Как нынешнее падение российского рубля повлияло на цены на автомобили в Беларуси и России

Обвал рубля, случившийся в марте, не вызвал наплыва покупателей из Казахстана и Беларуси в дилерские центры нашей страны. Как оказалось, это объясняется не только закрытием границ в условиях карантина из-за коронавируса.

Выгода не очевидна

Падение рубля, которое наблюдается на протяжении последнего месяца, заметно подстегнуло спрос на авторынке среди россиян, желающих купить новую машину до повышения цен.

В отличие от похожей ситуации в декабре 2014 года, на этот раз им не приходится соревноваться с жителями соседних Казахстана и Беларуси, которые тогда массово хлынули в российские автосалоны.

Дело в том, что из-за разницы валютных курсов купить новую машину в России для них было намного выгоднее, чем у себя на родине. К тому же в те времена многие хранили сбережения в долларах, отчего покупка автомобиля у нас становилась еще более привлекательной.

Напомним, только в первом квартале 2015-го граждане Казахстана и Беларуси приобрели в нашей стране порядка 40 тыс. новых автомобилей.

Таким образом, в соседние республики уехал каждый десятый автомобиль, проданный российскими автодилерами.

А в конце 2014-го, когда из-за обвала рубля разница цен на машины в России и этих странах достигала порой несколько тысяч долларов, чуть ли не каждый третий посетитель российских автосалонов был гостем из Казахстана и Беларуси.

Как нынешнее падение российского рубля повлияло на цены на автомобили в Беларуси и России

Самоизоляция в машине: нюансы жизни в авто, кемпере и даче на колесах

Однако нынешнее падение цен на нефть в равной степени затронуло не только российский рубль, но и валюты соседних республик. В результате для их граждан выгода от покупки автомобиля в нашей стране оказалась неочевидна. Кроме того, и сбережений у них стало гораздо меньше, о чем говорит высокая доля кредитных продаж на авторынках Казахстана и Беларуси.

Как отмечает директор департамента по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров, в 2014 году курс доллара вырос на 50% по отношению к рублю, сейчас на 25%.

При этом ситуация затронула не только российскую экономику, но и другие страны. Кроме того, автопроизводители, имеющие опыт кризиса 2014-2015 годов, внесли определенные ограничения в дилерские соглашения и политику ценообразования.

В связи с этим доля покупателей из Казахстана и Беларуси минимальна.

«Кризис 2014-2015 годов и нынешняя ситуация — это совсем разные примеры. Тот кризис произошел немного в другом формате, у людей при резком скачке доллара были финансовые накопления с хорошей доходностью.

Плюс в 2014 году при скачке валюты получилась очень заметная разница валютных курсов между Россией и соседними республиками.

Сейчас разница в курсе валют минимальна, поэтому для покупателей из Беларуси и Казахстана нет особого смысла ехать в Россию за покупкой автомобиля, у них схожая ситуация», — констатирует операционный директор АГ «Авилон» Алексей Гуляев.

Дилеры привлекают кредитами

Как нынешнее падение российского рубля повлияло на цены на автомобили в Беларуси и России

iStock

Кроме того, с тех пор изменилась таможенно-тарифная политика в странах Таможенного союза. Например, в Беларуси указом президента установлена 50%-ная скидка на таможенную пошлину при ввозе гражданином, являющимся членом многодетной семьи или инвалидом, в результате сегодня ширится канал поставки автомобилей с пробегом из Америки и Европы.

Как нынешнее падение российского рубля повлияло на цены на автомобили в Беларуси и России

Пять автомобильных систем, заботящихся о вашем здоровье

По словам председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, разница в ценах с Россией по автомобилям бюджетного класса незначительна и с учетом накладных расходов и утилизационного сбора сведена на нет. По некоторым премиальным брендам она есть, но ситуативная и не имеет системного характера. К тому же белорусские дилеры обеспечили приемлемые цены и финпрограммы, определившие выбор клиентов в их пользу.

«Также в нынешней ситуации нет экономических перспектив в закупке автомобилей физлицами Республики Беларусь в России с последующей перепродажей на белорусском рынке.

Этому, в частности, препятствует тот факт, что около 60% продаж новых автомобилей в Беларуси продается через выгодные условия финансирования, чего не могут предложить в большинстве своем перегонщики.

Автомобили с пробегом в России наши граждане побаиваются покупать из-за мошенничества, проблем залоговых автомобилей и пр.», — рассказал Сергей Михневич.

Граница на замке

Как нынешнее падение российского рубля повлияло на цены на автомобили в Беларуси и России

Наталия Федосенко/ТАСС

Что касается Казахстана, в 2016 году там изменилась таможенно-тарифная политика государства, которая стимулирует потребителей приобретать автомобили внутри страны.

Гораздо более привлекательна покупка у официального дилера, в особенности это касается тех автомобилей, которые произведены в Казахстане из российских комплектующих — в таких случаях для покупателя минимальны риски повышения цен. В первую очередь, повышение цен затрагивает автомобили по долларовым контрактам.

В результате существенно сократилась доля серого импорта, которая, по данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», с 2016 года находится на уровне 7-10% от рынка.

Как нынешнее падение российского рубля повлияло на цены на автомобили в Беларуси и России

Как новые Skoda Rapid и Volkswagen Polo уживутся на российском рынке

Как говорит директор по стратегическому планированию «КазАвтоПрома» Артур Мискарян, цены на новые машины в Казахстане и России в целом сопоставимы. Автомобили некоторых брендов, имеющих высокую локализацию в России, могут быть более доступны.

Это объясняется тем, что объемы российского рынка существенно превышают объемы казахстанского и соответственно, в таких условиях более рентабельно производство автокомпонентов.

В то же время с 2017 года на казахстанском рынке происходит восстановительный рост, что повышает его привлекательность для новых брендов.

«Еще один фактор, который вкупе с таможенно-тарифной политикой делает покупку автомобиля в России малопривлекательной, — значительная доля продаж автомобилей осуществляется с привлечением кредита, что также осложняет серый импорт», — отмечает Артур Мискарян.

Как бы то ни было, из-за пандемии коронавируса границы России закрыты для въезда иностранных граждан, в том числе из Казахстана и Беларуси, поэтому приезд покупателей из этих республик стал попросту невозможен.

Таким образом, в отличие от событий пятилетней давности, «соседский шопинг» на этот раз не повлияет ни на наличие машин у российских дилеров, ни на рост цен. Однако участники рынка предупреждают, что вследствие обвала рубля автомобили в любом случае начнут дорожать уже в апреле-мае.

А из-за остановки производства на автозаводах в условиях карантина в перспективе возможен дефицит наиболее популярных моделей.

Как падение российского рубля скажется на белорусском авторынке

За последние 10 лет наша страна пережила два автомобильных «хапуна», после которых рынок несколько лет не мог стабилизироваться. Автобизнес разбирался, что будет теперь, когда рубль в России снова упал. Стоит ли ожидать новой волны дешевых авто из РФ?

Уточнение. Этот текст был опубликован до того, как наша восточная страна-соседка закрыла границу. Тем не менее, ситуацию с курсом российского рубля пока еще нельзя назвать стабильной — непонятно, изменится ли она после открытия границ. Поэтому информация, приведенная в этой статье, остается актуальной

Обновились дважды

Наверняка многие еще помнят «хапун» 2011 года, когда за первое полугодие перед поднятием таможенных пошлин в Беларусь физическими лицами было ввезено около 250 тысяч автомобилей. Для сравнения: за весь не менее напряженный 2010 год физлица ввезли в страну 192 тысячи авто.

В те годы в Беларусь везли автомобили из Европы и США, а машины белорусов отправлялись в Россию и Казахстан. Тогда вряд ли кому-то могла прийти мысль, что спустя всего несколько лет к нам хлынет поток дешевых авто из РФ, ведь все было наоборот. Тем не менее автомобильный рынок накрыла следующая «волна» в 2014 году после обвала курса российского рубля.

Как нынешнее падение российского рубля повлияло на цены на автомобили в Беларуси и России

По данным Государственного таможенного комитета, только за декабрь 2014-го белорусы ввезли из России 48 тысяч легковых автомобилей, а за весь 2014 год — около 70 тысяч.

Курсы новые — цены старые

В то время российский рубль просел примерно в два раза, а продавцы новых и поддержанных авто продолжали продавать за рубли, к тому же по старым ценам. Для белорусов, традиционно привыкших продавать машины и хранить свои сбережения в у.е., это означало, что авто в России подешевели в 2 раза.

Падение цен на нефть и удешевление российского рубля снова могут в значительной мере сказаться на автомобильном рынке страны. Хотя в ситуациях 2014 и 2020 годов имеется и ряд отличий.

Во-первых, можно сказать, что за последние годы рынок успел стабилизироваться. И если в 2013 году дилеры продали около 30 тыс. новых авто, то в 2018-м уже 52.800, а в 2019-м — 64.

500 новых автомобилей.

Но, как заявляли в Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), еще в конце прошлого года из-за снижения покупательской способности и выхода 140-го указа темпы роста продаж существенно сократились.

«Даже «Лада» собирается корректировать цены»

Как ситуация может повлиять на продажи новых авто в Беларуси? С таким вопросом мы обратились к председателю правления БАА Сергею Михневичу.

Как нынешнее падение российского рубля повлияло на цены на автомобили в Беларуси и России

«Во-первых, нам еще не понятно, какими будут изменения до установки равновесного курса. Сейчас рубль отыгрывает свои позиции. Если это продолжится, то я не думаю, что произойдет что-то кардинальное. Даже если курсы фиксируются на текущем уровне (разговор состоялся 11 марта. — Прим. ред.

), это не то значительное изменение, которое может повлечь серьезный отток клиентов в РФ. Тем более что в России после 2014 года автоцентры также корректируют цены, особенно по машинам, собранным вне ТС либо с низким уровнем локализации.

Даже «Лада» собирается корректировать цены на фоне произошедших скачков курса российского рубля», — резюмировал Михневич.

Председатель правления БАА надеется, что ситуация 2014 года не повторится. Тем более, по его словам, у РФ есть серьезный запас средств для удержания курса рубля от того падения, которое было в 2014-м.

Читайте также:  Как прокачать свое мышление — выступление андрея курпатова на hi-tech nation

Сергей Михневич также отметил, что около 85% продаваемых в наших салонах авто импортируется из России и покупается за российские рубли.

«Колебание курса российского рубля к белорусскому будет влиять на цены у автодилеров в ту или иную сторону. Как только российский рубль будет ослабевать к белорусскому, дилеры будут податливы на скидки и специальные предложения. Если наоборот, российский рубль будет укрепляться к белорусскому, цены будут идти вверх».

Остаемся оптимистами, но оптимизм тает

Кроме того, председатель правления БАА отметил, что на продажи новых авто в Беларуси влияет не только ситуация с курсами.

«На рынок влияет все, а не что-то по отдельности. Указ №140 создал предложение на рынке, пошел отток клиентов из сегмента новых авто в сегмент авто с пробегом.

Удорожание евро и доллара к российскому рублю приведут к тому, что стоимость автомобилей из дальнего зарубежья будет подниматься.

Это может также сказаться на стоимости Geely, ведь производитель закупает комплектующие за доллары. Все эти изменения имеют свое серьезное влияние…

Как нынешнее падение российского рубля повлияло на цены на автомобили в Беларуси и России

На сегодня есть все признаки того, что мы движемся к финансово-экономическому кризису. Если это действительно произойдет, то продажи, конечно же, упадут. В любом случае мы остаемся оптимистами и надеемся на лучшее. При оптимистичных прогнозах мы надеемся на сохранение объемов продаж прошлого года. Но, к сожалению, наш оптимизм тает на фоне того, что мы наблюдаем».

Статистика продаж первых двух месяцев, по данным БАА, такова:

«В январе 2020-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок упал более чем на 30 процентов. Февраль оставался приблизительно на том же уровне, как и в 2019-м, но мы не имеем такого прироста, какой имели в I квартале прошлого года. Рынок впадает в рецессию».

Сергей Михневич также предположил, что на фоне того, что происходит в марте, ситуация может ухудшиться.

Как нынешнее падение российского рубля повлияло на цены на автомобили в Беларуси и России

Белорусы замерли в ожидании

Едут ли белорусы за машинами в Россию? Автобизнес для примера позвонил в дилерский центр VW в Смоленске. Сотрудник автоцентра Андрей в телефонном разговоре рассказал нам, что покупатели из Беларуси встречаются в смоленских автосалонах, но это, как правило, жители тех регионов, кому географически выгоднее купить машину там, а не в Минске.

«По крайней мере на данный момент не стало больше трафика и контрактов. Возможно, люди пока смотрят цены в Брянске, Москве».

То есть, по словам Андрея, пока нельзя сказать, что спрос со стороны белорусов стал больше.

Также нам рассказали, что, исходя из опыта, при дальнейшем падении рубля цены будут расти. Неизменными останутся только цены на те машины, за которые уже рассчитались дилеры, и те, что есть в наличии. Новые поставки наверняка будут корректироваться.

«Сейчас, видимо, все ждут, что будет с курсом: стабилизируется, пойдет вниз, пойдет вверх, если да, то насколько. Понятно, что, когда комплектующие приходят из-за рубежа, цена неизбежно будет меняться».

Наш вердикт

Вероятнее всего, ситуация-2014 не повторится, дилеры уже получили опыт и наверняка сделали работу над ошибками.

Частные продавцы поддержанных машин при резком падении курса тоже могут вспомнить ситуацию прошлых лет — и перепишут ценники либо повременят с продажей.

Еще один немаловажный фактор, который может повлиять на покупку «бэушки» в России, — возросшее недоверие наших граждан, которые помнят, сколько машин, купленных во время первого «хапуна» в России, оказалось с криминальным прошлым.

Кроме того, немаловажным фактором остается и 140-й указ, дающий возможность растаможивать авто со скидкой, о которой в 2014 году никто не мог и мечтать. Так или иначе, но существующая нестабильность с курсами, падение цен на нефть и пандемия коронавируса вряд ли смогут принести что-то хорошее автомобильному рынку.

Около 40 тысяч объявлений в базе Автобизнеса

«Цены взлетят, новинки отложат». Что ждет авторынок после обвала рубля :

Обвал стоимости нефти и курса рубля в понедельник, 9 марта, вызвал смятение среди работающих в России автопроизводителей.

Текущие цены на новые автомобили, позволяющие работать без убытков, были основаны на гораздо более благоприятных прогнозах. Теперь же, когда курс российской валюты обвалился до 75 руб. за доллар и до 85 руб.

за евро, риск работы в убыток для зависящих от иностранных компонентов автоконцернов существенно увеличился.

Опрошенные Autonews.ru представители ведущих автокомпаний расходятся во мнениях о том, как быстро и насколько ощутимо текущая волатильность на финансовом рынке и пикирующий курс рубля отразятся на стоимости продаваемых в России машин. Однако сходятся в том, что очередных изменений цен просто не избежать.

Что говорят сами автопроизводители

«Текущая ситуация приведет к тому, что цены взлетят, рынок рухнет, ряд запланированных запусков просто отменят на неопределенный срок. Пару дней мы готовы подождать, но потом начнем реагировать. Если вы планировали покупку — лучше поторопиться. Рынок ждет многоступенчатое повышение цен», — заявил Autonews.ru представитель одного из автоконцернов.

Источник также добавил, что при самом худшем сценарии российский авторынок просядет до 1,4 млн автомобилей в 2020 году (прогноз комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса — 1,72 млн автомобилей).

«Поскольку понедельник в России — выходной день, то ситуация станет более понятной к вечеру вторника. Все автокомпании ждут, когда курс рубля стабилизируется уже на новой отметке», — добавил представитель другой крупной автомобильной марки.

Изменение цен во многом будет зависеть от стратегии автопроизводителей, пояснили еще в одной из локализовавших производство в России компаний.

«Никто не будет быстро реагировать и суетиться — можно вспомнить опыт прошлых кризисов. Не было такого, чтобы ценники переписывали уже на следующий день, — объяснил собеседник. — Поставки машинокомплектов, компонентов, которые сейчас находятся на пути в Россию, уже оплачены, поставки в зависимости от брендов могут занимать несколько месяцев.

Поэтому время на то, чтобы подумать, у нас есть. Дальше все будет зависеть от стратегии производителя: кто-то будет готов повысить цены и при этом потерять долю рынка, кто-то будет ждать и действовать более осторожно.

Компании будут заново планировать свои стратегии и принимать решения, только когда возникнет точка равновесия и получится строить хотя бы среднесрочные прогнозы на российском рынке».

В компании Nissan Autonews.ru официально заявили, что не будут принимать скоропалительных решений. «Будем смотреть за рынком. В случае дальнейшего роста бивалютной корзины и подъема цен конкурентами мы не исключаем возможности повышения цен», — отметили в пресс-службе бренда.

Как могут измениться цены

Глава Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) Олег Мосеев уверен: если просевший курс рубля зафиксируется на новом уровне на длительный срок, все автокомпании будут вынуждены пересчитать цены и привести их в соответствие с новыми реалиями. По его словам, у большинства производителей при определении текущих цен был заложен курс около 65 руб. за доллар и порядка 70–72 руб. за евро.

«Сейчас доллар торгуется по 74-75, евро — около 85 руб., — отметил Мосеев в беседе с Autonews.ru. — Скорее всего, это паническая история, и я не исключаю, что во вторник курс рубля будет опускаться еще ниже, но потом будет откат.

Точно так же, как и в случае с упавшими ценами на нефть. Это стандартная история: в атмосфере паники курсы падают больше, когда все успокаивается, происходит коррекция. Но я не думаю, что цена на нефть вернется к $50 за баррель.

Поэтому курс рубля зафиксируется на другом горизонте — в районе 70 руб. за доллар. И на этом фоне автопроизводителям придется пересчитывать цены. Они не будут делать этого сразу, предпочтут действовать постепенно.

В первую очередь речь идет об импортных моделях, которые будут дорожать более оперативно, чем высоколокализованные автомобили. Задержка по импорту тоже будет, но гораздо короче».

По оценке Мосеева, падение рубля приведет к ощутимому росту цен на новые автомобили.

«Будет точно плюс 7-8% к текущим ценам, — спрогнозировал Мосеев. — При этом с начала года цены уже корректировали. С учетом этих изменений и при условии, что текущая ситуация не поменяется, цены на автомобили по итогам года могут вырасти до 15%. С прошлого года (в 2019 г. было продано 1 759 532 автомобиля, согласно данным АЕБ. — Прим. ред.) роста дохода россиян не наблюдалась.

Поэтому вряд ли у населения вдруг появилось больше денег, чтобы тратить их на автомобили. Соответственно, это приведет к снижению продаж в штуках. И то падение продаж на 8% (до 1,62 млн автомобилей. — Прим. ред.), которое РОАД прогнозировал в начале этого года, покажется оптимистичным.

Скорее всего, падение будет больше, но, подчеркну, только в случае, если не произойдет какого-то отскока».

Мосеев уверен, что у автокомпаний будет достаточно времени, чтобы адаптироваться к новым условиям. Так, планы по производству и продажам строятся на 3–6 месяцев вперед. Соответственно, на складах сейчас находятся большие запасы новых автомобилей и запчастей.

«Нынешний курс евро для европейских концернов действительно неприемлем с точки зрения текущих цен, установленных на автомобили. — отметил глава РОАД. — Но вряд ли они с утра вторника начнут пересчитывать ценники. Компании понимают, что это просто ударит по глобальным продажам. Все будут смотреть на то, как действуют другие.

Читайте также:  Как разработать продукт, который хорошо продаётся: презентация

Плюс есть хеджирование валютных рисков, что позволяет думать, что у производителей есть все инструменты для того, чтобы не поднимать цены моментально. Производство планируется на три месяца вперед, это точно, за это время производится оплата автокомпонентов, которые будут идти на склады еще около трех месяцев.

Получается полугодовой цикл работы».

Когда лучше покупать новую машину

Всем, кто планировал покупку нового автомобиля в ближайшее время, Мосеев советует не откладывать на потом. Вероятность падения цен отсутствует.

«Но покупайте автомобиль только в том случае, если он вам действительно нужен, — уточнил эксперт. — Потому что машина — это не инвестиция, а расход. Инвестицией автомобиль может быть, только если речь идет о бизнесе по перевозке товаров или людей. Покупать совершенно ненужный вам автомобиль не стоит, точно так же, как холодильники и телевизоры».

В свою очередь аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов прогнозирует, что цены в первую очередь будут повышаться на импортные автомобили, но не станут исключением и локализованные модели.

«У российских производителей, конечно, есть больший запас прочности, но доля импортных комплектующих в их ситуации тоже достаточно значительна. Поэтому повышение цен, безусловно, начнется. Но оно будет носить поступательный характер, одномоментно закладывать текущий уровень девальвации рубля в цены никто не будет», — спрогнозировал Беспалов в беседе с Autonews.ru.

По словам аналитика, у большинства автокомпаний на складах есть запасы актуальных моделей и комплектующих. Поэтому на первом этапе предприятия постараются понять, на какой отметке в итоге закрепятся валютные курсы.

«Если девальвация будет устойчивой, то цены на рынке, безусловно, вырастут на несколько процентов, — рассуждает эксперт. — Повышение цен в свою очередь приведет к тому, что спрос будет замедляться. Он и так был не очень высок, а с учетом повышения цен ситуация окажется еще хуже.

Но цены на рынке будут зависеть от каждого из автопроизводителей, их отношений с материнскими компаниями и тем, будут ли они готовы компенсировать им часть дополнительных затрат. Реакция будет в любом случае: не на следующий день, но ценники начнут переставлять в ближайшее время».

По оценке аналитика, государство отреагирует на ситуацию с новыми автомобилями, только если произойдет очень сильное падение спроса. В таком случае не исключено, что правительство решит увеличить расходы на программы поддержки — например, на льготное автокредитование.

Падение рубля: как быстро и насколько вырастут цены на автомобили

Очередная просадка национальной валюты заставляет россиян, имеющих накопления, бежать в автосалоны: понятно, что в недалеком будущем стоимость иномарок должна вырасти. О том, когда это произойдет, рассказал в интервью «НИ» аналитик группы ФИНАМ Алексей КОРЕНЕВ.

— Алексей, шесть лет назад, при двукратном росте курса доллара, многие обладатели валюты смогли купить автомобили по совсем уж «смешной» цене, поскольку автосалоны и дилеры не спешили менять рублевые цены. Сегодня ситуация может повториться?

— Ситуация не однозначная. Цены поднимутся на разные автомобили – по-разному. Понятно, что снижение курса рубля негативно скажется на очень многих сегментах экономики. В первую очередь там, где присутствуют либо поставки импортных товаров, либо очень высокая доля импортных комплектующих.

Если говорить непосредственно об автопроме, то тут ситуация следующая: автомобили, которые поставляются в Россию готовыми, действительно подорожают в большей степени и в считанные дни.

Надо иметь в виду, что автомобили в принципе ежегодно дорожают, потому что усложняется их начинка, улучшается их качество, поэтому рост цен наблюдается в любом случае. Плюс в России существует собственная инфляция порядка 4%.

Если учесть, что курс рубля вырос не настолько значительно (я не учитываю понедельник, когда случилась паника на мировых рынках, которую не смогли вовремя остановить из-за того, что у нас был выходной и Минфин и Центробанк просто не работали, не имели возможности повлиять на ситуацию.)

Уже во вторник утром до начала торгов они предприняли ряд очень своевременных и очень грамотных мер по стабилизации курса, и рубль откатился с 75 до 71 за доллар. Это означает, что механизмы работают, Центробанк и Минфин могут влиять на положение. Конечно, рубль не вернётся к значениям 62 – 64, но, скорее всего, останется в районе 70.

Так что полностью импортные машины подорожают в большей степени.

Те автомобили, которые производятся в России, но относятся к иностранным брендам – корейцы, французы, частично – китайцы, немцы – они будут дорожать в зависимости от того, какова степень локализации производства.

У кого-то это 30%, у кого-то – 50%, у кого-то – 70%, но в любом из этих автомобилей, даже если степень локализации высока, присутствуют импортные комплектующие и детали, которые поставляются из-за рубежа и покупаются за валюту.

Надо иметь в виду, что мгновенного скачка цен с сегодняшнего дня не произойдёт. Практически все автосборочные предприятия обладают большим запасом необходимых компонентов для того, чтобы какое-то время продержаться на старых поставках.

Те, кто сегодня объявляет о росте цен, скорее всего спекулируют на панике, пытаясь подзаработать именно на панических настроениях.

Поверьте, запасы и у производителей автомобилей, и у производителей электроники, и у производителей пищевой и лёгкой промышленности есть для того, чтобы некоторое время работать по старым ценам. Поэтому объективно рост цен должен быть достаточно постепенным.

Автомобили, собираемые в России и относящиеся к иностранным брендам подорожают меньшей степени, думаю, что не больше чем на 7% – 8% в течение года, может быть – до 10%, но не более, потому что значительную часть компонентов собирается на территории нашей страны.Что касается отечественных марок, то у нас остались ВАЗ и УАЗ.

Оба производителя заявляют, что их автомобили собираются исключительно из российских компонентов и комплектующих.

Но надо иметь в виду, что те контрагенты, которые поставляют им те самые компоненты, собирают эти узлы и с использованием импортных материалов – где-то подшипник импортный, где-то – прокладка резиновая, где-то – мембрана в насосе поставляются из-за рубежа.

Потом собираются на нашем заводе, которые поставляет эти компоненты на тот же ВАЗ уже как российские. И ВАЗ видит эти компоненты как собранные в России. А на самом деле они частично могут состоять из иностранных деталей. И самое главное – оборудование! Оно всё импортное.

И на наших заводах, и на иностранных – оборудование импортное, требует обслуживания – а это валютные деньги, оно требует обновления – тоже за валюту, оно требует поставок новых станков. Если мы говорим о выпуске новой модели, зачастую приходится менять те же самые пресс-формы для штамповки. Оборудование внесёт долю в рост стоимости автомобилей.

— И каков будет диапазон роста?

— Говорить, что всё подорожает не менее, чем на 15% — это слишком пессимистичный подход. Разумнее говорить о том, что диапазон подорожания составит 6% — 10% в среднем.

При этом какие-то автомобили подорожают выше, какие-то – ниже, но вряд ли за год подорожание будет существенно больше 10%. Пока, по крайней мене, речь об этом не идет.

Но с оговоркой на то, что ЦБ и Минфин будут удерживать курс российского рубля на стабильном уровне.

Предсказать маловероятные события невозможно. Вполне можно предположить, что ситуация на рынке нефти обострится и тогда рубль улетит на 85 – 90. Это маловероятно, это так называемые «чёрные лебеди». Но, если такое произойдёт, тогда цена автомобилей может возрасти и на 15%, и на 20%.

Мы исходим из того, что ситуация на валютном рынке сохраняется стабильной. Исходить из негатива смысла нет. Если говорить о наиболее вероятном сценарии, ЦБ и Минфин будут удерживать рубль в коридоре 68 – 72 рубля за доллар в ближайшее время.

При такой стоимости цены на автомобили вряд ли будут подниматься существенно выше 10%, а на российские даже ниже.

— Насколько могут упасть продажи автомобилей?

— Продажи автомобилей и так снижаются. Это связано не столько с курсом валют, сколько с падение доходов населения, которое продолжается уже шесть лет. И не только россиян. В Китае продажи рухнули в феврале на 80%. Но у них коронавирус.

В России доходы людей падают, кредиты получить становится сложнее. Ситуация с авторынком входит в затяжную стагнацию. Период временного роста, который был в 2018 году, уже позади.

Если автомобили будут дорожать из-за курса рубля, это отразится и на физических объёмах продаж, и на смещении покупательских приоритетов в эконом-сегмент. Мы не говорим о тех россиянах, у которых много денег, которые хотели купить новый Бентли, они его и покупают.

Но большинство наших сограждан на автомобиль либо копят, либо покупают его в кредит.

Сейчас, если курс рубля падает, а доходы не растут, придётся брать либо простую комплектацию, либо другую модель, которая чуть попроще и подешевле, либо придётся дольше рассчитываться по кредиту. Скорее всего, мы увидим продолжение падения продаж автомобилей. Обвала я не жду, но снижение будет абсолютно точно.

— Что Вы посоветуете тем, кто планировал купить автомобиль? Бежать в автосалон, пока всё не подорожало?

Читайте также:  Как делать smm, если у вас небольшие бюджеты – 8 советов и примеры

— Первое, что самое плохое в ситуации, когда на рынках происходит высокая турбулентность, совершать покупки под влиянием эмоций. В декабре 2014 года люди в панике покупали по 10 телевизоров, а потом не знали, как от них избавиться. Полки магазинов электроники опустели. Потом всё появилось.

В понедельник на фоне паники многие бросились покупать доллары по курсу 75. Думаю, что теперь они с ними застрянут надолго. Не нужно ни в коем случае паниковать. Цены на автомобили не возрастут за день – два. Они будут расти постепенно.

Тем более, что на наш рынок в ближайшее время возвращается бюджетные автомобили Шевроле, собранные в Узбекистане, которые будут хорошо востребованы в регионах.

В Москве, скорее всего, они не станут пользоваться повышенным спросом, так как являются машинами предыдущих поколений. Зато в регионах, где покупатели небогаты и 10 – 30 тысяч рублей станут существенным аргументом, узбекские Шевроле хорошо будут расходиться. Поэтому ни в коем случае не нужно паниковать.

Кто-то из производителей поспешит с подъёмом цен, а кто-то – нет. Может оказаться, что человек хотел купить одну машину, а увидит другую модель, соизмеримую по качеству, где цены не поднялись. Необходим разумный и взвешенный подход. Многие дилеры специально удержат цену, чтобы иметь конкурентное преимущество в части объёма продаж.

Для рядового покупателя это отличный плюс.

Стало известно, как обвал рубля повлияет на стоимость автомобилей

Историк рассказал о массовом убийстве советских пленных британцами

Британские военные, преследуя политические цели, в начале мая 1945 года уничтожили немецкие корабли с несколькими тысячами узников нацистских концлагерей, большинство которых составляли советские военнопленные, а над выжившими гражданами СССР англичане издевались, рассказал историк спецслужб Дмитрий Хохлов.

В понедельник исполняется 76 лет со дня трагедии, произошедшей 3 мая 1945 года в Любекской бухте в Балтийском море (вошедшей в историю как гибель лайнера «Кап Аркона»). Тогда авиация британских ВВС атаковала немецкие суда с узниками концлагерей.

Среди погибших от английских бомб, ракет и снарядов, были представители более 25 национальностей, уроженцев не только СССР, но и США, Великобритании, Германии, Франции, Канады, Италии, Чехии, Польши, прибалтийских и скандинавских стран, Греции, Сербии и других.

Их останки продолжали находить на побережье в течение нескольких десятилетий, передает РИА «Новости».

Количество людей, погибших в результате той трагедии, по разным подсчетам, составляет от 7 до 12 тыс. человек. Количество выживших узников с «Кап Арконы», по разным источникам, оценивается от 310 до 350. Также имеются сведения, что лишь 140 советским гражданам удалось спастись.

Температура воды в тот день не превышала семи градусов, отметил Хохлов. В 1960-1970-х годах о трагедии 3 мая 1945 года широкой общественности впервые стало известно благодаря публикациям в СССР и за рубежом.

Затем обнародовались различные дополнительные свидетельства, а сейчас имеются новые подробности событий 76-летней давности.

Как рассказал Хохлов, в материалах переписки министерства государственной безопасности СССР с управлением уполномоченного Совета министров СССР по делам репатриации советских граждан за 1949 год обнаружилось письмо, составленное одним из непосредственных участников трагедии 3 мая 1945 года Василием Саломаткиным (1919-1999).

Среди исторических источников о трагедии 3 мая 1945 года письмо Саломаткина имеет особую ценность, поскольку составлено им самим, ранее не публиковалось, не подвергалось литературной обработке и редактированию, а также содержит неизвестные детали об отношении английской военной администрации к спасшимся заключенным, подчеркнул Хохлов.

В сентябре 1939 года Саломаткин участвовал в освобождении Западной Белоруссии, до начала Великой Отечественной войны служил в войсках особого Белорусского округа. С 22 июня по 12 октября 1941 года участвовал в боях с фашистами под Могилевом, на Днепре, под Ярцево (Смоленская область) и под Вязьмой, где в ночном бою был тяжело ранен и пленен.

Находился в нацистских лагерях в оккупированных Смоленске и Минске, с апреля 1942 года – в лагере в городе Кальвария (Литва). Оттуда бежал, был пойман в Западной Польше, направлен в штрафной лагерь в район германского города Ганновера. Затем его перевели в концлагерь Нойенгамм, расположенный в 30 километрах юго-восточнее германского Гамбурга.

Хохлов привел наиболее информативные фрагменты этого документа.

«29 апреля 1945 года эсэсовское командование, чувствуя приближение войск союзников к концлагерю Нойенгамма (около Гамбурга), вывезло всех концентрационеров, могущих мало-мало передвигаться, в город Любек (германский порт на Балтийском море). Нас таковых насчитывалось 12 тысяч человек. Подавляющее большинство были русские военнопленные», – писал Саломаткин.

В Любеке узников посадили на баржи и под усиленной охраной солдат и катеров вывезли по Любекской губе на Балтийской море, где стояли два небольших и один большой океанских корабля. 3 мая, согласно письму Саломаткина, английские войска подошли к городу Нойштадту недалеко от Любека и предъявили капитуляцию к полудню. Нойштадту капитуляцию принял.

Затем англичане предъявили капитуляцию кораблям, на которых находились узники концлагеря. Суда находились в 6 километрах от Нойштадта. «Эсэсовское командование кораблей капитуляцию отклонило.

Тогда вылетает английская авиация в большом количестве самолетов и начала бомбить корабли… Корабли, на которых находились мы, не сделали ни одного ответного выстрела по самолетам английской авиации», – писал Саломаткин.

По его словам, первой жертвой бомбежки оказался корабль «Тильбек», который загорелся и начал тонуть. После этого эсэсовское командование корабля «Кап Аркона» выбросило белый флаг, означающий капитуляцию.

Заключенные, находившиеся на палубе, также сняли с себя нижние белые рубашки и начали махать ими, делая знак английским летчикам, что корабль сдается, «но английские летчики, подобно фашистским, не признавая ничего, не обращая внимания на белый флаг на корабле, не обращая внимание на размахивание людей, находящихся на палубе, белыми рубашками, просящих пощады, сохранения жизни, продолжали бомбить корабли».

Второй жертвой после «Тильбека» оказался второй небольшой корабль. Затем бомба попала на корму корабля «Кап Аркона», я в это время находился на носу корабля. Эсэсовское командование в это время сбросило лодки на воду и уехало. На корабле поднялась паника среди заключенных. Те, кто смогли выбраться на палубу, бросились в воду.

«Примерно в километре от места затопления корабля «Кап Аркона» появились торпедные катера. Увидев их, мы устремились плыть к ним навстречу, думая, что они нас подберут и спасут. Оказалось обратное. Солдаты, находящиеся на катерах, стояли и расстреливали из автоматов плывущих заключенных. ….

Видя такое дело, я повернул обратно и взял направление на берег. Берег еле-еле было видно. Плыл я без вспомогательных средств, при помощи своих рук и ног.

Я тоже бы не выплыл бы на берег, как другие, но на мое несчастье пришло счастье, я проплыл уже порядочное расстояние, и начался прилив моря к берегу, это меня спасло», – вспоминал он.

Выброшенного на берег Саломаткина отправили в госпиталь, а затем – в лагерь спасшихся, но испытания для выживших людей продолжились и на суше. «Если про бомбардировку судов с узниками нацистских лагерей раньше уже писали и за рубежом, и у нас, то о том, что пережили спасенные, можно узнать только из рассказа Саломаткина», – поясняет Хохлов.

«После выхода из госпиталя я был в лагере спасшихся. Англичане относились к нам не так как положено. Они загнали нас в тесные помещения, кормили очень плохо, одной консервированной немецкой брюквой и шпинатом.

Когда мы однажды запротестовали и не приняли пищу и требовали настоящей пищи, тогда нам ответили, что вы и этого не стоите, и двух человек заключенных забрали с собой, предъявили им саботаж и посадили их в тюрьму. Судьбу их так я и не знаю.

Я уехал из лагеря, а они остались в тюрьме», – писал Саломаткин.

По его рассказу, некоторое время спустя с моря от потопленных кораблей начали приплывать трупы заключенных.

Советские заключенные собрали комиссию, чтобы похоронить погибших с воинскими почестями в братской могиле, и обратились за помощью к английскому офицеру – коменданту Нойнштадта, однако тот отказал им.

«Ничего я вам не дам, идите, хороните, как знаете и делайте сами какие можете почести, у меня для вас ничего нет. … И как мы смогли, так и сделали почести нашим товарищам, явившимся жертвой английской авиации. Так относились к нам англичане», – писал Саломаткин.

Он также рассказал, что оказавшиеся в городе немецкие военнопленные «ходили свободно, разгуливали, нападали и избивали наших спасшихся военнопленных, угрожали нас всех перерезать ночью, ибо они ходили с холодным оружием». На жалобы советских граждан британские коменданты не отреагировали.

«Комендант только усмехнулся и никаких действенных мер не принял. Не получив удовлетворяющего ответа, пришли в лагерь и в лагере объявили своим людям, чтобы они достали оружие для самозащиты. Достав оружие, мы установили в лагере свою охрану и охраняли лагерь от нападения немцев.

В таких условиях мы находились у англичан», – добавил он.

По словам Саломаткина, позже его взяли в военную миссию по репатриации советских граждан, где он «сталкивался с вопиющими фактами, являющимися враждебными Советскому Союзу». «Англичане выступали среди наших военнопленных, призывали не возвращаться в Советский Союз, особенно это было среди украинцев, латышей, эстонцев», – писал Саломаткин, слова которого приводит историк.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *