Профессиональное обучение персонала представляет собой специальную разновидность существенного вклада не только в успешную деятельность компании, но и в обучение и развитие персонала, без которого успешное функционирование бизнеса попросту невозможно.
С помощью привлеченных преподавателей или внутренних наставников, в виде специалистов и руководителей, осуществляется процесс обучения членов организации.
Он предполагает специально определенную методику получения сотрудниками необходимых знаний, умений и навыков.
Система обучения персонала и ее особенности
Современное развитие технологий, повышение ритма жизни требует соответствующей подготовки специалистов, для которых разрабатываются целые программы по непрерывному образованию, цель которых удерживать занятые компанией позиции на рынке.
Кроме того, значимое место обучения в системе управления персоналом обусловлено еще и тем, что для фирмы выгоднее и экономически эффективнее обучать уже проверенного в работе сотрудника, чем привлекать нового.
Несложно убедиться таким образом, что система непрерывного обучения персонала имеет немаловажное значение в организации стабильной работы компании.
В каких целях осуществляется обучение?
Для работодателя наиболее важным является развитие персонала для последующего понимания и решения текущих проблем, приспособленности его к разного рода нововведениям, формирование квалифицированного управляющего состава персонала. С позиции работника потребность в обучении заключается в сохранении и повышении его квалификационного уровня как специалиста, приобретении новых профессиональных навыков и знаний, развитии собственных умений осуществлять планирование в области руководства и ведения производственных процессов.
На сегодняшний день обучение персонала принято разделять на три категории:
- подготовку сотрудников;
- повышение их квалификации;
- переподготовку наемных работников.
- Этап подготовки предполагает хорошо организованный процесс обучения персонала, передачи ему соответствующей базы информации и умений для последующей реализации в выбранной области будущего сотрудничества.
- В процессе повышения квалификации основную роль играет намерение улучшить уровень знаний работников, усовершенствовать их теорию и практику в условиях растущих требований к профессиональному уровню или в случае карьерного роста.
- На этапе переподготовки персонала работники получают новые знания, умения и навыки в связи с получением дополнительной профессии или если требования к качеству работы резко изменились в последнее время.
Основные методы обучения персонала, их достоинства и недостатки
Учитывая отечественный и зарубежный опыт, были разработаны основные понятия и концепции обучения персонала.
- Концепция, предполагающая специализированное образование, которое направлено на текущий момент или в сторону ближайшего будущего, и имеет непосредственное отношение к определенному рабочему месту. Эффективность такого обучения не слишком долговечна, но действует положительно на сотрудника, поддерживая его самоуважение и помогая сохранить рабочее место.
- Необходимо упомянуть концепцию, направленную на многопрофильное образование, которое дает возможность сотруднику быть мобильным и востребованным в нескольких областях его деятельности. И хотя такой подход достаточно выгоден для компании, но в действительности попутно появляется рискованная ситуация, создающая условия для повышенной текучести кадров.
Концепцию, направленную на личностные качества, можно кратко описать как совершенствование развития персонала в соответствии с природными качествами работника.
Данный системный подход имеет отношение в первую очередь к сотрудникам, обладающим склонностью к определенным видам работы: управление, образование подчиненных.
Каждая уважающая себя компания в своей деятельности использует современные методы обучения персонала.
Типы образовательных процессов
- Помимо вышеперечисленных особенностей отмечаются и другие способы разграничения видов образовательного процесса. Так, обычно традиционные методы обучения персонала предполагают два основных направления развития и стимулирования кадров компании:
- Такого рода виды обучения персонала уже давно использует крупный и мелкий бизнес, чтобы решать проблемы с подготовкой и переподготовкой собственных кадров.
Так, образование без отрыва от производства, относящееся к внутреннему, может осуществляться в рабочей обстановке, когда ученик пользуется рабочими инструментами и оборудованием. Например, организация обучения персонала на рабочем месте используется при стажировке, когда производительность обучаемого сотрудника является частичной.
Внешнее обучение, с отрывом от производства, чаще всего проводится с участием специализированных учебных инструментов и упрощенного оборудования. Такое обучение производится в различных обучающих центрах.
Наиболее распространенные методы обучения персонала на рабочем месте:
- Метод направленного опыта, подразумевающий профессиональное обучение по индивидуальному плану, в соответствии с целью данного обучения.
- Метод производственного инструктажа, предоставляющий общие принципы введения в профессию, а также этапы адаптации и знакомства сотрудника с рабочим окружением.
- Метод перемены рабочего места. Его сущность состоит в приобретении знаний и навыков благодаря постоянной перемене рабочего места, что обеспечивает понимание разных направлений деятельности компании. А внутрифирменное обучение персонала помогает провести разработанная обучающая программа для специалистов молодого возраста.
- Метод, использующий наставничество, признан одним из наиболее эффективных способов, которые может предложить система обучения персонала на предприятии. Плотное общение наставника с обучаемым сотрудником помогает постоянно контролировать качество обучения и корректировать процесс, если того требует ситуация.
Методы профессионального обучения персонала вне рабочего места также вполне успешно справляются с поставленными задачами, при этом используя элементы образования в группах, с участием привлеченных специалистов. Основные из них:
- Лекции. Использование этого пассивного метода предполагает посещение лекций и семинаров обучающимся сотрудником и получение теоретических знаний по профессиональной тематике.
- Программные обучающие курсы позволяют получать теоретические знания посредством более активных, чем лекции, методов.
- Посещение конференций, экскурсий, встреч с руководством является способом активной формы обучения, позволяющей участвовать в обсуждениях и нарабатывать варианты поведения в разного рода ситуациях.
- Обучение для управленческого персонала, основанное на решении практических задач самостоятельно, что позволяет использовать полученные знания из теории и практики для развития навыка конструктивных решений производственных интересов.
- Деловые игры предполагают получение поведенческого навыка в разнообразных ситуациях при проведении переговоров. Сюда же можно отнести участие в тренингах, которые обеспечивают сугубо практические подходы к обучению персонала, используя ежедневные тренировки того или иного навыка или умения для повышения профессионализма в выбранной области.
Следует отметить, что проверить качество обучения не всегда легко. Так, затраты на внутреннее обучение сложнее поддаются оценке со стороны, чем затраты на обучение вне рабочего места.
А выгоды в финансовом эквиваленте гораздо более очевидны при образовании на рабочем месте, при наличии материальных результатов труда, ведь всегда проще оценить результат по количеству бракованных изделий или количеству недовольных обслуживанием посетителей.
В подобных случаях совершенствование системы обучения персонала происходит значительно быстрее и проще.
Одним из важнейших направлений, которые предполагает образовательная программа компании, является определение потребности в обучении персонала. От этого показателя зависит степень эффективности затрат и получение качественных результатов в последующей деятельности сотрудников.
Как правило, выявление потребности в обучении производится аналитическим путем на основании бизнес-плана, который может показать приоритеты для максимально эффективной работы предприятия.
Так, система обучения персонала в организации складывается из потенциальных планов предприятия выходить на новый рынок или выпускать новую продукцию.
Таким образом, определение потребности в обучении персонала будет зависеть от наличия у сотрудников необходимых контактов и технического опыта, знания отличительных особенностей нового рынка, способности продать новый продукт.
К этому моменту понадобится определиться с общими стратегиями, на которые будет направлено обучение персонала на предприятии. Сферы для анализа данных могут быть посвящены разным темам:
- управлению кадровыми ресурсами и анализу текучки кадров;
- анализу организации и эффективности рабочих процессов, в том числе потерь рабочего времени;
- анализу профессиональной подготовки сотрудников и эффективности их работы;
- анализу вопросов производства продукции, объемов продаж, а также уровня финансовых и качественных показателей.
Когда будет определена область предполагаемых усовершенствований, понадобится максимально конкретно определить задачи по каждому из направлений.
Лучше всего будет отобразить желаемые результаты от обучающего процесса в виде конкретных показателей для работников той или иной области.
Конечно, не всегда можно выразить результаты обучения в виде конкретных показателей, но необходимо установить четкие критерии, по которым будет понятно, что качество обслуживания, к примеру, стало лучше.
Используемые материалы
Кроме обучения, улучшающего профессиональные навыки, многие компании разрабатывают обучающие материалы, которые направлены на свои услуги и товары. Подобная организация системы обучения персонала несет определенные затраты, особенно если приходится арендовать помещение для того, чтобы собрать обучающихся.
К тому же приходится оплачивать командировки для руководителей, которые будут проводить обучение.
Именно поэтому современная технология обучения персонала предусматривает дистанционный способ изучения необходимых материалов. Для этого, по приказу руководства компаний, создаются библиотеки и обучающие видеоролики на корпоративных сайтах.
Такое дистанционное обучение персонала может сэкономить для компании массу свободного времени и денежных средств, в дополнение ко всему подтягивая профессиональный уровень персонала до необходимых показателей.
Так или иначе, в компании часто создается специальный курс для новичка, который предназначен для того, чтобы ознакомить нового сотрудника компании с корпоративной этикой, внутренним распорядком и множеством другой информации, необходимой для гармоничного встраивания в коллектив компании.В пределах возможностей дистанционного обучения у отдела управления появляется возможность проводить корпоративное обучение персонала.
О дистанционном обучении
Подробности Категория: Из опыта работы
Дистанционное образование — это термин, который используют применительно к широкому спектру образовательных программ и курсов, начиная от обучающих курсов и курсов повышения квалификации, не имеющих аккредитации (так называемое «неформальное образование»), заканчивая аккредитованными программами высшего образования, которые реализуют возможность тесного общения студентов со своими преподавателями и сокурсниками, как это происходит в очном обучении.
Для того чтобы обеспечить эффективное взаимодействие, при дистанционном обучении используется целый набор инструментов, включая интерактивные компьютерные программы, Интернет, электронную почту, телефон и т. п.
Дистанционное образование становится чрезвычайно популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости. Оно устраняет основной барьер, удерживающий многих занятых людей от продолжения образования, избавляя от необходимости посещать занятия по установленному расписанию.
Обучаясь дистанционно, можно выбирать удобное для себя время занятий согласно собственному расписанию.
- Дистанционное образование тесно связано с дистанционным обучением.
- Принято считать, что дистанционное образование — это процесс передачизнаний (за него ответственен преподаватель и учреждение образования), а дистанционное обучение — это процесс получения знаний (за него ответственен обучаемый).
- Дистанционное обучение — это форма обучения, представляющая собой взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии, содержащая все компоненты учебного процесса и реализуемая с помощью интернет-технологий и других средств, предусматривающих интерактивность (электронная почта, телефонные переговоры, переговоры с использованием средств сети Интернет).
- Возможные варианты использования дистанционного обучения:
- совмещение традиционных очных занятий (урок) с дистанционными (например, проведение консультаций, дополнительных занятий для мотивированных детей или, наоборот, для слабоуспевающих);
- организация постоянной группы обучаемых (киберкласс) из разных учебных заведений (городов, регионов, стран) для прохождения дистанционного курса, за обучением которых следит (консультирует, помогает) куратор;
- дистанционное самообразование без поддержки куратора.
Дистанционное обучение имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Преимущества дистанционного обучения:
- Свобода доступа, мобильность — обучаться можно практически в любом месте и в любое время, используя любые доступные средства (гаджеты). Занятой человек может обучаться без отрыва от основной работы.
- Снижение затрат на обучение — обучаемый несёт затраты на носитель информации, но не на методическую литературу. Отсутствуют материальные траты на проезд к месту обучения. Стоимость курса будет меньше, так как не учитывается заработная плата педагогов, содержание учебных заведений и т. д. Производство электронных учебных материалов не подразумевает вырубку леса.
- Гибкость обучения — продолжительность и последовательность изучения материалов обучаемый выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.
- Возможность развиваться в ногу со временем — пользователи электронных курсов развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами.Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.
- Потенциально равные возможности обучения — обучение становится независимым от качества преподавания в конкретном учебном заведении.Дистанционное обучение делает доступным обучение для людей, не имеющих возможности обучаться очно (например, людей с особенностями психофизического развития).
- Возможность определять критерии оценки знаний — в дистанционном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные обучаемым в процессе обучения.
Недостатки дистанционного обучения:
- Необходима сильная мотивация — практически весь учебный материал обучаемый осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.
- Электронное обучение не подходит для развития коммуникабельности — при электронном обучении личный контакт учащихся друг с другом и преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует.Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.
- Недостаток практических знаний — обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено.Даже самые современные тренажеры не заменят будущим учителям «живой» практики.
- Проблема идентификации пользователя — пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли обучаемый сдавал экзамены или зачеты, — это видеонаблюдение или очный зачет, что не всегда удобно.
- Недостаточная компьютерная грамотность — во многих странах особенная потребность в дистанционном обучении возникает в отдаленных районах.Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет и достаточные знания для прохождения обучения on-line.
- История развития дистанционного (удаленного) обучения:
- По сути, дистанционное обучение появилось гораздо раньше, чем обучение через Интернет, так как этот метод обучения существовал задолго до того, как люди начали использовать компьютеры.
- Фактически с 1728 года и по сей день концепция дистанционного образования осталась прежней: менялись только каналы коммуникации.
Почти триста лет назад господин Калеб Филипс(англ.
Caleb Phillips) стал первым организатором системы дистанционного образования, разместив в бостонской газете объявление о наборе студентов из пригородов на курсы быстрого письма и бухгалтерии.
Благодатной почвой для появления дистанционного образования стало развитие регулярных почтовых служб: без этого канала связи удаленная коммуникация была бы слишком затянута и нестабильна.
Английский педагог, изобретатель системы стенографии Исаак Питман (англ. Isaak Pitman) — на фото слева —в 1840 году, используя почтовые отправления, начал обучать стенографии студентов в Соединенном Королевстве.
В Америке в 1873 году Анна Элиот Тикнор (англ. Anna Eliot Ticknor) — на фото справа — взяла за основу английскую программу «Общество поддержки домашнего обучения» и создала систему обучения по почте для женщин под названием «Общество Тикнор».
А в 1874 году программа обучения по почте была предложена Университетом штата Иллинойс.
Вильям Рейни Харпер(англ. William Rainey Harper) — на фото слева — считающийся в Америке «отцом обучения по почте», в 1892 году учредил первое отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго.
В 1906 году преподавание по почте было введено и в Университете штата Висконсин.
В Австралии в1911 году начали свою работу курсы вузовского уровня в Квинслендском университете в Брисбене. Для детей, проживающих далеко от школ, в 1914 году было организовано обучение по почте по программе начальных классов. Вскоре подобные системы для школьников стали использоваться в Канаде и Новой Зеландии.
В 1939 году во Франции для обучения детей, не имеющих возможности посещать школу, был создан Государственный центр дистанционного обучения в Гренобле (на фото слева). Сегодня это крупнейшее учебное заведение дистанционного образования в Европе.
В 1946 году на дистанционные формы обучения перешел Южноафриканский университет.
Дистанционное образование в России стало развиваться после революции 1917 года. Была разработана особая, «консультационная» модель дистанционного образования, не предполагающая визуального контакта.
- К 1960 году в СССР было образовано 11 заочных университетов, а также заочные факультеты в очных высших учебных заведениях.
- Центральная и Восточная Европа последовала примеру СССР после Второй мировой войны.
- Открытие в 1969 году Открытого университета Великобритании поспособствовало развитию дистанционного обучения в странах Европы и Азии.
- В 1979 году в Китае была организована Национальная сеть радио- и телевизионных университетов (Central Radio and TV University, CRTVU).
К середине 1990-х гг. сформировалось представление о дистанционном образовании как о системе, основанной на интегрированной информационно-образовательной среде обучения, в которой преподаватель не только передает знания, но и координирует познавательный процесс, а студент самостоятельно разрабатывает индивидуальную образовательную траекторию из модульных компонентов курса.
В Беларуси с начала 2000-х гг. расширение использования информационно-коммуникационных технологий привело к появлению трансляционной и расширению технического арсенала дистанционной модели образования.
Проследив историю развития дистанционного образования, можно сделать вывод о том, что оно всегда соответствовало развитию информационного общества с его новыми запросами и потребностями. Методы организации дистанционного обучения менялись каждый раз с появлением новых технологий.
Источник: http://dtraining.web-3.ru
Как правильно построить процесс обучения сотрудников и как разработать программу обучения
Разбираемся, кого учить и как разработать программу обучения
Конкурентная среда рынка постоянно требует все новых и новых компетенций персонала. Текущих навыков любого специалиста может не хватить для выполнения поставленных задач. Потому успех бизнеса зависит от постоянного развития сотрудников. Open Academy рассказывает, как грамотно организовать процесс обучения сотрудников.
Организация корпоративного обучения персонала предполагает несколько основных этапов.
Для начала определите, насколько реальная ситуация соответствует желаемому результату. Создайте профиль для каждой должности с учётом существующих компетенций. Опишите, что именно знают и умеют ваши сотрудники на текущий момент.
Возможно, что для оценки навыков потребуется проведение аттестации персонала, глубокое изучение личных дел сотрудников и анализ деятельности в период работы в вашей компании. Затем создайте профили должностей, исходя из желаемых компетенций.
Подумайте, каких знаний и навыков не хватает вашим сотрудникам для улучшения профессиональных результатов.
На этом этапе вы поймете, чему нужно обучать персонал.
Сформулируйте цели обучения по SMART. То есть цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и ограниченными по времени. Нужно четко определить:
- чему научатся сотрудники;
- какой результат действий считать хорошим;
- насколько реально научить сотрудников;
- какое значение будет иметь достижение целей для вашей компании;
- сколько времени потребуется на обучение.
Чтобы можно было оценить качество обучения, нужно установить учебные цели так, чтобы результаты были выражены в действиях участников. Например: после обучения сотрудник научится пользоваться определенными инструментами или вырастет производительность труда.
Обучать сотрудников можно по-разному. Например, возможны такие варианты:
- Обучение в процессе работы. Такой формат подойдет, если в компании есть высококвалифицированные сотрудники, способные стать наставниками. Привлекать к обучению сотрудников собственных специалистов можно, если подобные обязанности прописаны в должностной инструкции и/или они оплачиваются отдельно. Также можно рассмотреть возможность стажировки отдельных сотрудников в других компаниях (к примеру, у заграничных партнёров).
- Готовые системы дистанционного обучения. Этот метод целесообразен, если нужно изучить определенное направление. К примеру, программисту нужно освоить новый язык или бухгалтеру необходимо освоить возможности конкретного ПО.
- Специально организованные учебные мероприятия. В этом случае вы можете самостоятельно разработать программу обучения, включив в неё только реально полезные навыки, которых не хватает вашим специалистам.
При выборе наставничества или стажировки вы можете лишь косвенно влиять на процесс обучения. В частности, от вас потребуется постановка целей для наставника или стажёра. Выбирать готовые программы стоит только в том случае, если они соответствуют вашим целям. При разработке собственной системы обучения вы вправе самостоятельно решать, чему и как обучать.
При выборе преподавателя обратите внимание на следующие критерии:
- Практический опыт в сфере обучения. В частности, является ли преподаватель теоретиком или практиком, добившимся определённого успеха.
- Методическая подготовка. Преподаватель должен разбираться в особенностях обучения взрослых людей, иметь навыки подготовки учебных материалов.
- Навыки преподавательской деятельности. Выясните, умеет ли преподаватель понятно излагать важную информацию, давать качественную обратную связь и управлять групповым обучением.
- Коммуникабельность. Любому хорошему преподавателю нужно уметь общаться с аудиторией и разговаривать с ней на одном языке.
После того как вы выбрали специалистов, которых следует обучать, нужно убедиться, что сотрудники:
- согласны пройти обучение и имеют такую возможность;
- понимают, что от них требуется не только получение знаний, но и последующее использование их на практике;
- в точности знают и понимают поставленные цели обучения;
- готовы к проверке полученных знаний и навыков после обучения;
- знают, по каким параметрам будут оцениваться результаты обучения.
Качественное обучение должно строиться на принципах естественного получения опыта. Схема обучающего мероприятия может выглядеть следующим образом:
- Передача информации.
- Практическое задание.
- Контроль знаний.
- Обратная связь.
То есть после изучения темы участник должен на практике показать, что он понял и чему научился. Далее преподаватель проверяет готовую работу и дает рекомендации и/или разбирает ошибки. Что касается подачи информации, то выбор методов зависит только от ваших возможностей и предпочтений.
Например, можно:
- организовать офлайн-лекции;
- показывать вебинары в записи;
- вести онлайн-обучение в режиме реального времени;
- осуществлять смешанное обучение (офлайн + онлайн).
Плата за подключение к Пакету услуг «Первый шаг» — 0 руб. Открытие и обслуживание первого счета в рублях РФ — 0 руб. Внутрибанковские переводы на счета юридических лиц и ИП — 0 руб. 3 (Три) платежа в другие банки на счета юридических лиц и ИП — 0 руб.
К Пакету услуг «Первый шаг» могут быть подключены только новые клиенты, не имеющие открытых расчетных счетов в Банке «Открытие». Обязательными условиями подключения и обслуживания в рамках Пакета услуг являются выпуск корпоративной карты и подключение к системе ДБО Банка.
Обслуживание корпоративных карт «Бизнес карта»: первые 6 мес. — бесплатно, с момента совершения первой транзакции по карте, далее 149 руб. — ежемесячно. Категория карт может быть изменена. Услуги, не включенные в Пакет услуг, предоставляются в соответствии с условиями Сборника тарифов.
Полные условия обслуживания, оформления и использования карт указаны в сборнике тарифов.
Один из самых известных способов оценки эффективности обучения — модель Дональда Киркпатрика. Согласно этой модели, нужно разделить процесс обучения на четыре уровня, которые и нужно оценивать:
- Реакция. Проверяем, понравилось ли обучение участникам и как они планируют применять знания. Способы оценки — опросные листы, интервью, фокус-группы.
- Обучение. Оцениваем качество полученных знаний. Инструменты оценки — тесты, практические задания, опросники.
- Поведение. Определяем изменения в поведении участников. В частности, используют ли сотрудники новые знания в рабочей деятельности. Способы оценки — обзор поведения и результатов работы, изучение рабочих планов, опросы участников.
- Результаты. На данном этапе оценивают экономическую эффективность обучения. Для этого нужно до начала обучения замерить определенные бизнес-показатели и после внедрения полученных знаний вновь замерить эти же показатели. Например, можно оценивать уровень продаж, повышение производительности, качество сервиса.
Обучение сотрудников жизненно необходимо компаниям, которые хотят соответствовать рыночным требованиям. Частая ошибка многих руководителей состоит в том, что они пытаются обновить штат при необходимости повышения уровня сотрудников.
Это не лучший способ, поскольку знания и новых сотрудников со временем устаревают. Гораздо эффективнее обучать персонал самостоятельно по мере необходимости.
Но важно правильно сформулировать цели обучения и чётко обозначить желаемые результаты.
Можно ли направлять работников на дистанционные курсы во время их отпуска?
- Насколько правомочна ситуация, когда работник проходит дистанционный образовательный курс во время своего ежегодного оплачиваемого отпуска, при условии, что работодатель направил работника на эти курсы?
- Публикация посвящена Дню Конституции РФ.
- Информация актуальна слушателям, осваивающим программы дополнительного профессионального образования
- Курсы профессиональной переподготовки,
- Курсы повышения квалификации
На практике часто встречается ситуация, когда работодатель отправляет своих сотрудников на дистанционные курсы повышения квалификации во время их отпуска. Важно иметь ввиду, что прохождение того или иного курса повышения квалификации во время отпуска может быть инициативой либо самого работника, либо работодателя.
В данном случае, рассмотрим ситуацию, когда на дистанционный курс направляет именно работодатель.
Случаи, когда прохождение дистанционных курсов повышения квалификации необходимо для работника
Существует две основные ситуации, когда работник обязан проходить курсы повышения квалификации.
Первая ситуация: требования закона о прохождении курсов повышения квалификации
Для определённых категорий работников и профессий законодательство и отраслевые нормативно-правовые акты, например, приказы министерств и федеральных ведомств, предусматривают обязательность прохождения курсов дополнительного профессионального образования.
Например, обязаны по закону повышать свою квалификацию следующие категории специалистов:
- медицинские работники,
- педагоги,
- инженерно-технические работники (ИТР) в области строительства, проектирования и инженерных изысканий,
- специалисты по охране труда,
- работники автотранспортной сферы
- и другие.
Контролирующие органы обязательно проверяют наличие документов о прохождении курсов. Если работники не прошли обязательные курсы, то работодателя ожидает штраф и предписание о направлении работника на обучение.
В таких случаях, если работодатель пытается искать правду в судах, то он в основном проигрывает.
Для ознакомления с судебной практикой пройдите на главной странице пресс-центра по публикациям с хеш-тегами #суд
Вторая ситуация: работодатель сам желает, чтобы работник прошёл обучение
Во многих организациях существует свой корпоративный университет, в котором сотрудники компании проходят периодическое обучение. Менеджер по обучению (T&D – manager) определяет потребности в обучении, составляет перечень курсов для каждого сотрудника.
В список этих курсов часто попадают дистанционные курсы, которые можно освоить через интернет. Такой формат курсов очень удобен для работодателя и для самого работника.
Почему нельзя отправлять сотрудников на обучение во время ежегодного отпуска?
Работодателю нельзя требовать от работников, чтобы они во время нахождения в ежегодно оплачиваемом отпуске проходили дистанционные курсы повышения квалификации. И конечно же, нельзя наказывать работника, если он не прошёл эти курсы, находясь в отпуске.
В любом случае, такие требования нарушают конституционное право на отдых (статья 37 Конституции РФ). Данное право на отдых реализуется в Трудовом кодексе (ТК РФ) в статье 21 и статье 107 в виде ежегодных оплачиваемых отпусков.
В статье 106 ТК РФ также даётся определение понятию «время отдыха». Согласно этому определению, таковым временем признается тот временной период, когда работник освобождён от исполнения трудовых обязанностей. В этот промежуток времени он может использовать по своему усмотрению.
Таким образом, нельзя отправлять работника на дистанционные курсы повышения квалификации во время его ежегодного оплачиваемого отпуска.
Отозвать работника из отпуска для прохождения дистанционного курса
Единственный выход для работодателя – это отозвать работника из отпуска для прохождения обучения на дистанционных курсах. Отозвать можно лишь с согласия самого работника. Неиспользованный отпуск при этом нужно перенести на другой период в течение этого или следующего года.
О том, что работник может через суд потребовать компенсации за неиспользованный отпуск за весь период работы в компании, читайте в нашей предыдущей публикации.
В любом случае обучение тоже входит в трудовую деятельность, и оно должно также оплачиваться, как и любой труд. При этом играет роль в каком формате проходит обучение: с отрывом от работы или без отрыва.
Дистанционное обучение сотрудников с отрывом от работы и без отрыва
Дистанционный курс повышения квалификации работник может осваивать в рабочее время вне места работы. В таком случае это обучение является обучением с отрывом от работы, при котором, согласно статье 187 Трудового кодекса РФ, за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Если обучение проходит на рабочем месте, тот тут речь идёт об обучении без отрыва от работы.
Если обучение проходит по окончании рабочего дня, то этот вариант рассматривается как сверхурочная работа. Напомним, что Конституционный суд чётко определил, как должна оплачиваться сверхурочная работа. Об этом читайте предыдущую публикацию.
Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру
Как правильно организовать работу дистанционных сотрудников: рекомендации работодателям
С 1 января 2021 года изменились правила удаленной работы. Ее приравняли к привычному формату деятельности. Расскажем, что изменилось и как организовать труд дистанционных сотрудников
Ранее в ТК РФ упоминалась дистанционная работа, но не было конкретики по поводу командировок, компенсации расходов и документооборота. Конкретика появилась с 2021 года. Теперь работников можно перевести на «удаленку» без их согласия и уволить спустя два рабочих дня «молчания».
Определения «дистанционная» и «удаленная» стали синонимами.
Этот формат работы предполагает, что сотрудник выполняет свои служебные обязанности вне места нахождения работодателя или его филиала, вне подконтрольного работодателю стационарного рабочего места.
При этом для выполнения трудовых функций и взаимодействия с руководством сотрудник использует информационно-телекоммуникационные сети, в том числе интернет. Полное определение дистанционной (удаленной) работы дает ст. 312.1 ТК РФ.
Может ли дистанционно работать специалист по охране труда
Работодателей, которые перевели сотрудников организации на дистанционную работу, волнует вопрос: допустимо ли назначить ответственным за охрану труда удаленного сотрудника? Можно, но он будет весьма ограничен в действиях.
Что специалист по охране труда сможет делать удаленно
Без ущерба для качества работы сотрудник дистанционно сможет:
- анализировать изменения законодательства в сфере охраны труда;
- формировать требования к СИЗ с учетом условий труда на рабочих местах;
- координировать работу по охране труда и контролировать функционирование СУОТ;
- информировать работников о состоянии условий труда, льготах, компенсациях, нормах СИЗ, способах защиты от вредных и опасных производственных факторов и пр.;
- составлять заявки на обучение;
- разрабатывать списки работников на медосмотр;
- перерабатывать локальные нормативные акты;
- разрабатывать мероприятия по повышению уровня мотивации работников к безопасному труду;
- составлять и вести разнообразные отчетные документы: статистические, о проведении обучения, инструктажей по охране труда, стажировок и проверки знаний требований охраны труда и пр.
Что нельзя сделать дистанционно
Вне рабочего места не получится:
- расследовать несчастный случай;
- контролировать обеспечение работников спецодеждой и другими СИЗ, смывающими и обеззараживающими средствами, а также организовывать их прием и контроль качества;
- организовывать и участвовать в спецоценке условий труда или производственного контроля;
- следить за соблюдением санитарного состояния рабочих мест и мест отдыха.
Главная функция специалиста по охране труда — контролировать безопасность условий труда работников. Делать это качественно без физического присутствия в офисе или на производстве не получится. Выполнять свои трудовые обязанности дистанционно специалист по охране труда cможет, только если все предприятие закрыто.
Каковы обязанности работодателя по отношению к удаленным сотрудникам
Обеспечить безопасность условий труда должен работодатель (ст. 22 ТК РФ). Это требование распространяется на всех сотрудников, в том числе «удаленщиков». Но для этой категории работников есть особенности, дополнительно закрепленные в ст. 312.3 ТК РФ.
В отношении дистанционных сотрудников организация обязана:
- ознакомить их с требованиями охраны труда при обращении с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем:
- расследовать и вести учет несчастных случаев и профзаболеваний;
- обеспечить обязательное социальное страхование сотрудников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнять предписания проверяющих должностных лиц, обнаруживших нарушения прав дистанционных работников.
Другие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда на дистанционных работников не распространяются, если иное не предусмотрено трудовым договором или локальным нормативным актом.
В трудовом договоре обязательно укажите наименование работодателя и название населенного пункта, где он зарегистрирован. Под местом работы дистанционного работника подразумевается расположенная в конкретной местности (населенном пункте) организация, а вот выполнять свои обязанности сотрудник на «удаленке» вправе в любом месте.
Режим работы в трудовом договоре и режим времени отдыха работник может определять самостоятельно, если другое не предусмотрено трудовым договором (ч. 1 ст. 312.4 ТК РФ). Рекомендуем указывать в договоре, что правила внутреннего трудового распорядка организации распространяются на дистанционного работника в части, не противоречащей заключенному с ним трудовому договору.
Работодатель освобожден от многих обязанностей по охране труда в отношении дистанционных сотрудников, в том числе и от проведения специальной оценки условий труда (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Однако любое оборудование, ПО, средства защиты информации и все, что может понадобиться для работы вне офиса, — в зоне ответственности работодателя. Если сотрудник захочет использовать свою технику, он должен поставить в известность руководителя.
При этом организация должна компенсировать расходы на все, что он самостоятельно приобретет для работы.
У любого работодателя есть еще две обязанности: проводить медосмотры и обучение по охране труда. Как регулируется этот вопрос по отношению к удаленным сотрудникам, читайте в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Как расследовать несчастные случаи
Расследование производственного травматизма с дистанционными работниками происходит по общим правилам. Руководствуйтесь требованиями ст. 229.2 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев, утв. Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73. Но могут возникнуть сложности в расследовании, поскольку рабочее место не контролируется работодателем.
Чтобы минимизировать риск возникновения несчастного случая, разработайте для «дистанционщика» подробную инструкцию о действиях в случае любого чрезвычайного происшествия. Расскажите, как оказывать первую помощь, как и кого извещать о произошедшем. Опишите план действий и укажите на необходимость сохранять обстановку на месте происшествия до начала расследования.
Опросите пострадавшего, получите объяснения членов его семьи, соседей и других очевидцев. Сделайте запросы в лечебные учреждения. О происшествии в течение суток сообщите в отделение ФСС по месту регистрации организации.
Если несчастный случай окажется тяжелым, уведомите также трудовую инспекцию, прокуратуру, местные органы власти, профсоюзы и пр. (ч. 1 и 2 ст. 228.1 ТК РФ). Порядок уведомления и учет несчастных случаев проводите в обычном порядке. Форма уведомления установлена приложением № 1 к Постановлению Минтруда России от 24.10.2002 № 73.
Что учесть, чтобы обеспечить безопасность дистанционных сотрудников
Наталья Герасименко, руководитель направления по охране труда в Контур.Школе:
«Поскольку охрана труда непосредственно связана со здоровьем, попробуйте представить себе все риски и опасности, с которыми могут столкнуться работники на «удаленке». Включите эти ситуации в инструкции по охране труда и сделайте на них акцент во время инструктажа.
Проведите инструктажи по охране труда. Присвойте работнику первую группу по электробезопасности. Подготовьте pdf-инструкции по охране труда при работе с электроприборами: компьютером, принтером, чайником и пр.
Перевод на «удаленку» — это в большей степени психологическая готовность работников, переключение настроя и восприятия, чем смена реального положения дел.
Акцентируйте внимание на важности организовать безопасное рабочее место.
Постарайтесь донести информацию, что это должно быть отдельное пространство с удобными столом и стулом, быстрым интернетом, хорошими наушниками и гарнитурой при необходимости их использования.
Если удаленная работа ассоциируется у кого-то с диваном, мягким пледом и ноутбуком на коленях — измените это представление! При удаленной работе важна внутренняя мобилизованность. Расслабляющим атрибутам здесь не место».
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
- Как организовать обучение по охране труда и медосмотры «удаленщикам» 642.8 КБ
Скачать
Дистанционное обучение сотрудников: особенности и преимущества
Для обеспечения законной деятельности и высоких показателей конкурентоспособности на рынке каждая компания обязана позаботиться о квалификации кадров.
Многие сферы предусматривают обязательное прохождение курсов с установленной периодичностью. Это касается медиков, строителей, преподавателей. Организовать обучение сотрудников сегодня можно разными способами.
Наибольшей популярностью пользуется дистанционный формат.
Особенности дистанционного обучения
Образовательные программы реализуются центрами подготовки и переподготовки кадров, высшими учебными заведениями. Выбирая учреждение, важно убедиться в наличии у него аккредитации государственного образца. Только такая компания может предоставлять сертификаты для предъявления контролирующим органам.
Суть дистанционного обучения заключается в реализации теоретических и практических занятий в удаленном режиме.
Используются для этой цели разнообразные современные технические средства, программное обеспечение, электронная материальная база. Взаимодействие между участниками процесса осуществляется через интернет.
Аналогичным способом проводятся проверка знаний и тестирование. Сотрудники могут обучаться как в группах, так и индивидуально.
Преимущества дистанционной системы обучения
Дистанционное образование – улучшенная альтернатива заочному. Разница заключается в том, что сотрудникам не нужно ездить в учебный центр для сдачи сессий, контрольных, дипломных работ. Обмен данными производится полностью удаленно. Это обуславливает несколько неоспоримых преимуществ. К числу таковых относятся:
- Экономия времени. Сотрудникам не нужно брать отпуск, откладывать выполнение рабочих обязанностей, тратить дни или недели на поездки.
- Универсальность. Благодаря изобилию учебных программ пройти подготовку можно практически по любому направлению, а также переквалифицироваться на смежную профессию.
- Экономия денег. Дистанционное образование на сегодняшний день признано наиболее доступным в финансовом плане. Кроме того, в процессе его прохождения не нужно тратить деньги на дорогу, проживание в другом городе, покупку литературы, канцелярии в больших объемах и т.д.
Современная система дистанционного обучения постоянно совершенствуется. Для каждой профессии разрабатываются специальные программы-тренажеры. Уроки проводятся в онлайн-режиме или на основании записей семинаров, мастер-классов, лекций, вебинаров.