Статья представляет собой пошаговую инструкцию для начинающих (в т.ч. для чайников) по работе согласно Федеральному закону №223-ФЗ. Здесь представлены основные положения, которые можно использовать в качестве шпаргалки по работе с 223-ФЗ.
Правовая основа закупки товаров, работ, услуг (ст.2)
Положение о закупке регламентирует закупочную деятельность, размещается в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения / изменения (годовое – до 1 января)
Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению сведения (утверждается органами исполнительной власти или органом местного самоуправления). Оно устанавливает:1) порядок подготовки и (или) осуществления закупки;2) способы закупок и условия их применения;3) срок заключения по результатам конкурентной закупки договора в соответствии с ФЗ;
4) должно предусматривать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с п.2 ч.8 ст.3 223-ФЗ.
В случае внесения изменений в типовое положение — обязательно для применения. При изменениях в типовом положении указывается срок, в течение которого нужно внести изменения в положение или утвердить новое положение — срок не менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений.
Закупки (ст.3):
Неконкурентные — способы, в т.ч. у ЕП, устанавливаются положением о закупке. Порядок, условия, исчерпывающий перечень случаев закупки у ЕП на усмотрение Заказчика (с.2ст.2, ч.2ст.3, ст.3.6)
Конкурентные – конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. Для МСП только в электронной форме, для остальных – согласно положению. Заключение договора с победителями обязательно.
Порядок проведения закупки
1. Подготовка извещения (ч.9 ст.4) и документации (ч.10 ст.4) о проведении закупки
Содержат требования к заявке, которая должна состоять из одной/двух частей и ценового предложения.
Заявка в конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из двух частей и ценового предложения.
Первая часть заявки содержит описание товара, работы, услуги. Не допускается указание сведений об участнике. Вторая часть заявки содержит сведения об участнике, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям, об окончательном предложении и др.
Заявка в запросе котировок состоит из одной части и ценового предложения.
1.1. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС
- Конкурс – не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
- Аукцион — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
- Запрос котировок — не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок.
- Запрос предложений — не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.
1.2. Сроки размещения извещения и документации в ЕИС для МСП (ст.3.4)
Конкурс – если НМЦК 30 млн.руб — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
Аукцион – если НМЦК 30 млн.руб. — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок;
Запрос предложений – НМЦК
Заключение рамочного договора при закупках по 223-ФЗ
Понятие рамочного договора появилось в гражданском законодательстве в 2015 г. [1].
Под таким договором, который также называется «договором с открытыми условиями», понимается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора [2].
Проще говоря — это договор, в котором не все до конца определено.
Например, в рамочном договоре может быть определен его предмет (закупаемые ТРУ), в том числе его качественные характеристики, цена единицы ТРУ, ответственность сторон и другие параметры, но не определен объем поставляемых (оказываемых, выполняемых) ТРУ, при этом фактический объем ТРУ будет определяться в ходе исполнения такого договора по заявкам заказчика в зависимости от его фактической потребности.
В закупочной деятельности заказчиков по 223-ФЗ тоже могут быть ситуации, когда заказчик в момент закупки не может, например, определить тот фактический объем ТРУ, который ему понадобится, и заключение рамочных договоров в рамках данного закона тоже возможно, так как при осуществлении закупок заказчики руководствуются в числе прочего и нормами гражданского законодательства [3]. Но при этом следует учитывать ряд особенностей.
Главной особенностью является то, что при проведении конкурентной закупки, в результате которой планируется заключить рамочный договор, должна в любом случае быть определена максимальная цена договора — этот параметр должны быть установлен заказчиком в извещении о закупке и в документации о закупке [4]. Соответственно, он должен быть внесен и в договор, заключаемый по результатам конкурентной закупке.
На практике самой распространенной ситуацией при осуществлении конкурентной закупки, в результате которой заключается рамочный договор, является случай, когда заказчик устанавливает в извещении и документации о закупке максимальную цену единицы ТРУ и максимальную цену договора, и в отношении цены конкуренция участников закупки происходит по первому параметру.
При заключении договора в нем указывается цена единицы ТРУ победителя закупки и максимальная цена договора.
При исполнении договора фактический объем поставляемых (оказываемых, выполняемых) ТРУ определяется на основе фактической потребности заказчика, но цена договора, то есть тот объем денег, который может получить поставщик (подрядчик, исполнитель), не превышает максимальную цену, установленную при заключении договора.
Здесь важно обратить внимание на то, что нормы 223-ФЗ однозначно требуют от заказчика устанавливать в извещении и документации о закупке и, соответственно, в договоре, количественные характеристики (объем) закупаемых ТРУ [5].
Однако в соответствии с гражданским законодательством количество товара в договоре может определяться не только в соответствующих единицах измерения, но и в денежном выражении [6], а что касается работ и услуг, то гражданское законодательство не устанавливает, что их объем должен обязательно определяться именно в соответствующих единицах измерения [7]. Таким образом, количественные характеристики (объем) ТРУ при заключении рамочного договора определяются в денежном выражении — максимальной цене договора и цене единицы ТРУ. С таким подходом соглашается и ФАС [8].
Еще одной особенностью является то, что заключение рамочного договора в описанном выше виде невозможно в результате проведения аукциона.
Согласно нормам 223-ФЗ под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения НМЦД [9].
Соответственно, если конкуренция среди участников закупки предполагается по цене единицы ТРУ (то есть снижаться должна не НМЦД, а цена единицы ТРУ), то заказчику следует использовать иной конкурентный способ закупки, предусмотренный 223-ФЗ и его положением о закупке (например, конкурс или запрос предложений).
Отметим, что вариаций рассмотренной конструкции является случай, когда заказчик также не может точно определить конкретное место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) — например, если закупаются работы по техническому обслуживанию оборудования для устранения последствий возможных аварий, которое расположено на нескольких адресах.
Здесь заказчик может лишь рамочно определить список возможных адресов как в извещении (документации) о закупке, так и в договоре — таким образом требование 223-ФЗ об указании места поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) [10] в принципе выполняется. И ФАС такой подход вполне устраивает [8].
Также рамочно может определяться, например, дата поставки (выполнения работ, оказания услуг) и прочие параметры.
Другим распространенным в практике случаем проведения конкурентной закупки с заключением рамочных договоров является ситуация, когда заказчик проводит закупку, по результатам которой заключает рамочные договоры с несколькими поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые отвечают установленным им требованиям (например, по наличию квалификации и опыта работы) — иными словами, отбирает тех участников, которые способны выполнить договор согласно предмету закупки. А затем уже в рамках заключенных договоров проводит в отношении их закупочные процедуры (например, через запрос цен). Отметим, что такая конструкция тоже не вызывает претензий со стороны ФАС [11].
Отдельного внимания заслуживает вопрос о правомерности заключения рамочных договоров по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В отличие от конкурентной закупки здесь в 223-ФЗ не содержится каких-либо требований к указанию цены договора, объема ТРУ и т.д.
и, казалось бы заказчик может в этом случае заключать, так сказать, «суперрамочный» договор. Но все не так просто — есть практика ФАС, где такие действия заказчика считаются нарушением антимонопольного законодательства [12], при этом противоположное мнение других государственных органов [13] во внимание не принимается.
Правда следует отметить, что эта практика касается совсем уж вопиющего случая, когда заказчик заключил рамочный договор с поставщиком даже без технического задания — закупались просто «парфюмерные и косметические средства» на максимальную сумму договора в размере 1,2 млрд. руб.
При этом заказчик в своем положении о закупке прямо установил, что одним из случаев закупки у единственного поставщика как раз и является случай заключения рамочного договора, и именно эту норму ему пришлось исключить из данного документа под давлением ФАС, так как по мнению ФАС «включение в положение о закупке условий о проведении процедуры прямой закупки у единственного поставщика по рамочному договору не допустимо и может привести к ограничению конкуренции при проведении закупки путем сокращения числа хозяйствующих субъектов при выборе заказчиком способа осуществления неконкурентной процедуры».
Действительно, если заказчик намерен осуществлять закупки с заключением рамочных договоров, то в любом случае он должен отразить в своем положении о закупке соответствующие условия и правила таких закупок [14]. Отметим, что у многих заказчиков (чаще всего, у государственных и муниципальных учреждений) такой вариант закупок вообще не предусматривается, но в завершение статьи рассмотрим ряд имеющихся примеров.
В положении о закупке АО «Зарубежнефть» [15] имеется отдельный раздел «Рамочные договоры». В нем говорится, что рамочные договоры заключаются в том случае, когда заказчик не может заранее определить объем поставки продукции. Рамочный договор может быть заключен любым способом из числа предусмотренных положением о закупке.
В плане закупок по закупке на право заключения рамочного договора указывается его начальная (максимальная) цена, при этом начальная (максимальная) цена рамочного договора означает максимально возможный суммарный объем соответствующих заказов в течение срока действия такого договора. В рамочном договоре должны быть определены все существенные условия будущих сделок, в т.ч.
наименование, предельная стоимость и (или) предельный объем закупки продукции; срок действия рамочного договора. Срок окончания действия рамочного договора должен наступать после поставки объема продукции, равного предельному, или по истечению срока, указанного в рамочном договоре.
При возникновении потребностей в соответствующей продукции заказчик ее заказывает в порядке, определенном договором.
При этом номенклатура, объемы и сроки поставки продукции (конкретный заказ) определяются по отдельным заявкам заказчика, направляемым по мере возникновения потребности в продукции в адрес поставщика, с которым заключен рамочный договор или на основании отдельных дополнительных соглашений к рамочному договору. Общая стоимость такого конкретного заказа рассчитывается исходя из установленных договором цен.
Положение о закупке ПАО «Московская объединенная энергетическая компания» устанавливает, что при закупках ТРУ, когда невозможно заранее определить точный объем, конкретные сроки, место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), но могут быть определены единичные расценки (прейскурант) на такие ТРУ, а также предельная стоимость и/или предельный объем закупки, заказчиком может быть применен рамочный или прейскурантный договор. При этом условиями рамочного или прейскурантного договора определяются единичные расценки (прейскурант) и максимальная цена договора, иные условия договора, а номенклатура, объем, сроки и место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) могут определяться заявками заказчика или иным образом, предусмотренным рамочным или прейскурантным договором при возникновении у заказчика потребности в ТРУ. Обратим внимание, что в этом примере в отличие от предыдущего заключение рамочного договора допускается не только в случае, когда заказчик не может определить объем закупаемых ТРУ, но также сроки и место поставки (выполнения, оказания) ТРУ.
ЗАО «Сбербанк — Лизинг» предусмотрело в своем положении о закупке возможность заключения по результатам конкурентной закупки рамочного договора (генерального соглашения) ограниченного срока действия, устанавливающего цену/тариф за единицу продукции или размер скидки от официального прайс-листа производителя продукции без определения общего объема поставки продукции и общей стоимости договора, но с указанием предельной (максимальной) стоимости договора и/или предельного (максимального) объема поставки продукции за период действия договора. Если рамочный договор заключен с одним поставщиком, то впоследствии для поставки конкретного объема продукции с ним заключаются отдельные договоры без проведения конкурентных (как с единственным поставщиком). А если рамочный договор заключен с несколькими поставщиками, то заказчик имеет право дополнительно провести между ними электронный аукцион (по сути здесь речь идет о переторжке).
Статья также доступна на сайте OTC.
[1] П. 73 ст. 1 Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации».[2] Ч. 1 ст. 429.1 ГК РФ.[3] Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[4] П. 5 ч. 9 и п. 5 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[5] П. 3 ч. 9 и п. 3 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[6] Ч. 1 ст. 465 ГК РФ.[7] См. гл. 37-40 ГК РФ.[8] См. Решение Московского УФАС России от 02.03.2018 по делу № 1-00-352/77-18 (в отношении объема работ).[9] Ч. 18 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[10] П. 4 ч. 9 и п. 4 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[11] См. Решение Московского УФАС России по делу N 1-00-495/77-18.[12] Решение Новосибирского УФАС России от 12.07.2017 № 11.[13] Письмо Минэкономразвития России от 18.09.2015 № Д28и-2686.[14] В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».[15] Здесь и далее сведения из положений о закупке конкретных заказчиков приводятся по данным, размещенным в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
Как заключить договор по результатам закупки по Закону N 223-ФЗ
Для этого включите в проект договора, который прилагали к документам закупки, сведения о победителе, предложенную им цену и иные условия исполнения договора.
Если проводили закупку только среди СМСП, обменивайтесь документами и подписывайте договор электронной подписью на площадке.
В остальных случаях заключайте договор в порядке, установленном в вашем положении о закупке, законом он не регламентирован.
По итогам конкурентной закупки заключите договор не раньше чем через десять и не позже чем через двадцать дней после публикации итогового протокола.
Договор по результатам закупки, проведенной по правилам Закона N 223-ФЗ, заключайте на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией и извещением, а также заявкой победителя процедуры.
Детальный порядок заключения договора должен быть предусмотрен в положении о закупке. Сроки и порядок обмена документами вы можете установить в положении в зависимости от способа и формы закупки (ч. 2 ст.
2 Закона N 223-ФЗ).
По итогам конкурентной закупки при необходимости вы можете заключить договоры с несколькими участниками. Но для этого в вашем положении о закупке должны быть установлены случаи, когда это возможно, и порядок действий для заключения таких договоров (ч. 28 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Заполните проект договора, включив в него предложение участника
Для заключения договора по итогам конкурентной процедуры добавьте в проект договора, который размещали вместе с извещением, сведения из заявки участника – реквизиты победителя, его ценовое предложение, иные условия исполнения договора в зависимости от способа закупки.
Если же заключаете договор с единственным поставщиком и вашим положением не предусмотрено размещение такой закупки в ЕИС, просто позаботьтесь о том, чтобы соответствующая процедура была отражена в плане закупки, и заключайте договор в порядке, предусмотренном вашим положением о закупке (ч. 5.1 ст. 3, ст. 3.6, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Заключите договор в надлежащей форме
Заключите договор по итогам закупки, составив единый документ, который вы подпишете (пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ).
Если закупку проводили среди СМСП, при заключении договора вам необходимо учитывать особенности, установленные законом. Договор по результатам такой закупки всегда заключается на электронной площадке с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
В случае разногласий по проекту договора потенциальный поставщик вправе направить протокол разногласий через электронную площадку. Учитывайте замечания по такому протоколу, только если они состоят в том, что договор не соответствует извещению, документации или заявке участника.
Если замечания обоснованны, исправьте договор и направьте участнику через площадку. Если вы отказались полностью или частично учесть замечания, составьте отдельный документ с причинами такого отказа и направьте его вместе с договором на площадку (ч. 28 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
После бумажной конкурентной процедуры или электронной процедуры среди любых участников, а не только СМСП, вы можете заключить договор как на бумаге, так и путем обмена электронными документами. Закон N 223-ФЗ в этом вас не ограничивает, действуйте в соответствии с вашим положением о закупке.
Получите от участника обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ
Порядок обеспечения исполнения договора Законом N 223-ФЗ не регламентирован. Если установили такие требования, действуйте строго в соответствии с вашим положением о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Если проводили закупку только среди СМСП, требуя от участника обеспечение исполнения договора, соблюдайте два правила (п. 26 Положения об особенностях участия СМСП в закупках):
- предоставьте участнику право самостоятельно выбрать способ обеспечения исполнения договора. Он может сделать это путем внесения денежных средств на ваш счет, предоставить банковскую гарантию или выбрать иной способ, предусмотренный вашим положением о закупке;
- размер обеспечения должен быть равен размеру аванса или не превышать 5% от начальной цены договора, если авансирование не предусмотрено.
Срок, к которому участник должен предоставить обеспечение исполнения договора, также установите в соответствии с вашим положением о закупке. Можно, например, предусмотреть, чтобы участники предоставляли обеспечение одновременно с подписанным со своей стороны договором или в определенный срок после его заключения.
Если установили, что обеспечение исполнения предоставляется до заключения договора, и участник нарушил этот срок, то обеспечение заявки такому участнику не возвращается (ч. 26 ст. 3.2, ч. 17 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
Направьте сведения в реестр договоров
Вне зависимости от способа закупки, направьте сведения о договоре в Казначейство для включения в реестр договоров, используя функционал ЕИС. Исключение составляют договоры, заключенные по результатам закупок, сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС.
Если заключили договор стоимостью больше 100 тыс. руб. (500 тыс. – для крупных заказчиков) неконкурентным способом и не размещали сведения в ЕИС, все равно направьте информацию о таком договоре в реестр – в этом случае система позволяет не заполнять сведения об извещении.
Срок направления сведений – в течение трех рабочих дней с момента заключения договора (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ).
Срок заключения договора при закупке по Закону N 223-ФЗ
Заключать договор по итогам конкурентной закупки следует в срок не менее чем через десять дней и не более чем через двадцать дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола закупки.
Если поступила жалоба в антимонопольный орган или в соответствии с законодательством вам для заключения договора нужно получить одобрение органа управления, заключите договор не позднее чем через пять дней с даты такого одобрения или с даты принятия антимонопольным органом решения по жалобе (ч. 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Если получили уведомление о жалобе, не заключайте договор, пока антимонопольный орган не вынесет свое решение. Заключенный таким образом договор является ничтожным (ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
Если по истечении срока заключения договора потенциальный поставщик не предпринимает действий по заключению договора, например не предоставил в предусмотренный документацией срок обеспечение или не вернул подписанные экземпляры договора, вы вправе направить сведения о включении такого лица в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).
В таком случае, в зависимости от того, что предусмотрено вашим положением о закупке, вы можете, например, заключить договор с участником, сделавшим второе предложение, либо признать закупку несостоявшейся и выбрать победителя заново.
При закупке у единственного поставщика срок заключения договора Законом N 223-ФЗ не регламентирован. Установите сроки заключения таких договоров самостоятельно в положении о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
Договор по 223 ФЗ
Договор по 223 ФЗ — гарантия успеха
Российское законодательство сейчас строго регламентирует весь процесс на размещение заказа для проведения котировок, конкурсов или электронных аукционов. 223 ФЗ — это законодательный акт, который предусматривает разные способы закупки для юридических лиц. Это могут быть вышеназванные методы, а также и иные.
223 ФЗ предусматривает заключение контракта напрямую без проведения торгов. Например, положение о закупках предусматривает заключение договора, не предусматривающего проведение торгов. Но для этого должны быть выполнено одно из следующих условий:
- Если предмет договора 223 ФЗ поставка товара или услуги, предложенной поставщиком, которого можно относить к естественным монополиям
- Если поставщик осуществляет деятельность, которая относится к сфере услуг по инженерной инфраструктуре (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение), на которые государством составлены определенные тарифы
- Если к участию допущен лишь один участник, либо только одна заявка допущена из всех поданных
- Если предметом для подписания договора является доставка ценностей, которые имеют большое культурное значение и предназначены для государственных фондов
- Это далеко не весь список возможных причин для заключения договора без проведения торгов.
Если Вам эти пункты не подходят, то нужно учесть, что:
- Участником аукциона может стать любое юридическое лицо (ИП, организация или группа ИП)
- Победителем станет участник, предложивший наиболее выгодные условия, оговоренные в документах
- При организации аукциона заказчик имеет право прописывать те требования, которые он считает необходимыми
Но что нужно делать с договорами, которые были заключены до вступления 223 ФЗ? Договор должен быть составлен по всем правилам и требованиям, которые действовали на момент его заключения.
Закон может распространяться на отношения, возникшие до его вступления в силу, только в тех случаях, когда это отдельным пунктом прописано в нем (223 ФЗ это не касается).
А следовательно, договоры, подписанные до вступления в силу 223 ФЗ продолжают действовать.
По своей сути 223 ФЗ является рамочным, то есть регулирует только общие правила закупок, а также не содержит единого способа осуществления закупок какой-либо организации. Любая закупочная процедура должна включать: протоколы, изменения, документацию, проект договора, разъяснения к документации.
Договоры по 223ФЗ устанавливают необходимость постоянного доступа к информации при проведении государственных закупок. Для этого необходимо проводить торги в виде аукциона, конкурсы, публичные закупки и другие способы, указанных в положении о закупке. Поэтому для возможных поставщиков создаются одинаковые условия участия в торгах.
Положение о закупках оговаривает регламент работы заказчика во время отбора участников, также прописывает требования для этих участников и определяет возможные способы этих закупок.
Подписание договоров по 223 ФЗ помогает создать эффективную закупочную деятельность. Поэтому договор по 223 ФЗ станет лучшим вариантом для Вас и вашей процветающей компании.
Срок заключения договора по 223-ФЗ: подготовка и специфика подписания, отклонение, штрафы
Система государственных закупок регулируется не только на основании положений Федерального закона «О контрактной системе», но также и с помощью другого крупного нормативного акта – Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Под регулирование этого закона подпадают все действия в сфере закупок, которые должны осуществлять государственные заказчики, доля в уставном капитале которых, принадлежащая государству, составляет не менее пятидесяти процентов.
Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.
- 8 (800) 600-36-07 – Регионы
- +7 (499) 110-86-72 – Москва
- +7 (812) 245-61-57 – Санкт-Петербург
Задать вопрос
В число основных вопросов, которые попали в сферу регулирования данным нормативным актом, вошли также и вопросы, посвященные заключению договора по итогам проведения закупочной процедуры.
Рамочный договор
Такое соглашение заключается по установленному шаблону, где не указывается четких сведений относительно конкретного случая. К общим принципам подобных документов относятся следующие:
- Открытые условия.
- Точные показатели объема и цены отсутствуют.
- Поставка и отгрузка выполняется по дальнейшим заявкам, где и прописываются точные параметры заказа.
Если не указаны существенные условия, то рассматриваемый договор не будет признан заключенным. Но тогда каждая поставка должна будет рассматриваться в виде отдельного договора.
Существенные условия
Все условия, включаемые в соглашение в обязательном порядке, регулируются как положениями о закупках, так и ГК РФ. Причем Гражданский кодекс является основным регулятором заключаемых соглашений в нашей стране, вне зависимости от лица, выступающего в роли контрагента. Из указанных правовых актов следует, что к существенным условиям договора относится:
- Предмет. Эти сведения указываются в отдельном разделе, где говорится об объекте закупки, ранее содержащемся в соответствующем извещении.
- Цена. Окончательные сведения формируются на основе результатов, полученных после завершения закупки, даже в случае закупки у одного поставщика. Цена договора может быть изменена, но лишь в случае, если это действие не послужит причиной изменения политики государства в отношении образования цены.
- Права и обязанности сторон. В этом разделе, помимо прочего, указываются конкретные размеры санкций, а если они отсутствуют, то должны быть прописаны четкие механизмы их расчета.
- Срок заключения договора по 223-ФЗ. Регламентируется он в обязательном порядке, даже если речь идет о простой форме соглашения.
Документация
Согласно ФЗ № 223, документация для запроса предложений включает следующие бумаги, составляемые заказчиком:
- Извещение о планировании проведения закупки.
- Документация по предмету договора.
- Проект контракта.
В документации по закупке должны быть указаны все требования к оформлению, содержанию и составу заявок от потенциальных поставщиков. Контрагенты должны представить заказчику следующие документы:
- анкета заявителя: наименование, реквизиты (ИНН, ОКПО, КПП, номер банковского счета), дата регистрации и прочее;
- копия Устава;
- выписка из соответствующего реестра;
- решение о совершении или одобрении сделки в крупном размере;
- доверенность на представителя заявителя;
- сведения о потребительских и функциональных характеристиках услуги и товаров, условия выполнения условия договора и прочее;
- бумага, подтверждающая факт внесения задатка.
Возмездный договор
В соответствии с действующим законодательством договоры бывают возмездными и безвозмездными. В случае с рассматриваемым Законом, соглашение может быть исключительно возмездным. В нем содержатся разные данные. Но к существенным относятся:
- Предмет, согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ.
- Условие о списке, видах услуг, а также выполняемых действиях, согласно п. 1 ст. 779 Кодекса.
- Расход средств в денежном эквиваленте.
Договор, при котором не расходуются денежные средства, например, соглашение о дарении или бартере, не может относиться к закупке.
Поэтому не стоит переводить главные потребности на бартерные сделки, иначе у надзорных инстанций будут появляться вопросы о целесообразности осуществления процедуры, а также относительно контрагента.
Есть вероятность того, что это действие квалифицируется как нарушение требований антимонопольного законодательства по торгам, что повлечет за собой юридическую ответственность.
Ответственность заказчиков по госзакупкам в рамках ФЗ № 44
В силу Постановления от 31 октября г.
N установлены правила ведения реестра, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также регламентированы сроки размещения информации и документов в реестре.
Необходимо обратить внимание, что ведение реестра договоров является самостоятельной обязанностью заказчика в рамках ст. Следовательно, заказчик несет обязанность по размещению отчетности в силу ч.
Действующая в настоящее время система государственных закупок, которая функционирует на основании целого ряда федеральных нормативных актов, подвергается постоянному реформированию. Обусловлено это тем, что вся эта система направлена на то, чтобы вся система закупок стала максимально прозрачной.
Основной объект — должностное лицо заказчика. Также привлекаются к ответственности члены комиссии по осуществлению закупок, оператор электронной площадки, контрактная служба, контрактный управляющий.
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере государственных закупок. Срок давности привлечения к ответственности составляет 1 год со дня совершения правонарушения.
Если в ходе проверки контрольный орган выявит нарушение законодательства, то может возбудить дело об административном правонарушении в соответствии с Коап.
Положение о закупке
Подробности о том, как заключается и исполняется договор, предусмотренный Законом № 223-ФЗ, рассматриваются в Положении о закупке. Заказчик не вправе отклоняться от условий, которые в нем прописаны. Положение может состоять из нескольких документов, которые размещаются в ЕИС (Единой информационной системе).
В ней прописывается порядок заключения договора по 223-ФЗ и включаются следующие данные:
- Перечень документов, необходимых для подписания соглашения. Заказчики сами определяют соответствующий пакет.
- Правила их направления. Могут применяться любые способы, например, с помощью почты, электронной переписки, факса и так далее. Но оптимальным вариантом является направление посредством почты заказным письмом с уведомлением. Таким образом, заказчик сможет убедиться в том, что договор получен, а лицо, принявшее его, вправе совершать обговоренные действия.
- Сроки.
- Права и обязанности сторон.
Если действия какой-либо стороны не прописаны или указаны не полностью, то у победителя есть шанс уклониться от подписания соглашения, и при этом не быть включенным в реестр недобросовестных поставщиков.
Запрос предложений
В процессе оформления запроса предложений (по ФЗ № 223) в качестве закупочной формы, подавая заявку, участник подтверждает свою готовность заключить сделку в перспективе. Если он в дальнейшем откажется заключить договор или будет всячески уклоняться от этого, его занесут в специальный реестр, где фиксируются все недобросовестные поставщики.
В дальнейшем нахождение в этой группе может негативно отразиться на желании других заказчиков заключать с таким продавцом договоры. Это связано с тем, что перед заключением сделок стороны очень внимательно изучают своих контрагентов для определения более выгодных и надежных партнеров.
Почему возникают споры?
О том, на что опираться при разработке положений о закупке, существуют разные мнения. Одни авторы считают, что нужно устанавливать период, который устанавливался в Законе «О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ.
Другие полагают, что правильнее руководствоваться нормами, предусмотренными ГК РФ. Третьи уверены, что можно устанавливать любые сроки заключения договора по 223-ФЗ. Чтобы разобраться в этом вопросе, целесообразно рассмотреть эти мнения по отдельности.
Как подготовиться к оценке
- Для того чтобы успешно пройти оценку соответствия проектов ПЗ и изменений, заказчику при разработке плановой документации необходимо строго придерживаться действующего законодательства в части соблюдения требований о годовом объеме закупок у МСП.
- Также проверяемая организация-заказчик должна разместить в ЕИС утвержденный перечень ТРУ, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства.
- При разработке проекта ПЗ или программы изменений заказчику надлежит сверить раздел закупок у МСП с ранее опубликованным перечнем.
Правила ГК РФ
Ранее в п. 5 ст. 448 ГК РФ предусматривался предельный срок заключения договора по 223-ФЗ. Это двадцать дней после окончания проведения торгов и создания протокола по их итогам. Этот период указывался во многих Положениях о закупках, которые тогда разрабатывались.
Другой вопрос был в том, в какой момент после освещения итогов закупки можно было заключать соглашение. Как правило, обе стороны готовы приступить к этой стадии как можно скорее, вплоть до следующего дня после того, как будет составлен и подписан итоговый протокол.
Поэтому довольно часто договор заключался уже на 3-5 день после завершения торгов. Однако нужно помнить и положения Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.
Согласно ему, договор, подписанный ранее десяти дней после составления итогового протокола, нарушает основы конкуренции.
Возвращаясь к предельному сроку заключения договора по 223-ФЗ, следует отметить, что с 2020 года статья 448 ГК РФ была изложена в новой редакции, где этот период уже не упоминается. Сегодня предельный срок в 20 дней действует лишь в отношении субъектов малого бизнеса.
Шаги и время проведения электронных торгов по 223-ФЗ
Для того чтобы оптимизировать процесс проведения аукциона и сделать его наиболее эффективным, необходимо регламентировать его и ввести строгие нормы. Первое, что нужно определить – это время проведения тендера. В данном отношении могут быть два основных пути.
- Фиксированное время – скажем, с 9 до 18 часов. Этот подход не всегда эффективен, особенно при малом количестве заявок. Много времени теряется зря.
- «Плавающие» сроки – например, каждое поступающее предложение продляет время проведения торгов еще на полчаса.
Вместе с тем, важно понимать, что именно считается шагом в процессе аукциона. Если не определить этого понятия, то участники могут «двигать» цену на полкопейки и бесконечно продлять сроки «плавающего» аукциона. Здесь также существует градация:
- Фиксированный шаг – например, 2000 рублей или определенный процент от начальной стоимости контракта;
- Нефиксированный, в определенном диапазоне – скажем, от 1 до 3% от начальной стоимости;
- С возможностью понижения – если предложений мало, то величина шага может быть снижена, допустим, с 2000 руб. до 1000 руб.
Закон № 94-ФЗ
В Законе № 223 нет отсылок на положения иных законов, которые регулируют процессы госзакупок. В то же время отдельные разработчики придерживаются сроков, прописанных в статьях 29 и 38 Закона № 94.
В них говорится о том, что договор можно подписывать не раньше, чем через 10 дней после того, как подписан итоговый протокол. Эти нормы соответствуют Закону о закупках.
Однако в случае, когда одной из сторон являются представители малого бизнеса, можно тем самым вступить в противоречие из-за установленных предельных сроков заключения договора (20 дней).
Усмотрение организатора торгов
Как указывалось выше, часть разработчиков придерживается мнения, при котором можно устанавливать свои сроки. При этом они могут:
- Подписывать соглашение в течение 10 дней после подготовки и публикации итогового протокола.
- Передавать победителю договор на подписание в течение 3 дней и прочее.
Подобная точка зрения может привести к нарушениям сроков заключения договора по 223-ФЗ. К примеру, это лишает других участников возможности обратиться с жалобой на действия организаторов торгов.
Закон «О защите конкуренции» и соответствующие сроки
В Законе № 135-ФЗ прописана возможность обжалования бездействия или действий лиц, организующих закупки. Например, в ст. 18.1 Закона указывается процедура рассмотрения заявлений в отношении торгов в ФАС. Так, в п. 4 ст. 18.
1 Закона говорится о том, что с такой жалобой можно обратиться не позже 10 дней. Срок начинает истекать с момента подготовки и публикации протокола. В связи с этим Антимонопольной службе приходилось много раз устранять нарушения из-за несвоевременного заключения договоров.
Правда, суд не всегда выносил решения в пользу ФАС.
К основным моментам, которые в этом случае учитываются судебным органом, относятся следующие:
- При заключении договора по 223-ФЗ нужно предусмотреть такие условия, которые бы гарантировали участникам торгов возможность обжаловать организаторские действия.
- Если в Положении о закупках закрепить сроки, которые учитывают требования Закона № 135-ФЗ, то Антимонопольная служба не сможет применить соответствующие меры, например, о приостановлении торгов.
- Если срок подписания соглашения сокращен, то это считается злоупотреблением правом.
Если поступила только одна заявка
Если поступила только одна заявка от участника или только одна из пришедших заявок признана соответствующей требованиям, процедуру признают несостоявшейся.
В этом случае у заказчика есть право рассмотреть участника, подавшего единственную заявку, как потенциального исполнителя контракта. Если он принимает такое решение, проводится закупка у единственного участника.
Срок подписания контракта также не может быть менее 10 дней.
Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок вы найдете в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ
Штрафные санкции
За несоблюдение предписаний, например, уклонение от заключения договора по 223-ФЗ, может предусматриваться наказание в виде штрафа. В целом могут наступить следующие виды юридической ответственности:
- Дисциплинарная.
- Гражданская.
- Административная.
Уголовного преследования за подобные нарушения не предусмотрено. В то же время определенные действия или бездействие могут составлять объективную сторону преступлений. Тогда наказание будет квалифицировано, к примеру, по ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» или по частям 5 и 6 ст. 204 «Получение коммерческого подкупа».
А за эти преступления предусмотрено серьезное наказание. Так, в ст. 204 Уголовного кодекса предусмотрен штраф в размере от 200 тыс. до 1 млн. руб., либо заработной платы или другого дохода за период от 3 месяцев до 1 года, либо в размере суммы, от 20 до 40 раз превышающей сумму коммерческого подкупа. Также преступник может быть лишен права занимать конкретную должность сроком до 3 лет.
Дисциплинарная ответственность налагается на основании норм трудового законодательства. Она применяется к должностным лицам, нарушившим нормы внутренних документов организации.
Гражданская ответственность наступает на основании положений ГК РФ. К примеру, когда у участника появятся убытки в виде упущенной выгоды, если по итогам неправильно проведенного конкурса выбран другой подрядчик. Придется понести наказание и в случае, если заказчик отказывается от заключения договора по 223-ФЗ.
Основные требования к договору
Федеральный закон №223-ФЗ регулирует процедуру проведения различных закупочных мероприятий отдельными категориями государственных и муниципальных заказчиков. Однако эта регламентация не является очень подробной. В результате такой особенности данного нормативного акта можно сказать, что и процедура заключения договора, и основные требования к нему в данном законе весьма условны.
Тем не менее при обращении к Единой информационной системе можно увидеть, что в ней содержится библиотека типовых договоров, которые могут быть использованы в рамках заключения соответствующего соглашения на основании положений указанного закона.
Однако данная библиотека не является обязательной к использованию, так как только отражает информацию, доступную к использованию, например, если речь идет о договорах или контрактах на получение какого-либо вида специальных услуг для обеспечения функционирования самого заказчика.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Административная ответственность
Этот вид ответственности наступает за невыполнение или выполнение не должным образом положений Закона 223-ФЗ. Соответствующие нормы закона появились только в 2014 году.
В зависимости от характера правонарушения штраф для должностных лиц может составлять сумму от двух тысяч до пятидесяти тысяч руб., а для юрлиц – от пяти тысяч до пятисот тысяч руб.
Кроме того, может предусматриваться дисквалификация на срок до 1 года.
Заключение рамочного договора при закупках по 223-ФЗ
Заключение рамочного договора при закупках по 223-ФЗ
Понятие рамочного договора появилось в гражданском законодательстве в 2015 г.1.
Под таким договором, который также называется «договором с открытыми условиями», понимается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора2. Проще говоря — это договор, в котором не все до конца определено. Например, в рамочном договоре может быть определен его предмет (закупаемые ТРУ), в том числе его качественные характеристики, цена единицы ТРУ, ответственность сторон и другие параметры, но не определен объем поставляемых (оказываемых, выполняемых) ТРУ, при этом фактический объем ТРУ будет определяться в ходе исполнения такого договора по заявкам заказчика в зависимости от его фактической потребности.
В закупочной деятельности заказчиков по 223-ФЗ тоже могут быть ситуации, когда заказчик в момент закупки не может, например, определить тот фактический объем ТРУ, который ему понадобится, и заключение рамочных договоров в рамках данного закона тоже возможно, так как при осуществлении закупок заказчики руководствуются в числе прочего и нормами гражданского законодательства3. Но при этом следует учитывать ряд особенностей.
Главной особенностью является то, что при проведении конкурентной закупки, в результате которой планируется заключить рамочный договор, должна в любом случае быть определена максимальная цена договора — этот параметр должны быть установлен заказчиком в извещении о закупке и в документации о закупке4. Соответственно, он должен быть внесен и в договор, заключаемый по результатам конкурентной закупке.
На практике самой распространенной ситуацией при осуществлении конкурентной закупки, в результате которой заключается рамочный договор, является случай, когда заказчик устанавливает в извещении и документации о закупке максимальную цену единицы ТРУ и максимальную цену договора, и в отношении цены конкуренция участников закупки происходит по первому параметру.
При заключении договора в нем указывается цена единицы ТРУ победителя закупки и максимальная цена договора.
При исполнении договора фактический объем поставляемых (оказываемых, выполняемых) ТРУ определяется на основе фактической потребности заказчика, но цена договора, то есть тот объем денег, который может получить поставщик (подрядчик, исполнитель), не превышает максимальную цену, установленную при заключении договора.
Здесь важно обратить внимание на то, что нормы 223-ФЗ однозначно требуют от заказчика устанавливать в извещении и документации о закупке и, соответственно, в договоре, количественные характеристики (объем) закупаемых ТРУ5.
Однако в соответствии с гражданским законодательством количество товара в договоре может определяться не только в соответствующих единицах измерения, но и в денежном выражении6, а что касается работ и услуг, то гражданское законодательство не устанавливает, что их объем должен обязательно определяться именно в соответствующих единицах измерения7.
Таким образом, количественные характеристики (объем) ТРУ при заключении рамочного договора определяются в денежном выражении — максимальной цене договора и цене единицы ТРУ. С таким подходом соглашается и ФАС8.
Еще одной особенностью является то, что заключение рамочного договора в описанном выше виде невозможно в результате проведения аукциона.
Согласно нормам 223-ФЗ под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения НМЦД9.
Соответственно, если конкуренция среди участников закупки предполагается по цене единицы ТРУ (то есть снижаться должна не НМЦД, а цена единицы ТРУ), то заказчику следует использовать иной конкурентный способ закупки, предусмотренный 223-ФЗ и его положением о закупке (например, конкурс или запрос предложений).
Отметим, что вариаций рассмотренной конструкции является случай, когда заказчик также не может точно определить конкретное место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) — например, если закупаются работы по техническому обслуживанию оборудования для устранения последствий возможных аварий, которое расположено на нескольких адресах.
Здесь заказчик может лишь рамочно определить список возможных адресов как в извещении (документации) о закупке, так и в договоре — таким образом требование 223-ФЗ об указании места поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг)10 в принципе выполняется. И ФАС такой подход вполне устраивает8.
Также рамочно может определяться, например, дата поставки (выполнения работ, оказания услуг) и прочие параметры.
Другим распространенным в практике случаем проведения конкурентной закупки с заключением рамочных договоров является ситуация, когда заказчик проводит закупку, по результатам которой заключает рамочные договоры с несколькими поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые отвечают установленным им требованиям (например, по наличию квалификации и опыта работы) — иными словами, отбирает тех участников, которые способны выполнить договор согласно предмету закупки. А затем уже в рамках заключенных договоров проводит в отношении их закупочные процедуры (например, через запрос цен). Отметим, что такая конструкция тоже не вызывает претензий со стороны ФАС11.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о правомерности заключения рамочных договоров по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В отличие от конкурентной закупки здесь в 223-ФЗ не содержится каких-либо требований к указанию цены договора, объема ТРУ и т.д.
и, казалось бы заказчик может в этом случае заключать, так сказать, «суперрамочный» договор. Но все не так просто — есть практика ФАС, где такие действия заказчика считаются нарушением антимонопольного законодательства12, при этом противоположное мнение других государственных органов13 во внимание не принимается.
Правда следует отметить, что эта практика касается совсем уж вопиющего случая, когда заказчик заключил рамочный договор с поставщиком даже без технического задания — закупались просто «парфюмерные и косметические средства» на максимальную сумму договора в размере 1,2 млрд. руб.
При этом заказчик в своем положении о закупке прямо установил, что одним из случаев закупки у единственного поставщика как раз и является случай заключения рамочного договора, и именно эту норму ему пришлось исключить из данного документа под давлением ФАС, так как по мнению ФАС «включение в положение о закупке условий о проведении процедуры прямой закупки у единственного поставщика по рамочному договору не допустимо и может привести к ограничению конкуренции при проведении закупки путем сокращения числа хозяйствующих субъектов при выборе заказчиком способа осуществления неконкурентной процедуры».
Действительно, если заказчик намерен осуществлять закупки с заключением рамочных договоров, то в любом случае он должен отразить в своем положении о закупке соответствующие условия и правила таких закупок14. Отметим, что у многих заказчиков (чаще всего, у государственных и муниципальных учреждений) такой вариант закупок вообще не предусматривается, но в завершение статьи рассмотрим ряд имеющихся примеров.
В положении о закупке АО «Зарубежнефть»15 имеется отдельный раздел «Рамочные договоры». В нем говорится, что рамочные договоры заключаются в том случае, когда заказчик не может заранее определить объем поставки продукции. Рамочный договор может быть заключен любым способом из числа предусмотренных положением о закупке.
В плане закупок по закупке на право заключения рамочного договора указывается его начальная (максимальная) цена, при этом начальная (максимальная) цена рамочного договора означает максимально возможный суммарный объем соответствующих заказов в течение срока действия такого договора. В рамочном договоре должны быть определены все существенные условия будущих сделок, в т.ч.
наименование, предельная стоимость и (или) предельный объем закупки продукции; срок действия рамочного договора. Срок окончания действия рамочного договора должен наступать после поставки объема продукции, равного предельному, или по истечению срока, указанного в рамочном договоре.
При возникновении потребностей в соответствующей продукции заказчик ее заказывает в порядке, определенном договором.
При этом номенклатура, объемы и сроки поставки продукции (конкретный заказ) определяются по отдельным заявкам заказчика, направляемым по мере возникновения потребности в продукции в адрес поставщика, с которым заключен рамочный договор или на основании отдельных дополнительных соглашений к рамочному договору. Общая стоимость такого конкретного заказа рассчитывается исходя из установленных договором цен.
Положение о закупке ПАО «Московская объединенная энергетическая компания» устанавливает, что при закупках ТРУ, когда невозможно заранее определить точный объем, конкретные сроки, место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), но могут быть определены единичные расценки (прейскурант) на такие ТРУ, а также предельная стоимость и/или предельный объем закупки, заказчиком может быть применен рамочный или прейскурантный договор. При этом условиями рамочного или прейскурантного договора определяются единичные расценки (прейскурант) и максимальная цена договора, иные условия договора, а номенклатура, объем, сроки и место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) могут определяться заявками заказчика или иным образом, предусмотренным рамочным или прейскурантным договором при возникновении у заказчика потребности в ТРУ. Обратим внимание, что в этом примере в отличие от предыдущего заключение рамочного договора допускается не только в случае, когда заказчик не может определить объем закупаемых ТРУ, но также сроки и место поставки (выполнения, оказания) ТРУ.
ЗАО «Сбербанк — Лизинг» предусмотрело в своем положении о закупке возможность заключения по результатам конкурентной закупки рамочного договора (генерального соглашения) ограниченного срока действия, устанавливающего цену/тариф за единицу продукции или размер скидки от официального прайс-листа производителя продукции без определения общего объема поставки продукции и общей стоимости договора, но с указанием предельной (максимальной) стоимости договора и/или предельного (максимального) объема поставки продукции за период действия договора. Если рамочный договор заключен с одним поставщиком, то впоследствии для поставки конкретного объема продукции с ним заключаются отдельные договоры без проведения конкурентных (как с единственным поставщиком). А если рамочный договор заключен с несколькими поставщиками, то заказчик имеет право дополнительно провести между ними электронный аукцион (по сути здесь речь идет о переторжке).
___________________________________________________________
1П. 73 ст. 1 Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации».
2Ч. 1 ст. 429.1 ГК РФ.