Существенные условия контракта по 44-фз и их изменение

44-ФЗ не содержит четкое описание такого термина, однако можно воспользоваться положениями ст. 432 Гражданского кодекса. Существенные условия контракта по 44-ФЗ — это условия, которые необходимо включить в договор по требованию закона. Без них договор можно признать недействительным.

Контракт заключается в соответствии с извещением, документацией, заявкой и окончательным предложением победителя (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Таким образом, условия, которые указаны в этих документах, тоже можно считать существенными.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ и их изменение

В Федеральном законе №44 понятие существенные условия контракта используется неоднократно. Однако его четкого, да и не четкого тоже, определения не дано.

В Федеральном законе №44 и других правовых актах, связанных с государственными закупками, как таковое понятие существенных условия контракта отсутствует.

Однако оно есть в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГКРФ).

Согласно пункту 2 статьи 432 указанного выше кодекса, существенными условиями может считаться та информация, которая должна быть включена в контракт в обязательном порядке (в рамках Федерального закона №44 она определена в статье 34). Кроме того, сюда же можно отнести те моменты, относительно которых по инициативе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Для того чтобы между заказчиком и победителем закупки не возникало споров по поводу существенных условий, некоторые заранее вносят информацию о том, что к ним относить, в проект контракта.

Такое решение является, по сути дела, оптимальным для обеих сторон и поможет в непредвиденных ситуациях избежать судебных урегулирований разногласий.

Тем не менее, что бы не было прописано в контракте, с существенными условиями все же стоит быть осторожнее.

Логично было бы отнести к ним все, что определено как необходимое содержание, в соответствии со статьей 34 44-ФЗ. В общем случае, основываясь на нормах ГКРФ и Федерального закона №44 это будет следующая информация:

  • предмет контракта (наименование товара/услуги/работы) и его характеристики (описание, сметы на выполнение работ и так далее);
  • количество поставляемого товара/объем оказываемых услуг/объем выполняемых работ;
  • срок поставки товара/оказания услуг/выполнения работ, в случае если контракт предусматривает этапы — начало/окончание каждого из них;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты поставленного товара/оказанных услуг/выполненных работ;
  • ответственность каждой из сторон за нарушение условий контракта, в том числе размер штрафных санкций для заказчика и поставщика/исполнителя/подрядчика.

Разъяснения, касающиеся вопросов, связанных с существенными условиями контракта, даны Минэкономразвития России в письме №Д28и-2286 от 3 августа 2015 года. Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта — это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел.

С 1 января 2017 года, если не будет внесено дополнительных изменений в закон, ситуация несколько ужесточается, придется ориентироваться только на случаи, описанные в части 1 статьи 95 Федерального закона №44.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ и их изменение

Их не так много и некоторые моменты, действительно, не будут подлежать изменению ни при каких условиях, даже если достигнуто соглашение сторон. Часто возникает еще один вопрос — а можно ли изменить условия контракта при его подписании?

Здесь ответ однозначный — нет.

Здесь можно менять все. Главное — уложиться в соответствующие сроки, позволяющие вносить изменения в извещения и документацию о закупке.

Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями. В некоторых случаях это может стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке.

Предлагаем ознакомиться:  Уголовная ответственность за воровство какой штраф

Поставщики/исполнители/подрядчики, нарушившие существенные условия контракта (если этот факт официально зафиксирован) наверняка попадут в реестр недобросовестных поставщиков. Может возникнуть еще одна ситуация.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ и их изменение

Вроде бы, условия изменены по соглашению сторон.

Однако сделано это без законных оснований, в случае, не предусмотренных законом. В этом случае, если факт «всплывет» при проверке контролирующим органом, ответственность понесут обе стороны.

Чаще всего это штраф, но может быть и более суровое наказание. 4.7857142857143 Рейтинг 4.79 (14 Голосов)

Так установлено императивно частью 2 ст.

34 Федерального закона № 44-ФЗ. Отдельные виды государственных контрактов допускают иные формы установления цены. Например, в контракте на оказание услуг в целях обеспечения обороны и безопасности РФ может прописываться ориентировочное значение цены, что допускается .

Существенные условия контракта по 44-ФЗ и их изменение

Законодательство о закупках определяет случаи, когда заказчик вправе не устанавливать условия об обеспечении, и когда обеспечение должно быть установлено обязательно. Если обеспечение контракта включается в его условия, то указывается: Вид обеспечения (по законодательству обеспечением может быть либо банковская гарантия, либо внесение денежных средств на определенный счет заказчика).

Закон о контрактной системе позволяет внести изменения в существенные требования договора. Помните, что изменять их можно только на этапе исполнения, а не заключения договора. Случаи, когда можно внести изменения, определяет ст. 95. В контракте можно изменить:

  1. Снижение цены без изменения объемов.
  2. Увеличение или уменьшение количества товара, работ, услуг не более чем на 10%.
  3. Изменение регулируемых цен (тарифов) согласно актам РФ.
  4. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, которые связанны с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ.
  5. Улучшение качественных, технических и функциональных характеристик товара.

Уважительной причиной для корректировок будет считаться уменьшение ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств. Или ситуация, когда исполнение контракта без изменения невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.

Что должен содержать контракт по 44-ФЗ?

Важным моментом является, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Это значит, можно ссылаться в контракте только на те случаи одностороннего расторжения контракта, которые непосредственно указаны в каждой отдельной главе части 2 ГК РФ. Принцип, обязывающий предоставлять информацию при осуществлении закупки товара, работы, услуги, если НМЦК превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации.

Согласно части 23 статьи 34 Закона 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Распространяется на всех подведомственных заказчиков. Особенности типового контракта на медицинские изделия:

  1. Неоднозначная формулировка возможности изменения контракта по соглашению сторон, которая нарушает ст.95 44-ФЗ, так как 1.

Энциклопедия решений. Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ

Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ

Из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ прямо следует, что контракты, заключаемые в соответствии с этим Законом, в том числе государственные и муниципальные (см. п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), являются гражданско-правовыми договорами. Поэтому ко всем договорам (контрактам), заключаемым заказчиками, руководствующимися Законом N 44-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса РФ.

Существенные условия контракта не подлежащие изменению по 44 фз — Законы

Существенные условия контракта по 44-ФЗ и их изменение

Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса, существенные условия госконтракта – это предмет контракта, пункты, важные для данной закупки и сторон, а также иные условия, которые признаны существенными законами и нормативными актами, регулирующими закупочную деятельность.

К нормативным актам, регулирующим госзакупки, относят Постановления Правительства, отраслевые нормативные перечни, письма и рекомендации профильных ведомств и т. д.

Перечень существенных условий

В части 13 ст. 34 закона 44-ФЗ определены следующие существенные условия госконтракта:

  • предмет закупки;
  • фиксированная цена контракта;
  • порядок и сроки расчетов с исполнителем;
  • процедура приемки товара, работы или услуги;
  • сроки предоставления исполнителем гарантийных обязательств;
  • размер аванса (при наличии);
  • положение о предоставлении налогового вычета или иных льготных условий исполнителю;
  • ответственность сторон и гарантии.

К предмету закупки относят наименование товара, работы или услуги, которые требуется доставить или выполнить для заказчика, а также параметры и технические характеристики, позволяющие однозначно определить предмет закупки по классификации ОКВД-2.

Например, если предметом закупки является товар, то приводятся его наименование, размеры, материал изготовления и т. д. Для работ приводится перечень с описанием требуемого результата.

При описании порядка и сроков оплаты важно учитывать, что срок перечисления средств исполнителю не может быть более 30 дней со дня подписания акта приемки.

Если предметом закупки являются работы, прием которых разбит на несколько этапов, то размер аванса для каждого этапа нужно также указывать в контракте.

Условия предоставления исполнителю налогового вычета и иных льгот описывается, если исполнитель имеет право на такие льготы, например, являясь представителем малого бизнеса или выполняя социально значимый заказ.

К условиям об ответственности и гарантиях сторон относят:

  • порядок выплаты неустойки при нарушении сторонами условий контракта;
  • условия и сроки возврата обеспечения заявки;
  • сведения о привлечении субподрядчиков, цена услуг которых превышает 10% цены контракта;
  • порядок соблюдения прав третьих лиц и гарантии при их нарушении.

Важнейшим условием контракта также является обязательство сторон соблюдать действующее законодательство.

Ответственность за нарушение условий контракта

Неисполнение существенных условий госконтракта сторонами без уважительной причины может грозить сторонам:

  • выплатой неустойки контрагенту;
  • привлечением к административной и уголовной ответственности;
  • возникновением обязательств по возмещению ущерба.

Неустойки в виде штрафных санкций и пеней, составляющих оговоренный контрактом процент от его цены, выплачиваются стороной, нарушившей сроки исполнения своих обязательств или исполнившей их некачественно.

По отношению к заказчику к неисполнению обязательств обычно относится нарушение сроков выплат, а по отношению к исполнителю – некачественное выполнение работ или поставка товара низкого качества, а также нарушение сроков сдачи работ или поставок товаров.

Если стороны самовольно изменят существенные условия контракта, то им грозит административная ответственность в виде штрафа в сумме 20000 рублей для должностных лиц и в сумме 200000 рублей – для юрлиц (п. 4 ст. 7.32 КоАП).

Ответственность за нарушение существенных условий контракта регулируется ст. 7.32-7.32.6 КоАП.

  • Уголовная ответственность наступает, если в результате нарушения условий контракта был причинен вред здоровью третьим лицам (например, при срыве госзаказа в пользу организации инвалидов), а также при растрате бюджетных средств в крупном размере.
  • Обязательства по возмещению ущерба могут возникнуть у стороны, которая нарушила условия контракта и нанесла этим другой стороне прямой ущерб или косвенные убытки, связанные с упущенной выгодой.
  • Обычно иски о возмещении ущерба подаются исполнителем контракта при нарушении заказчиком сроков перечисления средств.

Госзаказчик обращается в суд по поводу возмещения ущерба, если исполнитель в процессе работ повредил имущество заказчика.

Читайте также:  с 01 августа принята новая форма декларации о принадлежности предприятия к субъекту малого предпринимательства

Если сторона не исполнила ряд существенных условий по уважительной причине, то ответственность не наступает или наступает частично. К уважительным причинам могут относиться:

  • тяжелая болезнь ответственного лица;
  • стихийные бедствия;
  • изменения на рынке, которые нельзя было предвидеть;
  • иные обстоятельства непреодолимой силы.

Наличие уважительной причины нужно подтверждать доказательствами и существенность такой причины определяет суд.

Когда можно законно изменить существенные условия

Скорректировать существенные условия госконтракта можно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 95 закона 44-ФЗ. В частности, при наличии соответствующего пункта в закупочной документации стороны вправе:

  • снизить цену контракта при прежнем объеме заказанных работ, товаров или услуг;
  • уменьшить или увеличить объем заказанных товаров, работ или услуг не более, чем на 10%.

В случае изменения объема заказанных товаров изменяется также и цена контракта, но не более, чем на 10%. Изменение цены при этом должно быть пропорционально изменению объема заказанных товаров (работ или услуг).

Например, если стороны определили увеличить поставки товаров со 100 штук до 110 при стоимости одной единицы товара 500 рублей, то добавочная цена контракта рассчитывается как (110 – 100) * 500 = 5000 рублей.

Если цена контракта была изменена в сторону уменьшения, то исполнитель вправе уменьшить объем поставляемых товаров, работ или услуг пропорционально изменению цены – подробная методика расчета таких изменений приведена в Постановлении Правительства №1090.

Важно учесть, что общая увеличенная цена контракта не может быть выше начальной максимальной цены, если выбор исполнителя проводился в форме аукциона.

Любое изменение контракта происходит путем заключения дополнительного соглашения, в котором стороны обговаривают новые условия и указывают основания для их введения. Соглашение имеет юридическую силу договора или контракта.

Также изменение важных условий контракта допустимо в случаях:

  • когда исполнить контракт на прежних условиях невозможно;
  • при непрогнозируемом росте цен на энергоносители, необходимые для исполнения контракта;
  • при урезании финансирования госзакупок;
  • при возрастании цены на лечение граждан РФ в зарубежных клиниках.

При отказе одной из сторон принимать изменение существенных условий по вышеперечисленным обстоятельствам вторая сторона вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изменении условий госконтракта на основании п. 2-10 ч. 1 ст. 95 закона 44-ФЗ.

Заключение контракта: условия и этапы подписания

По итогам проведения закупочной процедуры по 44-ФЗ после подписания итогового протокола, рассмотрения заявок, закупочной документации и заявки победителя, с ним заключается контракт. Иногда он заключается с лицом, занявшим второе место, например, при уклонении или отказе победителя от заключения или в случае выявления обмана с его стороны относительно тех или иных условий закупки.

Правовую основу заключения договора составляет непосредственно 44-ФЗ, регулирующий процедуру, её условия и сроки осуществления, а также ст. 527 Гражданского Кодекса РФ, которая прямо обязывает заказчика подписывать контракт с победителем закупочной процедуры, извещение о которой было открыто опубликовано в единой информационной системе (ЕИС).

Условия непосредственно заключения устанавливаются документацией о закупке, прописываются в извещении, а также должны соответствовать заявке победителя и его окончательному предложению цены. Данное положение прописано в ч. 1 ст. 34 44-ФЗ.

Большая часть закупочных процедур в последнее время осуществляется в электронном виде, заключение также происходит с использованием систем электронного документооборота. Обе стороны в таком случае подписывают договор с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Существенные условия и их изменение

Для заключения контракта необходимо соблюдение существенных условий — то есть особых положений, включаемых в каждый договор в обязательном порядке по требованию закона.

К таким условиям относятся:

  • цена;
  • порядок определения объёма поставки;
  • порядок и сроки оплаты;
  • порядок и сроки приёмки;
  • источник финансирования;
  • ответственность сторон при нарушении обязательств.

А также в определённых ситуациях включаются следующие обязательные условия:

  • уменьшение суммы на размер уплачиваемых в бюджет взносов, если обязанность по их уплате лежит на заказчике;
  • порядок и срок предоставления гарантийных обязательств;
  • предоставление обеспечения, а также его замены в случае отзыва лицензии у банка.

В зависимости от специфики, различными нормативно-правовыми актами могут быть установлены дополнительные существенные условия, необходимые для заключения контракта.

Изменение существенных условий при подписании контракта невозможно. Внести коррективы в условия возможно до начала процедуры торгов, соблюдая установленные законом сроки. Также потребуется размещение об изменениях в ЕИС.

44-ФЗ предусматривает некоторые основания, по которым возможно изменение существенных условий.

К ним относятся:

  • снижение цены по соглашению сторон без изменения объёма поставки;
  • цена договора при изменении объёма поставки в пределах 10%;
  • цена при изменении регулируемых тарифов;
  • изменение цены вследствие уменьшения финансирования бюджетной организации;
  • улучшение качества или технических характеристик товара;
  • количество товара на сумму, не превышающую разницы между итоговой ценой и НМЦК, при этом такая возможность должна изначально быть предусмотрена контрактом;
  • цена при изменении перечня медицинских услуг, оказываемых гражданину во время его лечения за рубежом.

Факт изменений фиксируется в дополнительном соглашении.

Гражданский Кодекс предусматривает дополнительные основания изменения или расторжения контракта. К ним относится форс-мажор, то есть такая непреодолимая ситуация, при которой осуществление обязательств невозможно полностью или частично, и при этом возникновение данных обстоятельств нельзя было предугадать при заключении сделки.

При несогласии поставщика с предложенным ему проектом контракта, им составляется протокол разногласий, где указываются положения, несоответствующие документации, заявке или извещению, а также представляется возможное разрешение возникшего несоответствия.

В течение трёх дней заказчик изучает направленный протокол и добавляет необходимые изменения, размещая новый документ в ЕИС. Если заказчик не согласен с замечаниями, он повторно размещает проект без изменений и указывает причины, по которым им не были приняты предложенные правки.

Этапы и сроки

  1. В течение 5 дней после публикации итогового протокола заказчиком формируется и размещается проект контракта без подписи на используемой ЭТП и в ЕИС.

  2. Далее в течение 5 дней победитель перечисляет обеспечение (если такое было предусмотрено) и подписывает контракт в электронной форме или представляет заказчику протокол разногласий.

  3. При наличии протокола разногласий, заказчик в течение 3 рабочих дней публикует изменённый проект, если он согласен с замечаниями, или тот же договор без изменений и с указанием причины отказа в правках.

    Если протокола нет, заказчик в течение этого же срока проверяет обеспечение (если такое было предусмотрено) и подписывает контракт.

  4. В следующие 3 дня победитель подписывает контракт или направляет жалобу в ФАС на действия заказчика.

Контракт считается заключённым с момента подписания его заказчиком. Сроки на подписание контракта при проведении процедуры закупок в очной форме увеличено до 20 дней (для электронной формы — 13 дней).

Когда можно приостановить подписание

В случае вступления в законную силу судебного решения, препятствующего исполнению обязательств одной из сторон в установленные сроки, а также при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, подписание контракта может быть приостановлено.

При возникновении оснований к приостановлению подписания другая сторона должна быть уведомлена о таких обстоятельствах в течение одного дня.

Подписание может быть приостановлено на весь срок действия обстоятельств или судебного акта, но не более, чем на тридцать дней.

Уклонение победителя от подписания

Если победитель не осуществил в установленные сроки подписание или не направил протокол разногласий, он признаётся уклонившимся от подписания контракта. Это же относится и к тем ситуациям, в которых поставщиком не было предоставлено запрашиваемое обеспечение или не были исполнены предусмотренные законом антидемпинговые меры.

Последствиями для такого поставщика является включение в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, что препятствует участию такого исполнителя в большинстве закупок. А также не позднее следующего дня заказчик размещает в ЕИС сведения о таком поставщике, с указанием его реквизитов и реквизитов закупки, в отношении которой было совершено нарушение.

Кроме того, поставщик признаётся уклонившимся в том случае, если он представил недостоверную информацию при участии и/или не соответствует требованиям заказчика. В таком случае заказчик отказывается заключать контракт, возвращает обеспечения и принимает аналогичные меры, как и в случае с нарушением сроков.

В такой ситуации заказчик может заключить контракт с исполнителем, занявшим второе место. В этом случае он также в течение пяти дней с момента признания предыдущего поставщика уклонившимся направляет на подписание проект, и вся процедура повторяется.

Существенные условия контракта по 44 ФЗ — это… Понятие и вид

Законодатель устанавливает необходимость заключения контрактов при совершении различных видов сделок. Следует отметить, что каждый из их видов имеет определенный перечень существенных условий, которые имеют особенное значение для обеих сторон. Рассмотрим далее перечень таковых по различным видам договоров, а также особенности существенных условий.

Общее понятие

Законодатель закрепляет определенный перечень пунктов договора и контракта, которые на обязательной основе должны присутствовать в его содержании. Их использование должно производиться неоднократно. Именно на основании рассматриваемого типа условий производятся рассмотрения дел в суде, предусматривающие урегулирование споров.

Следует отметить, что законодатель не содержит в положениях своих нормативных актов точного определения, что такое существенные условия контракта.

По ФЗ-44 это просто некоторый перечень условий, которые на обязательной основе должны присутствовать в договоре.

Более того, в акте нормативного характера указывается, что без наличия таковых положений в контракте документ будет признан несоответствующим принятой форме, то есть недействительным.

Рассматриваемое понятие также раскрывается в положениях Гражданского кодекса РФ. В содержании его статьи 432 говорится о том, что таковыми являются все те сведения в теле контракта, которые касаются условий о его предмете, а также все те обстоятельства, по которым в дальнейшем между сторонами должно быть достигнуто соглашение.

Нормативное регулирование

Следует отметить, что нормативные положения, связанные с регулированием понятия существенных условий, в широком смысле представлены в нормах, содержащихся в ФЗ-44. Данный акт был принят в 2013 году.

Более того, как само понятие, так и некоторые особенности, а также виды рассматриваемого типа условий рассматриваются в положениях Гражданского кодекса РФ, который регулирует порядок заключения договоров различного типа.

Условие о предмете

Одно из обязательных существенных условий контракта по ФЗ-44 — это сведения относительно его основного предмета. Следует отметить, что при составлении разных типов договоров существенными условиями будут признаваться далеко не одни и те же сведения.

Так, например, в соглашении о купле-продаже какого-либо имущества предметом (и одновременно существенным условием) будет являться товар, о котором идет речь в самом содержании соглашения, а если заключается договор подряда, то таковыми будут признаны все виды работ, предусматриваемые в соглашении.

Важность данного условия заключается в том, что при отсутствии определенного в договоре предмета, в отношении которого он заключен, отсутствует точное определение договорных отношений, которые возникнут после его подписания.

Общий перечень существенных условий

В своих толкования многие юристы-практики определяют некоторый перечень того, что считать существенными условиями контракта. По ФЗ-44 можно определить определенный перечень сведений, которые на обязательной основе должны быть предусмотрены договором. Что касается толкований, представленных юристами, то во многих из них говорится об особенностях и правильности их применения на деле.

Так, существенные условия контракта по ФЗ-44 — это сведения, которые касаются самого предмета договора, стоимости, сторон, места, сроков, ответственности и т.п. Более того, для каждого типа заключаемого контракта предусматривается конкретный перечень особенных условий, которые необходимы.

  • Рассмотрим далее некоторые существенные условия исполнения контрактов (по ФЗ-44) различных типов.
  • Госконтракт
  • Существенные условия государственного контракта (ФЗ-44) — это данные относительно цены, порядка и периода оплаты товара или заказанных услуг, а также порядка их приема.

В том случае, если государственный контракт заключается на предмет выполнения работ суммой на более чем 1 млрд рублей, то в ряде существенных условий обязательно должны быть указаны данные относительно всех подрядчиков, которые будут принимать непосредственное участие в его исполнении.

При необходимости привлечения субподрядчиков данное условие также должно быть указано в содержании контракта.

В том случае, если они не были привлечены, хотя была такая необходимость, на виновное лицо может быть наложена ответственность, размеры которой также должны быть указаны в содержании договора.

В соответствии с ФЗ-44 изменение существенных условий государственного контракта производится исключительно на основании уважительных причин и только по взаимному согласованию каждого вопроса в отдельности.

Особенностью государственного контракта является то, что любая из сторон имеет полное право на отказ от исполнения обязательств в одностороннем порядке. Порядок заключения отдельных видов государственных контрактов предусматривается специальными нормативными актами, действующими в пределах РФ.

Энергосервисный контракт

Некоторые особенности имеет процедура заключения энергосервисных контрактов. Данный порядок регламентируется не только положениями, представленными в ФЗ-44, но еще и отдельным нормативным актом.

Особенностью энергосервисного контракта является то, что данный вид соглашения может быть заключен только отдельно от остальных соглашений (поставки, купли-продажи товаров, ресурсов и т.п.). Его содержание должно полностью соответствовать положениям некоторых нормативных актов, регулирующих ценовую политику на мазут, электроэнергию, уголь и другие топливные элементы.

Основными условиями данного соглашения являются такие показатели, как цена, объем предоставляемой продукции, процент экономии, обязательства заказчика и исполнителя, а также ответственность сторон в случае нарушения согласованных условий.

Договор об оказании услуг

Следует отметить, что ярким примером такого типа договора является контракт, к предмету которого относится оказание неких услуг по обеспечению связи. Как правило, основной целью такого соглашения является использование связи для того, чтобы обеспечивать безопасность государства, его оборону, а также правопорядок.

В соответствии с положениями ФЗ-44 существенными условиями муниципального контракта такого типа являются цена, данные сторон соглашения (оператор сотовой связи и государство), предмет договора, а также основные обязанности сторон и порядок предоставления услуг, а также их приема.

Такой тип контракта может быть заключен только при наличии конкурсной документации, а также извещения, свидетельствующего о предварительном проведении котировок. Что касается стороны исполнителя данного договора, то оператор связи, который выступает в его роли, не имеет права отказаться от предоставления услуг.

О государственных закупках

На государственном уровне очень часто производятся заключения контрактов на предмет совершения государственных закупок различных товаров. Так, это касается заказов на товары, необходимые для обеспечения надлежащей обороны страны и приобретения материальных ценностей для бюджетного резерва.

Что касается основного существенного условия такого типа договора — его предмета, то в качестве такового могут выступать только те услуги, товары, а также объекты, которые указаны в числе необходимых для совершения государственного заказа. Следует отметить, что продавец указанных товаров не имеет права отказаться от заключения сделки.

Что касается второго основного условия данного типа контракта — цены, то она должна быть установлена исключительно в тех размерах, которые допустимы законодательством для конкретной группы товаров или услуг.

Что касается контрактов, связанных с поставкой ценностей материального характера, то от заключения контракта по данному предмету не могут отказаться такие поставщики, которые занимают доминирующие позиции на общегосударственном рынке.

Закупки на основании решения правительства

По ФЗ-44, существенные условия контракта — это сведения относительно сторон, предмета, цены, объемов, сроков, обязанностей, прав и ответственности участников соглашения.

Следует отметить, что при условии заключения контрактов на основании отдельных постановлений правительства основные значения данных условий указываются самим государственным органом.

Практика показывает, что в таких условиях сторона государства обеспечивает для себя максимум как экономических, так и технологических преимуществ. В рамках такого договора могут быть определены и некие дополнительные преимущества, которые не всегда касаются непосредственно предмета контракта.

Что касается самого порядка проведения закупки, то он также определяется с подачи правительства.

Изменение существенных условий контракта (по ФЗ-44)

Можно ли изменить основные условия ранее заключенного соглашения между сторонами? Да, такая процедура возможна, но только в отношении некоторых данных. Так, в соответствии с положениями ФЗ-44 изменение существенных условий контракта возможно в том случае, если необходимо снизить стоимостные показатели, но без изменения количества товара.

В том случае, если требуется уменьшение объема работы, количества товаров или цены, но не более чем на 10 %, то внесение таких изменений также допускается законодателем.

Можно ли менять существенные условия контракта (по ФЗ-44), если причиной этого является улучшение каких-либо характеристик товара, представляющего собой предмет договора? Да, это возможно, но только по предварительному согласованию сторон.

Отдельное внимание нужно уделить тому, что при заключении контракта на предмет лечения гражданина РФ за ее территориальными пределами также могут быть внесены некоторые изменения.

Они могут касаться пересмотра перечня услуг медицинского характера.

Основной причиной этого выступает изменение состояния здоровья пациента, требующее пересмотра ранее назначенного и предписанного контрактом курса.

Более того, пересмотр условий договора возможен также и при наличии веских на то оснований. Таковыми считаются все те обстоятельства, при наступлении которых ранее оговоренный порядок исполнения договорных обязательств представляется нереальным хотя бы для одной из сторон соглашения.

Ответственность

Нарушение существенных условий контракта (по ФЗ-44) влечет за собой ответственность административного характера. Все ее варианты должны быть предусмотрены в одном из разделов составляемого соглашения.

В том случае, если они не были указаны, наказание нарушителя будет производиться на основании положений, представленных в КоАП РФ. Размеры штрафов за неисполнение обязательств могут варьироваться от 10 до 500 тысяч рублей, в зависимости от того, какой вид нарушения был совершен.

Более того, кроме штрафа на нарушителя дополнительно может быть возложена та ответственность, которая предписывается самим договором.

Подача жалобы

На основании положений, представленных в ФЗ-44, существенные условия контракта — это некие структурные компоненты заключенного соглашения, которые должны исполняться сторонами в надлежащем объеме и виде.

В том случае, если одна из сторон не исполняет предписанных требований, вторая имеет право на подачу жалобы в судебном порядке для обжалования действия или бездействия партнера.

В некоторых случаях письменные жалобы могут быть поданы в органы власти исполнительного характера или самоуправления на местах.

Важным моментом в этом является то, что указанный орган должен производить непосредственный контроль в сфере осуществления закупок или предоставления услуг. Следует отметить, что подача такой жалобы возможна в тот период, пока еще не истек срок действия заключенного контракта. — Читайте подробнее на

BusinessMan.ru 

Госзаказ: спрашивали — отвечаем: существенные условия контракта, установление конкретных ставок по пени, штрафам и другое

  • Уважаемые заказчики, вы помните, как наше управление штрафовало Вас за то, что на пени, штрафы в контрактах вы ссылались только на Постановление Правительства и искренне не понимали за что мы вас штрафуем.
  • Вот Вам ответ:
  • В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным.
  • К данному выводу пришел суд кассационной инстанции, отказав заказчику во взыскании штрафа с исполнителя, который нарушил условия контракта.

Согласно заключенному контракту стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий.

При этом конкретный размер штрафа, исчисляемый в том числе с учетом законодательства о контрактной системе, в контракте предусмотрен не был.

Суд также учел, что заказчик не доказал факт ненадлежащего исполнения контрагентом условий контракта.

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 14.10.2015 по делу N А56-73983/2014

  1. Еще один актуальный вопрос: можно ли применить к контрактам по 44-ФЗ  425- ГК
  2. Письмо от 3 августа 2015 г. N Д28и-2286
  3.  В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
  4. Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 44-ФЗ закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
  5. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определение поставщика начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом N 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.
  6. Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, в связи с тем что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.
  7. Вопрос: что такое  «существенные условия контракта по 44-ФЗ» и указание на источник финансирования — это существенное условие?

Закон N 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия «существенные условия контракта». Вместе с тем в статье 34 Закона N 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

  • Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона N 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона N 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.
  • В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
  • Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки содержит в том числе информацию об источнике финансирования.
  • При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона N 44-ФЗ и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
  • Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
  • Таким образом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, изменение источника финансирования в ходе исполнения контракта является существенным изменением.

Уважаемые заказчики, вы помните, как наше управление штрафовало Вас за то, что на пени, штрафы в контрактах вы ссылались только на Постановление Правительства и искренне не понимали за что мы вас штрафуем.

Вот Вам ответ:

В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным.

К данному выводу пришел суд кассационной инстанции, отказав заказчику во взыскании штрафа с исполнителя, который нарушил условия контракта.

Согласно заключенному контракту стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий. При этом конкретный размер штрафа, исчисляемый в том числе с учетом законодательства о контрактной системе, в контракте предусмотрен не был.

Суд также учел, что заказчик не доказал факт ненадлежащего исполнения контрагентом условий контракта.

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 14.10.2015 по делу N А56-73983/2014

 

Еще один актуальный вопрос: можно ли применить к контрактам по 44-ФЗ  425- ГК

Письмо от 3 августа 2015 г. N Д28и-2286

 В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 44-ФЗ закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определение поставщика начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом N 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.

Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, в связи с тем что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.

 

Вопрос: что такое  «существенные условия контракта по 44-ФЗ» и указание на источник финансирования — это существенное условие?

 

Закон N 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия "существенные условия контракта". Вместе с тем в статье 34 Закона N 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона N 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона N 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки содержит в том числе информацию об источнике финансирования.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона N 44-ФЗ и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, изменение источника финансирования в ходе исполнения контракта является существенным изменением.

полная версия статьи

Существенные условия контракта по 44-ФЗ: что к ним относится и можно ли их изменять?

Онлайн школа для поставщиков

Существенные условия контракта по 44-ФЗ:  как к ним относиться  и можно ли их изменять? Видео от проекта Азбука тендеров.

           Всем привет, на связи с вами снова онлайн школа Азбука тендеров и я Евгений    

В этом видео речь пойдет о существенных условиях контрактов по 44-ФЗ. А также мы разберемся, можно ли вносить изменения в эти существенные условия. Вопрос достаточно важный и интересует он не только заказчиков, но и поставщиков. А рассматривать его мы будем с использованием такого мощного и удобного инструмента, как интеллект – карта.

Итак, давайте начнем.

Начнем мы с вами с вопроса, что относится к существенным условиям контракта.

Сразу скажу, что сам 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия существенного условия контакта. Однако в ст. 34 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта. И, если мы с вами посмотрим на ч. 1 ст.

34, в ней говорится, что контракт заключается на условиях, которые предусмотрены в следующих документах: это извещение, либо приглашение принять участие в закупке, это документация закупки, это заявка участника, либо окончательное предложение участника закупки.

Условия, которые указаны во всех этих документах относятся к существенным.

А вот Гражданский кодекс, а именно ст. 432 содержит уже более полное определение того, что относится к существенным условиям контракта.

В этой статье сказано, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе «или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение». Это все относится к существенным условиям контракта.

Если рассматривать более детально, то существенными условиями контракта являются — это цена контракта, это срок действия контракта, срок выполнения обязательств, предмет контракта, либо наименование товаров, работ или услуг, количество поставляемого товара выполняемых работ или услуг, порядок срока оплаты, ответственность сторон и иные условия, которые имеют существенное значение в контексте заключенного контракта. То есть условия, без которых документ считается недействительным, а также, в отношении которых должно быть достигнуто соглашение. По сути, все эти условия являются существенными.

Теперь давайте с вами разберемся с вопросом, можно ли вносить изменения в существенные условия контракта по 44-ФЗ. По общему правилу изменения существенных условий контракта по 44–ФЗ недопустимо. Однако в ст. 95 44–ФЗ перечислены те случаи, в которых допускается изменение существенных условий контракта по соглашению сторон.

Что же это за случаи? Что можно изменить?

Изменить можно цену контракта по соглашению сторон, без изменения количества товара, объема работы или услуги, качество поставляемого товара, выполнение работы оказанной услуги и иных условий контракта.

Далее. Можно изменить цену контракта, если не более, чем на 10% изменяется количество товара, объема работы или услуги. Также можно вносить изменение в цену контракта, если изменились регулируемые тарифы, например, на поставку газа, света, воды или теплоснабжения.

Далее цену, количество товара, объем работы или услуги, сроки выполнения, если казенному учреждению уменьшили лимиты, т. е. уменьшили финансирование. Далее, цену контракта при изменении перечня услуг при лечении гражданина Российской Федерации за границей.

Далее, количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта предложенной участником и начальной максимальной ценой контракта, ценой лота, если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией или документацией об аукционе. И, наконец, можно вносить изменения в качество функциональной характеристики товара в сторону их улучшения.

Во всех этих случаях, если это предусмотрено проектом контракта, можно по соглашению сторон вносить изменения.

Но здесь нужно понимать, что нельзя вносить изменения в контракт на стадии его подписания. Такие изменения вносятся лишь на стадии его исполнения путем подписания сторонами дополнительного соглашения к контракту. То есть это нужно понимать.

Идем дальше.

Последний блок — это чем грозит нарушение существенных условий контракта по 44–ФЗ для заказчика и для поставщика.

Как для заказчика, так и для поставщика предусмотрены штрафные санкции, это штрафы и пени. Штрафы и пени для заказчиков и поставщиков у нас рассчитываются в соответствии с требованиями постановления правительства Российской Федерации за    № 1042 от 30 августа 2017 года.

Я сейчас не буду подробно разбирать этот документ, можете зайти и внимательно с ним ознакомиться. Там перечислены штрафы, как для заказчиков, так и для поставщиков, а также их размеры и условия начисления.

Нарушения неоднократно существенных условий контракта может привести к расторжению контракта.

Для поставщика это может привести к более существенным последствиям, например, к включению информации об этом поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, и тем самым поставщик может лишиться возможностей участвовать в торгах на срок два года. Соответственно, это может очень сильно ударить по такому поставщику.

Также у нас предусмотрены административные штрафы для заказчиков, это ст. 7.32 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации ч. 4 и ч. 5. 

В ч. 4 сказано, что изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения контракта не предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. рублей, а на юридических лиц в размере 200 тыс. рублей.

И, наконец,  ч. 5 ст. 7.32 — это изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ и услуг, если возможность изменения условий не предусмотрены законодательством, и такое изменение привело к дополнительному расходованию денежных средств, либо к уменьшению количества поставленных товаров, объема выполненных работ или оказанных услуг.

Ведет оно к наложению административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджету от бюджетной системы Российской Федерации. Если вы вдруг решили ввести какие-то изменения, то соответственно, посмотрите, имеете ли вы право их вносить.

В противном случае можно попасть на проверку контролирующих органов и на наложение административных штрафов.

На этом у меня все, надеюсь, видео было для вас полезным. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *