Забрать или запретить — типичная реакция родителей на гаджеты. В итоге дети тайком играют в видеоигры и бродят по просторам интернета, пока мама занята. В подростковом возрасте родителей ждёт бунт — запретить взрослому человеку пользоваться смартфоном не так просто, как младшему школьнику. Специалисты школы профессий будущего «КрашПро» рассказывают, как действовать родителям, чтобы избежать такого сценария.
Запреты — не лучшая стратегия, они приводят к тому, что ребёнок скрывает от родителей свои цифровые увлечения. Мы расскажем, как научить детей безопасно использовать гаджеты и какую пользу можно извлечь из современных технологий.
Обучать ребёнка
Знакомьтесь с миром IT вместе с детьми. Покажите ребёнку, что гаджеты — это не только игры и бессмысленный сёрфинг в интернете. С их помощью можно найти ответы на интересующие вопросы, получить помощь в выполнении домашнего задания или подготовке школьных проектов.
Вовлекайте ребёнка в полезную деятельность — попросите его научить вас тому, в чём он уже разобрался, смотрите вместе мастер-классы или проводите научные эксперименты по урокам, найденным в интернете.
В США появилось такое понятие, как цифровой интеллект. Это умение пользоваться цифровыми технологиями в повседневной жизни. Он очень важен, ведь сейчас редкая профессия не требует навыков работы с компьютером и интернетом.
Ребёнок должен знать правила безопасного поведения в сети, сетевого этикета, тайм-менеджмента, уметь сочетать развлечения с полезными занятиями.
Всему этому вы можете научить детей, пока они готовы слушать и не начали искать информацию самостоятельно.
Наргиз Асадова, основатель и директор школы профессий будущего «КрашПро»:
«Было бы здорово, чтобы ребёнок понял: его телефон, планшет и компьютер — мощные инструменты, с помощью которых можно создать анимированные открытки, чтобы поздравить маму, мультфильмы и видеоролики, написать программу для подбора лучших обучающих ресурсов, например, обучения английскому языку, и так далее.
Как это сделать? Когда вы с ребёнком делаете проект в цифровой среде и используете для этого возможности компьютера, то он начинает смотреть на гаджеты по-другому».
Развивать ребёнка
Для дошкольников смартфон или планшет станет помощником в изучении букв, цифр, цветов. Дети постарше могут учить иностранные языки, играть в головоломки, шахматы, логические игры.
Выбирайте те приложения, которые разработаны вместе с психологами и педагогами, ориентируйтесь на возраст и навыки ребёнка. Задачи не должны быть слишком простыми или слишком сложными — иначе дети быстро потеряют интерес к игре.
Исследователи из Северо-Западного университета США проанализировали обучающие приложения и выделили четыре признака, по которым можно определить по-настоящему полезные:
- Активная вовлечённость — ребёнок не просто нажимает на кнопки, ему нужно напрягать ум, решать какие-то задачи.
- Концентрация — ребёнок концентрируется на поставленной задаче, в приложении нет резких звуков или ярких деталей, отвлекающих его.
- Наличие смысла — игра должна относиться к жизни ребёнка и его повседневным действиям, позволять ему использовать старый опыт и получать новый.
- Общение — игра не заменяет общение с людьми, а наоборот, стимулирует ребёнка к взаимодействию с другими.
Кроме приложений, дети могут получать полезную информацию из YouTube. Здесь много каналов и для маленьких детей, и для подростков. Выбирать подходящие для ребёнка стоит по тому же принципу: на канале должна быть полезная информация, применимая в повседневной жизни ребёнка, обучающая его важным навыкам.
Включите в настройках YouTube безопасный режим — тогда ребёнок не столкнётся с видео 18+, шокирующими роликами и другим сомнительным контентом. На смартфон можно установить детское приложение YouTube — там собран только детский контент. Можно настроить профиль под своего ребёнка — указать возраст и его предпочтения.
Цифровые технологии будут полезными, только если они соответствуют возрасту и уровню развития ребёнка. Например, не рекомендуют давать гаджеты детям младше трёх лет — малыши сначала должны научиться базовому взаимодействию с внешним миром.
Дошкольникам не нужны взрослые гаджеты, достаточно детского планшета
Младшим школьникам до 12 лет не стоит включать мобильный интернет на смартфоне — его сложно контролировать, пусть пользуются домашним WI-Fi, который легче настроить.
Подбирайте видеоигры, приложения, мультфильмы с учётом возрастных ограничений — их должны указывать производители. Не стоит давать детям играть в игру, если вы не попробовали её сами или хотя бы не прочитали описание.
Использовать увлечение для выбора профессии
Посмотрите, чем увлекается ваш ребёнок, возможно, это станет основой для выбора будущей профессии или хобби в реальном мире. Если ему нравится конструировать в компьютерных играх, то будет интересен кружок 3D-моделирования. Интерес младшего школьника к роботам можно реализовать в занятиях робототехникой. Подросток может увлечься программированием или созданием собственных компьютерных игр.
Школы цифровых технологий и кружки по интересам помогут сделать увлечение гаджетами полезным. Ребёнок будет не просто сидеть в одиночку за компьютером, а общаться со сверстниками и получать полезные навыки, которые в будущем помогут ему найти призвание.
Договариваться с ребёнком
Вместо запретов договаривайтесь с ребёнком о том, сколько времени и когда он может проводить с гаджетами. Задача родителей — найти баланс между использованием смартфона или планшета и другими занятиями: уроками, работой по дому, спортом.
Выделите определённые часы, когда дети могут играть в гаджеты или сёрфить по интернету. Либо поставьте на устройство ограничение по времени (например, два часа в день) и разрешите ребёнку самому выбирать, когда он будет его использовать.
Абсолютной свободы в использовании цифровых технологий у детей быть не должно. Нужен чуткий родительский контроль, строящийся на доверительных отношениях. Рассказывайте о том, что в сети есть вещи, не предназначенные для детей, ставьте блокировку взрослого контента, объясняйте правила безопасности.
Shutterstock (LightField Studios, Yuganov Konstantin, Tomsickova Tatyana, Olena Yakobchuk, bedya). Иллюстрация: Shutterstock (Anton Malina)
Как обратить детское увлечение компьютером на пользу?
В современном мире оградить маленького ребенка от общения с компьютером практически невозможно.
Даже если дома ты запретишь ему доступ к ноутбуку, планшету или смартфону, он получит его в гостях, в школе, в кругу друзей… Да и к чему запреты? Ведь информационные технологии открывают немало возможностей для развития.
И во взрослой жизни без них не обойтись. Важно использовать этот ресурс грамотно и постараться сформировать у малыша определенные установки в обращении с «умной» техникой.
ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ Частая история: чтобы занять ребенка делом и выкроить немного времени на себя, родители нередко вкладывают в ручку малыша компьютерную мышку. Способ беспроигрышный.
Увлекательные игры, которые выпускают производители, для многих детей выглядят более заманчиво, чем футбольный мяч и куклы.
Чтобы это занятие приносило пользу (и не превратилось со временем во вредную привычку), тебе придется соблюдать определенные правила.
- 1 Серьезно подходи к отбору компьютерных игр.
- 2 Хвали за успехи, разбирай трудности.
Остановись на развивающих программах. Сейчас можно найти множество вариантов. Это могут быть интерактивные проекты по освоению счета, чтения и любого иностранного языка, определению форм и размеров, тренировке внимания и памяти. Такие игры ты найдешь здесь: www.pae-alina.narod.ru; www.igraemsa.ru. Даже скептик согласится, что все это точно не повредит дошколенку. Подобные игры, как правило, сделаны очень красочно и с первых минут вызывают неподдельный интерес не только у детей, но и у взрослых. Ведь играть можно вместе.
У ребенка важно сформировать представление о том, что с помощью компьютера он осваивает новые знания, развивается. Чтобы сделать это ненавязчиво, подчеркивай успехи малыша, удивляйся тому, как много он узнал с помощью игры. 3Контролируй время, проведенное за компьютером. Максимум, который ребенок-дошкольник может провести за монитором, – это 30 минут.
Четко следовать правилу поможет… обыкновенный будильник. Дело в том, что за игрой время течет быстрее. Малышу кажется, что прошло всего 15 минут, а на самом деле он сидит за планшетом уже час. Будильник, который вы вместе заведете перед тем, как начать игру, станет наглядным аргументом.
После этого переключи внимание малыша на что-то другое, например на его любимую игрушку, машинку, куклу. Глазам ребенка нужен отдых.
ЗАНЯТИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ Важно показывать и другие способы отдохнуть, провести свободное время. ● Физическая активность. Объясни, что наше тело не любит быть в неподвижности подолгу. Поэтому после игры мышцы надо обязательно размять.
Это может быть вольная танцевальная программа или комплекс упражнений с приседаниями, прыжками и наклонами. Не забудь сказать, что и голова после этого работает лучше. Таким образом ты привьешь ребенку здоровую привычку заботиться о себе. Можно использовать все тот же фокус с будильником: 15 минут игры – 15 минут танцев.
● Хобби для всех. Наряду с клавиатурой у ребенка в руках должны бывать кисти и карандаши, пластилин, цветная бумага, ткань, карты мира и многие другие интересные предметы. Но если он регулярно будет видеть родителей, склонившихся над экраном, ему будет трудно поверить в магию карандаша и чистого листа бумаги.
Из развлечений он будет признавать только компьютерные игры. Очень здорово, если вы всей семьей займетесь чем-нибудь интересным и полезным. Например, начнете мастерить поделки и подарки, снимать и монтировать домашнее кино, рисовать, слушать аудиокниги или сочинять стихи.
Дети копируют поведение взрослых, поэтому покажи на личном примере, что кроме компьютера есть еще масса интересных вещей и занятий.
ТЫ ПОЧЕМУ ЗЛИШЬСЯ? Если ребенка тянет на «стрелялки», это повод задуматься. Такая потребность может говорить о двух противоположных ситуациях: малыш пытается освободиться от жестокости, которую применяют к нему, или старается вкусить агрессии, проявление которой ему запрещают.
Конечно, тебе стоит обратить внимание на его окружение, постараться выяснить, не обижают ли его во дворе или детсаду. Обрати внимание и на другой момент.
У каждого маленького человека есть естественный заряд агрессии, связанный с потребностью в движении, познании мира через столкновение и противостояние. Если этот заряд блокировать, он проявляется и в таких странных формах, как влечение к играм с насилием.
Что делать? Давать этим эмоциям выход: играть с детьми в выбивного, в квача, соревноваться в дартс, устраивать куча-мала. Ну и конечно, не позволять детсадовцу вооружаться виртуальным ружьем.
ЗАПОМНИ НА БУДУЩЕЕ Давай еще раз повторим пройденное и сделаем выводы. ● Какие компьютерные игры под запретом? Гонки, «стрелялки», альтернативные миры.
Да, ребенок все равно встретится с этими программами позже, но тогда он будет взрослее и не станет путать их с реальностью. ● Не используй в качестве награды за успехи разрешение подольше поиграть на компьютере (хотя бы до подросткового возраста).
И наоборот, постарайся не наказывать ребенка, запрещая игры. Иначе у него сформируется четкое представление о компьютере как о желанном призе. ● Все электронные устройства в доме должны иметь пароль.
Нередко дети встают ночью и играют тайком, а подобные долгие посиделки за монитором не могут не сказаться на здоровье дошколенка. ● Хотя бы до 7–8 лет ребенок должен играть только в присутствии родителей. Желательно, чтобы компьютер находился в общей комнате.
Инга Адмиральская, психолог
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Я играю, не мешай: как превратить увлечение ребенка компьютером в профессию — волга ньюс
Детское пристрастие к цифровым гаджетам часто вызывает у родителей негативную реакцию. Однако благодаря компьютерным играм ребенок может сделать первые шаги в мир IT. О том, как через игру превратить детское увлечение в реальную работу, рассказывает директор самарского отделения школы программирования «Кодабра» Антон Катков.
В нулевых случился технологический бум — игры, компьютеры, приставки и т. д. В то время дети были очарованы новыми технологиями — в их числе был и Антон Катков. В 12 лет он загорелся идеей стать программистом.
Тогда цифровой грамотности детей не обучали ни в Самаре, ни в России в целом. Ребенку просто негде было научиться.
Программистом он все-таки стал в 17 лет и спустя 14 лет открыл в Самаре школу для будущих программистов «Кодабра».
«В Самаре много талантливых детей, и я хочу, чтобы у них была возможность, которой не было в моем детстве. Поэтому в нашем городе и появилась «Кодабра», где уже обучились 672 юных кодера», — говорит Антон.
Программирование и работа с современными технологиями может перерасти из детского интереса в востребованную и престижную профессию. Средние зарплаты в IT выше, чем в других сферах. Специалист со стажем от трех лет может зарабатывать до 200-300 тыс. руб. в месяц. IT-индустрия активно развивается, и профессия программиста не выходит из топа.
В исследовании «Кем бы вы хотели видеть своего ребенка?», проведенном компанией Kelly, отмечается, что самая популярная сфера, по мнению родителей, — IT / Телеком (24%).
Кроме того, резиденты отметили наиболее полезные для развития у детей школьного возраста навыки:
Распространено мнение, что на IT-специалиста можно обучиться только в университете, где лекции по высшей математике сочетаются с компьютерной практикой. Но обучать навыкам программирования можно даже ребенка 6 лет.
В этом возрасте пора начинать собирать «рюкзачок» ключевых скиллов — умение работать в команде, понимание алгоритмов и логики языков программирования.
На этом принципе и построена школа программирования «Кодабра», где обучают детей от 6 до 17 лет.
Дети особенно хорошо играют в игры
Дети любят играть в компьютерные игры, и многие родители от этого не в восторге. Время от времени хочется запретить ребенку проводить время с гаджетом и отправить его «заниматься чем-то полезным». Но раз интерес есть, его надо развивать и показывать другие возможности работы с компьютером.
В школе «Кодабра» понимают и знают, что дети не хотят просто учиться, они хотят участвовать в увлекательном процессе. Поэтому обучение самых маленьких кодеров начинают с простых игр, например, Minecraft.
Minecraft — это компьютерная игра с бесконечными мирами, созданными из блоков. Игрок попадает в мир, где ничего нет, его задача — добыть необходимые ресурсы и построить из них жилище. Как будет выглядеть мир, зависит только от воображения игрока.
Помимо творческой составляющей, Minecraft используется как платформа для обучения навыкам кодинга. Дети, которые уже освоили необходимые для IT навыки, переносят игру на новый уровень — программируют персонажей, выполняющих рутинные действия.
На этом этапе обучения ребенок начинает выполнять сложные вещи. Например, на языке программирования Python пишет для игры персонажа, который не сильно отличается от инструмента, используемого на бирже ценных бумаг. Этот персонаж также подключается к серверу, собирает данные о среде, принимает решения на основании данных и возвращает обратно на сервер указания к действию.
Дети весь процесс обучения воспринимают как игру, увлекательный квест, не вызывающий стресса. Такой подход к обучению в корне отличается от привычного образования, где сложные задания пугают детей. Цель «Кодабры» — дать ребенку ключевые навыки программирования и мышления в игровой форме, избежав детского протеста.
Кроме того, есть курс обучения, где дети создают свои собственные игры и интерактивные анимации. Для этого используется язык программирования Scratch, очень похожий на конструктор Лего: программы собираются из разноцветных кирпичиков — блоков. И сам процесс обучения с помощью преподавателя трансформируется в игру.
«Для тех ребят, которые освоили всю базу и являются полноценными, хотя и юными, специалистами, мы с предпринимателями Самары запустили программу, в которой подростки смогут применить полученные навыки, участвуя в работе над небольшими проектами для компаний. В такой инициативе я вижу большой потенциал для развития будущего поколения программистов», — объясняет Антон Катков.
«У детских школ программирования есть две отличные миссии — дать детям ключевые навыки программирования и привлечь эти светлые головы в IT-сферу, где есть дефицит специалистов, — комментирует заместитель директора компании Magenta Technology Сергей Иноземцев.
— Даже если ребенок не будет разработчиком или аналитиком, полученные навыки помогут ему в роли управленца в IT-компании.
Чтобы трудоустроиться, не обязательно ждать окончания вуза — у нас в компании работают ребята со второго курса, и мы также не откажем в работе 16-17-летним гениям. У будущих кодеров большие перспективы — в IT высокие зарплаты.
Например, студенты без опыта работы могут получать от 35-40 тысяч. Кроме того, трудоустройство не ограничено территорией — сидя в Самаре, можно спокойно работать на компанию из Силиконовой долины».
«Просвещение в сфере IT в раннем возрасте развивает ребенка, позволяет ему определиться с будущей профессией, освоить необходимые навыки для работы в IT, — считает директор самарского офиса EPAM Николай Буланов.
— Программирование формирует логическое и творческое мышление, вырабатывает коммуникативные навыки. Дети начинают лучше понимать английский язык и термины, которые часто используются в программировании. Все это дает хорошую базу, которая может пригодиться ребенку в будущем.
В свое время EPAM запустил eKids — активность, которая позволяет знакомить детей сотрудников с программированием.
В России уже не первый год наблюдается дефицит IT-специалистов, а из-за эпидемиологической ситуации и перевода большинства бизнес-процессов в цифровой формат спрос на них вырос еще больше. Все это подогревает интерес к сфере и у детей раннего возраста, и у их родителей».
Детское «хочу»
Ребенок может самостоятельно научиться чему угодно, например, через Ютуб. Но к сожалению, видеоуроки не помогают применять полученные в процессе просмотра знания.
«В самом начале обучения мы помогаем ребенку выбрать интересную и достижимую цель. Она служит отправной точкой проекта, который ребенок реализует за восемь занятий. В итоге родители увидят готовый продукт, сделанный их ребенком. В рамках курса ребенок осваивает базовые навыки, которые помогут ему при работе с более сложными задачами», — раскрывает детали методики обучения Антон Катков.
В процессе обучения ребенок приобретает навыки работы в команде — этого Ютуб пока дать не может. Современная работа IT-специалиста невозможна в одиночку — сложные проекты реализуются командой разработчиков.
Поэтому на курсах дети работают сообща. При необходимости преподаватели создают ситуацию, в которой ребенок сам помогает другому или просит помощи у соседа.
Так дети максимально погружаются в работу над настоящими проектами.
Одна из основных задач — сохранить интерес ребенка, выстроить процесс обучения так, чтобы запал не пропал. При обучении учитываются особенности и навыки каждого обучающегося, выясняется, что именно ребенок хочет сделать. Хочет, а не должен — это важно. В начале курса преподаватель вместе с учеником определяют конкретную цель и на протяжении всего пути ее придерживаются.
«У детей все в порядке с «хотением», они это умеют лучше, чем взрослые. Взрослых уже научили не хотеть. Когда спрашиваешь у ребенка, что он хочет — появляется сразу 20 вариантов.
Поэтому мы не даем цель, а учим самостоятельному целеполаганию. Заставлять учиться — вариант заведомо проигрышный.
Ему нужно предоставить варианты, и тогда он сам загорится идеей творить», — считает директор самарской «Кодабры».
Где детям кодить хорошо
Спрос на кадры в IT-секторе растет. По данным исследования Минкомсвязи РФ, общая годовая потребность цифровой экономики страны в высококвалифицированных кадрах к 2024 году достигнет значения 290-300 тыс. человек в год. Рынок IT-образования на это реагирует: появляются двухнедельные курсы, которые «помогут стать программистом» и т. д. Сегмент же детского образования развивается по-другому.
«Ситуация с детским образованием по России очень разная. В Москве обучение программированию востребованно, это связано с большим числом крупных IT-компаний. Там айтишник — успешный человек.
Помимо этого, детское обучение поддерживают и сами IT-компании: проводят дополнительные курсы, экскурсии по офисам. В регионах тоже знают, что айтишник — «это кто-то успешный», но не ассоциируют себя с ним. Он — существо из другого мира, где в небо запускают космические корабли.
И зачастую связать то, что ребенок из провинции может сам стать таким, родители не могут», — обозначает проблему Антон Катков.
Программирование становится таким же важным навыком, как грамматика и математика. Обучение IT не дороже, чем школа футбола или кружок моделирования. Проблема кроется в другом — родители не верят в результаты обучения. Но скептицизм рушится, когда ребенок удивляет родителей готовым продуктом.
Чем с пользой увлечь ребенка за компьютером?
Виртуальный мир знаком детям практически с пеленок, и проблема зависимости от сети становится все более острой.
Далеко не каждый родитель хочет использовать жесткие методы, чтобы контролировать занятия ребенка. Многие предпочитают мягкие методы воспитания без сильных ограничений.
Однако дети часто пользуются свободой и спокойно просиживают в интернете все свободное время. К сожалению, без какой-либо пользы.
Чтобы ребенок лучше усвоил новую информацию, ее можно подать в игровом формате. Так легко научить малыша считать и читать, дать базовую информацию об окружающем мире, заинтересовать его и заставить сконцентрироваться на деле. Либо стоит найти ребенку увлечение, которым он будет заниматься на компьютере.
- Программирование
- Рисование
- Развивающие игры
- Заключение
Программирование
Самый простой способ дать детям новые знания и помочь овладеть начальными навыками самостоятельной работы с компьютером — программирование. Это хобби, способное перерасти в полноценный заработок. Работа с исходным кодом научит логике и решению сложных задач. При этом ребенок усвоит базовые понятия, которые в будущем облегчат учебу и последующее поступление в вуз.
Даже если ребенок и не станет программистом, полученные знания не раз помогут ему при работе с компьютером. Отличный вариант — записать ребенка в секцию программирования, что также ускорит развитие его навыков общения и увеличит количество социальных контактов.
Конечно, этот совет актуален для взрослых детей.
Рисование
Маленьким детям будет достаточно простого Paint, а если компьютер будет подключен к принтеру, станет еще лучше.
Можно подключить и специлизированный софт для рисования, что вместе с обучалками и художественными кружками позволит ребенку быстро освоить рисование на компьютере.
Возможно, это станет не просто хобби, а ступенькой к будущей профессии, поможет в стремлении стать дизайнером или выбрать работу в игровой индустрии.
Развивающие игры
Помимо шутеров и стратегий существуют развивающие игры. Они предназначены для детей разных возрастов — от самых маленьких до уже почти взрослых и обладающих собственным мышлением.
Шахматы, «6 лягушек», «Логическая цепочка», — типичные примеры логических игр, в которые можно сыграть прямо в браузере. Они развивают логику и мышление, учат думать на несколько ходов вперед.
«Найди отличия» — целый жанр игр, где малышам нужно искать разницу между двумя картинками. «Бумеранг: Найди отличия», «Знаменитые картины», «Ворона и лиса» — один из примеров ярких онлайн-игр на поиск отличий, которые помогут ребенку в развитии внимательности и концентрации. Большой список бесплатных-онлайн игр в жанре «Найди отличия» есть на этом сайте.
Заключение
Это всего несколько способов, способных превратить бесполезное сидение ребенка за компьютером в увлекательное хобби, которое поможет в развитии базовых навыков. А также изменит характер малыша, расширит его кругозор, научит принимать самостоятельные решения.
Польза и вред интернета для детей — внеурочная работа, презентации
UGC Интернет так стремительно вошел в нашу жизнь, что общество оказалось неготовым справляться со свободным потоком информации. С некоторым опозданием пришлось задумываться о плюсах и минусах интернета для подростков и о том, как им пользоваться без ущерба для здоровья.
Вред гаджетов для детей
Влияние на здоровье
- Электромагнитное излучение современных гаджетов негативно влияет на незрелую нервную систему детей.
- При чрезмерном увлечении ими у детей наблюдается проблемы с координацией действий руками, что проявляется, например, в играх с мячом.
- Мелкая моторика также не развивается.
Ребенку полезно играть конструктором и мозаикой, а не пользоваться компьютерной мышкой. Дети недополучают необходимых им сенсорных ощущений.
- Пристальное всматривание в небольшие объекты на экранах телефонов и планшетов развивает близорукость.
- Вредно увлечение гаджетами и для детского позвоночника.
Ребенок за компьютером долго сидит в одной позе, а его голова неестественно наклонена.
Детско-родительские отношения
Родители дают детям гаджеты с разными целями: для развития, для переключения внимания при капризах, когда нужно долго ждать или просто, чтобы выкроить себе свободное время.
Но делать это с совсем маленькими детьми до 2 лет нельзя. В таком раннем возрасте у ребенка формируются особые эмоциональные взаимоотношения с близкими людьми.
Замена родителей таким привлекательным устройством приводит к нарушениям этих связей.
В возрасте 2-7 лет дети осваивают ролевые игры, в которых они копируют действия взрослых. Это очень важный этап в развитии малышей, когда они таким образом перенимают систему человеческих взаимоотношений, учатся анализировать свои поступки.
Ролевые игры требуют от ребенка высокого творческого и интеллектуального уровня, умения сотрудничать и договариваться, а электронные развлечения и игры примитивны и предполагают только повтор действий до достижения результата. А так как такие игры происходят без участия и вовлеченности взрослого, они не способствуют формированию правильных детско-родительских отношений.
Флизелиновые обои вредны или безопасны?
Нарушения развития речи
У человека с рождения органы артикуляции готовы к произношению звуков. Но для развития речи (устной, а затем и письменной) необходимо время и определенные условия. Первые три года жизни ребенка очень важны для развития речи.
Только желание малыша узнать мир взрослых, быть услышанным и понятым, побуждает его говорить. А взрослые должны эмоционально реагировать на попытки ребенка общаться, проговаривать ему все происходящее вокруг, петь с ним песенки, заучивать стишки.
Раннее знакомство с гаджетами тормозит развитие речи и усугубляет коммуникативные проблемы.
Трудности в обучении чтению и восприятии информации
Многие современные дети, использующие гаджеты с раннего возраста, имеют сложности в удержании в памяти предыдущей фразы при прослушивании текста, связывании слов в предложения, понимания смысла рассказа. Отсюда и дальнейшие проблемы с чтением. Они понимают отдельные слова и короткие предложения, но суть текста от них ускользает, поэтому читать становится скучно и неинтересно.
Частые экранные игры вызывают неправильную работу глазных мышц. Глаза привыкают следить за яркими перемещающимися объектами, а фокусировать взгляд на том, что не движется, очень трудно. Отсюда и проблемы с прослеживанием строки в направлении слева направо и возвратом на новую строчку.
Влияние на психику ребенка
В детстве закладываются основы и происходит наиболее быстрое развитие психики человека. Гаджеты способствуют интеллектуальному развитию, но негативно влияют на развитие мышления и восприятия.
Яркие картинки вызывают у ребенка сильные эмоции, зрение и слух его перенасыщаются, а в тактильных и осязательных ощущениях испытывается дефицит.
Воображение и фантазия ребенка также не развиваются, поскольку ему предоставляются уже готовые формы.
Современные мультфильмы и игры создаются таким образом, чтобы ребенок сразу и без усилий получал удовольствие и положительные эмоции. В реальном же мире для этого нужно приложить много труда.
Понять, какая игрушка нравится, придумать, как с ней поиграть, пригласить кого-то поиграть с тобой — все это достаточно сложно. А нажав на кнопку, можно получить удовольствие сразу же.
У ребенка все слабее становятся стимулы для взаимодействия с реальным миром.
У детей, предпочитающих играть в «стрелялки» искажается восприятие мира. Ребенок не в состоянии отделить игру от реальности. Поэтому все трюки компьютерных героев, их способность к восстановлению он считает правдой. А также перенимает модель поведения, в которой не несется ответственность за совершенные плохие поступки.
Кроме того, игры не учат прилагать усилия и целенаправленно трудиться для достижения результата. При столкновении с проблемами в реальной жизни дети, чрезмерно увлеченные гаджетами, склонны к стрессам, истерикам, депрессиям.
Влияние на социализацию
Как уже было сказано, ребенку для формирования навыков коммуникации нужно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, играть в ролевые игры. Проводя много времени за гаджетами, дети не имеют возможности и желания совершенствовать эти умения. Поэтому их социализация страдает.
Опасно это и для подростков, которые соцсетями заменяют живое общение и выпадают из реальной жизни. Негативную роль играет и фактор анонимности. В Интернете легко жить двойной и даже тройной жизнью. Это создает препятствия формированию личности, идентичности, пониманию себя.
Сколько времени ребенку можно пользоваться гаджетами?
Рекомендации педиатров, неврологов, психологов относительно времени, которое дети разных возрастов могут проводить за гаджетами, следующие:
- детям до 2 лет не стоит давать в руки гаджеты;
- детям 3-4 лет — 30-40 минут в день;
- детям 5-6 лет — 1 час в день;
- детям 7-9 лет — 1,5 часа в день;
- детям 10-13 лет — 2 часа в день;
- детям 14-16 лет допустимо использовать гаджеты до 3 часов в день.
Что можно и что нельзя смотреть детям?
Ограничения напрямую зависят от возраста ребенка.
Дошкольники
Для таких детей существуют интересные развивающие мультфильмы и передачи. Можно играть и в простые игры на логику, внимание, память. Хорошо, если родители будут делать это вместе с детьми и потом обсуждать увиденное. Но основная деятельность ребенка этого возраста — игры со сверстниками, прогулки на улице, творческие занятия.
Младшие школьники
Дети по-прежнему могут смотреть развивающие передачи и мультики, играть в игры, соответствующие их возрасту, уделяя этому не более положенного времени. Также ценным остается совместный просмотр с родителями. Ведущей деятельностью ребенка этого возраста является учеба, но и за играми и прогулками он проводит много времени.
Средние школьники
Дети старше 10 лет уже хотят иметь собственный смартфон и проводить с гаджетом больше времени. Родителям нужно ввести правила. Гаджет — это вещь родителей, пользоваться которой они разрешают на своих условиях.
Нужно обязательно контролировать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени проводит в сети. Для этого существуют специальные программы родительского контроля. Разрешая играть в игры, стоит ограничивать игры с элементами насилия — «стрелялки». Особенно это касается детей с проблемами регуляции негативных эмоций. По-прежнему остаются ценными совместные просмотры родителей и детей.
Гиганты для маленьких
Мария Наместникова, эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете. Фото с сайта oncologi.org
Начнем с самого известного – «Смешариков».
Мультики из серии рассчитаны на разные возрасты, от «Малышариков» для самых юных зрителей до «Пин-Кода», научно-популярного цикла, интересного даже родителям.
Но, кроме видео и игр, на сайте есть и нечто вроде социальной сети для детей. Вместо реальных фотографии на аватаре – мультяшки, а в остальном все, как у взрослых: статусы, опросы, друзья, общение. Украшать свою страничку наклейками можно, выполняя игровые задания. Но, внимание, сайт требует установку специального браузера с расширенными возможностями.
Второй «гигант» – «Фиксики». На официальном сайте мультсериала можно посмотреть все выпуски и поиграть в обучающие игры.
Признаки зависимости от гаджетов у детей
Психологи различают три вида компьютерной зависимости: игровая, сетевая и серфинговая.
- Игровая — это болезненная тяга к компьютерным играм.
- Сетевая — это зависимость от соцсетей, желание проводить в них много времени. Соцсети чаще привлекают детей с заниженной самооценкой, которые боятся проявить себя в обществе.
- Серфинговая — эта зависимость самая сложная: дети часами просматривают познавательные и развлекательные ролики, читают информацию, но не применяют в жизни. Кажется, что они занимаются полезными делами, развиваются, но на самом деле это не так. Ничто не может заменить личного опыта.
Но, даже если ребенок проводит много времени с гаджетами, это не всегда зависимость. Существуют модели поведения, обнаружив которые родители настораживаются. Это:
- Ребенок теряет интерес к реальной жизни. Он не хочет гулять, играть в подвижные или настольные игры, рисовать, читать. Эти занятия кажутся скучными и неинтересными в сравнении с впечатляющим виртуальным миром.
- Ребенка не интересуют разговоры и обсуждение того, что не связано с гаджетами. Он не задает многочисленные вопросы, что естественно для дошкольного и младшего школьного возраста. Оживляется только при разговорах об играх, в которые он играет на своем девайсе.
- Ребенок испытывает беспокойство, становится нервным и раздраженным, если приходится провести день без гаджета, не может себя ничем занять.
- Агрессия, ярость, истерики у ребенка при попытках забрать гаджет или ограничить время, которое он проводит в сети. Такое неконтролируемое проявление эмоций в течение продолжительного времени — прямое свидетельство проблем в эмоционально-волевой сфере.
- Ребенок теряет чувство времени и чувство меры, когда проводит время за гаджетом, не соблюдает оговоренные условия и всеми силами стремится быть в сети как можно больше.
- Ребенок скрывает то, что он играет. Встает ночью, чтобы играть, а днем в школе чувствует себя уставшим и сонным.
- У школьников падает успеваемость, они не стремятся общаться с друзьями, проводить время с семьей. Все их желания сводятся к тому, чтобы уединиться с гаджетом.
Менее известные ресурсы
Мурзилка. Изображение с сайта libkids51.ru
- Сайт журнала «Мурзилка» предоставляет доступ к архиву издания и играм.
- Сайт телеканала «Карусель»: просмотр передач онлайн, игры, а еще форум, на котором можно пообщаться не только со сверстниками, но и с сотрудниками канала, авторами передач и обсудить с ними телепроизводство, поделиться идеями.
- На странице «Фантик-Бантик» собраны подробные инструкции для поделок на все случаи жизни и обучающий курс по рисованию песком.
Участвовать в олимпиаде можно на сайте «Талантикус». Тесты разные, для всех возрастов: от проверки знания сказок до вопросов по ОБЖ и математике. В случае успешного прохождения теста, можно сразу получить именную грамоту и распечатать ее.
Онлайн-игра про зверушек на сайте «Мирчар» может увлечь ребенка надолго. Нужно выбрать себе виртуального питомца и принимать участие в сражениях, одевать питомца, зарабатывать деньги, проходить квесты, общаться с другими игроками и так далее.
На сайте национальной детской библиотеки есть архив оцифрованных материалов. Особенно интересны и школьникам, и их родителям будут журналы: можно сравнить детские издания конца XIX века и современные.
Знаменитый ресурс TED Education предназначен для взрослых, но среди многочисленных видеороликов можно найти и кое-что для детей. К сожалению, искать перевод или субтитры на русском языке придется самостоятельно: на Youtube и в тематических группах в соцсетях есть подборки подходящих видео.
Эти видео очень короткие и информативные, всего за 3-4 минуты ребенок может узнать и запомнить неочевидные факты о собственном организме, вселенной, нашей планете и многом другом.
Кроме того, в интернете есть много ресурсов, которые пригодятся ребенку для учебы, в частности, работы над школьными проектами.
Как преодолеть зависимость?
Разумеется, просто забрать у ребенка гаджет — не вариант. Особенно, если ребенок уже школьник. Тут нужен психологически грамотный и терпеливый подход. Но родители должны быть строги и не отклоняться от выбранной стратегии.
- Поговорить с ребенком. Стоит сказать честно, что будет лучше, если у него будет еще жизнь, кроме компьютера или телефона. Вы, как родители, хотите, чтобы он получил образование, нашел дело жизни и достиг успеха. Обязательно нужно объяснить ребенку, что такое зависимость и что для преодоления ее понадобятся силы и время. А родители ему в этом помогут.
- Занятость. Каждый день ребенка должен быть строго расписан. Нужно придумать для него полезные и интересные активности — записать на кружки, которые ему понравятся. У него должно быть время на прогулки, выполнение уроков и отдых. Вот в период отдыха он сможет пользоваться гаджетом, но только строго оговоренное время.
- Личный пример. Дети всегда копируют родителей. И если взрослые проводят свободное время в сети, то ребенок поступает так же. Он не видит, как может быть по-другому. Хорошо ввести в жизнь семьи ритуалы и традиции, планировать, как будете отдыхать все вместе. Это могут быть путешествия, прогулки, посещения интересных мест, настольные игры, совместные проекты, поделки, рукоделия, кулинарное творчество. Дети будут в восторге от такого времяпрепровождения, и гаджеты отойдут на второй план.
- Польза. Мир интернета открывает огромные возможности для того, кто хочет развиваться, а не только развлекаться. Родители должны показать ребенку варианты полезного проведения времени в сети.
Профилактика зависимости от гаджетов
- Важно с самого раннего возраста приучать ребенка к соблюдению правил, которые устанавливают родители. Тогда и ограничение времени, проводимого с гаджетами, не будет восприниматься болезненно.
- Некоторые родители практикуют кормление малышей во время просмотра мультфильма.
Ребенок, увлеченный мелькающими картинками, послушно открывает рот. Но это приводит к нарушениям пищевого поведения и развитию зависимости от гаджета.
- Нельзя использовать гаджеты, как средство от истерик или плохого настроения.
Малыш должен учиться справляться с эмоциями самостоятельно, успокаиваться и благополучно переживать трудности.
- Родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить, общаясь с семьей, а не с гаджетом.
- Детям всех возрастов нужно общение с родителями, общие интересы и цели.
Тогда у них не будет потребности убегать от одиночества в сеть.
- Важно обеспечить ребенку интересный и разнообразный досуг, достаточно игрушек, материалов для творчества, спортивного инвентаря.
- Родителям нужно интересоваться, чем дети занимаются в сети, во что играют, что смотрят, с кем общаются. Уважение к интересам ребенка укрепляет родительский авторитет.
Лекции Быкова в МИОО
Для тех, кому надо подтянуть литературу
vk.com/dlbykov
Поэт, писатель, критик, журналист и просто самый харизматичный рассказчик всех времен и народов Дмитрий Быков прочел на базе Московского института открытого образования серию лекций о творчестве великих российских литераторов. Здесь вы найдете лекции об Ахматовой и Белом, Стругацких и Мандельштаме. С творчеством же Маяковского, Горького и Пастернака автор лекций знаком еще и как биограф. Слушать и смотреть
Положительные стороны гаджетов для детей
Современному человеку умение пользоваться компьютером и ориентироваться в сети необходимо. Ведь в нашем мире все компьтеризировано. Существуют качественные игры и приложения, позволяющие детям развивать логику, память, изучать иностранные языки.
Увлечение детей играми часто становится входными дверями в IT-технологии. Важно только правильно сориентировать ребенка. Сегодня онлайн образование набирает обороты. Можно заниматься с репетитором, учиться в разных школах, на курсах, посещать мастер-классы не выходя из дома.
Это удобно и открывает огромные возможности.
Не нужно полностью ограждать детей от гаджетов и запрещать им пользоваться интернетом. Важно уделять внимание ребенку, доносить до него значение настоящих ценностей — семьи, дружбы, общения, развития. А гаджеты должны быть только помощниками в жизни и достижении успеха. Тогда никаких проблем с ними в семье не возникнет.
Тренажер для развития мышления
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов узнать подробнее
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )