Способы закупок по 223-фз — конкурентные и иные

Заказчик вправе проводить торги, к которым относятся конкурсы и аукционы, а также вправе проводить любые неторговые процедуры. Виды и способы закупок по 223-ФЗ определяются самими Заказчиками при условии соблюдения общих требований, установленных законом.

Способы закупок по 223-ФЗ - конкурентные и иные

Согласно закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» каждая организация, действующая по его нормам, обязана разработать, согласовать, утвердить и опубликовать свое собственное Положение, касающееся правил проведения закупок, в том числе, их видов и способов. В таком положении обязательно должны быть предусмотрены такие виды закупок, как конкурс и аукцион. 

При этом законом регламентированы некоторые сроки проведения конкурсов и аукционов: например, с момента размещения извещения до окончания подачи заявок такой срок должен составлять не менее чем 20 дней.

При внесении изменений в извещение либо документацию необходимо также соблюдения требований закона, согласно которым, с момента внесения изменений до окончания срока подачи заявок этот срок должен составлять не менее 15 дней. 

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас

В зависимости от предмета закупки, конкурс может состоять из нескольких этапов: одного, двух, трех и т. д. Многоэтапные конкурсы обычно проводятся тогда, когда предъявляются особые требования к участникам и к объекту закупки. 

В качестве критериев оценки заявок участников открытых конкурсов, чаще всего используются:

  • Цена товаров, работ или услуг.
  • Сроки поставок, либо выполнения работ.
  • Наличие квалифицированного персонала.
  • Имеющийся опыт работы участника.

Аукционы проводят в открытой или в закрытой форме.

При открытой форме заказчик обязан внести закупку в план-график, а также опубликовать информацию о ней на официальном сайте Подать заявку на участие в таком аукционе может любой аккредитованный на площадке участник торгов.

Если же аукцион проходит в закрытой форме, то ни внесения в план-график, ни публикации на официальном сайте не происходит, а участие в торгах принимают только приглашенные заказчиком участники. 

Как правило, аукционы по 223-ФЗ проводятся в один этап. При этом заявки от всех участников рассматриваются сразу после окончания срока их приема, затем проводится непосредственно сам аукцион, победителем которого становится тот, кто предложит наименьшую цену. Ценовые предложения участниками подаются в пределах шага аукциона, устанавливаемого заказчиком. 

Наиболее распространенные неторговые процедуры, определяемые заказчиками в Положениях о закупках: запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры, предложения делать оферты. Встречаются и такие экзотичные способы как закупка прайс-листа. 

Основным критерием оценки заявок при такой форме как запрос котировок всегда является цена, что обусловлено спецификой способа проведения закупки. Но в отличие от аукциона, в запросе котировок ценовое предложение участником подается один раз.

Запрос предложений – это способ закупки, победителем которого становится участник, предложивший лучшие условия исполнения договора, которые определяются заказчиком, на основании установленных им в документации, критериев оценки и сопоставления заявок. 

Конкурентные переговоры проводятся, когда заказчику необходимо обсудить с участниками характеристики объекта закупки. 

Закупка у единственного поставщика по 223 ФЗ

Закупка у единственного поставщика – способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.

Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам Заказчик в своем Положении о закупке. Прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений может осуществляться двумя путями: 

  • Направлением предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю).
  • Принятием предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя). По Закону № 223-ФЗ случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке.

Оформите заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Ниже приведены примеры условий (оснований) проведения закупки и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

  • Если стоимость приобретаемой продукции небольшая и использование иных способов закупки нецелесообразно. Главным фактором, определяющим такую закупку, будет цена приобретаемой продукции. При этом Заказчик имеет возможность самостоятельно установить размер такой цены, например, до 300 000 рублей, до 500 000 рублей. Закон никак не ограничивает Заказчика в установлении предельной цены в Положении о закупках, когда можно провести закупку у единственного поставщика.
  • Если имеют место определенные обстоятельства, такие как:
    • Наличие закупаемой продукции только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя). Пример: Договор поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ).
    • Какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции или осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
  • Прямая закупка может использоваться также в случае, если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведения конкурентных процедур является нецелесообразным.
  • Вследствие аварии, чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды или возникает угроза срыва производственных процессов заказчика и для предотвращения или ликвидации последствий таких обстоятельств необходимы определенные товары, работы, услуги, приобретение которых иными процедурами закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно.
  • Заказчик, ранее осуществив закупку у какого-либо Поставщика, определяет, что у того же Поставщика должны быть произведены новые закупки по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, в целях обеспечения эффективности первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика.
  • Предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по такому договору расторгнут. При этом если до расторжения договора Поставщиком частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключённому договору. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объёму выполненных работ, оказанных услуг.
  • Заключается (пролонгируется) договор аренды недвижимого имущества.
  • Заключается договор купли-продажи недвижимого имущества.
  • Осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости конкретного оператора связи.
  • Заключается договор на юридические и консультационные услуги, услуги нотариуса, адвоката и т.п.
  • Осуществляется закупка услуг по организации и проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий.
  • Осуществляется оплата членских взносов и иных обязательных платежей на неконкурентной основе.
  • Заключается договор на участие в выставке, конференции, семинаре, обучение, стажировке, участии в ином мероприятии с Поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия.
  • Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и иные сопутствующие расходы.

При осуществлении закупки у единственного поставщика, (подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, не превышающую 100 000 / 500 000 рублей, Заказчик вправе не размещать на официальном сайте извещение и документацию.

Оформите заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Конкурсы без конкуренции

​Более 65% закупок, попавших в категорию «иные», Минфин определяет как неконкурентные, но не обязательно все они осуществлялись неконкурентным способом, считает эксперт Института государственного и муниципального управления ВШЭ Марина Турчан.

«Часто заказчики добавляют в наименование способа закупки название электронной площадки, самой компании-заказчика, ссылки на положения о закупках, указывают подробности проведения процедуры определения поставщика и многое другое», — приводит пример Турчан.

Второй по популярности неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика, он использовался в 31,1% от общего числа закупок в 2017 году.

Однако Минфин выделяет еще один способ оценки стоимости объема заключенных договоров — через анализ ежемесячной отчетности заказчиков. Он составляет 18,7 трлн руб., и Минфин не поясняет причины столь большого расхождения.

При этом по сравнению с 2016 годом объем закупок у единственного поставщика сократился в денежном выражении — с 10,4 трлн руб. в 2016 году до 9,6 трлн руб. в 2017 году, но вырос в процентном — до 51,6%.

В 2016 году он составлял 49%.

Причина такого высокого уровня закупок у единственного поставщика может крыться в специфике заказчиков, предполагает генеральный директор электронной торговой площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков. Госкомпании, особенно из числа топ-5 заказчиков, часто закупают высокотехнологичную продукцию, поставщиков которой на рынке действительно мало, размышляет Лишенков.

«Роснефть» — лидер закупок

На долю топ-5 крупнейших заказчиков в 2017 году пришлось более половины всех закупок, осуществляемых в соответствии с 223-ФЗ, отмечает Минфин, их объем составил 9 трлн руб. Большая часть закупок — на 7,7 трлн руб.

— пришлась на «Роснефть» и связанные с ней компании — «Башнефть», АО «РН-Транс» и ООО «РН-Юганскнефтегаз», следует из данных Минфина. На втором месте в топ-5 находится РЖД с объемом закупок 1,3 трлн руб. (5-е место в 2016 году, объем закупок — 0,4 трлн руб.).

ПАО «Газпром», в 2016 году занявший второе место (закупки на 1 трлн руб.), по итогам 2017 года в топ-5 не вошел.

Рост объема закупок «Роснефти» можно объяснить запуском новых разведывательных проектов, предполагает Владимир Лишенков. Ключевые заказчики, такие как «Роснефть», влияют на весь рынок, указывает он. «Рост — это та динамика, которая привлекает в отрасль новых участников, что влияет на конкурентность корпоративных закупок в целом», — считает Лишенков.​

Госзакупок становится меньше

По сравнению с 2016 годом объем госзакупок сократился с 21,1 трлн до 18,7 трлн руб. Это объясняется тем, что в 2017 году кардинально изменилась закупочная деятельность унитарных предприятий, теперь она регулируется 44-ФЗ, указывает Марина Турчан; требование не коснулось только федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвердило правительство.

Способы закупок по 223-ФЗ - конкурентные и иные

При этом объем закрытых закупок (сведения о которых составляют гостайну) вырос по сравнению с прошлым годом почти на 50 млрд руб., до 778,7 млрд руб., и составил 4,2% от общего числа закупок (3,5% в 2016 году). В ноябре 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев разрешил госкомпаниям не раскрывать поставщиков и подрядчиков, получающих контракты.

Госкомпании могут ограничиться публикацией в реестре закупок обезличенной информацией о результатах, способе, цене закупки — без данных о победителе, следует из постановления, подписанного премьером. Кроме того, правительство разрешило Минобороны, ФСБ и СВР, по крайней мере, до середины 2018 года проводить все закупки в закрытом режиме.

А «Коммерсантъ» писал, что власти составили перечень из 126 российских компаний и ведомств, которым рекомендовано перевести закупки на закрытую площадку Сбербанка.

Читайте также:  Контракт с физическим лицом по 44-фз

Негативно повлиять на конкуренцию могут и новые требования Минфина, согласно которым выдавать гарантии смогут только банки, соответствующие специальным требованиям, установленным правительством, предупреждала Федеральная антимонопольная служба.

Ухудшились и показатели закупок у малых и средних предприятий (МСП).

Согласно стратегии развития МСП до 2030 года, госкомпании обязаны постепенно наращивать закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства: в 2017 году госкомпании должны были отдавать 18% от общего объема заказов малому и среднему бизнесу. Из данных Минфина следует, что цели достичь не удалось: объем закупок у МСП в 2017 году составил 2,4 трлн руб., то есть 12,7% от общего объема договоров.

Государство конкурентнее госкомпаний

Общий объем контрактов, заключенных по 44-ФЗ в 2017 году («О закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»), составил в первом полугодии 6,31 трлн руб., говорится в докладе (.pdf) Минфина.

В госзакупках доля конкурентных способов закупок в два раза выше, чем неконкурентных: самым распространенным способом определения поставщика является электронный аукцион (58%), с единственным поставщиком заключается 30% контрактов, третий по популярности способ госзакупок (10% от числа заключенных контрактов) — запрос котировок.

Крупнейшие заказчики по 44-ФЗ — Служба автомобильных дорог Крыма (152,15 млрд руб.), Минпромторг (102,6 млрд руб.) и Минздрав (82,74 млрд руб.).

Анна Могилевская

При участии: Антон Фейнберг

Основные виды и способы закупок по 223-ФЗ

Федеральный Закон № 223-ФЗ имеет достаточно гибкий и лояльный характер, поэтому многие называют его «рамочным». Ряд его положений лишь очерчивает общую нормативную структуру, при этом, не ставя жестких рамок и нерушимых границ.

Вот и такая сфера, как виды и способы закупок по 223-ФЗ во многом определяется самими субъектами данного законодательного акта при условии соблюдения общих условий.

Обязательные по 223-ФЗ виды закупок

Согласно закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» каждая организация, действующая по его нормам, обязана разработать, согласовать, утвердить и опубликовать свое собственное Положение, касающееся правил проведения закупок, в том числе, их видов и способов.

Единственное четкое правило, которое должны соблюдать субъекты данного акта — это обязательное внесение в Положение таких видов закупок, как электронный конкурс и электронный аукцион по 223-ФЗ. Опять-таки, обращаем ваше внимание на то, что обязательным является само внесение этих форм в Положение, а не их практика в ходе закупочной деятельности.

223-ФЗ: виды закупок и их разнообразие

Как вы видите, заказчики, работающие по Федеральному Закону № 223-ФЗ, имеют полное право осуществлять свои закупки теми способами, которые удобны для них в тех или иных ситуациях.

Среди наиболее распространенных процедур, в соответствии с которыми сегодня осуществляются электронные торги по 223-ФЗ, есть конкурентные и неконкурентные.

Неконкурентным видом закупки является закупка у единственного поставщика.

К числу конкурентных закупок относят:

  • конкурсы — двухэтапные, селективные, открытые, закрытые и др.;
  • аукционы — открытые и закрытые;
  • запросы котировок;
  • запросы предложений;
  • конкурентные переговоры.
  • Кроме всего прочего, заказчик, работающий по 223-ФЗ, может устанавливать и свои собственные виды закупок, не практиковавшиеся никогда ранее.
  • Все это позволяет организатору торгов вести свою закупочную деятельность с максимальной эффективностью и при минимуме временных потерь, применяя к каждому конкретному случаю индивидуальную процедуру.
  • Например, запросы котировок проводятся тогда, когда предстоит ряд закупок с небольшой стоимостью, и смысла проводить «большой» тендер просто нет.

Селективный конкурс объявляется как альтернатива закрытого и открытого тендера. Подать свои конкурсные заявки могут любые поставщики, а вот к участию будут допущены только те, кого «пропустит» заказчик.

Есть и такая разновидность закупки как конкурентные переговоры. Обычно они организовываются, если предмет закупки имеет какой-то сложный характер, требует консультаций и обсуждений. Такие переговоры проводятся в соответствии с запросами и планом заказчика.

Все закупки по 223 ФЗ — на bicotender.ru

На нашем портале вы найдете различные виды конкурсов и аукционов по 223-ФЗ и принять в них самое активное участие. Мы поможем вам:

  • правильно и своевременно оформить все документы;
  • выгодно и точно в срок предоставить обеспечение;
  • составить конкурсную заявку;
  • обойти всех своих конкурентов.

Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника — bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Закупочные процедуры по 223-ФЗ

Все кто принимает участие в закупочных процедурах, знает о строгих рамках федерального закона 44-ФЗ, который жестко регулирует государственные закупки в каждом отдельном аспекте.

В отличие от упомянутого законодательного акта, 223-ФЗ носит более лояльный характер, и устанавливает лишь общие условия проведения коммерческих закупок.

Таким образом, организация заказчик обязана самостоятельно утвердить все детали предстоящей торговой процедуры, и составить специализированный документ — положение о закупках.

Кроме того, закупочные процедуры по 223-ФЗ могут проводиться в более широком диапазоне электронных торговых площадок (ЭТП), которых насчитывается более полутора сотен, тогда как госзакупки доступны лишь на федеральных ЭТП, не превышающих десятка платформ.

В целом, заказчиками, использующими федеральный закон 223-ФЗ, являются следующие организации:

  • государственные компании и госкорпорации с долей уставного капитала, 50 процентов которого контролируется государственными органами, а также их дочерние предприятия и филиалы;
  • естественные монополии, коммунальные предприятия, транспортные компании и другие организации, имеющие 50 процентное участие государства;
  • муниципальные и федеральные унитарные учреждения, производящие закупки за счет собственных средств или полученных грантов, включая случаи личного участия в контрактах и привлечение к этому процессу третьих лиц.

Наконец, при государственных закупках, подразумевается контрактная форма сотрудничества, а при коммерческих, по 223-ФЗ, на основе договора.

Данный тип проводимых торговых процедур требует большей квалификации от поставщика или подрядчика, поэтому рекомендуется организациям, уже имеющим опыт в исполнении государственных контрактов по 44-ФЗ.

Виды процедур

Виды закупок по 223-ФЗ чрезвычайно разнообразны и предоставляют организатору торгов полный инструментарий для удовлетворения своих нужд множеством доступных способов.

Конкурентная закупка по 223-ФЗ представляет собой торговую процедуру, проводимую в бумажной или электронной форме, и имеющую свои условия участия для подрядчиков и поставщиков, а также методы определения победителя из числа подавших заявки участников.

Конкурентные закупки могут включать в себя следующие разновидности процедур:

  • аукционы. Различают открытые, закрытые и проводимые в электронной форме, а сроки проведения составляют 15 дней. Согласно 223-ФЗ, организатор может произвольно стартовать торговый закупочный аукцион на основании своего положения о закупках, так как в законе нет четких критериев описывающих условия инициации данной процедуры. Как правило, аукцион используется в том случае, когда известна номенклатура и определенны характеристики товара, и требуется лишь выбрать наиболее выгодное ценовое предложение. Победителем аукциона признается участник, который предложит наименьшую цену поставки;
  • конкурсы. Также различаются открытой, закрытой и электронной формой проведения. Данный тип закупочной процедуры применяется для определения наилучшей заявки по обозначенным оценочным критериям, которые позволяют выявить наиболее удачного исполнителя и условия удовлетворения договора. Сроки проведения составляют также 15 дней. Участники подают заявки с требуемым пакетом документов, подтверждающим их квалификацию, наличие необходимых ресурсов (в том числе лицензий и партнерских соглашений), а также справки о соответствии экологическим и иным нормам. После анализа и оценки заявок, объявляется победитель конкурса, с которым и заключается договор;
  • запрос котировок/предложений. Данный тип закупочной процедуры похож на два предыдущих, но более прост и имеет преимущества для заказчика. Суть его в том, что участники должны отправлять свои ценовые либо коммерческие предложения, согласно предмету и условиям торгов, из которых затем выбирается наиболее соответствующий критериям вариант. Запросы предложений и котировок проводятся в более короткие сроки (5-7 дней) и требуют меньше проектной документации, что очень удобно для быстрых закупок. Кроме того, заказчик не обязан заключать договор с победителем.

Помимо основных процедур перечисленных выше, в отдельных случаях могут применяться дополнительные виды:

  • конкурентные переговоры. Потенциальным участникам направляются информационные оповещения, после чего производится процесс переговоров, в результате которого побеждает участник с наиболее выгодными условиями сотрудничества;
  • закрытые виды закупок. Используются для торгов, предметом которых являются объекты государственной тайны, либо объекты, квалифицированные как запрещенные к размещению в ЕИС.
  • закупки у единственного поставщика. Данный вид возможен при внесении его в положение о закупках, с четким регламентом условий.

Порядок проведения конкурентных закупок

Вне зависимости от способов проведения закупки по 223-ФЗ, любая инициируемая процедура состоит из этапов, которые требуется выполнить организатору и участникам для ее осуществления. Основные этапы процедуры при любом типе реализации закупок:

  1. Подготовка плана. Согласно закону 223-ФЗ, заказчик обязан составить план закупок и разместить его в открытом доступе в единой информационной системе (ЕИС). План составляется не менее чем на полгода вперед, а нормативы по его разработке указанны в Постановлении Правительства №932 от 2012 года. В целом, в план вносят ОКВЭД-2, ОКПД-2 коды, описание номенклатуры товаров и услуг, объемы и цены контрактов.
  2. Перед проведением закупки требуется заблаговременно разместить информационное извещение в ЕИС. В его информацию входит проект контракта, сроки проведения, техзадание, форма для участия и инструкции по ее заполнению и т.п.
  3. Разъяснение положений. Если в ходе публикации и сбора заявок приходят запросы на разъяснение, необходимо предъявить их в полном объеме и выложить информацию об этом в ЕИС, без упоминания автора конкретного запроса. На это отводится 3 рабочих дня, но не позднее срока окончательного приема заявок.
  4. Изменение в закупочных документах. Если организатор заметил ошибку в своей документации, уже после инициации торгов, он может внести в нее корректирующие изменения, с обязательным продлением сроков проведения процедуры. При этом сроки продления составляют минимум половину от изначального количества дней. Отменить процедуру можно в любой момент на этапе приема заявок, но не позднее, чем за день до его окончания.
  5. Подача заявок на участие. Производится согласно срокам, указанным в проектной документации и положении о закупках.
  6. Внесение гарантийного обеспечения. Это опциональный этап. Если обеспечение предусмотрено правилами участие, то оно не может превышать сумму в 5 процентов от НМЦК.
  7. Рассмотрение заявок. Заявки оцениваются по установленным правилами критериям, либо по цене, в случае аукциона или запроса котировок.
  8. Составление протокола. Бывают промежуточные протоколы на этапе рассмотрения и оценки заявок, и итоговый протокол, в котором уже объявляется победитель процедуры.
  9. Подписание договора. Победителю высылается проект контракта для ознакомления. На это дается срок в 10 дней. В течение следующих 10 дней, необходимо подписать договор, а информацию об этом добавить в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.

Сроки проведения процедур и размещения документации:

  • положение о закупке размещается в ЕИС в течение 15 дней после утверждения;
  • извещение о предстоящей закупке — за 20 дней до конца приема заявок;
  • изменения в извещение, разъяснения запросов, протоколы — в течение 3 дней после составления;
  • сроки подачи заявок по 223-ФЗ в аукционах и конкурсах — минимум 15 дней, 7 дней при запросе предложений и 5 дней при запросе котировок.

Дополнительные этапы

В качестве дополнительных, но необязательных этапов, могут выступать следующие пункты:

  • переторжка. Данная процедура представляет собой дополнительную корректировку ценовых предложений, при сохранении всех прочих условий. Она производится после предварительного рассмотрения заявок, а ее дата указывается в правилах проведения закупочной процедуры;
  • предквалификационный отбор. Процедура применяется в основном крупными корпорациями, нуждающимися в товарах и услугах со сложными техническими и эксплуатационными характеристиками. Смысл в составлении списка потенциальных поставщиков, на основе просмотра их заявок снабженных требуемой квалификационной документацией.
Читайте также:  Срок действия контракта по 44-фз и что в него входит

Способы конкурентных закупок

В самом общем виде конкурентные способы закупки можно разделить на торги и неторговые процедуры. Торги — это закупки, проводимые способом конкурса или аукциона. По результатам торгов заказчик должен заключить договор с участником, предложившим лучшие условия.

К неторговым относятся все остальные конкурентные процедуры, в том числе запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры и др. Неторговая процедура может быть завершена заказчиком без выбора победителя. Любая торговая или неторговая процедура может проходить в один либо в несколько этапов.

Таким образом, можно выделить основные закупочные процедуры.

Торговые процедуры

  • Одноэтапный конкурс — конкурентный торговый способ закупки, при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации.
  • Двухэтапный конкурс — конкурентный торговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик запрашивает у участников закупки необходимые для уточнения конкурсной документации предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров (работ, услуг). На втором этапе победителем признаётся участник закупки из числа допущенных ко второму этапу конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации.
  • Одноэтапный аукцион — конкурентный торговый способ закупки, при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена до- говора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
  • Двухэтапный аукцион — конкурентный торговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик запрашивает у участников закупки необходимые для уточнения аукционной документации предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе победителем признаётся участник закупки из числа допущенных ко второму этапу аукциона, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Неторговые конкурентные процедуры

  • Одноэтапный запрос предложений — конкурентный неторговый способ закупки, при котором заказчик заранее информирует неопределённый круг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о потребности в товарах (работах, услугах), приглашает подавать предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого наиболее со- ответствует требованиям заказчика.
  • Двухэтапный запрос предложений — конкурентный неторговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик привлекает предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе заказчик приглашает участников закупки, допущенных ко второму этапу запроса предложений, подавать предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого наиболее соответствует требованиям заказчика.
  • Одноэтапный запрос цен — конкурентный неторговый способ закупки, при котором заказчик заранее информирует неопределённый круг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о потребности в товарах (работах, услугах), устанавливает все требования к ней и договорные условия, кроме цены, приглашает участников закупки подавать ценовые предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого имеет минимальную цену.
  • Двухэтапный запрос цен — конкурентный неторговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик привлекает предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе заказчик устанавливает все требования и договорные условия, кроме цены, приглашает допущенных ко второму этапу запроса цены участников закупки подавать ценовые предложения и может заключить договор с квалифицированным участником закупки, предложение которого имеет минимальную цену.
  • Конкурентные переговоры — конкурентный неторговый способ закупки, при котором условия договора, заключаемого по результатам конкурентных переговоров, обсуждаются в ходе переговоров между заказчиком и каждым из участников закупки и фиксируются в протоколах переговоров, а заказчик может заключить договор с участником закупки, предложившим лучшие условия.

В каждой из перечисленных выше процедур заказчиком может быть установлено требование о проведении предварительного квалификационного отбора участников. В рамках любой процедуры закупка может быть разделена на несколько лотов. В случаях, прямо предусмотренных 223-ФЗ, закупочная процедура может проводиться в закрытом режиме — в этом случае к участию в закупке допускаются лишь потенциальные поставщики, специально приглашённые для этой цели заказчиком. Таким образом, в закрытой процедуре конкуренция ограничена, поскольку к закрытой закупке не может быть допущен любой потенциальный поставщик, а потому случаи использования закрытых процедур строго ограничены законом. Отсутствует конкуренция в процедуре закупки у единственного поставщика, иначе называемой «прямой закупкой». Это неконкурентный способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Закон № 223-ФЗ предоставляет регулируемой организации право самостоятельно определить в своём Положении о закупках те ситуации, в которых она будет заключать договор по результатам прямой закупки. Однако каждый случай использования прямой закупки должен быть обоснован и экономически целесообразен, дабы не допустить ситуации необоснованного ограничения конкуренции.

Закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — неконкурентная закупка, и для заказчика с развитой и отлаженной закупочной работой является исключением.

Однако в отдельных случаях более эффективной и целесообразной является именно прямая, неконкурентная закупка. В условиях отсутствия конкуренции бессмысленно организовывать конкурентную процедуру закупки, поскольку в любом случае поставщик на такую процедуру может прийти только один (частным случаем этой ситуации является приобретение продукции естественных монополий).

Форс-мажорные обстоятельства, такие как ликвидация последствий аварии, стихийных бедствий и т.п. также служат основанием для проведения срочной закупки без использования конкурентных процедур. При закупке продукции на незначительную сумму усилия по организация конкурентной процедуры также не имеет экономического смысла.

Причины для проведения прямой закупки:

  • Закупка на незначительную сумму.
  • Закупка для срочной ликвидации аварии и т.п.
  • На рынке данной продукции нет конкуренции.

Заказчик, не подпадающий ни под действие Закона № 223-ФЗ, ни под действие Закона «О контрактной системе», может сам решать, в каких случаях он будет проводить неконкурентную закупку.

Субъекты Закона № 223-ФЗ вправе определить перечень оснований, при которых они могут проводить прямую закупку, однако данный перечень должен быть зафиксирован и опубликован в составе корпоративного положения о закупках, и сам заказчик не вправе проводить закупку у единственного поставщика в ситуации, которая не соответствует хотя бы одному из оснований данного перечня.

При этом заказчик должен быть готов ответить на вопросы контролирующих органов о том, насколько обоснованно ограничивается конкуренция установлением того или иного основания для проведения прямой закупки.

Большинство иных способов закупки — конкурентные

10.05.18

Минфин считает, что почти все закупки госкомпаний неконкурентные. Их доля составляет более 96% и не меняется год от года. В прошлом году 31,1% из них прошли у единственного поставщика, а 65,4% — с применением «иных способов». Об этом говорится в мониторинге применения закона № 223-ФЗ.

Регулятор видит ухудшение ситуации. Число способов определения поставщика постоянно растет: в 2015 года заказчики использовали 3 500 способов, в 2016 – 4 480, в 2017 – 5 080. По сравнению с 2016 годом, общий объем закупок «иными способами» увеличился на 14,1%.

Для решения проблемы были приняты поправки в 223-ФЗ, которые начнут действовать с 1 июля 2018 года. Для заказчиков регламентированы не только способы конкурентных закупок, но и определен перечень условий, при которых закупка может считаться конкурентной. Для заказчиков, которые не выполнили квоту для субъектов малого и среднего бизнеса, предусмотрен переход на правила закупок по 44-ФЗ.

С выводами Минфина согласны далеко не все. В методологии доклада есть противоречия, на которые указали эксперты в сфере закупок.

Какие закупки можно считать конкурентными?

Большинство «иных способов закупки» — конкурентные, утверждает Алексей Галкин, эксперт по закупкам, действительный государственный советник III класса. По его словам, госкомпании проводят закупки у единственного поставщика, только если это оправдано, потому что контроль за ними жестче, чем по 44-ФЗ.

Более того, такая закупка может быть вынужденной мерой после изучения рынка. Заказчику нужна высокотехнологичная продукция, поставщиков которой не так много. Закупщики добросовестно изучили предложения, нашли производителя и заключили с ним договор. Формально такая закупка для Минфина будет неконкурентной.

«Я не выгораживаю госкомпании и не говорю, что они ангелы, — отмечает Сергей Габестро, омбудсмен по закупкам. – Но есть разные заказчики. Те, кто использует формат неконкурентной закупки у единого источника при этом проведя заранее конкурентную процедуру, а есть те, кто, в самом деле, злоупотребляет».

Из доклада можно сделать вывод, что Минфин считает конкурентными только три способа закупки – «конкурс», «аукцион» и «запрос котировок». По факту к ним можно отнести, как минимум, еще два — «запрос предложений» и «конкурентные ценовые переговоры». Особенно активно госкомпании используют «запрос предложений», по которому Минфин данные не приводит.

«ФАС и Минфин отказываются считать конкурентным способом конкурентные ценовые переговоры.

Большинство зарубежных и наших экспертов убеждены в обратном, — говорит Алексей Ульянов, директор Института повышения конкурентоспособности.

— Несмотря на то, что по законодательству он не разрешен по 44-ФЗ, но для частного бизнеса и госкомпаний этот способ адекватен, и я бы настаивал на включение его в 44-ФЗ».

По его словам, сегодня есть проблемы с непрозрачностью торгов, с коррупцией госкомпаний, но ситуация не столь драматичная как ее рисует Минфин. И тот факт, что госкомпании снижают долю аукционов в закупках – это позитивная тенденция.

«Закупочная директива Евросоюза от 2014 года прямо рекомендует странам-членам запретить на законодательном уровне те способы закупок, где единственным критерием отбора победителя является цена.

Все понимают, что нельзя закупать только по одному критерию и хорошо, что наши компании не идут на поводу и не закупают при помощи аукциона», — замечает Алексей Ульянов, добавляя, что нужно шире использовать конкурентные способы закупок, например, «запрос предложений» и «конкурентные ценовые переговоры».

Мегаконтракты и единственные поставщики

Руководитель Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский обращает внимание на еще одну проблему методологии исследования.

По его словам, целесообразно провести анализ не только по числу закупок у единственного поставщика, но и по сумме. Например, посчитать долю гигантских контрактов в 31,1% закупок у единственного поставщика.

Учитывая, что более 50% всех закупок проводят лишь пять крупнейших госкомпаний, можно предположить, что таковых будет не мало.

Это искажает общую картину, поэтому для чистоты исследования подобные контракты лучше изъять.

  • «Целесообразно проанализировать структуру «обычных» закупок у единственного поставщика, с тем чтобы детально понять текущую ситуацию и варианты воздействия на нее», — говорит эксперт.
  • Кому уходят заказы без конкуренции?
  • Свой вариант такого воздействия предложил Сергей Фахретдинов, руководитель комитета «Деловой России» по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний.
  • «Зачастую неконкурентные закупки осуществляются у ГУПов и МУПов, большинство из которых работают крайне неэффективно, но занимают ниши, где мог бы развиваться конкурентный частный бизнес», — отмечает эксперт.
Читайте также:  Реестр контрактов по 44-фз и всё о нём

По его оценке, это тормозит развитие экономики. На недавнем Госсовете по развитию конкуренции Владимир Путин поставил задачу в ближайшие 4 года ликвидировать все подобные унитарные предприятия.

«Мы очень надеемся, что эта задача будет выполнена на деле, а не на бумаге, а результаты мониторинга за 2018 год покажут совершенно иные показатели, закупки станут прозрачными и конкурентными», — говорит Сергей Фахретдинов.

Ангелина Зеленькова

Какие способы закупок предусмотреть в положении о закупке ?

Предусмотрите в положении о закупке четыре обязательных способа – конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. Другие способы закупки пропишите на свое усмотрение. Если есть типовое положение и обязаны его применять, то способы закупки возьмите из этого документа.

Предусмотрите в положении конкурентные и неконкурентные способы закупки. Обязательно включите торги – конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. Конкурс и аукцион делят на открытый, закрытый, электронный, а запрос предложений и запрос котировок – на закрытый и электронный. Другие конкурентные способы закупки установите на свое усмотрение. Неконкурентная закупка – это закупка у едпоставщка или другой способ. Если планируете проводить закрытые процедуры, также включите их в положение о закупке. Закрытые закупки проводят в форме закрытого аукциона, закрытого конкурса, закрытого запроса предложений и закрытого запроса котировок. Об этом сказано в частях 3–3.2 статьи 3, в части 1 статьи 3.5 и в статье 3.6 Закона № 223-ФЗ.

Внимание: если учредитель или собственник имущества разработал типовое положение о закупке, применяйте способы из типового положения. Правило касается бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий. Об этом сказано в части 2.1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

К дополнительным способам, которые можно предусмотреть в положении о закупке, относят:

  • конкурентные переговоры;
  • двухэтапные процедуры закупки;
  • предварительный квалификационный отбор;
  • переторжку;
  • преддоговорные переговоры.

Совет: чтобы определиться со способами закупки, воспользуйтесь нормами Закона № 44-ФЗ, типовыми положениями и примером.

Предварительный квалификационный отбор.

Цель предварительного квалификационного отбора – сформировать список поставщиков, которых заказчик пригласит участвовать в последующих закупках.

Заказчики проводят разовый или периодический отбор. Разовый отбор выполняют в рамках конкретной процедуры, например конкурса с ограниченным участием. А вот периодический отбор проводят раз в год, полгода или квартал по определенному направлению, например по ремонту оборудования. В отборе участвуют любые заинтересованные лица. В результате заказчик формирует список квалифицированных поставщиков на определенный срок, например на год. В течение года заказчик проводит конкурсы, аукционы, запросы предложений и другие закупки только среди участников из списка.
Порядок, в котором проведете предквалификационный отбор, установите в положении о закупке.

Конкурентные переговоры.

Это вид закупки, когда победителя выбирают среди двух и более исполнителей по цене или по другим критериям оценки. Для этого заказчик проводит переговоры. Переговоры проводят одним из двух способов: одновременно со всеми участниками или с каждым по отдельности. Заказчики используют конкурентные переговоры, если нужно выбрать поставщика в короткие сроки.

В положении о закупке пропишите причины, по которым заказчик проводит конкурентные переговоры. Например: «…при сложности закупаемых товаров, работ или услуг имеются различные пути удовлетворения потребностей заказчика, или если заказчик не может точно определить характеристики и спецификацию товаров, работ, услуг, или у заказчика появляются другие затруднения при закупке товаров, работ, услуг, которые нельзя решить без переговоров с участниками закупки».
Ограничьте ситуации, когда применяете конкурентные переговоры, ценой договора или другим образом. Например, пропишите: «Организатор закупки вправе использовать конкурентные переговоры, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 2 000 000 руб.».

  • Двухэтапные процедуры.
  • Проводите двухэтапные процедуры, когда закупаете:
  • сложную продукцию, поэтому нужно предварительно изучить предложения рынка;
  • товары, которые технически совершенствуются быстрыми темпами, и у вас нет информации о последних разработках.

На первом этапе участники закупки представляют только технические предложения. Цену договора и другие критерии оценки заявок не указывают. Когда заказчик получил все технические предложения, он проводит переговоры с участниками. После этого заказчик вправе уточнить или изменить техническое задание.
На втором этапе участники закупки представляют окончательное техническое предложение. В заявке указывают цену контракта и другие условия договора, по которым заказчик оценит предложения претендентов.
В положении о закупке уточните, при каких процедурах возможна двухэтапность.
Переторжка.

Это процедура, когда участники закупки добровольно изменяют свои первоначальные предложения. Заказчик вправе провести переторжку, только если предусмотрел такую возможность в положении о закупке, а также в документации и извещении.

Заказчик проводит переторжку после того, как разместит результаты оценки заявок. Участники закупки, которые подавали предложения, вправе:

  • сделать новое предложение и учесть при этом заявки других кандидатов;
  • участвовать в конкурентных переговорах.

Переторжку можно проводить не только по цене, но и по другим условиям договора, по которым заказчик оценивает заявки.
Преддоговорные переговоры.

Это процедура, когда заказчик предлагает победителю закупки, с которым заключает договор, пересмотреть свое предложение.

В результате преддоговорных переговоров победитель вправе:

  • дополнительно снизить цену товаров, работ, услуг;
  • увеличить количество товаров на сумму, которую заказчик сэкономил, когда проводил закупку.

Должны ли заказчики по 223-ФЗ публиковать в ЕИС приказ о выборе способа закупки?

Да, но только если обязанность публиковать в ЕИС приказ заказчик предусмотрел в положении о закупке.

Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчика публиковать в ЕИС приказ о выборе способа закупки. Однако заказчик должен руководствоваться положением о закупке, когда проводит процедуры. Поэтому, если в положении о закупке заказчик предусмотрел обязанность публиковать приказ, правило нужно соблюдать (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Зависит ли объем закупок каждым конкретным способом от совокупного годового объема закупок ?

Нет, заказчик не должен высчитывать процент от СГОЗ, когда определяет, в каком объеме проведет закупки тем или иным способом. В Законе № 223-ФЗ не установлено таких ограничений.

Заказчик сам решает, какими способами проводить закупки и в каком объеме. Свой выбор он фиксирует в положении о закупке. Однако прописывать в положении объем закупок тем или иным способом Закон № 223-ФЗ не обязывает (ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В положении о закупке заказчик вправе определить случаи, когда заключит контракт с единственным поставщиком. При этом ограничение в процентах от СГОЗ допустимо вообще не устанавливать.

Например, вы вправе не прописывать, что 5 процентов всех ваших закупок за год составляют контракты с единственным поставщиком, а 10 процентов – запрос котировок и т. д.

Преимущественных способов закупки в Законе № 223-ФЗ также нет (ч. 3.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Каким способом закупать компьютеры по мере необходимости, если стоимость каждой закупки не превышает 100 000 руб.?

Вы вправе выбрать любой способ закупки, который предусмотрели в своем положении (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Например, проведите конкурентную процедуру в электронной форме с условием, что заключите договор на год. Тогда в течение года поставщик будет поставлять вам оборудование по заявкам. В документации о закупке и проекте договора установите:

  • предельную начальную (максимальную) цену договора, в рамках которой проведете закупку;
  • ассортимент;
  • начальную (максимальную) цену за единицу продукции и начальную (максимальную) цену по всему ассортименту;
  • максимальное количество каждой позиции;
  • условие, что продукцию поставят по заявкам заказчика (ст. 509 ГК);
  • условие, что победит участник, который предложит самую низкую начальную (максимальную) цену по всему ассортименту;
  • условие, что победитель снизит цену единицы продукции пропорционально снижению начальной (максимальной) цены по всему ассортименту;
  • условие, что победитель поставит товар в рамках предельной начальной (максимальной) цены договора.

Закрытый конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок используйте, когда:

  • сведения о закупке составляют гостайну и заказчик включил такие сведения в документацию о закупке или проект договора;
  • Правительство решило, что сведения о закупке заказчик не размещает в ЕИС;
  • объект закупки включен в отдельный перечень Правительства, поэтому заказчик не размещает информацию в ЕИС;
  • координационный орган Правительства решил не размещать в ЕИС сведения о закупке;
  • координационный орган Правительства внес товар в перечень продукции машиностроения, сведения о закупках которой не размещают в ЕИС.

Такой вывод следует из части 1 статьи 3.5 Закона № 223-ФЗ.

Правительство утвердило перечни товаров, работ, услуг, сведения о которых заказчики не размещают в ЕИС:

  • распоряжение Правительства от 24.12.2015 № 2662-р;
  • распоряжение Правительства от 23.04.2013 № 671-р;
  • распоряжение Правительства от 30.06.2015 № 1247-р
  • распоряжение Правительства от 27.09.2016 № 2027-р;
  • распоряжение Правительства от 20.01.2018 № 51-р.

Все конкурентные закупки проводите в электронной форме, если в положении о закупке не предусмотрите случаи, когда проводите бумажные закупки. Конкурентные закупки у МСП закупайте в электронной форме в любом случае. Об этом сказано в части 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Заказчик обязан провести закупку в электронной форме, если приобретает продукцию из специального перечня, который Правительство утвердило постановлением от 21.06.2012 № 616, далее. Об этом сказано в части 4 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.1
Для заказчиков предусмотрено три исключения, когда продукцию из перечня, утвержденного постановлением № 616, не нужно закупать в электронной форме.

Исключение 1. Заказчик закупает продукцию, информацию о которой не нужно размещать в ЕИС (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Исключение 2. Продукция нужна заказчику, потому что:

  • произошла авария;
  • случилось действие непреодолимой силы;
  • необходимо срочное медицинское вмешательство;
  • произошла природная или техногенная чрезвычайная ситуация;
  • необходимо предотвратить угрозу аварии, непреодолимой силы, чрезвычайной ситуации, срочного медицинского вмешательства.

Исключение 3. Заказчик проводит закупку у единственного поставщика. При этом в положении о закупке предусмотрите, какие товары, работы или услуги вы вправе закупать у единственного поставщика. Входит продукция в перечень № 616 или нет, не важно.
Такие исключения предусмотрены в пункте 2 Постановления № 616. Внимание: если закупите продукцию из перечня, утвержденного Постановлением № 616, не в электронной форме, контролеры накажут штрафом

Для организации штраф составит от 100 000 до 300 000 руб., для должностного лица – от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП).

Если должностное лицо нарушит Постановление № 616 дважды, наказание возрастет до штрафа в 40 000–50 000 руб. или дисквалификации на срок от 6 до 12 месяцев (ч. 2 ст. 7.32.3 КоАП).
Как провести конкурентную закупку в электронной форме, читайте в рекомендации.

Каким способом закупить текущий ремонт здания культурного наследия по № 223-ФЗ?

Способ закупки ремонтных работ определите самостоятельно в положении о закупке. Проводить электронную закупку не обязательно, поскольку текущий ремонт здания не входит в перечень, утвержденный Постановлением № 616 (ч. 3, 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Должен ли заказчик проводить электронные торги, если только часть продукции указана в перечне продукции из Постановления № 616 ?

Да, должен. Если закупаете продукцию, которая включена в Перечень из постановления Правительства от 21.06.2012 № 616, торги проведите в электронной форме. Заказчик вправе не проводить электронные торги в исключительных случаях, которые перечислены в части 2 Постановления № 616. Случай, когда только часть закупаемой продукции указана в перечне, не подпадает под исключения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *