Как «мотовелозавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза

Увертюра «камвольной оперы». Вступительная партия после второго рождения.

Песня промышленного гиганта ещё не спета!

Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза

После эпохи производственного декаданса комбинат, словно феникс, восстал из пепла и распахнул крылья, выбрав курс на покорение мирового торгового пространства. Теперь миллионами нитей здесь ткут, в том числе, и полотна для бильярда, чтобы белорусский обновлённый лидер текстильной промышленности затеял свою игру на международной арене промышленных титанов.

Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза

Причём, амбиций хватит для того, чтобы стать законодателем не только в моде, но и в правилах всей рыночной игры.

Анатолий Субботко, генеральный директор ОАО «Камволь»:На сегодняшний момент, в игре производства камвольных тканей «Камволь» – игрок. Технические возможности предприятия, плюс те проекты, которые мы доведём на протяжении 2018-2019 годов позволят «Камволю», с творческим подходом, стать создателем игры.

То есть, где-то, может быть, и диктовать какие-то правила на рынке.

Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза

Камвольный комбинат на карте Минска появился в 50-ые годы. Крупнейшее некогда в СССР, а потом на всём постсоветском пространстве производство лёгкой промышленности всегда было в ТОПе производителей.

Ведь здесь выпускали продукцию, которая всегда пользовалась спросом на мировом рынке.

Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза

Но время на курантах, что возвышаются над проходной, неумолимо шло.

«Ударник производства» старел, вместе с ним – технологии и техника.

Момент истины настал в 2012 году. Тогда, во время посещения предприятия, Александр  Лукашенко принимает решение спасти производство.

Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:То, что я здесь увидел, – это просто преступная безответственность. Я не говорю о том, что тут надо было всё зачистить, побелить. Нет.

Ну как же так: разбитые стёкла и женщины работают?!

Люди есть, школа есть, сырья пока не хватает, но его много на международных рынках, можно купить. Но мы должны своё сырье иметь, чтобы привязать к источникам собственного сырья. И это мы должны сделать в течение этой пятилетки, до 2015 года, закончив всю реконструкцию до 2015 года всего этого комбината.

Крутое пике в безнадёжную пропасть прекратилось. Наметились стратегические рубежи, к которым решительно продвигались в стиле «Ни шагу назад!» 

Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза

Анатолий Субботко:До модернизации «Камволь», в основном, выпускал ведомственный ассортимент так называемый. Это – ассортимент тканей полушерстяных для силовых ведомств. После завершения модернизации «Камволь» может работать и с поливискозными тканями.

И, самое важное, это так называемый гражданский ассортимент высококачественных тканей, шерстяных, полушерстяных, бизнес-класса, улучшенного качества. Было инвестировано в оборудование 48 миллионов евро.

Что позволило повысить производительность труда, улучшить условия труда, что немаловажно.

У нас сегодня тепло, чисто и красиво.

Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза

Спустя 4 года комбинат перестроили практически на 99%.

Хриплые раритеты в цехах заменили, теперь они оборудованы по последнему слову техники. Нынче 300 новеньких машин словно играют марш трудящихся.

Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза

Антикризисный манёвр совершён. Хоть масштабная модернизация позади, на предприятии уверяют: процесс совершенствования постоянен.

Амбициозные планы развития расписаны, как по нотам.

А они, между прочим, переплетены и с высокими соцстандартами. К примеру, в преддверии Международного женского дня коллективу устроили музыкальный подарок.

Шум цехов на время затмила классика.

Анатолий Субботко:Женщины любят, ценят внимание. Если мы относимся с любовью и вниманием к ним, то, соответственно, получим в 2 раза больше того, что дали.  

Положительная динамика в цифрах и так называемый взрывной рост.

С 2015-го, каждый год превосходит предыдущий по объёмам производства шерстяных тканей в два раза. Семимильные прыжки соизмеримы с реальными возможностями. План на 2018 год – до 4 миллионов, на 2019-ый – уже 6 миллионов, а это столько полотна, что хватило бы выстлать дорогу от Минска до Пекина.

Ассортимент, как индикатор перспективности. Промышленный гигант, прошедший основательный апгрейд, не допустит просчёта, теперь только стратегически верные ходы.

Ставка – на натуральные ткани из качественной шерсти.

  • Впрочем, завоеватели мирового рынка наступают по всем фронтам: от премиум-сегмента до бюджетного эконома, от школьной формы до материалов спецназначения.

Светлана Яковенко, главный технолог ОАО «Камволь»:Самая «фишка» камвольного комбината – это выпуск тканей группы «шерстяные, полушерстяные».

В структуре имеются, конечно, ещё другие виды волокон, но мы, наверное, единственное предприятие в Беларуси, из немногих на постсоветском пространстве.

Самое главное – удовлетворить спрос наших потребителей: и рядового покупателя, и швейников.

Сменилась кардинально на предприятии и сырьевая линейка.

Теперь только материалы суперкласса.

Хочешь быть лучшим – закупай лучшее. Шерстяные волокна экстрауровня поставляются, в основном, из Австралии и Аргентины.

Меринос – особая порода овец, чья шерсть отличается самыми длинными и тонкими волокнами высочайшего качества. Оптимальное сочетание мягкости, прочности и долговечности. Идеальное место, исходя из климата, для разведения таких овец – Австралия и Новая Зеландия.

Шерсть мериноса обладает лечебными и антибактериальными свойствами.

Изделия из неё рекомендуют даже новорождённым-аллергикам.

Она – спаситель при лёгочных и ортопедических заболеваниях, ревматизме.

100%-ные шерстяные изделия, как показывает международная практика, теряют свою долю на рынке. За последние 5 лет и хлопок, и шерсть в чистом виде показали почти 20%-ное падение объёмов продаж. Натуральное стоит дороже, к тому же функциональность миксовых материалов гораздо выше.

Особенно если речь идет о молодёжном современном ассортименте.

Тенденции диктуют максимально задействовать синтетические, искусственные волокна, а также натуральные, но другого вида. На «Камволе» проявили рыночную гибкость – освоили выпуск так называемых смесей «шерсть плюс»: вискоза, лён, полиэфир.

Сложные по составу ткани – интересный материал.

Грани натуральности и функциональности – за оптимальные деньги.

Компонентный рекордсмен на комбинате  – достижение художников и технологов – 5-компонентный материал, который используется в женском ассортименте. Кстати, нынче смеси шерсти и льна – настоящий хит в Европе, который ценится очень высоко.

Николай Ефимчик, председатель концерна «Беллегпром»:Мы впервые начали выпускать ткани бизнес-класса, которые очень востребованы на мировом рынке. Наше сотрудничество с турецкой компанией показывает, что это – реально правильный шаг.

И эти ткани будут сегодня драйвером всей экономики камвольного комбината.

Мы не отказываемся и от ранее присутствующих ассортиментов: это будут выпускаться ткани и для среднего сегмента – для массового потребителя, это будут и ткани специальные, в том числе, для наших всех силовых структур.

В прошлом году минский камвольный комбинат заключил партнёрский контракт с турецкой компанией, которая работает с такими известными брендами как ZARA, Tom Tailor и Next. Иностранные коллеги, кстати – в мировых лидерах в текстильном деле. Чувствуют тренды.

Они и станут проводниками на азиатский и европейский рынки.

Ведь раньше «Камволь» на международной арене «засвечен» не был, разве что только поставками тканей спецназначения для «силовиков». Теперь минский текстильщик позиционируется как производитель элитных тканей, а с премиум-сегментом не стыдно, как говорится, и выйти на людей посмотреть, и себя показать.

Кроме того, турки помогают обкатать и поставить на поток проверенные технологии и делятся опытом подготовки кадров. Специалисты двух стран уже разработали новую коллекцию тканей – всего 119 артикулов. Это и 100%-ная шерсть, в том числе, премиум-сегмента, и ткани из нескольких составляющих.

Это – продукт высочайшего качества по конкурентоспособной цене.

Инна Саперова, начальник художественной мастерской ОАО «Камволь»:В 2017 году совместно с турецкой компанией была разработана коллекция мужского ассортимента. Это чисто шерстяные ткани и очень качественное волокно. Это ткани гладкокрашеные, также меланжевые, которые базируются на базовых переплетениях, либо же мелкоузорчатых.

Также в коллекцию входят в ткани в клетку и полоску.

Современная отделка ткани на «Камволе» – это целое технологичное искусство, которое позволяет приобретать свойства, требуемые потребителями. Несминаемость, малопиллингуемость, то есть, противокатышковый эффект, антистатичность и грязе-масло-водоотталкиваемость. Качество не уступает и содержанию.

Цветовая гамма и дизайнерские решения тоже навеяны исключительно модными тенденциями.  

Светлана Яковенко:При разработке цветовой гаммы учитываются новые тенденции. Художники наши посещают выставки международные, за рубежом, за дальним рубежом и ближним.

И в Москве, и в Париже.

Сотни цветовых интерпретаций в женском костюмно-плательном ассортименте, хитовая клетка, и вовсе, может быть представлена в тысячах вариаций, да и у строгой мужской классики – не менее 20 тонов.  

Инна Саперова:Появилась компьютерная программа, которая позволяет строить переплетения, наложение переплетения, наложение различных цветов. Это всё – в 2D, 3D. То есть, даёт уже на экране компьютера видеть ткань, как она будет.

Также есть возможность увидеть даже драпируемость ткани.

  1. Даёт возможность на раннем этапе предлагать его заказчику, ещё не имея в производстве готовую ткань.
  2. Известный французский дизайнер белорусского происхождения Юрий Кот на показе-презентации с символичным названием «Взгляд в будущее» в Национальной школе красоты в феврале этого года представил коллекцию из тканей белорусского камвольного комбината.
  3. Юрий Кот, дизайнер:Сейчас мне интересны белорусские ткани, потому что прогресс идёт, цвет меняется.

И они очень близко к мировым тканям, на сегодняшний день.

  • Есть ещё над чем работать, но это вот первые выпуски тканей, которые, на самом деле, интересны.
  • Юрий Кот экспериментирует с камвольной продукцией уже давно, новые же материалы, выпускаемые после модернизации комбината, его вдохновляют, а значит, сотрудничество продолжится.     

Николай Ефимчик:Я с удовлетворением ношу изделия, которые стоят не настолько дорого, как выглядят – на уровне очень высоком, бизнес-класса. На этом «Камволь» не останавливается. У нас в планах создание единой объединенной компании, которая будет производить не только ткани, но и готовые изделия.

Это в 5 раз получается эффект.

Приобрести ткани от «Камволя» можно во всех крупных универмагах страны. Есть при комбинате и фирменный магазин. Туда не зарастает народная тропа модниц. Ведь слава о новом рассвете былого текстильного гиганта гремит.

Читайте также:  Какую рекламу недооценивает бизнес — и другие выводы владельца крупного холдинга

Ольга Журавлёва, дизайнер:Вот это, кстати, от камвольного комбината шерсть. Очень интересный цвет.

Эти наряды от модного отечественного дизайнера расходятся, как горячие пирожки.

И если ещё несколько лет назад из белорусского в них были только интересные решения, то сегодня Ольга с удовольствием использует в пошиве ткани от «Камволя».

Ольга Журавлёва:Белорусская ткань – конкурентоспособная, красивая и хорошоносибельная. Я бы предложила делать такие интересные ткани, похожие на такие, как трендовые итальянские, французские, которые – законодатели мод.

В прошлом году за рубеж отгрузили продукции на 7,4 миллиона долларов. Рентабельность продаж составила больше 5%.  

Наталья Пяткова, начальник  отдела внешнеэкономической деятельности ОАО «Камволь»:Наша продукция уходит в страны ближнего и дальнего зарубежья. Польша, Литва, Латвия, Болгария, Венгрия, Турция, Кувейт.

Это, в основном, ткани специального назначения.

В ближайших планах у нас – заключение контракта с крупной компанией из Индии. Туда планируем поставлять ткань костюмную, 100%-ную шерсть.

История промышленного гиганта, который встал с колен и уже готов не пустословить, а своими стремительно растущими вверх показателями заставлять бояться конкурентов во всем мире, не может оставить равнодушными белорусов. Ведь это и наш внешний вид – платья в фирменную клеточку и шерстяной классический костюм-тройка. И, в конце концов, наш имидж на международной арене.

Анатолий Субботко:В Европе очень опасаются «Камволь». Потому что знают наши возможности. Как технические, так и объёмные. Поэтому ждут и боятся.

Мотовелозавод запустит крупный байкшеринг по всей стране. Открыть пункт проката обещают и в Гродно — Блог Гродно s13

    • 56713
    • 24 июля 2019, 15:33
    • транспортблагоустройствопланы

    Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза

    Предприятие «Мотовелозавод» вместе с партнерами собирается запустить в Беларуси крупный байкшеринг Velosmart. В планах у компании открыть пункты проката в Минске, Бресте и Гродно, а также запустить проект в России. TUT.BY узнал, когда дело стартует, сколько в него вложат в столице, а также какие цены будут на аренду велосипедов.

    Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза

    Фото urbanoid.by ООО «Мотовелозавод» вместе с компаниями Softline и SIMATEK запускают в стране белорусский байкшеринг Velosmart. На предприятии рассказали подробности.

    — Это не только наш проект. Мы инициаторы — производители велосипедов, но вместе с нами работают партнеры. Это будет на 100% национальный шеринг: белорусский софт, белорусские велосипеды и белорусские станции. Совместно с партнерами в проект в Минске мы планируем вложить как минимум два миллиона долларов. Компаниям в создании байкшеринга очень помогает Минское велосипедное общество.

    Как будет работать?

    Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза

    Прокат будет работать по уже известному принципу: зарегистрировался через приложение, отсканировал код, поехал. Но оставлять велосипеды где угодно не получится — чтобы завершить поездку, придется найти станцию.

    По словам собеседника, при создании Velosmart в компании сознательно хотят уйти от пути бесстанционного сервиса. — В Европе с этим явлением уже борются, потому что город со станций хотя бы получает налоги.

    Кроме того, велосипеды, которые оставляют в центре многих европейских городов где попало, вызывают неудобства у жителей, автомобилистов.

    Сколько будет велосипедов и какая цена за час?

    Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза

    В Минске планируют установить 120−150 станций. На каждой — 10−12 велосипедов. Всего задействуют примерно 1500 велосипедов, — как обычных, так и электро. В регионах станций будет меньше — до сотни на город. Проект параллельно готовят к запуску в Бресте и Гродно. Скорее всего, проект раньше стартует как раз в областных центрах.

    Проще идет запуск и в России — там городские власти идут навстречу белорусскому байкшерингу, быстрее выделяют землю. — В мире, в том числе в соседних странах, байкшеринг приравнивают к городскому общественному транспорту, стремятся, чтобы люди пользовались велосипедами не только для езды.

    Поэтому мы предполагаем, что час поездки примерно будет равен стоимости разового талончика — 60−65 копеек. Первые полчаса — бесплатно.

    Когда старт?

    Velosmart уже опробовали во время Европейских игр. В городе стояло три станции, бесплатно велосипедами могли пользоваться участники игр. Но почему компания не может работать дальше? — Приложение готово, оно показало свою работоспособность. Вопрос только в том, что мы не можем получить участки под размещение станций.

    Пока городские власти не могут решить, как их выдать — такого опыта в стране нет, механизм не отработан. Возможно, вопрос решится до конца года. Скорее всего, проект запустят в Минске только к следующему сезону. — Запустить или ускорить запуск может и заинтересованность правительства, мы ждем от него поддержки в плане упрощения процедур.

    Однако бесстанционный вариант проката на Мотовелозаводе тоже начали прорабатывать.

    Какие велосипеды и как их будут защищать?

    Велосипеды будут похожи на модель Aist Tracker 2.0, которая использовалась во время Европейских игр. — Форма такая же, но будет немного другое исполнение. Например, нестандартный диаметр седла. Уточняем, не вызывает ли опасений у Velosmart реакция на шеринг Kolobike — в компании зафиксировали частые случаи вандализма.

    — Наш велосипед не поставишь где угодно, если человек его взял — он должен вернуть его на станцию. Пока не вернешь — идет плата за пользование. Кроме того, наш механизм защиты — нестандартные элементы. Их не поставишь на велосипед, который продается в магазине, то есть нет смысла разбирать прокатный.

    Также у нас будет антивандальная резина — ее нельзя проколоть. Станции будут стоять по всему городу, географических ограничений по поездкам не будет.

    • 27811
    • Под Лидой лесовоз сбил велосипедиста

    Водитель МАЗа совершил наезд левым задним колесом прицепа на двигавшегося в попутном направлении велосипедиста. Почему тот ехал посреди проезжей части — не ясно.

    Все новости

Как спасти "Мотовело"? Лукашенко предлагает выпускать на нем электромобили — Автомобили Гродно

    Чиновники Беларуси серьезно озадачены заводом «Мотовело», который не обеспечивает нужных показателей и в 2018 году даже был признан банкротом. Сегодня на предприятие приехала большая делегация во главе с Лукашенко, который назвал завод «золотым дном» и потребовал создать на предприятии «суперобразцовое производство».

    «К концу пятилетки мотовелозавод должен стать образцовым производством»

    Лукашенко предложили вариант решения проблемных вопросов по накопившимся долговым обязательствам ОАО «Мотовело» и связанным с его ликвидацией.

    «В этой пятилетке мы должны иметь суперобразцовое производство на этой площадке, и мотовелозавод останется таким же брендом для белорусов, как когда-то был. Мы должны все сделать, чтобы получить хорошее производство», — подчеркнул Александр Лукашенко.

    Линейку продукции, по его словам, следует расширять, в том числе путем производства электромобилей. Лукашенко потребовал увеличивать локализацию, организовывать собственное производство деталей и комплектующих.

    «Вопрос номер один для тебя — не только восстановление производства и его удвоение, а локализация, — сказал он, обращаясь к директору мотовелозавода Николаю Ладутько. — Сборочное производство — это хорошо. Съездил в Китай, в Россию, Европу, привез запчасти, свернул, скрутил, все хорошо. Нет, мы должны делать сами».

   Лукашенко считает необходимым защитить белорусского производителя велосипедов на своем рынке. Отечественный производитель сейчас занимает около трети велосипедного рынка в Беларуси. За ближайшую пятилетку эту долю надо увеличить до 50−60%.

Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза Как «МотоВелоЗавод» планирует покорить европейские рынки и увеличить продажи в 2 раза

    «Велосипед лучше, чем футбол и хоккей»

    Лукашенко много внимания уделил тому, насколько велосипед полезен для здоровья. Он признался, что предпочитает велосипеды с карбоновыми рамами.

Такие модели, считает он, необходимо производить и в Беларуси. «Сначала собирать будем, а дальше, может, и производить. Конкуренция там очень большая.

Поэтому главное понимать самим, что велосипед — это для здоровья самое лучшее. Лучше, чем футбол, хоккей», — отметил он.

    «Если бы у нас была диктатура, я бы запретил в Минске ездить на машине — только на велосипеде»

    Во время общения с работниками мотовелозавода Лукашенко заявил, что является сторонником развития велосипедного движения в стране, передает корреспондент БЕЛТА.

    «Если бы у нас была настоящая диктатура, я бы вообще запретил по Минску ездить на автомобиле — только на велосипедах. Вот это было бы здорово. Но это невозможно», — цитирует БЕЛТА слова Александра Лукашенко.

Гендиректор "МотоВелоЗавод": конкуренция на рынке велосипедов в Беларуси – круче не бывает

Генеральный директор ООО «МотоВелоЗавод» Николай Ладутько отмечает очень высокую конкуренцию на рынке Беларуси. Дальнейшее развитие завода видит в продвижении бренда AIST на экспорт.

Он обратил внимание, что сегодня в Беларуси продается 85 моделей велосипедов, и только две из них белорусского предприятия  – AIST и  Kross. «Конкуренция – круче не бывает», — заметил Ладутько в Смартэфире во вторник.

«При этом большинство потребителей – 60% — хотят велосипеды в ценовом диапазоне от Br250 до Br700. Соответственно, продавцы и везут велосипеды под этот диапазон. Поэтому они все одинаковые», — констатировал гендиректор  «МотоВелоЗавода».

Он также отметил, что все велосипеды производятся из китайских комплектующих в силу сложившейся в мире системы разделения труда и экономической конъюнктуры. Так, по его данным, производство комплектующих в Китае дешевле «не на 5%, не на 10%, а на 200-300%, и надо это учитывать».

«Сегодня, когда вы покупаете велосипед бренда якобы из США, Франции, Германии или Италии – вы должны понимать, что вы купили китайский велосипед, собранный или в Китае, или в Болгарии (либо какой-то другой стране Восточной Европы – Смартрресс), но никак не в Соединенных Штатах», —  отметил Ладутько.

Он сообщил, что в случае изменения конъюнктуры предприятие готово переходить на большую локализацию. Сейчас, например, так происходит по рамокомплектам. «Мы наметили план действий по большей локализации продукции. Но это в условиях нормальной экономики, не в убыток предприятию», — отметил гендиректор. 

Ладутько также считает важным «потребительский патриотизм». «Мы сейчас говорим о патриотизме. Но это не только броситься на амбразуру, но и потребительский рынок», — заметил он.  «Мы не говорим с закрытыми глазами хватать что-то не качественное. Но если оно ничем не уступает (импортным аналогам — Смартпресс)….», — сказал он. 

Гендиректор «МотоВелоЗавода» назвал важным достижением  сохранение бренда AIST, обратив внимание, что среди тысяч компаний в мире в этой сфере, такую долгую историю имеет всего десяток. 

«Мы намерены сохранять и развивать этот бренд», — подчеркнул он. 

Ладутько сообщил, что за три года предприятие планирует выйти на продажу 180-200 тыс. велосипедов. 

«На белорусском рынке мы сильно не прыгнем, в лучшем случае, если будет 70 тыс.», — отметил Ладутько, обратив внимание, что всего в Беларуси в прошлом году было продано порядка 155 тыс. велосипедов.

Он уточнил, что сейчас примерно половину производимых велосипедов «МотоВелоЗавод» экспортирует – в Россию, в Казахстан, Украину, Литву, Латвию, Молдову, Румынию и другие страны.

Дальнейшую задачу он видит в увеличении экспорта. Для этого, в том числе, необходимо  сертифицировать производство по европейским стандартам, что откроет возможность для устойчивых поставок.  «Без этого движение какое-то будет, но стабильности в работе – нет», — заметил он.

Лукашенко о судьбе «Мотовело»: «Должны иметь суперобразцовое производство». А у вас был/есть минский велосипед?

Александр Лукашенко продолжает визиты в трудовые (и не только) коллективы. Сегодня он посещает минское ОАО «Мотовело». Его нынешний способ зарабатывания, видимо, отражает заглавная страница корпоративного сайта. Она начинается двумя большими баннерами: «Аренда помещений» и «Распродажа» (колес, инвалидных колясок, велосипедов). Предстоит определиться с будущим.

В 2018 году предприятие было объявлено банкротом. Впоследствии Лукашенко говорил, что это производство нельзя потерять, и потребовал разработать план развития мотовелозавода, напоминает БЕЛТА. Для продолжения выпуска техники создано ООО «МотоВелоЗавод» (130 работников), которое арендует площади у ликвидируемого ОАО «Мотовело».

Агентство приводит слова нынешнего директора ООО «МВЗ» Николая Ладутько: «При банкротстве была поставлена цель — постепенный переход площадки под госуправление, в интересах государства.

И я как руководитель „Мотовело“ подал документы на банкротство. Год прошел, второй, третий, а решения нет. Здания, сооружения ветшают. В корпусах, где мы находимся, нет отопления.

Дровяной печью подтапливаем и инфракрасными обогревателями чуть-чуть». Ситуация, по его мнению, зашла в тупик.

Прибыв на территорию, Александр Лукашенко потребовал по-хозяйски, по-народному подходить к развитию ОАО, где много незадействованных территорий, передает БЕЛТА. «Здесь должно быть производство, и высокотехнологичное производство», — сказал он, отметив, что важна и ориентация на экспорт.

Лукашенко поручил главе КГК еще раз проанализировать необходимость сноса тех или иных зданий; считает, что нужно грамотно использовать эту большую территорию практически в центре Минска. Тем более что некоторые здания на протяжении многих лет формируют исторический облик столицы.

План сформулировал так: «В этой пятилетке мы должны иметь суперобразцовое производство на этой площадке, и мотовелозавод останется таким же брендом для белорусов, как когда-то был. Мы должны все сделать, чтобы получить хорошее производство». Отметил, что отечественный производитель сейчас занимает около трети велосипедного рынка в Беларуси и эту долю надо увеличить до 50—60%.

Выступая перед работниками, Александр Лукашенко поделился несбыточной мечтой: «Если бы у нас была настоящая диктатура, я бы вообще запретил по Минску ездить на автомобиле — только на велосипедах. Вот это было бы здорово. Но это невозможно».

Речь, как всегда, зашла и про политику. Александр Лукашенко рассказал и про санкции, и про дворцы («Если кто-то найдет дворец Лукашенко — сразу же заселяйтесь»), и про взрывчатку.

— Комитет госбезопасности вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли и даже пластида. Это не Автуховича группа, это уже новые, хорошо, что их прикрыли. Там арсенал. Зачем? Им надо сломать, а нам надо выстоять.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

РЕПОРТАЖ: Благодаря энтузиазму и вопреки обстоятельствам — куда и как "крутит педали" мотовелозавод

Дальнейшая судьба отечественного производства вело- и мототехники обсуждалась в феврале на совещании у главы государства. Речь шла о проблемах, накопившихся на производственной площадке ОАО «Мотовело» на Партизанском проспекте в Минске.

Президент Беларуси Александр Лукашенко, выслушав разные точки зрения, заявил, что производство мотовелотехники нельзя потерять, и потребовал представить четкий, проработанный бизнес-план развития мотовелозавода. А принять окончательное решение пообещал после личного визита на производственную площадку.

Корреспонденты БЕЛТА побывали на мотовелозаводе, чтобы узнать, как обстоят дела на предприятии и на что надеются его работники.

На площадке завода мы застали привычную в преддверии визита Президента картину: шла подготовка территории, сновали рабочие и спецтехника. Впрочем, дело не в наведении лоска.

Никто не скрывает, что предприятие имеет застарелые проблемы, а потому разговор на высшем уровне должен быть серьезным и принципиальным.

Ведь на кону не просто производство, а один из известных белорусских брендов и стоящий за ним коллектив.

Из 137 зданий, расположенных на территории ОАО «Мотовело», половина непригодна к эксплуатации. Мотовелозавод располагается в третьем корпусе, занимает 2 га (из 27 га общей площади). Кроме него, на территории более 100 юридических лиц, которые арендуют площадки под разные цели (например, под склад интернет-магазина).

Справочно

Производство велосипедов под торговой маркой «Аист» началось в Минске в 1947 году. После завершения советской эпохи «Мотовело» было преобразовано в ОАО, но вскоре возвращено в собственность государства.

В 2007 году завод приобретает инвестор. Под его руководством положение завода ухудшается. В 2013 году ОАО «Мотовело» посетил Александр Лукашенко. По его решению заводу предоставили отсрочку по выплате кредитов.

В 2015 году один из владельцев «Мотовело» задержан по уголовному делу (спустя два года он осужден, а имущество, в том числе и акции «Мотовело», конфисковано), управлять предприятием назначен Николай Ладутько.

В 2017 году в экономический суд поданы документы на признание ОАО «Мотовело» банкротом, в 2018-м суд это решение принял.

Для продолжения выпуска вело- и мототехники создается ООО «МотоВелоЗавод», который арендует площади у ликвидируемого ОАО «Мотовело».

Прошло уже три года с тех пор, как ОАО «Мотовело» объявлено банкротом. Но ситуация по-прежнему остается сложной. «При банкротстве была поставлена цель — постепенный переход площадки под госуправление, в интересах государства.

И я как руководитель «Мотовело» подал документы на банкротство. Год прошел, второй, третий, а решения нет. Здания, сооружения ветшают, — эмоционально описывает ситуацию директор ООО «МВЗ» Николай Ладутько. — В корпусах, где мы находимся, нет отопления.

Дровяной печью подтапливаем и инфракрасными обогревателями чуть-чуть». Ситуация, по его мнению, зашла в тупик. «В декабре 2020 года, когда банки захотели продать площадку по частям, я понял: это уже все», — отметил директор МВЗ.

Однако, по его словам, то предложение в итоге не нашло поддержки. Впрочем, конкретного решения, что делать дальше, тоже пока нет.

«А люди поджимают, спрашивают, когда, что решится, нам то ли работать, то ли не работать? — продолжил он. — Меня люди здесь воспринимают как посланца Президента, как человека, которого Президент направил и который должен сделать. Многие остались здесь работать только поэтому».

«Мы полны энтузиазма, а наши женщины — это бриллианты»

Всего на мотовелозаводе 130 сотрудников, около 100 из них заняты непосредственно в производстве.

Производительность труда за последние годы существенно выросла. Внедрена так называемая индустриальная сборка. За смену на конвейере собирают 450 велосипедов.

За полторы минуты — многоскоростной велосипед. «Раньше на конвейере было в два раза больше людей, но они собирали 15 моделей, а сейчас 80 моделей, — рассказывает Николай Ладутько.

— Китайцы приезжают, говорят: это суперпроизводительность труда».

Чтобы предложить конкурентную цену, нужно собирать велосипед не более полутора минут. Такие условия диктуют китайцы — мировые лидеры по производству велосипедов. Фактически они монополизировали рынок велотехники. Почти все комплектующие для велосипедов производятся в Китае.

Даже для известных европейских брендов. Их ввозят в ЕС по частям и собирают. «Там развито сборочное производство. Мы пять лет рассуждаем, надо модернизировать мотовелозавод или не надо. Только Президент сказал «надо».

А все остальные рассуждают», — эмоционально поясняет Николай Ладутько.

Казалось бы, почему не производить детали самим, в Беларуси? Специалисты завода утверждают: повторить любую деталь — это не проблема. Вопрос в том, как сделать ее по цене хотя бы соизмеримой с китайской. «Мы заинтересованы изготавливать сами или покупать все, что возможно, здесь.

Ведь импорт — это зачастую риски, сложная логистика, неаккуратность партнеров в документах, — отвечает директор. — Мы постоянно обращаемся к предприятиям (Беларуси. — Прим. БЕЛТА), частному бизнесу с предложением: давайте производить комплектующие.

Так они дают цену, которая в 1,5-2 раза выше, чем мы привозим из Китая».

Директор ООО «Мотовелозавод» Николай Ладутько

Да и разнообразие моделей таково, что налаживать производство комплектующих под каждую из них хлопотно и неэффективно. Например, во времена СССР на всех велосипедах (а их тогда было отнюдь не десятки моделей) стояла одна втулка. А сейчас на мотовелозаводе делают более 80 моделей, для которых нужны 30 разновидностей втулки.

Впрочем, специалисты предприятия не унывают. Упорство, с каким эти люди поднимают с колен проблемный завод, их оптимизм и стремление преодолеть трудности вызывают уважение. Не зря Николай Ладутько неизменно тепло отзывается о сотрудниках завода, считая, что именно они — главная ценность предприятия.

Когда, осматривая территорию, мы в сопровождении директора зашли в огромное складское помещение, где сортируют и хранят комплектующие для продукции, то невольно поежились: зябко, температура низковата для комфортной.

А люди здесь работают, и в основном это женщины. «Да, атмосфера здесь такая… бодрящая, — замечает в ответ на нашу реакцию Николай Ладутько. — Но мы полны энтузиазма, а наши женщины — это бриллианты!»

После кризисного 2016-го объемы продаж выросли на треть

В таких непростых условиях предприятие работает рентабельно, и за последние пять лет практически достигло баланса между импортом и экспортом.

Доля мотовелозавода на отечественном рынке мотовелотехники сохраняется на уровне 25-30%.

Объем производства в денежном выражении за 2020 год вырос по сравнению с 2019-м в 1,3 раза, экспорт увеличен в 1,7 раза, прибыль от реализации продукции — в 2,8 раза.

Продажи выросли до 98,8 тыс. велосипедов (или на треть по сравнению с 2016 годом), 205 электровелосипедов (60 в 2019-м и всего 12 в 2018 году, когда их только начали производить) и 4,1 тыс. единиц мотопродукции (3,5 тыс. в 2019-м).

В планах на 2021 год — рост продаж велосипедов до 123,4 тыс., что, между прочим, вдвое превышает показатели завода за 2016 год, когда он был передан под внешнее управление.

«Все, что сделано за эти годы, сделано коллективом, единомышленниками, — обращает внимание Николай Ладутько. — Моему техническому директору уже пять мест работы предлагали, потому что талантливые люди востребованы.

Только из уважения ко мне и веря, что мы все-таки получим продукт, получим результат, он здесь остался. Как и группа людей, которые здесь сплотились, объединились.

Если бы этой сплоченности не было, в тех условиях, в которых бросили это предприятие, люди бы не остались».

Станки, оборудование… Главное — люди!

Знакомимся с тем самым техническим директором — Александр Трофимов. В 1999 году его, как отличника учебы, после окончания вуза направили работать на мотовелозавод. Тогда это было поощрение.

В 2000 году здесь была самая высокая средняя заработная плата среди машиностроительных предприятий.

Правда, со следующего года она начала падать (сейчас средняя начисленная зарплата производственных рабочих — Br1,1 тыс.).

За 20 лет работы Александр Трофимов «дорос» до заместителя директора по производству ООО «МВЗ». О своей работе рассказывает увлеченно, с энтузиазмом, которому можно позавидовать. Он признает: да, трудности есть, но они преодолимы. Как не поверить человеку, который сам каждый день преодолевает немалые трудности, добираясь на работу в Минск из Борисова?

«Не хочется это предприятие терять. Мы знаем, как его надо развивать», — утверждает он с такой уверенностью, что ему веришь. Он из тех людей, кто всегда верил, что завод будет жить, даже когда другие считали его восстановление безнадежным.

Когда в кризисном для завода 2016 году работники стали уходить, многим из них Александр Трофимов помог трудоустроиться в других организациях на большой территории ОАО «Мотовело».

«Я не хотел отпускать их далеко от себя, чтобы в нужный момент, на нужный технологический процесс я мог их всегда позвать», — поясняет замдиректора. Кроме того, он планомерно ищет и молодых специалистов, постоянно сотрудничает с учебными заведениями. «Если раньше нас было двое с высшим инженерным образованием, я и главный инженер, то сейчас уже четыре инженера», — замечает он.

Смекалистая рационализация

Большая заслуга Александра Трофимова и в оптимизации технологического процесса.

Когда на заводе задумались, за счет чего можно предложить более конкурентную цену, пришли к выводу: стоит сконцентрироваться на собственном изготовлении крупных деталей, доставка которых из Китая обходится дорого.

Тем более что еще с советских времен здесь сохранили цех по производству велосипедной рамы. Выглядит он, мягко говоря, несовременно. Из 500 единиц массивных станков тех времен восстановлены и все еще эксплуатируются 150 штук. Остальные пригодны только на металлолом.

Другой бы в таких обстоятельствах ныл и пенял на судьбу. А Трофимов придумал решение: была спроектирована электрическая установка для пайки рамы. Одна компактная установка заменила огромный участок цеха, где раньше плавили металл и паяли рамы, причем с использованием углеводородного сырья. Более того, современный станок способен делать разные рамы, в то время как прежние — только один вид.

Неоклассические рамы, которые делают в этом цеху, пользуются особым спросом в таких велосипедных странах, как Нидерланды и Бельгия. Как итог: в 2020 году МВЗ впервые в истории отечественного мотовелопроизводства поставил свою продукцию в эти две страны.

И это не единственный пример рационализации на предприятии. Следующий — в цеху покраски.

Громоздкое устройство из советского наследия здесь заменили на оригинальную компактную установку, которая по размерам меньше, а красить позволяет быстрее. Почему оригинальная? Потому что в готовом виде подобное устройство стоит около 40 тыс.

евро. Чтобы сильно не тратиться, специалисты завода купили контейнер, дооснастили его автоматикой и получили нужную установку. Обошлось это в Br13 тыс.

На подходе — следующий этап смекалистой рационализации: организация собственного изготовления обода велосипедного колеса. По инициативе Александра Трофимова в Китае уже заказано под это новое оборудование, а сам он уже просчитывает, как и у кого в Беларуси закупит профиль, чтобы уже во втором полугодии 2021-го начать выпуск колесного обода.

Если обобщить эти примеры, то станет ясно: каждый из них способствует единой цели — увеличению локализации и эффективности производства.

«Для любого инженера, если он не имеет энтузиазма, не любит свою профессию, работать тяжело на любом предприятии. Если бы производственными процессами (на МВЗ. — Прим. БЕЛТА) управлял не инженер, ничего не вышло бы. Часть из тех процессов, которыми мне пришлось управлять, авантюрные.

Но они, к сожалению для недоброжелателей, внедрены и работают. А без любви к своему делу даже инженер ничего не сделает.

Проще сказать «ай, все делается в Китае», чем что-то изобрести, придумать, изменить технологию, направить людей, научить их правильно работать», — уверен Александр Трофимов.

«Верим, что завод будет работать»

В перспективе МВЗ очень рассчитывает занять свою нишу на европейском рынке, который принято считать премиальным. Потенциальный интерес у заказчиков из ЕС уже есть.

Это подтверждают и первые поставки в страны Евросоюза, и включение в Европейскую ассоциацию велопроизводителей. Но для дальнейших шагов нужна сертификация производства по европейским стандартам.

А нынешняя площадка от них, безусловно, очень далека.

Есть планы и по освоению новых моделей как велосипедов, так и мототехники. Например, по выпуску электротехники. Совместно с предприятием «Оптрон» Национальной академии наук разработаны и изготовлены модели электромотоциклов.

«Наша задача — их тестировать, сертифицировать, дизайнерски «причесать», и это будет тот продукт, с которым мы поедем на выставки показывать возможности. О серии сейчас речи не идет, они пока очень дорогие — около Br16-18 тыс.

«, — поясняет Николай Ладутько.

Из интересных новинок — выпуск квадрициклов (не путать с квадроциклами) серии L7. Это такие небольшие электроавтомобили массой 400-500 кг, на которых можно передвигаться по дорогам общего пользования.

«Они сертифицированы на Европу. Сейчас ищем партнеров, чтобы заняться поставками.

Идем от обратного: не изобретаем здесь электромобиль, а берем то, что есть, и собираем, чтобы продавать», — объясняет руководитель МВЗ.

Для белорусского рынка, например, на мотовелозаводе разработали и продвигают линейку ярких бюджетных велосипедов «Краккен». Это и горные модели, и городские варианты, детские, подростковые, женские.

К 2023 году на МВЗ планируют увеличить продажи до 200 тыс. единиц и очень рассчитывают на развитие в стране «потребительского патриотизма». «Не хватает патриотизма, и в этом наша беда.

Когда нет патриотизма — ничего не будет, — считает Николай Ладутько. — Есть понятие потребительского патриотизма. Патриотизм не означает надеть тельняшку и — на амбразуру, это крайняя ситуация.

Это значит во всем быть патриотом, в том числе в потребительских отношениях».

Ожидают также и поддержки со стороны государства. Дело в том, что площади корпуса №3, где сейчас расположено производство, МВЗ арендует у банка, который распоряжается имуществом обанкротившегося ОАО «Мотовело». И площади эти, и само производство нуждаются в модернизации, на которую у мотовелозавода собственных средств нет.

«Мы этого (модернизации. — Прим. БЕЛТА) не делали. Во-первых, у нас не было денег на это. Мы только сейчас чуть-чуть начали оживать. И второе: это же все не наше. Это все «Мотовело», которое находится в стадии ликвидации», — пояснил Николай Ладутько. На вопрос, как же разрешить проблему, он ответил: «Президент приедет, и, я уверен, он разрешит эту проблему».

По расчетам специалистов завода, для постройки нового производства необходимо порядка $25 млн. Но есть и вариант модернизировать тот третий корпус, где сейчас размещен МВЗ, причем без остановки существующего производства.

Наибольшая часть затрат уйдет на «стены». Что касается технологий, то планируется модернизировать сборочный конвейер, организовать участок покраски велосипедных рам и комплектующих жидкими эмалями, дооснастить цех производства рам сварочными роботами, 3D-машинами и участком лазерной резки.

«Мы верим, что завод будет работать и развиваться дальше. Мы не считаем, что он в упадке. Каждое предприятие переживает взлеты и падения, это часть нашего развития. Мы уже на протяжении пяти лет движемся только вперед и знаем, как сделать его успешным», — с уверенностью утверждает Александр Трофимов.

  • Екатерина КРИШЕНИК,
  • Фото Андрей ПОКУМЕЙКО
  • БЕЛТА.-0-

Подписывайтесь на нас в

Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *