Два события, которые случились в российском автопроме практически одномоментно, принципиально изменили ситуацию на рынке большегрузной техники. У БелАЗа появились сразу два соперника в лице всемирно известного гиганта «Caterpillar» и менее знаменитой японской компании «Komatsu». В октябре обе они на своих российских заводах запустили в производство самосвалы средней и крупной грузоподъемностью. Эксперты гадают, насколько серьезно они наставят рога машинам «БелАЗ» из Жодино, который пока является лидером российского рынка в своем секторе.
Первая весть пришла из города Тосно Ленинградской обл., где еще в 2000 г. вступил в строй завод, принадлежащий «Caterpillar».
Это предприятие с филиалом в Новосибирске вначале производило в основном «железо» — металлоконструкции, которые поставляются на заводы гиганта в Западной Европе.
В 2008 оно стало переходить и к сборке, освоив выпуск экскаваторов и погрузчиков. А в конце октября 2011 г. с конвейера сошел первый 54-тонный самосвал «Cat 773e».
Однако для того, чтобы данный план выглядел как сенсация, не хватает ни новизны, ни масштабов. Во-первых, американцы перенесли на восточный рынок машину, снятую с собственного производства. И это не делает ей рекламу. Принципиально она ничем не отличается от старой американской модели.
Ее полная масса — 99 т, а грузоподъёмность — 53,8 т. Автомобиль комплектуется двигателем САТ 3412Е ТА мощностью 728 л. с. Объем самосвальной платформы составляет 35,2 кубометра. Карьерный самосвал оборудован шинами размерностью 24.00-R35 (E4). Максимальная скорость машины достигает 65 км/ч.
Во-вторых, сама сборка частичная, можно даже сказать, промежуточная. Ее локализация в России пока ограничивается грубым железом – рамами, кузовами и т.п.
Остальные узлы и комплектующие, в том числе двигатели и коробки передач, будут поставляться с различных заводов компании в Европе и США — в ближайшее время перенос их производства в России компания не планирует.
При этом финальную сборку самосвалов дилер «Caterpillar» (российское подразделение немецкого концерна «Zeppelin») будет осуществлять уже у заказчиков.
Слово «Komatsu»
В том же месяце – в октябре вместе с «Caterpillar» на российском рынке выстрелил и завод «Komatsu Manufacturing Rus» в Ярославле, выпустив первый крупногабаритный карьерный самосвал HD785-7 грузоподъемностью в 91 тонны. Пока он планируется в объеме 50-100 единиц техники в год и ориентируется на рынок СНГ.
Завод начал осуществлять свою деятельность с июня 2010 года и специализируется в основном на производстве экскаваторов и погрузчиков. Основные компоненты самосвала планируется поставлять из Японии.
В Ярославле будет осуществляться полный производственный цикл, включающий в себя процессы сварки, покраски габаритных узлов (кузов, рама и другие компоненты) и окончательной сборки машины.
Как утверждается на сайте предприятия, активная работа будет проводиться в направлении локализации, что позволит повысить процент компонентов российского производства в технике.
Амбиции
Пока в России ни один иностранный производитель не запускал сборку карьерные самосвалы, и заводы в Тосно и Ярославле — первые подобные проекты. В перспективе к ним может присоединиться и южноафриканская компания «Bell Equipment». Однако сроки запуска пока не определены.
Так что у «БелАЗа», который по оценке эксперта из ИК «Атон» М. Пака контролирует около 70% рынка карьерных самосвалов, появились первые конкуренты. Чтобы оценить, насколько они серьезные, нужно соизмерить их по качеству и по количеству.
Своим мнением со СМИ поделился Ю. Линейцев, главный инженер компании «Норильский Никель», которая оказалась обладательницей первой партии из 6 «Caterpillar» из Тосно и 7 новых «БелАЗов».
По его словам, в процессе работы машин на каждую единицу техники обоих производителей были учтены затраты на топливо, запчасти, сервис и прочее. В итоге была рассчитана себестоимость 1 т/км.
У Caterpillar она оказалась ниже, и решили полностью обновить парка техники со ставкой на Caterpillar.
Однако здесь отсутствует фактор стоимости, который для богатого «Никеля» является второстепенной категорией, но для большинства небольших компаний – аргумент номер один. Каталожная цена Саt 773e – 700 тыс. долларов, в то время как белазовские машины стоят в среднем 550 тыс. долларов.
Что касается количества, то четких планов ни на том, ни на другом предприятии пока нет. В этом году в Тосно планируется выпустить 100 машин, и как утверждает вице-президент «Caterpillar» П. Феллин, все они уже законтрактованы. Он полагает, что в ближайшие годы предприятие выйдет на 300 штук в год, в Ярославле – на 50-100.
Исходя из таких прогнозов, М. Пак подсчитал, что обе компании отвоюют у БелАЗа при благоприятном развитии ситуации в ближайшее время 15-20% рынка. Так что за БелАЗом сохранится «доминирующее положение». При этом его доля будет особенно быстро снижаться среди машин средней грузоподъемности — от 30 до 60 тонн. Но для мелких компаний альтернатив БелАЗам на российском рынке нет.
Дополнительный протокол к CMR Конвенции, касающийся возможности использования электронной накладной (еCMR), был подписан в далёком 2008 г. Литва присоединилась к нему тогда же, но с тех пор процесс реальной цифровизации этой сферы транспортной деятельности во многом стоял на месте.
Однако недавно литовская ассоциация «Infobalt» сообщила о том, что не где-нибудь, а в балтийском регионе была совершена тестовая перевозка на основе этой технологии.
Поскольку окончательная реализация такого проекта принесёт перевозчикам Литвы ощутимую выгоду, редакция «Cargonews» решила узнать подробности произошедшего и дальнейшие перспективы еCMR в Балтии.
В последнее время много говорится о перспективах электричества как источника энергии для грузового автотранспорта.
Есть мнение, что это тупиковое направление, но в то же время на рынке бум предложений в данном сегменте не только от новичков, но и от известных производителей. Правда речь в основном о грузовиках для близких перевозок.
А появится ли в ближайшее время электрический тягач с большим запасом хода? Редакция «Cargonews» решила разобраться в ситуации.
Фотографии глубоко модифицированного тягача «Scania», названного KIVARA, появились на множестве бразильских информационных порталов. Этот проект был создан южно-африканской компанией «Bayside Truck and Trailer Solutions», которая специализируется на ремонте и тюнинге грузовиков.
«Mercedes-Benz» анонсировал электрическую модель фургона «Sprinter», который очень популярен среди европейских коммунальных предприятий и компаний, занимающихся доставкой.
Деталей о том, каким будет eSprinter, пока нет. Предполагается, что «Mercedes» будет предлагать фургоны в самых различных комплектациях, в зависимости от нужд каждой организации.
Известно, что это будет «городская модель», не рассчитанная на дальние переезды.
Небольшие электрогрузовики шведского стартапа «Einride» могут начать беспилотное функционирование уже в этом году. Всего полгода назад компания представила прототип своего грузового транспорта, теперь Gas2 сообщает, что уже действующие образцы готовы выезжать на улицы.
Оценка конкурентов и конкурентоспособности продукции филиала РУПП «БелАЗ» (на примере автомобиля-самосвала МоАЗ-75054)
Одним из самых развитых рынков является рынок строительно-дорожных машин и оборудования. На нем представлено достаточное количество известных фирм. Некоторые виды продукции Филиала РУПП «БелАЗ» в силу специфики применения или оригинальности конструкции не имеют аналогов или превосходят их по техническим характеристикам. К такому виду продукции относятся автомобили-самосвалы. Рынки многих стран слабо насыщены такого вида техникой. Поэтому имеются хорошие предпосылки для разработки и выпуска автомобилей-самосвалов в условиях невысокой конкуренции. В настоящее время заводом серийно выпускается самосвал МоАЗ-75054 г/п 25 тонн с двигателем ЯМЗ-7512.10 мощностью 360 л.с. (Евро-2). Автомобиль-самосвал используется для транспортирования грунта на строительстве гидротехнических сооружений, шоссейных и железных дорог, при производстве вскрышных и рекультивационных работ в горнорудной промышленности и промышленности стройматериалов в тяжелых дорожных условиях, где отсутствуют подготовленные дороги с твердым покрытием. Прогнозная потребность рынка в данной технике до 50 единиц в год. Далее проведем анализ конкурентных преимуществ предприятия. Определим конкурентоспособность самосвала МоАЗ 75054 относительно его конкурентов. Технические характеристики самосвалов для оценки конкурентоспособности представлены в таблице 2.2. Для расчета конкурентоспособности продукции используются следующие показатели: 1) Групповой или сводный показатель, характеризующий уровень конкурентоспособности по всем параметрам, интересующим потребителя, рассчитывается по формуле:
|
2) Коэффициент конкурентоспособности (показатель конкурентоспособности изделия-конкурента по отношению к исследуемому изделию) определяется по формуле
где К — показатель конкурентоспособности исследуемого продукта по отношению к образцу (коэффициент конкурентоспособности);
I1, I2 — групповые показатели качества изделия-конкурента и исследуемого изделия соответственно.
Если К1, то он превосходит исследуемое изделие. К=1 при одинаковой конкурентоспособности исследуемого продукта и продукта-конкурента.
Исходя из данных таблицы 2.2 рассчитаем групповые показатели конкурентоспособности и коэффициенты конкурентоспособности. Результаты расчета представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 — Результаты расчета конкурентоспособности продукции
Страна | Беларусь | США | США | Великобритания | Китай | Беларусь |
Модель | МоАЗ 75054 | Cat D25C | Cat D550В | Terex 350С | Howo ZZ325 | МЗКТ 6525 |
I | 99 | 86 | 109 | 101 | 100 | 94 |
K | 0,87 | 1,1 | 1,02 | 1,01 | 0,95 |
Проведя расчеты, можно сделать следующие выводы: изделия-конкуренты Cat D25C (США) и МЗКТ 6525 (Беларусь) уступают исследуемому самосвалу МоАЗ 75054 по конкурентоспособности, т.к. K1). Коэффициент конкурентоспособности самосвалов Terex 350С (Великобритания) и Howo ZZ325 (Китай) близок к единице, т.е. их конкурентоспособность и самосвала МоАЗ 75054 одинакова.
Инструментом, позволяющим оценить положение продукта фирмы на рынке относительно конкурентных товаров, является построение многоугольника конкурентоспособности (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 — Многоугольник конкурентоспособности
Многоугольник состоит из векторов, количество которых определяется числом значимых характеристик продукта. На каждый вектор наносится шкала, соответствующая единицам измерения, присущим конкретному свойству продукта.
Многоугольники конкурентоспособности позволяют оценить сильные и слабые стороны товаров предприятия, заявляемых на тот или иной рынок по сравнению с аналогичными товарами конкурентов.
Из рисунка 2.1 видно, что самосвал МоАЗ 75054, производимый РУПП «БелАЗом», достаточно конкурентоспособен по своим техническим параметрам.
Однако, он уступает некоторым конкурентам по таким параметрам, как грузоподъемность, мощность двигателя и масса снаряжения.
По своим техническим параметрам лидером является самосвал Cat D550В (США), уступает конкурентам по всем характеристикам самосвал Cat D25C (США).
Одним из основных потребителей самосвалов повышенной проходимости является Российская Федерация. Основными регионами использования являются предприятия нефте- и газодобычи Тюменского региона.
Одним из главных конкурентов МоАЗ в поставках самосвальной внедорожной техники в район Тюмени является чешская корпорация «ТАТРА», выпускающая современный самосвал «Татра-815» гп 22 тонны и приводом на все три оси.
Корпорация достаточно мобильна, и быстро реагирует на запросы потребителя. Кроме «Татры» наиболее приближенный аналог Cat D25C, отличается по схеме поворота — это шарнирно-сочлененный автомобиль, а также БелАЗ-7540 (г/п 30 т).
Имеется еще ряд компаний, выпускающих самосвалы подобного класса — белорусские компании «МЗКТ» и «МАЗ», украинский «КрАЗ», совместное российское предприятие «Ивеко-Урал», шведская корпорация «Вольво».
Активно наращивающий темп производства в последнее время МЗКТ, который подошел вплотную по грузоподъемности к МоАЗ, а все ведущие колеса обеспечивают необходимую проходимость с учетом регулируемого давления воздуха в шинах.
Основные конкуренты самосвала МоАЗ — 75054 и их технические характеристики представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 — Конкуренты самосвала МоАЗ — 75054
Производитель | Страна | Марка | Г/п, т | Колесная формула | Мощность двигателя, л. с. | Объем кузова,м3 | Цена, USD |
МЗКТ | РБ | МЗКТ — 6227 | 27 | 8х8 | 400 | 14 | 127000 |
БелАЗ | РБ | БелАЗ-7540В | 30 | 4х2 | 360 | 15,1 | 128000 |
Татра | Чехия | Т163-390SKТ | 25 | 6х6 | 350 | 14 | 206000 |
Howo | Китай | ZZ 3257N | 25 | 6х4 | 290 | 16 | 80000 |
КрАЗ | РФ | КрАЗ — 65034 | 18 | 6х6 | 300 | 12 | 80000 |
КамАЗ | РФ | КамАЗ — 6520 | 22 | 6х4 | 320 | 12 | 85000 |
SCANIA | Швеция | T114-380 | 25 | 6х4 | 360 | 16 | 163000 |
Caterpillar | США | D25С | 22,7 | 4х4 | 300 | 10-14 | 402000 |
Terex | Великобритания | ТА 30 | 27 | 6х6 | 300 | 16 | 355000 |
МоАЗ | РБ | 75054 | 25 | 4х4 | 360 | 15,5 | 155100 |
Из таблицы 2.4 видно, что у самосвала МоАЗ — 75054 достаточно конкурентов и относительно цены, и по техническим характеристикам. Таким образом, существует риск захвата рынка конкурентами. Предприятию необходимо предпринимать меры по удержанию и укреплению своей рыночной позиции.
Исследование конкурентной среды и конкурентоспособности международных грузовых автомобильных перевозок Республики Беларусь
УДК 568.018
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
А. Ф. ЗУБРИЦКИЙ
Учреждение образования «Белорусский национальный технический университет», г. Минск
Введение
Современное развитие экономики страны и опыт последних лет показывают, что далеко не все отечественные предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы.
Даже обладание конкурентоспособной продукцией (что само по себе очень важно) не позволяет многим из них эффективно реализовывать это преимущество из-за отсутствия практики использования всего комплекса средств маркетинга: гибкой ассортиментной и ценовой политики, адекватной организации каналов распределения продукции, эффективных методов стимулирования реализации и др. Вместе с тем конъюнктурная ситуация с каждым годом все более осложняется постепенным расширением границ рынка и вовлечением в него западных фирм, имеющих значительный опыт работы в условиях жесткой конкуренции. Прямое использование этого опыта на белорусских предприятиях часто затруднено из-за его уникальности, отсутствия универсальных схем конкурентного поведения на рынке. В современных условиях каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в Беларуси рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой, — особенностям конкретного производства. Наиболее сложными этапами этой работы являются аналитическое осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Международные автомобильные перевозки являются одним из важнейших источников пополнения бюджета Республики Беларусь (четвертое место по валютным поступлениям), поэтому увеличение экспорта транспортных услуг является одной из основных задач государства.
Основная часть
Говоря о конкуренции и конкурентоспособности, нельзя не упомянуть о приложении данных понятий к проблеме взаимоотношений различных предприятий на рынке.
В ходе анализа конкретных сторон деятельности предприятия и его конкурентов часто возникают вопросы и проблемы общего характера, связанные с необходимостью объяснения мотивов тех или иных действий.
В данной ситуации имеет смысл говорить о конкурентной среде, как о среде существования предприятия и как о системе показателей, относительно которых выявляется конкурентоспособность предприятия [9].
Оценка интенсивности конкуренции имеет глобальное значение при анализе рынка, так как позволяет выявить общую привлекательность вхождения на рынок, составить стратегию продвижения услуг, предварительно оценить результаты деятельности. Оценка интенсивности конкуренции включает анализ распределения рыночных долей между конкурентами, темпов роста рынка, рентабельности рынка [2].
Оценим интенсивность конкуренции по четырехдольному показателю концентрации (СЯ4), отражающим степень концентрации производства в отрасли [1]. Он позволяет оценить степень монополизации рынка и является величиной, обратной интенсивности конкуренции.
Четырьмя крупнейшими предприятиями в данном секторе рынка являются ОАО «Минскгрузавтотранс», ОАО «Гомельоблавтотранс», ОАО «БелГрузМагистраль», ОАО «Белмагистральавтотранс». СЯ4 = 0,8439 — показатель общей доли четырех первых предприятий рынка, за 2011 г.
реализующих максимальные объемы продукции транспортной работы в общем объеме реализации услуг в рассматриваемой нише. Так как он — более 0,75, есть основание говорить
о монополизации в данном секторе.
Другим описанным подходом является оценка распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов — индекса Херфиндала [1]: ¡н = 0,3411 за 2011 г. Опять же приходится говорить о монополизации и утверждать, что нет свободной конкуренции. Более того, можно сделать вывод, что доли рынка распределены неравномерно, а предприятия — неравномощны.
Индекс Херфиндала (¡н) не учитывает ранги предприятий. Этого недостатка лишен индекс Розенблюта (¡г) [1], который рассчитывается с учетом порядкового номера предприятия и который равен 0,2761 в 2011 г. Опять же приходится говорить о монополизации и утверждать, что нет свободной конкуренции.
Как нетрудно заметить, представленные показатели, несмотря на их достаточно высокую информативность, не являются полностью удовлетворительными, так как дают лишь общую оценку распределения долей без учета конкретных особенностей рынка. Для более полной оценки взаимовлияния интенсивности конкуренции и распределения долей рынка между предприятиями необходимо обратиться к опыту ведения конкурентной борьбы.
При отсутствии явных лидеров и аутсайдеров, когда весь рынок рассматриваемых услуг представлен конкурентами, владеющими равными долями рынка, интенсивность конкуренции максимальна.
Данное положение является основой для оценки интенсивности конкуренции на исследуемом товарном рынке международных перевозок с помощью измерения степени сходства рыночных долей конкурентов.
Для такой оценки воспользуемся коэффициентом вариации рыночных долей анализируемых предприятий (ид) [1]. Чем выше коэффициент вариации, тем ниже интенсивность конкуренции, и наоборот.
В нашем случае коэффициент вариации в 2011 г. составил ид = 0,5354. Чем ближе данный коэффициент к 0, тем равномернее распределение рыночных долей на рынке, тем сильнее конкуренция. В общем, следует отметить, что среди автотранспортных предприятий есть явные лидеры и аутсайдеры.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
При всей важности показателя ид он является необходимым, но недостаточным измерителем интенсивности конкуренции, так как не учитывает характер развития рынка как целостного образования. Речь идет о динамических характеристиках спроса и предложения, которые выражаются в темпах роста объемов перевозок.
Дело в том, что ускоренный рост рынка даже при равномощности конкурентов может устранять многие противоречия между предприятиями за счет удовлетворенности темпами развития.
Высокие темпы, например, на быстроразвивающихся рынках, обеспечиваемые растущим спросом и предложением услуг, отодвигают на задний план многие проблемы, в том числе и конкуренцию.
Происходит это, главным образом, из-за того, что увеличение рыночных долей предприятий происходит не за счет конкурентов, а за счет увеличения количества потребителей или объемов (кратности) заказов уже существующим потребителям. В этой ситуации интенсивность конкуренции падает [9].
И наоборот, уменьшение объемов сбыта транспортной продукции обостряет конкуренцию.
По многим объективным и субъективным причинам любой товарный рынок переживает состояния стагнации, застоя или небольшого позиционного роста, когда увеличение объема продаж предприятия может происходить, главным образом, за счет переманивания потребителей у конкурентов и/или ухудшения позиции конкурентов. В этой ситуации активность конкурентной борьбы значительно возрастает. Индекс темпа роста (Цр) = 0,7004 [1]. Это говорит о сворачивании рынка и значительном усилении конкуренции.
Другим важным экономическим фактором, определяющим интенсивность конкуренции, является рентабельность рассматриваемого рынка (Ц) [1]. Установлено, что рынок с высокой рентабельностью характеризуется превышением спроса над предложением.
Это обстоятельство позволяет реализовывать цели, стоящие перед предприятиями, относительно бесконфликтными приемами и методами, не затрагивающими интересы конкурентов.
С уменьшением прибыльности бизнеса ситуация меняется на противоположную [2].
Для ситуаций с более чем 100 % рентабельностью ир стремится к 0, а в условиях убыточного бизнеса — к 1. В результате расчетов за 2011 год Ц = 1,1630, что характеризует отрасль международных автомобильных перевозок как отрасль с очень низким уровнем рентабельности.
- Обобщение частных показателей Цд, Цр, Ц показывает нам, что в целом с учетом разделения рыночных долей, уровня рентабельности и уровня темпов роста ниша характеризуется как рынок с высоким уровнем конкуренцией (Цк = 0,7583).
- Таблица 1
- Интенсивность конкуренции рынка в 2009-2011 гг.
- Показатель 2009 2010 2011
- Четырехдольный показатель концентрации, СЯ4 0,8436 0,8346 0,8439
- Индекс Херфиндала, ¡н 0,3357 0,3107 0,3411
- Индекс Розенблюта, ¡г 0,2744 0,2618 0,2761
- Коэффициент вариации рыночных долей конкурентов, Цд 0,5354 0,4517 0,5354
- Индекс темпа роста, рынка Цтр 0,4882 0,4140 0,7004
- Показатель интенсивности конкуренци, учитывающий уровень рентабельности рынка, Цр [1] 1,1019 1,0580 1,1630
- Обобщенный показатель интенсивности конкуренции, Цк [1] 0,6604 0,5827 0,7583
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Так как анализ конкурентоспособности в целом в основе своей представляет собой сравнение своих транспортных услуг с услугами конкурентов, то методика анализа конкурентоспособности предприятия базируется на сравнении данного предприятия со всеми остальными в отрасли [9].
При проведении дальнейшего анализа ниши рынка в сводных таблицах будем представлять информацию, где в графах «предприятие» будем описывать положение ОАО «Белмагистральавтотранс», а в графе «конкуренты» данные по всем остальным объединениям, т. е.
будем анализировать положение каждого предприятия и объединения.
Одним из наиболее общих выражений степени достижения целей конкурента необходимо считать его фактическую рыночную долю в общем объеме реализации услуг заданного ассортимента.
Она, отражая наиболее важные результаты конкурентной борьбы, показывает степень доминирования предприятия на рынке, его возможность влиять на объемные и структурные характеристики спроса и предложения по рассматриваемой группе услуг [4].
Оперируя отношением Дп/дК (рыночная доля /-го предприятия и его конкурентов по количеству или общей стоимости реализованных услуг) определим положение предприятий на рынке (табл. 2).
- Таблица 2
- Изменение доли предприятия за счет самого предприятия и его конкурентов
- Название предприятия Общий пробег, Ьт, тыс. км Тариф на 1 км, $/км ДД, % ДДп, % % £ 3
2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г.
- ОАО «Могилевоблавтотранс» 1817 1 998,00 1,07 0,87 0,0653 0,0620 1,0529
- ОАО «Брестгрузоблавтотранс» 638 863 1,14 0,91 0,0289 0,0285 1,0138
- ОАО «Витебскоблавтотранс» 1604 1 396,00 1,12 0,85 0,0454 0,0422 1,0764
- ОАО «Гроднооблавтотранс» 964 1 017,00 1,04 0,87 0,0383 0,0349 1,0946
- ОАО «Гомельоблавтотранс» 2862 2 599,00 1,11 0,86 0,0834 0,0787 1,0598
- ОАО «Миноблавтотранс» 1693 1471 1,13 0,85 0,0449 0,0425 1,0565
- ОАО «Минскгрузавтотранс» 5610 5699 1,02 0,86 0,1569 0,1552 1,0107
- ОАО «Автокомбинат № 4» 574 843 1,17 0,88 0,0383 0,0338 1,1330
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
ОАО «Белмагистральавтотранс» 22377 20626 1,06 0,87 0,4881 0,5145 0,9488
ОАО «БелГрузМагистраль» 35,3 32,8 1,08 0,90 0,0105 0,0077 1,3745
Примечание. Символ ДД — рыночная доля предприятия; ДДп — влияние активности каждого сегмента рынка предприятия на динамику его рыночной доли; ДД — влияние активности сегментов рынка конкурентов предприятия на динамику его рыночной доли.
При всей информативности показателя доли рынка для целей анализа практический интерес представляет не только изучение его динамики, но и измерение влияния отдельных факторов рынка на изменение доли. Инструментарий факторного анализа дает такую возможность [5].
Он позволяет количественно описать внутреннюю структуру данного показателя, выделить и оценить основные факторы, способствующие и препятствующие расширению влияния предприятия на анализируемом рынке.
Значения ДДп и ДДк определяют направления влияния объемных характеристик сбытовой политики предприятия и его конкурентов на изменение рыночной доли предприятия. Причем значения ДДк, как правило, отрицательные (понижающие рыночную долю), ДДп — положительные.
Однако, на практике возможны и другие варианты. Иногда даже при уменьшении объема перевозок предприятия его доля может вырасти, если объем конкурентов сократится большими темпами.
Поскольку факторы ДДп и ДДк зависят от особенностей сбытовой политики предприятия и его конкурентов, представляет интерес их дальнейшее разложение на составляющие.
Рынок можно разделять на ниши и сегментировать до бесконечности. Логичным представляется разбиение на качественно однородные группы, характеризующиеся общими свойствами или условиями.
Следуя методике построения конкурентной карты, произведем расчеты распределения рыночных долей, а также распределения изменения рыночных долей. Схема отнесения предприятий к группам представлена на рис. 1.
- [0,46; 0,51]'
- [0,10; 0,46)
- Если Ді є• [0,04; 0,10) -, то і є
Белорусская автомобильная ассоциация: система Trade-in может заработать с 1 мая
Сегодня на пресс-конференции в Минске представители Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) рассказали, как будет работать Trade-in у нас, в чем отличие этой схемы от продажи машины через автокомиссионки и когда она наконец заработает в полную силу.
Сотрудники БАА напомнили, что раньше система Trade-in попросту не работала: НДС взимался с полной стоимости автомобиля, а не с разницы между ценой покупки и последующей продажи. Сейчас в законодательство внесены изменения: подписан указ № 130, который устранил очевидное противоречие. Он вступает в силу с 1 мая этого года.
Дилеры уточняют: тем, кто решил сменить машину, это можно будет сделать за один день в автоцентре.
Схема простая: владелец сдает свой старый автомобиль, его оценивают и стоимость принимают в счет покупки новой машины.
Отличие от автокомиссионки в том, что у дилеров должны быть оборотные средства, поскольку расчет будет вестись сразу. Продавец не будет ждать, пока найдется покупатель для его старой машины.
— Это один из революционных законодательных актов в сфере оборота легковых автомобилей, — считает председатель правления БАА Сергей Михневич. — Указ № 130 позволит работать в условиях экономического равноправия всем игрокам рынка.
У тех, кто хочет сменить машину, появится возможность воспользоваться надежным каналом — через официальных дилеров. Сейчас бизнес по продаже подержанных машин неорганизован и создает массу криминальных моментов для покупателей.
Вместе с тем он посетовал на то, что изменения в законодательство необходимо было внести значительно раньше, хотя бы в момент повышения таможенных пошлин на ввоз автомобилей для юрлиц.
Но будет ли пользоваться услуга спросом?
— Я всегда привожу в пример такие данные, — рассказал Сергей Михневич. — По стране ездит примерно 2,5 млн легковых автомобилей. Машина меняет своего собственника в среднем раз в 4-5 лет. Получается 500 тыс. транзакций автомобилей в год.
Мы рассчитываем, что это обеспечит как минимум 30% прироста продаж через дилеров. А это налоговые поступления в бюджет, которые, по нашим расчетам, составят десятки миллионов долларов. За счет НДС, налога на прибыль, отчислений в фонд социальной защиты.
К тому же будут созданы дополнительные рабочие места, система Trade-in коснется также страхования.
Но автовладельцев больше волнует, кто будет проводить оценку.
— В первую очередь — автодилеры, — ответили представители ассоциации. — Есть автоматизированные системы, которые успешно применяются за рубежом.
В то же время они не исключили появления компаний, которые будут проводить оценку стоимости подержанных автомобилей.
Разговор во время пресс-конференции зашел и о ситуации с валютой. Как можно говорить о внедрении системы Trade-in, когда такие проблемы с валютой? Впрочем, специалисты Белорусской автомобильной ассоциации не теряют оптимизма.
— Да, у дилеров пока нет возможности продавать машины в силу дефицита валюты, — признали они. — Мы ожидаем стабилизации на валютном рынке. Несмотря на сложную ситуацию, автоцентры сейчас прорабатывают вопросы покупки автомобилей, чтобы с 1 мая начать работу.
Нужно заметить, что они будут приобретать машины за рубли. Это тоже положительный момент, так как сейчас рынок подержанных автомобилей оттягивает большие валютные средства. Автодилеры смогут переместить часть оборота машин из долларовой зоны в рублевую.
Это также будет способствовать стабилизации на валютном рынке.
Когда конкуренция может перерасти в сотрудничество – Hussle
Развитие бизнеса невозможно без конкуренции. Именно конкуренты подстегивают предпринимателей совершенствовать свое дело, развивать его и выходить на новый уровень. Однако конкуренция — далеко не всегда соревнование и попытка обыграть своего оппонента.
В некоторых случаях конкуренты могут стать партнерами и принести друг другу гораздо больше пользы. Еще в 19 веке Авраам Линкольн говорил: «Я побеждаю своих врагов тем, что превращаю их в друзей».
Это же правило действует и в сфере бизнеса и называется «конкурентное сотрудничество».
Почему сотрудничество с конкурентом выгодно
Некоторые компании работают в рамках упомянутой концепции не один десяток лет. Однако если раньше это можно было назвать дополнением к основной бизнес-стратегии, то сейчас сотрудничество с конкурентами становится неотъемлемой частью ведения своего дела. Практика доказывает, что только лишь сопернический подход все больше утрачивает свою практичность. Преимущества концепции сотрудничества более очевидны и весомы. Чтобы это понять, стоит изучить проблему с точки зрения психологии: необходимо обратиться к эмоциям, которые испытывают люди, работающие в условиях конкуренции и сотрудничества.
Конкурентный подход зачастую сопровождается стрессом, страхом и обидой. В погоне за результатом очень сложно держать себя в руках и не переживать из-за возникающих трудностей и проблем. Нередко появляется боязнь потерять уже достигнутое, вдобавок всегда существует риск злонамеренного поведения сотрудников или ухудшения отношений с потенциальными партнерами.
Конкурентное сотрудничество, напротив, стимулирует совместное достижение цели.
Плюс ко всему такой подход способствует устранению ряда других проблем: снижаются затраты, улучшается качество выполняемых заданий, высвобождаются дополнительные ресурсы для работы и творчества.
Недостатки же конкурентного сотрудничества в виде различных подходов к работе и желания переложить часть обязанностей на оппонента, очевидно, меркнут на фоне всех тех преимуществ, которые несет в себе данный подход.
Испытываемый стресс и чувство ответственности в большинстве случаев давят на человека. Как следствие появляются ошибки, из виду упускаются важные вопросы. Все это ведет к неминуемой потере качества выполняемой работы. Среда сотрудничества предполагает более расслабленную атмосферу.
Разделение ответственности и получение необходимой помощи от конкурента повышают продуктивность сотрудников и в конечном итоге удовлетворенность клиентов.
Своим опытом в вопросах сотрудничества с конкурентами с нами поделились PR-менеджер и основатель продюсерского центра «Знать» Александра Авдеева, руководитель сети World Gym в России Ольга Киселева и управляющий партнер компании EXPONIC Иван Никольский.