Почему компании пересаживаются на такси? сравниваем с расходами на служебный транспорт

Правительственная комиссия решила оптимизировать транспортные расходы федеральных учреждений

Антон Силуанов поручил проработать вопрос привлечения агрегаторов такси для перевозок госслужащих. Раньше такси обходилось дороже, но сейчас предложение от агрегаторов стало более конкурентоспособным, считает первый вице-премьер

Почему компании пересаживаются на такси? Сравниваем с расходами на служебный транспорт

Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС

Власти намерены оптимизировать расходы на служебные машины для федеральных чиновников.

Это следует из протокола заседания правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов под руководством первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова.

Копию документа опубликовал 23 декабря Telegram-канал «Незыгарь», его подлинность РБК подтвердили источник в правительстве и источник, знакомый с ходом работы правкомиссии.

В частности, комиссияпредлагает проработать вопрос запрета закрепления автомобилей за теми, кто занимает должность ниже руководителя структурного подразделения. Вместо этого к обслуживанию госслужащих планируется привлекать агрегаторы такси.

«Мы действительно подготовили предложения, чтобы рассмотреть возможность использовать для автотранспорта, которым пользуются чиновники, агрегаторы такси. Почему бы и нет?» — сказал журналистам Силуанов.

По его словам, примерно два года назад Минфин пробовал оптимизировать таким образом расходы на транспортное обслуживание, но тогда оказалось, что «использование агрегаторов даже было несколько дороже, чем если закупать автомобили и нанимать водителей».

«Но сегодня знаю такие случаи, когда агрегаторы стали двигаться с точки зрения предложения, цен. Сегодня предложение о задействовании агрегаторов в транспортных услугах для чиновников стало более конкурентоспособным», — отметил первый вице-премьер.

Такси вместо служебной машины

Решением правкомиссии Минфину совместно с Минтрудом, Минтрансом и Управделами президента поручено разработать проект поправок в указ президента № 272 от 4 марта 2010 года («О транспортном обслуживании федеральных госслужащих»), который вводит запрет на «автотранспортное обслуживание с персональным закреплением» для должностных лиц, занимающих должности ниже руководителей структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти. Также им необходимо разработать нормативы обеспечения должностных лиц автомобилями без персонального закрепления.

Срок исполнения поручения истек 23 декабря.

Кроме того, Минфин вместе с заинтересованными госорганами и организациями до 27 января 2020 года должен проработать вопрос распространения практики привлечения агрегаторов такси для обслуживания чиновников, которым не положен персональный служебный автомобиль. При этом должны быть ограничены время, территория и класс обслуживания, указано в протоколе комиссии. По возможности необходимо предусмотреть организацию закупочных процедур в соответствии с федеральным законом о госзакупках, подчеркивается в протоколе.

Помимо этого Минфин рассмотрит возможность выплаты компенсации чиновникам за отказ от закрепления за ними служебного автомобиля.

Президентский указ, которым регулируется обеспечение чиновников служебным транспортом, имеет гриф «для служебного пользования» и отсутствует в свободном доступе.

«Будет в разы дешевле»

В некоторых федеральных органах власти уже есть пилотные проекты по использованию агрегаторов такси для служебных поездок чиновников, сказал РБК источник, знакомый с ходом работы правительственной комиссии. «Такой опыт есть, и логично подумать о его распространении», — отметил он.

Вопрос сотрудничества с агрегаторами такси нуждается в тщательной проработке, подчеркивает собеседник РБК.

Важно учесть, насколько это безопасно, удобно, как хорошо водители знают город и могут ли так же быстро доставить госслужащего, как и штатный водитель, который годами ездит по маршруту «от министерства к министерству».

«При желании можно класс автомобиля увеличивать, чтобы это была более-менее приличная машина, и это все равно будет в разы дешевле», — заметил он.

Будет ли работа с агрегаторами такси регулироваться законодательством о госзакупках и, соответственно, будет ли ведомство заключать контракт с конкретным поставщиком услуг, пока неизвестно.

По словам собеседника РБК, есть разные модели взаимодействия.

Например, можно подсчитать, сколько конкретная должность требует разъездов, и включить соответствующую сумму на оплату такси в зарплату чиновника.

К услугам такси прибегает, в частности, Минэкономразвития. «В министерстве осуществляется централизованное транспортное обслуживание через подведомственное ФКУ «Центр поддержки».

Кроме того, для оптимизации затрат уже второй год заключается контракт на осуществление служебных поездок сотрудников с использованием такси», — сообщили РБК в пресс-службе ведомства, уточнив, что контракт с агрегатором заключается через систему госзакупок.

Опыт использования такси для служебных поездок есть у Банка России (который, впрочем, не является получателем бюджетных средств).

С октября 2017 года ЦБ пользуется услугами такси одной транспортной компании, а с октября 2019 года проводится пилотный проект по использованию агрегаторов по соответствующим договорам, сообщили РБК в пресс-службе регулятора.

«Использование автомобилей такси за 2019 год позволило сократить около 35% расходов на транспортное обслуживание», — подчеркнули в ЦБ, отметив, что закупки транспортных услуг осуществляются на конкурентной основе.

«Яндекс.Такси» уже имеет опыт сотрудничества с госкомпаниями, сообщил РБК руководитель b2b-направления «Яндекс.Такси» Евгений Синельников. «Мы видим, что и в целом интерес государственных компаний к закупке таких услуг растет», — отметил он.

Представитель сервиса Gett сообщил, что о планах пересадить часть чиновников со служебных машин на такси ничего пока не слышал, но подход в целом считает рациональным.

«Агрегаторы способны оказывать услуги по организации перевозок, тем самым обеспечивая потребности государственных органов в поездках.

Более того, уже есть положительный опыт взаимодействия с государственными органами и госкомпаниями», — сказал он, отметив, что о подобной практике в мире не слышал.

Представитель сервиса «Ситимобил» также не слышал об инициативе властей, но считает, что ее реализация позволит госорганам значительно оптимизировать расходы на транспорт, поскольку использование такси существенно дешевле, чем содержание автопарка.

Для агрегаторов же это выгодно с репутационной точки зрения. По его словам, программы для корпоративных клиентов по оказанию услуг такси уже успешно работают, поэтому их реализация для госорганов не вызовет дополнительных трудностей у агрегаторов.

По словам завкафедрой государственного регулирования РАНХиГС Владимира Климанова, оптимизация бюджетных расходов на транспорт, связь и командировки является постоянной темой обсуждения, однако только сейчас правительственная комиссия подняла вопрос так конкретно, выработав прямые поручения. «Из этого должны последовать, наверное, какие-то практические рекомендации», — сказал он РБК.

Климанов пессимистичен относительно полного отказа федеральных ведомств от служебных автомобилей. Но тем не менее, наверное, «найдутся возможности использовать такси вместо своего автопарка», говорит он.

Переход на такси приведет к экономии расходов, какого класса машины ни использовались бы, подчеркивает Климанов.

Это доказывает опыт бизнеса, который сейчас активно отказывается от собственного автопарка в пользу агрегаторов такси, отмечает эксперт.

Реформа транспортного обслуживания министерств и ведомств может обернуться «очередным подрядом какому-нибудь такси-провайдеру», опасается руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина.

По ее словам, чиновники все равно будут ездить на такси бизнес-класса, что недешево. Хотя, возможно, получится немного сэкономить на содержании автомобилей, но не стоит думать, что эта мера послужит существенной экономией, отмечает она.

Кроме того, пересадка на такси может носить коррупционные риски, так как «процесс госзакупок весьма непрозрачен» и тендер может выиграть аффилированная таксомоторная компания, рассуждает Суслина.

Оценить, сколько федеральные министерства тратят на автотранспорт в настоящее время, сложно, так как зачастую это непрямые расходы, машины находятся на содержании подведомственных организаций, уточняет Климанов. О необходимости отказа от заключения контрактов на транспортное обслуживание с подведомственными учреждениями говорится в поручениях правкомиссии.

Согласно данным сайта госзакупок, в декабре 2019 года двухлетний контракт на услуги по автотранспортному обслуживанию заключило Министерство энергетики.

Два года служебных поездок на автомобилях BMW 5-й серии и Toyota Camry обойдутся ведомству в 115,5 млн руб. Исполнителем по контракту стала подмосковная компания «Авто Спец Услуги».

Час работы автомобиля с водителем варьируется от 525 до 627 руб.

Контракт на автотранспортное обслуживание МИД России во втором квартале 2019 года обошелся бюджету в 147,3 млн руб. Услуги предоставляет управление по обеспечению деятельности министерства.

Полтора года транспортного обслуживания одиннадцати заместителей министра по делам Северного Кавказа оценили в 44,9 млн руб. Контракт был подписан в мае 2019 года с ООО «Магистраль», он подразумевает предоставление шести автомобилей Genesis G80 со стоимостью часа обслуживания 1 тыс. руб.

Что выгоднее такси или личный автомобиль: сравнение затрат

Добрый день друзья! А ну-ка, давайте вместе перечислим основные критерии, по которым принято идентифицировать успешного человека. Итак, в списке непременно окажется собственная квартира, хороший автомобиль в гараже и деньги на банковском счету.

Но давайте разберемся, так уж ли необходимо иметь собственное авто, чтобы сделать свои передвижения комфортными, или дешевле будет ездить на такси и не переживать о сохранности машины? В этой статье я предлагаю вам обратиться к банальной математике, здравому смыслу и выяснить, что выгоднее, такси или личный автомобиль.

Передвижения без собственного автомобиля: что выбрать?

Согласитесь, альтернатив собственной машине огромное множество. Мы с вами всегда можем воспользоваться общественным транспортом, попросить друзей или знакомых, имеющих свое авто, подкинуть нас до работы или супермаркета, если они все равно едут в одну сторону с вами, или попросту вызвать такси. Давайте поговорим о каждом варианте более детально.

Читайте также:  Как ребята из Беларуси решили преуспеть в американском шоу-бизнесе – история kiwi time

Проблема общественного транспорта в России

Поскольку большинство из вас, дорогие читатели, живут на территории России, вы знаете, что с общественным транспортом у нас большая беда.

К сожалению, в нашей стране нет такого понятия как автобус, приехавший на остановку в четко указанное в расписании время.

Именно поэтому в транспорте постоянная толкучка и давка, куча грязи, да и хамство – это постоянный попутчик во всех наших поездках.

Однако, несомненным достоинством этого способа передвижения можно считать невысокую стоимость проезда. Во всех странах бывшего Советского Союза за проездной билет в трамвае или автобусе нужно будет отдать в 10 раз меньше, нежели за проезд в США, Германии или, например, Чехии.

Поиск попутчиков

Прекрасным вариантом могут быть совместные поездки с друзьями. Однако это уместно лишь в том случае, если ваши графики совпадают, и ехать вам в одну сторону.

Если такого друга у вас не найдется, то всегда можно воспользоваться услугами различных сервисов, которые помогают в поиске попутчиков за небольшую плату. Бывает, даже удается найти бесплатные поездки, если хозяин авто просто ищет себе компанию, в которой будет добираться до своей работы.

В общем, как бы там ни было, но этот вариант будет значительно дешевле, нежели поездка на такси, но дороже, чем общественный транспорт.

Такси как палочка-выручалочка

Ну и наконец, последняя альтернатива собственному авто – такси. Комфорт ваших передвижений в данном случае будет сравним с тем, что и в случае с попутчиками, но цена при этом будет значительно выше.

Вполне возможно, что она будет в два или даже в три раза больше, чем если бы вы подыскали себе компаньона для поездки на одном из сервисов.

К счастью, в больших городах работает огромное множество конкурирующих служб такси, а потому вы всегда можете выбрать фирму, тарифы которой бы устроили ваш кошелек.

К слову о такси. Совсем недавно компания одного моего хорошего знакомого решила отказаться от оплаты парковочных мест для своих сотрудников, чтобы сэкономить. Теперь ему приходится отдавать 1940 рублей в сутки за парковку в самом центре Москвы.

Даже учитывая тот факт, что работает он по сменному графику сутки через трое, сумма все равно получается немалой. Именно поэтому буквально через неделю таких путешествий он решил пересесть на такси.

Поездки от его дома в ближнем Подмосковье до работы и обратно обходятся ему в 1500 рублей.

Ну а пока приятель воюет со своим начальством за место для авто, я решил подсчитать, что выгоднее: такси или личный автомобиль?

Рассчитываем бюджет на такси

Сразу открою вам небольшую тайну и скажу, что для того, чтобы наверняка понять, дешевле ли ездить на такси или все-таки пользоваться собственным авто, нужно отталкиваться от того, в каком городе вы живете.

Если быть точнее, то все зависит исключительно от тарифов на такси. Обслуживание автомобилей во многом зависит от их класса, а не от местоположения.

Чтобы наши с вами расчеты были верны, я предлагаю выяснить, сколько стоит поездка на такси, если мы имеем дело с машинами трех категорий:

  • «комфорт»
  • «бизнес»
  • «премиум»

Для подсчетов я решил взять сорокаминутные поездки в таких мегаполисах как Москва и Питер, поскольку быстрее в час пик доехать до места назначения там просто невозможно, или, если речь идет о передвижении в незагруженное время, 30-километровые поездки.

Во всех остальных городах для расчетов взяты пятнадцатиминутные или 15-километровые поездки. Поскольку большинство из вас работает 5 дней в неделю, то в месяце получается 21 поездка до офиса и обратно.

Исходя из этого, у меня вышла вот такая таблица ежемесячных расходов на такси:

 МоскваПитерЕкатеринбургВоронежНовосибирск
«Комфорт» 32 340 руб. 34 020 руб. 13 650 руб. 9 240 руб. 16 800 руб.
«Бизнес» 54 978 руб. 56 700 руб. 20 580 руб. 17 850 руб. 26 250 руб.
«Премиум» 77 616 руб. 75 600 руб. 23 100 руб. 63 000 руб. 61 340 руб.

Очевидно, что в Москве и Питере не приходится ломать голову над тем, выгодна ли машина или нет. В этих городах даже дорогое авто с полной страховкой обойдется вам дешевле, нежели такси. Единственным исключением может быть лишь случай, если вы пользуетесь машиной лишь дважды в неделю – тогда, безусловно, такси выигрывает.

Я советую вам сесть и подсчитать, как часто у вас появляется необходимость в автомобиле, сколько стоит средняя поездка, а потом оценить, что для вас дешевле – ездить на такси или пользоваться авто. Поможет в принятии решения личный финансовый план, инструкция по составлению которого была освещена ранее в моей отдельной статье.

Настоятельно советую ее к прочтению всем, кто стремится к финансовой независимости.

Список современных недорогих такси

Сегодня, чтобы найти самое выгодное такси, не нужно изучать тарифы всех существующих автомобильных компаний, обзванивать их или просматривать сайты в интернете и уточнять последние цены.

Вам достаточно просто скачать в свой смартфон мобильное приложение, и вы получите всю интересующую вас информацию относительно того, какое такси выгоднее, буквально за пару минут. В каждом сервисе у вас будет возможность получить приятные бонусы в виде промокодов на бесплатные поездки.

Вам достаточно ввести код во время регистрации, и вы сможете либо прокатиться на такси со скидкой, либо вообще бесплатно.

Я предлагаю вам не тратить свое время на поиск программ, а воспользоваться одной из моего списка лучших мобильных приложений такси, которые есть в большинстве крупных городов. При регистрации по моим ссылкам или ручном вводе промокода вы получите скидки или 1-2 бесплатные поездки:

  • такси Uber. Промокод — 8e8m3c
  • Gett taxi. Промокод — GTMULXL
  • Yandex taxi. Промокод — adjzicah

Ну а теперь давайте аналогичным образом подсчитаем наши затраты на содержание и обслуживание собственного автомобиля. Расчет мы будем делать по нескольким статьям расходов, среди которых будет страховка, паркинг, регулярная мойка машины (возьмем 1 раз в неделю) и, конечно же, покупка бензина.

Чтобы все было по-честному, я решил составить таблицу с расходами на автомобили трех классов – бюджетный, семейный и бизнес. Считаем, что время владения средним автомобилем в России составляет 3.5 года (42 месяца) и закладываем 5 тысяч на текущий ремонт бюджетного авто в месяц.

Вот что у меня получилось в итоге:

 Бюджетный автомобильСемейный автомобильАвтомобиль бизнес-класса
Стоимость авто 400 000 рублей 800 000 рублей 1 600 000 рублей
Страховка и оплата годового паркинга 46 000 рублей 87 000 рублей 168 000 рублей
Расходы на бензин 7 000 рублей 8 000 рублей 12 000 рублей
Мойка трижды в месяц 1 500 рублей 1 500 рублей 2 800 рублей
Текущий ремонт 5 000 рублей 8 000 рублей 15 000 рублей
ВСЕГО в месяц 26 857 рублей 43 798 рублей 81 895 рублей

Прагматичный расчет

Ну а теперь переходим к одним лишь цифрам: учитывая бесконечные пробки в Москве и Питере, расстояния и цены на такси, в этих городах не приходится ломать голову и решать, выгодно ли иметь машину, ответ очевиден, и он положительный.

Даже если авто будет дорогим, у вас будет оформлено полное КАСКО, это все равно будет дешевле.

Ежедневно пользоваться услугами такси в таких мегаполисах крайне накладно: месячные расходы практически эквивалентны средней зарплате по городу (буквально в 2016 году она составляла 60 тысяч рублей).

В данном случае нет необходимости ломать голову, будет ли выгодно бизнес такси или нет, ведь если вы откажетесь от такси премиального уровня и потратитесь на приобретение собственной машины бизнес-класса, уже через два с половиной года ваши затраты окупятся. И это даже если брать в расчет обслуживание этого авто.

Если же необходимость в машине возникает нечасто – 2-3 раза в неделю, когда вам нужно вернуться пятничным вечером домой из ресторана или отвезти тяжелые сумки из супермаркета, выгоднее будет пользоваться такси.

Поскольку поездки вы будете совершать преимущественно на выходных, автомобиль вам будет необходим не чаще 8 дней в месяц. За этот комфорт вам придется заплатить не более 12 000 рублей, что в любом случае меньше, чем если вы будете обслуживать машину.

К тому же, вам не придется переживать о смене резины, ремонте и продлении страховки.

В небольших городах, где поездки на такси занимают в среднем до 20 минут, услуга авто по вызову будет более выгодной, нежели содержание дорогого авто, равносильной с содержанием автомобиля среднего класса и дороже, чем поездки на бюджетной машине.

Поэтому в данном случае выбор будет зависеть от того, на автомобиле какого класса вы захотите ездить. Если машина будет стоить менее 800 тысяч рублей, смело покупайте – обслуживание обойдется вам дешевле, нежели поездки на такси.

Читайте также:  Как раскрутить свой канал на youtube – опыт белорусского блогера 12-тысячника

Однако, окупится такая инвестиция только при условии, что вы будете пользоваться транспортом ежедневно и ездить будете на большие расстояния.

Содержание «автомобиля выходного дня» в таких городах как Екатеринбург, Воронеж и Новосибирск будет неоправданным.

Посудите сами: среднестатистическая семья из Воронежа, которая пользуется услугами такси только на выходных (то есть 8 дней в месяце), потратит на свои поездки всего 8 000 рублей.

При этом обслуживание подержанной отечественной машины (даже без страховки) обойдется гораздо дороже.

«Романтический» расчет

Ну а теперь давайте немного отойдем от скучных цифр и попробуем сравнить, какие плюсы имеет каждый из вариантов. Ведь, что бы там я не писал, а на такси не поедешь с друзьями в путешествие на выходных. Но и старенький «Nissan» рядом с рестораном на первом свидании не будет смотреться так романтично, как новенький желтенький автомобиль с «шашечками».

Достоинства такси

  1. Вам не нужно будет учиться вождению и получать водительские права
  2. Не придется переживать о прохождении техосмотра, тратиться на ремонт
  3. Не придется откладывать деньги или брать кредиты в банке, чтобы купить автомобиль
  4. Можно не думать о том, выпить или нет бокал пива с друзьями, когда будете на машине
  5. Есть возможность выбирать автомобиль под свое настроение
  6. Можно вздремнуть, если начнет одолевать усталость

Достоинства собственного автомобиля

  1. Вы будете любить свою машину
  2. У вас будет бесценная возможность рвануть на выходные в другой город с семьей или друзьями, не подстраиваясь под даты и не думая о покупке билетов
  3. Вы всегда сможете помочь близким с перевозкой
  4. Будете наслаждаться радостью вождения

Подводим итоги

Чтобы, наконец, понять выгоды реализации одного из описанных сценариев, достаточно сделать следующее:

  1. Подсчитайте, как часто у вас возникает необходимость в автомобиле в течение месяца
  2. Выясните, сколько в среднем стоит одна поездка
  3. В отдельной графе расчетов просуммируйте расходы на страховку, паркинг, услуги автомойки, сезонную смену резины. Затем увеличьте получившуюся сумму еще на 3-5%, чтобы заложить сюда еще и непредвиденные расходы
  4. А теперь найдите разницу между всеми своими поездками в течение месяца и суммой обслуживания автомобиля
  5. Посчитайте, сколько месяцев должно пройти с момента покупки собственной машины, чтобы ваша инвестиция окупилась

Исключения из общих правил

Подержанные автомобили и их особенности

Совершенно очевидно, что далеко не все автомобилисты в нашей стране могут позволить себе новенькую иномарку. К сожалению, большая часть покупок, как и прежде, происходит на вторичном рынке. Однако здесь работает та же самая арифметика.

Если в вашем городе стоимость поездки на такси не превышает 200 рублей, вы регулярно ездите на работу, а пользоваться общественным транспортом вам совсем не хочется, ежегодные расходы на содержание авто не должны превышать 150 000 рублей.

За эти деньги вы сможете купить только старый, максимально экономичный в плане потребления топлива, и при этом не застрахованный автомобиль. Иными словами, машина должна быть такой, чтобы вам было не жалко выбросить ее на свалку, когда она прослужит вам несколько лет.

Столичные города

Москва и Питер – это исключения из общего правила, поскольку в этих городах средняя стоимость поездки на такси составляет 550 рублей. Это почти втрое больше, чем в других городах, пускай и миллионниках.

Но при этом и автопарк в мегаполисах значительно дороже. Отказ от покупки автомобилей в этих городах сделает вас потенциальным обладателем банковского вклада в полтора миллиона рублей.

А он уже обеспечит вас стабильным пассивным доходом в 240 тысяч рублей в год.

Думаю, что те из вас, кто когда-либо играл в игру «Денежный поток», знают, насколько важен пассивных доход для того, чтобы выбраться из крысиных бегов. К сожалению, этой суммы вам не будет хватать для обеспечения свободы передвижений, которую вам позволит собственный автомобиль.

Но это в любом случае выгоднее, нежели бесконечное обслуживание авто, которое требует ежегодно около 400 тысяч рублей. В свою очередь пользование услугами такси потребует от вас денег только за то время, что машина будет находиться в пути, а водитель авто будет работать на вас.

Далёкие районы

Ну и, наконец, третье исключение из общего правила – это случай, если вы живете где-то на отшибе, куда такси либо отказываются ездить, либо просят слишком большую сумму за вызов.

К примеру, если вы живете в загородном доме, куда постоянно нужно привозить строительные материалы, садовый инвентарь, а необходимые вам магазины находятся в тридевятом царстве, приобретение автомобиля будет экономически оправданным мероприятием. Ведь очевидно, что ездить вы будете часто и довольно далеко.

Заключение

Ну что же, я обрисовал вам перспективы всех возможных вариантов передвижения. Решайте сами, какой вам нравится больше и какой будет менее отягощающим ваш кошелек. Пусть ваши поездки будут приятными и комфортными! Рассказывайте в х, каким вариантом пользуетесь вы, и не забывайте подписываться на обновления блога. До скорых встреч, друзья!

Компенсация транспортных расходов в командировке

Согласно Трудовому кодексу, работодатель обязан возместить
расходы сотрудника на проезд к месту командировки (статья
168). В пункте 11 другого нормативного документа —

Положения о служебных командировках — указывается,
что возмещаются и другие расходы, которые работник производит
с разрешения или ведома работодателя. Мы собрали список
транспортных расходов, компенсация которых вызывает вопросы
и у командированных, и у бухгалтеров,
и постарались найти на них ответы.

Дорога к аэропорту или ж/д вокзалу

Как сказано выше, оплата дороги до места
командировки — забота компании. И некоторые могут
спросить: считается ли проезд в командировку
с момента посадки на поезд или в самолет или раньше?
Таким образом, должна ли компания оплатить сотруднику дорогу
до аэропорта или вокзала?

Если обратиться к Положению о служебных командировках,
то пункте 12 уточняется, что в расходы
на проезд к месту командировки входит дорога
к аэропорту, станции или пристани, при условии, что они
находятся за пределами населенного пункта. Сотрудник может
добираться туда на автобусе, маршрутке, поезде или судне.
Технически сюда можно отнести метро и аэроэкспресс.

Многие предпочитают ехать в аэропорт на такси или
арендованном авто (каршеринг),
и их можно понять. Организация может компенсировать
сотруднику стоимость поездки, при условии, что эти траты
экономически обоснованны и имеют документальное подтверждение.
Разъяснение можно найти в Письмах Министерства
финансов РФ от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223, от 11.07.2012 № 03-03-07/33.

Каршеринг
в командироке: можно ли использовать и как отчитаться

Чтобы отчитаться о поездке на такси, работнику надо
получить от водителя чек ККТ или квитанцию бланка строгой
отчетности.
Список реквизитов, которые должны быть в квитанции.
Отправленный на имейл чек также подтвердит
траты. Его надо распечатать и сдать в бухгалтерию
с отчетом.

Проезд по городу во время командировки

Командированный приехал в место назначения. Каждый день
от гостиницы ему нужно добираться до места проведения
работ. Возместит ли работодатель стоимость поездок
и какой именно транспорт может использовать сотрудник? Давайте
разберемся.

Трудовой кодекс или Положение о служебных командировках
напрямую не обязывают компанию оплачивать сотруднику поездки
на городском транспорте во время командировки.

Однако
организация вправе прописать соответствующий пункт
во внутреннем документе — регламенте о командировках
или коллективном договоре. Это следует из письма Федеральной
налоговой службы России от 12 июля 2011 г.


ЕД-4-3/11246 «О порядке
признания отдельных видов расходов, связанных со служебной
командировкой работника».

Если говорить про такси во время командировки, то,
например, поездку от аэропорта к отелю и обратно
можно зачесть как «проезд к месту командировки». Но эти
расходы должны быть обоснованы и сопровождены соответствующими
документами.

Что касается дороги от гостиницы к месту выполнения
служебного поручения, то любая организация предпочтет, чтобы
сотрудник (если, конечно, это не топ-менеджер) ездил
на общественном транспорте. Другой вопрос, если
в населенном пункте с транспортом туго или рядом нет
остановок. Этот вопрос решается на усмотрение
работодателя.

Если речь идет о топ-менеджменте, то компания может
разрешить сотрудникам с определенным статусом использовать
такси, заранее прописав это локальном нормативном акте —
регламенте о командировках.

Постельное белье и питание в поезде

В соответствии с пунктом 12 Положения о служебных командировках,
постельные принадлежности включены в список возмещаемых
расходов по командировке. А вот дополнительное питание
в поезде, которое не входит в стоимость
билета, — нет. На еду в командировке предусмотрены
суточные. А значит, чек на обед в вагоне-ресторане
прикладывать к авансовому отчету смысла нет.

Платный выбор места в салоне самолета

Сидеть у иллюминатора или вытянуть ноги в кресле возле
аварийного выхода. За выбор места в салоне многие
авиакомпании берут дополнительную плату. Оплатит ли эту
прихоть работодатель?

Согласно статье 264 Налогового кодекса РФ,
в расходы на командировку включаются стоимость дороги
в обе стороны, аэродромные сборы и подобные платежи,
включая плату за смену места в самолете. Выбрать
и оплатить конкретное сиденье в салоне можно
на сайте авиакомпании. Распечатку электронного чека необходимо
сдать вместе с авансовым отчетом.

Бензин и платная парковка для автомобиля

Законодательство не ограничивает напрямую компании
в выборе транспортного средства для проезда к месту
командировки. Таким образом, работник может отправиться
в командировку на служебном или личном автомобиле
(об использовании авто для рабочей поездки будет отдельная
статья).

Читайте также:  Как «вкалывать», чтобы достичь успеха – мысли Дмитрия Гурского о конкуренции и бизнесе с нуля

Вместо оплаты проезда сотруднику компенсируют стоимость бензина
и технического обслуживания автомобиля во время поездки.
Для отчета о расходах командированному необходимо сохранять
чеки на топливо с автозаправок, а также чеки
на обслуживание в автосервисах.

Стоимость платной парковки можно учесть как расходы
на содержание служебного транспорта — если ссылаться
на подпункт 11 первого пункта статьи 264 Налогового кодекса РФ,
а также Постановление ФАС Северо-Западного округа
от 06.10.2011 г.

№А05-11805/2010 и Письмо Министерства финансов РФ
от 27.04.2006 г. № 03-03-04/1/404.

Если
использовался личный автомобиль командированного, чтобы избежать
споров с налоговиками, считать траты на стоянку лучше
по нормам, указанным в Постановлении
№ 92 от 08.02.2002 года.

* Данная статья носит информационный характер
и может не совпадать с мнением государственных
органов и мнением читателей статьи. ООО «НТТ» не несет
ответственность за решения, принятые на основе
информации, представленной в статье.

  • Еще можно почитать
  • Каршеринг
    в командировке
  • Командировка во время пандемии
  • Как
    оформить отмену командировки в связи
    с коронавирусом
  • Какие
    документы нужны для командировки

Корпоративное такси: варианты использования, способы снижения налоговых потерь и требования к документации

Каждому руководителю важно, чтобы сотрудники работали эффективно. Если в их обязанности входят встречи в разных местах города, то от того, насколько быстро и комфортно сотрудники будут передвигаться между ними, зависит и количество сделок, и мотивация специалистов.

Решить вопрос перемещений можно с помощью услуг корпоративного такси у агрегаторов — таких как Яндекс.Такси для бизнеса. По сравнению с общественным транспортом это быстрее, продуктивнее (сотрудники не устают от дороги) и безопаснее для всех во время пандемии.

Кроме того, снижается риск утечки информации, если сотрудник ведет в пути телефонные переговоры.

Агрегаторы работают с компаниями на основании договора оказания услуг по организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. Услуги оплачиваются по безналичному расчету. В этой статье мы рассмотрим, как можно использовать и оформлять услуги такси в рамках договора и оптимизировать налоговую нагрузку.

К сожалению, налоговое законодательство отстает от современных реалий и не всегда считает такси обоснованными бизнес-расходами. Для уменьшения налоговых потерь руководителю нужно заранее определить подходящие варианты использования корпоративного такси. Все возможные ситуации перечислены в таблице 1.

В период эпидемии работники, которые пользуются общественным транспортом (и, следовательно, бизнес работодателя), подвергаются повышенному риску.

Весной 2020 года бизнес-сообщество предлагало освободить от НДФЛ доходы от услуг перевозок пассажиров и багажа, в том числе легковым такси, доставки отправлений, услуг краткосрочной аренды автомобилей (услуг каршеринга) и разрешить работодателям включать расходы на данные услуги в расходы для целей налога на прибыль. Однако, эти предложения не были приняты.

Тем не менее, многие работодатели проявили социальную ответственность и разрешили работникам пользоваться такси для поездок из дома на работу и обратно. Несмотря на то, что налоговое законодательство не предусматривает каких-либо льгот для этих услуг в период эпидемии, учесть затраты на такси в расходах по налогу на прибыль всё-таки можно (смотрите случаи 2, 3).

Таблица 1

Такси для корпоративных клиентов: варианты использования, налоговые потери и требования к документации

№п/п Вариант использования Включаются в расходы по налогу на прибыль и УСН НДС по расходам на такси Облагаются НДФЛ Облагаются страховыми взносами Требования к документации (высокиенизкие)
1 2 3 4 5 6 7
1 Поездки в связи со служебной необходимостью,
исключая поездки дом – работа – дом.
Включаются (подп. 11, 49 п. 1, ст. 264 Налогового кодекса РФ , 12 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ) Вычет в книге покупок Не облагаются Не облагаются Высокие (Правила пользования услугами корпоративного такси для служебных поездок, контроль и утверждение руководителем бизнес-цели поездок, хранение маршутов и целей поездок)
2 Поездки дом – работа – дом
(как оплата труда)
Включаются (ст. 255, п. 26 ст. 270 Налогового кодекса РФ) Вычет в книге покупок Облагаются Облагаются Высокие (Правила пользования услугами корпоративного такси для  поездок работа-дом как часть оплаты труда, персонифицированный учет, контроль маршрута, идентификация места работы и места жительства работника)
2a Коллективные поездки дом – работа – дом Включаются (ст. 255, п. 26 ст. 270 Налогового кодекса РФ) Вычет в книге покупок Не облагаются (нет персонифицированного учета) Не облагаются (нет персонифицированного учета) Средние (Правила пользования услугами корпоративного такси для коллективных поездок работа-дом, идентификация места работы и места жительства работников)
3 Поездки дом – работа – дом
(как выплата социального характера)
Включаются (ст. 255, п. 26 ст. 270 Налогового кодекса РФ) Вычет в книге покупок Облагаются Не облагаются (судебная практика) Высокие (Положение об оплате услуг корпоративного такси для поездок работа-дом, персонифицированный учет, контроль маршрута, идентификация места работы и места жительства работника)
4 Поездки по личным целям,
(исключая поездки дом- работа – дом в случае, если для них используется вариант 2 или 3)
Не включаются Расходы, не учитываемые для НДС Облагаются Облагаются Средние (Положение о компенсации поездок (кроме работа-дом), приказ о лимитах, персонифицированный учет)
5 Поездки гостиница – объект – гостиница во время командировки Включаются (пп. 12, п. 1, ст. 264 Налогового кодекса РФ) Вычет в книге покупок Не облагаются Не облагаются Высокие (Положение о служебных поездках, контроль и утверждение руководителем бизнес-цели поездок, хранение маршутов и целей поездок)
6 Поездки в / из аэропорта, вокзала в командировке Включаются (пп. 12, п. 1, ст. 264 Налогового кодекса РФ) Вычет в книге покупок Не облагаются Не облагаются Высокие (Положение о командировках, связка с командировочными документами, хранение маршутов поездок)
7 Обезличенные поездки (возможный практический подход, есть налоговые риски) Не включаются Расходы, не учитываемые для НДС Не облагаются Не облагаются Низкие

Все варианты можно сравнить по нескольким критериям, которые вы видите в таблице. Первый — это налоговая нагрузка, а именно возможность включения затрат в расходы по налогу на прибыль или УСН, возможность вычета НДС по услугам такси и их исключение из базы по зарплатным налогам (НДФЛ и страховыми взносами). Второй важный критерий — требования к оформлению документов: есть ли необходимость ведения громоздкого персонифицированного учета и большого объема документации или нет. Для кого-то составление и хранение большого набора документов будет оправдано — если включение затрат в расходы экономически выгодно. Но в случае, когда доля расходов на корпоративный транспорт в общем бюджете незначительна, оформлять услуги такси по первому варианту не имеет смысла — из-за огромного документооборота, который нужно не только создать, но и хранить в течение минимум 4-х лет. Также важно учитывать систему налогообложения: некоторым компаниям можно не задумываться о затратах. Сюда относятся компании с УСН 6%, убыточные юрлица, медцентры, которые платят налог на прибыль по ставке 0%, некоммерческие организации, которые могут оплачивать услуги такси из целевых средств и т. д. В таких случаях для использования такси корпоративным клиентам лучше выбрать вариант 4 или 7. Это существенно уменьшит документооборот в организации.

К этой статье прилагается набор документов, которые важно составить в каждой из рассматриваемых ситуаций. В комплекте документов вы найдете в том числе ответы на возможные вопросы налоговых органов. А в каждом блоке — бухгалтерские и налоговые нюансы использования корпоративного такси.

Ситуация 1. Поездки в связи со служебной необходимостью, исключая поездки дом — работа — дом

Одна из самых распространенных ситуаций использования такси как бизнес-расхода — это служебные поездки.

В этом варианте необходимость каждой поездки нужно доказывать и подтверждать актами и отчетами — даже если у сотрудника в трудовом договоре есть пункт о разъездном характере работы. Хранить документы компания обязана в течение 4-х лет.

Пакет документов для подтверждения затрат на услуги корпоративного такси смотрите здесь. В этом же комплекте вы найдете пример ответа на возможные вопросы от налоговых органов.

Лимиты и ограничения

Обычно агрегатор такси позволяет настроить лимит по сумме для конкретного сотрудника, класс такси, который он может заказывать, а также ограничить по времени заказ корпоративного такси определенными часами.

Лимит помогает контролировать затраты и предупреждает злоупотребление со стороны сотрудников. Но для налоговых целей наличие лимита не доказывает служебную необходимость поездок и не исключает налоговые риски: они остаются, хотя, возможно, снижаются.

Сейчас лимиты часто используются для нормирования затрат на мобильную связь, а организации могут учитывать эти расходы в налоговых целях и не подтверждать экономическую обоснованность каждого звонка. Это возможно, поскольку по этому вопросу сложилась положительная судебная практика.

К сожалению, аналогичных судебных решений по услугам корпоративного такси пока нет.

Некоторые агрегаторы позволяют запретить вызов такси за счет компании в определенное время суток. Поездки вне рабочего времени действительно стоит либо ограничить, либо оформить как вариант 4. В противном случае есть риск получить от работника требования о выплатах за сверхурочную работу.

Календарь как замена большого количества служебных записок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *