Закупка малого объема – это осуществление заказчиком закупки работы, товара или услуги на сумму, которая не превышает трехсот или четырехсот тысяч рублей. По-другому закупку малого объема еще называют заключением прямого контракта. Это значит, что заказчик не проводит никаких конкурсных процедур и сам определяет исполнителя.
Когда можно закупать до 300 тыс. рублей?
Федеральный закон № 44-ФЗ дает заказчику право на заключение контракта до 300 тысяч рублей в том случае, если годовой объем закупок по этому основанию не превышает 2 млн. руб. или не превышает 5% от СГОЗ и не составляет более 50 млн. рублей.
Данная процедура закупки является одной из самых быстрых и простых в документации для заказчика. Например, необходимо заключить договор на техническое обслуживание транспортного средства, оказание услуг экспертов, курьерские услуги и т.д.
Проще всего осуществить закупку малого объема. Закупать можно до тех пор, пока у заказчика имеются на то лимиты денежных средств, однако, не стоит забывать об ограничениях.
К примеру, если субъект, с которым заказчик намеревается заключить контракт, является монополистом, например «Почта России», и даже если закупка будет по сумме до 300 тысяч рублей, контракт необходимо заключать по основанию, предусмотренному п.1.ч.1 ст.93 44-ФЗ.
Когда можно закупать до 600 тыс. рублей?
Такую закупку могут осуществлять заказчики, являющиеся государственным или муниципальным учреждением культуры, основной деятельностью которых является сохранение и популяризация объектов культурного наследия, а также иные государственные или муниципальные образовательные учреждения и иные учреждения, перечисленные в п.5.ч.1.ст.93. При этом сумма контракта не должна превышать 600 тысяч рублей, годовой объем закупок не должен быть выше 5 млн. руб или не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не составляет более чем 30 млн. руб
Устанавливать обеспечение контракта, составлять расчет и обоснование цены, как и в случае с закупкой до 300 тысяч, не нужно.
Как проводить закупки малого объема?
Как и заключение любого контракта, начать необходимо с выявления потребности в заключении такого контракта. Заказчик определяет объект закупки, цену контракта, его условия. Затем доводит эту информацию до планируемого исполнителя. В случае принятия предложения, обе стороны согласовывают и подписывают контракт.
Важной деталью заключения контракта до 300 тысяч рублей является включение в контракт основания, согласно которому заказчик осуществляет закупку, в данном случае это будет п.4.ч.1.ст. 93 44-ФЗ.
Закон не обязывает заказчика размещать в ЕИС информацию о закупках малого объема, это является его правом. Однако заказчику необходимо вести журнал регистрации контрактов и хранить всю документацию, так как в конце финансового года по таким закупкам необходимо будет отчитаться, путем составления отчетов, которые размещаются, в том числе и в ЕИС.
Какова ответственность за превышение объема закупок?
В случае превышения заказчиком допустимых лимитов, он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ. Штрафы по данной статье начинаются от 30 000 рублей. Для того чтобы их избежать, заказчику необходимо отслеживать потраченные суммы и вести отдельный реестр для таких контрактов.
Как контролировать лимиты по закупкам малого объема?
Контролировать ограничения по закупкам малого объема можно вручную или автоматически. Автоматический контроль ограничений по п.4 и п.5 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ возможен в специализированных программах для госзаказчиков. Одна из таких программ — «Эконом-Эксперт».
«Эконом-Эксперт» показывает, сколько закупок до 100 и 400 тыс. запланировано, какие проводятся, а какие проведены. Эта информация сопоставляется с допустимыми ограничениями. В случае нарушения заказчик увидит нарушение в специальном отчете «Контроль по 44-ФЗ».
Пример контроля по 44-ФЗ в программе для госзаказчиков.
Закупка малого объема: договор или контракт?
Федеральный закон № 44-ФЗ в п.3.ч.1.ст.1 достаточно четко регулирует этот вопрос.
Гражданско-правовой договор, в котором поставка товара, оказание услуги или выполнение работ являются его предметом, и заключается такой договор от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования, бюджетного учреждения или иного юридического лиц в соответствии с нормами, предусмотренными ч.1., ч.4., ч.5. ст. 15, является контрактом.
Полезные материалы по 44-фз:
Получить материалы!
Записаться на бесплатную демонстрацию программы «эконом-эксперт»:
Записаться на демонстрацию
Смотрите также:
Как получить бесплатные материалы по 44-ФЗ?
Чтобы получить полезную информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.
А прямо сейчас Вы можете бесплатно и без регистрации воспользоваться сервисом расчета ОКПД2/КТРУ и НМЦК
Закупки малого объема 2020 г
- О нас
- Наши сертификаты и партнеры
- Структура и отделы
- Пресса о нас
- Вакансии
- Партнерам
- Услуги
- Тендеры и госзакупки
- Юридические услуги
- Бухгалтерские услуги
- Кредитование бизнеса
- Реклама и продвижение
- Допуски СРО
- Сертификаты ISO
- Лицензии для бизнеса
- Обучение и курсы
- Программы для бизнеса
- Контур. Зарплата (АМБа) — программа для расчета зарплаты (заработной платы) — СКБ Контур
- Контур. Персонал — программа для кадрового учета — СКБ Контур
- Тендерплан — система поиска тендеров и госзакупок
- СБИС Все о компаниях и владельцах. Выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП, проверка контрагентов, ИНН и КПП организаций, реквизиты ИП и ООО
- СБИС Видеокоммуникации. Видеозвонки между коллегами и партнерами. Видеоконференцсвязь, удаленная помощь, проведение вебинаров
- СБИС Точка продаж. Автоматизация магазинов, кафе, аптек. Pos терминалы, ккт для розницы с поддержкой ОФД и ЕГАИС (ФСРАР)
- Автоматизация ресторана, бара, кафе. СБИС Presto
- Автоматизация салона красоты, фитнес-клуба, медицинского центра. СБИС для салона и сферы услуг
- СБИС Заказы и поставки (EDI). Электронный обмен EDI-данными: прайс-листы (PRICAT), заказы (ORDERS), накладные в электронном виде
- СБИС Корпоративная социальная сеть. Корпоративный портал компании — единое пространство и удобные инструменты для совместной работы
- Электронная отчетность через интернет СБИС: сдать онлайн отчет в налоговую, ПФР, ФСС, Росстат для ИП, ООО и др.
- ОФД СБИС — оператор фискальных данных
- Поиск и анализ закупок СБИС: поиск торгов, аукционов и тендеров по всем площадкам
- Управление бизнес-процессами. Электронные согласования, натсройка своих процессов без программирования по стандартам ВРМ
- СБИС Управление персоналом. Автоматизация HR процессов. Учет рабочего времени, мотивация и геймификация, расчет зарплаты и учет кадров
- Учет и контроль рабочего времени СБИС. Система автомататизированного учета рабочего времени сотрудников
- СБИС Электронный документооборот. ЭДО Счета-фактуры, акты, накладные с электронной подписью, автоматизация документооборота
- Автоматизация бухгалтерского и налогового учета — СКБ Контур
- Услуги информационной безопасности — Контур.Безопасность
- Учет товаров онлайн, касса для ЕГАИС для небольшой розницы (konturkassa) — Контур. Маркет — СКБ Контур
- Контур. Бухта: бухгалтерское обслуживаниедля ИП и ООО — СКБ Контур
- Контур. Норматив — справочно-правовая система (СПС) — СКБ Контур
- Бухгалтерия. Контур — сдача отчетности ИП и ООО, бухгалтерия на УСН, ЕНВД онлайн — СКБ Контур
- Оператор фискальных данных (ОФД) — СКБ Контур
- Контур. Отель — облачная система управления и автоматизации гостиниц, отелей, хостелов. — СКБ Контур
- Отчет. ру — СКБ Контур
- Контур. Экстерн — электронная отчетность через интернет для ИП и ООО, сдача отчетности в налоговую, ПФР, ФСС — СКБ Контур
- Алкодеклорация. Контур — сдача алкогольной декларации онлайн, отчетность и декларация по алкоголю в РАР — СКБ Контур
- Контур. Закупки — поиск закупок, тендеров — СКБ Контур
- Контур. ЖКХ Квартплата — программа для ведения бухгалтерского учета для УК и ТСЖ в сфере ЖКХ — СКБ Контур
- Сверка алкогольных деклараций в Алкосверка. Контур — СКБ Контур
- Контур. Декларант: таможенное декларирование онлайн, отправка декларации в ФТС — СКБ Контур
- Контур. Пульс — СКБ Контур
- Контур. ФМС: сервис для гостиниц по передаче данных в МВД об иностранных и российских гражданах — СКБ Контур
- Фокус API — СКБ Контур
- Контур. Фокус — проверка контрагентов, выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП — СКБ Контур
- Проверка контрагентов в интернет-банке — СКБ Контур
- Эльба: электронный бухгалтер Эльба, ведение бухгалтерии, бесплатная налоговая отчетность для ИП — СКБ Контур
- Электронный документооборот Диадок — СКБ Контур
- Получить электронную цифровую подпись (ЭЦП), Удостоверяющий центр (УЦ) — СКБ Контур
- Тендеры с авансом
- Прямые контракты
- Субподряды без тендера
- Господдержка
- Закупки у СМП по 44 ФЗ
- Закупки у МСП по 223 ФЗ
- База контрактов с льготами МСП
- Отзывы
- Наши победы и успешно заключенные контракты
- ТОП лучших сделок
- Контакты
Закажите бесплатную консультацию
И мы поможем вам в решении вашего вопроса
Подать заявку Закупки малого объема осуществляются на основании ст 93 44 ФЗ. Годовой объем малых закупок не может быть больше 2 млн руб. Бывают ситуации, когда устанавливается предел в размере 5 процентов от общего объема закупок. Главное помнить о том, что сумма при этом не может быть больше 50 млн руб.
Исключение в данном случае составляют лишь организации занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, так как у них не имеется лимита заключаемых сделок за год.
Но также существуют организации, для которых закупка, сумма которой будет являться менее 400 тыс руб, при этом лимит закупок за год не может быть больше 50 процентов от общего объема закупок, данное значение не может быть больше 25 млн руб.
В качестве таких заказчиков выступают следующие организации:
- Муниципальные учреждения культуры;
- Парки отдыха, зоопарки, заповедники;
- Организации телерадиовещания;
- Музеи;
- Библиотеки.
Весь список данных учреждений можно найти в п 1.5 ст 93 44 ФЗ.
Перед тем как приступать к расчету общего объема малых закупок требуется учесть все контракты, которые были оплачены за весь год. Органы исполнительной власти также могут отступать от норм, так как они в праве самостоятельно осуществлять выбор и установку годового лимита по малым закупкам.
За превышение лимитов по малым закупкам предусматривается ответственность со стороны заказчиков, она устанавливается на основании рамок КоАП РФ. В данном случае предусматривается штраф размер которого может составлять от 30 тыс руб.
Участвуйте и побеждайте в закупках, мы оказываем комплексное сопровождение в участии!
У нас в штате работают только квалифицированные специалисты!
Обратиться за бесплатной помощью Согласно ч 15 ст 4 223 ФЗ малой закупкой будет считаться закупка, сумма которой не будет больше 100 тыс руб, это распространяется на организации, выручка которых за год не будет больше 50 млрд руб. В ином случае малой будет признана закупка сумма которой будет достигать размера до 500 тыс руб.
Заказчик имеет возможность на свое усмотрение обозначать список закупок, к ним будет применим более простой порядок проведения закупки. В качестве обоснования в данном случае будет выступать приказ или распоряжение организации. Кроме того лимиты за год будут определены в индивидуальном порядке.
Подробнее о том какие существуют способы закупок смотрите в этой статье.
Все данные о заключенных контрактах при данных закупках нужно указывать в ежемесячных отчетах. При проведении закупок малого объема требуется вначале определиться с нуждами заказчика. В обязанности организатора входит выявление объекта закупки, он в дальнейшем он может приобрести у единственного поставщика, кроме этого необходимо провести расчет цены и составить проект контракта.
В самом контракте потребуется указать основание, согласно которому был выбран способ закупки.
При проведении малых закупок не требуется обосновывать цену контракта, предоставлять отчет о невозможности применения иных способов закупки. Также не нужно публиковать сведения о проводимой закупке.
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.
Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.
Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
АКЦИЯ! Бесплатный анализ вашей отрасли и подборка контрактов с АВАНСОМ!
223-ФЗ и 44-ФЗ: основные отличия
Наглядный разбор разницы между Федеральными законами о проведении государственных закупок 44-ФЗ и 223-ФЗ в виде таблицы. Кто выступает заказчиком, какие виды тендеров включают оба закона, на каких ЭТП проводятся?
Федеральные законы 44 и 223 регулируют действия заказчиков и исполнителей в сфере госзакупок. Их содержание и подходы к описанию процедур существенно различаются.
44-му федеральному закону подчиняются закупки всех бюджетных учреждений государственного и муниципального уровней, а также унитарных предприятий (кроме особо значимых) – всевозможных больниц, детских садов, воинских частей, трамвайно-троллейбусных парков. Это подробный документ, в деталях описывающий все этапы организации тендеров, жестко фиксирующий сроки и предусматривающий четкие штрафные санкции.
223-ий закон создан для особых заказчиков:
- Организаций с долей участия государства более 50%. Пример: Газпром.
- Гос.монополий, их “дочек” и “внучек”. Например: РЖД и ФПК.
- Занимающихся регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика.
- Унитарных предприятий, признанных государственно важными.
Также закупать по 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под 44-ФЗ, но при условии, что они тратят деньги не из бюджета, а самостоятельно заработанные, полученные в виде грантов или выделенные им на найм субподрядчиков.
223 закон написан общими фразами. В нем нет конкретики, а изложены только принципы, которыми должны руководствоваться заказчики, самостоятельно разрабатывая Положение о закупках на ближайший год. Его они обязаны публиковать в ЕИС – www.zakupki.gov.ru.
Государство же предоставляет таким заказчикам довольно большую свободу, так как финансирует их закупки лишь частично. Однако для поставщиков это, мягко говоря, неудобно: каждый раз приходится изучать документацию, которая может кардинально отличаться, адаптировать бизнес-процессы и продукт к новым условиям.
Но и результат того стоит: по 223-ФЗ проводятся более серьезные закупки.
Главный минус 44-ФЗ для поставщика – в том, что закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников тендеров, так как заказы полностью оплачиваются из гос.бюджета.
Он в 10 раз больше по объему, чем 223-ФЗ.
А любое нарушение процедур выливается в дисквалификацию, штрафы и даже включение в реестр недобросовестных поставщиков, что означает крест на тендерной (и не только) деятельности.
Рассмотрим другие значимые для поставщиков отличия двух законов.
Какие виды закупок предусмотрены
Федеральный закон №44-ФЗ
- Электронный аукцион;
- Запрос котировок;
- Запрос предложений;
- Конкурсы;
- Закупка у единственного поставщика;
- Закрытые закупки.
- При этом закон больше ориентирован на конкурентные виды, а популярный способ закупки у единственного поставщика ограничен статьей 93 и требует обоснования.
- Федеральный закон №223-ФЗ
- Однако заказчик может прописать в Положении регламент любого другого способа.
На каких ЭТП публикуются тендеры
Федеральный закон №44-ФЗ
- РТС-тендер;
- Сбербанк-АСТ;
- Единая Электронная Торговая Площадка;
- Заказ РФ;
- Национальная электронная торговая площадка (бывшая ММВБ);
- Российский аукционный дом.
Федеральный закон №223-ФЗ
Заказчик сам выбирает площадку. Их около 200, есть платные и бесплатные, и количество постоянно меняется.
Какой тип ЭЦП необходим
- №44-ФЗ
- Усиленная неквалифицированная.
- №223-ФЗ
- Усиленная квалифицированная.
Требуется ли обеспечение исполнения заявки, контракта
№44-ФЗ
Обязательно для аукционов и конкурсов, в остальных случаях – на усмотрение заказчика. Поставщик может выбрать способ: деньгами или банковской гарантией. Для электронного аукциона предусмотрены только наличные.
№223-ФЗ
На усмотрение заказчика. Способы также описываются заказчиком в Положении о закупках.
Должен ли заказчик обосновывать начальную максимальную цену
№44-ФЗ
В обязательном порядке. В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования.
№223-ФЗ
Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.
Какие есть особенности описания предмета закупки
№44-ФЗ
Нельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент.
№223-ФЗ
Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку.
Где узнать сроки подачи заявок
- №44-ФЗ
- Подробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42.
- №223-ФЗ
- Прописываются заказчиком в Положении.
Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупки
№44-ФЗ
Менять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения. Исключение составляют запросы предложений и закупки у единственного поставщика – для них менять условия в извещении и отменять закупку запрещено.
№223-ФЗ
Сроки есть только для аукционов и конкурсов. Для остальных способов определяются Положением.
Возможно ли изменение условий контракта
- №44-ФЗ
- Нормы закреплены в статье 34, не предусматривают никаких изменений кроме увеличения цены контракта в определенных случаях.
- №223-ФЗ
- Заказчик может менять практически все – объем поставки, цену, сроки.
У каких поставщиков есть приоритет
- №44-ФЗ
- Не менее 15% от годового объема должны составлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций
- №223-ФЗ
У НКО необходимо закупать не менее 10% годового объема и только если он больше 2 миллиардов рублей. Постановление от 1 июля 2015 года обязывает отдавать предпочтение отечественному производителю, малому и среднему бизнесу: годовой объем закупок у них должен быть не менее 18% от совокупного объема контрактов.
Предусмотрены ли особые условия
№44-ФЗ
- Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
- Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
- Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.
№223-ФЗ
Не предусмотрены.
11.01.2018
Читать ещё:
Обеспечение заявок по 44-ФЗ
В этой статье поговорим об обеспечении заявок на участие в закупках: что это такое, какой размер может устанавливать заказчик и в каких случаях деньги возвращаются поставщику.
О тендерах для новичков
Какие документы подготовить для участия в тендерах и закупках? Чего не сделать заранее? На что обратить особое внимание? Как не пропустить выгодные контракты? Пошаговая и подробная инструкция.
Разница между 223-ФЗ и 44-ФЗ
Многие начинающие поставщики и подрядчики, планирующие работать с коммерческими или государственными закупками, интересуются разницей между двумя основными федеральными законами, которые регулируют данные сферы проведения конкурентных закупочных процедур.
Речь идет о законах №44-ФЗ и №223-ФЗ, которые объясняют все тонкости организации, участия и определения победителя в торговых и конкурсных процедурах, проводимых как в бумажной, так и в электронной формах.
44-ФЗ отвечает за правила приобретения товаров и услуг государственными и муниципальными учреждениями. Закупки осуществляются на контрактной основе с заключением контракта на поставку и четко регулируются рамками данного закона.
223-ФЗ более «свободный», так как регулирует закупки коммерческих корпораций, естественных монополий и организаций с контрольным пакетом акций контролируемых государством, а сделки осуществляются путем заключения договора.
223-ФЗ и 44-ФЗ отличия на этом не заканчиваются, наиболее актуалные из них показаны в таблице.
Таблица основных отличий
Главная особенность
44-ФЗ | 223-ФЗ |
В качестве заказчика выступает государство, а закон четко регулирует все этапы проведения сделки, включая критерии определения победителя. Жесткие правила позволяют задавать ясные условия для сотрудничества, а отступление от них грозит штрафными санкциями для заказчика, и попадание в реестр недобросовестных поставщиков для участника. | Этот закон указывает на общие рекомендации по проведению закупочной процедуры, однако условия и правила разрабатывает сам заказчик, на основе собственного положения о закупках. По этой причине, у разных заказчиков могут быть разные критерии оценки участников тендера и выбора победителя. |
Кто заказчик
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Государственные органы власти и муниципальные бюджетные учреждения. Внебюджетные фонды, управляемые государством и унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет бюджета. Кроме того, сюда входят Росатом и Роскосмос. | Предприятия с уставной долей капитала принадлежащей государству в 50 и более процентов. Естественные монополии, включая нефтегазовые, железнодорожные, коммунальные предприятия. Бюджетные учреждения, занимающиеся закупками из собственных или средств или денег собранных на основе гранта. |
Кто поставщик
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели. | Индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица, включая оффшорные компании и коллективное участие от лица одного из участников компании. |
Льготные условия для СНП и СОНКО
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Есть минимальная требуемая доля закупок у малых и социально значимых предприятий, в 15% от годового объема всех производимых процедур. Можно не вносить денежное обеспечение заявки, если у исполнителя отсутствуют нарушения. Сама стоимость обеспечения рассчитывается от цены контракта, а не НМЦ. | Доля минимальных закупок от СНП составляет 20% от годового оборота и 18 процентов, если в процедурах участвуют только субъекты малого предпринимательства. В некоторых тендерах может отсутствовать обеспечение, а если оно имеется, то не превышает 2% от НМЦ договора. Обеспечение самого договора не превышает 5 процентов. |
Виды проводимых тендеров и доступные площадки
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Открытые и закрытые конкурсы, включая многоэтапные варианты и конкурсы с ограниченным участием, электронные общедоступные и закрытые аукционы, а также запросы коммерческих предложений и ценовых котировок. Торги могут проводиться только на федеральных ЭТП (8 ЭТП + АСТ ГОЗ), для которых нужна регистрация в ЕИС. | Конкурсы, аукционы и запросы котировок и предложений. Для закупок по 223-ФЗ используется более 150 различных отечественных ЭТП. Для закупок среди субъектов СМП торги проводятся только на государственных площадках. |
Требования к ЭЦП
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Необходима квалифицированная электронная цифровая подпись усиленного типа. | Также необходима квалифицированная усиленная ЭЦП, используемая как на государственных, так и на коммерческих площадках. Различаются требования к ЭЦП у различных площадок. |
Сроки подачи заявок и подведения итогов
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Все сроки строго прописаны законодательством. Процедуры подачи заявок, их рассмотрения, составления протокола, объявления победителя и заключения контракта четко регламентированы. | Сроки, как и условия, прописываются заказчиком самостоятельно в его положении о закупках. По этой причине, для работы по 223-ФЗ необходимо в первую очередь ознакомиться с данным положением у каждого нового заказчика. |
Гарантийное обеспечение и антидемпинговые меры
44-ФЗ | 223-ФЗ |
В закупках со стоимостью контракта менее миллиона рублей обеспечение заявки может отсутствовать. Если же цена контракта составляет сумму до 20 миллионов рублей, устанавливается обеспечение от 0.5 до 1 процента, и от 1 до 5 процентов, если сумма превышает 20 миллионов рублей. Гарантийное обеспечение контракта составляет уже от 5 до 30 процентов и вносится на спецсчет или в форме банковской гарантии. Для борьбы с демпингом применяются усиленное обеспечение или подтверждение добросовестности участника. | Стоимость обеспечения зависит от начальной максимальной цены (НМЦ). Заказчик не может требовать внесение обеспечения, если НМЦ не превышает сумму в 5 миллионов рублей. Если НМЦ выше указанной суммы, то обеспечение не превышает 5 процентов. Обеспечение контракта, как и антидемпинговые меры, указываются заказчиком произвольно в положении о закупках. |
Отчетность
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Заказчик размещает документы о приемке работы, обоснования о закупке у единственного поставщика, а также годовой отчет об объеме закупок среди СНП с СОНКО. | До 10 числа каждого месяца заказчик должен предоставить отчет об объеме всех произведенных за прошлых месяц закупок. Ежегодно публикуется отчет об объеме закупок у СНП и СОНКО, а также отчет о закупках инновационной и высокотехнологичной продукции среди тех же субъектов предпринимательства. |
Расторжение контракта/договора
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Контракт может быть отменен по обоюдному согласию сторон, либо в одностороннем порядке, если такой пункт прописан в документе. Изменять условия контракта нельзя, а любые спорные ситуации решаются в судебном порядке. | Расторжение договора прописывается в положении о закупках и разрабатывается самим заказчиком. |
Прием жалоб
44-ФЗ | 223-ФЗ |
Жалобы направляются в территориальное отделение федеральной антимонопольной службы (ФАС) и рассматриваются в течение 5 рабочих дней. Подать заявление можно в письменной или электронной формах. | Заявление о нарушении положения о закупках или 223-ФЗ также направляются в ФАС и рассматриваются в течение 7 рабочих дней. Жалобы на нарушения антидемпинговых мер рассматриваются в течение 1 месяца. |
Выводы
44-ФЗ и 223-ФЗ призваны устанавливать правила для участников тендерных закупок, поэтому знание данных законов является первой необходимостью для каждой организации, что собирается заниматься поставками или подрядом.
Действовать в рамках 44-ФЗ куда проще и понятнее для новых поставщиков и подрядчиков.
Регулирование и стандартизация закупочных процедур с четким определением сроков и условий закупок позволяет подавать заявки на основе общих положений и быть уверенным в обязательном заключении контракта в случае победы в закупочной процедуре.
223-ФЗ с разными положениями о закупках у разных заказчиков требует более детального ознакомления с темой, поэтому подходят для более опытных участников рынка.
Закупка малого объема по 223-ФЗ
Закупки малого объема можно проводить как конкурентным способом, так и у единственного поставщика.
При таких закупках у единственного поставщика заказчики ограничены только своим положением. В нем необходимо закрепить условия и порядок их проведения. Закон N 223-ФЗ позволяет не включать такие закупки в план, не размещать информацию в ЕИС и не направлять сведения в реестр договоров.
Для проведения малых закупок конкурентным способом включать их в план также не обязательно. Однако составлять документацию и размещать сведения в ЕИС необходимо, так как такой порядок обязателен для открытых конкурентных закупок и не зависит от их объема.
Какие закупки признаются закупками малого объема по Закону N 223-ФЗ
По общему правилу закупкой малого объема для заказчика по Закону N 223-ФЗ считается закупка, цена которой не превышает 100 тыс. руб.
Однако, если ваша выручка за прошлый финансовый год превысила 5 млрд, в текущем году малой для вас будет закупка, цена которой не превышает 500 тыс. руб. (п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Объем выручки определяйте на основании данных бухгалтерской отчетности.
Как провести закупку малого объема по Закону N 223-ФЗ
Порядок закупки малого объема зависит от того, каким способом ее проводить.
Чаще всего их осуществляют путем закупки у единственного поставщика. Чтобы закупить таким способом, закрепите в своем положении условие о том, что малый объем закупки является основанием для закупки у единственного поставщика.
Самостоятельно решите, включать ли малую закупку в план, размещать ли извещение в ЕИС и направлять ли сведения в реестр договоров.
Закон N 223-ФЗ не содержит специальных требований и разрешает заказчикам в этих вопросах руководствоваться положением о закупке.
Вопрос дробления закупок Законом N 223-ФЗ не регулируется.
Вы можете закупать одноименные товары, работы или услуги несколькими мелкими закупками за определенный период, если это не запрещено вашим положением о закупке.
Однако не следует злоупотреблять данным правом, это может привести к необоснованному ограничению конкуренции. Не заключайте несколько договоров до 100 (500) тыс. руб., если одновременно соблюдаются два условия:
1) вы приобретаете одноименную продукцию у одного поставщика или совершаете ряд взаимосвязанных сделок в течение непродолжительного периода времени (например, в одном месяце заключили три договора на косметический ремонт в трех кабинетах вашего офиса);
2) общая стоимость одноименных товаров, работ, услуг или взаимосвязанных сделок превышает ту предельную сумму, свыше которой в соответствии с вашим положением вы должны проводить конкурентные процедуры.
Малую закупку конкурентным способом проводите в порядке, предусмотренном вашим положением для конкурентных процедур.
Включать такую закупку в план также необязательно, однако рекомендуем это сделать, чтобы соблюсти принцип информационной открытости.
В остальном Закон N 223-ФЗ не делает исключений для мелких конкурентных закупок, соблюдайте общие требования к содержанию извещения, документации и порядку проведения конкурентных процедур.
Закупки за наличный расчет не запрещены Законом N 223-ФЗ. Это удобный способ осуществить срочную закупку малого объема. Для его использования предусмотрите в положении о закупке порядок таких трат.
Определите, что будет являться отчетными документами для таких закупок – например, товарные и кассовые чеки.
Эти документы понадобятся вам для того, чтобы подсчитать количество и общую стоимость закупок за наличный расчет и включить эти сведения в ежемесячный отчет.
Для таких закупок вы можете выдавать сотрудникам наличные или перечислять денежные средства на карту под авансовый отчет – используйте тот порядок, который предусмотрен в вашей организации.
Надо ли отчитываться о закупках малого объема и включать их в реестр договоров
Информацию о закупках малого объема необходимо включать в ежемесячный отчет о количестве и общей стоимости заключенных договоров.
Разместите отчет в ЕИС не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным .
Учтите, что в отчет нужно включить информацию обо всех без исключения мелких закупках, в том числе об оплатах по счетам без заключения договора, о мелких покупках за наличный расчет.
В реестр договоров информацию о малых закупках направляйте, только если это предусмотрено вашим положением о закупке. Но если в ходе исполнения вы изменили договор и стоимость закупки превысила 100 (500) тыс. руб., сведения о таком договоре необходимо направить в реестр.