Закажите бесплатную консультацию
И мы поможем вам в решении вашего вопроса
Подать заявку
Содержание
1. Что такое совместная закупка по 44 ФЗ2.Проведение совместных закупок по 44 ФЗ алгоритм3. В обязанности организатора совместной закупки входит4. Как стать участником совместной закупки5. Видео-инструкция размещение извещений о совместной закупке
1. Что такое совместная закупка по 44 ФЗ
Контрактная система позволяет двум или более заказчикам объединяться друг с другом и организовывать совместную закупку с нуля по различным действиям. Подобного рода закупки основываются на поставке товаров, на оказание услуг или на исполнение работ.
На основании закона возможно проводить совместные закупки в качестве конкурсов или аукционов. Существует мнение, что при больших объемах закупок товаров, работ и услуг сама цена контракта будет меньше, то есть за счет этого пользу получают сами заказчики.
Выбор вида закупок имеет ограниченный характер, все дело в том, что запрос котировок из-за существующего ограничения в НМЦК, нельзя провести в качестве совместной закупки.
Общий процесс по организации совместных видов закупок, регламентируется законом о контрактной системе и Постановлением Правительства России от 28.11.2013 под номером 1088.
Нужна помощь в организации совместной закупки по 44 ФЗ?
Обратитесь к надежной организации, мы всегда готовы Вам в этом помочь!
Обратиться за помощью
2. Проведение совместных закупок 44 ФЗ алгоритм
При условии того, что в закупке будет участвовать сразу несколько заказчиков, то организатором будет выступать один из участвующих заказчиков. Соглашение о проведении совместной закупки, его заключают между собой стороны. данное соглашение бывает двух видов: первым видом будет являться двустороннее, а вторым многостороннее.
Данный документ содержит в себе прописанный порядок по процедуре проведения закупки, указываются права всех сторон и их обязанности. В обязательном порядке в соглашении указывается сам заказчик, выбранный организатором.
Следующие данные обязаны содержаться в любом соглашении:
- Прописываются стороны соглашения, а также идентификационный код закупки;
- Указываются параметры объекта закупки и все виды закупаемых товаров, работ и услуг:
- Прописывается расчет НМЦК, которое содержит обоснование со стороны заказчиков;
- Указываются все права сторон соглашения;
- Указывается выбранный организатор закупки и полномочия, которыми он обладает;
- Прописываются процессы формирования закупочной комиссии, а также указывается регламент ее действий;
- сроки, когда была создана закупочная документация;
- Планируемые сроки закупок;
- Прописывается порядок оплаты расходов, которые связаны с процедурой по организации закупок;
- Срок, в течение которого действует соглашение;
- Выбранный порядок разрешения споров.
Как только будет подписано соглашение всеми сторонами, то параллельно они могут вносить корректировки в свои планы графики закупок. Внимание стоит уделить тому моменту, что каждый из заказчиков, участвующих в закупке должен самостоятельно обосновать НМЦК. Итоговая сумма НМЦК составляется из совокупной суммы НМЦК любого из заказчиков. Второй момент, который стоит учесть при совместной закупке, потребуется каждому из заказчиков лично подписывать контракт, так нельзя данные обязательства передавать организатору закупки. Хотите гарантированно побеждать в закупках?
Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!
Выиграть в закупке Предоставляем комплексное сопровождение тендерной документации под ключ, любой сложности, подробнее о данной услуге смотрите по данной ссылке.
3. В обязанности организатора совместной закупки входит
Организатор закупки должен отвечать за организацию процесса проведения закупки, то есть от действия по планированию закупки до заключения, а далее исполнения контракта.
Однако рассмотрим более подробно обязанности организатора:
- Формирование комиссии по закупке и контроль за ее деятельностью;
- Создание и последующее размещение в ЕИС извещения о том, что закупка была проведена;
- Предоставление документации лица, имеющих интерес к закупке и обоснование положений документации;
- возможность внесения корректировок в закупочную документацию;
- Отправка копий протоколов всем сторонам соглашения.
Оказываем все виды услуг по лицензированию, по самым актуальным направлениям деятельности и по самым выгодным условиям.
4. Как стать участником совместных закупок
В обязанности участников будут входить ожидание итоговых результатов совместного аукциона или конкурса и готовность подписать контракт. Одинаковую степень ответственности будут нести все стороны закупки, которая должна быть равна доле НМЦК в цене контракта.
Самым простым и популярным видом закупок является электронный аукцион. При его проведении не требуется больших затрат по сравнению с другими закупками.
Особое внимание нужно уделить процедуре обеспечения исполнения контракта.
Когда будет определен победитель закупки, он должен внести обеспечение исполнения контракта на счет заказчиков в размере от НМЦК.
Данный размер прописывается в документации о закупке при публикации извещения каждым из заказчиков. Совместные закупки являются наиболее удобным способом по обеспечению гос и муниципальных нужд в области закупок. В основе этого лежит количество заказчиков, участвующих в закупке, ведь от этого будет зависеть размер вознаграждения поставщика. Все дело в том, что поставщики не заинтересованы в контрактах, которые будут иметь небольшую сумму размера, но с существенными транспортными расходами на доставку товаров. Но стоит учесть тот момент, что ни каждый заказчик захочет стать организатором закупки, так как на него возлагается много полномочий и большая
ответственность по проведению торгов.
5. Видео-инструкция размещение извещений о совместной закупке
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Совместные закупки по 44-ФЗ: нюансы участия для поставщика
Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! В этой статье мы будем говорить о таком понятии, как «совместные закупки». Коснемся вопроса их проведения, и кто вправе их организовывать. Посмотрим на преимущества и недостатки этого процесса глазами заказчиков и поставщиков. А также, какие нюансы следует знать исполнителям для участия в таких тендерах.
Что такое совместные закупки по 44-ФЗ, и как они проводятся?
В разных источниках встречаются разные названия этого понятия: «совместные закупки», «совместные торги», «коллективные закупки», «коллективные торги». Но термин «совместные закупки» закреплен в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Нам известно, что при осуществлении закупок заказчики применяют конкурентные способы определения поставщика.
К конкурентным способам относятся:
- конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
- аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Совместные торги проводятся только при аукционах и конкурсах.
Из названия понятно, что совместные закупки организовываются заказчиками совместно и проводятся не для одной организации, а для нескольких. Для чего это делается? Все очень просто: таким образом, заказчики экономят на приобретении товара, либо получении услуги, работы. Заказчики с одинаковыми потребностями объединяются для получения конкретной продукции.
Например, несколько детских лагерей могут объединить свои усилия для совместной организации питания в столовых.
Почему же только в виде аукционов и конкурсов могут проводиться совместные закупки? По 44-ФЗ аукционы и конкурсы не ограничены по сумме контрактов. А вот, например, при запросе котировок максимальный потолок – 500 тысяч рублей.
Вывод следующий: совместные конкурсы осуществляются двумя или более заказчиками, и только при закупке одних и тех же товаров, работ, услуг.
Кто является организатором совместных конкурсов и аукционов по 44-ФЗ?
Ответ на этот вопрос дает ст. 25 44-ФЗ. Организаторами данных торгов могут быть уполномоченный орган, уполномоченное учреждение. Такие полномочия даются ст. 26 44-ФЗ.
Обязанности организатора
Быть организатором коллективных торгов, значит, выполнять определенные функции, которые на него возложили. Они приведены ниже:
- разработка тендерной документации и публикация ее на сайте ЕИС (документация заранее обсуждается со всеми заказчиками);
- размещение в базе сведений о ходе торгов, вносимых в документы изменениях и т.д.;
- работа с запросами участников, ответы на них;
- публикация в ЕИС протоколов;
- размещение проекта госконтракта.
Также организатором может быть один из заказчиков, если некоторые свои полномочия переданы другими заказчиками, или уполномоченным органом, уполномоченным учреждением на основании соглашения на проведение и организацию.
Разберем, из каких частей состоит такое соглашение.
Структура соглашения сторон
Соглашение должно содержать:
1) сведения о сторонах, указанных в соглашении;
1.1) идентификационный код закупки (введен № 396-ФЗ от 28.12.2013 г.);
- 2) сведения о примерном объеме и объекте закупки, а также место, условия, временные рамки работ, услуг, предоставления товаров для каждого из заказчиков;
- 3) НМЦК контрактов, начальная стоимость товаров, работ, услуг для каждого заказчика и обоснование цен заказчиком-организатором;
- 4) в соглашении должны быть указаны права, обязанности и ответственность сторон;
- 5) сведения об организаторе совместных конкурса или аукциона, а также список полномочий, полученных организатором от других сторон соглашения;
- 6) правила и сроки создания комиссии по проведению закупок, порядок работы такой комиссии;
- 7) информация об извещении о закупке (порядок и сроки); приглашения на участие в совместных закрытых конкурсе или аукционе, документации о закупке, а также утвержденная документация о торгах;
- 8) примерный временной промежуток совместных закупок;
- 9) алгоритм оплаты расходов, понесенных на с организацию и проведение совместных конкурса или аукциона;
- 10) период действия соглашения;
- 11) порядок рассмотрения споров;
- 12) другие сведения, касающиеся отношений сторон.
Следует отметить, что в комиссию входят представители сторон соглашения. Их количество от каждой из сторон может быть разной и пропорционально зависит от объема проводимой закупки.
Расходы также несутся сторонами пропорционально НМЦК контракта. Проще говоря, кто-то больше, кто-то меньше.
Особенности обоснования НМЦК для совместных конкурсов и аукционов
Начальная максимальная цена для каждого контракта – своя. Ее назначает и обосновывает каждый заказчик сам. Цены отражаются в соглашении сторон. Участники могут ознакомиться с ними в извещении, либо приглашении на участие. Сумма НМЦК, предложенная каждым заказчиком, является итоговой.
- Если выигравший участник уклонился от подписания контракта, то сумма обеспечения заявки делится между заказчиками также пропорционально доле НМЦК от общей суммы;
- Если обеспечение заявки вносилось на специальный счет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта (ОИК), денежные средства или банковскую гарантию (БГ) победивший участник должен предоставить персонально каждому заказчику, руководствуясь НМЦК каждого.
Плюсы и минусы совместных торгов по 44-ФЗ
У каждой медали есть две стороны, у каждого явления есть преимущества и недостатки. Коллективные торги по 44-ФЗ не исключение, у них тоже есть свои плюсы и минусы.
К первому плюсу можно отнести экономию средств и трудовых ресурсов. Ускоряется сам процесс организации таких торгов и выполнения контрактов. Заказчик экономит свое время тем, что не проводит всю процедуру от начала до конца, а уполномочивает на это третье лицо.
Следующий плюс — сохранение качества товара при уменьшении цены. В этом проявляется конкурентность закупок.
Не будем умалчивать и о минусах совместных закупок по 44-ФЗ. В любых деловых взаимоотношениях присутствует человеческий фактор.
Сторонам процедуры не всегда получается прийти к общему знаменателю в некоторых вопросах. Попросту говоря, они не могут договориться о ходе процесса, условиях.
Да и не каждый соглашается брать на себя роль организатора из-за нежелания брать на себя огромную ответственность.
Мы посмотрели на совместные торги со стороны заказчиков. Но говоря об участниках, для них тоже есть плюсы и минусы.
К положительным моментам участия, является то, что исполнитель может заключить два и более контракта на большую партию товаров, либо на долгое сотрудничество. Но одновременно это плохо для мелких поставщиков, которые могут предоставить продукцию по низкой цене, но не могут похвалиться объемами и вступить в конкурентную борьбу с «акулами» бизнеса.
Также у участников могут быть спорные ситуации с кем-то из заказчиков. Это говорит о том, что контракт будет заключен только с одним из заказчиков. А значит участник получит свое обеспечение исполнения контракта (ОИК) не в полном объеме, т.к. будет считаться уклонившимся. Мало того, его могут занести в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Если в совместных торгах принял участие только один участник, то решение о заключении контракта принимает каждый заказчик, опираясь на нормы 44-ФЗ, и может заключить контракт с участником, как с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1088).
Заключение
Итак, прочитав статью, вы, наверное, задались вопросом: а часто ли заказчики проводят совместные закупки по 44-ФЗ? Данный вид торгов можно не часто встретить при поиске тендеров на сайте ЕИС.
Но, тем не менее, они проводятся.
И заказчики, и участники отмечают целесообразность их проведения, участие большого количества исполнителей, оптимизацию расходов, сокращение сроков исполнения, максимальную выгоду по итогу.
В статье мы не говорили о совместных закупках по 223-ФЗ. Они проводятся, но еще реже, чем по 44-ФЗ. На законодательном уровне 223-ФЗ не регулирует такие торги, сам термин не закреплен в этом законе. Но если каким-то крупным корпорациям или компаниям все же необходимо провести совместные торги, то они руководствуются положениями 44-ФЗ.
Совместные закупки по 44-ФЗ: разбираемся в нормах
Что такое совместные закупки по 44-ФЗ? Особенности совместных закупок по 44-ФЗ. Преимущества и недостатки совместных закупок по 44-ФЗ. Обязанности организатора совместных закупок по 44-ФЗ. О проведении совместной закупки по 44-ФЗ. Требования к соглашению о проведении совместной закупки. В чем состоит обоснование НМЦК при совместных закупках? FAQ по совместным закупкам 44-ФЗ.
Из этой статьи вы узнаете:
- Что такое совместные закупки по 44-ФЗ
- Особенности совместных закупок по 44-ФЗ
- Преимущества и недостатки совместных закупок по 44-ФЗ
- Обязанности организатора совместных закупок по 44-ФЗ
- О проведении совместной закупки по 44-ФЗ
- Требования к соглашению о проведении совместной закупки
- В чем состоит обоснование НМЦК при совместных закупках
- FAQ по совместным закупкам 44-ФЗ
Совместные закупки по 44-ФЗ возможны в том случае, когда два (или более) заказчика объединяются, чтобы приобрести одинаковые услуги, товары или работу. В такой ситуации действуют нормы статьи 25 указанного закона.
В рамках совместной закупки проводится всего одна процедура торгов. Такое положение вещей считается более привлекательным для оптовых компаний, так как подразумевается приобретение большого объема продукции. О том, как провести совместные закупки и какими особенностями они обладают, расскажем в нашей статье.
Что такое совместные закупки по 44-ФЗ
Покупатели выбирают данный формат торгов для закупки ТРУ, чтобы обеспечить снижение затрат из бюджета и сократить свои расходы. Такие аукционы используются, когда потребности покупателей в ТРУ совпадают.
Так, ряд медицинских учреждений может объединиться, чтобы приобрести медикаменты, дошкольные образовательные учреждения могут совместно закупать продукты питания.
Отметим, что в сфере здравоохранения данный формат торгов наиболее распространен.
Обычно совместные закупки по 44-ФЗ проводятся как аукцион. К конкурсу прибегают в редких ситуациях, поскольку в этом случае покупатели имеют право выдвигать поставщикам индивидуальные требования, а их бывает сложно сочетать. Отметим, что компания имеет право объединиться с другими заказчиками для проведения торгов в интересующем нас формате, но не обязана этого делать.
Особенности совместных закупок по 44-ФЗ
Стремясь снизить расход бюджетных средств и сократить собственные затраты, заказчики объединяются для покупки одинаковых ТРУ и проведения совместной процедуры. В таком случае обязательно учитываются нормы 44-ФЗ, ГК РФ и заключается двустороннее или многостороннее соглашение (в соответствии с числом заказчиков).
Преимущества и недостатки совместных закупок по 44-ФЗ
Благодаря совместным закупкам удается осуществлять ряд процедур, которые не были бы возможны в другом формате – и это основное достоинство такого подхода.
Совместные торги прекрасно подходят, когда нужно закупить небольшой объем ТРУ. Тогда как проведение обычных торгов в подобной ситуации является нерациональным, поскольку требует слишком больших расходов.
Данный подход решает и другую проблему – не всем поставщикам интересна работа с маленькими объемами, так как подобные заказы невыгодны. А значит, организатор торгов может вовсе не получить заявок на участие. За счет совместного формата процедуры удается повысить НМЦК.
Таким образом, закупка становится более интересной для продавцов, а покупателям удается снизить расходы на ее проведение.
Также совместные закупки по 44-ФЗ становятся решением проблемы, когда ряду компаний в одном городе требуется специфический продукт или услуга.
При этом единственный поставщик/исполнитель находится в другом субъекте РФ, не готов ехать ради одного клиента, так как это ему невыгодно. В данной ситуации от проведения совместной закупки выигрывают и заказчики, и исполнители.
Дело в том, что одинаковые сроки предоставления ТРУ снижают расходы на логистику, а заказчики тратят меньший объем средств из бюджета.
Доставка продовольственных товаров в небольшие населенные пункты приносит больше расходов, чем прибыли, если компания поставляет их только в одно место. Но если товары будут развозиться сразу в несколько соседних деревень, контракт легче привлечет участников на закупку.
Если говорить о минусах совместных закупок по 44-ФЗ, то основным из них является тот факт, что не все заказчики хотят заниматься организацией процедуры, проводимой в совместном формате.
Дело в том, что такая работа непроста и связана с серьезной ответственностью. При недостаточном количестве знаний покупатель не сможет справиться со своими обязанностями по организации тендера.
Подобная задача будет под силу только компании, имеющей неплохой опыт в сфере торгов.
Обязанности организатора совместных закупок по 44-ФЗ
Отметим, что организатором может стать заказчик, получивший некоторый объем полномочий от других участников закупки. Либо на эту роль подходит уполномоченный орган, учреждение. При этом обязательно нужно подписать соглашение на организацию, осуществление торгов.
Проведение совместной закупки по 44-ФЗ
Объединившиеся покупатели должны, в первую очередь, выбрать организатора процедуры, назначив на эту должность уполномоченную организацию либо одного из заказчиков. Последний должен согласиться нести ответственность за все дальнейшие работы. Далее ему нужно:
- Разработать документацию и извещение о запланированном тендере, отталкиваясь от сведений, полученных от других покупателей. Отметим, что над обоснованием НМЦ, проектом контракта каждый покупатель работает самостоятельно.
- Выкладывать все необходимые сведения в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.
- Вносить поправки в извещение и документацию, если возникнет такая необходимость.
- Давать разъяснения по запросам поставщиков, предоставлять им документы.
- Оформлять и размещать протоколы для общего доступа.
- Публиковать проект контракта, но этот шаг необходим только в некоторых ситуациях.
Чтобы во время совместных закупок по 44-ФЗ организатор мог осуществлять все перечисленные действия от имени заказчиков, последние должны официально передать ему такие полномочия, подписав соответствующее соглашение. Часть 1 ст. 25 закона 44-ФЗ указывает, что в данном документе должны быть сведения:
- об участниках соглашения;
- об организаторе, его полномочиях;
- идентификационный код закупки;
- о предмете закупки, объемах, месте, сроках и других условиях предоставления ТРУ;
- примерное время проведения самих торгов, сроки, выделенные на подготовку, согласование извещения, документации;
- информация о формировании комиссии, правилах ее работы;
- принцип оплаты расходов на проведение совместной закупки по 44-ФЗ;
- права, обязанности сторон, срок действия соглашения, принцип разрешения споров, а также иная информация, которую заказчики посчитают уместной указать.
Когда соглашение подписано, проводится корректировка плана-графика и плана закупок. В данных документах необходимо прописать, что речь идет о совместном формате торгов.
На остальных этапах действия организатора практически не отличаются от действий заказчиков до подписания договора с исполнителем.
Требования к соглашению о проведении совместной закупки
Согласно требованиям ч. 2 ст. 25, в соглашении о проведении совместной закупки по 44-ФЗ содержатся:
- информация об участниках договора;
- код, идентифицирующий закупку, согласно ч. 2 ст. 114 закона о госзакупках;
- материалы, характеризующие объект торгов, количественные и объемные показатели, организационные условия закупки по каждому заказчику;
- НМЦК, установленная каждым участником и подкрепленная подробными расчетами и обоснованиями;
- права, обязанности, меры ответственности каждой стороны;
- справка об организаторе, о его полномочиях в пределах конкурса;
- уведомление о закупочной комиссии, ее членах, сроках работы и положениях, на основе которых она функционирует;
- детальная информация об извещении, сроках его составления, согласование возможности участия в закрытом конкурсе или закрытом аукционе, максимальный отрезок времени, отведенный на формирование конкурсной/аукционной документации;
- приблизительный период проведения закупки;
- принцип распределения расходов по торгам, порядок их оплаты;
- сроки действия соглашения;
- регламент разрешения разногласий между участниками соглашения;
- иные положения.
Обоснование НМЦК при совместных закупках
НМЦК устанавливается отдельно для каждого контракта, так как во время проведения совместной закупки по 44-ФЗ заключается количество договоров, соответствующее числу покупателей.
Последние своими силами фиксируют и обосновывают свою НМЦК. Цены обязательно указываются в соглашении сторон.
В извещении и приглашении на участие в торгах указывается итоговая НМЦК, то есть суммарная НМЦК всех заказчиков – именно эту цифру видят потенциальные исполнители.
Иногда совместная закупка по 44-ФЗ может не состояться из-за отсутствия участников либо из-за того, что заявку подал только один потенциальный исполнитель. Постановление Правительства РФ от 28.11.
2013 г № 1088 фиксирует, что каждый покупатель самостоятельно выбирает, как поступить в подобной ситуации. При этом необходимо отталкиваться от правил, установленных 44-ФЗ.
Так, данный закон допускает заключение договора с одним исполнителем.
FAQ по совместным закупкам по 44-ФЗ
- Кто обосновывает НМЦК для совместной процедуры? Часть 2 ст. 25 закона 44-ФЗ устанавливает, что НМЦК каждого покупателя, обоснование данной суммы должно содержаться в соглашении между сторонами, участвующими в проведении совместных торгов. В извещении о запланированной закупке, приглашении на закрытую процедуру, документах по каждому лоту указывается общая НМЦК заказчиков. Ее обоснование включает в себя аргументы, представленные каждым заказчиком (п. 6 Правил № 1088).
- Допускается ли организация совместного аукциона для субъектов малого предпринимательства, если общая цена лота превышает 20 миллионов рублей, но цена каждого из контрактов меньше данной суммы? Так как в ч. 1 ст. 30 закона 44-ФЗ идет речь о НМЦК, а в подпункте «б» п. 6 Правил № 1088 – о начальной (максимальной) цене лота, рекомендуется отказаться от приобретения ТРУ при помощи совместного конкурса или аукциона у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Дело в том, что пока отсутствует правоприменительная практика по данному вопросу в сфере совместных закупок по 44-ФЗ. Если заказчик собирается закупить ТРУ у перечисленных выше исполнителей в формате совместного конкурса/аукциона, рекомендуется установить начальную (максимальную) цену лота не более 20 миллионов рублей.
- Можно ли подписать договор с единственным исполнителем, если совместная процедура считается несостоявшейся? Пункт 9 Правил № 1088 устанавливает, что если совместная процедура не состоялась, то в случаях, установленных законом 44-ФЗ, заказчики сами решают и договариваются о том, будет ли заключен договор с единственным поставщиком.
Совместные торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Иногда одновременно у нескольких государственных заказчиков возникает потребность в одном и том же товаре или услуге. В этом случае, в соответствии с деуствующим законодательством в сфере государственных закупок, они могут объявить совместные торги. В этой статье мы разберем то, как проходит эта процедура и в чем особенности ее проведения.
Совместные торги по 44 ФЗ
По действующим нормам закона № 44-ФЗ, в том случае, если два или несколько заказчиков, обязанных совершать свои сделки в соответствии с данным законом, хотят приобрести одни и те же товары или услуги, они вправе организовать совместный конкурс или аукцион.
Согласование взаимоотношений заказчиков
Взаимоотношения заказчиков между собой в ходе этих торгов, распределение прав, обязанностей перед поставщиками, ответственности за нарушение условий конкурс должны быть распределены между ними самостоятельно, в отдельном соглашении. Такие соглашения регулируются или нормами 44-ФЗ или общими положениями о договоре, предусмотренными Гражданским кодексом.
Соглашение о распределении обязанностей
В связи с тем, что 25 статья закона о закупках дает возможность правительству регулировать порядок организации таких торгов, 28.11.
2013 года было принято Постановление Правительство, которое и установила общие и обязательные для всех Правила проведения совместных закупок.
Этими правилами также предусмотрена обязанность участников еще до выхода на торги составить и подписать соглашение, предусматривающее их взаимные обязательства. Соглашение в обязательном порядке должно содержать информацию, предусмотренную 25 статьей закона.
Определение организатора совместных торгов
Следующим шагом после подписание соглашения станет определение его участниками организатора аукциона и указание его наименования в плане-графике.
Организатором будет являться один из участников аукциона, определенный ими в соглашении. Ему стороны соглашения передают часть своих полномочий, которые будут необходимы для поведения торгов.
Само проведение аукциона полностью регулируется нормами закона №44-ФЗ.
Функции организатора
Согласно Закону и соглашению организатор возлагает на себя выполнение следующих функций:
- Создает комиссию по закупкам и утверждает состав ее членам. В комиссию включаются представители от каждого участвующего в торгах заказчика. По общему правилу, они делегируют туда количество членов, пропорциональное их доле в закупке, но соглашением сторон может быть предусмотрен и другой способ формирования комиссии;
- Разрабатывает конкурсную документацию и подает в единую информационную систему заявку на проведение торгов. Нижняя и верхняя планка цен на закупку определяется организатором исходя из совокупности нижних и верхних (максимальных) порогов цен каждого из заказчиков, участвующих в совместных закупках;
- Взаимодействует со всеми заинтересованными в торгах лицами, осуществляет их ознакомление с документацией;
- Разъясняет положения документации по запросам заинтересованных лиц;
- При возникновении необходимости меняет документацию или содержание объявления о торгах;
- Размещает всю предусмотренную законом №44-ФЗ информацию и иные сведеня в общей информационной системе;
- После того как составлены протоколы по итогам торгов, направляет их копии каждому участнику, а также в государственные уполномоченные органы. Копии протоколов должны быть разосланы не позднее, чем на следующий день после того, как они были подписаны;
- Выполняет иные функции, возложенные на него данным соглашением.
Подведение итогов совместных торгов по 44 ФЗ
Расходы на проведение аукциона распределяются между всеми участника соглашения пропорционально. Пропорция рассчитывается исходя из соотношения начальной или верхней цены контракта, выставленной каждым заказчиком, и общей максимальной или начальной ценой контракта. Договоры с поставщиком каждый из участников соглашения заключает самостоятельно.
Если по тем или иным причинам, которые были указанны в законе, конкурс был признан несостоявшимся, то каждый из участников торгов вправе самостоятельно, предварительно согласовав такое решение в установленном порядке, заключить контракт с единственным поставщиком.
Совместные торги по 223 ФЗ
Проведение совместных торгов в соответствие с нормами закона № 223-ФЗ проводится уже на основании другого постановления правительства. Для реализации на практике норм этого закона было принято постановление N 631.
Им были утверждены основные нормы и положения, регулирующие взаимоотношения заказчиков, как государственных, так и муниципальных, и органов, которым на основании федеральных законов были переданы все полномочия на размещение таких заказов.
Постановление гласит, что и в этом случае при проведении совместных торгов участники должны заключить между собой соглашение и назначить в нем одного из них организатором торгов.
Предмет совместных торгов по 223 ФЗ
Совместные торги по 223-ФЗ проводятся в целях закупки продукции только одного наименования. Одинаковое наименование означает то, что продукция имеет идентичные коды по Общероссийской классификации.
Если несколько заказчиков, которые работают в оном городе, намерены приобрести совместно одинаковую продукцию, они могут и самостоятельно организовать торги по закупке, и передать эту обязанность уполномоченному органу, чтобы избавить себя от несвойственных функций.
Особенности проведения торгов
Все потребности каждого заказчика суммируются между собой, и на торги выставляется один лот. Как в предыдущем случае, при определении победителя торгов, каждый заказчик заключает с ним индивидуальный договор.
Заказчики также заключают между собой соглашение, его примерная форма разработана и рекомендована для поведения подобных торгов региональной администрацией на основании требований федерального закона.
Соглашение подписывается в обязательном порядке не только всеми участниками торгов, но и уполномоченным органом.
В нем обязательно перечисляются все функции, которые на основании соглашения передаются организатору торгов.
В конкурсной документации лот, приобретаемый в интересах каждого отельного заказчика, определяется индивидуально. Технические задания и контракты на закупку заказчики разрабатывают самостоятельно, а организатор торгов объединяет их между собой и выставляет на торги обобщенные требования с обязательным выделением лотов для каждого заказчика отдельно.
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Совместные торги по 44 ФЗ
О том, как провести совместные торги по 44-ФЗ, говорится в ст. 25 Закона о контрактной системе. В ней установлен порядок их проведения.
Одно из основных правил: условия взаимодействия заказчики определяют в соглашении. Организатором торгов может быть один из них или уполномоченный орган.
Первый вариант используется нечасто, так как в этом случае вся ответственность ложится на конкретного заказчика.
Соглашение о проведении совместных закупокскачать образец Соглашение о проведении совместных конкурсов и аукционовскачать образец
Что касается уполномоченного органа, им может быть госорган, муниципальный орган, казенное предприятие, созданные специально для определения поставщиков, а также те, на которых такие полномочия были возложены вышестоящим органом. Организатор совместного конкурса или аукциона:
- утверждает состав комиссии по закупке;
- готовит и размещает в единой информационной системе извещение и документацию о закупке, направляет приглашение участвовать в закрытом конкурсе или аукционе;
- предоставляет документацию заинтересованным лицам;
- дает разъяснения положений документации;
- вносит изменения в извещение и документацию о закупке, когда нужно;
- размещает в ЕИС протоколы закупки;
- направляет копии протоколов каждой стороне соглашения;
- выполняет другие полномочия, которые принял в соглашении.
- Каждый из госзаказчиков заключает контракт с победителем отдельно.
- Из статьи вы узнаете:☆ Что делают заказчики;☆ Что делает организатор совместной закупки;☆ Как составить соглашение о совместной закупке;☆ Кого включить в комиссию по совместным закупкам;☆ Как рассчитать НМЦК совместной закупки;
- ☆ Как определить цену контракта для каждого заказчика.
Соглашение о совместных торгах по 44-ФЗ
Один из важных документов при проведении совместных закупок по 44-ФЗ — соглашение между заказчиками. В нем стороны определяют, как будут проводить процедуру, а также указывают взаимные обязательства. Оно может быть двух- и многосторонним. Соглашение включает:
- данные сторон — заказчиков, организатора закупки;
- объект и объем закупки;
- место, условия, сроки, периоды поставок по каждому контракту;
- код закупки;
- НМЦК по каждому контракту и обоснование цен;
- полномочия организатора торгов;
- порядок создания и работы закупочной комиссии;
- период проведения торгов;
- примерный срок госзакупки;
- схема оплаты общих расходов;
- срок действия соглашения;
- порядок разрешения споров.
В планах и планах-графиках заказчики обязательно должны отразить, что закупка проводится совместно. Когда соглашение подписано, а изменения в документы внесены, можно приступать к утверждению комиссии по закупкам. Этим занимается организатор.
В комиссию включают представителей обоих заказчиков. Существует такое требование: места в комиссии распределяются пропорционально объему закупок для каждого заказчика. Траты на процедуру делятся между госзаказчиками.
Каждый берет на себя ту часть расходов, которая соответствует доле НМЦК в общей сумме закупки. Но закон разрешает сторонам совместных торгов устанавливать в соглашении собственный порядок, в котором формируют комиссию (ч. 3 ст.
25 Закона № 44-ФЗ).
Совместные торги по 44-ФЗ: плюсы и минусы
Начнем с преимуществ совместных закупок по 44-ФЗ. Главный плюс при привлечении уполномоченного органа — экономия трудовых ресурсов и времени. Заказчик мог бы сам провести процедуру от начала и до конца, но поручил это третьему лицу. Еще один плюс — более низкая цена на продукцию при сохранении ее качества.
Но существуют и минусы совместных закупок по 44-ФЗ. Во-первых, сторонам закупки не всегда удается договориться между собой о порядке проведения процедуры, согласовать все условия. Во-вторых, мало кто соглашается взять на себя роль организатора из-за слишком большой ответственности.
Что касается участников, для них в совместных закупках также есть плюсы и минусы. Преимущество в том, что сразу можно заключить несколько контрактов на крупную партию товара. Но не для всех это хорошо.
Такие процедуры могут отпугнуть поставщиков, которые готовы исполнить контракт по низкой цене, но не могут похвастаться большими объемами продукции. Также могут возникнуть споры с одним из заказчиков.
В этом случае контракт будет заключен только со вторым, а значит уклонившийся участник получит свое обеспечение не полностью и рискует угодить в реестр недобросовестных поставщиков.
Контракт с едпоставщиком по итогам совместных торгов
Совместные и централизованные торги
Совместные и централизованные торги могут существенно упростить закупочный процесс и увеличить снижение начальных цен
Многие тысячи российских госзаказчиков регулярно сталкиваются с необходимостью проводить по сути одни и те же закупки: всем нужны канцелярские товары, всем нужны компьютеры, оргтехника, мебель и т. д. В результате в Единой информационной системе госзаказа ежедневно появляется несколько новых извещений о проведении торгов на одну и ту же широко распространенную на рынке продукцию.
При этом требования российского законодательства о контрактной системе достаточно сложны; чтобы их выполнить, нужны соответствующие знания и опыт. Формирование полноценной контрактной службы для очень многих небольших заказчиков затруднительно.
Так не лучше ли объединить все типовые закупки в рамках муниципального образования или даже субъекта Федерации в один лот и поручить проведение торгов кому-то одному? Российское законодательство позволяет это сделать двумя способами: 1) несколько заказчиков сами договариваются о том, что один из них проводит тендер за всех; 2) вышестоящий орган власти назначает организатора торгов для нескольких подведомственных ему заказчиков.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Возможность проведения совместных торгов по госзаказу на законодательном уровне была впервые установлена ранее действовавшим Законом № 94-ФЗ о госзакупках, хотя отдельные примеры проведения таких закупок имели место еще до его принятия.
В настоящее время проведение совместных торгов несколькими госзаказчиками регулируется ст. 25 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, а также постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088.
Перечислим наиболее важные положения законодательства, связанные с проведением совместного тендера.
Совместные торги могут быть проведены при закупке несколькими госзаказчиками одних и тех же товаров, работ или услуг в случае согласия на такую процедуру закупки всех этих заказчиков.
При этом отметим, что Законом о контрактной системе установлено проведение только совместных аукционов и конкурсов; совместный запрос котировок, запрос предложений или совместная закупка у единственного поставщика не предусмотрены.
Сами торги проводятся их организатором, в роли которого может выступать или один из заказчиков, или уполномоченный орган, установленный в соответствии со статьей о централизованных закупках (о них еще будет сказано ниже).
Помимо Гражданского кодекса РФ, Закона № 44-ФЗ и упомянутого постановления правительства совместные торги регулируются соглашением, заключенным между организатором и всеми заказчиками. При этом каждый заказчик самостоятельно обосновывает свою потребность в закупаемой продукции, определяет и обосновывает свою начальную (максимальную) цену контракта, а организатор торгов проводит всю техническую работу — формирует тендерную комиссию, размещает извещение о закупке в ЕИС, рассматривает заявки и т. д.
По общему правилу, каждый заказчик должен быть представлен в конкурсной комиссии пропорционально своей доле в совместном заказе (то есть отношению своей НМЦК к сумме всех НМЦК), однако соглашение может предусматривать и иной порядок.
Расходы на проведение совместных торгов заказчики оплачивают пропорционально своей доле в общем заказе (в данном случае иной порядок не предусмотрен). После определения победителя каждый заказчик подписывает с ним отдельный контракт.
В случае если торги признаны несостоявшимися, принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком и его согласование осуществляется каждым заказчиком самостоятельно.
Отметим, что помимо совместных торгов российское законодательство о контрактной системе содержит схожее понятие централизованных закупок (ст. 26 Закона № 44-ФЗ). Их главное отличие в том, что совместные закупки проводятся по решению снизу, а централизованные — по решению сверху.
В частности, решения о централизованных закупках для нескольких федеральных органов власти могут быть приняты Президентом или Правительством РФ, а для нескольких региональных или муниципальных ведомств — высшими органами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации или муниципалитета.
Соответствующий орган власти назначает и уполномоченный орган, который становится организатором централизованных закупок.
Для отдельных видов юридических лиц, закупающих в соответствии с Законом № 223-ФЗ, в случае их добровольного согласия также возможно проведение совместных торгов (такие случаи реально имеют место в российской закупочной практике).
Централизация закупок по ФЗ-223 по решению сверху действующим законодательством не предусмотрена. Впрочем, орган власти, осуществляющий полномочия собственника нескольких заказчиков по ФЗ-223, может поручить своим представителям в органах управления этих заказчиков принять решение о совместной закупке, но это более длинный и сложный путь.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СОВМЕСТНЫХ ЗАКУПОК
В чем смысл проведения совместных и централизованных закупок? Во-первых, такие закупки могут привести к снижению цены за счет увеличения объема заказа. Ведь компании-поставщики обычно устанавливают скидки на крупные партии своей продукции.
Во-вторых, всю достаточно трудоемкую техническую работу по проведению аукциона или конкурса возьмет на себя организатор торгов, что существенно сэкономит рабочее время сотрудникам заказчиков.
Особенно это актуально для небольших заказчиков, таких как детские сады или поликлиники, которым трудно и дорого включать в свой штат квалифицированного специалиста по закупкам (а неквалифицированный может нарваться на большие административные штрафы из-за допущенных ошибок).
В-третьих, совместная закупка резко снижает возможности использования различных коррупционных схем. Нечестному поставщику легче договориться с одним нечестным заказчиком, чем с организатором торгов и несколькими заказчиками. Если же он договорится только с организатором, кто-то из заказчиков может возмутиться неправомерными решениями последнего.
Между тем, несмотря на очевидные плюсы совместных закупок, их проведение связано и с целым рядом проблем для заказчиков. Во-первых, надо согласовать сроки совместной закупки. Ведь потребность в однотипной продукции может возникать у разных заказчиков в разное время.
Кроме того, необходимые для оплаты заказа финансовые средства также могут перечисляться не одновременно. Хотя, в принципе, качественное планирование закупок должно решить эту проблему, но тем не менее она есть.
Во-вторых, у разных заказчиков могут быть разные требования к документации, и все это в случае совместной закупки придется согласовывать. Причем речь может идти не только о форматах документов и прочих чисто технических вещах.
Допустим, два заказчика рассчитывали НМЦК разными методами и получили разный результат (в пересчете на единицу продукции). В принципе, по закону каждый может поставить свою НМЦК и свое обоснование, но если они будут значительно отличаться, это наверняка привлечет внимание контролирующих органов.
Наконец, в-третьих, если заказчик имеет намерение отдать контракт «любимому» поставщику, то он наверняка будет не в восторге от перспективы передать полномочия по проведению торгов кому-то другому. В силу всех этих причин совместные торги по добровольному соглашению заказчиков хотя иногда и проводятся, но не стали распространенной практикой.
Помимо проблем, с которыми сталкиваются заказчики, совместные и централизованные закупки имеют один объективный минус. При укрупнении заказов сокращается количество потенциальных поставщиков.
При проведении совместных торгов могут остаться только крупные компании, а малые и средние предприниматели по объективным причинам не смогут участвовать. В принципе, если на торги выходят хотя бы два участника, то конкуренция есть, и вроде бы все нормально.
Но на практике это может привести к тому, что весь рынок госзаказа на определенную продукцию в регионе будет поделен между 2 — 3 крупными игроками, а МСП будут отстранены.
Это идет вразрез с закупочной политикой правительства, а в случае сговора между этими игроками может случиться, что НМЦК практически не будут снижаться, то есть привести к результату, обратному тому, что было задумано. С другой стороны, частично решить эту проблему позволяет обязательная доля госзакупок у малого бизнеса, которая сохранится и в случае проведения масштабной централизации.
КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ НА ПРАКТИКЕ?
Если госзаказчики сами не хотят договориться о совместных торгах, это за них может сделать вышестоящий орган власти, приняв решение о централизованных закупках. По данным Минэкономразвития РФ за первые 9 месяцев 2016 года, по итогам централизованных закупок было заключено 75,2 тыс.
контрактов на общую сумму 206,4 млрд руб. Это составляет 3,2% общего количества подписанных контрактов и 6,4% их совокупной стоимости. Отметим, что чаще всего к централизации закупок прибегают на муниципальном уровне: на него приходится 85% количества и 50% стоимости упомянутых контрактов.
Это и понятно: среди мелких муниципальных заказчиков больше всего таких, которым трудно организовать закупки самостоятельно.
На региональный уровень приходится 12% количества и 24% совокупной стоимости контрактов, заключенных по итогам совместных закупок, а на федеральный уровень — 3% количества и 26% стоимости.
Важным шагом к расширению практики совместных и централизованных закупок является разработка типовой закупочной документации на основные виды товаров, работ и услуг. Если она имеется, то создать документацию для конкретных торгов можно легко и быстро, а проблемы согласования технических деталей между заказчиками отпадают.
Именно по этому пути пошли в Москве, и в 2016 году количество совместных закупок столичных заказчиков по типовой документации выросло в 9 раз. Так, совместные и централизованные закупки для столичных медицинских учреждений проводятся Департаментом здравоохранения города Москвы. А Департамент образования внедрил практику проведения централизованных аукционов для московских школ.
Аналогичные механизмы используются и рядом других столичных ведомств.
Упомянем еще один метод централизации, не обязательно связанный с совместными закупками. Это использование уполномоченного органа для организации торгов в интересах заказчика (возможно, единственного).
В этом случае заказчик формирует закупочную документацию и направляет своих представителей в тендерную комиссию, а уполномоченный орган осуществляет все процедуры, предусмотренные Законом № 44-ФЗ. Такой подход упрощает работу заказчиков и ведет к снижению количества технических нарушений.
Подобная модель закупок очень широко используется в большинстве субъектов Федерации. В частности, в столице роль уполномоченного органа выполняет Департамент по конкурентной политике города Москвы.
Однако чаще всего одни торги уполномоченного органа проводятся для одного заказчика, поэтому распространенность данного механизма еще не говорит о распространенности совместных закупок.
В заключение отметим еще один проблемный момент. Предположим, что на совместные или централизованные торги была подана только одна заявка.
Будет ли в этом случае каждым заказчиком подписан контракт с единственным поставщиком? Согласно закону, каждый из них согласовывает возможность заключения такого контракта отдельно, однако критерий согласования не понятен.
Возможна ли ситуация, когда одному из них закупку у единственного поставщика разрешат, а другому — нет и если да, то на каком основании? С одной стороны, когда аукцион или конкурс проведен, на него пришел только один претендент, то вроде бы ничто не мешает заключить с ним договор.
Но, с другой стороны, если бы все заказчики проводили торги отдельно, а значит, размеры лотов были бы меньше, то, вполне возможно, нашлись бы и другие претенденты. Но что тогда делать? Если проводить новые тендеры для каждого заказчика — это большая потеря времени и дополнительные финансовые расходы.
Так или иначе, но сейчас доля централизованных закупок невелика, а потому серьезной проблемой для конкуренции она не является (речь идет именно о торгах для нескольких заказчиков, а не обо всех закупках, проводимых уполномоченными органами). В случае значительного роста доли совместных и централизованных закупок их влияние на конкуренцию будет нуждаться в дополнительном исследовании.