Какие изменения могут появиться в Налоговом кодексе-2018: комментарии экспертов

Какие изменения могут появиться в Налоговом кодексе-2018: комментарии экспертов

Федеральный закон
№286-ФЗ от 30.09.2017

О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса российской федерации и отдельные законодательные акты российской федерации

  • Принят
  • Государственной Думой
  • 22 сентября 2017 года
  • Одобрен
  • Советом Федерации
  • 27 сентября 2017 года
  • Статья 1 

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст.

3413, 3429; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; 2003, N 1, ст. 2, 6; N 23, ст. 2174; N 28, ст. 2886; N 46, ст. 4435; N 52, ст. 5030; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3517, 3520; N 41, ст. 3994; N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 30; N 24, ст. 2312; N 30, ст. 3118; N 52, ст. 5581; 2006, N 31, ст. 3436, 3443, 3450; N 45, ст. 4627; 2007, N 1, ст. 31, 39; N 22, ст.

2563; N 31, ст. 3991, 4013; N 46, ст. 5557; N 49, ст. 6045, 6071; N 50, ст. 6237, 6245; 2008, N 27, ст. 3126; N 30, ст. 3614, 3616; N 48, ст. 5519; N 49, ст. 5723; N 52, ст. 6237; 2009, N 1, ст. 21, 31; N 11, ст. 1265; N 29, ст. 3598; N 48, ст. 5711, 5731, 5733; N 51, ст. 6153, 6155; N 52, ст. 6455; 2010, N 15, ст. 1737; N 19, ст. 2291; N 31, ст.

4198; N 32, ст. 4298; N 47, ст. 6034; N 48, ст. 6248; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 7, 9, 21, 37; N 11, ст. 1492; N 23, ст. 3265; N 24, ст. 3357; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4575, 4583, 4587, 4593, 4596, 4597, 4606; N 45, ст. 6335; N 47, ст. 6610, 6611; N 48, ст. 6729, 6731; N 49, ст. 7016, 7037; 2012, N 19, ст. 2281; N 25, ст.

3268; N 27, ст. 3588; N 41, ст. 5527; N 49, ст. 6749, 6751; N 53, ст. 7596, 7603; 2013, N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3444; N 30, ст. 4046, 4048, 4081; N 40, ст. 5033, 5037, 5038; N 44, ст. 5646; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6985; 2014, N 8, ст. 737; N 14, ст. 1544; N 16, ст. 1835, 1838; N 19, ст. 2313, 2321; N 26, ст. 3373, 3393; N 30, ст. 4220; N 40, ст.

5315; N 45, ст. 6157; N 48, ст. 6647, 6657, 6660, 6661, 6663; 2015, N 1, ст. 13, 16, 18, 32; N 10, ст. 1402; N 24, ст. 3377; N 48, ст. 6685, 6687, 6688, 6691, 6692, 6694; 2016, N 1, ст. 16, 18; N 7, ст. 920; N 15, ст. 2064; N 18, ст. 2504; N 22, ст. 3092; N 27, ст. 4175, 4176, 4182, 4184; N 49, ст. 6844; 2017, N 15, ст. 2131; N 30, ст.

4446, 4449; N 31, ст. 4803) следующие изменения:

  1. 1) в пункте 1 статьи 251:
  2. а) подпункт 3.4 изложить в следующей редакции:
  3. «3.4) в виде невостребованных участниками хозяйственного общества или товарищества дивидендов либо части распределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества, восстановленных в составе нераспределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества;»;
  4. б) дополнить подпунктом 3.7 следующего содержания:
  5. «3.7) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации;»;
  6. в) подпункт 37 дополнить словами «, за исключением платы концедента по концессионному соглашению, полученной в виде денежных средств»;
  7. г) подпункт 55 изложить в следующей редакции:

«55) в виде безвозмездно полученных услуг, являющихся предметом сделок, указанных в подпункте 6 пункта 4 статьи 105.14 настоящего Кодекса.»;

  • 2) в статье 259.3:
  • а) подпункт 4 пункта 1 после слов «к объектам» дополнить словами «(за исключением зданий)»;
  • б) пункт 2 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
  • «4) в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством Российской Федерации.»;
  • 3) пункт 1 статьи 264 дополнить подпунктом 48.9 следующего содержания:
  • «48.9) средства, перечисленные в бюджет субъекта Российской Федерации на основании соглашений (договоров) о безвозмездных целевых взносах, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;»;
  • 4) пункт 4.1 статьи 271 дополнить абзацем следующего содержания:
  • «Плата концедента по концессионному соглашению, полученная в виде денежных средств, признается в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для учета субсидий.»;
  • 5) в наименовании статьи 277 слова «в качестве имущественного взноса Российской Федерации» заменить словами «, в качестве имущественного взноса Российской Федерации в государственные корпорации»;
  • 6) статью 343 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. При применении налогоплательщиком налогового вычета, установленного статьей 343.

3 настоящего Кодекса, сумма налога, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с настоящей статьей по итогам налогового периода по газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья, добытому на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море, уменьшается на величину указанного налогового вычета.»;

7) дополнить статьей 343.3 следующего содержания:

«Статья 343.3. Порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, добытого на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море

1.

Налогоплательщик в налоговые периоды с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, добытого на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море, на величину налогового вычета, определяемого и применяемого в порядке, установленном настоящей статьей (далее в настоящей статье — налоговый вычет).

  1. 2. Налоговый вычет применяется в налоговом периоде при одновременном выполнении следующих условий в отношении участка недр, расположенного полностью или частично в Черном море, на котором осуществляется добыча газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья:
  2. в отношении такого участка недр не применяется коэффициент Кас, установленный пунктом 11 статьи 342.4 настоящего Кодекса;
  3. месторождение углеводородного сырья участка недр, на котором осуществляется добыча газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, не относится к новым морским месторождениям углеводородного сырья.

3. Налоговый вычет вправе применять налогоплательщики-организации, государственная регистрация которых осуществлена на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя в период до 1 января 2017 года.

4.

Налоговый вычет определяется как величина фактически оплаченных налогоплательщиком в период с 1 января 2018 года по последнее число налогового периода (включительно), в котором применяется налоговый вычет, сумм расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, отвечающих условиям, установленным пунктом 5 настоящей статьи, и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования.

  • Налоговый вычет не может превышать величину, равную произведению коэффициента 0,9 и общей суммы налога, которую он уменьшает.
  • Суммы фактически оплаченных расходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, не учтенные при налогообложении в налоговом периоде, могут быть учтены при определении налогового вычета в любом последующем налоговом периоде, указанном в пункте 1 настоящей статьи.
  • Суммы фактически оплаченных расходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, учтенные при налогообложении в налоговом периоде, не подлежат повторному включению в состав налогового вычета в иных налоговых периодах, а также на иных участках недр.
  • Классификация имущества в качестве объектов основных средств осуществляется на основании положений пункта 1 статьи 257 настоящего Кодекса.
  • В целях настоящей статьи оплатой (частичной оплатой) товаров (работ, услуг) и имущественных прав признается прекращение (частичное прекращение) встречного обязательства налогоплательщиком — приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и передачей имущественных прав.

5. Налоговый вычет предоставляется при условии, что объекты основных средств, указанные в настоящей статье, включены в инвестиционную программу развития газотранспортной системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя, утвержденную уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

6.

В целях подтверждения выполнения условий, установленных настоящей статьей, налогоплательщик одновременно с налоговой декларацией по налогу представляет в налоговый орган документы, подтверждающие фактическую оплату учтенных в соответствующем налоговом периоде при определении налогового вычета сумм расходов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, а также документы, подтверждающие включение объектов основных средств в инвестиционную программу, указанную в пункте 5 настоящей статьи.»;

8) пункт 3 статьи 361.1 изложить в следующей редакции:

«3. Налогоплательщики — физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

  1. В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.
  2. Лицо, получившее запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.
  3. Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.
  4. Форма заявления о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;
Читайте также:  Запрос котировок по 223-фз - пошаговая инструкция

9) пункт 12 статьи 378.2 дополнить подпунктом 2.1 следующего содержания:

  • «2.1) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 3 или 4 пункта 1 настоящей статьи, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта;»;
  • 10) в статье 381.1 слова «в пункте 24» заменить словами «в пунктах 21, 24»;
  • 11) в статье 391:
  • а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
  • «Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этого земельного участка.»;
  • б) пункт 6 признать утратившим силу;
  • 12) в статье 396:
  • а) дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:

«7.1. В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи.»;

б) в пункте 10:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«10.

Налогоплательщики — физические лица, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.»;

дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:

«Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.»;

  1. дополнить абзацем третьим следующего содержания:
  2. «Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;
  3. абзац второй считать абзацем четвертым;
  4. 13) подпункт 2 пункта 1 статьи 401 изложить в следующей редакции:
  5. «2) квартира, комната;»;
  6. 14) в пункте 6 статьи 403 слова «одно жилое помещение (жилой дом)» заменить словами «один жилой дом»;
  7. 15) в подпункте 1 пункта 2 статьи 406:
  8. а) в абзаце втором слова «жилых помещений» заменить словами «квартир, комнат»;
  9. б) в абзаце четвертом слова «одно жилое помещение (жилой дом)» заменить словами «один жилой дом»;
  10. 16) в статье 407:
  11. а) в подпункте 14 пункта 1 слова «жилых помещений» заменить словами «жилых домов, квартир, комнат»;
  12. б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.». 

  • Статья 2 
  • Внести в статью 2 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4182) следующие изменения:
  • 1) часть 3 после слов «Действие положений» дополнить словами «пунктов 1 и 2»;

2) в части 4 слова «статьи 361.1» заменить словами «пунктов 1 и 2 статьи 361.1». 

  1. Статья 3 
  2. Внести в статью 1 Федерального закона от 3 апреля 2017 года N 58-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2133) следующие изменения:
  3. 1) в пункте 2 слова «в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно» заменить словами «после 1 января 2017 года»;
  4. 2) в абзаце втором подпункта «б» пункта 3 слова «в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно» заменить словами «после 1 января 2017 года»;
  5. 3) в абзаце втором пункта 4 слова «в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно» заменить словами «после 1 января 2017 года». 
  6. Статья 4 

Пункт 10 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 396-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 16) признать утратившим силу. 

Статья 5 

1.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. Статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Положения подпункта 4 пункта 2 статьи 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2023 года в отношении объектов основных средств, введенных в эксплуатацию после 1 января 2018 года.

4.

Действие положений подпункта 48.9 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2017 года.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН

Юридический комментарий к изменениям в НК РФ за сентябрь 2018 года | «Правовест Аудит»

Согласно новой редакции Налогового кодекса РФ, после окончания дополнительных мероприятий инспекция должна оформить отдельный документ – дополнение к акту проверки и вручить его налогоплательщику вместе с материалами дополнительных мероприятий.

Срок на вручение дополнения – 5 рабочих дней с даты его оформления. В свою очередь, у налогоплательщика будет 15 рабочих дней с момента получения дополнений на представление возражений на него(изменения внесены в п. 6.1, 6.2. ст. 101 НК РФ).

Эти правила применяются к проверкам, которые окончены, начиная с 03.09.2018 включительно. Если проверка закончилась раньше, никаких дополнений к акту налоговый орган составлять не должен.

Напомним, что ранее никакого отдельного документа по результатам проведения дополнительных мероприятий не составлялось. Тем более налогоплательщика не знакомили с новыми полученными доказательствами.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

На практике налогоплательщик часто получал только список новых доказательств. В результате налогоплательщик не мог понять позицию проверяющих и подготовить мотивированные возражения на нее к рассмотрению материалов проверки. Кроме того, часто о материалах, полученных в результате таких проверочных мероприятий, налогоплательщик узнавал только во время рассмотрения материалов проверки.

Новая редакция Налогового кодекса РФ строго исключила такие ситуации, указав, что, если налогоплательщику не будет предоставлена возможностьзаранее ознакомиться с полученными доказательствами, они не смогут быть использованыпри рассмотрении материалов проверки (изменения внесены в п. 4 ст. 101 НК РФ).

В новой редакции Налогового кодекса РФ законодатель уточнил, что предметом повторной налоговой проверки в случае представления уточненной декларации за проверенный период на уменьшение налога может быть только правильность уменьшения налога (увеличения убытка) в результате изменения сведений после подачи уточненной налоговой Декларации (изменения внесены в подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). Соответственно, под проверку попадают только те показатели, которые привели к уменьшению налога (или увеличению убытка).

Напомним, что ранее Налоговым кодексом РФ ограничивался лишь период, за который может быть проведена повторная выездная налоговая проверка.

Срок проведения камеральной проверки Декларации по НДС сократился с 3-х до 2-х месяцев по общему правилу. Однако, если проверяющие в ходе проверки обнаружат факты, свидетельствующие о наличии нарушений, они вправе продлить срок проверки до 3-х месяцев (изменения внесены в п. 2 ст. 88 НК РФ).

Статья, посвященная получению свидетельских показаний, была дополнена положением, обязывающим инспекторов вручать копию протокола допроса свидетелю сразу после его составления (п. 6 ст. 90 НК РФ). Изменения применяются к допросам, проведенным после 03.09.2018.

Ранее такой обязанности не было, что давало инспекторам возможность отказывать в выдачи копии протокола, даже если свидетель об этом просил. В то же время наличие копии протокола на руках поможет налогоплательщику разобраться в позиции налоговиков и подготовиться к спору.

Вместе с тем обращаем Ваше внимание, что копия протокола вручается лично под расписку именно свидетелю, а не проверяемому налогоплательщику. Налогоплательщик, как и раньше, получает копию протокола вместе с материалами проверки. Поэтому если проверяемый налогоплательщик хочет ознакомится с содержанием протокола допроса заранее, ему необходимо договорится со свидетелем.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Читайте также:  Как иностранной компании выйти на рынок Беларуси — форма собственности, персонал, офис

Новой редакцией Налогового кодекса РФ закреплено право налогоплательщика не представлять повторно истребованные проверяющими документы (информацию), если ранее они уже были представлены в налоговый органвне зависимости от основанийих представления (изменения внесены в п. 5 ст. 93 и п.5 ст. 93.1 НК РФ).

При получении такого требования налогоплательщик должен в срок, предусмотренный для ответа на требование, отправить в инспекцию уведомление, указав, когда и куда (в какой налоговый орган) были представлены эти документы. Также необходимо будет указать реквизиты письма, с которым эти документы передавались.

Напомним, что ранее НК РФ содержал запрет на повторное истребование документов только в отношении документов, представленных в рамках камеральной или выездной проверки, или при проведении налогового мониторинга. В то же время документы, представленные ранее по иным основаниям (например, при проведении «встречной проверки»), должны были представляться в инспекцию повторно при получении соответствующего требования.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Теперь налогоплательщик может не представлять документы, которые были представлены им в налоговый орган в т.ч. и в рамках «встречных проверок». Исключение составляют только подлинники документов, которые представлялись налогоплательщиком и были ему возвращены, или же случаи утраты инспекцией документов из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Новая редакция Налогового кодекса РФ в два раза увеличила срокдля представления документов и информациипо конкретной сделке.

Теперь этот срок составляет 10 рабочих дней со дня получения требования (изменения внесены в п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Ранее срок составлял 5 рабочих дней.

Такое требование может быть получено участниками сделки или третьими лицами, располагающими сведениями о сделке.

Эксперты и юристы компании «Правовест Аудит» всегда готовы помочь Вам разобраться в положения налогового законодательства, во взаимодействии с инспекцией и сопровождении во время мероприятий налогового контроля. Обращайтесь!

Какие изменения нас ожидают в налоговой политике с 2018 года? — Журнал Международных Экспертов

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на Гайдаровском форуме (12-14 января, Москва) принял участие в панельной дискуссии «Новая налоговая политика России: какие изменения нас ожидают с 2018 года?».

Выбор площадки был обусловлен тем, что ТПП РФ является соисполнителем поручения Президента РФ по подготовке ключевых параметров налоговой системы на 2019 год и на последующие годы. В ближайшее время совместно с ведущими деловыми объединениями Палата представит соответствующие предложения.

В дискуссии участвовали также глава Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров (ведущий), министр финансов РФ Антон Силуанов, министр экономического развития РФ Максим Орешкин, глава РСПП Александр Шохин и другие. Эксперты обсудили, какие изменения в налоговой системе России ожидаются в ближайшее время, какой должна быть «донастройка» отечественной налоговой системы, как ускорить принятие решений о ее изменениях.

В 2014 году, говорилось в ходе дискуссии, было принято решение на четыре года зафиксировать действующие налоговые условия для бизнеса.

Они не пересматривались, несмотря на изменения в экономической ситуации, и это безусловно позитивно сказалось на работе предприятий.

Пришло время так ориентировать налоговую систему страны, чтобы она работала на стимулирование деловой активности, на рост экономики, инвестиций, создавала конкурентные условия для развития российского бизнеса.

Нужно упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их более адресными, отказаться от неэффективных инструментов. Необходимо к 2018 году подготовить и принять все соответствующие поправки в законодательство, в Налоговый кодекс, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период.

В ходе дискуссии Президент ТПП РФ представил позицию Палаты по ряду обсуждавшихся вопросов.

Говоря о неналоговых платежах, он отметил, что они не контролируются, как обычные налоги, так как вводятся ведомствами и министерствами. Нужно на федеральном уровне законодательно решить весь комплекс проблем с неналоговыми платежами – от их реестра, от правил их введения и ликвидации до администрирования.

Необходимо учитывать общую фискальную нагрузку на бизнес, а не только налоги.

В идеале налоги – это инструмент стимулирования экономического роста, и в этом плане надо работать, но в ближайшие три года снизить налоговую нагрузку не удастся.

Вносить изменения необходимо аккуратно, после тщательного обсуждения с бизнесом. Это особенно болезненный вопрос для малого предпринимательства, учитывая, что оно более, чем на 90 процентов состоит из микробизнеса. Опросы показывают, что у малого бизнеса три приоритета: рынки сбыта, доступ к финансовым ресурсам, уменьшение административного давления.

На этих направлениях и надо работать, чтобы малый бизнес мог активнее развиваться. Не все удается.

Так, планировалось, что налоговая отчетность должна уменьшиться; глава государства на съезде ТПП РФ в марте 2016 года согласился с предложениями снизить количество отчетов для малого бизнеса перед статистическими органами.

Но анализ, проведенный Палатой, показал, что за последние полгода отчетность выросла кратно. Практически в малых компаниях одному работнику приходится только этим заниматься. Кроме того, в связи с изменениями отчетности надо приобретать новые программные продукты.

Необходимо сокращать время от разработки предложений до принятия закона. Бизнес со своими предложениями (естественно, после их обсуждения и согласования крупнейшими бизнес-объединениями) должен выходить сразу к законодателям. На этой же площадке должны быть представлены мнения ведомств.

И уже здесь сообща надо приходить к консенсусу, отказавшись от бесконечных предварительных многоэтапных консультаций, предложений и контрпредложений, согласований – внутриотраслевых, а потом в профильных ведомствах и т.д., – в которых может потеряться и суть дела.

Хотелось бы, чтобы дискуссий было меньше, а конкретных решений больше.

Эксперты согласились с тем, что максимально широкое обсуждение следует проводить именно на парламентской площадке.

Участники обсуждения считают, что необходимо создать единый программный документ, который будет включать в себя налоговые, таможенные и иные аспекты формирования бюджета. Весной он должен быть представлен парламенту.

В этом документе следует отобразить реальный уровень фискальной нагрузки на сегодняшний день, учесть все фискальные платежи, а также дать анализ российской налоговой системы в сравнении с системами, применяемыми в других странах.

В любом случае, уверены участники дискуссии, фискальная нагрузка не должна расти.

Более того, в перспективе она должна уменьшаться (следует в то же время понимать, что в любом случае в ближайшие три года она по объективным причинам снижаться не сможет, заметил в связи с этим Сергей Катырин).

И, наконец, необходимо придавать налоговой системе стимулирующую функцию. Налоги должны приносить необходимые средства для жизни страны и одновременно способствовать развитию бизнеса.

Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с совершенствованием налогового мониторинга

18.08.2020

Примерное время чтения: 9 мин.

Наталья Коваленко Евгений Леонов

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что на федеральном портале проектов нормативных актов размещён законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с развитием налогового мониторинга.

Законопроект в целом развивает положения, содержащиеся в принятой в начале текущего года Концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга[1]. Законопроект содержит большое количество поправок, мы рассказываем об изменениях, которые посчитали наиболее значимыми.

1. Вступление в налоговый мониторинг

Предусматривается существенное снижение суммовых порогов, преодоление которых необходимо для вступления в мониторинг (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • включение НДФЛ и страховых взносов в перечень платежей, квалифицируемых в целях перехода на мониторинг (сейчас в качестве таких признаются только НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ);
  • уменьшение в 3 раза требований, предъявляемых к сумме уплачиваемых налогов (взносов), объёму выручки и стоимости активов: для вступления в мониторинг за год, предшествующий году подачи заявления на мониторинг, будет достаточно уплаты налогов (взносов) в размере не менее 100 млн руб., объёма доходов, стоимости активов (на 31 декабря такого года) в размере не менее 1 млрд руб.;
  • отмена обязательности соблюдения суммовых требований для перехода на мониторинг участниками КГН.
В Концепции отмечается, что подобные меры приведут к тому, что к 2024 г. потенциальными участниками мониторинга будет почти 8 тыс. компаний. Надо отметить, что, с одной стороны, Законопроект даже более радикален, чем Концепция: предусматривается единовременное, а не поэтапное, как в Концепции, снижение суммовых порогов. С другой стороны, Законопроект не содержит возможности применения мониторинга при соответствии хотя бы одному из суммовых критериев, как это указано в Концепции.

2. Нахождение на налоговом мониторинге

Истребование документов в порядке ст. 93.1 НК РФ

Законопроект предоставляет возможность налоговым органам, проводящим мониторинг, при получении поручения об истребовании документов (информации) самостоятельно выгружать запрошенные сведения из системы находящейся на мониторинге компании (без направления ей соответствующего требования). О факте такой выгрузки налоговый орган должен уведомить компанию.

  • Данная возможность применима к организациям, которые представляют документы налоговым органам через свои информационные системы.
  • Представление документов
  • Предусматривается новый способ передачи документов (информации, пояснений) налоговому органу: через информационные системы компании, к которым инспекции предоставляется доступ.
  • Проведение КНП и ВНП компаний на мониторинге
Читайте также:  Как зарегистрировать ИП в Беларуси — простая инструкция

Законопроект сокращает до одного предусмотренные в настоящий момент четыре основания для проведения КНП участников мониторинга (п. 1.1 ст. 88 НК РФ)[2]: досрочное прекращение налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления декларации (расчёта) за период, за который проводится (проведён) налоговый мониторинг.

В отличие от КНП, количество оснований для ВНП (п. 5.1 ст. 89 НК РФ, п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ) предлагается оставить прежним, однако вносятся важные уточнения:

  • для проведения ВНП по причине невыполнения компанией мотивированного мнения, оно должно быть не исполнено до 1 декабря года, следующего за периодом проведения мониторинга[3]. ВНП в таком случае может быть назначено в течение двух месяцев со дня истечения указанного срока. В настоящий момент НК РФ не содержит никаких ограничительных сроков в данной части;
  • представление уточнённой декларации (расчёта), в которой уменьшена сумма налога к уплате (увеличен убыток) за период проведения мониторинга, является причиной для проведения ВНП, только если она представлена в календарном году, за который мониторинг не проводится. Сейчас в НК РФ основанием для проведения ВНП является само по себе представление уточнённой декларации (расчёта) за период мониторинга с уменьшенной суммой налога к уплате (или увеличенным убытком – для участников КГН).
Налогоплательщики рассчитывают на уменьшение оснований и для проведения ВНП. Так, непонятна необходимость ВНП в случае невыполнения компанией мотивированного мнения: очевидно, что принимая мотивированное мнение, налоговый орган уже досконально изучил соответствующий вопрос и крайне маловероятно, что вынесенное по итогам ВНП решение будет отличаться от мотивированного мнения. Концепция по данному вопросу предусматривает, что при несоблюдении компанией мотивированного мнения инспекция, не проводя ВНП, может вынести итоговое решение. Аналогичным образом сохранение основания для проведения ВНП в рамках контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящего (пп. 1 п. 5.1 ст. 89 НК РФ, пп. 1 п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ) и возможность таким образом «пересмотреть» результаты мониторинга не отвечает заявленным принципам этой формы налогового контроля: определённость налогообложения, быстрое закрытие периодов, взаимное доверие и открытость налогоплательщиков и налоговых органов.

Заявительный порядок возмещения НДС (акциза)

Компаниям на мониторинге предлагается предоставить право возмещать НДС (акциз) в заявительном (ускоренном) порядке. Правомерность возмещения налога будет проверяться в рамках мониторинга без назначения КНП.

При этом в случае излишнего возмещения налога проценты на соответствующую сумму будут начисляться по процентной ставке, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ (а не по двукратной ставке ЦБ РФ, как для других налогоплательщиков – п. 17 ст. 176.1 НК РФ, п. 14 ст. 203.1 НК РФ).

Продление периода налогового мониторинга

Период проведения мониторинга – календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ).

Законопроект предусматривает, что для продления периода мониторинга компании, уже находящиеся на мониторинге, не обязаны соблюдать суммовые пороги, установленные для вступления в мониторинг.

Кроме того, периоды осуществления мониторинга предлагается продлевать автоматически без необходимости подачи заявления о проведении мониторинга за год, следующий после трёх лет проведения мониторинга (пп. 1.1, 7 ст. 105.27 НК РФ).

Продление срока налогового мониторинга

Срок проведения мониторинга начинается с 1 января года – периода проведения мониторинга и оканчивается 1 октября следующего года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). Основания для продления этого срока действующим законодательством не предусмотрены.

Законопроектом предлагается дополнить НК РФ двумя такими основаниями, каждое из которых связано с представлением уточнённой декларации (расчёта) за период проведения мониторинга в году, за который мониторинг уже не проводится:

  • при представлении такой декларации (расчёта) менее чем за три месяца до окончания срока проведения мониторинга;
  • при представлении такой декларации с суммой НДС (акциза) к возмещению менее чем за шесть месяцев до окончания срока проведения мониторинга.
  1. Срок проведения мониторинга в таких ситуациях может быть продлён на три и шесть месяцев соответственно.
  2. Если же компания продолжает находиться на мониторинге и представляет уточнённую декларацию (расчёт) за период, за который срок проведения мониторинга истёк, то такую декларацию (расчёт) предлагается проверять в рамках периода мониторинга, срок проведения которого не окончен.
  3. В связи с сокращением оснований для проведения проверок компаний на мониторинге и возможностью продления срока мониторинга Законопроектом также предлагается установить, что компания должна предоставлять доступ к документам (информации) за период проведения мониторинга в течение срока проведения мониторинга за этот период и следующих трех лет со дня окончания такого срока.
В ситуации, когда планируется уменьшить количество случаев проведения проверок компаний на мониторинге, закрепление за инспекциями возможности продления срока проведения мониторинга выглядит логичным и обоснованным. Вместе с тем, неясно, почему Законопроект не предоставляет инспекциям право продлить срок направления уведомления о наличии (отсутствии) невыполненных мотивированных мнений (п. 9 ст. 105.30 НК РФ) в случае увеличения срока проведения мониторинга.

Мотивированное мнение налогового органа

Предлагается установить, что до составления мотивированного мнения по собственной инициативе налоговый орган должен направить компании уведомление о наличии оснований для составления такого мнения.

Компания может представить свои пояснения на это уведомление или внести необходимые исправления.

Мотивированное мнение составляется инспекцией, если с учётом представленных пояснений имеющиеся факты свидетельствуют о неправильной уплате налогов (сборов, взносов).

Также планируется закрепить право налогового органа составлять мотивированные мнения по собственной инициативе в течение всего срока проведения мониторинга (а не до 1 июля года, следующего за периодом проведения мониторинга, как сейчас).

К сожалению, в Законопроекте не содержится никаких поправок, которые были бы направлены на обеспечение стабильности (неизменности) и публичности мотивированных мнений. В то же время Концепция предусматривает разработку и утверждение порядка публикации информации по результатам составления мотивированных мнений. Возможно, ФНС России планирует закрепить такой порядок на уровне своего приказа.

3. Досрочное прекращение налогового мониторинга

Поправки касательно оснований для досрочного прекращения мониторинга являются, по нашему мнению, противоречивыми.

С одной стороны, регулирование в этой части ужесточается: добавляется новое основание для досрочного прекращения мониторинга – систематическое (два и более раза) несвоевременное представление налоговому органу документов (информации, пояснений).

С другой стороны, вместо нынешнего одномоментного прекращения мониторинга (п. 2 ст. 105.28 НК РФ), так же как и в отношении мотивированных мнений, предлагается установить двухэтапную процедуру. Сначала налоговый орган должен уведомить компанию о наличии оснований для досрочного прекращения мониторинга.

Компания в ответ на это уведомление может представить пояснения с обоснованием позиции, что в действительности таких оснований нет. Также компания вправе устранить нарушения, предусмотренные пп. 1[4] и пп. 2[5] п. 1 ст. 105.28 НК РФ.

Инспекция может досрочно прекратить мониторинг только по результатам рассмотрения полученных от компании пояснений (либо по истечении срока на представление пояснений при их отсутствии).

Сохранение в качестве основания для досрочного прекращения мониторинга всего лишь двукратного непредставления компанией документов (информации, пояснений) (пп. 3 п. 1 ст. 105.28 НК РФ) и, кроме того, дополнение НК РФ аналогичным основанием для прекращения мониторинга, представляется чрезмерным. Было бы более обоснованным, если бы, по крайней мере, при первом выявленном нарушении такого рода компания, например, привлекалась к ответственности в виде штрафа и могла сохранить право находиться в режиме мониторинга, а не сразу же лишалась его. Это являлось бы более справедливым и относительно двух других оснований досрочного прекращения мониторинга, по которым Законопроект предлагает предоставить налогоплательщику возможность устранить соответствующие нарушения (в отличие от рассматриваемого).

О чём подумать, что сделать

Законопроект находится на стадии публичных обсуждений (заканчиваются 9 сентября 2020 г.) и окончательная редакция на пути к закону ещё может существенно измениться.

Вместе с тем, уже сейчас компаниям, находящимся на мониторинге, будет полезно ознакомиться с предлагаемыми изменениями для дальнейшего планирования своей деятельности на данной форме налогового контроля.

Многие компании, которые хотели бы вступить в мониторинг, но в настоящий момент не подходят по предъявляемым суммовым критериям, вполне вероятно получат возможность перейти на мониторинг в ближайшем будущем.

Помощь консультанта

Команда «Пепеляев Групп» продолжит следить за развитием событий и предлагает помощь в консультировании по обширному кругу вопросов, связанных со вступлением и нахождением на налоговом мониторинге, в том числе: подготовка обоснования для входа в налоговый мониторинг для владельцев (акционеров), оценка имеющейся системы внутреннего контроля и подготовка рекомендаций по её доработке с учётом требований ФНС России, подготовка документов для вступления в мониторинг, подготовка запросов о представлении мотивированных мнений, разногласий на мотивированные мнения.

[1] Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 № 381-р.

[2] Камеральная проверка проводится в случаях: представления декларации (расчёта) позднее 1 июля года, следующего за периодом проведения мониторинга; представления декларации по НДС (акцизу) с суммой налога к возмещению; представления уточнённой декларации (расчёта), в которой уменьшена сумма налога к уплате (увеличен убыток); досрочного прекращения мониторинга.

[3] То есть до момента направления организации уведомления о наличии (отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, полученных в ходе проведения налогового мониторинга (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

[4] Неисполнение регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга.

[5] Представление организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *