Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

Rusbase — 15 июля 2016 г

Я могу доверять незнакомцам больше, чем своим соседям. Скорее всего, вы тоже. Подробнее

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

Рбк — 5 июля 2016 г

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

Репутация онлайн: как новые отношения между людьми меняют лицо бизнеса. Подробнее

«Восточный округ» — 26 июня 2016 г

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

Дешево, весело, с ветерком! Что такое сервис BlaBlaCar.Подробнее

Cossa — 22 июня 2016 г

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

Cоздание сообщества вокруг бренда: опыт BlaBlaCar.Подробнее

Афиша Daily — 21 июня 2016 г

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

Как интернет учит нас больше доверять, чаще делиться и реже покупать. Подробнее

Москва 24 — 3 июня 2016 г

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

Автостоп XXI века: в чем преимущества райдшеринга.Подробнее

«Хайтек» — 10 мая 2016 г

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

Интервью А. Лазоренко: «Конкуренты появляются не реже, чем раз в месяц». Подробнее

РЖД-Партнер.ру — 26 апреля 2016 г

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

Пользователи BlaBlaCar в России за прошлый год сэкономили 2-8 тысяч рублей. Подробнее

«Главная тема» — 11 апреля 2016 г

Найди себе попутчика. Подробнее

Vc.ru – 29 марта 2016 г

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

BlaBlaCar введёт комиссию с пассажиров осенью 2016 года.Подробнее

Vc.ru – 14 февраля 2016 г

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

Колонка основателя BlaBlaCar Фредерика Маззеллы: ««Люди больше не хотят владеть, но хотят потреблять». Подробнее

Cnews – 05 февраля 2016 года

BlaBlaCar может в 4 раза увеличить загруженность платных дорог. Подробнее

«Про бизнес» — 3 февраля 2016 года

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ руководителя BlaBlaCar в России и Украине. Подробней

«Вечерняя Москва» — 28 января 2016 года

Меняю борщ на карниз. Экономика совместного потребления бережет бюджет. Подробнее

Колёса.ru – 18 января 2016 года

Путешествуй на Lada Vesta с «Колёса.ру» и BlaBlaCar.Подробнее

Компания — 17 января 2016 года

Как BlaBlaCar меняет транспортный рынок. Подробнее

Vc.ru – 22 декабря 2015 года

Не тимбилдингом единым: как BlaBlaCar решает проблемы роста компании. Подробнее

Нтв – 7 декабря 2015 года

Сюжет с отметки 29 мин. 20 сек. Смотреть

Rambler News Service – 16 ноября 2015 года

Интервью основателя BlaBlaCar Фредерика Маззеллы.Подробнее

«Эхо Москвы» — 15 ноября 2015 года

Основатель BlaBlaCar Фредерик Маззелла в программе «Точка» с Александром Плющевым. Подробнее

«Новая газета» — 15 ноября 2015 года

Интервью основателя BlaBlaCar Фредерика Маззеллы и регионального менеджера в России Алексея Лазоренко.Подробнее

«Коммерсантъ» – 9 ноября 2015 года

Интервью основателя BlaBlaCar Фредерика Маззеллы и регионального менеджера в России Алексея Лазоренко.Подробнее

Нсн – 20 октября 2015 года

Французы откроют россиянам секрет дешевых путешествий.Подробнее

Gagadget – 20 октября 2015 года

Алексей Лазоренко: «Совместное потребление накрывает нас как цунами». Подробнее

«Лайфхакер» – 12 октября 2015 года

Рабочие места: Алексей Лазоренко, руководитель BlaBlaCar в России и на Украине. Подробнее

«Свой бизнес» – 25 августа 2015 года

Интервью с основателем BlaBlaCar Фредериком Маззеллой.Подробнее

Рбк – 25 августа 2015 года

Сооснователь BlaBlaCar Николас Брюссон: «Россия во многом похожа на Европу». Подробнее

Собеседник.ru – 10 августа 2015 года

Глава BlaBlaCar: не даем водителям заработать. Подробнее

Rusbase – 6 августа 2015 года

Как компании BlaBlaCar удается быть glocal. Подробнее

Рбк – 21 июля 2015 года

Колонка Алексея Лазоренко: «Электричка до подъезда: зачем железнодорожники инвестируют в райдшеринг». Подробнее

AUTOGEEK – 10 июля 2015 года

Исследование TNS Sofres и BlaBlaCar: как совместные поездки влияют на безопасность дорожного движения.Подробнее

Газета.ru – 6 июля 2015 года

5 лучших приложений для автопутешественников. Подробнее

«Комсомольская правда» – 24 июня 2015 года

Проекты экономики совместного потребления, которые уже работают в России. Подробнее

The Village – 27 мая 2015 года

Надо делиться: Как новые сервисы меняют экономику.Подробнее

«Первый канал» (ТВ) – 25 мая 2015 года

Программа «Доброе утро». Экономный отпуск: как сэкономить на поездках во время отдыха. Подробнее

«За рулем» – 16 мая 2015 года

Россияне стали чаще путешествовать на попутных автомобилях. Подробнее

«Реальное время» – 8 мая 2015 года

Интервью Алексея Лазоренко о развитие райдшеринга в Татарстане. Подробнее

Roem.ru – 6 мая 2015 года

«Яндекс» разместил предложения BlaBlaCar в «Расписаниях».Подробнее

Slon – 6 мая 2015 года

Коллективный разум на проводе: как клиенты заменили компаниям техподдержку. Подробнее

«Цукерберг позвонит» – 22 апреля 2015 года

BlaBlaCar поглотил компанию Rides и вышел на рынок Мексики. Подробнее

Deutsche Welle — 17 апреля 2015 года

Перспективы долевой экономики: готовы ли россияне делиться? Подробнее

«Нетология» – 16 апреля 2015 года

Руководитель BlaBlaCar в России и Украине Алексей Лазоренко о безопасности поездок и борьбе с таксистами.Подробнее

«Секрет фирмы» – 15 апреля 2015 года

BlaBlaCar купил двух европейских конкурентов. Подробнее

«Рен-ТВ.Ростов» – 10 апреля 2015 года

Райдшеринг в Ростове-на-Дону. Подробнее

«Катань 24» (ТВ) – 9 апреля 2015 года

В Барнауле набирает популярность приложение по поиску попутчиков. Подробнее

«Деловой Квартал. Красноярск» – 9 апреля 2015 года

Деньги на дороге, или как заработать на потребности красноярцев экономить. Подробнее

«Горобзор» – 3 апреля 2015

Башкирия в тренде: попутчики платят за бензин. Подробнее

AppTractor – 25 марта 2015

Интервью Алексея Лазоренко: быть глобальным локально.Подробнее

Rb.ru – 10 марта 2015

  • Jump to my Jaguar: путешествие c BlaBlaCar из Москвы в Петербург на авто главы «Билайн». Подробнее
  • «100ТВ» – 6 марта 2015
  • Стремительно набирают популярность совместные покупки и развлечения. Смотреть

«Утро России» – 6 марта 2015

Совместные поездки меняют сложившуюся экономическую модель потребления. Начало с точки 33:38. Смотреть

«Пятница» ТВ– 5 марта 2015

Телеканал «Пятница» разобрался в секретах коллективной экономии. Начало с точки 4:42. Смотреть

Extrablog.su – 4 марта 2015

В России растет число любителей райдшеринга. Знакомство с сообществом Санкт-Петербурга.Подробнее

«Российская газета» – 17 февраля 2015

Как интернет помогает людям экономить на товарах и услугах. Пример города Ростов-на-Дону. Подробнее

Roem.ru – 11 февраля 2015

Если отменить пригородные поезда во Франции. Колонка руководителя компании в России и Украине Алексея Лазоренко. Подробнее

«Вести-Москва» – 8 февраля 2015

Видеосюжет о работе сервиса BlaBlaCar. Смотреть

«Деловой квартал» – 3 февраля 2015

Ростов-на-Дону вышел на первое место по числу пользователей райдшеринга. Подробнее

«Электрогазета.рф» – 30 января 2015

В Башкирии набирает обороты райдшеринг. Подробнее

«Цукерберг позвонит» – 27 января 2015

Год работы BlaBlaCar в России. Колонка руководителя компании в России и Украине Алексея Лазоренко. Подробнее

«Комсомольская правда» – 19 января 2015

Сыктывкарцы рассказали, как они, используя сервис BlaBlaCar, путешествуют дешево и весело. Подробнее

Cnews – 14 января 2015

BlaBlaCar начал работать в Индии. Подробнее

«Бизнес-журнал» — 23 декабря 2014

Традиционный бизнес столкнулся с неожиданными конкурентами — он-лайн платформами, которые позволяют частным лицам пользоваться товарами и услугами сообща. Подробнее

iGuides.ru – 23 декабря 2014 г

Детальный обзор приложения BlaBlaCar. Подробнее

«Ъ-Деньги» – 22 декабря 2014 г

Может ли у кризиса быть положительная сторона? Для сервисов, работающих по модели P2P (пользователь – пользователю) кризис – это время роста. Подробнее

Нтв – 13 декабря 2014 г

В популярной программе «Центральное телевидение» была поднята проблема экономных путешествий. Сюжет с участием BlaBlaCar смотреть с точки 41 мин. 14 сек. Подробнее

«Секрет фирмы» – 4 декабря 2014 г

BlaBlaCar в рейтинге ТОП-3 самых ярких стартапа 2014 года.Подробнее

«Ведомости» – 4 декабря 2014 г

Большое интервью основателя BlaBlaCar Фредерика Мазеллы. Подробнее

Тв «санкт-петербург» — 3 декабря 2014 г

В эфире программы «Беседка» Алексей Лазоренко рассказывает о бюджетных поездках. Подробнее

Slon – 2 декабря 2014 г

BlaBlaCar в подборке 10 «необычных» стартапов, привлекших многомиллионные инвестиции. Подробнее

Appintor – 1 декабря 2014 г

Как появилась BlaBlaCar стоимостью 1,6 млрд долларов — «Жажда» — бизнес-журнал

Более 45 миллионов пользователей в 22 странах мира отдают предпочтение именно таким поездкам, в которых можно найти себе попутчика и доехать «от подъезда до подъезда», причем с самыми небольшими затратами, как финансовыми, так и физическими.

Не без оснований – это дешевле, комфортней и быстрее, чем на любом другом виде транспорта. BlaBlaCar – не «новая молодежная фишка» XXI века, а полезный инструмент для людей любого возраста, независимо от рода их деятельности и положения в обществе.

Российский райдшеринг: как все начиналось

История BlaBlaCar началась в России, но изначально сервис назывался «Подорожники». Он был запущен в 2010 году в Киеве Алексеем Лазоренко, Олегом Сербиным и Андреем Бондарем.

Алексей Лазоренко: «Я ехал на своем автомобиле по городу, была плохая погода. Заметил, что на остановке стоит много людей в ожидании автобуса. Тогда я подумал, что мог бы кого-нибудь из них подвезти, ведь нам наверняка с кем-то по пути.

И меня буквально осенило! Как много людей в городе, которые в одиночку ездят на своих автомобилях, но могли бы подвозить случайных горожан, с которыми им по пути.

Это позволило бы, с одной стороны, разгрузить общественный транспорт, с другой – упростить жизнь пассажирам, с третьей – автовладельцы могли бы таким образом отбивать свои расходы на топливо».

В «Подорожниках» Олег отвечал за разработку, Алексей – за маркетинг и продвижение, а Андрей курировал дизайн. Ребята не знали о существовании подобных сервисов в Европе.

Для них это было чем-то совершенно новым и уникальным.

Представьте себе их удивление, когда вскоре после начала работы над проектом они узнали, что у таких поездок на Западе даже есть свое название – райдшеринг или карпулинг.

Читайте также:  Образец запроса котировок (шаблон)

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

Дорога из «Подорожников» в BlaBlaCar

«Подорожники» были запущены как хобби с перспективой на бизнес. Алексей, Олег и Андрей имели основную работу, а проектом занимались по совместительству – вкладывали свои средства, не привлекая наемных сотрудников.

Алексей Лазоренко: «Подорожники» не приносили денег, и приходилось заниматься проектом в свободное время как хобби.

Мы были заинтересованы в инвестициях, чтобы, с одной стороны, иметь возможность сконцентрироваться на развитии продукта, с другой стороны – вкладываться в маркетинг.

Поэтому я активно искал деньги, участвовал в разных конференциях и других мероприятиях, где потенциально мог познакомиться с инвестором».

Первым (и единственным) инвестором стал Аркадий Морейнис. Он вложил в проект 100 тысяч долларов, и этих денег было достаточно, чтобы разработчики могли оставить основную работу и полностью погрузиться в свой новый проект. Морейнис помогал ребятам не только финансово – он был настоящим ментором.

Алексей Лазоренко: «Мы хотели из сервиса по поиску попутчиков сделать швейцарский нож: впихнуть туда все, что только можно. Аркадий же вправлял нам мозги, объясняя базовые истины. Он говорил, что важно держать фокус и оставаться простыми. Почему-то тогда мы этого не понимали».

Через полгода стало понятно, что необходимы дополнительные источники финансирования для роста и развития. Алексей начал обращаться в различные фонды России, Европы и даже Америки. Через месяц пришел ответ из Accel Partners: партнер фонда рассказал о похожем французском сервисе Covoiturage.fr и предложил пообщаться с основателями этого сервиса, чтобы скооперироваться.

Месяц спустя Covoiturage.fr был переименован в BlaBlaCar. Всем было очевидно, что единственная возможная форма партнерства – слияние.

У ребят не было цели продавать сервис «Подорожники», но сотрудничество помогло бы выйти на совершенно новый уровень – это понимали все. Для европейцев же это было авантюрой – они почти не имели представления о российском рынке.

Но, с другой стороны, почти 200 миллионов человек, правильная география городов и относительно низкое качество междугороднего транспорта открывали колоссальные перспективы.

Переговоры шли около 9 месяцев. BlaBlaCar долго изучал данные, цифры, динамику – создателям пришлось раскрыть европейским партнерам все секреты и поверить на слово. Уверенности в том, что они не обманут и не воспользуются раскрытой информацией, не было.

Оказалось, что европейцам можно доверять на 100% – они строили честный и красивый бизнес. В феврале 2014 года BlaBlaCar официально вышел на территории России и Украины за счет поглощения сервиса «Подорожники». Сумма сделки осталась в тайне.

Ошибки в любом случае приводят к успеху

По мнению Алексея, опыт, в том числе негативный, – это важный итог работы. Изначально «Подорожники» задумывались как способ совершать поездки как внутри города, так и между.

Но сегодня BlaBlaCar – это исключительно междугородние поездки. Дело в том, что организация внутригородских совместных поездок плохо уживается в рамках BlaBlaCar – поведение людей сильно отличается.

Изначально это было тяжело понять, и ребята долго барахтались с ненужным грузом.

«Подорожники» и BlaBlaCar также экспериментировали с работой в B2B-сегменте, создавая для крупных компаний коробочные корпоративные райдшеринговые сервисы. Но от этой идеи пришлось отказаться, потому что она плохо масштабируется и требует много человеческих ресурсов.

В силу того, что BlaBlaCar является пионером на рынке райдшеринговых сервисов, многие важные знания можно было получить только путем собственных проб и ошибок.

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

Масштабы и особенности

Сегодня BlaBlaCar работает в 22 странах, но только в странах Западной Европы сервис монетизирован и приносит прибыль. Основная цель компании – активный рост, а не чистая прибыль. Все деньги, которые приносит проект, реинвестируются в рост и развитие самого сервиса. За десять лет было привлечено около 320 миллионов долларов инвестиций. Сегодня компания оценивается в 1,6 млрд долларов.

BlaBlaCar дает возможность выгодно и удобно путешествовать миллионам людей по всему миру, не имея при этом ни одного собственного транспортного средства или нанятого водителя.

Алексей Лазоренко: «Это просто невероятно, когда с помощью интернета и вовлеченных в сообщество единомышленников формируется целая индустрия, которая постепенно форматирует всю дорожно-транспортную систему, делая ее более разумной и эффективной.

Люди имеют возможность больше путешествовать за очень разумные деньги и в комфортных условиях. Стоимость поездки рассчитывается исходя из расходов на бензин.

Водитель с 2-3 пассажирами практически полностью окупает затраты на бензин, а пассажир при этом тратит меньше денег на поездку с попутчиком, чем на поезде или на автобусе».

Благодаря специальным иконкам можно узнать об отношении попутчиков к курению, к музыке, домашним животным, коммуникабельности (bla, blabla и blablabla).

Также попутчики публикуют свои фотографии, оставляют краткую информацию о себе, привязывают профиль соцсетей, что позволяет видеть степень коммуникабельности человека.

После поездки попутчики ставят друг другу оценки и оставляют отзывы. Таким образом, по отзывам, оценкам и прочей информации можно легко определить, комфортно ли будет ехать с конкретными людьми. Занятно, что девушки-водители могут скрыть свои предложения о поездках от мужчин и путешествовать только в женской компании. BlaBlaCar – это не автостоп и не такси.

Алексей Лазоренко: «Несмотря на кажущееся сходство, BlaBlaCar принципиально отличается от автостопа, поскольку вы знаете, с кем, когда и за сколько вы будете ехать. В автостопе же все эти важные параметры неизвестны до момента самой поездки, которая тоже не гарантирована.

Поэтому в этом плане сервис имеет куда больше общего с общественным транспортом. Такси – это внутригородской транспорт, а BlaBlaCar – междугородний. В такси водитель оказывает услугу, чтобы заработать.

Благодаря нашему сервису водитель лишь частично компенсирует расходы, позволяя пассажирам присоединиться к своей поездке, которую он совершит в любом случае, с попутчиками или без».

Развитие бизнеса

Аналоги сервиса регулярно появляются по всему миру, но это всего лишь банальные копии BlaBlaCar. Алексей говорит, что молодые разработчики просто копируют все функции, вплоть до фирменных иконок.

На момент выхода BlaBlaCar в России помимо «Подорожников» работало еще около 5 райдшериговых сервисов, но они постепенно угасли.

Алексей Лазоренко: «Из серьезных конкурентов можно выделить появившийся в начале прошлого года Boombilla, который, к сожалению, не смог занять существенной доли даже за счет серьезных инвестиций. И запустившийся в начале этого года сервис от Mail.ru Group – BeepCar.

У этого сервиса больше шансов, потому что, как мы видим, денег на раскрутку они не жалеют и в буквальном смысле заливают весь Рунет своей рекламой. Но финансы – далеко не единственный инструмент, необходимый для качественного развития райдшеринга. Важно суметь построить сообщество надежных пользователей с репутацией, которая создается не быстро.

Именно такие пользователи формируют качественный опыт и позволяют сервису расти органически».

В конкуренции есть свои плюсы, по мнению Алексея и его команды. Когда в одиночку приходится развивать рынок райдшеринга, создавая его с нуля, и при этом есть конкуренция и другие игроки, то работать становится проще. BlaBlaCar настолько популярен, что Mail.ru Group, раскручивая свой сервис, повышают популярность BlaBlaCar.

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

Персонал

Секрет управления в BlaBlaCar прост – нужно нанимать в компанию лучших из лучших специалистов, мотивированных на результат. Важно давать возможность проявить себя, а не просто рассказывать, как делать работу. Сотрудники, которые имеют возможность реализовываться в рамках поставленных задач, работают предельно эффективно.

Алексей Лазоренко: «Доверие – краеугольный камень для BlaBlaCar как для сервиса и как для компании, в которой трудятся люди. Нужно нанимать таких сотрудников, которым ты можешь полностью доверять, тогда работа будет эффективной».

Кадры, действительно, решают все. В московском и киевском офисах работает всего 15 человек, и это, по мнению Алексея, идеальная команда.

Алексей Лазоренко: «На каждую вакансию было не менее сотни откликов. Очень важно не жалеть времени на тщательное изучение всех кандидатов, которые прошли наши первые фильтрационные воронки.

Помимо проверки профессиональных качеств, важно познакомиться с жизненной позицией человека: разделяет ли он наши ценности, впишется ли в коллектив, драйвит ли его идея шеринга.

Все это требует много усилий и времени, но возврат таких инвестиций происходит быстро».

На первый взгляд, BlaBlaCar кажется довольно простым продуктом. Но, как правило, чем проще и незаметнее сервис или технологический гаджет, тем больше за этим стоит инженерной мысли и труда. Мир сегодня меняется очень быстро.

Каждый день появляются новые технологии, конкуренты, меняется правовое поле, привычки и поведение пользователей.

Алексей считает, что нужно уметь видеть всю эту картину целиком и соответствующим образом адаптировать свою стратегию развития.

Алексей Лазоренко: «Принцип BlaBlaCar – бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте – сейчас актуален, как никогда».

Маркетинг, коммуникации, продакт-менеджмент, программная разработка, правовое поле многих стран, бизнес-девелопмент, CRM и поддержка пользователей, финансы, страхование, HR – все это важные блоки, обеспечивающие прочный фундамент любой крупной компании. Индустрия райдшеринга очень молодая, и опытных специалистов здесь сейчас не может быть по определению. Те ребята, которые сегодня работают в BlaBlaCar и других немногочисленных сервисах, завтра будут абсолютными экспертами в этой сфере.

Читайте также:  Какие зарплаты предлагают ИТ-специалистам в Беларуси и России сейчас

Достижения

Во всех странах Западной Европы BlaBlaCar стал реальной альтернативой автобусам и поездам – появился новый вид по-настоящему общественного транспорта. Само общество обеспечивает развитие новой эффективной транспортной сети.

Алексей Лазоренко: «Постепенно и в нашей стране райдшеринг переходит из разряда нишевого, молодежного способа поездок в массовый, понятный и удобный способ путешествий. Сегодня все крупные города и страны на расстоянии до 1000 км вокруг себя покрыты плотной сеткой маршрутов автовладельцев, которые пользуются нашим сервисом».

Вопреки общественному мнению BlaBlaCar активно пользуются и люди старшего возраста, и мамы с детьми, и состоятельные граждане, для которых важнее не финансовый стимул, а социальный или даже экологический.

Цель, которую ставит для себя BlaBlaCar, как организация – цементировать успех на существующих рынках, продолжая рост и развитие самого сервиса. Он будет еще проще, удобнее, функциональнее.

Алексей Лазоренко: «Перспективы для отрасли очевидны – райдшеринг будет набирать популярность. Уже через несколько лет каждый из нас будет иметь в своем мобильном телефоне приложение, которое позволит в считанные минуты найти попутный автомобиль для совершения междугородной поездки от двери до двери за очень разумные деньги».

Уже сейчас на сервисе есть миллионы пользователей с десятками отзывов от других попутчиков (водителей и пассажиров), по которым можно определить, будет ли комфортно ехать с тем или иным человеком. Через несколько лет этой информации будет еще больше, а значит, выбирать себе попутчиков будет еще проще, надежней и интересней.

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

BlaBlaCar в цифрах и фактах

  • Дата запуска проекта
  • 2006 год.
  • Привлеченные инвестиции
  • 320 млн долларов.
  • География
  • 22 страны мира.
  • Количество пользователей по всему миру
  • 45 млн человек.
  • Средняя длина поездки
  • 500 км.
  • Средняя стоимость поездки
  • 500 рублей.
  • Штат
  • 550 человек (включая 15 в России и Украине).
  • Количество скачиваний мобильного приложения
  • 21 млн раз.
  • Стоимость компании
  • 1,6 млрд долларов.
  • Сайт
  • blablacar.ru
  • Страница «ВК»
  • vk.com/blablacar_ru
  • Страница «ФБ»

Глава BlaBlaCar Николас Брюссон — о влиянии пандемии на шеринг :: РБК Тренды

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

BlaBlaCar

РБК Тренды поговорили с Николасом Брюссоном, СЕО и сооснователем BlaBlaCar о перезапуске платформы, новых проектах и будущем шеринга

О том, как BlaBlaCar переживает пандемию

Пандемия коронавируса стала глобальным явлением. Везде боролись с ее распространением более-менее похожими методами. И мы в BlaBlaCar в разных странах применяли тоже единые подходы — мы просто на какое-то время приостановили работу разных платформ, чтобы ограничить передвижения людей. Не одновременно везде, но в зависимости от текущей ситуации в каждой из стран нашего присутствия.

Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону. Правительства европейских стран снимают ограничения на передвижение, и мы тоже начинаем постепенно возобновлять свою работу. В Западной Европе мы начали работать несколько дней назад. С 3 июня перезапустили платформу и в России.

Однако, с учетом новой реальности перезапуск платформы идет постепенно, с соблюдением требуемых мер безопасности. Все пользователи обязаны соблюдать эпидемиологический режим, установленный региональными органами государственной власти по маршруту совместной поездки.

Помимо этого, мы запустили функцию, которая позволяет водителю брать только одного пассажира на заднее сиденье. Также мы сократили число доступных мест для бронирования до четырех (раньше было пять).

Мы напоминаем нашим пользователям соблюдать меры предосторожности: не путешествовать при симптомах ОРВИ, обязательно носить защитные маски и перчатки, соблюдать дистанцию, не здороваться за руку и т.д.

Такие глобальные кризисы непредсказуемы, поэтому быть полностью к ним готовым нельзя.

Однако мне удалось построить устойчивый к кризису бизнес, потому что в своей карьере я не раз с ними сталкивался и, в целом, понимал, как это бывает.

Но, что правда, то правда, никто не ожидал, что в этот раз ситуация будет настолько драматичной, что полностью остановится общественный транспорт и закроются целые страны.

Мы пережили этот кризис достаточно легко благодаря одному из принципов BlaBlaCar — Be lean, go far. Это в том числе означает необходимость всегда быть экономным и даже в спокойные времена фокусироваться только на своих целях.

Поэтому кризис мы встретили во всеоружии. Также важно понимать, что с финансовой точки зрения не сопоставимы расходы по приостановке карпулингового сервиса (IT-платформы) и классической транспортной компании, у которой есть парк автомашин и т.д.

Нам, конечно же, это было сделать гораздо менее затратно.

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

BlaBlaCar

Известно, что после кризиса открываются новые возможности.

На прошлой неделе мы, например, объявили о партнерстве с компанией Voi Technology — теперь жители Франции смогут взять в прокат скутер BlaBla Ride, чтобы доехать до места встречи с попутчиками или после поездки доехать до дома.

Таким образом, мы расширяем свою мультимодальность в сторону микромобильности. Правда, пока BlaBla Ride работает только во Франции. Возможно, будем переносить этот опыт и на другие страны, но пока конкретных планов на этот счет нет.

Кроме того, любой кризис — это отличное время для инноваций. Прямо во время пандемии мы запустили BlaBlaHelp, который позволяет помогать нуждающимся людям с доставкой товаров первой необходимости. Больше 35 тыс. человек зарегистрировалось на сервисе. Он продолжит работать, потому что до окончания кризиса будут люди, которые нуждаются в помощи.

О проекте Busfor в России

Busfor — это крупнейший в России онлайн-дистрибьютор автобусных билетов.

После начала пандемии мы приостановили его работу, а сейчас вновь запускаем, потому что регионы России один за одним снимают ограничения на передвижение, общественный транспорт вновь начинает работать.

Люди снова могут купить билеты на автобус на обеих платформах — Busfor и BlaBlaCar. Мы продаем билеты только официальных перевозчиков, которые обязаны исполнять требования региональных властей по санитарной обработке салона.

Благодаря кризисам очень быстро происходят перемены, которые в ином случае могли занять годы. В этот раз, думаю, самый яркий пример — это адаптация офисных сотрудников к удаленной работе.

Однако, я совершенно уверен, что индустрия шеринга будет играть ключевую роль в восстановлении экономики.

В основе ее популярности лежат более глубинные вещи — смена парадигмы потребления, которая предполагает отказ от владения вещами в пользу их потребления. Этот кризис только усилил позиции шеринга.

Например, люди, которые взяли автомобили в кредит, два месяца должны были платить ренту, хотя им запрещено было выезжать со двора.

Точно также этот кризис не может изменить привычки людей путешествовать и посещать родственников. Поэтому BlaBlaCar точно ничего не угрожает. Более того, с учетом того, что карпулинг позволяет экономить на поездках и ограничивает число социальных контактов, я думаю, что BlaBlaCar сыграет свою важную роль в помощи людям вновь начать безопасно путешествовать.

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

BlaBlaCar

Я думаю, что шеринговая экономика пострадала пропорционально глобальной экономике. Но как только глобальная экономика восстановится до предкризисных показателей, в это же время восстановится и шеринговая.

Я не исключаю, что шеринговая экономика может восстановиться даже быстрее, потому что кризисные времена заставляют людей экономить и более ответственно относиться к покупкам, а это как раз те вещи, которые стимулируют ее развитие.

Больше информации и новостей о трендах шеринга в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Как компании BlaBlaCar удается быть glocal | Rusbase

Элис, как вы пришли в BlaBlaCar?

Я присоединилась к компании в сентябре 2011 года. Знакомый знакомого работал в BlaBlaCar, и как-то раз он рассказал мне о вакансии в проекте. Я тогда только окончила бизнес-школу и искала работу.

BlaBlaCar тогда еще не был таким крутым проектом, как сейчас, а сотрудников было человек 15. Я знала, что хочу работать в маленькой динамично растущей компании, и мне хотелось делать что-то важное, полезное для общества.

А райдшеринг полезен и с экономической стороны, и со стороны окружающей среды.

В сентябре 2011 года BlaBlaCar присутствовал только во Франции, Испании и запускался в Великобритании. Я присоединилась к французской команде, отвечающей за коммуникации.

Потом мы начали запускаться в новых странах: Италия, Польша.

В это время у нас не было никого, кто бы отвечал за взаимодействие команд между странами — мы обменивались знаниями по email или при помощи каких-то более неформальных способов.

Мы подумали, что нам нужен человек, который будет делать так, чтобы координация между командами в разных странах помогала им работать эффективнее. Тогда было принято решение, что я буду заниматься такой координацией.

Честно говоря, я не знала, с чего начать. Сначала просто общалась со всеми командами, чтобы понять, как мы можем быть полезными друг для друга. Потихоньку мы начали координировать различные вещи, и координирующая команда тоже начала расти — сейчас нас около десяти человек. Наш отдел называется Global communications team.

По теме: Сообщество BlaBlaCar достигло 20 млн человек

С чего начинается ваша работа, когда новая страна присоединяется к BlaBlaCar?

Во-первых, нужно нанять людей в местную команду. Я общаюсь с теми, кто станет частью команды по коммуникациям. Затем я должна передать им необходимые знания и данные по работе.

Новые сотрудники приезжают на неделю в Париж, на так называемый On-boarding, где мы стараемся дать им столько информации, сколько возможно, — о том, как BlaBlaCar работает, какие у нас принципы, обсуждаем планы и стратегии для запуска. Мы сами (Global communications team) едем в новую страну, чтобы контролировать запуск.

Иногда BlaBlaCar покупает какие-то компании и внедряет их команды. Сложнее ли принимать такую команду?

Читайте также:  Декларация соответствия на продукцию в рамках 44-фз и 223-фз

Когда мы приобретаем компанию, мы должны знать, что команды поладят. Недавно мы приобрели мексиканскую Rides — мы бы не стали этого делать, если бы там было совершенно другое мышление касательно райдшеринга.

Самое важное — слушать местную команду и понимать то, как они работают. В любом случае они знают особенности своего региона лучше, чем мы. Чаще всего компании, которые мы приобретаем, рады присоединению. Они знают, что у нас больше ресурсов, а обмен опытом с другими странами — это возможность выйти на новый уровень.

Как устроен бизнес на шеринге – рассказ топ-менеджера blablacar

Мексиканская команда BlaBlaCar с основателями компании

В чем заключается ваша работа каждый день?

Во-первых, внутри «коммуникейшен тим» у нас есть еженедельные скайпколлы с другими странами.

Еженедельно две страны рассказывают остальным, что они сделали и что запланировали на будущее — мы это называем CommCall. Таким образом каждая страна в курсе того, что происходит в других.

И иногда возникают такие обсуждения: «О, вот над чем вы работаете! У меня есть вопрос, потому что я тоже хочу сделать так…».

Есть также еженедельные онлайн-митинги всех сотрудников компании. Они называются BlaBlaTalk. Одна из команд (техническая команда, маркетинговая, команда по работе с клиентами или др.) делает презентацию о своей работе и рассказывает остальным.

Каждую 7-8 неделю команда по коммуникациям делает общую презентацию для компании (в рамках BlaBlaTalk).

У нас также есть BlaBlaWiki — сайт, похожий на «Википедию», но только для сотрудников. Когда мы накапливаем знания о том, как правильно делать тот или иной шаг, мы подталкиваем команду написать короткий сценарий. Например, «мы решили партнериться с футбольным клубом, мы им предложили то, они нам дали это, такие были результаты» и т.д.

У нас также есть страница в интернете, которая называется BlaBlaShare, где каждый желающий может просто поделиться какими-нибудь своими успехами. Пиарщики могут рассказать про интересные публикации.

HR — про новых сотрудников, айтишники — про какие-то новые разработки и т.д. А под этими постами, естественно, завязывается общение в х.

Эта страница соответствует нашей заповеди Share more, learn more («Делись своими знаниями и учись у других»).

По теме: Чем похожи французская и российская стартап-экосистемы

Два раза в год у нас проходит International Week (IW), когда все прилетают в Париж. В эти недели мы проводим брейнстормы, креативные сессии — все вместе определяем, каким BlaBlaCar должен быть в глазах людей.

А еще у нас есть программа BlaBlaBreak, когда мы все вместе отдыхаем — в этом году ездили кататься на лыжах в Альпы. Обычно BlaBlaBreak проходит в конце одной из наших International Week.

После всех конференций и собраний утром в пятницу уезжаем на три дня.

Идея не только в том, чтобы поддержать командный дух, но и в том, что мы хотим сказать спасибо сотрудникам за то, что каждый из них усердно работает и вкладывает много энергии в проект.

Про новые рынки

Какие страны были наиболее далеки от вашего способа мышления?

Европейские страны достаточно похожи между собой. А вот в Индии, Мексике и России, конечно, есть отличия. Самая большая сложность для такой компании, как BlaBlaCar — найти баланс между глобальным и локальным. Ты должен положиться на компетентность местной команды. И если они говорят тебе, например, что это не сработает в России — нужно верить.

Сколько времени вам требуется, чтобы понять новую культуру, новую ментальность?

Не буду заявлять, что я эксперт во всех культурах. Единственные, кто понимает культуру — это люди из этой страны.

Когда мы запускались в Индии — мне, например, рассказали, что тут можно попасть на поезд, только если ты заранее купил билет. Я решила прокатиться на выходных и попросила моего коллегу забронировать билеты.

Я думала, что за две-три недели — это и есть «заранее». А он сказал, что теперь я в листе ожидания — каждый день я проверяла список, но так и не получила билет.

Только с опытом, я узнала, что такое «заранее» в Индии.

Если ты тут не живешь — то все равно до конца не поймешь местную культуру.

Какое отличие вы видите в российской ментальности касательно райдшеринга?

В Европе для людей привычно путешествовать по своей стране и даже в соседние. Но Россия — очень большая. Вряд ли люди воспользуются райдшерингом, чтобы добраться из западной части страны в восточную. В России люди чаще ищут попутчиков внутри регионов. На других рынках у нас таких огромных территорий нет.

Второе отличие — это способы общения, например, соцсеть «ВКонтакте». Мы привыкли использовать англоязычные сети во всех странах, но в России многие не говорят по-английски.

Так что пришлось адаптироваться. Например, российская команда объяснила мне, что наш аккаунт в Instagram на английском языке не будет здесь популярен, и что нужен контент именно на русском.

Так мы завели Instagram отдельно для России.

Фредерик Маззелла (BlaBlaCar): «Россия — рынок №1. Но бизнес-модели для него нет»

— В России ни водители, ни пассажиры не платят BlaBlaCar. А, например, во Франции и даже в Польше — платят. Когда это изменится?

— А вы что, недовольны? (Смеётся.)

— Нет, это здорово, конечно. Но всё равно хочется знать, что вы планируете.

– Да… BlaBlaCar до сих пор бесплатен в России, хотя мы инвестировали €10 млн. У нас есть несколько разных бизнес-моделей, которые мы применяем в других странах. Так что получается, что другие страны платят за Россию. Мы планируем, что это когда-то изменится, но определённую бизнес-модель ещё не выбрали — пока можете наслаждаться бесплатным сервисом.

Бизнес-модель BlaBlaCar в Польше отличается от бизнес-моделей в Испании и Франции, и они все отличаются от бизнес-моделей в Германии и Италии (о том, как они устроены, читайте здесь). Обычно мы приспосабливаемся к привычкам населения. Что и когда мы решим внедрять в России, я пока вам не могу сказать. Но рано или поздно, конечно, это произойдёт.

— Этой зимой «Яндекс» запустил бета-версию своего карпулингового сервиса, который называется «Яндекс.Попутка». Вы что-то слышали нем?

— Я помню, что был запуск, но никто ничего не слышал об этом сервисе с февраля. Он может стать, а может и не стать конкурентом для нас. У нас очень мало информации об этом сервисе. А у вас?

— И у нас. Я подумала, вдруг вы что-то знаете.

— Нет, мы, как и вы, не знаем.

— Если вы на русском языке загуглите BlaBlaCar, найдёте много не самых позитивных новостей о людях, использовавших ваш сервис. Были смертельные аварии, были случаи, когда люди пропадали без вести. Сервис несёт ответственность за такие случаи?

— Мы создаём комьюнити, в котором люди зарабатывают репутацию, отражающуюся в рейтинге. Рейтинг и отзывы — наш основной способ контроля. У нас работают люди, которые мониторят рейтинги и отзывы. В случае чего они отправляют водителям предупреждения или блокируют их. Это происходит каждый день.

Мы проводили исследования, и у нас есть доказательства, что карпулинг на самом деле делает дороги безопаснее. Как вы, наверное, знаете, одна из главных причин аварий на трассах по всему миру — заснувшие водители. 83% российских водителей сказали нам, что с попутчиками они чувствуют себя бодрее, им меньше хочется спать.

82% водителей сказали, что ездят более аккуратно и аккуратнее соблюдают правила дорожного движения, когда едут с кем-то. Они знают, что нарушение правил повлияет на их рейтинг в сервисе.

Благодаря рейтингу мы достигли высокого уровня безопасности. Но вы правы, нам есть к чему стремиться.

— С момента основания BlaBlaCar был сфокусирован на экспансии, но сам продукт долгое время не менялся. Какие сейчас у вашей компании основные цели и задачи?

— Мы растим сообщество. Чем больше людей используют наш сервис, тем удобнее он становится. Так работает любой маркетплейс. Чтобы пассажирам и водителям было удобнее найти друг друга, мы улучшаем алгоритмы поиска. Рост сообщества и улучшение поисковых алгоритмов — наши приоритеты.

У «Секрета фирмы» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

Фотография на обложке: BlaBlaCar

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *