Как белорусскому перевозчику не пострадать от мошенничества – пример с российским заказчиком

Как белорусскому перевозчику не пострадать от мошенничества – пример с российским заказчикомСколько себя помнит человечество, всегда находились граждане, не желающие работать, но желающие хорошо жить – воры и мошенники. Ни одна страна мира не является исключением. Воровство – понятие международное. Согласно статистическим данным, предоставленным страховыми компаниями, первое место в сфере грузоперевозок занимают страховые случаи, связанные не с ДТП, а с хищениями груза и транспортного средства.

Чаще всего крадут товар, который можно быстро продать: парфюмерия, косметика, бытовая техника, электроника, медицинские препараты (особенно наркосодержащие). Подобные товары всегда пользуются спросом, а значит, их грузоперевозка является фактором риска. Не нужно об этом забывать как владельцу товара, так и перевозчику.

Если при транспортировке груза используется мультимодальный вариант перевозки (несколько видов транспорта), риск хищения товара увеличивается в геометрической прогрессии.

Смена транспортных средств влечет за собой погрузку-разгрузку, а значит, доступ посторонних лиц к перевозимым ценностям. Узнать, когда и куда направляется транспорт с интересующим мошенников грузом, не составляет труда.

Как правило, у преступных группировок есть осведомители на таможенных постах, в ГИБДД и других организациях, с помощью которых осуществляется процесс доставки груза.

Чаще всего, согласно статистике и данным криминальных новостей, подвергается риску краж — автомобильный транспорт. Это вполне понятно: два водителя, отсутствие охраны, частые остановки и типовые маршруты делают этот вид транспорта самой легкой и заманчивой добычей. Кроме кражи груза можно еще и угнать и продать автомобиль.

Как белорусскому перевозчику не пострадать от мошенничества – пример с российским заказчикомАвтотранспортная перевозка грузов – самый большой сегмент рынка перевозок. Автоперевозчик может осуществлять доставку практически любых товаров (начиная от малоценных, заканчивая перевозкой опасных веществ). В связи с финансовым кризисом и ухудшением положения предпринимателей, многие машины до сих пор не оснащены ни навигацией, ни аппаратурой спутникового слежения. Трассы, по которым осуществляются перевозки, не располагают нужным числом стационарных постов ГИБДД, соответственно, надежды на помощь полиции в критической ситуации, быть не может. Если преступление совершено, дело отдают на расследование в территориальное отделение УВД. Ни для кого не секрет, что раскрываются подобные преступления нечасто и процент раскрываемости низок. Это связано и с отсутствием квалификации сотрудников и с их дефицитом. Если вы частный перевозчик – предприниматель, то шансов, что преступление будет раскрыто у вас практически нет. Если вы представляете государственную структуру – тут полиция может создать подобие следственных действий. Хотя процент раскрываемости все равно ничтожен. Ценность груза, перевозимого одной машиной, в среднем составляет от 60 до 250 тысяч долларов. Очень привлекательная сумма, которая позволит окупить все расходы на подготовку преступления и получить ощутимую прибыль.

Вторым по популярности в сфере хищений является железнодорожный транспорт. После автомобильных дорог, сеть железнодорожных дорог самая разветвленная. Перечень грузов, доставляемых этим видом транспорта очень широк. Но в отличие от автоперевозок здесь для злоумышленников существуют преграды.

Товарный состав так просто, для досмотра, остановить невозможно. Он движется от одного диспетчерского пункта до другого. Особо ценные грузы перевозятся под усиленной охраной, да и штатный состав поезда – целая бригада (это вам не два водителя).

Сферу железнодорожных перевозок курирует специально созданное подразделение полиции – транспортная полиция. Она же занимается и раскрытием преступлений, совершенных на железной дороге. Естественно, без фактов краж на железнодорожном транспорте не обходится.

Здесь в роли информаторов выступают работники товарных станций и составов поездов.

https://www.youtube.com/watch?v=Lq0su1Dg6ZI

Морской и речной транспорт имеет свою специфику. Груз перевозится непосредственно в контейнерах. При погрузке-разгрузке что-то украсть проблематично. Приходится преступникам воровать прямо из терминалов и складов в портах. Естественно, помощниками здесь опять выступают работники порта. Но здесь следует учесть, что такие объекты, как порт, являются объектами стратегического назначения.

Соответственно, охрана здесь не в пример лучше, чем на простом складе. Это создает для преступников определенные трудности. Работу пароходства курируют линейные отделы полиции морского и речного транспорта. Они занимаются предупреждением правонарушений и раскрытием фактов краж в этой отрасли. Хищения груза происходят в сфере морских и речных перевозок гораздо реже, чем в других отраслях.

Авиаперевозки – самый быстрый и самый дорогой вид грузоперевозок. Скорость позволяет осуществлять доставку грузов с минимальными остановками (только для дозаправки). Это позволяет избежать дополнительных рисков при доставке грузов.

Кражи, конечно, возможны, но сделать это очень трудно. В аэропортах существует отлично налаженная система безопасности, видеонаблюдения, несколько степеней контроля груза. Защищенность перевозимого товара практически 100%.

Хотя и здесь остается человеческий фактор, произвести кражу при погрузке трудно, но реально.

Международные грузоперевозки осуществляются с использованием практически всех вышеперечисленных видов транспорта. При этом риск хищения увеличивается пропорционально количеству видов доставки. К чему при модальных перевозках нужно быть готовым?

Как белорусскому перевозчику не пострадать от мошенничества – пример с российским заказчиком

В сфере автотранспортных перевозок кражи груза могут совершаться со стоянок (как охраняемых, так и не охраняемых). Большой процент краж груза совершается в ночное время на малолюдных трассах. Также нападения совершают группы лиц, переодетых сотрудниками ГИБДД.

Нужно помнить, что досматривать машины в ночное время работник ГИБДД имеет право только на стационарном посту ДПС.

Если вас в дневное время на трассе пытается остановить работник ГИБДД, обратите внимание на детали: служебный автомобиль с государственной символикой, наличие проблесковых маячков, номера, форма сотрудника (личный номер, жезл, обмундирование, форменная обувь!).

Именно на нестандартной обуви многие мошенники прокалываются. Еще один аспект – работник ГИБДД никогда не стоит на трассе один. Если видите одного – смело проезжайте.

На стоянках тоже есть масса вариантов кражи. Встали вы на ночевку, рядом встала такая же фура. Ночью разрезать брезент тента и перегрузить товар – простое дело. Если товар у вас опломбирован, можно сорвать пломбы и с помощью домкрата отжать двери.

В зависимости от настроения преступники могут либо похитить весь товар, либо отгрузить часть, запломбировать двери, таким образом, обеспечив запас по времени. Если, не дай бог, происходит ДТП, любой водитель находится в шоковом состоянии. Далее он начинается общаться с работниками ГИБДД и сторонами происшествия.

В это время остальные участники дорожного движения спокойно могут прихватить часть товара себе на сувениры. Особо продвинутые воришки могут часть груза перекидать в свой транспорт прямо на ходу. Но таких каскадеров немного.

Чаще всего на автомобильных дорогах промышляют хорошо организованные преступные группировки, встреча с которыми может закончиться не только потерей груза, на и жизни.

На железнодорожном транспорте хищения возможны на мелких станциях при остановках, на крупных узлах при переформировании состава. Способы самые разные: автогеном разрезается днище или стена вагона, все, что нужно при этом забирается. Можно распилить ушки пломб, вскрыть вагон, перегрузить товар. Далее пломба ставится обратно, а места спилов закрашиваются серой краской.

Если состав загоняют в ремонтные мастерские, с вагона вполне можно приподнять крышу и достать требуемый товар. В портах (речных и морских) красть трудно, но можно. Размах здесь шире – если воруют, то контейнерами. Соответственно, сумма ущерба гораздо больше. Мелкого воровства с разрезанными сваркой контейнерами практически нет. Это обусловлено высоким уровнем охраны.

Еще одна брешь в системе перевозок – терминалы и склады временного хранения грузов. Здесь наиболее высок процент вероятности хищений. Хищения в основном мелкие, ими занимается обслуживающий склады персонал. По мере своих сил и возможностей руководство этих объектов, конечно, борется с воровством. Но это дает только временную передышку.

https://www.youtube.com/watch?v=jG6Bi19hZsY

Мошенники могут воровать грузы не только путем прямой кражи (вскрывая вагоны, воруя контейнеры). Очень часто работает следующая схема. Регистрируется фирма, которая занимается грузоперевозками. Директором назначается номинальное лицо, ему заплатят разово 1000 рублей за подпись у нотариуса, и забывают о нем.

Далее фирма начинает функционировать. Работает на рынке, зачастую снижая цены на свои услуги, чтобы обеспечить приток клиентов. Необязательно работает себе в убыток, грузоперевозки дело прибыльное. Сдает отчетность в налоговые органы. И в один прекрасный момент (желательно, перед праздниками), набирает большое количество заказов и пропадает.

С кого спрашивать – неизвестно.

Распространены случаи, когда транспортная компания – мошенник, нанимает водителя-дальнобойщика с личным автотранспортом, происходит погрузка товара, водитель привозит груз по нужному адресу и все. Далее груз благополучно отбывает в нужном мошенникам направлении, водитель, которого использовали как подставного, даже не знает, что стал невольным соучастником преступления.

Существуют варианты сговора перевозчика с заказчиком. При отгрузке товара часть недогружается, в документах указывается завышенное количество. Груз страхуется заранее. В пути водитель инсценирует кражу товара. Страховую компанию в этом случае ждет возмещение убытков, причиненных пострадавшей стороне.

Читайте также:  Как правильно мотивировать сотрудников деньгами — ответы на наболевшие вопросы

Как белорусскому перевозчику не пострадать от мошенничества – пример с российским заказчикомЕсли водитель невнимателен, при погрузке предпочитает пить чай, вместо того, чтобы следить за процессом, этим может воспользоваться недобросовестный грузоотправитель. Достаточно просто загрузить бракованный товар (поврежденный) или допустить пересортицу (более дорогой товар заменяется неходовым, дешевым товаром). По прибытии в пункт назначения водитель будет должен сам объяснять несоответствие сорта товаров, заявленным в сертификатах, а также доказывать, что повреждение груза произошло не по его вине. Все это в итоге ведет к судебным разбирательствам и выплате страховой премии пострадавшей стороне.

Нередки случаи, когда обе стороны сделки – грузоотправитель и грузоперевозчик вступают в преступный сговор. Имитируют кражу груза на дороге и заявляют о страховом случае. После разбирательств получают страховку и делят пополам.

Отдельной статьей проходят факты хищений на пограничных и таможенных постах. Особенно много подобных преступлений происходит на постах России и стран СНГ.

Недобросовестные люди, пришедшие на службу в органы таможенного и пограничного контроля, получают практически ничем не ограниченную власть над грузоперевозчиками с помощью различных методов воздействия. Именно в этих сферах деятельности процент получения взяток стоит на первом месте.

Каждый владелец груза и перевозчик рано или поздно рискует столкнуться с фактом кражи при временном хранении груза в терминале таможенной службы. Очень часто кражи происходят при проведении экспертизы или плановой проверки товаров.

Все эти действия сопровождаются многократными процедурами погрузки-выгрузки, в результате чего часть товара где-то теряется. Особенно рискуют при этом предприниматели, доставляющие товары через несколько границ. Доказать, что часть груза была похищена именно на конкретном таможенном посту практически невозможно.

Особенно высок риск краж в преддверии любых праздников (Новый год, Рождество, 23 февраля и других). Торговые сети к этим датам заказывают дополнительное количество товаров, частота грузоперевозок возрастает. Всех интересует соблюдение сроков доставки, отсюда и многочасовые простои при перевозке груза на постах таможни.

Таможенные органы во время таких простоев просто так, для тонуса, могут организовывать внеплановые проверки грузов. Поэтому всем предпринимателям, ориентирующимся на продажу высоколиквидных (ходовых) товаров, в преддверии праздничных дней рекомендуется заказывать и осуществлять доставку заранее. Хотя бы за 1-1,5 месяца.

Это позволить сберечь товар и существенно сэкономить на стоимости грузоперевозок.

Видео: Грабеж фур на ходу

  • Анастасия
  • Распечатать

Как обезопасить себя от самой популярной схемы мошенничества. Подробная инструкция – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

Рассказываем о самой популярной схеме мошенничества. Предотвратить ее несложно: достаточно нескольких простых проверок при подготовке рейса. Но к сожалению, многие компании не используют их, и мошенники продолжают активно и успешно использовать эту схему.

О самой распространённой схеме хищения грузов рассказывает учредитель Объединенной Технологической Компании (ОТК) Михаил Алтунин. 

Добрый день!

В своей работе в транспортной безопасности мы сталкиваемся с разными схемами мошенничества. В этой статье мы расскажем о самой распространенной из них – переадресации, и о том, как с ней бороться.

Эта схема – самая простая для реализации. В отличие от других, более сложных схем, мошенником может быть только один человек с интернетом и телефоном. Эта схема также и самая простая для противодействия.

Даже простых проверок, которые под силу любому логисту, чаще всего достаточно, чтобы значительно снизить риски.

Но к сожалению, много компаний не делают даже таких простых проверок, и эта схема остается самой популярной среди мошенников.

Описание схемы мошенничества

Действующие лица:

  • Заказчик – заказчик перевозки, грузоотправитель.
  • Экспедитор – компания-перевозчик, выполняющая заказ Заказчика.
  • Мошенник – мошенник, играющий роль компании-перевозчика для Экспедитора.
  • Водитель – реальный водитель. Чаще всего – не в сговоре с мошенником.

Как белорусскому перевозчику не пострадать от мошенничества – пример с российским заказчиком

Действие 1: подготовка мошеннической схемы и перевозки.

Мошенник заводит подставное юрлицо, которое будет играть роль компании-перевозчика.

Мошенник, с помощью бирж по поиску грузов и машин находит подходящие друг другу водителя и груз.

Мошенник связывается с Экспедитором и Водителем. Оформляются все необходимые документы. При этом Мошенник делает Водителю привлекательное предложение. Например, оплата наличными на разгрузке.

При передаче документов Экспедитору Мошенник подменяет номер телефона водителя своим номером. Т.е. для Экспедитора по телефону Мошенник играет роль водителя.

Действие 2: проведение перевозки, переадресация, хищение груза.

Как белорусскому перевозчику не пострадать от мошенничества – пример с российским заказчиком

Водитель грузится как обычно, но всю связь при этом он ведет через Мошенника.

Для Заказчика и Экспедитора, в свою очередь, Мошенник играет по телефону роль водителя.

Через некоторое время Мошенник просит водителя разгрузиться в другом месте, не по ТТН. Объясняет, например, что склады загружены, не могут принять груз и т.п.

Для Заказчика и Экспедитора, Мошенник продолжает в качестве Водителя отвечать, что едет по маршруту. Когда задержка в прибытии становится явной, может говорить, что сломался и ожидает ремонта.

  • Водитель проводит разгрузку в указанном Мошенником месте.
  • Мошенник начинает сбывать похищенный груз.
  • Мошенник еще какое-то время держит связь с Заказчиком и Экспедитором, чтобы выиграть время для сбыта груза, потом отключает телефон, чтобы не отследили.

Как обезопасить себя от этой схемы

Помогают даже самые простые методы, которые может использовать любой логист.

Проверить юрлицо перевозчика

Мошенник использует подставное юрлицо. Либо заведомо фиктивное юрлицо, не ведущее никакой реальной деятельности. Либо реальное юрлицо, но не имеющее к мошеннику отношения. Поэтому надо проверять, что вы имеете дело с реальным работающим юрлицом и общаетесь именно с ним.

Например, проводить следующие проверки:

1. Проверить уставные данные юрлица по специализированным сервисам (Контур, Спарк, Репутация):

  • 1.1. Соответствие ИНН, ОГРН, название юрлица, имя гендиректора
  • 1.2. Не массовый гендиректор
  • 1.3. Не массовый юр. адрес

2. Проверить контакты юрлица

  • 2.1. Позвонить первому лицу компании и убедиться, что он в курсе перевозки
  • 2.2. Получить рекомендации от надежных доверенных компаний на перевозчика с обязательным указанием контактных данных

Проверить водителя

Мошенник передает Экспедитору либо данные фиктивного водителя, либо данные реального водителя, но меняя его номер телефона на свой. Поэтому надо проверять, что вы имеете дело с реальным водителем и общаетесь действительно с ним.

Например, проводить следующие проверки:

3. Проверить документы водителя по специализированным сервисам (ГИБДД и подобные):

  • 3.1. Соответствие паспортных данных
  • 3.2. Соответствие данных водительского удостоверения
  • 3.3. Паспорт и ВУ не просрочены

4. Проверить контакты водителя

  • 4.1. Получить рекомендации от надежных доверенных компаний, которые раньше работали с этим перевозчиком и водителем, с обязательным указанием контактного телефона водителя
  • 4.2. Поискать телефон водителя в соцсетях. Но этот метод не всегда срабатывает даже для реальных водителей и телефонов.

Другое

Существуют и другие способы обезопасить перевозку, например:

5. Проведение инструктажа водителя о недопустимости выгрузки не по ТТН.

6. Проверка на погрузке телефона водителя при личной встрече.

7. Подключение трекинга водителя или машины.

Заключение

Описанная выше схема – достаточно простая. Даже простые методы, описанные выше, значительно снизят ваши риски пострадать от такой схемы.

К сожалению, много компаний не делают даже таких простых проверок. Поэтому эта схема – самая распространенная, и мошенники продолжают успешно ее использовать.

Существуют и более сложные схемы, для которых недостаточно методов, описанных выше. О таких схемах и о том, как с ними бороться, мы расскажем в одной из следующих статей.

Михаил АлтунинУчредитель ОТК+7 916 660 7289

Как защитить себя от мошенников при грузоперевозках?

Содержание:

Мошенников в грузоперевозках с каждым годом становится больше. Явление связано с высоким спросом на услугу, желанием заказчиков сэкономить, не застраховать груз.

Итог — фиктивные сделки, которые существуют только на бумаге, кража партии, убытки получателя и отправителя. Законодательство старается обезопасить перевозки, призывает документально оформлять факт отправки.

Но не все способны заранее распознать, что перед ними преступник.

Как белорусскому перевозчику не пострадать от мошенничества – пример с российским заказчиком

Признаки мошенничества при грузоперевозках

В грузоперевозках мошенничество — это давно не кража единичного объекта в пути или небольшой партии. Преступники разрабатывают схемы, позволяющие завладеть миллионами рублей, ценными грузами, которые легко продать на российском рынке, за рубежом. Распознать опытного мошенника очень сложно, стоит проверить:

  • Документы на основную деятельность, авто, водителя — если их нет, отсутствует стационарный телефон, стоит отнестись к перевозчику настороженно.
  • Договор о доставке груза — мошенники, перевозя грузы, не заключают официальный контракт, мотивируя это по-разному.
  • Регистрационные документы — обязаны предоставить для ознакомления копии заказчику услуги.
  • Исполнитель услуги избегает личных встреч с отправителем, не приглашает на консультацию в офис — пользуются съемными квартирами, арендованными на несколько дней помещениями.
  • О перевозке грузов мошенниками может сигнализировать — просьба перевести аванс или всю сумму за услугу на личную карту. Объясняют схему желанием снизить налоговую нагрузку.
Читайте также:  Как грамотно подписывать договоры в онлайне — рассказывают юристы

Фирмы-однодневки — популярная схема обмана грузодержателей. Их трудно распознать, потому что есть регистрационные документы, арендованный офис. Основные признаки: мало сотрудников, нет бухгалтерии, диспетчера, нельзя узнать местоположение груза. Автопарк располагается по заверению владельца в другом городе или далеко от офиса.

Пропажа груза

Популярная схема, при которой мошенники крадут груз при перевозке. Как это возможно сделать через диспетчерскую компанию:

  • Посредники практически не тратят денег на проверку наемных водителей, транспортных средств.
  • Фирмы не имеют в штате сотрудников, которые способны собрать информацию — они часто заявляют о наличии службы безопасности, в реальности — это неправда.
  • Посредники практически не несут ответственности за сохранность груза — нужно уточнить, как они обеспечивают безопасность перевозки, заключают ли договор с водителем.

Грузоотправителю сложно проверить диспетчера, лучший вариант, который защитит от хищения груза — обращение к логисту. В наличии большой автопарк, машины разной грузоподъемности, спецтехника. Водители являются наемными сотрудниками, работают по трудовым договорам.

Если пропажа груза уже произошла, стоит немедленно обратиться к юристу, который поможет подготовить документы для поимки мошенников, возмещения убытков:

  • правовед составит перечень украденного имущества;
  • подаст заявление в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела;
  • подготовит иск в суд.

Не стоит самостоятельно искать преступников, это неэффективно, может быть опасно.

Неоплата или двойная оплата грузоперевозки

От этой схемы страдает сам перевозчик, который не может получить деньги за оказанную услугу у диспетчера-посредника. Суть — человек доставил груз, передал получателю, а тот в свою очередь не внес оплату на счет посредника. Но если диспетчер просто не дополучил прибыль, перевозчик — понес серьезные убытки:

  • топливо;
  • оснащение машины специальным оборудованием при необходимости;
  • оплата труда водителя;
  • оформление сопроводительной документации;
  • срочный ремонт;
  • амортизация и т.д.

Защитить свои права можно, если не заниматься транспортировкой грузов через посредников или отказываться выходить в рейс без полной оплаты за услугу.

Не стоит соглашаться работать по схеме отсрочки платежа, за выплату незначительного аванса, который составляет менее 30-40% от оговоренной суммы.

Вариант для мелких перевозчиков — создать объединение, где ответственное лицо будет предотвращать мошеннические схемы.

Проблема — неоплату услуги за транспортировку партии, объекта трудно взыскать. Мало иметь необходимые документы, решение о взыскании с диспетчера.

Посредники — часто организации с ограниченной формой ответственности, поэтому им может не хватить средств на выплату денег перевозчику.

Не получится привлечь компанию к ответственности по статье «Мошенничество», факт умышленного причинения вреда трудно доказать. Для этого нужно предъявить договор, выставленный счет и т.д.

Правильный вариант — обращаться в суд с просьбой взыскать провозную плату за исполненную в полном объеме услугу.

Двойная оплата

Схема обмана — перевозчик просит у грузоотправителя срочно заплатить деньги за услугу еще до ее исполнения. Мотивируют просьбу необходимостью провести срочный ремонт, водителю нужно купить деталь, решить другую проблему, которая задерживает партию в пути. Отправитель может получить письмо по электронной почте, или звонок.

Затем мошенник связывается с клиентом и требует оплатить услугу перевозки. Грузодержатель сообщает, что уже переводил деньги, но сторона заявляет, что не имеет отношения к этой схеме. Приходится платить повторно, или разбираться в суде.

При такой схеме клиента может обманывать как недобросовестный перевозчик, ссылаясь, что взломали его почту, украли телефон и просили деньги на карту от его имени. Другой вариант — неизвестные люди, которым удалось узнать данные заказчика.

Фиктивная перевозка грузов

Преступники действуют по разным схемам:

1.Перевозка по бумагам, но без факта исполнения.

Мошенники четко понимают, что получить плату за перевозку можно, если доказать документально ее выполнение. Как действуют преступники — это в одном лице заказчик и перевозчик:

  • Преступник обращается к экспедитору с просьбой организовать доставку его партии.
  • Посредник размещает данные на интернет-сайтах экспедиторов. Сразу звонит мнимый перевозчик и забирает в работу заказ.
  • Заключают договор, перевозчик «везет партию».
  • Затем мошенник присылает посреднику транспортную накладную, актуальный счет и начинает требовать оплатить его услуги.

Результат — услуга прошла только по бумаге, фактически не исполнена. Суммы выставляются незначительные, поэтому экспедиторы не готовы рисковать авторитетом, терять доверие клиентов. Результат — выплачивают мошенникам деньги, а не ввязывается в долгие разбирательства.

2.Фиктивная потеря груза.

Афера напоминает первый вариант, но мошенники уже подделывают не накладную и заявку, а акт об утрате груза и требуют у экспедиторов возместить ущерб.

3.Исчезла перевозка по предоплате.

Суть — получить аванс за услугу и больше не выходить на связь с грузодержателем. Как обезопасить себя:

  • Не платить авансы сомнительным компаниям, диспетчерам.
  • Подписывать официальный договор, изучить подлинник, а не копию, только после этого вносить предоплату. Важно узнать все реквизиты фирмы, чтобы при необходимости обратиться в суд.
  • Вносить аванс только после факта загрузки автомобиля партией.

Проверенный вариант — сотрудничество с авторитетным логистом, где подобные схемы невозможно реализовать.

Как белорусскому перевозчику не пострадать от мошенничества – пример с российским заказчиком

Защита от мошенничества при грузоперевозках

Невозможно обезопасить себя от всех рисков, но если разработать комплексные меры, не пользоваться неоправданно дешевыми услугами, есть возможность не понести убытки. Как действовать:

  • Проверка контрагента — запрос официальных бумаг, анализ репутации на рынке, заключение договора даже на маленькие грузы на небольшое расстояние.
  • Обеспечить безопасность своим средствам коммуникации — чаще менять пароль электронной почты, проверять телефоны на наличие программ-шпионов.
  • Не жалеть средств на оснащение грузового транспорта многоуровневыми системами безопасности — замки, камеры слежения, датчики вскрытия кузова. Это поможет избежать хищения груза в пути, на временных парковках.
  • Система спутникового мониторинга — оборудование помогает отслеживать груз в пути круглосуточно, при возникновении нестандартной ситуации немедленно сообщить об этом водителю, сторонам договора. Это электронные пломбы на кузов, датчики, терминал, GPS-маяки.
  • Отслеживание показаний тахометра — нарушение режима труда, когда водитель очень спешит, не отдыхает на положенных стоянках, повышает риск ДТП. Человек может уснуть за рулем. Итог — в аварии страдает машина, груз может быть частично или полностью уничтожен, украден.
  • Обязательное страхование — авторитетный логист всегда предложит услугу, это гарантия, что заранее не планируется мошенническая схема. Даже если партия будет утрачена, грузоотправитель получит законную компенсацию.
  • Внимательно, без спешки искать перевозчика в новом регионе, городе, стране — стоит поинтересоваться отзывами на тематических форумах. Там обманутые клиенты могут раскрыть новую схему мошенников. Не доверять бесплатным доскам объявления, газетам — отзывы могут быть заказными, им нельзя верить.

Не стоит заказывать услугу, если она в 2-5 раз дешевле, чем у конкурирующих организаций. Подозрительная скидка может обернуться серьезными потерями, многолетними тяжбами в суде, банкротством для грузоотправителя. Не стоит заключать договор по почте, требуйте личных встреч, проверяйте наличие транспорта, который будет осуществлять перевозку.

Мошенничество в грузоперевозках — кражи грузов, неоплаты, фиктивные перевозки

Мошенники всегда пытаются найти новые способы обмануть законопослушных граждан и организации. Зачастую не важно, сколько средств и усилий вкладывается в организацию системы защиты от мошенничества; решающую роль играет, если можно так выразиться, экономическая обоснованность  аферы. В соревновании меча и щита часто победа всё-таки достаётся мечу. Меры по предотвращению мошеннических действий совершенствуются, но и аферисты не стоят на месте.

Применительно к грузоперевозкам можно выделить несколько основных “направлений” или “отраслей” мошенничества.

Пропажа (кража) груза

Очень распространённый вид мошенничества в грузоперевозках. Для осуществления кражи (хищения) груза мошенникам зачастую не надо совершать никаких сложных действий, например, подделывать государственные регистрационные номера транспортных средств или “перебивать” VIN-код.

Учитывая слабый уровень подготовки сотрудников и руководителей диспетчерских компаний, через которые осуществляется большое количество перевозок грузов, их желание получить как можно больше денег за свои услуги по поиску транспорта, а также фактическое отсутствие ответственности за украденный груз, становится понятно, что грузовладельцы никак не защищены от профессиональных мошенников.

Ложную уверенность может дать наличие у посредника так называемой “службы безопасности”, которая выполняет проверку перевозчиков, транспортных средств и водителей. К сожалению, все проверки, которые выполняются подобными структурами, не могут дать гарантии того, что груз не будет украден, по ряду различных причин.

Вероятно, не следует пояснять, что расходы на безопасность напрямую влияют на её уровень и не могут превышать размеров прибыли.

Поиск в интернете стоимости услуг профессиональных детективных агентств даст понимание, сколько должна стоить проверка безопасности организации-перевозчика, которая обеспечивает более-менее приемлемые гарантии.

Читайте также:  Как привлечь и удержать ит-специалистов комфортом — опыт itransition

Если вы являетесь грузовладельцем или экспедитором и у вас украли груз, следует незамедлительно обратиться к транспортному юристу для получения квалифицированной консультации.

Необходимо понимать, что ваша задача не состоит в том, чтобы поймать и наказать преступников — этим должны заниматься компетентные органы, а ваша задача минимизировать свои убытки, причинённые кражей груза.

Для этого необходимо определить перечень мероприятий по защите ваших имущественных интересов, составить необходимые уведомления и документы, обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении груза.

При обращении в полицию следует учитывать, что даже если вы не являетесь титульным владельцем груза, ваше заявление будет служить основанием для возбуждения уголовного дела.

Неоплата перевозки

Основной причиной неоплаты выполненных перевозок служит патологическое нежелание перевозчиков отстаивать свои права в судах.

Те перевозчики, которые решаются обратиться к юристу для представления их интересов в суде, часто сталкиваются с проблемой, вызванной сложившимся стереотипом поведения перевозчика, при котором считается, что требовать от диспетчера предоставления документов, подтверждающих его платёжеспособность, наличие у лица, подписывающего документы, соответствующих полномочий, ему нельзя.

Последствия неоплаты выполненной перевозки для перевозчика и диспетчера сильно разнятся. Если диспетчер просто недополучает прибыль, на которую рассчитывал, то перевозчик, помимо недополученного дохода, несёт прямые убытки, связанные с необходимостью покупки топлива, выплаты заработной платы водителю, амортизацией и другими статьями расходов.

Наиболее кардинальным методом защиты перевозчиков от неоплаты является полный отказ перевозить грузы с отсрочкой платежа. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд невозможность, это вполне осуществимая мера.

Сложившаяся практика, при которой перевозчик везёт груз, затрачивая на перевозку чужого груза свои деньги, после чего ждёт и выпрашивает честно заработанное, абсолютно нелогична.

Создание ассоциаций и объединений перевозчиков поможет уменьшить количество неоплат или искоренить их.

Взыскать оплату за выполненные перевозки, при наличии необходимых документов, обычно не вызывает сложностей, намного сложнее получить с должника свои деньги.

Дело в том, что большинство диспетчеров, которые должны оплачивать перевозчику оказанные услуги, имеют организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью, размер ответственности которого ограничивается уставным капиталом и принадлежащим им имуществом (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Цена всего имущества таких организаций зачастую меньше, чем стоимость перевозки.

К сожалению, среди перевозчиков бытует заблуждение о том, что при массовой неоплате перевозок можно обратиться в полицию или прокуратуру для возбуждения в отношении должника уголовного дела по ст. 159 «Мошенничество» Уголовного кодекса РФ.

Обратиться, безусловно, можно, но пока в действиях должника не будет усматриваться преступный умысел (заключить договоры на оказание услуг, получить деньги за их исполнение и присвоить их себе), уголовное дело возбуждено не будет.

Кредиторам (перевозчикам) будет предложено обратиться в суд для взыскания провозной платы за выполненные перевозки.

Обращение в полицию будет целесообразно после признания должника (диспетчера) банкротом — в этом случае арбитражный управляющий сможет проанализировать произведённые ранее банковские операции и установить лицо (или группу лиц), которые присваивали себе деньги, предназначавшиеся для перевозчиков.

При неоплате выполненной перевозки оптимальным способом получения своих денег является обращение к квалифицированному юристу, который профессионально занимается взысканием провозной платы и разбирается во всех тонкостях таких исков. Важно не затягивать с подачей искового заявления в суд, так как при наличии движения денежных средств по счетам организации шансы получить свои заработанные деньги за перевозки возрастают в разы.

Двойная оплата перевозки

Противоположность неоплаты перевозки. Самый распространенный способ получить ненужную головную боль — откликнуться на просьбу перевозчика оплатить перевозку на карту, несмотря на то что в заявке предусмотрена оплата на расчетный счет. Мошенники ловко пользуются методами социальной инженерии, тонко играя на присущих нормальному человеку чувствах — сострадании, жалости, желании помочь.

Типичная просьба оплатить перевозку на карту выглядит как электронное письмо с текстом наподобие “Просим оплатить выполненную перевозку на карту № ****. Водитель стоит на трассе, хотим передать ему запчасть”. Если вы переведете деньги со своей карты на карту, указанную в письме, вскоре можете получить счет на оплату с требованием оплатить услуги.

Некоторые (хочется верить, что это добросовестные перевозчики у которых оказался скомпрометирован электронный почтовый ящик) доводят взыскание долга до суда и часто его выигрывают.

Логика здесь простая: оплата некоей суммы с карты Ивана Ивановича на карту Петра Петровича никак не доказывает факт оплаты заказанной ООО “Лютик” у ООО “Ромашка” (названия условные) транспортной услуги. Кроме того, согласно ч. 1 ст.

312 Гражданского кодекса РФ, должник вправе потребовать от кредитора подтверждения полномочий лица, которому производится исполнение обязательства. Если такое требование не было предъявлено, то должник действует на свой риск, исполняя обязательство неустановленному третьему лицу.

Мошенником может быть как тот, с кем вы заключили договор, так и неизвестная никому личность, взломавшая почту вашего партнера. Будьте бдительны, регулярно проверяйте историю входов в свой почтовый аккаунт, обязательно включайте двойную авторизацию для входа в почтовый ящик — это не позволит мошенникам взломать ваш почтовый ящик и использовать его в своих целях.

Фиктивная (бумажная) перевозка

Чтобы получить оплату за перевозку необходимо доказать факт ее выполнения. Подтверждением, согласно ч. 2 ст. 785 ГК РФ, является транспортная накладная. Зная это, мошенники организовали нехитрую схему из 4 шагов:

  • экспедитору звонит заказчик и просит организовать доставку груза;
  • после появления груза на профильных интернет-ресурсах экспедитору звонит перевозчик, которого заинтересовало это предложение;
  • заключается договор, перевозчик “везет груз”;
  • перевозчик присылает экспедитору транспортную накладную и счет, требует оплату.

Соль этой схемы в том, что перевозка фактически не выполняется. Мошенник (который и “заказчик”, и “перевозчик”) рисует два документа — заявку на перевозку и транспортную накладную и на их основании требует деньги.

Часто, руководствуясь принципом “курочка по зернышку клюет”, ставка за перевозку устанавливается весьма скромная — 10-20 тысяч рублей.

Соотнеся потенциальный вред репутации экспедитора на профильных интернет-ресурсах и размер “долга” экспедиторы предпочитают не ввязываться в долгие разбирательства, а просто платят эту сумму.

Фиктивная утрата груза

Аналогично “бумажной” перевозке груза, с той лишь разницей, что мошенники составляют акт об утрате груза и требуют от экспедитора возместить ущерб. Что характерно, таким грешат и вполне добросовестные экспедиторы.

Несколько раз мне звонили для получения консультаций о пропаже груза, а когда груз все-таки обнаруживался целым и невредимым, спрашивали можно ли как-то оформить утрату груза (если вы хотели сделать что-то подобное — стыд вам и позор).

В суды мошенники-бумагоделы обычно предпочитают не обращаться — при наличии у экспедитора грамотного юриста шансы доказать факт выполнения перевозки и утраты груза минимальны.

Исчезновение перевозчика с предоплатой

Несмотря на то, что большинство грузоперевозок выполняются с отсрочкой оплаты, некоторые поездки оплачиваются грузовладельцем или экспедитором полностью или частично авансом, особенно это касается перевозок на дальние расстояния или поездок по цене ощутимо ниже сложившейся на рынке грузоперевозок в данный период времени. Перевозчик или диспетчер, выдающий себя за перевозчика для грузовладельца или экспедитора, получает предоплату и исчезает, груз остаётся у грузоотправителя, а “перевозчик” перестаёт отвечать на звонки.

В большинстве случаев такой неприятности можно избежать, руководствуясь следующими несложными правилами:

  • не доверять перевозку груза с предоплатой незнакомым перевозчикам или диспетчерам;
  • в идеале работать по предоплате с реальным перевозчиком, с которым имеется подписанный договор в подлиннике, в отношении которого известны все сведения, которые могут понадобиться для обращения в суд при возникновении непредвиденных обстоятельств;
  • производить предоплату после загрузки транспортного средства;

Также можно обезопасить себя с помощью сервиса безопасных сделок.

Если всё-таки перевозчик или диспетчер пропал после получения предоплаты, следует проанализировать ситуацию, оценить шансы на возврат неосновательного обогащения, после чего принять решение относительно целесообразности взыскания перечисленной предоплаты за невыполненную перевозку.

Защита от мошенничества в грузоперевозках

Защита от любого мошенничества должна быть комплексной. Грузоперевозки, как сфера предпринимательской деятельности, не является исключением.

Чтобы защититься от мошенников, специализирующихся на грузовых автоперевозках, следует внимательно относиться с заключаемым договорам, тщательно проверять своих контрагентов, запрашивать у них хотя бы минимально необходимый комплект документов, следить за безопасностью электронных почтовых ящиков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *