Как именовать договор, заключаемый в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ: «договор» или «контракт»? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Ефимова и Аркадий Серков.
Местная администрация заключила с поставщиком услуг договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., однако казначейство указало на то, что следовало заключить не договор, а контракт. Верно ли это утверждение?
Каких-либо норм, требующих именовать документ, содержащий условия контракта (договора), именно «контрактом» или «договором», Закон N 44-ФЗ не содержит.
Следует отметить, что иногда определенные виды договоров именуются в законодательстве контрактами в целях отделения их от прочих договоров. В частности, в Гражданском кодексе РФ, на котором в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст.
2 этого Закона), государственными и муниципальными контрактами названы договоры, заключаемые, соответственно, государственными и муниципальными заказчиками, на поставку товаров (п. 1 ст.
525 ГК РФ) и выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 763 ГК РФ).
Следовательно, любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком, в том числе казенным учреждением, договор, по которому выполняются строительные, проектные или изыскательские работы, всегда будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд — и к нему будут применяться нормы параграфа 5 «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд» главы 37 «Подряд» Гражданского кодекса РФ. А любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком, в том числе казенным учреждением, договор на поставку товара будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на поставку и к нему будут применяться нормы параграфа 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» главы 30 «Купля-продажа» Гражданского кодекса РФ.В свою очередь, вне зависимости от того, как будет назван заключаемый бюджетным учреждением договор («договором» или «контрактом»), к нему вышеуказанные нормы применяться не будут, а будут применяться положения Закона N 44-ФЗ и нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие соответствующий вид гражданско-правового договора, не противоречащие Закону N 44-ФЗ.
- Таким образом, именование договора, заключаемого в соответствии с Законом N 44-ФЗ, «договором» или «контрактом» не имеет юридического значения.
- С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.
- На правах рекламы
Контракт и договор: в чем отличие? | Контур.Закупки
Что подразумевается под понятиями «контракт» и «договор»? В чем их общие и отличительные черты? И почему в сфере закупок эти понятия не являются синонимами? Об этом — в сегодняшней статье.
Контракт или договор?
В широком смысле выражения контракт, договор и соглашение являются взаимозаменяемыми. Таковы обычаи делового оборота и сложившаяся практика. И в отдельных сферах права это действительно так. Например, в трудовом законодательстве понятие «трудовой договор» и «трудовой контракт» абсолютно тождественны.
А вот в закупках действует вполне конкретное разделение:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- в рамках закона 44-ФЗ заключается контракт;
- в рамках закона 223-ФЗ — договор.
Что такое контракт в закупках
В гражданском праве контрактом считается соглашение, одной из сторон которого выступает государство. Оно может действовать через органы власти или организации определенных типов.
Для удовлетворения нужд государства закупки проводятся по закону 44-ФЗ. В рамках этой нормы между заказчиком и исполнителем заключаются контракты. При этом исполнителем может быть любое лицо, удовлетворяющее определенным требованиям, как юридическое, так и физическое.
А вот вторая сторона контракты — это всегда государство, то есть:
- орган государственной власти;
- госкорпорация;
- бюджетное учреждение;
- казенное учреждение;
- государственное или муниципальное унитарное предприятие.
Другими словами, контракт заключается на бюджетные деньги. Заказчик объявляет свои нужды, исполнитель их удовлетворяет и получает за это оплату из бюджета соответствующего уровня.
Что такое договор в закупках
В отличие от контракта, договор может заключаться между любыми лицами. Стороной договора может быть обычный гражданин, индивидуальный предприниматель или организации любого типа.
В том числе государственная корпорация или монополия, компания с государственным участием, а также бюджетное учреждение или унитарное предприятие (в части закупок на собственные, а не на бюджетные средства).
В таком случае упомянутые лица производят закупки в рамках закона 223-ФЗ. Когда победитель определен, с ним заключается договор.
О том, кто может стать исполнителем договора по 223-ФЗ, вы можете узнать из этого материала.
В чем отличие
В рамках закупок контракт и договор отличаются весьма существенно. И в основном именно за счет того, что первый из них регламентируется законом 44-ФЗ, а второй — законом 223-ФЗ. Второй закон дает заказчиком гораздо больше свободы. Например, они могут самостоятельно выбирать способ определения поставщика, тогда как закон 44-ФЗ жестко регламентирует этот вопрос.
Закон о госзакупках регламентирует практически все аспекты — от планирования закупки до приемки результатов контракта. Любое отступление от его норм карается штрафами. В отличие от него закон 223-ФЗ оставляет практически все решения за сторонами договора.
Что общего
Тем не менее между договором и контрактом в рамках закупочного законодательства много общего. По большому счету любой контракт является договором. Можно сказать иначе — контракт является частным случаем договора, в котором покупатель/заказчик — государство.
И контракт, и договор должны содержать ряд параметров. Часть из них являются существенными условиями, например, наименование сторон, предмет договора, его стоимость. При их отсутствии соглашение будет считаться недействительным. Также существует положения, которые включаются по желанию сторон. Например, это соглашение о предоплате или привлечении субподрядчиков.
В договорах и контрактах, которые заключаются по законам 223-ФЗ и 44-ФЗ, обязательно присутствуют такие пункты:
- Наименование сторон.
- Название объекта закупки.
- Стоимость.
- Срок исполнения обязательства.
- Требования к качеству товара, работы или услуги.
- Ответственность сторон за нарушение своих обязательств.
Что такое соглашение
В российском праве соглашением является любая договоренность между сторонами. Это понятие гораздо шире, чем договор и тем более контракт (как он понимается в сфере закупок). Соглашение может быть и устным, под договором же в большинстве случаев подразумевается бумажный документ.
Вместе с тем рассматриваемый термин фигурирует в выражениях «дополнительное соглашение к договору» и «соглашение о расторжении договора (контракта)». Это устоявшиеся выражения, соответствующие обычаям делового оборота.
Итак, нормы права в целом отождествляют понятие «соглашение», «контракт» и «договор». Однако если речь идет о сфере закупок, то последние два термина имеют явные различия. При этом важно помнить, что как бы ни назывался тип соглашения между сторонами, оно должно соответствовать нормам Гражданского кодекса.
О особенностях контракта по 44-ФЗ:
Контракт или договор? Чем они отличаются по 44 фз и 223 фз 2020 г
Содержание
1. Договор или контракт?2. Чем отличается договор от контракта по 44-ФЗ3. Особенности контрактной документации по 223-ФЗ4. Выводы
Однажды в школьном учебнике по русскому языку я увидел две идентичных картинки, под одной из которых было подписано «бегемот», под другой – «гиппопотам».
Далее авторы объясняли, что в языке есть слова, которые означают, по сути, одно и то же.
У меня эта тема вызвала два вопроса: 1) «бегемот» — демон из Библии, «гиппопотам» — название животного из биологии, и это совсем не одно и то же; 2) зачем в языке, экономичной и целесообразной системе, «лишние» слова для одного и того же объекта?
Ответов на эти вопросы я так и не получил, и сделал вывод, что авторы учебника не всё знают о языке и жизни.
В документообороте синонимичные слова – это источник путаницы и злоупотреблений, особенно в такой области как государственные закупки.И речь здесь идет уже не о научной гипотезе, а о возможной административной, или уголовной ответственности.
В словаре понятия «договор» и «контракт» считаются близкими по смыслу и взаимозаменяемыми, т. е., синонимичными.
Но как на это смотрит законодательство в лице 44-ФЗ? Что подписывают по итогам тендера заказчик и исполнитель, контракт, или договор?
1. Договор или контракт?
Регламент оформления сделок прописан в 44-ФЗ и в ГК РФ: понятие «контракт» должно использоваться в тех закупках, где одним из агентов является государственная структура.
Таким образом, органы власти, а также организации, управляющие внебюджетными государственными фондами, и казенные учреждения должны заключать государственные контракты.
Что касается понятия«договор», то данный вид документов подписывают, как правило, ИП и другие физические лица.
При этом речь идет о неписаной, как говорится, исторически сложившейся традиции, которая юридически не подтверждена: т.е., с точки зрения права разницы между понятиями «контракт»и «договор» нет. Оформление документа, регистрирующего процедуру закупки, не определяется видом или объектом тендера.
Скорее, речь идет о профессиональном сленге, свидетельствующем о принадлежности его носителя к сословию предпринимателей, а это тоже дорогого стоит.
С формальной точки зрения договор и контракт структурированы идентично, включая в себя следующие основополагающие элементы:
- 1) преамбула с указанием наименований контрагентов сделки; 2) объект закупки; 3) условия поставки; 4) форма оплаты; 5) мера ответственности сторон; 6) форс-мажорные обстоятельства; 7) иные подробности (по усмотрению сторон); 8) реквизиты контрагентов закупки.
Для того чтобы упростить задачу заказчика по выбору формы оформления сделки, Министерство экономики и развития выпустило разъяснение за номером №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В нем рекомендовано всем бюджетным учреждениям страны по любым видам закупок заключать гражданско-правовые договоры.
- Если заказчиком выступает муниципальное предприятие, которое осуществляет закупку от имени муниципального образования, то рекомендуется оформлять взаимоотношения с поставщиком посредством заключения муниципального контракта.
- Для поставщика такой вопрос вообще не встаёт на повестке дня: что ему заказчик предоставит, то он и подпишет, договор, так договор, контракт, так контракт. Тем более, что и в законодательстве о КС нет регламента на этот счет, главное, чтобы все нужные условия и реквизиты были прописаны:
- 1) мера ответственности победителя торгов по поставке ТРУ;
2) мера ответственности заказчика по оплате исполненной закупки:
3) действия сторон в условиях конфликтных и форс-мажорных обстоятельств;
4) причины, по которым участники освобождаются от взятых на себя обязательств;
5) сведения о контрагентах сделки.
Однако, как мы уже отмечали, сферы экономики и юриспруденции не терпят многозначности и неопределенности. В результате регламент на употребление этих терминов, при всей их лингвистической и юридической равнозначности, все-таки был введен специальным разъяснением Министерства экономического развития России под номером Д28и-1889 от 2014 г.
2. Чем отличается договор от контракта по 44 ФЗ
В сфере закупок по 44-ФЗ подписывают договоры: 1) бюджетные учреждения;
- 2) муниципальные органы и государственные организации, уполномоченные проводить торги от имени муниципального образования.
- Государственные контракты по 44-ФЗ заключают:
- 1) государственные организации и казенные учреждения;
- 2) внебюджетные фонды, проводящие торги от лица РФ или регионального субъекта РФ.
3. Особенности контрактной документации по 223-ФЗ
В тексте 223-ФЗ практически отсутствует слово «контракт»как термин или понятие. В итоге особые государственные заказчики оформляют исключительно договоры.
4. Выводы
1) В правовом отношении 44-ФЗ не противопоставляет понятия «договор» и «контракт», поэтому любые претензии к названию документа неправомочны, как бы вы его ни поименовали, договор, или контракт.
2) Тендерная и судебная практика показывает, что требования к оформлению и содержанию контракта, как правило, выше, в том числе и у контролирующих органов.
3) Выбор формы основного закупочного документа обуславливается не столько характером тендерной сделки, сколько правовым статусом государственного заказчика. Например, один и тот же поставщик, заключая идентичную сделку до 100 тысяч рублей с областной администрацией в качестве заказчика заключит муниципальный контракт, а с техникумом подпишет гражданско-правовой договор.
4) Согласно ст. 3 44-ФЗ: государственный или муниципальный контракт — это договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования государственным заказчиком для решения государственных или муниципальных проблем.
- 5) Государственный контракт имеет ряд специфических особенностей:
- — неизменность цены;
- — обязательная ответственность поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств;
- — указание порядка и сроков оплаты;
- — условие денежного обеспечения исполнения контракта;
- — требование о информировании заказчика о привлекаемых субподрядчиках;
- Эти специфические черты контрактной документации учтены в шаблонах 9 типовых контрактов, размещенных в библиотеке Единой информационной системы (ЕИС).
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.
Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.
Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Договор или контракт по 44-ФЗ — в чем разница
Согласно пункту 3 статьи 1 44-ФЗ закон регламентирует взаимоотношение между заказчиком и поставщиком товаров и услуг, которые оформляются гражданско-правовым договором. При этом понятие контракт используется в нормативном документе, как синоним слова договор. Из этого делается логичный вывод, что особой разницы между этими понятиями нет.
Что такое договор и в чем его отличие от контракта
Договором называется соглашение, достигнутое между двумя или несколькими лицами. В нем оговаривается установление, прекращение или изменение гражданских прав и обязанностей.
Точно такое же определение дается и термину контракт. Поэтому в рамках 44-ФЗ принципиальной разницы в этих понятиях нет.
Современное законодательство говорит о том, что термин договор распространяется не только на сделки, оформленные в письменном виде, но и на устные договоренности.
Договор и контракт должны включать в себя следующую информацию:
- Правила поставки товара или оказания услуг.
- Порядок оплаты.
- Систему разрешения конфликтных ситуаций.
- Возможные риски, в том числе и форс-мажорные обстоятельства.
- Возможные отклонения от условия договора.
- Ответственность сторон.
И договор и контракт будут иметь одинаковую структуру, которая уже устоялась в коммерческой практике. Документ состоит из следующих основных разделов:
- Преамбула, в которой прописываются наименование сторон.
- Предмет контракта.
- Условия поставки товара или оказания услуг.
- Порядок оплаты.
- Ответственность сторон.
- Обстоятельства непреодолимой силы.
- Прочие условия.
- Реквизиты сторон.
Правила заключения договоров и контрактов регламентируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом РФ. В нем предписывается использовать понятие контракт для тех сделок, в которых одной из сторон выступает государственная организация. Такие же правила предусматривает и Бюджетный кодекс России.
В какой ситуации заключается контракт, а в какой договор
Для того чтобы упростить задачу заказчика по выбору формы оформления сделки Министерство экономики и развития выпустило разъяснение за номером №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В нем рекомендовано всем бюджетным учреждениям страны по любым видам закупок заключать гражданско-правовые договоры.
Если заказчиком выступает муниципальное предприятие, которое осуществляет закупку от имени муниципального образования, то рекомендуется оформлять взаимоотношения с поставщиком посредством заключения муниципального контракта.
Органам государственной власти, органам управления внебюджетными государственными фондами, а также казенным учреждениям советуется оформлять сделки в виде государственных контрактов.
Договор может быть заключен не только с юридическим лицом. Таким способом разрешено оформлять сделки с индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами.
Несмотря на такие рекомендации Минэкономразвития подтверждает тот факт, что с юридической точки зрения разницы между контрактом и договором нет. Форма документирования взаимоотношение никак не зависит от вида закупки и ее объекта.
Таким образом, при оформлении взаимоотношений между государственным заказчиком и поставщиком в рамках 44-ФЗ не имеет особого значение название документа. Можно заключать как договор, так и контракт. Гораздо важнее соблюдать порядок его заключения и выдерживать все регламентированные сроки.
44-ФЗ: отличия договора от контракта
Чем отличается договор от контракта с точки зрения 44-ФЗ? Какую форму выбрать для бюджетных, казенных, муниципальных учреждений и предприятий? Если тендер проводился в форме закупки у единственного поставщика? Если исполнитель ИП? Если сумма соглашения меньше 100 тысяч рублей? Ответы в этой статье.
Тем, кто участвует в госзакупках в качестве поставщика, не приходится выбирать форму заключения договоренности с заказчиком – в проекте документа, который присылают победителю на подпись, уже указано, договор это или контракт. Однако знать разницу необходимо, чтобы учитывать последствия.
С юридической точки зрения оба понятия синонимы. Закон о контрактной системе использует их как равнозначные и дает определение термину “контракт” через термин “договор”. 44-ФЗ не регламентирует ситуации, в которых следует использовать тот или иной вид заключения сделки, из чего можно сделать вывод, что разницы между ними нет. Оба документа должны содержать одинаковую информацию:
- Ответственность победителя закупки по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг.
- Ответственность заказчика по оплате.
- Порядок действий при возникновении конфликтов, форс-можоров.
- Условия расторжения сделки.
- Реквизиты сторон.
Однако в государственной контрактной системе все должно быть однозначно, а вопросы о применении закона оставались. Поэтому в 2014 Минэкономразвития все-таки разграничило спорные понятия применительно к 44-ФЗ в разъяснении №Д28и-1889, подтвердив тем не менее, что юридически они взаимозаменяемы.
- Бюджетные учреждения по результатам тендеров по 44-ФЗ оформляют гражданско-правовые договоры.
- Муниципальные органы и казенные учреждения, организующие закупки от лица муниципального образования, подписывают муниципальные контракты.
- Государственные органы и казенные учреждения, внебюджетные фонды, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, заключают госконтракты.
В 223-ФЗ термин “контракт” не встречается вообще, поэтому особые госзаказчики подписывают только договоры.
Выводы:
- С точки зрения 44-ФЗ разницы между договором и контрактом нет, требование изменить форму с одной на другую – незаконно.
- Если углубляться, контрактом можно считать особую, более жесткую форму договора, которую используют казенные учреждения и органы власти, организующие закупки для государственных и муниципальных нужд. В тендерной практике сложилось, что к этому документу предъявляется больше требований. Внимание проверяющих органов к контрактам традиционно выше, чем к договорам.
- Выбор типа оформления сделки зависит только от статуса госзаказчика, а не от типа тендера, правовой формы победителя или суммы соглашения. Так, для закупки на 90 тысяч рублей у единственного поставщика-ИП, будет подписан муниципальный контракт, если заказчик – городская администрация. И в той же ситуации будет подписан гражданско-правовой договор, если заказчик – средняя школа.
В чем разница между договором и контрактом
Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) реализуется на практике вот уже почти год.
- Несмотря на это, вопрос о правильности названия соглашений, которые заключаются заказчиком с его контрагентами в рамках Закона о контрактной системе, до сих пор остается актуальной дискуссионной темой, относительно которой исследователи продолжают спорить.
- Основным доводом сторонников того, что соглашения должны именоваться контрактами, является название Закона – о контрактной системе, а также то, что в большинстве случаев Закон о контрактной системе использует формулировку «контракт».
- Казалось бы, весомые аргументы, которые на первый взгляд кажутся очевидными.
- Оппоненты данной группы исследователей пытаются доказать, что не так все просто, как выглядит на первый взгляд.
- Во-первых, Закон о контрактной системе использует также и формулировку «договор», которая равнозначна по своей сути контракту.
- Даже понятийный аппарат Закона о контрактной системе основан на взаимозаменяемости указанных терминов.
- Так, в частности согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе, государственный контракт, муниципальный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
- Таким образом, Закон о контрактной системе использует понятия контракт и договор как равнозначные, как синонимы.
- И этот момент в определенной степени усложняет решение нашей задачи, тем более, что в самом Законе №44-ФЗ точно не определено, в каких случаях заключается контракт, а в каких – договор.
Современный экономический словарь (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.
) понимает контракт как юридически обязательное соглашение между двумя или несколькими лицами, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение (невыполнение) этих действий. При этом словарь указывает на то, что в гражданском праве синонимом контракта является договор.
Как определено гражданским кодексом РФ (ч.1 ст.420), договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, по своей правовой природе термины достаточно близки и имеют важные сходные черты.
Принципиальным сходством контракта и договора является то, что это соглашение нескольких лиц – этим любой гражданско-правовой договор отличается от гражданско-правовой сделки, под которой понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст.153 ГК РФ).
В гражданском праве, неотъемлемой частью которого является законодательство о закупках, существуют два принципиально отличающихся друг от друга института, представляющих собой разновидность различного рода действий правообразующего характера, порождающих возникновение гражданских прав и обязанностей: это договор и сделка.
Принципиальное отличие этих институтов заключается в количестве волеизъявлений потенциальных участников таких отношений: для сделок допускается 1 волеизъявление и такая сделка будет считаться односторонней (ч.2 ст.154 ГК РФ). Тогда как для любого договора, в том числе одностороннего договора, необходимо наличие нескольких волеизъявлений – как минимум двух сторон, участвующих в заключении договора.
Договор – это всегда соглашение нескольких лиц (ч.1 ст.420 ГК РФ), в связи с чем односторонняя сделка никогда не будет являться правовым договором.
- Таким образом, гражданско-правовая наука разделяет несколько институтов: сделка и договор или контракт, для каждого из которых будет иметь значение наличие количество волеизъявлений сторон.
- Правовая природа договора и контракта очень похожа по указанному критерию.
- Другие факторы при внимательном рассмотрении также определяют сходство сущностей договора и контракта как правовых понятий.
- Как указывалось выше, Закон о контрактной системе использует их как равнозначные.
- Складывается впечатление, что разность формулировок вызвана особенным значением правоотношений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
- То есть с помощью другого названия соглашений заказчика с контрагентами государственные закупки выделяются в качестве особой сферы отношений, подчеркиваются её особенность, исключительный характер.
- Как показывает практика, в самой сфере регламентированных закупок тоже имеется обоснование разности понятий «контракт» и «договор».
Практическое различие указанных терминов наиболее конкретно обосновано в разъяснениях Минэкономразвития РФ от 30.09.2014г. №Д28и-1889.
Согласно данных разъяснений, «в соответствии со статьей 1 Закона №44-ФЗ бюджетные учреждения по всем вида закупок, предусмотренным Законом №44-ФЗ, заключают только гражданско-правовые договоры бюджетного учреждения.
Муниципальные заказчики (муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующее от имени муниципального образования уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом №44-ФЗ, заключают муниципальные контракты.
Государственные заказчики (государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение действующее от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом №44-ФЗ, заключают государственные контракты.».
Таким образом, на основании разъяснений уполномоченного в сфере регулирования контрактной системы органа исполнительной власти можно делать более определенный вывод о том, что выбор заказчиком формы соглашения с победителем (контракт или договор) зависит от субъектного статуса заказчика, а не статуса победителя или иных обстоятельств, в том числе различий в сущности понятий.
Вышеуказанные разъяснения подтверждают по сути тот факт, что понятия «контракт» и «договор» являются сходными по своему значению и выбор той или иной формы соглашения не зависит от специфики предмета закупки или внешних условий, а определяется исключительно статусом заказчика.
Данные разъяснений дают однозначный ответ на часто задаваемый вопрос о том, что именно: договор или контракт должны заключаться при выборе заказчиком в качестве контрагента физического лица – гражданина (не являющегося индивидуальным предпринимателем) для заключения соглашения на сумму, не превышающую 100 000 рублей?
- Учитывая вышеизложенное, ответ на данный вопрос будет зависеть от правового статуса заказчика: договор следует заключить в том случае, если заказчик является бюджетным учреждением.
- При этом Закон о контрактной системе декларирует возможность заключения договора с любым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, или не являющимся.
- Согласно пункта 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
- Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может являться участником закупки.
- Однако необходимо помнить, что в силу части 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (часть 4 статьи 23 ГК РФ).
- Следовательно, если участник закупки является физическим лицом и для выполнения контракта вынужден будет осуществлять предпринимательскую деятельность, в отношении него могут быть применены предусмотренные законодательством санкции и ограничения в случае, если он не оформит для себя соответствующий статус, позволяющий заниматься предпринимательской деятельностью.
- Вместе с тем, возможны и случаи, когда физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может полноправно участвовать в закупке без несения каких-либо рисков относительно своего правового положения, например, при продаже своего личного имущества государственному или муниципальному заказчику.
- Таким образом, вышеизложенное позволяет придти к следующим выводам:
- Договор и контракт по своей сути являются разным формами одного правого института – соглашения между несколькими лицами по поводу возникновения и осуществления гражданских прав и обязанностей.
- Действующее законодательство не предусматривает существенных отличий между понятиями «договор» и «контракт».
- Закон о контрактной системе использует понятия «договор» и «контракт» как взаимозаменяемые, синонимы.
- Согласно разъяснениям Министерства экономического развития РФ, являющегося уполномоченным органом на регулирование контрактной системы, договор должны заключать заказчики, являющиеся бюджетными учреждениями. Все остальные заказчики должны заключать контракты.
- При этом форма соглашения (договор или контракт) определяется не внешними факторами или сущностными отличиями указанных понятий, а статусом заказчика, точнее – его организационно правовой формой.
Свиридов Дмитрий Викторович
Юрист-эксперт антимонопольной практики Группы Компаний «URC Group». Стаж профессиональной деятельности более 10 лет, в том числе 8 лет в ФАС
подробнее…
Чем отличается контракт от договора по 44-ФЗ? Сходства и различия при проведении государственных и муниципальных закупок
Осуществление государственных и муниципальных закупок невозможно без заключения специального соглашения, которое будет регламентировать действия обеих сторон при удовлетворении нужд заказчика в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Понятие контракта и договора
Вопросы заключения контракта или договора для обеспечения государственных и муниципальных нужд в настоящее время регулируются не только положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, но также и положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». На основании данных нормативных актов можно сформулировать определения, которые дадут представление о том, когда может использоваться понятие контракта, а когда – понятие договора.
Гражданский кодекс говорит о том, что договор – это специального рода соглашение, которое может носить характер двустороннего или многостороннего. Данный документ подписывается для того, чтобы отразить все аспекты исполнения обязательств между сторонами по такому соглашению.
На основании данного документа в соответствии с положениями статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора, как специального соглашения, происходит с целью определения тех правил, в соответствии с которыми происходит возникновение взаимных обязательств между сторонами, прекращение или изменение таких обязательств.
На основании Главы 30 Гражданского кодекса контракт определяется, как такое же соглашение, в некоторых случаях имеющее многосторонний характер, но заключаемое для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
При этом, если опираться на статью 1 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно сделать вывод о том, что правомерно использование одновременно терминов «контракт» и «договор».
Так, сам указанный федеральный нормативный акт не делает разграничений между данными определениями гражданско-правового соглашения, так как в тексте пункта 3 части 1 указанной выше статьи говорится о том, что данный закон осуществляет регулирование вопросов, связанных с заключением договоров гражданско-правового типа, по которым происходит закупка товаров, работ или услуг, если такие закупки направлены на удовлетворение нужд государственного или муниципального заказчика. Однако далее по тексту данного нормативного акта будет использоваться обобщенный термин «контракт», определенный в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом сложившаяся практика применения данного закона говорит о том, что нередко контрагенты заказчиков (особенно это характерно для компаний, представляющих субъекты естественных монополий) используют в определении заключаемого соглашения понятие «договор» (это обусловлено внутренними локальными актами, в том числе внутренними Положениями о закупочной деятельности, например, в случае участия в качестве исполнителя по тому или иному договору или контракту, если такими Положениями не предусмотрено использование термина «контракт»).
Сходства и различия
На основании вышесказанного относительно контрактов и договоров можно сделать вывод о том, что и контракт, и договор являются такими видами соглашений, которые достаточно сложно различать. Именно по этой причине с целью определения имеющихся сходств и различий между двумя такими правовыми актами следует обращаться к нормативной базе их существования.
В соответствии с положениями гражданского законодательства договор и контракт имеют одинаковую структуру, отражающую предмет проводимой закупки, права и обязанности сторон, цену и стоимость (если данные параметры разграничены по каким-то причинам), применяемые меры ответственности, процедуру оплаты результатов исполнения взятых на себя обязательств сторонами соглашения, действия сторон в том случае, если возникли форс-мажорные обстоятельства, срок действия соглашения, а также порядок прекращения его действия.
Если говорить о договоре, то данный документ может также распространить свое действие и на те договоренности, которые ранее были достигнуты в устной форме. Однако такое распространение в сфере государственных и муниципальных закупок является недопустимым, так как все соглашения для удовлетворения государственных и муниципальных нужд могут быть заключены только по итогам предусмотренных законом процедур.
Если говорить об отличительных сторонах контракта, как соглашения, характерного, в первую очередь, для осуществления закупочной деятельности на основании использования положений Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то среди основных следует указать:
- государственный или муниципальный заказчик выступает в качестве одной из сторон соглашения вне зависимости от того, идет ли речь о двустороннем или многостороннем соглашении;
- еще на этапе подготовки такого соглашения стороны знают о том, в какие сроки данный документ должен быть подписан на основании положений указанного выше федерального нормативного акта. При этом для каждой из процедур срок подписания свой – от трех (для закупок малого объема и закупок у единственного поставщика) до двадцати дней (в случае с конкурсами). Для всех конкурентных закупок срок подписания определяется на основании даты публикации в Единой информационной системе в сфере закупок протокола об итогах проведенной закупочной процедуры (но не менее десяти дней с даты публикации такого протокола);
- для государственного или муниципального контракта характерно более подробное описание условий в части установления мер ответственности для исполнителя за некачественное исполнение или неисполнение условий такого соглашения;
- также указываются условия относительно невозможности увеличения цены контракта (допускается только снижение на основании специально заключаемого дополнительного соглашения);
- для государственного или муниципального контракта характерна невозможность замены исполнителя (так как для таких контрактов данные об исполнителе являются существенным условием) за исключением случаев, когда такая замена связана с проводимой процедурой реорганизации, если заказчик был заранее уведомлен о такой реорганизации.
Случаи подписания контрактов и договоров
В 2014 году Минэкономразвития РФ издало рекомендации для государственных и муниципальных заказчиков, в соответствии с которыми все государственные и муниципальные заказчики должны выбрать наименование подписываемого с контрагентом документа на основании своей принадлежности к определенным категориям заказчиков:
- если речь идет о бюджетных учреждениях, то такие организации, выступающие в качестве заказчиков, подписывают договоры (они являются прямым отражением гражданского законодательства и поэтому могут быть истолкованы, как гражданско-правовые);
- муниципальные образования, как самостоятельный вид муниципального заказчика, подписывают только муниципальные контракты (за исключением случаев, когда форма соглашения направляется заказчику контрагентом в связи с представлением последним субъектов естественных монополий);
- органы государственной власти, различные внебюджетные фонды, а также казенные учреждения, которые относятся к категории государственных заказчиков, подписывают государственные контракты (за исключением случаев, аналогичных случаям с муниципальными заказчиками и субъектами естественных монополий).
Минэкономразвития говорит о том, что никакой разницы между контрактами и договорами с юридической точки зрения не имеется. Именно по этой причине заказчик имеет право выбирать самостоятельно, какой тип документа он подписывает.
- Необходимо только отразить все ключевые вопросы, которые были указаны выше в качестве условий для функционирования таких соглашений.
- Если же говорить о позиции суда, то он будет опираться не на наименование документа, положения которого могут оспариваться, а на то, что отражено в таком документе, в том числе на то, насколько полно описаны ключевые условия, перечень которых содержится в действующих федеральных нормативных актах.
Загрузка…
«Что такое "государственный контракт"?» – Яндекс.Кью
В соответствии со ст.
3 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 44-ФЗ — государственный контракт, муниципальный контракт — договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Хожу-брожу, где-то что-то пишу.В соответствии с положениями ст. 34 44-ФЗ госконтракт — это соглашение о поставке товаров, работ или услуг заказчику (государственному, региональному или муниципальному) исполнителем (поставщиком), являющееся основанием для оплаты исполненных обязательств.
Основание заключения контракта — это победа в закупочной процедуре. Косвенно можно выделить ещё одно условие — добро…
Читать далее
Государственный контракт – это гражданско-правовой договор на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ для обеспечения нужд государственных и муниципальных организаций.
Контрактная система — сиcтема в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Контрактная деятельность — деятельность в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Более полное понятие указано в статье 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ»О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система в сфере закупок) — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
- Если Вы нарушаете условия контракта не систематически и эти условия принципиально не влияют на его исполнение, то у Вас всегда есть возможность договориться с заказчиком и исправить ситуацию.
- Если Вы грубо нарушаете условия контракта, например, поставляете товар, не соответствующий условиям договора, или вообще не можете оказать заявленную услугу, то это повлечёт за собой расторжение договора в одностороннем порядке и внесение Вашей организации и её учредителей в реестр недобросовестных поставщиков.
- При попадании в этот реестр организация не может принимать участие в госзакупках на протяжении ближайших двух лет.
- Более подробную информацию можно почитать здесь: https://izhtender.ru/electronic-bidding/#answer-card-4
Прочитать ещё 1 ответ
- Здравствуйте.
- В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС итоговых протоколов заказчик размещает на электронной площадке без своей подписи проект контракта.
- В течение 5 дней победитель подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо размещает протокол разногласий.
- В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на 25 процентов и более от НМЦ контракта, победитель одновременно предоставляет:
• обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч.1 ст. 37 44-ФЗ,
• обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные ч.2 ст.37 44-ФЗ,
• обоснование цены контракта в соответствии с ч.9 ст.37 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
- В течение 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры.
- В течение 3 рабочих дней заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает на электронной площадке доработанный проект контракта.
- В течение 3 рабочих дней победитель электронной процедуры подписывает на электронной площадке проект контракта, а также прикрепляет документы при применения антидемпинговых мер и необходимости обоснования цены контракта (при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива)).
- В течение 3 рабочих дней заказчик обязан разместить на электронной площадке контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
С уважением, эксперт Контур.Закупок.
Прочитать ещё 1 ответХожу-брожу, где-то что-то пишу.
Существенные условия контракта — это те условия, которые прямо закреплены законом как обязательные. Гражданским кодексом к ним отнесены положения о предмете сделки, а также иных условиях, которые указаны в законе или иных НПА как обязательные.
Исходя из содержания отдельных положений 44-ФЗ, к существенным условиям также относятся:
- цена контракта в целом и каждого отдельного этапа, если предусмотрено поэтапное исполнение обязательств;
- ответственность заказчика и поставщика;
- порядок и срок оплаты и приёмки ТРУ, а также гарантийных обязательств, если заказчик выдвинул требования о гарантии;
- регулирование объёмов и срока возврата обеспечения, если таковое предусмотрено договором;
- предоставление нового обеспечения исполнения в случае если у первоначального банка будет отозвана лицензия на осуществление деятельности;
- в случае если обязательные платежи, связанные с исполнением, в соответствующие бюджеты уплачивает заказчик — положение об уменьшении суммы, которая подлежит уплате в равном размере.
О возможности изменения условий контракта и его расторжения здесь.
Прочитать ещё 2 ответаХожу-брожу, где-то что-то пишу.
По своему усмотрению обеспечение контракта заказчик предусматривает при запросе котировок, закупках у единственного поставщика, предусмотренных п. 2 ст. 96 44-ФЗ и при осуществлении поставок для спортивных, медицинских учреждений, учреждений культуры, а также услуг по защите интересов РФ в суде.
Участник освобождается от обязанности предоставить обеспечение в следующих случаях:
- если поставщик является казённым учреждением;
- если предмет закупки — банковская гарантия или кредит;
- если закупка осуществляется для СМП или СОНКО (в этом случае достаточно справки о добросовестности исполнителя).
В отношении указанных категорий положения ст. 96 44-ФЗ не применяются. В вашем же случае можно установить обеспечение исполения контракта.
Подробнее об обеспечении исполнения контракта по статье 96 44-ФЗ здесь.