состоит в том, что в первом законе идет речь о закупках, совершаемых бюджетными организациями, а во втором – о закупках компаний, которыми государство владеет на половину и больше.
Очевидно, что рамки, налагаемые 44-ФЗ, значительно строже. Рассмотрим расхождения положений законов в ключевых моментах процесса закупок.
- 44-ФЗ: заказчиками выступают любые бюджетные учреждения: муниципальные или государственные; поставщиком может стать индивидуальный предприниматель, физическое или юридическое лицо.
- 223-ФЗ: торги организовывают компании, которые на 50 и более процентов принадлежат государству, бюджетные компании, которые проводят тендер на собственные средства (не обращаясь к государственному бюджету), компании, которые занимаются ресурсами, контролируемыми государством (например, энергетика), а также субъекты естественных монополий. Поставщиком, как и в случае с 44-ФЗ, может стать любое лицо или организация.
- 44-ФЗ: законом предусмотрены следующие виды конкурентного отбора поставщиков: конкурсы (открытый и закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), электронный и закрытый аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Заключение контракта с единственным поставщиком возможно, но случае неконкурентных закупок ограничены.
- 223-ФЗ: в ч.3 ст.3 закона отмечено два обязательных способа закупок: аукцион и конкурс, однако заказчик вправе сам выбрать подходящий способ. Также закон не налагает запрет на неконкурентные закупки, но для их проведения необходимо обозначить причину выбора.
- 44-ФЗ: обеспечение исполнения контракта необходимо, без него соглашение не может быть заключено. Если начальная максимальная стоимость работ превышает 50 миллионов рублей, то обеспечение должно составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если же контракт заключается на меньшую сумму, то обеспечение назначается в рамках 5–30%. Обеспечить исполнение контракта можно либо перечислением денег на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии.
- 223-ФЗ: заказчик сам принимает решение о размере суммы, обеспечивающей выполнение условий контракта.
- 44-ФЗ: контракт может быть расторгнут на условиях, оговоренных в конкурсной документации, которую составляет заказчик. Существенные изменения в условия контракта вноситься не могут.
- 223-ФЗ: заказчик может изменять любые условия контракта, но возможность изменений должна быть обязательно указана в положении о закупке.
- 44-ФЗ: обязательное применение антидемпинговых мер оговорено в ст.37 закона.
- 223-ФЗ: в законе нет упоминания об антидемпинговых мерах, но заказчик может ввести их по своему усмотрению.
- 44-ФЗ: жалоба передается в Федеральную антимонопольную службу, в течение двух дней с момента ее получения она публикуется на сайте zakupki.gov.ru , а затем специалисты ФАС рассматривают ее и принимают решение в течение 5 рабочих дней. Это правило распространяется на все закупки по 44-ФЗ.
- 223-ФЗ: жалоба также публикуется в Федеральной налоговой службе, однако в этом случае порядок ее рассмотрения должен быть прописан в контракте.
Зачастую подготовительный этап участия в закупках становится самым трудоемким. Причиной тому – непростая процедура оформления заявки, отклонение которой становится преградой …
Банковская гарантия является документом, активно использующимся участниками торгов. В случае закупок по 44-ФЗ …
После определения победителя и заключения с ним контракта, есть вероятность, что по каким-либо причинам он может быть …
Отличия 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?
В чем принципиальное отличие?
44-ФЗ
Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.
Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.
223-ФЗ
Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.
Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.
44-ФЗ
Государственные и муниципальные бюджетные учреждения
223-ФЗ
- государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
- субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
- организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
- бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.
44-ФЗ и 223-ФЗ
Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
У каких участников возможен приоритет?
44-ФЗ
- учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
- организации инвалидов,
- поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения),
- субъекты малого предпринимательства,
- социально ориентированные некоммерческие организации.
15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.
223-ФЗ
- субъекты малого и среднего предпринимательства,
- приоритет товаров российского происхождения.
Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов СМП — не меньше 18% совокупного годового объема договоров согласно постановлению правительства.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2015 в отношении заказчиков, у которых годовая выручка составила больше 10 млрд. рублей, и с 1 января 2016 — в отношении остальных.
Способы закупок
44-ФЗ
Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.
- открытые конкурсы
- конкурсы с ограничением участия
- многоэтапные конкурсы
- закрытые формы конкурсов
- закрытые конкурсы с ограничением участия
- электронные аукционы
- аукционы в закрытой форме
- запросы предложений
- запросы ценовых котировок
Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.
223-ФЗ
В положении о закупке у каждого заказчика должны быть прописаны два вида процедур: конкурс и аукцион. Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.
Для закупок у единственного поставщика нужно отразить основания для проведения таких закупок в положении.
На каких ЭТП заказчики проводят торги?
44-ФЗ
5 федеральных ЭТП: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», ММВБ, ZakazRF. Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна.
223-ФЗ
Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою».
На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.
Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?
44-ФЗ
Только неквалифицированная электронная подпись.
223-ФЗ
Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть квалифицированная и неквалифицированная подпись.
Сроки подачи заявок
44-ФЗ
Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.
223-ФЗ
Сроки прописывает заказчик в своем положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.
Какую отчетность предоставляют заказчики?
44-ФЗ
Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:
- отчет об исполнении контракта,
- по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
- отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.
223-ФЗ
Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:
- заключенных договоров,
- договоров, заключенных с единственным поставщиком,
- заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну,
- заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Обеспечение исполнения контракта
- 44-ФЗ
- Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансового обеспечения контракта, независимо от его цены.
- Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:
- внести денежные средства на счет заказчика,
- предоставить банковскую гарантию.
Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком и внесена им в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.
Антикризисное постановление правительства № 199 от 06.03.2015 дает возможность заказчикам самостоятельно решать, требовать или нет обеспечение на протяжении 2015 года. Но на практике они этим не пользуются.
223-ФЗ
Остается на усмотрение заказчиков. Требование прописывают в документации, если оно есть. Например, для одной из «дочек» РЖД при закупке транспорта на 1,320,000 рублей обеспечение не требуется, потому что это прописано в конкурсной документации.
Возможность изменения, расторжения контракта
44-ФЗ
Законом такая возможность не допускается, но постановление правительства от N 198 от 6 марта 2015 г. позволяет изменить существенные условия контракта: цены, сроки, объемы. Эта мера — антикризисная и действует только до конца 2015 года.
223-ФЗ
Заказчик может изменить договор: цены, сроки, объемы товаров, работ, услуг. В каких случаях возможны изменения, поставщик узнает из положения о закупке заказчика.
Можно ли обжаловать действия заказчика?
44-ФЗ
Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.
223-ФЗ
Жалобы на заказчиков по 223-ФЗ также рассматриваются ФАС. В этом случае, выясните сроки подачи жалобы из положения о закупке заказчика. Комиссия по рассмотрению жалобы также будет руководствоваться этим положением и Гражданским Кодексом. Чтобы просчитать риски, лучше заранее посмотреть жалобы на конкретного заказчика в реестре жалоб на официальном сайте.