Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. история «маз-вейчай»

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Зубр с сердцем дракона

Андрей Филиппов, фото автора и завода-изготовителя

Чего только ни побывало под кабинами МАЗов за время их выпуска: «свистящие» «Тутаи», тарахтящие ММЗ, «Суперы» MAN и Mercedes-Benz. И это если не считать разные опытно-пробно-экспериментальные Deutz, Cummins и т.п.

Но с самого рождения и до нынешних времен неразлучными друзьями МАЗа были моторы ЯМЗ. Модельный ряд «ярославцев», устанавливаемых на МАЗы, всегда оставался разнообразным, и ещё недавно казалось, что так будет всегда.

Но времена, когда «монополизм» в двигателях одновременно означал «унификацию и ремонтопригодность», прошли…

Теперь единственный сторонний поставщик, скорее, синоним «зависимости». А в нынешних экономических реалиях это позволить себе не может никто, даже такой гигант, как «МАЗ».

Так что вполне логичным для минчан был поиск альтернативного поставщика силовой установки, а в идеале – выпуск собственного мотора.

Причём, не лишь бы какого, а конкурентоспособного как на рынке СНГ, так и в более требовательных странах. И выход, традиционно для последних лет, нашёлся в Китае.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай» Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Моторы Поднебесной

Компания Weichai Power, на продукцию которой обратил своё внимание Минский автозавод, в представлении не нуждается. Эти моторы прекрасно известны в России со всеми их плюсами и минусами.

Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но картинка в целом – хороший современный двигатель, если его обслуживать, как положено.

К слову, с сервисом вроде как тоже вопросов нет – Weichai прост и ремонтопригоден.

Линейка, которую в данный момент МАЗ ставит на свои грузовики, состоит из трёх семейств.

Первое – WP7. Два 7,5-литровых двигателя, WP7.270E51 и WP7.300E51 мощностью 271 и 299 л.с. соответственно, устанавливаются на грузовики для региональных перевозок, а также на различные шасси под коммунальную технику.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

К этому же семейству относятся и перспективные WP7.270E61, и WP7.300E61. Особенность данных моторов – соответствие экологическим нормам Euro 6. Разумный задел на будущее.

Семейство WP10 – это 375-сильная 9,7-литровая рядная «шестёрка» WP10.375E53, актуальная для семейства «Колос»: самосвалы, автокраны и т.п. техника.

Флагманским семейством в текущем модельном ряду является WP12. Именно мотор WP12.430E50 рассчитан для монтажа на технику семейства «Простор». Рабочий объём – 11 596 cм3, мощность – 430 л.с., крутящий момент – 2060 Нм.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

На всех двигателях достижение Euro 5 обусловлено применением мочевины, так что бачки с голубой крышечкой теперь станут неотъемлемой частью МАЗов. Такой выбор вполне объясним – теплонапряжённость, а следовательно, и ресурс двигателя с системой SCR существенно выше, чем с технологией EGR. Да и стендовые испытания двух технологий показали заметную экономичность двигателя с системой SCR.

Отдельного упоминания заслуживает 280-сильный WP10NG280E51. Это всё та же рядная «шестёрка» семейства WP10, только рассчитанная на работу на природном газе (метан). Именно его в настоящее время наряду с Cummins и ЯМЗ минчане активно тестируют в рамках разработок по газовой тематике.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Кроме того, ведётся активная работа над «компактным» семейством WP4. Оно будет представлено рядной «четвёркой» WP4.1NQ190E50 экологического класса Euro 5. 190-сильный двигатель с рабочим объёмом 4100 cм3 прекрасно подойдёт семейству среднетоннажников «Корнет». С учётом растущего спроса на технику полной массой до 12 000 кг – это, как говорится, «лыко в строку».

В принципе, ещё недавно МАЗ предлагал и мотор WP12.430E40 экологического класса Euro 4, однако с приходом на российские просторы Euro 5, его посчитали бесперспективным, и в настоящее время его заменили вышеупомянутым аналогом WP12.430E50.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Кредит доверия

Одним из бонусов для тех, кто приобрёл грузовик с мотором Weichai, как это ни странно звучит, является интерес к перспективным двигателям со стороны самого «МАЗа».

Представители завода стараются отследить эксплуатацию каждого автомобиля с «сердцем дракона», рассылая перевозчикам опрос-анкеты для установления чёткой обратной связи. Причём, анкет две: для водителя своя, для механика своя.

И в каждой правильные вопросы, учитывающие нюансы восприятия с разных сторон: из кабины или из смотровой ямы.

Мне было разрешено взглянуть одним глазком на результаты опросов, с условием не разглашать подробности. На самом деле в кои-то веки минчане банально перестраховываются – отзывы в большинстве своём оказались положительными.

Эксплуатационники отмечают хорошие тяговые свойства двигателей, невысокий уровень шума от мотора Weichai и низкий расход топлива. Более того, некоторые уже изъявили желание пополнить парк МАЗами именно с китайскими двигателями.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Впрочем, следует учитывать, что речь идёт о седельных тягачах МАЗ-643029, МАЗ-544029 и самосвалах МАЗ-650129 с моторами стандарта Euro 4, которые на сходящую с конвейера технику уже не устанавливают. А вот отзывов по актуальным Euro 5 пока нет, так что делайте поправку на всё сказанное ранее.

Единственным недостатком, который озвучили перевозчики, является слабая подготовка сервисных служб на местах к приходу нового мотора. Как результат – более долгое время обслуживания и необходимость предварительной записи.

На «МАЗе» об этой проблеме знают и сейчас активно проводят переобучение специалистов СТО на работу с двигателями Weichai.

Кроме того, на период адаптации к новым силовым установкам практикуется создание выездных бригад с диагностическими приборами, чтобы устранять выявленные недостатки на базе перевозчика, экономя его время. Подход современный, посмотрим, как будет работать в реальной жизни.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Weichai – ставка на…

Впрочем, поставки Weichai из Китая – временное явление. В сентябре прошлого года в индустриальном парке «Великий камень» Минский автомобильный завод совместно с китайской компанией Weichai Power начал строительство завода по производству двигателей. Догадайтесь, кто будет основным потребителем продукции, если предприятие называется ООО «МАЗ-Вейчай»?

В предварительных планах было озвучено, что линейка «белорусских» моторов Weichai будет состоять из четырёх семейств: WP5 (160–220 л.с.) экологического класса Euro 5, WP7 (210–300 л.с.), WP12 (270–340 л.с.) и WP13 (353–405 л.с.) экологического класса Euro 6. Причём, судя по презентациям, основная ставка делается именно на моторы WP12/WP13, как наиболее перспективные.

Первоначально все комплектующие для выпуска моторов будут приходить из Китая. Неизбежный процесс локализации начнётся с навесного оборудования и аксессуаров на механическую обработку.

Проектная мощность завода – до 20 000 моторов в год. Однако первоначально предприятие будет работать в одну смену и лишь по достижении годового выпуска в 10 000 агрегатов перейдет на двухсменную работу, выйдя на максимальную производительность.

По плану строительство завершится в конце 2018 – начале 2019 года, тогда же начнётся и серийный выпуск моторов. Ждать осталось недолго…

С нуля запустили мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. история «маз-вейчай»

Белорусско-китайский завод «МАЗ-Вейчай» был построен за восемь месяцев, причем с нуля, а не на освоенной ранее площадке. Сейчас в планах предприятия — выпускать 20 000 двигателей в год, амбициозно наращивать экспорт и окупить инвестиции за пять лет.

Достичь этого всего реально — благодаря тому, что завод зарегистрирован в индустриальном парке «Великий камень». У резидентов парка есть большие льготы по уплате налогов и международные гарантии, что условия работы не поменяются. В рамках совместного проекта мы поехали на «МАЗ-Вейчай» и узнали все интересные подробности.

Александр Райченок, заместитель директора «МАЗ-Вейчай»:

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

— Наш проект стартовал в 2017 году с формирования на Минском автомобильном заводе специальной рабочей группы. У предприятия не было собственного производства моторов. Одна из главных идей заключалась в том, чтобы построить совместную с китайской корпорацией Weichai компанию и обеспечить МАЗ двигателями.

В результате был создан завод «МАЗ-Вейчай», причем в очень короткие сроки: меньше чем за год на стройплощадке в индустриальном парке «Великий камень» появилось полноценное производство. Поделюсь подробностями, как удалось достичь такой эффективности.

Выбор места для регистрации

Изначально было решено, что завод будет построен в «Великом камне». Причин несколько:

1. В парке очень много льгот по уплате налогов: на недвижимость, на прибыль, на отчисления в ФСЗН, на дивиденды.

2. Защищенность для инвесторов. Белорусское законодательство еще молодое и постоянно меняется, тогда как резиденты парка могут быть уверены, что никаких серьезных изменений с их проектом не произойдет — тут действует особый международный правовой режим. Поэтому, например, можно взять в долгосрочную аренду земельный участок и планировать развитие бизнеса на десятки лет вперед.

3. Удобная логистика: центр Беларуси, близость к аэропорту и международным магистралям. Рядом с парком — Минск, где работают основные потребители.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Отсюда, из центра страны, легче доставлять продукцию. Одновременно на завод можно быстро доставить любой груз. Здесь планируют построить железную дорогу — это еще больше сэкономит время на погрузку и транспортировку продукции со склада.

4. Оперативное решение административных вопросов. Это касается не только этапа запуска проекта. Сейчас, когда мы уже работаем, все необходимые для работы документы мы также можем оформлять через администрацию парка.

Например, если мне необходимо зарегистрировать в ГАИ автомобиль предприятия, не нужно ехать в ГАИ Смолевичей (компании — резиденты парка зарегистрированы и взаимодействуют с госорганами Смолевичского района) — наоборот, оттуда ко мне приезжают нужные специалисты.

Выбор места для строительства

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Участок для строительства мы выбирали сами. Смотрели, чтобы над ним не проходили взлетно-посадочные полосы, это было очень важно для китайской стороны.

Еще одно требование: офисные здания должны располагаться строго на юг. Возможно, это китайские традиции. Но немаловажно здесь то, что свет из окна падает на рабочее место почти весь день. Нужно реже, чем обычно, включать элекричество. Белорусские специалисты также внимательно изучали будущий участок — он поднят высоко над дорогой. Перепады составляют до 8 метров.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Сейчас на площади в 3,6 гектара расположено несколько зданий:

  • Сборочный конвейер
  • Линия покраски
  • Склад
  • Испытательная станция. Там стоит специальная камера, куда помещают двигатель для тестов. Мотор работает в режиме реального времени: снимаются все показания на компьютере. Операторы контролируют процесс, глядя в мониторы.
Читайте также:  Как завести страницу компании в linkedin и сделать ее полезной — пошаговая инструкция

Мы начали строить завод в апреле 2018 и закончили его уже в ноябре. Восемь месяцев — короткий срок. «Один специалист на заводе должен делать несколько работ», «Работай один день — как за два» — можно вспомнить несколько принципов, которые любят повторять китайские партнеры.

Что еще помогло выполнить строительные работы в срок:

1. Выбор поставщиков оборудования. У нас было два важных условия: соответствие техническому заданию и соблюдение сроков поставки — до августа 2018. Отмечу, что далеко не все компании смогли выполнить второе.

2. Участие компании по развитию парка: нам быстро создали всю необходимую инфраструктуру (подъездные пути, подключение к электрическим сетям, водоснабжению и прочее).

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Что сейчас происходит на заводе

Сейчас продолжается пусконаладочный процесс: мы проверяем установленное оборудование, производим пробные партии двигателей. Полноценно конвейер заработает уже в этом году.

На нынешнем начальном этапе объем производства составит 10 тысяч нескольких моделей двигателей в год. При работе на полную мощность — 20 000 двигателей стандарта Евро-5 в год — производство должно выйти через несколько лет. По бизнес-плану до 2026 года проект должен стать окупаемым.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Сейчас все детали на завод поставляет китайская сторона — здесь будет происходить только сборка. Затем производство будет переходить на локализацию, это произойдет в два этапа. Начнем с собственного выпуска внешних элементов двигателя, затем — внутренних.

Планы по развитию у нас очень большие:

  • 50% продукции будем поставлять на МАЗ
  • 30% — производить на экспорт в Россию, Украину, Казахстан, остальное — в другие страны.

Уже сейчас первые образцы двигателей представляем на выставках — например, недавно проходил промышленный форум в Москве. Конечно, нам интересно долгосрочное партнерство: двигатель — это внутренняя часть машины. И производить его мы должны с учетом дизайна и технических характеристик конкретных моделей.

Продукцию мы планируем продвигать при поддержке «Вейчай». По договору, у нас есть преимущественное право продажи. Это значит, что если на белорусском рынке захотят купить производимый нами двигатель — то только у нас. Компания «Вейчай» не сможет его продать из Китая.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Первые результаты

Есть ли экономический эффект? Я как наемный сотрудник чувствую его по уменьшению подоходного налога.

Эффект есть и в том, что создаются рабочие места. Сейчас у нас работает 45 человек. При двухсменном режиме планируется увеличить численность до 140 сотрудников.

Также мы хотим создать свободную таможенную зону внутри предприятия. Это позволит нам ввозить для внутреннего потребления из-за рубежа детали и оборудование без уплаты таможенных пошлин и НДС. Например, комплектующие для сборки двигателя, пуска и наладки — они привозятся из Китая.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Чем китайский и белорусский бизнесы выгодны друг другу

Чем выгодна Беларусь для Китая? В создание завода инвестировано $ 20 млн, из них 70% — доля китайской стороны.

Совместные предприятия дают Китаю каналы для закрепления на внешнем рынке и продвижения своей продукции. Есть возможность создавать продукты с более высокой добавленной стоимостью.

Что могут получить белорусские партнеры? Помимо совместной экономической выгоды, мы перенимаем опыт ведения бизнеса, подготовки кадров.

Если, например, какой-то белорусский завод идет на внешний рынок, то, как правило, делает это в одиночку. И иногда получается, что ему в чужой стране тяжело что-то наладить, сделать. А когда «Вейчай» заходила на белорусский рынок, они приглашали белорусские компании, юристов, налоговых консультантов: изучали рынок, законодательство.

И в момент, когда было принято решение о создании предприятия, уже были понятны многие особенности. Например, в Беларуси не нашлось специалистов, которые могут обслуживать китайскую продукцию. И был заключен договор с профильным колледжем в Минске о том, что он будет готовить кадры для работы у нас.

В колледже была создана суперсовременная лаборатория, из Китая приехали преподаватели.

Сейчас во всем Китае производители делают большой акцент на сервисное обслуживание. Пожалуй, это главная задача крупных китайских заводов — наладить не только выпуск продукции, но и обеспечивать ее качественное обслуживание.Поэтому предъявляются все более высокие требования к квалификации работников.

Что получают резиденты «Великого камня»

Комментарий компании по развитию парка:

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»Заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Сергей Вайтеховский

— «Великий камень» — международная площадка, мы приветствуем капитал из любой страны. Здесь уже работают компании из Китая, Беларуси, Америки, Германии, России.

Пакет льгот, поддержка, которую мы предоставляем, не зависит от региона: мы одинаково подходим как к белорусским бизнесам и инвесторам, так и к любым иностранным. Поддержка, о которой заявляет парк, — это не просто слова, мы доказываем их практикой.

Возьмем пример с заводом «МАЗ-Вейчай». Он был построен и запущен с нуля за короткое время. Такие темпы очень стремительны даже для Китая, не говоря уже о Беларуси и соседних странах, где по общему законодательству только земельные вопросы можно решать полгода, а то и больше.

  • Правовой статус парка позволяет решать многие вопросы гораздо быстрее — буквально за несколько дней. Например, те, что связаны с инфраструктурными услугами:
  • • Выделение земельного участка, заключение договоров на землю
  • • Выдача ТУ, подключение к инфраструктуре (электричество, водоснабжение, канализация)
  • • Создание временных подъездов, расчистка зеленых насаждений и пр.

У парка очень много полномочий и по решению таких вопросов, как выдача разрешений на проектно-изыскательские работы, строительство, привлечение иностранной рабочей силы. В совокупности это помогает быстро запускать в парке перспективные бизнес-проекты.

Экономические льготы. Вот стимулы, которые сейчас и в дальнейшем будут поддерживать работу завода:

  • Таможенные льготы — например, оборудование, которое привозится из-за рубежа, освободится от уплаты таможенной пошлины, НДС, других сборов
  • Освобождение от налога на прибыль. Когда завод «МАЗ-Вейчай» начнет функционировать и получит сертификат собственного производства, он не будет платить этот налог
  • Экономия на зарплатах в 2−2,5 раза. Особый порядок отчислений в ФСЗН позволяет работодателю оптимизировать затраты на зарплаты, повышать социальный пакет, появляется возможность для дополнительных бонусов и премий
  • У самих работников подоходный налог составляет всего 9%
  • Освобождение от уплаты налога на дивиденды в течение 5 лет — с момента принятия решения о распределении дивидендов
  • Индустриальный парк полностью освобождает инвесторов от уплаты налога на землю и недвижимость.

Инвестор не сдерживается в строительстве каких-то зданий, сооружений, необходимых для полного цикла производства.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Немаловажную роль сыграло и само расположение парка, близость к Минску и Смолевичам. Это позволяет привлекать трудовые ресурсы, научных специалистов, от которых отказались крупные промышленные гиганты с учетом оптимизации их процессов. В парке появляются вакансии для таких работников.

Проект в парке запущен. Что дальше?

По сути, когда перед началом строительства земельный участок сдается в эксплуатацию, к нему уже проложены дорога, коммуникации: газ, оптоволокно, канализация.

Если во время работы понадобятся дополнительные мощности — мы гарантируем, что на тот момент, когда это будет надо инвестору, все будет сделано.

То есть парк подстраивает планы по строительству технических коммуникаций под конкретные проекты. Иногда мы даже помогаем решить вопросы с временным электроснабжением или подъездными дорогами. Это тоже важно на этапе начала строительства.

Мы очень заинтересованы получать обратную связь от резидентов парка. Каждый квартал встречаемся с их руководителями и общаемся через прямой диалог. Обсуждаем проблемные вопросы.

Например, недавно одна из компаний рассказала, что ей нужны дополнительные парковочные места — не на территории завода, а рядом.

Когда будет нанято большое количество работников, им будет так удобнее перемещаться.

Плюс есть возможность в электронном виде подать свои предложения или жалобы, если кто-то из сотрудников администрации некачественно обслужил резидента или не дал полные консультации. Этому уделяется очень большое внимание.

Мы также видим, что у работников парка есть спрос на социальную инфраструктуру: жилые площади, магазины. Сейчас, например, достраивается дом, в котором будут квартиры в том числе и для сотрудников «МАЗ-Вейчай».

«Надо стремиться к локализации в 50%». Как МАЗ и китайская Weichai собрали 1000 моторов под Минском

В китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень» состоялась торжественная церемония открытия моторного завода «МАЗ-Вейчай».

Стоимость проекта — 20 млн долларов, из них 14 млн инвестиций с китайской стороны, констатировал премьер-министр Беларуси Сергей Румас. Мощности позволяют производить до 20 тысяч дизельных моторов в год.

Однако перед китайской стороной стоит задача увеличить локализацию производства до 50%.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Владельцем нового завода выступает совместное предприятие Минского автозавода и китайской Weichai Power. Доли распределены 70 на 30 в пользу китайской компании.

В октябре 2017 года «МАЗ-Вейчай» стал резидентом «Великого камня» и тем самым получил определенные льготы и преференции. Через несколько месяцев началось строительство завода. Генподрядчиком выступила китайская компания CAMC Engineering.

Пробный запуск нового производства состоялся еще в конце 2018 года. Сегодня произошло официальное открытие завода. Министр промышленности Беларуси Павел Утюпин и вице-губернатор провинции Шаньдун Лин Вэн сняли ткань с 1000-го двигателя, выпущенного «МАЗ-Вейчай».

Читайте также:  Почему проваливаются проекты — выводы максима якубовича

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

На начальном этапе объем производства составит до 10 тысяч двигателей в год. Однако к 2026 году мощности могут быть увеличены в два раза.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Новый завод специализируется на сборке дизельных двигателей мощностью от 130 до 700 «лошадей» для грузовиков, автобусов и спецмашин. Все моторы относятся к экологическим классам Евро-5 и Евро-6.

Выпускают их путем мелкоузловой сборки, то есть основные комплектующие поставляют из Китая. На данный момент локализация производства составляет 18%, сообщил информированный источник. Однако белорусские власти хотят увеличить долю до 50% и выше.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

«Народное правительство провинции Шаньдун уделяет большое внимание реализации этого проекта. Благодаря нашим общим усилиям мы сможем гарантировать высокое качество совместной продукции и повышение уровня локализации до 50% и выше», — заявил вице-губернатор Шаньдуна Лин Вэн.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Председатель правления Weichai Holding Group Тань Сюгуан пообещал выполнить договоренность и пригласить Сергея Румаса еще раз на завод по случаю достижения «соответствующей отметки локализации».

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Большую часть моторов будут использовать при сборке техники МАЗ, однако около трети продукции могут экспортировать в страны СНГ и дальнего зарубежья.

Все станции техобслуживания МАЗ в России, Украине и Беларуси готовы обеспечить их гарантийное и послегарантийное обслуживание.

«Выпускаемые моторы будут одними из лучших по сочетанию цены и качества в странах СНГ», — говорится в пресс-релизе МАЗа.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Впрочем, одним моторным заводом сотрудничество Weichai с Беларусью не ограничивается. В «Великом камне» планируется наладить выпуск коробок передач.

Его владельцем выступает совместное предприятие «Фаст-МАЗ», созданное белорусским заводом вместе с китайской компанией Shaanxi Fast Gear — «дочкой» Weichai. Завод построят к концу 2020 года, после чего под брендом «Фаст-МАЗ» планируется ежегодно собирать 10 тыс.

коробок передач. Если спрос будет высоким, объемы производства можно будет удвоить. «Это следующий этап нашего сотрудничества. Строительство уже идет. У нас нет сомнений, что и новый проект будет успешным.

Очень приятно, что наши китайские партнеры не останавливаются на этом. Обсуждается ряд идей по расширению сотрудничества в сфере производства отдельных узлов и агрегатов», — сказал Сергей Румас.

«Сегодня можно с уверенностью сказать, что корпорация Weichai является нашим стратегическим партнером не только по поставке двигателей, но и коробок передач», — заявил гендиректор МАЗа Валерий Иванкович.

Он выразил уверенность, что сотрудничество с китайской корпорацией позволит «укрепить позиции техники МАЗ на традиционных рынках и завоевать новые и перспективные». Иванкович отказался от других комментариев.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай» Гендиректор МАЗ Валерий Иванкович

Стоит отметить, что Weichai Group развивает сотрудничество и с БелАЗом. В 2018 году стороны подписали меморандум о стратегическом партнерстве. Для БелАЗа разработали китайские двигатели.

Недавно председатель наблюдательного совета БелАЗа Михаил Мясникович обсуждал возможности расширения сотрудничества с китайской корпорацией по поставкам белорусской карьерной техники.

«Совместными усилиями мы могли бы создать в Китае точку опоры для производства и реализации карьерной техники для нужд рынка Китая и стран Юго-Восточной Азии», — считает он.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Зачем МАЗ погнался за КАМАЗом и что из этого получилось

Если внимательно присмотреться, то у двух главных грузовых автопроизводителей Таможенного союза, как это может показаться странным, в векторах развития много общего. Ведь если оглянуться в историю, то создание КАМАЗа проходило не по тем лекалам, по которым в послевоенное время создавался Минский автомобильный завод. Но сегодня векторы сблизились.

В Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 10-ю пятилетку было записано о создании автомобильного производства в Набережных Челнах мощностью 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч дизельных двигателей. То есть изначально КАМАЗу предписывалось освоить двигательные компетенции, каких у белорусского МАЗа изначально не было.

Ведь производство грузовиков фактически было перенесено в Минск из Ярославля, а моторное производство оставалось на берегах Волги. Но сегодня МАЗу в современных условиях все же придется развивать дизельные компетенции.

Наш канал сообщал, что в Республике Беларусь возведен моторный завод совместного белорусско-китайского предприятия МАЗ-Вейчай.

Но сегодня речь пойдет о другом. О новых направлениях развития двух автопроизводителей.  

Производство электробусов впервые стартовало на КАМАЗе три года назад. С сентября 2018 года электробусы поставляется в Москву. За этот период в столичный мегаполис поставлено 600 электробусов, 400 из них собраны на НефАЗе, дочернем предприятии КАМАЗа в Башкирии. Они работают на 16 маршрутах ранее обслуживаемых троллейбусами.

В ближайший период 2021-2022 гг. Москва получит ещё 820 электробусов. К 2024 году их общее число превысит 2,2 тыс. (это треть всего городского транспорта). К 2030 году весь парк Мосгортранса будет «с нулевым выбросом».

 Таким образом, КАМАЗ при наличии крупного заказчика смог развивать это инновационное направление, плюс оно для КАМАЗе оказалось выгодным.

Электробусы в Москве, в том числе поставленные КАМАЗом, зарекомендовали себя как надёжный и современный транспорт, отвечающий самым высоким требованиям безопасности.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

В 2020 году НефАЗ выпустил 202 электробуса. В 2021 году производство инновационного транспорта планируется увеличить в два раза. Поскольку московский рынок требует еще больше этих транспортных средств, то следующим шагом стала организация сборки электробусов на мощностях столичного СВАРЗа (Сокольнического вагоноремонтного завода).

Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин в недавнем интервью рассказал о столичном проекте: «Идет набор персонала. Думаю, к марту строители завершат работы, и мы начнём пробные сборки на этой площадке.

Кузовная мастерская и всё, что касается шасси, остается в Нефтекамске, но установку всех систем, включая батарею, будем осуществлять в Москве. Мощность планируется на уровне 450 единиц в год.

Проект финансирует «КАМАЗ», Москва со своей стороны поддержала его грантом».

Пока единственным заказчиком электробусов камского автогиганта является Москва, другие крупные города в РФ пока не рассматривают этот подвижной состав как магистральный для осуществления массовых пассажирских внутригородских перевозок. Но на КАМАЗе не собираются останавливаться и выпускать только один тип 12-метрового электробуса. Уже спроектирован 9-метровый электробус, а 18-метровый электробус собран и проходит испытания.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

На этом фоне Минский автомобильный завод пока достаточно сильно отстает от КАМАЗа. Электробус с ночной зарядкой МАЗ-303Е10, созданный на базе городского автобуса третьего поколения, был впервые представлен в мае прошлого года.

Тогда же стало известно, что запас автономного хода у него составит 300 км. С тех пор электробус прошел все положенные испытания, и в январе успел получить Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), что открыло ему дорогу на рынок.

Первый заказ пришел из Минска.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

МАЗ сертифицировал свой первый электробус в такой комплектации: батарея — HELLA (литий-железо-фосфат; емкость 220…412 А·ч; масса – 1400…2430 кг); электродвигатель – ZF CeTrax СХ (переменного тока, асинхронный, трехфазный, с максимальной 30-минутной мощностью 175 кВт).

Для производства электротранспорта в декабре 2020 года в городке Жодино открылось сборочное производство электрического подвижного состава под маркой МАЗ.

Выделенное в отдельное производство оно позволит наращивать объёмы выпуска троллейбусов и электробусов и их поставкам как на белорусский рынок, так и на другие рынки за пределы РБ.

Кстати, помимо электробусов Минский автомобильный завод разработал троллейбус с  увеличенным автономным ходом МАЗ 203Т70.

Но самое интересное, оказывается, в Республике Беларусь есть не один производитель электротранспорта, а два. Второй — BKM Holding (так теперь официально называется «Белкоммунмаш»). Это предприятие заключило контракт на поставку ГП «Минсктранс» девяти электробусов Е321 нового поколения. Модель E321 называется «Ольгерд» по имени великого князя литовского, сын Гедимина.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Кузов абсолютно новый и аналогичен МАЗовскому по своим габаритам (длина — 12.500 мм). Накопитель энергии у «Ольгерда» это не суперконденсаторы, а литиевые батареи, которые обеспечивают новому электробусу запас хода минимально до 50 км со всеми работающими внутренними потребителями энергии.

При этом заряжается «Ольгерд» при помощи пантографного токоприемника от тех же станций ультрабыстрой зарядки, которые уже имеются в Минске.

Что касается, времени зарядки, новому электробусу на литиевых батареях необходимо один раз зарядиться до максимума в течение 25-30 минут (при остатке заряда 20%).

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Затем в течение рабочего дня он сможет поддерживать приемлемый уровень заряда батарей короткими подзарядками длительностью 6-8 минут (или даже меньше, если вдруг выбьется из графика) на конечных остановках маршрута.

  Еще одно важное отличие «Ольгерда» с литиевыми батареями – отопление салона электрическое (на троллейбусах «Витовт» и «Сябры» установлены печки, работающие на дизтопливе). В салоне 30 мест для сидения.

Общая пассажировместимость – 83 человека.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Нельзя не пройти мимо еще одной модели электробуса BKM Holding.  BKM Holding (так теперь просит называть себя «Белкоммунмаш») отгрузил в Батуми (Грузия) партию из восьми электробусов новейшей модели E490. Это интересная модель.

Ключевые параметры – длина не более 9,5 м, вместимость не более 66 человек, полная масса не более 14,5 т. Эти цифры были определены в техническом задании, которое подготовил заказчик. В остальном полет конструкторской мысли практически ничем не ограничивался. Благодаря этому специалисты BKM Holding создали действительно инновационный продукт.

Главная из них – управляемыми сделаны колеса как передней, так и задней оси с широкопрофильными шинами.

Читайте также:  Какую рекламу недооценивает бизнес — и другие выводы владельца крупного холдинга

На E490 нашла применение электронно-гидравлическая система управления подруливающей задней осью ETS (Electronic Truck Steering) производства нидерландской компании VSE.

Такая «полноуправляемая» схема обеспечивает электробусу с довольно большой колесной базой (7150 мм) отличную маневренность – радиус поворота E490 составляет всего 8,5 м.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

BKM Holding выиграл международный тендер в рамках льготного кредита Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). При этом данный проект предусматривал организацию под ключ электробусного движения, то есть те 4 млн евро, которые были выделены ЕБРР, пошли не только на закупку подвижного состава, но и на создание всей необходимой инфраструктуры.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Китайское сердце: МАЗ начнет производство двигателей Weichai

Неужели МАЗ, исторически никогда не производивший двигатели, будет делать моторы сам? Да. Правда, совместно с китайцами из фирмы Weichai. Проект серьезный, с большими амбициями.

Какие только моторы не использует сейчас МАЗ! Есть версии с двигателями Mercedes-Benz, Cummins, MAN, ММЗ. Главный поставщик моторов МАЗу, естественно, ЯМЗ, но белорусам всегда хотелось собственный тяжелый двигатель. Поэтому-то и родился совместный с Weichai проект.

Сотрудничество с Китаем, в том числе промышленное, активно развивается в Белоруссии. Под Минском строят огромный индустриальный парк, где уже заложены сразу несколько абсолютно новых заводов. Одним из них и будет моторный — СП «МАЗ-Вейчай».

Вообще, первый МАЗ с мотором Weichai появился еще три года назад — летом 2014. То была опытная машина с газовым двигателем, и тогда ни о каком моторном СП речь еще не шла.

МАЗ с дизелем Weichai был скромно представлен на выставке Комтранс-2017. Мы кратко упоминали о нем в нашем репортаже. Но в череде огромного числа новостей с выставки никто особого внимания на МАЗ с китайским мотором не обратил.

Однако этот факт вполне способен в ближайшем будущем подвинуть рынок двигателей, в том числе и российский. Завод «МАЗ-Вейчай» уже строят. Старт производства намечен на 2019 год. А плановая норма — выпуск до 20 тысяч моторов ежегодно.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Церемония торжественной закладки первого камня в основание будущего завода МАЗ-Weichai прошла 13 сентября в индустриальном парке «Великий камень» под Минском

Первое время завод будет работать в одну смену, а когда достигнет годового объема в 10 тысяч агрегатов, перейдет на двухсменку. На первом этапе комплектующие будут поставлять только из Китая. В дальнейшем производство поэтапно локализуют.

В Белоруссии сначала начнут создавать внешние элементы двигателей, навесное оборудование и аксессуары. Впоследствии локализация затронет и базовые детали мотора, механическую обработку которых будут осуществлять белорусские предприятия.

 

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Индекс первого тягача с дизелем Weichai традиционно по-мазовски замудрен: МАЗ-643029-1420-012

Пока же представлен первый автомобиль под индексом МАЗ-643029-1420-012. Его китайский 430-сильный двигатель соответствует нормам Евро-4. Но это ведь только демо-вариант. Моторы Евро-5 есть в гамме Weichai.

Да и нормы Евро-6 китайцы осилят без проблем. У них есть для этого возможности и деньги.

Как-никак Weichai Power — один из крупнейших в мире производителей грузовых двигателей, которых выпускает около 900 000 в год.

Официальная информация гласит, что «совместное предприятие сможет полностью обеспечить потребности Минского автозавода в дизельных агрегатах». ЯМЗ потеряет крупного клиента? Маловероятно, конечно. И цифра в 20 тысяч моторов в год выглядит явно завышенной по сравнению с емкостью рынка. Но расстановка сил среди поставщиков двигателей МАЗу явно изменится.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Маз и weichai запустили моторный завод под минском

Выпуском двигателей займется совместное предприятие «МАЗ-Вейчай», созданное Минским автозаводом и китайской корпорацией Weichai. Общий объем инвестиций в строительство завода составляет около 20 млн. долларов. Совместное предприятие выступает резидентом парка и тем самым может пользоваться льготами и преференциями.

Как с нуля запустить мощный завод по производству моторов – всего за 8 месяцев. История «МАЗ-Вейчай»

Церемонию запуска завода посетили премьер-министр Сергей Румас, министр промышленности Павел Утюпин, министр экономики Дмитрий Крутой, гендиректор ОАО «МАЗ» Валерий Иванкович и глава администрации парка «Великий камень» Александр Ярошенко. От китайской стороны присутствовали заместитель губернатора провинции Шаньдун Лин Вэнь, председатель корпорации Weichai Тань Сюгуан и посол этой страны в Беларуси Цуй Цимин.

Завод занимает территорию в 3,5 гектара. Здесь будут производить двигатели мощностью от 130 до 700 «лошадей» для грузовиков, автобусов и спецмашин. Все моторы относятся к экологическим классам Евро-5 и Евро-6.

Выпускать их будут путем мелкоузловой сборки, а попутно – повышать уровень локализации производства. При работе в одну смену завод способен выпускать 10 тыс. двигателей в год, при двухсменном режиме – вдвое больше.

В ноябре прошлого года на заводе состоялся пробный запуск производства. С тех пор было собрано более 780 двигателей. В планах до конца года – выпустить еще 500 моторов.

Большую часть моторов будут использовать при сборке автотехники МАЗ, однако около трети продукции могут экспортировать в страны СНГ и дальнего зарубежья. Все станции техобслуживания МАЗ в России, Украине и Беларуси готовы обеспечить их гарантийное и послегарантийное обслуживание. Ранее белорусские грузовики уже оснащали двигателями Weichai, и те себя хорошо показали в стране и за рубежом.

«Запуск нового моторного завода имеет большое значение для белорусского автопрома.

Теперь МАЗ сможет выпускать собственные дизельные двигатели, что позволит повысить эффективность производства и положительно отразится на себестоимости автотехники.

Важно, что партнерство с Weichai не ограничивается инвестициями: китайские партнеры привносят также новейшие технологии. Выпускаемые моторы будут одними из лучших по сочетанию цены и качества в странах СНГ», – отмечают в ОАО «МАЗ».

Предложение построить моторный завод в Беларуси впервые обсуждалось в 2016 году во время визита главы государства в Китай. Тогда был подписан меморандум о сотрудничестве. Проект получил одобрение и поддержку у председателя КНР Си Цзиньпина.

Параллельно в парке «Великий камень» строится завод по выпуску механических коробок передач. Его владельцем выступает совместное предприятие «Фаст-МАЗ», созданное ОАО «МАЗ» вместе с китайской компанией Shaanxi Fast Gear – «дочкой» Weichai. Завод построят к концу 2020 года, после чего под брендом «Фаст-МАЗ» планируется ежегодно собирать 10 тыс. коробок передач.

Моторный завод "МАЗ-Вейчай" в "Великом камне" открылся официально

Завод по производству двигателей ООО «МАЗ-Вейчай» официально открылся в Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень» в понедельник, 14 октября. Торжественная церемония ввода предприятия в эксплуатацию состоялась с участием премьер-министра Беларуси Сергея Румаса, сообщает БЕЛТА.

«Беларусь на протяжении уже 20 лет успешно сотрудничает с компанией Weichai. С 2014 года на Минском автомобильном заводе производится линейка востребованных грузовиков с двигателями этой компании экологического класса Евро-4 и Евро-5.

Созданы городской автобус и сотни модификаций автомобилей с коробками передач компании Shaanxi, которая входит в состав корпорации Weichai.

Новый этап нашего сотрудничества был формализован с подписанием меморандума по организации производства дизельных двигателей в Беларуси», — сказал премьер-министр.

Стоимость проекта — $20 млн, из них $14 млн — это инвестиции с китайской стороны.

Совместная компания ООО «МАЗ-Вейчай» создана двумя предприятиями-флагманами Беларуси и КНР — Минским автомобильным заводом и корпорацией Weichai. Строительство завода началось в апреле 2018 года, пробный запуск производства — уже в ноябре. С этого времени завод произвел опытно-промышленную партию двигателей.

«МАЗ-Вейчай» будет вести мелкоузловую сборку моторов стандартов Евро-5 и Евро-6 для грузовых автомобилей, спецмашин и автобусов. Производственная мощность при односменном режиме работы составит 10 тыс.

двигателей в год, при двухсменном режиме имеется возможность ее увеличения до 20 тыс. двигателей в год.

Предприятие обеспечит потребности не только белорусского автопрома, но и сможет поставлять продукцию на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья.

Кроме того, в июле текущего года в индустриальном парке «Великий камень» приступили к строительству белорусско-китайского завода по выпуску механических коробок передач. Для управления строительством и будущим заводом создано совместное предприятие — ООО «Фаст-МАЗ». Его учредителями выступили МАЗ и компания Shaanxi Fast Gear, входящая в холдинг Weichai. 

Стоимость проекта — $17 млн. Финансирование будет взаимным: 70% инвестирует китайская сторона, 30% — белорусская. Под будущий завод выделен участок площадью 3,3 га. 

Предприятие сможет выпускать свыше 10 тыс. коробок передач в год при работе в одну смену. Если спрос будет высоким, объемы производства можно будет удвоить. 

«Это следующий этап нашего сотрудничества. У нас нет сомнений, что новый проект также будет успешным, — добавил Сергей Румас. — Очень приятно, что наши китайские партнеры не останавливаются на этом. Обсуждается ряд идей по расширению сотрудничества в сфере производства отдельных узлов и агрегатов».

Автобизнес Фото ООО «МАЗ-Вейчай»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *