Ежемесячные отчёты по закупкам 223-фз: правила и особенности

Все заказчики, проводящие закупки в соответствии с нормами 223-ФЗ, обязаны формировать ежемесячную отчетность по заключенным договорам.

Она размещается в ЕИС в открытом доступе, что значительно упрощает процесс контроля над деятельностью организаций. За нарушение правил составления и публикации отчета заказчики несут ответственность в соответствии с нормами КоАП.

Поэтому каждый контрактный управляющий должен изучить требования законодательства по этому вопросу.

Какие отчеты должен формировать заказчик

Требования о составлении отчетности установлены в части 19 статьи 4 223-ФЗ. Это обязанность всех заказчиков. Каждый месяц организации должны опубликовать в открытом доступе следующие документы:

  1. Отчет о договорах, заключенных в предшествующем месяце по результатам проведенных торговых процедур.
  2. Отчет о количестве и стоимости контрактов, заключенных в прошлом месяце с единственными поставщиками.
  3. Отчет о контрактах, заключенных по итогам закупок, информация о которых представляет государственную тайну, а также подпадающих под зону влияния постановления Правительства России о неразглашении сведений.
  4. Отчет о договорах, заключенных с целью приобретения товаров и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Расписывать подробные сведения о заключенных контрактах в отчете не нужно. Достаточно привести общее количество оформленных договоров и суммировать их стоимость.

Общие правила составления отчетности

Отчеты должны появиться в ЕИС не позднее 10 числа месяца следующего за отчетным. При формировании документов заказчики обязаны помнить несколько ключевых особенностей:

  1. Договорами признаются не только документы с соответствующим названием. К ним приравниваются также чеки и счета при условии их оплаты заказчиком.
  2. В отчет непременно должны быть включены малые закупки. Законодательно разрешено не раскрывать полную информацию о таких договорах, но сведения о них в сводный отчет должны быть включены обязательно.
  3. Если в прошедшем месяце организация не провела ни одной закупки, отчет она все равно обязана сформировать. При этом в форму проставляются нулевые значения количества и стоимости заключенных контрактов. Такое правило установлено письмом Министерства экономики и развития за номером Д28и-3099 от 22 ноября 2016 года.
  4. В отчет включаются сведения о договорах, которые были заключены в предшествующем месяце. Например, если контракт заключен в августе, а исполнение планируется на сентябрь, то сведения о нем должны отобразиться в августовском отчете.
  5. Для заполнения отчета о приобретении услуг и товаров у малых и средних предпринимателей заказчикам необходимо запросить соответствующие данные у своих поставщиков. Они могут просить предоставить декларацию о принадлежности к СМП. Это в первую очередь касается тех заказчиков, на которых распространяется требование об осуществлении квотируемых закупок у представителей малого бизнеса. Остальные организации в целях правильного составления отчетности могут пользоваться общедоступными сведениями из реестра субъектом МСП.

Правильность и своевременность составления отчетности мониторится контролирующими органами. В случае выявления несоответствий на заказчика налагается соответствующее взыскание.

Как правильно опубликовать отчет

Отчеты не нужно оформлять на бумажных носителях. Они формируются в электронном виде непосредственно в личном кабинете единой информационной системы. Делать сканкопии и прикреплять документы, подтверждающие информацию из отчета, нет необходимости.

Для публикации отчета заказчик в соответствующие поля формы вносит общее количество и сумму всех договоров, заключенных в предшествующем месяце. Готовый документ он подписывает своей усиленной квалифицированной электронной подписью.

В исключительных случаях ЕИС может не опубликовать готовый отчет по техническим причинам. Чтобы избежать этого, заказчикам рекомендовано проверять наличие документа в свободном доступе в открытой части сайта.

При необходимости информацию потребуется разместить повторно.

Ответственность заказчика

По новым правилам контролирующие органы регулярно осуществляют мониторинг всей документации, которую заказчики размещают в ЕИС. При выявлении нарушений действующего законодательства на организацию и ее должностное лицо налагается взыскание. Сумма штрафа определяется в соответствие с нормами КоАП России.

Если ежемесячные отчеты не появились в открытом доступе до 10 числа месяца, следующего за отчетным, то должностное лицо заказчика обязано будет выплатить в пользу государства штраф в объеме от 2000 до 5000 рублей. Организация при этом штрафуется на сумму от 10 000 до 30 000 рублей. Эта норма прописана в части 4 статьи 7.32.3 КоАП.

В ситуациях, когда компания вовсе не опубликовала отчет, действуют нормы части 5 статьи 7.32.3 КоАП. Должностное лицо при этом выплачивает от 30 000 до 50 000 штрафа, а организация от 100 000 до 300 000 рублей.

Штраф взимается с того лица, в чьей должностной инструкции прописана обязанность размещать информацию о закупках в ЕИС. Если работник уволен, то его ответственность за совершенные действия сохраняется на протяжении года.

Формирование и размещение в ЕИС ежемесячной отчетности обязанность каждого заказчика, осуществляющего закупочную деятельность в соответствии с нормами 223-ФЗ. Поэтому всем контрактным управляющим и их руководству необходимо помнить ключевые правила оформления таких документов.

Отчетность по договорам по 223-ФЗ

Заказчики по 223-ФЗ должны сдавать несколько видов отчетности. Информация о необходимых сведениях и формах документов содержится в самом Законе о закупках отдельными видами юрлиц, а также в ряде НПА. Читайте, какие сведения включить в отчетность по договорам по 223-ФЗ и как опубликовать информацию в ЕИС.

Из статьи вы узнаете:

  • ☆ Отчетность по договорам по 223-ФЗ
  • ☆ Новое с 2018 года
  • ☆ Отчет об исполнении договора по 223-ФЗ:
    • • Как подготовить,
    • • Форма отчета и образец,
    • • Как разместить в ЕИС,
    • • Когда размещать;
    • • Какой штраф грозит при неразмещении.

Заказчик готовит три отчета по закупкам по 223-ФЗ: один ежемесячный и два ежегодных. О первом сказано в ч. 19 ст. 4 Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Он составляется до 10 числа каждого месяца. Что нужно отразить в документе:

  • информацию о количестве и общей стоимости договоров;
  • информацию о договорах с едпоставщиком;
  • информацию о договорах, заключенных с единственным поставщиком после признания конкурентной процедуры несостоявшейся.

Читайте, как составить и опубликовать ежемесячный отчет в ЕИС узнайте в разъяснении эксперта

Некоторые заказчики обязаны составлять годовой отчет по договорам 223-ФЗ с субъектами малого и среднего бизнеса, а также по закупкам инновационной и высокотехнологичной продукции.

Список можно посмотреть в п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Такой отчет публикуется в ЕИС до 1 февраля.

Подробно о подготовке отчета по МСП читайте в рассказе эксперта

Заказчики, которые перечислены в ч. 1 ст. 3.1 Закона № 223-ФЗ, реализующие инвестиционные проекты, включенные в реестр инвестиционных проектов, обязаны составлять отчет о заключенных договорах по 223-ФЗ по закупкам продукции машиностроения. Сведения передаются в Минэкономразвития до 15 февраля каждого года.

Новое с 2018 г. о ежегодных отчетах по заключенным договорам по 223-ФЗ

С января 2018 года годовые отчеты по закупкам по 223-ФЗ у малых и средних предприятий необходимо составлять по утвержденной форме. Образец отчета по договорам по 223-ФЗ с СМСП содержится в Постановлении Правительства РФ № 1352.

Форма годового отчета о закупках у МСП Скачать образец

Форма выглядит так:

  • название документа — годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства за 20__ год;
  • наименование заказчика, организационно-правовая форма, место нахождения, контакты, ИНН;
  • сколько всего заключено договоров по результатам закупок по каждой из указанных категорий (включая объем в рублях, количество в единицах);
  • сколько заключено договоров с СМСП по итогам закупок, участниками которых были все желающие;
  • сколько заключено договоров с СМСП по итогам закупок, участниками которых были только субъекты малого и среднего бизнеса;
  • информация о договорах, по которым СМСП привлекались как субподрядчики;
  • годовой объем закупок у субъектов МСП.

Отчет об исполнении договора по 223-ФЗ

Отчет о заключенных договорах Скачать образец

Отчет о заключенных договорах по 223-ФЗ заказчики должны направлять в Федеральное казначейство. В него входят следующие данные:

  • наименование заказчика;
  • способ закупки, указание о форме — бумажная или электронная;
  • дата проведения закупочной процедуры;
  • сведения о документе, который подтверждает выбор победителя (протокол);
  • дата заключения договора и его номер;
  • закупаемый товар, работа или услуга;
  • срок исполнения обязательств;
  • данные о поставщике (наименование, адрес юрлица, ФИО, адрес и ИНН физлица);
  • информация об изменении условий договора;
  • сведения о результатах исполнения обязательств сторонами;
  • наличие субподрядчиков из числа малых и средних предприятий;
  • данные о договорах с субподрядчиками, включая наименования и адреса этих компаний;
  • сведения о расторжении договора, если такой факт имел место;
  • номер извещения о закупке;
  • указание на то, среди кого проводилась процедура (среди всех поставщиков или только субъектов МСП).

Передать отчет по договору 223-ФЗ заказчик должен в течение 3 дней после его подписания. Информация вносится в реестр договоров. Не нужно отчитываться о следующих видах закупок:

  • составляющих гостайну;
  • по которым принято отдельное решение Правительством РФ;
  • при стоимости договора меньше 100 тыс. руб. (500 тыс. руб., если за год заказчик заработал более 5 млрд руб.);
  • при закупках услуг по размещению вкладов организаций, получению ссуд и т.д.

Как подготовить ежемесячный отчет по 223-ФЗ

С 1 июля 2018 года в ежемесячном отчете до 10 числа по 223-ФЗ указывают:

  • данные о договорах по итогам всех закупок;
  • информацию о закупках у едпоставщика;
  • информацию о закупках у едпоставщика, проведенных из-за того, что конкурентная закупка не состоялась.

О нововведениях говорится в подпункте «м» пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Нередко получается так, что договор стороны заключают в одном месяце, а расчет происходит в другом. Договор должен быть учтен в отчете за тот месяц, в котором была произведена оплата.

О каких закупках можно не отчитываться по новым правилам?

Форма отчета по 223-ФЗ до 10 числа: образец заполнения и пример

Рассмотрим образец заполнения отчета по 223-ФЗ до 10 числа на конкретном примере. Допустим, заказчик в июле 2018 года заключил 15 договоров.

Оплачены были 14 договоров, включая заключенные в предыдущие месяцы. Именно эти 14 договоров пойдут в отчет за июль. Сумма по ним 14 млн руб.

Из них 5 договоров заключены с единственным поставщиком на сумму 1 млн руб., 4 из которых — после несостоявшейся конкурентной процедуры.

Количество договоров (шт.) Стоимость договоров (руб.)
Договоры, заключенные по итогам всех закупок 14 14 000 000
Договоры, заключенные с единственным поставщиком 51 000 000
Договоры, заключенные с единственным поставщиком по причине того, что конкурентная закупка не состоялась 4 900 000
Читайте также:  Отмена аукциона 44-фз по решению заказчика - сроки и причины

Как разместить в ЕИС отчет по 223-ФЗ

Для работы с реестром отчетности зайдите в личный кабинет и в разделе «Отчетность о проведении закупок» выберите «Отчетность по договорам» в вертикальном меню. Нажмите на ссылку «Создать отчетность». Выберите тип документ, если нужно, укажите заказчика.

Ежемесячные отчёты по закупкам 223-ФЗ: правила и особенности

При нажатии на кнопку «Заполнить по данным реестра договоров» в блоке «Информация о заключенных договорах» система сама найдет все договоры и подсчитает их общее количество и сумму. Полученные данные появятся в документе. Приложите необходимые документы в блоке «Документы». Нажмите на кнопку «Сохранить».

Ежемесячные отчёты по закупкам 223-ФЗ: правила и особенности

Чтобы опубликовать отчет, нажмите кнопку «Разместить».

Когда нужно разместить в ЕИС отчет по 223-ФЗ

Заказчикам дается время до 10 числа каждого месяца, идущего за отчетным. Например, если поставщик выполнил условия договора и направил счет в мае, оплачен он был в июне, а товар был получен по факту в июле, то отчет составляется за июнь, поскольку именно в этом месяце поставщик получил акцепт оферты.

Важно: составлять отчет по 223-ФЗ до 10 числа должен каждый заказчик независимо от того, были ли в предыдущем месяце закупки или нет. Если процедуры не проводились, в графах проставляются нули.

Если вовремя не разместите отчет, должностное лицо заплатит штраф от 2000 до 5000 руб., организация – от 10 000 до 30 000 руб. Если не опубликуете отчет, должностное лицо оштрафуют от 30 000 до 50 000 руб., организацию – от 100 000 до 300 000 руб. Такой же штраф заплатите, если включите в отчет не все договоры. Наказание предусмотрено частями 4, 5 статьи 7.32.3 КоАП.

Включаются ли договоры на оказание услуг телекомпаний, доступа к Интернету и т.п., заключенные до 01.01.2015 и пролонгированные на 2015 год автоматически или с помощью подписания дополнительного соглашения, в реестр договоров?

Отчетность бюджетных учреждений при закупках по Закону № 223-ФЗ — Статьи — Консалтинговая группа "Аюдар"

В соответствии с федеральным законодательством часть своих закупок бюджетные учреждения (БУ) осуществляют в рамках Закона № 223-ФЗ [1] – чаще всего это закупки за счет внебюджетных средств[2].

Причем согласно данному федеральному закону перед ними возникает необходимость формировать и размещать в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) установленную отчетность о совершенных закупках.

Вопросам, связанным с такой отчетностью, и посвящена статья.

Обязательный ежемесячный отчет

  • Отчет, который по Закону № 223-ФЗ требуется от всех заказчиков, – это ежемесячный отчет. Его необходимо размещать в ЕИС до 10-го числа текущего месяца, он должен содержать следующие сведения о договорах, заключенных заказчиком в предыдущем месяце[3]:
  • 1) количество и общая стоимость договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг (ТРУ);
  • 2) количество и общая стоимость договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика (ЕП);
  • 3) количество и общая стоимость договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты соответствующие решения Правительства РФ о неразмещении сведений о данных закупках в ЕИС[4];
  • 4) количество и общая стоимость договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП), с указанием сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством РФ, инновационной, высокотехнологичной продукции у таких субъектов в годовом объеме, определяемом в установленном порядке[5].

Особенности составления ежемесячного отчета

При формировании данного отчета следует учитывать некоторые важные моменты.

Во-первых, если учреждение вообще не заключало в конкретном месяце договоров по результатам закупок или не заключало какие-то отдельные виды договоров (например, договоры с ЕП, договоры «с гостайной», договоры по результатам целевых закупок у субъектов МСП и т. д.), то отчет все равно размещать нужно – с нулевыми значениями в соответствующих позициях[6].

Во-вторых, согласно разъяснениям ФАС, данным в Письме от 22.04.2013 № АД/16179/13, в первую отчетную позицию должны входить сведения обо всех договорах, заключенных учреждением по результатам закупок в отчетном месяце, а остальные позиции относятся к этой позиции как частное к общему.

Причем в данную позицию (и при необходимости в другие позиции тоже – например, если договор был заключен с ЕП) должны вноситься и сведения о договорах малого объема (не превышающих 100 тыс. или 500 тыс. руб. в зависимости от размера годовой выручки заказчика за предыдущий финансовый год[7]).

В-третьих, в отчетные сведения должна входить информация о закупках, осуществленных за наличный расчет без заключения письменного договора – такие договоры считаются заключенными в устной форме[8]. Информация о них указывается в первой «общей» отчетной позиции и, как правило, в позиции, которая относится к договорам, заключенным с ЕП.

В-четвертых, для заполнения четвертой отчетной позиции в части количества и общей стоимости договоров, заключенных с субъектами МСП, учреждению в учетных целях необходимо выяснять, является ли поставщик (подрядчик, исполнитель) субъектом МСП.

Для этого те заказчики, на которых распространяется требование об осуществлении целевых квотируемых закупок у субъектов МСП[9], должны предусматривать предоставление участниками таких закупок сведений о себе из единого реестра субъектов МСП (rmsp.nalog.

ru)[10] или декларирование их принадлежности к субъектам МСП (если сведений о вновь созданном или зарегистрированном участнике пока еще нет в реестре) – согласно п. 11 Положения № 1352.

Кроме того, заказчики, в том числе те, на которых не распространяется данное требование (а это как раз подавляющее большинство БУ), в принципе могут самостоятельно в учетных целях пользоваться общедоступным единым реестром субъектов МСП – в силу ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ.

Хотя на практике учреждения зачастую «не заморачиваются» и просто ставят нулевые значения в соответствующей позиции отчета, хотя фактически закупки у субъектов МСП и осуществляют. Отметим, что такой подход в принципе является вполне возможным, поскольку согласно позиции Минэкономразвития заказчик, не подпадающий под требование осуществлять целевые квотируемые закупки у субъектов МСП, обязан размещать в ЕИС сведения о договорах, заключенных с субъектами МСП, либо при отсутствии этой информации данные сведения должны обозначаться цифровым значением «0»[11].

А что на практике?

Вообще поскольку названные отчетные сведения не имеют какого-то установленного формата, на практике при составлении этих отчетов нередко имеет место ситуация «кто во что горазд».

Например, в соответствующем отчете за май 2017 года одного из районных ГБУ здравоохранения (Оренбургская область) приведена таблица, содержащая перечень заключенных в данном периоде 18 договоров с указанием по каждому договору его реквизитов, наименования поставщика (исполнителя), предмета договора и суммы договора.

Таким образом, в этом отчете присутствуют лишние сведения (например, наименования поставщиков и предмет договора) и отсутствуют необходимые данные – например, неясно, какие из договоров были заключены с ЕП.

В отчете за июнь 2017 года государственного другого бюджетного профессионального образовательного учреждения (машиностроительного колледжа) видно, что с ЕП было заключено 50 договоров на сумму 898 тыс. руб., но в позиции «Общее число заключенных договоров и их общая сумма» почему-то стоит значение «0», а позиция «Количество и общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки у субъектов МСП» в отчете отсутствует вовсе.

Но приведем и правильный пример из реальной практики. В отчете за июнь 2017 года государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Новосибирский центр профессионального обучения № 1» приведено четыре установленные позиции:

Договоры Количество договоров Общая стоимость заключенных договоров, руб.
1 Сведения о договорах, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг 8 154 819,59
2 Сведения о договорах, заключенных по результатам закупки, у ЕП 8 154 819,59
3 По результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ 0 0
4 Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов МСП 0 0

Обратим внимание, что в этом примере учреждение вполне обоснованно исключило из четвертой отчетной позиции указание сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством РФ, инновационной, высокотехнологичной продукции, поскольку в Перечне № 475-р данного учреждения нет.

Отчеты, требуемые от отдельных категорий заказчиков

Существуют отчеты, которые требуются только от отдельных категорий заказчиков.

Первый такой отчет – это годовой отчет о закупке ТРУ у субъектов МСП, который отдельные категории заказчиков должны размещать в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным[12].

Требования к содержанию и форма данного отчета установлены Правительством РФ (см. Письмо № Д28и-1832).

К заказчикам, которые должны размещать в ЕИС этот отчет, относятся только те, на которых распространяется требование об осуществлении целевых квотируемых закупок у субъектов МСП, – заказчики, годовой объем выручки которых от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 2 млрд руб.; заказчики, в уставном капитале которых доля участия субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50% и которые сами не относятся к субъектам МСП; и др. (п. 2 Положения № 1352). С учетом этого обстоятельства, опять же, подавляющее большинство БУ к данной категории заказчиков не относятся. Вместе с тем в ЕИС можно увидеть достаточно примеров, когда такие отчеты, в том числе с нулевыми значениями в отчетных позициях, размещаются бюджетными учреждениями. Как следует из Письма Минэкономразвития РФ от 03.06.2015 № Д28и-1507, в отличие от ситуации с ежемесячным отчетом (см. выше) размещение в ЕИС такой отчетности в названном случае не соответствует требованиям действующей нормативно-правовой базы и является по меньшей мере избыточным.

К сведению:

В Письме Минэкономразвития РФ № Д28и-1507 речь идет о старой редакции Положения № 1352, где требование о размещении отчета распространялось на заказчиков, суммарный объем выручки которых от продажи товаров, продукции, выполнения (оказания) работ (услуг), а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышало 1 млрд руб. Но сути дела это не меняет – размещать названный отчет в ЕИС согласно обозначенному документу должны только те заказчики, в отношении которых действует вышеуказанное постановление.

Второй отчет – годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП, который отдельные заказчики должны размещать в ЕИС тоже не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным[13].

Читайте также:  Срок подписания контракта по 44-фз - электронный аукцион

Требования к содержанию данного отчета и его форма установлены Правительством РФ, как и перечень конкретных заказчиков, которые должны его формировать и размещать в ЕИС[14].

На момент написания статьи (октябрь 2017 года) в этот перечень было включено около сотни заказчиков – государственных компаний, акционерных обществ и ООО.

И здесь тоже на практике имеет место несуразная ситуация, когда БУ, к которым требование об этой отчетности не имеет ни малейшего отношения, нередко размещают такие полностью «нулевые» отчеты в ЕИС, что не только засоряет информационный ресурс, но и прямо противоречит действующей нормативно-правовой базе – Постановлению № 1442, Перечню № 475-р.

В общем виде представление сведений о заключенных заказчиками договорах в тех или иных отчетах, предусмотренные Законом № 223-ФЗ, можно представить следующим образом:

Договоры Ежемесячный отчет Годовой отчет о закупке ТРУ у субъектов МСП Годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП
Любой договор, в том числе договор, заключенный в устной форме (за наличный расчет), и договор малого объема Все заказчики Заказчики, на которых распространяется требование о целевых квотируемых закупках у субъектов МСП*
Договор с ЕП, в том числе в устной форме (за наличный расчет), и договор малого объема (не превышающий 100 тыс. или 500 тыс. руб.) Все заказчики
Договор по результатам закупки, сведения о которой составляют гостайну или в отношении которой приняты соответствующие решения Правительства РФ о неразмещении сведений в ЕИС Все заказчики
Договор с субъектом МСП, кроме договоров, заключенных по результатам закупки у субъектов МСП (договоров, предусматривающих привлечение субъектов МСП на субподряд) Все заказчики Заказчики, на которых распространяется требование о целевых квотируемых закупках у субъектов МСП*
Договор по результатам закупки у субъектов МСП (договор, предусматривающий привлечение субъектов МСП на субподряд) Заказчики, на которых распространяется требование о целевых квотируемых закупках у субъектов МСП*
Договоры, не учитываемые при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров для определения фактической доли закупок заказчика у субъектов МСП Заказчики, на которых распространяется требование о целевых квотируемых закупках у субъектов МСП*
Договор на закупку инновационной, высокотехнологической продукции Заказчики, включенные в Перечень № 475-р
Договор на закупку инновационной, высокотехнологической продукции у субъектов МСП Все заказчики Заказчики, включенные в Перечень № 475-р

* Пункт 2 Положения № 1352.

** Пункт 2 Постановления № 1442.

* * *

В заключение отметим, что за нарушение установленных сроков размещения отчетности по закупкам в рамках Закона № 223-ФЗ в настоящий момент ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность только в отношении сроков, указанных в самом Законе № 223-ФЗ.

Поэтому, как следует из ч. 19 ст. 4 данного закона, такая ответственность имеет место только в отношении сроков размещения ежемесячных отчетов (сроки размещения других отчетов установлены в соответствующих подзаконных нормативных правовых актах).

И практика административных наказаний за указанные нарушения есть[15].

[1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Отчетность по 223-ФЗ

  • При работе с Законом 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» помимо утвержденного положения и плана закупок надо не забывать про отчетность.                                                Согласно части19 статьи 4 Закона, заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:
  •  1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
  •  2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика(исполнителя, подрядчика);
  • 3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой  составляют государственную тайнуили в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи;
  •  4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Правила размещения отчетов утверждено Постановлением Правительства № 908 от 10.09.2012. Согласно данного Постановления заказчик формирует документ, содержащий сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг. В нем указывается количество и общая стоимость заключенных договоров в рублях.

Что касается отчетности по закупкам у единственного поставщика, заказчик  формирует документ, содержащий сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика. При этом сюда вносятся сведения не только при закупке до ста тысяч, а также все закупки у единственного поставщика которые прописаны в вашем положении. 

Если у вас нет закупок которые  составляют государственную тайнуили в отношении которых приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4, вы все равно должны размещать отчет по этой закупке в котором ставятся нулевые значения в графах договора и общая стоимость заключенных договоров в рублях.

На данный момент Правительством РФ не принято нормативных актов, касающихся закупок у субъектов  малого и среднего предпринимательства.  Поэтому  в отчетах рекомендую ставить нулевые значения.

  1. Хочу обратить ваше внимание, что если не проводились закупки в течении  месяца, то отчетность по закупкам должна быть сформирована с нулевыми значениями.
  2. Документ, содержащий сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупкисчитается размещенным на официальном сайте после подписания электронной подписью.

Как заказчики проводят закупки у малых и средних предприятий по 223-ФЗ

Часть заказчиков, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны заключать контракты с субъектами МСП, а часть – нет.

Однако малый и средний бизнес вправе подать заявку на закупку любого заказчика. Разница в том, что заказчики, которые обязаны проводить закупки среди МСП, дают таким компаниям преимущества.

В закупках остальных заказчиков субъекты МСП участвуют на общих условиях вместе с остальными компаниями и физлицами. Процедуры проводят по правилам, которые заказчик устанавливает в положении о закупках. Правило прописано в постановлении Правительства от 11.12.

2014  № 1352 (далее – постановление № 1352). С 1 июля 2018 года закупки среди субъектов МСП проводят только в электронной форме.

Внимание: положение о закупке – документ, который регламентирует правила закупок заказчика по Закону № 223-ФЗ. Заказчик самостоятельно составляет и утверждает положение о закупке. Документ размещают в ЕИС в открытом доступе.

Заказчики, которые обязаны закупать у МСП

Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны проводить закупки у субъектов МСП, если подпадают под одно из условий таблицы (п. 2 и 3 положения, утв. постановлением № 1352).

Новые заказчики обязаны закупать продукцию у МСП с 1 января года, следующего за годом, в котором зарегистрировались в ЕГРЮЛ. Например, если организация зарегистрируется в 2019 году, проводить закупки у МСП будет с 1 января 2020 года.

Кроме того, заказчики из Перечня Правительства должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе у субъектов МСП. Перечень заказчиков утвержден распоряжением от 21.03.2016 № 475-р.

Объемы и способы закупок у МСП

Заказчики обязаны закупить у субъектов МСП не менее 18 процентов от годового объема закупок. При этом 15 процентов от общих закупок в год должны составлять закупки только среди субъектов МСП (п. 5 положения, утв. постановлением № 1352).

Для соблюдения годового объема закупок у МСП заказчики вправе использовать три способа закупок:

1. Закупки среди всех участников без ограничений

Заказчик проводит закупку, в которой вправе участвовать любые юридические или физические лица, в том числе субъекты МСП. Участником закупки также могут быть несколько юридических лиц, которые выступают на стороне одного участника закупки, или несколько физических лиц и ИП, которые выступают на стороне одного участника закупки.

Организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение и места происхождения капитала участника не имеют значения. Главное, чтобы участник отвечал требованиям, которые заказчик установил в положении о закупке.

Если в закупке победит субъект МСП, договор с победителем учитывают в годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса.

2. Закупки только среди субъектов МСП 

Заказчики ограничивают доступ к закупке участников, у которых нет статуса субъекта МСП. Договор, который стороны заключат в результате закупки, заказчики включают в годовой объем закупок у малого и среднего бизнеса.

3. Закупки, победитель которых обязан привлекать субъектов МСП 

Заказчики устанавливают требование, что победитель должен привлекать субъектов МСП как субподрядчиков или соисполнителей по договору. Объем привлечения стороны укажут в договоре. В годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса заказчики учитывают договоры, которые контрагенты заключили с субъектами МСП.

Внимание: в 15-процентном объеме закупок учитывают только договоры при закупке среди МСП. В 18-процентном объеме учитывают все три способа привлечь к поставке малый и средний бизнес.

Продукция, которую закупают у субъектов МСП

Какую продукцию закупать только среди субъектов МСП, заказчики решают самостоятельно. Товары, работы, услуги утверждают перечнем. Перечень необходимо разместить в ЕИС и на официальном сайте заказчика.

При этом публикация перечня на официальном сайте – обязанность, а не право заказчика. В перечне заказчик указывает наименования товаров, работ, услуг и код ОКПД2.

Например, перечень может выглядеть так:

Перечень продукции для закупки у МСП

  • Закупать продукцию у МСП по перечню или нет, зависит от НМЦД или начальной (максимальной) цены лота.
  • НМЦД
  • Закупка у МСП
  • До 200 млн руб. включительно
  • Обязанность
  • От 200 млн до 400 млн руб. (включительно)
  • Право
  • Больше 400 млн руб.
  • Закупка на общих основаниях

Если товар, работу или услугу не включили в перечень, закупку проводят на общих основаниях, чтобы не ограничить конкуренцию (письмо Минэкономразвития от 30.09.2015 № Д28и-2782).

Об этом сказано в пунктах 8–10, 18, 19 положения, утвержденного постановлением Правительства № 1352, письме Минэкономразвития от 28.08.2015 № Д28и-2498.

Процедура закупки только среди субъектов МСП

Заказчики при проведении закупки только для субъектов МСП следуют нескольким шагам.

Шаг 1. Планирование закупки

В план закупки товаров, работ, услуг, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств включают раздел о закупке у субъектов МСП. В планы включают продукцию из перечня товаров, работ, услуг, которые закупают у субъектов МСП (ч. 3.1–3.3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Шаг 2. Выбор электронной площадки

Законодательное регулирование закупок

ВАЖНО. Основные нормативно-правовые документы и источники информации о закупочной деятельности.

Базовые принципы конкурентных закупок:

  • Свободная конкуренция
  • Информационная прозрачность
  • Равенство участников закупки
  • Экономически эффективное использование средств заказчика

Под действие Закона № 223-ФЗ подпадают несколько сот тысяч организаций — госкомпаний, компаний с государственным участием, организаций коммунального хозяйства — то есть значительная часть рынка. Статус субъектов Закона № 223-ФЗ «гибридный»: это одновременно и хозяйствующие субъекты, деятельность которых направлена на извлечение прибыли, и социально значимые организации.

Читайте также:  Договор или контракт по 44-фз - в чем разница

Нормативное регулирование закупочной деятельности таких организаций двойственно: на них не распространяется строгое законодательство о госзакупках (ФЗ-44), для них нет ограничений в использовании закупочного инструментария, но их закупки относятся к регулируемым и ограничены рядом условий. Основные условия: обеспечение свободной конкуренции между поставщиками, что включает в себя обязательное использование торговых процедур (конкурса и аукциона) при проведении закупок, и публикация информации о закупках в ЕИС.

Правила честного тендера

При проведении законодательно регулируемой закупки не допускается создание привилегированных условий для участия в закупке для одного или нескольких участников, в том числе запрещено:

  • Сообщать часть закупочной информации лишь отдельным поставщикам, без публикации в интернете.
  • Допускать потенциальных поставщиков к участию в закупке лишь по результатам рамочных соглашений, которые были заключены без соблюдения требований Закона.
  • Устанавливать для участников излишние квалификационные требования, если они не обоснованы спецификой закупки.
  • Предъявлять к участникам закупки и к условиям исполнения договора требования, которые не указаны в документации о закупке.
  • Осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям, которые не указаны в документации о закупке.

Субъектами Закона № 223-ФЗ являются компании, относящиеся по крайней мере к одной из категорий хозяйствующих субъектов, перечисленных в ч. 2 ст. 1 этого закона, и не подпадающие ни под одно из исключений, указанных в ч. 2.1 этого закона.

Без учёта требований Закона № 223-ФЗ субъекты этого закона могут проводить лишь закупки, перечисленные в ч. 4 ст.

1 этого закона — важно обратить внимание на то, что ни закупки на небольшие суммы, ни закупки по специальному указанию руководителя компании или её головной организации не относятся к таким исключениям.

Если субъект Закона № 223-ФЗ не опубликовал в ЕИС корпоративное положение о закупках, или допустил иные нарушения требований закона, то всю свою закупочную деятельность он должен будет перевести под Закон «О контрактной системе» №44-ФЗ. Его условия намного жестче, поэтому нужно обязательно следить за тем, чтобы в деятельности вашей компании отсутствовали нарушения.

Закон № 223-ФЗ распространяется на компании, которые работают с бюджетными средствами (ГУПы, МУПы и т.п.) либо деятельность которых социально значима (естественные монополии, организации электроснабжения и т.п.). Проводить закупки по правилам Закона № 223-ФЗ обязаны:

  • Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия государства и муниципального образования в совокупности превышает 50%.
  • Госкорпорации.
  • Госкомпании.
  • Естественные монополии.
  • МУПы.
  • ГУПы. Автономные учреждения.
  • Организации – газоснабжения, – водоснабжения, – очистки сточных вод, – электроснабжения, – теплоснабжения, – водоотведения, – утилизации твердых бытовых отходов.
  • Бюджетные учреждения, когда они проводят свои закупки:
  1. за счет грантов — если условиями, определёнными грантодателями, не установлено иное;
  2. для исполнения контракта, в котором данное бюджетное учреждение выступает в качестве исполнителя;
  3. за счёт средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

критериев. То есть если организация, например, оказывает услуги водоотведения, но при этом не имеет в своём капитале государственной доли, то она всё равно попадает под действие закона, более того, это так даже в том случае, если водоотведение (водоснабжение, теплоснабжение или любой другой вид регулируемой деятельности) не является для такой организации основным.

Исключения

Не подпадают под действие ФЗ-223 те компании из приведённого выше перечня, для которых одновременно соблюдаются три следующих условия:

  1. В их уставном капитале компании доля государства и муниципалитета в совокупности не превышает 50%.
  2. Компания относится к одной из следующих категорий: – субъекты естественных монополий, – организации электроснабжения, – организации газоснабжения, – организации теплоснабжения, – организации водоснабжения, – организации водоотведения, – организации по чистке сточных вод, – организации по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.
  3. В выручке за год не более 10% приходится на выручку от видов деятельности, перечисленных в предыдущем пункте.

Информация об объёме выручки размещена в ЕИС.

На «дочек» и «внучек» перечисленных выше компаний право не проводить закупки по 223-ФЗ распространяется в том случае, если выручка от закупки продукции основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.

223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с:

  1. куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);
  2. приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;
  3. осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  4. закупкой в области военно-технического сотрудничества;
  5. закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
  6. осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  7. заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка — участников обращения электрической энергии и (или) мощности;
  8. осуществлением кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.
  9. определением, избранием и деятельностью представителя владельцев облигаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. (ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ)

Закупочная деятельность регулируемой организации в обязательном порядке должна соответствовать всем принципам, закреплённым в Законе № 223-ФЗ. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. (ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ)

В положении о закупках должны быть отражены все эти принципы, а закупочные процедуры, описанные в положении о закупках, должны соответствовать этим принципам. Все перечисленные принципы взаимосвязаны.

Так, свободная конкуренция подразумевает формальное равенство участников закупки и обеспечивается информационной открытостью закупочного процесса.

Равенство участников закупки обеспечивается и тем, что они не сравниваются между собой по неизмеряемым параметрам.

Что не имеет права делать закупщик

При проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

  1. координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
  2. создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
  3. нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
  4. участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений. (ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции»)

Кроме того, в рамках реализации принципа свободной конкуренции Закон № 223-ФЗ запрещает самому заказчику необоснованно ограничивать конкуренцию между поставщиками.

То есть всегда, когда это возможно, процедура закупки должна быть конкурентной (в том числе запрос цен, запрос предложений и иные упрощённые).

Иногда продукцию невозможно закупить на конкурентной основе или такая закупка будет неэффективна.

Принцип свободной конкуренции не должен входить в противоречие с принципом экономической эффективности, а потому для обеспечения такой эффективности заказчик может провести свою закупку на неконкурентных началах. Однако каждый случай ограничения конкуренции (например, проведение т.н.

«прямой закупки», т.е. закупки у единственного поставщика) должен быть обоснован в Положении о закупке — таким обоснованием могут быть обстоятельства форс-мажора, закупка продукции естественной монополии и т.п.

Информационная открытость тендера

Информационная открытость закупочного процесса реализуется публикацией в интернете всей важнейшей информации по каждой закупке. Субъекты Закона № 223-ФЗ обязаны публиковать:

  • положение о закупках,
  • план закупок,
  • извещение о каждой закупке,
  • документацию по каждой закупке,
  • проект договора по каждой закупке,
  • итоговый протокол каждой закупки,
  • ежемесячный отчёт.

Если информация опубликована не будет, ФАС может отменить результаты уже проведённой закупки или приостановить незавершённую закупку до того времени, пока необходимая информация не будет опубликована, а кроме того оштрафовать заказчика.

Исключения

Не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации.

Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 рублей.

В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 000 000 000 рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 000 рублей. (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ)

Измеряемость требований

Частный случай создания ситуации, в которой возможно нарушение равенства участников закупки, — это установление в закупочной документации неизмеряемых требований.

Такими требованиями могут быть «Наличие достаточного опыта в выполнении аналогичных работ», «Положительная репутация на рынке», «Наличие производственных мощностей» и т.п.

При проведении закупки по Закону № 223-ФЗ каждое требование к участнику закупки должно быть выражено в количественных показателях, например: «Опыт работы в данной сфере не менее 5 лет», «Наличие не менее 10 завершенных кон- трактов с аналогичным предметом договора» и т.п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *