Банковская гарантия по 44-фз в 2019 году с изменениями от 18.03.18

Изменения в обеспечении исполнения контракта (ОИК) — это важная часть реформы контрактной системы по 71-ФЗ. Сделали обзор новых правил. Работать они начнут с 01.07.2019.

В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения придется считать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не начальной (максимальной) цены (НМЦК).

Обеспечить придется в размере, который не меньше авансирования.

Поставщик в таких закупках не будет обеспечивать контракт, если отправит госзаказчику сведения из реестра контрактов. Нужно подтвердить, что на протяжении 3 лет до подачи заявки победитель выполнил 3 контракта без неустоек.

Суммарно размер этих договоров не должен быть меньше НМЦК.

Установили срок возврата обеспечения

По общему правилу, этот срок — не больше 30 дней от даты выполнения условий договора.

Для закупок с преимуществами СМП и СОНКО такой срок не превышает 15 дней с даты исполнения госконтракта.

Эти сроки будут применять и в случаях, когда договор обеспечивается в уменьшенном размере по ч. 7, 7.1 и 7.2 ст. 96 44-ФЗ.

Определили новый срок действия банковской гарантии

Участники закупки решат, на какой срок предоставлять гарантию. Этот период должен превышать срок исполнения обязанностей не меньшем чем на месяц.

Когда подрядчик получит отсрочку для завершения работ, услуг или поставки, ему придется договариваться с банком, чтобы продлить или получить новую гарантию.

Изменили правила замены обеспечения

С 01.07.2019 в контракте появится обязанность поставщика предоставить заново обеспечение госконтракта, если у банка-гаранта отозвали лицензию на проведение банковских операций.

Новую гарантию нужно предоставить в течение 1 месяца от даты, когда заказчик надлежащим образом уведомил о возникшей ситуации.

Если поставщик просрочит это обязательство, то каждый день ему будут начислять пени. Правила начисления пени такие же, как и в общем случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по договору (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ).

Обновили правила уменьшения обеспечения

В процессе исполнения госконтракта размер ОИК можно уменьшить, если:

  • предоставляется новая гарантия взамен банковской, полученной в банке, потерявшим лицензию на осуществление банковских операций;
  • изменяется способ обеспечения исполнения контракта;
  • в госконтракте предусмотрены отдельные этапы его исполнения.

Как обеспечивать контракт в уменьшенном размере прописали в новых ч. 7.2 и 7.3 ст. 96 закона о контрактной системе.

По ч. 7.2 ст. 96 44-ФЗ, обеспечение исполнения госконтракта уменьшится после отправления заказчиком сведений о выполнении контракта (в частности, отдельного этапа) и стоимости исполненных обязательств для включения в реестр госконтрактов. Уменьшать будут пропорционально стоимости исполненных обязательств, которые приняты и оплачены госзаказчиком.

Если поставщик обеспечивал обязательства банковской гарантии, то требование заказчика уплатить деньги по такой гарантии не может быть больше размера, рассчитанного по сведениям об исполнении контракта из реестра.

Если поставщик обеспечил деньгами, то он вправе заявить о желании вернуть их в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанного по сведениям о его исполнении.

В ч. 7.3 ст. 96 44-ФЗ установили ограничения на уменьшение размера ОИК:

  • поставщик должен исполнять госконтракт без неоплаченных неустоек;
  • аванс, который предусмотрен госконтрактом, должен быть «отработан», т. е. ТРУ приняты заказчиком в объеме не меньше выплаченного аванса.

Уменьшить ОИК нельзя будет и в случаях, которые определит Правительство для обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан. Пока проекта такого Постановления на официальном сайте проектов нормативных актов нет.

Определили правила для обеспечения гарантийных обязательств

С июля 2019 года заказчики начнут требовать обеспечить гарантийные обязательства. Это правило будет действовать, если госконтрактом предусмотрены гарантийные обязательства и заказчик требует обеспечить основные обязательства.

Обеспечить гарантию можно будет как банковской гарантией, так и деньгами. Выбрать способ разрешили поставщику. Он может поменять способ или предоставить другую банковскую гарантию вместо первоначальной.

Размер такого обеспечения составит не больше 10 процентов от НМЦК.

Для срок действия банковской гарантии установили, что он должен превышать период гарантийных обязательств не меньше чем на месяц.

Как обеспечивать гарантийные обязательства, должно быть прописано в госконтракте. Эти же сведения рекомендуем прописать и в других закупочных документах. Если заказчик требует обеспечить гарантийные обязательства, то документы о приемке поставленных ТРУ будут подписываться только после предоставления поставщиком такого обеспечения.

Скачать 71-ФЗ от 01.05.2019

Банковская гарантия по 44-ФЗ в 2019 году с изменениями от 18.03.18

Скачать

Госзакупки по 44‑ФЗ: как изменились правила обеспечения контрактов с июля 2019 года

Банковская гарантия по 44-ФЗ в 2019 году с изменениями от 18.03.18

Госзакупки по 44‑ФЗ: как изменились правила обеспечения контрактов с июля 2019 года

16 июля 2019 Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

С 1 июля 2019 года вступили в силу новые положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся обеспечения контракта.

Среди наиболее важных изменений — разделение понятий «обеспечение контракта» и «обеспечение гарантийных обязательств», а также лимит по размеру обеспечения для малого бизнеса.

Есть и другие новшества: четкие сроки, когда заказчик обязан вернуть обеспечение, право поставщика изменить способ обеспечения и проч. Этим и другим поправкам посвящена наша статья.

До июля 2019 года заказчики могли при необходимости прописать в условиях закупки, что поставщик должен не только поставить товар или выполнить работу, но и предоставить гарантийное обслуживание. А при поставке и настройке машин и оборудования гарантия была обязательным условием контракта (ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ; далее Закон № 44-ФЗ).

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Также в любых закупках заказчики имели право (хотя и не были обязаны) требовать, чтобы поставщик внес обеспечение не только самого контракта, но и обязательств по гарантийному сроку (подробнее об обеспечительных платежах читайте в статье «Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»). Обеспечительный платеж можно было заменить банковской гарантией (подробнее о банковских гарантиях читайте в статье «Госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: как оформить банковскую гарантию по новым правилам»).

Указанные условия помогали заказчикам обезопасить себя на случай, если компания-производитель товара по той или иной причине не могла выполнить гарантийного обслуживания (например, из-за ликвидации или банкротства). Тогда все действия по гарантии приходилось совершить поставщику за свой счет. Если он этого не делал, заказчик не возвращал ему обеспечительный платеж.

Важная деталь: обеспечение контракта и обеспечение гарантии были неделимы. Это значит, что поставщик брал единую банковскую гарантию на обеспечение контракта и на обеспечение гарантийного обслуживания.

Если обеспечение вносилось деньгами, и контракт был исполнен, а гарантийные обязательства нет, то поставщик лишался всей суммы обеспечения. Ту часть, которая приходилась на контракт, ему не возвращали.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Новые правила

С июля 2019 года прежние правила остались в силе. При этом появились четыре важных дополнения:

  • Понятие «обеспечение гарантийных обязательств» выделено из понятия «обеспечение контракта». Отныне поставщик может брать две отдельные банковские гарантии: одну на обеспечение контракта, другую на обеспечение гарантийных обязательств. Если платеж внесен деньгами, то при выполнении контракта и не выполнении гарантийных работ поставщик вправе требовать возврата той части обеспечения, что приходится на контракт.
  • Условие об обеспечении гарантийных работ стало обязательным для закрытых закупок (ч 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в новой редакции). Для всех прочих госзакупок оно остается добровольным: заказчик по своему желанию может его установить, либо отказаться от него.
  • Ограничен размер обеспечения гарантийных обязательств для поставщиков-субъектов малого предпринимательства (сокращенно СМП). Если такое обеспечение предусмотрено контрактом, то малые предприятия вносят его в сумме не более 10% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ). Это следует из новой редакции части 6 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Покажем на примере. Допустим, компания-СМП поставляет мебель и проводит гарантийный ремонт. Поставщик вносит обеспечение контракта в сумме 30% от цены мебели плюс обеспечение гарантийных работ в сумме 10% от НМЦ. Для поставщиков, не относящихся к малом бизнесу, указанное ограничение не действует. 

  • Если обеспечение гарантийных обязательств предусмотрено контрактом, но поставщик его не предоставил, заказчик не должен подписывать документы о приемке товаров, работ или услуг (новая часть 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Сроки для возврата обеспечения контракта

До июля 2019 года в законе не был закреплен срок, в течение которого поставщик обязан вернуть обеспечение контракта.

Единственное исключение составляла ситуация, когда победитель торгов на протяжении 30 дней поле объявления его победы по какой-либо причине не подписывал контракт.

При подобных обстоятельствах закупку признавали несостоявшейся, а обеспечение контракта полагалось вернуть не позднее пяти рабочих дней.

В июле и далее действует норма, которая вводит четкие сроки для любых ситуаций. В закупках, проводимых только для СМП, заказчик обязан вернуть обеспечение контракта не позднее 15 дней, во всех прочих закупках — не позднее 30 дней с даты исполнения поставщиком своих обязательств (ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Какие еще изменения в правилах обеспечения контракта вступили в силу 1 июля 2019 года

Суть изменения Норма Закона № 44-ФЗ
Поставщик вправе изменить способ обеспечения контракта, в т. ч. отозвать платеж и предоставить банковскую гарантию ч. 7 ст.96 в новой редакции. 
Уточнено, что заказчик может досрочно вернуть часть обеспечения контракта за выполненные и оплаченные этапы поставки новая ч. 7.3 ст. 96
Если у банка-гаранта отозвали лицензию, поставщик обязан предоставить заказчику новое обеспечение контракта. Сделать это нужно в течение месяца после того, как заказчик направит поставщику соответствующее уведомление. В противном случае поставщик заплатит пени новая ч. 30 ст. 34

Важно: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Банковская гарантия по 44-ФЗ в 2019 году с изменениями от 18.03.18

В 2018 году законодательство в сфере государственных закупок претерпело множество изменений. Нововведения коснулись и требований к банковским гарантиям, которые предоставляет поставщик в качестве обеспечения заявок и контрактов. Особого внимания заслуживают обновления, прописанные в постановлении Правительства № 11 от 15 января 2018 года. Они начинают действовать с 18 марта.

Банковская гарантия, выданная для обеспечения контракта

Начиная с середины марта нынешнего года в силу вступают правила, согласно которым в случае недобросовестного выполнения поставщиком своих обязательств по контракту заказчик вправе истребовать лишь часть обеспечения. Размер денежной суммы, выплачиваемой по банковской гарантии, рассчитывается как разница между ценой контракта и фактически выполненными поставщиком работами, но не более величины обеспечения.

Из этого правила следует вывод, что если  разница между ценой контракта и ценой фактически поставленных товаров или оказанных услуг меньше размера обеспечения, то заказчик вправе получить лишь рассчитанную часть банковской гарантии. Если же эта разница равна или превосходит размер обеспечения, то предусмотренные банковской гарантией денежные средства выплачиваются в полном объеме.

Банковская гарантия, обеспечивающая подачу заявки

Банковская гарантия, выданная с целью обеспечения заявки участника, должна предусматривать право заказчика требовать уплаты денежной суммы, прописанной в закупочной документации. Такое возможно в ситуациях, предусмотренных частью 13 статьи 44 44-ФЗ. 

Требования о выплате средств ранее заказчик мог направлять только в виде бумажного документа. Теперь же делать это можно будет в электронной форме. Оба документа отныне имеют одинаковую юридическую силу.

Читайте также:  Совокупный годовой объем закупок по 44-фз (сгоз) как считать пример 2018

Документы, необходимые для получения выплаты по банковской гарантии 

Существенные изменения коснулись перечня документов, которые заказчику необходимо предоставить банку для получения выплаты по банковской гарантии.

Вместе с требованием о выплате денежной суммы по банковской гарантии, переданной в качестве обеспечения заявки, заказчик обязан направить в банк документ, удостоверяющий полномочия лица, подписывающего требования, только в том случае, если оно не прописано в ЕГРЮЛ.

Таким документом выступает доверенность на право действовать от имени заказчика. В остальных ситуациях информации из ЕГРЮЛ будет вполне достаточно.

При необходимости получить выплату по банковской гарантии, выданной для обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан предоставить пакет документов, в который входят:

  1. Подсчет суммы, подлежащей уплате.
  2. Платежное поручение, подтверждающее выплату аванса. На документе должна присутствовать отметка банка или Федерального казначейства, которая подтверждает исполнение денежного перевода.
  3. Документы, подтверждающий необходимость выплаты средств по гарантии.    
  4. Документ, удостоверяющий полномочия лица, подписывающего требования в ситуации, когда это лицо не прописано в ЕГРЮЛ.

Подготовленный пакет документов может быть отправлен в банк  как в бумажном, так и в электронном виде. Это значительно упрощает и ускоряет процесс получения выплаты.

Все изменения начинают действовать спустя 60 календарных дней после издания постановления Правительства за номером 11. Неисполнение новых требований влечет за собой административную ответственность.

С 30 июля 2019 года правительством рф изменены требования к банковским гарантиям по 44-фз

СОГЛАШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Настоящее соглашение регламентирует отношения между АО «Аналитический центр» и физическим лицом (Пользователь) и вступает в силу с момента принятия Пользователем условий настоящего соглашения.

При несогласии Пользователя с хотя бы одним из пунктов соглашения, Пользователь не имеет права дальнейшей регистрации.

Продолжение процедуры регистрации говорит о полном и безоговорочном согласии с настоящим соглашением.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Регистрация — процедура, в ходе которой Пользователь предоставляет достоверные данные о себе по утвержденной форме регистрации (регистрационная карта). Прохождение процедуры регистрации говорит о том, что Стороны полно и безоговорочно согласились с условиями настоящего соглашения.

Персональные данные Пользователя — данные, используемые для идентификации личности, добровольно указанные Пользователем при прохождении регистрации. Данные хранятся в базе данных на сервере АО «Аналитический центр» и подлежат использованию исключительно в соответствии с настоящим соглашением и законодательством РФ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Мы используем персональные данные Пользователя только для тех целей, которые указываются при их сборе. Мы не используем персональные данные для других целей без согласия Пользователя. Мы можем использовать персональные данные Пользователя для следующих целей:

  • Для организации выдачи Пользователю электронной цифровой подписи в рамках сети Аккредитованных при Некоммерческой организации «Ассоциация Электронных Торговых Площадок» Удостоверяющих центров, а также ее обслуживания и оказания сопутствующих услуг;
  • Для обратной связи с Пользователем в целях предоставления услуги или информации, в том числе посредством рассылки рекламных, информационных и (или) иных материалов АО «Аналитический Центр» на указанную электронную почту. Отказаться от рассылки рекламных, информационных и (или) иных материалов АО «Аналитический Центр» можно нажав на соответствующую кнопку в нижнем колонтитуле любого письма в рамках такой рассылки;
  • Для ответов на запросы Пользователя в службу поддержки;
  • Для выполнения обязательств по договорам.

Для использования персональных данных для любой иной цели мы запрашиваем подтверждение Пользователя. Пользователь соглашается, что АО «Аналитический центр» оставляет за собой право использовать его персональные данные анонимно и в обобщенном виде для статистических целей.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ

Пользователь соглашается предоставить правдивую, точную и полную информацию о себе по вопросам, предлагаемым в регистрационной карте. Если Пользователь предоставляет неверную информацию, АО «Аналитический центр» имеет право приостановить либо отменить регистрацию.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ

АО «Аналитический центр» не передает персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей без разрешения Пользователя.

АО «Аналитический центр» может передавать персональные данные Пользователя компаниям, аффилированным по отношению к АО «Аналитический центр», для обработки и хранения. Пользователь соглашается с тем, что АО «Аналитический центр» передает персональные данные Пользователя уполномоченным организациям для создания и выдачи электронной подписи, выполнения требуемых услуг и операций.

АО «Аналитический центр» предоставляем третьим лицам объем персональных данных, необходимый для оказания требуемой услуги или транзакции. При необходимости АО «Аналитический центр» можем использовать персональные данные Пользователя для ответа на претензии, исковые заявления.

АО «Аналитический центр» можем собирать и, при необходимости, передавать уполномоченным органам имеющуюся в нашем распоряжении информацию для расследования, предотвращения и пресечения любых незаконных действий. АО «Аналитический центр» вправе раскрывать любые персональные данные по запросам правоохранительных органов, решению суда и в прочих случаях, предусмотренных законодательством РФ.

С целью предоставления дополнительной информации, оказания услуг, Пользователь можете быть направлен на другие ресурсы, содержащие информационные или функциональные ресурсы, предоставляемые третьими лицами.

Только в тех случаях, когда информация собирается от лица АО «Аналитический центр», использование данных Пользователя будет определяться политикой АО «Аналитический центр» в отношении конфиденциальности персональных данных. При предоставлении информации на других ресурсах будут использоваться политики в отношении конфиденциальности персональных данных, проводимые их владельцами.

  • АО «Аналитический центр» требует от своих партнеров использования политики в отношении конфиденциальности персональных данных, согласующихся с политикой АО «Аналитический центр».
  • БЕЗОПАСНОСТЬ ВАШИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
  • АО «Аналитический центр» использует технологии безопасности, процедуры и организационные меры для защиты персональных данных Пользователя от несанкционированного доступа, использования или разглашения.
  • АО «Аналитический центр» стремится защитить персональные данные Пользователя, но не может гарантировать безопасность передаваемых данных.

АО «Аналитический центр» рекомендует принимать все меры по защите ваших персональных данных при работе в Интернете. Часто меняйте пароли, используйте сочетание букв и цифр при создании паролей и используйте защищенный браузер.

ХРАНЕНИЕ ДАННЫХ

АО «Аналитический центр» не хранит персональные данные Пользователя дольше, чем необходимо для целей их сбора, или чем требуется в соответствии с действующими законами или правилами.

Новые правила обеспечения контракта с 1 июля 2019

Статья актуальна на 19 июня 2019

В июле вступает в силу большой блок изменений в 44-ФЗ. В этой статье расскажем, что поменяют в обеспечении контракта свеженький 71-ФЗ и уже знакомый 502-ФЗ.

иллюстратор — Маргарита Федосеева 

Появились льготы для малого бизнеса и некоммерческих организаций

Участники с опытом могут не обеспечивать контракт

Правило распространяется на тех, у кого есть успешный опыт работы с госзаказчиками:

  • В реестре контрактов в ЕИС есть минимум три контракта, исполненных за последние три года до даты подачи заявки.
  • Сумма трех контрактов — не меньше начальной максимальной цены (НМЦ) текущей закупки.
  • Контракты исполнены без штрафов и неустоек.

Если все условия соблюдены, победитель закупки подтверждает добросовестность выпиской из реестра, а не деньгами или банковской гарантией.

Размер обеспечения считается от цены победителя

В закупках с преимуществами для субъектов малого предпринимательства (СМП) и некомерческих организаций (СОНКО) заказчик устанавливает размер обеспечения, отталкиваясь от итоговой цены контракта, а не НМЦ.

Например, заказчик проводит аукцион на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 млн 530 тыс. рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 млн 980 тыс. рублей.

Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 рублей (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).

Эта льгота действует и в закупках, в которых победитель снизил цену на 25% и заказчик требует обеспечение в 1,5 раза больше.  

Обе льготы будут действовать только в закупках с преимуществами для СМП и СОНКО. Если вы СМП, но победили в закупке, в которой могут участвовать все категории бизнеса, выпиской о трех исполненных контрактов не обойтись. Придется предоставить обеспечение деньгами и рассчитыватьего от НМЦ. 

Из обеспечения контракта выделили гарантийные обязательства

44-ФЗ и раньше разрешал заказчику просить победителя обеспечить гарантию на товары и работы (4 ч. 33 ст. 44-ФЗ). Это все включалось в понятие обеспечения контракта. Вот что появилось в новой редакции 1 ч. 96 ст. 44-ФЗ:

  • Поставщики обязаны обеспечить гарантийные обязательства в закрытых закупках. Раньше в закрытых закупках обязательным было только обеспечение самого контракта.
  • В других закупках  заказчики могут просить обеспечить гарантийные обязательства при необходимости.
  • Размер обеспечения гарантийных обязательств рассчитывается отдельно и составляет не больше 10% от НМЦ. 

Что нужно предусмотреть:

  • Если берете для обеспечения банковскую гарантию, помните, что срок ее действия должен превышать срок гарантии на товар или работы минимум на месяц.
  • Заказчик не подпишет документы о приемке товара или работ, пока не предоставите обеспечение гарантийных обязательств, если такое требование было в закупке.

Разрешили менять вид и размер обеспечения

Такая возможность была и раньше, но в новую редакцию 96 ст. 44-ФЗ добавили подробностей, и стало понятно, как эту норму применять на практике. Суть изменений — уменьшить размер обеспечения можно, если в контракте предусмотрены отдельные этапы исполнения.

Обеспечение уменьшается пропорционально исполненным обязательствам, например в таких случаях:

  • Поставщик выполнил отдельный этап контракта без неустоек и получил оплату по нему. После того как отчет об исполнении этапа появится в реестре контрактов, поставщик отправляет заказчику письмо с просьбой вернуть сумму обеспечения, пропорциональное стоимости этого этапа. Если в закупке был аванс, то стоимость товаров, поставленных в рамках этапа, должна его превышать.
  • Лишили лицензии банк, в которой поставщик получал гарантию. В этом случае придется предоставить новую банковскую гарантию,.
  • Поставщик решил изменить способ обеспечения контракта. Например, хочет забрать обеспечение деньгами и взамен предоставить гарантию. 

Нельзя уменьшать обеспечение в закупках товаров для поддержания обороноспособности и безопасности страны, лекарств и услуг адвокатов. 

Добавили два условия использования банковской гарантии

Можно самостоятельно устанавливать срок действия

Победитель сам решает, сколько будет действовать гарантия. Главное, этот срок должен на месяц превышать срок действия контракта и гарантийных обязательств.

Если поставщик получил отсрочку — например в закупках на строительство — и исполнение контракта перенеслось на поздний срок, то гарантию придется продлить или перевыпустить.

Нужно тщательнее выбирать банк-гарант

Поставщик обязан предоставить новую гарантию, если у банка-гаранта отозвали лицензию. Это нужно сделать в течение одного месяца с даты, когда заказчик сообщил поставщику об отзыве гарантии. Если исполнитель этого не сделает, то за каждый день просрочки ему будут начислять пени по тем же правилам, что при просрочке поставок или работ (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ).

У нас есть статья про сложные случаи использования банковской гарантии.

Установили срок возврата обеспечения контракта

Раньше срок возврата был прописан в законе только для случая, когда победитель уже перевел обеспечение, а заказчик так и не подписал контракт — например из-за предписания ФАС. Теперь все четко:

  • В закупках только для СМП обеспечение вернут в течение 15 дней с даты подписания акта-приемки.
  • В закупках для других категорий бизнеса — в течение 30 дней с момента исполнения контракта.

В х к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Банковская гарантия: изменения и сложные вопросы | Контур.Закупки

С середины июля вступают в силу некоторые изменения в части банковских гарантий. Расскажем о них, а также о сложностях, которые часто возникают в процессе получения БГ у поставщиков.

Что изменится

С 1 июля 2019 года водится 3 новых правила в части банковской гарантии для торгов по 44-ФЗ:

  1. Можно будет обеспечивать БГ не только контракты, как сейчас, но и заявки на электронные процедуры.
  2. Срок предоставления гарантии будет выбирать победитель. Однако в любом случае он должен заканчивается не ранее, чем через месяц после окончания действия контракта.
  3. Риск отзыва у банка-гаранта лицензии ложится на поставщика. Если это произойдет, то в течение месяца он должен будет предоставить заказчику новую БГ.
Читайте также:  Поиск тендеров - где и как найти госзакупки | обзор систем

Вместе с этим Правительство планирует ужесточить требования к банкам, которые вправе выдавать гарантии в государственных закупках. Они содержатся в Постановлении № 440 от 12 апреля 2018 года. Сегодня требования к банкам такие:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Собственные средства в размере не менее 300 млн рублей.
  2. Кредитный рейтинг не ниже «BB-(RU)».

В указанное постановление разработаны поправки. Предполагается, что к 2021 году банки, которые выдают гарантии в госзакупках, должны иметь рейтинг на три ступени выше — «B+(RU)». Из более чем 200 банков, которые сейчас работают с БГ в госзаказе, такой рейтинг имеют порядка 75%.

С какими проблемами сталкиваются поставщики

Заказчик не принимает гарантию

Заказчик должен отклонить гарантию, если она не соответствует требованиям закона и закупочной документации. При этом он не обязан согласовывать заранее текст гарантии. Как застраховаться от подобной ситуаций поставщикам?

Советы такие:

  1. Приложить все возможные усилия для того, чтобы заказчик все же согласовал проект банковской гарантии до ее предоставления.
  2. Если добиться этого не удалось, изучить требования закона, документации и проверить БГ на соответствие им самостоятельно.

Обратить внимание при проверке стоит на следующие моменты:

  1. Срок. Гарантия должна минимум на месяц перекрывать срок действия контракта. Нужно понимать, что срок действия и срок исполнения контракта — понятия разные. Контракт может действовать до конца календарного года, при этом срок исполнения обязательств может заканчивается, например, 30 сентября.

    Важно!

    До 1 июля 2019 года заказчики могут устанавливать в документации требования, чтобы срок гарантии превышал срок действия контракта не на месяц, а на 2, 3 или более. С указанной даты такого права у заказчиков не будет.

  2. Реквизиты сторон. Нередко закупку организует не заказчик, а уполномоченный орган. Например, оборудование для больницы приобретает местное отделение Минздрава. Но в банковской гарантии в качестве заказчика должна быть указана именно больница. Этот момент иногда упускается банками из-за того, что в текст БГ автоматически попадают сведения из заявки на нее. Поэтому поставщику нужно самому отследить этот момент.
  3. Соответствие требованиям, установленным в закупочный документации. Нужно внимательно изучить раздел документации, посвященный банковской гарантии. Здесь могут быть конкретные формулировки, которые обязаны в ней присутствовать. Например, Правительство Москвы разработало типовые формы банковских гарантий — они утверждены приказом Департамента по конкурентной политике. Если заказчик в документации указывается, что банковская гарантия должна соответствовать такой типовой форме, то другой текст он не примет.

Банк требует «лишние» документы

Нередко поставщики сталкиваются с требованием предоставить большой комплект документов, вплоть до паспортов учредителей. Имеет ли банк на это право? Да, безусловно, ведь это коммерческая организация, и подобные требования она устанавливает сама. Чтобы рассчитывать на получение БГ, нужно быть готовым представить такие документы:

  • устав;
  • протокол собрания или решение учредителя о назначении директора;
  • паспорта всех учредителей (копии всего паспорта или основных страниц — по требованию банка), а также их страховые свидетельства (СНИЛС);
  • договор аренды или документы, подтверждающие право собственности на занимаемое помещение;
  • выписку с банковского счета;
  • сданные налоговые декларации;
  • бухгалтерскую отчетность, в том числе промежуточную (квартальную).

По последнему пункту довольно часто возникают вопросы у организаций, которые не формируют отчетность каждый квартал. По закону они обязаны продавать ее только за год. Еще сложнее предпринимателям, ведь они вообще не обязаны вести бухгалтерский учет и формировать финансовую отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках).

Однако если банк не идет на компромисс, то остается либо исполнить его требования, либо искать более лояльные кредитные организации. Если поставщик в будущем планирует активно участвовать в закупках и рассчитывает на получение банковской гарантии, нужно сразу понимать, что требуют банки, и свести отчетность к этим требованиям.

Отказ в гарантии

Важно! Если поставщик победил в закупке, но банк не выдал ему гарантию, это не является основанием для отказа от заключения контракта.

Если победитель его не подпишет, ФАС может внести данные о нем в Реестр недобросовестных поставщиков. Хотя этого может и не случится, если поставщик докажет, что не подписал контракт из-за отказа банка в гарантии.

Но обеспечение заявки будет потеряно в любом случае.

Чтобы сократить вероятность такого исхода, нужно изучить требования банка и подготовить все необходимые документы. Особое внимание следует уделить финансовой отчетности.

Например, если прошлый год закрыт с убытком, то гарантию банк вряд ли выдаст. Или, допустим, компания составила квартальную отчетность специально для банка, но в ней не сходятся контрольные соотношения.

В таком случае отчетность нужно будет скорректировать, а это требует дополнительного времени, которого в процедуре закупки нет.

Изменение реквизитов

Часто банк дает гарантию при условии, что поставщик откроет в нем расчетный счет, на который впоследствии поступят деньги по контракту. Получается, что изначально на ЭТП поставщик указал один расчетный счет, но в контракте должен фигурировать другой. Как быть такой ситуации?

Тут есть несколько вариантов:

  1. Составить протокол разногласия и указать новый расчетный счет. Заказчик либо внесет эти изменения в контракт, либо откажет.
  2. Если заказчик отказал по пункту 1, можно обжаловать его действия в ФАС. Однако на это пойдет не любой поставщик, поскольку мало кто намерен портить отношения с заказчиком.
  3. Подписать проект контракта, предложенный заказчиком (то есть со старым расчетным счетом), а потом составить к нему дополнительное соглашение.

Однако разумнее все предусмотреть заранее. В банке можно открыть гарантийную линию на несколько месяцев вперед. Тогда в заявке на процедуру будет фигурировать уже правильный расчетный счет, и ничего не придется менять.

Кроме того, типичным является такой случай: в процессе закупки кто-то подал жалобу, поэтому срок подписания контракта был отложен. Соответственно, может быть изменен и срок действия контракта. А гарантия уже получена, и выписана она в расчете на прежний срок. Можно ли его изменить в гарантии?

Если БГ уже выписана, то изменить в ней срок не выйдет. Вариант получить дополнительную гарантию также не подойдет — контракт должен быть обеспечен одной БГ.

В таком случае рекомендуется обратиться в банк, тот отзовет выданную гарантию и оформит новую на нужный срок. Конечно, тут многое зависит от гаранта, включая расценки на такие услуги.

Можно попробовать предложить заказчику старую гарантию — возможно, он согласится, если поставщик получил ее до изменения срока контракта.

Изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ апреля-августа 2019

19.08.2019

В период с апреля по август 2019 года кроме революционных «майских поправок» в закон № 44-ФЗ было принято более десятка постановлений Правительства и иных нормативных актов, которыми внесены коррективы в различные сегменты системы правового регулирования государственных и муниципальных закупок.

Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые дополнительные требования к участникам закупок, существенные изменения в сфере регулирования импортозамещения, поправки в акты о нормировании, функционировании ЕИС, выдаче банковских гарантий, регистрации участников и многое другое.

1. Федеральным законом от 27.06.

2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены важные изменения в статьи 22 и 110.2 закона № 44-ФЗ, затрагивающие вопросы регулирования закупок строительных работ.

Наиболее важным изменением является разграничение сметной стоимости строительных работ, определяемой при обосновании НМЦК, и сметы контракта, заключенного по результатам закупки. Наконец, появилась нормативная основа для того, чтобы законно решить судьбу НДС, учтенного при обосновании НМЦК, если победитель закупки применяет упрощенную систему налогообложения.

В статью 22 закона № 44-ФЗ включена дополнительная часть 9.2, предусматривающая, что обоснование НМЦК проектно-сметным методом должно осуществляться, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.

3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. То есть с учетом Методики применения сметных норм, которая утверждена Приказом Минстроя России от 29.12.2016 № 1028/пр., с применением сметных нормативов, которые включены в реестр, размещенный на сайте Минстроя России http://minstroyrf.ru, и сметных цен строительных ресурсов.

В статье 8.3 Градостроительного кодекса предусмотрено, что сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства (НМЦК), не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

С учетом статьи 8.3 Градостроительного кодекса с 27.06.2019 в составе документации о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия необходимо разместить в ЕИС положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости.

В статье 110.

2 закона № 44-ФЗ, регламентирующей особые условия заключения и исполнения контрактов, предметом которых является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, предусмотрено обязательное приложение к контракту на строительство и реконструкцию – график выполнения строительно-монтажных работ. Объем работ по таким контрактам, кроме проектной документации, может определяться также иной технической документацией.

В статье 110.

2 закона № 44-ФЗ предусмотрено, что для контракта должна быть составлена смета – в пределах цены контракта, без использования предусмотренных проектной документацией сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов. Методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ должны быть утверждены Минстроем.

Закон вступил в силу с 27 июня 2019 года.

2. Федеральным законом от 27.06.2019 № 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены «редакционные» правки в отдельные статьи закона № 44-ФЗ, а также исключена статья 13, регламентирующая цели осуществления закупок.

В статьи, содержащие требования к извещению о проведении запроса котировок (статьи 73 и 82.2), включено дополнение об обязательном включении в извещение информации о размере аванса, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (если предусмотрена выплата аванса).

Читайте также:  Как получить эцп для участия в электронных торгах самостоятельно

В статью 111.

3 закона № 44-ФЗ «Особенности осуществления закупки товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом» добавлены особые правила для специального инвестиционного контракта с производителем товара, включенным в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (объем инвестиций по такому контракту должен превышать 750 млн. рублей вместо ранее указанных 3 млрд. руб.).

Большинство из перечисленных изменений вступит в силу с 1 октября 2019 года.

3. Федеральным законом от 26.07.

2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» по-новому определено понятие бюджетного нарушения, дополнено понятие «объект государственного (муниципального) финансового контроля», в том числе, в части, связанной с реализацией закона № 44-ФЗ.

В бюджетных отношениях, связанных с осуществлением закупок, предусмотрено, что Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляют контроль, среди прочего, за соответствием сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов ЕИС и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве, возникшем на основании государственного (муниципального) контракта, условиям государственного (муниципального) контракта.

В качестве объектов государственного (муниципального) финансового контроля в статье 266.

1 Бюджетного кодекса упоминаются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, получающие средства из бюджета на основании государственных (муниципальных) контрактов, а также исполнители (поставщики, подрядчики) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, которым в соответствии с федеральными законами открыты лицевые счета в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

  • К полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесены, среди прочего, контроль за соблюдением в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный законом № 44-ФЗ.
  • Органам внутреннего государственного (муниципального) контроля предоставлено право направлять в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
  • В статье 306.1 Бюджетного кодекса дано новое определение понятия бюджетного нарушения, под которым, среди прочего, теперь понимаются:
  • нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта;
  •  нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.

Большая часть норм Закона № 199-ФЗ вступила в силу 6 августа 2019 года, а нормы в отношении контроля в сфере закупок вступят в силу с 1 января 2020 года.

4. Постановлением Правительства РФ от 10.07.

2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» введен новый перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также новый подход в отношении подтверждения страны происхождения товара, а Постановление № 968 признано утратившим силу с 1 сентября 2019 года.

Постановлением № 878 утверждены:

  • Правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции;
  • Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — перечень).

В качестве принципа отбора заявок на участие в закупке в Постановлении № 878 сохранен принцип «третий лишний», но со следующей формулировкой: заявки с предложением иностранного товара должны быть отклонены, если на участие в закупке подано не менее двух заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
  1. Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
  2. Ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции, о чем заказчик должен подготовить обоснование в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением № 878.
  3. Минпромторгу необходимо к 1 сентября 2019 года обеспечить не только формирование и ведение единого реестра российской радиоэлектронной продукции; но и определить порядок определения НМЦК, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для закупки такой продукции, по согласованию с Минфином и ФАС России.

С 1 июля 2019 года победитель закупки может не предоставлять обеспечение исполнения контракта — информационный центр искра

АКТУАЛЬНО ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАКУПКАМ

По общему правилу условие об обеспечении исполнения контракта включается в том числе в проект контракта (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). При этом контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения.При закупке у СМП и СОНКО по п.

1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ вместо обеспечения исполнения контракта может быть представлена информация из реестра контрактов. Она должна подтверждать, что лицо, с которым заключается контракт, в течение трех лет до даты подачи заявки исполнило три контракта без неустоек (ч. 4, 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Согласно п. 8.1 ст.

96 Закона № 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.Кроме того, согласно ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ при закупках у СМП и СОНКО размер обеспечения рассчитывается исходя из цены контракта, а не НМЦК. Обеспечение не должно быть меньше аванса.

Участник закупки теперь сам решает, на какой срок предоставлять банковскую гарантию (ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Однако этот срок в любом случае должен превышать срок исполнения обязательств как минимум на месяц.

Если исполнитель получит отсрочку для завершения работ, услуг или поставки, ему придется договориться с банком о продлении гарантии или предоставить другое обеспечение. В контракте нужно по-прежнему устанавливать срок возврата денежных средств.

Он не должен превышать 30 дней с даты исполнения обязательств, а для закупок у СМП и СОНКО — 15 дней (ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Появились подробные правила уменьшения обеспечения при частичном исполнении контракта

Размер обеспечения нужно снижать пропорционально стоимости своевременно выполненных обязательств. Обеспечение не уменьшается, если исполнитель:

  • не отработал аванс;
  • не выплатил неустойки по контракту.

Если препятствий для уменьшения нет, заказчик возвращает исполнителю лишние деньги в срок, предусмотренный контрактом. В случае, когда обеспечением служит банковская гарантия, заказчик должен отказаться от части прав по ней.

При любом варианте оформлять дополнительные документы не нужно, заказчику достаточно направить в реестр контрактов информацию об исполнении обязательств.

По соглашению сторон рассмотренные правила можно будет распространить и на контракты, заключенные до 1 июля.

Гарантийные обязательства получили собственное обеспечение

Заказчики обязаны требовать обеспечить гарантийные обязательства, предусмотренные контрактом, если должны быть обеспечены основные обязательства (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Способы такие же, как для основных обязательств: банковская гарантия или деньги. Способ выбирает исполнитель.

Он может изменить способ, а также предоставить другую банковскую гарантию вместо первоначальной (ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).Размер обеспечения составляет не более 10% от НМЦК (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия обязательств минимум на месяц.

Порядок предоставления заказчик устанавливает сам. Нужно учесть, что исполнитель должен обеспечить гарантийные обязательства до оформления документов о приемке (ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).Все условия предоставления обеспечения нужно указывать в контракте.

Целесообразно эту информацию стоит включать и в другие документы о закупке, в том числе в извещение, если будет техническая возможность.

Светлана МАТВЕЕВА, юрисконсульт экспертно-правового отдела ООО ИЦ «ИСКРА»

Ближайшие мероприятия для юриста и специалиста по закупкам:

Вы можете бесплатно получить подборку материалов КонсультантПлюс по теме статьи Вы можете бесплатно открыть доступ к Системе КонсультантПлюс
Получить подборку Открыть доступ
  • Изменения в законодательстве о закупках в 2020 году.
  • Читайте, что еще изменилось в контрактной системе закупок с января 2020 г.
  • Читать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *