Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-фз

Госзакупки Критерии оценки открытого конкурса по 44 ФЗ — это инструменты, которые используются, чтобы оценить заявки участников и определить победителя госзакупки. Применяются в ходе электронных конкурсных процедур и в запросе предложений.

24 сентября 2019 Жарова Вера Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ

В госзакупках оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме осуществляется на основании критериев. Они разделяют на стоимостные и нет. В стоимостные включаются параметры:

  1. Цена закупки.
  2. Затраты на использование блага и ремонтные работы.
  3. Расходы на жизненный цикл: закупку, постобслуживание, использование, ремонт, утилизацию.
  4. Предложение, касающееся суммы расходов госзакупщика по энергосервисной поставке.

Нестоимостные показатели:

  1. Прогнозируемое качество ТРУ.
  2. Квалификация поставщиков.

Цена госконтракта и расходы на жизненный цикл

По общему правилу, наименьшая цена получает наивысшую оценку. В редких ситуациях поставщик готов заплатить за преимущество при заключении сделки и прописывает в конкурсном предложении отрицательные цены. Чем сильнее такой участник «уйдет в минус», тем более высокий балл он получит. В расчетных формулах это выглядит так:

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ

Вот как это работает на примере. Пусть НМЦК = 100 рублей. Первый поставщик предложил исполнить госконтракт за 70 рублей, а второй — за 50 рублей.

Цmin = 50. Это больше нуля, поэтому:

  • ЦБ1 = 50 / 70 × 100 = 71,43 балла;
  • ЦБ2 = 50 / 50 × 100 = 100 баллов.

Затем ЦБ1 и ЦБ2 следует умножить на коэффициент значимости (Приложение к ПП № 1085 от 28.11.2013). Например, К3 = 0,7. Вычислим рейтинг:

  • участник № 1: 71,43 × 0,7 = 50,21;
  • участник № 2: 100 × 0,7 = 70.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ

Затраты на использование и ремонт

Например, организация хочет приобрести оборудование. От того, какую торговую марку предложит поставщик, зависит стоимость последующего ремонта и затраты на приобретение расходных материалов.

Чтобы сэкономить бюджетные средства, госзаказчики изначально закладывают в конкурсную документацию условие, что значительные расходы на постобслуживание товара будут отрицательно сказываться на рейтинге заявки. А лучшим из вариантов исполнения договора признают заявку с наименьшими расходами на эксплуатацию.

Для этих целей в конкурсных бумагах закупщик вправе обговорить такие критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ, влияющие на оценку:

  • полный список затрат на эксплуатацию;
  • единицу измерения таких расходов;
  • срок эксплуатации товара.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ

Рассмотрим на примере. Пусть НМЦК = 100 рублей. Первый поставщик предлагает заплатить за эксплуатацию 50 рублей, а второй — 10 рублей. Цmin = 10. Считаем:

  • ЦБ1 = 10 / 50 × 100 = 20 баллов;
  • ЦБ2 = 10 / 10 × 100 = 100 баллов.

Если в документации предусмотрены несколько видов расходов на эксплуатацию, заявку оценивают по формуле:

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ

Для подсчета рейтинга количество баллов умножают на коэффициент значимости каждого параметра. Если во всех заявках содержатся одинаковые предложения по этому параметру, то его не применяют при оценке. Величину значимости «цены контракта» увеличивают на величину значимости «затрат на эксплуатацию».

Прогнозируемое качество

Эта характеристика — пример нестоимостных критериев оценки 44 ФЗ, когда предложения участников оценивают по тому, насколько они детализированы и содержательны в отношении качества услуг. Принимаются во внимание:

  • обоснованность сроков;
  • полнота учета требований;
  • обоснованность необходимых ресурсов;
  • технологии оказания услуг;
  • экологические мероприятия;
  • наличие информации о системе контроля качества, мероприятий по технике безопасности и охране труда.

Этот критерий наиболее субъективен и рассчитывается как среднее арифметическое оценок (выраженных в баллах), присужденных заявке всеми членами комиссии по закупкам.

Квалификация участников

Здесь показателями выступают:

  • количество сотрудников, имеющих нужную квалификацию (соответствующее образование, ученые степени, аттестаты и т. п.);
  • число успешно завершенных договоров на аналогичные работы;
  • число положительных отзывов о поставщике, грамот в подтверждение его деловой репутации. Применяются и национальные стандарты. Например, ГОСТ РФ «Деловая репутация строительных организаций» Р 56002-2014;
  • количество оборудования, требуемого для выполнения работ.

По ПП № 1085 от 28.11.2013, применяют четыре формулы или шкалу оценки по критериям при проведении открытого конкурса.

Расчетная формула, в которой учитываются наибольшее и наименьшее числа предоставляемых документов. Самый простой случай — заказчик не устанавливает ограничений по числу выполненных госконтрактов.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ

Покажем на примере. Чем больше госконтрактов успешно закрыл поставщик, тем лучше для госзаказчика. КЗ = 0,4. Участники предлагают условия:

  • № 1 — 5 контрактов;
  • № 2 — 7 контрактов;
  • № 3 — 10 контрактов.

Максимальное значение Кmax = 10. Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (5 / 10) × 0,4 × 100 = 20 баллов;
  • НБЦ2 = (7 / 10) × 0,4 × 100 = 28;
  • НБЦ3 = (10 / 10) × 0,4 × 100 = 40.

Лучшим становится третий участник.

Если лучшим критерием для заказчика является наименьшее число исполненных договоров, используют другую формулу:

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ

Вот как это работает. Лучшим критерием заказчик считает наименьший уровень шума. КЗ = 0,4. Участники предлагают условия:

  • № 1 — 70 Дб;
  • № 2 — 85 Дб;
  • № 3 — 90 Дб.

Кmin = 70. Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (70 / 70) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
  • НБЦ2 = (70 / 85) × 0,4 × 100 = 33;
  • НБЦ3 = (70 / 90) × 0,4 × 100 = 40.

Лучшим становится первый участник.

Предельное минимальное или максимальное значение закупочных критериев. Если заказчик решает, что лучшее условие исполнения — наибольшее значение критерия оценки, используют формулу:

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ

Покажем на примере. Показатель оценки — количество контрактов. Чем их больше, тем лучшие условия предлагает поставщик. Но заказчик добавляет критерий, что для оценки достаточно семи исполненных госконтрактов:

  • Кпред = 7;
  • Кmax = 6;
  • КЗ = 0,4.

Участники предлагают в заявке условия:

  • № 1 — 4 контракта;
  • № 2 — 5 контрактов;
  • № 3 — 6 контрактов.

Ни один не дотягивает до максимума. Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (4 / 6) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
  • НБЦ2 = (5 / 6) × 0,4 × 100 = 33;
  • НБЦ3 = (6 / 6) × 0,4 × 100 = 40.

Лучшим становится третий участник.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ

Вернемся к предыдущему примеру, но допустим, что заказчик добавляет критерий, что для оценки заявок достаточно семи исполненных госконтрактов:

Участники предлагают условия:

  • № 1 — 4 контракта;
  • № 2 — 7 контрактов;
  • № 3 — 10 контрактов.

Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (4 / 7) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
  • НБЦ2 = (7 / 7) × 0,4 × 100 = 40;
  • НБЦ3 = (10 / 7) × 0,4 × 100 = 40, поскольку предложение участника превысило максимально необходимое.

Шкала параметров. Она является наиболее простым способом оценивания. Задаются диапазоны нужного показателя и правила присуждения баллов.

Вот как это работает. Допустим, показатель оценки — количество контрактов. Значит, лучшие условия предложит тот, у кого больше успешно выполненных госконтрактов. Схема для оценки:

Число выполненных госконтрактов Баллы
Отсутствуют
От 1 до 4 20
От 5 до 8 50
9 и больше 100

При организации конкурса в электронной форме недопустимо применять отсутствующие в ПП № 1085 от 28.11.2013 критерии и величины значимости. Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе

Оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-Правила).

Оценка заявок производится с использованием не менее 2 критериев оценки заявок. Сумма величин значимости критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100 процентов.

При оценке заявок применяются следующие термины, установленные в Правилах:

  • Оценка – процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены;
  • Значимость критерия оценки – вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, выраженный в процентах;
  • Коэффициент значимости критерия оценки – вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, деленный на 100;
  • Рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки – оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).

Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

I. Стоимостные критерии оценки заявок:

Цена контракта (в денежных единицах)

  • Значимость критерия: 60%.
  • Коэффициент значимости критерия (Кз): 0,6

Оценка по критерию осуществляется в соответствии с подпунктом а) пункта 16 Правил.

Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки “цена контракта” определяется по формуле:

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ

  • ЦБi – количество баллов по критерию оценки «цена контракта»;
  • Цmin– минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
  • Цi – предложение участника закупки, заявка которого оценивается;

II. Нестоимостные критерии оценки заявок:

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

  • Порядок оценки заявок по критерию:
  • Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке.
  • Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
  • При оценке заявок по критерию наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим и полным предложением по качеству услуг.
  • Значимость критерия: 40%.
  • Коэффициент значимости критерия (Кз): 0,4.
  • Количество баллов, присуждаемых по данному критерию (НКОi)

HKOi = HKO1i + HKO2i

Показатель №1: Опыт выполнения работ.

  • Значимость показателя: 70%.
  • Коэффициент значимости показателя (Кз): 0,70

Предмет оценки:

Наличие у участника закупки успешного опыта выполнения работ в рамках государственных и муниципальных контрактов (далее – контракты), за последние пять лет до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе.

В подтверждение указанных сведений, для присуждения баллов в составе заявок участников должны быть приложены копии контрактов и/или копии актов и/или выписки с официальных сайтов органов власти, содержащие сведения о заключенных контрактах и таких сайтах.

  1. В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ участнику закупки по данному критерию (показателю) присваивается ноль баллов.
  2. Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
  3. Заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ по исполнению участником закупки контракта (контрактов), без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
  4. Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наибольшее значение критерия оценки (наибольшее количество контрактов).
  5. НКО1i = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
  6. где:
  • КЗ – коэффициент значимости показателя.
  • Кi – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
  • Кmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Читайте также:  Выписка из реестра смп (смсп) по инн - как получить

Показатель №2: Деловая репутация участника закупки.

  • Значимость показателя: 30%.
  • Коэффициент значимости показателя (Кз): 0,30.
  • Предмет оценки:
  • Подтверждением является предоставление копий благодарственных писем и иных писем (далее – документы) от государственных и муниципальных заказчиков, позволяющих сделать вывод об успешном опыте сотрудничества с участником конкурса.
  • Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наибольшее значение критерия оценки (наибольшее количество документов).
  • НКО2i = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
  • где:
  • КЗ – коэффициент значимости показателя.
  • Кi – предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
  • Кmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Критерии оценки заявок установлены для участников закупок по 44-ФЗ: как их выбрать, описать в документации, оценка

Вам нужно установить критерии оценки заявок, если вы проводите конкурс или запрос предложений. Это позволит выявить лучшее предложение участников. Оценить нужно прежде всего стоимостное предложение участника.

Также оцениваться могут опыт, кадры, качество товара или другие критерии в зависимости от предмета вашей закупки. В большинстве случаев вы свободны в выборе критериев, однако с одной оговоркой: критериев должно быть два, и один из них — цена контракта.

При описании порядка оценки в документации важно четко определить, что оценивается и как комиссия будет присуждать баллы. Если этого не сделать, вам грозит штраф до 3 000 руб.

Критерии оценки делятся на стоимостные и нестоимостные. Нестоимостные критерии, в свою очередь, делятся на показатели.

Стоимостные критерии — это:

  • цена контракта (п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ);
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ (п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ);
  • стоимость жизненного цикла товара или созданного объекта (п. 5 Правил оценки заявок N 1085);
  • расходы по энергосервисному контракту (ч. 9 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

Нестоимостные критерии — это:

  • квалификация участников (п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).
  • Этот критерий имеет показатели (п. 27 Правил оценки заявок N 1085):
  • — квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов);
  • — опыт по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
  • — обеспеченность материально-техническими ресурсами (наличие производственных мощностей, техоборудования);
  • — обеспеченность трудовыми ресурсами;
  • — деловая репутация.
  • Этот критерий имеет показатели (п. 25 Правил оценки заявок N 1085):
  • — качество товаров (работ, услуг);
  • — функциональные, потребительские свойства товара;
  • — соответствие экологическим нормам.

Критериев должно быть минимум два. Какие выбрать, зависит от того, что вы закупаете.

Особенности при выборе следующие:

  • критерий «цена контракта» устанавливайте во всех закупках, за исключением случаев, когда:

— вы закупаете товар (работу, услугу), цену которого регулирует государство (тарифицирует), например, ОСАГО (ч. 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, Решение Алтайского краевого УФАС от 30.10.2015 по делу N 459/15);

— проводите закупку на заключение контракта жизненного цикла (ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, п. 5 Правил оценки заявок N 1085);

— проводите закупку на заключение энергосервисного контракта и прописали в документации, что в заявке должны быть сведения, указанные в п. п. 2 или 3 ч. 6 ст. 108 Закона N 44-ФЗ (ч. 9 ст. 108 Закона N 44-ФЗ);

  • критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (результат работ)» можно установить, только если в контракте, помимо поставки товара (выполнения работы), есть условия о его дальнейшей эксплуатации, ремонте, поставке расходных материалов (п. п. 6, 7 Правил оценки заявок N 1085);
  • нестоимостные критерии устанавливайте по своему усмотрению. Исключение — три случая (п. 11 Правил оценки заявок N 1085):

— если закупаете строительные работы, для оценки возьмите критерий «квалификация участников закупки», а к нему показатель «опыт участника по успешной поставке товара (работы, услуги) сопоставимого характера и объема». Исключение — если вы установили доптребования по ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;

— если речь идет об услугах по организации отдыха детей (их оздоровлению), то установите критерий «квалификация участников закупки»;

— при проведении конкурса с ограниченным участием (конкурса с ограниченным участием в электронной форме) нельзя выбирать показатель «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», если он установлен в качестве дополнительного требования (п. 30 Правил оценки заявок N 1085).

Значимость критериев — это то, насколько каждый критерий будет влиять на итоговый рейтинг заявки.

Установить значимость нужно в процентах от 0 до 100 от суммы значимости всех критериев, которая должна быть равна 100%.

Значимость показателей для нестоимостного критерия определяется аналогичным образом — от 0% до 100% для каждого показателя. Сумма значимости показателей внутри каждого критерия должна быть равна 100%.

Как определить значимость критериев

Какую значимость установить критерию, зависит от того, что вы закупаете:

  • если закупаете товары, то минимум 70% должны составлять стоимостные критерии, а остальное — нестоимостные.

Пример определения значимости критериев при покупке товаров

Например, закупаем музыкальные инструменты. Цена нам важна, но также важно качество инструментов.

  1. Установим стоимостный критерий — «цена контракта».
  2. Нестоимостный — «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».
  3. Определяем значимость критериев:
  • «цена контракта» — 80%;
  • «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» — 20%.
  • если закупаете работы (услуги), то по общему правилу минимум 60% должны занимать стоимостные критерии, остальное — нестоимостные.

Пример определения значимости критериев при закупке проектных работ

Для проведения конкурса на проектные работы заказчик установил в документации три критерия оценки, определив их значимость следующим образом:

  • 70% — «цена контракта»;
  • 20% — «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
  • 10% — «квалификация участников закупки».

Значимость всех критериев — 100%.

Для некоторых видов работ (услуг) соотношения стоимостных и нестоимостных критериев могут варьироваться от 0% до 100%. Чтобы определить, нужно ли использовать в вашей закупке специальные значения критериев, воспользуйтесь Приложением к Правилам оценки заявок N 1085.

Обратите внимание:

  • если вы устанавливаете критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (результат работ)», то его значимость должна быть меньше или равна значимости критерия «цена контракта» (ч. 5 ст. 32 Закона N 44-ФЗ);
  • если вы закупаете услуги по организации отдыха (оздоровлению) детей, то значимость критерия «квалификация участников закупки» должна быть не менее половины значимости всех нестоимостных критериев. Например, установили значимость двух нестоимостных критериев — 60%, тогда «квалификация участников закупки» должна быть минимум 30% (п. 11 Правил оценки заявок N 1085).

Как определить значимость показателей для нестоимостных критериев

Каждый нестоимостный критерий вы можете детализировать на показатели. Для каждого показателя определите его значимость от 0% до 100%. Значимость всех показателей внутри критерия должна составлять 100% (п. 11 Правил оценки заявок N 1085).

Пример определения значимости показателей внутри критерия

Проводим конкурс на оказание услуг по соцопросам населения. Установим критерии:

  • «цена контракта» — 70%;
  • «квалификация участников закупки» — 15%;
  • «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» — 15%.

Сумма значимости всех критериев — 100%.

Для нестоимостного критерия «квалификация участников закупки» установим три показателя:

  • «квалификация трудовых ресурсов» — 70%;
  • «деловая репутация» — 10%;
  • «опыт успешного выполнения услуг сопоставимого объема и характера» — 20%.

Сумма величин значимости показателей критерия равна 100%.

Для показателя «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» установим один показатель «качество услуг» — 100%.

Заявку нужно оценивать по каждому критерию и показателю от 0 до 100 баллов.

Формулы для расчета баллов по стоимостным критериям возьмите из разд. II Правил оценки заявок N 1085.

Для присвоения баллов по нестоимостным критериям установите свою шкалу либо воспользуйтесь формулами, указанными в п. п. 21 — 24 Правил оценки заявок N 1085.

После рассчитайте итоговый рейтинг заявки (общее количество баллов) исходя из значимости критериев.

Пример расчета итогового рейтинга с учетом значимости критериев

При проведении конкурса установили, что значимость критерия «цена контракта» — 75%, а значимость «квалификация участников закупки» — 25%. Всего 100%.

При рассмотрении заявок участнику по критерию «цена контракта» присудили 80 баллов, а по критерию «квалификация участников закупки» — 100 баллов.

Чтобы посчитать общую сумму баллов, нельзя просто их сложить. Нужно учесть «вес» критерия в общей массе (цена — 75%, квалификация — 25%). Получается: 80 x 75% + 100 x 25% = 85 баллов.

Итоговый рейтинг заявки составит 85 баллов.

Для этого опишите в документации полный перечень документов (сведений), которые должен представить участник для оценки по каждому критерию (показателю), и сам порядок оценки. На это указано в совместном Письме Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014.

Как описать порядок оценки стоимостных критериев

Опишите, по каким стоимостным критериям будете оценивать заявку и как рассчитывать баллы. Формулы для расчета возьмите из разд. II Правил оценки заявок N 1085.

  • Пример описания порядка оценки стоимостного критерия
  • Критерий«цена контракта».
  • Значимость критерия — 60%.
  • Порядок оценки:
  • Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «цена контракта» (ЦБi), определяется по формуле:
  • ЦБi = Цmin / Цi x 100,
  • где:
  • Цi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
  • Цmin — минимальное из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
  • Если участник предложил доплатить заказчику за право заключения контракта (Цmin < 0), то баллы присуждаются по формуле ЦБi = (Цmax — Цi) / Цmax x 100,
  • где Цmax — максимальное из предложений, сделанных участниками закупки.
Читайте также:  Как продлить аккредитацию на этп сбербанк аст

Как описать порядок оценки нестоимостных критериев

Опишите, какие документы для какого критерия и показателя должен представить участник. Это могут быть, например:

  • благодарственные письма для оценки деловой репутации;
  • копии дипломов, сертификатов, трудовых книжек для оценки квалификации трудовых ресурсов;
  • контракты и акты выполненных работ (услуг) для оценки опыта выполнения работ (услуг), сопоставимых с работами (услугами), которые вы закупаете;
  • планы (графики) выполнения работы (оказания услуг), сертификаты контроля качества и т.п. Эти документы можно потребовать для оценки качества выполняемых участником работ (услуг).

Для оценки представленных документов вы можете установить свою шкалу оценки для каждого показателя или воспользоваться формулами, указанными в п. п. 21 — 24 Правил оценки заявок N 1085.

  1. Пример описания порядка оценки нестоимостного критерия
  2. Критерий: «квалификация участников».
  3. Значимость критерия — 100%.
  4. Показатель: опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера.
  5. Значимость показателя — 100%.

Опыт участника оценивается по исполненным без штрафных санкций с 2016 по 2018 гг. контрактам с госучреждениями, предметом которых являются такие же услуги, как в настоящей закупке. Сведения об опыте участника подтверждаются копиями документов (контрактов, актов) или сведениями из реестра контрактов, размещенного в Единой информационной системе в сфере закупок.

Заказчиком установлена следующая шкала оценки данного показателя:

Количество соответствующих условиям критерия контрактов, сведения о которых представлены в составе заявки Количество присуждаемых баллов
0 баллов
От 1 до 5 25 баллов
От 6 до 10 50 баллов
От 11 до 15 75 баллов
Более 15 100 баллов

Обратите внимание: предмет оценки должен соответствовать закупке.

Например, если для оценки опыта вы будете требовать контракты, которые никак не связаны с работами, которые вы закупаете, или с ценой выше, чем НМЦК вашей закупки, вашу документацию признают незаконной, а вас привлекут к ответственности (см., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.06.2016 N Ф03-1859/2016 по делу N А59-3392/2015).

  • Не нашли ответа на свой вопрос?
  • Узнайте, как решить именно Вашу проблему
  • Email — [email protected]

Критерии сопоставимости в госзакупках

  • В начало статьи об участии в конкурсе по 44 ФЗ
  • — Свойства товаров (работ, услуг) – предметов сдачи;
  • — Функции сторон сделки (распределение ответственности);
  • — количество товаров, объем работ (услуг);
  • — сроки исполнения;
  • — условия оплаты заказчиком.
  • Если участник представит для подтверждения опыта договор, где он выступил субподрядчиком, тогда сопоставимым его уже считать нельзя, поскольку распределение ответственности при исполнении данного договора было иным.

Если же участник представит исполненный договор с авансом, а конкурс, на который он хочет его представить для подтверждения опыта без аванса, то их тоже нельзя считать сопоставимыми, ведь условия оплаты разные. Заказчик может рассудить так: не было бы аванса в исполненном договоре – участник мог бы его сорвать из-за нехватки средств – условия оплаты были более мягкими.

Принцип сопоставимости

Что касается сопоставимости по количеству товаров, объему работ (услуг) то заказчик сам указывает пороги сопоставимости в КД, а если вы их там не обнаружите, подайте запрос разъяснений и обращайтесь в ФАС при отсутствии конкретного ответа,

Однородными (сопоставимыми), согласно НК РФ, являются товары со сходными свойствами, состоящие из схожих частей, выполняющие одинаковые функции и являющиеся взаимозаменяемыми. Сказанное выше касается также и однородных работ (услуг).

Сопоставимыми являются, например, лекарства с одним действующим веществом, стиральные порошки сходного состава, и т.д. Касательно совместимых работ это, например, установка деревянных и пластиковых окон, касательно совместимых услуг: услуги по вывозу опавшей листвы и скошенной травы.

Что касается требований к характеристикам товара (качественным и количественным), то хотя объем форм 2 в конкурсах обычно невелик, но заказчик может потребовать аргументацию представления того или иного показателя, а при отсутствии аргументации – не дать баллов. Здесь, скорее всего, обжалование в ФАСе будет бесполезным, если заказчик четко прописал в КД за какие недочеты сколько баллов он будет снижать.

Если хотя бы по одному критерию вы явно не проходите, участвовать не стоит – проиграете по сумме баллов. Если вам кажется, что критерии указаны заказчиком с целью ограничения конкуренции пробуйте жаловаться.

Шансы, конечно, есть. Результат будет зависеть от того, нарушил ли заказчик при составлении документации законодательство или нет. Если заказчик закон не нарушил, результат, скорее всего, будет отрицательным.

Ниже приведено несколько примеров обжалования в ФАСе конкурсных критериев.

Пример о весовых значениях конкурсных критериев

Участник конкурса на право заключения договора обязательного аудита подал жалобу на установленные заказчиком критерии, считая, что они ограничивают конкуренцию. Заказчик установил значимость ценового критерия 30%, а критерия квалификация – 70%.

ФАС признал жалобу участника необоснованной на основании того, что закон 44-ФЗ не ограничивает весовые значения конкурсных критериев, а для заказчика важнее не цена договора, а исполнение его наиболее участником, в организации которого работают более квалифицированные специалисты.

Пример о критерии «Квалификация участника»

Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по сопровождению закупок попытался оспорить в ФАСе содержание критерия «квалификация участника». Заказчик указал, что у участника должны быть в штате специалисты, прошедшие курсовую подготовку в объеме не менее 250 часов. Участник счел это требование завышенным.

Заказчик пояснил на заседании комиссии ФАС, что такой объём курсовой подготовки был затребован в результате анализа длительности ряда образовательных программ. Комиссия пришла к выводу, что заказчик законодательство не нарушил: закон 44-ФЗ не ограничивает длительность курсовой подготовки специалистов, так что заказчик имел право рассчитать его самостоятельно.

Жалоба признана необоснованной.

Ещё примеры попыток обжалования критерия квалификация участника в ФАС

Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию жизни и здоровья сотрудников силового ведомства попытался оспорить в ФАСе содержание критерия «квалификация участника».

Заказчик запросил в документации подтверждение опыта представлением договоров на сопоставимые услуги, исполненных в период с 01.01.2017 года. Участник счел временные рамки исполнения договоров дискриминационными. Комиссия ФАС, рассмотрев жалобу не согласилась с доводами заказчика.

Поскольку на конкурс было подано семь заявок, она сочла это убедительным аргументом в пользу того, что данное требование не ограничивает круг участников конкурса. Жалоба была отклонена.

Пример необоснованной жалобы по критерию: Квалификация

Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по охране школьных учреждений попытался оспорить в ФАСе содержание критерия «квалификация участника».

Заказчик запросил в документации наличие у охранников: двухлетнего опыта работы в учреждениях дошкольного образования. За наличие в штате охранников с таким опытом полагалось 20 баллов.

Комиссия ФАС сочла содержание критерия правомерным, поскольку заказчик не требовал наличия опыта работы в своем регионе, а дошкольных учреждений в РФ десятки тысяч. Жалоба была признана необоснованной.

Другой пример необоснованной жалобы по тому же критерию

Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по ОСАГО оспорил в ФАСе содержание критерия квалификация сотрудников, которое заказчик наполнил необычным содержанием, введя туда показатели убыточности, платежеспособности, рентабельности.

Участник счел эти показатели вообще не относящимися к квалификации сотрудников, а также предположил, что они ограничивают конкуренцию.

Однако комиссия ФАС пришла к выводу, что именно благодаря этим показателям заказчик может выявить наиболее квалифицированного исполнителя конкурса, к тому же показатели взяты не с потолка, а используются экспертными агентствами. Жалоба участника была отклонена.

Расчет целесообразности участия в конкурсе ( маржинальность )

Перед тем как приступить к расчету конкурса, рассчитайте среднее снижение на нескольких конкурсах, проведенных ранее этим же заказчиком, по 44-ФЗ, по тому же предмету закупки. Если оно невелико, есть смысл участвовать.

Конечно, по среднему снижению об исходе выбранного вами конкурса можно судить только приблизительно, тем не менее, если, например, на пяти конкурсах у того же заказчика оно колебалось около 20%, то можно ожидать на текущем конкурсе снижения не более 25% и не менее 15%.

Приступайте к расчету конкурса, чтобы прикинуть маржинальность.

Теперь готовьте заявку. Перечень документов указывается в конкурсной документации (КД). Укажите страну происхождения предлагаемых товаров, а также представьте соответствующую декларацию, если в КД указаны ограничения на поставку зарубежных товаров или приоритет российских товаров (работ, услуг).

Обеспечение заявки на участие в конкурсе по 44 ФЗ

Внесите (на спецсчет) обеспечение заявки, если оно требуется.

Банки стали выдавать банковские гарантии (БГ) на обеспечение заявок. Начинающим участникам БГ на крупную сумму не светит, так что по возможности старайтесь обойтись без нее.

Подав заявку, ждите ее рассмотрения. Если ее не отклонили за несоответствие каким-либо требованиям, для вас будет актуален итоговый протокол.

Если же заявку отклонили, посмотрите, имеет ли смысл обжаловать отклонение в ФАС.

В случае победы, заключайте контракт и приступайте к его исполнению.

Конкурс с ограниченным участием: дополнительные требования для предквалификационного отбора совпадают с критериями оценки заявок — Правовед.RU

128 юристов сейчас на сайте

Добрый день!

по 44-ФЗ Заказчик объявил конкурс с ограниченным участием на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению (извещение 0172200004718000227)

Согласно конкурсной документации и пункту 9 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования:

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке.

При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

Согласно пункта 4 статьи 56 «Особенности проведения конкурса с ограниченным участием» Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

Читайте также:  Информационная карта аукциона в электронной форме по 44-фз

В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.

1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31настоящего Федерального закона.

При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

Однако Заказчик в качестве критерия оценки заявок (по которым начисляются баллы) выбрал «деловую репутацию» (т.к. опыт работы является дополнительным требованием и не может использоваться в качестве критерия оценки заявок), которую просит подтвердить наличием исполненных договоров сопостовимого характера предмету конкурса.

  • ВОПРОС № 1: получается деловая репутация и опыт работы подтверждается одними и теме же документами — правомерно ли это?
  • ВОПРОС № 2: что такое «деловая репутация» по 44-фз и как она может быть подтверждена?
  • Вопрос № 3: как можно доказать, что под критерием «деловая репутация» Заказчик все же берет опыт работы.

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (3)

  • 10,0рейтинг
  • 7769отзывов
  • эксперт

ВОПРОС № 1: получается деловая репутация и опыт работы подтверждается одними и теме же документами — правомерно ли это?

Алексей Петренко

Алексей, добрый день! Исходя из положений ст. 31 опыт работы и деловая репутация являются разными критериями соотвественно «показатель деловой репутации» может использоваться в качестве нестоимостного критерия оценки участников, как разъяснило Минэкономразвития в письме

от 07.03.2017 N Д28и-831

Учитывая изложенное, если в отношении участников закупки были установлены дополнительные требования, то применение в качестве показателя нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки» опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема неправомерно. При этом в качестве показателя нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки» могут быть использованы совокупная стоимость таких контрактов (договоров) и (или) совокупное количество оказанных услуг (реализованных путевок, количества детей, отправленных на отдых), подтвержденных контрактами (договорами), заключенными участником закупки с заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц, представленными в составе заявки.исходя из изложенного и положений 44-ФЗ в случае использования критерия квалификации при отборе участников, нельзя использовать данный показатель для оценки поданных заявок. Нарушение данного требования в том числе имеет место когда для оценки по критерию «деловая репутация» используются аналогичные документы что и для первоначального отбора участников по критерию опыта. Отличие опыта от деловой репутации как минимум состоит в том, что опыт установлен в качестве такового в привязке к конкретной сфере а деловая репутация включает деятельность участника в целом, без привязки к конкретной сфере.ВОПРОС № 2: что такое «деловая репутация» по 44-фз и как она может быть подтверждена?

Алексей Петренко

это более широкое понятие чем опыт поскольку в рамках 44-ФЗ опыт привязан к аналогичной с предметом закупки сфере.

Соответственно деловая репутация может быть подтверждена иными документами не использованными для подтверждения опыта, например исполнением договоров участником в других областях не являющихся предметом закупки, т.е.

так, чтобы доказательство деловой репутации не пересекалось с доказательством квалификации с учетом требований, установленных постановлением №99

Вопрос № 3: как можно доказать, что под критерием «деловая репутация» Заказчик все же берет опыт работы.

Алексей Петренко

совпадением показателей которые учитываются заказчиком при оценке деловой репутации и опыта работы исходя из положений постановления №99, т.е. чтобы со стороны заказчика не было нарушения 44-ФЗ для оценки деловой репутации не должны учитываться договоры участника, принятые для определения наличия опыта

В п. 27  Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.

2013 № 1085 (далее — Правила) указано, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.

Т.е. как верно отметил мой уважаемый коллега Андрей Власов, по сути деловая репутация — составная часть квалификации участника и позволяет эту самую квалификацию оценить, наряду с остальными признаками.

При этом дополнительно отмечу, что тот же ФАС в письме от 8 октября 2015  № АЦ/54940/15 указывал, что требовать сертификат при отсутствии обязательного (установленного законом) членства в СРО недопустимо, а наличие такого сертификата вовсе не свидетельствует о более высокой квалификации участника закупки.

Плюс странным выглядит пункт «другие документы по усмотрению участника». Нет четкого понимания, что это за документы и как их собирается оценивать заказчик. (решение Тамбовского УФАС № РЗ-372/17, аналогичное действие признано нарушением)

ГОСТ 15-го года заменен ГОСТом 17 года.

Согласно этому документу «опыт и деловая репутация субъекта предпринимательской деятельности (деловая репутация): совокупность характеристик, которая определяет оценку деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя с точки зрения их деловых качеств, включая наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы и репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». Стоит исходить из такого определения, я считаю.

В принципе, разные обстоятельства и факты могут подтверждаться одними и теми же документами, тут ничего такого нет и юридически это вполне реально.

Я имею в виду, что (к примеру) один и тот же документ, подтверждающий квалификацию, на стадии предварительного отбора будет фактором, позволяющим заказчику признать участника прошедшим отбор и подошедшим под критерии, а при проведении самого конкурса — будет оцениваться уже значимость этого документа в рамках соответствующего критерия.

Здравствуйте, Алексей.

Похоже, что заказчик что-то напутал в документации. В п. 4 раздела 12 документации указано, что применяется показатель «деловая репутация (Положительные отзывы Заказчиков)».

Предусмотрен 1 показатель: «Деловая репутация участника закупки» (Положительные отзывы Заказчиков) Значимость показателя – 100 %.

Коэффициент значимости показателя – 1,0

То есть чтобы получить баллы по этому показателю по идее нужно представлять такие отзывы и об этом сказано в п. 4.1 раздела 12 Документации о закупке.

Для подтверждения наличия у участника конкурса деловой репутации участник представляет в составе заявки копии контрактов (договоров) в области оказания услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления за период с 01.01.2016 по дату подачи заявок на участие в конкурсе и заполняет форму «Деловая репутация».

  Сведения, содержащиеся в отзыве и форме «Деловая репутация»,  должны в обязательном порядке подтверждаться копиями следующих документов: копиями соответствующих надлежаще исполненных  контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления со всеми приложениями и изменениями и копиями всех оформленных документов подтверждающих надлежащее оказание услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления. Под документами подтверждающими надлежащее оказание услуг понимаются  акты сдачи-приемки оказанных услуг  исполнения контракта (договора) и (или) иные документы, подтверждающие оказание услуг.        

При этом есть инструкция по ее заполнению.

Инструкция по заполнению формы «Деловая репутация участника закупки»: в графе 1 формы указываются дата и номер выдачи  отзыва, соответствующие представленной копии отзыва; в графе 2 формы указывается сроки оказания услуг по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления (даты начала и окончания оказания услуг по контракту (договору), соответствующие копии контракта (договора) и представленным копиям документов оказанных услуг; в графе 2 формы указывается информация о заказчике: наименование, ИНН заказчика, заключившего контракт (договор); в графе 3 формы указывается номер и дата заключения  контракта (или договора) с заказчиком, соответствующие представленной копии контракта (договора); в графе 4 формы указывается предмет контракта (договора), соответствующий копии контракта (договора); в графе 5 формы указывается цена контракта (договора) в тыс. руб., соответствующий представленным копиям контракта (договора) и копиям документов оказанных услуг; в графе 6 формы указывается информация о неустойках (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по данному контракту (договору): при отсутствии неустоек необходимо указать «неустойки отсутствуют»,  при наличии неустойки – указать размер неустойки, основание взыскания и дату взыскания неустойки. 

Однако такая форма (Деловая репутация) в документации отсутствует. Вместо этого есть Форма «ОПЫТ УЧАСТНИКА ПО УСПЕШНОМУ ОКАЗАНИЮ УСЛУГ СОПОСТАВИМОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕМА» (таблица 5).

При этом указано, что оценка показателя будет производиться по данным из этой формы.

Для каждого из показателей установлена его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, указанных участником в Таблице 5, Приложение № 3 к специальной части.

 Согласно п.

30 Постановления Правительства РФ от 28.11.

2013 N 1085 показатель «успешный опыт исполнения контрактов» не может применяться для оценки заявок, так как такое дополнительное требование предъявлено к участникам закупки.

30. В случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).

Таким образом, для оценки по показателю «Деловая репутация» должны использоваться отзывы. Однако, с учетом противоречивых сведений в документации рекомендую направить заказчику запрос о разъяснении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *