Отклонили первую часть заявки по 44-фз. причины, как обжаловать

Отклонили первую часть заявки по 44-ФЗ. Причины, как обжаловать

Наиболее частая причина, по которой руководители обращаются к нам за тендерным консалтингом, – отклонение первой части заявки на участие в аукционе как несоответствующей требованиям аукционной документации. Причины отклонения первой части заявки по 44-ФЗ бывают разные: в каких-то случаях участники размещения заказа сами допустили ошибку, исправить которую бывает сложно, а порой заказчики выдумывают совершенно необычные поводы отклонить вполне правильно оформленную заявку. Если есть хоть какая-то возможность помочь клиенту обжаловать данные действия заказчика, специалисты компании «МакФин Бизнес-аналитика» всегда придут на помощь и составят грамотную жалобу в антимонопольные органы.

А в этой статье мы все же поговорим о том, какие бывают добросовестные и не очень методы отклонения заявок, и перечислим те, которые встречались нам в нашей обширной практике.

Подача заявок на участие в аукционе

Порядок подачи заявок для участия в электронном аукционе определен в ст.66 44-ФЗ.

Суть ее состоит в том, что участнику размещения заказа необходимо дать свое согласие на поставку товара, если в документации содержится указание на конкретный товарный знак или другое средство индивидуализации товара.

В случае поставки эквивалента или в том случае, если в документации не было указания на товарный знак, а также если содержатся требования к характеристикам товара, необходимо указать конкретные показатели товара.

Кроме того, очень важно указать товарный знак или другое средство индивидуализации при его наличии и обязательно наименование страны происхождения товара. Раньше закон требовал от участников указания места происхождения товара. О казусах при указании последнего мы рассказывали в отдельной статье. Однако сейчас это требование в законе было уточнено.

Конкретные показатели товара при участии в аукционе

Во-первых, частая ошибка участников размещения заказа заключается в том, что они просто пишут согласие на поставку товара, соответствующего техническому заданию. Такое согласие будет достаточным документом только в одном случае, если заказчик указывал в аукционной документации конкретный товарный знак. Во всех остальных случаях необходимо указывать конкретные характеристики.

Классическая сложность заключается в том, что заказчики указывают не конкретное требуемое значение характеристики в техническом задании, а допустимый диапазон.

Причем часто заказчики стараются завуалировать этот диапазон так, чтобы участнику размещения заказа было сложнее правильно составить заявку, потому что участнику размещения заказа нужно по каждому параметру указать вполне конкретное одно значение.

Помимо формулировок «не более», «не менее», «от … до…», «… – …», заказчики стали указывать минимальное или максимальное значение, причем пишут обычно сокращенно «мин.» или «макс.», да еще и мелким шрифтом.

Наиболее хитрые составители технического задания стараются использовать все эти приемы в одном документе, причем располагают такие характеристики в сложные таблицы, с большим количеством столбцов, либо наоборот в сложно читаемые сплошные тексты.

Например, один раз нам приходилось составлять заявку по техническому заданию, состоящему из таблицы в два столбца. В левом столбце указывалось наименование параметра, а в правом – его допустимый диапазон или конкретное значение. Так, в некоторых строках в левом столбце указывались просто названия характеристик, а в некоторых – к ним приписывалось мелкими буквами «мин.»

А в одной строке в левом столбце было незаметно написано сразу и название параметра, и диапазон допустимых значений. А в правом столбце в этой строке был текст, расшифровывающий смысл этого параметра.

Невнимательный участник, скорее всего, не заметил бы, что и в левом столбце необходимо указать конкретное значение параметра.

Неуказание конкретного значения параметра всегда ведет к правомерному отклонению заявки.

Соответствие товара для государственной закупки ГОСТ

Очень интересные случаи бывают тогда, когда заказчик пишет допустимый диапазон значения параметра и где-нибудь совершенно в другом месте текста просит, чтобы товар соответствовал конкретному ГОСТ. При этом заказчики стали намеренно указывать допустимый диапазон шире, чем он указан в ГОСТ.

Например, некоторая характеристика в аукционной документации должна быть не менее 120, а по ГОСТУ не менее 130. Редкий поставщик знает ГОСТ наизусть, и, доверившись заказчику, пишет ту цифру, которая стоит в техническом задании. При этом также он соглашается, что его товар соответствует и этому ГОСТ.

После этого такую заявку отклоняют в связи с несоответствием указанных сведений требованиям аукционной документации, так как в нашем примере значение 120 ГОСТ не соответствует.

Взаимосвязь конкретных характеристик товара для государственного заказа

Стоит также учесть, что нельзя бездумно писать все характеристики как крайние границы указанных заказчиком диапазонов.

Характеристики могут быть связаны не только с ГОСТ, но и друг с другом, то есть определенные значения одного параметра могут накладывать ограничения и на значения другого параметра.

Заказчики обращают внимание на такие ошибки и легко отклоняют заявки как несоответствующие требованиям аукционной документации.

Товарный знак и иные средства индивидуализации в первой части заявки на участие в электронном аукционе

Иногда участники размещения заказа некоторые товары планируют закупать у разных поставщиков, при этом к моменту подачи заявок могут еще не определиться, у кого именно и какой товар они будут покупать.

Однако закон требует указать товарный знак или другие средства индивидуализации.

Участники размещения заказа, рассчитывая, что их поставщики, обладают весьма широким ассортиментом производимой продукции, указывают товарный знак для эквивалентного товара в надежде потом подобрать нужный товар.

Заказчики же порой не ленятся позвонить производителю и уточнить, могут ли они поставить товар точно с такими характеристиками. Бывали случаи, когда указанные производители не могли поставить точно такой товар, и заявку отклоняли в связи с несоответствием характеристик аукционной документации.

Нюансы заполнения первых частей заявок

Еще заказчики часто в таблицах требуемых характеристик оставляют пустые строки, в которых указывают наименование характеристики, но не указывают ее допустимое значение. В таких случаях мы все равно рекомендуем участникам размещения заказа указывать конкретные значения и этих характеристик.

Еще одна хитрость: поставщики через слово «или», а иногда и просто через запятую указывают противоречащие друг другу характеристики, например «стальной или пластмассовый», «черный, белый». В этом случае они ожидают, что участник выберет одну конкретную характеристику.

В случаях, если заказчик указывает, что те или иные характеристики должны быть согласованы с заказчиком, мы рекомендуем указать, какой ассортимент характеристик Вы можете предложить ему на выбор. Подробнее о таких случаях, читайте в нашей статье.

Хитростей в техническом задании можно встретить очень много. Наша компания имеет обширный опыт составления заявок и обжалования действий заказчиков. Своим клиентам мы даем гарантию принятия 99% составленных нами заявок, а также признания наших жалоб обоснованными. Не воспользовавшись услугами профессионалов, Вы можете потерять свои шансы на участие в аукционе и на получение крупного заказа.

Если Вы уже выиграли аукцион и у Вас есть проблемы со сроками поставки, Вы можете прочитать нашу статью о хитростях увеличения сроков поставки по государственному контракту или воспользоваться консалтингом при исполнении контракта.

Понравилась публикация? Поделитесь ей в соцсетях:

Незаконное отклонение заявки по 44-ФЗ

Участие в торгах всегда начинается с подачи заявки. Требования к подобному документу закрепляются в конкурсной документации. В этой связи не каждая поступившая заявка на участие в закупках может быть рассмотрена. Организатор торгов имеет законное право отклонить заявку и не принимать ее к учету при проведении конкурса.

Отклонили первую часть заявки по 44-ФЗ. Причины, как обжаловать

Однако, отклонение соответствующей требованиям конкурсной документации заявки не является законной (подробнее по вопросу подготовка заявок на участие в тендерах по ссылке).

В таком случае необходимо незамедлительно реагировать на подобные решения, поскольку наличие спора по одной или нескольким заявкам не мешает проводить конкурс между оставшимися участниками и в последствие заключать контракт.

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас

Необоснованное отклонение заявок на участие в аукционе

Исходя из сложившейся практики возможно выделить основные причины отклонения заявок на участие в тендере, которые не являются правомерными:

  1. Технические ошибки. В этот пункт включаются арифметические неточности, опечатки в оформлении заявления на участие в аукционе и тому подобные несущественные нарушения. Формально все перечисленное является несоответствием заявки требованиям конкурсной документации. Однако, зачастую арбитражные суды и антимонопольная служба признают подобный подход незаконным и не допускают чрезмерный формализм при оценке поступивших предложений.
  2. Отсутствие необходимой информации. Каждый тендер устанавливает требования, например, к квалификации подрядчика, опыту работы, марке поставляемого товара, его количеству и так далее. При этом, отклонить заявку законно возможно исключительно в случае, если тендерная документации напрямую устанавливает эти правила. Какие-либо дополнительные требования к участнику аукциона не могут предъявляться, соответственно, основанием отклонения заявок по дополнительным пунктам незаконно. 

Штраф за отклонение заявки по 44-ФЗ

Последствиями незаконного отклонения заявки на участие в торгах являются возможность оспаривания конкурса в целом (подробнее про признание конкурса недействительным на основной части сайта), а также признание недействительным заключенного на его основе контракта.

Кроме того, рассматриваемое нарушение требований антимонопольного законодательства, обзывающего обеспечить равный доступ к конкурсу всех участников аукциона, влечет наложение штрафа.

Получите БЕСПЛАТНО ответы на интересующие Вас вопросы прямо сейчас

Размер ответственности установлен в процентном соотношении к начальной цене спорной закупки, при этом не может превышать тридцати тысяч рублей.

Наличие административного штрафа по данному основанию существенно облегчит решение вопроса с обжалованием и аннулированием итогов торгов в целом. Вступившее в законную силу постановление по административному нарушению уже будет иметь указание на наличие нарушений закона при проведении тендера, что будет дополнительным доказательством для арбитражного спора.

Жалоба в ФАС на отклонение заявки

Каждое незаконное действие организатора торгов, в том числе незаконное отклонение заявки, может быть обжаловано в территориальный орган антимонопольной службы. Важным моментом в данном случае является соблюдение сроков обжалования. Жалобу в ФАС необходимо подать не позднее десяти дней с момента опубликования решения об отклонении заявки.

Конкретный полномочный орган антимонопольной службы выбирается по месту нахождения организатора торгов.

Текст жалобы обязательно должен содержать указание на полные данные конкурса, место размещения извещения о торгах, контактную информацию об организаторе торгов. При этом, также следует приложить к жалобе всю имеющуюся конкурсную документацию по закупке и представленный на аукцион спорный отклоненный пакет документов вместе с самой спорной заявкой.

Немаловажно четко указать основание жалобы – конкретные незаконные действия, которые привели к необоснованному отклонению заявки, поскольку государственный орган будет рассматривать вопрос о законности проведения конкурса исключительно по указанным доводам жалобы.

Положительной стороной обжалования незаконного отклонения заявки через антимонопольную службу является возможность приостановления всей процедуры торгов, в том числе, заключение по его итогам контракта до момента разрешения жалобы. Об этом дополнительно необходимо указать в просительной части жалобы.

Читайте также:  Возможные ошибки при заключении контракта по 44-фз

По итогам разрешения жалобы ФАС уполномочен признать торги недействительными полностью, признать отклонение заявки незаконным. Соответственно, организатору тендера придется повторно проводить аукцион с учетом ранее необоснованно отклоненной заявки.

Оформите заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Последствия отклонения первой части заявки или полностью

Отклонить заявку возможно как на первоначальном этапе, так и по итогам рассмотрения всех предложений и объявления победителя. При этом, в обоих ситуациях в случае незаконности подобных отказов, они могут быть обжалованы в ФАС или суде.

Отклонение первой части заявки связано с наличием формальных несоответствий в самом предложении предприятия. В результате подобного отклонения аукцион проводится без учета данной заявки.

Дальнейшее отклонение заявки – второй части, закон обуславливает с дефектами в представленном пакете документов на аукцион либо несоответствии исполнителя заказа требованиям конкурсной документации. Результаты данного отклонения заявки аналогичны – при определении победителя такая компания не подлежит учету.

По результатам оспаривания рассмотренных отклонений заявок возможно требовать проведение повторного конкурса по той же самой закупке. Такая ситуация предоставляет повторную возможность участия в спорных торгах. Поэтому не стоит упускать свой шанс.

Оформите заявку и мы свяжемся с Вами в ближайшее время

5 причин отклонения заявок на аукционе по первым частям и как их избежать

Для того, чтобы  участнику закупки разобраться в том, как выиграть тендер, ему необходимо знать какие сложности и задачи ему предстоит преодолеть на пути к успеху.

В виду того, что большая часть государственных и муниципальных закупок, по данным статистики за 2017 год с официального портала гос.закупок, проводится в форме электронного аукциона, то в данной статье речь пойдет о причинах отклонения заявки от участия в электронном аукционе по первым частям заявок

В чем сложность в подготовке заявки на аукцион?

Электронный аукцион, как инструмент закупки, является достаточно сложной процедурой определения поставщика для неопытного пользователя. Участник подает заявку состоящую из двух частей. До торгов заказчик проверяет на соответствие своим требованиям первые части заявок всех участников.

Здесь стоит отметить, что данный вид закупки довольно часто сопровождается отклонением большего числа участников по первым частям заявки.

Какие данные предоставляет участник в первой части заявки на электронный аукцион?

В соответствии со ч. 3 ст. 66 44-ФЗ участник должен предоставить следующую информацию:

  • Согласие на поставку товара, оказание услуги или выполнения работ
  • Сведения и конкретных показателях поставляемых товаров и материалов, а также их свойствах и характеристиках, с указанием на товарный знак при наличии и страну происхождения товара. Часто данный файл еще называют формой 2.
  • Подготовка форма 2 аукцион вызывает куда больше сложностей, чем согласие на участие.
  • Именно за несоответствие предоставленной в ней информации требованиям заказчика чаще всего отклоняют.
  • Какие причины могут быть у заказчика для отклонения заявки участника по первым частям?

Федеральным законом о контрактной системе в ч.4 ст.67 44-ФЗ установлены 2 возможные причины отклонения заявки:

  • Непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66, или предоставление недостоверной информации
  • Несоответствие информации ч. 3 ст. 66 требованиям документации

Давайте разберем более подробнее ошибки, которые допускают участники закупки при заполнении формы 2.

  1. Участник предоставил не конкретное значение показателя материала.

В данном случае участник должен указать конкретное значение показателя без слов «не менее», которое больше или равно установленному значению заказчика. Как правило заказчик в инструкции по заполнению формы 2 прописывает расшифровку используемых слов и знаков препинания.

Участнику в обязательном порядке необходимо изучить инструкцию, прежде чем заполнять таблицу со сведениями о технических характеристиках материалов.

  1. Участник предоставил конкретное значение показателя, которое не соответствует требованиям установленных в ГОСТ в конкретному материалу.

Стоить отметить, что заказчик «схитрил», указав значение 1,2 мм в графе минимальные значения, что противоречит письму ФАС от 01.07.2016 иа/44536/16.

Если подобное было Вами замечено, то стоит указать на это заказчику в запросе на разъяснение документации или подать жалобу в ФАС неправомерные требования к материалам и ограничение конкуренции.В такой ситуации участник закупки должен всегда сравнивать между собой требования заказчика и соответствие его ГОСТ.

В этом примере, участник указал показатель значения равный 1,5 мм, что не соответствует требованиям таблице № 1 ГОСТ 18108-80, где стоит одно единственное значение равное 1,2 мм.

В случае отклонения заявки по данному пункту, данное решение можно будет спокойно обжаловать в ФАС, так как в таблице №1 ГОСТ 18108-80 есть примечание «Допускается по согласованию с потребителем изготовление линолеума других номинальных размеров с теми же предельными отклонениями от них».

  1. Участник неправильно трактовал значение инструкции. Например, заказчик запросил марки линолеума через знак «/» и «,». При этом знак «/» означает необходимость выбора одного значения на выбор, а знак «,» означает использование всех значений.В данном случае, участнику необходимо предоставить 2 марки линолеума, выбрав 1 из 2 подтипов.

Внимательно изучать инструкцию по заполнению формы 2 прежде чем начать заполнять конкретные показатели товаров, материалов.

Как быть участнику закупки?

  • Рекомендуем отдельно выписать для себя значения и расшифровки знаков. Порой заказчик устанавливает к знаку «/» -выбор одного значения, а знак «» означает выбор нескольких значений.
  • В случае возникновении разногласий и вопросов по документации незамедлительно подавайте запрос на разъяснения документации. Если заказчик не отреагировал должным образом на Ваш запрос, то подавайте жалобу в ФАС. Только помните, что жалоба на документацию подается до окончания подачи заявок.
  1. Участник в своей заявке не указал страну происхождения товара и товарный знак (торговую марку и т.п. ) при его наличии.

Как избежать отклонения по этой причине?

  • В начале, в конце или в каждой позиции по материалу необходимо указывать страну происхождения товара или же вставляйте фразу «В случае не указания на товарный знак и страну происхождения следует считать «товарный знак отсутствует» страна происхождения –РФ»
  • Если Вы указали конкретную марку и модель, то обратите внимание, чтобы все технические характеристики и свойства товара, материала соответствовали паспорту изделия и сертификатам соответствия от производителя.
  1. Участник закупки прикрепил согласие от другой закупки.

Согласие на участие в закупке формируется на большинстве электронных площадок автоматически.

Тем не менее, бывают досадные случаи, когда участник подаёт 10 заявок на разные закупки и прикрепляет согласие от другого аукциона (другая тематика закупки и номер извещения).

В данной случае заказчик, без проблем для себя, вправе отклонить такую заявку, что подтверждается практикой ФАС. В данном случае остается только порекомендовать участникам закупки быть более внимательными при формировании первой части заявки.

Таким образом, в данной статье мы описали возможные причины отклонения по первым частям заявки потенциального поставщика, и предоставили некоторые рекомендации во избежание досадных отклонений. Надеемся, что данная статья станет полезным руководством к действию для Вас. Участвуйте и выигрывайте!

Отклонения аукционных заявок по первым частям (44-фз)

Начало статьи

Отклонения заявок по первым частям составляют львиную долю (90-95%) всех отклонений.

За что же может отклонить заявку заказчик, если в составе первой части заявок должны представляться только Согласие на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг и конкретные показатели товара (Рекомендованная форма 2)? В настоящее время все федеральные ЭТП оснащены программно-аппаратными средствами, генерирующими Согласие в процессе подачи заявки.

Участнику достаточно лишь подписать его. А если он забудет сделать это, заявку отправить не удастся. Остаются конкретные показатели. Вот здесь возможности заказчика в плане отклонения велики, хотя и не безграничны. Особенно это касается случаев, когда тендер заказной. О том, как некоторые заказчики пользуются этими возможностями описано ниже.

  1. Если перечень требующихся заказчику в рамках закупки товаров большой, заказчику не надо специально шифровать форму 2. Увидев огромную форму 2 страниц на 150, а то и больше (объем формы 2 может достигать 800-1000 страниц), ни один из участников в здравом уме не возьмется её заполнять. В таком объеме каждый участник непременно допустит хотя бы одну (а то и не одну) критическую неточность, за что можно будет отклонить всех «лишних» участников. Правда, заказчик не имеет права включать в форму несуществующий товар. При наличии требований к несуществующему товару в форме 2 участники как правило подают жалобы на документацию, ФАС заставляет заказчика провести повторное размещение процедуры, и форма 2 «худеет».

Пример о установлении Заказчиком требований к товарам отсутствующим в смете

При заполнении формы 2 к аукционной заявке на поставку металлоизделий Заказчик указал в форме 2 требования к отсутствующим в сметной документации швеллерам и балкам.

Документация была обжалована в ФАСе, её комиссия заставила заказчика привести документацию в соответствие законодательным требованиям.

Заказчик произвел повторное размещение процедуры на ЭТП, при этом объем формы 2 уменьшился с 60-ти до 40-ка страниц.

  1. Если перечень требующихся заказчику в рамках закупки товаров невелик, а, соответственно, и в форме 2 страниц немного, заказчик постарается её основательно зашифровать. Допуск в таком случае будет зависеть от мастерства контрактной службы заказчика и профессионализма специалистов, заполняющих формы 2 со стороны участников. Палки в колеса участникам он начинает ставить еще на этапе выбора формата публикации формы 2. Ничто не мешает заказчику разместить форму 2 в формате doc или docx. Однако он публикует её в формате pdf. И это еще полбеды, ведь имеются программы, которые позволяют конвертировать форму 2 из формата pdf doc или docx без (или почти без) искажений и заполнять уже в Word. Гораздо хуже, когда заказчик размещает форму 2 в сканированном pdf-формате. Здесь программы редактирования в pdf капитулируют. Приходится сначала распознавать текст. Вот-на этом-то этапе привносятся ошибки. Например, тройка превращается в восьмерку, пятерка в шестерку, буква «ш» в «щ», «а» в «о» и т.д. Участнику приходится нанимать машинистку для набивки текста в формате Word, но она тоже может ошибиться, тем более если задание срочное. Другим способом является копирование информации из сканированной таблицы по ячейкам и вставка в таблицу Word. Если, на одной странице формата А4 размещается больше сотни ячеек таблицы, а страниц в форме десятки, легко представить себе какой это труд. Такие уловки отбивают желание готовить заявку у лишних участников, по крайней мере, у некоторых. Заставить заказчика опубликовать нормальную документацию через ФАС удается редко, особенно если информацию из формы 2 её удается скопировать обычными программными средствами.
Читайте также:  Курсы повышения квалификации по 44-фз и кому они нужны

Пример о размещении Заказчиком сканированной формы 2 

Заказчик разместил в составе заявки сканированную форму 2, объемом 80 страниц. Участником была подана жалоба на документацию ФАС.

Член комиссии произвел выборочное копирование информации из нескольких ячеек таблицы формы 2 и пришел к выводу, что форма 2 копируется общедоступными средствами и жалоба участника не обоснована.

В результате участник, который подавал вместо заявки жалобу на документацию пропустил аукцион.

  1. Еще один способ заказчика усложнить жизнь участникам – разместить форму 2 не в таблице, а в виде обычного текста. Хорошо еще, если этот текст сгруппирован под одним названием, а бывает, что заказчик растворяет его в документации. В этом случае вероятность допуска существенно снижается, ведь какое-то требование заказчика очень легко не заметить. А оспорить в ФАСе документацию очень непросто. Ведь форма два так и называется – «рекомендованная». Заказчик может назвать ее как угодно, и размещать требования к товарам он не обязан в табличной форме и в одном документе.

Пример о том как Заказчик прятал требования к товарам по всей аукционной документации

Заказчик разместил в составе аукционной заявки на поставку стройматериалов требования к конкретным показателям не в виде формы 2, а распределил их по аукционной документации.

В результате все лишние участники были отклонены: один не указал рабочую температуру шпатлевки, другой расход краски, третий условия хранения, поскольку эти требования находились на разных страницах аукционной документации, а формы 2 как таковой не было. Обжалование не производилось ввиду бесперспективности.

  1. Отклонение форм 2 за внесение изменений участниками в «неприкасаемые» колонки таблиц форм 2 имеет место достаточно часто. Как правило, аукционная документация разрешает участникам заполнять разделы «предложение» и «товарные знаки». А что делать если явные неточности обнаружены в графе «размерность» или «требуемые характеристики»? В таких случаях следует подавать запрос разъяснений заказчику. А если времени нет? Автор поступает так. Обнаружив в графе «размерность» неточности, он исправляет её, при этом делает под таблицей сноску, где уведомляет заказчика, что его размерность не соответствует Постановлению Правительства о допустимых к применению метрических единицах от 31.10.2009 г. № 879. Что же касается в неточностях в названиях параметров, характеристик, не заменяет их правильными, а просто указывает в скобках в колонке «предложение» правильные наименования. Также, если в колонке «наименование товара» заказчик некорректно укажет страну происхождения (например, «Франция» вместо «Французская Республика») автор всегда указывает страну происхождения корректно, в соответствии с международным классификатором. Впрочем, заказчик не имеет права отклонять заявки, если не пропишет в документации, что, например, размерность должна соответствовать Постановлению Правительства о допустимых к применению метрических единицах от 31.10.2009 г. № 879, а названия стран происхождения – международному классификатору. Отстоять свою позицию в ФАСе он в случае обжалования отклонения участником вряд ли сумеет.

Пример о использовании Заказчиком требования 44 ФЗ к эквивалентности товара

Заказчик указал в «неприкасаемой» колонке формы 2 аукционной заявки, что ему требуются товары с такими-то товарными знаками или эквиваленты. Участник привел товарные знаки в своей колонке «наименования товара, а «неприкасаемую» колонку заказчика трогать не стал, поскольку это запрещала Инструкция.

Тем не менее заявка была отклонена именно из-за оставления в неприкасаемой колонке слов «или эквивалент». Обжалование участником отклонения заявки в ФАСе ни к чему не привело.

Можно не сомневаться, что, если бы участник отредактировал «неприкасаемую» колонку, заказчик бы тоже отклонил его заявку, но по другому основанию – за нарушение инструкции. Аукцион явно был «заказным».

  1. Несоблюдение Инструкции при заполнении формы 2, чревато отклонением заявки по первой части. В Инструкции заказчик должен пояснить назначение всех символов, которыми он пользуется при описании объекта закупки, а также перечислить исключения из своих правил (при наличии исключений). В отдельных регионах описание объекта закупки регулируются дополнительными правилами, соответственно, формы 2 унифицированы и заполнять их легче. В частности, в формах 2, подготовленных «Департаментом по конкурентной политике» квадратные скобки означают «неизменяемый показатель», запятая означает «и», точка с запятой – «или», тире – диапазон без включения граничных показателей, многоточие – тоже диапазон. Символ «*» разрешает включать граничные показатели. Но заказчики не обязаны обращаться в подобные организации по поводу подготовки аукционной документации, и, если они готовят формы 2 своими силами, участники могут встретить совсем иное назначение символов, перечисленных выше. Поэтому им надо перед заполнением каждой формы 2 внимательно читать Инструкции к ней, а также все сноски в них в и форме 2, если они есть. Что делать, если соблюдение Инструкции противоречит заявленному нормативному документу? Подать запрос разъяснений заказчику. Скорее всего он признает техническую ошибку. Если заупрямится, можно обжаловать документацию в ФАСе, где его наставят на путь истинный. А что делать, если времени на подачу запроса разъяснений нет, а жаловаться на документацию не хочется? Ведь «снос» процедуры в случае признания жалобы обоснованной, не всегда удобен для участника? Автор в подобных случаях всегда отдает предпочтение нормативным документам, если они были заявлены для конкретного товара, и не помнит случая, когда заказчик решился бы отклонить заявку за нарушение его Инструкции. Если же нормативный документ не заявлен, автор не нарушает Инструкцию, поскольку это чревато отклонением.

Пример о установлении требований Заказчика к диапазонам и конкретным значениям

В форме 2 к заявке на поставку стройматериалов, было указано, что длина электродов должна находиться в пределах 4-6 мм. В Инструкции заказчика было указано, что знак «-» означает диапазон без права включения граничных показателей. В заявленном заказчиком ГОСТе в отношении раздела электрода по совокупности требований подходили только электроды, диаметром 5 мм.

Получалось, что участник должен либо нарушить Инструкцию, либо нарушить заявленный заказчиком ГОСТ и предложить несуществующие на рынке электроды. Был подан запрос разъяснений. Заказчик объяснил несоответствие технической ошибкой и заявил, что данный пункт аукционная комиссия не будет учитывать при рассмотрении заявок. Проблема нарушения Инструкции снялась сама собой.

Пример о несоответствии требований Заказчика требованиям ГОСТ

В форме 2 к заявке на поставку мазута, было указано, что плотность мазута М40 должна быть (955-965)* кг/м3. ГОСТ заявлен не был.

В инструкции было указано, что знак «-» означает диапазон, а символ «*» дает право включения граничных показателей. Специалисты фирм-участников представили плотность в виде конкретного значения.

Все заявки были отклонены, аукцион не состоялся. Обжалование отклонения не производилось ввиду бесперспективности.

Пример о необходимости соблюдения требований инструкции Заказчика

В форме 2 к аукционной заявке на поставку растворителя, было указано, что цвет растворителя: [желтоватая или прозрачная жидкость], что соответствовало заявленному ГОСТу.

В Инструкции было пояснено, что квадратные скобки означают «неизменяемый показатель». Участник указал в форме 2: «желтоватая жидкость». Заявка была отклонена.

Обжалование отклонения не производилось ввиду бесперспективности.

Продолжение статьи

Отклонили первую часть заявки

Заказать звонок

Напишите нам

Скачать прайс-лист

Для каждой организации, которая регулярно  участвует  в тендерах, рано или поздно встает вопрос «Что делать, если отклонили первую часть заявки«.

особенно остро данныый вопрос интересует представителей малого и среднего бизнеса, которые только начали уаствовать в работе по 44 ФЗ.

Мы не можем исключить  возможность отклонения заявки, но поделимся опытом по защите своих интересов в ФАС и качественном заполнении заявок на электронные аукционы.

Что делать, если отклонили первую часть заявки на аукцион?

  1. Внимательно изучить причину недопуска в протоколе рассмотрения первых частей заявки и определить ее правомерность. Для этого Вы можете обратиться к сторонней организации, т.е. в ГК «Тендерные решения».
  2. После того как вы поймете причину отклонения, проверьте корректность составленной вами заявки и ее соответствие требованиям аукционной документации и нормам 44 ФЗ. Как правило в недопуске указан конкретный ГОСТ или статья 44 ФЗ. С этими материалами следует подробно ознакомиться.
  3. Подготовить корректную и грамотную жалобу в ФАС на действия Заказчика с указанием следующих параметров (Ваши реквизиты, реквизиты контракта, отделение ФАС, текст недопуска, доводы жалобы, требования к комиссии).
  4. Подать жалобу и явиться на заседание комиссии с доказательствами своей правоты.

Каковы самые распространенные причины отклонения первой части заявки на аукцион?

  1. Нарушение действующих ГОСТ-ов для указанных в заявке на аукцион материалах и товарах.
  2. Указание неконкретных сведений о материалах в нарушении ст.66 44 ФЗ. Как правило, подобные ошибки совершают неопытные участники размещения заказа.
  3. Непредоставление  сведений о товаре и материалах. Причиной для совершения данной ошибки может послужить невнимательность к тендерной документации или потеря конентрации при заполнении заявки на тендер.
  4. Нарушение п.б, ст.66. 44 ФЗ, а именно неуказание или некорректное указание места происхождения товара и / или наименования производителя материала, предлагаемого к поставке.

Чем мы можем Вам помочь в случае отклонения  Вашей заявки на аукцион?

  • бесплатно оценить и проанализировать отклонение;
  • написать жалобу;
  • отстоять интересы в ФАС и отбить контракт.

За более подробной информацией обращайтесь к нам по телефону +7 (495) 507-93-71 или пишите на адрес info@tenderstyle.ru. 

Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ

«Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Так, в случае если заказчиком не исполняются  нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

       Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

       Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи.

Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд.

Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

       Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

  • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения госконтракта;
  • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
  • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.
Читайте также:  Нормативно-правовые акты регулирующие госзакупки

         Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

  •          Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).
  •          К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.
  •           К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.
  •          В жалобе необходимо прописывать:
  • номер извещения о закупке на официальном сайте;
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  • обжалуемые действия заказчика;
  • список прилагаемых документов.

         Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

       Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

  • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю.

Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

        Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

          Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры.

Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать.

Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

         Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобуи участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

        По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

  • признание жалобы необоснованной;
  • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.

К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 — необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям.

Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика.

При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки.

Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

  • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям «бинт марлевый», «маски одноразовые», «вата медицинская» и др.

Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию «лучше ГОСТа», документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

  • Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.

Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса.

Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе.

ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований…», так как не зарегистрирован в установленном порядке.

По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

  • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки — запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.

Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены.

Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта.

Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки.

Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта — срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

       Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

         Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ.

Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений.

Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

  1. Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.
  2. Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.
  3. Дополнительно в заявлении указывают:
  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.

       К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

      В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления.

Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

      Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

       В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to08@fas.gov.ru

         Благодарю всех за внимание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *