Возможные ошибки при заключении контракта по 44-фз

01.08.2019

  • Откуда берутся ошибки в техзаданиях 
  • Ошибки чаще всего случаются, когда заказчики используют открытые источники: 
  • сайты интернет-магазинов или сайты производителей. Например, на сайте указаны 
  • одни характеристики оборудования, а в паспорте изделия — другие. В результате 
  • в ТЗ описан объект, который не существует, не производится, не распространяется 
  • в России. Другого рода ошибки — опечатки, арифметические, технические 
  • ошибки — чаще возникают из-за человеческого фактора. Если заказчики, 
  • например, принимают помощь поставщиков при подготовке ТЗ. 
  • Смотрите на рисунке, что делать на каждой стадии закупки, если в ТЗ обнаружили 
  • ошибку или печатку.
  • Возможные ошибки при заключении контракта по 44-ФЗ
  • Этап подачи заявок. Если ошибку в ТЗ нашли на этапе подачи заявок, ее можно 
  • исправить. Чаще всего заказчики находят свои же ошибки после разбора запросов 
  • разъяснений от участников закупки. Участник направляет вам запрос 
  • на разъяснения, если ему что-то непонятно в документации. Игнорировать запросы 
  • нельзя, составлять формальные ответы тоже — рискуете получить жалобу. 
  • Вы должны принять решение, что делать с ошибкой в техзадании на всех этапах 
  • закупки — внести правки в ТЗ самостоятельно, внести правки по предписанию или 
  • отменить закупку. 

Совет 1. Если вы укладываетесь в сроки, а ошибка несущественная, внесите правку в ТЗ. Допустим, в вашем техзадании есть грамматические ошибки.

На этапе подачи заявок их исправить легко, поэтому внесите правку если ошибки заметили. Но если срок подачи заявки истек, лучше не трогать ошибки, которые не влияют на смысл контракта.

Это может стать формальным поводом участнику подать на вас жалобу. 

Совет 2. Если на этапе подачи заявок вы обнаружили, что ошибка очень серьезная и изменения в документацию ничего не исправят, — закупку можете отменить. Отменить закупку вы вправе не позднее, чем за пять дней до окончания срока подачи заявок, а вот 

запрос предложений отменять вообще нельзя. Если сроки, когда можно изменить или отменить закупку уже прошли — подайте в контрольный орган саможалобу. 

Саможалоба — это когда вы признаете свою ошибку и просите контрольный орган выдать вам предписание. По предписанию вы сможете внести изменения или отменить закупку даже после того, как сроки прошли. Аналогичную роль может сыграть и жалоба участника.

События будут развиваться так: участник подает заявку, где дает правильное описание товара с его реальными характеристиками. Характеристики соответствуют действительности, но не соответствуют вашему ТЗ с ошибкой. Параллельно участник подает жалобу в УФАС на содержание документации. На заседании в УФАС вы признаете, что ошиблись в техническом задании.

Контрольный орган может вынести предписание исправить ошибку и внести изменения в контракт при его заключении. 

Этап рассмотрения заявок. Когда рассматриваете заявки, исправить ошибку без 

прямого предписания уже не выйдет. Но и если ее оставить, эта ошибка приведет 

к неверному контракту. Использовать на этапе оценки саможалобу опасно. Если 

не рассматривать саможалобу как вариант решения и штраф для вас неприемлем, 

рассмотрите два других сценария действия. 

Сценарий первый — закупка не состоялась. Если все участники подали заявки без ошибок, а у вас сохранилось неверное техзадание — отклоняйте все заявки и признавайте закупку несостоявшейся. Кто-то из участников наверняка пожалуется, но время для обжалования документации уже прошло. А вы сможете провести новую закупку с корректным ТЗ. 

Сценарий второй — ошибка в ТЗ переехала в контракт.

Если есть участники, которые подали свои заявки в полном соответствии с дефектным техзаданием — вы можете допустить заявки, но все ваши недочеты автоматически попадут в контракт.

Потому что контракт заключают на условиях документации и данных из заявки победителя. И тогда исправить его будет практически невозможно, ведь контракт заключают на условиях документации и заявки. 

  1. Этап заключения контракта. Ошибку, которую обнаружили при заключении 
  2. контракта, сложно исправить, в этом ее опасность. Но и в такой ситуации есть три 
  3. варианта решения. Один из них потребует творческого подхода, потому что 
  4. придется обосновать улучшенные характеристики. 

Вариант 1. Заключить и расторгнуть контракт. Вы заключаете контракт в соответствии с вашим ошибочным ТЗ и заявкой победителя, такой же ошибочной, как и ваше ТЗ.

А потом расторгаете контракт по соглашению сторон. Если ошибка относится ко всему объему контракта, контракт придется расторгать полностью.

Это безопасный с юридической точки зрения способ, но не всегда оптимальный с точки зрения ваших потребностей. 

Вариант 2. Заключить и частично исполнить контракт. Если ошибка затрагивает одну из многих позиций лота, можно исполнить контракт только в его корректной части. После исполнения и оплаты корректной части, расторгните контракт по соглашению. А недопоставленные товары купите по прямому контракту, например, в рамках малых закупок по п.4 ст 93. 

Например, у вас контракт на поставку энергосберегающих ламп разных типов. Ошибку в ТЗ допустили в отношении лампы типа 1. Это выяснилось на стадии заключения контракта. В спецификации указано: — Лампа тип 1 — 100 шт. на общую сумму 78 тыс. руб. — Лампа тип 2 — 100 шт. на общую сумму 123 тыс. руб. — Лампа тип 3 — 100 шт. на общую сумму 89 тыс. руб. 

Заключите контракт на условиях технического задания и заявки победителя закупки. Исполните контракт в части поставки и оплаты ламп типов 2 и 3. После оплаты исполненной части подпишите с поставщиком соглашение о расторжении контракта. Заключите прямой контракт на поставку ламп типа 1 по п.4 ст 93. 

Вариант 3. Заключить дополнительное соглашение. Так можно делать, если у вас товар для поставки превышает по качеству характеристики, которые указаны в контракте. 

Что именно следует считать улучшенными характеристиками, нигде не указано. Поэтому одно и то же изменение может быть как улучшающим, так и ухудшающим обстоятельством. Например, увеличение мощности светильников будет лучше для освещенности помещения, но хуже с точки зрения потребляемой электроэнергии. Поэтому в каждом случае вы сами решаете, что считать улучшенными характеристиками. 

  • Кого и как накажут, если ошибки исправить незаконно 
  • Иногда заказчики устраняют ошибки в техзадании при заключении контракта 
  • просто: включают в текст контракта скорректированные сведения. Получается, что 
  • контракт в итоге заключают на условиях, которые противоречат документации 
  • и первоначальному проекту контракта. Если контролер выяснит это, оштрафуют 
  • и должностное лицо, и работодателя. Штраф для должностных лиц — 1 процент 

НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. Штраф для юридических 

лиц — 1 процент НМЦК, но не менее 50 тыс. руб. и не более 300 тыс. руб. 

Если же контракт заключают на условиях из ошибочного техзадания, приемку 

проводят, закрыв на это глаза, а контролер обнаружит, что товар не соответствует 

контракту, — штраф за это 20–50 тыс. руб. по части 10 статьи 7.32 КоАП.

Болкунов А.В.

Источник 

Возможные ошибки при заключении контракта по 44-ФЗ

Заключение контракта — один из самых важных этапов любой закупки. Кажется, что все трудности уже позади и выгодной сделке ничего не помешает. На самом деле все может сорваться из-за досадной ошибки, которую невозможно исправить. Именно поэтому к этому вопросу стоит подходить внимательно и ответственно.

Нарушение сроков подписания контракта

Нарушение сроков подписания контракта — одна из самых распространенных ошибок поставщиков/подрядчиков/исполнителей. Происходит это, в основном, по двум причинам — из-за невнимательности или вследствие технических сбоев (естественно, речь о намеренном уклонении здесь не идет).

Как избежать ошибки? Для того чтобы избежать таких ошибок нужно, в первую очередь, внимательно изучить вопрос о порядке и сроках подписания контракта для конкретного вида торгов (статья 54 Федерального закона №44 — для конкурса, статья 70 Федерального закона №44 для электронного аукциона и так далее).

Для того чтобы технический сбой для вас, как победителя закупки, не стал неприятной неожиданностью, контракт лучше всего подписывать не в последний день, а заранее.

К слову, если в первом случае избежать неприятных последствий в виде внесения в реестр недобросовестных поставщиков вряд ли удастся, то в этом — вполне возможно, главное суметь доказать отсутствие умысла сорвать сделку.

Но контракт, в любом случае, будет заключен не с вами.

Единственное исключение, когда, даже не подписав документа во время, победитель все же может рассчитывать на заключение контракта — технический сбой, произошедший по вине электронной площадке. В этом случае оператор, как правило, продляет срок автоматически.

Ошибки, связанные с обеспечением исполнения контракта

Предоставление обеспечения исполнения контракта — необходимое условие, без которого его заключение невозможно. Даже если вы подписали проект в срок, но не приложили в нему банковскую гарантию или платежное поручение о перечислении необходимой суммы, то все равно будете считаться уклонистом, притом избежать неприятных последствий связанных с этим вряд ли удастся.

Может возникнуть и другая ситуация. Обеспечение, вроде бы, предоставлено, но не в виде суммы, указанной в документации. В этом случае если она будет больше, то ничего страшного. А вот если меньше, хотя бы на одну копейку, то можете считать что с вашей стороны его попросту нет! Последствия будут такими же как и при отсутствии обеспечения.

Как избежать ошибки? В первую очередь — заботиться об обеспечении исполнения контракта заранее, а не в последний момент, когда шансы успеть во время «тают на глазах» с каждым часом. И, конечно же, внимательно изучать документацию, в первую очередь пункт относительно требуемой суммы. Точность — это то, без чего просто невозможно успешно участвовать в тендерах.

Ошибки, связанные с предоставлением документов при снижении начальной цены более чем на 25%

В случае, если участник аукциона предложил заключить контракт по цене, ниже чем начальная на 25 и более процентов, то одного обеспечения, согласно требованиям статьи 37 Федерального закона №44, недостаточно.

Нужны дополнительные подтверждения добросовестности намерений. Что это будет — зависит от разных факторов.

А вот отсутствие однозначно повлечет за собой признание победителя «уклонистом» и внесение в реестр недобросовестных поставщиков.

Если речь идет об электронном аукционе или конкурсе начальной ценой более 15 миллионов рублей, то вариант единственный — увеличенное в 1,5 раза обеспечение контракта.

Для более «дешевых» закупок победитель вправе сам выбирать — предоставить повышенное в 1,5 раза обеспечение или подтвердить свою добросовестность другим путем (как правило это сведения об аналогичных контрактах, успешно исполненных в течение последних трех лет).

Пунктом 9 статьи 37 Федерального закона №44 определена еще одна ситуация, касающаяся закупки жизненно важных товаров.

В этом случае ни обеспечение, ни подтверждение добросовестности не помогут — нужно обосновать предлагаемую цену, отличающуюся от начальной более чем на 25%, и документально подтвердить, что поставка товара по ней действительно возможна (в качестве доказательства может выступать, например, гарантийное письмо от производителя, готового отпустить товар по такой цене).

Как избежать ошибок? Здесь, в общем-то, главное внимательно изучить требования документации и при перечислении обеспечения по закупке, первоначальная цена которой снижена более чем на 25%, ориентироваться на сумму прописанную не первоначально, а в проекте контракта.

А вот если вы готовы поставлять по низкой цене жизненно важные товары, то лучшее заранее запастись документами, подтверждающими что вы действительно сможете это сделать.

В общем-то, избежать ошибок при заключении контракта не сложно. Тут главное — внимательность и своевременность. Именно они помогут поставщикам/подрядчикам/исполнителям избежать серьезных проблем!

10 распространенных ошибок заказчиков по 44-ФЗ

Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки. От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации.

1. Избыточные требования при описании объекта закупки

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях — «температура начала кристаллизации», «индекс вязкости», «плотность», «содержание серы в %».

Для того, чтобы испытать товар, участник закупки должен его сначала произвести или купить. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.

Поэтому не следует включать в техзадание требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, и показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения есть в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

Пример: Решение ФАС России от 08.06.2018 по делу № 18/44/105/640 (номер закупки в ЕИС 0315100000318000106)

2. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции отсутствуют.

Читайте также:  Запрос котировок и запрос предложений - отличия в 44-фз

В этой связи некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием инструкции в тексте документации.

На этот счет уже сложилась позиция ФАС России, которая считает ненадлежащую инструкцию нарушением Закона № 44-ФЗ.

Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Так, инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения.

Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Решение ФАС России от 13.09.2016 по делу № К-1462/16 (номер закупки в ЕИС 0158200002016000011)

3. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение проявляется в двух основных формах:

  • установление в техническом задании требований к поставке товара с определенными характеристиками, которым отвечает товар «нужных» поставщиков (это могут быть требования к весу, упаковке, габаритам, комплектности);
  • использование в документации критериев оценки, необоснованно создающих преимущества определенным поставщикам (успешный опыт поставок на территории одного населенного пункта, наличие на праве собственности оборудования и материальных ресурсов).

Такие требования свидетельствуют об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может послужить основанием для рассмотрения действий заказчика на соответствие требованиям не только Закона № 44-ФЗ, но и требованиям антимонопольного законодательства (статья 17 Закона № 135-ФЗ).

Пример: Решение Тюменского УФАС России от 18.05.2018 по делу № ФКС18/156 (номер закупки в ЕИС 0167200003418002162).

4. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

  • Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».
  • Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.
  • В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя.

Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.

Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.

Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).

5. Некопируемая документация

Проблема заключается в том, что заказчики размещают документацию в формате «*.pdf», рисунках, файлах с расширением «*.exe» и в других форматах, которые не позволяют участнику закупки осуществить поиск и копирование техзадания.

Невозможность копирования текста вынуждает участников закупки самостоятельно перенабирать текст, что приводит к опечаткам в заявке и влечёт риски не заполнить заявку в установленные сроки.

Позиция ФАС России — документация в некопируемом/нередактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, указывает на «заточку» закупки под «нужного» поставщика.

По данному поводу есть письма ФАС России от 16.11.2016 № ИА/79173/16 и Минэкономики России от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.

Пример: Решение ФАС России от 02.08.2017 по делу № К-986/17 (номер закупки в ЕИС 0158100017017000043).

6. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.

Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Такой позиции придерживаются специалисты ФАС России (письмо № АЦ/14427/16 от 09.032016), Минэкономразвития России (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.

Пример: Решение ФАС России от 10.05.2017 № 432 (номер закупки в ЕИС 0119200000117001503).

Другой ряд распространённых ошибок связан с необоснованным отклонением заявок участников. Здесь можно остановиться на следующих ошибках:

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Отклонение заявки по причине отсутствия указания на товарный знак является неправомерным. Даже если заказчик считает, что у товара не может не быть товарного знака (например, при закупке компьютерной техники), он не имеет права требовать от участника закупки его указания.

  1. Обязательной к указанию является только страна происхождения (при применении заказчиком нацрежима).
  2. Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.
  3. Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

Пример: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 22.06.2018 по делу № 44-3106/18 (номер закупки в ЕИС 0372200152418000003)

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

  • Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.
  • Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.
  • Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

Письма Минэкономики России от 17.03.2016 № Д28и-666 и от 30.12.

2015 № ОГ-Д28-16596.

Пример: Решение ФАС России от 06.02.2018 № ПГОЗ-001/18 (номер закупки в ЕИС 0373100056017000620)

9. Отклонение за наличие в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.

Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.

Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.

Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.

При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.

Позиция по данному вопросы имеется в письме Минфина от 26.10.2017 № 24-03-08/70438.

Пример: Решение Брянского УФАС России от 06.07.2018 по делу № 124 (номер закупки в ЕИС 0527600006718000017).

Поставщику по 44-ФЗ: как избежать типичных ошибок | Контур.Закупки

Сфера госзакупок является весьма перспективным направлением работы. В прошлом году стоимость контрактов, заключенных в соответствии с законом 44-ФЗ, превысила 6 млрд рублей.

Однако участие в торгах на государственные деньги считается процессом непростым. Ошибки совершают и заказчики, и поставщики.

Не допустите подобных оплошностей и сделайте свой путь к государственному контракту более простым.

Ошибки при подаче заявки

Итак, вы нашли подходящую закупку и хотите принять в ней участие. Теперь нужно ознакомиться с документацией и составить заявку. Посмотрим, какие подводные камни здесь могут ожидать поставщика.

Забыли заглянуть в инструкцию

В соответствии с законом 44-ФЗ, к документации должна прилагаться инструкция по заполнению заявки. Руководствоваться ею обязательно, иначе можно допустить ошибки.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Параметры товара нужно указывать в точных значениях, не используя конструкции типа «более/менее», «от/до» и тому подобные. Исключение делается только для характеристик, диапазонные значения которых предусмотрены ГОСТом и иными стандартами.

Иногда заказчики излагают требования к объекту закупки сложно и запутанно. Это может быть следствием специфики закупаемого товара. Но нередко такое техзадание является инструментом недобросовестной конкуренции. Рекомендуем тщательно читать документацию и заполнять заявку в строгом соответствии с инструкцией.

Не указали страну происхождения товара или его характеристики

В первую очередь в заявке выражается факт согласия осуществить поставку, а также указываются параметры предлагаемого товара и страна его происхождения. Единственный случай, когда конкретные характеристики товара можно не перечислять — если в документации прямо указана марка, модель или производитель.

Обратите внимание! В большинстве случаев закон позволяет заказчику указывать в закупочной документации бренд или производителя при наличии фразы «или эквивалент».

Подразумевает, что поставщик может предложить любой другой товар, удовлетворяющий параметрам эквивалентности. Причем эти параметры также должны быть прописаны в техзадании.

Так вот, если вы собираетесь поставить эквивалентный товар, то в заявке нужно прописать его характеристики.

Что касается страны происхождения товара, то ее нужно указывать для всех закупок, для которых установлен национальный режим. Страна происхождения — это государство, на территории которого товар был произведен или подвергнут достаточной обработке. Если этот параметр не указать, заявку отклонят.

К слову, указание нескольких стран происхождения товара не может быть поводом для отклонения заявки. Это следует из определения Верховного Суда РФ от 20.06.2017 № 306-КГ17-552. Судьи пришли к выводу, что товар может быть произведен в группе стран или в таможенном союзе, равно как в части страны или отдельном регионе.

Не приложили полный комплект документов

Нужно внимательно отнестись к дополнительным документам, которые должны прилагаться к заявке. Их состав зависит от ситуации. Это могут быть декларации, лицензии, свидетельства и так далее.

Например, если закупка проводится для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, к заявке следует приложить документы, подтверждающие принадлежность участника к данной категории поставщиков.

Ожидаете, что заказчик уберет НДС из цены

Нередко участники, применяющие налоговые спецрежимы, заблуждаются при оценке стоимости закупки. Начальная цена контракта может быть указана с учетом НДС, и поставщик полагает, что раз он не уплачивает этот налог, то его сумма будет исключена из стоимости.

Однако это неверно — контракт будет заключен по той цене, которая указана в заявке победителя торгов. При этом неважно, какой налоговый режим он применяет.

Ошибки при заключении и исполнении контракта

Итак, вы одержали победу в тендере! Важно не терять бдительность и соблюсти все формальности для заключения контракта. Рассмотрим, какие ошибки допускают поставщики на этом этапе.

Затянули с подписание контракта

Закон 44-ФЗ четко регламентирует сроки, в которые следует подписывать контракт каждой стороне. Если победитель закупки их упустит, то не только потеряет контракт и обеспечение заявки, но и рискует попасть в Реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик при всем желании не сможет пойти навстречу поставщику и заключить с ним контракт позже установленного законом срока.

Не предоставили обеспечение

Перед подписанием контракта поставщик должен предоставить заказчику обеспечение его исполнения. Времени после победы в тендере на это будет мало, поэтому следует озаботиться этим вопросом заранее. Если обеспечение не будет внесено, то подписание контракта не состоится со всеми вытекающими из этого последствиями.

Поставщику предлагается возможность обеспечить исполнение контракта денежными средствами или банковской гарантией. Выбор делает сам участник, и заказчик не может его в этом ограничивать.

Важно! Если в ходе торгов цена снизилась на 25% и более от НМЦК, то победитель должен внести обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации.

Заказчик не обязан уведомлять об этом — подразумевается, что поставщик отслеживает этот вопрос самостоятельно.

Если будет внесено обычное обеспечение, у заказчика будет повод не заключать с победителем контракт.

Не были внимательны при подписании контракта

Как и при подписании любого документа, заключая госконтракт, нужно проявлять предельную внимательность.

Считается, что этот тип соглашения содержит стандартные формулировки, а его условия не подлежат изменению. Это действительно так, тем не менее иногда заказчик подсовывает исполнителю измененный контракт.

И если поставщик его подпишет, то придется исполнять взятые на себя обязательства либо расторгать контракт.

Важно помнить, что контракт должен точно соответствовать проекту из закупочной документации. Заказчик должен внести в него данные из заявки победителя. Больше никакие положения изменены быть не могут.

Проверяя контракт, следует обратить внимание на положения, которые описывают:

  • цену и объем поставляемого товара;
  • сроки исполнения этапов и всего контракта;
  • порядок и условия оплаты;
  • все, что касается штрафных санкций.

Поставили отличающейся товар

Неопытные поставщики могут оказаться в ситуации, когда заявленного товара для поставки не хватает. Например, производитель прекратил производить именно эту модель. Что делать? Логика подсказывает, что товар можно заменить аналогичным, параметры которого максимально приближены к оригиналу.

Но если в сделке с другим коммерческим субъектом это в большинстве случаев проходит, то с государственными заказчиками — далеко не всегда.

Дело в том, что они должны принять именно тот товар, который был заявлен поставщиком при заключении контракта.

Если же поставить товар абсолютно аналогичных характеристик, но, например, произведенный в другой стране, то принят он не будет.

Единственный вариант — договориться с заказчиком о поставке товар с улучшенными характеристиками. Конечно, это может стоить поставщику части прибыли. Зато в таком случае заказчик сможет осуществить приемку, контракт не будет расторгнут, а исполнитель не попадет в РНП.

Читайте также:  Профессиональная переподготовка по 44-фз - где обучиться

10 распространенных ошибок при участии в закупках по 44-ФЗ

автор: Ольга Латышева, Директор ITCOM Consult

  1. Не прописан товарный знак или характеристики товара
  2. Не упомянута страна-производитель
  3. Не учитывать требования заказчика к указанию цены с НДС
  4. Опечатки или неверные данные при заполнении предложения участника
  5. Не делать запрос разъяснений к заказчику
  6. Неполный пакет документов
  7. Не проверять проект контракта
  8. Несвоевременное или недостаточное внесение обеспечения исполнения контракта
  9. Поставка товара, не соответствующего характеристикам, прописанным в условиях контракта
  10. Нарушение сроков

В 2019 году на территории Российской Федерации по 44-ФЗ было проведено закупок на сумму 7 761,6 млрд. рублей и заключено контрактов на 5 885,06 млрд. рублей, по данным официального сайта ЕИС. И с каждым годом эти цифры растут, ведь госзакупки – отличный способ увеличить оборот компании. Поэтому самой главной и основной ошибкой, мы считаем, игнорировать этот рынок сбыта и канал продаж.

На обучающих семинарах и вебинарах ITCOM Consult нас часто спрашивают, какие самые распространенные ошибки допускают начинающие участники торгов. Один тендерный специалист ITCOM Consult проводит более 40 закупок по 44-ФЗ в месяц, а средний опыт работы составляет 7 лет.

Мы провели опрос среди наших коллег и составили список из 10 распространенных ошибок, которые допускают не только начинающие поставщики, но и те, кто уже участвовал в госзакупках.

Ошибки на этапе заполнения заявки

1. Не прописан товарный знак или характеристики товара

В 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» сказано, что заказчик вправе указывать товарный знак, вместе со словами «или эквивалент».

Когда исполнитель готов поставлять товар с указанным товарным знаком, перечислять характеристики не требуется. А если исполнитель планирует поставлять эквивалент, или же не указывал, что согласен поставлять продукцию требуемого товарного знака, он обязан прописать все характеристики.

Если поставщик изъявил согласие на выполнение заказа и не упомянул товарный знак или характеристики товара, заявка будет отклонена.

2. Не упомянута страна-производитель

Забывая прописать страну-производителя продукции, вы не выполняете условие для закупок с утвержденным «национальным режимом», и заказчик посчитает товар иностранным. Есть риск получить отказ в участии, либо снижения на 15% вашей цены при заключении контракта, в соответствии в соответствии с ст. 14 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе»

Если поставщик прописал перечень стран, то заявку по этой причине не отклонят, потому что по решению Верховного суда, страна-производитель товара – та, в которой его полностью создали или частично приняли в этом участие. Но иметь отношение к созданию продукции может группа стран.

3. Не учитывать требования заказчика к указанию цены с НДС

Когда ценовое предложение указано без НДС, впоследствии, исполнитель потеряет в деньгах. Это обусловлено тем, что затраты на страхование, налоги, пошлины, которые исполнитель обязан оплатить по условиям контракта, и прочие сборы вносятся в общую цену заявки. Если с учетом НДС предложение участника больше начальной (максимальной) стоимости контракта – 100 % заявку отклонят.

4. Опечатки или неверные данные при заполнении предложения участника

Зачастую, нарушения такого плана допускаются при перечислении характеристик продукта. Не те единицы измерения, как требуются в инструкции, или вообще не прописаны единицы измерения, орфографические ошибки, неверное наименование.

Даже «от», «до», «более», «менее», «должно быть» или «допускается» нельзя использовать, если это не допускается по техническому заданию или идет вразрез с ГОСТом. Нужно тщательно проверять информацию).

Как правило, инструкция по заполнению Формы 2 (техническое предложение) находится в документации по закупкам.

5. Не делать запрос разъяснений к заказчику

При нахождении неточности в закупочной документации, имеет смысл задать возникший вопрос заказчику. Запрос разъяснений подаётся анонимно на электронной торговой площадке, организующей госзакупки. Заказчику нужно дать ответ в течение трех дней. Запрашиваются разъяснения не позднее трех календарных дней до окончания срока подачи заявок.

6. Неполный пакет документов

Во второй части заявки следует прикладывать полный пакет документов, требуемых для участия. Список предоставлен заказчиком (например, декларации, свидетельства, лицензии, акты ввода объектов в эксплуатацию и пр.).

Также поводом для отказа поставщику могут стать недостоверные данные в документах. Учитывается достоверность до конца приема заявок.

К примеру, если участник предоставил данные об отсутствии задолженности по налогам и сборам, и их действительно не было, а до дня окончания подачи заявок они появились, заказчик может отказать вам.

7. Несвоевременное или недостаточное внесение обеспечения исполнения контракта

Перед заключением контракта, исполнитель переводит заказчику денежные средства, либо предоставляет банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта.

Это обязательно при наличии данного требования.

Не предоставив своевременно обеспечение, или переведя сумму меньше запрашиваемой, поставщика признают уклонившимся от заключения контракта со всеми вытекающими последствиями (потеря контракта, занесение в РНП).

Сумма обеспечения внесена в документацию по закупкам в соответствии с 44-ФЗ. Банк-гарант должен быть в соответствующем списке Министерства финансов и подходить по размеру капитала и уровню кредитного рейтинга. В постановлении Правительства России установлены требования к форме банковской гарантии, а также правила прописаны в закупочной документации.

Ошибки на этапе подписания контракта

8. Не проверять проект контракта

Заключая контракт, исполнитель беспрекословно соглашается с условиями и не сможет в дальнейшем от них отказаться без последствий для компании.

Поэтому, не проверив детально положения контракта, можно оказаться в ситуации, когда надо исполнять условия, идущие вразрез с вашими планами и накладывающие на вас обременительные и невыгодные обязательства.

Нужно сверить извещение, техзадание и проект контракта, так как в них бывают противоречия. Перед подписанием контракта проверьте такие позиции как цена, сроки и объемы поставки, порядок и условия оплаты, размер штрафа.

Ошибки на этапе исполнения контракта

9. Поставка товара, не соответствующего характеристикам, прописанным в условиях контракта

Предугадать заранее, что исполнение заказа пойдет строго, как прописано в условиях сотрудничества, не всегда возможно.

Бывают ситуации, когда осуществить поставку заявленного заказчиком продукта крайне сложно или невозможно: например, закупочная цена значительно увеличилась, вследствие чего поставщику стало невыгодно его поставлять, либо товар временно недоступен, либо его вовсе сняли с производства.

Исполнитель ошибочно может попытаться решить проблему, начав поставлять аналогичный товар, максимально похожий по характеристикам на тот, что прописан в контракте. Но это будет нарушением договоренности и заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Поставщик будет внесен на 2 года в Реестр недобросовестных поставщиков.

Для решение этой проблемы, можно договориться с заказчиком путем заключения дополнительного соглашения о поставке аналогичного товара, но с лучшими характеристиками. Если же заказчика не устраивает такой вариант, стоит предложить ему расторгнуть контракт по соглашению сторон, чтобы не потерпеть убытков, не попасть в реестр и не повредить репутации.

10. Нарушение сроков

44-ФЗ определяет сроки подписания контракта. И несоблюдение сроков также является грубой ошибкой, которая влечет за собой неприятные последствия в виде передачи исполнения контракта другому исполнителю и риск внесение нарушителя в РНП.

Просрочка бывает из-за несвоевременного перевода обеспечения заявки, проблем с электронной подписью или с интернетом и доступом к электронной площадке.

Но несмотря на объективность причины просрочки, подписывать контракт с нарушившим сроки поставщиком нельзя по закону.

При знакомстве с госзакупками у новичков бывает много ошибок, трудно без подготовки разобраться и не упустить множество важных нюансов. Чтобы избежать траты времени, потери выгодных контрактов, а то и штрафных санкций, имеет смысл обратиться к специалистам по тендерному сопровождению, а также получить бесплатную подборку тендеров для вашей сферы бизнеса.

Если по какой-то причине, вы не хотите передавать эти работы на аутсорсинг, вы также можете обучиться самостоятельно, либо повысить квалификацию своего сотрудника по программе обучения участию в торгах. Среди наших тарифов вы сможете выбрать наиболее подходящий для вас.

Обучение тендерам будет полезно не только начинающему специалисту, но и сотрудникам тендерного отдела, так как в законодательстве о закупках постоянно происходят изменения.

Конечно, обучаться можно и самостоятельно, но во-первых, это трата времени на поиски нужной информации, а во-вторых, ошибки, допускаемые некомпетентными специалистами могут стоить гораздо дороже стоимости курса по обучению тендерам.

У меня такая ситуация. мы заключили контракт по 44-фз, после чего была обнаружена арифметическая ошибка в техническом задании

По результатам проведения электронного аукциона (далее — аукцион) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, заявкой победителя аукциона по предложенной им цене (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 34, ч. 10 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 44-ФЗ).

В указанном случае контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе (ЕИС) предусмотренного ч. 7 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ и подписанного заказчиком контракта (ч. 8 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).

Закон N 44-ФЗ основывается в том числе на положениях ГК РФ. Контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, является гражданско-правовым договором (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, к отношениям по контракту применяются правила ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относится и условие о предмете договора.

Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд является разновидностью купли-продажи (п. 5 ст. 454 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Частью 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 этого федерального закона.

Во всех случаях, не предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ, изменение условий контракта по инициативе одной из сторон или по их соглашению неправомерно и может повлечь за собой административную ответственность (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ).

Норм, которые предусматривали бы порядок исправления подобных ошибок, Закон N 44-ФЗ не содержит. Положения ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст.

95 Закона N 44-ФЗ не регулируют ситуацию, при которой заключенный по результатам аукциона в электронной форме контракт в результате технической ошибки не соответствует условиям, определенным в извещении и документации об аукционе, но и не запрещают в целях устранения допущенного нарушения привести его положения в соответствие с требованиями законодательства РФ (смотрите постановление Четырнадцатого ААС от 29.10.2018 N 14 АП-6896/18).

Кроме того, в ситуации, когда неправильно указана сумма единицы товара и стоимость одной единицы не совпадают с итоговой суммой позиции, по существу имеет место неопределенность в отношении того, по какой стоимости этой позиции товара поставщик обязан передать покупателю (заказчику): по той, которая прямо указано в договоре, или по той, которая указана в техническом задании Иными словами, при описанных обстоятельствах содержание контракта формально свидетельствует о несогласованности условия о стоимости товаре, которое является существенным для купли-продажи.

Единственно возможным способом устранения этой неопределенности, на мой взгляд, является заключение дополнительного соглашения к контракту с указанием корректного (то есть соответствующего извещению о проведении аукциона и документации об аукционе) стоимости этой позиции товара. Такое соглашение, как и контракт, должно быть размещено в ЕИС (ч.ч. 3, 4 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). При этом поскольку контракт уже заключен, он должен быть размещен в первоначальном виде.

Верховный суд обобщил практику по спорам о госзакупках по 44-ФЗ — новости Право.ру

Верховный суд опубликовал 73-страничный обзор практики рассмотрения дел, связанных с законодательством о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. «Право.ru» обращает внимание на ключевые моменты обзора.

 Если заказчик указывает в документации аукциона особые характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы с учетом специфики использования предмета закупки, это нельзя трактовать как ограничение круга ее потенциальных участников.

В качестве примера ВС приводит следующее дело: медучреждение, выступающее заказчиком, оспаривало в арбитраже решение и предписание ФАС, которая признала его нарушившим ч. 2 ст. 33 закона о контрактной системе (правила описания объекта закупки).

В документации тендера на закупку медикаментов было указано, что лекарство непременно должно поставляться во флаконах или эквивалентной упаковке, позволяющей обеспечить ее герметичность после вскрытия.

Антимонопольщики потребовали отменить протоколы рассмотрения заявки на участие в аукционе и поправить документацию, исключив из нее требования к первичной упаковке.

Суд первой инстанции признал решение ФАС незаконным, посчитав, что требования заказчика закона о контрактной системе не нарушают. В ч. 1 и 2 ст.

33 сказано, что заказчики при описании объекта закупки должны определить требования к нему так, чтобы, «с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки», указывает ВС.

Читайте также:  Расчет пени (неустойки) по 44-фз пример

Указание на необходимость поставки лекарства в герметичной упаковке было обусловлено спецификой его назначения и способа применения: препарат в ампуле после того, как ее вскроют, нельзя будет хранить, чтобы воспользоваться им еще раз, флакон же решит это проблему.

Это приведет к экономичному использованию лекарства и обеспечит соблюдение принципа эффективного использования источников финансирования.

Вместе с этим будет соблюдаться и принцип конкуренции, поскольку иных ограничений, например, по количеству действующего вещества или дозировке в документации не было.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений п. 1 ст. 1 закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований закона о защите конкуренции.

Да и то, что круг участников закупки сузился, антимонопольщики не доказали: в госреестре зарегистрированы два производителя, которые выпускают нужное лекарство во флаконах, и все семь участников закупки были готовы поставить препарат от обоих.

 А вот включение в документацию требований, которые указывают на конкретного производителя товара, в отсутствие специфики его использования, нарушает ст. 33 закона о контрактной системе.

Другой заказчик, который тоже закупал медикаменты, указал в документах такие требования к форме таблетки, способу ее деления и фасовке, которым соответствовал только препарат одного конкретного производителя.

Один из участников тендера подал жалобу в ФАС, но ведомство признало ее необоснованной, и тот отправился в суд. Первая инстанция и апелляция согласились с антимонопольщиками, а арбитражный суд округа – нет.

Он указал, что заказчик включил в аукционную документацию такие требования (лекарственная форма, дозировка, форма выпуска), которые «не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата», зато прямо указывают на его единственного производителя.

При этом доказательств того, что любой из участников закупки мог обеспечить поставку именно этого препарата, не было. Поэтому суд вполне обоснованно сделал вывод о том, что заказчик нарушил правила размещения документации, что «привело к созданию необоснованных препятствий для участников спорной закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции».

 Если закон запрещает проводить госзакупку товаров, происходящих из иностранных государств, то участники аукциона должны приложить к заявке документы, подтверждающие страну происхождения товара, который они предлагают.

Заказчик отклонил заявку участника тендера, потому что в документах к ней не было подтверждения, что товар производится в России, хотя в аукционной документации такое требование имелось. Несмотря на это, ФАС решила, что заказчик нарушил ч. 7 ст.

69 закона о контрактной системе, то есть приняла решение об отклонении заявки по основаниям, не предусмотренным ч. 6 все той же ст. 69, и предписала устранить нарушения.

Заказчик вместо этого пошел в суд, требуя признать решение и предписание антимонопольщиков недействительными.

Первая инстанция и апелляция требования удовлетворили, указав, что затребованная заказчиком декларация «не является допустимым доказательством, позволяющим идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта», а иные документы, позволяющие определить страну происхождения предложенных к поставке товаров в заявке не значились.

Арбитражный суд округа акты нижестоящих инстанций отменил, указав, что в силу п. 3 ч. 5 ст. 66 закона о контрактной системе заказчик не вправе в момент подачи заявок требовать документов о стране-производителе, которые по закону передаются уже вместе с товаром, да и нормами п. 2 ст. 456 ГК (обязанности продавца по передаче товара) такая обязанность не предусмотрена.

В результате дело попало в ВС, где экономколлегия отменила постановление кассации, оставив в силе решение суда первой инстанции и постановление апелляции.

Судьи напомнили о постановлении правительства № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» от 24 декабря 2013 года и постановлении № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» от 14 января 2017 года. Оба они не допускают закупку иностранных товаров и услуг для нужд обороны и безопасности, за исключением случаев, когда в России они не производятся в принципе или не соответствуют требованиям заказчика. ВС указал, что заказчику товар был необходим именно для таких нужд, а значит, он имел право требовать документы, удостоверяющие страну происхождения. Но запрашивать ему стоило не декларацию, а, например, сертификат о происхождении товара, выдаваемый по правилам определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 года.

 Стороны не могут допсоглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не прописано в законе и заключенном в соответствии с ним контракте.

Муниципалитет и застройщик заключили договор на строительство многоквартирного жилого дома, который должны были сдать до 1 ноября 2013 года.

Позже выяснилось, что достроить его вовремя строительная компания не может, и стороны подписали дополнительное соглашение, которым откладывался ввод многоэтажки в эксплуатацию до 31 августа 2014 года.

Прокурор посчитал, что оно противоречит закону о контрактной системе, и обратился в суд, требуя признать соглашение недействительным.

Первая инстанция и апелляция отказали в иске, посчитав, что если сдать объект вовремя невозможно по объективным обстоятельствам, стороны могут изменить сроки допсоглашением. АС округа акты предыдущих инстанций отменил, сославшись на п. 2 ст.

34 закона о контрактной системе, где говорится что при заключении и исполнении контракта его условия должны оставаться неизменными за редкими исключениями (перечислены в п. 1 ст. 95 все того же закона).

А временной невозможности исполнения обязательств, на которую ссылался застройщик, в этом перечне нет.

Суд счел, что проведение аукциона на одних условиях, а после фактическое их изменение (продление срока) для победителя «ограничило конкуренцию между участниками размещения заказа, что могло повлиять на цену контрактов».

 Стороны государственного (муниципального) контракта не вправе заключать допсоглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Такое условие допсоглашения является ничтожным, если иное не следует из закона.

Администрация муниципалитета по итогам конкурса заключила контракт с организацией на поставку оборудования. В ходе его исполнения выяснилось, что нужно закупить дополнительные единицы товара. По предложению заказчика стороны заключили допсоглашение, предусматривающее в том числе условие об увеличении цены контракта на сумму более 20%.

Однако после поставки товара в новом объеме заказчик отказался оплачивать стоимость дополнительного оборудования, поэтому поставщик обратился с иском в суд. Первая инстанция и апелляция полностью удовлетворили исковые требования.

Суды указали, что документация о закупке предусматривала возможность изменения условий контракта, при этом поставщик доказал факт заключения допсоглашения с заказчиком и то, что последний принял товар.

АС округа отменил акты нижестоящих инстанций и удовлетворил требования поставщика частично: в размере, соответствующем 10% от цены контракта. Согласно п. 1 ст.

95 закона о контрактной системе изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта возможно лишь при одновременном соблюдении двух условий: 1) такая возможность предусмотрена в документации о закупке и контракте, 2) если по предложению заказчика увеличивается количество товара с последующим пропорциональным увеличением цены, но не более чем на 10% от цены контракта. Таким образом, закон предусматривает ограничения для изменения цены контракта. Эти ограничения касаются как поставщика, так и заказчика, и объясняются тем, что заключению контракта предшествует выбор поставщика на торгах, при проведении которых участники предлагают условия поставки заранее, и победитель определяется исходя из предложенных им условий. В документации о закупке и контракте, заключенном сторонами, предусмотрена возможность его изменения по соглашению сторон. Вместе с тем условие допсоглашения, согласно которому цена контракта увеличивается более чем 10%, является ничтожным, поскольку противоречит закону и при этом посягает на публичные интересы и права третьих лиц – других участников закупки.

 Поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в отсутствие контракта не дает исполнителю право требовать их оплаты.

Компания на основании доверенностей, выданных администрацией муниципального образования, представляла ее интересы в суде. При этом договор стороны не заключали.

Сославшись на то, что администрация не оплатила услуги, фирма обратилась в суд с иском о взыскании с нее неосновательного обогащения. Первая инстанция удовлетворила исковые требования.

Она исходила из того, что администрация получила услуги от компании, а следовательно, должна их оплатить. Апелляция отменила это решение и отказала в удовлетворении иска, с ней в дальнейшем согласилась кассация.

Дело дошло до ВС. Оказывая услуги без муниципального контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами закона о контрактной системе, фирма не могла не знать, что работы выполняются ей в отсутствие обязательств, указал ВС. Следовательно, в силу п. 4 ст.

1109 ГК она не вправе взыскивать с администрации плату за фактически оказанные услуги. Другой подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм закона о контрактной системе.

 В итоге ВС оставил постановление суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа без изменения.

 При этом нельзя отказывать в удовлетворении иска об оплате услуг, оказанных в отсутствие госконтракта или с превышением его максимальной цены, в случаях, когда из закона следует, что их оказание является обязательным для исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.

Государственное медицинское учреждение заключило с частной медорганизацией договор по оказанию специализированной медпомощи пациентам. Когда срок договора истек, стороны по итогам открытого аукциона заключили новый госконтракт на оказание медуслуг.

Однако исполнитель указал, что оказывал помощь пациентам, направляемым заказчиком, также в период между истечением первого договора и заключением второго. Задолженность компания решила взыскивать через суд.

Первая инстанция и апелляция отказались удовлетворить ее иск, указав, что услуги оказывались в спорный период в отсутствие госконтракта.

Однако кассация отменила вынесенные ими акты. Гемодиализ (метод заместительной почечной терапии) оказывается пациентам с хронической болезнью почек, то есть является жизненно важной процедурой, которую нельзя прерывать.

Поэтому медорганизация была не вправе отказать в оказании жизненно необходимой медпомощи из-за превышения объема финансирования для оплаты оказанных медуслуг.

Кроме того, лечебная организация в силу закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» не вправе отказать в медпомощи обратившимся застрахованным гражданам.

Довод заказчика о том, что исполнитель должен был перенаправить пациентов в лечебное учреждение заказчика для продолжения лечения, кассация отклонила как не основанный на положениях законодательства РФ.

При этом бездействие заказчика, а именно непроведение им конкурса и незаключение госконтракта в необходимый для бесперебойного оказания медпомощи срок, в таких случаях не может служить основанием для прекращения или приостановления выполнения государственно и социально значимых функций, заключила кассация.

 Собственник помещения в здании обязан оплачивать расходы по содержанию и ремонту общего имущества в силу закона. Эта обязанность не обусловлена наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта.

Управляющая компания обратилась в суд с иском к муниципалитету, которому принадлежит помещение в многоквартирном доме.

УК потребовала взыскать с собственника задолженность за услуги по содержанию и ремонту общего имущества.

Первая инстанция и апелляция отказали в удовлетворении иска, указав, что договорные отношения с муниципалитетом возможны только на основании заключенного муниципального контракта. Однако стороны его не заключали.

Кассация отменила акты нижестоящих инстанций. Арбитражный суд округа пришел к выводу, что обязательство собственника нежилых помещений по оплате расходов на содержание и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных взаимоотношений с УК.

Последняя также в силу закона обязана оказывать услуги по содержанию общедомового имущества в многоквартирном доме, и она не могла отказаться от этих обязательств даже при отсутствии контракта с муниципалитетом.

А тот факт, что он не заключил соответствующий контракт, не освобождает его от внесения платы за содержание общедомового имущества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *