Иллюстрация: https://pixabay.com
С первого января 2017 года в силу вступит сразу несколько поправок, которые определят взаимоотношения бизнеса и контролирующих органов. Некоторые из них усложнят жизнь предпринимателей.
Предупрежден – значит, вооружен, гласит древнее латинское выражение. Итак, к чему стоит готовиться акулам бизнеса и тем, кто только планирует запуск собственного дела.
1. Бумажным документам – бой
С 1 января 2017 года нельзя подавать пояснения по НДС на бумаге. Поправка касается компаний, которые обязаны сдавать декларации по НДС в электронном виде. Таковых, говорят эксперты, большинство. Пояснения нужно направить через оператора электронного документооборота (п. 3 ст. 88 НК РФ).
- В случае, если пояснение не будет подано, компании грозит штраф: 5 тысяч рублей за первое нарушение и 20 тысяч рублей за нарушение правил повторно.
- Сейчас сдать декларацию на бумаге могут только налоговые агенты, которые не платят НДС и не выставляют счета-фактуры от своего имени.
- 2. Изменится методика и способы оплаты взносов в ПФР и ФФОМС
С 1 января 2017 г. предвидится новое изменение, касающееся страховых взносов – их передадут в ФНС. Также изменится и их название: они будут называться ЕССС, что означает «единый социальный страховой сбор».
Проверки страхователей будет выполнять органы налоговой инспекции, а не сами фонды, как было ранее.
Данная реформа, касающаяся замены страховых взносов единым сбором, необходима для того, чтобы повысить собираемость денежных средств на страхование. Оказывается, что самостоятельно фонды с подобной задачей справиться не в состоянии (как утверждают специалисты, это связано с кризисом).
Возможная ставка по сбору и база для начисления выступают основным предметом для обсуждения. На сегодняшний день суммарная ставка по страховым взносам достигает 30%. При этом определены лимиты, которые для ПФ составляют 0,796 млн руб., для ФСС – 0,718 млн руб.
Эксперты отмечают, что уровень ставки по страховым взносам оказывает существенное воздействие на динамику экономической активности. Данный инструмент может быть использован для стимулирования экономического роста. С этой целью ставка может быть понижена на 2,5-3%, данную инициативу поддержал Владимир Путин. В результате российская экономика станет более привлекательной для инвесторов.
Еще одно изменение касается базы для расчета. Чиновники рассматривают варианты отказа от применения предельной базы для начисления. В таком случае оплачивать страховой сбор придется от всей суммы зарплаты.
3. Перейти на «упрощенку» станет легче
С 1-го января 2017 года упрощенной системой налогообложения (УСН) могут пользоваться те ИП, которые не превышают следующие лимиты:
- Лимит по годовому доходу = 120 миллионов рублей.
- Лимит по общей стоимости имущества = 150 миллионов рублей.
- Средняя численность сотрудников в компании не должна превышать 100 человек;
- Лимит для перехода на УСН повышается с 45 до 90 миллионов рублей
4. ЕНВД не отменяют
Федеральный закон от 2 июня 2016 года №178-ФЗ продлил сроки работы предпринимателей страны на такой привлекательной форме налогообложения, как единый налог на вмененный доход. Ранее планировалось, что ЕНВД будет отменен уже с начала 2018 года, но теперь срок его продлен до 1 января 2021 года.
Напомним, уплачивать ЕНВД разрешается бизнесменам, ведущим определенные 14 видов предпринимательской деятельности, к примеру, это автосервисы, ветеринарные клиники или магазины площадью торгового помещения до 150 квадратных метров.
Но ограничения для уплаты ЕНВД остались прежними: если в организации насчитывается более чем сотня работников, то такая фирма не сможет уплачивать ЕНВД. Еще одно важное и довольно «приятное» для индивидуальных предпринимателей с работниками нововведение касается уменьшения ЕНВД на личные страховые взносы.
Об этом говорит пункт второй статьи 346.32 Налогового кодекса РФ. Другими словами, предприниматели включают в расчет единого налога на вмененный доход взносы за свое страхование, исходя из минимального размера оплаты труда (или 1% с доходов более, чем в 300 тысяч рублей) и взносы с выплат персоналу.
Но окончательную сумму единого налога на вмененный доход предприниматели-владельцы организаций с работниками не имеют права уменьшить более чем на 50% от общей суммы.
5. Внедрение кассовых аппаратов нового типа
Обязательно использование онлайн-касс вызвало нешуточное негодование владельцев торговых точек. При совершении покупки новые ККМ будут автоматически передавать данные в ФНС.
Делается это при помощи интернет-соединения. Для бизнеса установка таких аппаратов – дополнительные, весьма ощутимые расходы.
Еще одна проблема, о которой в голос заявили предприниматели в том, что не во всех регионах есть устойчивое интернет-соединение.
Кстати, те предприятия, которые уже пользуются ККМ, будут обязаны заменить их на новые аппараты к июлю 2017 года.
За нарушение и неимение необходимого оборудования владельцам торговых точек грозят штрафные санкции. Так, при первом нарушении за неприменение ККМ на должностных лиц будет наложен административный штраф в размере от 25% до 50% непроведенной через кассу суммы, но не менее 10 000 рублей.
Для юрлиц нарушение правил грозит штрафом в размере от 75% до 100% непроведенной через ККМ суммы но не менее 30 000 рублей. Повторное нарушение приведет к дисквалификации сроком от одного года до двух лет для должностных лиц, и приостановка деятельности сроком до 90 суток для юридических лиц.
Обзор основных изменений части первой НК РФ в 2017 году
Долженко Д. А.,ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»
Каждый год в Налоговый кодекс вносится достаточно много изменений, какие-то в пользу налогоплательщика, какие-то нет. Рассмотрим основные изменения, внесенные в НК РФ в этом полугодии.
Много изменений в законодательство было внесено Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ. Изменения можно разделить следующим образом:
1. Изменения исполнения обязанностей, обеспеченных поручительством. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.
В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, обязанность по уплате которого обеспечена поручительством, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога направляет поручителю требование об уплате денежной суммы по договору поручительства.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
В 2017 году пеня стала определяться в процентах от неуплаченной суммы налога за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по его уплате, то есть в действующем порядке.
2. Изменения в части расчета пени при неуплате налога. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной:
- для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- для организаций:
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
То есть чем быстрее компания погасит просрочку платежа, тем лучше.
3. Постановка на учет физлиц с целью уплаты налогов.
Постановка на учет (снятие с учета) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и(или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и(или) иных подобных нужд.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Основные изменения налогового законодательства в 2017 году
12.01.2017
С 1 января 2017 года
Взимание страховых взносов, кроме взносов на травматизм, регламентируется в НК РФ
С 2017 года НК РФ устанавливает страховые взносы. Контролируют соблюдение страхователями законодательства о налогах и сборах налоговые органы в рамках камеральных и выездных проверок. Однако, корректно ли рассчитаны и перечислены взносы на травматизм, правильно ли выплачены пособия, как и прежде, проверяет ФСС.
Подробнее см. комментарий
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ
С 1 января 2017 года
Противоречия в электронной декларации по НДС нельзя пояснять в бумажном документе
Если при камеральной проверке налоговый орган запросил пояснения у лица, обязанного сдавать электронную декларацию по НДС, направить их можно только в электронной форме по ТКС (полномочиями устанавливать формат наделена ФНС). Пояснения на бумажном носителе не считаются представленными. Такие положения отражены в абз. 4, которым дополнен п. 3 ст. 88 НК РФ.
До 2017 года требования к форме пояснений не были установлены. ФНС разъясняла, что их допустимо представить в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по ТКС.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ
С 1 октября 2017 года
При длительной просрочке уплаты недоимки начисляется больше пеней
Правила расчета пеней, установленные в п. 4 ст. 75 НК РФ, для организаций изменятся. Новшества касаются недоимки, которая возникнет с 1 октября 2017 года.
Если у организации просрочка превысит 30 календарных дней, пени потребуется рассчитывать следующим образом:
- исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
- исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.
При просрочке в 30 календарных дней или меньше юрлицо будет платить пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Напомним, по действующим правилам длительность просрочки роли не играет; процентная ставка пеней всегда принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей во время просрочки. С 2016 года ЦБ РФ не устанавливает самостоятельного значения ставки рефинансирования — она равна ключевой ставке.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
С 1 января 2017 года
Минимальный срок банковской гарантии для ускоренного возмещения НДС увеличен на два месяца
Для возмещения НДС в заявительном порядке может потребоваться банковская гарантия. По правилам, которые вступили в силу с 2017 года, срок ее действия должен истекать не ранее чем через 10 месяцев со дня подачи декларации с суммой налога к возмещению (по старым правилам — не ранее чем через 8 месяцев). Изменения будут внесены в пп. 1 п. 4 ст. 176.1 НК РФ.
Как и прежде, возместить налог можно и без банковской гарантии, если совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за три календарных года, предшествующих году, в котором подано заявление о возмещении НДС в заявительном порядке, составляет не менее 7 млрд руб. При этом налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, в расчет не берутся.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
С 1 июля 2017 года
Получателям региональных и местных субсидий придется восстанавливать НДС
Новшество касается субсидии на возмещение затрат по оплате товаров, работ или услуг, в которую включен НДС. Даже если такая субсидия получена из регионального или местного бюджета, потребуется восстанавливать «входной» НДС, принятый ранее к вычету (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Сейчас принятый к вычету НДС нужно восстанавливать только в случае, когда субсидия получена из федерального бюджета. Этот вывод подтверждают ВС РФ, ФНС и Минфин.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
С 1 января 2017 года
На стоимость независимой оценки квалификации работника НДФЛ не начисляется
С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, введены налоговые послабления. Одно из них заключается в том, что плата за независимую оценку квалификации работника не облагается НДФЛ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ
С 1 января 2017 года
Введен социальный вычет для физлиц, которые оплатили независимую оценку своей квалификации
С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, введены налоговые послабления. Так, если физлицо оплатило независимую оценку своей квалификации, оно может получить социальный вычет по НДФЛ (пп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ).
Размер вычета равен сумме фактических расходов на прохождение независимой оценки квалификации. При этом величина данного вычета и вычетов, предусмотренных пп. 2 — 5 п. 1 ст.
219 НК РФ (за исключением указанных в пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ расходов на обучение детей налогоплательщика и названных в пп. 3 п. 1 ст.
219 НК РФ расходов на дорогостоящее лечение) в совокупности не должна превышать 120 тыс. руб. в год.
Возможность через налогового агента получить вычет в сумме, уплаченной за прохождение независимой оценки своей квалификации, не предусмотрена. Значит, его следует заявлять в декларации по НДФЛ.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ
С 1 января 2017 года
Юрлица вправе создавать резерв по сомнительным долгам на сумму больше, чем прежде
С 2017 года вступило в силу положение о том, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать большую из величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ). Раньше такой вариативности не существовало: сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного периода, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный период.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 405-ФЗ
С 1 января 2017 года
Сомнительным долгом признается часть долга сверх размера встречного обязательства
Если у организации есть встречное обязательство перед задолжавшим ей контрагентом, то сомнительным долгом она может считать лишь сумму, превышающую размер этого обязательства (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ).
До 2017 года в НК РФ не было уточнения, что сомнительный долг нужно уменьшать на величину встречного обязательства, но при проверках налоговые органы иногда настаивали на этом.
На необходимость такого уменьшения указывали ФНС и Минфин. Однако позднее Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что сомнительный долг не нужно корректировать на сумму встречной кредиторской задолженности.
После этого ФНС направила обзор судебной практики, куда был включен данный вывод суда, а Минфин разъяснил, что налоговые органы должны руководствоваться позицией ВАС РФ при решении неоднозначных вопросов.
Теперь в НК РФ появились изменения, фиксирующие точку зрения, противоположную подходу Президиума ВАС РФ.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
С 1 января 2017 года
Размер переносимого убытка по налогу на прибыль временно ограничен
В отчетные и налоговые периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года базу нельзя уменьшать на сумму убытков прошлых периодов больше, чем на 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). Это нововведение не затрагивает базу, к которой применяются некоторые специальные ставки по налогу на прибыль. Например, ставки для организаций — участников региональных инвестиционных проектов.
Изменения касаются убытков, понесенных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
С 1 января 2017 года
Снято 10-летнее ограничение на перенос убытков прошлых лет
Сумму убытка теперь можно переносить на все последующие годы, а не только в течение 10 лет, как это было раньше (п. 2 ст. 283 НК РФ). Новшество касается убытков, понесенных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
С 1 января 2017 года
Заполнять платежки нужно не на 2% и 18% базы по налогу на прибыль, а на 3% и 17%
В 2017 — 2020 годах в федеральный бюджет необходимо зачислять сумму налога на прибыль, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ — по ставке 17%, а не по привычным 2% и 18% соответственно (абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ). Как видно, общая ставка 20% по налогу на прибыль не изменилась, но поступившие денежные средства распределяются между бюджетами иначе.
Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта. По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2017 — 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.
Изменения важно учесть, заполняя налоговую отчетность и платежные поручения.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ
С 1 января 2017 года
Ситуаций, когда задолженность признается контролируемой, стало больше
Правила тонкой капитализации теперь касаются, к примеру, следующей ситуации. Есть два иностранных лица, которые признаются взаимозависимыми в соответствии с пп. 1, 2, 3 или 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
Перед одним из них у российской организации возникло долговое обязательство. Второе лицо прямо или косвенно участвует в капитале этой организации и является взаимозависимым с ней на основании пп. 1, 2 или 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
В таком случае задолженность по общему правилу считается контролируемой (пп. 2 п. 2 ст. 269 НК РФ).
На квалификацию задолженности в приведенной ситуации не влияет, участвовал ли иностранный кредитор в уставном капитале должника. Из анализа п. 2 ст. 269 НК РФ в редакции, действовавшей до 2017 года, следует: если иностранная компания — заимодавец не владеет прямо или косвенно более чем 20% капитала заемщика, задолженность контролируемой не признается.
Самые значимые изменения в законодательстве для бизнеса за 2017 год
В уходящем году были приняты важные изменения законодательства, которые смогли оказать на бизнес как положительное, так и отрицательное влияние. О них мы писали в течение года в нашем журнале. В данной статье мы напомним о наиболее важных.
У страховых взносов появился новый администратор
С 01.01.2017 г. функция по администрированию страховых взносов передана ИФНС России[1], и теперь на страховые взносы распространяются положения НК РФ.
- При этом перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат не изменился[2].
- В то же время функции по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остались у ФСС РФ.
- Процесс по передаче полномочий от внебюджетных фондов к налоговым органам проходил негладко. У бизнеса в конце 2016 ‒ начале 2017 года возникли следующие проблемы:
- — долго оставался неясным порядок заполнения платёжных поручений по страховым взносам (какие КБК указывать в платежных поручениях за периоды до 2017 года, заполнение поля «Статус налогоплательщика»)[3];
- — не всегда была правильно отражена информация об остатках на лицевых счетах налогоплательщиков. В результате некоторые из них были вынуждены уплачивать страховые взносы дважды;
— была неопределённость по зачёту переплаты за периоды до января 2017 года. Распространилось мнение, что переплата по взносам, в том числе возмещение, подлежащее возврату от ФСС РФ, не зачитывается и её можно только вернуть. Но благодаря разъяснениям Минфина России ситуация прояснилась[4];
— возникали проблемы и с возвратом переплаты, в том числе при закрытии бизнеса. Возврат осуществлялся налоговыми органами только при подтверждении отсутствия задолженности перед фондами, а по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – при условии, что излишне уплаченные взносы не учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в системе пенсионного страхования.
В соответствии с новыми полномочиями ИФНС России внедрила новую форму отчёта по страховым взносам[5], а также порядок её заполнения и формат представления расчёта по страховым взносам в электронной форме. И это тоже создало определённые проблемы для бизнесатак как пришлось обновлять программы и изучать правила заполнения новых форм.
А вот плюсом можно назвать то, что произошло уменьшение общего количества представляемой отчётности. Новая форма объединила действовавшие ранее формы отчётности: РСВ-1 ПФР, РВ-3 ПФР, РСВ-2 ПФР и 4-ФСС. Состав показателей оптимизирован и значительно сократился.
Другим плюсом распространения на страховые взносы положений НК РФ является появление возможности их уплаты третьим лицом: если расчётный счёт заблокирован или на нём нет средств, оплатить за организацию страховые взносы или налоги может третье лицо[6].
Минусом данных нововведений является то, что компании теперь попадут под дополнительный налоговый контроль.
Ведь для выполнения новых функций по администрированию страховых взносов ФНС России утвердила новый порядок работы комиссии по контролю за выплатами «теневой» заработной платы[7].
Теперь предметом рассмотрения на заседаниях комиссии также являются вопросы правильности формирования базы для исчисления страховых взносов и их уплаты.
Полномочия ОП теперь можно расширить
Важно отметить, что компании с 2017 года могут наделять свои обособленные подразделения (далее – ОП) полномочиями по выплате заработной платы и начислению налогов. До 01.01.2017 г. ОП организаций самостоятельно уплачивали страховые взносы и сдавали отчётность в фонды при выполнении трёх условий (ОП выделено на отдельный баланс, имеет счёт в банке, начисляет выплаты в пользу физлиц)[8].
Теперь же достаточно одного условия ‒ наделить ОП полномочиями по начислению выплат физлицам и сообщить об этом в ИФНС[9]. А территориальные органы ПФР, ФСС России и ФФОМС проинформирует сама ФНС России[10].
Признание убытков прошлых лет в текущем периоде ограничено
Законодатели поставили ограничение на перенос убытков прошлых лет на текущий налоговый период. А именно: базу по налогу на прибыль за отчётный период можно уменьшить на сумму убытков прошлых налоговых периодов не более чем на 50%[11]. При этом сняты ограничения по периоду компенсации таких убытков. Напомним, что ранее сумму убытка можно было переносить только на десятилетний период.
Изменён порядок расчёта резерва по сомнительным долгам
И он не в пользу налогоплательщика. Речь идёт о плательщиках налога на прибыль, создающих резерв по сомнительным долгам согласно своей учётной политике. В 2017 году порядок расчёта максимальной суммы резерва по сомнительным долгам изменился[12].
По итогам отчётного периода он не может превышать большую из двух величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчётный период. До 01.01.2017 г. верхняя планка не могла превышать 10% выручки отчётного периода.
В результате этого у некоторых налогоплательщиков увеличилась налоговая нагрузка за первый квартал: пришлось разницу в расчётной сумме резервов по итогам текущего квартала и прошлого года включить во внереализационные доходы.
Также в действующую норму было введено уточнение, что при наличии кредиторской задолженности перед контрагентом резерв по сомнительным долгам по дебиторской задолженности можно создать по этому контрагенту только на сумму превышения «дебиторки» над «кредиторкой»[13].
Установлены критерии обоснованности налоговой выгоды
С 19.08.2017 г. введён перечень условий, при которых налоговая выгода признаётся обоснованной[14]:
- — юридическое лицо не исказило в отчётности информацию о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения;
- — целью сделки не являлась неуплата налога, а также его зачёт или возврат;
- — контрагент или лицо, которому передано обязательство по сделке, исполнили его.
Данный закон защищает налогоплательщиков от необоснованных претензий со стороны налоговых инспекторов, потому что выгоду можно признать обоснованной даже при наличии таких нарушений, как подписание документов неуполномоченными лицами, нарушение контрагентом налогового законодательства и т. д. При этом именно налоговые органы обязаны доказать факт неуплаты налогов компаниями и ИП. Реальность совершённой сделки поставлена в приоритетное положение относительно ошибок в первичных документах и добросовестности контрагентов.
Пени за просрочку уплаты налога рассчитываются по-новому
Какие изменения в Налоговом кодексе могут стать реальностью в 2017 | Народная Воля
О важных моментах, на которые уже сейчас стоит обратить внимание, рассказывает Ольга Иваненко, учредитель, консультант по налогам бухгалтерской компании «БизнесСтарт», учредитель «Бинесстарт-инвест».
— В этом году принятие поправок в Налоговый кодекс происходит оперативнее. Сегодня проект изменений в НК уже одобрен в парламенте.
Вот несколько важных изменений, которые могут стать реальностью в следующем году.
Ужесточение контроля над «оптимизацией налогов» и обоснованностью затрат
В налоговом учете предлагается отражать только экономически обоснованные затраты. Для этого предлагается дополнить положения статьи 130 НК.
Изменение планировалось внести еще в предыдущей редакции кодекса. В случае его принятия в новой редакции на 2017 это станет серьезной новостью. Для компаний увеличивается риск доначисления налогов.
Предлагается определить вот эти критерии для отнесения затрат к экономически необоснованным:
1. Отсутствие факта поступления товара (нематериального актива), оказания услуги, выполнения работы. Имеется в виду, что услуга была оказана только «на бумаге», но фактически не была произведена. Цель — занижение налоговой базы по налогу на прибыль, а также обналичивание денежных средств.
2. Оказание услуги, выполнение работы ИП/компанией, один из учредителей которой находится в трудовых отношениях с плательщиком налогов. И такие услуги относятся к фактическим трудовым обязанностям.
Речь идет о маркетинговых услугах, услугах управляющего и пр., которые оказывали своим компаниям учредители с целью «оптимизации налогообложения». Стоит обратить внимание, что ранее ИМНС при расчете налогов не имела права «снимать» с общей суммы затрат подобные услуги.
Пример. Директор предприятия, он же ИП, ежемесячно оказывает своему предприятию услуги. ИП находится на УСН (упрощенная система налогообложения). Предприятие — на полной системе налогообложения.
Зарплата директора 800 руб. в месяц. ИП оказывает услуги на 3500 руб. При этом директор работает на полную ставку.
У налоговой возникает два вопроса:
- Где ИП (он же директор) находит время на оказание услуги
- Как услуги за 3500 повлияли на деятельность компании — ее качественные показатели, такие как выручка, прибыль, портфель заказов
При том, что на рынке существует подобное предложение от сторонних компаний по цене 1000 руб. Значит, по мнению ИМНС, 2500 — необоснованные затраты.
Вывод. Нужно будет готовиться к тому, что в борьбе с теневыми схемами, как всегда, пострадают и добропорядочные налогоплательщики. Которым придется пояснять суть своих платежей.
Интернет-магазины и УСН
Компании, которые зарегистрировали в Торговом реестре интернет-магазины, но онлайн-торговлей не занимались, по проекту закона получат со следующего года право применять УСН.
При условии, что такие интернет-магазины будут исключены из реестра до 31.12.2016. И при этом у компаний соблюден критерий выручки, установленный для плательщиков УСН.
Напомним, что интернет-магазины потеряли право применять УСН на 2 года ввиду их нахождения в Торговом реестре.
Нововведение может быть актуально для бизнесов, которые, например, зарегистрировали когда-то интернет-магазин только лишь для того, чтобы их клиенты могли осуществлять расчеты карточкой. И сейчас были лишены права работать по упрощенке. Хотя никогда и не занималась розничной торговлей, а, например, оказывали услуги офлайн.
Репутационный риск
На сайте МНС будет размещаться перечень организаций и ИП, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням на 1-е число месяца, следующего за отчетным. Дополнения планируется внести в статью 401 НК.
В перечень планируется включить:
- УНП и полное наименование организации
- Имя-фамилию индивидуального предпринимателя
Оказание помощи
Коммерческим организациям предоставлено право оказывать помощь (подпункт 1.2 статьи 140 проекта НК) организациям из социальной сферы.
Например, бюджетным организациям в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта, религиозным организациям, некоторым благотворительным фондам. Направлять можно будет, по проекту изменений, до 10% прибыли.
- Новый вид налоговой проверки
- В случае восстановления (после утери документов, например) плательщиком бухгалтерского, налогового учета и представлении в ИМНС документов, связанных с налогообложением, у налоговой инспекции возникает обязанность пересмотра сумм налогов, сборов (пошлин).
- В случае, если изменения будут приняты, появится такой вид, как проверка после восстановления учета.
Основанием для назначения проверки, для изучения восстановленных компанией документов, предлагается дополнить подпункт 2.2 статьи 69 НК.
Поделиться ссылкой:
Изменения в налоговом законодательстве с 2017 года
08.09.2016
Основные изменения – страховые взносы (СВ) будут переданы в ФНС, контролировать взносы также будут сотрудники налоговой инспекции, изменятся КБК и формы отчетности. Какие еще изменения произойдут и как они отразятся на работе, расскажем далее.
СВ в 2017г. будут переданы в ФНС
Закон о передаче полномочий налоговым инспекциям уже подписан президентом. Так что процесс перехода СВ под контроль ФНС в самом разгаре. Для того чтобы вести новую систему учета СВ изменят более 50 нормативных актов. В их числе налоговый кодекс РФ, гражданский кодекс РФ и закон о СВ. Чиновники считают, что это нововведение повысит собираемость СВ. Как это будет на самом деле, увидим.
Как изменится система платы СВ в 2017г.?
На данный момент организации перечисляют СВ на три разных КБК – это социальное/медицинское/пенсионное страхования. В дальнейшем предполагается, что перечислять взносы нужно будет на один КБК.
Введение данного новшества ожидается в декабре 2016 года, а так как сбором будут заниматься сотрудники налоговой инспекции, они сами будут осуществлять распределение взносов по соответствующим фондам.
Как налоговые инспекции будут контролировать СВ в 2017г.?
Реформы в налоговом законодательстве с 2017г. должны будут связать оплату взносов и НДФЛ, осуществить это можно, если соединить всю информацию в одном ведомстве – ФНС. Все данные о плательщиках взносов и их выплатах ПФР и ФСС начнут передавать в налоговую осенью 2016г.
До 1 марта 2017г. им необходимо будет провести сверку всех списков страхователей. Осуществлять сверку будут по регистрационным данным, ИНН, КПП, СНИЛС. А также фондам нужно будет предоставить налоговой инспекции сальдо по расчетам. В том случае, если в результате сверки будут выявлены несоответствия, то налоговые инспекторы будут выезжать с проверкой. Сделать это они смогут в апреле.
Изменятся сроки сдачи отчетов по СВ
Сейчас компании сдают два главных отчета:
- РСВ-1 до 15 на бумажном носителе или до 20 в электронном варианте.
- 4-ФСС до 20 на бумажном носителе или до 25 в электронном варианте – это два основных отчета, которые сдают организации на данный момент.
С 2017г. сдавать отчеты по СВ надо будет раз в квартал до 30 числа месяца, идущего после отчетного. Отменяются разные сроки для отчетов на бумажном и электронном вариантах.
Измененная декларация по налогу на прибыль
В 2017г. пройдут изменения налогов, которые затронут налог на прибыль. В настоящее время известно, что изменится декларация по прибыли. В ней можно будет учитывать торговый сбор, который недавно появится, исправлять цены по сделкам с взаимозависимыми лицами.
Изменится КБК по налогу на прибыль
С 2017г. плательщикам налога на прибыль нужно указывать изменившийся новый КБК —182 1 01 01080 01 0000 110.
Минфин обнародовал таблицу соответствия КБК на 2016 и 2017г. С 2017г. будет отдельный КБК для налога на прибыль организаций с доходов в виде прибыли, контролируемых иностранных компаний будет свой код.
Отменяется КБК для минимального налога
Для минимального налога индивидуальный КБК отменяется. Второе изменение по КБК — отменяют отдельный КБК для минимального налога. С 2017г. при УСН он будет оплачиваться по КБК по единому налогу — 182 1 05 01021 01 0000 110.
Изменение лимитов для компаний на УСН
Еще одно нововведение по налогам с 2017г. — повышение лимита для перехода на «упрощенку» (до 90 млн.руб.), а также предельного размера дохода, позволяющего продолжить применение УСН (до 120 млн.руб.).
Пояснения по НДС будет приниматься только в электронном виде
В отличие от 2016г., где пояснения к декларации по НДС можно предоставлять на бумажном носителе, в 2017г. это необходимо делать только в электронном виде.
ФНС рекомендует направлять пояснения по утвержденному формату (приложение 2.11 к письму ФНС РФ от 16.07.13г. №АС-4-2/12705). С 2017г. пояснения к декларации по НДС на бумаге будут считаться несданными (статья №88, пункт 3 НК РФ).
За неподачу пояснений вводится штраф
Теперь организации, которые не подадут пояснение, будут оштрафованы на 5000руб. (статья №129.1, пункт 1 НК РФ).
В данной статье представлены изменения, которые известны в настоящее время. К 2017г. будет принят существенный пакет правок.
Самые важные изменения в налоговом законодательстве к 2017 году
Уходящий 2016 год принес множество изменений в российское налоговое законодательство. Страховые взносы теперь регулирует Налоговый кодекс, изменилась ставка налога на прибыль, определены новые расходы, уменьшающие прибыль и порядок применения социальных вычетов по НДФЛ. Самые знаковые из всех поправок, которые начнут действовать 1 января 2017 года, собраны в этой статье.
Многим бизнесменам, бухгалтерам и налоговым специалистам уходящий 2016 год запомнится тем, что страховые взносы перешли под эгиду Налогового кодекса. И, хотя существенных перемен в их исчислении не произошло, эта законодательная инициатива была воспринята неоднозначно.
Кроме того, были дополнены правила предоставления вычетов по НДФЛ, освобождены от налога самозанятые граждане и изменился порядок распределения налога на прибыль.
В данном материале рассмотрены эти и другие поправки, с которыми бизнесу придется столкнуться уже в первые дни нового года.
Налог на прибыль
Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ изменил порядок распределения налога на прибыль, который платят все юридические лица на общей системе налогообложения.
Общая ставка налога не изменилась, она как и в 2016 году будет составлять 20%. Однако, начиная с 1 января 2017 года, в федеральный бюджет будет поступать 3%, а в бюджет регионов — 17%.
В настоящее время распределение составляет 2% и 18% соответственно.
На такие меры чиновники пошли для того, чтобы оказать поддержку бедным регионам, которые находятся на дотациях. Перераспределение доходов позволит лучше финансировать все государственные программы и оказывать поддержку на местах. Для обычных налогоплательщиков практически ничего не изменится, им просто придется по-другому оформлять платежные и учетные документы.
Кроме того, законодатели снизили ставку налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов. Это определено статьей 2 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 144-ФЗ, в соответствии с ее нормами налогоплательщики такой категории должны будут с 1 января отчислять:
- Конкретную ставку регионального налога должны будут установить своими законодательными актами власти субъектов РФ.
Ндфл и вычеты
Хотя в 2016 году было много разговоров о введении прогрессивной ставки по налогу на доходы физических лиц, пока она осталась прежней и составляет 13% от всех видов доходов граждан, за некоторым исключением. Все налогоплательщики-физлица имеют право на получение социальных и имущественных вычетов по НДФЛ. В этой области с 1 января 2017 года предусмотрены значительные изменения.
В частности, Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 403-ФЗ были внесены поправки в статью 219 НК РФ, в соответствии с которыми социальный вычет по расходам на добровольное страхование жизни налогоплательщик сможет получить непосредственно на работе.
Правда только при условии, что работодатель самостоятельно удерживал из его заработной платы страховые взносы и перечислял их в страховую компанию.
- Кроме того, существует законодательная инициатива, которая пока не принята окончательно, но уже рассматривается депутатами, о том, что социальный вычет на обучение детей увеличится с 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Что касается отчетности, которую необходимо сдавать в ФНС по налогу на доходы физлиц, то она также изменилась. Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/552@ утверждена новая форма декларации 3-НДФЛ, которую необходимо будет заполнять за налоговый период 2016 года. В документе изменились:
Поправки в отчет связаны с поправками в налоговое законодательство, внесенными на протяжении 2016 года. Кроме того, изменился перечень доходов, освобожденных от обложения НДФЛ. Федеральным законом от 3 июля 2016 г.
№ 251-ФЗ установлено, что если организация-работодатель компенсировала своему работнику стоимость экзамена по оценке квалификации, то эта сумма не включается в базу налогообложения налогом на доходы.
Также от уплаты НДФЛ на три года с 1 января 2017 года освобождены граждане, не имеющие статуса ИП и получающие доходы самостоятельно, работая нянями, сиделками, репетиторами или уборщиками. Для этого им нужно встать на учет в территориальном налоговом органе по месту своей регистрации.
Расходы и оплата налогов
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ определено, что организации могут относить на расходы, уменьшающие базу налогообложения прибыли, затраты, которые они понесли на оценку квалификации своих работников. Специальный экзамен смогут проходить все сотрудники, по его результатам им будут свидетельства о независимой оценке квалификации.
Соответствующие поправки в статью 45 Налогового кодекса РФ внес Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ. Аналогичные нормы применимы к налогоплательщикам-физлицам. При этом пени за налоговую недоимку увеличились. Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ установлено, что после 30 дня просрочки платежа в бюджет пеня будет составлять 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ. При меньшем сроке долга размер пени останется прежним – 1/300 ставки. Данная поправка не распространяется на ИП.
Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. № 25-ФЗ с 1 января 2017 года изменяет порядок распределения предельных процентов по контролируемой задолженности. Теперь налогоплательщикам не придется их пересчитывать за предыдущие периоды, если в последующем отчетном периоде или по итогам налогового периода изменится коэффициент капитализации.
Что касается контролируемых иностранных организаций, то в о них в статье 25-13.1 НК РФ законодатели уточнили условия освобождения прибыли от налогообложения. В частности, в статье 246.
2 НК РФ приведены категории иностранных организаций и условия, при которых они не должны признаваться налоговыми резидентами Российской Федерации.
Учет прибыли контролируемых иностранных организаций будет происходить в 2017 году по правилам, определенным новой редакцией статьи 25.15 НК РФ.
Новые требования теперь определены и к порядку подачи заявлений на осуществление налогового мониторинга. Заявление о его проведении теперь будет автоматически причислять юрлицо к крупнейшим налогоплательщикам. Такой приказ от 26 октября 2016 г. № ММВ-7-2/582 издала ФНС России.
В 2017 году крупнейшими налогоплательщиками будут признаваться все организации, у которых суммарно уплаченные суммы НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ и НДФЛ за 2015 год составят 300 млн рублей и выше.
Доходы таких налогоплательщиков и стоимость их активов по данным отчетов за 2015 год не может быть меньше 3 млрд рублей.
Законодатели также расширили перечень сделок, не признаваемых контролируемыми. Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ в действующий список добавлены, в частности, такие сделки: