Страна происхождения товара по 44-фз в 2019 году

Как правильно определить и какими документами подтвердить страну происхождения товаров, какие существуют запреты и ограничения на допуск товаров — расскажем на понятных примерах.

Если предметом закупки является товар, то участник закупки, проводимой посредством открытого конкурса либо электронного аукциона, обязуется для каждого предмета, предлагаемого к поставке, указать наименование страны происхождения товара (по 44-ФЗ) (СПТ).

Однако в самом 44-ФЗ нет определения данного понятия, поэтому необходимо использовать формулировку, данную в Таможенном кодексе Таможенного союза (глава 7, статья 58). Согласно документу, это страна (группа государств либо таможенные союзы), в которой было произведено или достаточно обработано определенное изделие.

При проведении электронного аукциона участнику необходимо указать СПТ в первой части заявки. Также заказчик может установить требование: приложить ко второй части заявки соответствующие сертификаты или другие документы, подтверждающие СПТ. То же самое касается открытого конкурса, но в этом случае все документы предоставляются в составе первой части заявки на участие.

Правила определения

Необходимо понимать и различать следующие категории товара:

  1. Место нахождения его производителя.
  2. Наименование места его происхождения.
  3. Наименование страны торгового знака.

Покажем разницу на примере.

Владелец товарного знака iPhone — корпорация Apple, которая зарегистрирована в штате Калифорния, а ее дочерние компании раскиданы по всему миру (например, для Европы — в Ирландии). При этом собирается iPhone в КНР, в провинции Гуанчжоу.

Таким образом, для европейского рынка это будут:

  1. США, штат Калифорния.
  2. КНР, провинция Гуанчжоу.
  3. Ирландия.

Также есть понятие «локализация» — это когда «каркас» (например, автомобиля), который собирается в одном государстве (например, БМВ присылает из Польши в Калугу комлектующие в частичной сборке, а полная сборка происходит в Санкт-Петербурге или Москве), а финальная сборка происходит в другом. В этом случае ситуация следующая:

  1. Республика Польша.
  2. Российская Федерация.
  3. ФРГ.

Что указать в заявке

Для того чтобы правильно указать СПТ, следует обратиться к Постановлению № 529-ст. от 14.12.2001 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира». В ОКСМ указан цифровой код страны происхождения товара, ее полное и краткое наименование.

Необходимо указывать именно те наименования, которые содержит классификатор страны происхождения товара. То есть нужно указывать полное наименование СПТ: не РФ или США, а Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки. Конкретные города указывать не требуется.

Если продукция произведена в нескольких государствах, то все государства необходимо указать в заявке.

Можно увидетькод страны происхождения товара в ГТД — грузовой таможенной декларации.

Подтверждение СПТ или акт экспертизы ТПП

Одного указания СТП бывает недостаточно, и заказчик может запросить подтверждение СПТ. Одним из ключевых документов здесь выступает сертификат СТ-1.

Выдачей таких сертификатов занимается Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) на основе годового акта экспертизы.

Акт экспертизы (полное наименование: акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в РФ) также является подтверждением СПТ.

О том, как получить акт экспертизы, можно подробно узнать на сайте ТПП.

Образец сертификата СТ-1

Страна происхождения товара по 44-ФЗ в 2019 году

Образец акта экспертизы

Страна происхождения товара по 44-ФЗ в 2019 году

Обзор основных изменений законодательства РФ о контрактной системе в декабре 2019 года – начале 2020 года

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.12.

2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Закон № 44-ФЗ о контрактной системе возвращена обязанность участников закупки указывать наименование страны происхождения товара  в заявке на участие в конкурентной процедуре закупке в электронной форме.

Применительно к конкурсам в электронной форме и к электронным аукционам такая информация указывается в составе первой части заявки на участие в закупке.

При этом требование указания наименования страны происхождения товара теперь в законе не связано с установлением запретов, ограничений или условий допуска иностранной продукции в рамках статьи 14 44-ФЗ, то есть с 01.01.2020 г. это обязательное требование при проведении любой конкурентной процедуры закупки.

Соответственно, заказчик обязан устанавливать требование предоставления такой информации в составе заявки при составлении документации о проведении любой конкурентной закупки, в том числе не только при проведении конкурсов и аукционов, но и в требованиях к содержанию, составу и форме заявок на участие в запросе предложений (см. пункт 3 части 6 статьи 83.1 44-ФЗ).

Для комиссии по осуществлению закупок непредоставление данной информации о наименовании страны происхождения товара является безусловным основанием для отклонения заявки участника.

Кроме того, участник закупки обязан указывать наименование страны происхождения товара не только при поставке товара, но и при выполнении работ, оказании услуг, в рамках которых осуществляется поставка товара.

Изменения в части обязательности указания наименования страны происхождения товара в составе заявки участником закупки действуют с 01.01.2020 года

Страна происхождения товара по 44-ФЗ в 2019 годуПроблема указания наименования страны происхождения товара в заявке на участие в закупке

  • По мнению автора, разработчики данной поправки перемудрили с использованными формулировками в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системы.
  • Так, в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в отношении работ, услуг используется не формулировка, которая была в старых редакциях этого закона – «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», а новая формулировка «товар, поставляемый заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг».
  • При этом старая формулировка «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», которая использовалась в прежних редакциях 44-ФЗ, была однозначной и понятной для участников контрактной системы (заказчикам, участникам закупок, уполномоченным и контрольным органам):
  • — в ней речь идёт о том, что участник закупки указывает наименование страны происхождения товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг и перечисленных заказчиком в документации о закупке.
  • В отношении же новой формулировки «товар, поставляемый при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг» такому однозначному толкованию, по мнению автора, придётся сложиться в ходе рассмотрения жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов и комиссий по осуществлению закупок.
  •  При этом с точки зрения логики и здравого смысла разница между использованием товара и его поставкой имеется.

Применительно к тому же техническому обслуживанию инженерных систем и коммуникаций зданий, наверное, есть разница между использованием расходных материалов (например, припой, проволока и т.п.) и поставкой оборудования (например, распределительный щит и т.п.) при оказании таких услуг.

Означает ли это, что заказчик по новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе не имеет права требовать от участника закупки указания товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, а  речь может идти исключительно о поставляемых товарах (например, оборудовании) при их выполнении, оказании?

Кто будет определять разницу между использованием и поставкой товара при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг?

Ответа на эти вопросы у автора нет, также как, видимо, и у самих разработчиков поправок.  Правоприменительная практика ответит на вопрос, что подразумевал в этой новелле законодатель.

Кроме того, обращаем внимание читателей на то, что типовые формы заявок на участие в электронных процедурах, утверждённые постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401, противоречат новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в части случаев указания наименования страны происхождения товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

2-е изменение: с 08 января 2020 года допускается закупка новых машин и оборудования при заключении контрактов жизненного цикла (например, с последующим обслуживанием и ремонтом) путём проведения конкурсов в электронной форме

Суть изменений:

44 фз страна происхождения товара статья

Страна происхождения товара по 44-ФЗ в 2019 году

Irina09 » 31 июл 2014, 13:32

По материалам регионального семинара-совещания тер. органов УФАС ЦФО :«Собравшиеся на совещание с большим интересом обсудили массу проблемных вопросов по практике применения норм федерального закона № 44-ФЗ, поделились опытом в этой сфере и постарались прийти к единому знаменателю в спорных моментах.

В частности, Татьяна Демидова ответила на важный вопрос о наименовании места происхождения товара, которое участникам аукциона необходимо указывать в своих заявках.

«Позиция центрального аппарата ФАС России заключается в том, что в качестве наименования места происхождения товара достаточно указать страну его происхождения», — отметила она.»

И есть Письмо МЭР от 07.07.2014 №Д284-1194 по этому вопросу. Может кто поделится? Не могу найти.

Re: Страна происхождения в первой части заявки

jks » 31 июл 2014, 13:35

Re: Страна происхождения в первой части заявки

rus94 » 31 июл 2014, 13:36

Re: Преимущество Товарам Рос. происхождения. Декларация

niksib » 31 июл 2014, 18:07

но в этом случае они поставят преференцию или уже нет?

Указанная норма применяется при исполнении контракта, когда преференция уже применена. Изменение цены при применении данной нормы не допускается.

Re: Страна происхождения в первой части заявки

maria3611985 » 31 июл 2014, 23:43

Возник еще вопрос: Сейф огнестойкий Safeguard ESD-101K

Читайте также:  Шаблоны документов для участия в госзакупках, тендерах, аукионах

Производитель: Safeguard, Юж. Корея..Правильно ли написано? Как в этой фирме можно указать ОПФ?

Re: Страна происхождения в первой части заявки

OMZ » 01 авг 2014, 09:54

maria3611985 писал(а): Возник еще вопрос: Сейф огнестойкий Safeguard ESD-101K

Производитель: Safeguard, Юж. Корея..Правильно ли написано? Как в этой фирме можно указать ОПФ?

Мыло и сейфы в одном флаконе?

А по теме пользуйтесь обычным поисковиком и будет Вам счастье. Safeguard — торговая марка. Производитель — Bumil Safe MFG. Co., Ltd.

Преимущество!

svetalevit » 01 авг 2014, 17:54

Re: Преимущество!

monaco-group » 01 авг 2014, 18:04

Re: Преимущество!

svetalevit » 01 авг 2014, 18:24

Что такое наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ и как правильно указать его в заявке?

В ряде закупок от участников требуется указывать страну происхождения товара и подтверждать ее документально. Делать это нужно с учетом определенных законодательных ограничений.

Читайте так же:  Образец заявления о приостановке работы

Понятие страны происхождения товара

Определение понятия «страна происхождения товара» содержится в письме Минэкономразвития №Д28И-1889 от 2014 года. Согласно ему, под страной происхождения товара понимают одно или несколько государств, на территории которого был произведен определенный товар, или он был окончательно обработан.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ранее требование об указании страны происхождения в заявке на участие встречалось во всех закупочных документах. С июля 2018 года заказчикам разрешается указывать страну происхождения товара, если продукция подпадает под запреты и ограничения.

Участие в закупках в рамках национального режима накладывает обязанность на участника включить наименование страны происхождения товара в передаваемую заявку. В других случаях указание страны происхождения не требуется.

Порядок применения национального режима содержится в ст. 14 44-ФЗ.

Ранее перечень товаров, для которых нужно было подтверждать страну происхождения товара, закреплял Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 №155. Теперь вместо него начал действовать Приказ Минфина №126н от 2018 года.

В перечень продукции входят определенные продукты питания, оборудование и машины, компьютерная техника и мебель и пр. По 44-ФЗ и приказу Минфина №126н от 2018 года преференции гарантируются странам, которые входят в ЕАЭС.

Это Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия.

Помимо указанных документов, ограничения могут быть введены по Постановлениям Правительства.

Так, в 2018 году действуют запрет и ограничения при поставке иностранной продукции из сферы машиностроения (по Постановлению Правительства №656 от 2014 года), легкой промышленности (по Постановлению Правительства №791 от 2014 года), мебельной отрасли (по Постановлению Правительства №1072 от 2017 года) и пр.

Какими документами подтверждается

Если требование об указании страны происхождения товара прописано в закупочной документации, то участник должен:

  1. Указать ее в заявке на участие.
  2. Приложить документ, который подтверждает страну происхождения товара.

В случае когда заявка на участие состоит из двух форм, то в первой форме указывается страна происхождения, а ко второй части прилагается подтверждающий документ (например, при участии в аукционе и конкурсе).

Для подтверждения страны происхождения товара подойдут не все документы. Например, письма участника в данном случае будет недостаточно. На такую позицию указывает арбитражная практика, в частности, арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 2018 года по делу № А43-16146/2017.

Страна происхождения товара может подтверждаться:

  1. Копией инвестиционного контракта или СПИК (в рамках такого контракта юрлицо инвестирует свыше 3 млрд р. в производство товара на российской территории, а государство закупает его продукцию без конкурса).
  2. Актом экспертизы, выданном Торгово-промышленной палатой. Он действует в течение 1 года.
  3. Заключением Минпромторга о производстве товара на российской территории или о том, что подобные товары не производятся в нашей стране.
  4. Декларацией. Она представляет собой заявление от производителя либо продавца товара, которое было отправлено из страны происхождения. В ней оформляется таблица, состоящая из трех столбцов с указанием на номер товара, его наименование и страну происхождения. Наименование государства указывается на основании ОКСМ. Документ содержит подпись ответственного лица и печать учреждения.
  5. Сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1, который оформляют уполномоченные органы государства экспортера (выдает ТПП на платной основе). Проверить подлинность сертификата можно онлайн на сайте ТПП по номеру.

Читайте так же:  Что нужно чтобы переехать жить в канаду

Как правильно указать происхождение товара в заявке

В законодательстве о контрактной системе подчеркивается, что указывать страну происхождения участники должны только в закупках в рамках национального режима, то есть с запретами и ограничениями по допуску.

В заявке от участника должно быть название государства и подтверждающие документы, иначе заявка будет отклонена.

Но если требование об указании страны происхождения не было установлено, а участник его указал, то заявку отклонят законно.

Согласно изменениям от 2018 года, участник закупки, который не укажет страну происхождения в заявке на участие в электронном аукционе, может продолжить участие в закупке, и его заявка не будет отклонена. Но поставляемая им продукция будет приравнена к импортной со всеми вытекающими из этого последствиями:

  1. Если в отношении товара установлен запрет на закупку иностранной продукции, то заявку участника без подтверждающих документов отклонят. Например, если участник поставляет мебель или товары легкой промышленности, то импортная продукция к участию строго не допускается.
  2. Если запреты на иностранные товары не действуют, то в отношении поставки с иностранными товарами или с приравненными к ним контракт подписывается на условиях сниженной на 15% цены.
  3. При закупке с правилом «третий лишний» заявку будут рассматривать как ту, в которой предлагается иностранный товар. Если на торги придут минимум два участника, подтвердившие российское происхождение товара, то поставку с иностранными товарами отклонят.

При указании страны необходимо учитывать следующие правила:

Классификатор стран мира (ОКСМ)

  • Страна происхождения товара указывается в соответствии с общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ).
  • Буквенное обозначение присваивается стране по принципам сходства с названием государства на английском и французском языках.
  • Цифровой код обладает преимуществом перед буквенным, так как на него не могут повлиять изменения наименования страны, и он достаточно стабилен.

Последние изменения, актуальные на 2019 год

Видео (кликните для воспроизведения).

В классификатор стран мира могут вноситься правки с учетом изменений наименования страны и при прочих правках. В 2019 году внесены правки в наименование по 328 коду: Гайана-Кооперативная Республика Гайана-GY-GUY.

Изменилось наименование Королевства Свазиленд (748 код) на «748 – Эсватини-Королевство Эсватини», а также полное название «Ливия» изменилось на «Государство Ливия» у кода 434.

Читайте так же:  Образец заполнения приглашения в италию

Таким образом, указание страны происхождения товара нужно указывать в заявке на участие, которую поставщик подает с учетом требований заказчика. Заказчик может установить обязанность поставщика указать страну происхождения в случае, если закупка происходит в рамках национального режима в рамках 44-ФЗ.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Список форумовГосударственные закупкиЗакон 44-ФЗ (Контрактная система)Заполнение конкретных показателей
  • Изменить размер шрифта
  • Для печати
  • nvirt » 19 авг 2015, 11:38

    Re: Несколько стран

    ДиМкА » 19 авг 2015, 11:44
    Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 14.04.2015 Заявителю (заявка № 6) было отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию:«Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации об электронном аукционе.; По п.2, 3 участником закупки указано: страна происхождения – Китай, Вьетнам, что не дает Заказчику представления о наименовании страны происхождения товара».

Страна происхождения товара

Обращайтесь!

 Наш принцип: Ваш допуск — наша забота!

ПРАВИЛА

  1. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

добавленная стоимость — разница между ценой товара на условиях «франко-завод» и стоимостью использованных для его производства импортных сырья и материалов;

партия товара — товары, которые отправляются по одному транспортному документу в адрес одного грузополучателя одним грузоотправителем, а также товары, пересылаемые по одной почтовой накладной либо перемещаемые в качестве ручной клади одним физическим лицом, пересекающим таможенную границу;

Страна происхождения товаров

  • Это — страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, установленными настоящими Правилами. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров;
  • цена на условиях «франко-завод» — цена товара, подлежащая уплате его производителю, который осуществил последнюю существенную переработку товара, за вычетом всех внутренних налогов, которые уплачиваются или могут быть уплачены при его экспорте.
  • 1) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или на дне этого моря;
  • 2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
  • 3) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
  • 4) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;
  • 5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
  • 6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;
  • 7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 настоящего пункта;
  • 8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;
  • 9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
  • 10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;

11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1 — 10 настоящего пункта

  1. Если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки, установленными в соответствии с настоящими Правилами.

  2. Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил особо не оговариваются, товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.
  3. Независимо от положений, установленных пунктом 4 настоящих Правил, не отвечают критериям достаточной переработки:
  1. 1) операции по обеспечению сохранности товара во время его хранения или транспортировки;
  2. 2) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка) по разборке и сборке упаковки;
  3. 3) простые сборочные операции и операции по разборке товара, а также иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Комиссией таможенного союза, учрежденной в соответствии с Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года;
  4. 4) смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;
  5. 5) убой животных, разделка (сортировка) мяса;
  6. 6) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;
  7. 7) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);
  8. 8) операции по покраске или полировке;
  9. 9) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;
  10. 10) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;
  11. 11) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;
  12. 12) затачивание, простой помол или простая резка;
  13. 13) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);
  14. 14) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;
  15. 15) разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;
  16. 16) комбинация двух или большего числа указанных операций.
  17. 1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
  18. 2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
  1. В случае, если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:

1) для импортных материалов — по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или (при неизвестном происхождении импортных материалов) (РФ) по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции;

2) для конечной продукции — по цене на условиях «франко-завод».

  1. При определении страны происхождения товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями из-за невозможности их отгрузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, рассматриваются по желанию декларанта как единый товар.
  2. Правило, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, применяется при одновременном выполнении следующих условий:
  • 1) предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о товарах в разобранном или несобранном виде, поставляемых несколькими партиями, или разделении товаров на несколько партий с указанием причин такого разделения, приложением спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, либо документальное подтверждение ошибочности разделения товаров на несколько партий;
  • 2) поставка всех партий товаров из одной страны одним поставщиком;
  • 3) декларирование всех партий товаров одному таможенному органу;
  • 4) поставка всех партий товаров в рамках одного контракта;

5) поставка всех партий товаров в срок, не превышающий одного года со дня принятия таможенной декларации либо до истечения сроков ее подачи в отношении первой партии товаров.

По мотивированному заявлению декларанта в случае невозможности поставки всех партий товаров по причинам, независящим от получателя товара, эти сроки могут быть продлены таможенным органом на время, необходимое для поставки всех партий товаров, но не более одного года.

  1. При определении страны происхождения товаров происхождение используемых для их производства или переработки тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается.
  2. Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования вместе с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если такие приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с указанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и в количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами в соответствии с техническими документами.
  3. Упаковка, в которой ввозится товар, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка с учетом Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности подлежит декларированию отдельно от товара. В этом случае страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товара.

Если упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, то для определения страны происхождения товара учитывается только та упаковка, в которой товар реализуется в розничной торговле, в том числе при применении правила адвалорной доли, предусмотренного подпунктом 2 пункта 6 настоящих Правил.

Сертификат СТ-1 для госзакупок. Подтверждение страны происхождения товара по 44-ФЗ

С появлением национального режима и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, у поставщиков возникла необходимость указывать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Это обязательное требование, за нарушение которого заявка на участие может быть отклонена комиссией при рассмотрении.

Способы подтверждения происхождения товара

Можно выделить два основных способа подтверждения страны-производителя поставляемого товара:

  1. Наличием сертификата СТ-1.
  2. В любой другой форме на усмотрение поставщика.

Поставщик принимает решение о способе подтверждения самостоятельно, исходя из того, какой товар ему необходимо поставить.

В том случае, если поставляемый товар входит в один из утвержденных перечней, накладывающих ограничения на поставку такого товара, наличие сертификата СТ-1 обязательно.

В отношении товаров, не входящих ни в один из утвержденных списков, форма подтверждения может быть любой и определяется участником самостоятельно.

Как получить сертификат СТ-1?

Выдачей сертификатов по форме СТ-1 занимаются уполномоченные органы и организации страны, из которой осуществляется вывоз товара. Для того, чтобы получить сертификат СТ-1 в России, участнику следует обратиться в торгово-промышленную палату и предоставить пакет документов на сертифицируемый товар.

В перечень необходимых документов входят:

  • заявление;
  • соглашение о поставке товара;
  • регистрационные документы товара;
  • перечень деталей и компонентов сертифицируемого товара;
  • документ, удостоверяющий происхождение товара на территории РФ.

Выдача сертификата осуществляется не позднее пяти календарных дней.

Практическая сторона проблемы подтверждения происхождения товара

Как это часто бывает в сфере контрактной системы, практика государственных и муниципальных закупок вносит свои коррективы в трактование положений законодательства, писем, постановлений и распоряжений.

С одной стороны, требование подтверждения происхождения весьма туманно и в тех случаях, когда речь не идет о поставке товаров, на которые распространяются ограничения, может обретать крайне формальную форму, когда участник чуть ли не от руки дописывает к каждой позиции товара название нашей страны, ничем не подтверждая достоверность данной информации.

Подобная голословная декларация страны происхождения зачастую становится причиной для споров с заказчиком и жалоб в контрольные органы

Предоставление сертификата СТ-1 – это самый надежный способ подтверждения страны происхождения поставляемого товара. Его наличие снимает все вопросы и неоднозначные толкования, поскольку сертификат является официальным документом, подтверждающим происхождение товара не только на территории нашей страны, но и на международном уровне.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 февраля 2016 г. N Д28и-493 «О применении приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 и постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. N 1457»

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам о применении приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г.

N 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — приказ N 155) и постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее — постановление N 1457) и сообщает.

По вопросу 1.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 федерального закона от 5 апреля 2013 г. n 44-фз «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон n 44-фз) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 закона n 44-фз, или копии этих документов

Согласно пункту 9 приказа N 155 для целей реализации приказа N 155 рекомендуется устанавливать в документации о закупке требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара.

В соответствии с абзацем 2 пункта 13 приказа N 155 в случае если заказчиком установлены требования в соответствии с абзацем вторым пункта 9 приказа N 155, при этом участником закупки не представлена соответствующая информация, к такому участнику не применяются положения приказа N 155.

Таким образом, при осуществлении закупки путем электронного аукциона с применением приказа N 155 в случае отсутствия в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о стране происхождения, такая заявка не отклоняется

С учетом того, что согласно части 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, заявка на участие в электронном аукционе является единым документом, состоящим из двух частей, заказчик рассматривает заявку участника в совокупности.

В этой связи полагаем, что решение о предоставлении преимуществ, предусмотренных приказом N 155, может быть принято на основании информации о стране происхождения товара, представленной участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе.

  1. По вопросу 2.
  2. В соответствии с абзацем 1 пункта 13 приказа N 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу N 155 перечне, является декларация участника закупки.
  3. При этом наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира OK (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (далее — Классификатор).

Необходимость соответствия наименования страны происхождения товаров классификатору относится ко всем заявкам участников аукциона. При этом в случае, если в декларации наименование страны происхождения товаров указано не в соответствии с классификатором, такая заявка отклоняется.

По вопросу 3.

В связи с тем, что вопрос применения постановления N 1457 требует дополнительной проработки с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, позиция по данному вопросу будет направлена после соответствующего согласования.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов
  • Если требование введено, но участник не предоставил информацию, то положения приказа N 155 к такому участнику не применяются.
  • Таким образом, при закупке путем электронного аукциона, если в составе второй части заявки отсутствует декларация о происхождении товара, такая заявка не отклоняется.
  • Решение о предоставлении преимуществ, предусмотренных приказом N 155, может быть принято на основании информации о стране происхождения товара, предоставленной участником закупки в первой части заявки.

Наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира OK (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-200

Допуск к аукциону по 44-ФЗ с учетом указания страны производства товара — Правовед.RU

176 юристов сейчас на сайте

Добрый день! Проводим аукцион по 44-ФЗ, пришло 6 заявок на примерно тот же ноутбук но в 2 заявках он производства РФ а в четырех он Китай.

Мы всех участников можем допустить к аукциону? или вроде как по закону если 2 и более участника заявляют что российское пр-во, то вся иностранщина автоматом отпадает. приказ 155.

Или допускать всех а потом уже рассматривая вторые части отсеивать. И какой ими документ должен быть предоставлен о производстве в РФ.

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (1)

Доброго времени суток, Вячеслав! 

(Сначала правовое обоснование, ниже толкование)

Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ-44

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из п. 3 Постановления правительства №968 от 26.09.2016 г. следует, что:

  • Установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
  • содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территориях государств — членов Евразийского экономического союза;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.

Из прилагаемого перечня к указанному ПП код  26.20.11.110 (Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие, как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата).

Таким образом, приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 №155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств» больше затрагивает преференции для поставщиков продукции производства ЕвЭС. В Вашей ситуации правовое обоснование содержится в п. 3 Постановления правительства №968 от 26.09.2016 г., а вот теперь по порядку:

В случае, если закупаемый товар в ходит в перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза),в данном случае входит — код  26.20.11.110 (приложение ПП №968 от 26.09.2016 г.);

На подачу такой продукции из РФ минимум 2 поставщика — в данном случае тоже они есть;

Предлагаемый товар не является товаром одного вида и одного производителя (т.е. как минимум два разных производителя в тех двух заявках). 

При этом, требований откланяется после первой части, т.к. именно она содержит информацию о товаре, который уже не соответствует требованиям подзаконных НПА и ФЗ-44 в частности. 

Минэкономразвития рекомендует заказчикам в закупках с нацрежимом:

Требовать у поставщиков декларацию о том, что товар произведен в России Отклонять заявки, в которых не указана страна происхождения товара; Прописывать в закупке, что участники несут ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара. Рекомендуется прикладывать к заявке сертификат происхождения товаров СТ-1 или декларацию в свободной форме, обязательно указав страну происхождения. 

В противном случае заявка откланяется и отклоняется правомерно. И если требования не соблюдены происхождение товара из РФ не подтверждено, то у Вас сразу отпадают основания отказать всем остальным участникам закупки!

С уважением и удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *