1. Претензия заказчику 2. Обращение в органы внутреннего финансового контроля 3. Обращение к уполномоченному по правам предпринимателей 4. Обращение в общественные организации 5. Обращение в прокуратуру 6. Обращение в суд 7. Видео инструкция «Не заплатили по госконтракту, что делать?»
Государственные заказчики иногда задерживают выплаты по исполненным контрактам или вовсе их не производят, мотивируя это нехваткой бюджета, непредвиденными тратами и другими обстоятельствами. Поставщики, добросовестно исполнившие свои обязательства, при этом терпят убытки. Чтобы минимизировать финансовые потери компаниям необходимо предпринимать меры, начиная с самого первого дня просрочки выплат. Помимо прямого взаимодействия с контрактной службой и бухгалтерией существует ещё несколько способов воздействия на заказчика.
Хотите выиграть в запросе котировок?
Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!
Выиграть котировку
1. Претензия заказчику
Сроки оплаты поставленного товара или оказанных услуг обязательно прописываются в государственном контракте.
Если заказчик их нарушает, то первым шагом поставщика должно стать написание официальной претензии.
Телефонные звонки в такой ситуации оказываются малоэффективными: их будет сложно использовать в качестве доказательства в суде, следовательно, претензию нужно составлять в письменной форме.
- В документе поставщику рекомендуется детально расписать суть своих требований:
- указываем конкретные пункты договора, нарушаемые заказчиком;
- прописываем сумму, подлежащую к оплате;
- указываем максимальный срок, в течение которого заказчик должен устранить нарушение (желательно его заранее зафиксировать в государственном контракте), либо выбираем интервал от 10 до 30 дней;
- расписываем все штрафы и неустойки, которые грозят заказчику за нарушение условий контракта, делая ссылки на соответствующие статьи 44-ФЗ и КоАП (где размер штрафов за неоплату государственных контрактов заказчиками увеличился вдвое).
Претензия также должна содержать реквизиты поставщика, на которые необходимо перечислить денежные средства. Документ подписывается руководителем компании и заверяется печатью.
Претензию рекомендовано вручать представителю заказчика лично. С него при этом следует взять расписку о получении документа. Можно отправлять бумагу по почте письмом с уведомлением о вручении. Так у вас будут доказательства того, что заказчик получил ваше требование.
Хотите гарантированно побеждать в тендерах?
Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!
Выиграть в тендере
2. Обращение в органы внутреннего финансового контроля
Согласно части 8 статьи 99, надзор за денежными операциями заказчиков возложен на соответствующие органы финансового контроля. У каждой организации они свои. Обычно это ФК, ФНС, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.
Обращение в органы контроля необходимо отправить в письменном виде или в форме электронного письма, подписанного электронной подписью. Практически у всех организаций сегодня имеется свой сайт, на котором есть сервис «Электронная приемная», обращение можно оставить и там.
В тексте жалобы указываем полные реквизиты сторон договора, обратный адрес, на который будет отправлен ответ на обращение. Детально излагаем суть претензий, приложив подтверждающие документы.
Ответ на обращение должен прийти в тридцатидневный срок, согласно 59-ФЗ. Контролирующие органы за это время обязаны организовать проверку заказчика, составить протокол об административном правонарушении, выдать предписание на устранение нарушения.
Хотите выиграть в запросе котировок?
Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!
Выиграть котировку
3. Обращение к уполномоченному по правам предпринимателей
Обратиться с жалобой на действия заказчика можно и к уполномоченному по правам предпринимателей. Он согласно 78-ФЗ обязан защищать права компаний, работающих на территории России. Обратиться к нему поставщик может на любой стадии проведения закупки, если его права были нарушены.
Жалобу на уклонение от исполнения обязательств можно подать как в письменном, так и в электронном виде. В тексте претензий необходимо подробно изложить всю ситуацию, прописать реквизиты обеих сторон конфликта и приложить все подтверждающие документы.
Получив жалобу, уполномоченный может принять ее к рассмотрению или отказать. Вынести свое решение он должен в десятидневный срок. Если претензия принята к рассмотрению, то уполномоченный может проводить разъяснительную работу, обращаться с заявлением в суд или следственный комитет, передавать обращение поставщика в вышестоящие государственные органы.
4. Обращение в общественные организации
Сегодня существует несколько общественных организаций, которые осуществляют надзор за проведением государственных закупок. К ним также можно обратиться за помощью. Результат такой жалобы не всегда оказывается положительным, но попробовать стоит все варианты досудебного урегулирования конфликта.
Обратиться за помощью в первую очередь стоит в ОНФ «За честные закупки» Сделать это можно посредствам функционала их сайта. Специалисты организации рассмотрят ваш вопрос и предпримут попытки убедить заказчика исполнить свои обязательства.
Аналогичную помощь оказывает и организация «Опора России». Чтобы получить реальную помощь, необходимо являться членом этого сообщества. Сторонним организациям они помогают менее охотно.
Хотите гарантированно побеждать в тендерах?
Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!
Выиграть в тендере
5. Обращение в прокуратуру
Последней инстанцией, которая может в досудебном порядке разрешить конфликт является прокуратура. Ее сотрудники после получения жалобы должны будут провести проверку действий заказчика с целью выявления состава преступления. Будут пересмотрены все результаты проведения процедуры, однако при выявлении нарушений, закупка и вовсе может быть признана незаконной.
Свое обращение в прокуратуру поставщики могут передавать как в письменном виде, так и в форме электронного документа. В соответствии с нормами 59-ФЗ и разработанных Правительством России инструкций, все обращения рассматриваются в тридцатидневный срок.
6. Обращение в суд
Если поставщик обратился во все возможные инстанции, но денег от заказчика так и не получил, единственным выходом становится обращение в Арбитражный суд. Исковое заявление подается по месту нахождения заказчика.
Поставщик должен представить доказательства исполнения им своих обязательств в полном объеме и выставить требования к заказчику.
К исковому заявлению нужно приложить ответы на все поданные ранее претензии, чтобы доказать стремление решить вопрос миром.
После того как суд вынесет решение в пользу истца, у заказчика будет 10 дней, чтобы подать апелляцию. Если он этого не сделает, то решение вступает в законную силу. Суд устанавливает заказчику определенный период времени, в течение которого он обязан выплатить поставщику всю присужденную сумму. Контролировать исполнение решения суда будут судебные приставы.
Заставить заказчика исполнить свои обязательства по государственному контракту порой бывает крайне сложно. Поставщику придется провести весь комплекс мер по досудебному урегулированию конфликта. Если никакие доводы не действуют, обращайтесь в судебные инстанции. Это последний способ в полном объеме получить заработанные деньги.
Хотите участвовать в тендерах с авансом от заказчика?
Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!
Заключить контракт с авансированием
7. Видео инструкция «Не заплатили по госконтракту, что делать?»
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Факторинг в госзакупках: как получить деньги за контракт сразу после поставки
Статья актуальна на 16 апреля 2020
Иногда поставщики отказываются от участия в выгодных закупках, потому что заказчики платят с отсрочкой или нарушают сроки оплаты. Решить эту проблему поможет факторинг. Что это такое, и как использовать его в госзакупках, расскажем в этой статье.
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Риски в закупках с отсрочкой оплаты
В закупках по 44-ФЗ сроки оплаты контракта не так велики, потому что правительство установило для них четкие рамки:
- 30 дней для всех поставщиков,
- 15 рабочих дней для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
А вот в закупках по 223-ФЗ максимальный срок оплаты контракта устанавливают заказчики. Иногда они злоупотребляют этой возможностью, например отодвигают сроки оплаты на шесть месяцев или даже год. Единственное исключение — контракты с субъектом МСП. В этом случае по закону заказчик должен перевести деньги в течение 15 рабочих дней после подписания актов приемки.
При длительных отсрочках оплаты появляется дебиторская задолженность, которая может привести к нехватке оборотных средств. Из-за больших разрывов между исполнением контракта и его оплатой у поставщика может не оказаться денег на участие в следующей закупке или выплату зарплаты.
Например, компания «Удобная мебель» заключила контракт на поставку столов и исполнила его в срок. Через несколько недель она нашла еще одну выгодную закупку, но не смогла в ней участвовать.
По условиям первого контракта заказчик должен был внести оплату только через три месяца после поставки.
У «Удобной мебели» не хватило бы денег, чтобы исполнить новый контракт, а брать кредит ее руководитель не захотел.
Избежать таких проблем и участвовать в закупках даже с длительной отсрочкой оплаты позволяет факторинг.
Что такое факторинг
Поставщик уступает фактору — банку или коммерческой организации — право требовать оплату контракта с заказчика. Взамен он получает большую часть денег сразу после поставки.
Схема факторинга проста:
Поставщик:
-
Подписывает контракт с заказчиком.
-
Заключает договор с фактором.
-
Отправляет фактору закрывающие документы.
Фактор:
-
Переводит поставщику 60-90% от суммы контракта.
-
Получает от заказчика деньги.
-
Переводит остаток денег поставщику, вычитая комиссию за услуги — 9-12% от суммы контракта.
Например, небольшое фермерское хозяйство решило участвовать в торгах на поставку молока на местный молокозавод. В случае выигрыша этот контракт стал бы единственным источником дохода фермера, ведь все молоко, которое давали его коровы, он отправлял бы на завод. Однако по условиям контракта заказчик оплачивал поставку только через два месяца после приемки.
Чтобы не остаться без денег в ожидании оплаты, фермер обратился в факторинговую компанию и заключил с ней договор. Он выиграл закупку, и уже на следующий день после первой поставки получил большую часть оплаты от фактора. Еще через два месяца заказчик перевел деньги за поставку, и фермер получил оставшуюся сумму за вычетом комиссии.
Виды факторинга
Существует два вида факторинга: с регрессом и без. Чаще встречается факторинг без регресса, при котором финансовые риски берет на себя фактор:
- Как правило, поставщик получает остаток оплаты только после того, как заказчик погасит задолженность.
- Редко в контрактах встречаются условия, по которым фактор оплачивает поставку за вычетом своей комиссии независимо от того, заплатил ли ему заказчик.
При факторинге с регрессом, если заказчик не оплачивает поставку, фактор требует поставщика вернуть деньги, которые он получил после поставки.
Факторинг в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Участники закупок по 44-ФЗ начали использовать факторинг в апреле 2019 года. До этого времени Минфин запрещал использовать эту услугу в госторгах, потому что в законе не был прописан ее механизм.
С позицией министерства были не согласны ФАС, Минэкономразвития и участники закупок. Последние подали жалобу в Верховный суд РФ.
В итоге в апреле 2019 года Верховный суд признал недействительным запрет Минфина и разрешил использовать факторинг в закупках по 44-ФЗ.
На закупки по 223-ФЗ запрет Минфина не распространялся. Поэтому в этой сфере поставщики стали использовать факторинг раньше. Так, осенью 2018 года многие крупные госкомпании, например РЖД и Сбербанк, внесли изменения в свои положения о закупках и стали использовать факторинг в тендерах.
Как заключить договор с факторинговой компанией
Чаще всего договор с фактором заключает поставщик. Он может сделать это на длительный период или на одну закупку. Факторы работают только с надежными заказчиками, поэтому лучше получить одобрение от факторинговой компании до участия в тендере. Если у поставщика есть договоренность с фактором до участия в закупке, он может учесть сумму комиссии в ценовом предложении.
Если один из участников закупки подписал договор с фактором, после победы в тендере заказчик вносит изменения в контракт. Он указывает банковские реквизиты фактора — именно на его счет заказчик переведет оплату.
Заключить договор с фактором может и заказчик. Это позволяет ему указать удобные сроки оплаты и при этом не потерять поставщиков. Если победитель закупки согласен использовать факторинг, он должен заключить трехсторонний договор с фактором и заказчиком.
Преимущества факторинга
- Быстрое получение денег
- Даже если в контракте предусмотрена отсрочка, поставщик получит до 90% оплаты сразу после поставки товара.
- Работа с проверенными заказчиками
При факторинге без регресса фактор проверяет заказчика перед тем, как заключить с ним договор.
Ведь именно он понесет убытки, если заказчик окажется недобросовестным.
- Получить услугу проще, чем оформить кредит
- Чтобы воспользоваться факторингом, поставщику не нужно вносить залог, искать поручителей или готовить большое количество документов.
- Нет ежемесячных платежей
После получения кредита поставщик должен каждый месяц погашать задолженность из личных средств. При факторинге таких платежей нет. На счет фактора деньги переводит только заказчик. Из этих денег он вычитает проценты комиссии.
Не нужно платить комиссию до исполнения контракта
Поставщику не нужно тратить деньги на оплату комиссии до того, как он исполнит контракт. Фактор вычтет эту сумму из денег, которые переведет ему заказчик.
Факторинг — относительно новый инструмент в госзакупках, с помощью которого поставщики могут получить деньги сразу после поставки, независимо от условий контракта. Это позволит участвовать одновременно в нескольких закупках, увеличивать суммы контрактов и расширять свой бизнес.
Если вы использовали в работе факторинг, расскажите о своем опыте в х.
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Если заказчик нарушает закон: что делать поставщику?
Нарушения законодательства со стороны заказчиков на любом этапе закупки – явление нередкое. Однако до сих пор многие поставщики не знают, как действовать, если их права нарушены. На самые распространенные вопросы участников закупок отвечает Анна Крайнева, руководитель тендерного отдела ГК BiCo.
Предположим, заказчик выставляет излишние требования: просит предоставить лицензию, которая не нужна для выполнения условий контракта. Что делать в такой ситуации поставщику?
Избыточные требования к участникам противоречат законодательству. Например, заказчик может требовать от участника разрешения, на получение которых придется потратить немало времени и денежных средств. Например, лицензия ФСБ на работу с гостайной оформляется долго и дорого стоит, поэтому не каждый участник может ее своевременно получить. Свидетельство СРО также обходится недешево.
Важно!
Для получения лицензии ФСБ организация должна предоставить подтверждение степени секретности и ходатайство от заказчика, а ее генеральный директор – оформить допуск к гостайне и пройти соответствующее обучение.
Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании» (далее – Закон № 99-ФЗ) специальные разрешения выдают на те виды деятельности, в результате которых может быть нанесен ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, памятникам истории и культуры, обороне и безопасности государства. Лицензирование в иных целях не допускается.
В России выдают лицензии на 50 видов деятельности. Перечень закреплен в ст. 12 Закона № 99-ФЗ. Этот список часто меняют. Поэтому заказчики иногда допускают ошибки, требуя лицензии на те виды деятельности, которые в него уже не входят. Такие действия ограничивают конкуренцию, препятствуют открытости и прозрачности, нарушая основные принципы законодательства о закупках.
Важно!
Федеральная антимонопольная служба считает, что при проведении закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства (письмо ФАС России от 02.11.2015 № АЦ/60557/15).
И все же, оценивая действия заказчика (требования, установленные в документации) с точки зрения их правомерности, не следует забывать о том, что продукция может быть предназначена, к примеру, для нужд обороны и безопасности.
Например, один из заказчиков установил в документации требование о наличии лицензии на производство вооружения и военной техники.
Участник обратился в антимонопольную службу с просьбой признать действия учреждения незаконными.
Заявитель представил письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, согласно которому поставляемые детали и агрегаты отнесены к гражданской продукции.
И все-таки жалобу признали необоснованной в связи с тем, что запчасти заказчик приобретал для военной техники. Поэтому комиссия пришла к выводу, что действия заказчика не противоречат законодательству о контрактной системе (решение ФАС России от 29.06.2015 по делу № КГОЗ-310/15).
Если же сомнений в нарушении Закона № 44-ФЗ не возникает, поставщику в таких случаях рекомендуется действовать следующим образом. Во-первых, нужно направить запрос о разъяснении положений документации. Сделать это необходимо до окончания срока подачи заявок.
Например, при проведении аукциона подать запрос надо не менее чем за 3 дня до даты окончания подачи заявок. Заказчик должен рассмотреть обращение в течение 2 дней.
Обратите внимание, что если последний день срока поступления запроса приходится на выходной день, окончание такого срока переносится на следующий за ним рабочий день (письмо Минэкономразвития России от 22.01.2016 № Д28и-88).
Во-вторых, не бойтесь отстаивать свои права и обращайтесь в контролирующий орган: в данном случае – это ФАС России. Подавать жалобу на положения документации нужно также до того, как срок подачи заявок закончился.
Если первую часть заявки отклонили…
Как быть, если первую часть заявки на участие в аукционе отклонили неправомерно?
Прежде чем подать жалобу, нужно убедиться в том, что действия заказчика неправомерны. Ведь отклонить заявку без объяснения причин учреждение не вправе. В соответствии с Законом № 44-ФЗ причина отклонения должна быть указана в протоколе. Например, при рассмотрении первых частей заявок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
- 1) непредоставления информации, предусмотренной положениями Закона № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;
- 2) несоответствия информации, предусмотренной Законом № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
- Если в протоколе отсутствует информация о причине отклонения со ссылкой на статью Закона № 44-ФЗ, то отклонение является необоснованным и, соответственно, неправомерным.
В таком случае участнику следует оформить жалобу в ФАС. При ее составлении обратите внимание на следующий момент. Обращение обязательно должно содержать указание, какие конкретно действия (бездействие) заказчика обжалуется, а также документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Учтите, что подать такую жалобу в контрольный орган участник вправе не позднее чем через 10 дней после размещения в ЕИС протокола рассмотрения заявок (ч. 4 ст. 105 Закона № 44-ФЗ). Если этот срок пропущен, то можно попытаться отстоять свои права в суде.
Если плата по контракту не поступила…
Что делать поставщику, если заказчик не платит за выполненные работы, отказывается принять работу в срок без объяснения причин?
Для того чтобы победить в объявленной процедуре, каждый поставщик проделывает колоссальную работу, ведь надо правильно оформить заявку, выиграть закупку, оплатить обеспечение исполнения контракта, заключить сам контракт.
Представьте ситуацию, что ваша компания наконец приступила к выполнению своих обязательств по договору, выполнила работы в срок и качественно. Если заказчик опаздывает с оплатой либо совсем отказывается перечислять деньги.
В таких случаях у поставщика должен быть следующий алгоритм действий. Начните вести претензионную работу с заказчиком в письменном виде, при этом обязательно фиксируйте входящие номера писем и даты, визируйте у ответственных лиц. Дублируйте обращения по электронной почте. При отправке претензии посредством e-mail, обязательно ставьте в копию вышестоящего руководителя.
К рекламации необходимо добавить требование об уплате неустоек, предусмотренных контрактом. В претензии установите срок для выполнения обязательств.
Если учреждение не отвечает на такое обращение, то обращайтесь в судебные инстанции.
Важно!
Любой участник закупки, чьи права и законные интересы были нарушены, вправе обратиться и в прокуратуру РФ (письмо Минэкономразвития России от 09.10.2015 № Д28и-2930)..
Чтобы грамотно обжаловать отказ заказчика принять и оплатить товар, надо тщательно изучить условия контракта. Закон может быть на стороне поставщика, если учреждение, к примеру, нарушит порядок приемки товара.
Заказчик не платит по контракту 44-ФЗ — что делать поставщику
Иногда случается так, что государственные заказчики, которые казалось бы должны быть образцом добросовестности, задерживают выплаты по исполненным контрактам или вовсе их не производят. Они мотивируют это нехваткой бюджета, непредвиденными тратами и другими обстоятельствами.
Поставщики, добросовестно исполнившие свои обязательства, при этом терпят убытки. Чтобы минимизировать финансовые потери компаниям необходимо предпринимать меры, начиная с самого первого дня просрочки выплат.
Помимо прямого взаимодействия с контрактной службой и бухгалтерией существует ещё несколько способов воздействия на заказчика.
Претензия заказчику
Сроки оплаты поставленного товара или оказанных услуг обязательно прописываются в государственном контракте.
Если заказчик их нарушает, то первым шагом поставщика должно стать написание официальной претензии. Телефонные звонки в такой ситуации оказываются малоэффективными.
Впоследствии их будет сложно использовать в качестве доказательства в суде. Поэтому претензию нужно составлять в письменной форме.
В документе поставщику рекомендуется детально расписать суть своих требований. При этом желательно указывать конкретные пункты договора, нарушаемые заказчиком. Пропишите сумму, подлежащую к оплате.
Обязательно указывается максимальный срок, в течение которого заказчик должен устранить нарушение. Чаще он оговаривается заранее и фиксируется в государственном контракте.
Если этого сделано не было, то выбирается интервал от 10 до 30 дней.
В претензии поставщику рекомендуется расписать все штрафы и неустойки, которые грозят заказчику за нарушение условий контракта. При этом приведите ссылки на 44-ФЗ, а также Административный Кодекс.
К слову, согласно последним поправкам в КоАП размер штрафов за неоплату государственных контрактов заказчиками увеличился вдвое.
Это должно стимулировать организаторов закупок своевременно исполнять свои обязательства.
Претензия также должна содержать реквизиты поставщика, на которые необходимо перечислить денежные средства. Документ подписывается руководителем компании и заверяется печатью.
Претензию рекомендовано вручать представителю заказчика лично. С него при этом следует взять расписку о получении документа. Можно отправлять бумагу по почте письмом с уведомлением о вручении. Так у вас будут доказательства того, что заказчик получил ваше требование.
Обращение в органы внутреннего финансового контроля
Согласно части 8 статьи 99, надзор за денежными операциями заказчиков возложен на соответствующие органы финансового контроля. У каждой организации они свои. Чаще в роли контролеров выступают Федеральное Казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и так далее.
Обращение в органы контроля необходимо отправить в письменном виде или в форме электронного письма, подписанного электронной подписью. Практически у всех организаций сегодня имеется свой сайт, на котором есть сервис «Электронная приемная». Обращение можно оставить и там.
В тексте жалобы укажите полные реквизиты вашей организации и заказчика. Обязательно укажите обратный адрес, на который вам будет отправлен ответ на обращение. Детально изложите суть претензий, приложите все подтверждающие документы.
Ответ на обращение вы должны получить в тридцатидневный срок. Эта норма установлена 59-ФЗ. Контролирующие органы за это время обязаны организовать проверку заказчика, составить протокол об административном правонарушении, выдать предписание на устранение нарушения.
Обращение к уполномоченному по правам предпринимателей
Обратиться с жалобой на действия заказчика можно и к уполномоченному по правам предпринимателей. Он согласно 78-ФЗ обязан защищать права компаний, работающих на территории России. Обратиться к нему поставщик может на любой стадии проведения закупки, если его права были нарушены.
Жалобу на уклонение от исполения обязательств можно подать как в письменном, так и в электронном виде. В тексте претензий необходимо подробно изложить всю ситуацию, прописать реквизиты обеих сторон конфликта и приложить все подтверждающие документы.
Получив жалобу, уполномоченный может принять ее к рассмотрению или отказать. Вынести свое решение он должен в десятидневный срок. Если претензия принята к рассмотрению, то уполномоченный может проводить разъяснительную работу, обращаться с заявлением в суд или следственный комитет, передавать обращение поставщика в вышестоящие государственные органы.
Обращение в общественные организации
Сегодня существует несколько общественных организаций, которые осуществляют надзор за проведением государственных закупок. К ним также можно обратиться за помощью. Результат такой жалобы не всегда оказывается положительным, но попробовать стоит все варианты досудебного урегулирования конфликта.
Обратиться за помощью в первую очередь стоит в ОНФ «За честные закупки» Сделать это можно посредствам функционала их сайта. Специалисты организации рассмотрят ваш вопрос и предпримут попытки убедить заказчика исполнить свои обязательства.
Аналогичную помощь оказывает и организация «Опора России». Чтобы получить реальную помощь, необходимо являться членом этого сообщества. Сторонним организациям они помогают менее охотно.
Обращение в прокуратуру
Последней инстанцией, которая может в досудебном порядке разрешить конфликт является прокуратура. Ее сотрудники после получения жалобы должны будут провести проверку действий заказчика с целью выявления состава преступления. Будут пересмотрены все результаты проведения процедуры, однако при выявлении нарушений, закупка и вовсе может быть признана незаконной.
Свое обращение в прокуратуру поставщики могут передавать как в письменном виде, так и в форме электронного документа. В соответствии с нормами 59-ФЗ и разработанных Правительством России инструкций, все обращения рассматриваются в тридцатидневный срок.
Обращение в суд
Если поставщик обратился во все возможные инстанции, но денег от заказчика так и не получил, единственным выходом становится обращение в Арбитражный суд. Исковое заявление подается по месту нахождения заказчика.
Поставщик должен представить доказательства исполнения им своих обязательств в полном объеме и выставить требования к заказчику.
К исковому заявлению нужно приложить ответы на все поданные ранее претензии, чтобы доказать стремление решить вопрос миром.
После того как суд вынесет решение в пользу истца, у заказчика будет 10 дней, чтобы подать апелляцию. Если он этого не сделает, то решение вступает в законную силу. Суд устанавливает заказчику определенный период времени, в течение которого он обязан выплатить поставщику всю присужденную сумму. Контролировать исполнение решения суда будут судебные приставы.
Заставить заказчика исполнить свои обязательства по государственному контракту порой бывает крайне сложно. Поставщику придется провести весь комплекс мер по досудебному урегулированию конфликта. Если никакие доводы не действуют, обращайтесь в судебные инстанции. Это последний способ в полном объеме получить заработанные деньги.
Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку
После выбора исполнителя закупки стороны подписывают контракт, условия которого вкупе с положениями закона 44-ФЗ накладывают ряд обязательств на исполнителя и заказчика.
Права и обязательства заказчика и исполнителя
Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан:
- информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии;
- соблюдать сроки исполнения обязательств;
- соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы.
При этом исполнитель может расторгнуть госконтракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя.
Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту.
Заказчик при этом обязуется:
- соблюдать сроки публикации закупочной документации в ЕИС;
- проводить экспертизу поставленного товара или услуги и составлять акт приемки;
- оплачивать работу исполнителя и своевременно возвращать сумму обеспечения закупки.
При нарушении контракта исполнителем заказчик имеет право на возмещение убытков и выплату неустойки в свою пользу. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик имеет право только в случае, если исполнитель не исправит допущенные нарушения в течение 10 дней с момента получения письменного требования от заказчика.
Важно учесть, что заказчик имеет право принять товары, услуги или работы ненадлежащего качества, не взыскивая с исполнителя неустойку, если такое принятие не нанесет ущерб государству или обществу.
Правовое регулирование
Ответственность сторон по госконтракту регулируется:
Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, Постановление № 1042 устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.
Типичные нарушения и взыскания
Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:
- просрочка исполнения условий контракта;
- поставка товаров или оказание услуг низкого качества.
При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.
Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей (ч. 7 ст. 7.32 КоАП).
Заказчики допускают следующие нарушения:
- нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
- незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
- нарушение порядка приемки товара.
За просрочку оплаты назначаются пени в пользу исполнителя, за расторжение контракта без законных оснований – административный штраф в размере 50000 рублей для должностных лиц и в размере 200000 рублей – для организации заказчика (ч. 6 ст. 7.32 КоАП).
Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.
Расчет неустойки по 44-ФЗ
Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.
- Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:
- (100% — 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.
- Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:
- 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
- 2% — если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
- 1% — если цена выше 10 миллионов рублей.
Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:
- 10% — при цене контракта до 3 миллионов рублей;
- 5% — при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
- 1% — при цене контракта более 50 миллионов рублей.
Важно учесть, что если только часть обязательств контракта исполнена некачественно, то процент штрафа рассчитывается только от стоимости этой части, на не цены всего контракта.
Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:
- 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
- 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
- 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
- 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.
Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.
Как избежать взыскания
Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.
Согласно ч. 9 ст. 34 закона 44-ФЗ, нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:
- действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
- противоправных действий контрагента.
В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.
Уменьшить размер неустойки исполнитель или заказчик может только в случае, если контрагент сознательно ее завысил, или если сумма неустойки превысила стоимость неисполненных обязательств, согласно ст. 333 ГК РФ.
Заказчик не подписывает контракт 44-ФЗ: что делать и нужно ли
Когда заказчик может не подписывать контракт по 44-ФЗ? Алгоритм отказа заказчиком от подписания контракта по 44-ФЗ. Что делать, если заказчик незаконно отказывается от подписания контракта по 44-ФЗ? Может ли исполнитель не подписывать контракт?
Из этой статьи вы узнаете:
- Когда заказчик может не подписывать контракт по 44-ФЗ
- Алгоритм отказа заказчиком от подписания контракта по 44-ФЗ
- Что делать, если заказчик незаконно отказывается от подписания контракта по 44-ФЗ
- Может ли исполнитель не подписывать контракт
Нередко у победителей аукциона возникает ситуация, когда заказчик не подписывает контракт по 44-ФЗ. При этом в законе четко определено, что проведение тендера обязывает заказчика соблюдать интересы всех сторон, в которые, безусловно, входит и поставщик.
Но всегда ли отказ от подписания контракта является нарушением закона? Нет, не всегда. Положения 44-ФЗ предусматривают основания для отказа от заключения контракта. В нашей статье мы разберем, когда заказчик имеет право не подписывать контракт, как должна быть оформлена процедура и как победителю отстоять свои права в случае их нарушения.
Когда заказчик может не подписывать контракт по 44-ФЗ
Заказчик вправе не подписывать контракт по 44-ФЗ на следующих основаниях:
- Если победитель торгов не обеспечил в обозначенные сроки исполнение контракта. В такой ситуации отказ от подписания договора является не только правом, но и обязанностью заказчика. Также отказаться подписывать контракт покупатель может, если поставщик предоставил гарантию банка, не соответствующую требованиям Федерального закона 44-ФЗ (к примеру, банка, выдавшего ее, нет в реестре организаций, которые могут давать гарантии для реализации госконтрактов).
- Если уже после окончания аукциона заказчиком было выявлено несоответствие победившего исполнителя требованиям закупки (единым или дополнительным). Это довольно распространенная ситуация, так как заявки на участие в тендере принимаются при условии декларирования компанией соответствия обозначенным требованиям и не всегда досконально проверяются из-за нехватки времени.
- При закупке лекарственных препаратов заказчик может отказаться подписывать контракт по 44-ФЗ еще в следующем случае: при отсутствии регистрации предельной стоимости лекарств в специальном реестре или превышении цены, предложенной победителем аукциона, той стоимости, что закреплена в реестре, и нежелании ее снижать.
Этот список оснований, по которым заказчик может отказаться подписывать контракт 44-ФЗ, является исчерпывающим.
Подача сведений в РНП закупщиком необходима, только если в заключении договора было отказано на первом основании. В остальных случаях организатор закупки просто не подписывает контракт. Затем в течение 5 дней после публикации протокола он должен вернуть поставщику обеспечение заявки.
Одна из главных причин, по которым не подписывают госконтракты, – недостоверность сведений в заявке участника. Подобные аферы вскрываются, только когда аукцион уже состоялся, перед заключением договора.
Отказ заказчика подписывать контракт возможен в случае выявления несоответствия исполнителя обязательным требованиям, которыми являются следующие:
- Компании-участники тендера не должны находиться на стадии банкротства или ликвидации. Не допускается также приостановка их деятельности по нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях по ст. 3.12.
- Фирма не должна иметь долгов за прошлый год по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Заказчик имеет право не подписывать контракт при наличии у выигравшей торги компании задолженности перед бюджетами всех уровней в размере более 25 % балансовой стоимости активов. Если же поставщик направил заявление о признании этих долгов необоснованными до того, как подал заявку на участие в тендере, то считается, что он соответствует всем требованиям законодательства, и заказчик обязан заключить с ним сделку.
- Если по контракту заказчик приобретает права интеллектуальной собственности, то участник должен обладать такими правами.
- Руководство исполнителя не должно иметь судимости за преступления экономического характера, либо она должна быть снята или погашена.
- Поставщик и организатор аукциона не должны иметь связей, рождающих конфликт интересов.
В правовых нормах, закрепленных Правительством, возможно установление и других требований к участникам закупок, несоблюдение которых дает заказчику право не подписывать контракт по 44-ФЗ. Как правило, подобные требования определяют при организации закупок в форме конкурса.
- В случае предоставления поставщиком ложной информации о своем соответствии дополнительным требованиям заказчик имеет право не подписывать с ним контракт по 44-ФЗ.
- Кроме того, если конкурсная документация содержит требование о том, чтобы исполнитель отсутствовал в РНП, то при попадании его в этот реестр после торгов заказчик может на законных основаниях отказаться подписывать договор.
- Дополнительные требования к исполнителям могут выставляться при специфичных закупках (к примеру, при заключении договора на проведение аудита).
Перечень всех требований к участникам тендера должен освещаться в извещении о его проведении или конкурсной документации. Если в документах не перечислены в полном объеме требования к поставщикам, то это считается нарушением, и заказчик обязан подписать контракт даже при несоответствии исполнителя непрописанным условиям.
Алгоритм отказа заказчиком от подписания контракта по 44-ФЗ
Если заказчик отказывается подписывать контракт 44-ФЗ на объективных основаниях, то порядок его действий должен соответствовать установленному в 44-ФЗ, кроме случая, когда исполнитель не предоставил обеспечение контракта. Такая ситуация расценивается как его уклонение. В остальных случаях алгоритм действий должен быть следующим.
Когда обнаруживаются причины, которые препятствуют заключению договора, первым шагом должно стать размещение организатором закупки в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru протокола об отказе подписывать контракт.
Опубликовать его нужно в течение одного рабочего дня, указав дату и время составления, реквизиты поставщика и причину, по которой заказчик отказывается заключать соглашение.
При отсутствии оснований отказ является незаконным и может быть оспорен.
К протоколу можно приложить документы, являющиеся подтверждением оснований для отказа.
Следующий шаг – отправка одного экземпляра протокола выигравшему участнику для ознакомления. Ее нужно осуществить в течение 2 рабочих дней после подписания документа.
После составления протокола, его размещения и направления победителю организатор закупки должен вернуть победителю обеспечение заявки в течение 5 рабочих дней.
Что делать, если заказчик незаконно отказывается от подписания контракта по 44-ФЗ
Как действовать участнику, выигравшему тендер, если организатор отказывается подписывать контракт по 44-ФЗ или уклоняется от подписания? Возможна подача официальной жалобы в ФАС, региональный орган контроля за закупками или в прокуратуру. Перечисленные ведомства имеют право на получение любых сведений о проводимых аукционах, в том числе напрямую с электронной площадки.
Санкции за просрочку в заключении договора предусмотрены ч. 3 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, установлены следующие правила:
- ответственность возлагается на конкретное должностное лицо, которое отвечает за подписание соглашения с поставщиком (к юридическим лицам или членам закупочной комиссии санкции за такие правонарушения не применяются);
- дела по ч. 3 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях уполномочены рассматривать органы исполнительной власти субъекта РФ, контролирующие проведение госзакупок;
- должностному лицу, допустившему просрочку в подписании контракта, может быть назначен штраф в фиксированном размере 50 000 руб.
Независимо от того, каков срок нарушения, сумма штрафа не может быть изменена.
Даже если выигравший торги участник сам не пожаловался в УФАС или прокуратуру, возможно самостоятельное возбуждение дела этими ведомствами на основании результатов мониторинга Единой информационной системы и плановых проверок заказчиков.
Наказание по ч. 3 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях может быть не назначено, только если победитель торгов сам не подписал договор либо если он не предоставил требуемое обеспечение контракта.
При этом необходимо документальное подтверждение этих фактов: соответствующие материалы должны быть опубликованы в ЕИС и на электронной площадке. Обязанностью же заказчика является своевременное оповещение ФАС о деятельности недобросовестных поставщиков и требование привлечь их к ответственности.
Может ли исполнитель не подписывать контракт
В ряде случаев выигравшая торги компания может отказаться подписывать контракт по 44-ФЗ, а именно:
- если в ходе заключения соглашения она обнаружила в конкурсных документах условия, выполнение которых ей не под силу, или она считает их неприемлемыми для себя;
- если резко и вопреки всем прогнозам выросли цены вследствие колебаний валюты или изменения ситуации в экономике, и контракт стал нерентабельным;
- если поставщик подал несколько заявок на участие в разных торгах и выиграл несколько из них;
- если возникли проблемы с производственным оборудованием, и требуемый объем продукции не может быть произведен в срок.
Перечисленные ситуации могут побудить исполнителя отказаться подписывать контракт по 44-ФЗ, однако они не являются законными основаниями для такого отказа.
Участник вполне может не подписывать договор, однако в таком случае он попадет в реестр недобросовестных поставщиков.
Надо сказать, что, если второй исполнитель тоже отказывается подписывать договор, его также признают уклонистом и заносят в реестр недобросовестных поставщиков. Подобная ситуация возможна в случае неподписания контракта победителем или его расторжения.
Отказаться подписывать контракт 44-ФЗ для поставщика не всегда означает нажить неприятности. Так, если основанием для отказа явились судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он правомерен.
Чтобы отказаться от заключения договора, не требуется никаких активных действий: бездействие расценивается как уклонение от подписания. Это ситуации, когда исполнитель не перечисляет обеспечение или не подписывает контракт в установленный срок.
Чтобы отказ от госконтракта не повлек за собой негативные последствия, можно по договоренности с заказчиком подписать его, а затем расторгнуть. Либо пойти другим путем: отправить организатору закупки протокол разногласий. Это позволит продлить срок заключения договора на время, которое потребуется заказчику, чтобы подготовить ответ.
Если у исполнителя возникли обстоятельства непреодолимой силы, то на уведомление об этом заказчика ему отводится 1 день. Он должен составить письменный документ в произвольной форме и передать его лично либо направить почтой.
В РНП информацию заносит ФАС, основываясь на данных, полученных от закупщика. Если компания попала в этот реестр, то она больше не вправе участвовать в государственных закупках.
Сведения числятся в реестре в течение 2 лет. Возможно оспаривание поставщиками факта их попадания в него путем направления жалобы в ФАС или иска в суд.
Таким образом, заказчик может не подписывать контракт в случаях, оговоренных в Федеральном законе 44-ФЗ. Для отказа должен быть мотив и основания, также необходимо письменно уведомлять поставщика о принятом решении.
Поставщик в свою очередь вправе обжаловать действия организатора закупки в ФАС или в суде. Возможно уклонение от подписания невыгодного госконтракта и со стороны исполнителя. Но оно влечет за собой попадание его в РНП.
Избежать этого негативного последствия можно, доказав наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих заключению договора, или вину закупщика.