На рынке государственных закупок одним из важнейших понятий является начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК. Это предельная стоимость контракта, выше которой заказчик заключить контракт с потенциальным исполнителем госзаказа не сможет.
Что такое начальная (максимальная) цена контракта?
Определение НМЦК производится в процессе подготовки плана-графика закупки и при формировании документации о закупках. Это предельная цена, которая фигурирует в извещении о проведении госзакупки, в документации по контракту и в приглашении принять участие в закрытой закупке.
Правила определения НМЦК устанавливаются в ФЗ-44 ч. 1 ст. 22. В государственных закупках достаточно важно корректно определить максимальную цену контракта. Без этого возможен срыв закупки или наступление иных неблагоприятных последствий.
Так, если рассчитанная НМЦК будет сильно занижена, то закупка может не состояться. Ведь далеко не каждый поставщик согласиться работать себе в убыток на невыгодных условиях. Также у заказчика достаточно высока вероятность подписания контракта с недобросовестным подрядчиком, который вовсе не выполнит условия договора или сэкономит на качестве выполняемых работ и услуг.
Если же НМЦК получилась сильно завышенной, то в числе возможных неблагоприятных последствий можно выделить неэффективное расходование бюджетных средств. Хотя в ходе торгов есть вероятность снижения цены контракта до среднерыночной.
Корректное определение НМЦК важно по следующим причинам: подобная ситуация благоприятна для заказчика и потенциального участника, гарантирует эффективное распределение бюджетных средств, привлекает к участию в торгах благонадежных заказчиков, заказчик получит товары надлежащего качества.
От начальной стоимости во многом зависит порядок проведения закупки и действующие ограничения. Так, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ более 500 тыс. р., то заказчик не вправе проводить запрос котировок.
От цены закупки зависит и срок размещения сведений о проведении закупок.
Способ проведения закупки | НМЦК | Сроки размещения |
Открытый конкурс | Независимо от суммы | В пределах 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к торгам |
Электронный аукцион | Более 3 млн. р. | Как минимум за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок |
Менее 3 млн. р. | Как минимум за 7 рабочих дней | |
Запрос котировок | Свыше 250 тыс. р. | Минимум за 7 рабочих дней |
Менее 250 тыс. р. | Минимум 4 рабочих дня | |
Запрос предложений | Независимо от суммы | Как минимум за 5 дней до запроса |
Методы определения начальной максимальной цены
Правила определения и обоснования НМЦК приведены в 44-ФЗ и Методических рекомендациях Минфина по применению методов определения начальной (максимальной) цены.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ-44, НМЦК по контракту, заключаемому с единственным поставщиком, определяется заказчиком с использованием одного или нескольких методов:
- метод сопоставимых рыночных цен (или метод анализа рынка);
- затратный метод;
- проектно-сметный метод;
- тарифный метод;
- нормативный метод.
Этот перечень методов не является исчерпывающим, при необходимости заказчик может использовать иные методы, но он должен обосновать невозможность применения вышеперечисленных методик.
Основным методом для определения НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен (именно ему должны отдавать приоритет заказчики).
Его суть состоит в том, что заказчик должен установить справедливую цену на основании анализа цен на аналогичные товары (если идентичная продукция отсутствует, то он может учитывать цены на однородные товары).
Идентичные товары по ч. 13 ст.
22 ФЗ-44 имеют одинаковые характерные признаки: в частности, качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. Под идентичными работами понимаются работы, которые были произведены с использованием одинаковых методик, подходов и технологий.
Однородные товары, по ч. 14 ст. 22 – это те, которые выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные работы – коммерчески или функционально заменяемые работы или услуги.
При определении НМЦК с помощью метода сопоставимых цен рекомендовано использовать не менее 3 вариантов цен на товары, предложенные разными поставщиками.
В процессе определения идентичности или однородности товаров или услуг учитываются:
- страна происхождения товара;
- производитель товара;
- характеристика и репутация компании на рынке (применяется в отношении оказываемых услуг);
- качество товара;
- взаимозаменяемость товаров;
- вид и объем товаров.
При этом небольшие отличия во внешнем виде товаров могут не учитываться. В процессе применения метода сопоставимых цен используются:
- коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом разницы в характеристиках товаров (индексы для пересчета определяются экспертными методами);
- общедоступные сведения о рыночных расценках;
- информация от размещения запросов в ЕИС.
В процессе использования метода сопоставимых цен заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:
- Изучить рынок для определения товаров или услуг, которые наиболее полно соответствуют предполагаемому к закупке товару.
- Выявить идентичные объекту закупки товары и услуги.
- Направить потенциальным поставщикам запросы о предоставлении ценовой информации.
- Разместить запрос цен в ЕИС.
- Найти цены на товары в реестре заключенных контрактов.
- Проанализировать полученную ценовую информацию.
- Подобрать документы, которые содержат все сведения для определения НМЦК.
- Удостовериться в однородности ценовых сведений.
Применение проектно-сметного метода имеет ограниченный диапазон практического использования. Он может применяться, если предполагается заказ строительных и ремонтных работ (реконструкции, капитальный ремонт, сохранение культурных объектов, текущий ремонт зданий и сооружений и пр.). Он используется с учетом строительных нормативов, государственных сметных норм и пр.
При использовании проектно-сметного метода используют:
- проектную документацию;
- сведения о ценах с использованием дефляторов по экономической деятельности;
- положение о проведении проверки для определения сметной стоимости объектов капстроительства;
- информацию об объемах вложений на реализацию инвестпроектов.
Нормативный метод предполагает расчет НМЦК на основании требований к предмету закупки по ст. 19 44-ФЗ, если они предполагают установку предельных цен. При применении данного метода берется информация из ЕИС.
Тарифный метод применяется, если цены закупаемых товаров и услуг подлежат госрегулированию либо устанавливаются нормативно-правовыми актами.
Затратный метод предполагает определение НМЦК как суммарные произведенные затраты с учетом суммы обычной для анализируемой сферы прибыли.
Затратный метод применяется при невозможности использовать иные методики или в дополнение к ним.
При этом учитываются стандартные прямые и косвенные затраты на производство, приобретение и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр.
Сведения о прибыли получаются на основании анализа заключенных контрактов в ЕИС или при анализе иных доступных источников информации: например, результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
Последовательность и порядок действий при расчете и обосновании НМЦК
Под обоснованием НМЦК понимается расчет стоимости с приложением комплекта подтверждающих документов, на основании которых выполнен расчет. При этом, сведений о поставщиках (подрядчиках), которые предоставили необходимую документацию и сведения заказчику, обоснование содержать не должно.
Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций заказчик должен придерживаться следующего алгоритма обоснования стоимости:
- Определение потребности в определенном товаре или услуге.
- Установление перечня требований к определенным товарам или услугам, которые предполагается закупить.
- Провести исследование рынка через изучение общедоступных источников.
- Описать объект закупки с учетом требований 44-ФЗ.
- Определить метод расчета НМЦК.
- Использовать один из указанных методов или комплекс методов.
- Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.
Изменение цены контракта на 10% по 44-ФЗ
Закон 44-ФЗ, регулирующий процедуры госзакупки, допускает увеличение цены контракта при соблюдении определенных условий. Внесению изменений в действующий контракт посвящена ст. 95 ФЗ о контрактной системе.
Здесь сказано о том, что стороны не вправе изменять существенные условия договора (к которым относится цена) в одностороннем порядке.
Для изменения стоимости контракта заказчику и исполнителю стоит предварительно достигнуть договоренности.
Внесение изменений в предельную стоимость контракта допускается, только если такая возможность прописана в самом договоре. При этом стоимость контракта снижается без изменения объема выполненных работ и услуг и цена изменяется в пределах 10%.
В перечне возможных причин для уменьшения цены контракта также значатся такие причины:
- выполнить договор по прайсу невозможно, так как он превышает размер, установленный Правительством;
- изменились регулируемые тарифы;
- уменьшился размер бюджетного финансирования;
- изменился перечень услуг для заказчика.
Так, при изменении стоимости должны соразмерно увеличиваться объем поставляемого товара или оказанной услуги.
У сторон также есть возможность не только снизить, но и увеличить цену контракта по 44-ФЗ. Но это должно быть оговорено документацией о закупке или контрактом. 44-ФЗ содержит разъяснения при необходимости увеличить контракт на 10%.
Здесь сказано, что стоимость увеличивается пропорционально дополнительному количеству продукции, выполненным работам и услугам исходя из цены за единицу работы.
Стоимость контракта может быть увеличена не более, чем на 10% от начальной стоимости по контракту.
Заказчик может заключить допсоглашение с подрядчиком на увеличение цены контракта только при необходимости увеличения объема предусмотренных договором работ.
Если заказчик решил выполнить дополнительные работы по договору, которые первоначально не были прописаны в контракте, то ему необходимо проводить новую закупку.
Воспользоваться своим правом на увеличение цены контракта на 10% в данном случае не допускается. При этом при стоимости дополнительных работ менее 100 тыс. р. разрешается оформить закупку у единственного поставщика.
По 44-ФЗ изменение цены контракта более чем на 10% допускается только при изменении регулируемых тарифов Правительством или объема бюджетного финансирования.
Что касается возможности изменения цены более, чем на 10% по соглашению сторон, то в рамках дополнительного соглашения оно не оформляется (эту позицию озвучивал Минфин в своем письме от 2017 года № 24-03-08/70200).
При условии выделения дополнительного финансирования из бюджета, которое бы покрыло увеличивающийся объем поставок более чем на 10%, заказчик и исполнитель должны заключить новый контракт.
Таким образом, НМЦК представляет собой предельную стоимость, выше которой не может быть заключен контракт с будущим поставщиком. Правильное определение НМЦК имеет предельно важное значение для проведения успешной закупки.
При расчете НМЦК может использоваться один из следующих методов: рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный или затратный. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменять цену контракта, для этого требуется согласовать это с подрядчиком или поставщиком.
При необходимости изменить цену более чем на 10% придется заключать новый контракт, в рамках действующего повышать или понижать цену можно только в пределах 10%.
Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта
НМЦК определяется при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье
Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.
Возможные ситуации при определении НМЦК
Ситуация № 1 – НМЦК занижена
Последствия:
- процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
- высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.
Ситуация № 2 – НМЦК завышена
Последствия:
- неэффективное расходование бюджетных средств;
- в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
- есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.
Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно
Последствия:
- ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
- эффективное расходование бюджетных средств;
- участие в такой закупке выгодно для участника;
- заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.
Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК
Открытый конкурс | При любом размере | Не менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам |
Электронный аукцион | Более 3 млн руб. | Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок |
3 млн руб. и менее | Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок | |
Запрос котировок | Свыше 250 тыс. руб. | Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок |
Не более 250 тыс. руб. | Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок | |
Запрос предложений | При любом размере | Не позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса |
Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.
Методы определения НМЦК по 44-ФЗ
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативный метод;
- тарифный метод;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод.
Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.
Метод сопоставимых рыночных цен
Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.
Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).
В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.
Определение идентичности и однородности ТРУ
Идентичные товары (ч. 13 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) | Одинаковые характерные основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики) | При определении идентичности могут учитываться:
Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться |
Идентичные работы, услуги (ч. 13 ст. 22Закона № 44-ФЗ) | Одинаковые характерные основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов | Идентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке |
Однородные товары, не являющиеся идентичными (ч. 14 ст. 22Закона № 44-ФЗ) | Сходные характеристики, компоненты, позволяющие товарам выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми | При определении однородности товаров учитываются:
|
Однородные работы (услуги), не являющиеся идентичными (ч. 15 ст. 22Закона № 44-ФЗ) | Сходные характеристики, позволяющие работам (услугам) быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми | При определении однородности работ (услуг) учитываются:
|
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:
- обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
- общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
- информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
- информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.
При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:
- Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
- Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
- Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации.
В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.
- Разместить запрос в ЕИС.
- Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.
- Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
- Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.
- Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
- Проверить однородность ценовой информации.
Нормативный метод
Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.
Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.
При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.
Тарифный метод
- Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.
- Подробнее про тарифный метод смотрите комментарий эксперта Петра Воронцова, автора лекции в Школе электронных торгов «Методы обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ»:
Проектно-сметный метод
Особенности: используется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами.
Этот метод применяется при определении НМЦК в следующих случаях:
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
- проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
- текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
При применении проектно-сметного метода обоснования НМЦК используются:
- проектная документация (включающая сметную стоимость работ);
- сведения о ценах, которые рассчитываются с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности;
- положение о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Достоверность определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта капитального строительства проводится вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации, если данные работы планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
- информация об объемах капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов (предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств), которые связаны со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета. Такие средства предусматриваются в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.
Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов
Посмотреть расписание
Если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта не превышает объема капитальных вложений, то НМЦК на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.
Затратный метод
- Особенности: используется в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного методов или в дополнение к этим методам.
- Данный метод заключается в определении НМЦК каксуммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли (пример расчёта НМЦК затратным методом представлен в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям).
- При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию ТРУ, расходы на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
- Информация о прибыли может быть получена следующим образом:
- исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС;
- на основе других общедоступных источников информации (в том числе сведений информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика).
Рассчитайте НМЦК без ошибок в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44 ФЗ.
Начальная минимальная цена контракта по ст. 22 44-ФЗ
Обычно на аукционах торги начинаются с установленной минимальной цены на продаваемый товар. При госзакупках наблюдается обратный процесс, когда в их начале заявляется цена по максимуму.
Это объясняется тем, что в ходе закупочного процесса в конкурентное состязание вступают не покупатели, а продавцы (поставщики, подрядчики, исполнители) закупочных объектов и где в роли единственного покупателя выступает государство. И ему невыгодно, чтобы партнёры по закупке заламывали неподъёмные цены.
Поэтому перед госзакупками на каждый заказываемый вид объектов закупки устанавливается потолок, выше которого поднимать их стоимость непозволительно. НМЦК фиксируется в извещениях о предстоящем проведении закупок, их документации, в первую очередь в плане-графике, приглашениях для участия в закрытых закупках.
Если потенциальный участник закупки решит предложить цену, превышающую установленную, то его заявка попросту не будет рассмотрена.
При этом НМЦК, будучи ценовым потолком будущей закупки, берётся вовсе не с этого потолка. Её размеры базируются на положениях ст. 22 44-ФЗ, а также на Приказе Минэкономразвития России № 567.
Правда, данные положения, помогая определять НМЦК, тем не менее вовсе не обязательны для применения заказчиком. Субъекты федерации вправе разрабатывать собственные рекомендации. Но при этом внутренние контролирующие органы государственного или муниципального уровня осуществляют постоянный контроль за корректным определением и обоснованием НМЦК.
Это свидетельствует о важности данного процесса, в котором должен соблюдаться необходимый и зачастую непростой баланс между необходимостью эффективно расходовать бюджетные средства и, с другой стороны, учитывать интересы участников закупки.
При этом могут создаться следующие ситуации:
- При занижении заказчиком НМЦК в госзакупках у поставщиков может исчезнуть стимул к участию в закупке, что грозит её непроведением. В подобной ситуации заказчику грозит опасность заключения контракта с недобросовестными партнёрами, которые, согласившись на низкую цену, в ответ поставят некачественный закупочный объект. Установление заказчиком заниженной стоимости чаще всего происходит при использовании цен, уже утративших на момент закупки свою актуальность, или без коррекции на возможную инфляцию.
- При завышении НМЦК наблюдается неэффективное использование средств бюджета. Иногда высокая цена привлекает большое число участников закупки, в результате чего их конкурентная борьба в процессе торгов сбивает цену до оптимальной. Однако чаще происходит процесс имитации бурных торгов, которая позволяет снизить цену всего лишь не более чем на 1%.
- При точном соответствии заявленной НМЦК рыночной закупка получается взаимовыгодной для участвующих в ней сторон, в результате чего средства бюджета тратятся рационально при надлежащем качестве получаемых взамен объектов закупки. Для участников закупки их выгода выражается в активном участии в торгах.
При определении НМЦК заказчик призван базироваться на принципах:
- недопущения дискриминации партнёров по закупкам;
- неограничения конкуренции;
- эффективного и целевого расходования средств бюджета;
- уменьшения издержек на заказываемые услуги.
На практике это выливается в применение методик определения и обоснования НМЦК, базирующихся на положениях ч.1 ст. 22 44-ФЗ. Для обоснования данной величины используется расчёт цены, легитимизированный посредством приложения к нему соответствующей информации и документов, которые стали основанием для его выполнения.
Примерная форма обоснования НМЦКОбразец-шаблон обоснования НМЦК
Регламентация определения НМКЦ
Определение НМКЦ регламентируется № 44-ФЗ и Методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ, которые предлагают механизм его наиболее точной формулировки. Однако в некоторых закупочных сферах имеются свои особенности, которые приходится учитывать при составлении определений.
Закон № 44-ФЗ предусматривает право правительства определять сферы закупочной деятельности, в которых применяется специальный порядок определения начальной цены единицы, а также называть федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации, его устанавливающие.
Так, проведение закупок, которые включаются в состав государственного оборонного заказа, регламентируются ФЗ № 275-ФЗ. В его ст.
7 очерчивается круг основных обязанностей заказчика, в которые входит и требование формирования им начальной (максимальной) цены государственного контракта посредством конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
От заказчика также требуется формировать цену госконтракта при размещении гособоронзаказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании законодательства РФ.
В Постановлении правительства РФ № 847-ФЗ на Минздрав в роли заказчика возлагается обязанность определения методики расчёта НМЦК при закупке изделий медицинского назначения, особенно лекарств. При этом заказчик, кроме НМКЦ, должен ещё и назначать начальную референтную цену за единицу товара, работы, услуги, что выделяется в отдельное понятие закупочной деятельности.
В случае если заявленный закупочный конкурс не состоялся, повторный конкурс предполагает существенное увеличение начальной цены.
На что опираться при определении
Чтобы определить НМЦК, обычно прибегают к общедоступной информации о стоимости товаров, работ, услуг, которая содержится в:
- выполненных контрактах, свободных от неустоек, штрафов или пени;
- рекламной продукции, каталогах, проспектах, описаниях товаров и в других аналогичных информационных источниках, обозначаемых гражданским законодательством как публичные оферты;
- свежих котировках российских и иностранных бирж;
- актуальных котировках на электронных площадках;
- государственной статистической отчётности о стоимости товаров, работ, услуг;
- официальных информационных источниках государственных и муниципальных органов РФ, иностранных информационных источниках государств и международных организаций;
- сведениях о рыночной цене оценочных объектов, определяемых на законодательной базе РФ или иностранных государств;
- итогах изучения рынка на основе сведений информационно-ценовых агентств, а также проведённых по инициативе заказчика исследований, в том числе и на основании контракта, если при этом будет раскрыта методология ценового расчёта.
К информации, которую не следует применять для расчёта НМЦК, принадлежат сведения:
- добытые из анонимных источников;
- полученные от занесённых в списки недобросовестных партнёров;
- присутствующие в полученных заказчиком по его запросам документах, которые не соответствуют установленным им критериям;
- лишённые расчёта стоимости товаров, работ, услуг.
При этом приоритет в формировании полного списка источников информации, применяемой при установлении НМЦК, принадлежит правительству РФ.
Методы обоснования по 44-ФЗ
Закон № 44-ФЗ чётко устанавливает, что НМЦК определяется и обосновывается заказчиком с помощью использования конкретной методологии, применяющей следующие инструменты:
- метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка применяется при закупках товаров, работ, услуг и базируется на изучении их актуального ценового уровня на рынке;
- нормативный метод применяется для расчета НМЦК на основе правил, установленных ст.19 ФЗ №44, при условии, что установленная заказчиком НМЦК не может превышать предельных значений, указанных на соответствующих сайтах в интернетовской сети;
- тарифный метод, применяемый лишь в отдельных конкретных случаях на основе официальных документов в виде законов, распоряжений, постановлений, которые регламентируют величину определённых тарифов;
- проектно-сметный метод, часто применяемый на практике при закупках, проходящих по сметам капремонта, текущего ремонта, работ, направленных на сохранение культурного наследия, и требующих наличия утверждённой проектно-сметной документации;
- затратный метод ценообразования, который применяется редко и в случаях, если ни один другой из перечисленных выше методов не работает.
Наиболее востребованным среди перечисленных методов является рыночный анализ, который позволяет наиболее точно определить актуальные рыночные цены и применить их для определения НМЦК.
При отсутствии возможности применения обозначенных в ч. 1 ст. 22 закона № 44-ФЗ методов правомерно использование других. Но одновременно заказчик в обоснование НМЦК обязан внести квалифицированное объяснение невозможности использования указанных выше методов.
Независимо от того, какой метод использует заказчик, от него неукоснительно требуется проведение прозрачных расчётов, основанных на официальной документации и действующих нормативных актах.
Чтобы обосновать НМЦК, заказчик должен собрать сведения о стоимости идентичных товаров, работ, услуг, предлагаемых несколькими поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Под идентичными товарами, работами и услугами подразумеваются те из них, которые обладают одинаковыми характеристиками. Незначительные расхождения во внешнем виде товаров могут при этом не учитываться. Установление идентичности работ и услуг сопрягается с деловой репутацией подрядчика или исполнителя на рынке.
Если заказчик не может собрать сведения об идентичных объектах закупки, у него есть возможность получить информацию об однородных объектах, которые квалифицируются в ч. 14-15 ст. 22 44-ФЗ.
Согласно им, однородные товары лишены идентичности, однако располагают сходными характеристиками и компонентами, позволяющими им выполнять одинаковые функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
А под однородными работами и услугами понимаются такие их виды, которые, не будучи идентичными, располагают похожими характеристиками, позволяющими им заменять друг друга в функциональном или коммерческом плане.
Инструкция по подготовке обоснования
Пошаговый алгоритм действий во время подготовки обоснования НМЦК выглядит следующим образом:
- Определение потребности в товаре, работе, услуге в соответствии с целями проведения закупок.
- Установление списка требований к планируемым закупочным объектам и условиям их поставки.
- Проведение анализа рынка на основе доступных информативных источников.
- Создание описания закупочного объекта, отвечающего требованиям ст. 33 44-ФЗ.
- Проверка присутствия у планируемых объектов закупки сопутствующих им нормативных правовых актов федеральных исполнительных органов, правительственных актов, правовых актов, нормирующих сферу закупок на основе ст. 19 44-ФЗ.
- Выбор одного или нескольких методов определения начальной закупочной цены в соответствии со ст. 22 44-ФЗ.
- Формирование обоснования НМЦК на основе требований, изложенных в п. 2.1 Методических рекомендаций.
Размещение в ЕИС
При размещении сведений о НМЦК в единой информационной системе (ЕИС) на её официальном сайте необходимо указывать способ закупки, величину НМЦ и время, остающееся до окончания подачи заявок на участие в закупочных действиях.
Название закупки | НМЦК | Срок размещения на сайте ЕИС |
Открытый электронный конкурс | Любой размер | Минимум за 15 рабочих дней |
Электронный аукцион | Свыше 3 млн. руб. 3 млн. руб и ниже Более 250 тыс. руб. | Минимум за 15 календарных дней Минимум за 7 календарных дней Минимум за 7 календарных дней |
Запрос котировок биржи на бумажном носителе | Не свыше 250 тыс. руб. | Минимум за 4 рабочих дня |
Запрос биржевых котировок в электронной форме | Любой размер | Минимум за 5 рабочих дней |
Запрос предложений в электронной форме | Любой размер | Минимум за 5 рабочих дней до проведения запроса |
Онлайн калькулятор НАИЗ
Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) разработала работающий в интернете онлайн-калькулятор НМЦК. Пользоваться им достаточно просто, причём в бесплатном режиме.
Онлайн-калькулятор расчета НМЦК от НАИЗ
Расчет НМЦК онлайн основан на методе сопоставления актуальных рыночных цен. Этот сервис даёт возможность рассчитать вариативный коэффициент и среднее квадратичное отклонение от них.
Чтобы воспользоваться калькулятором, необходимо заполнить его форму, указав:
- название закупочного объекта;
- его наименование, зафиксированное в ОКПД 2/КТРУ;
- участников закупки;
- единицу измерения;
- количество объектов;
- среднюю цену;
- НМЦК.
Поля для заполнения в полной бесплатной версии калькулятора НМЦК от НАИЗ
При правильном заполнении формы калькулятор быстро выдаст итоговое значение.
Специалистам, занимающимся закупочной деятельностью с применением НМЦК, расшифровка этой аббревиатуры не нужна. Без регламентированного законом определения начальной (максимальной) цены контракта не может пройти ни одна госзакупка. И корректное определение этого показателя напрямую влияет на её успех.
Методы определения НМЦК по 44-ФЗ: сопоставимых рыночных цен, тарифный, нормативный, проектно-сметный, затратный
НМЦК, или начальная максимальная цена контракта – это определенная заказчиком в установленном порядке цена контракта, выше которой он не вправе подписать контракт с потенциальным поставщиком.
Что такое НМЦК
Мониторинг проведенных за 2018 году закупок указал, что одним из наиболее распространенных нарушений стало завышение цены контракта или неправильно выбранный способ ее определения. По экспертным данным, нарушения, которые были допущены в рамках государственного заказа, оцениваются в 153 млрд р.
, а переплата по закупкам составляет не менее 10-15%. Поэтому можно ожидать, что вопросу корректного определения цены контракта будет уделяться пристальное внимание со стороны контролирующих инстанций. За правильностью определения и обоснованием НМЦК уполномочены следить органы внутреннего финансового контроля по п. 3 ч.
8 ст. 99 44-ФЗ.
НМЦК фигурирует в таких важных документах, как извещение о проведении закупки, документация по закупке, приглашение принять участие в закупке, план-график. Участник, который сделал предложение по цене выше НМЦК, от дальнейшего участия в закупке отстраняется.
Вопросы определения НМЦК регулируются положениями ст. 22 44-ФЗ и Приказом МЭР от 2013 года №567. Заказчик не обязан придерживаться правил по Приказу МЭР: они имеют рекомендательный характер.
В некоторых сферах закупок при определении НМЦК нужно учитывать положения следующих нормативно-правовых актов:
- При определении НМЦК на закупке в составе гособоронзаказа учитываются положения 275-ФЗ от 2012 года.
- При определении цены контракта, который подписывается с единственным поставщиком, при покупке жилых помещений – 161-ФЗ от 2008 года «О содействии…».
- При определении НМЦК при пассажироперевозках – ФЗ-220 от 2015 года.
От правильного определения НМЦК во многом зависит результативность и эффективность закупки. При заниженной цене закупка может попросту не состояться, и высока вероятность подписания контракта с недобросовестным поставщиком. Завышенная НМЦК влечет к неэффективному расходованию бюджетных средств и может вызвать вопросы со стороны контролирующих инстанций.
Величина НМЦК влияет не только на цену контракта, но и на некоторые ограничения, которые существуют при определении исполнителя госконтракта. Например, НМЦК по 44-ФЗ свыше 500 тыс. р. делает недопустимым запрос котировок. Закупка неконкурентным способом у единственного поставщика допускается, если сумма контракта не превышает 300 тыс. р. по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Цена контракта оказывает влияние на сроки проведения процедуры и отведенные временные рамки для подачи заявки. Для электронных аукционов с НМЦК более 3 млн р.
срок подачи заявки составляет от 15 дней после размещения закупочного извещения в ЕИС, при стоимости до 3 млн р. – до 7 дней.
С июля 2018 года также изменились сроки для рассмотрения первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Теперь при закупках менее 3 млн р. сроки принятия решения заказчика о допуске или отклонении заявок находятся в пределах 1 рабочего дня.
Таким образом, НМЦК может повлиять на сроки закупки и выбор способа отбора поставщика.
От НМЦК зависят также следующие условия реализации закупки:
- Закупки среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО проводятся с ценой контракта не более 20 млн р. по ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.
- Размер обеспечения участия при исполнении контракта привязан к НМЦК.
- С учетом НМЦК к участнику могут применяться антидемпинговые меры (если он снизит цену контракта более, чем на 25%, то участнику придется вносить обеспечение в повышенном размере).
- Шаг аукциона зависит от цены контракта по закупочной документации.
Также с июля 2018 года заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении при цене закупки в пределах 1 млн р. (на основании 44-ФЗ). Указанные выводы были подтверждены Минфином в письме №24-06-08/70718 от 2018 года.
Обоснование НМЦК является обязанностью заказчика. Сведения о расчетах НМЦК и ее обоснование вносятся заказчиком в план-график. Они находятся в открытом доступе в реестре ЕИС.
В процессе расчета цены заказчиком применяется рекомендованная МЭР форма. В ней он отражает всю процедуру вычисления цены, реквизиты документов, подтверждающих достоверность вычисления, и указывает дату подведения итогов. НМЦК окончательно должна закрепляться в плане-графике как минимум за 10 дней до предстоящей закупки.
Классификация методов определения НМЦК
Методические рекомендации Минэкономразвития уточняют установленный порядок определения НМЦК по ст. 22 44-ФЗ. Минфин в 2019 году анонсировал изменения в правила расчета цены, но текст Приказа в открытом доступе еще не был размещен.
Законодательство о контрактной системе предусматривает один приоритетный метод для расчета НМЦК – это метод сопоставимых рыночных цен. Он применяется заказчиком по умолчанию, тогда как остальные методы используются при невозможности использования рыночного.
В числе остальных способов обоснования НМЦК можно выделить:
- Нормативный метод.
- Тарифный метод.
- Проектно-сметный метод.
- Затратный метод.
Одновременно с ними дополнительные методические рекомендации могут предусматривать и иные методы обоснования цены. Полномочия по принятию подобного рода решений принадлежат региональным исполнительным органам власти (на основании ч. 20.1 ст. 22 44-ФЗ). Например, расчеты могут проводиться с учетом Распоряжения Правительства Москвы №242-РП, Правительства Сахалинской области №117-р и пр.
Таким образом, указанный перечень методов расчета НМЦК не является закрытым, и заказчик может использовать иные способы.
Если заказчик не имеет возможности применить установленные законом о контрактной системе и методическими рекомендациями варианты расчета, то проводится закупка, и затем приводится обоснование невозможности применения рекомендованных методов (по ч. 12 ст. 22 44-ФЗ).
Так, при закупке у единственного поставщика стоимость контракта определяется на основе единственного предложения, отвечающего требованиям заказчика, например, если заказчик приобретает учебную литературу у издания, обладающего исключительными правами на данную книгу.
Метод сопоставимых рыночных цен
Методу сопоставимых рыночных цен, или анализу рынка отдается приоритет при определении НМЦК контракта по 44-ФЗ.
Данный метод основан на анализе действующих ценовых предложений на аналогичные товары, работы и услуги с учетом финансовых, технических, коммерческих условий предстоящего контракта.
На основе проведенного рыночного анализа заказчик определяет максимальную стоимость.
Метод сопоставимых рыночных цен состоит в прогнозировании стоимости закупки по расценкам, которые действуют на идентичные товары и на однородные товары.
Под идентичными товарами в данном случае понимаются такие товары, которые обладают такими же качественными, функциональными, техническими, эксплуатационными характеристиками. У таких товаров одна страна происхождения и производитель. При этом они могут иметь незначительные различия во внешнем виде (например, два автомобиля с разным цветом кузова).
Но не всегда у заказчика есть возможность сопоставить цены на идентичный товар. Ввиду уникальности объекта закупки ему приходится брать за основу стоимость однородных товаров.
Однородные товары обладают сопоставимыми характеристиками, в их состав могут входить аналогичные компоненты. Они могут производиться в одной стране и обладают схожей репутацией на рынке.
Данные товары выполняют аналогичные функции, они могут быть коммерчески взаимозаменяемыми (например, автомобильные шины от разных производителей).
В рамках метода рыночного анализа цен заказчику необходимо запросить цену на товары, работы и услуги. При этом поступившее коммерческое предложение должно содержать указание на товарный знак и иные отличительные черты товара, которые позволяют отнести его к аналогичному или идентичному.
Заказчику следует учитывать требование об однородности сравниваемых цен. Сведения поставщиков относительно цены считаются неоднородными, если отклонения по ним свыше 33% (например, один поставщик сделал предложение по цене в 1000 р., другой – в 200 р.). В этом случае заказчику рекомендуется сделать еще несколько ценовых запросов.
Заказчик сам определяет, сколько ценовых запросов ему следует направить для сопоставления. Согласно п. 3.7.1 Приказа МЭР от 2013 года №567, заказчик должен направить как минимум 5 запросов.
Но, например, в Постановлении АС Северо-Западного округа от 2015 года по делу №А42-2927/2014 данный факт был оспорен: суд пришел к выводу, что заказчик самостоятельно определяет количество запросов, необходимых для определения НМЦК.
Запросы цен заказчик может опубликовать в ЕИС.
В рамках данной методики в качестве источника информации для заказчика о ценах на товары и услуги может выступать реестр контрактов.
При анализе реестра контрактов по 44-ФЗ Минэкономразвития рекомендует заказчикам ориентироваться на государственные контракты, которые:
- Были подписаны в последние три года.
- По которым не взыскивалась неустойка.
НМЦК может быть увеличена заказчиком с учетом выбранного способа проведения заказа:
- для конкурса – не более, чем на 10%;
- аукциона – 13%;
- запроса котировок – 17%;
- запроса предложений – 17%.
Цена закупки у единственного поставщика не корректируется.
Еще одним источником информации для заказчика являются данные из открытых источников:
- реклама;
- публичные оферты;
- котировки;
- статистическая отчетность;
- информация государственных и муниципальных органов;
- сведения информационно-ценовых бюро.
Заказчику нужно избегать информации для расчета НМЦК, которая поступила от лиц из РНП, анонимных источников, не соответствующую требованиям закупки.
Тарифный метод
Тарифный метод – это частный метод обоснования цены контракта, который следует применять, если цены на товары, работы и услуги регулируются со стороны государства и муниципалитета. Цена контракта в указанном случае определяется с учетом регулируемых тарифов на товары, работы и услуги.
Тарифный метод обоснования опирается на следующие правовые документы:
- ФЗ-44 «О контрактной системе» – ч. 8 ст. 22.
- Приказ МЭР РФ от 02.10.2013 №567.
Для того чтобы доказать невозможность применения тарифного метода, заказчик должен сослаться на нормативно-правовой акт, где указано, что цены на объект закупки являются регулируемыми. Примерами таких законов, указывающих на тарифное регулирование отдельных закупок, являются:
- Услуги водоснабжения (водоотведению) по №416-ФЗ от 2011 года.
- Услуги по теплоснабжению по №190-ФЗ от 2010 года.
- Услуги общедоступной электросвязи (почтовой) связи по Постановлению Правительства РФ №637 от 2005 года.
- Услуги по газоснабжению по №69-ФЗ от 1999 года.
- Услуги электроэнергетики по №35-ФЗ от 2003 года.
- ОСАГО по №40-ФЗ от 2002 года.
- Услуги по обращению с ТБО №89-ФЗ от 1998 года.
- Поставка лекарств из перечня ЖНВЛП по №61-ФЗ от 2010 года.
- Услуги пассажироперевозок по №220-ФЗ от 2005 года.
НМЦК тарифным методом рассчитывается предельно просто: количество закупаемого товара, работ или услуг умножается на действующий тариф за одну единицу.
Муниципальные органы власти дополнительно могут регулировать тарифы на услуги или продукцию местных предприятий.
Нормативный
При нормативном методе НМЦК определяется с учетом требований к закупаемым товарам, работам и услугам, которые прописаны в ст. 19 «Нормирование закупок» 44-ФЗ. Данный метод применяется при необходимости учета предельных цен на закупаемые товары, работы и услуги.
Нормативный метод допускается применять совместно с методом сопоставимых рыночных цен. При этом полученная НМЦК не должна превышать значений нормативов.
В процессе применения нормативов используются значения предельных цен, размещенных в ЕИС.
Проектно-сметный
Проектно-сметный метод – это частный способ расчета НМЦК, который заключается в определении цены:
- На строительные работы.
- На работы по реконструкции и капитальному ремонту капитальных объектов.
- На проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников культуры и исторического наследия).
- На ремонтно-отделочные работы (работы по ремонту помещений, строений и сооружений).
В процессе расчета НМЦК сметным методом заказчику может потребоваться проектная документация, данные о ценах с использованием индекса, положения о достоверности сметных данных, информация об инвестиционном климате и пр.
Затратный
Затратный метод используется при невозможности использовать иные методы или как дополнение к ним. Он заключается в определении НМЦК в виде произведенных затрат и обычной прибыли для данного вида деятельности.
В процессе применения затратного метода заказчик должен учесть типовые прямые и косвенные затраты:
- на производство;
- на приобретение или сбыт;
- на транспортировку;
- на хранение;
- на страхование;
- на прочие затраты.
Сведения о норме прибыли могут быть получены заказчиком с учетом анализа контрактов по ЕИС и других общедоступных источников данных.
Обоснование метода расчета
В обосновании выбранного метода расчета НМЦК указываются следующие сведения:
- Предмет контракта.
- Базовые характеристики объекта закупки.
- Объем закупаемого товара, работа и услуги.
- Используемый метод расчета НМЦК.
- Обоснование метода.
- Формула расчета НМЦК.
- Ответственное лицо.
- Должность лица и его ФИО.
- Дата обоснования НМЦК.
За нарушение действующей процедуры обоснования НМЦК заказчику грозит ответственность. Согласно требованиям 44-ФЗ, в закупочной документации обязательно размещается информация о НМЦК. Отсутствие указанной информации грозит заказчику административной ответственностью, которая предусмотрена положениями ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП. Размещение информации в ЕИС в обход установленных правил предусматривает штрафные санки для должностных лиц заказчика в размере 15 тыс. р. и для юридических лиц – в размере 50 тыс. р.
Этапы расчета НМЦК по выбранному методу
На основании п. 2.2 Методических рекомендаций по использованию методов НМЦК (Приказ МЭР РФ от 02.10.2013 №567) заказчику следует:
- Определить свою потребность в товаре, работе и услуге, которая обусловлена целями закупок.
- Составить спектр требований к товарам, работам услугам, которые предполагается закупить, а также к условиям поставки.
- Проанализировать рынок через изучение общедоступных источников информации, использование которых предусмотрено Методическими рекомендациями.
- Сформировать описание объекта закупки по требованиям ст. 33 44-ФЗ.
- Проверить наличие товаров в перечнях, которые приняты по ст. 19 44-ФЗ в сфере о нормировании, в правительственных актах с исчерпывающими источниками информации для определения НМЦК, в нормативно-правовых актах, составленным в соответствии с ч. 22 ст. 22 44-ФЗ.
- Определить приемлемый метод расчета НМЦК или совокупность таких методов.
- Произвести расчеты.
- Составить письменное обоснование цены с учетом п. 2.1 Методических рекомендаций.
Таким образом, НМЦК в рамках 44-ФЗ выполняет важнейшие задачи. От корректного определения цены заказчиком определяется эффективность торговой процедуры. От НМЦК зависит ряд ограничений в процессе закупочной деятельности: сроки торгов, условия подписания государственного контракта, выбор способа закупки и пр.
Заказчик должен рассчитать и обосновать НМЦК с опорой на метод сопоставимых рыночных цен, нормативный, тарифный, затратный, проектно-сметный методы. Он может использовать иные методы, если указанные способы недопустимо применить из-за специфики объекта закупки. Методу сопоставимых рыночных цен отдается приоритет.