Как узнать, окупились ли вложения в бизнес: рассчитываем roi

Как узнать, окупились ли вложения в бизнес: рассчитываем roi

  • Лучшее, что может сделать руководство компании для повышения эффективности, это систематически сопоставлять вложения в бизнес с полученными результатами.
  • Основная цель мастер-класса:
  • Научится анализировать эффективность инвестиций в развитие бизнеса.

Эффективность инвестиций – главный критерий успеха в бизнесе. Ведь даже высокая прибыль ничего не значит, если она тратится на неперспективные направления, которые не приносят отдачи на вложенные средства.

  1. Как говорил основатель современного менеджмента Питер Фердинанд Друкер, самое лучшее, что может сделать руководство компании для повышения эффективности, это систематически сопоставлять вложения в бизнес с полученными результатами.
  2. Для измерения эффективности инвестиций используются показатели, позволяющие сопоставить сумму инвестиционных затрат с денежным потоком, который генерирует созданный за счет инвестиций объект – это может быть продукт, предприятие или магазин.
  3. Следует подчеркнуть, что здесь имеет значение не прибыль, получаемая от данного объекта, а именно денежный поток.

Как узнать, окупились ли вложения в бизнес: рассчитываем roi

Как правильно учитывать инвестиционные расходы;

Как узнать, окупились ли вложения в бизнес: рассчитываем roi

Как планировать и анализировать эффективность инвестиций;

Как узнать, окупились ли вложения в бизнес: рассчитываем roi

Как управлять инвестиционной деятельностью, чтобы добиваться поставленных целей.

Как узнать, окупились ли вложения в бизнес: рассчитываем roi
Как узнать, окупились ли вложения в бизнес: рассчитываем roi

Александр Кочнев.

Управляющий партнер консалтинговой компании iTeam.

Специалист по управлению, организационному развитию. Кандидат технических наук.

Более 15 лет является Руководителем консалтинговых проектов по разработке корпоративной стратегии, внедрению управленческого учета, оптимизации процессов и организационной структуры, созданию систем планирования и контроллинга. Создатель концепции «Русский Менеджмент», как целостной системы знаний об управлении организациями.

Видео отзывы наших участников:

Александр Красный, «ГаРус»

Александр Соловьев, «FIS»

Геннадий Черкасов, «Миг Плюс»

Яна Ходак, «Компания ПрактикМед»

Артем Агабеков, «Фабрика Окон»

Андрей Черкасов, «Миг Плюс»

«Тимер Банк»

Этери Березовская

Игорь Жихарев

Наталья Эдель, «Verbamayr»

Сергей Карзан, «Verbamayr»

Алексей Сиднев, «Senior Group»

Ольга Гребнева, «Senior Group»

Андрей Перчик, «Senior Group»

Мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы:

info@iteam.ru

+7 (499) 110-26-84

Как рассчитать рентабельность — ROI, примеры и инструменты

Как узнать, окупились ли вложения в бизнес: рассчитываем roi

Один из основополагающих показателей для любого бизнеса.

ROI —return on investment или коэффицент возврата инвестиций. Показывает отношение заработанных денег к вложенным. Иными словами, насколько окупились инвестиции в бизнес.

Если коэффициент больше нуля (или больше 100%), то он характеризует прибыльность дела — получено больше, чем инвестировано. Если коэффициент меньше 0 (или меньше 100%) —убыточность, получено меньше, чем вложено.

Иногда РОЙ считают от 0, где отрицательные числа — убыток, а положительные числа — профит. Иногда считают от 100%, где числа 100% — профит.

Для того чтобы подсчитать ROI в простом варианте требуются только три показателя:

  • Себестоимость. Стоимость единицы продукции (или услуги) — себестоимость, включающая все затраты на получение конечного результата.
  • Доход от реализации продукции (оказания услуг) — суммарная выручка от продажи.
  • Сумма инвестиций — общее количество денежных средств, вложенных в производство, реализацию, рекламу и т.д.

Формула вычисления ROI:

ROI = ( доход — себестоимость ) / сумма инвестиций

Эта формула считается самой простой и используется повсеместно. Обращаем внимание : первый признак опасного развития событий — отрицательное значение ROI, характеризующее недостаточный доход и превышение себестоимости над доходом. Отрицательное значение ROI показывает потери на каждый вложенный в дело рубль.

Часто требуется вычислить ROI за конкретный период деятельности. В этом случае формула немного усложняется:

Данная формула показывает доходность за период владения активом, другими словами – рост вклада за период.

Маркетинговый ROI — ROMI

  • Существует ещё один вариант показателя ROI, так называемый, маркетинговый ROI — ROMI, который учитывает основные затраты на производство и вычисляется по формуле:
  • ROMI = ( Валовая прибыль — Инвестиции в маркетинг ) / Инвестиции в маркетинг
  • При этом валовая прибыль вычисляется как разница между валовой выручкой и себестоимостью реализованной продукции.
  • ROMI, равный 25, означает, что каждый рубль, потраченный на рекламу продукции, принёс доход в 25 рублей.

Характер формулы показывает, что значение ROMI может быть и отрицательным. Те же 25, но отрицательные, означают, что на каждом рубле, вложенном в рекламу, магазин терял 25 рублей.

Вариантом ROMI является индекс соотношения расхода к доходу — MRE, на который больше ориентируются владельцы бизнеса и отделы маркетинга.

MRE = Затраты на маркетинг за какой то период / Доход за тот же период

Примеры расчетов

Здесь рассмотрим на конкретных примерах, как рассчитывать ROI. Для облегчения понимания опущу большинство нюансов, которые вы должны будете учитывать. Бизнес у меня работает без простоя и казусов, реклама работает сразу, товар не требует ухода, не учитываю инфляцию, налоги и тому подобное.

Покупка малого бизнеса

Есть предложение покупки готового бизнеса со следующими вводными: цена бизнеса — 150000, расход — 60000, оборот в месяц — 100000. Из этого следует, что расчет ROI за год будет выглядеть так:
(100000-60000)*12/150000=320%

Выглядит великолепно, но не забываем про то, что это идеальный расклад. По факту, нам нужно будет учесть сезонность, налоги и прочее прочее. Точно можно будет посчитать уже по пройденному периоду времени.

Допустим, если это бизнес продажи напитков, то май-сентябрь будет более прибыльным и, например, в этот период вводные данные такими и останутся, а вот в остальное время года будет таким — расход — 50000, оборот — 60000, то тогда рассчитываем так: ((100000-60000)*5+(60000-50000)*7)/150000=180%
Тоже неплохо, но уже совсем другая ситуация.

Сдача помещения в аренду

Рассмотрим пример с покупкой помещения под аренду, в ином случае читайте далее про бесконечный ROI. Допустим, хотите вы купить квартиру, место в торгушке или же отдельное здание за сумму X и сдавать в месяц за сумму Y. Вводные: X=1000000, Y=15000. Если покупка происходит без кредита, то за год расчет такой: 15000*12/1000000*100%=18%

То есть через 5,6 лет (100/18) вы выйдете в чистую прибыль.
Если вы покупаете в кредит, появляются новые вводные: стартовый взнос, ежемесячный платеж, срок. Допустим, берем кредит на 10 лет, стартовый взнос 500000, ежемесячный платеж 12000. То получаем такую формулу:

(15000-12000)*12/500000=7,2%

То есть это равносильно тому, что вы вложите 500000 под 7,2% годовых, а спустя 10 лет это помещение будет просто печатать деньги. Опять же, звучит прекрасно, но не забывайте, что я не учитывал содержание помещения или коммунальные услуги и это при условии сдачи в арену 365 дней в году.

ROI в интернет маркетинге

ROI для интернет-маркетинга это коэффициент эффективности затрат на проект. Это помогает выявить слабые места, увидеть как по факту работают ваши вложения в сотрудников, в рекламу и в монетизацию в целом. Например тратите в месяц 10000, получаете 15000, считаем по формуле: 15000/10000*100%=150%

ROI — прибыль от сделки

Подходит для Интернет-магазина, арбитража трафика, перепродажи. Для расчета ROI для прибыли со сделки нужно учесть стоимость приобретения клиента, себестоимость и доход. Вычисление стоимости приобретения клиента — это отдельная тема, если вкратце, то нужно разделить все расходы (реклама, сотрудники и т.д.

) на общее количество клиентов в месяц. Допустим в месяц вы продаете 100 товаров по 2000 рублей, себестоимость товара 500, 1 клиент обходится вам в 1000, тогда ваша формула будет выглядеть так:
100*(2000-500)/(100*1000)*100%=150% Часто, эффективным является расчет для отдельного товара/услуги в сравнении. Например, продаете вы футболки.

Рассмотрим табличку ниже и рассчитаем по ней ROI

Как узнать, окупились ли вложения в бизнес: рассчитываем roi

  1. ((200-95)*10)/1000*100%=105%
  2. ((250-100)*11)/1000*100%=165%
  3. ((350-105)*8)/1000*100%=196%

Исходя из расчетов, можно понять, что хотя футболок с надписью продалось больше, но ROI от футболок с принтом на порядок больше. Следовательно, имеет смысл, распределить рекламный бюджет и направить больше средств именно на рекламу футболок с принтом.

ROI в ставках на спорт

Для многих азартные ставки это не просто развлечение, но еще и бизнес. Значит, как и для любого бизнеса, имеет смысл определять свой ROI на ставках. Принципы все те же, отношение прибыли к затратам.

Причем расчет ROI на короткой дистанции не имеет никакого смысла, нужны сотни ставок. Профессионалы этого азартного дела всегда ставят одинаковые номиналы, а при необходимости делают удвоение/утроение. Делается это для простоты расчета своей статистики.

Рассмотрим пример расчета на пяти ставках:

1000=1200, 1000=1300, 1000=0, 2000=3700, 1000=0. Простой подсчет дает нам понять, что сумма ставок составила 6000, а сумма выигрыша 6200.

6200/6000*100%=103% из этого следует, что ROI этих 5 ставок 103%, то есть игрок в плюсе на 3 процента.

Бесконечный ROI

Что такое бесконечный ROI и как он образовывается? Бесконечный ROI получается когда мы получаем прибыль без затраты своих средств.

Если взглянуть на формулу подсчета то становиться понятно, что если любое число разделить на 0, то получится бесконечность.

О боже! Делить на 0 нельзя! Слышу крики гуманитариев, но в высшей математике есть такое понятие, как число бесконечно стремящееся к нулю.

Кроме очевидных примеров, можно отметить, что нередки случаи бесконечного ROI выбранного промежутка времени.

Читайте также:  Как бизнесу расти с помощью глобальных платформ — выступление Витаутаса Воробьеваса

Инструменты для расчета ROI

Если вы хотите автоматизировано считать ROI в вашем бизнесе — используйте сервисы для сквозной аналитики.

Строить прогнозы и играть в цифры можно с помощью ROI-калькуляторов:

ROI: что это такое и как рассчитать

У ROI есть сторонники, считающие его важным показателем эффективности, и противники, обвиняющие его в несостоятельности. Мы относим себя к первым. Однако мы понимаем, что у ROI имеются особенности и что его иногда невозможно применить. Рассмотрим этот коэффициент подробнее.

ROI – это аббревиатура с английского «Return of investment», означающая коэффициент окупаемости инвестиций. Показатель позволяет понять, окупились ли вложения и если да, то насколько. Его еще называют ROMI – возврат маркетинговых инвестиций. Между ними нет разницы, кроме как в названии. ROMI считает возврат не всех инвестиций, а только связанных с продвижением бренда или товара.

Приводим формулу ниже:

Как узнать, окупились ли вложения в бизнес: рассчитываем roi

Это показатель схож с ROAS, который просто считает окупаемость расходов на рекламу. Он имеет примитивную формулу: доход /расход.

Рассмотрим на примере. 

Вы заказали рекламу Вонтакте с бюджетом 15 тыс. рублей (включая услуги таргетолога). РК принесла 20 заявок с чеком на 3000 каждая. 

Вам интересны интернет-маркетинг и продвижение бизнеса в интернете? Подписывайтесь на наш Telegram-канал!

Коэффициент ROAS будет следующим: 20*3000/15000 = 4. То есть 1 затраченный рубль принес 4. Иногда коэффициент умножают на 100 и выдают как ROI (ROMI). 400 % смотрится, конечно, впечатляюще.

А теперь рассмотрим, как это выглядит в ROI: (20*3000 – 15 000)/15 000 *100 = 300 %. Как вы видите, цифры уже хуже, но все равно хорошие. Это говорит о том, что рекламная кампания прошла успешно, и есть смысл вкладываться в нее дальше. 

Заметим, что целесообразно считать доход, полученный от размещения рекламы, именно по отношению к стоимости размещения, то есть по приведенной выше формуле.

Подсчет ROI (ROMI) позволит выявить наиболее эффективные каналы продвижения и отсеять убыточные. Например, вы запустили РК товара стоимостью 1,5 тыс. рублей по 4 каналам. Вам нужно выбрать два наиболее эффективных из них. Посчитаем ROI с учетом результата.

Канал Количество заявок (прибыль) Расход на РК ROAS ROI
ВКонтакте 30 15000 300 % 200 %
Яндекс.Директ 60 25000 360 % 260 %
AdWords 25 25000 150 % 50 %
Объявление в газете 5 5000 150 % 50 %

Как видно, реклама в ВКонтакте и Директе оказалась прибыльной, а последние два канала – убыточными. Но если смотреть только на ROAS, кажется, что реклама сработала, хотя на самом деле это не так. Подсчет ROI позволит сэкономить деньги, не тратя их на впустую.

Расчет ROI с учетом себестоимости

ROI можно считать как от объема выручки, но и от итоговой прибыли. Первое позволить просто увидеть эффективность канала, а второе – целесообразность затрат относительно конечной прибыли.

  • В этом случае формула расчета ROI несколько усложняется.
  • Как узнать, окупились ли вложения в бизнес: рассчитываем roi
  • Валовая прибыль считается так: (количество продаж * на сумму продаж) – (количество продаж * сумма себестоимости 1 единицы).
  • Для примера возьмем товар стоимостью 3000, из которых 1200 рублей является себестоимостью.

Посчитаем сначала валовую прибыль с учетом продаж в ВКонтакте. (10*3000) – (10*1200) = 18 000. А теперь посчитаем ROI для ВК: (18000 – 15000)/15000*100 = 20%. Для остальных каналов расчет аналогичен, не будем его расписывать.  

Канал Количество заявок Расход на РК ROI
ВКонтакте 10 15000 20 %
Яндекс.Директ 40 25000 188 %
AdWords 25 25000 80 %
Объявление в газете 3 5000 8 %

Как видно из таблицы выше, РК в ВКонтакте принесла на 3 тыс. рублей больше, чем потратили на нее. Возможно, с грамотной настройкой кампании целесообразность этого канала и возрастет, но на данный момент возня того не стоила.

Кампании в Директе и AdWords имеет ROI заметно выше нуля, а значит, она приносит неплохую прибыль. Объявление в газете едва окупилось. В ноль не ушли, но и прибыль с канала смешная. 

Как повысить ROI (ROMI)

Чтобы повысить показатели окупаемости инвестиций, можно воспользоваться следующими методами:

  • Проверьте, несут ли рекламное объявление и объявление на самом сайте (страничке) одинаковый посыл. Например, если в рекламе вы обещаете бесплатную онлайн-консультацию специалиста, а на первом экране лендинга предлагаете скачать PDF-ку, пользователь не найдет обещанного и уйдет.
  • Сегментируйте аудиторию: чем точнее вы бьете в цель, тем сильнее отдача. Нельзя запускать РК на всех, в надежде, что предложением заинтересуются все подряд. 
  • Четко разграничивайте каналы. Если вы не отследите, откуда человек пришел, вы не сможете точно посчитать ROI. Данные могут быть как сильно занижены, так и завышены.
  • Пишите привлекательные рекламные объявления, говорите конкретно и показывайте клиенту выгоду от сделок.
  • Улучшайте дизайн и юзабилити сайта, а также работу менеджера по продажам. Никакие инвестиции не окупятся, если последний не сможет (или не захочет) наладить контакт с клиентами.

Заключение

ROI (ROMI) – это удобный инструмент для того, чтобы понять, правильно ли вы движетесь. Он позволит грамотно распределить бюджет, отключит невыгодные каналы, тем самым сэкономив средства.

Но не везде ROI можно посчитать. Коэффициент не имеет смысла:

  • В длинных циклах продаж, например в недвижимости, покупке авто и пр. дорогостоящей техники. От момента, когда человек увидел объявление, и до совершения им покупки могут пройти недели и месяцы. Значит, и РОИ будет разными, в зависимости от того, когда их считали, хотя в РК не менялась.
  • Товар имеет разную стоимость, которая сильно отличается. Одна случайная продажа сильно дорогой позиции приукрасит коэффициент. Но подобные покупки – большая редкость, а значит, и нельзя адекватно оценить эффективность кампании.
  • Если нет возможности разграничить трафик. В этом случае можно оценить эффективность лишь работы маркетингового отдела, но вычленить прибыльные каналы – нет. 

Как вы видите, ROI – инструмент, который нужно применять не во всех ситуациях и которым необходимо правильно пользоваться. Не стоит на него полагаться как на истину в последней инстанции. Но лучше хоть как-то понимать, как окупается РК, чем слепо тратить бюджет. 

Подпишитесь на рассылку FireSEO

и получайте подборки статей, полезных сервисов, анонсы и бонусы. Присоединяйтесь!

Как предпринимателю посчитать эффективность рекламной кампании до её начала

Как узнать, окупились ли вложения в бизнес: рассчитываем roi

Деньги

Реклама похожа на лотерею: сложно заранее сказать, принесёт она бизнесу дополнительные продажи или только потратит деньги. Но ситуация не безнадёжна — частично предугадать эффект от акции бывает возможно. Разберёмся, как это сделать.

  • Вячеслав Уфимцев
  • Эксперт: Дмитрий Фурье
  • Редактор: Саша Волкова

Максим открыл пекарню в спальном районе и хочет сделать из неё прибыльный бизнес. Он уже разобрался с тем, как найти точку роста и построил воронку продаж для пекарни. Продолжим разбираться в работе пекарни Максима и узнаем, как считать, вкладывать ли деньги в рекламу. 

Максим следит за каждым рублём и не может позволить себе рекламу, которая не отобьётся. Если он тратит на продвижение 10 000₽, то ожидает, что дополнительная выручка будет не меньше, а в идеале — больше, чем он вложил. Максим не готов тратить деньги на то, что люди просто узнают о пекарне: ему нужны продажи.

Чтобы понять, будет ли реклама эффективной, нужно сравнить затраты на неё с выгодой от акции. С затратами понятно — их сумма обычно известна заранее. А вот выгода непредсказуема. Как быть?

На помощь снова приходит воронка продаж. Реклама направляет потенциальных клиентов на определённый этап. Конверсия других этапов остаётся прежней, так что можно прикинуть, как изменится выручка. Например, до этого в магазин в день приходили 100 человек, а с помощью акции ожидаем привлечь ещё 20. Зная конверсии следующих этапов и средний чек, можно посчитать, как изменится выручка.

Вспомним воронку продаж Максима и рассмотрим два примера. Вот воронка:

Трафик мимо пекарни за день 6000 человек
Конверсия из пешехода в посетителя 4%
Количество посетителей в день 6000 * 0,04 = 240 посетителей
Конверсия из посетителя в покупателя 90%
Количество покупок за день 240 * 0,9 = 216 чеков
Средний чек 100₽
Выручка за день 216 * 100 = 21 600₽

Рядом с пекарней Максима есть ещё несколько бизнесов: кофейня, книжная лавка и салон красоты. Допустим, Максим и соседи-предприниматели решат провести для района небольшой праздник.

Читайте также:  Как продлить аккредитацию на этп сбербанк аст

Максим и соседи считают, что это увеличит трафик за день на 10%. На организацию нужно 20 000₽ — по 5000₽ с бизнеса. Посчитаем эффективность акции:

Трафик мимо магазина за день 6000 + 10% = 6600 человек
Конверсия из пешехода в посетителя 4%
Количество посетителей в день 6600 * 4% = 264 посетителей 
Конверсия из посетителя в покупателя 90%
Количество покупок за день 264 * 0,9 = 238 чеков
Средний чек 100₽
Выручка за день 238 * 100 = 23 800₽

Дополнительная выручка 2200₽ при затратах в 5000₽ — убыток видно невооружённым глазом. При таком расчёте участвовать в празднике невыгодно.

Пример 2. Реклама увеличит количество посетителей

Максим может нанять на пару дней студента раздавать листовки. На две смены по 5 часов придётся потратит 2000₽, ещё 2500₽ — на 2000 листовок.

Максим обсудил идею со знакомыми предпринимателями. По их опыту около 3% листовок приводят пешеходов в магазин. Посчитаем эффективность акции:

Трафик мимо магазина за день 6000 человек
Конверсия из пешехода в посетителя 4%
Количество посетителей в день 6000 * 0,04 + 2000 * 3% = 300 посетителей
Конверсия из посетителя в покупателя 90%
Количество покупок за день 300 * 0,9 = 270 чеков
Средний чек 100₽
Выручка за день 270 * 100 = 27 000₽

Дополнительная выручка — 5400₽. При затратах в 4500₽ дополнительной прибыли за два дня получилось 900₽ или 13 000₽ за месяц. Такая акция выгодна.

Есть нюанс — такой подсчёт нельзя назвать точным

Показатели других этапов воронки не обязательно останутся неизменными. Допустим, Максим сделает листовку с неправильными ценами. Она приведёт покупателей в магазин, но они увидят реальную ситуацию и уйдут с пустыми руками — конверсия в покупателя упадёт.

Бывает и обратный эффект — мы не учитываем, что клиенты, которые пришли с листовкой, могут полюбить булочки в пекарне и прийти ещё несколько раз в будущем. То есть, акция будет отбиваться долго, но в будущем станет выгодной. Так что у такого расчёта будет погрешность.

Медицинская точность в этом случае и не важна. Главное при расчёте — помнить, что реклама влияет не на конечные продажи, а на один из этапов воронки. Исходя из этого можно рассчитать потенциальное изменение выручки. Подход не даст точных цифр, но покажет примерную картину и поможет понять, стоит ли вкладываться в рекламу.

Для тех, у кого Эвотор

Программа лояльности поможет посчитать, сколько вы зарабатываете на повторных продажах. Если у вас Эвотор, попробуйте БонусПлюс — готовое решение для запуска программы.

Пока что мы оцениваем эффективность рекламы самым простым способом — сравниваем затраты и выгоду. Это удобно, когда кампания одна, но что делать, если у вас есть несколько потенциальных вариантов? Как сравнить промика, который раздаёт листовки, с рекламой в газете?

В этом случае можно посчитать ROI — окупаемость инвестиций. ROI показывает, сколько дополнительных денег бизнес заработает с затрат на рекламу. ROI считают по формуле:

ROI = (Доход − Затраты) / Затраты * 100%

Доход — дополнительная выручка от рекламы, затраты — сумма всех расходов на рекламу. Допустим, Максим потратит на рекламу 10 000₽, а выручка вырастет на 15 000₽, тогда ROI = (15 000₽ − 10 000₽) / 10 000₽ * 100% = 50%. 50% значит, что с каждого вложенного рубля Максим получит 50 копеек дополнительной прибыли.

Если ROI > 0, то реклама окупилась, то есть, бизнес заработал больше, чем потратил. Если ROI < 0, то реклама невыгодная. Если ROI = 0, то реклама окупилась, но не принесла дополнительных денег. Чем ROI больше, тем лучше, при условии, что ROI > 0.

Допустим, у Максима есть несколько рекламных опций — нанять промика раздавать листовки, дать рекламу в местную газету и запустить геотаргетинг в социальных сетях.

Максим посчитал ожидаемый эффект от каждой акции и получил примерные значения:

Реклама Затраты Выгода ROI
Промик 4500₽ за два дня 5400₽ за два дня 20%
Газета 7 500₽ 10 000₽ 33%
Геотаргетинг 3000₽ в день 3500₽ в день 17%

В пересчёте на вложенный рубль самая выгодная реклама — в газете. А вот геотергетинг самый невыгодный, хотя и прибыльный. Если выбирать между листовками и геотаргетингом, листовки выигрывают.

ROI помогает сравнить окупаемость инвестиций, но не прибыль от канала. Районная газета выходит раз в месяц, то есть, 2500₽ дополнительной прибыли — это максимум, который она даст в феврале. А вот студент выходит несколько раз в неделю и при 10 сменах в месяц Максим получит дополнительные 4500₽.

ROI можно использовать для расстановки приоритетов между каналами. Максим готов вкладывать 20 000₽ в месяц в рекламу. Ему стоит потратить 7500₽ на газету и оставшиеся 13 500₽ на 6 смен студента. Такой расклад будет самым выгодным.

Опубликовали 24 марта 2021 года

Формула расчёта ROI (ROMI) и как рассчитать ROI (ROMI) в маркетинге

У использования ROI много сторонников, но противников не меньше. Сторонники коэффициента окупаемости утверждают, что этот показатель очень важен и позволяет хотя бы примерно оценить полезность тех или иных вложений.

Противники утверждают, что этот показатель не имеет смысла, так как сам по себе он может быть субъективным, и человек, отвечающий за составление отчета, на первый план пытается выставить свою полезность, а не объективную оценку доходности инвестиций.

Для начала разберёмся с самими понятием ROI и ROMI.

ROI (return on investment) — коэффициент окупаемости. Этот показатель демонстрирует прибыльность или убыточность той или иной инвестиции, измеряется в процентах. Чтобы его рассчитать, потребуется знать две вещи: доход от вложений и их размер.

ROMI (Return On Marketing Investment) — то же, что ROI, только для маркетинговых вложений, показатель позволяющий оценить вложения в маркетинг.

Для чего нужен ROI (ROMI)

Так применим ли вообще коэффициент ROI? Да, но применим для определенного ряда функций. В основном его используют инвесторы, но маркетологам он также полезен для оценки эффективности рекламных кампаний. Они называют его ROMI (Return on Marketing Investment), формула идентична.

Формула применима как к контекстной рекламе в Директе и AdWords, так и к акциям, распродажам. Можно узнать и эффективность бумажных объявлений.

Формула расчета ROI (ROMI)

Существует две основные формулы расчета ROI. Первая — общая, она достаточно простая и выглядит следующим образом:

ROI = (Доход от вложений — размер вложений) / Размер вложений * 100%

Для инвесторов формула понятна: из общего дохода вычитаем сумму инвестиций, получая конечную прибыль, и делим результат на сумму инвестиций. Умножаем на 100, чтобы получить результат в процентах. Значение может быть как положительным, так и отрицательным.

Но многих больше интересует, как рассчитать ROI в маркетинге. Для рекламной кампании эта же формула используется так же. Вычитаем из прибыли от продаж товара, проданного при помощи рекламной кампании, стоимость рекламной кампании и делим на неё же.

  • Существует вторая формула расчета, в неё добавляется период времени, за который необходимо произвести расчет, она выглядит следующим образом:
  • ROI = (Доход от вложений за период — размер вложений за период) / размер вложений за период
  • При помощи такой формулы можно рассчитать и доходность от владения акций или других ценных бумаг.

Пример расчета ROI

Разберем на живом примере. Допустим интернет-магазин создал кампании в Директе и AdWords и дал объявление о продаже своего товара в местную газету.

Клиенты, пришедшие из Директа, купили на 9700 рублей, из AdWords на 8600 рублей, из газеты – 5000 рублей.

Но за кампании в Директе мы заплатили 2780 рублей, AdWords – 2530 рублей, объявление в газете обошлось в 4000 рублей.

Доход от кампании Расход на кампанию ROI
Директ 9700 2780 249%
AdWords 8600 2530 240%
Объявление 5000 4000 25%

Отсюда видно, что Директ рентабельнее AdWords, а объявление в газете неэффективно. Каждая 1000 рублей, вложенная в Директ, возвращается и приносит дополнительно 2490 рублей. Точно так же проводится расчет различных рекламных кампаний для одного товара или услуги. После чего делаются соответствующие выводы о рекламной кампании.

Такой срез коэффициента можно проводить каждый раз после изменения кампании. Таким образом, легко составляется полная картина того, какие действия и изменения на что влияют. Это позволяет в короткий срок максимально оптимизировать рекламу и маркетинговые акции, проводимые компанией.

В каких случаях roi не работает

ROI не является универсальным инструментом и существует огромное количество случаев, при которых рассчитывать коэффициент инвестиций просто бессмысленно. Таких вариантов достаточно много, мы перечислим основные.

Читайте также:  Как перестать психовать и быть продуктивным на работе — подборка советов

При продаже товаров или услуг, где клиент принимает решение не моментально. Особенно касается покупки машины, квартиры, крупной бытовой техники, дорогих товаров.

Клиент взвешивает все за и против, при совершении столь важной покупки, достаточно долго. Он может перейти по объявлению, а покупку совершить через неделю или месяц.

Соответственно ROI будет меняться в зависимости от периода исследования.

При большой разнице в сумме сделок ROI тоже сложно учитывать. Если брать в пример продажу автомобиля, то рассчитывать коэффициент инвестиций в рекламу очень сложно, разовая продажа одного дорого автомобиля может поломать все расчеты.

Обобщая все вышесказанное: расчет коэффициента окупаемости безусловно интересный инструмент, но надо понимать как им пользоваться и в каких ситуациях. Если делать все правильно, то можно без проблем правильно настраивать и регулировать свою рекламную кампанию.

ROI формула: как оценивать эффективность вложений

ROI является одним из ключевых показателей эффективности вашего проекта или канала продвижения. Он работает в связке с остальными коэффициентами — LTV, CAC, ROE. И если смотреть в отрыве от них, может получиться неверная картина событий. В этой статье мы разберем, что же такое ROI, каким он бывает и в каком случае его показатели ничего не значат.

Что такое ROI

  • Коэффициент рентабельности инвестиций, или Return On Investment (ROI) — показатель, который отражает окупаемость всех ваших вложений в продукт, рекламные кампании или проект.
  • Вложениями являются расходы: зарплата коллективу, производство продукта, упаковка, вложение в компанию-стартап, аренда склада и помещений, покупка сервисов и оборудования для работы, маркетинг и многое другое.
  • Показатель ROI используется:
  • Для аналитики рекламных кампаний, чтобы узнать, какая сумма денежных средств возвращается в организацию.
  • Инвестирование денег в компанию или проект: новая программа для ПК, приложение, строительство недвижимости, развитие бизнеса или спортивной команды.
  • При вложении средств в стартап, ценные бумаги или акции.

ROI относится к показателям эффективности, а значит — указывает, что на полученный коэффициент стоит обратить внимание.

Зачем считать ROI

Возврат инвестиций рассчитывают для того, чтобы не допустить ошибок, которые приведут к пустой трате денежных средств. То есть принять важное управленческое решение: продолжать ли покупать сырье для производства продукта, оставлять или убирать канал продвижения, закрыть проект или прекратить участие в нем.

Расчет ROI даст вам четкое представление об уровне эффективности ваших инвестиций. Простыми словами — это возможность оценить процент прибыли, который вы получите после вложения денежных средств.

Показатель выражается в процентах на каждый вложенный рубль. Высокий коэффициент показывает, что ваш проект или канал продвижения — успешен.

  1. Автоматизация email рассылок
  2. Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
  3. Настроить триггерные рассылки

Формула ROI

Давайте разберемся, как считать ROI, а также рассмотрим дополнительные показатели, похожие на Return On Investment: ROMI и ROAS. Эти коэффициенты используются специалистами на разных уровнях бизнеса.

Как рассчитать ROI

Формула эффективности инвестиций

Первая часть формулы это Чистая прибыль = Доход — Затраты.

Вы можете встретить разные формулировки показателей в формуле:

  • Доход, или валовая прибыль — это денежная сумма, которую получает организация за выбранный промежуток времени.

Валовая прибыль = Валовая выручка — Себестоимость реализованной продукции. Расчет валовой прибыли возможен и по такой формуле: Доход х Маржа.

  • Затраты, или расход — это вложения и издержки.

Формула окупаемости учитывает весь доход и все затраты на один проект.

Важно! Расчет ROI можно сделать вручную в Excel или через онлайн-калькуляторы: Brandmaker, Ciox, Сheckroi. В системах сквозной аналитики показатель рассчитывается автоматически.

Рентабельность инвестиций, формула ROI, которая приведена выше, является одним из ключевых показателей, на который смотрит владелец бизнеса.

ROMI

Return Of Marketing Investment — коэффициент, который показывает возврат всех маркетинговых вложений. Этот показатель можно условно назвать «ROI-маркетинг», поскольку при расчете мы берем только затраты на маркетинг: реклама, упаковка, аренда площадок для размещения баннеров, бумажную продукцию — листовки, визитки, буклеты.

Рассмотрим эффективность рекламы — формула ROMI:

Формула инвестиций в маркетинге

Рекомендуется к прочтению! Узнайте, как рассчитать окупаемость вложений мобильных приложений, изучив нашу статью.

ROAS

Return On Advertising Spend — показатель возврата инвестиций с одного канала продвижения. Полученные данные анализируются — и далее маркетинговый отдел решает, какую площадку стоит развивать.

Окупаемость — формула ROAS:

Формула, как рассчитать окупаемость каналов продвижения

Важно! Маркетинговые расходы берутся на основе одной рекламной кампании. Если вам нужно рассчитать показатель окупаемости для рекламной кампании ВКонтакте, вы берете в колонку расходов ту сумму, которую вложили в одну РК VK.

Если вы хотите посчитать разницу вложений и потерь на один рубль — просто разделите доход на расход. Если хотите получить показатель в процентном соотношении, умножьте полученный результат на 100%.

Какой ROI считается хорошим

Результат ROI в маркетинге определяется так:

  • ROI > 100 — проект приносит прибыль.
  • ROI = 100 — проект окупился, но не приносит прибыль. Пересмотрите проект и проверьте, какой процесс не дает вам развиваться.
  • ROI < 100 — инвестиции не окупились, вы вложили больше, чем получили. Подумайте, стоит ли продолжать вкладывать в проект деньги, но для начала сравните остальные показатели эффективности.

Пример. Если мы берем рекламную кампанию в Яндекс.Директ и наш ROI получается меньше 100%, лучше отказаться от такого канала продвижения. Если мы инвесторы и вложили свои деньги в стартап, эффект от него будет виден не сразу, а через какое-то время. В этом случае анализ показателя эффективности вложений проводят через несколько месяцев.

Для фондовых и валютных рынков ROI подходит как положительный, так и отрицательный. Инвесторы вкладывают средства в недооцененные активы, которые со временем изменяются в цене. В данном случае может наблюдаться рост и падение акций за пару часов.

Разберем показатель ROI, пример расчета коэффициента инвестиций для акций:

Инвестор вложил свои деньги в акции. Их стоимость в марте составила 8 долларов. За месяц с акций идут дивиденды — 0,5 доллара. В июле акции выросли до 20 долларов. Инвестор их продал и получил прибыль:

  • Чистый доход + Дивиденды = (20 — 8) + (0,5 х 5) = 14,5 доллара.
  • (0,5 x 5) — это дивиденды за 5 месяцев: с марта по июль.
  • ROI = 14,5 / 8 х 100% = 181,25%.

У нас получился высокий показатель ROI, что говорит об удачном времени продажи акций и получения прибыли с них. За каждый потраченный доллар мы получили 1,8 доллара.

Мы ранее уже говорили о том, что не стоит опираться только на итоговое значение показателя ROI. Расскажем на примере, когда показатели доходов и расходов важнее:

Есть две компании и их показатели. Три первых показателя нам даны по умолчанию.

Данные ROI, расчет показателей выполнен в Excel

Распишем нашу таблицу по формулам:

Расчет чистой прибыли:

Компания Альфа. 6500 — 2600 = 3900 рублей.

Компания Бета. 26400 — 15300 = 11100 рублей.

  1. ROI — формула расчета: Чистая прибыль / Расход.
  2. Компания Альфа: 3900 / 2600 х 100% = 150%.
  3. Компания Бета: 11100 / 15300 х 100% = 72,5%.

Что же мы получаем? Первая компания показывает высокий процент рентабельности инвестиций. Вторая компания при низком показателе смогла реализовать большее количество товаров и получить в 3 раза больше прибыли.

При условии, если ваш ROI ниже 100% и рекламные кампании не приносят убытков, вы можете наращивать производственные мощности и оптимизировать маркетинговые расходы, а затем увеличивать коэффициент рентабельности инвестиций.

Как посчитать окупаемость: примеры

Пример расчета ROI (ROMI) в email маркетинге:

Компания запустила массовую рассылку и получила 70 транзакций: покупка продукта из категории товаров со скидкой, которая была предложена в письме. Сумма составила 236 000 рублей. Маржа дана 22%.

Валовая прибыль = 236 000 х 0,22 = 51 920 рублей.

Затраты: зарплата сотруднику = 30 000 рублей, услуги сервиса рассылок стоят 5000 рублей в месяц. Получаем: 30 000 + 5 000 = 35 000 рублей мы потратили на рассылку.

  • Рассчитаем рентабельность инвестиции — формула ROI: (51 920 — 35 000) / 35 000 х 100% = 16920 / 35 000 х 100% = 48%.
  • Из данных следует, что за каждый вложенный рубль мы получили 0,48 рублей.
  • Рекомендуется проанализировать показатели, а также поработать над количеством рассылок в месяц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *